Композиторское творчество С.В. Рахманинова в его связях с русским символизмом и модерном тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Мерзлов Арсений Никитич
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат наук Мерзлов Арсений Никитич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ
С.В. РАХМАНИНОВА В СООТНЕСЁННОСТИ С ЭСТЕТИЧЕСКИМИ И
СТИЛЕВЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СИМВОЛИЗМА И МОДЕРНА
1.1 Творческие взгляды С.В. Рахманинова в контексте эстетических и стилистических особенностей поэзии русских символистов
1.2 Кризис авторского стиля С.В. Рахманинова
на рубеже XIX-XX веков
1.3 Специфика воплощения художественных образов символизма в музыке С.В. Рахманинова
(на материале вокального цикла «Шесть стихотворений» ор. 38,
вокально-симфонической поэмы «Колокола» ор. 35,
симфонической поэмы «Остров мёртвых» ор. 29)
ГЛАВА 2. ЧЕРТЫ СИМВОЛИЗМА И МОДЕРНА
В ПЕРВОЙ ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЕ ОР. 28, d-moll
2.1 Композиторская интерпретация «фаустовской» темы
в Первой фортепианной сонате ор. 28, d-moll
2.2 С.В. Рахманинов и М.А. Врубель:
особенности творческого диалога
2.3 Формы музыкального воплощения образно-художественного содержания
Первой фортепианной сонаты ор. 28, d-moll
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Русская фортепианная соната рубежа XIX-XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи2004 год, кандидат искусствоведения Москалец, Юлия Владимировна
Фортепианные сонаты Н.К. Метнера: особенности стиля и семантики2018 год, кандидат наук Предвечнова, Екатерина Олеговна
Хоакин Турина в музыкальной жизни Мадрида первой половины XX столетия2021 год, кандидат наук Висаитова Диана Рамзановна
Творческие искания Н. Черепнина в контексте художественной культуры рубежа XIX-XX веков2006 год, кандидат искусствоведения Кисеева, Елена Васильевна
Энрике Гранадос. Фортепианное наследие2010 год, кандидат искусствоведения Красотина, Ирина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Композиторское творчество С.В. Рахманинова в его связях с русским символизмом и модерном»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Взаимосвязи композиторского наследия С.В. Рахманинова с современным ему музыкальным искусством представляются изученными в большей степени, чем соотнесённость его творчества с русской литературой и живописью рубежа XIX-XX веков. По отношению к данному историческому периоду закрепились условные понятия «Серебряный век» и «эпоха модерна», с разных позиций обозначающие художественные явления русской культуры рубежа XIX-XX веков. Применительно к искусству понятия «эпоха», «век» предполагают совокупность характеристик, которыми один исторический период отличается от другого. Важной общей особенностью Серебряного века и эпохи модерна является существование взаимопроникающей во все сферы жизни и выходящей за пределы художественного творчества культурной среды, что позволяет предположить прямое влияние основных направлений и стилей, прежде всего - русской литературы и живописи того времени, на композиторское творчество Рахманинова.
Хронологические рамки Серебряного века и эпохи модерна не могут быть определены однозначно. В датировке начала исторического периода исследователи сходятся во мнениях, сопоставляя его с рубежом 1880-х-1890-х годов, в отношении конца периода вопрос остаётся открыт. Тем не менее, хронология Серебряного века шире, чем временная протяжённость эпохи модерна. Понятие «Серебряный век» изначально применялось только к поэзии и позднее распространилось на комплекс модернистских художественных явлений русского искусства рубежа XIX-XX веков, тогда как эпоха модерна связана с эволюцией одного стиля.
Стоит разграничить понятия «модерн» и «модернизм». В XIX-XX веках модернизмом часто именуют всё новое и необычное в искусстве. В современном представлении модернизм в русской культуре - широкое понятие, отражающее многочисленные течения, тенденции и направления в отечественном искусстве первой трети ХХ века. Модерн - стиль в русском искусстве рубежа XIX-XX веков,
основной эстетической и типологической чертой которого, как отмечает И.А. Скворцова, является декоративная сторона изображаемого [148, с. 8].
Вариантное обозначение одного исторического периода обосновано многообразием творческих процессов, характерных для русской культуры рубежа Х1Х-ХХ веков. Тем не менее, двумя основными векторами развития русского искусства этого периода, предопределившими появление понятий Серебряный век и эпоха модерна соответственно, можно считать направление «символизм» и стиль «модерн». В отличие от модерна, символизм не является стилем, поскольку характеризуется лишь общими эстетическими нормами. Несомненное родство модерна и символизма, обусловленное общей культурной средой, при этом не оказывается причиной для их отождествления. В русском искусстве символизм наиболее ярко проявился в видах искусства, связанных со словом (прежде всего, в поэзии); модерн - в визуальных видах искусства (в архитектуре и живописи) [95, с. 90; 148, с. 15].
Поскольку понятие «символизм» характеризуется широким полем значений, необходимо уточнить ракурс его использования в настоящем исследовании. Помимо узко-исторического аспекта (символизм как направление), под символическим искусством также понимается тип искусства, в котором «символ» -способ структурной организации конкретной стилевой системы, обозначения в ней взаимосвязей и выстраивания на их основе содержания [98, с. 118-119]. Такие общие черты стиля модерн и направления символизм, как культ красоты, возвышенные идеалы гармонии, вера в преобразующую жизнь силу искусства, позволяют обозначить преемственность художественных направлений Серебряного века романтизму XIX столетия. Однако не возникает сомнений в своеобразии, самостоятельности и уникальности эпохи модерна.
Современной музыкальной науке свойственна особенность восприятия композиторского наследия Рахманинова как «макроцикла» [102, с. 40], что обосновано единством мотивно-интонационной системы его авторского стиля. В настоящей диссертации эта особенность подтверждается анализом его Первой симфонии ор. 13 и Первой фортепианной сонаты ор. 28 - произведениях, в которых
намечаются взаимосвязи композиторского стиля Рахманинова с модерном и символизмом. В период 1909-1916 годов Рахманиновым созданы три опуса, внемузыкальные источники авторского вдохновения которых непосредственно относятся к символизму: симфоническая поэма «Остров мёртвых» ор. 29, вокально-симфоническая поэма «Колокола» ор. 35, вокальный цикл «Шесть стихотворений» ор. 38. Поэтому выявление типологических черт композиторского стиля Рахманинова, сближающих его музыку с символизмом и модерном, правомерно производить, в первую очередь, на материале данных произведений. Творчество С.В. Рахманинова традиционно рассматривается в русле романтического искусства. Актуальность исследования обусловлена необходимостью переосмысления отдельных черт авторского стиля композитора в его взаимосвязях с символизмом и модерном.
Объектом изучения избрано композиторское творчество Рахманинова. Предметом предпринимаемого научного анализа являются связанные с символизмом и модерном черты его композиторского стиля.
Цель исследования - определение общих для композиторского творчества Рахманинова типологических характеристик, воплощённых в авторском стиле и сближающих музыку композитора с русской поэзией и живописью рубежа XIX-XX веков. В связи с заявленной целью формируется комплекс следующих задач:
1. определение сходства и различия в эстетических взглядах Рахманинова и поэтов-символистов;
2. рассмотрение композиторского стиля Рахманинова в контексте современных исследований структуры и свойств музыкального текста;
3. выявление взаимосвязей композиторских средств Рахманинова и художественных методов представителей символизма на материале вокального цикла «Шесть стихотворений» ор. 38, вокально-симфонической поэмы «Колокола» ор. 35, симфонической поэмы «Остров мёртвых» ор. 29;
4. анализ закономерностей творческого диалога С.В. Рахманинова и М.А. Врубеля;
5. выявление особенностей музыкального содержания Первой фортепианной сонаты ор. 28;
6. выявление композиторских средств, типологически соотнесённых с символизмом и модерном, на материале Первой фортепианной сонаты.
