Научно-педагогическая и просветительская деятельность С. Сиюхова: 1887-1966 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Тулатова, Людмила Бексолтановна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тулатова, Людмила Бексолтановна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Становление общественно-политических и педагогических взглядов С.Сиюхова
1.1. Влияние общественно-политической и педагогической мысли русского и адыгских народов па развитие школы Адыгеи в XIX-начале XX столетий.
1.2. Формирование педагогических воззрений С.Сиюхова на просвещение и образование горских народов дореволюционной
России.
1.3 Научная и просветительско-недагогическая деятельность
С.Сиюхова в годы Советской власти.
Выводы.
ГЛАВА 2. Просветительско-недагогическая деятельность С.Сиюхова
2.1. Актуальные проблемы начального образования у народов Северного Кавказа в публицистике С.Сиюхова.
2.2. С.Сиюхов как создатель учебников и учебных книг для черкесских народов и проблема двуязычия в национальной школе
2.3. Дидактические принципы и методические приемы обучения в учебном пособии С.Сиюхова для учителей «Русский язык в горской школе».
Выводы.
ГЛАВА 3. Проблемы гуманизма, просвещения и образования горцев в социально-педагогической публицистике С.Сиюхова
3.1. С.Сиюхов о роли и воспитательном значении труда в подготовке подрастающих поколений к жизни.
3.2. Проблемы образования и особенности подготовки педагогических кадров для горцев Северного Кавказа в публицистике С.Сиюхова.
3.3. Сефербий Сиюхов о положении адыгской женщины в семье, в обществе и необходимости ее эмансипации.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л. Г. Лопатинского, Т. П. Кашежева и П. И. Тамбиева на Северном Кавказе: Конец XIX - первая четверть XX веков2002 год, кандидат педагогических наук Кусова, Лидия Бимболатовна
Научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе в конце XVIII - XIX вв.2011 год, доктор педагогических наук Бекоева, Татьяна Александровна
Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина2000 год, кандидат педагогических наук Кудзаева, Аксана Гаджихановна
Роль П. К. Услара в развитии школы и просвещения горских народов Северного Кавказа1998 год, кандидат педагогических наук Бекоева, Татьяна Александровна
Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг.2001 год, кандидат педагогических наук Хатаева, Рима Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-педагогическая и просветительская деятельность С. Сиюхова: 1887-1966 гг.»
В настоящее время в обществе происходят сложнейшие трансформации как экономических основ его жизнедеятельности, форм политической организации, так и важнейших духовных ценностей. Одной из острейших проблем, оказывающих значительное влияние на характер социальных изменений в обществе, является национальный вопрос. В последние десятилетия Северный Кавказ стал наиболее конфликтогенным, в том числе и в межэтнической сфере, регионом России. Отметим, что зачастую причиной конфронтации по этническому принципу является слабая осведомленность в вопросах истории, культуры, характера взаимоотношений, свойственных соседним народам.
Сегодня в сложившихся исторических условиях вопросы поликультурного образования являются основополагающими, а для их решения требуется переосмысление многих представлений об истории культуры и педагогической мысли России, учет исторического опыта образовательной системы разных народов и применение всего прогрессивного, накопленного предшествующей научной мыслью. Целостное рассмотрение развития педагогической мысли и образовательной практики требует современной оценки взглядов, теорий и концепций просветителей и педагогов, вклад которых до настоящего времени замалчивался по конъюнктурным соображениям, либо характеризовался тенденциозно или оставался невостребованным.
В наше время нужны взвешенные подходы и объективные оценки проходившим в прошлом историко-педагогическим процессам и деятельности крупных просветителей северокавказских народов. Всестороннее изучение противоречивых процессов, происходивших в крае в системе образования и просветительско-педагогического движения, представляет значительный интерес и предполагает выявление демократических и гуманистических элементов в деятельности видных просветителей горских народов, которые имеют серьезное научно-практическое значение для нашей системы воспитания и обучения. Актуальность настоящего исследования, в частности, обусловлена недостаточной исследованностыо педагогических воззрений и научно-просветительской деятельности некоторых северокавказских просветителей начала прошлого столетия и необходимостью научного подхода к изучению их наследия.
Для исследования просветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа большое научно-теоретическое значение имеют историко-этнографические очерки русских и зарубежных ученых, изучавших различные стороны жизни народов региона в прошлом и особенно во второй половине XIX столетия Л.П. Берже, Ж.-Ш. де Бесса, И.Ф. Бларамберга, Н.Ф. Дубровина, Г.Ю. Клапрота и многих других. Капитальные труды о жизни, нравах, обычаях, культуре и просвещении горцев оставили ученые и педагоги, жившие в крае целые десятилетия - П.Г. Бутков, Л.Я. Люлье, Л.Н. Модзалевский, К.П. Яновский и другие ученые-кавказоведы. Многие прогрессивно настроенные русские ученые и грамотные горцы руководствовались гуманными целями и предпринимали ряд практических шагов по созданию условий для развития школы и педагогической мысли в Северо-Кавказском регионе. Л.Г. Лопатинский, П.К. Услар и другие ученые занимались не только исследованием нравов горцев и их культуры, но и разрабатывали для них письменность, способствовали открытию народных школ с обучением на материнском языке, обобщали свои наблюдения в фундаментальных трудах о жизни и обычаях северокавказских народов.
