Социализирующая роль Русской православной церкви тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бобров, Виктор Владимирович

  • Бобров, Виктор Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 175
Бобров, Виктор Владимирович. Социализирующая роль Русской православной церкви: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Саранск. 2005. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бобров, Виктор Владимирович

Введение

Глава 1. Православная церковь как социально-духовный институт Российского общества

1.1. Православная церковь как социально-духовный институт

1.2. Место Русской православной церкви в культурной жизни и образовании

Глава 2. Роль Русской православной церкви в социализации и формировании духовности личности

2.1. Проблема дефекта социализации, общая модель социализации. Православие как ценностный инвариант социализации

2.2. Духовно-ценностные ориентации и их значимость в социализации и формировании личности

2.3. Православие в семье как инвариант социализации и становления духовности личности

2.4. Христианско-православная антропология, этика и духовное развитие личности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социализирующая роль Русской православной церкви»

Диссертация посвящена исследованию институциональной роли православия в социализации личности.

Актуальность темы исследования определяется значимостью социальных изменений в нашей стране в последние десятилетия. В советский период господствовала точка зрения на религию как на исторически преходящий феномен, обреченный на постепенное исчезновение. Много писалось о ее классово-идеологическом содержании, иррациональности и т. д. В настоящее время оценка социальной роли и функций религии радикально изменилась. Она осмысливается как вечный, непреходящий, исторически закономерный институт, который играет значительную роль в жизни человека, утверждая приоритет духовности над экономическими, социальными, эстетическими и иными ценностями, ориентациями и регуляторами.

Сегодня Русская православная церковь (РПЦ) активно участвует в социально-культурной жизни российского общества. Это стало возможным благодаря коренным изменениям в стране, новым тенденциям в государственно-церковных отношениях. Весомый первоначальный импульс данному процессу придало официальное и широкое празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси, что способствовало повышению авторитета РПЦ как внутри страны, так и за ее пределами.

Законодательство о свободе совести и вероисповедании стало важной вехой в процессе демократизации государственно-церковных отношений. Были сняты неоправданные ограничения на культовую и иную деятельность религиозных организаций и участие в них верующих граждан, в том числе православных. Общее число религиозных объединений с зарегистрированным уставом, включая православных верующих, возросло по сравнению с 1988 г. в несколько раз. Начали открываться православные центры, монастыри, братства, миссии, учебные заведения, приходы. В обществе произошло изменение отношения государственной власти и различных социальных слоев к православию и Русской православной церкви. Повысилась ее роль не только в социально-культурной, „» но и политической жизни страны. Однако нельзя не отметить, что негативные последствия социально-экономических реформ в России способствовали ограничению возможностей полноценного социально-гражданского становления молодежи, «размытости» ее общественных и духовно-нравственных ориентиров. Резко ослабла роль институтов социализации молодежи: семьи, школы, системы профессионального образования, средств массовой информации и коммуникации, общественных организаций и др. (дефект социализации). t

Сейчас страна переживает подлинное нашествие нетрадиционных религий. Многочисленные миссионерские центры, располагая большими финансовыми возможностями, повсеместно арендуют залы, организуют постоянно действующие школы, проводят лекции, семинары, издают разнообразную миссионерскую литературу, в том числе учебники по истории религии, вовлекают молодежь в религиозные секты.

Особую тревогу у педагогов, родителей, ученых, богословов вызывают экспансия множества религиозных образований - культов, тоталитарных сект («Церковь Унификаций», «Международное Общество Сознания Кришны», «Церковь сайентологии», «Тайное общество почитателей сатаны» и др.), - а также деятельность аналогичных групп, возникших на почве православия («Белое Братство», «Богородичий Центр», «Группа Виссариона» и др.). Применяя изощренную психотехнику, культы губительно влияют на психику людей, их личностное сознание.

По мнению многих ученых и богословов, Русская православная церковь как социально-духовный институт способна противостоять вышеперечисленным псевдорелигиозным организациям путем воспитания в человеке с помощью текстов Нового Завета следующих качеств: милосердия, терпения, сострадания, любви к людям, умения ставить себя на место других, скромности, честности, уважения интересов ближнего и т. д., - составляющих нравственную и духовную основу личности.

В данной работе мы ставим целью не только рассмотреть православную церковь как институт российского общества, но и изучить нравственные нормы, выкристаллизованные в Новом Завете, а также принципы и ценности, способствующие формированию человека как личности и дальнейшей ее социализации. В связи с этим избранная тема представляется нам весьма актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

Степень разработанности проблемы. Оценивая изученность данной проблемы, следует выделить ряд ее аспектов. Религии и церковь как общественные институты исследовались в работах многих классиков философской мысли. В зарубежной социологии этими проблемами занимались такие ученые, как Г. Спенсер, Д. Белл, Э. Дюркгейм, JI. Леви-Брюль, К. Леви-Строс и др. В отечественной социологии и философии данная тема стала предметом анализа в работах Ю.П. Андреева, В.И. Гараджи, В.И. Добренькова, Б.К. Малиновского, М.С. Комарова, А.А. Радугина, И.Н. Яблокова, Д.Е. Мануйловой и др. Осмыслению духовной и нравственной роли Русской православной церкви в большой мере послужили работы российских религиозных философов (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, С.Л.Франка и др.) и богословов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, протоиерея А. Меня, митрополита Питирима, игумена Иоанна (И.Н. Экономцева) и др., нравственно-религиозные идеи Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Проблема социализации исследуется в западной и русской научной литературе. Вопросы, связанные с интернализацией опыта культуры подрастающими поколениями, которые усваивают статусы и роли на стадии онтогенеза личности рассматриваются Ф. Гиддингсом, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом (модель социальной системы), Г. Тардом, Н. Смелзером, Д.Г. Мидом (концепция интеракционизма), А. Кинзи, 3. Фрейдом (половая социализация) и др. В отечественной социологии эту тему освещали А.В. Мудрик, И.С. Кон, С.В. Полутин, Е.В. Руденский (дефект социализации) и др. Все авторы констатируют: человеку не удается приспособиться к среде и наступает стресс аккультурации с интенциями к аномии.