Степень разработанности темы. В разные периоды ХХ-ХХ1 веков взаимосвязи композиторского творчества Рахманинова с современной ему художественной культурой отечественным музыкознанием оцениваются по-разному. В первые десятилетия существования советского государства общественно-политическая позиция композитора и его вынужденная эмиграция становятся причиной того, что творчество Рахманинова оказывается за рамками идеологически замкнутой отечественной музыкальной культуры. В середине ХХ века музыковедение пытается охарактеризовать наследие композитора в контексте системы официальных эстетических приоритетов советского искусства; в период 1940-х-1980-х годов делается акцент на восприятии Рахманинова как художника-традиционалиста, продолжателя эстетики народничества. Многие отличительные черты музыки Рахманинова, таким образом, в это время не являются предметом искусствоведческого анализа. В отмеченный период появляется большой объём музыковедческой литературы, разнообразно освещающей особенности творчества композитора и способствующей его популяризации. Стоит упомянуть работы Б.В. Асафьева [13], Д.В. Житомирского [68], А.А. Соловцова [155], В.В. Протопопова [122], О.И. Соколовой [154], Н.Д. Бажанова [15], В.Н. Брянцевой [37; 38], Е.Г. Сорокиной [160], Ю.В. Келдыша [87]; двухтомник «Воспоминания о Рахманинове» [49; 50] и трёхтомник «Рахманинов. Литературное наследие» [126; 127; 128] под редакцией З.А. Апетян. Ракурс определения творчества композитора - как последнего представителя русской музыкальной классики, наследника ценностей Х1Х века - во многом формирует восприятие Рахманинова в широких кругах музыкальной среды и в наши дни.
Современные тенденции рахманиноведения зачастую характеризуются обратными процессами. Вопросы взаимосвязей творчества Рахманинова с религиозной культурой и символизмом (в понимании его как типа искусства),
которых в последние годы часто касается музыковедение, нередко приводят к формированию мнения о композиторе как о православном художнике или художнике-мистике (что можно наблюдать в работах А.И. Кандинского-Рыбникова [84], Н.В. Сарафанниковой [135], В.В. Медушевского [103; 105], Г.Е. Калошиной и О.В. Шапарчук [79]). Опасаясь, по аналогии с советской историей, появления широкомасштабных стереотипов о творчестве Рахманинова, необходимо раз за разом обращаться к источникам всех типов: эпистолярному наследию, воспоминаниям современников, архивным рукописным документам.
Из числа современных зарубежных исследователей наследия композитора выделяются Б. Мартин [199], М. Гаррисон [192], Б. Джонстон [195], А. Иванова [194], К. д'Антони [191]. Обращает на себя внимание фундаментальное исследование Б. Мартина «Рахманинов: композитор, пианист, дирижёр» [199], в котором предпринимается попытка рассмотрения творчества композитора в контексте его времени. Изучению авторского стиля Рахманинова посвящена диссертация Б. Джонстона [195], эволюции стиля - англоязычное исследование А. Ивановой «Фортепианные концерты Рахманинова: одиссея стилевой эволюции» [194].
На сегодняшний день существует целый пласт отечественных исследований в области искусствознания, в которых осуществляется целостный анализ явлений художественной действительности Серебряного века. Одним из первых (19681969) фундаментальных альманахов о культуре и искусстве того времени становится сборник статей в четырёх томах «Русская художественная культура конца XIX-начала XX века (1895-1907)» [72; 73; 77]. Обращает на себя внимание монография Г.Ю. Стернина «Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков» [162]. Важное место исследованию культурной среды отведено в сборнике статей «Картины мира в искусстве XX века. Штрихи к портрету эпохи» [85]. Из зарубежных источников этого периода выделяется книга А. Макинтоша «Символизм и модерн» (1975) [198], посвящённая изучению европейского искусства рубежа XIX-XX веков.
Ведущая роль в изучении стиля модерн в России принадлежит, прежде всего, Д.В. Сарабьянову, автору первой монографии о данном феномене [133; 134]. Научные исследования в области искусствознания (помимо Д.В. Сарабьянова, Е.А. Борисовой и Т.К. Каждан [31], Н.В. Ведмецкой [46], B.C. Горюнова и М.П. Тубли [57], М.В. Нащокиной [118] и других) оказали большое влияние и на музыковедение.
Русскому музыкальному искусству начала XX столетия посвящена монография Т.Н. Левой (1991) [95], в которой анализируются взаимосвязи между художественным контекстом эпохи и русским музыкальным искусством того времени; при этом смысловой акцент в исследовании ставится на композиторском творчестве А.Н. Скрябина. Т.Н. Левой принадлежит авторство применения к музыке «немузыкального» по происхождению понятия «модерн» [там же, с. 132]. В этом плане также обращает на себя внимание статья Л.А. Серебряковой, посвящённая чертам стиля модерн в творчестве И.Ф. Стравинского (1988) [140], диссертация Н.И. Поспеловой (1989), в которой анализируется музыка А.Н. Скрябина в контексте наследия русского символизма [121]. Среди относительно недавних работ по данной теме выделяются диссертация Л.А. Михайленко (1997) [115] и монография И.А. Скворцовой (2009) [147; 148].
В монографии И.А. Скворцовой на основе анализа эстетики и художественных методов модерна, определяются степень влияния стиля на русскую музыку Серебряного века в целом, выявляются типологические черты музыкального модерна. Однако без предварительного анализа эстетических воззрений композитора и обоснования целостности его индивидуального стиля, а также учитывая несомненные связи эпохи модерна с традициями романтического искусства, говорить о влиянии именно модерна на авторский стиль Рахманинова нельзя.
Одной из первых вопрос о контексте модерна в творчестве Рахманинова поднимает Б.Ф. Егорова [66], впоследствии эта тема частично освещается также в трудах Н.В. Воеводкиной [47], Г.П. Сахаровой [136]. Вопросам взаимосвязей музыки композитора и символизма (как направления и как типа искусства)
посвящены исследования Ю.В. Васильева [43], Е.В. Назайкинского [116], Л.А. Скафтымовой [142; 143; 144], И.М. Шабуновой [176]. Из работ последних лет выделяется монография А.В. Ляховича (2013) [102], в которой рассматриваются особенности символики как типа музыкальной программности [там же, с. 32] в поздних произведениях С.В. Рахманинова.
Важным вкладом в исследование жизни и творчества Рахманинова являются отдельные исследования В.Б. Вальковой [39; 41; 42]. Обращает на себя внимание первая часть биографической летописи, освещающая ранний период жизни С.В. Рахманинова (2017) [41].
Существующие работы последних лет, посвящённые проблемам «Рахманинов и стиль модерн» и «Рахманинов и символизм», всё же рассматривают композиторское творчество автора вне сопоставления эстетических взглядов Рахманинова и стилистики его произведений с художественным контекстом русского искусства рубежа XIX-XX веков.
Материалы исследования составили, во-первых, произведения Рахманинова разных периодов творчества. Прямая взаимосвязь линий концертирующего пианиста и композитора в жизни Рахманинова стала причиной для обращения, прежде всего, к его фортепианным сочинениям. Проведена источниковедческая и текстологическая работа с двумя рукописными источниками Первой фортепианной сонаты ор. 28, хранящимися в фондах Российского национального музея музыки (Ф. 18, д. № 96, д. № 97).
Во-вторых, основой для формирования концепции настоящей работы послужили труды ведущих исследователей творчества Рахманинова, посвящённые темам «Рахманинов и мировая культура» (В.И. Антипов [6; 7]), «Рахманинов и зарубежная культура» (Б.Б. Бородин [32; 33; 34]), а также особенностям полистилевого мышления Рахманинова (Г.И. Ганзбург [53], Е.Г. Шевляков [177]), вопросам полифонической техники Рахманинова (О.В. Георгиевская [54]), фактуры его фортепианных сочинений (М.Р. Черная [175]), особенностям тематизма (В.Б. Валькова [39; 40], Е.Р. Скурко [150; 151], Первой фортепианной сонате ор. 28 (К.В. Зенкин [70; 71], С.Е. Сенков [138;139]). Необходимой базой
работы, помимо воспоминаний, писем самого композитора и его современников, также становятся работы Н.А. Бердяева [20; 21; 22; 23], К.Д. Бальмонта [14], В.С. Соловьёва [158; 159], Н.А. Оцупа [120], В.Ф. Ходасевича [169], Д.С. Мережковского [106], В.Я. Брюсова [35; 36], А. Белого [18], Вяч. Иванова [74; 75], Н.С. Гумилёва [58; 59], Ю.Д. Энгеля [181], Н.К. Метнера [173], Л.Л. Сабанеева [132]. Сопоставление творчества композитора с искусством эпохи модерна также стало обоснованием для обращения к работам, связанным с раскрытием как общих черт Серебряного века (Д.В. Сарабьянов [133; 134], А.Ф. Лосев [98; 99], И.А. Азизян [1], Н.О. Арсеньев [10], Н.В. Ведмецкая [46], А.И. Голота [55], М.Ф. Киселёв [88], О. Ронен [129]), так и тенденций, характерных для литературы (С.И. Димитров [65], М.Н. Дарвин [61], Ю.М. Лотман [100], М. Шруба [180]) и живописи того времени (Д.В. Сарабьянов [133], П.К. Суздалев [163], М.М. Алленов [4], А.П. Гусарова [60], Н.А. Дмитриева [64], Ж. Кассу [86], Е.И. Кириченко [89]). В процессе исследования необходимым также оказалось обращение к работам по вопросам музыкального текста (М.Г. Арановский [8; 9],
B.Н. Холопова [170; 171]), музыкального стиля (Е.В. Назайкинский [117],
C.С. Скребков [149]) музыкальной психологии (Г.М. Цыпин [174]), музыкальной формы (Б.В. Асафьев [11], В.П. Бобровский [27; 29]) музыкальных жанров (А.Г. Коробова [91], Е.В. Назайкинский [117]), фортепианного исполнительства (А.Д. Алексеев [3], Л.Е. Гаккель [52], Г.М. Коган [90], Е.Я. Либерман [97], Д.А. Рабинович [123; 124], В.А. Цуккерман [173]).
