Особенности социализации учащихся в современных православных общеобразовательных школах: На материале Санкт-Петербурга тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Тарасенко, Галина Сергеевна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 112
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Тарасенко, Галина Сергеевна
Введение.
Глава 1. Социальные условия формирования системы православного образования в современном российском обществе.
1.1 Актуализация роли традиции в современном российском обществе и системе российского образования.
1.2 Вариативность этических систем в современной российской действительности.
1.3 Взаимодействие в школьном сообществе как этап . социализации и фактор становления социальных норм и ценностных ориентаций учащихся. 24 Выводы к первой главе.
Глава 2. Исторический опыт и принципы православного образования.
2.1 Исторический опыт религиозного образования в России.
2.2 Принципы деятельности современной православной школы: представления о должном. 45 Выводы ко второй главе.
Глава 3. Социализация учащихся в православных школах.
3.1 Методологические основы эмпирического исследования.
3.2 Православная начальная школа: опыт включенного наблюдения.
3.2.1 Организация жизни школы и характеристика некоторых каналов социализации.
3.2.2 Религиозная направленность жизни школы.
3.2.3 Роль семейного фактора в организации жизни школы.
3.3 Православная и светская школа: сравнительное исследование этических норм и ценностных ориентаций учащихся.
3.4 Выпускники начальной православной школы.
3.5 Позиция православной школы в отношении неправославного мира и особенности нормирования ее внутренней жизни. 83 Обобщение результатов прикладного исследования. 91 Заключение. 95 Список использованной литературы. 100 Приложение 1. 110 Приложение 2. 111 Приложение 3.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Социализирующая роль Русской православной церкви2005 год, кандидат философских наук Бобров, Виктор Владимирович
Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника2006 год, кандидат педагогических наук Куликов, Александр Сергеевич
Влияние православной культуры на формирование ценностных ориентаций учителей сельской школы2005 год, кандидат педагогических наук Минкин, Сергей Иванович
Православие в духовной жизни российского общества: Социально-философский анализ2003 год, доктор философских наук Тришин, Алексей Федорович
Православная школа Казанского духовного учебного округа в первой половине XIX века2002 год, кандидат исторических наук Колова, Юлия Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности социализации учащихся в современных православных общеобразовательных школах: На материале Санкт-Петербурга»
В ходе реформирования системы образования в современной России развивается структура негосударственных учебных учреждений. В нее входят как светские, так и религиозно или национально ориентированные школы, воспитывающие детей в рамках определенной культурно-религиозной традиции, ценностно-нормативная база которой частично не совпадает ценностями современного светского общества. В том числе возникают и православные общеобразовательные школы.
В настоящее время научное изучение этого нового для российского общества феномена находится на начальном этапе. И проблемы положения православных школ в светском обществе, особенностей социального заказа на деятельность этих школ, особенностей включения выпускников в светское общество и ряд других - являются неразработанными.
Создание этих школ мыслилось как возрождение традиции русского религиозного (духовного) образования. Однако традиция эта на сегодняшний день утрачена, и ее воспроизведение в изменившихся условиях не может быть безусловным. Не ясным является, как возможно духовное образование в современном секулярном обществе? Что может оно дать современным детям?
Возможность рассмотрения подобных вопросов в рамках социологической проблематики, как писал Э. Дюркгейм, делает социологию ценной спутницей педагогики, может быть даже более ценной, чем психология, которая дает возможность глубокого познания детской души. Социология же призвана разрешать стратегические вопросы реализации задач воспитания в контексте соответствующей социальной реальности, ее потребностей и ожиданий (43, 63).
Сегодня, в ситуации возрастания внимания к духовному и культурному наследию православия как традиционной для многих российских регионов конфессии и увеличения размеров данной социальной группы, число этих школ имеет тенденцию к возрастанию. Соответственно будет увеличиваться в обществе и группа выпускников этих школ, в связи с чем их изучение представляется актуальным, так как здесь возможна сфера потенциального конфликта, и внешнего: как общество принимает этих детей и насколько дети готовы к жизни в нем, и внутреннего: как переживает этот переход из религиозной среды в светскую сам ребенок.
Основа воспитательного процесса или, иными словами, процесса направленной социализации в школе - это действующие в школьном сообществе нормы социального взаимодействия сторон педагогического процесса, в том числе и нормы, касающиеся религиозной составляющей ее жизни. С социологической точки зрения, особенности этого нормирования в маленьком школьном социуме представляют интерес по той причине, что в них находит отражение понимание школой своего места в более широком социальном контексте, в современном обществе. К выходу в него она готовит своих будущих выпускников, в значительной степени посредством организации внутренней жизни школы.
Вопрос о месте выпускников православных школ в нерелигиозном обществе неоднозначно разрешается на сегодняшний день в православной среде. Существующие по этому поводу мнения располагаются Между двумя полюсами: отрицание и закрытость от окружения, живущего по другим нормам, или взаимодействие и открытость. Для школы, со свойственной ей обращенностью к тому социуму, в который она выпускает своих учеников, определение этой позиции имеет важное значение при определении концептуальных оснований ее деятельности.
Школа - это место, где не только работают, но живут. Именно так смотрят на нее и дети, и их родители. Вероятно, каждый человек имеет свое мнение о том, какой следовало бы быть школе, чтобы в ней хотелось учиться, хотелось жить. Школу, которая отвечала бы представлениям о норме, существующим в православной среде, пытались создать люди, стоявшие у истоков новых православных школ в последние десять -пятнадцать лет. Общеобразовательные православные школы совмещают общее образование с религиозным воспитанием.
