Научно-педагогическая и просветительская деятельность адыгских просветителей второго поколения в Северо-Кавказском регионе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кубанцева, Галина Степановна

  • Кубанцева, Галина Степановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 136
Кубанцева, Галина Степановна. Научно-педагогическая и просветительская деятельность адыгских просветителей второго поколения в Северо-Кавказском регионе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2003. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кубанцева, Галина Степановна

Введение

Глава I. Становление и развитие теории и практики образования в Адыгеи в XIX веке

1.1 .Особенности просветительского движения на Северном Кавказе

1 ^.Реформаторские течения в педагогике и школьной практике

1.3.Вклад педагогов-реформаторов Д.С. Кодзокова и К.-Г.Инатова в развитие просвещения в Адыгее

Глава II. Гуманно-демократическая направленность деятельности педагогов-просветителей

Адыгеи

2.1 .Научно-педагогическая деятельность

У.Х. Берсея

2.2.Реализация гуманных идей в просветительской работе А.-Г.Кешев

2.3.Гуманистическо-демократическая направленность просветительско-педагогических воззрений

А.-Г. Кешева

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-педагогическая и просветительская деятельность адыгских просветителей второго поколения в Северо-Кавказском регионе»

Начало третьего тысячелетия — это период перехода человечества в новое качество, поэтому людям очень важно найти связь времен, лучше изучить и понять прошлое. Сегодня у нас появились новые исследовательские возможности, так как отсутствие идеологического контроля создало благоприятные условия для объективного изучения историко-педагогических процессов, происходивших в отечественном образовании.

Анализируя проблемы школы и педагогической мысли народов России, следует дать объективную оценку историко-педагогическим процессам, происходившим на Северном Кавказе в прошлом, так как, изучая неизвестные факты российского просвещения, мы лучше понимаем настоящую действительность и намечаем путь к будущему. Одно из таких направлений — исследование педагогической мысли и изменения характера школьного образования в Северо-Кавказском регионе, в частности в Адыгее, в XIX столетии.

Для воссоздания целостной картины развития педагогической мысли и просвещения северокавказских народов большое значение имеет просветительско-педагогическая деятельность горской интеллигенции — писателей, публицистов, педагогов, историков и этнографов, через творчество которых на Северном Кавказе начинается процесс глубинного освоения русской культуры, обогащение национальной культуры, языка, создания литературы и становления науки.

Просветительская мысль в Северо-Кавказском регионе зарождается в конце XVIII — начале XIX столетий после присоединения края к России; первые просветители — адыги С. Казы

Гирей Ш. Ногмов, осетины А. Колиев, Г. Токаев, И. Ялгузидзе и другие изучают национальную историю, создают алфавиты горских языков, первые литературные произведения. Наиболее действенными средствами преодоления социально-экономической отсталости они считают просвещение соотечественников, создание светских школ. Необходимость радикальных перемен ставила перед северокавказскими народами задачу обновления производства, социальных отношений, мировоззрения народных масс, однако, обретая самостоятельность, нужно было сохранить социально-историческую преемственность, обеспечить традиционно-культурную особенность горцев. Одной из важнейших проблем, требующих глубокого знания этнических и европейских традиций, опыта других народов, стала задача становления национальной культуры и просвещения в крае.

Во второй половине XIX столетия (в пореформенный период) происходит становление деятелей новой, демократической культуры, возникшей на перекрестке двух культурных направлений — традиционного наследия и идейных воздействий, идущих из России и европейских стран. Социально-экономические реформы 60-х годов создали предпосылки для будущего духовного единения русского и северокавказских народов на путях европейски цивилизованного развития. Просветители считали, что именно Россия станет той силой, которая будет способствовать устранению консервативных традиций, нести социально-культурное обновление в регионе, при этом надежды на прогрессивные перемены возлагались на управленческие институты России, кавказскую администрацию. Второе поколение просветителей — адыги К. Атажукин, У. Берсей , К.-Г. Инатов, Д. Кодзоков, А.-Г.Кешев, чеченец У. Лаудаев, осетины А. Гассиев, И. Кануков,

К.Хетагуров — работают в условиях экономических и социальных реформ, они выступают за бессословный характер образования, в поиске исторической перспективы для своего народа обращаются к передовой русской мысли, в то же время проявляют интерес к историческим традициям и фольклору родных народов.

