Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч.Т. Пшунелова: 1887-1943 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ферхатова, Зарема Кимовна

  • Ферхатова, Зарема Кимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 198
Ферхатова, Зарема Кимовна. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч.Т. Пшунелова: 1887-1943: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Майкоп. 2004. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ферхатова, Зарема Кимовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 жизнь, профессиональная, публицистическая и общественно-просветительская деятельность ч.т. пшунелова.

1.1. Ретроспективный экскурс в образовательную политику дореволюционной России на Северном Кавказе. Просвещение в Адыгее.

1.2. Ранние годы жизни Ч.Т. Пшунелова. Просветительская, педагогическая и общественно-публицистическая деятельность педагога.

1.3. Организаторская и административно-педагогическая деятельность Ч.Т. Пшунелова. Подготовка учительских кадров

Глава 2. педагогические взгляды и идеи ч.т. пшунелова

2.1. Научный анализ печатного наследия педагога в контексте осмысления его педагогических взглядов и идей.

2.2. Разработка учебной литературы для национальной (адыгейской) школы, основанной на дидактических взглядах и идеях

Ч.Т. Пшунелова.

2.3. Ч.Т. Пшунелов как методист. Научно-методические разработки и взгляды педагога.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч.Т. Пшунелова: 1887-1943»

Известный адыгский Ашуг Цуг Теучеж в одном из своих произведений писал: «Кто прошедшего не знает - не оценит наших дней» (90). Не в правилах адыгов говорить неправду, искажать былое. И когда Ашуг писал эти слова, он не мог предположить, не мог даже подумать о том, что подрастающее и грядущие поколения будут воспитываться на примерах искаженной, а в отдельных случаях исковерканной исторической правды. Чтобы объективно, по-достоинству оценить сегодняшние реалии, необходимо знать правду о прошлом.

Истина - дочь времени.». В том, что это именно так, всякий раз убеждаешься, впервые открывая для себя того или иного общественного деятеля, чье имя еще сравнительно недавно находилось, по тем или иным причинам, под негласным, а порой и официальным запретом, предавалось незаслуженному забвению. Немало их вернулось (и продолжает возвращаться) к нам из исторического небытия за последние годы. И одно в этом, далеко неполном еще ряду, - имя Чишмая Тоховича Пшунелова (1887-1943) — деятеля национального просвещения, представителя немногочисленной дореволюционной адыгской учительской интеллигенции, активного участника национально-культурного и школьного строительства в советское время, одного из первых педагогов-методистов области, первого заведующего Адыгейским педагогическим техникумом.

В 1940-е годы Ч.Т. Пшунелов подвергся необоснованной репрессии по сфабрикованным обвинениям, после чего его имя и вклад в дело просвещения родного народа оказались надолго и незаслуженно «забыты» соплеменниками. Остаются они практически неизвестными широкой педагогической общественности нашей республики и по сей день. По той же причине, к сожалению, фактически не собрано и не изучено печатное и иное творческое наследие педагога и просветителя.

Как показывают материалы, извлеченные в процессе нашего исследования из фондов НАРА, НМРА, Национальной библиотеки, из сохранившихся личных бумаг и документов Ч.Т. Пшунелова, а также воспоминания родственников и его учеников, литературные источники, адыгский педагог и просветитель Чишмай Тохович Пшунелов оставил богатейшее педагогическое наследие, на основе которого можно составить достаточно полную объективную научную биографию, осмыслить его педагогические идеи, взгляды.

В своих трудах и практической педагогической деятельности он опирался на принципы прогрессивной педагогики К.Д. Ушинского, серьезное внимание уделял проблемам становления и развития национальной школы, разработки учебников и методики обучения родному (адыгейскому) и русскому языкам в адыгейских школах. Ч.Т. Пшунелова волновали вопросы подготовки национальных учительских кадров, сам принимал непосредственное и активное участие в подготовке кадров, став первым организатором и директором Адыгейского педагогического техникума в г. Краснодаре (1925 г.).

