Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве русских композиторов XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Лобзакова, Елена Эдуардовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Лобзакова, Елена Эдуардовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Специфика соотношения светского и религиозного в музыкальном произведении: постановка проблемы, аспекты изучения.
1.1. Светская и религиозная традиции в русской музыке XIX начала XX века.
1.2. Взаимодействие светской и религиозной традиций как авторская стилевая идея.
1.3. Два методологических подхода к интерпретации взаимодействия традиций в музыкальном произведении.
ГЛАВА 2. Теоретико-методологическое обоснование анализа взаимодействия светской и религиозной традиций средствами сакрального символа.
2.1. Феномен символа и его осмысление в русской культуре.
2.2. Символ как методологическое основание интерпретации музыкального произведения, синтезирующего религиозную и светскую традиции.
ГЛАВА 3. Диалог традиций в творчестве М. И. Глинки: опыты «перспективной ретроспекции».
3.1. «Херувимская»: каноническая модель в условиях авторского стиля.
3.2. Адаптация религиозной традиции как постоянно действующий фактор светских произведений Глинки.
ГЛАВА 4. Взаимодействие традиций как источник концепции в творчестве Н. А. Римского-Корсакова.
4.1. «Воскресная увертюра на темы из Обихода»: опыт воплощения религиозного содержания в симфоническом жанре.
4.2. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»: опера в контексте поэтики православной литургии.
ГЛАВА 5. Интегрирующие свойства религиозной традиции в поэтике сочинений С. В. Рахманинова.
5.1. Духовные сочинения Рахманинова как символический текст.ИЗ
5.2. Поэтико-стилистические особенности светских произведений Рахманинова в контексте отечественной духовно-музыкальной традиции.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX-XX вв.: На прим. творчества С. В. Рахманинова1997 год, кандидат искусствоведения Урванцева, Ольга Александровна
Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция2008 год, кандидат искусствоведения Гущина, Екатерина Эдуардовна
Оперная поэтика Глинки в контексте национальных культурных традиций2002 год, кандидат искусствоведения Смагина, Елена Владимировна
Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков2011 год, доктор искусствоведения Урванцева, Ольга Александровна
Претворение литургических традиций в духовной музыке Георгия Свиридова2010 год, кандидат искусствоведения Федулова, Елена Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве русских композиторов XIX - начала XX века»
Возрастание интереса к духовному содержанию музыкальных произведений - неотъемлемая особенность современной искусствоведческой науки. Объективная картина музыкальной культуры немыслима сегодня без понимания того, что религия на протяжении многих столетий была питательной средой культуры, определяющей мировоззрение художников и мыслителей. Творчество русских композиторов XIX - начала XX века выступает пространством активного взаимодействия двух векторов, устремленных одновременно к европейской светской культуре и к отечественной духовно-музыкальной традиции. Фундаментальным качеством творчества М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. И. Танеева и других является углубление и развитие тех пластов, которые аккумулируют глубинные «родовые» знаки русской музыкальной культуры, сохраненные, в частности, в формах церковной музыки.
Пытливое внимание музыкантов устремлено к постижению сокровенных тайн древнего искусства и преломлению их в собственном авторском видении - в светских сочинениях и в композициях, предназначенных для богослужения. Такой целенаправленный интерес во многом обусловлен глубинными мировоззренческими и нравственными ориентирами русской культуры этого периода, а также самой логикой духовного и творческого становления авторов.
Взаимодействие светской и религиозной традиций, протекающее в рамках единого художественного организма музыкального произведения представляется чрезвычайно перспективным для изучения. На сегодняшний день существует достаточное количество исследований, включающих категорию религиозного в практику художественного анализа, а также затрагивающих проблематику сближения музыкально-поэтических средств духовной и светской музыки. Тем не менее, в разработке нуждаются следующие аспекты проблемы:
- процесс жанровой, композиционной и интонационной трансформации светского произведения, имеющего в своей основе мотивы и образы религиозного характера;
- механизм введения и адаптации литургического материала в условиях структурно-композиционных закономерностей светских инструментальных и вокально-инструментальных жанров;
- специфика индивидуально-авторского подхода к созданию сочинений, основанных на диалектическом соотношении религиозного и светского начал.
Изложенное позволяет обосновать актуальность данного исследования, объемлющего комплекс культурологических, музыкально-исторических и теоретических проблем.
Объектом изучения служит процесс взаимодействия светской и религиозной традиций в сочинениях Глинки, Римского-Корсакова и Рахманинова; предметом - принципы воплощения духовной темы в авторском произведении и система художественных приемов, обеспечивающих «диалог» светской и церковной музыки.
Цель исследования состоит в разработке методологических подходов к анализу светских сочинений, имеющих в основе содержательную модель сакрального характера.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- определить специфику отношений религиозного и светского в русской музыкальной культуре;
- рассмотреть функции литургических компонентов, а также формы и методы их введения в текст светского музыкального произведения;
- исследовать авторский подход, направленный на достижение синтеза различных музыкальных систем церковной и светской музыки;
- рассмотреть духовную и светскую ветви в творчестве Глинки, Рим-ского-Корсакова, Рахманинова как единое художественное пространство, отдельные сферы которого представляют разные формы диалога авторов с национальной музыкальной традицией.
В качестве материала исследования избраны светские произведения М. И. Глинки (опера «Жизнь за Царя»), Н. А. Римского-Корсакова (опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и симфоническая «Воскресная увертюра на темы из Обихода»), а также хоровые и камерно-вокальные сочинения С. В. Рахманинова. Контекстный подход к проблеме обязывает к привлечению духовно-музыкальных произведений (отдельные песнопения Глинки и Римского-Корсакова, литургические циклы Рахманинова). Выбор указанных имен определен несколькими причинами. Во-первых, необходимостью показать различные этапы взаимодействия светского и религиозного, репрезентирующие оформляющийся синтез в сочинениях Глинки (первая половина XIX века) и синтез итоговый - в произведениях Римского-Корсакова и Рахманинова (вторая половина XIX - начало XX века)1. Во-вторых, потребностью продемонстрировать неравнозначность решения исследуемой проблемы в их творчестве, обусловленную особенностями авторского стиля. Раскрыть духовный феномен личности композиторов, проследить обретение ими социального и художественного опыта, проецируемого на авторский почерк, позволяет изучение воспоминаний современников и эпистолярного наследия.
Степень изученности темы. Исследование заявленной проблемы невозможно без обращения к изучению канонической модели православного пения и способов ее реализации в условиях авторских стилей. Выяс
1 Идея рубежного синтеза, определяющего логику отечественного музыкально-культурного цикла, представлена в работах Н. Бекетовой. нению этого аспекта способствовали работы музыковедов-медиевистов XIX - начала XX века Д. Разумовского [127], С. Смоленского [140; 157]. Возрождение интереса к вопросам, связанным с русским церковным пением наблюдается в наши дни: Т. Владышевская [28], Н. Герасимова-Персидская [27; 30; 192], Н. Грузинцева [36], 3. Гусейнова, Н. Денисов, И. Лозовая, Г. Пожидаева [27; 31; 192], В. Мартынов [87 - 89], В. Протопопов [124; 125], Н. Серегина [150; 192] и другие сосредоточивают внимание на разных аспектах изучения памятников древнерусской музыки.
