Педагогические идеи А. Корто и актуальные проблемы современного музыкального воспитания и образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Ткачева, Анна Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат наук Ткачева, Анна Николаевна
Оглавление
Введение
Глава 1.Традиции Альфреда Корто и современная музыкальная педагогика
1.1 Художественная жизнь Франции на рубеже XIX — XX веков
1.2 Общая характеристика творческого пути А. Корто. Траектория профессиональных интересов и видов
деятельности
1.3 А. Корто - педагог: принципы, методологические установки, практические рекомендации
1.4 Педагогические идеи А. Корто и их реализация в современном учебно-образовательном
процессе
Глава II. Педагогическое наследие А. Корто и проблемы оптимизации учебной работы с учащимися-музыкантами на современном этапе. Опытно-экспериментальное исследование
2.1 Педагогические наблюдения
А) Уровень ВУЗа
Б) Уровень Детской музыкальной школы
2.2 Педагогические беседы, анкетирование и интервью
2.3 Обучающий (формирующий) эксперимент
А) Уровень ВУЗа
Б) Уровень Детской музыкальной школы
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Фортепианное творчество Сергея Слонимского в контексте школы исполнительского мастерства: диалектика традиции и новаторства2016 год, кандидат наук Линь Цзы Ин
Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов2019 год, кандидат наук Хань Мо
Китайская фортепианная исполнительская школа на современном этапе2024 год, кандидат наук Се Хэн
Современные подходы к формированию музыкально-исполнительской техники в процессе обучения: На материале учебной работы в фортепианном классе музыкального вуза2006 год, кандидат педагогических наук Галушка, Вадим Николаевич
Развитие музыкальной культуры учащегося-музыканта средствами русской фортепианной педагогики конца XIX - начала XX веков2018 год, кандидат наук Го Хуа
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические идеи А. Корто и актуальные проблемы современного музыкального воспитания и образования»
Введение
К числу наиболее актуальных вопросов педагогики относятся, как известно, те, которые связаны с уровнем и степенью готовности молодых специалистов к предстоящей им деятельности. Нельзя не отметить в этой связи, что сегодня всё более очевиден дисбаланс между узко ориентированной направленностью обучения в музыкальных учебных заведениях различных уровней и теми требованиями, которые выдвигаются перед выпускниками этих учебных заведений современными условиями труда. Последние требуют от этих специалистов широкого спектра знаний, умений и навыков, которые могли бы позволить им заниматься различными видами деятельности, востребованными в тех или иных реальных условиях.
Примером музыканта, специализировавшегося в различных видах профессиональной деятельности, может служить французский пианист, дирижёр, педагог и методист Альфред Корто. Его деятельность разворачивалась, в основном, в первой половине XX столетия, однако, как нередко случается, пример4, взятый из прошлого, может выступать в качестве ориентира и образца для настоящего, для музыкантов наших дней.
Сказанным определяется содержание и тематическая направленность настоящего исследования. Внедрение принципов универсализма в теорию и практику преподавания дисциплин художественно-творческого цикла; преодоление фрагментарности, присущей в ряде случаев этому преподаванию признаётся сегодня актуальным целым рядом ведущих специалистов. Образование, подчёркивается ими, должно стать фундаментом, на котором в дальнейшем смогут возникать различные модели профессиональной деятельности. Речь идёт, тем самым, о необходимости преодоления противоречия между реалиями окружающей действительности с её требованиями к подготовке кадров в области культуры и искусств — и ограниченным диапазоном профессиональных ориентиров и задач, фигурирующих в практике работы ряда учебных заведений художественно-творческого профиля (колледжи и ВУЗы
культуры и искусств, музыкальные факультеты педвузов и др.). Отсюда актуальность исследования, направленного на рассмотрение указанной проблемы, и в этой связи на анализ педагогической деятельности А. Корто, которым был внесён важный вклад в её решение.
Степень изученности проблемы. В отечественной музыкально-педагогической литературе деятельность А. Корто освещена недостаточно. За исключением книги Альфреда Корто «О фортепианном искусстве» в редакции К.Х. Аджемова, опубликованной более полувека назад (1965), и кандидатской диссертации O.A. Якуповой, рассматривавшей наследие А. Корто в искусствоведческом аспекте, материалов, относящихся к деятельности выдающегося французского музыканта, нет. Отдельные, немногочисленные и разрозненные высказывания музыковедов, упоминавших в том или ином контексте имя А. Корто, общей картины не меняют. Такая ситуация не может считаться удовлетворительной, учитывая ту важную роль, которую сыграл А. Корто в мировой художественной культуре и педагогике.
Цель исследования - разработать комплекс теоретико-методических рекомендаций, направленных на реставрацию педагогических идей А. Корто и их адаптацию в современной практике обучения музыке.
Объект исследования - учебно-образовательный процесс в вузах искусств и культуры.
Предмет исследования — педагогические традиции А. Корто в их соотнесённости с содержанием и формами обучения в музыкально-исполнительских классах вузов искусств и культуры.
Задачи исследования:
1. Очертить диапазон актуальных целей и задач, стоящих сегодня перед преподавателями и обучающимися в музыкально-исполнительских классах ВУЗов культуры и искусств.
2. Проанализировать профессиональную деятельность А. Корто; охарактеризовать её основные параметры, позволяющие трактовать эту
деятельность как своего рода модель универсальной подготовки специалиста в области искусств и культуры.
3. Выработать теоретические подходы и установки, направленные на оптимизацию процесса подготовки специалиста в указанной сфере деятельности. Разработать методику реализации идей и психолого-педагогических принципов А. Корто в современном процессе подготовки педагогов-музыкантов.
4. Выявить перспективные пути воздействия преподавателя на обучающегося; обосновать в этой связи содержание и средства обучения, актуальные на современном этапе музыкальной педагогики.
5. Проверить опытно-экспериментальным путём целесообразность методологических позиций и рекомендаций, выработанных в настоящем исследовании.