Педагогическая и научно-поисковая деятельность Ч.Т. Пшунелова падает на первую половину XX века и охватывала как дореволюционный, так и советский периоды. Особенно в 20-30-е годы он вместе со своими коллегами и соратниками С. Сиюховым, Ш. Кубовым, А. Цеевым, X. Бесиджевым, С. Хатхе, Д. Тлябичевым, А. Уджуху, X. Водождоковым, Д. Ашхамафовым, А. Хатановым, Ю. Намитоковым и другими усиленно и активно отдается поискам принципиально новых подходов и концептуально важных положений организации национальной школы и подготовки учебно-методической литературы на основе новых педагогических принципов, учитывающих особенности и специфику региона, национального состава учащихся, «заказанных» социумом образовательно-воспитательных задач, имеющихся материальных и нравственно-психологических условий.

Поиски велись и в направлении отыскания новых форм, средств, принципов и методов организации педагогического процесса. Сформулированные

Ч.Т. Пшунеловым и его соратниками синхронно-интегральные цели, задачи, содержание, формы, методы, принципы обучения и воспитания имеют гуманно-демократическую направленность, способствовали развитию интернационального и патриотического сознания, свободной демократической личности.

В целом изученный обширный архивный материал, другие источники дают основание утверждать, что педагогическая деятельность и труды Ч.Т. Пшунелова представляют собой весьма значительный интерес для истории отечественной педагогики и современной образовательной практики. Его деятельность многогранна, связана с решением комплекса актуальных проблем национального образовательного пространства, некоторые из этих проблем актуальны и сегодня.

Изложенное выше характеризуется нами достаточной и убедительной аргументацией в пользу выбора темы для исследования, которая формулируется нами как диссертационная тема следующим образом: «Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч.Т. Пшунелова (1887-1943)».

Проблема исследования заключается в раскрытии гуманно-демократических идей педагогического наследия Ч.Т. Пшунелова в контексте их приоритетности и значимости для развития педагогической и этнопе-дагогической мысли и современной этнообразовательной практики, а также в определении его вклада в становление и развитие национальной (адыгской) школы.

Объектом исследования является антология педагогической мысли России, в частности Северного Кавказа конца XIX - начала XX века, становление и развитие национальной образовательной системы в Северокавказском регионе.

Предмет исследования - педагогическая деятельность и педагогические мысли, идеи, воззрения Ч.Т. Пшунелова как представителя горской просветительской интеллигенции, отстаивавшего этнопедагогические и общечеловеческие ценности в образовании и воспитании молодежи.

Цель исследования — изучить и обосновать вклад Ч.Т. Пшунелова в педагогическую теорию и этнообразовательную практику, показать их современное и прогностическое значение.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены его конкретные задачи:

1. Охарактеризовать этапы жизни и деятельности Ч.Т. Пшунелова, составить научную биографию педагога-просветителя.

2. Выявить роль Ч.Т. Пшунелова в становлении национальной образовательной системы Адыгеи, определить его вклад в развитие образовательной теории и практики.

3. Исследовать направления научно-практической деятельности педагога-просветителя по разработке учебной, учебно-методической литературы и по подготовке национальных учительских кадров, дать целостную характеристику его печатному наследию в контексте осмысления педагогических взглядов и идей Ч. Пшунелова.

4. Обосновать необходимость использования педагогических и методических идей и произведений Ч.Т. Пшунелова в образовательно-воспитательном процессе современных учебных заведений Республики Адыгея.

5. Восстановить историческую объективность и справедливость, обосновав наше утверждение о том, что первым организатором и директором Адыгейского педагогического техникума был Ч.Т. Пшунелов. Тем самым устранить фальсификацию и ошибки, которые допускались в различных публикациях местной прессы и местных ученых.

Теоретико-методологические принципы данного исследования составляют современные концептуальные подходы в сфере отечественной истории национальных отношений, культуры, образования, традиций; аксиологический подход к воспитанию, означающий признание человека наивысшей ценностью; объективность в подборе, анализе и оценке исследуемых фактов и явлений, историко-педагогических материалов; целостный системно-исторический подход, позволяющий проанализировать в комплексе биографию педагога-просветителя, его вклад в историю адыгской культуры, просвещения, образования; допустимость использования плюрализма философских, гносеологических взглядов в оценке гуманистических культурных и духовно-нравственных ценностей.