В России причинами дефекта социализации выступают высокий темп реформ и невозможность переквалификации социальных групп и личностей, неукорененность реформ в православной социально-экономической традиции хозяйствования и неосвященность их церковью, в то время как исторически РПЦ всегда участвовала в социализирующем процессе личности. Мы считаем, что необходимо выявить особенности ее деятельности в социализирующем процессе и скорректировать его сообразно роли и позиции православия в этом историческом и временном процессе. Анализ исследований роли Русской православной церкви как социализирующего института обнаруживает необходимость создания, во-первых, модели ее деятельности, во-вторых, модели дефекта социализации как следствия пренебрежения социализирующей деятельностью церкви.

Объектом настоящего исследования является Русская православная церковь как социальный институт и как инвариант процесса социализации в России.

Предмет исследования - деятельность РПЦ в аспекте социализации общества в целом и личности в частности.

Цель диссертации: создать модель социализирующей деятельности Русской православной церкви как социально-духовного института в связи с дефектом социализации в современном российском обществе.

Эта цель предполагает решение основных исследовательских задач:

1) показать особенности РПЦ как социализирующего социально-духовного института;

2) охарактеризовать основные направления социокультурной, просветительской и образовательной деятельности РПЦ, ее отношения с иными конфессиями и светскими формами жизни;

3) ввести модель дефекта социализации, общую модель социализации и обосновать инвариантный характер православия в процессе социализации личности в России;

4) определить значимость духовно-ценностных ориентаций в процессе социализации и формировании личности;

5) проанализировать роль православия в семье как начальной стадии становления личности;

6) установить тип антропологии, нравственных норм, принципов и установок православной этики и их роль в духовном развитии личности.

Методологические основания исследования составили принципы, на которые традиционно опирается научное обществоведение: историзм, объективность, комплексность, необходимым ориентиром при разработке проблемы явились идеи и концепции отечественных ученых, философов, религиоведов, а также православных богословов. Также в работе был использован метод интеграции знаний о роли православной этики в обществе и жизни отдельной личности. Это позволило анализировать систему деятельности Русской православной церкви в сферах культуры, просвещения, образования, экономики, антропологии и семьи.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые Русская православная церковь рассматривается как инвариантное основание социализации общества и личности в России; системно изучается деятельность РПЦ по социализации личности в сферах культуры, просвещения, образования, семье; обосновывается социализирующая роль догматики и таинств церкви в истории России.

Результаты проведенного исследования выражены в следующих основных положениях, выносимых на защиту.

1. В истории России Русская православная церковь синтезировала христианские ценности (общее благо, долг, справедливость, Отечество и др.) с историческими формами поведения и становления личности и осуществляла на этой основе социализацию (адаптациогенез) русского человека к социально-культурной, социально-экономической, социально-политической, социально-демографической и исторической реальности России и мира.

2. РПЦ как социокультурный общественный институт активно социализирует (интегрирует) человека во властные и социально-этнические отношения, избирательный процесс, подводя их под христианский идеал общего блага России. В этом интегрировании церковь стремится развить в человеке образ Бога (тип ориентации на ненасильственные действия), подобие Бога (добродетели и ценности Христа, заповеди Ветхого и Нового Завета), уста Бога (способность к мышлению, ориентированному на совмещение и регулирование различных интересов).

3. РПЦ опосредует культурный процесс идеалом совершенствования личности в Христе, динамику научного знания - формой ценностей; развивает православную психолого-педагогическую и антропологическую традицию как основу социализации в школе.

4. Отсутствие укорененности социализации в традиции православия и его совместимости с иными конфессиями, прежде всего исламом, является основной причиной дефекта социализации в педагогическом смысле.

5. Христианско-православная система ценностей рассматривает частную собственность как средство, но не цель развития жизни и общества, что ограничивает отрицательные формы ее использования. Ориентация на духовность поднимается над ориентацией на усредненное представление о культурности (материальный достаток и благополучие).

6. Православная концепция семьи является основой ее прочности.

7. Христианская система ценностей: сверхчувственных, осевых (совместимость этносов и вер), идеанациональных (эволюции, развитие), общечеловеческих, всечеловеческих (ценность формы «Мы»), этнокультурных, прагматических - предполагает: а) пластичность психики человека, который в вере может познать самого себя, свои грехи и преодолеть их; б) непрерывность развития личности в вере именно как культурно-типической и универсальной.