Школа выполняет свою воспитательную и образовательную миссию применительно к подрастающему поколению в тот ответственный период становления личности, когда происходит формирование ключевых ценностно-нормативных установок и выбор дальнейшего жизненного пути. Это - время интенсивного познания окружающего мира, время активного формирования и расширения социального окружения. Термин «общеобразовательная» особо указывает на то, что деятельность школы направлена на выработку общего представления об окружающем мире, основ мировоззрения. Поэтому создатели православных школ стремились организовать такую школу, которая бы не противоречила, а возводила на новую ступень воспитательную деятельность православной семьи, приобщала бы детей к традиции православия через проживание ее в рамках школы.
В связи с тем, что изучение процесса становления православного образования в современной России находится на начальном этапе, в работе над диссертацией широко привлекались научные труды по смежным областям знаний.
Православная литература о православных школах невелика, носит, в основном, методический характер и касается, зачастую, специфики воскресных, а не общеобразовательных школ. Тем не менее, существует также ряд публикаций, в которых затрагиваются вопросы общеобразовательных школ. Эти источники ценны тем, что содержат сведения, излагаемые людьми, близко знакомыми с особенностями и проблемами православных школ. При этом необходимо учитывать, что их позиция является не беспристрастной, но глубоко заинтересованной (прот. Е. Шестун, прот. А. Владимиров, С.С. Куломзина, J1.B. Сурова и др.).
Более обширной является литература, посвященная проблемам и современному состоянию национальных школ. В диссертации . использовались работы о русских (И.С. Гончаров, О.В. Чернова) и еврейских школах (альманах «Еврейская школа») в современной России.
Широко использовалась литература о светской школе. Это -социологические и психологические исследования различных проблемных зон (В.А. Ананьев, Е.В. Руденский, Н.В. Калинина и др.), а также общие работы о школе как социальном институте (A.A. Терентьев), о современной школьной реформе (Э.Д. Днепров). Использовались также педагогические и научно-популярные издания по проблемам школьного воспитания (Я. Корчак, A.C. Макаренко, Л.И. Маленкова, Г.А. Карпова и ДР-)
В последние годы опубликованы материалы конференций, посвященных проблемам национального воспитания на основании возрождения традиционной культуры в светской школе.
Были использованы работы Ф.Р. Филиппова, Ф.Э. Шереги, М.Н.Руткевича по социологии образования; Г. Зиммеля, М. Вебера, П.Бергера, Д. Белла, В.И. Гараджи - по социологии религии.
Использовалась обширная социологическая литература о сущности и особенностях процесса социализации - как классиков (Э. Дюркгейм, Дж.Г.Мид, Т. Парсонс), так и современных авторов(В.Е. Семенов, С.П.Иваненков, A.B. Мудрик, А. И. Ковалева, Е. В. Руденский и др.).
Феномен социального взаимодействия рассматривается на основании трудов Г. Зиммеля, М. Мида, Г. Блумера, П. Бергера и Т.Лукмана. Использовались работы, посвященные анализу взаимодействия в малых социальных группах (Г.С. Антипина, Р.Г. Кабулов и др.).
Была привлечена литература по проблемам социальных норм (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, М. Н. Бобнева), в том числе работы, . посвященные особенностям нормирования школьной жизни, в которых рассматриваются количественные показатели работы школы (Е.Э.Смирнова, В.Ф. Курлов).
О проблемах детства как социального феномена были использованы труды И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна.
Проблемы трансляции традиции затрагиваются в трудах П.Штомпки, А.О. Бороноева, П.И. Смирнова, З.В. Сикевич.
Помимо того, в диссертации использовались работы, посвященные особенностям качественной методологии социологического исследования, как переводных авторов, так и отечественных (А. Страусс, Д. Корбин, Е.М.Ковалев, И.Е. Штейнберг, В.В. Семенова).
Цель диссертационной работы состоит в анализе процесса направленной социализации православных школьников, становления нормативной организации внутренней жизни православных общеобразовательных начальных школ в городе Санкт-Петербурге и выявлении направлений этого процесса в различных типах современных православных школ.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих исследовательских задач.
1) Выявление форм трансляции религиозно-культурной традиции православия в современном российском обществе.
2) Изучение исторического опыта организации духовного образования в дореволюционной России.
3) Изучение принципов православного образования, их идейных источников и особенностей их реализации в современных православных школах.
4) Изучение особенностей внутренней жизни православной школы. Определение роли социального взаимодействия в стенах школы в процессе социализации, а именно в процессе становления ценностных ориентации и норм социального взаимодействия учащихся.
5) Сравнение ценностных ориентаций и этических норм у учащихся православной и светской школы.
6) Анализ проблемы социально значимых нормативов в сфере этики и параллельного существования различных этических систем, оказывающих влияние на самоопределение выпускника православной школы.
7) Выявление особенностей нормативной организации различных православных школ в зависимости от их позиции по отношению к современному светскому обществу.
В Санкт-Петербурге в настоящее время существуют православные общеобразовательные школы двух видов: средние и начальные. Средних школ пять, но есть еще ряд начальных, точное количество которых установить не удалось. Это - небольшие школы, обычно они создаются при храмах. Дети учатся там четыре-пять лет, после чего большинство переходит в светские учебные заведения города. Такие школы легче открыть, в них легче наладить учебный процесс, это менее сложно и в финансовом, и в кадровом отношении. Число начальных православных школ продолжает возрастать. В качестве основного объекта исследования были выбраны начальные, а не средние школы, так как в этой форме школьное православное образование представлено сегодня в Петербурге более широко.
Предметом исследования явились особенности социализации, ценностно-нормативной организации жизни школы.