В этом достаточно объемном пространстве литургического музыковедения особое место занимает двухтомное исследование И. Гарднера [29], содержащее характеристику различных этапов развития русского богослужебного пения от истоков до 1917 года, а также освещающее роль отдельных композиторов в этом процессе. Изучению исторического контекста, сущности изменений, происходивших в церковном пении XIX - первой четверти XX века посвящены работы Н. Гуляницкой [37], И. Дабаевой [38; 39], С. Зверевой [44], Е. Левашева [77]. Особого внимания заслуживают диссертации О. Урванцевой, раскрывающей проблему воплощения канона русской духовной музыки в произведениях С. Рахманинова [175] и А. Ковалева, рассматривающего специфику жанра и организацию авторского литургийного цикла в творчестве русских композиторов XVIII - XIX веков [61].
К сожалению, для историков музыки, изучающих наследие Глинки и Римского-Корсакова, духовно-музыкальное творчество композиторов по-прежнему остается «невписанным» в их творческий путь и литература, освещающая эту сферу деятельности художников, практически отсутствует. Исключениями являются лишь статья П. Левандо, в которой впервые рассматриваются композиционные закономерности «Херувимской» Глинки [76]; работы М. Рахмановой, анализирующей его роль, а также роль Рим-ского-Корсакова в развитии русского богослужебного пения [132; 133].
Духовно-музыкальное творчество Рахманинова до 90-х годов XX столетия также находилось вне поля зрения отечественного музыковедения. К счастью, многочисленные исследования последних десятилетий позволяют составить более выразительную и полную картину этой сферы творчества композитора. К ним относятся изыскания А. Кандинского, анализирующего Литургию ор. 31 и Всенощное бдение в контексте богослужебного чи-нопоследования [53; 54]; В. Протопопова, исследующего методы обработки древнего напева во Всенощном бдении Рахманинова [126]; И. Дабаевой, рассматривающей духовные произведения композитора в свете музыкально-эстетических идей московской школы [40], а также публикации А. Наумова [108], М. Рахмановой [134], упоминавшаяся работа О. Урван-цевой и другие. Изучение этого аспекта полезно с точки зрения освоения принципов и методов анализа духовной музыки, а также эволюции этой ветви русской музыкальной культуры. В то же время он не полностью отражает заявленную проблематику, так как основным материалом исследования в этих работах являются жанры церковно-музыкальной традиции, ограниченные рамками канона.
Обширная библиография светского творчества Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова представлена именами музыковедов разных времен. Концепционная сложность, неоднозначность жанрово-драматургического решения рассматриваемых произведений породили огромное число литературы. Процесс ее освещения затруднен особой логикой развития исследовательской мысли, регламентируемой подчас различными идеологическими установками. В диссертации учитываются классические положения, разработанные советской школой музыкознания, которые не утеряли своего значения, но нуждаются в принципиальном углублении соответственно возникшему новому контексту знаний.
Эпохальным в развитии научной мысли о творчестве Глинки и Рим-ского-Корсакова является труд Б. Асафьева «Симфонические этюды», нити от которого протягиваются к множеству современных исследований [11]. Именно здесь впервые обозначается символический метод прочтения музыкальных произведений, а также прослеживается связь русского музыкального театра с современной ему культурной парадигмой. В последнем работа Асафьева близка суждениям, убедительно выявляющим связь оперной поэтики Глинки и Римского-Корсакова с духовными традициями эпохи. В музыкальной критике XIX века они высказаны в трудах И. Лапшина [75], В. Одоевского [114], Е. Петровского [121], А.Серова [151; 152], В. Стасова [160], Ю. Энгеля [206], В. Ястребцева [208].
Начиная с 90-х годов XX века, в современном музыкознании происходит пересмотр сложившегося понимания концепций светских произведений Глинки и Римского-Корсакова, составляющих раритетный фонд русской музыкальной культуры. Работы Г. Орлова [115], М. Рахмановой [131; 133], О. Скрынниковой [154], Н. Угрюмова [174], С. Черевань [193] рассматривают наследие композиторов в контексте художественных исканий XIX - начала XX века. Интерпретации религиозных традиций в произведениях Глинки и Римского-Корсакова посвящены изыскания Н. Бекетовой [15; 17], JI. Киселевой [59], JI. Кириллиной [60], А. Кудряшова [73], JI. Серебряковой [145; 146], Н. Серегиной [149], Е. Смагиной [156], С. Тышко [172], Т. Чередниченко [194; 195], Т. Щербаковой [200 - 202].
Велико научное значение многочисленных исследований творчества Рахманинова, опубликованных в течение последних пятнадцати лет. Обширная проблематика, связанная с вопросами осмысления творческого облика композитора в контексте времени, проникновения в тайны его личности, внутреннего мира, художественного мышления, стиля содержится в работах Н. Бекетовой [16; 18; 19], А. Демченко [144], К. Зенкина [46], Е. Рощенко (Аверьяновой) [137] и др. Принципиально важным для исследуемой проблемы является блок трудов современных ученых, в которых предпринят семиотический подход к анализу музыкальной ткапи произведений Рахманинова, их идейно-смыслового и образного наполнения. Изучение знаковой системы сочинений композитора отличает статьи А. Кандинского, Е. Назайкинского, С. Сенкова [142].
Следующая группа трудов является принципиально важной не только с информационной стороны, но и методологически; в ней намечаются подходы к исследованию сочинений, синтезирующих образные и интонационные сферы светской и духовной музыки. Один из них, предполагающий изучение языка музыки как знаковой системы, утвердился во второй трети XX века в трудах М. Арановского [5; 7; 8], И.Барсовой [12; 13], М. Бонфельда [20], Ю. Кона [66], А. Кудряшова [72; 74], В. Медушеиского [91; 92], В. Носиной [110; 111], Г. Орлова [116], Г. Тараевой [163 - 165], В. Холоповой [190], JI. Шаймухаметовой [196] и других. Эти работы расширяют наши представления о музыкальной семантике как способе глубинного постижения музыкального содержания и позволяют раскрыть смысл концепций через «считывание» знаков религиозной традиции (в частности, риторических фигур) в контексте светского сочинения.
Отдельный блок представляют научные изыскания философов, теологов и музыковедов, позволяющие проследить динамику взаимовлияния религиозного и светского как в русской культуре в целом - С. Хоружего [191], так и в музыкальной культуре в частности - А.Коробовой [68], В. Мартынова [87; 89]. Особо ценным для нас является разрабатываемый авторами вопрос соотношения традиций православного миросозерцания и художественного творчества. Благодаря самобытности исследовательского метода, направленного на постижение онтологических глубин русского музыкального искусства, значимое место принадлежит трудам В. Меду-шевского: в них обозначен синтетический подход, предполагающий рассмотрение светского и религиозного как системы идейно-смысловых, жан-рово-драматургических и интонационных взаимодействий [93 - 100].
