Опера "Монна Ванна" С.В. Рахманинова: история создания, либретто, музыкальная драматургия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Алейников, Михаил Иванович

  • Алейников, Михаил Иванович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 330
Алейников, Михаил Иванович. Опера "Монна Ванна" С.В. Рахманинова: история создания, либретто, музыкальная драматургия: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2011. 330 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Алейников, Михаил Иванович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Создание оперы «Монна Ванна»

Жанр оперы в творчестве С. В. Рахманинова

История работы над «Монной Ванной»

Выбор литературного первоисточника и некоторые аспекты

художественного замысла C.B. Рахманинова

Глава II. Либретто оперы «Монна Ванна»

Драма «Монна Ванна» М. Метерлинка

М. А. Слонов и С. В. Рахманинов в работе над либретто

«Монны Ванны»

Глава III. Музыкальная драматургия оперы «Монна Ванна»

Жанр и общее музыкально-драматургическое строение оперы

Образы героев и интонационные процессы в музыкальной драматургии

«Монны Ванны»

Заключение

Нотные примеры

Приложение I

Краткое содержание I действия оперы «Монна Ванна»

С. В. Рахманинова

Краткое содержание II и III действий драмы «Монна Ванна»

М. Метерлинка

Приложение II

История Монны Ванны — легенда или быль? (Об истоках сюжета

драмы М. Метерлинка)

Приложение III

План музыкально-драматургического строения I действия оперы

«Монна Ванна» С. В. Рахманинова

Приложение IV

Дискография оперы «Мониа Ванна» С. В. Рахманинова

Приложение V

Фрагменты музыки II действия оперы «Монна Ванна» С. В. Рахманинова

Предисловие

Первый фрагмент (Urtext)

Первый фрагмент (отредактированный вариант)

Второй фрагмент (Urtext)

Второй фрагмент (отредактированный вариант)

Эскизы (Urtext)

Эскизы (отредактированный вариант)

Использованная литература

Архивно-рукописные источники

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Опера "Монна Ванна" С.В. Рахманинова: история создания, либретто, музыкальная драматургия»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Творческое наследие Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943) — неотъемлемая часть мировой художественной культуры. Открытие и изучение неизвестных и непознанных страниц рахманиновской музыки в процессе осмысления истории русского искусства многими поколениями исследователей было и продолжает оставаться делом большой важности и актуальности. Это утверждение особенно справедливо в отношении такого интереснейшего замысла композитора, как опера «Монна Ванна», возрождение которой стало одним из крупнейших событий, произошедших на рубеже XX-XXI веков в судьбе творческого наследия Рахманинова. Среди других событий следует назвать вхождение в концертный репертуар его духовной музыки, а также написанных незадолго до эмиграции романсов «Молитва» и «Все хочет петь» и фортепианных пьес d-moll и As-dur, открытие и издание полной версии ранней фортепианной пьесы d-moll и клавира считавшейся утерянной юношеской Сюиты d-moll (см. подробнее: [7 и 52]).

«Монна Ванна» — незавершенная опера Рахманинова, написанная по одноименной драме бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка. Сохранилось большое количество рукописных материалов, позволяющих составить достаточно полное представление о данном замысле Рахманинова. Во-первых, это материалы либретто оперы, принадлежащие перу его автора — Михаила Акимовича Слонова, а также самого композитора и его жены Н. А. Рахманиновой (всего 303 страницы; подробное описание материалов либретто см. во 2-й главе настоящей работы). Во-вторых, это рахманиновский чистовой автограф клавира I действия (100 страниц) и наброски музыки II действия (15 страниц). Кроме того, в письмах композитора и либреттиста содержится множество сведений о процессе их совместной работы над «Монной Ванной». Упоминания об опере встречаются в письмах и воспоминаниях современников Рахманинова: Метерлинка, К. С. Станиславского, М. С. Шагинян, О. фон Риземана,

С. А. Сатиной, А. Б. Гольденвейзера и др.

Все основные рукописные материалы оперы — ноты и чистовое либретто — Рахманинов увез из России в 1917 году, с 1951 года они хранятся в Вашингтоне в Библиотеке Конгресса. Согласно воле композитора, наложившего запрет на обнародование музыки «Монны Ванны» в течение 30 лет после его смерти, до 1973 года доступ к этим материалам был практически закрыт. В России осталась часть материалов либретто (в основном — черновики Слонова), ныне хранящихся в Москве в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (далее сокращенно — ГЦММК). В начале 1990-х годов благодаря стараниям московского пианиста В. М. Троппа Библиотека Конгресса передала в ГЦММК микрофильмы, на которых запечатлены, вероятно, все имеющиеся в США материалы «Монны Ванны».

