Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Рахимова, Дильбар Абдурахмановна

  • Рахимова, Дильбар Абдурахмановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 224
Рахимова, Дильбар Абдурахмановна. Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2011. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рахимова, Дильбар Абдурахмановна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Часть первая

Теоретические и эстетические основы русского музыкального

ориентализма XIX - начала XX веков

Глава 1. «Русский Восток» в музыкальной культуре России

XIX - начала XX веков

§ 1. Понятие «ориентализм» в русской музыкальной культуре,

его особенности и истоки

§ 2. Становление русского ориентализма в музыкальной культуре

XIX - начала XX веков

Глава 2. Специфика ориентализма Рахманинова

§ 1. Мировоззренческие и эстетические основы

§ 2. Черты ориентализма Рахманинова

Часть вторая

Эволюция ориентализма в музыке Рахманинова

Глава 3. Особенности «русской музыки о Востоке»

в раннем периоде творчества Рахманинова

Глава 4. Черты русского ориентализма в музыке Рахманинова

центрального периода творчества

Глава 5. Ориентализм в поздних произведениях Рахманинова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Музыковедческие материалы в области рахманииоведения многочисленны и разнообразны. Несмотря на это, В.В. Медушевский справедливо отмечает: «Как это не покажется странным, но творчество Рахманинова - это огромный материк, доселе неизведанный» [126, 75]. И действительно, здесь существует такой аспект, который требует особого научного осмысления. Это ориентализм в музыке Рахманинова -уникальное явление русской и мировой культуры.

Данная тема не оставалась в стороне от исследователей творчества Рахманинова. Она затрагивалась в научных трудах разных авторов (В.Н. Брянцевой, И.А. Гивенталь, Д.В. Житомирского, А.И. Кандинского, A.A. Кандинского-Рыбникова, Ю.В. Келдыша, JLA. Мазеля, Е.Р. Скурко, В.А. Цуккермана), однако до настоящего времени не получила самостоятельного освещения в музыкознании. Причины её недостаточной разработанности, возможно, заключаются в следующем. Во-первых, проблема геополитической идентификации России в пространстве Запад - Восток достаточно сложна и не только имеет острые социальные стороны, но и охватывают широкий спектр философских, мировоззренческих, эстетических вопросов. Во-вторых, сказывается недостаточность фундаментальных работ по русскому музыкальному ориентализму [66; 67; 188; 222] и единичность исследований по этому вопросу, посвященных тем или иным персоналиям [143; 146; 179; 185; 186; 225]. В-третьих, ориентализм в музыке Рахманинова вызывает неоднозначное отношение исследователей из-за неординарного его проявления. Некоторые из них фиксируют внимание на цыганском элементе как особенности ориентализма в раннем творчестве композитора [31, 86; 48; 72, 89; 89, 48-, 127; 224, 140-146], синтезе русского и восточного [60, 9; 88, 104; 89, 48; 120,161; 133,120; 208, 21; 215 и другие], на просвечивании «восточного» как в ориентальных, так и неориентальных опусах [31, 86; 48, 183-191; 66, 113; 90, 16; 95, 60, 195; 181, 107; 188, 483; 236]. Другие - представляют ориента-

лизм как особенное явление в творчестве Рахманинова [42, 24; 66, 113; 166, 250; 209, 59], но не раскрывают его сути. Между тем, более глубокое изучение своеобразия «рахманиновского ориентализма» в немалой степени способно обогатить понимание творческого мышления великого музыканта в целом.

Следует признать, что в последнее время в отечественном искусствознании1, в том числе и в музыкознании, учёные нередко обращаются к исследованию проблем ориентализма (И.И. Беленькая [20], JI.3. Корабельникова [104], A.A. Пономарёв [146], Е.Г. Скорина [179], H.H. Соколов [186], Т.В. Тихонова [202], Н.В. Чахвадзе [208] и другие авторы). В русле этой общей направленности привлекает то, что музыка Рахманинова, продолжив традиции композиторов России XIX века, стала важным логическим звеном системы, названной Б.В. Асафьевым «русским музыкальным ориентализмом» [15, 163] или «русской музыкой о Востоке» [14, т. 4,139 и т. 5, 47] . Поэтому изучение данного аспекта рахманиновского творчества видится актуальным не только само по себе, но и в масштабах более крупного историко-стилевого феномена.

Степень изученности темы. Ставя теоретические и исторические проблемы русского музыкального ориентализма XIX века (Б.В. Асафьев [15], Т.С. Вызго [42], Н.Б. Димитриади [66; 67], Л.А. Рапацкая [150], Т.Н. Соколова [188]), учёные освещают вопросы его становления и развития, периодизации, стилистических особенностей. Однако имя C.B. Рахманинова в связи с ориентализмом в них только упоминается [42, 24; 66,113; 188, 465, 483].

Первые высказывания о рахманиновском ориентализме, сделанные ещё при жизни композитора, встречаем у Т.П. Прокофьева (1910) [148]; далее в советское время продолжаем обнаруживать подобные наблюдения у Б.В. Асафьева (1945) [14, т. 2, 289-311], Д.В. Житомирского (1945) [72], Л.А. Ма-

1 В России всё чаще проводятся международные научно-практические конференции, посвященные вопросам ориентализма, взаимодействию Запада и Востока в русском искусстве [40; 41; 97; 104; 108; 109; 147; 150; 156; 158; 168; 211].

2 В истории русской музыки эти два понятия трактуются идентично [66,108-109; 186,10].

4

зеля (1947) [120], Б.А. Сосновцева (1953) [192] и других учёных. В монографиях и некоторых статьях о композиторе нередки аргументированные подтверждения наличия ориентального начала в его произведениях, влияния «Востока» Глинки, Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова на стиль, главным образом, раннего периода творчества Рахманинова [31, 41-42\ 95, 57; 144; 215], хотя имеющиеся работы всё же не раскрывают сущность рах-маниновского ориентализма.

Объектом изучения в диссертации служит творчество C.B. Рахманинова. Предметом исследования являются особенности ориентализма в музыке Рахманинова.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить характерные черты ориентализма Рахманинова в эволюционном развитии его собственного творчества и во взаимосвязи с общим процессом становления «русской музыки о Востоке». В соответствии с поставленной целью определяется необходимость решения следующих задач:

- уточнить понятие «ориентализм» в русской музыкальной культуре;

- обозначить традиции «русской музыки о Востоке» XIX века, оказавшие влияние на Рахманинова;

- обосновать ориентальные истоки творчества композитора;

- раскрыть эстетические, художественно-образные и стилистические особенности ориентализма в музыке Рахманинова;

- проследить процесс эволюции ориентализма в его творчестве.

Музыкальным материалом исследования послужили произведения C.B. Рахманинова, в которых явно или завуалированно присутствуют ориентальные черты. «Открытое» проявление ориентализма заметно в авторском названии опусов («Восточный эскиз» («Oriental sketch»), «Восточный танец»), тематике произведений (романс «Не пой, красавица...», опера «Але-ко», хор «Сосна» ор. 15 № 3), наличии фольклорных цитат (мелодии цыганских песен в оркестровом «Каприччио на цыганские темы»). Опосредованно ориентализм Рахманинова представлен, главным образом, в непрограммной

инструментальной музыке. Сюда отнесены побочные партии и лирические медленные части симфоний, концертов, сонат, а также некоторые сочинения камерно-инструментальных жанров (прелюдии, этюды-картины), выдержанные в «ориентальной стилистике». При выявлении традиций рахманиновско-го ориентализма в работе также рассматриваются отдельные ориентальные опусы классиков русской музыки (М.И. Глинки, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, H.A. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, А.Н. Серова) и западноевропейских композиторов (Ж. Бизе, К. Дебюсси).

Методология диссертационной работы заключает в себе самые общие его научные основы (соединение теоретического и исторического подходов), аналитические методы (целостный и сравнительный анализ), а также научно-исследовательскую базу и терминологический аппарат.

Научно-исследовательскую базу составляют, прежде всего, труды по общим теоретическим и историческим проблемам русского музыкального ориентализма. К раскрытию теоретических аспектов ориентализма и его особенностей в русской музыке были привлечены публикации как по русскому востоковедению [16; 56; 102; 165], так и по музыкальному искусству [1; 37; 42; 66; 67; 132; 188; 222; 231; 233; 234; 235; 236]. Монографии по специфике русского музыкального ориентализма в отечественном музыкознании пока нет. Тем не менее, имеются работы Б.В. Асафьева [14; 15], Н.Б. Димитриади [66; 67], JI.3. Корабельниковой [104], Т.И. Соколовой [188], Т.Н. Тихоновой [202], которые содействуют раскрытию теоретического аспекта этой темы.

