Педагогические принципы выдающихся представителей российской фортепианной школы ХХ века в профессиональной подготовке китайских пианистов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Лу Юань

  • Лу Юань
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 228
Лу Юань. Педагогические принципы выдающихся представителей российской фортепианной школы ХХ века в профессиональной подготовке китайских пианистов: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2023. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лу Юань

ВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Педагогические принципы выдающихся представителей российской фортепианной школы первой половины xx века

1. 1 Исторические предпосылки формирования педагогических принципов выдающихся представителей российской фортепианной школы первой половины хх века

1.2 Совершенствование педагогических приципов российской школы пианизма в творческой деятельности К. Н. Игумнова

1.3 Современные тенденции профессионального обучения пианистов в педагогике А.Б. Гольденвейзера

1.4 Творческий вклад Г.Г. Нейгауза в формирование российской пианистической школы хх века

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Методологическая парадигма российской фортепианной школы в практике обучения китайских пианистов

2.1 Основы методики профессиональной подготовки китайских пианистов в контексте педагогических принципов российской фортепианной школы

2.2 Констатирующий эксперимент

2.3 Формирующий эксперимент

2.4 Контрольный эксперимент

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические принципы выдающихся представителей российской фортепианной школы ХХ века в профессиональной подготовке китайских пианистов»

Актуальность исследования.

Среди выдающихся представителей российского фортепианного искусства и педагогики XX века в первую очередь необходимо назвать таких уникальных мастеров как К. Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг. Исследованию педагогических принципов этих корифеев российской фортепианной школы посвящено немало работ таких авторов как В. Дельсон, Я. Мильштейн, Г. Коган, Б. Кременштейн, Т. Хлудова, А. Николаев и др.

Педагогические установки и принципы К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза послужили основой расцвета педагогики фортепианного исполнительства XX века в России. Их педагогические взгляды, обладая ярко выраженной индивидуальностью, имеют много общего, поэтому детальное рассмотрение особенностей школ этих мастеров в то же время отражает общую направленность российской школы пианизма XX столетия.

Особую актуальность обращение к педагогике выдающихся представителей российской фортепианной школы XX века приобретает в связи с возможностью её использования в практике фортепианного обучения в учреждениях музыкального образования Китая. Как известно, в последние десятилетия в Китае значительно возрастает интерес к фортепианному искусству как среди любителей музыки, таки и в кругах профессиональных музыкантов. Возрастает потребность общества в подготовке квалифицированных исполнителей и педагогов-пианистов. В связи с этим значительный контингент китайских студентов проходит обучение в российских консерваториях и на музыкально-педагогических факультетах педагогических университетов. Одновременно с этим музыкальное образование Китая пополняется теоретическими разработками и практическим опытом выдающихся российских пианистов-педагогов.

Вместе с тем до настоящего времени многие проблемы фортепианной педагогики не получили должного и всестороннего освещения в научно-педагогических исследования китайских авторов. Недостаточно изучены принципы и установки выдающихся российских педагогов, использование которых могло бы существенно повысить уровень профессионального обучения китайских пианистов.

Таким образом, выявилось противоречие между перспективностью использования педагогических идей К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза в обучении фортепианному искусству китайских пианистов и отсутствием разработанных научно-методических подходов к использованию этих идей в обучении китайских пианистов.

Данное противоречие обусловило проблему исследования: какие организационно-педагогические условия необходимы для эффективного внедрения педагогических принципов российской фортепианной школы в практику обучения китайских пианистов?

Объект исследования - процесс обучения фортепианному исполнительству учащихся китайских музыкально-образовательных учреждений.

Предмет исследования - педагогические принципы К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза в контексте профессионального обучения китайских учащихся-пианистов.

Цель исследования - создание теоретико-методологических положений и педагогической модели обучения китайских пианистов на основе педагогических принципов К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза.

Гипотеза.

Уровень фортепианной подготовки китайских обучающихся может быть существенно повышен, если будут обеспечены следующие условия:

1. раскрыта сущность педагогических принципов К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза в контексте профессионального обучения китайских пианистов;

2. переосмыслено содержание педагогических принципов представителей российской пианистической школы в соответствии с ментальными особенностями контингента китайских учреждений музыкального образования;

3. обеспечены условия практического применения и адаптации педагогических традиций выдающихся представителей российской школы пианизма к особенностям китайской системы фортепианного обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать педагогические идеи и установки К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза, как ярких представителей российской фортепианной школы XX века, в контексте фортепианного обучения китайских учащихся-пианистов.

2. Рассмотреть возможность применения концепции развивающего обучения, как одной из составляющих российской педагогики музыкального исполнительства, в практике профессиональной подготовки китайских пианистов.

3. Создать педагогическую модель обучения китайских пианистов на основе методических установок К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по теме настоящего исследования.

Теоретико-методологической базой исследования явились:

= труды по истории фортепианного искусства, методике преподавания фортепиано (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Г.М. Цыпин, А.В. Малинковская, А.Б. Гольденвейзер);

= научные разработки в области музыковедения и музыкознания (А.Д. Алексеев, М.Ш. Бонфельд, А.В. Малинковская);

= исследования в сфере музыкального воспитания и обучения (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, О.А. Апраксина, Е.В. Николаева, А.И. Щербакова, Чунь Чжин, Цзы Пин, Чэнь Хон Мэй, Цао Ли).

