Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Варданян, Микаел Артаваздович
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 226
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Варданян, Микаел Артаваздович
Введение.
Глава I Проблема этнического самосознания в психологии
1 Психологические проблемы этнического самосознания в зарубежной психологии XX - го века.
2 Психологические проблемы этнического самосознания в психологии стран СНГ
3 Обзор источников по проблеме этнического самосознания армян.
Глава II Методы исследования этнического самосознания молодежи
1 Обзор методов исследования этнического самосознания армянской молодежи в рамках титулного этноса и диаспоры
2 Описание и обоснование методов настоящего исследования.
Глава III Анализ результатов исследования этнического самосознания современной армянской молодежи, в рамках титульного этноса и сопряженной диаспоры
1 Анализ результатов исследования армянской молодежи в рамках титульного этноса и диаспоры г. Москва и г. Пятигорск методом депривации структурных звеньев самосознания.
2 Анализ результатов исследования армянской молодежи в рамках титульного этноса и диаспоры г. Москва и г. Пятигорск методами экспресс диагностики межэтнической аккультурации и авторского опросника.
3 Обсуждение общих тенденций самосознания армянской молодежи и различий, связанных с уловиями аккультурации
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Особенности этнического самосознания современной учащейся молодёжи Китая2006 год, кандидат психологических наук Лю Цунъин
Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия: На материале исследования коренных этносов Северного Кавказа2001 год, доктор психологических наук Иванова, Анна Алексеевна
Социокультурные характеристики этнонациональных диаспор в провинциальной России2004 год, кандидат философских наук Залитайло, Ирина Васильевна
Особенности этнического самосознания современных бурят России2010 год, доктор психологических наук Дугарова, Туяна Цыреновна
Армянские субобщности на Северном Кавказе: факторы социокультурной адаптации2001 год, кандидат социологических наук Хастян, Анжела Амбарцумовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры»
Актуальность исследования. Проходящие сегодня процессы дают основание говорить с одной стороны об интернационализации этносов, а с другой об этническом капсулировании, стремлении оградиться от других этносов. Однако есть народы, ментальность которых развивается в двух ипостасях: в условиях проживания на исконной территории в качестве титульного этноса и в условиях диаспор на территории других государств.
Исследование, посвященное изучению особенностей этнического самосознания этноса, в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры, обращено к проблеме психологических особенностей этнического самосознания армянской молодежи, как в условиях своей исторической Родины, так и в новых социокультурных условиях, в иноэтнической среде. Важно знать с каких позиций и как сегодня армянин строит взаимоотношения с представителями другого этноса, какие особенности самосознания личности позволяют продуктивно жить и работать в иноэтнической среде и в чем различия между этническим самосознанием армянской молодежи в титульном этносе и диаспоре (в нашем исследовании - в России).
Актуальность исследования как раз и состоит в изучении особенностей этнического самосознания армян в условиях проживания на исконной территории и в условиях миграции. Не являясь географически сопряженными, Армения и Россия исторически и конфессионально тяготели к налаживанию тесных взаимоотношений в различных сферах деятельности. Конфессиональная и духовная близость двух стран способствовала большому количеству мигрантов с обеих сторон на протяжении XVIII - го и XIX - го века. Исторические традиции и дальнейшая интеграция обеих стран продолжились в XX веке проживанием в едином государстве (СССР). Резкое возрастание в последние десятилетия количества мигрантов - армян и армянской молодежи в Москве и в России в целом, свидетельствует о необходимости изучения особенностей этнического самосознания столь многочисленной этнической группы, число которой только в Москве достигает около одного миллиона. Необходимо также отметить большую социальную дисперсию армянской молодежи в Москве: если исследуемая нами выборка принадлежит среднему социальному статусу, то другая часть армянской молодежи, которая находится за рамками нашего исследования, принадлежит низкой социальной прослойке.
Методологическая основа исследования: Общей методологической основой исследования проблем этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и диаспоры явилась марксистская идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры общества». Прежде всего, в нашем исследовании речь идет о присвоении традиционных ценностей и новых аккультурационных идей в процессе социализации личности. В процессе социализации индивид присваивает этнические характеристики присущие своему этносу, в том числе этническое самосознание.