В исследовательской работе автор опирался на труды по общей педагогике, истории педагогики, этнопедагогике, сравнительной педагогике, этнографии, на исследования по просветительскому движению (У.Д. Алиев (7), Ю.К. Бабанский (11), Н.И. Болдырев (12), К.И. Бузаров (14),

Г.Н. Волков (18), Н.К. Гончаров (21), Е.А. Дегтерев (24), А.И. Кочетов (41), М.Р. Кудаев (40), В.В. Макаев (127), В.А. Сластенин (86), В.И. Спирина (81), С.Х. Сиюхов (75), К.Д. Ушинский (94), С.Б. Узденова (92),

Б.Х. Хамукова (100), Р.Х. Хашхожева (98), А.Х. Хакуаше (99),

И.А. Шоров (108).

Более основательному осмыслению степени актуальности и структуры данного исследования, его понятийного аппарата, методологических и теоретических аспектов способствовало изучение нами диссертационных работ, посвященных исследованию педагогической деятельности и педагогических взглядов северокавказских и российских просветителей и педагогов. В этом плане мы опирались на диссертации Б.Х. Панеш (69), Ф.В. Абаевой (7), И.Е. Шаовой (106), Ф.Р. Тешевой (91), А.С. Сокуровой (84), Э.Х. Джанибековой (26), И.Б. Федотовой (97), J1.A. Гоман (23), В.И.Спириной (120), 3.3. Азашиковой (8), К.Б.Семенова (121, 126), J1.H. Исаева (80), Б.К. Джабатыровой (25), J1.A. Посоховой (68), А.Р. Меретуковой (45), С.А. Усковой (96).

В работе использованы следующие методы историко-педагогического исследования: изучение первоисточников, их сравнительно-сопоставительный исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов; учитывая биографический и междисциплинарный характер работы, нами использовались методы, характерные для такого рода исследований: метод научного воссоздания биографии педагога-просветителя, методы лингводидактического анализа учебной и учебно-методической литературы, сбор и анализ полевого материала.

Источниковедческую базу исследования составляют труды Ч.Т. Пшунелова; материалы и документы архивных фондов и научных библиотек Республики Адыгея, Краснодарского края; материалы личного архива педагога-просветителя, архивов его соратников, родственников; публикации национальных педагогов, ученых о Ч.Т. Пшунелове; полевой материал, периодическая печать; учебники и учебно-методическая литература, подготовленная и изданная в различные периоды педагогом.

Этапы исследования. На первом этапе (1998-1999 гг.) изучались и анализировались теоретические источники, особенно связанные с деятельностью и взглядами просветителей России, в частности Северного Кавказа -диссертационные и монографические исследования. Осмысливались и корректировались проблема, тема, объект, предмет, цель и задачи исследования.

На втором этапе (1999-2001 гг.) работа была связана с поисками архивных и литературных источников по теме исследования, их научным анализом, систематизацией, осмыслением деятельности, педагогических идей и взглядов Пшунелова.

Особое внимание было уделено на этом этапе Ч.Т. Пшунелову как автору первых оригинальных учебников и как методисту. Осуществлена классификационная характеристика всего печатного наследия Пшунелова в контексте осмысления его попытки установить степень актуальности издательской деятельности и педагогических взглядов и идей просветителя в условиях современной образовательной теории и практики.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) подведены итоги исследования, сделаны обобщения, сформулированы выводы. Обработан исследовательский материал в окончательном варианте для литературного оформления диссертации. Написан автореферат диссертации.

Подготовка и публикация материалов исследования имели место на всех этапах работы над диссертацией.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней охарактеризована научная, общественно-педагогическая, просветительская, методическая деятельность Ч.Т. Пшунелова, впервые в региональной и отечественной науке представлена приведенная в систему научная биография просветителя-педагога, проанализированы взгляды, идеи педагога, характеризующие его демократизм и гуманизм. Осмыслены предложенные Ч.Т. Пшунеловым пути становления и дальнейшего развития адыгской национальной образовательной системы и ее проблем.