Литературное и историко-этнографическое наследие адыгских просветителей второго поколения изучено хорошо. Этому вопросу посвящены статьи дореволюционных авторов (П.К.Услара, М.В.Краснова), а также монографии и статьи профессора Т.Х. Кумыкова (Экономическое и культурное развитие Кабарды в XIX в., 1965; Дмитрий Кодзоков. Нальчик, 1985; Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX в. Нальчик, 1991; Некоторые вопросы народного образования в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX — начале XX в. Нальчик, 1996), профессора Р.Х.Хашхожевой (Адыгские просветители второй половины XIX — начала XX в. Нальчик, 1983; Адыгские просветители второй половины XIX — начала XX в. Нальчик, 1993; Поиски и находки. Нальчик, 2000), А.Х. Хакуашева (Адыгские просветители. Нальчик, 1978). Долгое время имя А.-Г. Кешева находилось в забвении, так как его основные труды были опубликованы под псевдонимом Каламбий. Исследователь Л.Г. Голубева доказала, что под этим псевдонимом скрывался А.-Г.Кешев и опубликовала несколько статей, посвященных жизни и этнографической деятельности этого просветителя. Первую статью, посвященную жизни Д. Кодзокова, издал известный литературовед И.Л. Андроников.

Частично вопросы научно-просветительской деятельности адыгской интеллигенции второго поколения затронуты в изданиях «История Кабарды с древнейших времен до наших дней» (М., 1957);

История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» (М., 1967), учебных пособиях профессоров Е.Е. Хатаева «Просветители горских народов XIX века» (Орджоникидзе, 1985), С.Б. Узденовой «Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии» (Пятигорск, 1994) и других. Проблеме просветительско-педагогического просвещения в Адыгее посвящены диссертационные исследования Б.Н. Османовой «Педагогические идеи и воззрения адыгских просветителей (вторая половина XYIII - первая половина XIX века)» (Владикавказ, 2000) и А.Г. Кудзаевой «Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Казн Атажукина» (Владикавказ, 2000). Однако в этих работах просветительско-педагогические воззрения У.Х. Берсея, К.-Г.Инатова, А.-Г. Кешева и Д.С. Кодзокова не являются предметом специального изучения. Педагогические взгляды вышеназванных деятелей адыгской культуры не были подвергнуты анализу и обобщению. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к изучаемой проблеме, ее неразработанностью, отсутствием специальных работ о педагогических идеях этих просветителей.

Проблема исследования — особенности научно-просветительской и педагогической деятельности адыгских просветителей второго поколения, обусловленные характером общественно-педагогического движения народов Северо-Кавказского региона.

Цель исследования — выявление вклада У.Х. Берсея, К.-Г.Инатова, А.-Г. Кешева и Д.С. Кодзокова в развитие научнопросветительской и педагогической мысли народов Северного Кавказа в рассматриваемый период.

Объект исследования — школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа во второй половине XIX столетия.

Предмет исследования — научно-просветительская и педагогическая деятельность У.Х. Берсея, К.-Г. Инатова, А.-Г. Кешева и Д.С. Кодзокова.

В соответствии с целью объектом и предметом исследования были определены следующие задачи: выявить политические и социально-экономические факторы формирования просветительско-педагогических воззрений адыгских просветителей второго поколения и рассмотреть общие и специфические тенденции развития школы в Адыгее во второй половине XIX века; проанализировать научно-просветительскую и педагогическую деятельность представителей адыгской культуры второго поколения У.Х. Берсея, К.-Г. Инатова, А.-Г. Кешева и Д.С.Кодзокова; выявить общепедагогические идеи просветителей данного исторического периода и дать их научный анализ; установить и систематизировать закономерности развития прогрессивной педагогической мысли народов Северного Кавказа.

Методологической основой исследования явились следующие положения: целостность общероссийского педагогического процесса и своеобразие его проявления в различных регионах;

- детерминированность содержания и форм образовательных концепций политическими, социально-экономическими и культурными факторами развития общества;

- единство традиционного и новаторского, логического и исторического, объективного и субъективного в изучении образовательного процесса;

- взаимообусловленность общечеловеческих и национальных ценностей, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, сословными, групповыми, этническими;

- аксиологический подход к образованию, признающий человека высшей ценностью.

Теоретическую основу работы составили педагогические идеи классиков педагогики Я.А.Коменского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова и современных исследователей Т.А. Ильиной, Б.Т. Лихачева, Л.Л. Супруновой, Е.Е. Хатаева и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы историко-педагогических исследований: изучение первоисточников, фольклора, литературных произведений, сравнительно исторический и ретроспективный анализ и синтез, обобщение работы школ, систематизация полученных результатов.

