Особенности самосознания африканцев в контексте родовых традиций и современных тенденций образования этноса: на материале изучения ментальности ангольцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат наук Канжунгу Ожвалду Жозе

  • Канжунгу Ожвалду Жозе
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 313
Канжунгу Ожвалду Жозе. Особенности самосознания африканцев в контексте родовых традиций и современных тенденций образования этноса: на материале изучения ментальности ангольцев: дис. кандидат наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Москва. 2011. 313 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Канжунгу Ожвалду Жозе

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретическое исследование этнического самосознания

§1. Понимание проблемы этнического самосознания в

западной психологии

§2. Понимание проблемы этнического самосознания в

российской психологии

§3. Понимание особенностей этнического самосознания

у современных африканистов

Глава И. Результаты эмпирического исследования этнического самосознания ангольцев

§1. Методы изучения этнического самосознания в настоящем исследовании: описание и обоснование

1.1. Методы включенного наблюдения и беседы: этнопсихологический опросник (B.C. Мухина)

1.2.Метод научной фотографии в этнопсихологии

(В.С.Мухина)

1.3.Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?»

(В.С.Мухина)

1.4. Проективный метод депривации структурных звеньев

самосознания (B.C. Мухина)

1.5. Экспресс-диагностика межэтнической аккультурации

Дж. Берри (в модификации B.C. Мухиной)

1.6. Методы статистической обработки данных

§2. Результаты исследования этнического самосознания ангольцев

1. Результаты, полученные методами включенного наблюдения

и беседы: этнопсихологический опросник

2. Результаты, полученные методом научной фотографии

3. Анализ результатов исследования глубинных рефлексивных самоочетов («Кто Я?»)

4. Анализ результатов проективного метода депривации структурных звеньев самосознании

5. Анализ результатов, экспресс-диагностики межэтнической

аккультурации

Выводы

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности самосознания африканцев в контексте родовых традиций и современных тенденций образования этноса: на материале изучения ментальности ангольцев»

Введение

Актуальность исследования. Самосознание представляет собой осознание человеком самого себя, своего тела, своих переживаний, мыслей, своего Я, значимых ценностей, своего места в Мире. Самосознание предполагает рефлексию человека на самого себя и на других. Особое место проблема самосознания занимает в контексте родовой традиции, которая типологизирует каждого представителя конкретного рода.

Проблема развития этнического самосознания внутри конкретной страны, состоящей из множества родов, особенно актуальна в XXI веке, когда на родовые традиции продолжают влиять тенденции ассимиляции внутри государственных границ развивающейся страны и когда возрастает влияние процессов интеграции из внешнего мира. Сегодня в странах, сохраняющих родоплеменные традиции, особенным образом происходит формирование собственного целостного этноса.

Изучение особенностей родового самосознания ангольцев особенно актуально для понимания специфики, происходящих в стране процессов консолидации многочисленных родов в единый этнос и для формирования этнического самосознания, включающего в себя понимание и чувства, связанные с принадлежностью своей стране.

Данное исследование может быть представлено для науки как модель изучения тенденций развития этнического самосознания общностей до сих пор сохраняющих родоплеменные отношения. Перед государством Ангола сегодня стоит задача консолидации всех родов и предэт-нических групп и формирование самосознания «ангольцы».

Методологической основой работы для нас явилась утвердившаяся в науке идея К. Маркса о развитии человека путем присвоения материальной и духовной культуры. Мы принимаем марксистскую идею о том, что «история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествующих или современных ему индивидов, а опре-

деляет его»1. Самосознание жителей Анголы мы изучаем исходя из условии их бытия.

Методологическим основанием также явилась концепция исторического и онтогенетического развития самосознания человека, разработанная B.C. Мухиной, которая понимает под самосознанием «совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе»2. Мы разделяем концепцию автора об уникальности и единстве структуры самосознания для всех народов планеты, транслируя эту идею на представителей родовых культур и нового поколения учащейся молодежи Анголы.

Цель исследования - изучение особенностей родового и предэтниче-ского самосознания представителей традиционных родов, проживающих на территории Анголы.

Объект исследования - родовое самосознание современных представителей ряда родов Анголы.

Предмет исследования - психологические особенности родового, предэтнического самосознания современных представителей Анголы -носителей родового самосознания и самосознания своего предэтноса.

Гипотезы исследования:

1- Самосознание современных жителей Анголы обнаруживает их прямую зависимость от родоплеменных традиций и от современных тенденций, определяющих начало развития этнического самосознания.

2 - Самосознание современных жителей Анголы может иметь свою специфику в зависимости от проживания внутри рода, в мегаполисах Анголы и за их пределами - за рубежом. Сегодня можно говорить лишь о началах формирования этнического самосознания ангольцев.

1 Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч.: В 45 т. Т. 3. - 2-е изд. - М., 1955. - С. 440.

2 Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. - М.; Воронеж, 1999. -141.

С.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были сформулированы следующие задачи:

1 - Провести теоретический анализ психологических проблем самосознания в психологических науках, делая специальный акцент на работы африканистов.

2 - Провести эмпирическое исследование особенностей родового и предэтнического самосознания жителей Анголы.

3 - Проанализировать полученные результаты через призму концепции B.C. Мухиной об особенностях самосознания человека.

Методы исследования. В исследовании использовался следующий комплекс методов: 1 - Метод включенного наблюдения, беседы и научной фотографии в этнопсихологии (B.C. Мухина); 2 - Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?» (B.C. Мухина), 3 - Этнопсихологический опросник (B.C. Мухина), 4 - Проективный метод деприва-ции структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина); 5 — Экспресс-диагностика межэтнической аккультурации Дж. Бери (модификация).

Кроме того, нами использовались методы статистической обработки данных.

