Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей У. Х. Берсея и П. И. Тамбиева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Тешева, Фатима Рамазановна

  • Тешева, Фатима Рамазановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 188
Тешева, Фатима Рамазановна. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей У. Х. Берсея и П. И. Тамбиева: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Майкоп. 1998. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тешева, Фатима Рамазановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЭПОХА, ЖИЗНЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ У.Х.БЕРСЕЯ /1807г - ?/.

1.1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АДЫГСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX

ВЕКА.

1.2. ОСНОВНЫЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ПРОСВЕТИТЕЛЯ.

1.3. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА О СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ. УМАРБЕРСЕЙ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГИМНАЗИИ.

1.4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНО

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У.Х.БЕРСЕЯ.

ГЛАВА II. П.И.ТАМБИЕВ /1873 -1928 г.гУ - ПЕДАГОГ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ АДЫГСКОГО НАРОДА

2.1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ БИОГРАФИИ П.И.ТАМБИЕВА.

2.2. "КАБАРДИНСКАЯ АЗБУКА" П.И.ТАМБИЕВА.

2.3. МЕСТО П.И.ТАМБИЕВА В ПЛЕЯДЕ АДЫГСКИХ ФОЛЬКЛОРИСТОВ. (ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА)

2.4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ П.И.ТАМБИЕВА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей У. Х. Берсея и П. И. Тамбиева»

Актуальность исследования. В настоящее время на рубеже ХХ-ХХ1 столетий решение проблем, связанных с образованием, зависит от качественного и быстрого внедрения в содержание обучения и воспитания молодежи современных научных концепций, новых педагогических теорий и экспериментальных моделей. Одновременно с насыщением образовательной политики новым универсальным мировоззрением по-новому осмысливаются и традиционные, наработанные в устном народном творчестве различных этносов материалы, содержащие в себе глубокий педагогический потенциал. Современная педагогика пронизана гуманистическими тенденциями и принимает традиционные подходы народной педагогики, активно опираясь на практический опыт, богатое педагогическое наследие прошлого, уникальную культуру различных народов. В этом контексте педагогическое наследие адыгских просветителей - неисчерпаемый источник мыслей, взглядов, особого, национально обусловленного стиля накопления опыта, который в системе современных педагогических теорий и идей обретает свою глубину и особое звучание. Использование современной педагогической практикой материалов, собранных и разработанных адыгскими просветителями конца XIX - начала XX века, может существенно обогатить учебно-воспитательный процесс многогранной, самобытной и оригинальной технологией воспитания подрастающего поколения.

Важнейшей концепцией нашего исследования является стремление осмыслить с современных позиций не исследованные до сих пор фольклорные материалы, литературные произведения, учебные пособия для изучения родного языка, созданные и опубликованные адыгскими просветителями У.Х.Берсеем и П.И.Тамбиевым в педагогическом аспекте.

Становление и развитие педагогической мысли адыгского народа тесно связано с просветительством. История адыгов и других народов Северного Кавказа XIX - начала XX века знает ряд выдающихся просветителей и деятелей культуры. Среди них особое место занимают Измаил Атажукин, Шора Ногмов, Султан Хан-Гирей, Султан Казы-Гирей, Султан Адиль-Гирей, Умар Берсей, Кази Атажукин, Адиль-Гирей Кешев, Талиб Кашежев, Паго Тамбиев, Сафербий Сиюхов, Чишмай Пшунелов и другие. Адыгские просветители, расширившие свое сознание сконцентрированной философской, социальной, образовательно-воспитательной культурой русского и других народов, сумели наметить пути для духовного, национального возрождения и развития, важным компонентом которого является создание национальной письменности (букварей, азбук, орфографий, алфавитов на разных графических основах), открытие первых национальных школ и развитие педагогической мысли, определившей направление развитию народа и точки соприкосновения с достижениями культуры других народов.

Современная педагогика уделяет особое внимание исследованиям, посвященным анализу педагогического творчества просветителей прошлого. В этом контексте представляется многозначительным и актуальным исследование педагогической деятельности и взглядов У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева, которые находились у истоков образовательных и просветительских начинаний.

У.Х.Берсей в своих баснях, помещенных в "Букваре черкесского языка", преследовал не только учебно-образовательную цель, но и воспитательную, наполняя дидактический материал глубоким педагогическим смыслом.

В адыгском фольклоре накоплен многообразный материал, который наряду с огромной художественной ценностью обладает и мощнейшим воспитательно-нравственным потенциалом. Познакомившись с адыгским сказками еще в 30-х годах, А.М.Горький дал высокую оценку им, особенно их нравственному потенциалу. "Ценность адыгейских сказок увеличивается еще и тем, - пишет он, - что в них зло везде побеждено. Это - хорошее свидетельство о здоровье народа" [16, С. 19-20]. Вековой опыт народа, сконцентрированный в сказках, песнях, пословицах, поговорках, загадках и скороговорках, собранных П.И.Тамбиевым, опубликован во многих выпусках "Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа". Проанализированные жанры фольклора могут быть использованы в национальных школах для более яркого и колоритного преподнесения учащимся моральных и нравственных норм.