Особенности этнического самосознания мы рассматриваем через принятую нами концепцию развития и бытия личности выдвинутую B.C. Мухиной. Мы разделяем эту позицию и понимаем самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, включающую звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Мы рассматриваем этническое самосознание через анализ наполнения структурных звеньев самосознания, то есть мы исходим из того, что самосознание человека как личности включает пять звеньев: 1 идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека; 2 - притязание на признание; 3 -половая идентификация; 4 - психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 - социальное пространство личности (права и обязанности). В многочисленных исследованиях было подтверждено, что выделенные и описанные B.C. Мухиной звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому - либо этносу, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик этнической среды и от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, но и от момента исторического развития общества, в котором существует человек. Сегодня это: этнос, государство и тенденция всеобщей интеграции человечества.
Акцент на психологию личности является органичной позицией нашего исследования - ведь, исследуя особенности этнического самосознания, мы имеем дело с индивидульно, личностно представленными носителями.
В период глобальных перемен в мире, в мировом сообществе, наряду с идеями уникальной личности, этнического возрождения, утверждается идея интернационализации всей общественной жизни. Сегодня уникальной личности следует найти место в рамках не только своего этноса и государства, но и всего человечества, в условиях глобальной аккультурации. Именно новые условия изменяющегося мира надо иметь в виду, когда мы ищем ориентиры для методологических и теоретических основ исследования этнического самосознания отдельной личности в целом в период возникновения глобальных идей и практики всепоглощающей интеграции ценностей наиболее «развитых» цивилизаций.
Цель исследования: изучение психологических особенностей этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и диаспоры.
Объект исследования: армянская молодежь в условиях титульного этноса и диаспоры.
Предмет исследования: психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и диаспоры.
Исследование проводилось с 2001 по 2003 г. Обследовалась армянская учащаяся молодежь в условиях проживания титульного этноса в Армении (г. Ереван, г. Степанакерт) и в России -в диаспорах (г. Москва, г. Пятигорск).
Гипотезы исследования: Основанием для построения гипотез послужили: анализ этнологических, этнографических, психологических, политологических и исторических источников; долговременный опыт проживания на территории титульного этноса - в Армении и в условиях диаспоры; практическая работа с армянской молодежью в разных условиях и др. В результате анализа всего комплекса проведенных работ были сформулированы следующие гипотезы:
1. Этническое самосознание армянской молодежи находится под влиянием двух тенденций: традиционных этнических ценностей и ценностей, формулируемых процессами аккультурации.
2. Этническое самосознание армянской молодежи в России отличается от этнического самосознания молодежи в Армении меньшей фиксированностью на традиционной культуре и большей интегрированностью к уровню общечеловеческих ценностей.
3. В условиях проживания внутри своего и чужого этноса распределения типов реакций в ситуации фрустрации на представителей своего и чужого этноса могут менять свои показатели: от меньшей лояльности (внутри своего этноса) до большей (внутри чужого); от большей агрессии (внутри своего этноса) до меньшей (внутри чужого).
В соответствии с методологией, теоретической позицией и гипотезами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать ключевые работы, посвященные общей проблеме этнического самосознания, а также проблеме этнического самосознания в условиях миграции и адаптации в новой этнической среде;
2. Исследовать психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях проживания титульного этноса и в условиях миграции.
Теоретическое значение и научная новизна. Исследуется проблема этнического самосознания армян - проблема, представляющая теоретический интерес с точки зрения психологии личности и этнопсихологии. Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении особенностей этнического самосознания армянской молодежи в ситуациях новой этнической среды и в ситуациях проживания титульного этноса. Новизна исследования состоит: в изучении проблемы этнического самосознания в условиях проживания титульного этноса и в условиях миграции; в рассмотрении особенностей этнического самосознания молодежи - сензитивной к меняющимся социальным условиям.
Практическая значимость исследования. Практическое значение исследования заключается: в выявлении отличий между этническим самосознанием армянской молодежи в России и в Армении; в определении типов реагирования армянской молодежи на ситуацию фрустрации внутри своего и чужого этносов. Указания на меняющиеся особенности этнического самосознания армян, проживающих на исконной исторической территории и в условиях диаспоры, позволяют правильно ориентироваться в проблемах межэтнических отношений.