Многообразие и разнонаправленность социальных норм, определяющих жизнь школы и оказывающих непосредственное влияние на процесс социализации учащихся, явились причиной их обобщенного рассмотрения. В поле анализа были включены:
- особенности нормативной организации социального взаимодействия между сторонами учебного процесса;
- нормы предписываемого учащимся поведения. Рассматривается четыре вида предписываемых (дисциплинарных) норм: предписания к внешнему виду, повседневные религиозные нормы, аккуратность посещения школы и прочие поведенческие нормы (доступ к СМИ, к современной музыке и т.д.). .
Их наличие или отсутствие, а также степень их значимости в школьном сообществе отражает позицию школы в отношении современного светского общества.
В качестве теоретического основания работы был использован подход, рассматривающий школу как микропроекцию создавшего ее общества (или социальной группы), в результате чего школа отражает его основные черты: нормы и ценности. Одним из первых социологов, обращавшихся к этой проблематике, был Э. Дюркгейм.
Феномены социализации и социального взаимодействия рассматривается в рамках концепции символического интеракционизма (М. Мид, Г Блумер).
Качественные методы исследования представляют собой реализацию феноменологического подхода к изучению социальных процессов («социология повседневности» А. Щутца, «социальное конструирование реальности» П. Бергера и Т. Лукмана).
Применение качественной методологии исследования было обусловлено малым количеством и небольшим размером этих школ. Ее использование позволяет ощутить эмоциональный фон школьного сообщества, учитывать установки и мотивации респондентов. Анализ носил индуктивный характер, то есть проблемы, темы и категории анализа не накладывались на информацию, а вытекали из нее.
Информационной базой исследования явились сведения, предоставленные Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, а также материалы прикладного исследования пяти православных и трех светских (в целях сравнения) петербургских школ. При сборе данных использовались возможности «мягких» социологических методов: был применен метод включенного наблюдения, которое дополнялось неформализованными интервью с администрацией, учителями, родителями учеников и выпускниками православных школ/Помимо того, при работе с учащимися были использованы методы анкетного опроса и тестирования. Проводился контент-анализ школьных сочинений.
В целом было проведено 31 интервью. Собраны сведения о пяти православных и трех светских школах.
При близком знакомстве с повседневной жизнью одной школы рассматривалось три вопроса о механизмах становления норм взаимодействия:
- направленность действия каналов социализации - общих и специфических для этих детей;
- степень значимости и формы воздействия религиозного фактора на становление норм и ценностных ориентаций; - особенности организации взаимодействия между сторонами учебного процесса в школьном сообществе как основное воспитательное средство для усвоения этих норм.
Затем проводилось сравнительное исследование ценностных ориентаций и норм поведения учащихся православной и светских школ с целью определения общего и различного в их содержании.
Рассматривался вопрос об устойчивости норм православной этики у выпускников начальных православных школ, а также об особенностях их дальнейшего вхождения в светские средние школы для продолжения образования.
В связи с тем, что в православной среде существуют различия в понимании вопроса о месте выпускников (и вообще православного человека) в современном светском обществе, было осуществлено сравнительное исследование православных школ на предмет различий в способах нормирования внутренней жизни школы в зависимости от позиции по рассматриваемому вопросу.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется применением комплексного подхода к изучению особенностей нормативной организации жизни школы, использованием базы статистики комитета по образованию Санкт-Петербурга, а также соотносимостью полученных данных с результатами социологических исследований православных и еврейских школ.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
- проанализированы формы ориентации на традицию при создании школ и проведена типология школ по степени традиционализма или открытости современному обществу.
- проанализованы принципы деятельности православных школ и особенности их реализации в настоящее время.
- показана связь между нормативной организацией внутреннего пространства православной школы и ее представлениями о положении и задачах своих выпускников в светском обществе.
- рассмотрены особенности социального взаимодействия сторон педагогического процесса в православных школах. выявлена и рассмотрена специфика каналов социализации учащихся православных школ.
- рассмотрена проблема самоопределения выпускников православной школы в ситуации множественности этических систем в современном российском обществе.
Прикладное значение работы определяется возможностями ее использования для разработки учебных курсов, связанных с проблемами образования и религии. Предложенный методологический подход к исследованию православных школ может быть применен для изучения принципов организации других национально-религиозных учебных заведений. Возможно также использование основных положений работы в качестве информационной базы для осуществления учебно-воспитательной работы в православных школах. Результаты исследования могут использоваться в качестве материала для сравнения и выдвижения рабочих гипотез при изучении сходных объектов. На защиту выносятся следующие положения.
1. Возникновение института православного общего образования является возрождением традиции российского духовного образования. Содержание этой традиции в отдельные исторические периоды ее существования находило выражение в различных внешних формах. Так и в настоящее время более жизнеспособным оказывается не стремление возобновить прежние образцы, а поиск нового пути, опирающегося не на внешние формы исторического наследия, а на его внутреннее содержание. Это обусловлено следующими причинами: а) фактическая прерванность традиции православного воспитания, которая помимо того, не единообразна; б) изменение социальных условий (секуляризация) и, в связи с этим, высокая интенсивность воздействия каналов социализации, противодействующих усвоению норм православной этики, в результате чего по мере взросления перед подростком все более остро встает проблема самоопределения; в) изменение внутреннего опыта современных православных христиан (в первую очередь, феномен неофитства).
2. В настоящее время, в период становления православного образования в современной России, нет общих для православных школ правил организации норм взаимодействия и - шире - норм организации внутренней жизни школы, имеет место процесс их становления и поиска оптимального способа нормирования. Важный фактор конституирования нормы - это понимание школой своей роли и роли своих выпускников в светском обществе.
3. Социальное взаимодействие в современных начальных православных школах может быть, охарактеризовано как взаимодействие общинного типа. Эти формы взаимодействия сохраняются в сознании выпускников как норма человеческого общения.
