Педагогические принципы Я.В. Флиера в современной практике преподавания музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Каменева, Галина Александровна

  • Каменева, Галина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 161
Каменева, Галина Александровна. Педагогические принципы Я.В. Флиера в современной практике преподавания музыки: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2014. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Каменева, Галина Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Педагогические и музыкально-исполнительские

принципы Я. В. Флиера

1.1 Концертно-исполнительская деятельность Я. В. Флиера

в контексте отечественной музыкальной культуры XX века

1.2 Воспитательная система Флиера-педагога: приоритеты, установки, основные направления

деятельности

1.3 Технологические аспекты

педагогики Я. В. Флиера

1.4 Традиции Я. В. Флиера и современная практика обучения музыкальному исполнительству

ГЛАВА 2. Диагностика актуальности педагогических принципов

Я. В. Флиера. Опытно-экспериментальная работа

2.1 Педагогические беседы. Интервью

2.2 Педагогические наблюдения

2.3 Обучающий (формирующий) эксперимент

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические принципы Я.В. Флиера в современной практике преподавания музыки»

ВВЕДЕНИЕ

Российская педагогика, включая и тот специфический сектор ее, который связан с обучением дисциплинам художественно-творческого цикла, переживает сегодня пору кризиса. Об этом прямо говорится в выступлениях ведущих специалистов (дидактов, социологов, психологов, культурологов), а также в широких кругах учителей-практиков .

В этой ситуации по понятным причинам актуализируется обращение к профессиональному опыту ведущих мастеров прошлого и настоящего. Чтобы не сдать завоеванных позиций, не утратить достигнутого, следует со всем вниманием присмотреться, проанализировать испытанные, проверенные временем методологические подходы и технологии учебно-воспитательной деятельности, отработанные в практике ведущих мастеров. К их числу принадлежал и Я. В. Флиер, один из наиболее видных и авторитетных отечественных педагогов-музыкантов недавнего прошлого.

Творческая деятельность Я. В. Флиера разворачивалась в тридцатые — семидесятые годы минувшего столетия. Популярный пианист-исполнитель, лауреат престижных международных конкурсов, Я. В. Флиер принадлежал одновременно к числу авторитетных профессоров Московской консерватории, в классе которого обучались молодые музыканты, которых причисляют ныне к элите отечественного и мирового искусства (Л. Н. Власенко, Б. М. Давидович, М. В. Плетнев и др.). Есть основания утверждать, что изучение теоретических и методических аспектов педагогического наследия Я. В. Флиера может способствовать преодолению кризисных явлений в современной музыкальной педагогике, помочь в разрешении острых противоречий, характеризующих ее состояние на сегодняшний день. Сказанным определяется актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Специальных исследований, направленных на изучение и педагогический анализ деятельности

Я. В. Флиера, до настоящего времени не проводилось. Исключение составляет книга Г. М. Цыпина «Я. В. Флиер», которая вышла в свет несколько десятилетий назад (1972 г.) и анализирующая наряду с исполнительской деятельностью, также отдельные аспекты педагогической практики музыканта. Немаловажное значение имела статья Е. Б. Долинской «Открытые уроки Я. В. Флиера», датированная началом восьмидесятых годов и вошедшая в сборник «Яков Флиер. Статьи. Воспоминания. Интервью» (1983 г.). Указанный сборник в дальнейшем дополнялся и переиздавался (2012 г.). Опубликованные в нем воспоминания ряда учеников Я. В. Флиера, выполненные в жанре мемуарной литературы, дают определенное представление о педагогической деятельности их учителя, однако авторы этих материалов, по понятным причинам, не ставили перед собой задачи научно-ориентированного исследовательского подхода к изучению теоретико-методических основ педагогической деятельности Я. В. Флиера.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать основные параметры педагогической школы Я. В. Флиера; обосновать их актуальность; соотнести с запросами современной практики обучения в музыкально-исполнительских классах музыкальных учебных заведений.

Объект исследования: теория и практика преподавания музыки в современных музыкальных учебных заведениях.

Предмет исследования: оптимизация содержания, форм и методов обучения музыкально-исполнительской деятельности на основе широкого использования педагогических принципов Я. В. Флиера.

Задачи исследования:

• рассмотреть феномен традиции в педагогике искусства; проанализировать пути и способы трансмиссии наиболее жизнеспособных традиций в современную систему обучения музыке;

• исследовать возможности оптимизации процесса обучения с опорой на традиции отечественной музыкальной педагогики (в частности, традиции школы Я. В. Флиера);

• раскрыть характерные черты и особенности педагогической системы Я. В. Флиера, обосновать ее теоретическую и практическую значимость; выявить наиболее актуальные и жизнеспособные компоненты этой системы;

• определить слабые стороны музыкально-образовательной практики в исполнительских классах (фортепианных и др.) современных музыкальных учебных заведений;

• исследовать методы претворения художественно-творческих и музыкально-исполнительских принципов Я. В. Флиера в современной практике обучения и воспитания учащихся-музыкантов;

• проверить экспериментальным путем эффективность и целесообразность использования выработанных в исследовании теоретико-методических положений и рекомендаций.