Методологическая база исследования. Основным инструментом избран метод целостного анализа. Сопоставление композиторского стиля Рахманинова с особенностями русского искусства рубежа Х1Х-ХХ веков предопределило важную роль междисциплинарного подхода, включающего исторический, биографический и источниковедческий методы исследования. Метод семантического анализа музыкального материала применялся для выявления в произведениях композитора единых ритмоинтонационных структур.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. рассмотрены эстетические взгляды С.В. Рахманинова в сопоставлении с эстетическими положениями символизма;
2. выявлены характерные черты творческого диалога С.В. Рахманинова и М.А. Врубеля;
3. осуществлён целостный анализ музыкального материала Первой фортепианной сонаты ор. 28, результаты которого восполняют представление о степени и характере влияния символизма и модерна на авторский стиль Рахманинова;
4. в результате анализа рукописных источников и различных изданий Первой фортепианной сонаты ор. 28 выявлены текстологические разночтения и уточнены детали авторского текста данного произведения.
Теоретическая значимость диссертации обуславливается ракурсом исследования композиторского наследия С.В. Рахманинова в контексте типологических особенностей искусства Серебряного века, позволияющим восполнить представление об эстетических взглядах и авторском стиле композитора в контексте эпохи модерна. На основе анализа произведений различных периодов подтверждено единство мотивно-интонационной системы авторского стиля Рахманинова.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения её положений и выводов в исторических, теоретических и практических учебных дисциплинах высших учебных учреждений: «История русской музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Специальный инструмент (фортепиано)».
Положения, выносимые на защиту: 1. Эстетические взгляды Рахманинова в значительной степени пересекаются с воззрениями поэтов-символистов в трактовке искусства, музыки, тайны, символа, любви, смерти, трансцендентального, сакрального. В числе несоответствий -различное отношение Рахманинова и поэтов-символистов к понятиям оригинальности, новизны и декоративности;
2. Стилистика произведений Рахманинова обусловлена процессами становления и модификаций индивидуального стиля композитора, соотнесёнными со стилевыми особенностями эпохи модерна;
3. Композиторскому стилю Рахманинова, как и индивидуальным стилям поэтов Серебряного века (В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, И. Северянина), оказалась свойственна внутренняя интертекстуальность. Возможность самоцитирования у Рахманинова становится новым способом воплощения художественного содержания;
4. Понимание Рахманиновым характерных как для романтизма, так и для Серебряного века художественных тем («Фауста», сна, смерти, острова, весны, цветов) позволяет говорить о том, что мироощущение композитора оказывается более близким к позициям его современников, нежели предшественников;
5. Творческий диалог С.В. Рахманинова и М.А. Врубеля, как продукт своего времени, обнаруживает общность художественных тем и творческих методов, свойственных стилю модерн;
6. В композиторском стиле Рахманинова нашли отражение отдельные типологические черты стиля модерн. Смысловая роль художественной детали - в особенностях мотивно-интонационной системы композиторского стиля, средствах музыкального формообразования и в повышенном внимании Рахманинова к артикуляционно-динамическим обозначениям; соотношение вертикали и горизонтали, рельефа и фона, статичность художественного времени - в особенностях полифонизированной фактуры.
Структура исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и списка иллюстративного материала. Выводы Первой главы исследования являются теоретическим обоснованием для практического применения междисциплинарного подхода и метода семантического анализа во Второй главе. В Заключении намечены перспективы дальнейшего изучения наследия Рахманинова в контексте искусства Серебряного века.
Апробация результатов исследования. Работа выполнена на кафедре истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, прошла обсуждение на расширенном заседании кафедры и была рекомендована к защите на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Отдельные положения исследования были представлены в виде докладов на Всероссийских и Международных научных конференциях в Екатеринбурге (2018), Москве (2018) и Санкт-Петербурге (2019). По теме диссертации опубликовано шесть научных статей, четыре из них - в изданиях, рецензируемых ВАК.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ
С.В. РАХМАНИНОВА
В СООТНЕСЁННОСТИ С ЭСТЕТИЧЕСКИМИ И СТИЛЕВЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СИМВОЛИЗМА И МОДЕРНА
1.1 Творческие взгляды С.В. Рахманинова в контексте эстетических и стилистических особенностей поэзии русских символистов
Русское искусство рубежа Х1Х-ХХ веков характеризуется стилевым и образно-содержательным разнообразием, однако общие черты многих художественных направлений - влияние идеалистической философии, преобладание субъективизма, декларирование творческой индивидуализации -позволяют определить глубинную связь эпохи Серебряного века с романтизмом. В противопоставлении предшествующим позитивизму и утилитаризму центром внимания мироощущения нового типа становится сфера духовной деятельности. Такая смена общекультурной парадигмы оказывается одной из причин того, что ведущим видом художественного творчества новой эпохи становится поэзия. Господство лирики, факт её понимания как способа удовлетворения личностной потребности в «самоуглублении» (К.Д. Бальмонт [14, с. 6]), приводит к тому, что особенности поэтических направлений начинают определять законы развития и влиять на процессы во всех видах искусства: от музыки - до живописи и театра. Подобный тип творческого мировоззрения характерен и для С.В. Рахманинова. Композитор отмечает: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию <...> Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они - как сёстры-близнецы <...> После музыки и поэзии я больше всего люблю живопись» [126, с. 95].
Своеобразие и тонкость эмоционального наполнения музыки Рахманинова, лирическая направленность музыкального содержания его творчества, стремление композитора к психологической детализации, стилевые особенности его авторской мотивно-интонационной системы позволяют рассматривать наследие Рахманинова как характерную и органическую часть культуры Серебряного века. Н.К. Метнер в
своих воспоминаниях о композиторе говорит: «А историческая эпоха (с которой, кстати сказать, большинство больших художников не в ладах) разве не постигается нами, художниками, главным образом художественной интуицией и именно через художественные произведения?» [50, с. 359].
Тему соотнесённости творчества Рахманинова и русского искусства принято рассматривать, прежде всего, с точки зрения влияния самого композитора на окружавшую его художественную действительность и на отечественную культуру ХХ-ХХ1 веков в целом [6, с. 3]. Однако для глубокого понимания художественного мира Рахманинова необходимо поднять вопрос об осознании глубинных пластов культурной среды его времени. Актуальным представляется переосмысление многих сложившихся представлений о творческой позиции композитора в непосредственном контексте со спецификой мироощущения и особенностями эстетических взглядов современных ему авторов. В этом плане стоит обратить особое внимание на поэтов, творчество которых является поэтической основой для вокальной музыки Рахманинова.
Подобная задача осложняется некоторыми качествами личности композитора: Рахманинов не только избегал принадлежности к каким-либо художественным направлениям, отличался дипломатичностью и скрытностью в отношении публичного высказывания личных творческих взглядов, но и для большинства окружавших его оставался закрыт. Исключение составляли лишь семья и узкий круг близких людей. Рахманинов крайне не любил расшифровывать свои музыкальные замыслы или публично декларировать собственные эстетические позиции. Сам композитор так высказывался об отдельных чертах своего авторского стиля: «В моих собственных сочинениях я никогда не делаю сознательных усилий во что бы то ни стало быть оригинальным или романтичным, или национальным, или ещё каким-то» [126, с. 147]. Такая позиция стала одной из причин того, что на композиторское творчество Рахманинова - яркого представителя художественной среды своего времени - во многом оказало влияние искусство Серебряного века.