Исторический ракурс исследования обогатили работы, связанные с обозначением истоков русского музыкального ориентализма [1; 37; 67; 92; 104; 150; 188; 208; 222] и его периодизацией [20, 53; 66, ПО]. Центральное место в изучении традиций «русской музыки о Востоке» занимают труды отечественных учёных, в которых представлены важные выводы о «Востоке» в творчестве композиторов России XIX века [15; 54; 67; 150; 185; 188; 220]. К примеру, в научных статьях Ю.А. Кремлёва [106], А.Г. Петропавлова [144], А.Н. Сохора [193], Э.Л. Фрид [205] обращено внимание на такие ориенталь-

ные особенности произведений Балакирева и Бородина, которые непосредственно подготовили почву для их проявлений в музыке Рахманинова.

Поскольку методологическая база исследования сфокусирована на научных публикациях, способствующих раскрытию эстетических и художественно-образных параметров ориентализма в русской культуре, в диссертации используются работы, характеризующие особенности художественного мышления Востока и Запада. Это труды русских философов - H.A. Бердяева [24], И.А. Ильина [76; 78], B.C. Соловьёва [189]; историков - Н.М. Карамзина [134] и В.О. Ключевского [98]; востоковедов - В.В. Бартольда [16], Т.П. Григорьевой [56], H.H. Конрада [103], Е.П. Челышева [211]; психолога - К.Г. Юнга [228]; музыковедов - Е.М. Алкон [4], Н.В.Бекетовой [19], B.C. Виноградова [37; 38], Б.Г. Гнилова [50; 51], А.И. Демченко [60; 61], Л.А. Купец [111], Н.В. Чахвадзе [208; 209], Т.В. Чередниченко [212], Н.Г. Шахназаровой [219], В.Н. Юнусовой [229] и других авторов.

Для воссоздания общего представления об ориентализме в русском искусстве потребовалось привлечение работ в области архитектуры (Т.Б. Арапова [11]), живописи (В.В. Верещагин [34], Н.К. Рерих [154], Д.В. Сарабья-нов [168]), литературы (В.Г. Белинский [21], Д.И. Белкин [22], В.А. Захаров [73], Ю.М. Лотман [117; 118], П.И. Тартаковский [201], Е.П. Чудинова [213]), культурологии (М.С. Каган, Е.Г. Хилтухина [82],) и соответственно - музыки (И.И. Беленькая [20], Н.Б. Димитриади [66; 67], Л.З. Корабельникова [104], Л.А. Рапацкая [150] и другие).

Ценным материалом для изучения ориентализма в музыке Рахманинова являются монографии о творчестве композитора - А.Д. Алексеева [3], В.Н. Брянцевой [31], Ю.В. Келдыша [94; 95], О.И. Соколовой [187], работы Р. Мэ-тью-Уокера [131], Д. Редепеннинг [152], О. фон Риземана [172] , а также S. Bertensson и J. Ley da [230], G. Norris [232], R. Threlfall [237] и других специалистов. Особое место занимают научные статьи разных авторов в сборниках нескольких конференций (проходивших в Москве, Тамбове - Ивановке, Ростове-на-Дону, Харькове), посвящённых творчеству композитора [138; 157;

159; 160; 161; 162; 163; 172; 173; 227]. Их авторы затрагивают широкий круг аспектов как историко-стилевого, так и аналитического плана.

Среди работ, содержащих вопросы соединения русского и восточного, выделим исследования о стиле композитора, в том числе его мелодике - JI.A. Мазель [120], JI.A. Скафтымова [175]; гармонии - В.О. Берков [25], Т.С. Бершадская [26], З.И. Глядешкина [140], JI.A. Кивалова [96], JI.B. Кожевникова [101], JI.A. Мирошникова [129], А.Н. Мясоедов [133]; семантике тональности - Л.П. Казанцева [86]. В изучении эволюции рахманиновского ориентализма опираемся на научное осмысление указанных в диссертации И.А. Гивенталь [48] принципов «врастания» и «растворения» ориентального в неориентальную музыку Рахманинова; а также на роль вариантно-вариационного метода развития, разработанного Е.Р. Скурко [181; 182]. При характеристике индивидуально-авторского начала, присущего «рахманинов-скому ориентализму», в работе используем положения исследований Г.И. Ганзбурга [43], Л.П. Казанцевой [85; 86], A.A. Кандинского-Рыбникова [91] об «образе автора» в музыке Рахманинова. Для подтверждения некоторых позиций, способствующих раскрытию основной проблематики работы, понадобились также воспоминания друзей и эпистолярное наследие самого музыканта [39; 77; 151; 169; 172].

Выдвинутые в диссертации аспекты рахманиновского ориентализма предопределили привлечение музыковедческой литературы о восточных национальных композиторских школах (бывших союзных республик), имеющих тесное соприкосновение с русской культурой и, в том числе, со стилем Рахманинова. Данная тема фокусируется в трудах Д.А. Арутюнова [13], B.C. Виноградова [37], Т.С. Вызго [42], М.Н. Дрожжиной [69], Б.Г. Ерзаковича [71], М.С. Ковбаса [99], Х.С. Кушнарёва [113], Л.А. Назаровой [135], А.И. Шавердяна [218] и других учёных.

Основой терминологического аппарата в работе является группа понятий «Восток/восточный» и «ориентализм/ориентальный», применяемая в исследовательской литературе многозначно и поэтому требующая специаль-

ного уточнения. Генетически понятие «Восток» и «ориент» идентичны. Однако необходимо отличать географическое понятие восток (east), от культурологического - «Восток» (Orient)4. Следует признать, что не только географические параметры востока и запада для различных стран индивидуальны, но и в истории искусств (со времён греко-римской культуры) утверждаются и корректируются свои координаты, которые к тому же не всегда совпадают с географическими. Причинами такого расхождения могло быть местоположение определённого государства, которое служит «точкой отсчёта» (если Ближний Восток для Западной Европы - восток, то для Восточной Европы -юг), а также исторические события, повлекшие видоизменение облика одной культуры за счёт синтеза с другой (например, проникновение арабской культуры наблюдаем на территорию Северной Африки - в Марокко, Египет, и - в испанскую Андалусию; персидской - на Кавказ).

Следовательно, культурологическое понятие «Восток» может совпадать с общепризнанным географическим (Ближний, Центральный, Дальний Восток), а может не совпадать и приобретать условное значение (испанский, цыганский, кавказский Восток5). Отображение «Востока», в его разных ракурсах - географическом, эстетическом, культурологическом - способствовало применению термина «ориентализм», значение которого шире, чем «Восток» и заключает в себе не столько культурологический или эстетиче-

3 Термин «ориентализм» ведёт своё существование от латинского orientalis (англ. -oriental, фр. - orientale, нем. - orientalisch), что в переводе на русский язык означает «восточный», и Oriens - «Восток» (англ. - the Orient, фр. - l'orient, нем. - der Orient).

4 В работе культурологическое значение слова «Восток» будет отличаться от географического написанием его с заглавной буквы, а иногда (например, применительно к творчеству композитора) и кавычками.

5 В трудах отечественных философов, искусствоведов, музыковедов нередко встречаем понятие «русский Восток», который для России имеет двойное значение. Первое заключается в том, что, располагаясь в Восточной Европе и северной части Азии, с основным восточно-славянским населением и восточно-христианским (православным) вероисповеданием, культура России содержит собственные национальные восточно-славянские черты, отличающие её и от Востока, и от Запада. Второе подразумевает и многонациональный состав России, и исторические связи с Востоком, а в XIX веке укрепление Россией своих геополитических позиций в «восточном» направлении: на азиатской территории (Сибирь, Дальний Восток), в среднеазиатском регионе («русский Туркестан»), кавказском («кавказский Восток»). Всё это характеризует своеобразный «внутрироссийский Восток».

ский и тем более географический смысл, хотя и условный, сколько художественный - художественно-творческий (ориентализм Глинки, ориентализм Дебюсси), художественно-стилистический (русский музыкальный ориентализм и западный ориентализм), и обозначает «Восток», преломлённый сквозь призму европейского музыкального мышления. В работе нас в большей степени будет интересовать культурологическое значение терминов «Вос-ток»/«восточный» и, разумеется, ориентализм в приведённом значении.

«Ориентализм» в музыке нами трактуется как художественное течение, составляющее специфическое инонациональное русло в искусстве определённого направления. В эпоху просвещения и романтизма исследователи отмечают классический и романтический ориентализм, видя в них формирование классических черт ориентализма и характерной романтической тематики, в искусстве XX века - ориенталии авангарда и т.д. Под «ориентальным» видится обобщённое проявление «Востока», преследующее цель не только его реального воссоздания с указанием на конкретный восточный сюжет, образ (восточная красавица, восточный витязь, хан), но и опосредованного, тематически не связанного с восточным содержанием. Именно такой вид ориентализма присущ музыке С.В. Рахманинова.