Научно-практическая значимость исследования. Россия переживает этап модернизации, но в процессе реформирования социализирующий процесс оказывается неэффективным: поколения не формируют в себе способность адаптации к изменяющейся среде, развивается аномия, растет преступность. Данная работа впервые анализирует историческую роль церкви в этом процессе, затрагивающем как общественные группы, так и отдельные личности. Исследование доказывает, что Русская православная церковь должна привлекаться всеми институтами общества: государством, школой и др. - к процессу социализации подрастающих поколений, а к ее точке зрения следует прислушиваться любым социализирующим институтам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бобров, Виктор Владимирович

Выводы к параграфу:

1) В центре Христианско-православной антропологии находится проблема человека, развитие Ветхозаветного и Новозаветного человека.

2) Христианско-православная концепция человека включает «Мы» концепцию - зависимость человека от Бога и от народа, и «Я» концепцию — личную свободу человека, который вместе с тем ответственен перед Богом.

3) В личности утверждается свобода и система прав человека ответственного вместе с тем за свою нравственность перед Богом и своим народом.

4) Личность является и всеобщим, и культурно-типическим существом. Она синтезирует веру и социальную деятельность. (« Но хочешь ли знать, не основательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак.2,20)).

Таким образом, православные нравственные ценности служат фундаментом мотивации поведения и выступают как глубинные регуляторы, помогающие осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях, и тем самым предстают как социально значимые индикаторы качества жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Социализация - это включении человека в социально-экономические, социально-политические, социально-демографические, социо-логические, социокультурные отношения.

Как социокультурный, религиозный процесс социализация есть:

1) самоактуализация культурно-типической личности, в том числе в отношениях православия и ислама;

2) самоопределение в профессии;

3) самореализация во внеучебной деятельности и в референтных группах сверстников;

4) адаптациогенез, идентификация в группе, инновация, интеграция, развитие способности самопознания и самоформирование в церковных общинах.

Рассмотренные в диссертационной работе виктимные процессы позволили определить дефекты социализации, которые характеризуются:

- отсутствием в стандартах образования культурно-типической и всеобщей модели науки и познания, формирующих тип материалистического и идеалистического мировоззрения;

- непродуманность реформ, в результате которых, формируется гетеро-номость личностей учеников, учителей;

- отсутствием культурно-типических моделей воспитания и образования; целей развития культурно-типической личности, подмененной целями адаптации к несовершенной социальной среде;

- не укорененностью социализации в традиции православия и его совместимости с иными конфессиями, прежде всего с исламом.

Одним из средств преодоления дефекта социализации является социализирующая деятельность Русской Православной Церкви.

В историческом прошлом и в современных условиях роль и участие Русской православной церкви в жизни российского общества имеет важное культурно-нравственное значение. Повышению социализирующей роли РПЦ способствовало изменение ее общественного статуса, это проявилось в следующих факторах:

- коренным образом изменились государственно-церковные отношения, которые ныне характеризуют готовность к сотрудничеству на благо общества во всех областях его жизни. Значительно возросли общественное значение Русской православной церкви, уважение к ней и ее роль в истории развития нашей страны как на высоком официальном уровне со стороны государства, так и на уровне массового сознания;

- вырос авторитет Русской православной церкви и на международном уровне, что проявляется в различных официальных контактах с зарубежными государственными деятелями и послами, прибывающими в Москву, а также в участии представителей Московской Патриархии в международных конфессиональных и светских мероприятиях;

- постоянно совершенствуется законодательство Российской Федерации, касающееся взаимоотношений государства и религиозных конфессий, в том числе с самой крупной из них - Русской православной церкви. Создаются более четкие правовые нормы для регулирования государственно-церковных отношений, что открывает широкие возможности для гармонизации отношений, как между верующими, так и неверующими, а также между последователями разных вероисповеданий. Благодаря новым законодательным актам, позволившим активно участвовать в культурно-нравственной жизни общества, РПЦ укрепила свой статус важнейшего социального института и института социализации.

Как бы ни были совершенны законы, они не заменят такие понятия, как традиции, историческое сознание, национальная психология. Русская православная церковь вносит огромный вклад в духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание населения, осуществляет попечение воинов и сотрудников правоохранительных органнов, лиц, находящихся в местах лишения свободы, поддерживает институт материнства и детства.

Церковь как социальный институт - некоторая идеальная социальная среда, в которой все равны перед Богом, среда, которая компенсирует недостатки реальной социальности, защищает своих членов от зла жизни и мобилизирует их активность в направлении социальной солидарности, сотрудничества, альтруизма, преодоления социальных барьеров в обществе.

Русская Православная Церковь как социокультурный общественный институт активно интегрирует человека во властные и социально-этнические отношения, избирательный процесс, подводя их под христианский идеал общего блага России. Она ориентирует человека на единство его веры и дел . Вера без дел пуста, и дела без веры не ведут к социальному результату.

Социализирующая деятельность РПЦ в ценностном аспекте предполагает самопознание человека, познание себя в грехах, в талантах, самоформирование, самоисправление и саморазвитие, преодоление отрицательного воздействия среды.

Православная концепция семьи является основой ее прочности. Необходимо возвращение к православно-христианскому идеалу многодетной семьи основанной на любви и выборе друг друга в Боге, включая нравственное требование единственности брака. Нужно преодолеть ошибочную ориентацию воспитания, образования на раннее сексуальное просвещение, ведущее к половым патологиям.