«Серебряный век» - это условное понятие, хронологически определяющее период в истории русской культуры конца XIX - начала XX веков. Данный термин первоначально применялся по отношению к поэзии. В дальнейшем понятие Серебряный век было переосмыслено как обозначение этапа нового расцвета русской культуры и распространено на всю совокупность художественных явлений рубежа XIX-XX веков, связанных с модернизмом, так же как и на русскую религиозную философию начала прошлого столетия. Одним из первых термин употребил В.С. Соловьёв в статье «Импрессионизм мысли» (1897) в связи с творчеством поэта К.К. Случевского [159]. Под Серебряным веком философ понимал, прежде всего, период между 1840-ми и 1880-ми годами, включавший в себя поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова. Основное значение понятия у Соловьёва предполагало смысловую параллель с «Золотым веком» русской литературы (в частности, поэзии) - периодом, ассоциирующимся с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и хронологически обозначенным первой половиной XIX столетия.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Музыкальное воплощение поэзии Серебряного века в камерном вокальном творчестве композиторов начала XX столетия: Р. Глиэр, А. Гречанинов2018 год, кандидат наук Михайлова, Ирина Николаевна
Полифония в русской фортепианной сонате первой трети XX века2013 год, кандидат наук Ищенко, Екатерина Владимировна
Максимилиан Штейнберг: личность и творчество в контексте отечественной культуры первой половины XX века2013 год, доктор искусствоведения Луконина, Оксана Игоревна
Камерная музыка Виктора Платонова: опыт образно-смыслового анализа2009 год, кандидат искусствоведения Платонова, Светлана Васильевна
М.Ф. Гнесин. Особенности стиля на примере вокального творчества2010 год, кандидат искусствоведения Карачевская, Мария Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мерзлов Арсений Никитич, 2021 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века / И.А. Азизян. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 398 с.
2. Алейников М.И. Опера «Монна Ванна» С.В. Рахманинова: история создания, либретто, музыкальная драматургия: авт. дисс. ... иск. : 17.00.02 / М.И. Алейников. - СПб., 2011. - 22 с.
3. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка конца Х1Х - начала ХХ века / А.Д. Алексеев. - М.: Наука, 1969. - 391 с.
4. Алленов М.М. Этюды цветов Врубеля (1886-1887) / М.М. Алленов // Советское искусствознание. 1978. - № 77. - Вып. 2. - С. 191-210.
5. Антипов В.И. О двух консерваторских сочинениях Рахманинова / В.И. Антипов // Новое о Рахманинове : Сб., составленный по следам Научных чтений Гос. центр. музея муз. культуры им. М.И. Глинки, проведенных в рамках III Межд. науч.-практ. конф. к 130-летию композитора: (27-30 июня 2003, Тамбов-Ивановка-Тамбов) / Гос. Центральный музей муз. культуры им. М.И. Глинки / Ред.-сост. И.А. Медведева; Науч. ред. М.П. Рахманова, М.В. Есипова. - М.: Дека- ВС, 2006. - С. 135-146.
6. Антипов В.И. Рахманинов и мировая культура. Тезисы к новому направлению в изучении творчества композитора / В.И. Антипов // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 1516 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка» / Ред.-сост. И.Н. Вановская. - Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - С. 3-13.
7. Антипов В.И. Творчество С.В. Рахманинова в 1901-1910-е годы. Становление Личности / В.И. Антипов // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы V междунар. науч.-практ. конф., 25 января 2009 года / Тамбовский гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. - Тамбов, 2009. - С. 20-43.
8. Арановский М.Г. Между априорным и эмпирическим/ М.Г. Арановский // Музыка. Мышление. Жизнь. Статьи, интервью, воспоминания / Ред.-сост.
Н.А. Рыжкова. - М.: Государственный институт искусствознания, 2012. - С. 140150.
9. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства / М.Г. Арановский. -М.: Композитор, 1998. - 343 с.
10.Арсеньев Н.С. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала XX века / Н.С. Арсеньев // Воспоминания о серебряном веке / сост., авт., предисл. и коммент. В. Крейд. - М.: Республика, 1993. - С. 300-311.
П.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - Л.: Музгиз, 1963. - Кн. 1 и 2. - 380 с.
12.Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1979. - 344 с.
13.Асафьев Б.В. С.В. Рахманинов / Б.В. Асафьев. - М.: Искусство, 1945. - 27 с.
14.Бальмонт К.Д. Поэзия как волшебство / К.Д. Бальмонт. - М.: Скорпион, 1915. -93 с.
15.Бажанов Н.Д. Рахманинов / Н.Д. Бажанов. - М.: Молодая гвардия, 1962. - 447 с.
16.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
17.Бекетова Н.В. Сергей Рахманинов: на грани миров (личность как символ культурного цикла) / Н.В. Бекетова // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. -С. 11-41.
18.Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. - М.: Республика, 1994. -525 с.
19.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке /А.Н. Бенуа / Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. - М.: Республика, 1995. - 446 с.
20.Бердяев Н.А. К философии трагедии. Морис Метерлинк / Бердяев Н.А. // Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. - М.: Искусство, 1994. -С. 187-210
21.Бердяев Н.А. Кризис искусства (Репринтное издание) / Н.А. Бердяев. - М.: СП Интерпринт, 1990. - 48 с.
22.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М., 1989.608 с.
23.Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда / Н.А. Бердяев // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. - М., 1990. - С. 5-26.
24.Блок А.А. «Без божества, без вдохновенья» / А.А. Блок // Собр. соч. Т. 6. - М.-Л.: 1962. - С. 175-176
25.Блок А.А. Об искусстве и критике [Электронный ресурс] / А.А. Блок. - Режим доступа: Ы1р://Ыок.Ш-т& .ru/blok/kritika/ob-iskusstve-i-kritike.htm (дата обращения: 20.07.2021).
26.Блок А.А. Стихия и культура [Электронный ресурс] / А.А. Блок. - Режим доступа: http://az.lib.rU/b/blok_a_a/text_1908_stihiya_i_kultura.shtml (дата обращения: 20.07.2021).
27.Бобровский В.П. Монотематизм / В.П. Бобровский // Музыкальная энциклопедия. Т. 3 - М., 1976. - С. 647-649.
28.Бобровский В.П. О музыкальном мышлении Рахманинова / В.П. Бобровский // Сов. музыка. - 1985. - № 7. - С. 88-92.
29.Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы / В.П. Бобровский. - М.: Музыка, 1977. - 332 с.
30.«Становление» [Электронный ресурс]. // Большой современный толковый словарь русского языка 2010-2021. - Режим доступа: https://slovar.cc/rus/tolk/111743.html (дата обращения: 20.07.2021).
31.Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца Х1Х-начала ХХ века / Е.А. Борисова, Т.П. Каждан. - М.: Наука, 1971. - 237 с.
32.Бородин Б.Б. Рахманинов в контексте русской зарубежной культуры / Б.Б. Бородин // Наследие Рахманинова в культурном универсуме: сб. ст. по материалам Международного симпозиума 21-23 марта 2013 года / науч. ред. и сост. М.Р. Черная. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 39-51.
33.Бородин Б.Б. С.В. Рахманинов и русская зарубежная культура: мотив изгнания / Б.Б. Бородин // Композитор и исполнитель: очерки. - Пермь, 2001. - С. 50-60.
34.Бородин Б.Б. Сны о России / Б.Б. Бородин // Музык. академия. - 2003. - № 3. -С.178-182.
35.Брюсов В.Я. Ключи тайн / В.Я. Брюсов // Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала XX века: Лит. манифесты и худож. практика. Хрестоматия / Сост. А.Г. Соколов. - М.: Высш. шк., 1988. - 367 с.
36.Брюсов В.Я. Русские символисты [Электронный ресурс] / В.Я. Брюсов. - Режим доступа: http://az.lib.rU/b/briusow_w_i/text_1894_ot_izdatelya.shtml (дата обращения: 20.07.2021).
37.Брянцева В.Н. С.В. Рахманинов / В.Н. Брянцева. - М.: Сов. композитор, 1976. -646 с.
38.Брянцева В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова / В.Н. Брянцева. - М.: Музгиз, 1966. - 205 с.