На защиту выносятся следующие положения:

- ориентализм Рахманинова является неотъемлемой частью стиля композитора и русской музыкальной культуры в целом;

- ориентализм Рахманинова отражает «двойственный», «двухполюсной менталитет русского человека» (H.A. Бердяев);

- процесс эволюционного развития рахманиновского ориентализма основан на синтезе русского и «восточного» и соединяет в себе продолжение традиций русского музыкального ориентализма XIX века и вызревание индивидуально-авторских черт;

- сущность рахманиновского ориентализма состоит в выражении «общенационального» сквозь призму «личного».

Научная новизна диссертационной работы определяется пока ещё недостаточной разработанностью избранной темы в музыкознании и заключается в следующем:

- предпринята попытка уточнить определение «ориентализм» в музыке;

- творчество Рахманинова рассмотрено с позиции русского музыкального ориентализма;

- разработана методология изучения специфических особенностей ориентализма в музыке Рахманинова, охватывающая эстетические, художественно-образные, стилистические параметры творчества;

- впервые прослежена эволюция ориентализма как в пределах стиля композитора, так и в рамках общего исторического процесса становления «русской музыки о Востоке».

Теоретическая значимость диссертации видится в том, что предложенная в работе методология изучения ориентализма в музыке Рахманинова способна послужить отправной точкой для исследований ориентальной музыки других отечественных и зарубежных композиторов, а полученные результаты исследования способствуют формированию знаний об эстетических, художественно-образных и стилистических особенностях ориентализма как в музыке Рахманинова, так и в «русской музыке о Востоке» в целом.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что представленный материал может быть использован в учебных курсах истории отечественной музыки, а также в курсах гармонии, фактурологии, анализа музыкальных произведений, теории музыкального содержания. Материал диссертации может быть интересен и музыкантам-исполнителям, интерпретирующим произведения Рахманинова.

Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории и была рекомендована к защите. Важные аспекты содержания настоящей работы изложены в 14 публикациях и представлены в докладах на международных и всероссийских научно-практических конференциях и кон-

грессах: «Серебряковские чтения» и «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления, развития» (Волгоград, 2004 - 2011), «Проблемы художественного творчества» (Саратов, 2005), «Рахманинов C.B. - национальная память России» (Тамбов, 2008), «Восток - Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур» (Астрахань, 2008), «Интегративная педагогика и психология искусства в полиэтническом регионе» (Майкоп, 2009), а также на научных чтениях по музыкальному содержанию (Астрахань, 2007; Волгоград, 2008-2011).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух частей (первая содержит две главы, вторая - три), Заключения, также Списка литературы и Приложения (Нотные примеры и Иллюстрации).

Часть первая

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОРИЕНТАЛИЗМА XIX - НА ЧАЛА XX ВЕКОВ

Как справедливо отмечают исследователи, ориентализм Рахманинова -особенное явление «русской музыки о Востоке». Продолжая традиции композиторов-предшественников, композитор следовал принципам Глинки и Бородина, Балакирева и Римского-Корсакова, Серова и А.Г. Рубинштейна. Отбирая специфические черты русского музыкального ориентализма, он формировал своё представление о «Востоке», обогащая внутренний потенциал русской музыки.

Для более последовательного и целенаправленного изучения ориентализма в музыке Рахманинова необходимо предварительно разобраться в его общих особенностях. В связи с этим первая часть работы направлена на раскрытие теоретических (глава 1) и эстетических (глава 2) аспектов «русской музыки о Востоке», которые помогут глубже рассмотреть ориентализм в творчестве C.B. Рахманинова.

Глава 1

«РУССКИЙ ВОСТОК» В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ

XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Русский музыкальный ориентализм - художественное явление мирового значения. Историческая роль его огромна. Зародившись в конце XVIII века6 и достигнув своего яркого расцвета в XIX веке, оно стало органичным для творчества многих деятелей искусств России. На протяжении всего XIX века в области литературы, живописи, архитектуры, музыки было создано немало произведений на восточную тематику. Невозможно представить му-

6 Среди первых образцов русского музыкального ориентализма можно назвать оперу «Тунисский паша» (1782) и «Калмыцкий хор» из оперы «Февей» (1786) В.А. Пашкевича.

зыкальную культуру России без «Востока» Глинки, Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова, Серова, А.Г. Рубинштейна. «И позже», - отмечает, в частности Н.В. Чахвадзе, - у Глазунова, Рахманинова (особенно Рахманинова), Стравинского, восточное - непременная составляющая национально-русской традиции» [209, 59].

Создавая русский музыкальный ориентализм как единое целостное явление, каждый из композиторов, включая и C.B. Рахманинова, вносил своё «видение» Востока. Однако, прежде чем перейти к исследованию специфики ориентализма в творческом стиле Рахманинова, необходимо предварительно рассмотреть общие закономерности ориентализма в русской музыке, учитывая различные исследовательские точки зрения, высказанные в трудах отечественных и зарубежных музыковедов. Для этого вначале выделим вопросы о терминологии, в том числе обозначим само понятие «ориентализм» в музыке, затем остановимся на специфике и генезисе русского ориентализма.

§ 1. Понятие «ориентализм» в русской музыкальной культуре,

его особенности и истоки

Под ориентализмом в современном искусстве принято подразумевать всё, что связано с интерпретацией неевропейской культуры европейскими художниками, то есть то, что характеризует специфику Востока в художественных текстах деятелей искусств Европы. Понятие «ориентализм» встречается в разных источниках: словарях русского языка, энциклопедиях по культурологии. Однако в музыкальных энциклопедических словарях оно отсутствует. Лишь в некоторых музыковедческих статьях авторы дают своё понимание данного явления. Остановимся на наиболее значительных из них и постараемся сформулировать собственное определение.

Из известных определений, которые приводятся в словарях русского языка7, обращают на себя внимание два значения слова «ориентализм»: «изучение Востока, увлечение Востоком, его культурой» и «восточный, ориен-

о

тальный оттенок (характер)» . Первое значение указывает на востоковедческую направленность в изучении ориентализма9, а второе - на художественно-стилевое освоение Востока. Следовательно, в таком ракурсе усматриваются научный и культурологический статусы ориентализма. Последний направлен на фиксацию типологических черт, традиций и новаторства в оформлении художественного (музыкального) текста.

В другом отечественном источнике - «Новейшем энциклопедическом словаре» (НЭС) - в статье «ориентализм» можно прочитать следующее: «Использование мотивов и стилистических приёмов восточного искусства, а также истории, сюжетов восточного быта в культурах европейского типа...»10. Ориентализм предстаёт здесь в самых общих чертах: в нём отсутствуют некоторые важные исторические, культурологические и другие характеристики (к примеру, социокультурные), стилевая принадлежность, его исторические рамки, этапы эволюции и так далее. Разумеется, не раскрывается и музыкальная специфика ориентализма. Если учесть, что в российских энциклопедиях и словарях по искусству, в том числе и музыкальных, нет раз.. п вернутои статьи об ориентализме , то вопрос о том, что такое «ориентализм»

в музыке, остаётся открытым.

7 Например, в «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н. Ушакова (М.: Альта-Принт, 2007. - С. 661), двухтомном «Новом словаре русского языка» под ред. Т.Ф. Ефремовой (М.: Русский язык, 2000. - Т. 1. - С. 1143); четырехтомном «Словаре русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой (М.: Русский язык, 1986. - Т. 2 (К-О). - С. 639).

8 Толковый словарь русского языка / Гл. ред. Б.М. Воин и Д.Н. Ушаков. - М.: Гос. издат. Иностранных и национальных словарей, 1938. - Т. 2. - С. 850. То же самое сказано в «Новом словаре русского языка» под ред. Т.Ф. Ефремовой (М.: Русский язык, 2000. - С. 1143).

9 Данное исследовательское направление в литературоведении, как и музыкознании, иногда получает наименование «ориенталистика» [Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. A.A. Сурков. - М.: Сов. энциклопедия, 1962. - Т. 1 (Аарне - Гаврилов). - С. 1049 -1053].

10 Новейший энциклопедический словарь / Ред. Е.А. Варшавская. - М.: Транзиткнига Аст-рель Act, 2006.-С. 918.