Гипотеза исследования:
1. Традиции Корто-педагога могут рассматриваться как один из базовых компонентов современного учебно-образовательного праксиса, как концентрат педагогических воззрений и подходов прошлого, доказавших свою обоснованность, устойчивость и профессиональную значимость на исторической дистанции.
2. Педагогические идеи А. Корто, адаптированные применительно к современным условиям обучения, имеют все основания выступать в качестве важного методологического импульса, ориентированного на совершенствование учебно-образовательного процесса в вузах искусств и культуры.
3. Потенциал педагогического наследия А. Корто способен оптимизировать подготовку специалистов в сфере искусств и культуры, но его реализация возможна при использовании соответствующей (релевантной) методики обучения, ориентированной на универсальное, системно-интегративное развитие учащихся. Она включает методы, основанные на творчески-эвристических действиях; методы так называемого «имитационного моделирования» (пересекающиеся с получившими известность в наше время технологиями
«контекстного обучения»), а также некоторые другие методы, близкие по своей направленности и структуре к вышеперечисленным.
4. Обращение к творческому наследию А. Корто (звукозаписям, опубликованным работам), одного из наиболее видных деятелей позднеромантического искусства, способствует расширению и обогащению эмоциональной палитры современного учащегося, что должно приниматься во внимание учителями, представляющими различные музыкальные специализации.
Методологическую основу исследования составили: а) опубликованные работы А. Корто («Курс интерпретации», «Аспекты Шопена», статьи, учебно-методические материалы и др.); б) исследования отечественных и зарубежных педагогов и музыковедов, посвященные творческой деятельности А. Корто (К.Х. Аджемов, А.Д. Алексеев, O.A. Якупова, В. Gavoty и др.) в) музыкально-педагогические концепции, выдвигавшиеся в связи с проблемой оптимизации профессиональной подготовки специалистов в области культуры и искусств (Э.Б. Абдуллин, A.A. Аронов, JI.C. Зорилова, С.И. Курганский, JLA. Рапацкая, П.Е. Решетников и др.).
Методы исследования: а) теоретический анализ научной литературы (педагогика, музыкознание); б) изучение материалов, связанных с художественной деятельностью и педагогическими воззрениями А. Корто; в) обобщение педагогического опыта в сфере культуры и искусств, научно-практическая интерпретация личного опыта автора диссертации; г) методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, анкетирование, интервьюирование, обучающий эксперимент).
Научная новизна исследования:
= исследован комплекс теоретико-методических идей А. Корто, относящихся к процессам подготовки специалиста в области музыкальной культуры, обогащающих содержание учебно-образовательного процесса в этой сфере; конкретизированы содержание и направленность этих идей;
= обоснована экстраполяция методологических подходов А. Корто на современную «педагогику искусства», определены и уточнены ресурсы этих
подходов, намечены пути и способы их использования в реальном художественно-воспитательном и образовательном процессе, в рамках учебно-воспитательного взаимодействия преподавателя и учащегося;
= показана перспективность адаптации художественно-творческих воззрений и практических методов А. Корто - педагога в современной теории и практике обучения музыке;
= изучены возможности всестороннего, универсального развития учащегося, опирающиеся на лучшие традиции европейской и российской музыкально-педагогической культуры;
= выявлены факторы развивающего потенциала, содержащиеся в педагогике А. Корто, определены реальные возможности опоры на них, использования этих факторов в процессах расширения общегуманитарного и профессионального кругозора учащихся-музыкантов;
= проанализированы и конкретизированы основные условия оптимизации подготовки высококвалифицированных кадров в сфере искусств и культуры, разработана методика обучения, обеспечивающая эффективное профессионально-личностное развитие обучающихся, будущих специалистов в указанной сфере деятельности.
Теоретическое значение исследования:
= Рассмотрены в теоретическом ракурсе проблемы оптимизации процесса обучения в вузах искусств и культуры;
= Выявлены и проанализированы традиции, заложенные одним из наиболее видных зарубежных педагогов-музыкантов первой половины XX столетия Альфредом Корто; показана взаимообусловленность традиций и инноваций в педагогической практике;
= Определены основные слагаемые теоретико-методологического фундамента, на котором возможно создание перспективных моделей музыкально-образовательной деятельности;
= Разработан комплекс методов, ориентированных на универсальное, системно-интегративное развитие будущих специалистов в области искусств и культуры.
Практическая значимость исследования:
Разработан и проверен спектр практических рекомендаций, адресованных преподавателям, занятым в системе вузов искусств и культуры. Разработан комплекс методов, оптимальных в плане решения задач, стоящих перед преподавательскими коллективами и обучающимися в вузах искусств и культуры. Материалы диссертации, эффективность которых подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы, используются в лекционных курсах по музыкальной педагогике, а также на занятиях в других, смежных учебных дисциплинах.
Положения на защиту:
1. Деятельность многих выдающихся мастеров музыкальной культуры прошлого, в том числе и педагогов-музыкантов, характеризуется близостью, а подчас и совпадением основополагающих идей и установок — с тенденциями, отчетливо просматривающимися в современной теории и практике обучения. К числу таких мастеров принадлежит и А. Корто, изучение деятельности которого способно реально помочь осознанию и решению некоторых актуальных современных педагогических проблем.
2. Обращение к педагогическому наследию А. Корто, использование его установок и принципов обеспечивает позитивные результаты при условии их творческой адаптации, при учёте «обстоятельств места и времени», накладывающих свой отпечаток на учебный процесс.
3. Одной из принципиально важных задач в системе вузов искусств и культуры является формирование направленности личности обучающегося, трактуемой как комплекс интересов, склонностей, влечений, установок и др., ориентированных на будущую профессиональную деятельность. Поскольку последняя предполагает чаще всего универсализм, многосторонность форм и видов труда, это обстоятельство должно приниматься во внимание в учебно-воспитательном процессе. Картина предстоящей деятельности, формируемая в
ходе занятий у будущего деятеля в области искусств и культуры, должна быть не одномерной, а разносторонней, многоплановой.