39.Валькова В.Б. «Микротематизм»: метаморфозы и научные ресурсы музыковедческого анализа / В.Б. Валькова // Музыкальная академия. - 2019. -№ 3. - С. 198-217.
40.Валькова В.Б. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление / В.Б. Валькова // Музыка и миф: сб. трудов / Гос. музык.-пед. ин-т им. Гнесиных. -М., 1992. - Сб. 118. - С. 40-61.
41.Валькова В.Б. С.В. Рахманинов: летопись жизни и творчества. Ч. 1: 1873-1899 / В.Б. Валькова. - Тамбов: Изд-во Р.В. Першина, 2017. - 276 с.
42.Валькова В.Б. Символика сна в поэме С. Рахманинова «Колокола» / В.Б. Валькова // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 15-16 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И.Н. Вановская. -Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - С. 148-156.
43.Васильев Ю.В. Ещё раз о проблеме «Рахманинов и символизм» / Ю.В. Васильев // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. - С. 131-166.
44.Васильев Ю.В. Рахманинов и джаз / Ю.В. Васильев // С.В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1943): материалы науч. конф. / Ред.-сост. А.И. Кандинский. - М., 1995 - С. 172-184.
45.Выгодский Н.Я. Небесная «идиллия» или фашизм в поповской рясе / Н.Я. Выгодский // Пролетарский музыкант. - 1931. - № 2. - С. 27-28.
46.Ведмецкая Н.В. Концепция художественного творчества русского символизма: философский анализ (А. Белый, Вяч. Иванов, В. Брюсов) / дисс. ... канд. филос. наук 09.00.03. / Н.В. Ведмецкая. - М., 1987. - 169 с.
47.Воеводкина Н.В. Мифологема острова в произведениях С.В. Рахманинова / Н.В. Воеводкина // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 15-16 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка» / Ред.-сост. И.Н. Вановская -Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - С. 156-163.
48.Воспоминания о серебряном веке / сост., авт., предисл. и коммент. В. Крейд. -М.: Республика, 1993. - 559 с.
49.Воспоминания о Рахманинове. [В 2 т.] Т. 1 / Сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. - Изд. 4-е, доп. - М.: Музыка, 1974. - 480 с.
50.Воспоминания о Рахманинове. [В 2 т.] Т. 2 / Сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. - Изд. 4-е, доп. - М.: Музыка, 1974. - 575 с.
51.Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / Вступ. статья Э.П. Гомберг-Вержбинской и Ю.Н. Подкопаевой; Коммент. Э.П. Гомберг-Вержбинской, Ю.Н. Подкопаевой, И.Н. Карасик. - Л.: Искусство, 1976. - 383 с.
52.Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка ХХ века: очерки / 2-е изд. / Л.Е. Гаккель. - Л.: Сов. композитор, 1990. - 286 с.
53.Ганзбург Г.И. Стилевой кризис Рахманинова: сущность и последствия / Г.И. Ганзбург // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. - С. 263-269.
54.Георгиевская О.В. К проблеме полифонии С. В. Рахманинова. / О.В. Георгиевская // Фортепиано. -2003. - №4. - С. 11-17.
55.Голота А. Апология модерна / А. Голота. - М.: 1994. - 17 с.
56.Городецкий С.М. Некоторые течения в современной русской поэзии [Электронный ресурс] / С.М. Городецкий. - Режим доступа: https://gumilev.rU/acmeism/5/ (дата обращения: 20.07.2021).
57.Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна: Концепции. Направления. Мастера / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. - 2-е изд. - СПб.: Стройиздат, 1994. - 359 с.
58.Гумилёв Н.С. Анатомия стихотворения [Электронный ресурс] / Н.С. Гумилёв. -Режим доступа: https://gumilev.rU/clauses/4/ (дата обращения: 20.07.2021).
59.Гумилёв Н.С. Наследие символизма и акмеизм [Электронный ресурс] / Н.С. Гумилёв. - Режим доступа: https://gumilev.ru/clauses/2/ (дата обращения: 20.07.2021).
60.Гусарова А.П. Мир искусства / А.П. Гусарова. - Л.: Художник РСФСР, 1972. -97 с.
61.Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. Спецкурс, тексты лекций / М.Н. Дарвин. - Кемерово, 1997. - 40 с.
62.Демченко А.И. «Здесь русский дух...». К 145-летию со дня рождения С.В. Рахманинова / А.И. Демченко // Проблемы музыкальной науки. - 2018. -№1. - С. 81-87.
63.Демченко А.И. Творчество Рахманинова и магистрали художественного процесса его времени / А.И. Демченко // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. - С. 42-52.
64.Дмитриева Н.А. Михаил Александрович Врубель / Н.А. Дмитриева. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 184 с.
65.Димитров С.И. Эстетические программы французских и русских символистов: дисс. ... доктора филос. наук 09.00.03 / С.И. Димитров. - М., 1982. - 392 с.
66.Егорова Б.Ф. Мотив острова в творчестве С.В. Рахманинова. К проблеме: Рахманинов и культура модерна / Б.Ф. Егорова. // Рахманинов в художественной культуре его времени. Тезисы докладов науч. конф. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1994. - С. 9-12.
67.Жабинский К.А. Загадка «Монны Ванны» (Маргиналии к незавершённой опере Рахманинова) /К.А. Жабинский. // Рахманинов в художественной культуре его времени. Тезисы докладов науч. конф. - Ростов н/Д.: Изд-во РГК, 1994. - С. 3337.
68.Житомирский Д.В. Фортепианное творчество Рахманинова / Д.В. Житомирский. // Сов. музыка. - М.; Л., 1945. - Сб. 4 - С. 80-103.
69.Зенкин К.В. Программный симфонизм Рахманинова / К.В. Зенкин // Наследие Рахманинова в культурном универсуме: сб. ст. по материалам Международного симпозиума 21-23 марта 2013 года / Науч. ред. и сост. М.Р. Черная. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 158-167. 70.Зенкин К.В. «Фауст» в музыке С.В. Рахманинова / К.В. Зенкин // Гёте в русской
культуре ХХ века: сб. ст. / под ред. Г.В. Якушевой. - М., 2001. - С. 182-191. 71.Зенкин К.В. Фаустовская тема в Первой фортепианной сонате Рахманинова / К.В. Зенкин // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. - С. 109-119. 72.Зрелищные искусства. Музыка / Русская художественная культура конца Х1Х -начала ХХ века: сб. ст. / Кн. 1. / Ред. коллегия: д-р искусствоведения А.Д. Алексеев и др. - М.: Наука, 1968. - 442 с. 73.Зрелищные искусства. Музыка / Русская художественная культура конца Х1Х -начала ХХ века: сб. ст. / Кн. 3. / ред. коллегия: д-р искусствоведения
A.Д. Алексеев и др. - М.: Наука, 1977. - 511 с.
74.Иванов В.И. Собрание сочинений [в 4 т.] / В.И. Иванов. - Т. 2. - Брюссель, 1974. -852 с.
75.Иванов В.И. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория /
B.И. Иванов / Вступ. ст., предисл. Аверинцева С.С. - М.: Искусство,1995. - 669 с.
76.Из архива К. Игумнова / Сов. музыка. - 1946. - №1. - С. 84-89
77.Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство / Русская художественная культура конца Х1Х - начала ХХ века: сб. ст. / Кн. 2. / ред. коллегия: д-р искусствоведения А.Д. Алексеев и др. - М.: Наука, 1969. - 401 с.
78.Казанцева Л.П. Семантика тональности в музыке Рахманинова / Л.П. Казанцева // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. - С. 347-365.
79.Калошина Г.Е., Шапарчук О.В. О фаустианстве Рахманинова (на примере Рапсодии на тему Паганини) / Г.Е. Калошина, О.В. Шапарчук // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. - С. 82-108.
80.Карачевская М.А. «Розариум» М.Ф. Гнесина и камерная вокальная музыка Серебряного века / М.А. Карачевская // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2009. -№ 3 - С. 177-190.
81.Кандинский А.И. С.В. Рахманинов (1873-1943) / А.И. Кандинский // История русской музыки: учебник для исполн. фак. консерваторий / общ. ред. Н.В. Туманиной. - М., 1960. - Т.3. - Гл. 11. - С. 237-292.
82.Кандинский А.И. «Симфонические танцы» Рахманинова (к проблеме историзма) / А.И. Кандинский // Алексей Иванович Кандинский: воспоминания. Статьи. Материалы / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. истории рус. музыки; ред.: Е. Г. Сорокина и др. - М. : Прогресс-Традиция, 2005. - С. 99-147.