Заслуги этих неординарных личностей несомненны, их творчество в историко-этнографическом и филологическом аспектах хорошо осветили в своих публикациях У.С.Зекох [42]; [43]; [44]; [45]; [46]; [47]; [48]; [49]; [50]; Ш.Х.Хут [124]; [125]; [126]; А.Х.Хакуашев [113]; Р.Х.Хашхожева [117]; [118]; [119]; [120]; [121]; Т.Х.Кумыков [66]; [67]; [68]; [69]; А.И.Алиева [18]; [19] и другие исследователи [21]; [22]; [23]; [24]; [40]; [41]; [54]; [58]; [60]; [61]; [66]; [67].

В настоящем диссертационном исследовании впервые сделана

• попытка целостного анализа именно педагогической деятельности и педагогических взглядов адыгских просветителей У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева, которые до сих пор не стали предметом специального изучения. Теоретическая и практическая значимость педагогического наследия этих просветителей, а также отсутствие работ, в которых был бы дан научный анализ педагогической деятельности и взглядов

• У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева, обусловили выбор нами проблемы и темы исследования.

Проблема исследования. Педагогическая деятельность плеяды горских просветителей конца XIX - начала XX века в истории отечественной педагогики.

Тема исследования. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева.

Объект исследования. Определение места адыгских педагогов-просветителей конца XIX - начала XX века в становлении и развитии национальных образовательных систем на Северном Кавказе.

Предмет исследования - педагогическая деятельность, педагогические взгляды адыгских просветителей У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева.

Цель исследования - изучить педагогическую деятельность и взгляды У.Х. Берсея и П.И. Тамбиева, дать объективный анализ их трудов, фольклорных материалов, педагогического наследия; систематизировать их, определить и объективно оценить реальный вклад просветителей в историко-педагогическую науку и практику.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи: охарактеризовать основные этапы жизни и деятельности У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева, составить научную биографию просветителей и выявить их роль в становлении национальной системы образования и просвещения в Адыгее; дать целостную характеристику педагогическому наследию У.Х.Берсея, П.И.Тамбиева; проанализировать литературно-творческую деятельность У.Х.Берсея с целью выявления ее педагогического потенциала; проанализировать фольклорные записи П.И.Тамбиева в педагогическом аспекте; обосновать актуальность использования произведений (басен) У.Х.Берсея и фольклористики П.И.Тамбиева в учебновоспитательном процессе современных учебных заведений.

Методологические основы исследования. Основными принципами методологии исследования явились целостное изучение истори-ко-педагогических явлений, единство, взаимосвязь и взаимодействие объективного и субъективного, традиционного и новаторского, связь исторического с современностью, раскрытие значения результатов исследования для современной теории и практики, а также современные концептуальные подходы к межнациональным отношениям, культуре и образованию.

Системно-исторический подход позволил целостно проанализировать биографии просветителей и педагогические традиции адыгов как источники национального просветительства.

Специфика педагогического наследия У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева потребовала комплексного подхода к изучению многообразных сторон их деятельности, контекстного исследования трудов (записей) с целью выявления их образовательного, воспитательного потенциала. В работе использованы методы историкопедагогического исследования: сбор, анализ, обобщение литературных и архивных источников, метод научного воссоздания биографии просветителей, метод дидактического анализа учебно-методического материала, метод сравнительно-сопоставительного анализа произведений (басен) У.Х.Берсея и фольклористики П.И.Тамбиева.

Источниковедческую базу исследования составляют труды У.Х.Берсея, П.И.Тамбиева, материалы и документы архивных фондов: Государственного архива Республики Адыгея, архива и библиотеки Национального музея Республики Адыгея, архива и библиотеки - Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ), Национальной библиотеки Республики Адыгея, библиотеки Адыгейского государственного университета, Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), архива и библиотеки Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований (КБИГИ), Центрального государственного архива Кабардино-Балкарии (ЦГА КБР), архива Национального музея Кабардино-Балкарии, Российской государственной библиотеки (г. Москва), Центрального государственного военно-исторического архива ЦГВИА (г. Москва), Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург), отдела письменных источников Государственного исторического музея ОПИ ГИМ (г. Санкт-Петербург).

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключаются в том, что в нем впервые дан целостный анализ педагогической деятельности и взглядов У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева, их теоретического и практического вклада в становление и развитие национальной образовательной системы в Адыгее. Проанализированы учебные пособия по изучению родного языка: "Букварь черкесского языка" (1853 г.) У.Х.Берсея, который использовался в Ставропольской гимназии и других учебных заведениях Северного Кавказа, "Русско-черкесский словарь" У.Х.Берсея, использовавшийся в Ставропольской гимназии; "Кабардинская азбука" (1906г.) П.И.Тамбиева, использовавшаяся в Нальчикской горской школе и Нальчикском реальном училище.

Введен в научный оборот ряд новых, ранее неизвестных архивных материалов и фотодокументов. Часть из них представлена в "Приложениях" к диссертации.