Методы, использованные в настоящем исследовании:
1. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений (B.C. Мухина, К. А. Хвостов);
2. Экспресс - диагностика межэтнической аккультурации (B.C. Мухина);
3. Авторский опросник.
Результаты исследования подвергались математической обработке.
Исследовались 200 представителей армянской молодежи в возрасте от 17 до 27 лет (100 в России и 100 в Армении) по 50 человек в четырех городах - Москве, Ереване, Пятигорске и Степанакерте, по 25 мужчин и 25 женщин в каждой выборке.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Этническое самосознание армянской молодежи отличается амбивалентностью: при сохранении национальной идентичности происходит интеграция в идентичности этноса, включающего представителей других государств как диаспоры. Сохранение национальной идентичности выражается в приверженности национальной культуре, языку и религии, поддержании и развитии национальных институтов. Эти тенденции проявляются внутри титульного этноса, а так же у мигрантов (первого и второго поколения). Интеграция происходит посредством включения в социальные и общественные институты принимающего этноса: семья, работа, клубы по интересам, посредством установления неформальных отношений с представителями принимающего этноса и т.д.
2. Стигматизация кавказского населения в России, в том числе армян, приводит представителей диаспоры к психологическому напряжению. В то же время исследуемая выборка учащейся армянской молодежи проявляет специфическую ментальность - толерантность по отношению к гражданам страны пребывания.
3. Этническое самосознание армянской молодежи в России менее фиксировано на традиционной культуре и более интегрировано к российским и общечеловеческим ценностям, что выражается как в большей степени лояльности по отношению к другой культуре и этносу, так и в аккультурационных процессах, происходящих у армянской молодежи в России. При формальном сохранении традиционных этнических характеристик армянская молодежь приобретает этнические характеристики титульного этноса, на территории которого она проживает.
4. В условиях проживания внутри своего и чужого этноса распределения типов реакций в ситуации фрустрации на представителей своего и чужого этноса меняют показатели: внутри своего этноса наблюдается меньшая лояльность и большая агрессия.
5. Притязание на признание и половая идентификация являются ключевыми звеньями в структуре самосознания, депривация которых у армянской молодежи вызывает наибольшее количество агрессивных реакций. Тендерные различия в особенностях типов поведения армянской молодежи в ситуации фрустрации проявляются в следующих тенденциях: более высокая толерантность у девушек; более высокая агрессивность у юношей.
6. Армянская молодежь в титульном этносе и в диаспоре проявляет выраженное стремление к интеграции в мировое сообщество, однако, армянская молодежь в титульном этносе обнаруживает стремление к сохранению своей этнической самобытности, а армянская молодежь в диаспоре более интегрирована к иной культуре.
7. Мигранты второго поколения более склонны к ассимиляции, чем мигранты первого поколения. Армянская молодежь в России в целом более подготовлена для вступления в мировое сообщество, менее подвержена этническому капсулированию, более лояльно относится к другим этносам. Армянская молодежь в России более адаптирована, хотя у нее менее выражены этноконсолидирующие факторы. Апробация работы
Отдельные результаты диссертационного исследования обсуждались: 1 - на III съезде Российского психологического общества «Психология и Культура» (Санкт - Петербург, 2003 г.); 2 - на региональном конгрессе Международной Ассоциации кросс - культурной психологии «Культуры во взаимодействии» (Будапешт - 2003 г.); 3 - на объединении молодых ученых при кафедре психологии развития МПГУ; 4 - на кафедре психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ.
Результаты исследования включены в материалы лекций по курсам «Феноменология развития личности» и «Этнопсихология».