83.Кандинский А.И. Хоровой цикл ор. 31 Рахманинова в контексте литургического богослужения / А.И. Кандинский // С.В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1943): материалы науч. конф. / Ред.-сост. А.И. Кандинский. -М., 1995. - С. 15-28.
84.Кандинский-Рыбников А. Проблема Судьбы и автобиографичность в искусстве С.В. Рахманинова / А. Кандинский // С.В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1943): материалы науч. конф. / Ред.-сост. А.И. Кандинский. -М., 1995 - С. 90-110.
85.Картины мира в искусстве: Штрихи к портрету эпохи: / материалы конф. Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобразит. искусств. - М.: НИИ теории и истории изобразит. искусств, 1994. - 214 с.
86.Кассу Ж. Энциклопедия символизма: живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка [пер. с фр. Н.В. Кисловой, Н.Т. Пахсарьян] / Ж. Кассу. - М.: Республика, 1998. - 428 с.
87.Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время / Ю.В. Келдыш. - М.: Музыка, 1973. -472 с.
88.Киселев М.Ф. Символизм и модерн в художественной культуре конца Х1Х -начала ХХ века. Проблемы стиля / М.Ф. Киселев // «Человек и природа». - 1992. -№ 10. - С. 16-40.
89.Кириченко Е.И. Фёдор Шехтель / Е.И. Кириченко. - М.: Стройиздат, 1973. - 141 с.
90.Коган Г.М. Работа пианиста / Г.М. Коган. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 201 с.
91.Коробова А.Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность / Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, Каф. теории музыки / А.Г. Коробова. - М.: МГК, 2007. - 172 с.
92.Кривошей И.М. Феномен театра в культуре Серебряного века и романсы Сергея Рахманинова / И.М. Кривошей // Путь в большую науку. К 10-летию Диссертационного совета: сб. ст. / Ростов. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. - Ростов н/Д., 2007. - С. 68-80.
93.Кузнецов И.К. Теоретические основы полифонии ХХ века: исследование / И.К. Кузнецов. - М.: НТЦ «Консерватория», 1994. - 285 с.
94.Левая Т.Н. Рахманинов в зеркале отечественной музыкальной публицистики (заметки к проблеме) / Т.Н. Левая // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. - С. 53-66.
95.Левая Т.Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи / Т.Н. Левая. - М.: Музыка, 1991. - 164 с.
96.Левая Т.Н. Скрябин и символизм: взгляд на искусство [Электронный ресурс] / Т.Н. Левая. - Режим доступа: http://opentextnn.ru/music/personalii/skrjajabin-a-n/levaja-tamara-skrjaЫn-i-simvolizm-vzgljad-na-iskusstvo/ (дата обращения: 20.07.2021).
97.Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е.Я. Либерман. - М.: Музыка, 1988. - 234 с.
98.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1995. - 319 с.
99.Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / А.Ф. Лосев / послесл. В.В. Бычкова, М.М. Гамаюнова. - М.: Мысль, 1995. - 944 с.
100. Лотман Ю.М. Русский дендизм / Ю.М. Лотман // Беседы о русской культуре -СПб.: Искусство - СПБ, 1994. - С. 60-66.
101. Лукина Г.У. Творчество С.И. Танеева в свете русской духовной традиции: Монография / Г.У. Лукина. - М.: Изд.-во «Композитор», 2015. - 364 с.
102. Ляхович А.В. Символика в поздних произведениях Рахманинова: монография / А.В. Ляхович // Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка». -Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013. - 184 с.
103. Медушевский В.В. Духовные тайны фактуры в музыке Рахманинова / В.В. Медушевский // Рахманинов: на переломе столетий: сб. ст. по материалам Третьего Междунар. науч.-теорет. симпозиума / ред.-сост. Л.Н. Трубникова. -Харьков, 2006. - Вып. 3. - С. 5-12.
104. Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки / В.В. Медушевский // Музыкальная академия. - 1992. - №3. - С. 54-58.
105. Медушевский В.В. Творчество Рахманинова: подвиг несения традиции /
B.В. Медушевский // Рахманинов: на переломе столетий: сб. ст. по материалам Третьего Междунар. науч.-теорет. симпозиума / ред.-сост. Л.Н. Трубникова. -Харьков, 2006. - Вып. 2. - С. 15-21.
106. Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы [Электронный ресурс] / Д.С. Мережковский. - Режим доступа: http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_1893_o_prichinah_upadka.shtml (дата обращения: 20.07.2021).
107. Мерзлов А.Н. Варианты нотного текста Сонаты для фортепиано № 1 Сергея Рахманинова / А.Н. Мерзлов // Проблемы музыкальной науки. - 2019. - № 3.
C. 62 - 70.
108. Мерзлов А.Н. Вокальный цикл Сергея Рахманинова «Шесть стихотворений» для голоса и фортепиано, ор. 38: особенности музыкального содержания и
формы / А.Н. Мерзлов // Художественное образование и наука. - 2021. - № 1. -С. 68-79.
109. Мерзлов А.Н. К вопросу о творческих параллелях между С.В. Рахманиновым и М.А. Врубелем / А.Н. Мерзлов // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. - 2019. - Вып. 16. - С. 194-198.
110. Мерзлов А.Н. О «руководящей идее» Первой фортепианной сонаты ор. 28 Сергея Рахманинова / А.Н. Мерзлов // Музыковедение. - 2021. - № 4. - С. 3-11.
111. Мерзлов А.Н. Первая Симфония ор. 13 Сергея Рахманинова: последствия творческого кризиса / А.Н. Мерзлов // Проблемы музыкальной науки. - 2021. -№ 1. - С. 38-47.
112. Мерзлов А.Н. С.В. Рахманинов и М.А. Врубель: творческие параллели / А.Н. Мерзлов // ИКОНИ. - 2019. - № 1. - С. 141-146.
113. Метнер Н.К. Муза и мода (защита основ музыкального искусства) / Н.К. Менер. - Париж: Ymca-press, 1978. - 154 с.
114. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов / Я.И. Мильштейн. - М.: Музыка, 1975. - 471 с.
115. Михайленко Л.А. Стиль модерн и творчество русских композиторов начала ХХ века: авт. дис. ... канд. иск. 17.00.02 / Л.А. Михайленко. - Рос. академия музыки. - М., 1998 - 24 с.
116. Назайкинский Е.В. Символика скорби в музыке Рахманинова (к прочтению Второй симфонии) / Е.В. Назайкинский // С.В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1943): материалы науч. конф. / Ред.-сост. А.И. Кандинский. - М., 1995. - С. 29-41.
117. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Назайкинский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -248 с.
118. Нащокина М.В. Московский модерн / М.В. Нащокина / 4-е изд., пересм., испр. и доп. / Рос. акад. архитектуры и. строит. наук, НИИ теории и истории архитектуры и градостр-ва. - СПб.: Коло, 2015.- 792 с.
119. Оссовский А.В. Воспоминания. Исследования / А.В. Оссовский / общ. ред. и вступ. статья Ю. Кремлёва / сост., подгот. к публикации, предисл. и примеч. В. Смирнова. - Л.: Музыка, 1968. - 440 с.
120. Оцуп Н.А. Серебряный век русской поэзии / Н.А. Оцуп // Числа - Кн. 7-8 -Париж, 1933. - С. 174-178.
121. Поспелова Н.И. Скрябин и символизм: авт. дис. ... кандидата иск.: 17.00.02 / Н.И. Поспелова - ВНИИ искусствознания. - Москва, 1989. - 18 с.
122. Протопопов В.В. Позднее симфоническое творчество С.В. Рахманинова / В.В. Протопопов // С.В. Рахманинов: сб. ст. и материалов / под ред. Т.Э. Цытович. - М.; Л., 1947. - С. 130-149.
123. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль: Избранные статьи / Вып. 1. Проблемы пианистической стилистики / Д.А. Рабинович. - М.: Сов. композитор, 1979. -320 с.
124. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль: Избранные статьи / Вып. 2. Критико-публицистические этюды / Д.А. Рабинович. - М.: Сов. композитор, 1981. - 229 с.
125. Рахманинов С.В. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном: [пер. с англ.] / С.В. Рахманинов. - М.: Радуга, 1992. - 256 с.