Методы исследования:

Теоретические: обобщение и анализ научных данных в области педагогики, музыкальной культуры, искусства и образования, истории и теории музыкального исполнительства и педагогики;

Эмпирические: изучение собственного и передового педагогического опыта; педагогические наблюдения и беседы, интервьюирование и анкетирование, опытно-экспериментальное исследование.

Научная новизна.

- проведён всесторонний анализ педагогических традиций выдающихся российских пианистов в контексте его применения в профессиональной подготовке китайских пианистов;

- на основе обобщения опыта выдающихся российских пианистов XX века выработаны теоретико-методологические установки, способствующие успешному обучению китайских пианистов;

- разработана педагогическая модель использования педагогического наследия К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза в практике обучения пианистов Китая.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических положений процесса реализации педагогических идей К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза в практике китайских музыкальных учебных заведений.

Обоснованы базовые закономерности этого процесса, в основе которых лежит принцип развивающего обучения, разработанный выдающимися российскими педагогами.

В теоретическом плане рассмотрена возможность обращения к российской фортепианной культуре как одному из способов обогащения базовых положений китайской национальной музыкальной педагогики.

Практическая значимость.

Результаты исследования позволяют расширить и углубить методику музыкально-исполнительского обучения в музыкальных учреждениях Китая.

Полученные данные могут применяться не только в обучении игре на фортепиано, но в лекционных курсах по «Истории и теории фортепианного искусства», «Методике обучения игре на фортепиано».

Апробация и внедрение результатов исследования проводились:

1. На заседаниях кафедры музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета;

2. В научных публикациях в рецензируемых журналах, включённых ВАК РФ в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени кандидата наук;

3. В ходе проведения педагогического эксперимента в средней музыкальной школе при Юньнаньском университете искусств, в педагогическом университете Юйси, в Юньнаньском университете искусств.

Внедрение результатов проведённого исследования было осуществлено в средней музыкальной школе при Юньнаньском университете искусств, в педагогическом университете Юйси, в Юньнаньском университете искусств.

Связь темы научно-квалификационной работы (диссертации) с научными направлениями, разрабатываемыми кафедрой:

Тема заявленной научно-квалификационной работы (диссертации) связана с проблематикой, которая разрабатывается в рамках научных направлений кафедры - формирование и развитие общих и специальных (музыкальных) способностей в процессе обучения музыке; проблема традиций и инноваций в преподавании музыки (историко-теоретический и методический аспекты).

Личный вклад соискателя заключается:

= в разработке и создании концепции, заключающейся в использовании педагогического опыта выдающихся представителей российской школы пианизма в профессиональном обучении китайских учащихся-пианистов;

= в переосмыслении педагогических принципов выдающихся представителей российской фортепианной школы в соответствии с ментальными особенностями представителей китайской фортепианно-педагогической действительности;

= в практическом внедрении этих принципов в систему фортепианной подготовки китайских учащихся-пианистов.

Этапы исследования.

Первый этап (2018 - 2019 гг.) - изучение и анализ литературных источников по тематике исследования; уточнение методологического аппарата исследования; проведение педагогического наблюдения.

Второй этап (2019 - 2020 гг.) - разработка теоретических положений исследования; педагогические наблюдения; проведение педагогического эксперимента.

Третий этап (2020 - 2021 гг.) - завершение работы над уточнением теоретических основ исследования; завершение опытно-экспериментальной работы, подведение его итогов; осмысление и фиксирование результатов исследования в целом.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается следующими параметрами:

а) опорой теоретических и методических положений диссертации на исторический подход к исследованию российской педагогики музыкального исполнительства;

б) соответствием теоретических и научно-педагогических установок автора диссертации особенностям и специфике предмета исследования;

в) логикой методологического аппарата исследования, в полной мере отражающего основные параметры и направления исследования

педагогического наследия выдающихся российских пианистов-педагогов XX века;

г) подтверждением концепции исследования в процессе опытно-экспериментальной работы в рамках формирующего эксперимента.

Исследование проводилось на кафедре музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств МПГУ, в Юньнаньском университете искусств, педагогическом университете Юйси, средней музыкальной школе при Юньнаньском университете искусств.

Положения, выдвигаемые на защиту.

1. Педагогические основы российской школы пианизма первой половины XX века являются результатом закономерной исторической связи с традициями их предшественников (Антон и Николай Рубинштейны, А. Есипова, Т. Лешетицкий, В. Сафонов, Ф. Блуменфельд и др.)

2. В педагогической системе К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза заложен мощный потенциал развития и «прорастания» в фортепианной педагогике будущего.

3. Педагогическая концепция названных выше музыкантов может быть с успехом использована в международной практике подготовки пианистов.

4. Международная практика обучения пианистов на основе педагогических установок К. Игумнова, А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза свидетельствует о плодотворности включения их педагогического наследия в формировании профессиональной пианистической школы Китая.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1. Педагогические принципы выдающихся представителей российской фортепианной школы первой половины хх века 1.1 Исторические предпосылки формирования педагогических принципов выдающихся представителей российской фортепианной школы первой половины хх века

В последние десятилетия в Китае значительно возрастает интерес к фортепианному искусству как среди любителей музыки, таки и в кругах профессиональных музыкантов. Возрастает потребность общества в подготовке квалифицированных исполнителей и педагогов-пианистов. В связи с этим значительный контингент китайских студентов проходит обучение в российских консерваториях и на музыкально-педагогических факультетах педагогических университетов. Одновременно с этим музыкальное образование Китая пополняется теоретическими разработками и практическим опытом выдающихся российских пианистов-педагогов.