Уже после смерти композитора были созданы три оркестровые редакции I действия «Монны Ванны». В первой половине 1970-х годов С. А. Сатина обратилась с просьбой оркестровать I действие «Монны Ванны» к американскому дирижеру русского происхождения Игорю Букетову, ответившему согласием. Мировая премьера оперы (концертное исполнение) состоялась 11 августа 1984 года в городе Саратога штат Нью-Йорк, дирижировал И. Букетов (подробнее см.: [95]). В 1991 году фирмой Chandos был выпущен компакт-диск (Chan 8987) с записью I действия «Монны Ванны» в оркестровой редакции И. Букетова, осуществленной под его управлением.

Для российской премьеры «Монны Ванны», состоявшейся 26 апреля 1993 года в одном из концертов фестиваля «Рахманиновские дни в Ростове-на-Дону», музыковедом Константином Анатольевичем Жабинским была сделана исполнительская редакция клавира I действия (не опубликована). Редакция К. А. Жабинского легла в основу второй оркестровой редакции незавершенной оперы, выполненной ростовским композитором Михаилом Адольфовичем Фуксманом (см.: [32, 33, 36]). Премьера «Монны Ванны» в

инструментовке М. А. Фуксмана состоялась 24 марта 1998 года в Большом зале Ростовской филармонии под управлением А. В. Гончарова (см.: [88]). 6 апреля того же года данная версия была исполнена в Москве в рамках театрально-концертной программы «Рахманинов: Оперный променад», дирижировал А. А. Ведерников (см.: [25]).

Третью оркестровую редакцию I действия «Монны Ванны» сделал в 2007-2008 годах петербургский композитор Геннадий Григорьевич Белов. Премьера прошла 17 июня 2009 года в Большом зале Московской государственной консерватории под управлением В. Ашкенази. Г. Г. Беловым также сочинены II и III действия оперы «Монна Ванна», которые по мысли автора должны исполняться вместе с рахманиновским I действием (см.: [33, 43, 45, 46]).

Актуальность всестороннего изучения «Монны Ванны» Рахманинова, несомненно, давно назрела. Ее различные грани уже рассматривались в литературе (см.: [28, 33-34-, 29, 48-49]), однако научные традиции осмысления данной оперы еще не сложились. Исследование «Монны Ванны» на нынешнем этапе позволит заполнить многочисленные лакуны в знаниях об этом замысле Рахманинова, а также будет способствовать расширению представлений о заключительном этапе его оперных исканий 1903-1907 годов, об оперном творчестве композитора в целом, о мировоззрении Рахманинова, о его обращении к искусству символистов, о сотрудничестве со Слоновым-либреттистом.

Степень изученности проблемы. Отечественное и зарубежное рахманиноведение имеет давние богатые традиции, связанные, прежде всего, с именами ученых, внесших весомый вклад в изучение рахманиновского творчества, среди которых — Б. В. Асафьев, Т. Н. Ливанова, И. Ф. Бэлза,

B. В. Яковлев, В. В. Протопопов, Л. А. Мазель, В. А. Васина-Гроссман,

C. Бертенсон и Дж. Лайда, И. А. Гивенталь, В. Н. Брянцева, В. А. Цуккерман, Т. С. Бершадская, Г. М. Коган, Ю. В. Келдыш, А. И. Кандинский, Л. А. Скафтымова, Дж. Норрис, В. П. Бобровский, А. М. Цукер,

Е. В. Назайкинский, Л. Е. Гаккель, Д. Кэнната, К. В. Зенкин, К. А. Жабинский и другие. Исключительное значение для становления и развития рахманиноведения имела деятельность 3. А. Апетян, подготовившей ряд документальных изданий, в числе которых двухтомные «Воспоминания о Рахманинове», выдержавшие пять изданий, и трехтомное «Литературное наследие».

Среди научной литературы, посвященной оперному творчеству Рахманинова, выделяется, в первую очередь, группа статей, изданных в 1947 году, но не утративших значения и в настоящее время: «Три оперы Рахманинова» Т. Н. Ливановой, «Рахманинов и оперный театр»

B. В. Яковлева и «Оперное творчество Рахманинова» И. Ф. Бэлзы, вошедшие в сборник «С. В. Рахманинов и русская опера», а также «Оперные замыслы

C. В. Рахманинова» Б. В. Доброхотова. Из работ, появившихся в последующие годы, наибольший интерес представляют «Оперы С. В. Рахманинова» А. И. Кандинского (из серии «Путеводители по операм и балетам», 1960 и 1979), «Опера "Алеко" С.Рахманинова» И. А. Гивенталь (1963), «К концепции "Скупого рыцаря"» А. М. Цукера (1985). Операм Рахманинова уделено внимание в монографиях «Рахманинов и его время» Ю. В. Келдыша (1973) и «С. В. Рахманинов» В. Н. Брянцевой (1976).