Модели просвещения на Северном Кавказе не копировали систему просвещения, сложившуюся в центре империи и носили региональный характер, их особенностью было то, что школы и учебные заведения края были приспособлены к условиям кавказской жизни. И в наше время основным принципом построения учебно-воспитательного процесса в национальной школе является диалектическое единство трех начал - национального, межнационального и общемирового. Это помогает учащимся осознать свою принадлежность и к родному народу, и к России, и к общемировой цивилизации.
Первые горские просветители (адыги Измаил Атажукин, Шора Ногмов, С.Хан-Гирей, Казы-Гирей; осетины Аксо Колиев, Иван Ялгузидзе и другие) были писателями-публицистами, собирателями фольклора, создателями алфавитов родных языков, авторами азбук и букварей по образцу российских учебников и учебных пособий, составленных знаменитыми русскими педагогами, они боролись против пережившей себя феодальной системы, консервативных обычаев и традиций. И русские, и горские просветители верили, что отмена крепостного права создаст на земле царство благополучия, и в нем должны жить грамотные и равноправные люди. Все горские просветители боролись за создание школ светского направления, за всеобщий характер образования, за первоначальное обучение на родном языке.
Изучение педагогического наследия северокавказских народов, критическое освоение просветительско-педагогических идей их выдающихся просветителей - историков, этнографов, писателей, языковедов - является важной и актуальной задачей, решение которой будет способствовать более широкому использованию прогрессивного потенциала этого наследия в современной образовательно-воспитательной практике.
Нам нужно исходить из исторического опыта образовательной системы разных народов, критически учитывать и применять все позитивное, что накоплено предшествующей научной мыслью. Заметным вкладом в этом направлении являются педагогические воззрения крупного адыгского просветителя С.Сиюхова, чьи идеи и планы созвучны современному билингвальному образованию и основным принципам его моделирования. Именно в билингвальной системе он видел перспективу социально экономического, политического и культурного сосуществования всего российского общества. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы, необходимостью научного подхода к ее разработке, отсутствием монографий и диссертаций, посвященных исследованию просветительско-педагогнческой деятельности С.Сиюхова.
Ценные сведения по интересующим нас вопросам мы нашли в различных сборниках, газетах и журналах: «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX веков», «Этнографическое обозрение», «Адыгейская жизнь», «Кубанский казачий листок», «Кубанская школа», «Мусульманин», «Мусульманская газета», «Известия Общества любителей изучения Кубанской области», «Сборник сведений о кавказских горцах», «Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института языка, литературы и истории» и многих других.
Некоторые аспекты общественной и просветительской деятельности нашли свое отражение в статьях и очерках современных авторов - доктора педагогических наук, профессора К.И. Бузарова и Аз.К. Бузарова («Сефербий Сиюхов - адыгский просветитель»), доктора филологических наук, профессора Р.Х. Хашхожевой («Адыгские просветители второй половины XIX - XX века», «Поиски и находки. Избранные статьи», вступительная статья к избранным произведениям С.Сиюхова). Написанные на высоком научном уровне, указанные работы в силу их жанровой специфики не могли охватить все научно-педагогическое наследие С.Сиюхова, а такие его основополагающие работы, как «Русский язык в горской школе», «Черкесский букварь», «Первая тропа. Адыгейский букварь», статьи «Всеобщее образование и черкесы», «Воспитательное значение труда», «Женская эмансипация и вырождение человечества», «Начальное образование и русские мусульмане», «Не меч, а мир» и многие другие, остались недостаточно раскрытыми.
Таким образом, несмотря на наличие ряда работ, посвященных научно-педагогической деятельности С.Сиюхова, его педагогические взгляды до сих пор не получили должного освещения учеными-педагогами, что и предопределило выбор темы исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каков вклад С.Сиюхова в развитие школы и педагогической мысли горских народов Северного Кавказа в начале XX столетия и что из его научно-педагогического наследия актуально для современного национально-регионального образования. Решение этих вопросов и составило цель данной работы.
Объект исследования - школа и просветительско-педагогическая мысль народов Северо-Кавказского региона в конце XIX - начале XX столетия.
Предмет исследования - научно-педагогические воззрения и просветительская деятельность С.Сиюхова.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами были определены следующие задачи:
• выявить и проанализировать исторические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли в Северо-Кавказском регионе; определить факторы, под воздействием которых формировались просветительско-педагогические воззрения С.Сиюхова; систематизировать его научно-просветительскую и педагогическую биографию;
• раскрыть общепедагогические идеи С.Сиюхова и охарактеризовать способы реализации основных дидактических принципов в условиях обучения русскому языку в горской школе в начале XX столетия и его рекомендации по активизации усвоения русского языка учащимися-горцами;
• выявить гуманно-демократическую направленность педагогических воззрений просветителя, определить его вклад в развитие школы, образования и просветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа;
• обосновать целесообразность использования в современном национально-региональном образовании концептуальные подходы С.Сиюхова к развитию и функционированию национальной модели образования, к содержанию образовательного процесса, взаимодополнению, конвергенции национального и общечеловеческого в воспитательно-образовательном процессе и др.