11 См.: Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1973 - 1982; Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. - М.:

В отличие от искусствоведческих словарей и энциклопедий, в культурологическом словаре имеется интересующее нас определение. В нём сказано, что «ориентализм 1) социокультурная конструкция и обозначение восточных культур как "иностранных", экзотических, принятая в зарубежных

12

науках. Термин берёт начало в работах Э.В. Сейда , считавшего ориентализм ключевой характеристикой восприятия восточной культуры представителями западной. Термин «ориентализм» активно используется западными писателями, журналистами, учёными, дипломатами и политиками»13. Пункт 2) совпадает с уже процитированной нами выше характеристикой ориентализма из НЭС.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рахимова, Дильбар Абдурахмановна, 2011 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдурашитова Н. Хранители народных традиций // Советская музыка. 1985. № 11.-С. 100-101.

2. Адам Л.И. О некоторых ладообразованиях в современной музыке // Теоретические проблемы музыки XX века / Ред.-сост. Ю.Н. Тюлин. -М.: Музыка, 1967. - Вып. 1. - С. 69-90.

3. Алексеев А.Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность. -М.: Музгиз, 1954. - 240 с.

4. Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: Автореф. дис. ... доктора искусствоведения. - Владивосток, 2002. - 43 с.

5. Аммар Ф.Х. Ладовые принципы арабской народной музыки. - М.: Сов. композитор, 1984. - 184 с.

6. Андреева Н.Н. Динамика и статика музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальной формы: Сб. статей / Отв. ред. В. Косты-рев. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1982. - Вып. 61. - С. 4-20.

7. Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества: Сб. трудов / ГМПИ им. Гнесиных; Отв. ред. Е.В. Вязкова. - М., 1994. - Вып. 130. - С. 56-69.

8. Арановский М.Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. - М.: Композитор, 1998. - 343 с.

9. Арановский М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора: К постановке проблемы // Вопросы музыкального стиля / Сост. М.Г. Арановский. - Л.: ЛГИТМиК, 1978. - С. 140-156.

10.Арановский М.Г. Этюды-картины Рахманинова. - М.: Госмузиздат, 1963.-40 с.

11 .Арапова Т.Е. Восточные интерьеры в русских дворцах XVIII века // Проблемы русской культуры XVIII века: Конференция памяти Н.В. Калязиной. - СПб.: Гос. Эрмитаж, 2001. - С. 11-13.

12.Аринштейн Л. M. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сб. / Отв. ред. И.С. Чистова. -Л.: Наука, 1985. - С. 23-48.

13.Арутюнов Д.А. А. Хачатурян и музыка Советского Востока: Язык, стиль, традиции: Музыкально-теоретическое исследование. - М.: Музыка, 1983. - 396 с.

14.Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5 т. / Ред. колл.: И.Э. Грабарь и др.; Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств. - М.: Изд-во АН СССР. -1952. - Т. 1. - 399 е.; 1954. - Т. 2. - 384 е.; 1954. - Т. 3. - 335 е.; 1955. -Т. 4. - 439 е.; 1957. - Т. 5. - 388 с.

15 .Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века. - Изд. 2 / Общ. ред. и примечания Е.М. Орловой. - Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

16.Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России // Бар-тольд В.В. Сочинения: В 9 т. - М.: Гл. редакция вост. литературы, 1977. - Т. 9. - С. 199-484.

17 .Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. - М.: Наука, 1979.-280 с.

18.Бекетова Н.В. Восток и Запад: «своё - иное» русского оперного мифа // Проблеми взаэмоди мистецтва, педагопки та Teopiï i практики оевгги: 36. наукових праць / Упорядник Л.1. Шубша; За загал. ред. Н.С. Гребе-нюк. - Кшв: Науковий евгт, 2002. - Вип. 10. - С. 24-42.

19.Бекетова Н.В. Сергей Рахманинов: на грани миров (личность как символ культурного цикла) // Эпоха Сергея Рахманинова: Междунар. на-уч.-практ. конф.: Сб. науч. статей / Упр. культуры Тамб. области; Музей-усадьба C.B. Рахманинова; Гос. учреждение «Рахманиновский центр». - Тамбов: Тамб. техн. ун-т, 2003. - С. 11-41.

Ю.Беленъкая И.И. Тема Испании и Востока в русской камерно-вокальной лирике XIX века: к проблеме «своего» и «чужого»: Дис. ... кандидата искусствоведения. - Владивосток, 2004. - 171 с.

21.Белинский В.Г. ПСС: В 13 т. - М.: Изд-во АН СССР. - 1955. - Т. 7: Статьи и рецензии: 1843. Статьи о Пушкине: 1843 - 1846 / Ред. Д.Д. Благой. - 740 с.

22.Белкин Д.И. Пушкинские строки о Персии // Пушкин в странах зарубежного Востока: Сб. статей АН СССР Ин-т востоковедения: Редкол.: Е.П. Челышев (пред.) и др. - М.: Наука, 1979. - С. 156-214.

2Ъ.Беляев В.М. Очерки по истории музыки народов СССР. Музыкальная культура Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана. - М.: Музгиз, 1962. - Вып. 1. - 300 с.

24.Бердяев H.A. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 256 с. [Репринтное изд-е 1918 г.].

25.Берков В. О. Рахманиновская гармония // Берков В.О. Избранные статьи и исследования. - М.: Сов. композитор, 1976. - С. 345-353.

26.Бершадская Т.С. Статьи разных лет / Ред.-сост. О.В. Руднева. - Спб.: Союз художников, 2004. - 320 с.

21 .Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и её стилевые типы: Ав-тореф. дис. ... кандидата искусствоведения. - М., 1981. - 24 с.

28.Блок A.A. Народ и интеллигенция // Блок A.A. Россия и интеллигенция (1907 - 1918). - Изд. 2. - Птб., Алконост, 1919. - С. 16-28.

29.Бобровский В.П. О музыкальном мышлении Рахманинова // Советская музыка. 1985. № 7. _ с. 88-92.

30.Брянцева В.Н. Вариации Рахманинова на тему Корелли. - М.: Музгиз, 1962. - 22 с.

31.Брянцева В.Н. C.B. Рахманинов. - М.: Сов. композитор, 1976. - 645 с.

32.Валъкова В.Б. Рахманинов и «Романтизм» // C.B. Рахманинов - национальная память России: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции, 26 - 28 мая 2008 / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл.; ТГМПИ им. C.B. Рахманинова; Сост. C.B. Костюкова; Ред. И.Н. Ванов-ская. - Тамбов, 2008. - С. 39-46.

33.Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 352 с.

34.Верещагин В.В. Самарканд в 1868 г. Из воспоминаний художника В.В. Верещагина // Русская старина. - СПб. 1888. № 9. - С. 617-646.

3Ъ.Виниченко A.A. Внеевропейские факторы в музыкальном искусстве начала XX века: Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения. - Саратов, 2006. - 21 с.

36.Виниченко A.A. Внеевропейские факторы в музыкальном искусстве начала XX века: Дис. ... кандидата искусствоведения. - Саратов, 2006.

- 178 с.

31 .Виноградов B.C. Заметки по русскому музыкальному востоковедению // Музыка народов Азии и Африки / Ред.-сост. B.C. Виноградов. - М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 3. - С. 182-240.

38.Виноградов B.C. Из кишинёвских впечатлений // Советская музыка. 1948. №7.-С. 55-58.

39.Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. - Изд. 5 / ГЦММК им. М.И. Глинки; Ред.-сост. З.А. Апетян. - М.: Музыка, 1988. - Т. 1. - 528 е.; - Т. 2.

- 666 с.

40.Восток в русской литературе XVIII - начала XX века. Знакомство. Переводы. Восприятие / Отв. ред. Л.Д. Громова-Опульская и др. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 256 с.

41.Восток - Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: Сб. статей по материалам Междунар. фольклорного конгресса / Гл. ред. Е.М. Шишкина, Ред.-сост. Е.М. Шишкина, В.О. Петров. - Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008.

- 322 с.

42.Вызго Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. - М.: Музыка, 1970. - 320 с.

43.Ганзбург Г.И. Лейтмотив «я» в музыке Рахманинова // С. Рахманинов: на переломе столетий: Сб. материалов Междунар. симпозиума / Под

ред. JT.H. Трубниковой. - Харьков: СПДФО Носань В.А., 2006. -Вып. 3. - С. 101-104.

44.Гайдамович Т.А. Заметки о виолончельной сонате Рахманинова и её исполнителях // Вопросы музыкального исполнительства / Отв. ред. Г.Я. Эдельман. - М.: Музыка, 1967. - Вып. 4. - С. 99-123.

45.Гайдамович Т.А. Русское фортепианное трио: история жанра. Вопросы интерпретации. - М.: Музыка, 1999. - 263 с.

46 .Герштейн Э.Г. Французский музыкальный экзотизм конца XIX - XX веков: к проблеме взаимодействия культур Запада и Востока: Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения. - М.: 1995. - 24 с.