Вместе с тем до настоящего времени многие проблемы фортепианной педагогики не получили должного и всестороннего освещения в научно-педагогических исследования китайских авторов. Недостаточно изучены принципы и установки выдающихся российских педагогов, использование которых могло бы существенно повысить уровень профессионального обучения китайских пианистов.

При этом можно отметить, что фортепианная педагогика России давно уже вышла за её пределы и с большим успехом используется в музыкальных учебных заведениях многих стран мира, в том числе, в образовательных учреждениях Китайской Народной Республики. Данное обстоятельство не только отражает тенденцию к взаимному сближению национальных культурных парадигм России и Китая, но способствует значительному росту уровня китайской системы профессионального музыкального образования.

Однако непосредственный перенос российской фортепианно-педагогической парадигмы в педагогическую действительность Китая не

может быть осуществлён по ряду причин, главными из которых являются исторически обусловленные особенности педагогических установок российских музыкантов, опирающихся на художественные традиции русского классического музыкального искусства, созданного Глинкой и его единомышленниками.

Необходимо отметить, что в ряде исследований, посвящённых истории возникновения и развития русской фортепианной школы, в качестве её основателя упоминается ирландский музыкант Джон Фильд, у которого Глинка получил несколько уроков фортепианной игры, и который во многом способствовал формированию камерно-лирического фортепианного стиля не только Глинки, но и продолжившего развитие этого направления Чайковского и других русских композиторов. От Фильда Глинка унаследовал также некоторые черты раннего романтизма, свойственные творчеству Гуммеля и ведущие к пианизму Шопена.

На самом деле Дж. Фильд, хоть и оказал заметное влияние на фортепианное творчество Глинки, но по ряду причин не мог являться основателем классического русского пианизма, роль которого принадлежит М.И. Глинке, как основоположнику русской музыкальной классики.

Особенности творческого мировоззрения Глинки можно определить такими словами как стройность и красота, гармоничность и пропорциональность, изящество и грациозность. «Глинка обладал исключительным по чуткости слухом. - отмечал Б. Асафьев, - Римский-Корсаков приравнивал его в данном отношении к Моцарту и был глубоко прав» [35, с.41].

Другим источником глинкинского творчества явилась русская народная песенность, обогатившая его произведения мелодическим разнообразием и певучестью. Мелодизм Глинки напрямую связан и с теми вокальными традициями, которые культивировались в России в позапрошлом столетии в помещичьем быту, и которые не могли не повлиять на инструментальное, в частности, фортепианное творчество композитора. С

этим связана одна из главных черт русского фортепианного искусства, получившая в учебном курсе по истории и теории русского фортепианного искусства название «пение на рояле». Эта особенность русского пианизма нашла прямое отражение в исполнительской и педагогической деятельности выдающихся российских пианистов-педагогов XX века. в том числе Игумнова, Гольденвейзера и Нейгауза.

Глинке принадлежит также историческая роль в превращении музыкального искусства из «услаждающего слух» аристократии развлечения в высокоидейное искусство, воспевающее морально-патриотические ценности русского народа в опере «Жизнь за царя». Эти этические идеалы русского искусства также нашли своё отражение в российской музыкальной, в частности, фортепианной педагогике.

Искусство Глинки - композитора и пианиста, напрямую отразилось и на педагогической составляющей его творчества. Если в композиторском творчестве национальный элемент проявлялся в интонационной сфере его музыки, то в педагогике он ощущался в тесных связях с национальными традициями русской культуры. Эта глубокая ментальная связь проявлялась на протяжении многих десятилетий в исполнительской и педагогической деятельности российских музыкантов, в том числе, Игумнова, Гольденвейзера, Нейгауза и др.

Можно утверждать, что в исполнительской и педагогической деятельности этих выдающихся российских пианистов проявились основные художественные принципы русской музыки - реализм, народность и высокая идейная содержательность искусства, выработанные Глинкой и его современниками. Эти принципы, будучи новыми для своего времени, сохранили своё значение в русском искусстве последующих лет, оказав влияние на исполнительскую и педагогическую деятельность Игумнова, Гольденвейзера и Нейгауза.

Провозглашённые Глинкой реализм, народность и содержательность русской музыки в целом не могли не проявиться в области фортепианного

искусства - как в сфере композиторского и исполнительского творчества, так и в педагогике. Художественные феномены Игумнова, Гольденвейзера и Нейгауза возникли в русле указанных традиций и впитали в себя высшие достижения русской фортепианной культуры, с присущими ей тенденциями и принципами, такими как жизненная правда искусства, верность идеалам русской музыкальной эстетики и следование высоким этическим нормам и ценностям.

Эти нормы и ценности нашли отражение в художественных ориентирах русского пианизма, среди которых важнейшей является установка на главенство образного содержания над техникой исполнения, виртуозностью исполнителя. Эта установка была ведущей в творческой деятельности практически всех представителей русского фортепианного искусства и педагогики вплоть до наших дней, с особой яркостью воплотившись в искусстве Игумнова, Гольденвейзера и Нейгауза.