Методологическую основу исследования составили: философские положения о взаимосвязи общественного развития и образования, национальных и общечеловеческих духовных ценностей; влияние их на формирование личности; идеи демократизации и гуманизации педагогических процессов на основе национальной культуры; положения о диалектике общего и особенного; о связи объективного и субъективного, логического и исторического; о бережном отношении людей к духовному наследию прошлого и критическом, творческом его осмыслении.
Методы исследования: общетеоретический анализ и синтез эмпирических данных; сравнительно-сопоставительный анализ историко-педагогических, философских, этнографических, публицистических и литературно-фольклорных произведений; изучение, систематизация и обобщение педагогического опыта; анализ учебных планов, программ, учебников.
Основные положения, выносимые на защиту:
• на формирование прогрессивных просветительско-педагогических взглядов С.Сиюхова оказали благотворное влияние передовая русская культура, литература, знакомство с педагогическими идеями К.Д. Ушинского, I I.И. Пирогова, J1.H. Толстого и других русских педагогов-демократов;
• педагогические воззрения С.Сиюхова не были точной копией педагогических идей других просветителей и имели специфическую национальную направленность; в его учебниках для горских школ содержится много ценных высказываний по вопросам применения основных дидактических принципов и методов обучения русскому языку в условиях национальной школы;
• С. Сиюхов боролся за распространение грамотности среди широких народных масс, за обучение горцев сначала на родном, а затем и на русском языках, за «национализацию» адыгских школ; будучи последовательным защитником светского образования, С.Сиюхов выступал за улучшение общественного и материального положения учителя, заботился о специальной подготовке и переподготовке национальных кадров для горских школ;
• особое значение в наши дни приобретают педагогические взгляды С.Сиюхова, созвучные современному билингвальному образованию и основным принципам его моделирования; его концептуальные подходы к развитию и функционированию национальной модели образования актуальны для современного национально-регионального образования.
Источииковую базу диссертации составили:
• труды видных русских педагогов, ученых-кавказоведов второй половины XIX - начала XX столетия и самого С.Сиюхова;
• публикации дореволюционных и современных авторов по истории, просветительской и педагогической мысли народов Северного Кавказа;
• архивные материалы Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики, Архива Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, Государственного архива Республики Адыгея.
В научный оборот введен ряд новых и малоизвестных материалов.
Исследование проводилось в три этана:
Первый этап (2003-2004 гг.) носил преимущественно поисковый характер. Проанализированы теоретические источники с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Была определена проблема исследования, его цель и задачи.
На втором этапе (2004-2005 гг.) систематизированы и обобщены накопленные историко-архивные и научные материалы для диссертации, изданы учебно-методические пособия, обобщены промежуточные результаты.
На третьем этане (2005-2006 гг.) основное внимание было уделено выявлению основных результатов исследования, теоретическому обобщению и выводам, завершению оформления диссертационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
• решена одна из актуальных проблем истории просветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа - определен вклад С.Сиюхова в развитие школы и педагогической мысли горских народов СевероКавказского региона;
• приведена в систему научная биография С.Сиюхова, проанализирована его научно-педагогическая и просветительская деятельность;
• рассмотрены его концептуальные подходы к развитию и функционированию национальной модели образования, основанные как на лучших традициях прогрессивной педагогики XIX века, так и особенностях психологии и образа жизни малых народов Северо-Кавказского региона;
• дана оценка деятельности С.Сиюхова по использованию разумных возможностей родного и русского языков в обучении горских детей и развитии их умственных способностей в современной образовательно-воспитательной практике;
• проанализированы основные дидактические принципы и методы обучения, предложенные С.Сиюховым при изучении русского языка в горской школе, актуальные для современного национально-регионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и научные выводы могут служить базой для дальнейшей разработки проблем этнокультурного образования народов Северо-Кавказского региона; дают возможность использовать их при подготовке учебных книг по русскому языку для национальных школ. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа, тематики дипломных и курсовых работ, на курсах подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом регионального и национального компонентов при институтах усовершенствования учителей.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Полученные результаты докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и психологии СевероОсетинского госуниверситета им. K.JI. Хетагурова в 2005-2006 годах, на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов (2005-2006 гг.) и семинаре аспирантов (2007 г.). Основные положения диссертационного материала внедрены в учебный процесс факультета социологии и психологии СОГУ при чтении спецкурсов «Просветители народов Северного Кавказа» и «Традиционная система воспитания северокавказских народов».