47.Гивенталъ И.А. Опера «Алеко» С. Рахманинова. - М.: Музгиз, 1963. -67 с.

48.Гивенталъ И.А. Творчество молодого Рахманинова (конец 80-х - 90-е годы XIX века): Дис. ... кандидата искусствоведения. - М., 1968.

- 283 с.

49.Глинка М.И. Записки / Подготовил A.C. Розанов. - М.: Музыка, 1988.

- 222 с.

50.Гнилое Б.Г. Геополитика и «автономная» музыка: К вопросу о русской идее // Обозреватель. 2006. № 2. - С. 117-122.

51 .Гнилое Б.Г. Национальная идея в музыке // Национальные интересы.

2005. №6.-С. 47-51. 52.Головинский Г.Л. Камерные ансамбли Бородина. - М.: Музыка, 1972. -310 с.

53 .Головинский ГЛ. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX -XX веков. - М.: Музыка, 1981.-279 с.

54.Гордеева ЕМ. Композиторы «Могучей кучки». - Изд. 4. - М.: Музыка, 1986.-288 с.

55.Горковенко A.A. Об одной системе ладов с увеличенной секундой в народных песнях // Проблемы лада: Сб. статей. / Сост. К.И. Южак. - М.: Музыка, 1972.-С. 151-180.

5б.Григоръева Т.П. И ещё раз о Востоке и Западе // Иностранная литература. 1975. № 7. - С. 241-258.

51.Губастое К. Исторические сведения о роде дворян Рахманиновых // Русский Архив. 1895 - М.: Университетская типография, Страстной бульвар, 1895. - Кн. 3. - С. 330-338.

58.Гун Вей. Фортепианные концерты C.B. Рахманинова: к проблеме эволюции стиля: Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2007. - 23 с.

59.,Демченко А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века: Исследование. - М.: Композитор, 2006. - 264 с.

60 Демченко А.И. «Русский путь» и «Русская идея» в рефлексиях творчества C.B. Рахманинова // C.B. Рахманинов - национальная память России: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции, 26 - 28 мая 2008 / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл.; ТГМПИ им. C.B. Рахманинова; Сост. C.B. Костюкова; Ред. И.Н. Вановская. - Тамбов, 2008. -С. 5-10.

61 Демченко А.И. Творчество Рахманинова и магистрали художественного процесса его времени // Сергей Рахманинов. История и современность: Сб. статей. - Ростов-н/Д.: РГК им. C.B. Рахманинова, 2005. - С. 42-52.

62.Демченко А.И. Художественные прогнозы в творчестве Чайковского последних лет // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления: Материалы Межрегион, науч.-практ. конференции «Серебряковские чтения». - Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2004. - С. 85-103.

63 Денисов Э.В. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / Сост. и авт. предисловия Л.Г. Раппопорт. - М.: Музыка, 1971. -С. 95-133.

64 Джами А. Трактат о музыке / Пер. с персидского А.Н. Болдырева; Ред. и комм. В.М. Беляева. - Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1960. - 16 с.

65.Джани-заде Т.М. Тематизм мугамной импровизации // Теоретические проблемы внеевропейских культур: Сб. статей / ГМПИ им. Гнесиных; Ред. Ф.Г. Арзаманов. - М., 1983. - Вып. 67. - С. 36-84.

66.Димитриади Н.Б. Некоторые стилевые особенности русской музыки о Востоке // Вопросы теории и эстетики музыки / Отв. редактор Л.Н. Раабен. - Л.: Музыка, 1974. - Вып. 13. - С. 106-125.

67 .Димитриади Н.Б. Стилевые черты классической русской музыки о Востоке (на материале опер композиторов XIX века): Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения. - Тбилиси, 1975. - 24 с.

6%.Долинская Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: Исследовательский очерк. - М.: Композитор, 2005. - 560 с.

69.Дрожжина М.Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века: Автореф. дис. ... докт. искусствоведения. - Новосибирск, 2005. - 49 с.

Ю.Еолян И.Р. Традиционная музыка Арабского Востока: Исследование. -М.: Музыка, 1990. - 240 с.

71 .Ерзакович Б.Г. Творческие связи казахской и русской музыки. - Алма-Ата: Казгосиздат, 1962. - 64 с.

72.Житомирский Д.В. Фортепианное творчество Рахманинова // Советская музыка. 1945. № 4. - С. 80-94.

1Ъ.Захаров В.А. Лермонтов на Кавказе и проблемы ориентализма // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ: В 10 т. / Рос. ассоциация междунар. исследований. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - Т. 8: Новые тенденции в мировой политике / Под ред. В.В. Дегоева. - С. 28^4-5.

1А.Зейфас Н.М. «Динамическая статика» Гии Канчели // История отечественной музыки второй половины XX века / Отв. ред. Т.Н. Левая. -СПб.: Композитор, 2005. - С. 350-368.

15.3енкин K.B. Мир Рахманинова в жанрах фортепианной миниатюры // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации: Сб. статей. - Новосибирск, 1996. - С. 134-145.

76.И.А. Ильин: Pro et contra / Сост., вступ. статья, примеч. И.И. Евлампие-ва. - СПб.: РХГИ, 2004. - 896 с. (Серия «Русский путь»).

77.Ивановка. Времена. События. Судьбы: альманах / Сост.: А.И. Ермаков, A.B. Жогов. - М.: Изд-во Фонда И. Архиповой, 2003. - 192 с.

1%.Илъин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. - М.: Русская книга, 1997. - Т. 6. Кн. 3: О России и русской душе; Гении России; Лекции / Пер. с нем. З.Г. Антипенко, O.E. Колгипиной. - 557 с.

79.Исторические сведения о роде дворян Рахманиновых (С приложением герба и родословных таблиц) / Предисл. Н.П. Василенко. - Киев: тип. Г.Т. Карчак-Новицкаго, 1895. - 121 с.

80.История русской музыки: В 10 т. - М.: Музыка. - 1984. - Т. 2: XVIII век. Ч. 1 / Ю.В. Келдыш, O.E. Левашёва. - 335 с.

81.История русской музыки: В 10 т. - М.: Музыка. - 1997. - Т. 10А: Конец XIX - начало XX века / A.A. Баева, С.Г. Зверева, Ю.В. Келдыш, Т.Н. Левая, М.П. Рахманова, A.M. Соколова, М.Е. Тараканов. - 542 с.

82.Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад - Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. - М.: Наука, 1994. - 106 с.

Каганович С.Л. Русский романтизм и Восток. - Ташкент: Фан, 1984. -112 с.

84.Казанцева Л.П. «Композиторское я» в свете проблемы взаимодействия Востока и Запада: методологический аспект // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад: Материалы Междунар. науч. конференции, 16-18 мая 1995 года. - Владивосток: ДГИИ, 1995. -Вып. 2. Ч. 2. - С. 271-274.

85.Казанцева Л.П. Образ автора в музыке Рахманинова // C.B. Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов науч. конференции. - Ростов-н/Д.: РГПУ, 1994. - С. 69-72.

^>6.Казанцева Л.П. Семантика тональности в музыке Рахманинова // Сергей Рахманинов: история и современность: Сб. статей. - Ростов-н/Д.: РГК им. C.B. Рахманинова, 2005. - С. 347-365.

87.Как исполнять Рахманинова / Сост. C.B. Грохотов. - М.: Классика-XXI, 2007. - 164 с.

88.Кандинский А.И. «Симфонические танцы» Рахманинова (к проблеме историзма) // Алексей Иванович Кандинский: Воспоминания. Статьи. Материалы: Сб. статей / Отв. ред. Е.Г. Сорокина; Общ. ред. A.M. Рябухи. - М.: Прогресс - Традиция, 2005. - С. 99-147.

89.Кандинский-Рыбников A.A. Исполнительское интонирование и мелодика Рахманинова // Советская музыка. 1984. № 5. - С. 43-49.

9Q.Кандинский-Рыбников A.A. О взаимовлиянии композиторского и исполнительского творчества Рахманинова: Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения. — М., 1980. - 25 с.

91 .Кандинский-Рыбников A.A. Проблема Судьбы и автобиографичность в искусстве C.B. Рахманинова // C.B. Рахманинов: К 120-летию со дня рождения (1873-1993): Материалы науч. конференции: Сб. науч. тру. дов / МГК им. П.И. Чайковского; Ред.-сост. А.И. Кандинский. - М.,

1995.-Сб. 7.-С. 90-109.

92 .Карагичева Л. В. Любопытный документ «русского ориентализма» // Советская музыка. 1974. № 2. - С. 89-96.

93.Карпенко И.Н. Проблемы динамического и статического в прозе И.А. Бунина.-М., 1973.