4. Обучение в православной школе оказывает существенное влияние на характер социализации детей. Влияние состоит в формировании этических представлений, соответствующих православным нормам, которые остаются для выпускников мерилом их повседневной деятельности.
Апробация работы. Положения и результаты диссертации были изложены в опубликованных научных статьях автора и докладывались на научно-практических конференциях «Проблемы семьи и детства в теории и практике социально-педагогической деятельности» (13-15 апреля 2004г.), «Тревоги и надежды моего поколения: ценности, политическое участие, повседневные практики российской молодежи начала XXI века» (посвященная памяти Галины Старовойтовой, 22 мая 2004г.), на аспирантском методологическом семинаре и заседании кафедры культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка литературы (178 наименований) и трех приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Динамика ценностных ориентаций в современном российском обществе: проблема соотношения светского и религиозного2004 год, кандидат философских наук Кривошеина, Елена Юрьевна
Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях2008 год, доктор педагогических наук Склярова, Татьяна Владимировна
Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв.: На примере церковноприходских школ2006 год, кандидат педагогических наук Агафонова, Галина Зиновьевна
Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России2011 год, доктор педагогических наук Дивногорцева, Светлана Юрьевна
Этико-педагогическая система формирования социально-нравственной ориентации подростков2006 год, доктор педагогических наук Аскарова, Гульнара Бейсеновна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Тарасенко, Галина Сергеевна
Заключение.
В проведенном диссертационном исследовании феномен православного образования вводится в контекст социологической проблематики, анализируется взаимосвязь между особенностями организации социального взаимодействия в рамках школьного социума и его соотношения с окружающим светским обществом. Информационную базу исследования составили материалы прикладного исследования осуществленного автором в пяти петербургских православных школах в 2002-2004 годах.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы.
1. Деятельность православных общеобразовательных школ как института общего православного образования в современной России является востребованной частью группы воцерковленных православных христиан, желающих, чтобы их дети не только в семье, но и в школе, воспитывались в соответствии с ценностно-нормативным каноном православия. В настоящее время имеет место тенденция возрастания количества этих школ, хотя и с меньшей скоростью, чем в 90е годы - то есть в период т. н. «религиозного возрождения» в нашей стране. Общеобразовательные православные школы имеют целью укрепить и возвести на новый уровень воспитательную деятельность семьи. То есть дети, поступающие в школу, имеют схожий опыт семейного воспитания, а школа не начинает, а продолжает знакомство детей с религиозно-культурной традицией православия.
2. При создании православной школы и организации ее внутренней жизни имеет место ориентация на традицию русского религиозного (духовного) образования. Либо предпринимаются попытки воспроизведения в рамках школы православного семейного уклада допетровской России, либо - ориентации на традицию религиозного воспитания конца XIX - начала XX века. И в том, и в другом случае характер ориентации может быть двояким. Либо имеет место стремление к возможно полному воспроизведению исторического наследия, воспринимаемого в качестве образца. Либо ее критическое осмысление с точки зрения возможностей современного периода и его выборочное использование при организации жизни школы. Последняя позиция вызвана осознанием следующих особенностей как современного, так и прошедшего периода. а) Различные формы религиозного образования, практиковавшиеся в разные исторические периоды истории России, должны быть осмыслены с точки зрения их применимости в современных условиях. б) Трансляция позитивного опыта российского духовного образования является затруднительной в настоящее время в связи с фактической прерванностью этой традиции и отсутствием ее живых носителей. в) На рубеже Х1Х-ХХ веков как система образования, так и РПЦ, находились в состоянии кризиса. Негативный опыт взаимодействия в стенах школы, интеллектуальное освоение вероучительных дисциплин и общая рационалистическая установка окружающего мира приводили к профанации учения Церкви. Поэтому было бы ошибочным некритическое перенимание опыта того времени. Однако этот негативный опыт должен быть изучен, осмыслен и использован для предупреждения схожих ошибок в современности. г) Произошло принципиальное изменение социальной обстановки, в которой работают современные православные школы, то есть в условиях секулярного общества. Этот фактор оказывает существенное влияние на особенности восприятия детьми ценностей православия, так как на них оказывают интенсивное воздействие те каналы социализации, которые противодействуют усвоению норм православной этики. Плюралистичность современного общества, множественность систем ' ценностей и форм жизнедеятельности и ограниченность степени распространения в обществе ценностей православия остро ставят перед подростком проблему самоопределения. Поэтому школе следует готовить детей к выходу в светское общество. д) Социальный и духовный опыт современных православных христиан принципиально отличается от такового у людей в дореволюционной России,, так как современные православные христиане в абсолютном большинстве - люди, недавно переступившие порог православного храма. Они были воспитаны в иных социальных условиях и не имеют опыта религиозного воспитания. Поэтому некритическая ориентация на дореволюционную литературу, стремление . к воспроизведению былой упорядоченности внешних форм часто оказываются недолговечными.
В связи с перечисленными обстоятельствами особую актуальность приобретает инновационная, а не стабилизирующая функция традиции, то есть использование исторического наследия в работе над поиском новых форм православного воспитания (в широком смысле), адекватных особенностям настоящего времени.
3. Сегодня, в период становления структуры православного школьного образования, в школах отсутствует единообразие нормативной организации внутренней жизни. Ее особенности находятся в зависимости как от избранной школой формы ориентации на традицию, так и от представлений школы о том, в какой мере должны быть включены ее будущие выпускники в светское общество. Здесь имеет место процесс осознанного или подспудного поиска оптимальной нормы.
Цель, с которой создавались православные школы, одна: воспитание в ' духе религиозно-культурной традиции православия, ознакомление учащихся с обширным пластом православной культуры, который по инерции закрыт сегодня для преподавания во многих светских школах.