Эмпирической базой исследования явились представители рода, проживающие в деревнях: 1 - Умпата, 2 - Шивингило (под г. Уила) и 3 -Мангейраш (под г. Намибе); Ангольский государственный университет имени Агуштинью Нету, г. Луанда. (В деревнях доминирует традиционная родовая культура. В столице происходит переход к принятию граждан своей принадлежности к ангольской общности).

Исследование проводилось в 2008 - 2011 гг.

Испытуемыми были:

• жители деревень Умпата, Шивингило, Мангейраш; мужчины и женщины (60 человек);

• учащаяся молодежь, проживающая в столице Луанда государства Анголы - мужчины и женщины (180 человек);

Возраст испытуемых (в деревнях и городе) от 20 до 30 лет. Кроме того проводились неоднократные беседы с вождями и старейшинами племен.

Общее количество испытуемых, принявших участие в исследовании, составило 240 человек. Беседы проводились с пятью вождями и пятью старейшинами.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования и сделанных на них основе выводов обеспечивалась следованием исходных методологических и теоретических принципов, применением комплекса стандартизированных методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью и достаточным объемом выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, статистической значимостью полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Самосознание жителей Анголы, проживающих в условиях родовых культур, определяется родовой мифологией, а также особенностями внутриродовых и межродовых традиционных отношений. Представители родовых культур Анголы еще далеки от сознания себя в качестве «ангольцев», от общего национального самосознания: родовое самосознание продолжает сохранять традиции родоплеменных отношений во всех сферах жизни, хотя тенденции к разложению родового строя начинают проявлять себя.

2. Самосознание современной ангольской учащейся молодежи, проживающей в крупных городах, определяется: сохранением многих глубинных традиционных (родовых) ценностных ориентаций; интеграцией культур разных родов Анголы, новыми тенденциями по консолидации этноса внутри страны; влиянием современных мировых культур (особенно португальской). Эти условия вкупе влияют на самосознание учащейся молодежи и выступают как условие развития нового типа самосознания.

3. Общее для жителей Анголы, как представителей своей страны, самосознание только начинает складываться: постепенно, через отдельных наиболее активных представителей родов, проживающих на традиционных территориях, внутри каждого рода появляется знание о том, что они живут в стране «Ангола», а их называют «ангольцы».

.Теоретическая значимость и новизна исследования: впервые исследуются особенности родового самосознания в контексте концепции феноменологии этнического самосознания (B.C. Мухина). В исследовании выявлены: специфика самосознания представителей родовых культур и современной ангольской молодежи, проживающей в мегаполисе. Выявлены характерные типы поведения в ситуациях фрустрации в условиях взаимодействия с представителями своего и чужого рода, а также с представителями своей и чужой предэтнической группы.

Научная новизна состоит в выявлении предтеч этнического самосознания: родового самосознания бытующего по сей день во многих регионах Анголы; предэтнического самосознания (самосознания этнических групп) прорастающего в этническое самосознание в условиях мегаполисов и интеграции культур из развитых стран (Европы, России, США и стран Южной Америки).

Практическое значение исследования заключается в возможности прогнозирования особенностей современных ценностных ориентаций и возможного поведения в родовых отношениях в условиях начала формирования предэтнического самосознания. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для решения проблем консолидации представителей родовых культур в единое соединение этноса «ангольцы».

Апробация работы. Представленные в работе результаты исследования обсуждались: на объединениях молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ; в ходе научных сессий на факультете педагогики и психологии МПГУ (Москва, 2010, 2011); на конференциях за пределами МПГУ.

Материалы исследования были использованы на лекциях диссертанта в курсе «Феноменология развития личности» на факультете педагогики и психологии МПГУ, были доложены на II Всероссийской научно-практической конференции «Социальная психология малых групп», посвященной памяти проф. А. В. Петровского 25 - 26.10.2011 (МГППУ). Основные идеи и результаты проеденного исследования отражены в пяти публикациях, общим объемом 4,5 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и фотографиями. Объем диссертации составляет 313 страниц, список литературы включает наименовании на русском -на иностранных языках.

Глава I. Теоретическое исследование этнического самосознания

§1. Понимание проблемы этнического самосознания в западной психологии

В своем теоретическом анализе вопроса о понимании этнического самосознания мы исходим из того, что данное понятие представлено в качестве предмета исследования во многих гуманитарных науках. В каждой из научной областей этот феномен приобретает свою специфику, что позволяет с одной стороны увидеть его особенности в зависимости от научного подхода, а с другой - проследить, как меняется содержание понятия в историческом развитии научной мысли и показать многообразие наполнений значениями и смыслами понятия «этническое самосознание».

Содержание понятия «этническое самосознание» часто сводится лишь к осознанию индивидом принадлежности к определенной общности, в данном случае к идентификации с определенным этносом. Некоторые авторы отмечали, что этническое самосознание нельзя сводить лишь к осознанию этнической (национальной) принадлежности, что данное понятие «содержит также представления о типичных чертах "своей"' общности: ее свойствах и достижениях как целого. С этими представлениями теснейшим образом сопряжено осознание этнических интересов».

Попытки определения понятий этническое самосознание, национальное самосознание и этническая идентичность в зарубежной науке многочисленны и противоречивы.

В. Вундт был одним из первых зарубежных исследователей, кто изучал проблему этнического самосознания. Основной областью психологии народов для него были изучение «языка, мифов, религии, обычаев, истории народов и его характера»1. «Дух народа» центральное понятие в учении В. Вундта. В его понимании это некая «таинственная субстан-

1 Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПБ., 2001. - С. 198.