Перед современным рахманиноведением стоит широкий круг задач, связанных с различными направлениями научной деятельности. Первое из них определено задачей собирания материалов1 — нотных и документальных, в том числе эпистолярных. Второе направление — текстологическая работа. С 1993 года основная часть данной работы выполняется коллективом авторов, готовящим издание Полного академического собрания сочинений С. В. Рахманинова, осуществляемого Русским Музыкальным Издательством (Москва). Научным руководителем проекта является кандидат искусствоведения В. И. Антипов

1 Курсивом, полужирным и полужирным курсивом обозначаются выделения в тексте, принадлежащие автору данной работы, разрядкой — выделения, принадлежащие цитируемым авторам.

(основополагающие научные и издательские принципы ПСС изложены в газете «Музыкальное обозрение», № 1 (166-168) за 1998 год; также см.: [8]). Третье направление — изучение творчества Рахманинова с новых научных позиций. В частности, необходимо создание соответствующих современному уровню развития музыкознания капитальных исследований, посвященных симфонической, оперной, камерно-вокальной и духовной хоровой музыке композитора. Четвертое направление — изучение творческого процесса Рахманинова, осмысление его мировоззрения и эстетических взглядов.

Симптоматично, что в последние десятилетия возникла новая волна интереса к Рахманинову. В Музее-усадьбе в Ивановке и Ростовской государственной консерватории регулярно устраиваются конференции, посвященные творчеству композитора, в Харькове с 1998 года ежегодно проводится Международный фестиваль «С. Рахманинов и украинская культура», включающий в себя Международный научно-теоретический симпозиум «С. Рахманинов: на переломе столетий». По материалам конференций и симпозиумов, привлекающих ученых со всей России и стран ближнего зарубежья, выпускаются сборники статей. В Санкт-Петербургской консерватории под эгидой Санкт-Петербургского Рахманиновского общества с 1997 года ежегодно проходят конференции и творческие собрания.

Несмотря на существование огромного количества работ, посвященных творчеству Рахманинова, опера «Монна Ванна» к настоящему времени привлекла лишь незначительное внимание музыковедов и продолжает оставаться малоизученным произведением. Отечественные исследователи, писавшие о «Монне Ванне» в 1940-1970-е годы, из-за недоступности основного круга материалов (нот и чистового либретто) могли опираться лишь на письма и воспоминания. Б. В. Доброхотов привел достаточно подробные, отчасти и сейчас не утерявшие ценности сведения о работе Рахманинова и Слонова над оперой [24, 102-105]. Суждения о «Монне Ванне» встречаются в работах Т. Н. Ливановой [49, 87—90], В. В. Яковлева [91, 170-171], Ю.В.Келдыша [40, 288], В. Н. Брянцевой [16, 380-381]. Все

они стремились понять, чем привлекла Рахманинова драма писателя-символиста Метерлинка. Т. Н. Ливанова и В. Н. Брянцева называли причины, по их мнению, определившие неуспех работы над оперой. Т. Н. Ливанова рассматривала «Монну Ванну» в контексте всего оперного творчества Рахманинова, проводила параллели между образом ее главного героя Гвидо и Алеко, Ланчотто, Бароном. В целом, можно сказать, что названные исследователи, высказав отдельные верные догадки, внесли определенный вклад в изучение неоконченной оперы Рахманинова.

Первым исследователем материалов «Монны Ванны» стал Бари Мартин (Barrie Martyn), опубликовавший в 1990 году монографию «Рахманинов: композитор, пианист, дирижер» («Rachmaninoff: Composer, Pianist, Conductor»), в которой незавершенной опере впервые был посвящен специальный раздел [96, 194-203]. Б. Мартин описал сохранившиеся литературные и нотные рукописные материалы, изложил содержание либретто, привел сведения о премьерном исполнении 1984 года. Также он коснулся ряда вопросов: историко-культурные предпосылки возникновения замысла оперы, обусловленные огромной популярностью творчества М. Метерлинка в Западной Европе и России; история работы над «Монной Ванной» и судьба ее материалов в современном музыкальном мире; характер музыкальных образов I действия; проблема незавершенности оперы. Отдельные интересные замечания о «Монне Ванне» содержатся во втором издании монографии «Рахманинов» Джеффри Норриса, вышедшем в 1993 году [97].

Единственным отечественным музыковедом, работавшим с основным кругом материалов незавершенной оперы Рахманинова, является К. А. Жабинский. Им написано семь статей о «Монне Ванне» (см. список использованной литературы: [28, 29, 30, 31, 32, 33, 34]), в которых исследуется творческая предыстория возникновения замысла и выясняются причины, повлиявшие на решение Рахманинова писать оперу по Метерлинку, рассматривается история творческих взаимоотношений

Рахманинова и Слонова, ведутся размышления о возможных путях реконструкции замысла композитора и затрагивается проблема инструментовки клавира I действия. Исследовательские позиции и аналитические наблюдения К. А. Жабинского, безусловно, интересны и ценны, им внесен важный вклад в изучение «Монны Ванны».