Представления же о средствах достижения цели различаются. В зависимости от этого формируются типы школ, склонных либо к закрытости, либо к открытости, предъявляющих большее или меньшее количество религиозных и дисциплинарных предписаний, различным образом организующих и ориентирующих учебный процесс - от ориентации на традиционную культуру до широкой культурологической позиции. Так, образ школы формируется, в значительной степени, в зависимости от решения ею вопросов концептуального характера относительно своей позиции в светском обществе.
Фактор отношения к внешнему миру оказывается значимым потому; что школа - это тот небольшой социум, через который ребенок вступает в более широкий социальный мир, и представление о том, как должны войти в этот мир ее выпускники, естественно отражается на способах их воспитания, то есть на предписываемых школой нормах поведения.
Степень выраженности религиозных и созвучных им поведенческих норм отражает степень традиционализма в организации жизни конкретной православной школы. Чем более сильна ориентация на традицию как образец, тем школа более склонна к закрытости от современного общества и тем больший акцент она делает на реализации традиционных поведенческих и религиозных норм.
Но следование по пути открытости создает много неясностей, и в первую очередь, как сохранить при этом собственно православие и не «пойти на поводу» у современности, как способствовать формированию у ребенка свободного желания остаться членом церкви в тот период, когда влияние старших сократится. Насколько они реализуемы, насколько они предпочтительны и жизнеспособны - покажет время.
Стоит проблема: насколько возможна регламентация жизни ребенка, чтобы не подвергать ее опасности формализации - перехода лишь к внешней форме, чтобы соответствовать требованиям взрослых - и утраты внутреннего содержания, внутренней мотивации. Здесь общая для современного образования проблема, важная и для нормативной организации жизни православной школы - проблема поиска точек пересечения обязательного и свободного, соотношения теоретического знания основ вероучения и реального жизненного и духовного опыта, -вновь выходит на первый план.
4. Общая черта, характерная для всех изученных православных школ; это характер взаимодействия сторон педагогического процесса. Он может быть охарактеризован как мягкий, малоформализованный. Это обусловлено избранным методом воспитания и способствует созданию в рамках школы глубоко человечных, гуманных отношений между сторонами учебного процесса, приближенных к семейному типу, что можно считать одним из важнейших достижений православных школ, хотя оно и порождает целый ряд педагогических трудностей.
Это вызвано стремлением педагогического коллектива школ создать в рамках учебного заведения среду взаимодействия, которая была бы комфортна для ребенка, где он чувствовал бы себя удобно и спокойно. При осмыслении этого явления часто используется образ школы как второго дома для детей. Особенно важным это является для школ, тяготеющих к закрытости, так как именно в рамках школы они стремятся к созданию небольшого сообщества близких по духу людей и сферу содержательной и полной жизни, которая бы удовлетворяла потребности ребенка к общению и давала альтернативу современной культуре с ее негативными проявлениями.
Главное, что выносят дети из школы, - это не знание вероучения и не умение молиться, а опыт взаимодействия в среде, где нормы православной этики являются общепризнанными. Восприятие именно этой формы взаимодействия как нормы остается в дальнейшем у бывших учеников школы. .
5. Ценностно-нормативная система православия, в соответствии с которой воспитываются дети в православной школе, вступают в противоречие с ценностями современной культуры секулярного общества. Тем не менее, учеба в православной школе накладывает серьезный отпечаток на характер социализации детей, которые на протяжении нескольких лет живут в среде почти исключительно православной, где люди ориентируются (или пытаются ориентироваться) в своем поведении на нормы православной этики. Характер этого влияния сказывается не столько в стремлении к полному приобщению к регулярной церковной жизни, сколько в формировании этических представлений, соответствующих православным нормам, которые остаются для выпускников мерилом их повседневной деятельности.
Выпускники любой православной школы вступают по ее окончании в среду светского общества, и трудности этого вступления более характерны для выпускников школ, склонных к закрытости, хотя в большей степени их наличие обусловливается личностными особенностями ребенка.
Исследование показывает, насколько сильно, даже в случае нежелания, школа связана с социальным окружением - не только с создавшей ее группой, но и с более широким социальным контекстом. Эта связь осуществляется и через непосредственное влияние окружающего мира (особенно через СМИ), и через своих же членов, которые сами -плоть от плоти современного общества, и через необходимость выпускать в него своих выпускников.
По сравнению с дореволюционным периодом сегодня произошло изменение внутреннего содержания проблем, касающихся православного воспитания и образования, так как изменились не только социальные условия, но и сами люди: и воспитатели, и воспитуемые. Ориентация на традицию не может быть реализована напрямую - через воспроизведение исторических образцов. Их внешние формы должны быть серьезно скорректированы в соответствии с реалиями современности, . с возможностями и социальным опытом и старшего, и подрастающего поколения. Традиция православного образования - это, в первую очередь, его основная идея, его цель. Средства же не могут быть одинаковыми на все времена. То, что было естественно для ученика в XVII веке, может показаться невыносимым ограничителем для сегодняшнего подростка, который окружен идеалами и ценностями светского мира. Но цель остается та же: способствовать становлению христианской души. Принципы деятельности и нормы организации внутренней жизни новой православной школы сегодня вырабатываются заново - такие, которые давали бы школе возможность выполнять свою функцию православного воспитания в современных условиях и быть жизнеспособной.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Тарасенко, Галина Сергеевна, 2004 год
1. Акмеология и психодидактика высшей и средней школы. Уфа,2000.- 266с. .
2. Алишев Б. С. К вопросу о единстве ценностных оснований различных культур. // Этические аспекты образования XXI века. Материалы международной научно-практической конференции. Казань: ТИСБИ, 2001.