Источниковую базу исследования составили материалы по истории Северного Кавказа и Республики Адыгея, труды У.Х. Берсея, К.-Г. Инатова, А -Г. Кешева, Д.С. Кодзокова, опубликованные в газетах «Кавказ», «Терские ведомости», «Кубанские войсковые ведомости» и в других изданиях, материалы и документы Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания, Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики, Государственного литературного архива Российской

Федерации, труды дореволюционных и современных авторов об истории школы, образования и педагогической мысли народов края.

Этапы исследования:

1. 1998-1999 годы - предварительное знакомство с проблемой развития школы и педагогической мысли адыгов, определение основных направлений исследования;

2. 1999-2000 годы — сбор фактического материала, оценка состояния проблемы, определение методологии, методов работы, задач, источников и базы исследования;

3. 2001-2002 годы - систематизация и обобщение собранных материалов, подготовка и издание научных публикаций по проблеме, литературное оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: показан процесс становления светского образования в Адыгее; изучены и приведены в систему этапы научно-педагогической биографии У.Х. Берсея, К.-Г. Инатова, и А.-Г. Кешева, Д.С. Кодзокова, подвергнуты анализу их педагогические воззрения; раскрыты общепедагогические взгляды вышеуказанных просветителей на проблемы школы и общества, имеющие демократическую и гуманистическую направленность; проанализировано отношение адыгских просветителей второго поколения к педагогическим идеям, содержащимся в горском фольклоре; показан вклад У.Х. Берсея, К.-Г. Инатова, и А.-Г. Кешева, Д.С. Кодзокова в развитие школы и педагогической мысли северокавказских народов.

Практическая значимость исследования

Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы диссертанта могут быть использованы при написании учебных пособий по истории педагогики. Фактические материалы, собранные автором, могут быть использованы в процессе обучения в современной национальной школе, подготовки и переподготовки учительских кадров; результаты исследования расширяют научные представления о развитии педагогической мысли адыгских народов.

Основные положения, выносимые на защиту:

Система идей и факторов, способствующая становлению и формированию прогрессивно-демократического мировоззрения адыгских просветителей второй половины XIX столетия У.Х. Берсея, К.-Г. Инатова, А.-Г. Кешева и Д.С. Кодзокова, возникновению и развитию просвещения, появлению научной интеллигенции и зарождению прогрессивной педагогической мысли в крае: политическое, социально-экономическое и культурное развитие Адыгеи во второй половине XIX века; присоединение Северного Кавказа к России, воздействие на просветителей, вышедших из горской среды, прогрессивных мыслителей России, отстаивавших общечеловеческие и национальные ценности, гуманизацию и демократизацию образования, светский характер воспитания и обучения; приобщение горцев к передовой русской культуре, принципам гуманизма и демократии.

Просветители второго поколения Адыгеи — инициаторы создания первых православных и аульных школ, авторы алфавитов и букварей родного языка: гуманистический характер выдвинутых адыгскими просветителями-реформаторами целей и задач образования, направленных на всестороннее развитие личности, усвоение ею определенного круга общечеловеческих и национальных ценностей, материнского и русского языков; поликультурный подход к содержанию образования, отстаивание дружбы и солидарности между народами России и Кавказа, бессословного обучения соотечественников; принцип культуросообразности обучения и воспитания, учет народных традиций, зафиксированных в адыгском эпосе, сказках, притчах, песнях, афоризмах, паремиях (пословично-поговорочном материале); прогрессивный характер общепедагогических и дидактических взглядов адыгских просветителей, их соответствие духовным стремлениям народа, новым веяниям в педагогической мысли России, устремленность в будущее своего народа.

Достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием методов и поставленных задач целям исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в течение подготовки материалов. Они использовались преподавателями кафедры педагогики и психологии Московского педагогического университета Российской Академии образования; положения и выводы работы отражены в учебном и методических пособиях, используемых студентами при изучении спецкурса «Горские просветители XIX столетия», а также учителями общеобразовательных школ в учебной и воспитательной работе (по истории отечества).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Основное содержание работы изложено на 136 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кубанцева, Галина Степановна

Результаты исследования позволяют установить, что политическими и социально-экономическими факторами формирования просветительско-педагогических воззрений адыгских просветителей стало присоединение Кавказа к России, вовлечение его народов в капиталистическую систему отношений, отличную от традиционной, приобщение горцев к демократической, русской культуре. Именно в это время были созданы условия для появления особой категории представителей интеллектуальной деятельности -горской интеллигенции, которая через русскую культуру и образование способствовала приобщению северокавказских народов к европейской и мировой цивилизации.