В теоретическом плане значимость работы состоит в том, что она вносит существенный вклад в национальную историко-педагогическую науку. В произведениях У.Х.Берсея и фольклорных записях П.И.Тамбиева ярко отражены идеи умственного, нравственного, трудового воспитания, что позволяет использовать их в решении проблемы воспитания в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, использованные в диссертации и результаты их педагогического анализа, можно обоснованно рекомендовать национальной (адыгейской) начальной школе для включения в учебники, учебные пособия и книги по внеклассному чтению. Материалы исследования могут быть использованы в лекционных и семинарских занятиях по педагогике и истории педагогики в педагогических училищах, педагогических колледжах и педагогических вузах Северного Кавказа, они представляют интерес для учителей, студентов, аспирантов. На основе исследовательских материалов подготовлен специальный раздел для фундаментального труда "Антология педагогической мысли адыгов". Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурса по истории педагогики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается объективным анализом педагогического наследия У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева, материалов и архивных документов, хранящихся в г.г. Майкопе, Краснодаре, Ставрополе, Нальчике, Санкт-Петербурге, Москве; совокупностью методов, адекватных цели и задачам исследования; научным анализом и апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. У.Х.Берсей и П.И.Тамбиев входят в плеяду горских педагогов-просветителей конца XIX - начала XX века, внесших существенный вклад в создание национальной образовательной системы региона.

2. Педагогическое наследие, просветительская и педагогическая деятельность У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева выступают как важнейшие факторы пробуждения национального самосознания адыгов, они являются существенным вкладом в становление образовательной системы в дореволюционный период в Адыгее.

3. Установившееся традиционное утверждение о том, что до Октябрьской революции у адыгов не было письменности, является ошибочным, оно было продиктовано политико-идеологическими интересами, адыгская письменность берет свое начало именно с "Букваря черкесского языка" У.Х.Берсея (14 марта 1853 года). Данный научный вывод сформулирован в историко-педагогической науке впервые.

4. Дидактический материал "Букваря черкесского языка" У.Х.Берсея и записей адыгского фольклора П.И.Тамбиева, проанализированные в педагогическом аспекте, имеют большую научную и художественную ценность как исторически обусловленные формы дореволюционного национального просветительства, имеющие существенное влияние на развитие образовательных систем на Северном Кавказе. Этот материал может быть использован конкретно при составлении и разработке учебников, особенно для начальных классов в национальных школах Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на расширенных заседаниях кафедры педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; на первой научной конференции аспирантов и соискателей АГУ "Достижения молодых ученых Республики Адыгея - науке" (г. Майкоп, 1996 г.); на расширенном заседании ученого совета, посвященном 190-летию со дня рождения У.Х.Берсея, в Адыгейском республиканском институте гуманитарных исследований - АРИГИ (г.Майкоп, 1997г.); на научно-практической конференции, посвященной 25-летию образования музыкально-педагогического факультета АГУ (г. Майкоп, 1997 г.); на второй научной конференции аспирантов и соискателей по итогам научно-исследовательской работы за 1996 год (г. Майкоп, 1997 г); на третьей республиканской научно-практической конференции по теме: "Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире" (г. Карачаевск, 1997 г.); на XVI региональных психолого-педагогических чтениях Юга России по теме: "Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона" (г. Волгоград, 1997 г.); на Всероссийской научно-практической конференции по теме: "Поликультурное образование в современной России" (г. Пятигорск, 1997 г.); на международной научно-практической конференции "Новые информационные технологии и их региональное развитие" "Elbrus - 97" (г. Нальчик - 1997 г.); на Неделе науки в Майкопском государственном технологическом институте - МГТИ (г. Майкоп, 1998 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем публикаций положений диссертации на страницах печати - в журналах, сборниках научных трудов:

Педагогическая деятельность Умара Хапхаловича Берсея //Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. Сб. на-учн. трудов. - Вып. 1. - Майкоп, 1996;

П.И.Тамбиев как фольклорист и педагогическая направленность его фольклористики //Материалы первой научной конференции аспирантов и соискателей АГУ (24 апреля - 6 мая): Достижения молодых ученых Адыгеи - науке. - Майкоп: АГУ, 1996. - Вып. 4;

Из просветительской и педагогической деятельности П.И.Тамбиева //Проблемы искусства и этнографии. Сб. научн. трудов. - Майкоп, 1997;

Социально-экономическая характеристика эпохи. (Адыгское просветительство в конце XIX - начале XX века) // Труды аспирантов, докторантов и соискателей (Материалы II научной конференции аспирантов и соискателей по итогам научно-исследовательской работы за 1996 год. 21-26 апреля 1997 г. - Майкоп, 1997;

Из истории адыгского просветительства (конец XIX - начало XX века) //Тез. III республиканской научно-теоретической конференции: Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире (г.Карачаевск 23-24 октября 1997 г.) - Карачаевск, 1997;

У.Х.Берсей. Педагог-просветитель, филолог, баснописец. (К 190-летию со дня рождения) //Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. Сб. научн. трудов. - Вып. И. - Майкоп, 1997;

Развитие дореволюционного адыгского просветительства на Северном Кавказе //Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона. XVI региональные психолого-педагогические чтения Юга России. - Ч. II. - Волгоград, 1997;

Педагогический потенциал литературно-творческой деятельности адыгского педагога-просветителя У.Х.Берсея //Поликультурное образование в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-18 сентября 1997 года. - Пятигорск, 1997;