Обращенность музыкальной практики XIX - первой четверти XX века к отечественной культурной традиции, обусловила стремление композиторов к ассимилированию в авторском тексте «лексики» церковно-певческого искусства, расширяющей смысловую перспективу произведения: жанровый, языковой, стилевой аспекты духовной музыки включаются в сложную систему взаимоотношений компонентов индивидуальной концепции. Раскрытие специфики интегрирования светского и религиозного диалекта, опосредованного авторским стилем композитора, потребовало изучения работ, связанных с проблемами межтекстовых взаимодействий: в области языкознания -Е. Козицкой [64], Н. Семеновой [143], Н. Фатеевой [181] и музыковедения - М. Арановского [7], А. Денисова [42]; JI. Дьячко-вой [43], Л. Крыловой [70; 71], М. Раку [128], Д. Тибы [166].
В диссертации рассматривается категория авторского стиля как многоуровневая система принципов художественного мышления композитора, порожденная заданием воплощения религиозной тематики в светском сочинении. Этим обусловлен интерес к источникам, содержащим исследование стиля, в том числе и индивидуального: В. Кандинского [55], М, Лобановой [78], В. Медушевского [92], М. Михайлова [102; 103], Е. Назайкин-ского [106] и других. В этом же плане особую важность представляют труды уже названных И. Ильина [49], А. Лосева [81], П. Флоренского [186], рассматривающих эту категорию с позиций религиозно-философских. Существенное значение также имеют результаты исследований психологии творчества, сконцентрированные в работах М. Арановского [4; 9], Л. Казанцевой [51; 52], М. Старчеус [159].
Завершая обзор литературы, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день ни светское, ни литургическое музыковедение не выработали подходов, ориентированных на содержательную, композиционную и интонационную целостность анализа музыкальных произведений светских жанров на религиозные темы. Те или иные авторы обращают внимание, как правило, на отдельные аспекты и положения проблемы проявления религиозного начала в светской музыке, выделяя наиболее важные с точки зрения их научных интересов и приоритетов. Однако во всех названных источниках отсутствует разработка системы принципов, управляющих процессом создания таких сочинений. Существует потребность обобщить имеющиеся результаты и определить методологические предпосылки, позволяющие рассматривать произведения светского музыкального искусства в тесной связи с религиозной проблематикой.
Методологическая основа исследования. Настоящее диссертационное исследование опирается на ряд общенаучных методов исследования. Однако непосредственно с проблематикой работы связаны следующие методологические принципы. К произведениям, находящимся в фокусе взаимодействия двух традиций, правомерно подходить как к предмету дешифровки, пытаясь выявить систему художественных приемов, осуществляющую передачу сакрального содержания в музыкальной ткани светского сочинения. В связи с этим избираемый междисциплинарный подход, является одним из возможных способов постижения смыслового и композиционного аспектов сочинения и позволяет исследовать координацию разных культурных традиций - церковной и светской - в рамках единого художественного целого.
Автором использован исторический метод, позволяющий рассмотреть исследуемое явление в процессе его становления и общехудожественного контекста эпохи, аналитические методы музыковедения, в том числе разработки по вопросам жанра и стиля. В то же время привлечена методология интерпретации содержания через исследование символа, сформированная религиозно-философским (А. Лосев [80; 82-82], Е. Трубецкой [169— 170], П. Флоренский [184-186], Ю. Лотман [84-85], Б. Успенский [177— 178]), культурологическим (С. Аверинцев [1-2], М. Бахтин [14], В. Бычков [24], Г. Вагнер [26], Е. Ермолин [47], И. Языкова [207]) и музыковедческим
Н. Бекетова [15; 17], И. Овсянникова [112], JL Серебрякова [147]) знаниями.
Научная новизна исследования:
- осуществлен опыт целостного, многоуровневого анализа взаимодействия религиозной и светской традиций в произведениях русских композиторов XIX - первой четверти XX века;
- разработана методика интерпретации сакрального символа как механизма освоения смысловой сферы музыкального текста, воплощающего религиозные идеи;
- выявлен ряд сакрально-символических систем и способы их репрезентации в тексте светского сочинения;
- определены функции и формы межтекстовых взаимодействий светской и духовной музыки;
- раскрыт авторский способ решения проблемы синтезирования образных и языковых систем светского музыкального искусства и литургической традиции в рамках единого художественного организма на примере сочинений Глинки, Римского-Корсакова и Рахманинова.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы связана с совершенствованием методологии анализа музыкальных сочинений, синтезирующих религиозную и светскую традиции. Результаты представленные в исследовании способствуют дальнейшей разработке проблем, связанных с изучением символических структур в музыке. Материалы диссертации предназначены к использованию в лекциях курса истории отечественной музыки, русской духовной музыки, оперной драматургии в среднем и высших звеньях музыкального образования.
Апробация работы. Полученные автором результаты диссертационного исследования обсуждены и рекомендованы к защите на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. Материалы работы применяются автором в курсе музыкальной литературы в Ростовском областном государственном училище искусств, а также в лекциях для студентов теоретико-композиторского и исполнительских факультетов РГК им. С. В. Рахманинова. Существенные аспекты содержания настоящей работы изложены в 8 публикациях автора и апробированы в докладах на международных научно-практических конференциях: «Рахманиновские дни в Ростове» (Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2003), «Искусство в поисках смысла» (К 110-летию со дня рождения А. Ф. Лосева) (Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2003), «М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения» (Москва, МГК им. П. И. Чайковского, 2004), «М. И. Глинка и мировая культура» (Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2004), «Музыка в современном мире: наука, педагогика исполнительство» (Тамбов, ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2006).
Структура и объем диссертации обусловлены поставленными задачами, содержанием и общей концепцией исследования. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка и нотного приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Духовная тема в творчестве С.И. Танеева и ее воплощение в кантате "По прочтении псалма"2005 год, кандидат искусствоведения Коваленко, Надежда Дмитриевна
Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков: Специфика жанра и организация цикла2004 год, кандидат искусствоведения Ковалев, Андрей Борисович
Художественный мир хоровых сочинений Ю.М. Буцко 1980-х - 1990-х годов2011 год, кандидат искусствоведения Филатова, Надежда Юрьевна
Развитие Заупокойного чина Православной церкви как одно из направлений духовной деятельности русских композиторов в XIX - начале XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Коробейникова, Екатерина Анатольевна
Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков2009 год, кандидат культурологии Давыдова, Наталья Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Лобзакова, Елена Эдуардовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуализация отечественной духовной традиции в русской музыке XIX - начала XX века обусловила глубинный интерес композиторов к постижению сокровенных тайн древнего певческого искусства и воплощению их в богослужебных произведениях; с другой стороны -эстетические и этические идеалы православного миропонимания реализуются также в рамках светской культуры XIX - начала XX века в выборе и интерпретации сюжетов и персонажей, в использовании жанров и интонационных оборотов музыкальной литургической традиции. Переживание религиозной образности и специфических психологических состояний - медитативности, молитвенности, созерцательности, покаянности и, в тоже время, умиления, радости, ликования -свойственных этосу православной литургии, становится стилевым смыслообразующим качеством многих светских произведений.