В конце XVIII первой половине XIX столетий в крае начали открываться первые правительственные школы, находящиеся в подчинении военных, гражданских или духовных ведомств - школы военных воспитанников, светские, церковно - приходские, аманатские. Этот период характеризуется появлением на Кавказе первых образованных горцев - писателей, историков, этнографов, возглавивших просветительское - педагогическое движение соотечественников.

В связи со все более глубоким проникновением ислама на Северный Кавказ основой духовной жизни адыгов становится мусульманская религия, воспитание в семье и обучение детей в школах осуществлялась в соответствии с нормами, изложенными в Коране. В мусульманских школах юных горцев обучали арабской азбуке, основам веры; в этих многочисленных и своеобразных учебных заведениях дети с трудом читали Коран, почти не понимая его, механически заучивали сложные тексты. В середине XIX века русские и горские просветители и педагоги, взяв на вооружение идеи К.Д. Ушинского, особое значение придавали проблемам светского образования горцев, созданию их письменности, истории, записи произведений устного народного творчества и постановке школьного дела на государственную основу. Они боролись за создание светских школ с изучением сначала родного, а затем и русского языков, чтобы молодежь могла поступать в средние и высшие учебные заведения Кавказа и России.

Благодаря активной творческой деятельности первых горских просветителей Ш.Б. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, русских ученых в середине XIX столетия стали открываться школы, в которых обучение горцев велось на родном языке.

Представители второго этапа просветительского движения в крае Д.С. Кодзоков, К.-Г. Инатов, К.М. Атажукин, У.Х. - Берсей, А.-Г.Кешев пришли в литературу и публицистику после проведения на Северном Кавказе крестьянской и административной реформ, они способствовали дальнейшему развитию культуры и просвещения адыгских народов, стали инициаторами создания ряда правительственных и аульных школ, причем некоторые из них открывали на личные средства. Представители второго поколения просветителей в процессе творческого содружества с русскими учеными и педагогами составляли алфавиты и буквари родных языков.

Большой вклад в развитие просвещения в крае внесли председатель сословно-поземельной комиссии Д.С.Кодзоков, открывший в ауле отца на свои средства начальную школу, способствующий открытию педагогических курсов для обучения сельских учителей, К.-Г. Инатов, автор очерков и статей, в которых отразились его гуманистические воззрения; они мечтали о том, чтобы горцы поняли значение русской грамоты и смогли приобщиться к русской и европейской культурам. Д.С. Кодзоков и К.-Г.Инатов являются крупными деятелями просветительского движения на Северном Кавказе, сделавшими позитивный вклад в развитие школьного дела в крае.

Видным просветителем адыгских народов был У.Х. Берсей, автор «Букваря черкесского языка», по которому обучались горцы. Будучи преподавателем Ставропольской гимназии, этот блестяще образованный человек составил черкесский алфавит на основе арабской графики. Педагог-новатор создал букварь, включающий рассказы и притчи, специально написанные автором на основе адыгского и восточного фольклора. Адыгский педагог понимал, что главными задачами обучения является развитие мыслительных процессов, памяти и формирования нравственной культуры учащихся. В баснях высмеиваются зазнайства, жадность, трусость, многословие и другие человеческие пороки; все притчи, помещенные в букваре, имеют педагогическое значение, они отражают национальный характер народной мудрости, в них проявился педагогический склад народного ума. Басни имеют яркую дидактическую направленность, основой их морали служат пословицы, созданные народом. Правильно понимая роль России в европеизации соотечественников, У.Х. Берсей полностью придерживался русской ориентации.

Просветительско-педагогические воззрения редактора газеты «Терские ведомости» А.-Г. Кешева носят яркую гуманистическую демократическую направленность. Свои прогрессивные воззрения на проблемы обучения родному языку он изложил в библиографических обзорах редактируемой им газеты. Он считал, что просвещение -необходимый атрибут современной жизни, что только при помощи обучения можно преодолеть фанатизм и вековую отсталость, что оно должно быть светским и всеобщим. А.-Г. Кешев активно выступал за раскрепощение соотечественниц, против калыма за невесту и устаревшего обычая кровной мести.