4. Дефицит романтических эмоций и чувств обедняет в определённой степени внутренний мир человека, Особо негативными последствиями чревато это для представителей художественно-творческих профессий. Общение с искусством А. Корто, погружение в его образно-поэтическую среду в значительной мере снижает риск возникновения этих явлений.
Достоверность исследования обеспечена: а) соответствием его методологии природе и характеру изучаемых явлений; б) опорой на труды авторитетных специалистов (отечественных и зарубежных); в) апробацией основных положений диссертации в экспериментальной работе; г) использованием адекватных методов анализа и обработки материалов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы исследования проводилась на заседаниях кафедры педагогики и методики профессионального образования, в процессе выступлений и докладов на научно-практических совещаниях, семинарах, всероссийских и международных конференциях: Белгород - 2009, 2011, 2013, 2014 гг., Прага - 2014 г., публикаций основных положений работы автора: Орёл - 2014 г., Челябинск - 2014 г., в эл. журнале «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» - 2014 г., а также в ходе экспериментальной работы в качестве преподавателя факультета музыкального творчества Белгородского государственного института искусств и культуры.
ГЛАВА I. Традиции Альфреда Корто и современная музыкальная
педагогика.
1.1 Художественная жизнь Франции на рубеже XIX — XX веков.
Конец XIX - начало XX века - непростой период в истории Франции. Социальные и политические изменения, произошедшие в конце века — падение второй империи и события Парижской коммуны, не могли не повлиять на художественную культуру того времени. Происходит значительные изменения в сфере художественного мышления и переоценка идейно — эстетических ценностей. Основное направление политики Коммуны в области культуры и искусства было провозглашено ею в лозунге "Искусство - массам". Рабочие имели возможность посещать театры и музеи, популярность обрели общенародные празднества, концерты и массовые зрелища. Идеи Парижской Коммуны нашли отражение, в основном, в песенном творчестве рабочих поэтов и композиторов, они также стали стимулом для демократизации профессионального реалистического искусства. После событий 1870-71гг. во Франции утверждение национальных традиций в музыкальном искусстве приобрело широкое распространение.
К концу XIX века в творчестве композиторов большинства стран Европы всё более остро стал ощущаться кризис романтизма. В некоторых странах началось перерастание романтизма в импрессионизм, символизм и экспрессионизм. Исполнительское искусство восприняло новые тенденции не сразу. Романтические традиции продолжали еще некоторое время господствовать в сознании большинства пианистов. Вместе с тем все еще были живы и активно воплощались некоторые «псевдоромантические» идеалы. С появлением исполнителей передовых взглядов, таких, как Ф. Бузони, В. Гизекинг, Маргарита Лонг, Й. Гофман и А. Корто, все более очевидной стала неоправданность применения резкого
заострения долей, преувеличенного гаЬаЮ, многочисленных оттяжек и люфтпауз в игре большинства исполнителей того времени. Свободные трактовки, как пишет А.Д. Алексеев, подчас граничили с произволом, преувеличенные эмоциональные «страсти», излишняя аффектация и даже искаженное исполнение мелодии были обычным явлением в исполнительской практике [4, с. 7]. На фоне подобных «романтических» явлений в музыкальном исполнительстве все отчетливее ощущалась необходимость глубокого решения проблем интерпретации, выработки иного подхода к авторскому тексту.
Царившая на эстраде виртуозность требовала постоянных многочасовых упражнений за фортепиано. В погоне за быстрыми темпами пианисты вынуждены были по многу часов играть гаммы, арпеджио и всевозможные трели, которые становились всё более бессмысленными ввиду их однообразия и непрерывности. Широкое распространение имели так называемые состязания и конкурсы пианистов на звание «короля октав» или мастера «жемчужной игры» [4].
Подобные явления были в равной мере присущи для Франции, Германии и некоторых других Европейских стран. Характерно, что, хотя назревание перемен в странах Европы проходило в разной политической обстановке, изменения в фортепианном исполнительском искусстве имели сходные тенденции благодаря постоянной интеграции культур. Так, в Германии на рубеже XIX - XX веков возникло направление, впоследствии получившее название анатомо-физиологического. Выдвинулся целый ряд теоретиков пианизма, труды которых повлияли на работу методистов многих стран, в том числе и Франции.
Первым педагогом, опубликовавшим подобные соображения, стал немецкий педагог Людвиг Деппе (1828 -1890). Его учение выдвинуло ряд положений, опровергавших отжившие традиции фортепианной педагогики и способствовавших возникновению новых принципов обучения. Продолжателем идей Деппе и основным лидером данного направления стал Рудольф Брейтхаупт, автор труда «Естественная фортепианная техника», опубликованного впервые в 1905-1906 годах. В своей работе он попытался объяснить с позиций физиологии и анатомии заблуждения школы, основанной на пальцевой игре. В частности, он
разделяет понятия «естественной» техники и «художественной», поясняя, что последняя требует совсем иных принципов движений, чем первая. Заметим, что понятие «художественной» техники всё еще было далеко от техники Маргариты Лонг или от техники В.И. Сафонова.
В 1900 - 1930-х годах XX века появляется целый ряд работ Т. Бандмана, Е. Тетцеля, Б. Миланковича, К. Ионена, Э. Баха, Г. Роота, посвященных техническим проблемам. Упомянутые авторы считали, что техническое обучение пианиста должно опираться на физиологические возможности руки. По их мнению, оно должно быть построено таким образом, чтобы не нарушать природу пианистического аппарата, а напротив, быть в союзе с природной гибкостью руки и не противоречить её естественным движениям. Несомненно, данное направление имело целый ряд отрицательных сторон, но уменьшать его значение в развитии теории пианизма нельзя. Г.М. Коган в статье «Проблемы теории пианизма» пришел к такому выводу относительно анатомо-физиологической школы: «Одно то, что эта школа разбудила пианистическую мысль, освободив ее от гнета авторитарности и от мертвящих догм старой школы, составляет такую огромную историческую заслугу, что перед ней в известной мере меркнут недостатки школы» [52, с. 37].