94.Келдыш Ю.В. Рахманинов // Музыка XX века / Ред. Д.В. Житомирский. - М.: Музыка, 1977. - Ч. 1. Кн. 2. - С. 45-72.

95.Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. - М.: Музыка, 1973. - 470 с.

96.Кивалова Л.А. Гармония русских композиторов. С. Рахманинов // Кива-лова Л.А. Гармония в стилях. Теория. Практика: Учебное пособие по гармонии XVI - начала XX веков. - Саратов: Изд-во Саратовской гос. консерватории, 2003. - С. 61-75.

97.Классическое востоковедение и классический ориентализм: Сб. статей / Институт «Открытое общество»; Под ред. С.И. Лунёва. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 128 с.

98.Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Александрова. - М.: Правда, 1991. - 624 с.

99.Ковбас М.С. Узбекские варианты восточной мелодии «Персидского хора» М.И. Глинки // Проблемы музыкальной науки Узбекистана. -Ташкент: Фан, 1973. - С. 196-210.

100. Коган Г.М. Рахманинов-пианист // Коган Г.М. Вопросы пианизма. - М.: Сов. композитор, 1968. - С. 220-260.

101. Кожевникова Л.В. Некоторые вопросы гармонического стиля Рахманинова // Труды кафедры теории и истории музыки. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1966. - С. 43-69.

102. Конен В.Д. Значение внеевропейских культур для музыки XX века // Музыкальный современник: Сб. статей. - М.: Сов. композитор, 1973.-С. 32-81.

103. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. - Изд. 2, испр. и доп. - М.: Наука, 1972. - 496 с.

104. Корабелъникова Л.З. Русская музыка: Восток - Запад, Запад -Восток // XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств: Сб. статей / ГИИ: Гос. Третьяковская галерея. - М.: Пинакотека, 2002. - С. 16-26.

105. Кремлёв Ю.А. Национальные черты русской музыки. - Л.: Музыка, 1968. - 120 с.

106. Кремлёв Ю.А. Фортепианная музыка // Милий Алексеевич Балакирев: Исследования и статьи / Отв. ред. Э.Л. Фрид. - Л.: Госмузиздат, 1961.-С. 205-270.

107. Кривошей ИМ. Внемузыкальные компоненты вокального произведения (на примере романсов Рахманинова). - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, РИЦ УГАИ им. Загира Исмагилова, 2005.

- 152 с.

108. Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад: Материалы Междунар. науч. конференции, 16-18 мая 1995 года. -Владивосток: ДГИИ, 1995. - Вып. 2. Ч. 2. - 298 с.

109. Культура «своя» и «чужая»: Материалы Междунар. интернет конференции. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2003. - 199 с.

110. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. - 608 с.

111. Купец Л.А. «Путь на Восток» К. Дебюсси (к проблеме художественного мышления) // Музыка XX века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сб. статей по материалам Междунар. науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина, В.О. Петров. - Астрахань, 2008. - С. 139 — 148.

112. Купец Л.А. Русская музыка: между Востоком и Западом («Взгляд из Парижа») // 100 лет русской музыке (1890 - 1990): вопросы теории, истории, традиции и новаторства: Тезисы докладов науч. конференции.

- Петрозаводск: Периодика, 1997. - С. 184-196.

113. Кушнарёв Х.С. Вопросы истории и теории армянской монодиче-ской музыки. - Л.: Музгиз, 1958. - 626 с.

114. Левашёв Ю.А. Третья симфония Рахманинова (к проблеме конфликта) // Проявление контраста в музыке: Межвузовский сб. науч. трудов. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1988. - С. 98-110.

115. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. - М.: Музыка, 1991. - 166 с.

116. Лензон В.M. О реминисценциях стилистики прошлого в русской музыке на рубеже XIX - XX веков // Проблемы музыкального стиля: Сб. статей / МГК им. П.И. Чайковского. - М., 1982. - С. 58-72.

117. Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи и исследования (1958-1993). - СПб.: Искусство - СПб., 2005. - С. 605-620.

118. Лотман Ю.М. «Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока / Лотман Ю.М. Избранные статьи: Теория и семиотика других искусств: В 3 т. - Таллин: Александра, 1993. -Т. 3. - С. 246-293.

119. Луконина О.И. «Восточная» лирика М.О. Штейнберга в контексте русской художественной культуры первых десятилетий XX века // Ме-ждунар. науч. Интернет-конференция «Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве». Ростовская гос. консерватория (академия) им. C.B. Рахманинова [Электронный ресурс: http://www.rostcons.ru1.

120. Мазелъ Л.А. О лирической мелодике Рахманинова // C.B. Рахманинов: Сб. статей и материалов / Труды ГЦММК; Под ред. Т.Э. Цыто-вич. - М.-Л.: Музгиз, 1947. - Т. 1. - С. 155-175.

121. Маймж Е.А. О русском романтизме. - М.: Просвещение, 1975. - 340 с.

122. Мальцев С.М. О психологии импровизации. - М.: Музыка, 1991. -87 с.

123. Мартынов И.И. Музыка Испании: Монография. - М.: Сов. композитор, 1977. - 376 с.

124. Мациевский И.В. О подвижности и устойчивости структуры в связи с импровизационностью // Славянский музыкальный фольклор / Сост. и ред. И.И. Земцовский. - М.: Музыка, 1972. - С. 299-339.

125. Медушевский В.В. О динамическом контрасте в музыке // Эстетические очерки. Избранное: Сб. статей / Сост.: И.А. Константинов, С.Х. Раппопорт. - М.: Музыка, 1980. - С. 125-155.

126. Медушевский В.В. Творчество Рахманинова: подвиг несения традиций // С. Рахманинов: на переломе столетий: Сб. материалов Между-нар. симпозиума / Под ред. J1.H. Трубниковой. - Харьков: Майдан, 2005.-Вып. 2.-С. 15-21.

127. Мещерякова Н.А. Цыганская тема в творчестве Рахманинова // Искусство на рубежах веков: Материалы науч. конференции. - Ростов-н/Д.: РГК им. C.B. Рахманинова, 1999. - С. 241-244.

128. Милий Алексеевич Балакирев. Исследования и статьи / Отв. ред. Э.Л. Фрид. - Л.: Госмузиздат, 1961. - 445 с.

129. Мирошникова Л.А. Некоторые особенности гармонии Рахманинова // Теоретические проблемы музыки XX века. - М.: Музыка, 1967. -Вып. 1.-С. 210-237.

130. Молин Д. Возрождение: о позднем периоде творчества Рахманинова // Музыкальная жизнь. 1989. № 9. - С. 19-21.

131. Мэтъю-Уокер Р. Рахманинов / Пер. с англ. С.М. Каюмова. - Челябинск: Урал, 1999. - 200 с.

132. Мясковский Н.Я. Ориентальные мотивы в русской музыке // Советская музыка. 1985. № 2. - С. 55-56.

133. Мясоедов А.Н. О гармонии русской музыки (Корни национальной специфики). - М.: Преет, 1998. - 142с.

134. Н.М. Карамзин: Pro et contra. Личность и творчество Н.М. Карамзина в оценке русских писателей, критиков, исследователей / Сост. Л.А. Сапченко. - М.: РХГА, 2006. - 1080 с. (Серия «Русский путь»).

135. Назарова Л.А. Таджикская симфоническая музыка. - Душанбе: Дониш, 1986. - 158 с.

136. Некрасова Г. А. Образ Испании в русской музыке (XIX век) // Пограничные культуры между Востоком и Западом: Россия и Испания / Отв. ред. В.Е. Багно. - СПб., 2001. - С. 227-251.

137. Никитин Б.С. Сергей Рахманинов. Две жизни. - М.: Классика-XXI, 2009. - 208 с.

138. Новое о Рахманинове: Сб. статей / ГЦММК им. М.И. Глинки; Ред.-сост. И.А. Медведева. - М.: Дека-ВС, 2006. - 200 с.

139. Орлова Е.В. «Динамическая статика» как черта образно-драматургического содержания (на примере произведений композиторов Закавказья // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. Сб. трудов / МГК им. П.И. Чайковского; Ред.-сост. А.И. Кандинский. - М., 1980. - С. 75-95.

140. Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке: В 3 вып. - М.: Музыка, 1985. - Вып. 3. - 80 с.

141. Очи чёрные: Альманах для поклонников старинного и романса и любителей русской старины / Гл. ред. и автор Е. Уколова. - М.: Меж-дунар. муз. центр «Мир романса», 2003. - 192 с.

142. Паисов Ю.И. Жизнестойкость романтического миросозерцания Рахманинова // Русская музыка и XX век / Общ. ред. М.Г. Арановского. - М.: ГИИ, 1997. - С. 91-122.