Вместе с тем работа по осмыслению оперы в настоящее время только начинается, ряд важнейших аспектов темы продолжает оставаться затронутым в незначительной степени или вообще неисследованным. Малая, фрагментарная изученность «Монны Ванны» также определяет актуальность темы данной диссертации.

Объектом исследования является завершающий этап периода активных оперных поисков Рахманинова 1903-1907 годов, основные тенденции которого наиболее полно воплотились в неоконченной опере «Монна Ванна».

Предмет исследования — незавершенная опера «Монна Ванна» Рахманинова, рассматриваемая как произведение, заключающее в себе все признаки сформировавшегося художественного замысла.

Материал исследования представлен архивно-рукописными источниками, принадлежащими четырем авторам: С. В. Рахманинову — нотные автографы (клавир I действия, два фрагмента и эскизы музыки II действия), черновые материалы либретто, письма к М. А. Слонову; М. А. Слонову — беловые и черновые материалы либретто, черновики писем к С. В. Рахманинову; Н. А. Рахманиновой — беловые материалы либретто; М. П. Свободину — письмо к Н. С. Морозову.

Целью исследования является изучение историко-биографических и текстологических вопросов, связанных с «Монной Ванной» Рахманинова, исследование и интерпретация художественного замысла оперы.

Задачи исследования:

— определение места оперного жанра в творчестве Рахманинова и «Монны Ванны» в контексте оперных исканий композитора;

— рассмотрение драмы Метерлинка, ставшей литературным первоисточником оперы;

— описание и анализ всех рукописных материалов либретто «Монны Ванны»;

— освещение творческого содружества Рахманинова и Слонова, изучение их работы над либретто «Монны Ванны»;

— выявление особенностей музыкально-драматургического облика «Монны Ванны».

Источниками исследования явились рукописные документы из фондов Библиотеки Конгресса и ГЦММК, опубликованные эпистолярные и мемуарные материалы, музыковедческие и литературоведческие научные работы отечественных и зарубежных авторов.

Теоретические и методологические основы исследования. Изучение архивно-рукописных материалов базируется на текстологическом методе, музыки оперы — на методах тематического и комплексного (целостного) анализа. В анализе либретто и музыкальной драматургии оперы автор диссертации опирается на методы, сложившиеся в музыковедческой литературе (М. С. Друскин, Г. Г. Кулешова, Е. А. Ручьевская, А. М. Цукер, Б. М. Ярустовский и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

• Опера для Рахманинова-композитора была одним из наиболее важных жанров; в творческой биографии Рахманинова можно выделить «оперный период» (лето 1903 - весна 1907 годов).

• Круг образов и идей «Монны Ванны» Рахманинова обнаруживает ее глубокую органичность в контексте всего оперного творчества композитора. Однако при выборе Рахманиновым драмы Метерлинка в качестве литературного первоисточника решающую роль сыграло то, что она позволила ему затронуть новые этико-философские проблемы.

• Сотрудничество композитора с либреттистом оказалось успешным. Согласно пожеланиям Рахманинова Слонов написал либретто,

представляющее собой своего рода «конспект» драмы, в котором прозаический текст первоисточника переложен в нерифмованные стихи. Сделанные Слоновым в ряде случаев принципиальные изменения текста драмы Метерлинка предвосхитили отдельные особенности рахманиновской концепции «Монны Ванны», а потому были безоговорочно приняты композитором.

• Многие черты музыкально-драматургического облика «Монны Ванны» свидетельствуют о ее преемственности по отношению к предшествующим зрелым операм Рахманинова. Вместе с тем в «Монне Ванне» очевидно проявление новых качеств: 1) «Монна Ванна» — «опера-диалог»; 2) развитие действия отличается большей конфликтностью и стремительностью; 3) в выстраивании музыкальной драматургии значительно возросла роль вокального начала.

• Музыкально-драматургическое строение «Монны Ванны» имеет особенности, связанные с явлениями драматургической полифункциональности и «двухэтапности» отдельных композиционных планов.

• В «Монне Ванне» выделяются два вида речитатива, для обозначения которых предлагаются специальные определения: «речитатив-ход» и «речитативный эпизод».

• Обозначившиеся в I действии оперы Рахманинова значительные концептуальные расхождения с драмой Метерлинка могли стать одной из главных причин того, что «Монна Ванна» не была завершена.

Научная новизна работы обусловлена в первую очередь тем, что она представляет собой первое целостное многоплановое исследование незавершенной оперы Рахманинова. В диссертации впервые представлен анализ музыкальной драматургии «Монны Ванны». Выявление особенностей организации художественного текста оперы позволяет выдвинуть новую гипотезу о причинах ее незавершенности.