Таким образом, теоретики пианизма в Германии рубежа XIX - XX веков пытались переосмыслить технические возможности исполнителя.
Культурные процессы во Франции на рубеже веков имели общий вектор с тенденциями, имевшими место в Германии, хотя и с особенным, свойственным только ей колоритом.
Необходимость более глубокого и всестороннего развития в музыкальном искусстве Франции стала все более глубокой и настоятельной в 70-х годах XIX века, в период высокого подъема патриотических чувств, когда во всех областях культуры страна жаждала услышать свое национальное слово. В переписке с Э.Ф. Раден в 1868 году (29 марта /10 апреля) Антон Рубинштейн писал: «Вообще состояние искусства здесь плачевное, и все же заметно начало мощного
прогрессивного движения. И я думаю, что, когда в стране произойдет ближайший крупный политический переворот, искусство достигнет здесь значительного подъема...» [12, с. 14-15].
К концу XIX века в культурной жизни Парижа происходят серьезные изменения, связанные с уходом из жизни таких корифеев музыкального искусства, как Ф. Шопен и Ф. Лист. В стране все более ощутимым становилось отсутствие содержательности в музыкальном искусстве. Многое в композиторском и исполнительском творчестве не выдержало испытания временем, оказалось малосодержательным и легковесным. Во Франции, как и в Германии, царило чрезмерное увлечение технической стороной исполнения, которая переросла в откровенный «техницизм», что было обусловлено благоприятными для этого предпосылками. К ним можно отнести низкие вкусы публики, состоявшей в основном из великосветских покровителей и буржуазных дельцов.
Большинство музыкальных салонов, где могли выступать музыканты, содержались богатыми и влиятельными дельцами или же близко стоявшими ко двору императора особами, чьи вкусы были далеки от высокого искусства. Джеймс Росс в статье «Музыка во французских салонах» пишет, что музыка редко расценивалась знатью выше, чем приятное времяпровождение [155, с. 31]. В связи с этим становится понятно, почему в начале своей карьеры все видные музыканты того времени считали своим долгом завоевать себе славу, прежде всего, как виртуозы, выступая в наиболее крупных городах с обширными программами. Только так можно было заработать себе славу и материальное благосостояние.
Произведения, исполнявшиеся в тот период, в основной своей массе были исключительно легковесны по содержанию и не могли претендовать на длительную музыкальную жизнь. «С тех пор, как публичная игра на эстраде стала главным источником доходов, концертанты были вынуждены вести своеобразный образ жизни, разъезжая по городам и странам...Репертуар пианистов составлялся большей частью из собственных сочинений, выигрышных для показа виртуозных достижений...» [45, с. 40]. Сегодня сочинения Ф. Калькбреннера, А. Герца, А. Бертини и других, не имеющие существенной художественной ценности, в
лучшем случае, вошли в репертуар современных исполнителей в качестве инструктивного материала.
Материальные нужды концертантов служили поводом к постоянно предпринимаемым поездкам по городам Европы с целью не только приобрести славу, но и заработать средства к существованию. Даже великий Антон Рубинштейн после ухода из Петербургской консерватории вынужден был постоянно выступать, хотя творческие устремления его были направлены на сочинение музыки, которым он не мог заняться в силу постоянной занятости в концертных выступлениях. В письме к Э.Ф. Раден в начале 1868 года (13 января) он пишет: «...до тех пор, пока я буду вынужден вести жизнь странствующего виртуоза, мне придется отказываться от сочинения музыки. Но преодолев препятствия, я надеюсь достигнуть такого материального положения, при котором смогу, ни о чем другом не думая, пойти только по этому пути...» [12, с. 6-7].
Подъем фортепианного искусства зависел от общего развития всей музыкальной культуры Франции. Необходимо было, чтобы в общественном сознании произошел перелом в отношении к классической музыке. «Французская натура неподатлива на серьезную музыку! Прививают, прививают, но масса остается все также безвкусной, падкой лишь на эффект. Кроме салонной музыки, другой трудно серьезно процветать...», - пишет В.П. Зилоти матери в середине 1893 года, - «...Играть можно либо у Colonne и Lamoureux или в Салонах, где на всё - хорошо или дурно - кричат 'charmant'...» [44, е..360].
Безусловно, появившиеся в последней трети XIX века Концерты Колонна (1873), а затем и Концерты Ламуре (1881) способствовали пропаганде французской национальной музыки, «но только в контексте устоявшегося репертуара», как отмечает Джеймс Росс. «Это были альтернативные некоммерческие организации, исполнявшие серьезную музыку. Они были расположены к новому и противоречивому...» [155, с. 93]. В концертах Колонна и Ламуре неоднократно выступали многие выдающиеся музыканты - А. Корто, Р. Пюньо, Ж. Тибо, Дж. Энеску и А. Зилоти во время пребывания его в Париже. Деятельность подобных музыкантов, безусловно, способствовала широкому распространению
французской музыки и сыграла важную роль в воспитании кадров исполнителей и слушателей - носителей национальной культуры.
В период с 1884 по 1893 действовало музыкальное общество под названием «Les XX», где ежегодно проводились концерты и лекции. С 1888 года «Les XX» привлекает крупных исполнителей, таких как А. Корто и Э. Изаи, пропагандируя молодую французскую клавирную музыку, в том числе сочинения С. Франка, В. Д'Энди и Э. Шоссона. В марте 1894 года другая концертная организация «Libre Esthetigu е salon» провела фестиваль музыки Дебюсси, тогда еще малоизвестного композитора.