Не менее важной установкой, ведущей начало в истории становления российского классического искусства, была и есть установка на мелодическую трактовку фортепиано, «пение на рояле», владение которым во все времена являлось «визитной карточкой» русского пианизма. Одним из непревзойдённых мастеров «пения на рояле» был Константин Николаевич Игумнов, звуковая палитра и искусство звукоизвлечения которого вызывали горячий восторг у слушателей.

Александру Борисовичу Гольденвейзеру принадлежало не только искусство фортепианного «пения», но и умение передать это мастерство своим ученикам.

Вдохновенная игра Генриха Густавовича Нейгауза пленяла певучестью фортепианного звука и богатством звуковых красок.

Говоря о педагогических установках и принципах названных мастеров, необходимо остановиться на неприятии ими репродуктивных методов в обучении пианистов, что согласовывалось с глинкинским подходом к обучению. Свойственный некоторым школам фортепианной игры излишний

техницизм, гипертрофированное увлечение упражнениями и тренировкой беглости пальцев в отрыве от смысла и содержания звукового содержания были неприемлемы для выдающихся представителей российского фортепианного искусства. Развивая педагогические идеи Глинки и его единомышленников, Игумнов, Гольденвейзер и Нейгауз отрицательно относились к авторитарному стилю преподавания, развивали идеи, созвучные концепциям развивающего и проблемного обучения, педагогике сотрудничества.

Исполнительству и педагогике выдающихся российских пианистов XX века были свойственны реалистические тенденции. Как известно, реализм как творческий метод объективного отражения действительности, возник в связи с кристаллизацией творческих установок Глинки и его современников. Этот принцип, который тесно связан в истории русской музыки с принципом народности, оплодотворял и оплодотворяет творчество выдающихся русских музыкантов прошлого и современности.

Дальнейшее развитие принцип реализма получил в творчестве А.С. Даргомыжского, который разработал метод интонационного реализма, т.е. метода почти буквальной передачи человеческой речи средствами музыкального искусства. Известным примером применения метода интонационного реализма явилась его опера «Каменный гость», состоящая сплошь из речитативов. Даргомыжский писал: «Хочу правды» [50,с.53], что является наиболее ярким отражением его реалистического метода.

Конечно, в первую очередь этот метод имеет отношение к вокальному и оперному творчеству композитора, однако он получил своё отражение и в некоторых инструментальных сочинениях, например, в скерцо для фортепиано «Пылкость и хладнокровие», в котором психологически выверенными средствами представлены характеристики персонажей бытовой музыкальной зарисовки.

Метод интонационного, а шире - психологического реализма Даргомыжский воплотил не только в области музыкального творчества. Он

положил начало применения этого метода в педагогике, обращаясь к актёрам драматического театра для помощи в психологически достоверном отображении его учениками смысла его же вокальных сочинений. Эти педагогические приёмы не могли не коснуться педагогики инструментального исполнительства, и использовались (в несколько адаптированном виде) выдающимися педагогами-пианистами последующих поколений.

От реализма Даргомыжского можно провести линию преемственности к таким шедеврам русского фортепианного искусства как «Исламей» Балакирева или «Картинки с выставки» Мусоргского, реалистически воссоздающих почти зримые картины русской жизни или русского Востока. Реалистические тенденции глубоко проникли в русскую музыкальную педагогику, превратившись в её отличительную черту и получивших развитие в педагогической деятельности Игумнова, Гольденвейзера и Нейгауза.

Произведение члена «Могучей кучки» М.П. Мусоргского «Картинки с выставки, созданного на основе традиций реализма, заложенных Глинкой и продолженных Даргомыжским, является непревзойдённым шедевром фортепианного искусства мирового уровня является. «Картинками с выставки», - пишет А.Д. Алексеев, - Мусоргский внёс ценнейший вклад не только в русскую, но и в мировую фортепианную литературу. Они занимают почётное место в ряду самых выдающихся программных сочинений фортепианной музыки XIX в., таких как «Карнавал» Шумана и «Годы странствий» Листа» [4,с.213]. Нельзя не отметить, что это произведение разительно отличается от фортепианных произведений Даргомыжского уровнем эстетического обобщения и фактурной материализацией художественного замысла, ставящей перед исполнителем чрезвычайно сложные технологические проблемы.

По уровню пианистической реализации образа это произведение требует от исполнителя совершенного владения техническими средствами

высшего исполнительского мастерства. При этом технические проблемы, которые встают перед исполнителями этого произведения, выходят за рамки привычной для европейского пианизма шопеновско-листовской традиции, поскольку являются результатом переосмысления и переработки типовых фактурных формул в творческой лаборатории русского национального пианизма.

В педагогических принципах Игумнова, Гольденвейзера и Нейгауза можно обнаружить преемственную связь не только с традициями исполнения произведений кучкистов, но и с особенностями их творческого взаимодействия. Как известно, композиторы «Могучей кучки» исповедовали коллективный стиль творчества, в ходе которого не только совместно обсуждали новые произведения каждого из участников, давали дружеские советы, композиционные решения, но зачастую превращали свои собрания в творческие семинары, на которых знакомились с новыми произведениями своих зарубежных коллег, читали с листа их сочинения, играли в четыре руки оркестровые партитуры, обсуждали новинки музыкального искусства.

Подобный стиль работы со студентами использовали выдающиеся пианисты-педагоги XX века: на каждом занятии присутствовали все студенты класса, каждый из них имел право высказать собственную точку зрения на исполнение того или иного произведения, дать оценку его интерпретации, поделиться мыслями о творчестве того или иного композитора. Урок зачастую приобретал форму творческой дискуссии, в итоге которой рождался истинный вариант исполнения.