Основные положения исследования изложены в статьях, тезисах, научных докладах (общим объемом около 1,2 п.л.). Структура и объем диссертации
Работа выполнена на 211 страницах, состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложения. Библиография включает 190 источников, из них 61 на иностранных языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции: на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии2006 год, кандидат психологических наук Шино Джон Ндемуфайо
Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России2004 год, кандидат психологических наук Афонасенко, Елена Викторовна
Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими: На основе исследования учащейся молодежи2004 год, кандидат психологических наук Калиниченко, Ольга Вячеславовна
Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов: на материале исследования народов Дагестана2008 год, доктор психологических наук Гаджимурадова, Зугра Магомедовна
Особенности самосознания личности разделенных этносов в условиях полиэтнической среды: на материале исследования дагестанских караногайцев2008 год, кандидат психологических наук Махмузова, Алина Вазирхановна
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Варданян, Микаел Артаваздович
выводы
1. Исследование, проводимое комплексом апробированных методов выявило психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи. Этническое самосознание армянской молодежи отличается амбивалентностью: при сохранении национальной идентичности происходит интеграция в идентичности этноса, включающего представителей других государств как диаспоры. Сохранение национальной идентичности выражается в приверженности национальной культуре, языку и религии, поддержании и развитии национальных институтов. Эти тенденции проявлвяются внутри титульного титульного этноса, а так же у мигрантов (первого и второго поколения). Интеграция происходит посредством включения в социальные и общественные институты титульного этноса: семьи, работы, клубы интересов, посредством установления неформальных отношений с представителями титульного этноса и т.д.
2. Исследование выявило депривирующие условия проживания армян в диаспоре России. Стигматизация кавказского населения в России, в том числе армян, приводит представителей диаспоры к психологическому напряжению. В то же время исследуемая выборка учащейся армянской молодежи проявляет специфическую ментальность - толерантность по отношению к гражданам страны пребывания.
3. Этническое самосознание армянской молодежи в России менее фиксировано на традиционной культуре, и более интегрировано к российским и общечеловеческим ценностям, что выражается как в большей степени лояльности по отношению к другой культуре и этносу, так и в аккультурационных процессах происходящих у армянской молодежи в России. Доминирующим типом поведения армянской молодежи является толерантный, при этом толерантность в России значимо выше, чем в Армении. Именник армян достаточно широко интернационализирован: наряду с исторически обусловленными именами имеется достаточно разнообразный фонд имен присвоенных из разных культур через диаспоры. Депривация собственного имени не приводит к выраженной агрессии. Однако, армянская молодежь реагирует негативно на стигматизацию национальной принадлежности через прозвища («Хачики», «Армены»).
При формальном сохранении традиционных этнических характеристик, армянская молодежь приобретает этнические характеристики титульного этноса, на территории которого она проживает.
4. В условиях проживания внутри своего и чужого этноса распределения типов реакций в ситуации фрустрации на представителей своего и чужого этноса меняют показатели: внутри своего этноса наблюдается меньшая лояльность и большая агрессия.
5. Притязание на признание и половая идентификация являются ключевыми звеньями в структуре самосознания, депривация которых у армянской молодежи вызывает наибольшее количество агрессивных реакций. Тендерные различия в особенностях типов поведения армянской молодежи в ситуации фрустрации проявляются в следующих тенденциях: более высокая толерантность у девушек; более высокая агрессивность у юношей.
6. Армянская молодежь в титульном этносе и в диаспоре проявляет выраженное стремление к интеграции в мировое сообщество, однако, армянская молодежь в титульном этносе обнаруживает стремление к сохранению своей этнической самобытности, а армянская молодежь в диаспоре более интегрирована к иной культуре.
7. Исследование психологических особенностей армянской молодежи показало следующее. Мигранты второго поколения более склонны к ассимиляции, чем мигранты первого поколения. Армянская молодежь в России в целом более подготовлена для вступления в мировое сообщество, менее подвержена этническому капсулированию, более лояльно относится к другим этносам. Армянская молодежь в России более адаптирована, у нее менее выражены этноконсолидирующие факторы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Варданян, Микаел Артаваздович, 2004 год
1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль,1991,- 171с.
2. Александер Ф.Г., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней.- М.: Прогресс-культура: Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1995. 604 с.
3. Алексеева Л.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга (Саха, Россия). Дисс.докт. психол. наук., М.,1994
4. Александропулос М. Путешествие в Армению, М.: Прогресс, 1985. 165 с.
5. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М. Рос. Гос. Гуманит. Ун-т, 2000. -366 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология, М.: Наука,1994. 324 с
7. Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. // Расы и народы. М.,1972.- Вып. 2.- С. 8-30
8. Арутюнова Фиданян В.А. Армяно - византийская контактная зона (X-XißB.): Результаты взаимодействия культур. - М.: Наука, 1994.- 234 с.
9. Арутюнян С. Верования, религия, культы и пантеон богов древних армян, Ереван,: Грох, 2001, 123 с.