В последней трети XIX века происходит долгожданное и необходимое возрождение французской инструментальной литературы в творчестве молодых талантливых композиторов К. Сен-Санса и С. Франка. Появляются различные общества и организации, основной целью которых была пропаганда молодого национального искусства и приобщение слушателей к серьезной музыке.
Французская фортепианная музыка начинает приобретать видное место в развитии мирового искусства. Камиль Сен-Санс был горячим сторонником академического направления во французском фортепианном искусстве. Его взгляды формировались под влиянием Ф. Листа и А. Рубинштейна. С Антоном Рубинштейном его связывали дружеские отношения. Возможно, основание Рубинштейном Русского музыкального общества натолкнуло молодого композитора на мысль о создании подобного Национального общества музыки во Франции.
«...Национальное общество музыки (1872-1939) и его конкурент Независимое музыкальное общество (1909-1935) являлись частными организациями... Национальное общество музыки организовывало клавирные музыкальные вечера, остававшиеся частными до 1892 года; даже когда эти концерты были открыты для публики, встречи были небольшими и преобладали знатоки... Д'Энди подсчитал, что в течение сезона 1893-1894 годов, из 494 мест
только 80 были проданы» [155, с. 94]. Тем не менее, общество сумело за короткий срок стать центром пропаганды французского искусства, что было так необходимо в период высокого подъёма патриотических настроений в обществе.
Подъему музыкальной культуры Франции в целом также способствовали все возраставший интерес к русской музыке. Прозвучавшие впервые на Парижской всемирной выставке в 1889 году произведения М.И. Глинки, A.C. Даргомыжского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, H.A. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, А.К. Лядова, Ц.А. Кюи открыли французам богатейшее русское музыкальное творчество.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогические принципы Я.В. Флиера в современной практике преподавания музыки2014 год, кандидат наук Каменева, Галина Александровна
Педагогические принципы выдающихся представителей российской фортепианной школы ХХ века в профессиональной подготовке китайских пианистов2023 год, кандидат наук Лу Юань
Педагогические принципы выдающихся представителей российской фортепианной школы ХХ века в профессиональной подготовке китайских пианистов2024 год, кандидат наук Лу Юань
Исполнительская интерпретация фортепианной музыки: теория и практика2015 год, кандидат наук Дятлов, Дмитрий Алексеевич
Педагогическое наследие Карла Черни как источник развития навыков игры на фортепиано в музыкально-образовательном пространстве Китая2024 год, кандидат наук Ли Чженьюй
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ткачева, Анна Николаевна, 2015 год
Список литературы
1. Аджемов К.Х. Корто Альфред Дени // Музыкальная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т.З. - С.10.
2. Аджемов К.Х. Незабываемое. Воспоминания: Очерки и статьи. / К.Х. Аджемов. -М.: Музыка, 1972. - 152 с.
3. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. / А. Д. Алексеев - 4.1 и 2. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка; 1988. - 415 с.
4. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства, часть 3. / А.Д. Алексеев -М.: Музыка, 1982. - 286 с.
5. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений (на основе анализа музыкального искусства выдающихся пианистов XX века): Учебное пособие. / А.Д. Алексеев — М.: Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1984. - 92 с.
6. Алексеев А.Д. Клавирное искусство. Учебное пособие для консерваторий. / А.Д. Алексеев. - М.-Л.: Музгиз, 1952. - 252 с.
7. Алексеев А.Д. Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма. / А.Д. Алексеев. - Вып. II. - М.-Л.: Музгиз, 1948. — 314 с.
8. Алексеев А.Д. Французская фортепианная музыка конца XIX - начала XX века. К. Сен-Санс, С. Франк, К. Дебюсси, М. Равель. / А.Д. Алексеев. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. - 220 с.
9. Антонец Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М. - 1979. - 23 с.
10. Афонченко Л.Ф. Подготовка студентов вузов искусств к профессиональной педагогической деятельности. На примере специальности Фортепиано: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. / Елец, гос. Ун-т им. И.А. Бунина. - Елец, 2004. - 24 с.
11. Бажанов Н.С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста: Автрореф. д-ра искусствоведения. - М, 1995. - 48 с.
12. Баренбойм JI. А. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкальная и общественная деятельности. Т. 2. / Л.А. Баренбойм. - Л.: Гос. муз. издат., 1962. - 492 с.
13. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. — 336 с.
14. Баринова М.Н. Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони. / М.Н. Баринова. - М.: Классика - XXI, 2000. - 139 с.
15. Беседы о педагогике и исполнительстве: (к обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории). Вып. 1 / ред.-сост. В. Г. Цыпин. — М.: Изд-во Моск. консерватории, 1992. — 60 с.
16. Бирмак А. О художественной технике пианиста: Опыт психофизиологического анализа и методы работы. / А. Бирмак—М.: Музыка, 1973. - 141 с.
17. Благой Д. Значение образных ассоциаций в работе педагога-пианиста // Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред. И сост. Н.Л. Фишман. -М.: Музыка, 1966. - С.201-218.
18. Благой Д. К пониманию пианистом авторского текста: заметки об артикуляционных, динамических и темповых обозначениях // Вопросы фортепианного исполнительства. — М., 1973. —Вып. 3. - С.188-216.
19. Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) [электронный ресурс] / А.И. Богатырев // Изд. дом Образование и наука. — Режим доступа http .'//www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a. i.. doc.htm.
20. Брейтхаупт Р. Естественная фортепианная техника. / Пер. Гр. Прокофьева. - М., 1929.
21. Буасье А. Уроки Листа. / ред. Н.П. Корыхаловой. — Л.: Музгиз, 1964. -
67 с.
22. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания. / Исполнительское искусство зарубежных стран. - М.: Музгиз, 1962. — Вып. 1 -С. 142175.
23. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстное обучение: метод, пособие / A.A. Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
24. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. / А. А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС. - 2004. - 84 с.