В процессе выявления художественного и смыслового потенциала целого ряда объектов, связанных как с богослужебным пением, так и со светской музыкой, мы пришли к следующим выводам.
• Религиозная традиция, сконцентрированная в идеях, нравственных ценностях, символах, языке (вербальном и музыкальном) православия в светской музыке выступает в качестве ценностного импульса, возводящего художественные авторские стратегии к осмыслению духовно-эстетических сущностей.
• Введение компонентов, репрезентирующих религиозную традицию, возможно на двух уровнях: концептуальном (через воплощение религиозно-философских идей, присутствующих в виде программы - в инструментальных сочинениях или либретто - в операх) и текстомузыкальном (через реализацию тех или иных языковых норм церковной музыки). Последние выступают в качестве канонического кода с закрепленными семантическими значениями, вытекающими из идей и образов православного богослужения и служат проводником эстетико-психологической ауры храмового действа в светском произведении.
• Ассимиляция литургических компонентов является проявлением авторской интенции, в то же время их подчиненность композиторскому замыслу не абсолютна: они не только испытывают трансформирующее воздействие контекста светского музыкального произведения, но и сами обладают трансформирующей силой. Однако актуализируются в художественном целом далеко не все значения, которые потенциально содержатся в заимствованных элементах, а именно те, которые необходимы для изъяснения авторского замысла, т.е. для выражения «своего».
• Метод интерпретации сочинения, основанного на взаимодействии религиозной и светской традиций имеет синтетический характер: с одной стороны — опирается на традиционные музыкально-теоретические методы музыкознания (рационально-языковой подход), позволяющие выявить систему синтезов на уровнях жанрообразования, структурно-композиционного устройства, интонационного строя; с другой - использует трансцендентно-символический метод, направленный на освоение концептов православия, опредмеченных посредством символа в музыкальном тексте светского произведения.
• Интонационные структуры сакрально-символического характера могут представать в тексте как в прямой презентации - через преломление знаковых компонентов литургии (колокольности, обиходного распева, литургического речитатива и пр.), так и косвенно - путем «иерофанического перевода» языковых единиц светской музыки. В музыкальном произведении они образуют сверхплотную образно-смысловую субстанцию, тем самым выделяясь в категорию семантических «форвардов», по сравнению с которыми остальное в звуковом процессе оказывается периферийным. Система отношений этих опор и формирует тот символический уровень, который имеет интенцию развертывания в духовную реальность
• Взаимодействие религиозной и светской традиций в условиях индивидуальных стилей композиторов XIX - начала XX века - Глинки, Римского-Корсакова и Рахманинова - является фактором активного синтеза традиционно-национального и индивидуально-авторского, осуществляемого на перекрестье рациональных факторов творчества и художественной интуиции. Специфика проявления церковной традиции в их сочинениях, рассмотренная в разных аспектах - символическом, смысловом, драматургическом, жанрово-интонационном - позволяет расширить не только имеющиеся в музыкознании представления о своеобразии и неповторимости их индивидуальных стилей, но и помогает восстановить целостность музыкального пространства этого периода, вмещающего всю полноту духовного опыта эпохи.
Детальный анализ творчества многих русских композиторов XIX -XX века с целью выявления обнаруженных выше закономерностей взаимодействия традиций составляет перспективу дальнейших исследований. Историко-генетическое родство двух музыкальных культур - церковной и светской - комплементарность их идеалов и ценностей послужили всплеску их нового синтеза спустя почти столетие - в сочинениях, созданных в рамках направления «nova musica sacra» (термин Н. Гуляницкой) композиторами К. Волковым, Э. Денисовым, Э. Губайдуллиной, В. Мартыновым, Н. Сидельниковым, С. Трубачевым, А. Шнитке, Р. Щедриным и другими.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Лобзакова, Елена Эдуардовна, 2007 год
1. Аверинцев С. Символ // Краткая литературная энциклопедия / Ред. А. Сурков. М.: Сов. энциклопедия, 1971. - Т. 6. - С. 826 - 831.
2. Аверинцев С. Символика раннего Средневековья (К постановке вопроса) // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977.-С. 308-337.
3. Андреев Д. Роза Мира. М.: Эксмо, 2006. - 800 с.
4. Арановский М. История музыки и тип творческого процесса (К постановке вопроса) // Процессы музыкального творчества. Вып. 2. Сб. научных трудов № 140 / Отв. ред. и сост. Е. Вязкова. М.: РАМ, 1997. -С. 41-52.
5. Арановский М. К интонационной теории мотива // Сов. музыка. 1988. - №6. - С. 72 - 78.
6. Арановский М. К истории создания «Китежа». Сценарии и либретто // Музыка России: от средних веков к современности: Сб. статей. Вып. 2 / Ред. сост. М. Арановский. - М.: Композитор, 2004. - С. 100116.
7. Арановский М. Музыкальный текст: структура и свойства. -М.: Композитор, 1998. 343 с.
8. Арановский М. Мышление. Язык. Семантика // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / Сост. М. Арановский. М.: Музыка, 1974.-С. 90- 128.
9. Арановский М. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора (к постановке проблемы) // Вопросы музыкального стиля / Отв. ред. и сост. М. Арановский. Л.: ЛГИТМиК, 1978. - С. 140 -156.
10. Арановский М. Рукопись в творческом процессе II. А. Римского-Корсакова // Музыка России: от средних веков к современности:
11. Сб. статей. Вып. 2 / Ред. сост. М. Арановский. - М.: Композитор, 2004. -С.81-100.
12. Асафьев Б. Симфонические этюды. Д.: Музыка, 1970. - 264 с.
13. Барсова Н. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1986. - С. 99 - 116.
14. Барсова И. Опыт этимологического анализа // Сов. музыка. -1985.-№9.-С. 59-66.
15. Бахтин М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - С. 361 - 373.
16. Бекетова Н. Концепция Преображения в русской музыке // Музыкальная культура христианского мира: Материалы международной науч. конф. / Ред. кол. Т. Дубравская и др. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2001. - С. 103 - 144.
17. Бекетова Н. От рубежей веков к рубежам тысячелетий: личность как символ культурного цикла // Искусство на рубежах веков: Материалы межд. науч. конф. - Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 1999. - С. 16 - 33.
18. Бекетова Н. Праздник русской музыки: «Жизнь за царя» Глинки как национальный миф // Южно-Российский музыкальный альманах / Гл. ред. А. Цукер Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005.-С. 20-32.