10. Ю.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. ,Сусоколов A.A. Этносоциология, М.: Алекс- Пресс, 1998. 270 с.
11. Атамян С. Армянская община: Историческое развитие социального и идеологического конфликта. М.: Изд-во иностр. Лит.,1956.- 163 с.
12. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М.: ИФРАН, 1993.- 181 с.
13. Батретдинов С. Обратима ли этническая ассимиляция?// Татарская газ. №1 -2 10.02.2000.- 16 с.
14. Баронин A.C. Этническая психология.- Киев: Тандем, 2000. -263 с.
15. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково молодежных групп. - М.: Информпечать, 2000, 334 с.
16. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка./ Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. М.: Моск. Психол.- соц. Ин-т; Воронеж: НПО «МОД ЭК», 2000.- 203 с.
17. Берри Д.У. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы// Развитие личности М., 2001. - № 3 - 4 .- С. 183-194
18. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. -М.: Международные отношения, 1999.- 254 с.
19. Битов А. Г. Уроки Армении. М.: Гитакан Грох, 1978.- 183 с.
20. Бороноев А.О. Этническая психология. СПб.: РИО Санкт- Петербург. Унта, 1994. - 168 с.
21. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.- М.:Наука, 1973. 283 с.
22. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме: О проблемах взаимосвязи на пороге XXI века. / Философия образования. М., 1996. 129 с.
23. Бурке-Бельтран М.Т. Развитие и формирование правдивости у детей от 5 до 7 лет в процессе общения со взрослыми и сверстниками. (Куба). Дисс. докт. психол. наук. М.,1980
24. Бурьков С.М. Проблемы социальной адаптации личности на примере народностей Севера: Автореф. дисс., канд. филос. наук Свердловск 1990
25. Васеха Л.И. Этнологические факторы социокультурной адаптации личности: Автореф. дисс. .канд. культурол. наук, М., 1996
26. Вершинина Т.Н. Участие в третьем секторе как разновидность инновационной адаптации. Новоссибирск, 1996.- 237 с.
27. Витенберг E.B. Социально психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: автореф. дисс., канд. психол. наук, М.,1994
28. Вундт В. Проблемы психологии народов, СПб.,2001.- 650 с.
29. Выготский JI.C. К вопросу о динамике детского характера// Собрание сочинений в 6 т. -М., 1983.- Т.5.- С. 163-165
30. Выготский JI.C. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1996.- 414 с.
31. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века, М.,2002
32. Гачев Г. Д. Национальные образ мира: Космо-Психо- Логос.М.: Прогресс: Культура, 1995 479 с.
33. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии, М.: Прогресс, 1976.- 495 с.
34. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность.- Киев:Вища школа, 1984.- 152 с.
35. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента.- М.: Изд-во Мгу, 1982.-463 с.
36. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М.: Айрис -пресс, 2000.- 381 с.
37. Давид Сасунский, арм. народный эпос, Ереван,1979.- 240 с.
38. Дойч К. Рост наций. // Этнос и политика: Хрестоматия.- М., 2000. С.62-75.
39. Дугарова Т.Ц. Особенности этнического самосознания подростков—бурят в современных условиях. Дисс. канд. психол. наук. М.,2000
40. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: М.: Канон, 1995.-349 с.
41. Иванова A.A. Особенности этнического самосознания подростков-казаков в контексте межнационального общения. Дисс. .канд. психол. наук.,М.,1995
42. Иванова A.A. Этническое самосознание личности в условиях исторического межэтнического взаимодействия: (на материале исследования коренных этносов Северного Кавказа). Дисс.докт. психол. наук. М.,2001
43. Иванова A.A. Психология этнической идентичности личности. Краснодар Кубанский гос. ун-т.- 2001, 232 с.
44. Иванова М.А. , Титкова H.A. Социально психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе: Метод. Рекомендации преподавателям/СПб. ,1993.- 174с.
45. Кипиани Г. Этническая идентичность в структуре идентификации личности и социально культурные условия развития // Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. -М., 2001.-С. 84-103
46. Ковтун JI.В. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения: Автореф. дисс.канд. культурол. наук. М.,1999
47. Кон И.С. К проблеме национального характера// История и психология.-М.,1971.- С. 122-158
48. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии).- М.: Наука, 1970.- 100с.