Обращаясь к ряду вопросов, затронутых в рахманиноведении ранее,

диссертант предлагает их собственную трактовку, дополняющую, а в отдельных случаях и корректирующую результаты предыдущих исследований. В числе таких вопросов:

— место оперного жанра в творчестве Рахманинова;

— особенности драмы Метерлинка, привлекшие внимание Рахманинова и обусловившие выбор ее в качестве литературного первоисточника оперы;

— творческий портрет Слонова-либреттиста и особенности сотрудничества Рахманинова и Слонова;

— процесс работы Слонова и Рахманинова над либретто (воплощение оригинального художественного замысла путем преобразования текста драмы Метерлинка);

— проблема атрибуции двух недатированных рукописей Слонова.

В процессе работы над исследованием впервые была осуществлена расшифровка двух фрагментов и эскизов музыки II действия. Эти материалы, а также их описание и краткий анализ представлены в приложении к диссертации. Также сделана редакция клавира I действия (не опубликована), в которой учтены отдельные идеи, содержащиеся в исполнительской редакции К. А. Жабинского, но предлагается иной подход к решению проблем, касающихся принципов публикации текста либретто и отражения позднейших рахманиновских вариантов нотного текста; кроме того, уточнен текст ряда фрагментов, трудных для прочтения.

В работе впервые вводится в научный обиход ряд архивно-рукописных источников, хранящихся в ГЦММК: черновики писем к Рахманинову и фрагменты из черновиков либретто «Монны Ванны» Слонова, письмо М. П. Свободина к Н. С. Морозову.

Теоретическая значимость исследования определяется следующими положениями:

— диссертация представляет собой первое комплексное исследование «Монны Ванны» Рахманинова, включающее рассмотрение историко-

биографического и текстологического аспектов темы, анализ широкого круга вопросов, связанных с либретто и музыкой оперы;

— полученные результаты способствуют формированию знаний об основных стилевых чертах зрелого оперного творчества Рахманинова на последней стадии его развития в 1906-1907 годах;

— изучение истории оперных исканий Рахманинова позволяет внести коррективы в сложившуюся в музыкознании картину протекания творческой биографии композитора: отмечен «оперный период» 1903-1907 годов;

— изложенные наблюдения над различными этапами работы Рахманинова над «Монной Ванной» расширяют представления о его творческом процессе;

— введено новое понятие, относящееся к области теории оперной драматургии — «контрэкспозиция»; оно используется для обозначения второго этапа экспонирования образов героев в качестве, противоположном тому, в котором они предстали вначале;

— предложена классификация встречающихся в «Монне Ванне» речитативов на два вида: «речитатив-ход» и «речитативный эпизод»; принадлежность речитатива к одному или другому виду обуславливается тем, каковы выполняемые им драматургические функции и обладает или не обладает речитатив образно-смысловой и музыкально-интонационной целостностью.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в обобщающих научных трудах, посвященных творческой биографии Рахманинова или его оперному наследию, а также в работах, раскрывающих творческую деятельность М. А. Слонова. Они представляют интерес для исследователей оперного искусства начала XX века и для ученых, разрабатывающих вопросы оперной драматургии и либреттологии. Представленные в диссертации расшифрованные фрагменты музыки II действия оперы могут быть учтены при подготовке к изданию всех музыкальных материалов «Монны Ванны».

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Возможно применение материалов исследования в лекционных курсах музыкальных вузов по «Истории русской музыки», «Истории музыкального театра», «Оперной драматургии». Они также представляют интерес для оперных режиссеров и музыкантов-исполнителей.

Апробация исследования. Положения диссертации стали основой доклада, прочитанного на Дмитриевском семинаре (Санкт-Петербург, 2003). По теме диссертации опубликовано 4 статьи, одна из которых была отмечена Дипломом I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства (Казань, 2004). Результаты исследования используются в курсах «История русской музыки» и «История русской оперы», читаемых автором в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова 19 мая 2011 года (протокол № 6) и была рекомендована к защите.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, нотных примеров и пяти приложений. В Приложении I приведено краткое содержание I действия оперы Рахманинова и II-III действий драмы Метерлинка. В Приложении II названы исторические сведения, на которые Метерлинк опирался в «Монне Ванне», и излагается гипотеза о возможном влиянии на формирование замысла драматурга итальянской картины начала XVI века. Приложение III, содержащее составленный диссертантом план музыкально-драматургического строения I действия оперы, служит дополнением к третьей главе работы. В Приложении IV даны сведения о существующих записях всех трех оркестровых редакций «Монны Ванны». В Приложении V представлена расшифровка рахманиновских рукописей, содержащих музыку II действия; приложение открывается предисловием, в котором дана характеристика рукописных материалов (их содержание, степень законченности

музыкальных фрагментов, особенности рахманиновской черновой записи текста и т. п.), приведен краткий анализ музыки II действия и обозначены принципы публикации нотного материала. Справочный аппарат работы представлен разделами использованная литература и архивные источники.