Гипотеза исследования:

Профессиональный потенциал основных субъектов музыкально-педагогического процесса — учителя и ученика — может быть существенно расширен и обогащен, если будут изучены и адаптированы в рамках соответствующей деятельности художественно-творческие и педагогические принципы Я. В. Флиера. Особо значимые аспекты педагогического наследия Я. В. Флиера, на которые необходимо обращать специальное внимание, соотносятся:

• с развитием общей и специальной (профессиональной) культурой учащегося;

• активизацией его художественно-образного мышления;

• уточнением герменевтических принципов работы с музыкальным материалом;

• отработкой курса на синтез интуитивного и рационально-логического начал;

• оптимизацией процесса работы над музыкальным произведением;

• формированием двигательно-технических (исполнительских) умений и навыков. Методологическую основу диссертации составили труды, относящиеся

к проблеме оптимизации учебно-образовательной деятельности в ее современной интерпретации в контексте меняющихся требований к подготовке молодых специалистов различного профиля (Э. Б. Абдуллин, Г. П. Овсянкина, А. М. Новиков, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына); исследования посвященные педагогическим принципам К. Н. Игумнова, ретроспективному анализу его школы, воспитанником которой был Я. В. Флиер (А. В. Вицинский, Я. И. Милыптейн и др.); материалы музыковедческого и музыкально-педагогического профиля, освещающие

профессиональную деятельность Я. В. Флиера — исполнителя и педагога (Е. Б. Долинская, Г. М. Цыпин); воспоминания учеников Я. В. Флиера, свидетельствующие о его подходах к обучению и воспитанию творческой молодежи (Л. Н. Власенко, Н. Лельчук, Р. К. Щедрин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы (педагогика, музыкознание, методика обучения игре на музыкальных инструментах); обобщение данных, относящихся к школе К. Н. Игумнова, к деятельности наиболее видных ее представителей (Я. В. Флиера и др.); методы эмпирического уровня (опросы специалистов, анкетирование, изучение «производственной» документации, откликов на исполнительскую и педагогическую деятельность Я. В. Флиера, рецензий на концертные выступления, а также педагогические наблюдения и эксперименты, сопряженные с анализом и изучением наиболее важных из существующих на сегодняшний день «ответвлений» педагогики Я. В. Флиера). Новизна исследования:

• рассмотрены, изучены, внедрены в практику преподавания принципы Я. В. Флиера-педагога, доказавшие свою жизнеспособность и целесообразность использования в современном музыкально-педагогическом «обиходе»;

• выявлены и апробированы механизмы трансмиссии музыкально-педагогических традиций в современную практику обучения и воспитания;

• уточнены педагогические условия, способствующие оптимизации содержания, форм и методов обучения в музыкально-исполнительских классах современных учебных заведений;

• проанализирована система преподавания К. Н. Игумнова, послужившая фундаментом профессионального становления и развития таких мастеров как Я. В. Флиер, Л. Н. Оборин и др., система, сохранившая свой творческий потенциал до настоящего времени;

• определены возможности повышения «коэффициента полезного действия» обучения музыкальному исполнительству на основе трансформации и продуктивного использования методологических подходов, созданных в прошлом выдающимися российскими педагогами-музыкантами;

• выявлены ресурсы эффективного развития специальных способностей учащихся-музыкантов. Отработаны педагогические механизмы активизации художественно-образного мышления; уточнены герменевтические принципы работы с музыкальным материалом; отработан курс на синтез интуитивного и рационально-логического начал в музыкально-исполнительском процессе; определены факторы, способствующие повышению качества самостоятельной работы учащегося над музыкальным произведением; выявлены условия обеспечивающие успешность формирования двигательно-технических (исполнительских) умений и навыков.

Теоретическая значимость исследования:

• рассмотрен в теоретическом ракурсе широкий круг вопросов, связанных с оптимизацией обучения в современных музыкальных учебных заведениях;

• уточнены и проанализированы типовые недочеты и «узкие места» в практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин (фортепиано и др.);

• выявлены и систематизированы педагогические принципы Я. В. Флиера, сохранившие свою жизнеспособность и позитивный учебно-воспитательный потенциал, способные положительны образом отразиться на деятельности современных педагогов-музыкантов, снять серьезные противоречия, присущие зачастую их деятельности;

• конкретизированы педагогические условия, инициирующие развитие общих и специальных (музыкально-исполнительских) способностей учащихся; условия, имеющие основания быть пролонгированными в деятельности современных музыкальных учебных заведений.

Практическая значимость исследования:

• обоснованы практические рекомендации педагогам, работающим в музыкально-исполнительских классах учебных заведений соответствующего профиля;

• конкретизированы практико-ориентированные диспозиции, опирающиеся передовые традиции отечественной музыкальной педагогики, традиции школы Я. В. Флиера;

• методологические принципы Я. В. Флиера-педагога могут быть экстраполированы в смежные отрасли художественно-творческой педагогики;

• материалы проведенного исследования найдут применение в лекционных курсах и семинарских занятиях в рамках таких дисциплин как «История и теория музыкального исполнительства», «Методика обучения игре на музыкальных инструментах» и др.

Положения на защиту:

1. Традиции в художественно-творческой деятельности допускают различные подходы, толкования, пути развития. В современных условиях, с учетом сложности ситуации, сложившей в российской художественной (в том числе и музыкальной) культуре, принципиально важна опора на традиции отечественного музыкально-исполнительского искусства и педагогики XX века, одним из наиболее ярких представителей которой является Я. В. Флиер, пианист и создатель самобытной педагогической школы.

2. Специфика творческой манеры Я. В. Флиера, индивидуальный характер его педагогики не создают помех для широких обобщений, относящихся к принципам интерпретации, формам и методам работы над музыкальным материалом, и т.д. — обобщений, способных служить надежными ориентирами для современной музыкальной молодежи. Через обобщение педагогических диспозиций и установок Я. В. Флиера, приемов и способов его деятельности, учащаяся молодежь получает возможность выхода на новые, более высокие уровни профессионального мышления.