Работа вносит существенный вклад в историко-педагогическую теорию, способствует развитию национального и интернационального сознания адыгов. Показана роль Ч. Пшунелова в развитии национальной (адыгейской) школы и в подготовке учительских кадров, учебной, учебно-методической литературы, в обосновании значения материнского языка для создания истинно национальной школы, в которой обучение ведется на родном языке.

Особое внимание уделено в диссертации раскрытию концептуальных идей педагога о преподавании русского языка в национальных школах Адыгеи. Обоснование идеи билингвизма является вкладом Ч. Пшунелова в лингвистическую теорию.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, выводы, рекомендации, а также фактологический материал могут оказать позитивное содействие в выработке новой стратегии развития национальной образовательной системы, непременно предполагающей учет этно-педагогических и этнокультурных ценностей.

Материалы диссертации представляют интерес для учителей, широкой педагогической общественности, студентов педагогических учебных заведений и могут быть использованы в лекционных и семинарских занятиях по истории педагогики, при написании студентами и выпускниками педвузов курсовых и квалификационных работ.

Они могут лечь в основу спецкурса (спецсеминара) по истории педагогики как региональный компонент.

Достоверность результатов исследования обеспечена современной методологической основой, широкой теоретической и источниковедческой базой; включением в научный оборот новых архивных документов и источников; совокупностью методов, адекватных цели и задачам исследования, а также требованием объективного подхода к анализу исторических процессов, фактов и к исследованию в целом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ч.Т. Пшунелов - один из активных и ярких представителей плеяды национальных педагогов-просветителей Северного Кавказа конца XIX — начала XX вв., внесших существенный вклад в строительство национальной образовательной системы, основанной на материнском языке обучения.

2. Ч.Т. Пшунелов — первый организатор подготовки учителей-профессионалов для национальных школ Адыгеи, первый директор Адыгейского педагогического техникума, созданного в г. Краснодаре в 1925 г.

3. Педагогические идеи, педагогическая и общественная деятельность Ч.Т. Пшунелова выступают как важнейшие факторы и предпосылки пробуждения и укрепления национального и интернационального сознания адыгов, создания модели национальной школы, разработки оригинальных учебников и учебно-методических комплектов на материнском и русском языках.

4. Просветительское мировоззрение Ч. Пшунелова отражало глубокое понимание духовно-нравственных интересов адыгского этноса, осознание соотношения и интегральности общечеловеческих, общероссийских и этно-региональных культурных ценностей в генезисе. Оно сформировалось под воздействием традиционной адыгской этнопедагогической культуры и культуры общероссийской, под воздействием прогрессивной педагогической мысли России.

5. Ч.Т. Пшунелов - один из деятельных и мыслящих масштабно представителей горской интеллигенции, стремящихся глубоко и убедительно обосновать значение русского языка для горцев, важность его изучения в адыгских и горских школах Северного Кавказа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы докладывались на заседаниях кафедры педагогики дошкольного и начального образования АГУ, на научных конференциях молодых ученых университета, на итоговых научных конференциях аспирантов, докторантов и соискателей.

Основные положения и материалы диссертации опубликованы в книге «Просветитель и педагог Чишмай Пшунелов» (в соавт.). - Майкоп: АГУ. -Изд-во ООО «Аякс», 2001. - 72 е.; в журналах «Вестник Адыгейского государственного университета», «Вестник Кубанского государственного университета», в различных научных сборниках и периодических изданиях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ферхатова, Зарема Кимовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное историко-педагогическое исследование жизни, педагогической, публицистической и общественной деятельности адыгского просветителя Ч.Т. Пшунелова позволило осмыслить, обобщить и сформулировать основные выводы:

1. Полученный исследовательский материал дает полное объективное основание характеризовать жизненный путь Ч.Т. Пшунелова, его педагогические, просветительские и общественные деяния как существенный вклад в развитие этнообразовательного пространства на Северном Кавказе, особенно в Адыгее. В многообразной деятельности, а также по своим жизненным ориентирам, взглядам, идейным установкам педагог-просветитель предстает перед нами как яркий, убежденный представитель гуманно-демократической идеологии, как патриот и интернационалист, высокообразованный, нравственно-культурный представитель прогрессивной педагогической интеллигенции Северокавказского региона, России и Советского Союза в целом.