25. Вербицкий A.A. Контекстное обучение: теория и технологии // Педагогические технологии контекстного обучения / под ред. A.A. Вербицкого. — М.: Знание, 1994.- С.3-57.
26. Вербицкий A.A. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / A.A. Вербицкий. — М.: Знания, 1987. - С.3-46.
27. Вицинский A.B. Процесс работы пианиста - исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. / A.B. Вицинский- М.: Классика- XXI. - 2008. - 96 с.
28. Владимиров И. На концерте Альфреда Корто. / И. Владиморов // Красная газета, № 76 (5442) - 2 апреля, 1936.
29. Выготский JI.C. Анализ эстетической реакции: собр. тр. / Лев Семенович Выготский. — М.: Лабиринт, 2001. - 477 с.
30. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Семенович Выготский; под ред. В.В. Давыдова. -М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
31. Выготский Л.С. Психология искусства / Лев Семенович Выготский. — М.: Совр. гуманист, ин-т, 2001. — 211 с.
32. Выдающиеся пианисты - педагоги о фортепианном искусстве. / ред. С. М. Хентовой. - М.-Л.: Музыка, 1966. - 316 с.
33. Гизекинг В. Так я стал пианистом. Статьи о пианистическом искусстве. / Исполнительское искусство зарубежных стран. - М.: Музыка, 1975. — Вып.7. -С. 189-253.
34. Гольденвейзер А.Б. Концерты Альфреда Корто./ А. Гольденвейзер // Известия, 29 марта 1936.
35. Гольденвейзер А.Б. Концерты Альфреда Корто // Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве / ред. Д.Д. Благой. - М.: Музыка, 1975. - С.86-87.
36. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. / Сост. Д.Д. Благой - М.: Сов. комп., 1969. - 448 с.
37. ГОСТ ВПО по специальности 050100 Педагогическое образование. -Введ. 2003-05-26. - М.: Изд-во стандартов, 2003. - 45 с.
38. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игр е./ И. Гофман - М.: Классика - XXI, 2003. - 192 с.
39. Григорьев Д., Платек Я. Современные пианисты. - М.: Советский композитор, 1985. - 472 с.
40. Гринберг М. Корто, Петри, Казадезюс. / Советское искусство, 1936. — 5 мая - № 21.
41. Гринберг М. И.: Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. А. Ингер. -М.: Сов. композитор, 1987. -304 с.
42. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. / В. И. Даль. - М.: Рус. язык, 1998. - 688 с.
43. Долинская Е. А. Корто / Аннотация к грамзаписи «Альфред Корто» Д27259-60. -М.: Мелодия, 1970.
44. Зилоти А.И. Воспоминания и письма. / ред. JI. Н. Раабена. — JL: Гос. муз. издат., 1963. -468 с.
45. Зингер Е.М. Из истории фортепианного искусства Франции до середины XIX века. / Е.М. Зингер - М.: Музыка, 1976. — 112 с.
46. Зорилова JI.C. О проблемах профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры и искусств. // Музыкальная педагогика. Исполнительство: Вып. 8. Сборник статей - М.: МГУКИ, 2005. - 144 с.
47. Игумнов К. Н. Альфред Корто. / Советское искусство, 1936. - 29 марта. - №15.
48. Исследовательские подходы: Хрестоматия по методологии педагогического исследования./ Сост. П.Е. Решетников, Н.С. Сердюкова, Е.В. Шварев; под ред. Решетникова П.Е. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2006. - 286 с.
49. Казакова А.Г. Модульное обучение: Методические рекомендации / А.Г. Казакова. - М.: Библиотека исследователя, 1997. - 40 с.
50. Казанцева JI.П. Понятие исполнительской интерпретации / Л.П. Казанцева // Музыкальное содержание: наука и педагогика. - Уфа: РИЦУГАИ,
2004.- С.149-156.
51. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1972.-268 с.
52. Коган Г.М. Вопросы пианизма: Избранные статьи. — М.: Советский композитор, 1968.-468 с.
53. Коган Г.М. Избранные статьи. - М.: Советский композитор,1972. -Вып. 2. - 266 с.
54. Коган Г.М. У врат местерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. / Г.М. Коган-М.: Сов. комп. 1977. - 172 с.
55. Коган Г.М. Ферруччо Бузони. / Г.М. Коган - М.: Советский композитор, 1971.-232 с.
56. Коменский Я.А. Избраннные педагогические сочинения. / Я.А. Коменский - М., 1955. - 287 с.
57. Корто А. Аспекты Шопена (фрагмент)//Шопен, каким мы его слышим / ред.-сост. С.М. Хентова. - М.: Музыка, 1970. - С.206-213.
58. Корто А. О фортепианном искусстве / А. Корто - М.: Классика - XXI,
2005.-252 с.
59. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники / А. Корто — М.: Музыка, 1966. - 108 с.
60. Корыхалова Н.П. Звукозапись и проблемы музыкального исполнительства // Музыкальное исполнительство. -М.: Музыка, 1973. - Вып. 8. - С.102-137.
61. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. / Н.П. Корыхалова- Л.: Музыка, 1979. - 208 с.
62. Краевский В.В. Общие основы педагогики. / В.В. Краевский - М.: Академия, 2003. —256 с.
63. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исполнителей / В. В. Краевский. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
64. Кроль В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / В. М. Кроль. — М.: Высш. шк., 2001. -319 с.
65. Ларионова Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза. — Челябинск: ЧГАУ, 2004.
66. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер — М., 1989.-378 с.
67. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. / Либерман Е.Я. — М.: Классика-ХХ1, 2010.-148 с.
68. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. / Е.Я. Либерман - М.: Музыка, 1988. - 236 с.
69. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.. 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев- М.:2001.- 607с.
70. Лихачев Б. Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. — М., 1995. -320с.
71. Лонг М. За роялем с Дебюсси. / Пер. Ж. Грушанской, под ред. Е. Бронфин. -М.: Советский композитор, 1985. - 160 с.