Образовательно-воспитательная направленность литературно-творческой деятельности адыгского просветителя У.Х.Берсея //Страницы истории педагогики. - Вып. 8. - Пятигорск, 1997;

У.Х.Берсей - известный адыгский педагог-просветитель; (К 190-летию со дня рождения) //Зэкъошныгъ. - Майкоп, 1997. - № 4 (На адыг. языке);

Вопросы периодизации адыгского просветительства //Материалы научно-практической конференции "Неделя науки МГТИ". - Вып. 3. -Майкоп, 1998.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Тешева, Фатима Рамазановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное историко-педагогическое исследование жизни, педагогической, просветительской деятельности У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева позволило прийти к следующим выводам:

1. Исследовательский материал даёт возможность объективно охарактеризовать деятельность У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева как значительный вклад в становление и развитие национального образования на Северном Кавказе. Исследование показало, что несмотря на то, что биографии и общественно-просветительская деятельность У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева достаточно освещены в научной литературе (У.С.Зекохом, Р.Х.Хашхожевой, Ш.Х.Хутом, А.Х.Хакуашевым и др.) в историко-этнографическом и филологическом аспекте, педагогическое наследие этих просветителей до сих пор не стало предметом специального изучения и не подвергнуто анализу именно с педагогической точки зрения. Использованный в диссертационном исследовании современный методологический подход к аналитическому осмыслению многообразного учебно-методического, дидактического и фольклорного материала, позволил осуществить более всесторонний, инновационный анализ творческого наследия педагогов-просветителей У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева.

2. В диссертационном исследовании просветительство У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева рассматривается без идеологически-классового подхода, как система теоретической и практической деятельности личностей, выполнявших поставленные перед собой задачи: просвещение и образование своего народа, создание письменности на родном языке, развитие национальной культуры. Эти подходы отражают те особенности, которые в различных проявлениях характерны для многих представителей национального просветительства горских народов Северного Кавказа и в конечном счете образуют общие черты в движении национального просветительства.

3. Адыгские просветители дореволюционного периода ставили перед собой такие задачи, как создание, сохранение, развитие национальной письменности и культуры, создание системы общего образования для адыгского народа и в конечном счете - формирование и развитие национального самосознания как первого условия этнической консолидации и просветительской активности народа. В реализации этих судьбоносных задач роль У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева велика.

4. Диссертационное исследование позволяет сделать важнейшие выводы, характеризующие У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева как истинных патриотов и интернационалистов: расширение собственного сознания под влиянием передовой русской культуры позволило им удесятерить силу своей любви к собственному народу, подарив ему свой труд на ниве просвещения, вклад в развитие национальной письменности, произведения устного народного творчества, имеющие неоценимое научное значение для истории адыгской фольклористики и педагогики.

5. Системный подход к научному наследию У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева позволяет увидеть вклад педагогов в национальное образование. Соединяя в единую систему итоги педагогического анализа их наследия, можно проследить аспекты не только трудового, умственного, нравственного, экологического воспитания, но и укрепление духа человека, продолжение традиций, способствующих укреплению национального самосознания и утверждению общечеловеческих незыблемых ценностей.

6. Учебные пособия, созданные У.Х.Берсеем и П.И.Тамбиевым, и на сегодняшний день сохраняют свою научную ценность, являясь одной из первых попыток создания письменности на родном языке, учебников и учебных пособий.

7. В баснях У.Х.Берсея и фольклорных записях П.И.Тамбиева отображены идеи умственного, трудового, нравственного воспитания, что позволяет использовать их в решении воспитательных проблем современности. В результате педагогического анализа произведений, записей педагогов-просветителей мы пришли к выводу, что их можно обоснованно рекомендовать национальным школам на уроках родного языка и литературы, на занятиях по этнокультуре.

8. Педагогическое наследие У.Х.Берсея и П.И.Тамбиева следует ввести для изучения в педагогических училищах, педагогических колледжах и педагогических вузах Северного Кавказа с целью повышения профессиональной грамотности учителей национальных школ, совершенствования владения языком, более глубокого знания традиций и обычаев адыгского народа, его истории, культуры.

9. Наконец, данное исследование дало убедительное основание сформулировать совершенно новый концептуальный подход к решению проблемы о времени создания адыгской письменности. Своим исследованием мы утверждаем, что письменность у адыгов была создана до Советской власти У.Х.Берсеем (1853 г.), тем самым подчеркиваем необоснованность и ошибочность утвердившейся традиционной установки о том, что до Октябрьской революции адыгский народ был бесписьменным, что письменность пришла к адыгам с приходом Советской власти. Традиционная установка была продиктована классово-идеологическими интересами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тешева, Фатима Рамазановна, 1998 год

1. Букварь черкесского языка. - Тифлис, 1853. - 48 с.

2. Русско-черкесский словарь // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1991. - Вып. VIII. - С. 283-288.1. Труды П.И.Тамбиева

3. Кабардинская азбука. Тифлис: Изд-во "Кавказский учебн. округ", 1906. - 49 с.

4. Мусульманин. Париж, 1910. - № 24. - С.529.

5. Мусульманин. Париж, 1911. - № 6 - 7. - С.315.

6. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.- Тифлис, 1881. Вып. 12. Отд.2. - С.60-69.

7. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. -. Тифлис, 1896. Вып. 21. Отд.2. - С. 153-266.

8. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.- Тифлис, 1898. Вып. 25. Отд.З. - С.1-92.

9. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.- Тифлис, 1899. Вып. 26. Отд.З. - С.1-78.

10. Ю.Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.- Тифлис, 1900. Вып. 27. Отд. 4. - С.1-62.11 .Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.- Тифлис, 1901. Вып. 29. Отд. 4. - С.35-58.

11. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1903. - Вып. 32. Отд. 4. - С. 1-21.

12. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1904. - Вып. 34. Отд. 2. - С.1-14.

13. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1915. - Вып. 44. Отд. 2. - С.1-14.

14. Список использованных источников

15. Абаева Ф.В. Умар Алиев: Просветительская, педагогическая и общественная деятельность. Майкоп, 1995. - 203 с.

16. Адыгейские сказания и сказки. Ростов-на-Дону, 1937.

17. Адыгэ гущы1эжъхэр, къоджэхь-къоджэшххэр, 1уры1упчъэхэр. Мыекъуапэ. Краснодарскэ тхылъ тедзап1эм и Адыгэ отд-ние, 1978. 200 с. = Адыгские пословицы и поговорки. - Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1978. - 200с.

18. Алиева А.И. Возникновение адыгской фольклористики в XIX веке //Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века.- Нальчик, 1979. 404 с.

19. Алиева А.И. Деятели адыгской культуры и возникновение адыгской фольклористики //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века: (Мат. конференции 28- 29 марта 1974 г.). Нальчик, 1976. - С. 193-205.

20. Атажукин K.M. Избранные труды. /Подгот. текста и вступит, статья Р.Х.Хашхожевой. Нальчик: Эльбрус, 1971. - 157 с.

21. Атажукин K.M. Попытки введения кабардинской письменности //Терские ведомости. 1870. - № 10.

22. Атажукин K.M. Попытки введения кабардинской письменности.- //Терские ведомости. 1870. - № 11.

23. Ашхамаф Д.А. Из истории черкесских алфавитов и изучения черкесского языка //Революция и горец: Ростов-на-Дону. 1929. -№11 - 12 ( 13-14). - С. 47-49.

24. Ашхамаф Д.А. История черкесских алфавитов //Записки Северо-Кавказского краевого горского научно-исследовательского института.- Ростов-на-Дону, 1929. Т. II. - С. 287-293.

25. Бербеков Б.Ч. Из истории адыгской письменности //Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания: (Мат. первой респ. научн.-практич. конф.). Майкоп, 1994. - С. 304-305.

26. Берсей Умар Хапхалович: (Биогр. справка) //БСЭ. 3-е изд. -М.: Советская Энциклопедия, 1970. - Т. 3. - С. 258.

27. Бетрозов Р.Ж. Этническая история адыгов: С древнейших времен до XVI века. Нальчик: Эльбрус, 1996. - 248 с.

28. Библиотека для чтения. Спб, 1860. - Т. 159.

29. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости: (Адыгейские пословицы и поговорки на адыгейском и русском языках). Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992. - 128 с.

30. Блягоз З.У. Пословицы и поговорки зеркало адыгских традиций и обычаев //Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания (Материалы I респ. научно-практ. конф.) -Майкоп, 1994. - С. 65-82.

31. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1987. - 192 с.

32. Бузаров К.И. Сефербий Сиюхов педагог-просветитель //Социалистическэ Адыгей. - 1990. - 15 марта.

33. Бузаров К.И., Бузаров Аз.К. Сефербий Сиюхов адыгский просветитель. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во. - 1991. - 192 с.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. - 374 с.

35. Гадагатль А. Героический эпос "Нарты" и его генезис. -Краснодар, 1967. 422 с. - (Адыг. научн.-исслед. ин-т языка, лит. и истории).

36. Гальцев В.С. Социально-экономическое и культурное развитие народов Северного Кавказа в 70-90-х годах XIX века //Вопросы истории. 1954. - № 10. - С. 116-124.

37. Голубева JI.Г. О некоторых проблемах изучения просветительской мысли на Северном Кавказе в XIX веке //Филологические труды. -Нальчик, 1977. Вып. 1. - С. 93-109.

38. Гукемух А. Басни Умара Берсея //Ошхамахо. 1963. - № 1. - С. 86-88.

39. Денисова H.H. Демократические традиции в просвещении горцев во второй половине XIX века //Эхо. 1992. - № 4 (17). - апрель.

40. Дзамихов К.Ф. У истоков адыгской словесности //Культура и быт адыгов. Майкоп, 1991. - Вып. VIII. - С. 278-288.

41. Дзамихов К.Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик: Эльбрус, 1994.- 168 с.

42. Зек1огъу У. Адыгэмэ ягъэсэныгъэ фэлэжьагъ: Бэрсэй Умарэ къызыхъугъэр илъэси 180-рэ зэрэхъурэм ехъыл1агъ //Социалистическэ Адыгей. -1987. 30 апреля.

43. Зекох У.С. Выдающийся просветитель адыгов. //Шапсугия. -1995. 4 июня.