В процессе педагогической деятельности просветители второго поколения боролись за создание букварей и книг на родном языке, способствовали открытию светских школ, считали, что воспитание горцев должно вестись с учетом народных традиций, выступали за освобождение горянки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные нами анализ и систематизация исторических, этнографических, литературных источников, произведений адыгских просветителей XIX столетия, периодической печати, архивных документов позволили раскрыть сущность и основные направления просветительско-педагогической мысли в Северо-Кавказском регионе, рассмотреть общепедагогические воззрения Д.С.Кодзокова, К.-Г.Инатова, У.Х. Берсея и А.-Г. Кешева.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кубанцева, Галина Степановна, 2003 год

1. Абаев М. Балкария. Исторический очерк // Мусульманин. 1911. № 1417.

2. Айларова С.А. Северокавказская интеллигенция XIX века на рубеже культур // Актуальные проблемы истории, культуры, образования. Вып.III. Владикавказ, 2001. С.6-29.

3. Алиева А.И. Возникновение адыгской фольклористики в XIX веке // Фольклор адыгов. Нальчик, 1979. С. 13-39.

4. Амиров Г.М. Среди горцев Северного Дагестана (из дневника гимназиста)//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VII. Тифлис, 1873. ОтдЛП. С. 1-80.

5. Андроников И.Л. Кто такой Кодзоков? // Лермонтов. Исследования и находки. М.: Художественная литература, 1977. С.507-514.

6. Ардасенов Х.Н. Очерки развития осетинской литературы. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1959. 284 с.

7. Атажукин К.М. Попытки введения кабардинской письменности // Терские ведомости. 1870. №.11.

8. Ашхамаф Д.А. История черкесских алфавитов // Записки СевероКавказского горского научно-исследовательского института. Т. 2. Ростов, 1929. С. 252-310.

9. Ахриев Ч. Этнографический очерк ингушского народа, с приложениями его сказок и преданий // Терские ведомости. 1872. № 27.

10. Беклемишев Н.П. Записки о Кавказе // Щукинский сборник. М., 1903. Вып.II. С.7-56.

11. Бекоева Т. А. Просветительско-педагогические идеи П.К. Услара. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 160 с.

12. Берозов Б.П. Земельная реформа и отмена крепостного права в Северной Осетии: Учебное пособие. Орджоникидзе, 1979. 78 с.

13. Берсей У. Букварь черкесского языка. Тифлис, 1955. 43 с.

14. Бесс де Ж.Ш. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.329-352.

15. Бигулаев Б.Б. Краткая история осетинского письма. Дзауджикау: Гос. изд-во СОАССР, 1952. 78 с.

16. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое и военное описание Кавказа//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.353-434.

17. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992. 126 с.

18. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1772 по 1803 г.г. СПб., 1869. Т. 1. 548 с.

19. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1772 по 1803 г.г. СПб., 1869. Т.2. 604 с.

20. Возрастная и педагогическая психология ./Под ред. М.В.Гамезо, М.В.Матюхиной, Т.С.Михальчик. М.: Просвещение, 1984. 256 с.

21. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 370 с.

22. Гатагова JI.C. Правительственная политика и народное образование на Северном Кавказе в первой половине XIX в.//Роль России в истории Осетии. Орджоникидзе, 1989. С.69-93.

23. Гатагова JI.C. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М.: Россия молодая, 1993. 143 с.

24. Гугов Р.Х. Кабарда и Балкария в XVIII веке и их взаимоотношения с Россией. Нальчик: Изд. центр «Эль-фа», 1999. 685 с.

25. Голубева Л.Г. Каламбий (Кешев А.-Г.). Биографический очерк // Труды Карачаево-Черкесского НИИ. Черкесск, 1965. Вып. 4. С. 165-213.

26. Голубева Л.Г. Адиль-Гирей (Каламбий), как этнограф // Ученые записки Адыгейского НИИ языка, литературы и истории. T.IV. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1965.С.251-270.

27. Грабовский Н.Ф. Экономическое положение бывших зависимых сословий кабардинского округа // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. Отд. 4. Тифлис, 1870. С. 1-28.

28. Дадов И.А. Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (на примере Кабардино-Балкарской Республики). Автореф. дисс. канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. 26 с.

29. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. ТЛ.Кн.1. 422 с.

30. Дубровин Н. Черкесы (Адыгэ). Краснодар, 1927. 176 с.

31. Загазежев М.Т. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. 116 с.

32. Зекох У.С. Умар Берсей — просветитель адыгейского народа // Ученые записки Адыгейского НИИ. Т. 1. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1957. С. 108-113.