72. Лонг М. Французская школа фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о музыкальном искусстве. - М.-Л.: Музыка. 1966. - С.208-235.
73. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки. //Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С.315-335.
74. Львов Л.В. Формирование профессиональных умений у студентов вузов. - Челябинск: ЧелГУ, 2004.
75. Малинковская A.B. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 039700 «Музыкальное образование» / A.B. Малинковская. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 381 с.
76. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной -теории и методике преподавания музыки. / Т.Г. Мариупольская — М., 2002. - 201с.
77. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки: теоретический и методический аспекты: автореф. дис. ...
док. пед. наук : 13.00.02 / Мариупольская Татьяна Геннадьевна; [Моск. пед. гос. унт]. — М., 2002. - 53 с.
78. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. / К.А. Мартинсен - М.: Музыка, 1966. — 218 с.
79. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. / К.А. Мартинсен — М.: Классика — XXI, 2003. — 117 с.
80. Марушина В. Н. Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / В. Н Марушина; МГТУ. — М., 2000. - Режим доступа : http://www.mstu.edu.ru/publish. html
81. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. / Медушевский В.В. -М., 1993.-262 с.
82. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина и др. / Под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
83. Милыптейн Я.И. О воспитании техники пианиста // Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред.-сост. Фишман. — М.: Музыка, 1966. - С.181-200.
84. Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы: материалы науч.- практ. конф., 4-5 марта 2003 г. / науч. ред. Е. И. Максимов. - М.: Изд-во МГУКИ, 2003. - 156 с.
85. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / сост. Г.М. Цыпин. — Белгород, 2007. — 411 с.
86. Музыкальное исполнительство и педагогика: история и современность: сб. ст. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — М.: Музыка, 1991. — 238с.
87. Музыкальная энциклопедия, 1973-1982. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: [http://www. musenc.ru > html/d/d5emer.html].
88. Назайкинский E.B. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. — 248 с.
89. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. / Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
90. Назайкинский Е.В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения // Музыкальное искусство и педагогика. — М.: Музыка, 1978. — Вып. 3.—С.3-12.
91. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. / Г.Г. Нейгауз - М.: Классика-ХХ1, 1982. - 300 с.
92. Нейгауз Г.Г. Три художника / Г. Г. Нейгауз // Советское искусство, 17 апреля 1936, № 18.
93. Нестеренко Е.Е. Размышления о профессии. - М.: Искусство, 1985. — 178 с.
94. Николаева А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: автореферат дис.... доктора педагогических наук: 13.00.02 / А.И. Николаева. - М., 2004. - 52 с.
95. Николаева А.И. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учебное пособие. -М.: Музыка, 1980. — 112 с.
96. Николаева А.И. Формирование музыкально-исполнительского мастерства: Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина / А.И. Николаева. -М.:МГПИ, 1981.- 154 с.
97. О западноевропейской музыке XX века. / ред. М. Друскин — М.: Сов. комп, 1973. -271 с.
98. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / ред. В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2005. — 368 с.
99. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки пед. университетов, консерваторий и гуманитарных вызов / Г.П. Овсянкина. - СПб.: Союз художников, 2007. - 240 с.
100. Педагогика / ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 237 с.
101. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. заведений / ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд. — М.: Академия, 2007. - 368 с.
102. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / ред. B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ Март, 2004. -336с.
103. Петрушин В. И. Музыкальная психология: для студентов сред, и высш. муз. учеб. заведений / В. И Петрушин. — 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 383 с.
104.Психология: Учебник для гуманитарных вузов. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. — 656 с.
105. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: уч. пособ. для студент, муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / ред. Г.М. Цыпина. — М.: Академия, 2003. - 368 с.
106. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. Избр. Статьи. Вып.1. / Д. А. Рабинович. - М.: Советский композитор, 1979. - 320 с.
107. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. Избр. Статьи. Вып. 2. / Д. А. Рабинович. - М.: Советский композитор, 1981. — 230 с.
108. Розанов И.В. Принципы клавирной педагогики и исполнительства Франции и Германии первой половины XVIII века. (На материале французских и немецких трактатов). Автореф. канд. иск. (17.00.02). — Л., 1981. — 22 с.
109. Рубинштейн А.Г. Лекции по истории фортепианной литературы. / ред. С. Л. Гинзбург. - М.: Музыка,1974. - 110 с.
110. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.-486 с.
111. Русская музыкальная газета, 1911, № 49. - С.143-144.
112. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. Савшинский - М.: Музыка, 1964. - 186 с.
113. Савшинский С. И. Работа пианиста над техникой. / С. Савшинский. -Л.: Музыка, 1968.-108 с.
114. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т 1 / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
115. Селевко Г.К. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. —256с.
116. Сластенин В.А. Психология и педагогика. — М., 2003. — 113 с.
117. Сластенин В.А., Исаева, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, E.H. Педагогика. - М.: Школьная пресса, 2002. - 576 с.
118. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. / М.А. Смирнов. - М.: Музыка, 1990.-319 с.
119. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Том 6. Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания: 1917-1938. Интервью и беседы: 1896-1937. /ред. И.Н. Виноградская. - М.: Искусство, 1999. — 468 с.
120. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. / Б.М. Теплов-M.-JL: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. - 335 с.
121. Теория музыки и музыкальная педагогика: сб. ст. / Владимир, гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского ; редкол.: С. М. Зарухова [и др.]. - Владимир: ВГПИ, 1981.-93 с.
122. Тихонов Б.Д. Систематичность и последовательность в содержании музыкального обучения. // Развитие творческого потенциала студентов музыкальных специализаций: Сборник научных статей: Выпуск 2. — М.: МГУКИ, 2001.-84 с.
123. Тиц Б. Альфред Корто (Исполнительский облик). / Б. Тиц // Советская музыка, 1396, №5 - С.101-102.
124. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / ред. Д.Н. Ушаков. - М.: ТЕРА, 1996.-Т. 4.- 752 с.