ГЛАВА I. СОЗДАНИЕ ОПЕРЫ «МОННА ВАННА»

ЖАНР ОПЕРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. В. РАХМАНИНОВА

В отечественном музыкознании, несмотря на более чем полувековой опыт осмысления оперного наследия Рахманинова, к настоящему времени не сложилась его общепризнанная оценка. «Алеко», «Скупого рыцаря» и «Франческу да Римини» — эти, по мнению Б. В. Асафьева, «оперы не оперного композитора С.В.Рахманинова» [11, 46] — в музыковедческой литературе, как правило, не принято относить к лучшим образцам русской оперы. Так, например, А. И. Кандинский в путеводителе, предназначенном для самого широкого круга читателей, пишет: «Оперное творчество Рахманинова, развивавшееся исключительно в рамках камерной, побочной ветви классической русской оперы, в целом существенно уступает наследию крупнейших оперных композиторов классиков XIX века» [38, 16]. М. Е. Тараканов, высказывая отнюдь не бесспорную мысль об историческом значении опер Рахманинова, позволяет себе дать им оценку, в которой отчетливо звучит снисходительная интонация: «Несмотря на то, что оперы Рахманинова, и особенно его первая, юношеская работа в данном жанре ("Алеко"), могут и теперь рассчитывать на сочувственное внимание оперной публики, они, по сути дела, не открыли новых путей в развитии жанра» [81, 268].

Однако некоторые музыковеды идут еще дальше, последовательно проводя в своих работах мысль о том, что рахманиновские оперы не относятся и к высшим достижениям их автора. Ю. В. Келдыш, отмечая достоинства «Скупого рыцаря» и «Франчески да Римини», вместе с тем усматривает в них различного рода недостатки, ссылаясь в подтверждение своей правоты на высказывания самого композитора (см.: [40, 263, 271-272]). А в очерке о Рахманинове, содержащемся в томе 10 А «Истории русской музыки», он утверждает следующее: «При всех художественных достоинствах немногочисленных рахманиновских опер и интересных

музыкально-драматургических решениях, которые удавалось находить композитору, значение этого жанра в его творчестве в целом остается все же периферийным» [41,114].

Более объективным представляется иной, противоположный взгляд на рахманиновское оперное наследие, содержащийся в работах Т. Н. Ливановой, И. А. Гивенталь, Р. М. Розенберг, А. М. Цукера. Два первых исследователя затрагивают вопрос о значении оперного жанра в творчестве Рахманинова. «...Оперное наследие Рахманинова как будто бы невелико в количественном отношении: три одноактные оперы, — пишет Т. Н. Ливанова. — Но разве две оперы Глинки или одна опера Бородина расценивались когда-либо с э т о й точки зрения?» [49, 39]. И. А. Гивенталь, также проводя эту мысль, заключает: «Тем не менее, роль оперного жанра в творческом пути Рахманинова значительна. Интерес к опере не ослабевал у композитора на протяжении многих лет, в разные периоды жизни» [22, 3]. Несмотря на то, что большинство оперных замыслов Рахманинова осталось неосуществленным, «тот факт, что опера тревожила сознание композитора на протяжении целых десятилетий, что мысль о создании новой оперы не оставляла его долгое время, свидетельствует о значении этого жанра в творчестве Рахманинова» [там же, 4]. Кроме того, исследовательница подчеркивает, что «именно опера ознаменовала собой первый большой успех юного композитора», что в «Алеко» «впервые сконцентрировались многие важные особенности его индивидуального стиля» [там же]. Общее направление размышлений И. А. Гивенталь и аргументы, выдвигаемые ею, представляются глубоко верными.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Алейников, Михаил Иванович, 2011 год

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алейников М. И. М. А. Слонов — либреттист «Монны Ванны» С. В. Рахманинова // Сергей Рахманинов: история и современность: Сб. статей / Ред. А. М. Цукер, Н. В. Бекетова. Ростов н/Д: Изд-во РГК, 2005. С. 229-246: нот. прим.

2. Алейников М. И. Малоизвестные произведения в курсе истории музыки (на примере оперы «Монна Ванна» С. В. Рахманинова) // Искусство и образование. 2009. № 1 (57). С. 27-31.

3. Алейников М. И. «Монна Ванна» в контексте оперного творчества С. В. Рахманинова // «Вестник Поморского университета». 2007. № 9. С.124-126.

4. Алейников М. И. О «загадочных» фрагментах либретто «Монны Ванны» С. В. Рахманинова: к проблеме атрибуции рукописей М. А. Слонова // Наука о музыке: слово молодых ученых: Сб. статей. Казань, 2004. С. 107-125.

5. Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие / Отв. ред. О. П. Коловский. Л.: Музыка, 1988. 352 е.: нот. прим.