ция», которая остается неизменной при всех переменах и обеспечивает единство национального характера при всех индивидуальных различиях. Дух народа, по мнению В. Вундта, - это высшие психические процессы, возникающие в результате совместной жизни и деятельности всего этноса; это совокупное содержание переживаний и стремлений. Дух народа -это не просто сумма самосознаний отдельных людей, а их специфическая связь и взаимодействие, что и создает новые характерные особенности этноса со своими своеобразными законами.

Язык в понимании В. Вундта - начало и основная движущая сила. Язык содержит общие формы всех представлений народа и законы их связи. Мифы, согласно В. Вундту - основа религии, содержит в себе первичные народные понятия, обусловленные чувствами. Обычаи воплощают моральные принципы, определяющие поведение и направление воли.

Психология народов В. Вундта - это описательная и историческая психология высших процессов. Метод - анализ проявлений человеческого духа в различных формах культуры (в языке, религии, обычаях, мифах)1.

Позднее Л. Леви-Брюль исследовал мышление в первобытном обществе и современных ему культурах . Он показал принципиальное отличие мышления представителей родовых культур и европейцев и американцев. Мышления представителей родовых культур представляет собой принципиально иную форму решения проблем, подчиняющуюся иным законам функционирования. Главное отличие между типами мышления, по мнению автора, заключается в выраженной подчиненности мышления первобытных и нецивилизованных обществ «коллективным представлениям».

1 Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПБ., 2001. - С. 198.

2 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.

Л. Леви-Брюль доказывал, что людям различных этнических общностей свойственен специфический тип мышления. Он утверждал, что над мышлением отдельных людей довлеют коллективные представления, отражающиеся в обычаях, языке, социальных институтах и т.д. Тот факт, что мышление первобытных людей отличается от мышления современного человека, свидетельствовал, по его мнению, о долговремен-ности развития психики человека. Мышление первобытного человека было мистическим, оно не подчинялось законам формальной логики как у представителей цивилизованных стран, зато логика была подвластна закону партиципации, в соответствии с которым все предметы и явления обладают свойством единосущности, то есть могут одновременно быть самими собой и чем-то иным и проявляться в разных временных и пространственных измерениях.

Л. Леви-Брюль отмечал, что коллективные представления характерны для всех членов конкретной родовой группы они передаются каждому следующему поколению вместе со всей своей субстанциональной рамкой. Он писал о том, что если (коллективные представления -В.М. ) их определять в общих чертах, не углубляя вопроса об их сущности, они могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение; навязываются отдельным личностям, пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т.д. в отношении своих объектов; коллективные представления не зависят в своем бытии от отдельной личности, их невозможно осмыслить и понять путем рассмотрения индивида как такового». Л. Леви-Брюль исходил из того, что «представления предполагают некий коллективный субъект» и что «коллективные представления имеют свои собственные законы»1.

1 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994. - С. 9.

Понятие «коллективных представлений» является одним из базовых понятий у Э. Дюркгейма1. Коллективные представления, в понимании исследователя - это система идей, верований и чувств, общая для членов одного общества.

Л. Леви-Брюль и Э. Дюркгейм отмечали опосредованность общественной жизни человека общими культурными символами. В их трудах этническое самосознание входит в обширный пласт коллективных представлений во всеобъемлющей структуре общества, является выразителем социальных отношений.

Согласно Э. Дюркгейму, соотношение индивида и общества выступает в форме дихотомических пар, так или иначе воплощающих разнородность реальностей: индивидуальные факты - социальные факты, индивидуальные представления - коллективные представления, индивидуальное сознание - коллективное сознание . Человек, по мнению Э. Дюркгейма, - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуаль-

3

ная .

К. Леви-Стросс в свою очередь построил теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля. Он разработал структурный метод, суть которого заключается в выявлении структурных элементов, составляющих в своей совокупности бессозна-

4

тельную структуру человеческого разума .

Согласно К. Леви-Строссу, существует две структуры:

1 - структура человеческого разума;

2 - структура социальной и культурной реальности (мифов, систем родства, форм брака и т.д.).

1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995.

2 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995.

3 Там же.

4 Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М., 1994.

Обе структуры идентичны друг другу. Структура человеческого разума первична, структура социальной и культурной реальности является ее проекцией, однако последняя доступнее, ее легче и проще изучать и анализировать.

Содержанием бессознательной структуры разума являются бинарные оппозиции, то есть некие биполярные шкалы-противопоставления (жизнь - смерть, добро - зло), с помощью которых люди воспринимают и анализируют себя и окружающий мир. Под первобытными обществами автор понимал обширную группу народов, не знавших письменности. С его точки зрения, бесписьменные народы живут счастливее, чем цивилизованные, поскольку цивилизация разрушает жизнь, и люди, в так называемых, развитых обществах решают жизненные проблемы сложнее, чем представители бесписьменных культур.

Согласно К. Леви-Стросу, мышление первобытного человека ничем принципиально не отличается от мышления современного человека: и там и там присутствуют одни и те же бинарные оппозиции. Однако он полагал, что изучать бессознательную структуру разума проще не на представителях цивилизованных культур, а на членах традиционных обществ, поскольку у них слой культуры еще очень тонок, а внешнее «Я» теснее связано с внутренним; при этом обозначающее еще не оторвалось от обозначаемого, и за многими знаками видны бинарные оппозиции. Цель исследования социальных, культурных и национальных структур, как полагал К. Леви-Строс, должна состоять в обнаружении законов, которые управляют общностями.

В свою очередь французский ученый Г. Лебон считал, что у каждой расы есть свой устойчивый психологический менталитет, формирующийся на протяжении многих веков. По его мнению, совокупность психологических особенностей этноса образует некий тип, дающий воз-

можность понять его сущность1. Глубокие различия, существующие между психическим складом представителей различных этносов, приводят к тому, что они по-разному воспринимают внешний мир, по-своему чувствуют, рассуждают и действуют. Обращаясь к проблеме этнического самосознания, Г. Лебон утверждал, что судьба человечества решается не с помощью институтов, созданных волей человека, а через общее сознание народов.