3. Альтернативное образование в поликультурном обществе. Хрестоматия /сост. Е. И. Бражник и др. СПб, 1999. - 324с.
4. Ананьев В. А., Малыхина Я. В., Васильев М. А. Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения. Монография. СПб: Издательство РГПУ имени А. И. Герцена, 2002. — 176с.
5. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы изучения малых социальных групп. Л.: Издательство ЛГУ, 1982. - 112с.
6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русское государство XIV-XVII веков. М., 1985.
7. Антоний, митрополит Сурожский. Человек перед Богом. М.: Паломник, 2000. - 383с.
8. Астафьева Е. Н., Кошелева О. Е., Мещеркйна Е. Ю., Нуркова В. В. Биографическое интервью. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УРАО, 2001. - 88с.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. - 323с.
10. Биографический метод в социологии: история, методология, практика.- М.: Институт социологии РАН, 1994. 147с.11 .Бобнева М. Н. Социальные нормы и регуляция поведения. Автореферат. -М., 1980.
11. Богданова О. А. Процесс секуляризации и кризис личности в Западной культуре. XX века. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет, 2001. - 160с.
12. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб: Издательство «Санкт-Петербургская панорама», 2001. - 192с.
13. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. - 208с.
14. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983. 413с.
15. Большой толковый социологический словарь /Д. Джери, Д. Джери в 2х тт. М.: Вече Аст, 1999.
16. Будущее России в молодежном сознании. Опыт социолого-философского анализа. Под ред. Р. А. Зобова и А. А. Козлова. СПб: Химиздат, 2003. - 160с.
17. Васильев С., Петров Г. Современные проблемы православной школы. //Журнал Московской Патриархии. 2002. - №10.
18. Вестник духовного просвещения. №1. М., 1994.- 256с.
19. Виноградов JI. Интервью с прот. Борисом Ничипоровым. // Какими вырастут наши дети. М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. -175с.
20. Владимиров А. Ошибки и чаяния православной гимназии. // Вестник духовного просвещения. №1. М., 1994.-С. 73.
21. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов. /Ред. А. В. Петровский. М.: Просвещение, 1979. - 288с.
22. Воловикова М. И., Тихомирова С. В., Борисова А. М. Психология и праздник. М.: ПЕР СЭ, 2003. - 143с.
23. Воронова Е. А. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в России: история и современность. Учебно-методическое пособие. СПб: Издательство СПбГУ, 2004. - 112с.
24. Воспитание исторического и национального самосознания. Сб. статей. Красноярск: КрасГУ, 2001. - 205с.
25. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Нальчик: Издательство Кабардино-Балкарского университета, 1996.
26. Воспитатели и дети: источники роста. /Под ред. В. А. Петровского. -М.: АО Аспект-Пресс, 1994. 155с.
27. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 тт. Т. 4. 1984. - С. 395.
28. Гараджа В. И. Социология религии. -М.: Аспект-Пресс, 1996, 236с.
29. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704с.
30. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. // Гоббс Т. Избранные произведения. Т. 2. М., 1964.
31. Гончаров И. Ф. Облик русской национальной школы. //Медный всадник. 2003. - №15.
32. Горностаев Н. Как мы изучали Библию.7/ Духовная школа. Сборник статей. -М., 1906.
33. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. -СПб: Ольга, 1997. 372с.
34. Громова Л. А. Этика взаимоотношения поколений. Л., 1989.
35. Днепров Э. Д. Современная школьная реформа в России. М.: Наука, 1998.-464с.
36. Домострой и его значение для современности. СПб: Сатис, 2000. -126с.
37. Духовная школа. Сборник статей. М., 1906.
38. Духовные и социальные проблемы современной России в свете Православия. Материалы научно-практической конференции. СПб, 2002. -212с.
39. Духовные традиции в современной школе. Материалы всероссийской конференции. СПб, 1997.41 .Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего. М., 1918. - 104с.
40. Дьюи Д. Школа и общество. М.: Работник просвещения, 1923.- 46с.
41. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996. - 80с.
42. Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология. СПб: Издательство СПбГУ, 1999.- 296с.
43. Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. Л.: ЛГУ, 1991.-108с.
44. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации. Учебное пособие. СПб: СПбГУ, 1997. - 140с.
45. Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург: Печатный дом «Димур», 1999.-290с.
46. Ильминский Н. Беседы о народной школе. СПб, 1889. - 40с.
47. Илюнина Л. А. Современные православные подвижники о воспитании детей. // Духовные традиции в современной школе. Материалы всероссийской конференции. СПб, 1997. - С. 65.
48. Кабулов Р. Г. К вопросу о формировании школьного коллектива. -Цхинвали: «Ирыстон», 1990. 83с.
49. Калинина Н. В., Лукьянова М. И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. Монография. Ульяновск: УИПКПРО, 2003. - 208с.
50. Каппон Т., Бауэре X. Больше, чем образование. // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Тезисы международной научно-практической конференции. Ч. 2. -М.: Издательство ИТП и МИО РАО, 1993.
51. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб, 1915.
52. Карпова Г. А. Педагогическая диагностика ученического коллектива. -Екатеринбург, 1999. 112с.
53. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. // Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. - 463с.
54. Кларин В. М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х-ХХ веков. М., 1996. - 123с.
55. Книги и вера. Книга в православной жизни. // Вестник духовного просвещения. №1.-М., 1994.
56. Кобылянский В. А. Национальная идея как фактор образования и воспитания. // Национальная идея: образование и воспитание.
57. Философско-методологические и региональные аспекты. Вып. 1. -Чита: ЧитГТУ, 1998.-224с.
58. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях.-М.: Логос, 1999. 384с.
59. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. - 224с.
60. Козлов А. А. О патриотизме и гражданственности. // Будущее России в молодежном сознании. Опыт социолого-философского анализа. -СПб: Химиздат, 2003.
61. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб: СПбГУПМ, 1999. - 242с.
62. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - 270с.
63. Корчак. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224с.
64. Кошелев В. А. «Лето Господне» и общественный идеал русского славянофильства. // Шмелев И. С. Мир ушедший мир грядущий. Тезисы докладов международной конференции. /В. П. Цыганник. -Алушта, 1993.
65. Куломзина С. С. Наша церковь и наши дети. М.: Мартис, 1993.
66. Кураев А. Все ли равно, как верить? Сборник статей по сравнительному богословию.-Клин, 1994.
67. Кураев А. Нравственна ли «свободная любовь»? М., 1999.
68. Курлов В. Ф. Социологическая информация в управлении системой школьного образования. СПб: СПбГУПМ, 2003. - 256с.
69. Куропятник А. И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб: СПбГУ, 2000. - 208с.
70. Лавровский Н. О древнерусских училищах. Харьков, 1854.
71. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии, М.: Канон, 1996.-496с.
72. Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения.-М., 1987. 163с.
73. Лихачев А. Учительное служение православной Церкви в отношении к подрастающему поколению. // Вестник духовного просвещения. №1. -М., 1994.
74. Лурье В. М. Православие в постхристианском мире. СПб: Axioma, 2003. -221с.
75. Маленкова Л. И. Дети, родители, педагоги. М.: ТОО «Интел-Тех», 1994.
76. Методология и методика педагогического исследования. Материалы межвузовской конференции. СПб: СПбГУПМ, 2000. - 191с.
77. Мирошниченко Л. А. Основы управления педагогическими системами. -Магнитогорск, 2002. 139с.
78. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. — М., 2002. -208с.
79. Мороз А., Безрукова В. С. Образ русской школы. СПб: Сатис, 2002. -160с.
80. Мудрик А. В. Социализация и воспитание. М., 1997. - 96с.
81. Мчедлов М. Современный верующий. //Свободная мысль. 8. - 1996.
82. Наука и образование на пороге III тысячелетия: материалы международного конгресса. Минск, 2001. - 825с.
83. Национальная доктрина образования в РФ. // Руткевич М. Н. Социология образования. М.: Гардарики, 2002. - С. 535.
84. Национальная идея: образование и воспитание. Философско-методологические и региональные аспекты. Вып. 1. Чита: ЧитГТУ, 1998.-224с.
85. Новая философская энциклопедия. Т. 4. - 2001.
86. Нравственность и современность: пути рационализации и этико-философский анализ. /С. И. Дудник, В. Ю. Перов. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - 96с.
87. Образование и молодежная политика в современной России. Материалы конференции. СПб, 2002.
88. Образование в современном мире. М.: Педагогика, 1986. - 248с.
89. Основы антропоэкологии. Учебное пособие. /Ред. В. Л. Обухов, В. Б. Сапунов. СПб: Химиздат, 2000. - 288с.
90. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов. Методическое пособие. Отв. ред. Лисовский В. Т. СПб: Издательство СПбГУ, 1999.-208с.
91. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -Псков, Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря., 2001. 136с.
92. Перов В. Ю. Программа спецкурса «Основные направления в этике». // Нравственность и современность: пути рационализации и этико-философский анализ. /С. И. Дудник, В. Ю. Перов. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
93. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия.- СПб: Сатис, 2001.-664с.
94. Петров Г. С. Школа и жизнь. -СПб, 1903.- 174с.
95. Положение молодежи Санкт-Петербурга. Ежегодный доклад. -СПб, 2002.-31с.
96. Православие: ответ на вызовы XXI века. Материалы научно-практической конференции. СПб, 2003. - 196с.
97. Проблемы духовности в наследии светских И православных педагогов и современная школа. Тезисы докладов научно-практической конференции. Рязань: Изд. РГПУ, 1996. - 152с.
98. Проблемы еврейской школы в постсоветской России. М.: Путь, 2000. - 202с.
99. Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. Сборник научных трудов. /Под ред. М. В. Удальцовой. -Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 350с.
100. Путилов С. В. Проблемы русского национального самосознания и задачи современного образования и воспитания. // Национальная идея: образование и воспитание. Философско-методологические и региональные аспекты. Вып. 1. Чита: ЧитГТУ, 1998. - 224с.
101. Рачйнский С. А. Сельская школа Сборник статей. М.: Педагогика, 1991.- 176с.
102. Рачинский Сергей Александрович. // Опыты православной педагогики. /Сост. А. Стрижева, С. Фомина, 1993. 240с.
103. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998. - 558с.
104. Ребенок и современный мир. Межвузовский сборник научных и методических статей. Отв. ред. Т. А. Соловьева. Архангельск: Поморский государственный университет имени Ломоносова, 2001. -229с.
105. Религия и гражданское общество: проблема толерантности. -СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.- 194с.
106. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. //Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект-Пресс, 1996. -775с.
107. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. -624с.
108. Руденский Е. В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: генезис, феноменология, онтология.- Кемерово: Издательство КРИПК и ПРО, 2003. 330с.
109. Русская православно ориентированная школа. Традиции, настоящее, будущее. - М.: Паломник, 1999. - 256с.
110. Руткевич М. Н. Социология образования. М.: Гардарики, 2002.- 541с.
111. Самарин Ю. Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1877.
112. Светское образование и православное воспитание /К. И. Вальков, Н. И. Пономарева. СПб, 1999. - 167с.
113. Свешников В, Очерки христианской этики. М.: Паломник,• 2000. 624с.