125. Толстых Н.П. Французская фортепианная музыка 1920-х гг. (анализ стилистических и жанровых особенностей; проблемы исполнения и использования в фортепианной педагогике) Автореф. канд. Искусствоведения (17.00.02) - Л., 1980.-22 с.
126. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч.: в 11 ' т. / К. Д. Ушинский. - М., 1948. - Т. 3.
127. Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. / Г. Филенко-М.: Музыка, 1983.-231 с.
128. Фортепианное искусство XX столетия: Межвузовский сборник научных трудов./ Российский государственный педагогический университет им.
А.И.Герцена. Ред. - сост. М.В.Воротной. - СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2000.-129 с.
129. Французская фортепианная музыка XX века. / ред. У. Балтина. - М. Сов. комп., 1972.-119 с.
130. Хентова С. М. О музыке и музыкантах наших дней. / Е. Хентова - JL: Советский композитор, 1976. - 360 с.
131. Хентова С.М. Маргарита Лонг. / С.М. Хентова- М.: Музгиз, 1961. -104 с.
132. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В.А. Цуккерман. - М.: Сов. Композитор, 1970. - 464 с.
133. Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной . культуры и педагогики. Проблемы содержания, формы, языка и стиля. / Г.М. Цыпин — Тамбов, 2005. — 274 с.
134. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: учебное пособие для музыкально-педагогических фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Цыпин. — М.: Академия, 1999. - 193 с.
135. Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство: уч. пособ. / Г. М. Цыпин. - М.: МПГУ, 2011. - 25 с.
136. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г. М. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.
137. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн. 1 / Г. М. Цыпин - М.: Сов. композитор, 1988 - 382 с.
138. Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов: музыкально-критические ст. / Г. М. Цыпин. - 2-е изд., доп. - М.: Сов. композитор, 1990. - 336 с.
139. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий / Геннадий Моисеевич Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994. - 373 с.
140. Чинаев В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII - XIX веков: На примере фортепианного исполнительского искусства. Автореф. дисс. ... д-ра искусствоведения. -М., 1995. — 48 с.
141. Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения. // Химия в школе.- 1995, №2.
142. Штейнхаузен Ф.А. Техника игры на фортепиано. / ред. Гр. Прокофьева.
- М.: Госиздат Муз. Сектор, 1926. - 90 с.
143. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов / Р. Шуман. Альбом для юношества. / ред. В. Мержанова. - М.: Музыка, 1978. - 72 с.
144. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. Методическое пособие для педагогов музыкальных вузов. / Вступит, ст. Д.М. Серова. - М.: Музыка, 1968.-248 с.
145. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.
146. Якиманская И.С. Развивающее обучение / Ираида Сергеевна Якиманская. - М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
147. Якупова O.A. Аспекты творчества Альфреда Корто: Исполнительство, педагогика, редакторская деятельность: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — -Магнитогорск, 1998.-431 с.
148. Aspects of Cortot: Thomas Manshardt with contributions from Lawrens Amundrud. Greate Britain, 1994.
149. Blaukopf К. Les Grands Virtuoses. Paris, 1955. - 224 p.
150. Brody Elaine. Paris: The musical kaleidoscope, 1870 - 1925/ Elaine Brody.
- New-York, Brazillrr, 1987. - XVI. - 359 p.
151. Cortot Alfred. Aspects de Chopin. - Paris, Michel, 1960. - 324 p.
152. Cortot Alfred. La musigue française de piano. Par. A. Cortot. Ser. 2. - Paris, Rieder, 1932. - 223 p.
153. Cortot Alfred. La musigue française de piano. Par. A. Cortot. Ser. 3. - Paris, Presses universitaires de France, 1944. - 294 p.
154. Cortot Alfred. Chopin. Weesen und Gestalk. Übers von Hanns von Winter. 2. Aufl. - Zürich,I960. - 266 p.
155. French music since Berlioz. Edited by Richard Langham Smith and Caroline Potter. - Aldershot, Hants.; Burlington, VT: Ashgate, cop. 2006. -XXIII, 363p.
156. Gavoty Bernard. Alfred Cortot. Portr. by Roger Hauert. Text by Bernard Gavoty. — Geneva-Monaco: Kister - Union evropéene d'éditions, cop.1955. - 57p.
157. Gavoty Bernard. Walter Gieseking. Portraits by Roger Hauert. Text by Bernard Gavoty. — Genève-Monaco, Kister et Union européenne d'ed, 1954. - 32 p.
158. Gieseking Walter. So wurde ich Pianist. 2. Aufl. - Wiesbaden, Brockhaus, 1963.- 148 p.
159. Gieseking Walter, pers. Laaf, Ernst. Walter Gieseking zum Gedächtnis. -Wiesbaden, 1956.
160. Marmontel Antonine François. La première année de musigue. Solfège et chants. Leçons, résumés, 154 exercices, 55 chours à F unison ou à deux parties, 50 devoirs, gestionnaires et lexigue à l'usage de l'enseignement élémentaire. Par. A. Marmontel. 41-me ed. - Paris, Libr. Colin, 1909. - 141 p.
161. Marmontel Antonine François. La deuxieme année de musigue, solfège et chants. Choeurs à l'unison at à deux et trios parties. 5-me èd. - Paris, A. Colin, 1900. -336 p.
162. Marmontel Antoine François. Les clavécinistes de 1637 a 1790. Histoire du clavecin. - Paris, 1867. App. Des Classigues — Marmontel. Etude rétrospéctive de l'ecole du piano.
163. Marmontel Antoine François. Les pianastes sélèbres. Silhouettes et médaillong. Par. A. Marmontel. - Paris, Heugel, 1878. - 312 p.
164. Schonberg Harold C. The greate pianists: From Mozart to the Present / Harold C. Schonberg. - Rev. a updated.- New-Work: Simon and Schuster, cop. 1987. -525 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.