3. Существуют различные подходы к разучиванию нового музыкального материала. Определенная часть музыкантов-исполнителей трактует работу над музыкальным произведением как единый, нерасчлененный процесс. Я. В. Флиер придерживался иной позиции, выступая за поэтапное разучивание произведения, в ходе которого на каждом этапе решаются определенные художественные и технические задачи. Поскольку принцип последовательного, рационально структурированного, поэтапного разучивания нового музыкального мате-

риала способствует большей осмысленности действий учащихся, им есть смысл использовать метод работы, рекомендовавшийся Я. В. Флиером.

4. Существует мнение, распространенное среди значительной части учащихся-музыкантов, согласно которому исполнительская техника носит универсальный характер, отличаясь в своих показателях лишь уровнями развития и качественными характеристиками. Я. В. Флиер был убежден, что техника музыканта-исполнителя (если тот представляет собой достаточно крупную, неординарную фигуру), как правило, индивидуальна, несет на себе отпечаток своеобразия его творческой натуры. Различных технических решений требует также исполнение произведений разных авторов, стилистика которых выдвигает свои требования в отношении звукоколористики и других средств музыкальной выразительности. Из сказанного следует, что в ходе занятий музыкальным исполнительством необходимо по возможности уходить от двигательно-технических шаблонов и стереотипов, на которые зачастую ориентируются учащиеся. Держать в поле зрения эту задачу — одна из обязанностей педагога.

5. Педагогу следует разъяснять учащимся суть и смысл технических задач, встающих в ходе исполнения музыкальных произведений, не допуская упрощенного (примитивного, по выражению Я. В. Флиера) подхода к решению этих задач. Проблемы, связанные с двигательно-технической атрибутикой игры, должны решаться в значительной своей части во внутреннеслуховой сфере исполнителя, рассматриваться сквозь призму художественных целей и задач. Безусловно, многое находится исполнителем интуитивно, непосредственно за клавиатурой инструмента, однако это не противоречит положению, согласно которому чем яснее и точнее мысленное представление исполнителя о техническом приеме (движении, способе игры), тем больше шансов на художественную убедительность («правильность») этого приема.

Достоверность исследования обеспечена: а) опорой на труды отечественных музыкантов, посвященные творчеству Я. В. Флиера — исполнителя и педагога; б) адекватностью методологии исследования его тематической направленности и основной проблематике; в) использованием системного подхода,

позволившим рассматривать деятельность Я. В. Флиера в контексте, обусловленном обстоятельствами места и времени.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена; в ходе выступлений на международных научно-практических конференциях «Методологические проблемы современного музыкального образования» (Санкт-Петербург, 2011), «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (Санкт-Петербург, 2012); на Российской научно-методической конференции «Университетская гимназия» (Санкт-Петербург, 2012); в процессе педагогической практики автора диссертации в Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета; посредством публикации статей и других материалов по теме исследования.

ГЛАВА 1. «Педагогические и музыкально-исполнительские принципы

Я. В. Флиера»

1.1. Концертно-исполнительская деятельность Я. В. Флиера в контексте отечественной музыкальной культуры XX века

Яков Владимирович Флиер завил о себе как о молодом перспективном пианисте в начале 30-х годов прошлого столетия. Известность пришла к Я. В. Флиеру в 1935 году после победы на Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде. Не заставило себя ждать и мировое признание — уже в 1936 году Я. В. Флиер завоевал первую премию на Международном конкурсе пианистов в Вене, а в 1938 году — третью премию на Международном конкурсе им. Э. Изаи в Брюсселе.

Окончив Центральную музыкальную школу, Я. В. Флиер продолжил образование в Московской консерватории, в классе Константина Николаевича Игумнова, который по праву считался одним из наиболее видных представителей российской музыкально-педагогической элиты первой половины XX века.

В ходе многолетней преподавательской практики К. Н. Игумновым была выработана четкая, гармонично сбалансированная система педагогических идей и методов обучения. Кем бы ни был по своей специальности музыкант — пианистом, скрипачом, дирижером и т.д. — он, прежде всего, исполнитель творческих замыслов и предначертаний композитора, указывал К. Н. Игумнов. Но исполнитель не пассивный, не безвольный, а творчески активный и инициативный, стремящийся найти и обосновать свое собственное отношение к музыке.

Такое понимание роли и функций музыканта-исполнителя усвоил, наряду с другими воспитанниками К. Н. Игумнова, и Я. В. Флиер.

Чтобы реализовать художественный замысел композитора и, в тоже время, обрести свою индивидуальную трактовку этого замысла, исполнителю следует с максимальным вниманием и тщательностью изучить нотный материал, осмыслить текст произведения во всех его деталях и частностях. Только таким путем можно уяснить — что следует сделать, исходя из авторского текста, а уточнив что, естественным образом переходить к тому — как сделать. Нельзя сразу начинать разучивать материал, заниматься техническим тренажом, как это делают малоопытные учащиеся; «следует прежде всего хорошо разобраться в материале»1. На все требуется время, и особенно на формирование исполнительской концепции: исходить надо из всесторонне и глубоко продуманного замысла, а не «поверхностной, необдуманной импровизационности» .