Христианская система ценностей предполагает:

- пластичность психики человека, который в вере может познать самого себя, свои грехи и преодолеть их;

- непрерывность развития личности в вере именно как культурно-типической и универсальной.

Христианско- православная концепция человека включает «Мы» концепцию - зависимость человека от Бога и от народа, и «Я» концепцию - личную свободу человека, который вместе с тем ответственен перед Богом.

В личности утверждается свобода и система прав человека ответственного вместе с тем за свою нравственность перед Богом и своим народом. Личность является и всеобщим и культурно-типическим существом. Она синтезирует веру и социальную деятельность. («Но хочешь ли знать, не основательнй человек, что вера без дел мертва?» (Иак.2,20)).

Русская Православная Церковь, государственная власть и русский народ вместе участвуют в системе экономической, социальной, политической, духовной, международной деятельности, в которой важнейшая функция церкви состоит в обосновании нравственных основ этой деятельности, что и есть квинте-стенция (сущность) ее социализирующей деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бобров, Виктор Владимирович, 2005 год

1. Айзятов, Ф.А. Философия религии: учеб. пособие для вузов / Ф.А. Айзятов; МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 2000. - 169 с.

2. Аксаков, И.С. Отчего так нелегко живется в России? / И.С. Аксаков. М.: РОССПЭН, 2002. - 1008 с.

3. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Размышления в пасхальные дни / Алексий II // Рос. вести. 1996. - 13 апр.

4. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.- 392 с.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1968. - 337 с.

6. Андреев, Д. Роза Мира / Д. Андреев. М.: Клышников - Комаров и К°, 1992.-282 с.

7. Андреев, Ю.П. Категория «социальный институт» / Ю.П. Андреев // Филос. науки.- 1984.-№1.-С. 134- 137.

8. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 253 с.

9. Анисимов, С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности / С.Ф. Анисимов. М.: Знание, 1981. - 64 с.

10. Анисимов, С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX в. / С.Ф. Анисимов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1994. - № 4. — С. 42 - 67.

11. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. - М.: Педагогика, 1987. - 608 с.

12. Антонов, М. На переломе / М. Антонов // Москва. 1988. - № 3. - С. 3 - 26.

13. Арсенкин, В.К. Кризис религиозности и молодежь: методологические аспекты / В.К. Арсенкин. М.: Наука, 1984. - 264 с.

14. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / пер. с фр.; Ф. Арьес. М.: Прогресс: Прогресс-академия, 1992. - 526 с.

15. Афанасьева, И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности / И.Г. Афанасьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 110 с.

16. Афиногентова, А.П. Социальная активность Русской православной церкви: дис. . канд. филос. наук: 09.00.06; 09.00.11 / А.П. Афиногентова. М., 1993. -144 с.

17. Бабинов, Ю.Л. О некоторых современных проблемах атеистического воспитания / Ю.Л. Бабинов // Соц.-полит. науки. 1991. - № 4. - С. 58 - 65.

18. Барулин, B.C. Социальная философия / B.C. Барулин. М.: Гранд, 2002. -560 с.

19. Бастрыкин, П.И. Мода, кумиры и собственное «Я» / П.И. Бастрыкин, Э.Б. Ширяев. Л.: Лениздат, 1988. - 172 с.

20. Баткин, Л.М. Макьявелли: опыт и умозрение / Л.М. Баткин // Вопр. философии. 1977. - № 12. - С. 105 - 120.

21. Бердяев, Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Н.А. Бердяев // Философия свободного духа. М., 1994. - С. 364 - 463.

22. Бердяев, Н.А. Духовное христианство и сектанство в России / Н.А. Бердяев //Путь.- 1926.-№4.-С. 389-397.

23. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. — М.: Мысль, 1991. 318 с.

24. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Сост. А.В. Вадимов; Н.А. Бердяев. М.: Книга, 1991. - 447 с.

25. Бердяев, Н.А. Судьба России / сост. К.П. Ковалев; Н.А. Бердяев. М.: Сов. писатель, 1990.- 347 с.

26. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989. - 607 с.

27. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство кесаря / Н.А. Бердяев. М.: Эксмо-Пресс 1995.-382 с.

28. Бердяев, Н.А. Церковная смута и свобода совести / Н.А. Бердяев // Путь. -1926.-№5.-С. 570-577.

29. Бехтерев, В.М. Мозг и его деятельность / В.М. Бехтерев. M.-JL: Госиздат, 1928.-327 с.

30. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1983. - 1372 с.

31. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. — М.: Наука, 1968.-216 с.

32. Быстрицкий, Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие / Е.К. Быстрицкий. Киев: Наук, думка, 1991. - 195 с.

33. Винтин, И.А. Роль социальных служб в планировании семьи. Аспект перинатальной психологии / И.А. Винтин, Т.В. Кузьменко. Саранск: Изд-во Мор-дов. ун-та, 2004. - 90 с.

34. Винтин, И.А. Социальное самоопределение старшеклассников в новых культурных и общественно-экономических условиях / И. А. Винтин, В.В. Кадакин Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 140 с.

35. Войтыла, К. Основания этики / К. Войтыла // Вопр. философии. 1991. -№ 1-С. 29-59.

36. Ворзанова, Т. Религиозная организация молодых россиян / Т. Ворзанова // Рус. мысль. 1998. - 15 - 21 янв. - С. 18.

37. Гагаев, А.А. Русские философско-педагогические учения XVIII XX вв. Культурно-исторический аспект / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. - М.: Рус. слово, 2002.-464 с.