Г. Лебон придавал большое значение религиям, считая их важным элементом любой культуры. Он полагал, что каждый народ имеет свою «невидимую» душу, находящую выражение в его жизни, в искусстве и общественных институтах, говорил о «душе расы», которая обладает «известным количеством общих психологических особенностей, столь же прочных, как и анатомические признаки» . При этом данные психологические особенности «воспроизводятся наследственностью с правильностью и постоянством»3.

Дж. Деверо в своей теории говорил об «этнической идентичности» и об «этнической личности», под которой он понимал «концептуальную схему, извлеченную из конкретных данных, состоящих из утверждений наблюдателей и собственных утверждений субъекта, касающихся его поведения в отношении его этнической идентичности»4. Дж. Деверо писал, что «в тот момент, когда об этнической идентичности утверждается нечто иное, чем А является, а В не является моховом, этническая идентичность начинает функционировать в качестве идеальной модели все-или-ничего»5.

Автор утверждает, что этническая идентичность может выражаться аутопластичными средствами (нацисты, заставляющие евреев носить желтую звезду Давида). Он также отмечает обрядность этнической

1 Лебон Г. Психология народов и масс // Психология толпы. - М., 1999.

2 Лебон Г. Психология народов и масс // Психология толпы. - М., 1999. - С. 21.

3 Там же. - С. 12.

4 Деверо Дж. О работах Дж. Деверо. Личность. Культура. Этнос. - М., 2001. - С. 150.

5 Там же. — С. 151.

идентичности и «двойную» этническую идентичность (так Спарта претендовала и на дорическую, и на архейскую этническую идентичность).

Дж. Деверо утверждал, что люди, которые абсцессивно цепляются за одну единственную этническую идентичность, обнаруживают дефект в своей многомерной личностной структуре, в своей «Я-концепции». Такое деформирующее воздействие оказывает не только этническая, но и классовая идентификация, которая приводит к спутанности личностной определенности. Если кто-либо имеет постоянную тенденцию подчеркивать свою классовую или этническую идентичность, используя ее в качестве подпорки для себя, тем самым доказывает несовершенство своей единственной и ценной идентичности, а также своей индивидуальности1.

Ф. Боас рассматривал каждую культуру в ее собственном историческом и психологическом контексте как целостную систему, состоящую из множества взаимосвязанных частей. Он считал результатом психологических изменений и психологической динамики аккультурацию.

Автор понимал аккультурацию как процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур, обычно менее развитой (хотя возможны и противоположные влияния), элементов другой культуры или возникновение новых культурных феноменов.

В своих трудах Р. Бенедикт обосновала тезис об усилении роли сознания в процессе развития этносов, о необходимости изучения их исторического и культурного прошлого. Она рассматривала культуру как совокупность общих предписаний, норм-требований для представителей определенной этнической общности, проявляющихся в ее национальном

xDevereux G. Ethnic Identity: Its Logical Foundations and its Disfunctions. In: Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. 1975. - P. 67 - 68.

характере и возможностях индивидуального самораскрытия в процессе поведения и деятельности.

Р. Бенедикт считала, что каждая культура имеет свою неповторимую конфигурацию, а ее составные части объединены в единое, но своеобразное целое: «Каждое человеческое общество когда-то совершило определенный отбор своих культурных установлений. Каждая культура с точки зрения других игнорирует фундаментальное и разрабатывает несущественное. Одна культура с трудом постигает ценности денег, для другой - они основа каждодневного поведения. В одном обществе технология невероятно слаба даже в жизненно важных сферах, в другом, столь же «примитивном», технологические достижения сложны и тонко рассчитаны на конкретные ситуации. Одно строит огромную культурную суперструктуру юности, другое - смерти, третье - загробной жизни»1.

А Кардинер разработал концепцию, согласно которой национальная культура оказывает сильное влияние на развитие этнических групп и отдельных их представителей, иерархию ценностей, формы общения и поведения. Он подчеркивал, что в формировании личности решающую роль играют механизмы, названные «проективными системами». Они возникают в результате отражения в сознании первичных жизненных влечений, связанных с потребностью в жилье, пище, одежде и т.д. Отличие от культур и общностей друг от друга А. Кардинер видел в степени

господства проективных систем, во взаимоотношении их с так называе-

2

мыми системами внешней реальности .

В свою очередь Дж. Девос изучал этническую идентичность как форму идентичности, воплощенную в культурной традиции и ориенти-

1 Benedict R. Patterns of culture. - Boston, 1934. - P. 36 - 37.

2 Kardiner A. The psychological frontiers of society. - N.Y., 1945. - P. 124 - 126.

рованную на наследие прошлого в отличие от других форм, ориентированных на настоящее или будущее1.

С. Хантингтон также придавал огромное значение культурным границам этноса. Он связывает культурные различия или «культурную дистанцию» с конфликтами и войнами, тем самым культурным различиям придается не только социальный, но и политический смысл. По его мнению, «в нарождающемся мире основными источниками конфликтов будут уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой...»2. С. Хантингтон считал, что этническая идентичность, культурные особенности менее подвержены изменениям в сравнении с политическими и экономическими, поэтому различия в культуре, базовых ценностях и верованиях являются источниками конфликтов: «В современном мире культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а союзы, антоганизмы и государственная политика складываются с учетом культурной близости и культурных различий»3.