126. Рахманинов С.В. Литературное наследие / С.В. Рахманинов. - [В 3 т.]. - Т. 1 Воспоминания, статьи, интервью, письма. - М.: Сов. композитор, 1978. - 648 с.
127. Рахманинов С.В. Литературное наследие. / С.В. Рахманинов. - [В 3 т.]. - Т. 2 Письма. - М.: Сов. композитор, 1980. - 584 с.
128. Рахманинов С.В. Литературное наследие / С.В. Рахманинов. - [В 3 т.]. - Т. 3 Письма. - М.: Сов. композитор, 1980. - 574 с.
129. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел: [Пер. с англ.] / О. Ронен. -М.: ОГИ, 2000. - 150 с.
130. Россихина В.П. Оперный театр С. Мамонтова / В.П. Россихина. - М.: Музыка, 1985. - 238 с.
131. Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала ХХ века / Е.А. Ручьевская. - М.; Л., 1966. - 111 с.
132. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России / Л.Л. Сабанеев // предисл. Т.Ю. Масловская, коммент. С.В. Грохотов. - М.: Классика-XXI, 2004. - 263 с.
133. Сарабьянов Д.В. Модерн: История стиля / Д.В. Сарабьянов. - М.: Галарт, 2001. - 343 с.
134. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн / Д.В. Сарабьянов. - М.: Искусство, 1989. -294 с.
135. Сарафанникова Н.В. P.S. о микротематизме / Н.В. Сарафанникова // Музык. академия. - 2009. - № 3. - С. 146-149.
136. Сахарова Г.П. Об иконографии Сергея Рахманинова в прижизненных изображениях художников / Г.П. Сахарова // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 1516 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; Ред.-сост. И.Н. Вановская. - Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - С. 258-264.
137. Сенков С.Е. Гений признанный и непонятый / С.Е. Сенков // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 15-16 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; Ред.-сост. И.Н. Вановская. - Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - С. 13-17.
138. Сенков С.Е. Специфика стиля и проблемы интерпретации фортепианных сонат и вариаций С.В. Рахманинова: авт. дисс. ... канд. иск.: 17.00.02 / С.Е. Сенков. - М.: МГК, 1991. - 26 с.
139. Сенков С.Е. Первая фортепианная соната С.В. Рахманинова: История. Концепция. Судьба. / С.Е. Сенков // С.В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1993). Материалы науч. конф. / ред.-сост. А.И. Кандинский. - М.: МГК, 1995. - С. 110-120.
140. Серебрякова Л.А. Некоторые черты стиля модерн в «Свадебке» И. Стравинского / Л.А. Серебрскова // Музыка. Культура. Человек: Сб. научных трудов. - Свердловск: Изд-во Уральского университета им. А. Горького, 1988. -С.163-179.
141. Серебряный век / Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М.: Интелвак. 2001. - С. 966-971
142. Скафтымова Л.А. Вокально-симфоническое творчество С.В. Рахманинова и русская кантата начала XX века / Л.А. Скафтымова. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2009. - 256 с.
143. Скафтымова Л.А. С. Рахманинов: особенности позднего периода творчества / Л.А. Скафтымова // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 15-16 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; Ред.-сост. И.Н. Вановская. -Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - С. 56-63.
144. Скафтымова Л.А. О Dies Irae у Рахманинова / Л.А. Скафтымова. // С.В. Рахманинов: к 120-летию со дня рождения (1873-1943): материалы науч. конф.: сб. ст. / Ред.-сост. А.И. Кандинский. - М.: МГК, 1995. - С. 84-89.
145. Скворцова И.А. С.В. Рахманинов и стиль модерн: параллели и различия / И.А. Скворцова // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 15-16 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; Ред.-сост. И.Н. Вановская. -Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - С. 50-55.
146. Скворцова И.А. Принципы модерна в творчестве Рахманинова / И.А. Скворцова // Музыкальная академия. - 2014. - № 3. - С. 111-119.
147. Скворцова И.А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков / И.А. Скворцова. - М.: Композитор, 2009. - 353 с.
148. Скворцова И.А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков: авт. дисс. ... док. иск.: 17.00.02 / И.А. Скворцова. - М.: МГК, 2010. - 37 с.
149. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 446 с.
150. Скурко Е.Р. Некоторые аспекты преломления интегрирующего метода развития в инструментальной музыке Рахманинова / Е.Р. Скурко //
С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 15-16 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; Ред.-сост. И.Н. Вановская. - Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - С. 164-174.
151. Скурко Е.Р. Творчество Рахманинова и некоторые проблемы развития национальных музыкальных культур / Е.Р. Скурко // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. -С.120-130.
152. Смирнов М. А. Русская фортепианная музыка / М.А. Смирнов. - М. : Музыка, 1983. - 336 с.
153. Соколов О.В. Музыкальная картина и поэма как жанровые компоненты сочинений Рахманинова / О.В. Соколов // Рахманинов в художественной культуре его времени. Тезисы докладов науч. конф. - Ростов н/Д.: Изд-во РГК, 1994. -С. 41-43.
154. Соколова О.И. Симфонические произведения Рахманинова / О.И. Соколова. - М.: Музгиз, 1957. - 136 с.
155. Соловцов А.А. С.В. Рахманинов / А.А. Соловцов. - М.; Л.: Гос. музык. изд-во, 1947. - 114 с.
156. Сологуб Ф.К. Искусство наших дней [Электронный ресурс] / Ф.К. Сологуб. -Режим доступа: http://az.lib.rU/s/sologub_f/text_1915_iskusstvo_nashih_dney.shtml (дата обращения: 20.07.2021).
157. Сологуб Ф.К. Победа смерти [Электронный ресурс] / Ф.К. Сологуб. - Режим доступа: http://az.lib.ru/s/sologub_f/text_0210.shtml (дата обращения: 20.07.2021).
158. Соловьёв В.С. «Милый друг, иль ты не видишь.» [Электронный ресурс] / В.С. Соловьёв. - Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/milyj-drug-il-ty-ne-vidish-solovev-vladimir/ (дата обращения: 20.07.2021).
159. Соловьёв В.С. Импрессионизм мысли / В.С. Соловьёв // Собрание сочинений Владимира Соловьёва [в 9 т.] / предисл. М. Соловьёв / Т. 8 - СПб.: Обществ. польза, 1903. - с. 73-79.
160. Сорокина Е.Г. Фортепианные сонаты С.В. Рахманинова / Е.Г. Сорокина // Из истории русской и советской музыки. / сост. А.И. Кандинский. - М.: Музыка, 1976. Вып. 2. - С. 146-180.
161. Спист Е.А. Драматургия музыкального цикла как отражение взаимодействия музыки и слова (на примере «Шести стихотворений для голоса с фортепиано» ор. 38 С. Рахманинова) / Е.А. Спист // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. - 2015. - № 2. - С. 77-85.
162. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков / Г.Ю. Стернин. - Ин-т истории искусства М-ва культуры СССР. - М.: Искусство, 1970. - 293 с.
163. Суздалев П.К. Врубель. Музыка. Театр / П.К. Суздалев. - М.: Изобраз. искусство, 1983. - 368 с.
164. Тютчев Ф.И. «Silentium!» [Электронный ресурс] / Ф.И. Тютчев. - Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/ 1281/p.1/index.html (дата обращения: 20.07.2021).
165. Уайльд О. Упадок искусства лжи [Электронный ресурс] / О. Уайльд. - Режим доступа: http://lib.ru/WILDE/esse_upadok.txt (дата обращения: 20.07.2021).
166. Федосова Э.П. Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы ор. 38 (проблемы цикла) / Э.П. Федосова // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. / Ростов н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. - С. 412-421.
167. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. - М.: Музыка, 1969. -600 с.
168. Ханнанов И.Д. Сложности теоретического подхода к музыке Сергея Рахманинова / И.Д. Ханнанов // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 15-16 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; Ред.-сост. И.Н. Вановская. -Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - С. 174-186.
169. Ходасевич В.Ф. Конец Ренаты [Электронный ресурс] / В.Ф. Ходасевич. -Режим доступа: http://az.lib.ru/p/petrowskaja_n_i/text_0010.shtml (дата обращения: 20.07.2021).
170. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: учеб. пособие / В.Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2002. - 369 с.
171. Холопова В.Н. Три стороны музыкального содержания / В.Н. Холопова // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы 1 Рос. науч.-практ. конф. 4-5 дек. 2000 г., г. Москва / отв. ред.-сост. В.Н. Холопова. - М.; Уфа, 2002. -С. 55-76.