Педагогика К. Н. Игумнова отличается многообразием приемов. Главная ее цель — выявить живое содержание музыки и связать его с жизнью. В основе работы над произведением у К. Н. Игумнова лежали непосредственность восприятия, целостное постижение музыки. Он был противником стандартного, раз и навсегда установленного подхода к исполнению произведения. Исполнительский замысел основывался на глубоком раскрытии образа и тщательном исполнительском анализе, т.е. на сознательном и, в то же время, непосредственном постижении произведения.

Исполнение произведения для К. Н. Игумнова было творческим, активным созиданием, однако он возражал против импровизационности трактовки. Считал, что «исполнитель, прежде всего, должен думать о ясности, выпуклости формы, последовательной логичности толкования замысла композитора»3. Возражал так же против неоправданных переживаний на сцене, подчеркивая, что произведение должно быть хорошо продумано, глубоко и искренне пережито в процессе подготовки. На эстраде создается не мертвая зафиксированная форма, а живое образное зерно произведения, искренне воспроизведенное в самом исполнении. Но многое появляется на эстраде впервые и зависит от наличия у исполнителя особого твор-

'Милыдтейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975. С. 309.

2Милынтейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. Указ. изд. С. 311.

3Там же. С. 310.

ческого настроения (когда хочется играть, когда один звук тянет за собой другой). Считал, что все должно создаваться в процессе подготовительной работы, но создаваться как бы заново, и это созданное заново должно творчески воспроизводиться на эстраде.

К. Н. Игумнов был убежден в том, что все технические приемы рождаются из поисков того или иного образа. Величайшую ошибку, по его словам, совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения. Считал, что пути развития пианиста в двигательном отношении, как и во всех других, индивидуальны, но и в индивидуальном есть общее. Любое движение пианиста должно охватывать все мышцы тела, но внешне проявляться крайне скупо, сдержанно. Оно должно быть точным, плавным, слитным, но главное — организованным по отношению к целому. Движение должно быть всегда экономным, а не расточительным.

Стремился рассматривать музыку как живую речь, где главным средством выражения является интонация. Подчеркивал, что связь интонационных точек с гармонической основой произведения делает музыку более ясной и слитной.

Понятие «горизонтального мышления» в музыке К. Н. Игумнов связывал с рассмотрением всех элементов музыкального языка в общей связи, с учетом их функционального значения. Такое мышление, по мнению знаменитого педагога, обеспечивает связность исполнения, помогает найти нужный темп.

Работа над звуком велась на любом этапе изучения произведения. Хорошо звучит — значит, соответствует содержанию исполняемого произведения. Я. И. Милыптейн выделяет две тенденции в отношении фортепианного звучания в педагогике Игумнова: стремление к пению на фортепиано, к мягкому, певучему звуку и стремление к звуковому разнообразию. Напоминал о необходимости соблюдения звуковой перспективы, под которой понимал установление соотношения одних звуков с другими по вертикали, приведение их в равновесие, разделение звуковой ткани на первый и второй планы, соподчинение голосов по степени их значимости.

В дальнейшем, став во главе собственного класса в консерватории, Я. В. Флиер придет к выводу, что эти базовые положения педагогики К. Н. Игумнова, при всей их кажущейся ясности и даже «безыскусности», отнюдь не так просты, как может показаться. Они слишком часто нарушаются молодыми исполнителями, а потому не придавать им значения в ходе обучения никак нельзя.

Являясь талантливым учеником К. Н. Игумнова, Я. В. Флиер многие качества унаследовал от своего профессора. Среди них: тончайший пианизм, богатство звуковой палитры, вокальность фортепианного звучания. К. Н. Игумнов научил его прежде всего проникать в истинный идейно-художественный замысел произведения, постигать звуковые концепции во всей их многогранности и значительности. В классе вырабатывался мягкий, сочный, тянущийся звук; шлифовалось гибкое, пластичное легато, которое, по К. Н. Игумнову, подчеркивало вокальное начало в инструментализме. Шел процесс выявления выразительно-певческой сущности музыкальной фразы, проникновения в интонацию. К. И. Игумнов решал с Я. В. Флиером сложные двигательно-звуковые проблемы, разъяснял или находил с учеником приемы звукоизвлечения. Наследие школы К. Н. Игумнова — великолепное туше, яркие звуковые краски в исполнительском искусстве Я. В. Флиера.

Контактами с К. Н. Игумновым во многом определялось пристальное внимание Я. В. Флиера к интонационному строю музыкальных произведений. Как и для К. Н. Игумнова, интонация для Я. В. Флиера являлась практически основным средством музыкальной выразительности, способным передать интимные душевные движения человека, тончайшие оттенки его чувств и переживаний.

Отражение в музыке внутреннего мира человека во всей полноте его душевной нюансировки, во всем ее богатстве и многообразии, было для К. Н. Игумнова — а под его воздействием и для Я. В. Флиера — основным импульсом музыкально-исполнительского творчества. «Я не могу мыслить музыкальное произведение абстрактно, — говорил К. Н. Игумнов. — Мне всегда хочется житейских аналогий... В каждом значительном произведении находится не-

что такое, что связывает исполнителя с реальной жизнью. Я не представляю себе музыки ради музыки, без человеческих переживаний»4.

Аналогичными были и художественно-творческие позиции Я. В. Флиера, его «философия» музыканта-исполнителя. Однако у учителя и ученика было различное отношение к некоторым аспектам музыкально-исполнительского искусства. Я. В. Флиер с энтузиазмом брался за разучивание и исполнение крупных музыкальных форм, а К. Н. Игумнов обращал внимание своего ученика на небольшие музыкальные произведения. Они, по мнению учителя, способствуют приобретению верных приемов игры и оттачивают исполнительское мастерство. «Малый размер — большие возможности»5— не раз напоминал К. Н. Игумнов, подчеркивая вокальные свойства фортепиано, его «речевые» возможности, большое значение придавая тембру, красоте звучания. Я. В. Флиеру не в полной мере импонировала звуковая утонченность его профессора — молодого исполнителя влекла эмоциональность, яркая контрастность динамического плана.