33. Из отчета князя Барятинского за 1857-1859 годы//Акты Кавказской Археографической комиссии. T.XII. Тифлис. 1903. С. 1307.

34. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984.496с.

35. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. T.l. М.: Наука, 1967. 482 с.

36. История Кабарды с древнейших времен до наших дней. М.: изд-во АН СССР, 1957. 393 с.

37. История народов Северного Кавказа (конец XVIII века 1917 г.) М.: Наука, 1988.660 с.

38. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под редакцией М.Ф.Шабаевой. М.:Просвещение, 1981.367 с.

39. История Северо-Осетинской АССР. Орджоникидзе: Изд-во «Ир», 1987.529 с.

40. Казы-Гирей С. Долина Ажитугай // Избранные произведения адыгких просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980.С. 15-23.

41. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. 157 с.

42. Калмыков Ж.А. Установление российской администрации в Кабарде и Балкарии (конец XVIII начало XX в.). Нальчик: Эльбрус, 1995. 126 с.

43. Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен // Русский вестник. 1860. Т.23. С.520-547.

44. Керефов К.Н. 400-летие присоединения Кабарды к России -большой национальный праздник кабардинского народа//Известия СевероОсетинского научно-исследовательского института. Т. 19. Орджоникидзе, 1957.20 с.

45. Кешев А.-Г. Библиографический обзор // Терские ведомости 1870.№28.

46. Кешев А.-Г. Библиографический обзор // Терские ведомости 1870.№29.

47. Кешев А.-Г. Библиографический обзор // Терские ведомости 1870.Ж30.

48. Кешев А.-Г. Библиографический обзор // Терские ведомости. 1869.№44.

49. Кешев А.-Г. Библиографический обзор // Терские ведомости. 1869.№45.

50. Кешев А.-Г. Библиографический обзор // Терские ведомости. 1869.№46.

51. Кешев А.-Г. Из кабардинских (адыгских) преданий // Терские ведомости. 1871. № 39.

52. Кешев А.-Г. Характер адыгских песен // Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса. Нальчик: Эльбрус, 1987.

53. Кешев А.-Г. Два месяца в ауле // Шаги к рассвету (Адыгские просветители XIX века). Краснодар, 1986. С.305-339.

54. Кешев А.-Г. Ученик джиннов // Шаги к рассвету (Адыгские просветители XIX века). Краснодар, 1986. С.339-354.

55. Кешев А.-Г. Чучело // Шаги к рассвету (Адыгские просветители XIX века). Краснодар, 1986. С.267-305.

56. Кешев А.-Г. Абреки // Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса. Нальчик: Эльбрус, 1988. С.125-175.

57. Кешев А.-Г. На холме // Шаги к рассвету (Адыгские просветители XIX века). Краснодар, 1986. С.214-267.

58. Кешев А.-Г. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора-Бекмурзин Ногмовым // Терские ведомости. 1869. №32.

59. Кешев А.-Г. Из кабардинских (адыгских) преданий // Терские ведомости. 1871. №39.

60. Кешев А.-Г. О незаметном вымирании горских песен и преданий // Терские ведомости. 1871. №20.

61. Кодзоков Д.С. Избранные стихотворения // История адыгской просветительской литературы дореволюционного периода. Нальчик, 1982. С.3-11.

62. Кодзоков Д.С. Несколько слов о коновальной школе во Владикавказе // Терские ведомости. 1869. №3. 15 января.

63. Кодзоков Д.С. По вопросу о коннозаводстве на Кавказе // Кавказ, 1869. №50.

64. Кодзоков Д.С. Статья // Кавказ. 1869.

65. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура: Дербентское горское общественное управление, 1906. 468 с.

66. Кокиев Г. Крестьянская реформа в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1940.

67. Копачев И.П. Народное образование в Кабарде. Нальчик, 1957. 140 с.

68. Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1964. 196 с.

69. Корзун В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа. Грозный. Чечено-Ингушское кн. изд-во.1966. 204 с.

70. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения: Уч. пособие. Владикавказ, 1996. 81 с.

71. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. Владикавказ, 1997. 171 с.

72. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь-Кавказский, 1887. 130 с.

73. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. 108 с.

74. Крым-Гирей Инатов С. Путевые заметки // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980.

75. Крым-Гирей Инатов С. Сифир-паша, князь Шажугский // Кубанские войсковые ведомости. 1866. №15. 9 марта.