Обратившись к проблеме национального характера, Д. Горер изучил традиционную практику обращения с младенцами в русской культуре. Он пришел к выводу, что стержневыми чертами национального характера русских являются пассивность, инертность и безынициативность. Свой вывод он аргументировал тем, что традиционная практика обращения с младенцем предусматривала специфический тугой способ пеленания. В русской культуре для этой цели существовало даже специальное орудие пеленания - «свивальник», что отражено в существовании данного термина в языке. Спеленатый таким образом ребенок практически не мог двигаться и вообще проявлять какую бы то ни было ини-

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Канжунгу Ожвалду Жозе, 2011 год

Библиография

1. Абуладзе Д. Г. Национальное самосознание: сущность, структура,

противоречия: Автореф. ... дис. канд. филос. наук. -М., 1998. - 24 с.

2. Агаев А. Г. К вопросу о теории народности. Махачкала: Колос, 1965.

-51 с.

3. Агаев А. Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопр. истории. -

1967.-№7.-С. 25-37.

4. Албакова Ф. Современные проблемы национально-этнического со-

знания на Северном Кавказе // Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчевох. - М.: Хар-вест, 2004.-С. 214-248.

5. Алътерматт У. Этнонационализм в Европе / Пер. с нем. С. В. Ба-

зарновой - М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2000. - 266 с.

6. Артемова О. Ю. Колено Исава: Охотники, собиратели, рыболовы

(опыт изучения альтернативных социальных систем). - М.: Смысл, 2009. - 560 с.

7. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.:

Наука, 1989.-237 с.

8. Бабилаев А. Н. Этническая психология как социальный феномен //

Аракелян О. В., Бабилаев А. Н. Поликультурное образование и этнопсихология. - М.: Канон, 2002. - С. 83 - 187.

9. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения пове-

дения // Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985. - С. 7 — 21.

10. Баклушинский С. А., Орлова Н. Г. Особенности формирования

этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. - Том IV. Выпуск VI. / Под ред. В. С. Собкина. - М., 1997. - С. 213 - 285.

11. Банту // Народы и религии мира / Гл. ред. В. А. Тишков. - М.: Боль-

шая Российская энциклопедия, 1999. - С. 79 - 80.

12. Баррет М. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. - М.: Наука, 2001. -118с.

13. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. - М.: Педа-

гогика, 1975. - 432 с.

14. Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии. Методи-

ка психологических наблюдений над детьми / Отв. ред. Е. В. Левченко. - СПб.: Алетейя, 2007. - 544 с.

15. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. -

М.: Канон, 1998.-231 с.

16. Белик А. А. Психологическая антропология (культура и личность). Ис-

торико-теоретический очерк // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. - М., 2001. - С. 7 -31.

17. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: поня-

тие, формирование, модели измерений // Этническая социализация подростка. - М.: Воронеж, 2000. - С. 75 - 107.

18. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация под-

ростка. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000 . - 203 с.

19. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). -

М.: Междунар. отношения, 1990. - 336 с.

20. Бондырева С. К, Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему).

- М.: Воронеж, 2003. - 240 с.

21. Бондырева С. К, Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преем-

ственность в жизни общества. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. - 280 с.

22. Бондырева С. К, Климов Е. А. Отображение психики в мифах наро-

дов мира. - М.: МПСИ, 2009. - 128 с.

23. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - С. 176.

24. Виннер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этногра-

фическое обозрение. - 1998. - № 4. - С. 10 - 25.

25. Виноградова Э. М. Национальное сознание и национальная культура

// Современная этнопсихология: Хрестоматия / Под общ. ред. А. Е. Тараса. - М., 2003. - С. 437.

26. Волкогонова О., Титаренко И. Этническая идентификация и искуше-

ние национализмом // Современная этнопсихология: Хрестоматия / Под общ. ред. А. Е. Тараса. - М., 2003. - С. 321 - 362.

27. Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001. - 198

с.

28. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //

Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1983.-367 с.

29. Гаджиев А. X. Проблемы марксистской этнической психологии. -

Ростов-на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. - 181 с.

30. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. - М.:

Издат. группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 480 с.

31. Геннеп А., ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обря-

дов: Пер. с фр. - М.: Изд-во Восточ. литература, 2002.

32. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. - Л.: Наука,

1990.-278 с.

33. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. - М.: Айрис-пресс, 2000. - 381

с.

34. Гумилев Л. Н. Этнос и этноним. Этногенез и биосфера Земли. - М.:

Ди-Дик, 1997. - 640 с.

35. Гуревич К. М. Проблемы современной психологической диагности-

ки // Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981. - С. 5-23.

36. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч.: В 9 т. Т. 5.

-М., 1953.-С. 708-709.

37. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор. - СПб., 1908.

-552 с.

38. Деверо Дж. О. О работах Джорджа Деверо. Личность. Культура. Эт-

нос. -М: Канон, 2001. - 169 с.

39.Девос Дж. Этнический плюрализм: Конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. - М., 2001. - С. 229 - 276.

40. Дугарова Т. Ц. Особенности этнического самосознания современных

бурят России: Докт. ...дисс. по психологии. - М., 2010. - 413с. (с приложениями - 445). 41 .Дробижева Л. М. Этническое самосознание: идеология и поведение // Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоцио-логия. - М., 1998. - С. 145 - 270.

42. Дробижева Л. М., Кузнеьрв И М., Коротеева В. В. Ценности и символы

национального самосознания в условиях изменения общества. - М.: Мысль, 1994.-358 с.

43. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. -

СПб.: Питер, 2004.-318 с.

44. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.:

Канон, 1995.-349 с.

45. Елисеева И. И. Юзбашев М. М. Общая теория статистики / Под ред.

И. И. Елисеевой. - 4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2000. -480 с.

46. Закс Л. Статистическое оценивание: Пер. с нем. - М.: Статистика,

1976.-598 с.

47. Иванова А. А. Психология этнической идентификации личности.