44. Зек1огъу У.С. (Зекох У.С.) Гъэсэныгъэм фэбэнагъ //Зэкъошныгъ (Дружба). 1971. - № 2. - С. 36-38.

45. Зекох У.С. Памяти просветителя адыгейского народа //Дружба.- 1957.-№ 7.-С. 274-276.

46. Зекох У.С. Памяти просветителей адыгов //Адыгейская правда.- 1977. 5 июля.

47. Зекох У.С. Просветитель адыгских народов //Адыгейская правда. 1987. - 22 декабря.

48. Зекох У.С. Просветитель адыгских народов //Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1988. - С. 250-253.

49. Избранные пословицы и поговорки русского народа /Под общ. ред. А.А.Прокофьева. М.: Госхудлитиздат, 1957. - 204 с.

50. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней В 2-х т. М.: Наука, 1967. - Т.1. - 482 с.53. Кавказ, 1856. 21 декабря.

51. Калмыков И.Х. Черкесы. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставр. кн. изд-ва, 1974. - 345 с.

52. Карачаево-Черкесская АО (Литература) //БСЭ. 3-е изд. - М.: Советская Энциклопедия, 1973. - Т. 11. - С.400.

53. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке //Кавказский этнографический сборник. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. - Т. 26. - С. 265-374.

54. Косвен М.О. Проблема общественного строя горских народов Кавказа в ранней русской этнографии //Советская этнография. 1951. -№ 1.-С. 7-21.

55. Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX начале XX века. - Нальчик: Эльбрус, 1991. - 160 с.

56. Кошев М.А. Ставропольская гимназия и просвещение горцев (70-90 годы XIX века) //Культура и быт адыгов. Майкоп, 1988. -Вып. VII. - С. 177-189.

57. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь-Кавказский, 1887.

58. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913.

59. Краткий педагогический словарь пропагандиста /Под общ. ред. М.И.Кондакова, А.С.Вишнякова; Сост.: М.Н.Колмакова, В.С.Суров. 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Политиздат, 1988. - 367 с.

60. Крылов И.А. Басни М.: Просвещение, 1985.- 192 с.

61. Культура и быт адыгов (Умар Хапхалович Берсей. Рис. с фото Берсирова А.М.). Майкоп, 1986. - Вып. VI. - С. 168.

62. Кумахов М.А. О лингвистическом наследии Адыгских просветителей //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века (Мат. конференции 28 - 29 марта 1974 г.) -Нальчик, 1976. - С. 82-93.

63. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX века.- Нальчик: Эльбрус, 1996. - 328 с.

64. Кумыков Т.Х. Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века. Нальчик: Эльбрус, 1991.- 176 с.

65. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1965. - 420 с.

66. Макаев В.В. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды З.И.Лилиной: Метод, мат. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1990. -46 с.

67. Ж. "Мусульманин". Париж, 1911. № 6 - № 7. - С. 314.

68. Ж. "Мусульманин". Париж, 1911. № 8 - № 10. - 436 с.

69. Нариманов Н.Н. (Биогр. справка) //БСЭ. 3-е изд. - М.: Советская Энциклопедия, 1974. - Т. 17. - С. 251.

70. Неверов Я.М. К вопросу об образовании инородцев //Журнал Мин-ва народного просвещения. СПб., 1869. - № 12.- С. 123-134.

71. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа: Сост. по преданиям кабардинцев. /Вступ. ст. и подгот. текста д-ра ист . наук, акад.

72. Адыг. (Черкесской) Акад. проф. Т.Х.Кумыкова. Нальчик: Эльбрус, 1994. - 232 с.

73. Огородников И.Т. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед ин-тов. М.: Просвещение, 1988. - 374с.

74. Очерки истории Адыгеи. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1957. -Т.1. - 483 с. - (Адыг. научн.-исслед. ин-т языка, лит. и истории).

75. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1965. -347 с. на кабард. языке.

76. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968. - 302 с. - Кабардино-Балкарский научн.-исллед. ин-т.

77. Панеш Б.Х. Ю.К.Намитоков: Ученый-педагог, просветитель и общественный деятель. Майкоп: Изд-во Адыг. гос. ун-та, 1996. -133 с.81 .Педагогика. /Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

78. Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Рос. пед. агенст-во, 1996. 604 с.

79. Педагогический словарь. В 2-х т. /Под ред. И.А.Каирова. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. - Т.1. - 774 е.; Т.2. - 776 с.

80. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т.. М.: БРЭ, 1993.-Т.1.- 608 с.

81. Русский педагогический вестник. 1859.

82. Саблиров М.З. Адыгские деятели культуры и вопросы просвещения народа //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века (Мат. конференции 28-29 марта 1974 г.). - Нальчик, 1976. - С. 277-285.

83. Саукудз. Кое-что о письменности среди Осетин и других народов Кавказа //Казбек. Владикавказ, 1903. - № 1531.

84. Сборник сведений о Кавказских горцах. Тифлис, 1871.1. Вып. 5.

85. Словарь педагогических терминов / Под ред. В.В.Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - 51 с.