49. Коул M. Культурно историческая психология: Наука будущего.- Ин-т психологии РАН, 1997.- 431 с.
50. Кузнецов И.В. Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры. М.,1995.- 239 с.
51. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М.: Изд- во АН СССР, 1951.- 280 с.• 58.Кушнир A.M. Особенности ценнностных ориентаций и самосознания личности детей народностей Севера (саамы). Дисс. .,канд. психол. наук .,М.,1986
52. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии: Классификация личности. -М. Наука, 1997.-446 с.
53. Ле Куанг Шон Ценностные ориентации современной вьетнамской молодежи Дисс. докт. психол. наук М.,1998
54. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на пост советском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла// Психологический журнал M., 1999. №3. - С.48- 59
55. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. -М.: Ключ-С, 1999.- 223 с.
56. Лебон Г. Психология народов и масс// Психология толп. М.,1999. - С.15-254
57. Леонтьев A.A. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии.- М.: Моск. Психол.- соц. Ин-т: Флинта, 1998.- 309 с.
58. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.304 с.
59. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд- во МГУ, 1979,- 319 с.
60. Лурье C.B. Историческая этнология.- М.: Аспект-Пресс, 1997.- 445 с.
61. Мамулов С.С. Удивительный народ из страны чудес: Армения и армяне -уникальный феномен цивилиз. Мира.- М., 2000. Кн. 3. - 426 с.
62. Марцинковская Т.Д. Русская менталыюсть и ее отражение в науках о человеке. -М.: Агентство «Блиц», 1994. 155 с.
63. Мендес Эспиноса О. Психологические особенности ценностных ориентации на признание у детей Колумбии. Дисс. докт. психол. наук, М.,1985
64. Мид М. Культура и мир детства: избр. Произведения- М.: Наука,1988. 429 с
65. Московичи С. Машина, творящая богов,- М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 343 с.
66. Мухина B.C. Возрастная психология.- М.: Academia, 1997. 430 с.
67. Мухина B.C. Денисов А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: тендерные различия // Развитие личности.- М., 2002.-№1.-С. 119- 137
68. Мухина B.C. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XX век.// Развитие личности. М., 2002. - №1. - С. 16-39
69. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности:избр. психол. тр. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999.- 635 с.
70. Мыльников A.C. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания XVIII XIX вв.- СПб.: Петрополие, 1997.- 175 с.
71. Налчаджян А. Этническая психология.- Ереван, 2001 (на арм. языке).- 450 с.
72. Павлов С.М. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера (на материалеисследования младших школьников ханты, лесных ненцев). Дисс. канд. психол. наук. М., 2001
73. Парыгин Б.Д. Социально психологический климат коллектива: Пути и методы изучения/ Под ред. В.А. Ядова. JL, 1981340 с.
74. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости// В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, B.C. Осипова М.: Смысл, 2000. 72 с.
75. Платонов Ю.П. Этническая психология.- СПб.: Речь, 2001.- 319 с.
76. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. ,доп. и испр.-М.: Наука, 1979.-232 с.8 7. Психическое здоровье и христианство// Некоторые психологические и социально психологические проблемы современности. Ереван, 2001.- 98 с.
77. Психологи о мигрантах и миграции: информ. аналит. бюлл.- М., 2001 №1 -3.- 250 с.
78. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы// под ред. Г.У. Солдатовой.- М.,2001.- 219 с.
79. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности, М.,2002.- 340 с.
80. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичностей у детей и подростков// Под ред. М. Баретта, М.: Изд- во Ин-та психологии РАН, 2001.- 196 с.
81. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии.- СПб. и др.: Питер, 2000.- 705 с.
82. Савотина H.A. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Дис. канд. пед. наук. М.,1997
83. Садохин А.П. Этнология. Учебник для вузов.- М.: Гардарики, 2000.- 254 с.
84. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских.- М.:АОЗТ «Механик», 1996.- 204 с.
85. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания// Познание и общение.- М.,1996.- С. 111-125
86. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.- М.: Смысл, 1998.- 386 с.
87. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979.- 156 с.
88. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе: социол. очерки. Л.: Наука, 1987. - 174 с.