19. Бекетова Н. Сергей Рахманинов как духовное явление эпохи // Эпоха Сергея Рахманинова: к 125-летию С. В. Рахманинова: Материалы международной науч. практ. конф / Ред. кол. А. Ермаков, С. Костюкова. -Тамбов: ТГТУ, 2003. - С. 5 - 35.
20. Бекетова Н. Сергей Рахманинов: на грани миров (личность как символ культурного цикла) // Сергей Рахманинов: история исовременность: Сб. статей / Ред. А. Цукер, Н. Бекетова. Ростов н/Д.: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005. - С. 11 - 42.
21. Бонфельд М. Музыка: язык, речь, мышление (опыт системного исследования музыкального искусства). -М.: МГМПИ, 1991. 125 с.
22. Брянцева В. С. В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976. -648 с.
23. Брянчанинов И. Христианский пастырь и христианин -художник // Москва. 1993. - № 9. - С. 169.
24. Булгаков К. Заметки о М. И. Глинке // Глинка в воспоминаниях современников. М.: Гос. муз. изд - во, 1955. - С. 231 - 235.
25. Бычков В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2005. - 556 с.
26. Вагнер Г. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.-288 с.
27. Вагнер Г. От символа к реальности. М.: Искусство, 1980. -268 с.
28. Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Вып. 4 / Сост. Н. Герасимова-Персидская, И. Лозовая. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 344 с.
29. Владышевская Т. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. - 472 с.
30. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Типогр. Преп. Иова Почаевского. - Gordanville, New York, 13361. U.S.A., 1978. - T.l. - 567 с; T.2. - 604 с.
31. Герасимова-Персидская Н. Монодия как символ сакрального // Муз. академия. 1999. -№ 4. - С. 158 - 161.
32. Гимнология: Материалы международной науч. практ. конф. «Памяти протоиерея Дмитрия Разумовского» / Ред. и сост. И. Лозовая. -М.: МГК; Композитор, 2000. - Кн. 1. - 376 с.
33. Глинка М. Литературное наследие: Автобиографические и творческие материалы / Ред. В. Богданова-Березовского. Л - М.: Музгиз, 1952.-Т. 1.-511 с.
34. Глинка М. Литературное наследие: Письма и документы / Ред. В. Богданова-Березовского. Л. - М.: Музгиз, 1953. - Т. 2. - 889 с.
35. Глинка М. Полное собрание сочинений. М.: Музыка, 1973. -Т.1: Литературные произведения и переписка. - 482 с.
36. Гоголь Н. Духовная проза. М.: Русская книга, 1992. - 560 с.
37. Грузинцева Н. Об одной особенности взаимодействия мелизматики и литературного текста в песнопениях знаменного распева // Музыкальная культура средневековья. Теория. Практика. Традиция / Отв. ред. и сост. В. Карцовник. Л.: ЛГИМТМиК, 1988. - С. 78 - 87.
38. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.
39. Дабаева И. О двух принципах претворения обиходных напевов в русской духовной музыке конца XIX начала XX века // Смысловые структуры в музыкальном тексте: Сб. трудов. Вып. 150 / Отв. ред. Л. Шаймухаметова. - М.: РАМ; УГГУ, 1998. - С. 128 - 134.
40. Данько JI. Колокольные звоны в граде Китеже (об исполнительской реализации, авторском замысле, нотных автографах) // Музыкальное приношение. К 75 летию Е. Ручьевской: Сб. статей / Ред. -сост. Л. Иванова, Н. Афонина. - Спб.: Канон, 1998. - С. 141 - 152.
41. Денисов А. Семантика и функции цитаты в музыкальном тексте проблемы исследования // Электронный ресурс http://www. rostcons.ru.
42. Завершинский Г. Онтология нетварного света в современном богословии // Электронный ресурс http://www. sophrony.narod.ru.
43. Зверева С. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба. В сер.: Русская духовная музыка в документах и материалах. М.: Вузовская книга, 1999. - 240 с.
44. Зенкин К. Стиль Рахманинова как выражение эпохи // Эпоха Сергея Рахманинова: к 125-летию С. В. Рахманинова: Материалы международной науч. практ. конф. - Тамбов - Ивановка. - Тамбов: ТГТУ, 2003.-с. 36-41.
45. Ермолин Е. Символы русской культуры X XVIII вв. -Ярославль: Ярославский пед. ун-т, 1998. - 116 с.
46. Ильин И. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. - 352 с.
47. Ильин В. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь, 1997. -464 с.
48. Казанцева JI. Автор в музыкальном содержании: Монография. -М.: РАМ, 1998.-245 с.
49. Казанцева JI. Образ автора в музыке: психологический аспект // Вопросы музыкального содержания: Сб. трудов. Вып. 136 / Отв. ред. Л. Казанцева. М.: РАМ, 1996. - С. 57 - 79.
50. Кандинский А. Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью / Ред. сост. Ю. Паисов. - М.: Композитор, 1999. -С. 66-116.
51. Кандинский А. Всенощное бдение Рахманинова и искусство рубежа веков // Сов. музыка. 1991. - № 5. - С.4 - 10; № 7. - С. 92 - 97.
52. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. -107 с.
53. Канн-Новикова Е. М. И. Глинка. Новые материалы и документы. М.- Л.: Музгиз, 1951. - Вып. 2.-190 с.
54. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музгиз, 1973. -470 с.
55. Керн А. Воспоминания, дневники, переписка. М.: Правда, 1989.-480 с.
56. Киселева Л. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) // Лотмановский сборник 2 / Ред. сост. Е. Пермяков. - М.: О.Г.И. - РГГУ, 1997. - С. 279 - 302.
57. Кириллина Л. Орфизм и опера // Муз. академия. 1992. - № 4. -С. 83-94.
58. Ковалев А. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков. Специфика жанра и организация цикла: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2004. - 36 с.
59. Кожаева С. Антиномия «сакрального» «обыденного» и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции. - Волгоград: ВолГУ, 2005.- 190 с.
60. Козицкая Е. Цитата, «чужое» слово, интертекст: Материалы к библиографии // Литературный текст: проблемы и методы исследования / «Свое» и «чужое» слово в художественном тексте: Сб. науч. тр. Тверь: Твер.гос. ун-т, 1999.-Вып. 5.-С. 177-218.
61. Компанейский Н. Значение Н. А. Римского-Корсакова в русской церковной музыке // Русская музыкальная газета. 1908. - № 39-40. - С. 837- 842.
62. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. К 60 летию Л. А. Мазеля. - М.: Музыка, 1967. - С. 93 -104.
63. Кораблева К. Роль древнерусской песенности в опере II. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Из истории русской и советской музыки. М.: Музыка, 1978. - Вып. 3.-С. 75-96.
64. Коробова А. Ноуменальное и феноменальное в музыкальном произведении и жанрово-коммуникативный опыт культовой музыки // Музыкальное искусство и религия: Материалы конф. / Отв. ред. В. Медушевский. -М.: РАМ; РГК, 1994.-С. 189- 198.
65. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: В 2 кн. М.: Владос, 2001. - Кн. 1: История. Стили. Жанры. - 224 с.