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Научно-педагогическая и просветительская деятельность адыгских просветителей второго поколения в Северо-Кавказском регионе2003 год, кандидат педагогических наук Кубанцева, Галина Степановна
Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века2004 год, кандидат педагогических наук Газзаева, Зарема Амирановна
Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова2000 год, кандидат педагогических наук Блейх, Надежда Оскаровна
Педагогические идеи и воззрения адыгских просветителей, вторая половина XVIII - первая половина XIX века2000 год, кандидат педагогических наук Османова, Бэла Назировна
Научно-просветительская и педагогическая деятельность И.Д. Канукова: 1852-1899 гг.2004 год, кандидат педагогических наук Гасиева, Людмила Ирбековна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Тулатова, Людмила Бексолтановна
Результаты исследования позволяют установить, что первые школы в Северо-Кавказском регионе появились после присоединения его к России, однако распространение просвещения сдерживалось тем, что обучение велось не на родном языке. Долгое время самыми распространенными в крае были мусульманские школы, создававшиеся обычно при мечетях, роль учителя в них выполнял мулла. Обучение в медресе сводилось к изучению арабских букв, слов, чтению по слогам и механическому заучиванию отдельных отрывков из Корана. Отрадным явлением в развитии просвещения горских народов явилось открытие светских школ с обучением детей на родном языке, что стало результатом деятельности адыгских просветителей и русских ученых-кавказоведов. В конце XIX - начале XX столетий прогрессивные учителя под влиянием просветителей осуществляли начальное обучение детей на материнском языке, используя буквари, составленные К.Атажукиным, У.Берсеем, И.Акбаевым и другими.
После установления советской власти в крае количество народных школ постоянно увеличивалось. Большую роль в этом сыграла просветительско-педагогическая деятельность С.Сиюхова.
Исследование показало, что на формирование передовых просветительско-педагогических взглядов этого просветителя позитивное влияние оказали русская культура, литература, знакомство с педагогическими идеями К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого и других русских педагогов-демократов, однако его педагогические воззрения не были точной копией педагогических идей других просветителей. Исходя из интересов народа, С.Сиюхов боролся за распространение грамотности среди широких народных масс, всеобщее начальное обучение на родном языке, приобщение соотечественников к русской и мировой культуре, за освобождение и равноправие женщины. Развитие просвещения он связывал с коренными 'экономическими и социально-политическими преобразованиями, с демократизацией и гуманизацией всех сфер жизни адыгов. В своих выступлениях в печати С.Сиюхов размышлял над вопросами совершенствования обучения учителей, учащихся, учебных планов, школьных учебников, вскрывал факторы, тормозящие развитие горцев, осуждал практику механического заучивания текстов, схоластики и догматизма в обучении. Вся его деятельность носила гуманистический характер и формировалась под влиянием сто прогрессивных общественных взглядов, убеждений и качеств личности.
В своих научно-педагогических работах С.Сиюхов большое внимание уделял вопросам усовершенствования и конкретизации основных дидактических принципов в условиях обучения северокавказских горцев родному и русскому языкам (принципы доступности, наглядности, сознательности, активности, научности, воспитывающего обучения), при этом он считал, что обучение должно быть развивающим. Ведущими дидактическими принципами в процессе обучения в национальной школе С.Сиюхов считал принципы доступности и сознательности (в этом вопросе он полностью разделял мнение К.Д. Ушинского о том, что обучение предмета должно соответствовать возможностям ребенка и сопровождаться пониманием каждого слова учителя).
На примере преподавания русского языка в национальной школе С.Сиюхов продемонстрировал, как должен осуществляться переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому. Как и К.Д. Ушинский, С.Сиюхов придавал большое значение наглядности в процессе обучения; он указывал, что реализовать принципы сознательности можно только тогда, когда все обучение пронизывает наглядность в соответствии с возрастом детей. Сначала не знающим русского языка горцам С.Сиюхов предлагал показывать предмет, затем его называть (сначала зрительное впечатление, потом слуховое восприятие).
Необходимым условием в деле успешного овладения знаниями С.Сиюхов считал принципы воспитывающего обучения, активности, эмоционального фона обучения. Наряду с этими дидактическими принципами огромное значение педагог придавал методам обучения, способствующим овладению детьми прочными знаниями, главным из которых в горской школе было повторение. Он предлагал строить процесс обучения так, чтобы после ряда тем обязательно было 2-3 урока закрепления пройденного материала, чтобы усвоенное закреплялось и новым, последующим материалом.
С.Сиюхов отмечал особенности преподавания родного и русского языков в полиэтнической среде в книге «Русский язык в горской школе» и других работах.
Он считал, что обучение детей должно начинаться с родного языка, т.е. необходима национализация адыгских школ, а в основе школьного образования должен лежать национальный язык. Горцу необходимо обязательное знание русского языка как условие: а) приобщения к богатым сокровищницам русской и мировой литературы и культуры; б) ведения повседневной практической стороны дела (статья «Народ без языка»); в) понимания духовного и душевного склада русского народа, взаимопонимания и сближения народов, то есть язык как способ общения, средство коммуникации.
Просветитель настаивал на необходимости тонкого, дипломатичного подхода к делу просвещения горцев, так как для них «первое и самое дорогое -своя религия, затем бытовой уклад, веками вырабатывавшаяся колея, своеобразное русло, по которому течет их жизнь. За чертой «своего» они чуют неминуемую смерть». Отсюда консерватизм, порой переходящий в фанатизм, когда дело касается «былого прошлого» и всего того, что было дорого минувшим поколениям.