При всех характерологических отличиях от К. Н. Игумнова, при всей разности их творческих натур и темпераментов, музыка для Я. В. Флиера, как и К. Н. Игумнова, никогда не являлась поводом для демонстрации гладких, тщательно отполированных звуковых форм (с чем приходится сталкиваться нередко в учебных аудиториях и больших концертных залах), музыка была для обоих выражением живых, правдивых человеческих чувств и душевных состояний.

Романтический подход к исполняемому произведению — одна из главных отличительных особенностей исполнительского стиля Я. В. Флиера. Произведения композиторов-романтиков (первая «Легенда» Ф. Листа, скерцо b-moll Ф. Шопена, «Рондо-капричиозо» Ф. Мендельсона, «Мефисто-вальс» Ф. Листа) появляются уже в школьных программах Я. В. Флиера. Среди главных достижений зрелого мастера — интерпретация сонаты h-moll и концерта A-dur Ф. Листа, 3-го концерта С. В. Рахманинова, 2-й сонаты Ф. Шопена и 1-го концерта П. И. Чайковского, а так же запись всех мазурок Ф. Шопена.

4Милыптейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. Указ. изд. С. 329.

5Яков Флиер. К столетию со дня рождения. М., 2012. С. 84.

Разные подходы к музыкально-исполнительскому искусству нередко сочетают в себе аспекты, характерные для разных стилей, но основанные, тем не менее, на классических или романтических началах. Среди подобных воззрений доминируют следующие:

1. Необходимость опоры на структурный анализ произведения и на воссоздание музыкальных идей композитора, т.е. расшифровку исполнительских ремарок.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Каменева, Галина Александровна, 2014 год

Библиография

1. Абдуллин, Э. Б. Методология музыкально-педагогического образования: Программа для высшей школы / Э. Б. Абдуллин - М.: Музыка, 1997.-67 с.

2. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева-М.: Прометей, 2005. —232 с.

3. Акулова, О.В., Писарева, С.А., Пискунова, Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя/Под общей редакцией А.П. Тряпицыной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-290 с.

4. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1 и 2 / А. Д. Алексеев. - М.: Музыка,1988 - 415 с.

5. Альшванг, А. А. Бетховен / А. А. Алыпванг. - М: Музыка, 1977. - 118

с.

6. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / А. Ш. Амонашвили. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 464 с.

7. Ансерме, Э. Беседы о музыке / Э. Ансерме. - JL: Музыка, 1985. -

104 с.

8. Ансерме, Э. Статьи о музыке и воспоминания / Э. Ансерме. - М.: Сов. композитор, 1986. -224 с.

9. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Афанасьев. -Л.: Музыка, 1971.-312с.

10. Асафьев, Б. В. О музыке XX века / Б. В. Афанасьев. - Л.: Музыка, 1982. - 200 с.

11. Байдалинов, С. Н. Фортепианная школа А.Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике: дис. канд. пед. наук : 13.00.02/Байдалинов Сергей Николаевич. - М., 2000. - 184 с.

12. Баренбойм, JI. За полвека. Очерки, статьи, материалы / Л. Баренбойм.

- Ленинград, Советский композитор, Ленинградское отделение, 1989. - 365 с.

13. Баренбойм, Л. А. Эмиль Гилельс : творческий портрет артиста / Л. А. Баренбойм. - М. : Сов. Композитор, 1990. - 261 с.

14. Беляева, А. П. Тенденции развития профессионального образования/

A.П. Беляева //Педагогика. - 2003. - №6. - С. 21-27.

15. Беркалиев, Т. Н., Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Развитие образования. Опыт реформ и оценки прогресса школы / Т.Н. Беркалиев. - СПб.: Каро, 2007. - 144с.

16. Беседы о педагогике и исполнительстве: (к обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории). Вып.1/ Ред.- сост.

B.Г. Цыпин. - М.: Изд-во Моск. Консерватории, 1992. - 60 с.

17. Биглер, Л.В. Л. Н. Оборин-педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности: (на материале занятий в классе фортепиано) : дисс. канд. пед. наук : 13.00.02 /Биглер Людмила Вольдемаровна. - М., 2004.- 192 с.

18. Борисов, Ю.А. По направлению к Рихтеру / Ю.А. Борисов. - М.: Руте-на, 2000. -254 с.

19. Бородин, А. Б. Формирование понятия "фортепианная школа" у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского образования : дисс. канд. пед. наук : 13.00.08/Бородин Антон Борисович. - Екатеринбург, 2007.

- 162с.

20. Буталова, О.С. Педагогический артистизм / О.С. Буталова- М.: Академия, 2003.-240с.

21. Бэлза, И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки / И. Ф. Бэлза - М.: Музыка, 1985. - 255 с.

22. В классе А. Б. Гольденвейзера : сборник статей/ Сост. Д. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1968. - 214 с.

23. Вопросы фортепианного исполнительства: вып. 2/ Сост. М. Г. Соколов. - М.: Музыка, 1968. - 283 с.

24. Вопросы фортепианной педагогики: вып. 3/ Ред. В. А. Натансон. - М.: Музыка, 1971.-334 с.