66. Крылова JI. Некоторые приемы выражения авторского отношения в музыке // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей / Ред.-сост. Е. Назайкинский. М.: Музыка, 1978. - Вып. 3. - С. 59 - 77.
67. Крылова JI. Функции цитаты в музыкальном тексте // Сов. музыка. 1975. - №8. - С. 92 - 97.
68. Кудряшов А. К уточнению научно-категориального аппарата теории музыкального содержания // Семантика музыкального языка: Материалы межд. науч. конф. / Отв. ред. Э. Федосова. М.: РАМ, 2004. -С. 112-116.
69. Кудряшов А. Музыкальная иконопись в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Древнерусская певческая культура и книжность: Сб. науч. трудов / Отв. ред. и сост. Н. Серегина. Л.: ЛГИТМиК, 1990. - С. 164 - 176.
70. Кудряшов А. Семантика в музыке и типология музыкальных знаков // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы науч. -практ. конф. / Отв. ред. В. Холопова. М.; Уфа: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. - С. 31 - 39.
71. Лапшин И. Философские мотивы в творчестве Римского-Корсакова // Муз. академия. 1994. - № 2. - С. 3 - 9.
72. Левандо П. «Херувимская песнь» Глинки // Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы: Сб. научных трудов / Ред. П. Подболотов. СПб.: СПбАК, 1995. - С. 11 - 28.
73. Левашев Е. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825 1917. Исторический очерк. Нотография. Библиография. - М.: Техноинфо, 1994.- 105 с.
74. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.: Сов. композитор, 1990. - 312 с.
75. Лосев А. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве стран Азии и Африки. М.: Наука, 1973.-С. 6-15.
76. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 367с.
77. Лосев А. Проблема художественного стиля. К.: Киевская Академия Евробизнеса, 1994. - 288 с.
78. Лосев А. Символ и художественное творчество // Известия АН СССР. Отдел литературы и языкознания. Т. XXX., Вып. 1. М.: Изд - во АН СССР, 1971.-С. 3-13.
79. Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. -944 с.
80. Лотман Ю. Между эмблемой и символом // Лотмановский сборник 2 / Ред. сост. Е. Пермяков. - М.: О.Г.И. - РГГУ, 1997. - С. 416423.
81. Лотман Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства / Сост. Р. Григорьева. СПб.: Академический проект, 2002. - 544 с.
82. Малецка Т. Молитва как высказывание Мусоргского // Модест Мусоргский: Личность. Творчество. Судьба: Материалы науч. конф. к 150-летию со дня рождения. Великие Луки: МГК, 1989. - С. 44 - 49.
83. Мартынов В. Игра, пение и молитва в русской богослужебно-певческой системе. М.: Филология, 1997. - 208 с.
84. Мартынов В. К проблеме изучения форм древнерусского богослужебного пения // Музыкальное искусство и религия / Отв. ред. В. Медушевский. -М.: РАМ; РГК, 1994. С. 9-18.
85. Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс - Традиция, Русский путь, 2000. - 224 с.
86. Медушевский В. Возвышенная тайна музыки Глинки // Электрон, ресурс http://www.portal-slovo.ru.
87. Медушевский В. К проблеме семантического синтаксиса (о художественном моделировании эмоций) // Сов. музыка. 1973. - № 8. -С. 20-29.
88. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов. музыка. 1979. - № 3. - С. 30 - 39.
89. Медушевский В. Мысли о православной психологии музыки // Homo musicus'94: Альманах музыкальной психологии / Ред. сост. М. Старчеус. - М.: МГК, 1994. - С. 48 - 75.
90. Медушевский В. О происхождении и сущности серьезной музыки // Музыка в школе. 2002. - № 4. - С. 3 - 10.
91. Медушевский В. О сущности, многообразии и критериях оценки церковного пения // Христианство и мир: Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. «Христианство-2000». Самара: Православная Самара, 2001. - С. 418 - 428.
92. Медушевский В. О церковной и светской музыке // Музыкальное искусство и религия / Отв. ред. В. Медушевский. М.: РАМ; РГК, 1994.-С. 20-45.
93. Медушевский В. Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. научных трудов / Отв. ред. JI. Дьячкова. М.: РАМ, 1994. -С. 3-16.
94. Медушевский В. Отражение молитвенного опыта в шедеврах светской музыки // Электрон, ресурс http://www.portal-slovo.ru.
95. Медушевский В. Религиозная природа музыкального слуха // Homo musicus'95: Альманах музыкальной психологии / Ред. сост. М. Старчеус. - М.: МГК, 1995. - С. 8 - 16.
96. Медушевский В. Святая традиция Руси // Христианство и мир. Материалы Всероссийской научно-практич. конф. «Христианство 2000».- Самара: Православная Самара, 2001. С. 308 -331.
97. Милов В. Чтения по Литургическому Богословию // http://www. lib.eparhia.ru.
98. Михайлов М. О понятии стиля в музыке // Вопросы теории и эстетики музыки / Отв. ред. Л. Раабен. М.: Музыка, 1965. - Вып. 4. -С. 16-28.
99. Михайлов М. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / Сост., ред., и примеч. А. Вульфсона. Л.: Музыка, 1990.-288 с.
100. Музыкальный театр XIX XX века: вопросы эволюции: Сб. науч. трудов / Ред. Н. Бекетова, Г. Калошина. - Ростов н/Д.: Гефест, 1999. -260 с.
101. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972.-382 с.
102. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2003. - 248 с.
103. Назаренко И., Назаренко А. Глоссарий музыкальных терминов.- Краснодар: Изд-во Кубанского ГУ, 1992. 121 с.
104. Наумов А. «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова: Опыт толкования на музыкальный текст // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной науч. конф. / Ред. кол. С. Савенко и др. М.: МПС, 2005.-С. 141-160.
105. Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: Материалы науч. конф. / Ред. М. Катунян. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2004. - 272 с.
106. Носина В. О символике «Французских сюит» И. С. Баха // Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. Носина В. О символике «Французских сюит» И. С. Баха. М.: Классика - XXI, 2002. - С. 82 - 150.
107. Носина В. Символика музыки И. С. Баха. М.: Классика -XXI, 2005. - 286 с.
108. Овсянникова И. Психологические контексты русской духовной музыки конца XIX начала XX века. Автореф. дисс. канд. иск. — Новосибирск, 1996. - 25 с.
109. О Глинке (К 200 летию со дня рождения): Сб. статей / Ред.-сост. М. Рахманова. - М.: Дека - ВС, 2005. - 370 с.
110. Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. М.: Гос. муз. изд- во, 1956. - 724 с.
111. Орлов Г. Римский-Корсаков на пороге XX века. Пути исканий // Вопросы теории и эстетики музыки. JI.: Музыка, 1975. - Вып. 14 / Отв. ред. А. Климовицкий. - С. 3-30.
112. Орлов Г. Семантика в музыке // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей / Ред. кол. Г. Орлов и др. М., 1973. - Вып. 2. - С. 434 - 479.