2. Ч.Т. Пшунелов — один из активных и ярких представителей плеяды национальных педагогов-просветителей Северного Кавказа конца XIX -начала XX вв., внесших существенный вклад в строительство национальной образовательной системы, основанной на материнском языке. Педагогические взгляды, идеи и концептуальные подходы Пшунелова по данному аспекту не вызывают каких-либо неопределенных суждений, двойственности, они убедительны, максимально созвучны с глубокими философско-педагогическими и психологическими обобщениями, идеями классиков отечественной педагогики - К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, а также региональных прогрессивных педагогов-просветителей - С.Х. Сиюхова, У.Х. Берсея, П.И. Тамбиева и других.

Актуально, по-современному звучат слова просветителя о необходимости фактического повышения статуса родного языка, поднятия его ценностных характеристик и привлекательности, расширения функциональных возможностей материнского языка в социальной сфере, о внедрении его в делопроизводство органов власти, учреждений и организаций.

Следовательно, вывод, который можно сформулировать в данном случае по материалам Пшунелова следующий: материнский язык должен функционировать не только в национальной школе, но и в широкой социальной сфере, в общественной жизни, приобретая очертания и характеристику государственного языка.

Сегодня такая характеристика функциональных возможностей адыгейского языка реально воплощена в жизнь. Адыгейский язык в Республике Адыгея получил статус государственного, как и русский язык. В Республике функционируют два государственных языка, о чем мечтал Ч. Пшунелов.

3. Вторым своим родным языком Ч.Т. Пшунелов считал русский язык и с любовью относился к нему, сам в совершенстве владел русской устной и письменной речью.

Пшунелов - один из масштабно и перспективно мыслящих представителей горской интеллигенции, глубоко и убедительно обосновавших значение русского языка в жизни горцев, важность его изучения в адыгейских и горских школах Северного Кавказа.

Актуальной проблемой просветитель считал овладение горцами русским языком в совершенстве, для чего он предлагал максимально совершенствовать методику обучения русскому языку, усилить внимание и интерес взрослого населения, особенно родителей, к русскому языку, довести до их сознания и понимания мысль о том, что без глубокого овладения русским языком расширить свой общий кругозор, овладеть российской, европейской культурой, а в перспективе —культурой планетарной - горцы, в том числе адыги, не смогут.

С этими суждениями и обобщениями Пшунелова связаны его высказывания о том, что теперь можно радостно и спокойно констатировать факт благожелательного отношения наших стариков к учащейся молодежи, чего раньше нельзя было заметить. Европейски образованный горец нашел, наконец, почет и славу своих сородичей.

Пора уже и нам, горцам, приобщиться в живую семью культурных народов (49). Материалы исследования по данному аспекту дают полное основание сформулировать следующий вывод: педагог-просветитель не просто рекламировал значение русского языка для адыгов, не просто призывал их овладеть русским языком, но и сам показывал личным примером, каким должно быть отношение горских народов и адыгов, в частности, к русскому языку - языку межнационального общения, к языку межкультурной коммуникации - сам владел в совершенстве русским языком; писал статьи на русском языке и о русском языке; разрабатывал учебники и пособия по русскому языку, в частности, «Русский букварь» для адыгейских школ (Майкоп, 1938г.); занимался переводческой деятельностью - с русского на адыгейский язык и с адыгейского на русский язык; организовал курсы подготовки и переподготовки учителей русского языка, сам читал на них лекции, проводил практические занятия; разрабатывал методические аспекты по русскому языку; преподавал русский язык в адыгейской школе и Адыгейском педагогическом техникуме; имел высшее педагогическое образование по специальности «Русский язык и литература».

4. Просветительское, педагогическое мировоззрение Ч.Т. Пшунелова отражает глубокое понимание духовно-нравственных интересов адыгского этноса, осознание соотношения и интегральности этноре-гиональных, общероссийских и общечеловеческих культурных ценностей в генезисе. Оно формировалось под воздействием и в условиях традиционной адыгской этнопедагогической культуры и культуры общероссийской, общесоюзной, под воздействием и в условиях прогрессивной педагогической мысли России, Советского Союза.