143. Пекелис М.С. Даргомыжский и ориентализм // Советская музыка. 1963. №2. -С. 46-50.

144. Петропавлов А.Г. М.А. Балакирев и C.B. Рахманинов: связующие нити творчества // М.А. Балакирев: Личность, Традиции, Современность: Сб. статей и материалов / Ред.-сост. Т.А. Зайцева. - СПб.: Композитор, 2004. - С. 142-152 (Серия «Балакиреву посвящается». Вып. 2).

145. Понизовкин Ю.В. Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведений. - М.: Музыка, 1965. - 95 с.

146. Пономарёв A.A. Наследие Антона Рубинштейна. Взгляд с Востока // Музыковедение. 2007. № 1. - С. 25-30.

147. Проблемы взаимодействия художественных культур Запада и Востока в новое и новейшее время: Материалы конференции. - М., 1972.-219 с.

148. Прокофьев Т.П. Певец интимных настроений // Сергей Рахманинов на тамбовской земле: К 130-летию со дня рождения музыканта / Д.В. Калашников, O.A. Казьмин. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. - С. 233-263.

149. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 192 с.

150. Рапацкая Л.А. Проблема ориентализма в русской музыкальной культуре XVIII - XIX вв. // Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока. История и современность: Междунар. науч.-практ. конференция. - Москва - Иркутск, 1995. - С. 31-35.

151. Рахманинов C.B. Литературное наследие: Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / ГЦММК им. М.И. Глинки; Ред.-сост., авт. вступ. ст., коммент., указ. З.А. Апетян: В 3 т. - М.: Сов. композитор, 19781980. - Т. 1. - 648 е.; - Т. 2. - 582 е.; - Т. 3. - 573 с.

152. Редепеннинг Д. «Нерушимое безмолвие нетревожимых воспоминаний»: (Заметки о произведениях Сергея Рахманинова периода эмиграции) / Пер. с нем. Б.С. Гецелева и Т.Н. Левой // Поиск смысла: Сб. статей Междунар. науч. конференции. - Н. Новгород: НГПИИЯ им. H.A. Добролюбова, 1994. - С. 169-177.

153. Редя В.Я. Тема «Восток - Запад» в отечественной музыке: поиск новых стилевых синтезов // Междунар. науч. Интернет-конференция «Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве». Ростовская гос. консерватория (академия) им. C.B. Рахманинова [Электронный ресурс: http://www.rostcons.rul.

154. Рерих Н.К. Из литературного наследия // К 100-летию со дня рождения Н.К. Рериха / Под ред. М.Т. Кузьминой. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 533 с.

155. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. - М.: Музыка, 1982. - 440 с.

156. Россия и Восток: филология и философия = Russia and East: philology and philosophy: Материалы IV Междунар. науч. конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия» / Редкол. В.О. Бернац-кий, Л.М. Дмитриева и др. - Омск: Омск, филиал Объединённого ин-та истории, филологии и философии, 1997. - 259 с.

157. Русанова H.A. Камерно-вокальное творчество C.B. Рахманинова: поэтика жанра и вопросы исполнительской интерпретации: Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения. - Саратов, 2006. - 25 с.

158. Русское искусство между Западом и Востоком: Материалы конференции. Москва, Сентябрь, 1994 / Отв. ред. Д.В. Сарабьянов. - М.: ГИИ, 1997. - 357 с.

159. С. Рахманинов: на переломе столетий: Сб. материалов Междунар. симпозиума / Под ред. Л.Н. Трубниковой. - Харьков: Майдан, 2005. - Вып. 2. - 192 е.; - Харьков: СПДФО Носань, 2006. - Вып. 3. -341 с.

160. C.B. Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов науч. конференции. - Ростов-н/Д.: РГПУ, 1994. - 113 с.

161. C.B. Рахманинов и Тамбовский край в аспекте развития региональной культуры: III Рахманиновские чтения: материалы докладов / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл.; ТГМПИ им. C.B. Рахманинова; Сост. C.B. Костюкова; ред. И.Н. Вановская. - Тамбов, 2007. - 140 с.

162. C.B. Рахманинов: К 120-летию со дня рождения (1873 - 1993): Материалы науч. конференции: Сб. науч. трудов / МГК им. П.И. Чайковского; Ред.-сост. А.И. Кандинский. - М., 1995. - Сб. 7.-184 с.

163. C.B. Рахманинов - национальная память России: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции, 26 - 28 мая 2008 / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл.; ТГМПИ им. C.B. Рахманинова; Сост. C.B. Костюкова; Ред. И.Н. Вановская. - Тамбов, 2008. - 300 с.

164. C.B. Рахманинов: Сборник статей и материалов / Труды ГЦММК; Под ред. Т.Э. Цытович. - М.-Л.: Музгиз, 1947. - Т. 1. - 270 с.

165. Савельев П. С. Восточные литературы и русские ориенталисты // Русский вестник. 1856, апрель. - Т. 2. Кн. 2. - С. 122-133.

166. Савенко С.И. Ориенталии авангарда на русской музыкальной почве // Русское искусство между Западом и Востоком: Материалы конференции. Москва, Сентябрь, 1994 / Отв. ред. Д.В. Сарабьянов. -М.: ТИП, 1997. - С. 249-257.

167. Сайд Э.В. Ориентализм: Западные концепции Востока / Пер. с англ. A.B. Говорунова. - СПб.: Русский М1ръ, 2006. - 637 с.

168. Сарабьянов Д.В. Образ Востока в русской живописи // Россия -Восток - Запад / Отв. ред. Н.И. Толстой. - М.: Наследие, 1998. -С.142-154.

169. Сатина С.А. C.B. Рахманинов // Музыкальная академия. 1993. № 2. - С. 204-209.

170. Сенков С.Е. Специфика стиля и проблемы интерпретации фортепианных сонат и вариаций Рахманинова: Дис. ... кандидата искусствоведения. - М., 1991. - 230 с.

171. Сергеева Т.С. Проблема синтеза европейской и восточной музыкальной традиции в культуре средневековой Андалусии: Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения / МГК им. П.И. Чайковского. - М., 1997. - 29 с.

172. Сергей Рахманинов. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном / Пер. с англ., послелсл. и коммент. В.Н. Чемберджи - М.: Радуга, 1992. - 256 с.

173. Сергей Рахманинов. История и современность: Сб. статей. - Рос-тов-н/Д.: РГК им. C.B. Рахманинова, 2005. - 488 с.

174. Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. -Ростов-н/Д.: РГК им. C.B. Рахманинова, 1994. - 149 с.

175. Скафтымова Л. А. О мелодике Рахманинова // Страницы истории русской музыки: Статьи молодых музыковедов. - Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1973.-С. 103-122.

176. Скафтымова ЛА. О формообразующей функции гармонии у Рахманинова // Вопросы теории музыки: Сб. трудов / ГМПИ им. Гне-синых; Ред.-сост. Т.Е. Лейе.- М., 1977. - Вып. 30. - С. 90-100.

177. Скворцова И А. Знаки модерна в русской музыке рубежа XIX -XX веков // Музыковедение. 2009. № 11. - С. 22-27.

178. Скворцова ИА. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX - XX веков. - М.: Композитор, 2009. - 354 с.

179. Скорина Е.Г. Музыкальные орнаменты в «Шехеразаде» H.A. Римского-Корсакова // Северное сияние = Aurora Borealis: Альманах молодых ученых / Отв. ред. и сост. Л.А. Купец. - Петрозаводск, 2001. -Вып. З.-С. 63-71.

180. Скрипниченко Н.В. Импровизационность как фактор композиторского мышления (на примере клавирных произведений барокко): Авто-реф. дис. ... кандидата искусствоведения. - Магнитогорск, 1999. - 19 с.

181. Скурко Е.Р. Жанровые истоки вариантного метода С. Рахманинова// Советская музыка. 1978. № 6. - С. 103-107.

182. Скурко Е.Р. О роли вариантно-вариационного метода развития в творчестве С. Рахманинова: Дис. ... кандидата искусствоведения. - М.: ВНИИ, 1978.-209 с.

183. Слонимский С.М. Рахманинов - последний романтик // Сергей Слонимский. Свободный диссонанс: Очерки о русской музыке. - М.: Композитор, 2004. - С. 98-101.

184. Смирнов М.А. В мире творческих контрастов Рахманинова // Музыкальное исполнительство. - М.: Музыка, 1976. - Вып. 9. - С. 67-90.

185. Соколов H.H. H.A. Римский-Корсаков и М.М. Ипполитов-Иванов (к проблеме восточного тематизма в русской музыке) // Памяти учите-

лей: Сб. статей. - Ростов-н/Д.: РГК им. C.B. Рахманинова, 1995. -С. 84-93.