89. Стефаненко Т.Г. Психология межэтнических отношений// Т.Г. Стефаненко Этнопсихология.- М.,1999. С. 201 -300
90. Стешко И.В. Посттравматический стресс как массовая проблема мигрантов// Психологи о мигрантах и миграции в России: информ. аналит. бюлл. М.,2001, №3.- С. 117-119
91. Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса// Расы и народы: Ежегодник.- М.,1990.- № 20.- С. 5 -39
92. Сухарев A.B. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека : Автореф. дис. д ра психол. наук .М.,1998
93. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ленинградск. ун—та, 1972.- 429 с.
94. Тер Минасян А. Безальтернативной демократии не бывает. Зеркало мировой прессы. Ереван, 1991, N. 9. С. 25 -45
95. Тимофеева Е.П. Особенности межэтнических отношений саха и русских подростков, проживающих в одном геоисторическом пространстве (Республика Саха). Дисс. канд. психол. наук М., 2000
96. Тимошенко К.А. Особенности самосознания детей и подростков в замкнутом геоисторическом пространстве (алеуты и русские о. Беринга) Дисс. канд. психол. наук М.,1997
97. Топоркова Ж. В. Особенности самосознания детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия. Дисс.канд. психол. наук. М.,1998
98. Усман Ахмет Ибрагим Развитие проблемы обособления и отчуждения как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии. Дисс. докт. психол. наук М.,1987
99. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я»// Преступная толпа.- М.,1998 .- 290 с.
100. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис Политические исследования. 1994. - №1.- С. 33-48
101. Хармз В. Психологическая адаптация эмигрантов. СПб.,2002,- 310 с.
102. ИЗ. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. -СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.
103. Шолохов И.А. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом Дисс. канд. психол. наук М., 2002.
104. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию, СПб.: Изд. дом «П.Э.Т.»: Алетейя, 1996.- 153 с.
105. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.-318 с.
106. Этнопсихологический словарь// Под ред. В.Г. Крысько. М. Моск. психол.- соц. ин-т,1999.- 342 с.
107. Этнос и политика: хрестоматия// Под ред. Празаускас А.А. М.: Изд- во УРАО, 2000.- 395 с.
108. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.,1987 211с.
109. Altounian J. Putting into words, putting to rest and putting aside the ancestors: How an analyse and who was heir to the Armenian genocide of 1915 worked through mourning. International Journal of Psycho Analysis. N.Y., 1999
110. American immigration and ethnicity. N.Y., 1991
111. Americana Encyclopedia N.Y., 1996
112. Anatrella T. Interminables adolescences: les 12 30 ans. Paris., 1990
113. Arends Toth J. Psychological acculturation of Turkish migrants in the Netherlands. Amsterdam., 2003
114. Bakalian. Anny. Armenian Americans: From being to feeling Armenian. New Brunswick. NJ. Baltimore., 1993
115. Balim C. Turkish as a symbol of survival and identity in Bulgaria and Turkey// Language and identity in the Middle East and North America. Richmond., 1996
116. Banton M. The direction and speed of ethnic change. Ethnic change. Seattle., 1981
117. Barth F. Ethnic Groups and Boundaries// The Social Organization of Culture Differences. Bergen. L., 1989
118. Begag A., Chaouite A. Ecarts d'identite Seuil. 1990
119. Berry J. W. Annis R. C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation. // Journal of Cross Cultural Psychology. 5. 1974
120. Blanchard P. Bancel N De l'indigene a I'immigre. Gallimard.,1998
121. Breton R. Institutional completeness of ethnic communities and the personal relations of immigrants. American immigration and ethnicity. N.Y., 1991
122. Chauhan S. S. Psychology of adolescence. New Delhi., 1983
123. Chudakoff H. P. A new look at ethnic neighborhoods. American immigration and ethnicity. N.Y., 1991
124. Cultural identity and ethnicity in the Pacific. Honolulu., 1990
125. Cultural self comprehension of nations. Vienna., 1978
126. Dagirmanjian S. Armenian families. In McGoldrick. Monica & Giordano. Ethnicity and family therapy. N.Y., 1996