- Краснодар: Кубанский Гос. Ун-т., 2001. - 232 с.

48. Ивановский В. В. Патриотическое чувство. - Петроград.: Сенат, тип.,

1914.-50 с.

49. Иорданский В. Хаос и гармония. - М.: Наука, 1982. - 343 с.

50. Каган М. Э. Поведенческие индикаторы этнокультурных ориентации

у горожан // Этнические стереотипы поведения. Сб. статей. - Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1985. - С. 33 - 47.

51. Козлов В. И. О понятии этнической общности // Сов. этнография. -

1976.-№2.-С. 109-178.

52. Козлов В. И. Проблема этнического самосознания и ее место в тео-

рии этноса // Сов. этнография. - 1974. - № 2. - С. 79 - 92.

53. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и

психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анциферовой. - М.,

1971.-С. 122-158.

54. Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

55. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с

фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология:настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. - С. 64 - 109.

56. Конрад Н. И. О смысле истории // Конрад Н.И. Запад и Восток. - М.,

1972.-С. 563.

57. Кули Ч Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. -

М.: Идея-Пресс, 2001. - С. 327.

58. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок лич-

ности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. -М., 1984.-С. 183.

59. Кушнер П. И. Национальное самосознание как этнический определи-

тель // Краткие сообщения Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - 1949. - Т.УШ. - С. 335.

60. Крысько В. Г. Этническая психология. - М.: Издательский центр

«Академия» 2002 . - 320 с.

61. Крюков М. В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногене-

за // Расы и народы. - М., 1976. - Вып. 6. - С. 58 - 65.

62. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психо-

логию. - М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.

63. Лебон Г. Психология народов и масс // Психология толпы. - М.: Ло-

гос, 1999.-412 с.

64. Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление // Психология мышления. -

М.: Наука, 1980. - С. 134 - 135.

65. Леви-Брюлъ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.:

Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.

66. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер. с фр. А. Б. Островско-

го. - М.: Республика, 1994. - 384 с.

67. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. В. В. Иванов.

- М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 512 с.

68. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -

М.: Наука, 1974. - 171 с.

69. Лакосина Н. В. Фотовизуализация жизненных событий как фактор

отношения личности к своей жизни //Психология человека в современном мире. Т. 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути. - М., 2009. - С. 235 - 242.

70. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океа-

на: / Пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2004. - 552 с.

71. МавродинВ. В. Образование Древнерусского государства. - Л., 1945.

- 473 с.

72. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3. - 2-е изд. -

М.: Госполитиздат, 1955. - 629 с.

73. Мархинин В. В. Начала социально-философской теории этноса. - Но-

восибирск, 1996. - 23 с.

74. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Се-

меновой. - Л.: ЛГУ, 1977. - С. 17.

75. Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в ме-

няющемся мире: Пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 416 с.

76. Мухина В. С. Из прошлого в настоящее: родовые традиции - изна-

чальная основа менталитета народов мира // Развитие личности -2010. -№ 1-С. 193-210.

77. Мухина В. С. Индивидуальное развитие личности // Феноменология

развития и бытия личности. - М., Воронеж, 1999.

78. Мухина В. С. Коренные жители Объединенных Арабских Эмиратов:

вчера, сегодня, завтра // Развитие личности. - 2004. - № 3. - С. 144 - 147.

79. Мухина В. С. Личностные ориентации человека в условиях разных

конфессий России // Х1-е Международные Лихачевские научные чтения 12-13 мая 2011 года: «Диалог культур в условиях глобализаций. - СПБ., - 2011. - С. 374 - 376.

80. Мухина В. С. Личность в условиях этнического возрождения и

столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. - 2001. -№ 1.-С. 36.

81. Мухина В. С. Личность в условиях этнического возрождения и

столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. - 2002. -№ 1.-С. 16-39.

82. Мухина В. С. Личность и этносы в условиях столкновения цивилиза-

ций // Мир психологии. - 2001. - № 4. - С. 114 - 127.

83. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный

взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - М.: Прометей, 2010. - 1072 с.

84. Мухина В. С. Метод включенного наблюдения в этнопсихологии //

Развития личности. - 2010. - № 2. - С. 147- 163.

85. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спец-

курсу. - М.: МГПИ, 1985. - 105 с.

86. Мухина В. С. Проективный метод депривации структурных звеньев

самосознания в контексте межэтнических отношений // Развитие личности. - 2002. -№ 2. - С. 117 - 135.

87. Мухина В. С. Психодиагностика развивающейся личности. - Л.:

Архангельск, 1996. - 40 с.

88. Мухина В. С. Психология межнациональных отношений и воздей-

ствие на нее средствами массовой информации // Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений. - М., 1989.

89. Мухина В. С. Развитие межнациональных отношений - основа фор-

мирования самосознания личности // Просвещение на Крайнем севере: Сб. - СПб., 1992. - Вып. 25.

90. Мухина В. С. Современное самосознание народов Севера // Психол.

журнал.- 1988. -№ 4.-С. 44-52.

91. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. - М.: Во-

ронеж, 1999. - 640 с.

92. Мухина В. С. Этническое самосознание в контексте межэтнических

отношений // Психология сегодня. Ежегодник. - М., 1996. - Т. 2. -Вып. 1.

93. Мухина В. С. Этнопсихология: настоящее и будущее// Психол.

журнал. - 1994. -№ 3. - С. 42 -49.

94. Мухина В. С., Василъченко А. А. «Кто я?», или Самоописания лич-

ностных свойств // Развитие личности. - 2006. — № 3. - С. 55.

95. Мухина В. С., Дугарова Т. Ц. Метод научной фотографии в психологии

личности и в этнопсихологии // Развитие личности. - 2010. - № 1. - С. 152-179.