76. Крым-Гирей Инатов С. Два слова о господстве турок на Кавказе и песня о Шрухуко-Тугузе // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980.

77. Крым-Гирей Инатов С. Несколько слов о нашей старине // Кубанские войсковые ведомости. 1865. №21 и №46 (продолжение).

78. Кубанцева Г.С. Жизненный путь и просветительско-педагогические идеи К.-Г. Инатова: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. 17с.

79. Кубанцева Г.С. Научно-просветительская и педагогическая деятельность У.Х. Берсея // Педагогический процесс: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов / Под ред. А.Р. Джиоевой. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. С. 172-183.

80. Кубанцева Г.С.Научно-просветительская и педагогическаядеятельность Д.С. Кодзокова // История и философия культуры: актуальные проблемы. Вып. YI. Сборник научных трудов / Под ред. С.В. Архипова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. С. 91-107.

81. Кудзаева А.Г. Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Владикавказ,2000.23 с.

82. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000. 448 с.

83. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, 1965. 420 с.

84. Кумыков Т. Жизнь и общественная деятельность Кодзокова Л.М. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1962. 80 с.

85. Кумыков Т.Х. Дмитрий Кодзоков. Нальчик: Эльбрус, 1985.180с.

86. Кумыков Т.Х. Некоторые вопросы народного образования в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1996. С.209-251.

87. Кумыков Т.Х. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик, 1962. 199 с.

88. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов учебных заведений. М.: Прометей, 1996.452 с.

89. Мамбетов Г.Х., Каймаразов Г.Ш. Просвещение народов Северного Кавказа в конце XIX начале XX в.//Известия СевероКавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. 1980. № 3. С.29-35.

90. Мамбетов Г.Х. Адыгское крестьянство в творчестве А.-Г. Кешева // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. 1975. №1. С.44-48.

91. Модзалевский JI.H. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год// Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 года. Тифлис, 1880.96 с.

92. Никитина Ф.Г. Народное творчество адыгов как важное средство эстетического воспитания // Ученые записки Адыгейского НИИ. T.XVIII. Литература и фольклор. Майкоп, 1973. С. 188-206.

93. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Изд. 3-е. Пятигорск, 1893. 144 с.

94. Омаров А. Воспоминания муталима. Ч.2.//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис, 1868. Отд. VII. С. 1-70.

95. Омар-Оглы А. Воспоминания муталима. 4.1 .//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. Тифлис, 1867. Отд.VI. С. 13-64.

96. Османова Б.Н. Педагогические идеи и воззрения адыгских просветителей (вторая половина XVIII первая половина XIX века).Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. 23 с.

97. Отчет наместника Кавказского и главнокомандующего Кавказской армией. Тифлис, 1861. 512 с.

98. Очерки истории Адыгеи. Майкоп: Адыг.кн.изд-во, 1957, 484 с.

99. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967. Т.1. 314 с.

100. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (XVIII первая половина XIX в.). М.: Педагогика, 1973. 605 с.

101. Педагогика./Под ред. Ю.К.Бабанского, В.А.Сластенина, Н.А.Сорокина. М.: Просвещение, 1988.479 с.

102. Семенов К.Б., Тешева Ф.Р. Воспитательная направленность басен У.Х. Берсея // Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. Тезисы IV Республиканской научно-теоретической конференции. Карачаевск, 1998. С.130.

103. Симонов П.И. Горские школы//Известия СКПИ. Т. 13. Орджоникидзе, 1937. С.241-284.

104. Сиюхов С. Статья // В мире мусульманства. СПб., 1913. №20.

105. Смирении В.В. Из истории кабардинской школы//Ученые записки СОГПИ. T.XXI. Вып.2. Орджоникидзе, 1956. С.65-82.

106. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. Т. 14. Тифлис, 1900. С. 35-72.

107. Тотоев М.С. История русско-осетинских культурных связей. Орджоникидзе, 1977. 80 с.

108. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1957. 364 с.

109. Тресков И.В. Этюды о Шоре Ногмове. Нальчик, 1974. 120 с.

110. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии. Пятигорск, 1994.137 с.

111. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870. ОтдЛУ. С. 1-30.

112. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Пед. сочинения: В 6-ти т. Т 1. Сост. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1988. С. 160176.

113. Ушинский К.Д. Родное слово. // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т.2. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. С. 108-121.

114. Ушинский К.Д. Системы образования, принятые в наших министерствах военном и народного просвещения // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988. Т.2.