С.Сиюхов видел в просвещении основное средство борьбы с темнотой горской жизни, прежде всего: а) посредством введения всеобщего образования; б) принятия правительством закона об учреждении и финансировании хорошо организованных школ для горцев, где первоначальное обучение ведется на материнском языке.
Серьезное внимание, но мнению просветителя, следовало уделить кадровому вопросу, так как зачастую состав учителей в аулах оставлял желать много лучшего (в аулы отправляли порой худших учителей). Национальные школы не должны быть местом ссылки для учителей, а, напротив, там должны работать хорошо подготовленные люди, обладающие не только специальным образованием, но и знакомые с особенностями мировоззрения, обычаями и складом жизни горцев. Добросовестность, профессионализм, энергичность -должны стать необходимыми качествами учителей в горских школах.
С.Сиюхов также был уверен, что все юношество обоего пола (и мальчики, и девочки), «никого не исключая», должно учиться в школах, то есть образование должно быть всеобщим. Большое внимание, по его мнению, следует уделять трудовому, нравственно-эстетическому и физическому воспитанию горцев.
С.Сиюхов считал игру эффективным средством создания естественной среды для общения на русском языке в горской школе, формирующим положительную мотивацию и способствующим активизации общения и обмена информацией. Именно через игру ребенок постигает сложность отношений между людьми, готовится к будущей деятельности, моделируя мир взрослых.
В невежестве С.Сиюхов видел злейшего врага соотечественников и предлагал с ним бороться, прежде всего, через печать, которую надо развивать с учетом конфессиональных и национальных особенностей горцев (С.Сиюхов с горечью писал, что в России, где 20 млн. населения, исповедующего ислам, всего одна мусульманская газета).
Он также считал необходимым активно использовать деньги из общественной кассы на нужды школ, больниц, приютов и богаделен для неимущих.
Поскольку учитель является центральной фигурой педагогического процесса, С.Сиюхов заботился о специальной подготовке и переподготовке воспитателей из среды тех же этносов, для которых они предназначались, руководил деятельностью временных педагогических курсов. В своих выступлениях в печати С.Сиюхов четко определил пути и средства всестороннего развития личности в условиях горской действительности, при этом цель воспитания он видел в необходимости формирования для общества всесторонне развитых людей. Важнейшими же факторами этого развития просветитель считал условия жизни людей, организованное воздействие на детей, учет их индивидуально-психологических и национальных особенностей. Вся деятельность С.Сиюхова носила гуманно-демократический характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный нами анализ творческого наследия С.Сиюхова, периодической печати, источников всеобщей истории и культуры, архивных материалов позволил раскрыть сущность и основные направления научно-педагогической деятельности этого адыгского просветителя, систематизировать его научную и педагогическую биографию, выявить его вклад в развитие педагогической мысли и школы в Северо-Кавказском регионе в конце XIX -первой трети XX столетий.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тулатова, Людмила Бексолтановна, 2007 год
1. Айларова С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: Общественно-политическая мысль 60-90-х годов XIX века. Владикавказ: Издательство СОГУ, 2002. 213 с.
2. Алиев У., Городецкий Б. М., Сиюхов С. Адыгея (Адыгейская автономная область): Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Ростов-на-Дону, 1927. 184 с.
3. Алибегов И.Г. Народное образование на Кавказе. Тифлис, 1903. 65 с.
4. Берже А. Выселение горцев с Кавказа //Русская старина. 1882, № 1. С.165-166.
5. Бесс Ж.-Ш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 году //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С.329-352.
6. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С.353-434.
7. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992. 128 с.
8. Бузаров К.И., Бузаров Аз. К. Сефербий Сиюхов //Сефербий Сиюхов -адыгский просветитель. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1991. С.5-44.
9. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
10. Вопросы краеведения в А(Ч)АО. Краснодар, 1926. 80 с.
11. Голубева Л.Г. О некоторых проблемах изучения просветительской мысли на Северном Кавказе в 19 веке //Филологические труды. Вып. I. Нальчик, 1977. С.98-103.
12. Гоноболин С.II. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. 260 с.
13. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении. М., 1846. 192 с.
14. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе: В 2-х т. СПб., 1871.422 с.
15. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. 167 с.
16. История Кабардино-Балкарской АССР. T.l. М.: Изд-во «Наука», 1967. 482 с.
17. История Кабарды с древнейших времен до наших дней. М., 1957. 394 с.
18. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.—1917 г.). T.l. М.: Наука, 1988.659 с.
19. История педагогики: Учебное пособие для пединститутов //под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1961. 367 с.
20. Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев //Этнографическое обозрение. М., 1892. Вып. IV.
21. Кешев Л.-Г. Чучело //Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века. Краснодар: Краснодарское кн. изд-во, 1986. С.267-305.
22. Киржинов С.С. Система воспитания адыгов в прошлом: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Тбилиси, 1977. 21 с.
23. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1806 -1808 годах //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С.235-280.
24. Ковалевский М.М Современный обычай и древний закон: В 2-х т. М., 1886. Т. 1.342с. Т.2.412 с.
25. Коджесау Э.Л. Об обычаях и традициях адыгейского народа //Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. Серия Литература и фольклор. Т. XVIII. Майкоп. 1973. С.265-293.
26. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. 447 с.
27. Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии в XVIII веке 30-ые годы XX в. Нальчик, 1964. 180 с.
28. Корзун В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа. Грозный: Чечено-ингушское книжное изд-во, 1966. 204 с.
29. Кочисов В.К. Об этнопедагогическом аспекте воспитания учащейся молодежи//Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум VI. Пятигорск, 1998. С.68-70.
30. Крыжановский Г.Я. К вопросу о месте русского языка в Адыгейской школе (В порядке обсуждения) //Адыгейская жизнь. 1927. 11 января.
31. Крылов И.А. Басни: В 2-х томах. М.: Правда, 1984. Т. 2. 510 с.
32. Кубанцева Г.С. Научно-педагогическая и просветительская деятельность адыгских просветителей второго поколения в Северо-Кавказском регионе. Автореферат дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. 23 с.
33. Кудзаева А.Г. Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина. Автореферат дис. . канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. 23 с.
34. Кумахов М.А. О лингвистическом наследии адыгских просветителей// Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX -начале XX века (Материалы конференции 28-29 марта 1974 года). Нальчик, 1976. С.82-93.
35. Кумыков Т.Х. Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века. Нальчик: Эльбрус, 1991. 176 с.
36. Кумыков Т.Х. Некоторые вопросы народного образования в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX-начале XX века //Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX-начале XX века. Нальчик, 1996. С.209-251.
37. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное изд-во, 1965. 420 с.
38. Кусова Л.Б. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л.Г. Лопатинского, Т.Л. Кашежева и П.И. Тамбиева на Северном Кавказе (конец XIX-первая четверть XX веков). Автореферат дис. . канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. 23 с
39. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып. II. Отд. IV. Одесса, 1883. 396 с.
40. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение Ушинского. 2-ое издание. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950. 368 с.
41. Малкондуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1996. 272 с.
42. Мамбетов Г.Х., Каймаразов Г.Ш. Просвещение народов Северного Кавказа в конце XIX начале XX веков //Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. 1980. № 3. С.29-35.
43. Мамбетов Г.Х. О гостеприимстве и застольном этикете адыгов //Ученые записки Адыгейского НИИ. Т. VIII. Этнография. Майкоп, 1968. С.228-250.
44. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие для учителей и учащихся средних школ, ПТУ и техникумов. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1999. 348 с.
45. Меретуков М.А. Брак у адыгов //Ученые записки Адыгейского НИИ языка, литературы и истории. Майкоп, 1968. С.204-227.
46. Мефедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов (XIX-начало XX в.). Нальчик, 1984. 160 с.
47. Мишуриев К. Три года автономии //Советская Адыгея. Краснодар, 1925. Вып. 1.
48. Народное образование и разбои на Кавказе //Русская школа. 1898. С.335-336.
49. Никитина Ф.Г. Народное творчество адыгов как важное средство эстетического воспитания //Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. Серия Литература и фольклор. Т. XVIII. Майкоп. 1973. С. 188-206.
50. Османова Б.Н. Педагогические идеи и воззрения адыгских правителей (вторая половина XVIII первая половина XIX века). Автореферат дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. 23 с.
51. Отчет Общества изучения Адыгейской автономной области за 1925 год. Краснодар, 1927. 80 с.
52. Отчет Общества изучения Адыгейской автономной области за 1926 год. Краснодар, 1927. 96 с.
53. Очерки по истории Адыгеи. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1957. 484 с.
54. Педагогическая энциклопедия: В 4-х томах. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1968. Т. 4. 911 с.
55. Развитие просвещения в АЧАО и его перспективы //Адыгейская Жизнь. 1926. 7 ноября.
56. Сиюхов С. Автобиография заведующего областным отделом народного образования С. Сшохова //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.29-38.
57. Сиюхов С. Адыгея (Историко-этнологический и культурно-экономический очерк) //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.304-345.
58. Сиюхов С. Батмырза Педисов //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.121-124.
59. Сиюхов С. Большой юбилей и черкесы//Кубанский казачий листок. Екатеринодар. 1912. № 198.
60. Сиюхов С. Вместо предисловия //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.42-63.
61. Сиюхов С. Воскресение из мертвых //Сефербий Сиюхов адыгский просветитель. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1991. С. 120-129.
62. Сиюхов С. Воспитательное значение труда //Сефербий Сиюхов -адыгский просветитель. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1991. С.74-79.
63. Сиюхов С. Время не ждет //Сефербий Сиюхов адыгский просветитель. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1991. С.98-100.
64. Сиюхов С. Всеобщее образование и черкесы //Кубанский казачий листок. Екатеринодар. 1912. № 193.
65. Сиюхов С. Все о том же //Кубанский казачий листок. Екатеринодар. 1912. № 270.
66. Сиюхов С. В стране освобожденного Абрскила //Сефербий Сиюхов -адыгский просветитель. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1991. С. 172-175.
67. Сиюхов С. Долой калым //Мусульманская газета. СПб. 1913. № 18.
68. Сиюхов С. Женская эмансипация и вырождение человечества //Кубанский казачий листок. Екатеринодар. 1912. № 289.