5. Педагогические идеи и взгляды, педагогическая и общественная деятельность Ч.Т. Пшунелова выступают как важнейшие факторы и предпосылки пробуждения и укрепления национального, интернационального и патриотического сознания адыгов, создания модели образовательной системы в условиях национального региона, разработки оригинальных учебников и учебно-методических комплектов для национальных учебных заведений Адыгеи на материнском (родном) и русском языках.

6. Результаты изучения и анализа архивных источников и юридических документов позволили окончательно установить историческую необъективность, заключавшаяся в ошибочном утверждении факта признания первым организатором и директором Адыгейского педагогического техникума не Ч.Т. Пшунелова, а Ахмеда Хаткова - в одних публикациях, Шью Девте-рова - в других публикациях.

Ахмед Хатков и Илья Девтеров - яркие представители адыгской интеллигенции, соратники Ч.Т. Пшунелова, в разные периоды возглавляли Адыгейский педтехникум: А. Хатков в 1927-1929гг.; И. Девтеров в 19341937гг. Они внесли значительный вклад в строительство национального образования и культуры, однако ни тот, ни другой не был первым директором Адыгейского педагогического техникума.

Первым организатором и первым директором Адыгейского педтехни-кума суждено было стать Ч.Т. Пшунелову (1925-1927гг.).

Таким образом, восстановлена историческая объективность, историография освободилась от досадной ошибки, которая сохранялась многие десятилетия в литературных источниках.

7. В целом педагогическая деятельность, педагогические идеи и взгляды Ч.Т. Пшунелова настолько масштабны и многоаспектны, что их отличают такие характерные черты, как целеустремленность, глубокая убежденность в том, что «школа - это самый верный и скорый путь к культуре, к прогрессу и к богатству» (Пшунелов), что становление, развитие и нормальное функционирование образовательной системы в регионе не могут происходить без творческого решения базовых педагогических и социальных проблем, особенно таких, как строительство школ в достаточном количестве, подготовка учительских кадров, разработка учебно-методической литературы на родном и русском языках. Исключительно важной педагогически-просветительской задачей педагог считал нравственно-психологическую подготовку детей и их родителей к школе; целенаправленный и последовательный учет естественных возможностей ребенка; осуществления его развития на основе объективных закономерностей психологии; создание благоприятной среды, стимулирующей целесообразную разностороннюю жизнедеятельность ребенка как главное условие его полноценного развития; реализация интегрального педагогического процесса, обеспечивающего гармоническое взаимодействие школы, семьи, социальной среды. Такой подход характеризует гуманно-демократическую направленность педагогических идей, взглядов, мировоззрения и педагогической практики Ч.Т. Пшунелова.

Активное творческое осмысление и использование педагогического наследия и опыта Ч.Т. Пшунелова в условиях современной образовательной теории и практики, особенно в этнопедагогическом и этнокультурном контексте, окажет позитивное влияние на решение тех актуальных педагогических задач, которые поставлены перед школой современной жизнью.

Данное исследование не претендует на полноту освещения избранной проблемы, за пределами исследования остаются пока что материалы, которые оказались недоступными для нас в связи с трудностями найти их место хранения. Особый интерес представляют учебники, научно-методическая литература и некоторые публикации, связанные с воспитательной проблематикой.

Поиски этих материалов продолжаются.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ферхатова, Зарема Кимовна, 2004 год

1. Антология по истории педагогики в России (перв. полов. XX века): Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений /Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 384 с.1. V,

2. Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеужешев. Владикавказ: Ир., 1993. - 416 с.

3. Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики/Под ред. докт. пед. наук, профес. В.Е. Турина. Москва-Краснодар, 2000. -284 с.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя/Ш.А. Амонашвили. —М.: Просвещение. — 1986. С. 176.

5. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная шко-ла/К.Ш. Ахияров. —Уфа: Баш ГПУ, 2000. 328 с. - С. 253-254.

6. Аутлев М.Г. Первый культпоход/М.Г. Аутлев//Наша маленькая академия. -Майкоп: РИПО «Адыгея», 2000. 272 с. - С.22.

7. Абаева Ф.В. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды У.Д. Алиева (1895-1937): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/ Абаева Фатима Валерьевна. -Майкоп, 1996. 24 с.