Рассматривая влияние «Могучей кучки» на становление педагогических принципов российских пианистов-педагогов XX века, необходимо обратиться к особенностям композиторской и педагогической деятельности её главы - М.А. Балакирева. Известно, что Балакирев, помимо своей композиторской деятельности, был выдающимся пианистом-исполнителем. Будучи руководителем «Могучей кучки», он обладал непререкаемым авторитетом в кругу своих единомышленников и

незаурядным педагогическим даром. При этом Балакирев резко отрицал необходимость специального музыкального образования, которое считал не только ненужным, но вредным для художника - первооткрывателя новых идей в искусстве. По-видимому, он не видел различий между профессиональным обучением и сухим догматизмом, который резко отрицал как композитор-новатор, ломавший привычные для своего времени штампы и стереотипы. Отрицание Балакиревым «казённой науки» не означало полного отказа от приобретения необходимых знаний, но он отбирал для себя только то, что соответствовало его музыкальным потребностям. По этой причине Балакирева нередко называют «автодидактом», использовавшим индуктивный метод познания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лу Юань, 2023 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: учебное пособие. - М.: Прометей, 1990. -186 с.

2. Абдуллин, Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., Музыка, 1978. - 288 с.

4. Алексеев А.Д. Русская Фортепианная музыка: от истоков до вершин творчества. -М., Изд. Академии наук СССР, 1963. - 378 с.

5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. -М.: Музыка. Ч. I и II - 1988 г. - 415 с. Ч. III - 1982 г. - 286 с.

6. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. Ч.З. М: Музыка, 1982. 288с.

7. Алексеев А.Д. Русские пианисты. - М. - Л., 1948. - 314 с.

8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990.560 с.

9. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества /Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1989. С.144-177.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2119 "Музыка и пение"] - М., Просвещение, 1983. - 222 с.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е. - Л., Музыка, 1971.-376 с.

12. Асафьев Б.В. Избранные статьи О музыкальном просвещении и образовании. Издание 2-е. Издательство «Музыка». Ленинградское отделение, 1973, 144с.

13. Асафьев Б.В. Русская музыкаXIX и начала XX века. - Л.: Музыка, 1979. - 342 с.

14. Баренбойм Л.А. Антон Григорьевич Рубинштейн: В 2-х т. - Л., Музгиз. Т. 1 - 1957 - 455 с., т. 2 - 1962. - 492 с.

15. Баренбойм Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн. - М., Музыка, 1982. - 278 с.

16. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства/ Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1969. -282 с.

17. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

18. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию. Исследование / Л. А. Баренбойм; 2-е изд., доп. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.

19. Барсова Л.Г. Н.А. Римский-Корсаков. - Л., Музыка, 1986. - 96 с.

20. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. - М., Искусство, 1994. - 436 с.

21. Бертенсон, Н. В. Анна Николаевна Есипова. Очерк жизни и деятельности / Н. В. Бертенсон. - Л.: Музгиз, 1960. - 151 с.

22. Благой Д.Д. О традициях и традиционности // Традиция в истории культуры: сб. статей / АН СССР. - М.: Наука, 1978. - С.28-36.

23. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание / [А. Б. Альмуханова и др.]. - Москва: Эксмо, 2007. -542 с.

24. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки. Ч.1. и Ч.2. М: Владос, 2003

25. Бузони Ф. Путь к фортепианному мастерству. - М.: Музыка, 1973. -95 с.

26. В классе А. Б. Гольденвейзера / Сост. Д. Д. Благой, Е. И. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986. 214 с.

27. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков. Дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствов. С. Петербург, 2008. - 188 с.

28. Ван Хань. «Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур». - Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.-М., 2012.-21 с.

29. Вицинский, А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ / А. В. Вицинсктй. -М.: Классика-XXI, 2003. - 100 с.

30. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3. - М., Музыка, 1962. - 50 с.

31. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

32. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1997. - 573 с.

33. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С.М. Хентовой. - М.- Л., Музыка, 1966. - 315 с.

34. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением /Методический очерк, 3-е изд. М.: Музыка, 1968. 1 12с.

35. Глинка М.В. Сборник материалов и статей / Под ред. Т.Н. Ливановой. -М.-Л., Музгиз, 1950.

36. Го Мэн. Развитие высшего музыкального образования в Китае (вторая половина XX - начало XXI вв.) / Мэн Го. // Вестник Московского гос. гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. -2012.-N3.-С. 5-11.

37. Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве / Н. И. Голубовская. - Л.: Музыка, 1985. - 143 с.

38. Гольденвейзер А. Б. Сб. «Пианисты рассказывают», вып. 2. - 92 с.

39. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. Сборник статей / Ред.-сост. Д.Д. Благой. М.: Музыка, 1975. 416 с.

40. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве. О редактировании, в кн.: Вопросы фортепианно-исполнительского искусства, вып. 1, М., 1965

41. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. — М.: Советский композитор, 1969. 448 с.

42. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве. Из заметок старого исполнителя-пианиста, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 2, М., 1958

43. Гольденвейзер А.Б. Об основных задачах музыкального воспитания, «Советская музыка», 1934, № 10

44. Гольденвейзер А.Б. Советы мастера, «Советская музыка», 1965,

№5

45. Гольденвейзер, А. Б. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей / А. Б. Гольденвейзер // Как научить играть на рояле. Первые шаги: сб. статей «Мастер класс». - М.: Классика-XXI. - 2006. - С. 16-36

46. Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки». - М., Музыка, 1985.-447 с.

47. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.,1993. 190с.

48. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной технике. - М., Музгиз. 1961. - 224 с.

49. Григорьев Л. Платек Я. Современные пианисты: Библиографические очерки. М.: Советский композитор, 1985. 472с.

50. Грохотов, С. В. Уроки Гольденвейзера / С. В. Грохотов. - М.: Классика-XXI, 2009. - 248 с.

51. Гун Вэй. Фортепианные концерты С.В. Рахманинова: к проблеме эволюции стиля: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 /Гун Вэй. - СПб., 2007. - 223 с.

52. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения - Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. "Развивающее обучение". - М., ОПЦ "ИНТОР", 1996. - 541 с.

53. Даргомыжский А.С. Автобиография. Письма. Воспоминания современников. -Пг. 1921.

54. Дельсон В.Ю. Генрих Нейгауз. - М., Музыка, 1966. - 186 с.

55. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова.

- М.: Рус. яз., 2000. - Т.2 - 1084 с.

56. Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации (научно-методическое пособие). М., 1993. 114с.

57. Зеньковский В.В. История русской философии. - Академический Проект, Раритет, 2001. — 880 с.

58. Из воспоминаний Б.В. Асафьева // В сб.: Н.А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы / Под ред. С.Л. Гинзбурга. -Л., Музгиз, 1959. - С. 209-217.

59. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. -М., 1993. - 366 с.

60. История философии: Запад-Россия-Восток: учебник для студентов вузов. -М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шигалина, 1995. - 477 с.

61. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. ст. и док.

- АПН СССР. -М., Педагогика, 1986. - 188 с.

62. Каган М.С. Философия культуры. - СПб. 1996. - 415 с.

63. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. - М., 1994. - 188

с.

64. Каузова А. Г. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Каузова, А. И. Николаева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 316 с.

65. Кашкин Н.Д. Статьи о русской музыке и музыкантах. - М., Музгиз, 1953 - 84 с.

66. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. 172с.

67. Коган Г.М. Вопросы пианизма. - М., Сов. Композитор, 1968. -

461 с.

68. Коган Г.М. Работа пианиста. - М., 1963. - 42 с.

69. Коган Г.М. У врат мастерства. - М., 1977. - 177 с.

70. Корноухов, М. Д. Критерии и диагностические индикации исполнительской интерпретации музыкальных произведений учащимися / М. Д. Корноухов // Науки и школа. - 2011. - № 3. - С. 97-102.

71. Корто А. О фортепианном искусстве. -М., Музыка, 1965. - 363 с.

72. Корыхалова, Н. П. Интерпретация музыки / Н. П. Корыхалова. -Л.: Музыка, 1979. - 206 с

73. Краевский В.В. Методология педагогической науки. - М., Центр «Школьная книга», 2001. - 248 с.

74. Кременштейн Б.Л. Нейгауз педагог. Методика занятий с учениками и проблемы музыкальной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 1978.-14 с.

75. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза (Вопросы истории, теории, методики) / Б.М. Кременштейн. -М.: Музыка, 1984. - 89 с.

76. Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958 - 616 с.

77. Курганская О.А. «Обучение игре на фортепиано в России: этапы и стадии». - Дис. канд. пед. наук, М., 2008. - 187 с.

78. Лань Ся. Социальная динамика межкультурных коммуникаций России и Китая: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Лань Ся. - М., 2010. -198 с.

79. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Академия, 2005. - 352 с.

80. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., Педагогика, 1981. - 186 с.

81. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., Знание, 1974. - 64 с.

82. Либерман Е.Л. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988. 236с.

83. Ливанова Т.Н. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков. -М., Музгиз, 1951. - 100 с.

84. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века. - М,: Музгиз, 1952.-532 с.

85. Лихачев Б.Т. Педагогика/Курс лекций. М.: Прометей. 1992. 528с.

86. Лосский Н.О. История русской философии. - М., Советский писатель, 1991. - 480 с.

87. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.). - Искусство, 1994. — 484 с.

88. Лу Лэй. Взаимодействие национальных культур России и Китая в XX веке: дис. канд. ...филос. наук: 24.00.01 / Лу Лэй. - М., 2004. - 148 с

89. Лушников A.M. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений.2-е изд., перераб., доп. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994 ,368с.

90. Лю Минхуэй. «Педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессиональной музыкально-исторический подготовки педагога-музыканта» - дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук, М., 2017. - 217 с.

91. Лю Цин. «Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае». - Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -СПб, 2008 - 23 с.

92. Лю Юйтун. «Традиции российской педагогики и актуальные задачи музыкального воспитания и образования на современном этапе». -Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - М., 2011. - 229 с.

93. Малинковская А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование. -М., Музыка, 1990. - 191 с.

94. Малинковская А.В. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б.В. Асафьева //Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1983. С.3-33.

95. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты): дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2002. - 318 с.

96. Мариупольская, Т. Г. Исполнительская подготовка будущего учителя музыки. Проблемы и перспективы / Т. Г. Мариупольская // Наука и школа. -2017. -№ 1. - С. 141-145.

97. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка. 1966. 220с.