69. Сиюхов С. Жертва суеверия (Из действительной жизни) //Мусульманская газета. 1913. Л1> 1, Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр "Эль-Фа", 1997. С.208-211.
70. Сиюхов С. Забытый долг //Кубанская школа. Екатеринодар. 1915. № 9. С. 182-184.
71. Сиюхов С. Ибрагим Салехович Цей //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр "Эль-Фа", 1997. С. 129-138.
72. Сиюхов С. Из жизни мусульман Северного Кавказа. Пятидесятилетняя административная опека //Мусульманская газета. СПб. 1913. № 7.
73. Сиюхов С. Из фольклорных записей //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр "Эль-Фа", 1997. С.368-384.
74. Сиюхов С. Из черкесских мотивов //Мусульманская газета. СПб. 1913. №20.
75. Сиюхов С. X. Из эпистолярного наследия //Вестник АГУ. Майкоп, 1998. Вып 1. С.197.
76. Сиюхов С. К моменту //Кубанский казачий листок. Екатеринодар. 1912. №215.
77. Сиюхов С. Коронованные палачи. К 50-летию покорения Западного Кавказа //Сефербий Сиюхов адыгский просветитель. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1991. С.93-95.
78. Сиюхов С., Кубэ Ш. Вторая тропа: Книга для чтения для 2-го года обучения. Краснодар, 1929. 84 с.
79. Сиюхов С., Кубэ Ш. Друг: Книга для чтения после букваря. 4.1. М., 1924. 65 с.
80. Сиюхов С., Кубэ Ш. Первая тропа. Адыгейский букварь. 5-е изд., с изменениями и дополнениями. Краснодар, 1929. 72 с.
81. Сиюхов С. Культ «желудка» //Майкопское эхо. Майкоп. 1915. № 257.
82. Сиюхов С. На новый год //Кубанская школа. Екатеринодар. 1916. № 1. С.13-16.
83. Сиюхов С. Народ без языка //Кубанский казачий листок. Екатеринодар.1912. № 199.
84. Сиюхов С. Народное образование в АЧАО//Советская Адыгея. Краснодар, 1925. Вып. 1.
85. Сиюхов С. На точке неподвижности //Мусульманская газета. СПб. 1913. № 22.
86. Сиюхов С. Начальное образование и русские мусульмане //Кубанская школа. Екатеринодар. 1915. № 5.
87. Сиюхов С. Не дай этого Бог //Кубанский казачий листок. Екатеринодар.1913. №482.
88. Сиюхов С. Недостойный поступок Тамбиева //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.71-72.
89. Сиюхов С. Не меч, а мир //Заря Дагестана. СПб. 1913. № 6.
90. Сиюхов С. Несколько слов по поводу драмы И.С Цея «Кочас» (Историческая справка) //Известия Общества любителей изучения Кубанской области. 1925. Вып. IX.
91. Сиюхов С. О назревшем вопросе //Кубанские областные ведомости. Екатеринодар. 1911.№ 177.
92. Сиюхов С. О русско-инородческой школе //Мусульманская газета. СПб.1914. №6.
93. Сиюхов С. Памяти Хаджет Карбековны Цей //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.125-128.
94. Сиюхов С. Первые черкесские учительские курсы //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.361-366.
95. Сиюхов С. Перед национальной катастрофой. (Приезд царя Александра II к абадзехам в предгорья и речные долины) // Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.374-380.
96. Сиюхов С. Перлы в адыгском языке //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.366-368.
97. Сиюхов С. Планы воспоминаний //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.38-42.
98. Сиюхов С. Положение народного образования в Адыгейской области в 1924 году//Известия Общества любителей изучения Кубанской области. 1925. Вып. IX.
99. Сиюхов С. По поводу вероучительских курсов//Кубанская школа. Екатеринодар. 1915. №4. С.260-261.
100. Сиюхов С. По поводу ответа на статью «Народ без языка» //Кубанский казачий листок. Екатеринодар. 1912. № 259, № 260.
101. Сиюхов С. Преступное равнодушие //Мусульманская газета. СПб. 1914. № 5.
102. Сиюхов С. Причины неуспеха русской школы среди кубанских горцев //Сефербий Сиюхов адыгский просветитель. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1991. С. 104-111.
103. Сиюхов С. Программа ГУСа, приспособленная для 1 2 года обучения школ АЧАО. Краснодар, 1928. 10 с.
104. Сиюхов С. Просвещение Адыгейской области //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.380-384.
105. Сиюхов С. Против злейшего врага //Мусульманская газета. СПб. 1913. № 20.
106. Сиюхов С. Среди мусульман //Кубанский казачий листок. Екатеринодар. 1913. №484.
107. Сиюхов С., Троицкая 3., Урываева Е. Русский язык в горской школе. Ростов-на-Дону: Крайнациздат, 1927. 139 с.
108. Сиюхов С., Хидзетль И. Черкесский букварь (на арабской основе). М.: Восиздат, 1919.
109. Сиюхов С. Черкесы-адыге (Историко-бытовой набросок) //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С.253-303.
110. Сиюхов С. Что дает горцам казна //Кубанский казачий листок. Екатеринодар. 1913. № 559.