38. Гагаев, А.А. Теория и методология субстратного подхода в материалистической диалектике / А.А. Гагаев. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. -308 с.

39. Гачев, Г. Наука и национальные культуры / Г. Гачев. Ростов н / Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992. - 320 с.

40. Гессен, С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / С.И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

41. Глаголев, B.C. Христианские организации и духовная жизнь общества / B.C. Глаголев. М.: Знание, 1991. - 64 с.

42. Госс, Ж. Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия / Ж. Госс // Этика ненасилия. М., 1991. - С. 51 — 62.

43. Гуревич, П.С. Антропологическое измерение культуры / П.С. Гуревич, E.JI. Ногинский. Пенза. 1995. - 301с.

44. Гуревич, П.С. Феномен человека / П.С. Гуревич. М.: Вестник 1993. -201 с.

45. Гусейнов, А.А. Этика ненасилия / А.А. Гусейнов // Вопр. философии. -1992.-№3.-с. 72-82.

46. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991. -574 с.

47. Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. СПб.: Алетейя, 1996. - 160 с.

48. Договор об образовании сообщества России и Белоруссии // Собр. законодательства РФ. № 47: 18 нояб. 1996 г. - Ст. 5300.

49. Додонов, В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX в. / В.И. Додонов. - М., 1994. - 140 с.

50. Должин, М. Социализация как философско-антропологическая проблема: Дис. . канд. филос. наук. 09.00.13 /М. Должин. М., 2000. 148 с.

51. Донцов, И.А. Самовоспитание личности / И.А. Донцов. М.: Политиздат, 1984.-285 с.

52. Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы «круглого стола» // Вопр. философии. 1996. — № 2. - С. 3 - 41.

53. Духовные ценности как предмет философского анализа: сб. ст. филос. фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова / под ред. проф. Е.Г. Яковлева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 144 с.

54. Дюркгейм, Э. Социология религии и теория познания / Э. Дюркгейм // Религия и общество: в 2 ч. Ч. 1. -М., 1994. С. 69 - 91.

55. Замалеев, А.Ф. Богословы ищут бога: Философско-атеистические очерки по истории христианской теологии / А.Ф. Замалеев. Киев: Молодь, 1989 - 166 с.

56. Замалеев, А.Ф. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности / А.Ф. Замалеев. Л.: Лениздат, 1991-206 с.

57. Зеленов, Л.А. Становление личности / Л.А. Зеленов. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1989. - 166 с.

58. Зеньковский, В.В. История русской философии: в 2 т. / В.В. Зеньковский. -Париж: YMCA-PRESS, 1989. -2 т.

59. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. М.: Изд-во Свято-Владимир. братства, 1993. - 223 с.

60. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Толкование на св. Матфея Евангелиста: в 2 т.- М.: Посад, 1993.-2 т.

61. Из жизни Русской православной церкви // Независимая газ. 1996. - 21 авг.

62. Ильин, И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: ст. 1948 1954 гг.: в 2 т. Т. 1. / подгот. текста и вступ. ст. И.Н. Смирнова; И.А. Ильин. - М.: Рарог, 1992. - 616 с.

63. Ильин, И.А. Религиозный смысл философии / И.А. Ильин. М.: ACT, 2003.- 694 с.

64. Информ. бюл. ОВЦС Моск. Патриар. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1995.-Февр.- 35 с.

65. Казакова, Л.И. Человек в системе духовной жизни общества / Л.И. Казакова // Соц. и гуманит. науки. Сер. 3, Философия. 2000. - № 3. - С. 26 - 33.

66. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

67. Кара-Мурза, С.Г. Православие в прошлом настоящем и будущем в России / С.Г. Кара-Мурза // Наука и религия. 1996. - № 7. - С. 2 - 4.

68. Карасева, Ю. Глубокое спасение России / Ю. Карасева // Подол, рабочий. -1992.-17 июля.

69. Кинг, M.JI. Любите врагов ваших / М.Л. Кинг // Вопр. философии. 1992. -№3.-С. 66-72.

70. Киреевский, И.В. Избранные педагогические статьи / И.В. Киреевский. -М.: Современник, 1984. 582 с.

71. Кириков, О.Н. Русское православие. Духовно-догматические ориентации / О.Н. Кириков. Воронеж: Модэк, 1996. - 217 с.

72. Кириленко, Г.Г. Мировоззрение и формирование ценностных ориентаций личности / Г.Г. Кириленко. М.: Знание, 1983. - 41 с.

73. Козлова, Н. Социология повседневности: переоценка ценностей / Н. Козлова // ОНС. 1992. - № 3. - С. 47 - 57.

74. Комаров, М.С. Введение в социологию / М.С. Комаров. М.: Наука, 1994. -317 с.

75. Комаров, Ю.С. Общество и личность в православной философии / Ю.С. Комаров. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. - 186 с.

76. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. М.: Медицина, 1989. - 336 с.

77. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. —М.: Омега-л, 2005. 64 с.

78. Коротов, В.М. Размышления над «Философией воспитания» / В.М. Коротов -М.: Дрофа, 1996.- 18 с.

79. Костина, Н.Б. Социальные институты духовной сферы: становление и развитие / Н.Б. Костина // Духовный мир современного человека. М., 1987. -С. 199.