25. Вицинский, А. В. Беседы с пианистами / А. В. Вицинский. - М.: Издательский дом «Классика -XXI», 2007. - 232 с.

26. Вицинский, А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением: психологический анализ / А. В. Вицинский. - М.: Классика XXI, 2004. - 96 с.

27. Гаккель, Л. Е. Величие исполнительства: М. В. Юдина и В. В. Софроницкий / Л. Е. Гаккель. - СПб.:Северный олень, 1994. - 94 с.

28. Гаккель, Л. Е. Я не боюсь, я музыкант / Л. Е. Гаккель. - СПб.: Северный олень, 1993. -- 176 с.

29. Галичаев, М. П. Здоровье и физическая культура музыканта: Учебное пособие. - 2-е изд./ М. П. Галичаев. - Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. - 250 с.

30. Гарбузов Н. А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития / Н. А. Гарбузов. - М. - Л.: Гос. Муз. Из-во, 1951. - 64 с.

31. Гинзбург, Г. Р. Григорий Гинзбург. Статьи, воспоминания, материалы/ Сост. М. Яковлев. - М.: Сов. комп., 1984. - 288 с.

32. Гольденвейзер, А. Б. Советы педагога-пианиста/ Ред. Соколов М. Г. // Пианисты рассказывают. - М.: Сов. композитор, 1979. - с. 159-176.

33. Гольденвейзер, А. Б. О музыкальном искусстве. Сб. статей / А. Б. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1975. - 415 с.

34. Гордон, Г. Эмиль Гилельс. За гранью мифа / Г.Гордон - М.: Издательский дом «Классика -XXI», 2007. - 352с.

35. Готсдинер, А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия/ А. Л. Готсдинер //Проблемы музыкального мышления :сб. статей под ред. М. Г. Арановского. - М.: Музыка, 1974. - с. 230-251.

36. Гофман, И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - М.: Музгиз, 1961. - 224 с.

37. Григорьев, В. Ю. Исполнитель и эстрада / В. Ю. Григорьев. -М.: Классика - XXI, 2006. - 156 с.

38. Григорьев, В. Ю. Музыкальный романтизм: сущность стиля и проблема интерпретации/ В. Ю. Григорьев // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве: сб. науч. трудов: ред.-сост. Тихонов С. И. - М. : ПТЦ Консерватория, 1994.-c.3-26.

39. Григорьев, Л. Платек, Я. Современные пианисты : Библиографические очерки/ Л. Григорьев, Я. Платек. - М.: Советский композитор, 1985. - 472 с.

40. Дельсон, В. Ю. Генрих Нейгауз / В. Ю. Дельсон. - М.: Музыка, 1996. - 186 с.

41. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве / Л. Я. Дорфман- М.: Смысл, 1997. - 424 с.

42. Дроздова, М. А. Уроки Юдиной / М. А. Дроздова.- М.: Издательский дом «Классика -XXI», 2006. - 222с.

43. Европейский романтизм/Ред. И. Неупокоева, И. Шетер. - М.: Наука, 1973.-506 с.

44. Журавлев, В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики / В. И. Журавлев.-М.: Педагогика, 1984. - 176с.

45. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма/ К. В. Зенкин. - М.: Московская консерватория, 1997. - 509 с.

46. Игнатьева, С. К. К вопросу о стилевой интерпретации в классе фортепиано/С. К. Игнатьева //Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: традиции, перспективы, поиски : межвузовский сб. науч. трудов. Вып.З. - Саранск: Из-во Мордовского университета, 2003. - с. 127-132.

47. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.

48. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1981.- 191 с.

49. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады / Д. Б. Кабалевский - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

50. Кандинский-Рыбников, А. Эпоха романтического пианизма и современное исполнительское искусство/А. Кандинский-Рыбников // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность : сб. статей, сост. Т. А. Гайдамович. - М.: Музыка, 1991. - с. 189-213.

51. Карелин, А. Я. Освоение музыкальных стилей в процессе обучения игре на фортепиано / А. Я. Карелин. - М.: МПГУ, 2002. - 20 с.

52. Кирнарская, Д. Г. Музыкальные способности / Д. Г. Кирнарская- М.: Талант-ХХ1 век, 2004. - 495с.

53. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. - М.: Классика- XXI, 2004. -201 с.

54. Коган, Г. М. У врат мастерства / Г. М. Коган. - М.: Классика- XXI, 2004.- 133 с.

55. Корыхалова, Н. П. Интерпретация музыки. Теоретические проблемы музыкального исполнительства / Н. П. Корыхалова. - Л.: Музыка, 1979. - 208 с.

56. Корыхалова, Н. П. Музыкально-исполнительские термины: возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н. П. Корыхалова. - СПб.: Композитор, 2000. - 272 с.

57. Кремлев, Ю. А. О роли разума в восприятии произведений искусств / Ю. А. Кремлев - М.: Музыка, 1976. - 72 с.

58. Кременштейн, Б. Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза / Б. Л. Кременштейн. -М.: Искусство, 1984. - 231 с.

59. Кременштейн, Б. Л. К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта- исполнителя/ Б. Л. Кременштейн // Вопросы муз. педагогики : вып. 7. - М.: Музыка, 1986. - с. 51-65.

60. Кушнер, Ю. 3. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) / Ю. 3. Кушнер. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. - 66 с.

61. Лев Власенко: Статьи. Воспоминания. Интервью/ Ред.-составитель Я. Платек. - М.: Композитор, 2002. - 176с.