114. Свобода совести и государственно-церковные отношения в РФ. Документы и материалы. -М., 1999. 144с.
115. Семенов В, Е. Полиментальная специфика России и российская политика. //Вестник политической психологии. 2001. - №1.
116. Семенов В. Е. Молодежь и проблемы ее социализации. //Мост. -1003. -№55, май.
117. Семенов В. Е. Вера в зеркале статистики. //Град духовный. -2004. -№1.
118. Семенова Е. А. Материалы социолого-педагогических обследований 20х первой половины ЗОх гг. как источник по истории советской культуры. Автореферат канд. дис. - М., 1988.
119. Сикевич 3. В. Русские: образ народа. СПб: СПбГУ, 1996. -152с.
120. Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений. Учебное пособие. СПб: Издательство Михайлова В. А., 1999. -203с.
121. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1998. - 688с.
122. Смирнов М. Ю. Мифология и религия в российском сознании. -СПб: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2000. 130с.
123. Смирнов П. И. Социология личности. Учебное пособие. СПб, Социологическое общество М. М. Ковалевского, 2001. - 380с.
124. Смирнова Е. Э., Курлов В. Ф. Мир ребенка. Некоторые черты школьной жизни. СПб, 1997. - 52с.
125. Смирнова О. В. Педагогические проблемы молодых школ. // Вестник духовного просвещения. №1. -М., 1994.- С. 93.
126. Современная школа: опыт, проблемы, поиски. /Ред. И. И. Валеев. -М„ 1997. 142с.
127. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Тезисы международной научно-практической конференции. В 2х частях. М.: Издательство ИТП и МИО РАО, 1993.- 145с.
128. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Ч. 1. Материалы всероссийской научной конференции. -Томск, 1996.
129. Современные проблемы школьной и вузовской педагогики /Ред. В. Е. Турин.-М.-Краснодар, 1998.-256с.
130. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993. - 146с.
131. Социальная идентификация личности 2. - М., 1994. - 298с.
132. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности. /Под. Ред. В. Е. Семенова. Л.: Издательство ЛГУ, 1984.
133. Социальное познание: проблемы теории, методологии, практики. /Ред. А. О. Бороноев, Н. А. Андреев. СПб: Изд. СПб-И-ПБ МВД России, 1998. - 166с.
134. Справочник по Санкт-Петербургской епархии РПЦ (МП). СПб: Православная Русь, 2001. - 166с.
135. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России /Ред. К. Каариайнеса и Д. Фурмана. М. - СПб: Летний сад. - 2000.
136. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования. М., 2001.
137. Судьбы людей: Россия XX век. Биографии семей как объект социологического исследования. М.: Институт социологии Ран, 1996. - 426с.
138. Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Издательство Владимирской епархии, 1996. - 495с.
139. Терентьев А. А. Российская школа: становление, развитие, перспективы. Социально философские проблемы. - Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1997. - 120с.
140. Толстых А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.: Педагогика, 1988.- 128с.
141. Трансформация этнокультурной идентичности учащихся общеобразовательных еврейских школ. Дипломное исследование Рохлина 3. А. Защитил на кафедре культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ в 2001 году.
142. Федоров В., прот. Межконфессиональный диалог и проблемы толерантности. // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
143. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа. М.: Наука, 1989.-245с.
144. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства.-М.: Флинта, 1997. 160с.
145. Филарет, игумен. Конспект по нравственному богословию. -Уфа: Уфимское епархиальное управление, 1991.
146. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. -199 с.
147. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
148. Флоренский П. А. Детям моим. М.: Московский рабочий, 1992.- 560с.
149. Фролов С. С. Социология. Учебник. — М.: Гардарики, 2000. -344с.
150. Фукс-Хайнритц Вернер. Биографический метод. // Биографический метод в социологии: история, методология, практика.- М.: Институт социологии РАН, 1994. 147с.
151. Хомяков А. С. О старом и новом. М.: Современник, 1988. -462с.
152. Христианство и культура в III тысячелетии. Ухта: УГТУ, 2000. -64с.
153. Чаплин В. Нравственность в Церкви и вне ее. //Церковь и время.- 2002. № 1 (18).
154. Человек в зеркале культуры и образования. Отв. ред. И. А. Бирич.-М., 1988.-213с.
155. Чернова О. В. Школа и судьба русской культуры. //Медный всадник.-2003.-№14.
156. Что из детства мне помогло стать верующим? Воспоминания. Дневники. Наблюдения. /Сост. А. Рогозянский. СПб: Новый город, 1998. -320с.
157. Шагинян М. Семья Ульяновых.-М.: Молодая гвардия, 1969.
158. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997. - 304с.
159. Шестун Е. Православная педагогика. М.: Православная педагогика, 2001. - 560с.
160. Школа и религиозные организации. Основы взаимоотношений. Информационный сборник. СПб, 2001. - 100с.
161. Шмелев И. С. Богомолье. Лето Господне. М.: Известия, 1996. -492с.
162. Шмелев И. С. Мир ушедший мир грядущий. Тезисы докладов международной конференции. / Отв. ред. В. П. Цыганник. - Алушта, 1993.-59с.
163. Шмеман А., прот. Исторический путь православия. Киев: Пролог, 2003.-414с.
164. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.-416с.
165. Щукин И. Французы хотят ввести религию в школу. //НГ-Рел,№3(111). 19.02.2003 С. 8.
166. Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. Тезисы конференции. -Карачаевск: КЧГПУ, 1998.- 200с.
167. Этические аспекты образования XXI века. Материалы международной научно-практической конференции. Казань: ТИСБИ, 2001.-236с. '
168. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Добросвет, 2000. 596с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.