111. Сиюхов С. Т.Ж. Эльдарханов //Сефербий Сиюхов. Избранное. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1997. С. 147-150.
112. Сиюхов С. Этнографические наброски //Кубанский казачий листок. Екатеринодар. 1913. № 434.
113. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгском ауле в прошлом и настоящем //Ученые записки Адыгейского НИИ. Т. VIII. Этнография. Майкоп, 1968. С. 109-178.
114. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Севернрго Кавказа (вторая половина XIX XX век), М.: Наука, 1983. 264 с.
115. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVIII-XIX вв. М., 1958. 224 с.
116. Советская Адыгея. Бюллетень. Краснодар, 1925. Вып. 1.
117. Сухомлинский В.А. Труд в духовной жизни подростка //Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1979.560 с.
118. Схялко А.А. Ибрагим Цей //Ученые записки Адыгейского НИИ языка, литературы и истории. Т. III. Серия фольклора и литературы. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1964. С.39-53.
119. Тулатова Л.Б. Научно-педагогическая деятельность адыгского просветителя С.Сиюхова: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004. 32 с.
120. Тулатова Л.Б. С.Сиюхов о роли и воспитательном значении труда в подготовке к жизни подрастающих поколений: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2005.16 с.
121. Тулатова Л.Б. С.Сиюхов о проблемах изучения русского языка в национальной школе //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2006. - № 8. - С.74-76.
122. Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев: Учебное пособие. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2003. 512 с.
123. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870. Отд. IV. С. 1-30.
124. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Педагогические сочинения: В 6-ти томах. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. Т. 1.С. 194-256.
125. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании //Ушинский К.Д. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. С.25-57.
126. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Педагогические сочинения: В 6-ти томах. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. С. 160— 176.
127. Ушинский К.Д. Труд в его воспитательном и психическом значении //Педагогические сочинения: В 6-ти томах. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. С.8-26.
128. Ушинский К.Д. Родное слово //Педагогические сочинения: В 6-ти томах. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. С. 102-121.
129. Хакуашев А.Х. К вопросу об идейных позициях М. Хаджетлаше и журнала «Мусульманин» //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века (Материалы конференции 2829 марта 1974 года). Нальчик, 1976. С.223-241.
130. Хакурате Ш.У. Народное просвещение в Адыгее //Адыгейская Жизнь. 1926. 30 июля.
131. Харетлев АЛО. Влияние России на просвещение в Адыгее (в XIX -начале XX веков). М, 1957. 320 с.
132. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
133. Хатаева Р.А. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х.А. Уруймагова (1864-1919 гг.). Автореферат . канд. пед. наук. Владикавказ. 2001. 23 с.
134. Хатаев Е.Е А.А. Гассиев как педагог //Философские, педагогические и этические взгляды А.А. Гассиева. Владикавказ, 1999. С. 100-110.
135. Хатаев Е.Е. Народная педагогика. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1993. 131 с.
136. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе, 1986.
137. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. 1917г.). Владикавказ, 2004. 445 с.
138. Хашхожева Р.Х Адыгские просветители XIX начала XX века. В помощь учителю. Нальчик: Эльбрус, 1993. 184 с.
139. Хашхожева Р.Х Адыгские просветители второй половины XIX начала XX века. Нальчик: Эльбрус, 1983. 244 с.
140. Хашхожева Р.Х Забытый долг. Рассказ об адыгском просветителе Сафарби Сиюхове //Политическая агитация. 1989. №21. С.31-32.
141. Хашхожева Р.Х Сефербий Сиюхов //Поиски и находки. Нальчик: Эльбрус, 2000. С.385-413.
142. Хуажев М.К. Адыгские пословицы и поговорки //Ученые записки Адыгейского НИИ языка, литературы и истории. Т. III. Серия фольклора и литературы. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1964. С.255-267.
143. Хут Ш.Х. Адыгские писатели-просветители XIX века. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1986. С.5-20.
144. Хут Ш.Х. Сказочный эпос адыгов. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного изд-ва, 1981. 192 с.
145. Цаллаев Х.К. О жизни и творческой деятельности Афанасия Гассиева //Гассиев А.А. Избранные произведения. Владикавказ: Изд-во Ир, 1992. С.3-33.
146. Цей Д. Первый Всесоюзный тюркологический съезд //Адыгейская жизнь. 1926. 8 апреля.
147. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999. 467 с.1. Архивные материалы
148. Государственный архив Республики Адыгея. Ф. Р-1. On. 1. Д. 17. 145 л.
149. Государственный архив Республики Адыгея. Ф. Р-21. On. 1. Д. 1. 435 л.
150. Государственный архив Республики Адыгея. Из «Информационного отчета АдыгОБОНО за 1922-23 уч. год». Ф. Р-21. On. 1. Д. 13. 370 л.
151. Архив Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований при правительстве Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра Российской Академии Наук. Воспоминания С.И.
152. Габиева. Архив С.Сиюхова: Материалы, собранные Р.Х. Хашхожевой. Ф.1. Оп. 2. Д. 52.27 л.
153. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики. Ф. 201. Д. 50. 80л.
154. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики. Ф. 16. Д. 3.250 л.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.