8. Азашикова 3.3. Генезис образовательной системы в Адыгее на принципах гуманизма, демократии и защиты этнокультурных традиций (1917ж. 1930 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/

9. Азашикова Зарема Зориевна. — Майкоп, 2000. 26 с.

10. Азашикова 3.3. Генезис образовательной системы в Адыгее на принципах гуманизма, демократии и защиты этнокультурных традиций (19171930 гг.): Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/Азашикова Зарема Зориевна. Майкоп, 2000. - 193 с. - С, 94.

11. БайрамуковИ. Среди кубанских горцев /И. Байрамуков //Мусульманская газета. —СПб. — 1913. №29.

12. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.

13. БолдыревН.И. Нравственное воспитание школьников/Н.И.Болдырев. —М.: Педагогика, 1979. 224 с.

14. Бороков Э. Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыс-лей/Э. Бороков. —М.: ООО «Фирма»: Изд-во ACT, 2000. 668 с. - С. 31.

15. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование лично-сти/К.И. Бузаров. —Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. 87 с.

16. Бузаров К.И. Книга для чтения/К.И. Бузаров, М.Б. Ешева. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2002. - 180 с.

17. Блягоз М.И. Педтехникум дал нам глубокие и прочные зна-ния/М.И. Блягоз//Наша маленькая академия. Майкоп: РИПО «Адыгея», 2000. - 272 с. - С.47.

18. Белые невольники//Майкопское эхо. 1915. -№317. - С.З.

19. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебн. пособие для студ. средн. и высш. пед. учебн. заведений/Г.Н. Волков. М.: Изд-во центр «Академия», 1999.- 168 с.

20. Вестник образования. М., 1991. - №№3, 5; Информационный бюллетень, «Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования». - Вып. 1.-М., 1992.- 101 с.

21. Гадагатль А. Его слово и меч были остры/А. Гадагатль//Советская Адыгея. 2000. - 9 марта. - С. 4.

22. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки/Н.К.Гончаров. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 248 с.

23. Горький М. Материалы и исследования/М. Горький. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1934. Т. 1. - С. 114.

24. Гоман JI.A. Антрополого-гуманистическая сущность педагогической теории М.М.Рубинштейна (1878-1953): Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/ Гоман Лилия Анатольевна. 2000. -17 с.

25. Дегтерев Е.А. Персоналии в педагогике: Идеи, опыт, проблемы: Учебн.пособие/ Е.А. Дегтерев. Краснодар, 1998. - 285 с.

26. Джабатырова Б.К. Ставропольская мужская классическая гимназия как центр просвещения горских народов (XIX — начало XX вв.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/Джабатырова Бэлла Казбековна. Майкоп, 2002. - 22 с.

27. Джанибекова Э.Х. Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П.Ф. Каптерева: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01 )/Джанибекова Эльвира Хамитовна. Карачаевск, 1999. - 18 с.

28. Евтых Ш.П. По волнам моей памяти/Ш.П. Евтых//Наша маленькая академия. Майкоп: РИПО «Адыгея», 2000. - 272 с. - С. 54.

29. Журавская И. Как рождались буквари/И. Журавская//Работница. 1992.- №1. С. 10-11.

30. Исаев JI.H. К.Д. Ушинский — основатель русской дидактической и методической школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук: (13.00.01)/Исаев Леонид Никитич. 2001.-29 с.

31. Из личного архива Ш.Ч. Пшунеловой — дочери Ч.Т. Пшунелова.

32. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании: Избр. ст. и ре-чи/Н.К. Крупская. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1956. -420 с.

33. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании: Избр. ст. и ре-чи/Н.К. Крупская. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1956.- С. 416.

34. Крупская Н.К. Пионердвижение как педагогическая пробле-ма/Н.К. Крупская//Н.К. Крупская о коммунистическом воспитании: Изб. ст. и речи. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1956. -420 с. - С.171.

35. Крупская Н.К. Об интернациональной культуре/Н.К. Крупская//Н.К. Крупская. Пед. соч. в 6-ти тт. Т.З. - М.: Педагогика, 1979.

36. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6-ти тт. Т.З./Н.К. Крупская. М.: Педагоги36

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.