172. Цахер И.О. Типология музыкального мышления С.И. Танеева (на примере камерно-инструментальных ансамблей): авт. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / И.О. Цахер. - М., 1995. - 24 с.
173. Цуккерман В.А. Соната си минор Ф. Листа / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1984. - 112 с.
174. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.
175. Черная М.Р. Апофеоз фигурационности как авторский знак в фортепианной фактуре у С.В. Рахманинова / М.Р. Черная // Наследие Рахманинова в культурном универсуме: сборник статей по материалам Международного симпозиума 21-23 марта 2013 года / Науч. ред. и сост. М.Р. Черная - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 180-204.
176. Шабунова И.М. Стилистика симфонической поэмы «Остров мёртвых» Рахманинова / И.М. Шабунова // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2005. - С. 201-210.
177. Шевляков Е.Г. Рахманинов современный и «несовременный» / Е.Г. Шевляков // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему: сб. ст. / ред.-сост. А.М. Цукер. - Ростов н/Д., 1994. - С. 6-16.
178. Шелудякова О.Е. «Чужое слово» в стилевой системе С. Рахманинова / О.Е. Шелудякова // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 15-16 мая 2013 года / Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка»; Ред.-сост. И.Н. Вановская. -Ивановка: РИО МУРИ, 2014. - С. 112-119.
179. Шкарупа В.Д. Синтез художественного и виртуозного начал в этюдах-картинах ор. 39 С.В. Рахманинова / В.Д. Шкарупа // Музыка в системе культуры. Вып. 8 / Ред.-сост.: Б.Б. Бородин. - Екатеринбург: УГК, 2014. - С. 258-286.
180. Шруба М. Среды Иванова / М. Шруба // Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890—1917 годов: Словарь. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - С. 60-63.
181. Энгель Ю.Д. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке 1898-1918 гг. / Ю.Д. Энгель / сост., ред., коммент. и вступ. статья И. Кунина. -М.: Сов. композитор, 1971. - 524 с.
182. Янковский М.О. Н.И. Забела-Врубель / М.О. Янковский. - М.: Музгиз, 1953. - 143 с.
183. Against the forced labor in USSR. Collective letter / New York Times. - 1931. -12 January. - P. 1.
184. Andriessen J. Rachmaninow / J. Andriessen - Amsterdam: [s.n.], 1950. - 182 p.
185. Baker V. The Harmonic Style of Sergei Rachmaninoff in the Vesper Mass, op. 37 / V. Baker. - New York: Univ. of Rochester, 1942. - 77 p.
186. Bertensson S. Sergei Rachmaninoff, a Lifetime in Music / S. Bertensson. - New York: New York Univ. Press, 1956. - 464 p.
187. Blom E. Rachmaninov / E. Blom // Grove's Dictionary of Music and Musicians. -5th ed. - New York, 1954. - Vol. 7. - P. 27.
188. Cavanaugh J. The Piano Music of Rachmaninoff: Structure, Form and Performance Problems / J. Cavanaugh. - USA: Univ. of Wisconsin, 1961. - 176 p.
189. Culshaw J. Rachmaninov: The Man and His Music / J. Culshaw. - New York: Oxford Univ. Press, 1950. - 174 p.
190. Cunningham R.E. Sergei Rachmaninoff: a Bio-Bibliography / R.E. Cunningham. -England: Greenwood Press, 2000. - 368 p.
191. D'Antoni C.A. Rachmaninov — Personalita e poetica / C.A. D'Antoni. - Roma: Bardi Editore, 2003. - 400 p.
192. Garrison M. Rachmaninoff: Life, Works, Recordings / M. Garrison. - New York: Continuum, 2006. - 432 p.
193. Gronowicz A. Rachmaninov / A. Gronowicz. - New York: E.P. Dutton and company, inc., 1946. - 153 p.
194. Ivanova A. Rachmaninov's Piano Concertos: The Odyssey of a Stylistic Evolution / A. Ivanova - Univ. of Maryland. - USA, 2006. - 108 p.
195. Johnston B.A. Harmony and Climax in the Late Works of Sergei Rachmaninoff / B.A. Johnston. - USA: Univ. of Michigan, 2009. - 306 p.
196. Kang H. Rachmaninoff's Rhapsody on a Theme by Paganini: Analysis and Discourse / H. Kang. - Univ. of North Texas. - USA, 2004. - 180 p.
197. Lyle W. Rachmaninoff: a biography / W. Lyle - New York: AMS Press, 1976. -180 p.
198. Mackintosh A. Symbolism and Art Nouveau / A. Mackintosh. - London: Thames and Hudson, cop., 1975. - 64 p.
199. Martin B. Rachmaninoff, Composer, Pianist, Conductor / B. Martin. - England: Scholar Press, 1990. - 584 p.
200. Matthew-Walker R. Rachmaninoff / R. Matthew-Walker. - London; New York: Omnibus Press, 1984. - 133 p.
201. Norris G. Rakhmaninov / G. Norris. - London: Dent, 1976. - 211 p.
202. Norris G. Rakhmaninov / G. Norris // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. S. Sadie. - London, 1980. - Vol. 20. - P. 707-717.
203. Piggott P. Rachmaninov / P. Piggot. - London: Faber & Faber, 1978. - 110 p.
204. Piggott P. Rachmaninov Orchestral Music / P. Piggot - Seattle: Univ. of Washington Press, 1974. - 60 p.
205. Sanborn P. Fourth Concerto by Rachmaninov / P. Sanborn // New York Evening Telegram. - 1927. - 23 March.
206. Simpson A. Dear Re: A Glimpse into the Six Songs of Rachmaninoff's Opus 38 / A. Simpson. - College Music Symposium, Vol. 24. - No. 1 (Spring, 1984) - P. 97-106.
207. Sorabdji K. Rachmaninoff's Rhapsody on the Theme by Paganini / K. Sorabdji // New English Weekly. - 1935. - 4 April (№ 520).
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Перечень примеров
ГЛАВА 1
Пример 1.................................................................................................................46
Пример 2.................................................................................................................46
Пример 3.................................................................................................................47
Пример 4.................................................................................................................48
Пример 5.................................................................................................................48
Пример 6.................................................................................................................50
Пример 7.................................................................................................................51
Пример 8.................................................................................................................52
Пример 9.................................................................................................................53
Пример 10...............................................................................................................53
Пример 11...............................................................................................................65
Пример 12...............................................................................................................66
Пример 13...............................................................................................................67
Пример 14...............................................................................................................67
Пример 15...............................................................................................................67
Пример 16...............................................................................................................68
Пример 17...............................................................................................................68
Пример 18...............................................................................................................69
Пример 19...............................................................................................................69
Пример 20...............................................................................................................71
Пример 21...............................................................................................................72
Пример 22...............................................................................................................72
Пример 23...............................................................................................................74
Пример 24...............................................................................................................75
Пример 25...............................................................................................................76
Пример 26...............................................................................................................76
Пример 27...............................................................................................................77
Пример 28...............................................................................................................78
Пример 29...............................................................................................................79
Пример 30...............................................................................................................80
Пример 31...............................................................................................................86
Пример 32...............................................................................................................87
183 ГЛАВА 2
Пример 33...............................................................................................................101
Пример 34...............................................................................................................101
Пример 35...............................................................................................................102
Пример 36...............................................................................................................103
Пример 37...............................................................................................................105
Пример 38...............................................................................................................106
Пример 39...............................................................................................................106
Пример 40...............................................................................................................108
Пример 41...............................................................................................................108
Пример 42...............................................................................................................114
Пример 43...............................................................................................................118
Пример 44...............................................................................................................118
Пример 45...............................................................................................................129
Пример 46...............................................................................................................130
Пример 47...............................................................................................................131
Пример 48...............................................................................................................132
Пример 49...............................................................................................................135
Пример 50...............................................................................................................135
Пример 51...............................................................................................................136
Пример 52...............................................................................................................137
Пример 53...............................................................................................................137
Пример 54...............................................................................................................139
Пример 55...............................................................................................................140
Пример 56...............................................................................................................140
Пример 57...............................................................................................................141
Пример 58...............................................................................................................141
Пример 59...............................................................................................................142
Пример 60...............................................................................................................143
Пример 61...............................................................................................................143
Пример 62...............................................................................................................144
Пример 63...............................................................................................................145
Пример 64...............................................................................................................145
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.