6. Андреев Л. О двух знаменитых бельгийцах // Верхарн Э. Стихотворения. Зори; МетерлинкМ. Пьесы / Пер. с фр. М.: Художественная литература, 1972. С. 5-28. (Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Т. 142).

7. Антипов В. И. Обнаружена считавшаяся утраченной Сюита ре минор Сергея Рахманинова // Музейный листок. 2002 (январь). № 27-28. С. 4-5 (приложение к «РМГ» № 1 / 2002).

8. Антипов В. И. Творческий архив С. В. Рахманинова // Музыковедение. 2010. № 8. С. 2-7.

9. [Апетян 3. А.] Комментарии // Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / [Сост., ред., пред., комм, и указ. 3. А. Апетян.] Изд. 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 1. С. 446-526.

10. [Апетян 3. А.] Комментарии // Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / [Сост., ред., пред., комм, и указ. 3. А. Апетян.] Изд. 5-е, доп. М.: Музыка,

1988. Т. 2. С. 472-535.

11. Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX века. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1979. 344 с.

12. БенуаА. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. СПб.: Изд. Общины св. Евгении, 1910. 120 с.

13. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. 2-е изд., доп. Л.: Музыка, 1985. 238 е.: нот. прим.

14. БояджиевГ.Н. Классицизм // Театральная энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. П. А. Марков. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 3. С. 60-64.

15. БрюнелъП. Литература / Пер.с фр. Н. Т. Пахсарьян // Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др. / Науч. ред. и авт. Послесл. В. М. Толмачев. М.: Республика, 1998. С. 181-286.

16. БрянцеваВ.Н. С.В.Рахманинов. М.: Советский композитор, 1976. 646 е.: нот. прим.

17. БэлзаИ.Ф. Оперное творчество Рахманинова // С.В.Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Ф. Бэлза. М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1947. С. 9-36.

18. Васина-Гроссман В. А. Речитатив // Музыкальная энциклопедия. В 6-ти томах: Т. 4. «Окунев — Симонович» / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия. Ст. 605-609.

19. Веццози А. Леонардо да Винчи. Искусство и наука вселенной. М.: Астрель, АСТ, 2001. 160 е.: ил.

20. Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. СПб.: ЛИТА, 2001. Т. 4. 832 с.

21. ГедикеА. Памятные встречи // Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / [Сост., ред., пред., комм, и указ. 3. А. Апетян.] Изд. 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 2. С. 4-17.

22. Гивенталь И. А. Опера «Алеко» С. Рахманинова. М.: Музгиз, 1963. 67 е.: нот. прим. (В помощь педагогу-музыканту).

23. Гольденвейзер А. Из личных воспоминаний о С.В.Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / [Сост., ред., пред., комм, и указ. 3. А. Апетян.] Изд. 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 1. С. 405-426.

24. Доброхотов Б. В. Оперные замыслы C.B. Рахманинова // С. В. Рахманинов: Сб. статей и материалов / Под ред. Т. Э. Цытович. М.; Д.: Музгиз, 1947. С. 89-106: нот. прим. (Труды ГЦММК. Т. 1).

25. ДолгачеваЛ. Прогулки с Рахманиновым и без: Маленькие трагедии в БЗК // Культура. 1998. № 15. С. 13.

26. Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классического наследия / ГНИИТИМ. Л.: Музгиз, 1952. 344 с.: нот. прим.

27. Друскин М. С. Речитатив в русской классической опере // Друскин М. С. Исследования. Воспоминания. Л., М.: Сов. композитор, 1977. С. 96-169: нот. прим.

28. Жабинский К. А. Загадка «Монны Ванны» (Маргиналии к незавершенной опере С. Рахманинова) // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции / Ред.-сост. А. М. Цукер. Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. С. 33-37.

29. Жабинский К. А. Заметки о «Монне Ванне»: опыт реконструкции творческой предыстории оперы // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему / Ред.-сост. А. М. Цукер. Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. С. 48-63.

30. Жабинский К. А. Заметки о «Монне Ванне» С. Рахманинова: к проблеме реконструкции творческой предыстории незавершенной оперы // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. Ростов н/Д., 2005. Вып. 3. С. 215-234.

31. Жабинский К. А. «Монна Ванна» и современность: проблемы реконструкции незавершенной оперы С. В. Рахманинова // Эпоха Сергея Рахманинова: Тезисы Международной научной конференции. Тамбов Ивановка, 1998. С. 45-48.

32. Жабинский К. А. «Монна Ванна» и современность: об оркестровых версиях незавершенной оперы С. В. Рахманинова // Творчество С. В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. Опыт и новые направления исследований на рубеже XX-XXI веков: Материалы III международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию С. В. Рахманинова. Тамбов, 2003.

33. Жабинский К. А. «Монна Ванна» как феномен современной музыкальной культуры: об оркестровых версиях незавершенной оперы С. В. Рахманинова // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. Ростов н/Д., 2010. Вып. 4. С. 199-208.