80. Костюк, К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви / К.Н. Костюк // ОНС. 2001. - № 6. - С. 114 - 131.

81. Костюк, К.Н. Русская православная церковь в гражданском обществе / К.Н. Костюк // Соц.-полит. журн. 1998. - № 2. - С. 133 - 145.

82. Красников, Н.П. Русское православие: государство и культура (исторический аспект) / Н.П. Красников. М.: Знание, 1989. - 64 с.

83. Кропоткин, П.А. Этика: избр. тр. / П.А. Кропоткин. М.: Политиздат, 1991. -496 с.

84. Крымский, С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации / С.Б. Крымский // Вопр. философии 1992. - № 12. - С. 21 - 29.

85. Кудрина, Т.А. Школа в системе средств оптимизации межнациональных и межконфессиональных отношений / Т.А. Кудрина // Религия, церковь в России и за рубежом: информ. бюл. № 7. М.; 1996. - С. 14.

86. Кудрявая, Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого / Н.В. Кудрявая. М.: Красный пролетарий, 1993. - 174 с.

87. Кьеркегор, С. Страх и трепет / пер. с дат.; С. Кьеркегор. М.: Республика, 1993.-383 с.

88. Лисовский, В.Т. Эскиз к портрету. Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи (по материалам социологического исследования) / В.Т. Лисовский. М.: Мол. гвардия, 1969. - 208 с.

89. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания: спец. курс / Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.-282 с.

90. Лихачев, Д.С. Народ должен иметь свои святыни / Д.С. Лихачев // Лит. газ. 1990.- 11 апр.

91. Личность и ее ценностные ориентации: информ. бюл. № 40. М., 1969. -80 с.

92. Лозовой, В.А Самовоспитание личности: философ.-социол. анализ / В.А. Лозовой. -Харьков: Основа, 1991. 208 с.

93. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. — М.: Республика, 1998.- 395 с.

94. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский. М.: Республика, 1994. -432 с.

95. Лосский, Н.О. Избранные произведения / Н.О. Лосский. М.: Правда, 1991.- 396 с.

96. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский. М.: Изд-во полит. лит., 1991.-368 с.

97. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб. и др.: Питер, 2000.-683 с.

98. Мануйлова, Д.Е. Церковь как социальный институт / Д.Е. Мануйлова. М.: Знание, 1985.-64 с.

99. Маслоу, А.Г. Психология бытия / А.Г. Маслоу. М.: Рефл-бук; Киев: Вак-лер, 1997.-300 с.

100. Материалы Поместного собора Русской православной церкви (Троице-Сергиева лавра, 6-9 июня 1988 г.). М.: Изд-во Моск. Патриархии 1990. -480 с.

101. Медведев, А.В. Осмысление духовной целостности / А.В. Медведев. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1996. 304 с.

102. Менделеев, Д.И. Границ познания предвидеть невозможно / Д.И. Менделеев. М.: Сов. Россия, 1991. - 592 с.

103. Мир философии: в 2 ч. М.: Полит, лит., 1991. - 2 ч.

104. Митрохин, Л.Н. Философия религии / Л.Н. Митрохин. М.: Республика, 1993.-416 с.

105. Мишукова, Е. Знания и благодать / Е. Мишукова // Слав, вестн. 1990. -№5.-С. 7.

106. Моральные ценности и личность / под. ред. А.И. Битаренко, Б.О. Нико-лаичева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 175 с.

107. Москаленко, А.Т. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. - 22 с.

108. Москвичев, JI.H. Социальные изменения и социальная стабильность / JI.H. Москвичев // Социология: учеб. для высш. учеб. заведений. М., 1995. -С. 263 - 296.

109. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. М.: Асадеа, 1999. -184 с.

110. Мчедлов, М.П. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы (по материалам социологических исследований) / М.П. Мчедлов // Свобод, мысль. 1993. - № 5. - С. 52 - 62.

111. Национальные традиции и экономическая система общества // Вопр. экономики. 1993. - № 8. - С. 4 - 158.

112. Никитин, Е.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся Вселенная? / Е.П. Никитин // Вопр. философии 1991. - № 8. - С. 3 - 12.

113. Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. М.: Политиздат, 1983. - 445 с.

114. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях // Рос. газ. — 1995. 17 авг.1160 вере и нравственности по учению православной церкви. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1991. - 365 с.

115. О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения: постановление: принято правительством РФ 14 марта 1995 г. // Рос. газ. 1995. - 23 марта.

116. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: указ: принят Президентом РФ 15 июня 1996 г. // Рос. газ. 1996. - 10 июля.

117. Овсиенко, Ф.Г. Теоретико-методологические аспекты отношений государства и религиозных организаций / Ф.Г. Овсиенко, Н.А. Трофимчук // Государственно-церковные отношения в России. М., 1995. - С . 9 — 11.

118. Одинцов, М.И. Вероисповедная политика Российской Федерации: конституционно-правовые основы, содержание и приорететы (1985 1995 гг.) / М.И. Одинцов // Государственно-церковные отношения в России. - М., 1995. -С. 180.

119. Одинцов, М.И. Государство и церковь в России. XX век / М.И. Одинцов. -М.: Луч, 1994.- 171 с.

120. Орбели, Р.А. Христианская социология / Р.А. Орбели // СОЦИС. 1991. -№ 12,- С. 95-117.

121. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Церковь и время. 2000. - №4 - С. 7 - 122.

122. Основы Христианской православной веры / сост. протоиерей В. Глинский. М.: Паломник, 1994. - 289 с.

123. Павлов, И.П. Рефлекс свободы / И.П. Павлов. СПб.: Питер, 2001. - 432 с.

124. Петрищев, П. Проблема марксисткой оценки роли православия в истории России / П. Петрищев. М.: Политиздат, 1988. - 125 с.

125. Плеханов, Е.А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия» / Е.А. Плеханов. Владимир: Изд-во Владимир, гос. пед. ун-та, 2002. -252 с.

126. Подшивалкина, В.И. О жизненной позиции инженеров в условиях перехода общества к рыночной экономике / В.И. Подшивалкина // Интеллигенция в социальных процессах современного общества. М., 1992. - С. 18 - 150.

127. Полутин, С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социол. анализ / С.В. Полутин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. - 218 с.

128. Помазанский, М. Православное догматическое богословие в сжатом изложении / М. Помазанский. Новосибирск: Балто-славян. общ-во культ, развития и сотруд-ва, 1993. - 235 с.

129. Попов, Л.П. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях / Л.П. Попов // ОНС. 1999. - № 3. - С. 171 - 178.

130. Послание Президента Российской Федерации от 23 февраля 1996 г. // Рос. газ. 1996. - 27 февр.

131. Православная культура. В защиту истинных ценностей. Слушания в Государственной думе // Православ. Москва. 1995. - № 18. - С. 3.

132. Прангвишвили, А.С. Исследования по психологии установки / А.С. Пран-гвишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1967. - 237 с.

133. Пригожин, А.И. Современная социология организаций / А.И. Пригожин. -М.: Наука, 1995.-295 с.

134. Радугин, А.А. Введение в религиоведение / А.А. Радугин. М.: Центр 1996.-300 с.

135. Радугин, А.А. Социология / А.А. Радугин, К.А. Радугин. Воронеж: Мо-дэк, 1994.-172 с.

136. Распоряжение Президента РФ о передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества от 23. апреля 1993 г. // Собр. актов Президента РФ и Правительства РФ. № 17: 25апр. 1993 г. - Ст.1455.

137. Резолюция конференции // Религия, национальное согласие и возрождение России.-М., 1993.-С. 158.

138. Религия и церковь в жизни современной России // Диалог. — 2001. -№ 3. С. 26-30.

139. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура / сост. А.Н. Никлюкин; В.В. Розанов. М.: Республика, 1992. - 399 с.

140. Розанов, В.В. Семья как религия / В.В. Розанов. М.: Политиздат, 1990. -541 с.

141. Ручка, А.А. Социальные ценности и нормы / А.А. Ручка. Киев: Наук, думка, 1976. -152 с.

142. Свистунов, М.Н. О влиянии Русской православной церкви на формирование основ цивилизации / М.Н. Свистунов // Соц.-гуманит. знания. 2003 . - № 6. С. 252-261.

143. Святыни и культура. М.: Наука, 1992. - 207 с.

144. Сержантов, В.Ф. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания / В.Ф. Сержантов, В.В. Гречанный. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.-216 с.

145. Сеченов, И.М. Элементы мысли / И.М. Сеченов. СПб. и др.: Питер, 2001.-403 с.

146. Сикорский, Б.Ф. Перспективы в свете гуманистических идей западной философии: учеб. пособие / Б.Ф. Сикорский. Курск: Изд-во Курск, ун-та, 1993. -123 с.

147. Сказание, и страдание, и похвала святым мученикам Борису и Глебу // Учит. газ. 1992. - 23 июня.

148. Слободчиков, В.И. Реальность субъективного духа / В.И. Слободчиков // Человек.-1994.- № 5.-С. 21-39.

149. Слободянюк, С.С. Личность как ценность (критика религиозной концепции личности) / С.С. Слободнюк. М.: Мысль, 1973. - 128 с.

150. Современная американская социология / под. ред. В.И. Добренькова — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 296 с.

151. Соглашение между Московской Патриархией и Министерством культуры Российской Федерации // Информ. бюл. ОВЦС Моск. Патриархии. М., 1994. -Март.-С. 9- 10.

152. Соловьев, B.C. О христианском единстве / B.C. Соловьев. М.: Рудомино, 1994.-334 с.

153. Соловьев, B.C. Сочинения: в 2 т. Т.2 / B.C. Соловьев. М.: Правда, 1989. -735 с.

154. Соловьев, B.C. Догматическое развитие церкви / B.C. Соловьев. Спб.: Алетейя, 1994. - 83 с.

155. Соловьев, B.C. Сочинения: в 2 т. T.l. / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1990.-892 с.

156. Социальная идентификация личности. М.: ИСИ РАН, 1993. - 167 с.

157. Спасибенко, С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни / С.Г. Спасибенко // Соц.-полит. журн. —1995. № 4. - С. 101 - 122.

158. Специфика морали и нравственного воспитания личности. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1983. - 142 с.

159. Спор о Владимирской иконе // Лит. газ. -1991.-27 февр.

160. Справочник атеиста. Киев: Наук, думка, 1986. - 519 с.

161. Толстой, Л.Н. Закон насилия и Закон любви / Л.Н. Толстой. М.: Рипол Классик, 2004.-941 с.