96. Мухина В. С., Канжунгу О. Ж. Из прошлого в XXI век: визуально-

знаковая презентация головы, лица и тела в современных родовых культурах Африки // Развитие личности. - 2010. - № 2. - С. 200 -213.

97. Мухина В. С., Канжунгу О. Ж. Сущностные особенности этническо-

го самосознания у современных африканцев родовых культур // Развитие личности. - 2011. - № 1. - С. 61 - 83.

98. Мухина В. С., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся

личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. - Архангельск, 1996. - Ч. 1. - 49 с.

99. Мчедлов М. П. Религиозный компонент этнического сознания / М. П.

Мчедлов // Свободная мысль XXI. - 2004. - № 1. - С. 64 - 67.

100. Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся самим собой / Пер. с нем. Ю.

М. Антоновской // Соч.: В 2 т. Т. 2. / Сост., ред., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. - М.: Мысль, 1990 - 828 с.

101. Нуркова В. В. Роль автобиографической памяти в структуре иден-

тичности личности / В.В. Нуркова // Ежегодник российского психологического общества. Специальный выпуск. М., 2005. - Т. 1. -С. 25 - 27.

102. Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национальности. - П.,

1922.-27 с.

103. Петрова Е. А. Знаки общения. Визуальная психосемиотика. - М.:

«Издательство ГНОМ», 2001.-256 с.

104. Павленко В. Н, Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология -

М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. - 483 с.

105. Платонов Ю. М. Основы этнической психологии. - СПб.: Речь,

2003.-С. 258.

106. Павлов И. П. Лекция о работе больших полушарий головного моз-

га. - 3-е изд. - М., 1937. - С. 24 - 25.

107. Полянский В. С. Историческая память в этническом самосознании

народов // СОЦИС. - 1999. - № 3. - С. 11 - 27.

108.Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палео-психологии. - М.: Мысль, 1974. - 487 с.

109. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979. -

230 с.

110. Пучков П. И. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в

этническом процессе // Расы и народы: Вып. 21 / Отв. ред. С. И. Брук и др. - 1991. - С. 5 - 56.

111. Пшемурзов В. X Историческое сознание нации: состояние и пер-

спективы // В поисках парадигмы нации / Под общ. ред. В. X. Бо-лотокова, В. М. Семенова. - Москва; Нальчик, 1997. - С. 152 — 196.

112. Ротерэм-Борус М. Д. Этническая идентичность: понятие, формиро-

вание, трансмиссия // Социология. - 1997. - №1. - С. 147 - 150.

113. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946.

- 697 с.

114. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.

-637 с.

115. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга // Изб. Произведения: В 2

т. - Т. 1: Физиология и психология. - М.: Изд-во АН, СССР, 1952.

- 232 с.

116. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -

СПб.: Речь, 2004.-350 с.

117. Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских: (Социол. очерк)

/ Сикевич 3. В.; Ин-т «Открытое о-во». - М.: АОЗТ «Механик», 1996.-204 с.

118. Старовойтова Г. В. О предметной области этнопсихологии // Со-

ветская этнография. - 1983. - № 3. - С. 65 - 78.

119. Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском

городе: социол. очерки. - JL: Наука, 1987. - 174 с.

120. Старовойтова Г. В. Этнические особенности поведения и внешно-

сти в восприятии горожан // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. - Л., 1985. - С. 4 - 123.

121. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: ИП РАН, Академический

Проект, 2000. - 320 с.

122. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы

ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI / Под ред. В. С. Собки-на. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - 91 с.

123. Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура

этнического самосознания // Познание и общение. - М., 1996. - С. 111-125.

124. Суходолъский Г. В. Математические методы психологии. - СПб.,

2003.

125. Таболина Т. В. Этническая проблема в современной американской

науке (критический обзор основных этносоциологических концепций). -М.: Наука, 1985. - С. 326.

126. Теплое Б. М. О методах психологического исследования // Избр.

труды: В 2 т. - Т. 2. - М., 1985.

127. Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей (к методологиче-

ским проблемам этнографии) // Вопр. философии. - 1964. - № 11.— С. 48-62.

128. Тишков В. А. Этничность. Новая философская энциклопедия: В 4 т.

Т. 4.-М.: Мысль, 2010. - С. 482 - 484.

129. Трусов В. П. Этнические стереотипы // Этническая психология (Эт-

нические процессы и образ жизни людей): Сборник научных трудов / Отв. ред. П. П. Андреева. - М., 1984. - С. 7 - 56.

130. Фальк-Рённе А. Путешествие в каменный век: Среди племен Новой

Гвинеи /Пер. с дат. В. JI. Якуба. - М.: Наука, 1985. - 192 с.

131. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии:

Пер. с англ. - 2-изд. - М.: Политиздат, 1986. - 703 с.

132. Фрэзер Дж. Дж. Там же; Элиаде М. Тайные общества. Обряды

инициации и посвящения: Пер.с фр. - М., 1999. - С. 74 - 75

133. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис - Политические

исследования. - 1994. - №1. - С. 33 - 48.

134. Хатнингтон С. Стокновение цивилизаций и изменение мирового

порядка. - Т. 2. - № 2. - М., 1997. - 143 с.

135. Харузн М. Русские лопари (грехи прошлого и современного быта). -

СПб., 1889; Богораз-Тан В. Г. Чукчи. Ч. 1. - Л.; 1934.

136. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Питер, 2000. -

235 с.

137. Чебоксарое Н. Н. Проблемы происхождения древних и современ-

ных народов // Труды VIIМКАЭН. - 1970. - Т. V. - С. 748 - 789.

138. Чебоксарое Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в

трудах советских ученых // Сов. этнография. - 1967. - №4. - С. 94 - 110.