86. Слово юбиляра учителя К.В.Парадиева; приветственное слово юбиляру от учителей Байрамукова М., Тамбиева П.И. и др. //Кубанская школа. Екатеринодар, 1915. - № 6. - С. 57-60.

87. Ставропольские губернские ведомости. Ставрополь, 1879. -№ 42. - 24 октября.

88. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа //Кавказский сборник. Тифлис, 1900. - Т. XXI. Отд.2. - С. 60-173.

89. Теунов X. Литература и писатели Кабарды. М.:Сов. писатель, 1958. - 380 с.

90. Тешева Ф.Р. Педагогическая деятельность Умара Хапхаловича Берсея //Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. Сб. научн. трудов. Вып. 1. - Майкоп: Изд-во АГУ, 1996. - С. 178-182.

91. Тешева Ф.Р. Из просветительской и педагогической деятельности П.И.Тамбиева //Проблемы искусства и этнографии: Сб. научн. трудов. Майкоп: Изд-во Адыг. гос. ун-та, 1997. - С. 9-15.

92. Тешева Ф.Р. У.Х.Берсей. Педагог-просветитель, филолог, баснописец: (К 190-летию со дня рождения) //Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. Сб. научн. трудов. Майкоп, 1997. -Вып. II. - С. 176-181.

93. Тешева Ф.Р. Образовательно-воспитательная направленность литературно-творческой деятельности адыгского просветителя У.Х.Берсея //Страницы истории педагогики. /Под ред. В.В.Макаева. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997. Вып. 8. - С. 85-87.

94. Тешева Ф.Р. У.Х.Берсей известный адыгский педагог-просветитель: (К 190-летию со дня рождения) //Зэкъошныгъ (Дружба). -1997. - №4.-С. 160-165.

95. Тешева Ф.Р. Вопросы периодизации адыгского просветительства //Мат. научн.-практич. конференции "Неделя науки МГТИ".- Майкоп: Изд-во МГТИ, 1998. Вып. 3. - С. 36-38.

96. Ю5.Толстой JI.H. Басни, сказки, рассказы. М.: Дет. лит., 1987.129 с.

97. Туганов Р.У. Библиография Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Адыгеи: (С др. времен по 1917 г). Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1967. - 680 с.

98. Туганов Р.У. К вопросу о периодизации истории общественной мысли кабардинского народа //Вопросы историографии и источниковедения Кабардино-Балкарии. Нальчик,1987. - С. 68-97.

99. Турчанинов Г.Ф. О некоторых фонетических явлениях в Кабардинском языке первой половины XIX столетия //Языки Северного Кавказа и Дагестана. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. -Вып. 2. - С. 39-60.

100. Урусов К.С.-Б. Известные люди Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1997. - Т. 1.- 236 с.

101. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами //Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. - Вып III. -Отд. IV,-С. 1-30.

102. Ш.Ушинский К.Д. Родное слово //Пед. соч. М.: Педагогика, 1988.- Т. 6.

103. Философский энциклопедический словарь. М.: Совет, энциклопедия, 1983. - 840 с.

104. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 259 с.

105. Хакуашев А.Х. К вопросу об идейных позициях М.Хаджетлаше и журнала «Мусульманин» //Общественно-политическаямысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века (Мат. конференции 28-29 марта 1974 г.). - Нальчик, 1976. - С. 223-241.

106. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставр. кн. изд-ва, 1968. - 228 с.

107. Хатанов A.A. Из истории адыгейских алфавитов //Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института.- Краснодар-Майкоп: Кр. кн. изд-во, 1966. Т. 5. - С. 193-201.

108. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX века. - Нальчик: Эльбрус, 1983. - 244 с.

109. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX начала XX века. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 184 с.

110. Хашхожева Р.Х. Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. - 294 с.

111. Хашхожева Р.Х. Паго Тамбиев. Нальчик: Эльбрус, 1984.241 с.

112. Хашхожева Р.Х. Письма П.И.Тамбиева //Актуальные вопросы Кабардино-Балкарской фольклористики и литературоведения. Нальчик, 1986. - С. 142-162.

113. Хоретлев А.О. Адыгейские просветители и педагоги Ш.Ногмов, К.Атажукин, У.Берсей, П.Тамбиев //Влияние России на просвещение в Адыгее: (XIX начало XX века). - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1957. - С. 48-61.

114. Хуако З.Ю. Краткая газетная энциклопедия: Периодика Адыгеи. 1905-1996. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1996. - 164 с.

115. Хъут Ш.Х. Апэрэ адыгэ баснэхэр //Зэкъошныгъ (Дружба). -1972. -№ 1. С. 108-109.

116. Хут Ш.Х. Историография адыгского фольклора и жанровое своеобразие народных сказок //Ученые записки Адыг. научн.-исслед. инта. Майкоп, 1968. - Т. 7. - С. 109-138.

117. Хут Ш.Х. Творчество адыгских писателей-просветителей XIX- начала XX века //Сборник статей по адыгейской литературе и фольклору. Майкоп, 1975. - С.102-124.

118. Шаги к рассвету: Адыгские писатели-просветители XIX века: Избр. произведения Краснодар: Кн. изд-во, 1986. - 398 с.