113. Оссовский А. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове. Сост., ред., коммент. и предисл. 3. Апетян М.: Музыка, 1974.-Т.1.-С. 350-395.
114. Оссовский А. Драматургия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» // Оссовский А. Воспоминания. Исследования / Ред. Ю. Кремлев Л.: Музыка, 1968. - С. 212 - 275.
115. Оссовский А. Н.А. Римский-Корсаков художник-мыслитель // Оссовский А. Воспоминания. Исследования. - Л.: Музыка, 1968. - С. 25 -48.
116. Палама Г. Беседы (гомилии). Часть 2. М.: Паломник, 1993. -С. 111-121.
117. Петровский Е. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии // Муз. академия. 1994. - № 2. - С. 96 - 98.
118. Потемкина Н. Проблемы изучения полного курса песнопений современного церковного обихода: Автореф. дис. канд. иск. -М., 1999. -29 с.
119. Праздников Г. Традиция как диалог культур // Сов. этнография. 1981.-№ З.-С. 54-56.
120. Протопопов В. Музыка русской литургии. Проблема цикличности: Исследование. -М.: Композитор, 1999.-200 с.
121. Протопопов В. Русское церковное пение. Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год. М.: Музыка, 2000. - 144 с.
122. Разумовский Д. Церковное пение в России // Муз. академия. -1998.-№1.-С. 81-92; №2.-С. 181 193; 1999. - № 1. - С. 21 - 35; № 2. - С. 62 - 70; № 3. - С. 89 - 98; 2000. - № 1. с. 177 - 183; № 2. - С. 74 - 80.
123. Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Муз. академия. 1999. - № 2. - С. 9-21.
124. Рахманинов С. Литературное наследие. Письма. М.: Сов. композитор, 1980. - Т. 3. - 573 с.
125. Рахманова М. Духовная музыка // Музыкальная академия. -1994.-№2.-С. 51-64.
126. Рахманова М. К былой полемике вокруг «Китежа» // Сов. музыка. 1984. -№ 10. - С. 82 - 89.
127. Рахманова М. М. И. Глинка и В. Ф. Одоевский: на пути к обретению «истинно православного» церковного пения // Новоспасский сборник. Вып. 1: Материалы всероссийской конф. «М.И. Глинка:
128. Личность. Музыка. История» / Отв. ред. Н. Деверилина. Смоленск: Смоленская городская типография, 2005. - С. 83 - 91.
129. Рахманова М. Н. А. Римский-Корсаков. М.: РАМ, 1995. -239 с.
130. Рахманова М. «Всенощное бдение» Рахманинова в контексте «Нового направления» русской духовной музыки // Международная конференция «С. Рахманинов и мировое музыкальное искусство»: Тезисы. -Тамбов: ТХРИО, 1993. С. 13 - 14.
131. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. -М.: Музыка, 1982.-440 с.
132. Римский-Корсаков Н. Полное собрание сочинений. М.: Музыка, 1982. - Т. 8 А: Литературные произведения и переписка. - 253 с.
133. Рощенко (Аверьянова) Е. Миф о художнике в «именных» циклах С. Рахманинова // Рахманинов: на переломе столетий: Сб. материалов международного симпозиума / Ред. Л. Трубникова. Харьков: Майдан, 2004.-С. 144- 157.
134. Русская духовная музыка в документах и материалах. М.: Языки славянской культуры, 1998. - Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. - 688 с.
135. Русская духовная музыка в документах и материалах. М.: Языки славянской культуры, 2002. - Т. 3. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861 - 1918). -904 с.
136. Русская духовная музыка в документах и материалах. М.: Языки славянской культуры, 2002. - Т. 4. С. В. Смоленский. Воспоминания. - 688 с.
137. Русское церковное пение XI XX вв.: Исследования, публикации, 1917 - 1999: Библиогр. указ. / Сост. И. Лозовая и др. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 207 с.
138. С. В. Рахманинов: К 120-летию со дня рождения (1873 1993): Материалы науч. конф. / Ред. - сост. А. Кандинский. - М.: МГК, 1995. -184 с.
139. Семенова Н. Цитата в художественной прозе (На материале произведений В. Набокова): Монография. Тверь: Твер.гос.ун-т, 2002. -200 с.
140. Сергей Рахманинов: история и современность: Сб. статей / Ред.
141. A. Цукер, Н. Бекетова. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005. -488 с.
142. Серебрякова JI. «Китеж»: откровение «Откровения» // Муз. академия. 1994. - № 2. - С. 90 - 106.
143. Серебрякова JL Миф Невидимого Града в русской культуре // Библейские образы в музыке: Сб. статей / Ред. сост. Т. Хопрова. - СПб.: Сударыня, 2004. - С. 166 - 178.
144. Серебрякова JI. О сакральном символизме Всенощной Рахманинова // Келдышевский сборник. Музыкально исторические чтения памяти Ю.В. Келдыша. 1997 / Сост. С. Зверева. - М.: ГНИ, 1999. -С. 184-191.
145. Серебрякова Л. Претворение жанра плача причитания в творчестве Мусоргского // Современная интерпретация проблем истории и теории русской музыки XVII - XIX веков. Вып. 126 / Отв. ред. и сост.
146. B. Пальмова. М.: РАМ, 1995. - С. 63 - 78.
147. Серегина Н. Древнерусское храмовое действо как предтеча театра в России // Музыкальный театр: Сб. науч. трудов / Отв. ред. А Порфирьева. СПб.: РИИИ, 1991.-С. 110-124.
148. Серегина Н. О некоторых принципах организации знаменного распева // Проблемы музыкальной науки / Ред. кол. М. Тараканов и др. -М.: Сов. композитор, 1972. -Вып.4. С. 164 - 186.
149. Серов А. Опыт технической критики над музыкой М. И. Глинки. Роль одного мотива в целой опере «Иван Сусанин» // Серов А. Избранные статьи. М.: Музгиз, 1957. - Т. 2. - С. 35 - 43.
150. Серов А. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1988. - Т. 4. 1859 — 1860.-440 с.
151. Скафтымова J1. О Dies irae у Рахманинова // Эпоха Сергея Рахманинова: к 125-летию С. В. Рахманинова: Материалы международной науч.-практ. конф. Тамбов - Ивановка / Ред. кол. А. Ермаков, С. Костюкова. - Тамбов: ТГТУ, 2003. - с. 56 - 71.
152. Скрынникова О. Поздние оперы Н.А. Римского-Корсакова в художественном контексте русского модерна // Келдышевский сборник. Музыкально исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша / Сост. С. Зверева. - М.: ГИИ, 1999. - С. 165 - 175.
153. Смагина Е. Оперная поэтика Глинки в контексте национальных культурных традиций: монография. Ростов н/Д - Волгоград: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. - 205 с.
154. Соловцов А. Н. А. Римский-Корсаков: Очерки жизни и творчества. М.: Музыка, 1984 - 400 с.