139. Чебоксарое Н. Д Чебоксарова И. Л. Народы. Расы. Культуры: - 2-е

изд., испр., и доп. - М.: Наука, 1985. - 270 с.

140. Чистов К. В. Этническая общность, этническое самосознание и не-

которые проблемы духовной культуры // Сов. этнография. - 1972. -№2.-С. 70-81.

141. Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов из-

менения этнических и этнографических явлений // Изв. восточного ф-та Дальневосточн. ун-та. - Шанхай, 1923.

142. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. - СПб.: Издат.

дом «П.Э.Т», 1996. - 156 с.

143. Этнополитология как наука // Этнополитология: Учебное пособие—

хрестоматия / Сост. и автор В. Л. Тураев. - М., 2001. - С. 3 - 45.

144. Al tuna R. Cultura tradicional bantu. - Artipol: Lda., 2006. - P. 637

145. Barret M. English children's acquisition of a European identity // G. Breakwell, E. Lyons (eds). Changing European Identities: Social-Psychological Analyses of Social Change. - Oxford Pergamon Press, 1996.-P. 23- 137.

146. Benedict R. Patterns of culture. Boston-New York: Houghton, Mifflin and Company, 1934. — 260 p.

147. Berry J. W., Annis R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation. // Journal of Cross Cultural Psychology. - 1974. - № 5.-P. 382-406.

148. Berry J.W. Alccuturation and psychological adaptation; an overview // Journeys into cross-cultural psychology: selected papers from the 11 international conference of the International association for cross-cultural psychology / Ed. by. A.M. Bouvy et al Liege. - Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994. - P. 139 - 140.

149. Blanchard P., Bancel N. De l'indigene a l'immigre. - Gallimard, 1998. -P. 33.

150. Bochner S., Wicks P. Overseas students in Australia. - Sydney, 1972. -P. 125.

151. Carvalio R. Tradicao Oral. ISCED. - Luanda, 1997. - P. 150.

152.Devereux G. Ethnic Identity: Its Logical Foundations and its Disfunctions. In: Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. - Ed. By George De Vos and L. Romanuci-Ross. - Palo Alto: Meyfield Publishing, 1975.-P. 67-68.

153. EHoy M. La formation de la conscience nationals en Republique Populate du Congo - Paris, 1997. - P. 21 - 22.

154. Epstein A. L. Elhnos and Identity. - L., 1978. - P. XI.

155. Gergen K. The concept of self. - N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1971.-P. 154.

156. Griffiths S. I. Nationalism and ethnic conflict. - N.Y., 1987. - P. 13.

157. Grillo R. Pluralism and the politics of difference. -N.Y., 1998. - P. 200.

158. HutnikN. Ethnic minority identity: A social psychol perspective / Nimmi Hutnik, Oxford.: Clarendon press , 1991 - 205 c.

159. Joao L . A. Tribos Etnicas e suas definicoes. - Paris: Cordier, 1998. - P. 141-142.

160. Joao Ferreira A. Integracao Social e Isolamento Social // Analises de problemas sociais. - Lisboa, 1993. - P. 829 - 834.

161. Jose M. I. Urna nova cultura. - Luanda: Edicoes de Angola, 2010. - P 270.

162. Kajibanga V. Culturas Étnicas e Cultura Nacional: Uma Reflexäo Sociológica Sobre o Caso Angolano. Conferencia académica proferida na Uni-versidade Católica de Angola, no dia 16 de Janeiro, por ocasiäo do 2.° Encontro Internacional dos Delegados da Igreja Católica dos Países Lusófonos. Luanda, 11 a 18 de Janeiro // Revista Internacional de Estudos Africanos. - Porto, 1999. - № 1. - P. 123 - 141.

163. Kajibanga V. Estudos e consolidacao da nacao Angolana. - Luanda.: Ensaios, 2003.-P. 90.

164. Luc De H., L'etnie. The vicissitudes of a concert ( social anthropology). Cambridge, 2000. - P. 202.

165. Kardiner A. The psychological frontiers of society. - N.Y.: 1945. - P. -126.

166. Kuhn M., McPartland T.S. An empirical investigation of self-attitudes // American Sociological Review. - 1954. - Vol. 19. - P. 68-76.

167Kwnonoka A. Revista cultural. - O país. Edicao № 122.- Luanda, 2008. -P. 180.

168. Moisés M. Os Umbundu de Angola - tradicao e cultura organizativa. Roma.: Edizioni vivere in, 2005 - P. 260.

169. Prizel I. National identity and foreign policy: Nationalism and leadership in Poland, Russia and Ukraine. - Cambridge, 1998. - P. 405.

170. Ribas O. Vida angolana e suas incidencias. - Luanda.: MIN. cultura, 2009. - P. 422.

111. Rosa M. Identidade e Genero entre os Handa no sul de Angola. -Luanda.: Nzila, 2007 - P. 132.

172. Royce A. Ethnic Identity. Strategies of Diversity. Indiana University Press. - Bloomington, 1982. - P. 232.

173. Schwirian K. Variations in structure of the Kuhn-McPartland Twenty Statements and related response differences // Sociological Quarterly. -1964.-Vol. 5.-P. 47-59.

174. Stonequist E. V. The problem of the marginal man // American Journal of Sociology, 1935.-№41.-P. 1 - 12.

175. Toyota M. Contested Chinese identities among ethnic minorities in the China, Biraia and Thai borderlands // Ethnic and Racial Studies, 2003. -Vol. 26.-№2.-P. 310.

176. Walter B. Mitos e Mitologia. - Lisboa.: RLB, 1991. - P. 134.

177. Wirz P. Die Marind-Anim von Hollandisch-Sud-Neu-Guinea. - Hamburg, 1925.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.