62. Летопись жизни и творчества В. И. Сафонова/ Ред.-сост. Л. Л. Тума-ринсон, Б. М. Розенфельд. - М.: Региональный общественный фонд по пропаганде творческого наследия композитора А.Н.Скрябина «Белый берег», 2009. - 767с.

63. Либерман, Е. Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Я. Либерман- М.: Издательский дом «Классика -XXI», 2007. - 148с.

64. Либерман, Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е. Я. Либерман. - М.: Музыка, 1988. - 234 с.

65. Мазель, Л. А., Цукерман, В. А. Анализ музыкальных произведений / Л. А. Мазель, В. А. Цукерман - М.: Музыка, 1967. - 751 с.

66. Майстер, X. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха / X. Майстер. - М.: Издательский дом Классика- XXI, 2013. -112 с.

67. Малинковская, А. В. Класс основного музыкального произведения. Искусство фортепианного интонирования: учеб. Пособие для студентов вузов / А. В. Малинковская. - М.: Владос, 2005. - 381 с.

68. Мамай, Е. В. Педагогические взгляды Ф. Шопена и современность: на материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений: дисс. канд. пед. наук : 13.00.02/ Мамай Елена Васильевна. -М., 2004. - 202 с.

69. Мариупольская, Т. Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки / Т.Г. Мариупольская - М.: Прометей, 2002. - 204 с.

70. Мартинсен, К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / Ред. Г.М. Когана. - М.: Музыка, 1966. - 220 с.

71. Мастера советской пианистической школы: очерки/Под ред.

A. Николаева. - М.: Музгиз, 1961.-23 8с.

72. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование /

B. В. Медушевский - М.: Композитор, 1993. - 268 с.

73. Мелешкина, Е. А. Стилевой феномен романтизма в профессиональной подготовке учителя музыки: на материале учебной работы над произведениями

Шумана в классе фортепиано : дисс. канд. пед. наук : 13.00.02/ Мелешкина Елена Анатольевна. - М., 2004. - 179 с.

74. Мержанов, В. К. Музыка должна разговаривать: сб. статей / Ред.-сост. Г. В. Крауклис. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. - 320 с.

75. Милыптейн, Я.И. Константин Николаевич Игумнов / Я.И. Миль-штейн- М.: Музыка, 1975. - 471с.

76. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психическое содержание, диагностика, коррекция: учеб.- метод, пособие / Л.М. Митина.- М.: Флинта, 2001.- 191 с.

77. Михайлов, М. К. Этюды о стиле в музыке / М.К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1990.-283 с.

78. Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. К 40-летию Ростовской консерватории : сборник статей/ Сост. А. М. Цукер, ред. А. Я. Селицкий. - Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. -564 с.

79. Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой : сборник статей / Сост. А. В. Крылова, ред. А. Я. Селицкий. - Ростов н/Д: РГК, 2011. - 360 с.

80. Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность : сборник статей/ Т.А. Гайдамович. - М., Музыка, 1991. - 240 с.

81. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / Сост. Г. М. Цыпин. - Белгород: Белгор. Гос. Ин-т культуры и искусств, 2007. - 412с.

82. Мысли о Бетховене. Российские пианисты об исполнении фортепианных сочинений Л. Ван Бетховена / Сост. Б. Бородин, А. Лукьянов. - М.: Издательский дом «Классика- XXI», 2010. - 144с.

83. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Назайкинский - М.: Владос, 2003. - 248 с.

84. Наследие О.А. Апраксиной и музыкальное образование в ХХ1веке: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (16-17 ноября 2006 года)/ Науч. ред. Э.Б.Абдуллин и др. - М.: МПГУ, 2006. - 398 с.

85. Наши истоки. Профессора фортепианного факультета о своих учителях/ Сост. Н. Н. Симонова. - Ростов н/Д: РГК, 2012. - 80 с.

86. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога: изд.4 / Г.Г. Нейгауз.- М.: Музыка, 1982. - 298 с.

87. Нейгауз, Г. Воспоминания о Г.Г. Нейгаузе : статьи/ Сост. Е.Р. Рихтер. - М.: Классика- XXI, 2002. - 534 с.

88. Нейгауз, Г.Г. Триумф советских музыкантов / Г.Г. Нейгауз // Комсомольская правда. - 1938. - 1 июля.

89. Николаева, А.И. Стилевой подход в фортепиано-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. Монография / А.И. Николаева. - М.: МПГУ. 2003. - 252 с.

90. Николаева, Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: исследование / Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2002. - 346 с.

91. Новиков, А. М. Я - педагог / A.M. Новиков. - М.: Изд. Эгвес, 2011. -

136 с.

92. Новиков, А. М., Новиков, Д. А. Методология научного исследования / A.M. Новиков, Д.А. Новиков - М.: Либроком, 2009. - 280с.

93. Оборин, Л. Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. Вып. 2 / Сост. и общ. ред. М.Г. Соколов. - М.: Московская консерватория, 1968.-284 с.

94. Овсянкина, Г.П. Музыкальная психология / Г.П. Овсянкина. - СПб.: Союз художников, 2007. - 240 с.

95. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.

96. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие/ Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

97. Петрушин, В.И. Музыкальная психология/ В.И. Петрушин. - М.: Академический Проект, 2006. - 400 с.

98. Последний великий романтик фортепиано. Владимир Софроницкий вблизи и издали/ Ред. Н. Шантырь, сост. А. Скрябин, А. Николаев. - СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 504 с.

99. Проблемы фортепианной педагогики в современном аспекте/ Ред. А. Е. Васильева // К 85-летию профессора Е.П.Макуренковой, к 75-летию доцента И. М. Ивановой. - М.: РИО РАМ имени Гнесиных, 2011. - 254с.

100. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, К. В. Тарасова, Н. И. Киященко и др. : под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.

101. Рабинович, Д.А. Портреты пианистов. Изд. 2 / Д.А. Рабинович. - М.: Сов. Композитор, 1970. - 280 с.

102. Рабинович, Д.А. Исполнитель и стиль: избранные статьи. - Вып. 1. Проблемы пианистической стилистики /Д.А. Рабинович. - М.: Сов. композитор, 1979. - 320 с.

103. Рапацкая, JI.A. Русская художественная культура / JI.A. Рапацкая. -М.: Владос, 1998.-600 с.

104. Растопчина, Н. Павел Алексеевич Серебряков. Очерк жизни и деятельности / Н. Растопчина - Ленинград: Музыка, 1970. - 56 с.

105. Ройтерштейн, М.И. Основы музыкального анализа: учебник для студентов высших учеб. заведений / М.И. Ройтерштейн. - М.: Владос, 2001. - 112 с.

106. Руденко, A.M. Экспериментальная психология / A.M. Руденко.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 284с.

107. Савшинский, С.И. Леонид Владимирович Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности / С.И. Савшинский - Ленинград: Сов. комп., 1960. -68 с.

108. Савшинский, С.И. Пианист и его работа/ С.И. Савшинский. - М.: Классика-ХХ1, 2002. - 239 с.

109. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. -М.: Музыка, 1973. - 446 с.

110. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов : под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Изд. Центр Академия, 2002. - 576 с.

111. Смирнов, М.Э. Гилельс-педагог/ М.Э. Смирнов // Вопросы фортепианного исполнительства. - М.: Музыка, 1968. - с. 153-172.

112. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки : сб. статей / А. Н. Сохор. -JL: Сов. Композитор, Ленинградское отделение, 1983. - 304 с.

113. Старчеус, М.С. Слух музыканта / М.С. Старчеус. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2003. - 640 с.

114. Стуколкина, С.М. Путь совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике / С.М. Стуколкина - СПб.: Композитор, 2007. - 400с.

115. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2 т./ Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - Т.1.-328 с. Т.2.-359с.

116. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов. -М.: Наука, 2003.-377 с.

117. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Учебное пособие /A.B. Торопова - М.: Граф-пресс, 2008. - 255 с.

118. Уколова, Л.И. Музыкальная среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения. Монография / Л.И. Уколова. - М.: АС-Траст, 2007. - 194 с.

119. Уроки Я. Зака. Антология/ Ред. И. Лебедева, сост. А. Меркулов. - М.: Классика-XXI, Серия Мастер-класс, 2006. - 212с.

120. Фадеева, С.А. Преемственность в процессе музыкального воспитания и образования: детский сад-школа-колледж-ВУЗ : автореф. дис. док. пед. наук.: 13.00.02., 13.00.08/ Фадеева Светлана Александровна. - Нижний Новгород, 2007. -55 с.

121. Федорович, E.H. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов. Учебное пособие / E.H. Федорович- Екатеринбург: УрГПУ, 1998.-80с.

122. Фейнберг, С. Е. Пианист. Композитор. Исследователь: сб. ст./ Ред-сост. И. В. Лихачева. - М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984.-232 с.

123. Фейнберг, С. И. Пианизм как искусство / С.И. Фейнберг. - М.: Классика-XXI, 2001.-340 с.

124. Хентова, С.М. Эмиль Гилельс / С.М. Хентова. - М.: Музгиз, 1959. -

180 с.

125. Хентова, С.М. О музыке и музыкантах наших дней / С.М. Хентова. -М.: Сов. композитор, 1976. - 360 с.

126. Хитрук, А. Ф. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство / А. Ф. Хитрук - М.: Издательский дом «Классика -XXI», 2007. - 320с.

127. Холопова, В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание / В.Н. Холопова. - М.: Преет, 2002. - 32 с.

128. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / A.B. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 252с.

129. Цыпин, Г. М. Я. В. Флиер / Г.М. Цыпин- М.: Музыка, 1972. - 128 с.

130. Цыпин, Г. М. Портреты советских пианистов: музыкально-критические статьи / Г.М. Цыпин.- М.: Советский композитор, 1982. - 235с.

131. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика / Г.М. Цыпин - СПб.: Алетейя, 2001. - 320с.

132. Цыпин, Г. М. Шопен и русская пианистическая традиция/ Г.М. Цыпин- М.: Музыка, 1990. - 95с.

133. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика : учеб. пособие для вузов по специальности 030700 - Музык. Образование / Э. Б. Абдуллин и др.: под ред. Г. М. Цыпина. - Москва: Academia, 2003 . - 366 с.

134. Цыпин, Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности / Г.М. Цыпин. - М.: Музыка, 2010. - 128с.

135. Цыпин, Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (конспект лекций) / Г.М. Цыпин. - М.: Прометей, 2012. -28 с.

136. Черников, О. Рояль и голоса великих/ O.JI. Черников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 224 с.

137. Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью / Е. Б. Долинская, М. М. Яковлев : общ. ред. М. М. Яковлева. - М.: Советский композитор, 1983. -272 с.

138. Яков Флиер. К столетию со дня рождения/ Е. Б. Долинская, JI. Н. Флиер, С.А. Мусаелян, С.К. Виноградов : общ. ред. Е.Б.Долинской. — М.: Издательство «Композитор», 2012. - 328 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.