162. Уайтхед, А. Избранные работы по философии / пер. с англ.; общ. ред. и вступ. слово М.А. Киселя; А. Уайтхед. М.: Прогресс, 1990. - 716 с.

163. Угринович, Д.М. Введение в религиоведение / Д.М. Угринович. М.: Мысль, 1987. -384 с.

164. Угринович, Д.М. Введение в теоретическое религиоведение / Д.М. Угринович. М.: Мысль, 1973. - 239 с.

165. Угринович, Д.М. Психология религии / Д.М. Угринович. М.: Политиздат, 1986. - 280 с.

166. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. СПб.: Питер, 2002. -448 с.

167. Филимонов, Э.Г. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции (по данным социологических исследований) / Э.Г. Филимонов, Е.С. Элбакян // Кентавр. 1993. - № 5. - С. 59 - 68.

168. Философия: курс лекций / под. ред. Б.Ф. Кевбрина, П.И. Кулькова, В.А. Писачкина; Саран, кооп. ин-т МУПК. Саранск, 2002. - 450 с.

169. Философия: энцикл. слов. / под. ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. -1072 с.

170. Философская и культурно-типическая антропология: культурно-типическая модель науки / под ред. А.А. Гагаева, П.А.Гагаева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 248 с.

171. Фиолетов, Н.Н. Очерки христианской апологетики / Н.Н. Фиолетов. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1992. - 192 с.

172. Флоренский, П.А. Сочинения в 4 т. / П.А. Флоренский. М.: Мысль, 1996. -Т. 1.-797 е.; Т. 2.-877 с.

173. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. М.: ACT, 2003.-640 с.

174. Флоровский, Г.В. Восточные отцы V VIII в. / Г.В. Флоровский. - Париж: YMCA-PRESS, 1990.-260 с.

175. Франк, C.JI. Духовные основы общества / C.JI. Франк. М.: Республика, 1992.-511 с.

176. Франк, C.JI. Русское мировоззрение / C.JI. Франк. СПб.: Наука, 1996. -738 с.

177. Франки, В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

178. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм М.: ACT, 1998.-672 с.

179. Хайдеггер, М. Время и бытие: ст. и выступления / пер. с нем; М. Хайдег-гер. М.: Республика, 1993. - 447 с.

180. Хомяков, А.С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. / А.С. Хомяков. М.: Медиум: Вопр. филос., 1994.-478 с.

181. Христианство: Энцикл. слов, в 3 т. / под. ред. С.С. Аверинцева М.: Большая рос. энцикл., 1993. - 3 т.

182. Целикова, О.П. Нравственная целостность личности / О.П. Целикова. М.: Наука, 1983.-158 с.

183. Ценностные ориентации предпосылка переустройства общества / Н. Козлова и др. // ОНС. - 1992. - № 3. - С. 36 - 45.

184. Церковь в истории России. М.: Знание, 1967. - 335 с.

185. Церковь в социуме // Независимая газ. 1996. - 20 июня.

186. Чупров, В.И. Социология молодежи на рубеже своего 30-летия / В.И. Чупров // СОЦИС. 1994. - № 6. - С. 50 - 58.

187. Шапошников, JI.E. Православный модернизм о движущих силах социального процесса / Л.Е. Шапошников. М.: Знание, 1988. - 63 с.

188. Шапошников, Л.Е. B.C. Соловьев и православное богословие / Л.Е. Шапошников. М.: Знание, 1990. - 64 с.

189. Шапошников, Л.Е. Философия соборности: очерки русского самопознания / Л.Е. Шапошников. Спб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. 200 с.

190. Шел ер, М. Избранные произведения / М. Шелер. М.: Нозис, 1994. -414 с.

191. Шелер, М. Формы знания и образования / М. Шелер // Человек. 1992. -№ 5. - С. 66 - 76.

192. Шиланов, Г. Три принципа русской школы / Г. Шиланов // Рус. Восток. — 1995.-№ 14.-С. 4.

193. Шопенгауэр, А. Свобода и нравственность / А. Шопенгауер. М.: Республика, 1992. - 448 с.

194. Шпет, Г.Г. Сочинения / Г.Г. Шпет. М.: Правда, 1989. - 602 с.

195. Эйнштейн, А. Собрание научных трудов: в 4 т. Т. 4. / А. Эйнштейн. М.: Наука 1967. - 509 с.

196. Экономцев, И.Н. Роль церкви в нравственном воспитании в государственной школе Культура, образование, религия / И.Н. Экономцев // Педагогика. -1995. -№5.-С. 60 62.

197. Яблоков, И.Н. История религии: в 2 т. / И.Н. Яблоков. М.: Высш. шк., 2004.-2 т.

198. Ядов, В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы / В.А. Ядов. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995. - 329 с.

199. Яковлев, A.M. Социальный институт / A.M. Яковлев // Социология: учеб. для высш. учеб. заведений. М., 1995. - С. 206 - 264.

200. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / пер. с нем.; К. Ясперс. 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - 527 с.

201. Kraft, Ch. Christranity in culture / Ch. Kraft. NY., 1979.- 570 p.

202. Parsons, T. Social structure and Personality / T. Parsons. NY., 1970. - 564 p.

203. Parsons, T. Social System/Т. Parsons. -NY, 1951. 152 p.

204. Skinner, P. Science and Human Behavior / P. Skinner NY, 1965 - 337 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.