186. Соколов H.H. Тема Востока в симфоническом творчестве М.М. Ипполитова-Иванова и традиции русского ориентального симфонизма: Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения / РГК им. C.B. Рахманинова. - Ростов-н/Д., 1997. - 26 с.

187. Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. - М.: Музыка, 1983.- 160 с.

188. Соколова Т.Н. У истоков русского ориентализма: По материалам ранних ориентальных произведений М.И. Глинки // Вопросы музыкознания. - М.: Госмузиздат, 1960. - Т. 3. - С. 459-486.

189. Соловьёв B.C. Философия искусств и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. - 704 с.

190. Соловцов A.A. Фортепианные концерты Рахманинова. - M.-JL: Музгиз, 1961 - 88 с.

191. Сорокина Е.Г. Фортепианные сонаты Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. - М.: Музыка, 1976. - Вып. 2. - С. 146 -180.

192. Сосновцев Б.А. Симфоническое творчество C.B. Рахманинова в период 1880 - 1900 годов (периода 90-х - 900-х): Дис. ... кандидата искусствоведения. - М., 1953. - 302 с.

193. Сохор А.Н. Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество. - M.-JI.: Музыка, 1965. - 822 с.

194. Способин ИВ. Лекции по курсу гармонии (в литературной обработке Ю.Н. Холопова). - М.: Музыка, 1969. - 244 с.

195. Стасов В.В. Статьи о музыке: В 5 вып. - М.: Музыка, 1977. -Вып. 3. - 355 с.

196. Стасов В.В. Статьи о музыке: В 5 вып. - М.: Музыка. - 1980. -Вып. 5Б.-271 с.

197. Стасов В.В. Происхождение русских былин (1868) // Стасов В.В. Собрание сочинений В.В. Стасова (1847-1886): В 3 т. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1894. - Т. 3. - С. 948-1259.

198. Степанидина О.Д. О романсах Рахманинова // Русская музыка. Исполнительские и педагогические проблемы / Под ред. О.Д. Степа-нидиной. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. - С. 34-54.

199. Сухомлинов И.И. Проблема стиля и интерпретации фортепианных произведений Рахманинова на примере этюдов-картин: Дис. ... кандидата искусствоведения / МГК им. П.И. Чайковского. - М., 1980. - 203 с.

200. Сыров В.Н. Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 70 - 80-х годов XX века. - Ростов-н/Д.: РГК, 1994.-С. 53-71.

201. Тартаковский П.И. Русская поэзия и Восток: 1800 - 1950. Опыт библиографии. - М: Наука, 1975. - 180 с.

202. Тихонова Т.В. Диалог Восток - Запад в творчестве европейских композиторов первой четверти XX века: Музыкально-театральные модели: Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения / РАМ им. Гнеси-ных. - М., 2003. - 27 с.

203. Трембовелъский Е.Б. Два эскиза о предустановленном и импровизационном компонентах в музыкальном творчестве // Музыкальная академия. 2008. № 1. - С. 142-153.

204. Тюлин Ю.Н. Натуральные и альтерационные лады. - М.: Музыка, 1971.-109 с.

205. Фрид Э.Л. Симфоническое творчество // Милий Алексеевич Балакирев. Исследования и статьи / Отв. ред. Э.Л. Фрид. - Л.: Госмузиз-дат, 1961.-С. 76-204.

206. Холопова В.Н. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. - М.: ПРЕСТ, 2002. - 24 с.

207. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. - М.: Сов. композитор, 1983.-281 с.

208. Чахвадзе Н.В. Россия и Восток: ментальность, отражённая в искусстве. - Магнитогорск: МГК им. М.И. Глинки, 2009. - 216 с.

209. Чахвадзе Н.В. Этнопсихологический фактор и проблема самоопределения русского искусства в системе координат «Запад - Восток» // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 2 (5). - С. 57-61.

210. Чебоненко О.С. Восток в художественном сознании Бунина: Ав-тореф. дис. ... кандидата филологических наук. - Иркутск, 2004. - 23 с.

211. Челышев E.H. М.П. Алексеев и ориентальное пушкиноведение // Россия, Запад, Восток: встречные течения (К 100-летию со дня рождения академика М.П. Алексеева) / Отв. ред. Д.С. Лихачёв. - СПб.: Наука, 1996. - С. 68-99.

212. Чередниченко Т.В. Русская музыка и геополитика // Новый мир. 1995. №6.-С. 189-199.

213. Чудинова E.H. Об ориентализме Николая Гумилёва // Филологические науки. М., 1985. № 6. - С. 9-15.

214. Цуккерман В.А. Динамический принцип в музыкальной форме // Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. - М: Сов. композитор, 1970. - С. 19-120.

215. Цуккерман В.А. Жемчужина русской лирики // Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. - М.: Сов. композитор, 1970. - С. 505-528.

216. Шабалина JI.K. Натуральные лады в музыке А.П. Бородина // Научно-методические записки / Редкол.: H.A. Вольпер, В.П. Костарев, В.М. Маслова, М.И. Олле, Г.П. Рогожникова. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1973. - С. 98-136.

217. Шабалина JT.K. О некоторых особых ладообразованиях в музыке А.П. Бородина // Вопросы теории: Сб. трудов / ГМПИ им. Гнесиных; Ред.-сост. Т.Е. Лейе. - М., 1977. - Вып. 30. - С. 76-89.

218. Шавердян А.И. Очерки по истории армянской музыки XIX - XX веков. Досоветский период / Общ. ред., предисл. и коммент. P.A. Атая-на. - М.: Музыка, 1959. - 448 с.

219. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. - М.: Сов. композитор, 1983. - 152 с.

220. Штейнпресс Б.С. A.A. Алябьев в изгнании. - М.: Музгиз, 1959. -148 с

221. Штейнпресс Б.С. К истории «цыганского пения» в России. - М.: Музгиз, 1934. - 62 с.

222. Штейнпресс Б.С. У истоков русского ориентализма // Советская музыка. 1959. № 8. - С. 84-92.

223. Щербакова Т.А. Чайковский и музыка быта // П.И. Чайковский: вопросы истории и стиля: К 150-летию со дня рождения: Сб. трудов / ГМПИ им. Гнесиных; Сост. и отв. ред. М.Э. Риттих. - М., 1989. -Вып. 108. - С. 9-25.

224. Щербакова Т.А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. - М.: Музыка, 1984. - 176 с.

225. Щёткина-Роше Н. Музыкальный ориентализм Скрябина и Дебюсси // Психологические исследования: электрон, науч. журнал. 2009 № 3 (5) [Электронный ресурс: http://psystudy.ru].

226. Эсаулова Т.И. Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова. - М.: Композитор, 2007. - 192 с.

227. Эпоха Сергея Рахманинова: Междунар. науч.-практ. конф.: Сб. науч. статей / Упр. культуры Тамб. области; Музей-усадьба C.B. Рахманинова; Гос. учреждение «Рахманиновский центр». - Тамбов: Тамб. техн. ун-т, 2003. - 200 с.

228. Юнг К.Г. Различие между восточным и западным мышлением // Юнг К.Г. Сознательное и бессознательное. - СПб.: Питер (Университетская книга), 1997. - С. 500-522.

229. Юнусова В.Н. Творческие процессы в классической музыке Востока: Автореф. дис. ... доктора искусствоведения. М., 1995. - 35 с.

230. Bertensson S., Leyda J. (with the assistance of Sophia Satina) Sergei Rachmaninoff. A Lifetime in Music. - New York, 1956. - 329 p.

231. Neef S. Die russischen Fünf: Balakirew, Borodin, Cui, Mussorgski, Rimski-Korsakow: Monographien, Dokumente, Briefe, Programme, Werke / Musik konkret 3. - Berlin, 1992. - 260 p.

232. Norris G. Rachmaninov. - London, 1976. - 60 p.

233. Schmidt-Garre H. Exotismus in der Musik // Neue Zeitschrift für Musik. 129. Jahrgang Heft, Januar 1/1968. - S. 27-33.

234. Scott D.B. Orientalism and Musical style // Cristal Musicology Journal. A Virtual Journal on the Internet [Электронный ресурс: www.leeds.ac.uk/music/info/CMJ/ Articles/1997/02/01 .html].

235. Taruskin R. «Entoiling the Falkonet»: Russian Musical Orientalism in Context // Cambridge Opera Journal. Vol. 4. № 3 (Nov. 1992). - P. 253280.

236. Taruskin R. Russian Musical Orientalism: A Postscript // Cambridge Opera Journal. Vol. 6. № 1 (Mar. 1994). - P. 81-84.

237. Threlfall R. Sergei Rachmaninoff. His Life and Music. - London, 1973.-74 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.