119. Шеретлоков Т.А. Образование и письменность наших туземцев //Кабардино-Балкарская автономная область. Нальчик, 1922.

120. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд-ва, 1989. - 336 с.

121. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском народно-поэтическом творчестве //Ученые записки Адыг. научн.-исслед. ин-та. Майкоп, 1968. - Т. VII. Литература и фольклор. - С. 64-87.

122. Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1987. - 91 с.

123. Шоров И.А. Идеи эстетического воспитания в адыгском устном народном творчестве: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1989.- 84 с.

124. Шоров И.А., Меретуков К.Х., Меретукова М.Х. Русско-адыгейский словарь педагогических терминов. Майкоп: Мин-во науки и образования Респуб. Адыгея, 1996. - 255 с.

125. Юхотников Ф.В. Письма с Кавказа //Русское слово. 1861. -№4.-С. 1-18.1. Диссертации

126. Абаева Ф.В. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды У.Д.Алиева (1895-1937): Дис. .канд. пед. наук. Майкоп, 1996.- 183 с.

127. Агержанокова С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца Х1Х-начала XX в.:

128. Дис. .канд. фил. наук. Майкоп, 1997. - 165 с.

129. Азимова С.А. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Фирудинбека Кочарлинского: Дис. .канд. пед. наук. Баку, 1977. - 175 с.

130. Голубева Л.Г. Из истории просветительства на Северном Кавказе во второй половине XIX века: Дис. .канд. фил. наук. Майкоп, 1964. - 234 с.

131. Гусейнова Т.М. Педагогическая деятельность и педагогические мысли С.Рагимова: Дис. .канд. пед. наук. Баку, 1986. - 163 с.

132. Заречнова Е.А. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.Н.Сороки-Росинского: Дис. .канд. пед.наук: Пятигорск, 1994. - 222 с.

133. Зеткина И.А. Деятельность М.Е.Евсевьева по развитию мордовского просветительства и национальной школы, 90-е годы XIX века -20-е годы XX века: Дис. . канд. пед. наук. Саранск, 1994. - 233с.

134. Исаева Л.Н. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды М.И. Демкова (1859-1939): Дис. .канд. пед. наук. Майкоп, 1996. - 190 с.

135. Нурутдинова З.Г. Научная деятельность и педагогические идеи Абу Райхана Беруни: Дис. .канд. пед. наук. Ташкент, 1980. - 171 с.

136. Панеш Б.Х. Научно-педагогическая и просветительская деятельность Ю.К.Намитокова (1904-1992): Дис. .канд. пед. наук. Краснодар, 1996. - 197 с.

137. Хоретлев А.О. Школа и просвещение в Адыгее (XIX начало XX вв.): Автореф. .канд. пед. наук. - М., 1956.

138. Шаова И.А. Педагогическая деятельность и педагогические идеи адыгского просветителя С.Х.Сиюхова (1887-1966): Дис. .канд. пед. наук. Майкоп, 1997. - 155 с.1. Архивные источники

139. Государственный архив Краснодарского края (ГАКЮ

140. ГАКК. Ф. 470, Оп. 2. Д. 6572.

141. ГАКК. Ф. 470, Оп. 2. Д. 1558.

142. ГАКК. Ф. 427, Оп. 2. Д. 1923.

143. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК)

144. ГАСК. Ф. 15, Оп. 2. Д. 1903.

145. ГАСК. Ф. 15, Оп. 2. Д. 2065.

146. ГАСК. Ф. 15, Оп. 2. Д. 831.

147. ГАСК. Ф. 15, Оп. 2. Д. 1280.

148. Архив Кабардино-Балкарского института истории, филологии и экономики (АКБИИФЭ)

149. АКБИИФЭ. Ф.1, Оп. 4. Д. 10.

150. АКБИИФЭ. Ф.19, Оп. 1. Д. 1.

151. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф. 27, Оп. 1. Д. 1.

152. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф.27, Оп. 1. Д. 2.

153. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф. 27, Оп. 1. Д. 3.

154. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф.27, Оп. 1. Д. 4.

155. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф. 27, Оп. 1. Д. 5.

156. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф.27, Оп. 1. Д. 6.

157. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф. 27, Оп. 1. Д. 7.

158. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф.27, Оп. 1. Д. 8.

159. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф. 27, Оп. 1. Д. 9.

160. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф.27, Оп. 1. Д. 10.

161. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф. 27, Оп. 1. Д. 11.

162. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф.27, Оп. 1. Д. 12.

163. АКБИИФЭ. № 612-ф, Ф.27, Оп. 1. Д. 13.

164. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарии1. ЦТА КБР)

165. ЦГА КБР . Ф.Р. 15, Оп. 1. Д. 19.

166. Ленинградский отдел Архива АН СССР (Л.О. архива АН СССР).

167. Л.О. архива АН СССР. Ф. 94, Оп. 1. Д. 267.

168. Отдел письменных источников Государственного исторического музея ЮПИ ГИМ)171. ОПИ ГИМ Ф. 372. Д. 6.172. ОПИ ГИМ Ф. 372. Д. 18.173. ОПИ ГИМ Ф. 372. Д. 19.174. ОПИ ГИМ Ф. 372. Д. 20.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.