115. Фадеев А.В. Идейные связи и культурная жизнь народов дореформенной России. М.: Наука, 1966. 154 с.

116. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках педагогики осетин // Ученые записки СОГПИ. 1967. Т. 27. Вып. 4. С. 63-97.

117. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках педагогики осетин // Ученые записки СОНИИ. Т. 28. С. 361-370.

118. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. 259 с.

119. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992.333с.

120. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990.576 с.

121. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Народная педагогика, 1993. 131 с.

122. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1985.с.85.

123. Хатаев Е.Е., Кесаева Р.Э. Народная педагогика Северного Кавказа о сущности, средствах и методах умственного воспитания. //

124. Вопросы совершенствования профессионально-методической подготовки учителя для начальной национальной школы. Владикавказ, 1998. С.40-46.

125. Хатаева Р.А., Хатаев Е.Е. Социально-политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли северокавказских народов//Вестник СОГУ. Гуманитарные науки. №1. Владикавказ, 1999. С.314-328.

126. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX начала XX века. Нальчик: Эльбрус, 1983. 244 с.

127. Хашхожева Р.Х. Поиски и находки. Избранные статьи. Нальчик, Эльбрус, 2000.415 с.

128. Хашхожева Р.Х. К вопросу об идейно-тематическом содержании творчества Адиль-Гирея Кешева // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века (Материалы конференции 28-29 марта 1974 г.) Нальчик, 1976.С.242-250.

129. Хашхожева Р.Х. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев) // Вступительная статья. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса. Нальчик: Эльбрус, 1988. С.3-50.

130. Хашхожева Р.Х. Крым-Гирей Инатов // Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах. Нальчик: Эльбрус, 1980.

131. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. С.3-10.

132. Хомяков А.С. Письмо к А.В.Веневитинову 1839 г. // Хомяков А.С. Полное собр. соч. Т.8. М., 1900. С. 40-41.

133. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (в XIX начале XX веков). М., 1957. 103 с.

134. Хут Ш.Х. Адыгские писатели-просветители XIX века // Шаги к рассвету. Краснодар: Краснод. кн. изд-во, 1986. С. 1-16.

135. Хут Ш.Х. Дореволюционные писатели-просветители // Вопросы истории адыгейской советской литературы. Т.1. Майкоп, 1979.С.2-35.

136. Хут Ш.Х. Несказочная проза адыгов. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1989. 335 с.

137. Хут Ш.Х. Сказочный эпос адыгов. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1981. 192 с.

138. Хут Ш.Х. Творчество адыгских писателей-просветителей XIX-начала XX века. // Сборник статей по адыгской литературе и фольклору. Майкоп, 1975. С.102-123.

139. Цаллагова З.Б. Этнопедагогический диалог культур: Научно-методическая разработка. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. 197 с.

140. Цаллагова З.Б. Эпистемологическая сущность этнопедагогической афористики народов Северного Кавказа // Вопросы совершенствования профессионально-методической подготовки учителя для начальной национальной школы. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1988. С. 47-51.

141. Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Майкоп: Изд-во «Меоты», 1993. 120 с.

142. Юхотников Ф.В. Письма с Кавказа // Русское слово. 1861. №4.

143. Юхотников Ф. В. Ученические конкурсы в Ставропольской гимназии // Русский педагогический вестник. 1858. №6.отд.III. с.39-49.

144. Яковлев Н. Языки и народы Кавказа. Краткий обзор и классификация. Заккнига, 1930. 69 с.1. Архивные материалы

145. Центральный государственный архив литературы и искусства. Ф.167.0п.З Д. 175. Кешев А.-Г. Письма В.Д.Дружинину, издателю журнала « Библиотека для чтения».

146. Отдел рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. Ф.9. Оп.1. Д.2. 13 л.

147. ОРФ СОИГСИ. Ф.10 «Народное образование». Оп.1. Д.З. 23 л.

148. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания. Ф.123. Дирекция народных училищ Терской области. Оп.1.Д.147.154 с.

149. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания. Ф.123. Дирекция народных училищ Терской области. Оп.1. Д.1053. 232 л.

150. ЦГА РСО-А.Ф. 12,Оп.5.Д.206.

151. Архив РСО-Алания. Ф. 12. Оп.5. Д.229.

152. ЦГА РСО-Алания. Ф.123. Оп.1. Д.1128. 70 л.

153. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики. Ф.16. Д.1018. Л.5-6.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.