155. Старчеус М. Психология и мифология художественного творчества // Процессы музыкального творчества. Вып. 2. Сб. научных трудов № 140 / Отв. ред. Е. Вязкова. М.: РАМ, 1997. - С. 5 - 20.
156. Стасов В. Избранные сочинения: В 3 т. М.: Искусство, 1952. -Т.1.-729 с.
157. Степанова И. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. М.: Книга и бизнес, 2002. - 288 с.
158. Суханов И. Обычай, традиции и преемственность поколений. -М.: Политиздат, 1976. 216 с.
159. Тараева Г. Музыкальный язык в свете теоретических проблем музыкальной коммуникации // Музыка в информационном мире: Наука. Творчество. Педагогика: Сб. науч. статей / Ред. Г. Тараева, Т. Шак. -Ростов н/Д.: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. С. 102 - 141.
160. Тараева Г. Христианская символика в музыкальном языке // Музыкальное искусство и религия: Материалы конф. / Отв. ред. В. Медушевский. М.: РАМ, 1994. - С. 129 - 148.
161. Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа: Автореферат дис. . канд. иск. М., 200319 с.
162. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью / Ред.-сост. Ю. Паисов. М.: Композитор, 1999 - 232 с.
163. Трубачев С. Музыкальный мир П.А. Флоренского // Сов. музыка. 1988. -№ 8 . - С. 81 - 89.
164. Трубецкой Е. Свет Фаворский и преображение ума // П.А.Флоренский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. - С. 283 - 313.
165. Трубецкой Е. Этюды по русской иконописи // Трубецкой Е. Смысл жизни. М.: ACT; Фолио, 1991. - С. 337 - 442.
166. Тышко С. Проблема национального стиля в русской опере. Глинка. Мусоргский. Римский-Корсаков. Киев: Музинформ, 1993. -117 с.
167. Тышко С., Мамаев С. Странствия Глинки: Комментарии к «Запискам». К 200 летию М. И. Глинки». - К.: НМА Украины им. П. И. Чайковского, 2000. - Ч. 1. - 221 с.
168. Угрюмов Н. Мученица нашего времени // Сов. музыка. 1989. -№ 8.-С. 78-90.
169. Урванцева О. Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки: Автореф. дис.канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1997. - 25 с.
170. Успенский Б. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы // Успенский Б. Семиотика искусства. М.: Языки славянской культуры, 2005. - С. 9 -220.
171. Успенский Б. Семиотика иконы // Успенский Б. Семиотика искусства. М.: Языки славянской культуры, 2005. - С. 221 - 303.
172. Успенский Б. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Успенский Б. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994. - С. 110 -218.
173. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. М.: Сов. композитор, 1971. - 624 с.
174. Фатеева Н. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. М.: КомКнига, 2006. - 280 с.
175. Федосеев И. К проблеме секуляризации духовных жанров // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. Всесоюзной науч.-практ. конф. / Отв. ред. Т. Франтова. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 1990.-С. 120-121.
176. Флоренский П. Анализ пространственное™ и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. -324 с.
177. Флоренский П. Столп и утверждение истины // Флоренский П. Соч. в 2 т.-М.: Правда, 1990.-Т. 1.-839 с.
178. Флоренский П. У водоразделов мысли // Флоренский П. Соч. в 2 т. М.: Правда, 1990. - Т. 2. - 446 с.
179. Флоренский П. Христианство и культура. М.: ACT, 2001. -672 с.
180. Хадеева Е. Китежские колокола // П. А. Римский-Корсаков: Сб. науч. трудов № 30 / Ред. сост. А. Кандинский. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. - С. 143 - 145.
181. Хватова С. Русский духовный концерт второй половины XX века: Автореф. дис. . канд. иск. Ростов н/Д, 2006. - 25 с.
182. Хватова С. Русский духовный концерт второй половины XX века: Дис. канд. искусствоведения. Ростов н/Д, 2006. - 257 с.
183. Холопова В. Методология анализа музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы III Всероссийской науч. практ. конф. / Ред. JI. Шаймухаметова. - Уфа: РИЦ УГАИ, 2004.-С. 73-81.
184. Хоружий С. Духовная и культурная традиции России в их конфликтном взаимодействии // Электронный ресурс http://www. artpragmatica.ru.
185. Церковное пение в историко-литургическом контексте. Восток-Русь-Запад. Гимнология. Вып. 3 / Сост. И. Лозовая. М.: Прогресс-Традиция, 2003.-421 с.
186. Черевань С. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова в философско-художественном контексте эпохи: Автореф. дис. . канд. иск. Новосибирск, 1998. - 23 с.
187. Чередниченко Т. Русская музыка и геополитика // Новый мир. 1995.-№6.-С. 189-199.
188. Чередниченко Т. Традиция без слов. Медленное в русской музыке // Новый мир. 2000. - № 7. - С. 202 - 213.
189. Шеронова Ю. Увертюра «Светлый праздник» // Н. А. Римский-Корсаков: Сб. науч. трудов № 30 / Ред. сост. А. Кандинский. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. - С. 122 - 127.
190. Шестакова Л. Былое М. И. Глинки и его родителей // Глинка в воспоминаниях современников. М.: Гос. муз. изд-во, 1955. - С. 29 - 47.
191. Щербакова Т. «Жизнь, где бы она ни сказалась.»: литургический элемент в творчестве Мусоргского // Музыкальная академия. 1999. - № 2. - С. 127 - 131.
192. Щербакова Т. «Жизнь за царя»: черты священнодействия. // Музыкальная академия. 2000. - № 4. - С. 154- 157.
193. Щербакова Т. Неразгаданный сфинкс // Отражения музыкального театра. Кн. 1: Сб. статей и материалов к юбилею JI. Данько / Ред. сост. Э. Барутчева, Т. Зайцева. - СПб.: Канон, 2001. - С. 57 - 86.
194. Щербакова Т. Русский оперный эпос и проблемы эпохального мышления // Музыкальный театр XIX XX века: вопросы эволюции: Сб. науч. трудов / Ред. Н. Бекетова, Г. Калошина. - Ростов н/Д.: Гефест, 1999. -С. 106-116.
195. Шмеман А. Евхаристия: Таинство Царства // Электронный ресурс http://www. krotov.info.
196. Шуранов В. Церковнопевческая традиция в языке и образах светской музыки // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы III Всероссийской науч. практ. конф. / Ред. JI. Шаймухаметова. - Уфа: РИЦ УГАИ, 2005. - С. 487 - 509.
197. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. - 144 с.
198. Энгель Ю. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии // Муз. академия. 1994. - № 2. - С. 92 - 94.
199. Языкова И. Богословие иконы: Учебное пособие. М.: Изд-во Общедоступного Православного ун - та, 1995. - 212 с.
200. Ястребцев В. Римский-Корсаков. Воспоминания: В 2 т. Л.: Музгиз, 1959.-Т. 1. 1886- 1897-526 е.; 1960-Т. 2. 1898- 1908.-633 с.150
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.