98. Марченко И.П. Роль педагогического наследия Г.Г. Нейгауза в современном музыкальном образовании // Педагогика и образование / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998. - С. 20.

99. Марченко И.П., Федорович Е.Н. Педагогика сотрудничества и актуальные проблемы современного музыкального образования. Ур. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1999. (Деп. в ИТОП РАО, № 499.) 12с.

100. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208с.

101. Махмутов М.И. Вопросы проблемного обучения. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971. - 63 с.

102. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань. 1972. 551с.

103. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268с.

104. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка. 1975. - 256 с.

105. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. - М., 1963.-92 с.

106. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. -М., Сов. Композитор, 1983. - 266 с.

107. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М., Музыка,

1975

108. Минаев Е.А. Проблема преемственности в формировании современного фортепианного педагогического репертуара: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1979. 25с.

109. Музалевский В.И. Русская фортепианная музыка. - М.- Л., Музгиз, 1949. - 360 с.

110. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., Музыка, 1972. - 384 с.

111. Натансон В.А. Прошлое русского пианизма. - М., Музгиз, 1960. -

290 с.

112. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.

113. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г.Г. Нейгауз. - 2-е изд. М.: Сов. композитор. 1983 -256 с.

114. Николаев А.А. Взгляды Г.Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства //Мастера советской пианистической школы. Очерки. М., 1961. С.167-203.

115. Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М., Музыка, 1980. - 112 с.

116. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2000. -63 с.

117. Новейший философский словарь / [В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.П. Копорулина]. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 668 с.

118. Ню Яцянь. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ню Яцянь. - М., 2009. - 197 с.

119. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. - 1375 с.

120. Оконь В.И. Основы проблемного обучения М.: Просвещение, 1968. 208с.

121. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. М., 1984.

122. Осипова Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета педагогического института: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974.24с.

123. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1986.

124. Островский А.Л. Взгляды Римского-Корсакова на образование музыкантов-исполнителей // В сб.: Н.А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы / Под ред. С.Л. Гинзбурга. - Л., Музгиз, 1959.-С. 58-71.

125. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., Просвещение, 1988. - 479 с.

126. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин; 2-е изд. - М.: Академический проект; Трикста, 2008. - 400 с.

127. Пискунов А.И. История педагогики и образования: Учебное пособие. -М., Сфера, 2001.-512 с.

128. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - СПб, Кристалл, 2001. - 873 с.

129. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1986. 280с.

130. Праслова Г.А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI - начало XXI века. -диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 2007. - 387 с.

131. Рабинович Д.А. Портреты пианистов. Москва. Советский композитор. - 1962 - 268 с.

132. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. 141с.

133. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. 96с.

134. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении//Вопросы психологии №3, 1988. С.33-41.

135. Рапацкая Л.А. Художественная культура учителя музыки. М., МГЗПИ, 1988. 22с.

136. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». - М., Владос-пресс, 2001. - 383 с.

137. Родом из Лебедяни: (к 140-летию К. Н. Игумнова): рек. список / Лебедянская ЦРБ; сост. В. А. Овсянникова. - Лебедянь, 2013. - 9 с. : ил.

138. Рубинштейн А.Г. Лекции по истории фортепианной литературы. -М., Музыка, 1974. - 112 с.

139. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн; 4-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013.-712с.

140. Русская музыкальная литература, выпуск 2. Л. Музыка», 1984. -

301 с.

141. Савшинский С.И. Пианист и его работа. - М., Классика - XXI, 2002. - 244 с.

142. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. -М.: Классика-ХХ1, 2004. - 192 с.

143. Сафонов В. И. Новая формула: Мысли для учащих и учащихся на фортепиано. - М., Планета музыки, 2017. - 32 с.

144. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.

145. Серов А.Н. Избранные статьи. Т. 1, М- Л., 1950. - 627 с.

146. Слуцкая Л.Е. Становление и трансформация педагогических и художественно-эстетических парадигм в системе современного

музыкального образования. - Дис............доктора пед. наук - М., 2013. -

465 с.

147. Смирнов М.А. Русская фортепианная музыка. - М., Музыка, 1983. - 340 с.

148. Смирнов М.А. Э. Гилельс педагог //Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка, 1968. С.153-172.

149. Смирнова И.Л. Методы овладения репертуаром в профессиональной подготовке учителя музыки (методические рекомендации). Свердловск, 1982. 16с.

150. Соловьев В.С. Смысл любви: Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. Н.И. Цимбаева. -М., Современник, 1991. - 525 с.

151. Стасов В. В. Статьи о музыке, Вып. 4. 1978. - 397 с.

152. Су Цзюнь. «Тенденции современного общего музыкального образования детей в России и Китае (в аспекте сравнительной педагогики» -«Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», №10, Курск, 2013. -8 с.

153. Сухова Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты

российской музыкально-педагогической школы. - Дис.........доктора пед.

наук.-М., 2005.-385 с.

154. Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: дис. и автореф. ... дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Сюй Бо. - Ростов-на-Дону, 2011. - 149 с.

155. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.:АПН РСФСР. 1961. 536с.

156. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов; отв. ред. Э. А. Голубева, Е. П. Гусева, В. А. Кольцова, О. Е. Серова. -М.: Наука, 2003-379 с.

157. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие: В 2-х ч. - СПб. «Образование», 1994. - 67 с.

158. Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия. - М. Советская Россия, 1985. -206 с.

159. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., Институт русской цивилизации, 2011. - 656 с.

160. Уроки Гольденвейзера / Сост. С. В. Грохотов. М.: Классика-ХХ1, 2009. - 248 с.

161. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской кн., 2008. -959 с.

162. Ушинский, К. Д. Избранные труды. Книга 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепров. - Москва: Дрофа, 2005. - 638 с.

163. Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов /Учебное пособие. УрГПУ. Екатеринбург, 1998. 80с.

164. Федорович Е.Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании: диссертация ... доктора педагогических наук: - Екатеринбург, 2001. - 374 с.

165. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М., 1965. - 516 с.

166. Хань Мо. Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов. - Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М. - 2018.

167. Хлудова Т.А. О педагогических принципах Г. Нейгауза // Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. -М.: Музыка, 1965. -Вып.1. - 167 с.

168. Хомяков А.С. Соч. в 2-х т. - М., Московский философский фонд Издательство «Медиум», 1994. - 591 + 479 с.

169. Хоу Юэ. «Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития». - Дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствов. - СПб, 2009. - 183 с.

170. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы». - Автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. - СПб, 2008. - 20 с.

171. Хуан Сяньюй. «Система музыкального образования в Китае» -Вестник СПб ГУКИ - 2012, № 2 - 5 с.

172. Цзян Вэйцян. Перспективы педагогики сотворчества в музыкально-педагогических вузах России и Китая на современном этапе социокультурного развития. - Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -М., 2017. -21 с.

173. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. - М., 1999. - 185 с.

174. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. - СПб. 2001. - 320 с.

175. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984. - 176 с.

176. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в музыке. - Дис. на соиск. уч. степ. доктора пед. наук. -М., 1977

177. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994. -

374 с.

178. Чинаев В. П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII - XX веков: дис. ... д-ра искусствоведения. -М., 1995.-234 с.

179. Шишляникова Н.П. Полихудожественный подход в профессиональном музыкальном образовании / Юсовские чтения». Сборник научных статей / Москва, «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 2019. - 514 с.

180. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. -М.: Музыка, 1971.-70 с.

181. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Советская Россия, 1960. 171с.

182. Щербакова А.И. Философия музыкального искусства: учебное пособие - М., РГСУ, 2013.-574 с.

183. Юань Лу. Духовные основы, традиции и педагогические принципы Российского музыкального образования / Г.С. Голошумова, Л.В.

Хлистун, Ли Сяосяо, У Цзиньфан, Лу Юань // Искусство и образование. -2020. - № 4 (126). - 118-125 с.

184. Юань Лу. Музыкальное образование в Китае: проблемы и перспективы развития / Г.С. Голошумова, Лу Юань, Ли Сяосяо, Чжан Ваньти, Чэнь Ян, Лю Синьхун // Искусство и образование. - 2021. - № 3 (131). - 8792 с.

185. Юань Лу. Возможности и перспективы интеграции традиций российской фортепианной школы в музыкальное образование Китая / Лу Юань, Люй Наньцяо, Сунь Ланьсинь, Цзэн Цзыцзин // BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION (Бюллетень международного центра «Искусство и образование»). - 2022. - № 6. - 261277 с. Режим доступа: http://www.art-m-school.ru/bul/mdex.php?page=2022

186. Юдин А. П. Национальная музыкально-образовательная идея в теоретико-методологическом наследии Н. А. Римского-Корсакова: Учебно-методическое пособие. - М., МИГУ, 2004. - 36 с.

187. Юдин А. И., Захаренкова Е.И. Русская музыкальная педагогика и современные проблемы музыкального образования. - М., РИТМ, 2015.

188. Юдин А.И. Балакирев и художественно-идеологические основы отечественного музыкального образования // Музыкальное образование в прошлом и настоящем: историко-теоретические и методические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Ред.-сост. Г.М. Цыпин. - М., 2004.-21 с.

189. Юдин А.И. Исторические предпосылки формирования современного фортепианного педагогического репертуара // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагогов-музыкантов: Сборник научных трудов. - М., 1998. - 16 с.

190. Юдин А.И. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века. - Дис......доктора пед наук, М., 2004. - 407 с.

191. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма. М., 1964.

192. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века /Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 1996. 416с.

193. Мэн Лиша, Цю Цзиньфэн, Ши Сяоцзин. Исследования по теории музыкального образования и педагогики. - Пекин: Издательство Синьхуа,

2018. -187 м Ш2018.-187 М].

194. Юй Жуньян. Всеобщая история западной музыки. - Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2001. -136 /

2001. -136 М].

195. Тун Даоцзинь, Сунь Минчжу. Исследование фортепианного искусства. - Пекин: Народное музыкальное издательство, 2003. -65-66 с.[мЖ

2003. -65-66 М].

196. Ли Ле. Исследование инновационного дизайна преподавания музыки в колледжах и университетах. - Пекин: Издательство Синьхуа, 2018. -

102 2018. -102 М].

197. Ван Чжаося. Беспроигрышная связь между образованием учителей музыки в колледже и базовым музыкальным образованием. -Гуанчжоу: Издательство Цзинаньского университета, 2019. -73 с.[. й

/ГЩмШША^ЖЮ±, 2019.

-73 М].

198. Го Шэнцзянь. О музыкальном образовании. - Чанша: Хунаньское издательство литературы и искусства, 2004. -152 /^

2004. -152 М].

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.