127. Daniszewski J. Racism rears up in Russia. Los Angeles Times. June.2001
128. Davies C. Ethnic humor around the world. Indiana., 1990
129. Der Karabetian A. Relation of two cultural identities of Armenian -Americans. Psychological Reports. 47. La Verne., 1980
130. Der Karabetian A. Balian N. Ingroup. outgroup. and global - human identities of Turkish - Armenians// Journal of Social Psychology. 132. La Verne., 1992
131. Edmonston E. Ethnic demography: U.S. immigration and ethnic variations// Immigration and ethnicity. Washington., 1994
132. Enriquez V.G. Indigenous psychology and national consciousness. Tokyo., 1989
133. Erikson E.H. Identity: Youth and Crisis. N.Y., 1968
134. Erikson E.H. Psychosocial identity. A way of looking at things. N.Y., 1995
135. Ethnic change. Seattle., 1981
136. Ethnic identity and equality. Toronto., 1990
137. Gordon M.M. Assimilation in American life. Oxford., 1993
138. Greenfeld R. Nationalism: five roads to modernity. L., 1992
139. Griffiths S.I. Nationalism and ethnic conflict. N.Y., 1993
140. Grillo R. Pluralism and the politics of difference N.Y., 1998
141. Guanipa H.A., Guanipa Ho C. Ethnic identity and adolescence San - Diego., 1998
142. Hovanessian M. Les Armenians et leurs territoires. Paris., 1995
143. Immigration and ethnicity .Washington., 1994
144. Isajiw W. W. Ethnic identity retention. Ethnic identity and equality. Toronto., 1990
145. Jones E. The English nation: the great myth. Cornwall:,998
146. Keyes C.F. The dialectic of ethnic change. Ethnic change. Seattle., 1981
147. Khazanov A. M. After the USSR: Ethnicity .Nationalism and Politics in the Commonwealth of Independent States. Madison., 1995
148. Language and identity in the Middle East and North America. Richmond., 1996
149. Levinson D. Ember M// American immigrant cultures. V.l N. Y., 1997
150. Linnekin J.,Poyer L. Theories of ethnicity// Cultural identity and ethnicity in the Pacific. Honolulu., 1990
151. Mann A. The One and the many .Reflections on the American identity.Chicago., 1979
152. Matsubara H. The dialectic of the process of cultural consciousness. Cultural self comprehension of the nations. Vienna., 1978
153. NAFSA'S International student handbook .ETS. 1998
154. Papazian E. Dimensions of Armenian ethnic identity as perceived by immigrant Armenian young male adults // Dissertation Abstracts International: Section B: the Sciences & Engineering. (11 B). 7233. Kingston. N.Y., 1997
155. Prizel I. National identity and foreign policy: Nationalism and leadership in Poland. Russia and Ukraine. Cambridge., 1998
156. Rex J. National identity in the democratic multi cultural state// Sociological research online. Warwick., 1996.Vol.1
157. Riesman D. The lonely crowd. Yale., 1989
158. Rotheram Borus M.J., Dopkins S., Sabate N. .Lightfoot M., Personal and ethnic identity, values and self - esteem among black and Latino adolescent girls. Urban girls: resisting stereotypes .creating identities.N.Y., 1996
159. Sabagh G. . Bozorgmehr M., Der Wartirosian C. Subethnicity: Armenians in Los - Angeles. Los - Angeles., 1993.
160. Smith A. D. National identity .L., 1991
161. Stonequist E. V. The problem of the marginal man. // American Journal of Sociology. 41. 1935.
162. Sunaina M. Making room for a hybrid space: reconsidering second generation ethnic identity. Sanskriti.V.6. N. 1.1995
163. Takooshian H. Armenian Americans. Gale encyclopedia of multicultural America. V.l. Detroit., 1995
164. Tololyan K. Elites and institutions in Armenian transnation// Diaspora Vol.9 No 1. Princeton., 2001
165. Vampires unstaked: national images, stereotypes and myths in East Central Europe. Oxford., N.Y., Tokyo. 1995
166. Varady D. P. Ethnic minorities in urban areas. New Jersey., 1994
167. Waterman A. S. Identity in the context of adolescent psychology // Identity in adolescence: Processes and Contents. San Francisco., 1985
168. Yaralian T. Acculturation, ethnic identity, and psychological functioning among immigrant and first generation Armenian young adults// Dissertation Abstracts International: Section B: the Sciences & Engineering. Vol 60 (8 B). 2000
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.