34. Жабинский К. А. О «Монне Ванне» С. Рахманинова — М. Слонова: хроника незавершенного сотрудничества // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. Ростов н/Д., 2003. Вып. 2. С. 154-170.

35. Жуковская Е. Воспоминания о моём учителе и друге С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / [Сост., ред., пред., комм, и указ. 3. А. Апетян.] Изд. 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 1. С. 251-342.

36. Журавлева Н. Знакомьтесь: Михаил Фуксман // Российская музыкальная газета. 2002. № 4. С. 3.

37. Зингерман Б. И. Ибсен. Метерлинк. Пиранделло // Зингерман Б. И. Очерки истории драмы 20 века / Отв. ред. А. А. Аникст. М.: Наука, 1979. С. 183-217.

38. Кандинский А. И. Оперы С.В.Рахманинова: Путеводитель. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1979. 47 с. (Путеводители по операм и балетам).

39. Катушкина Л. Г. Итальянские войны // История Италии: В 3 т. / Под ред. С. Д. Сказкина, JI. А. Котельниковой, В. И. Рутенбурга. М.: Наука, 1970. Т. 1. С. 426-465.

40. Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. 432 е.: нот. прим.

41. Келдыш Ю. В. С.В.Рахманинов // История русской музыки: В 10 т.

М.: Музыка, 1997. Т. 10 А. С. 69-133.

42. Киракосоеа М. Рахманинов и поэзия (о принципах выбора поэтического текста в романсах Рахманинова) // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1993): Материалы научной конференции / Ред.-сост. А. И. Кандинский. М., 1995. С. 147-155. (Научные труды МГК. Сб. 7).

43. Ковалева-Огороднова Л. Л. «То был тяжелый сон, сейчас начнется светлый» или Призрак оперы в Петербурге // История Петербурга. 2009. № 6 (52). С. 12-23: ил.

44. Коммин Ф. де Мемуары / Пер. с фр., ст. и прим. Ю. П. Малинина. М.: Наука, 1986. 496 с. (Памятники исторической мысли).

45. КривицкаяЕ. Редкие страницы наследия Рахманинова // Музыкальная жизнь. 2009. № 8.

46. Криеицкая Е. Явление «Монны Ванны» // Культура. 2009. № 24.

47. Кулешова Г. Г. Вопросы драматургии оперы. Минск: Наука и техника, 1979. 231 е.: нот. прим.

48. Кулешова Г. Г. Композиция оперы / научн. ред. д-р иск. М. П. Загайкевич; Академия наук БССР. Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. Минск: Наука и техника, 1983. 175 е.: нот. прим.

49. Ливанова Т. Н. Три оперы Рахманинова // С. В. Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Ф. Бэлза. М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1947. С. 37-100: нот. прим.

50. Литературные конвенции // Большая советская энциклопедия: В 66 т. / Гл. ред. О. Ю. Шмидт. М.: ОГИЗ, 1938. Т. 37. С. 211.

51. МазельЛ.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Музыка, 1979. 536 е.: нот. прим.

52. Медведева И. Незнакомое становится знакомым и любимым // Музейный листок. 2002 (апрель). № 30. С. 1.

53. Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896-1939 / Вст. ст. Ю.А.Завадского; Сост. В.П.Коршуновой и М. М. Ситковецкой. М.: Искусство, 1976.

464 с.

54. Мережковский Д. С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи). Вторая часть трилогии «Христос и Антихрист» // Мережковский Д. С. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 5-316.

55. Метерлинк М. Монна Ванна / Пер. с фр. Э. Маттерна и А. Воротникова. СПб, 1903. 100 с.

56. Метерлинк М. Монна Ванна / Пер. Н.Любимова // Верхарн Э. Стихотворения. Зори; Метерлинк М. Пьесы / Пер. с фр. М.: Художественная литература, 1972. С. 413-464. (Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Т. 142).

57. [Метерлинк М.] Предисловие автора // Метерлинк М. Полное собрание сочинений: В 4 т. / Пер. с фр. Н. Минского и Л. Вилькиной. Под ред. Н. Минского. Пг.: Изд. т-ва А. Ф. Маркс, 1915. Т. 1. С. XXIII-XXVII.

58. Минский Н. Морис Метерлинк. Биографический очерк // Метерлинк М. Полное собрание сочинений: В 4 т. / Пер. с фр. Н. Минского и Л. Вилькиной. Под ред. Н. Минского. Пг.: Изд. т-ва А. Ф. Маркс, 1915. Т. 1. С. III-XXII.

59. Никитин Б. С. Сергей Рахманинов. Две жизни. М.: Знание, 1993. 222 е.: ил.

60. Оссовский А. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / [Сост., ред., пред, комм, и указ. 3. А. Апетян.] Изд. 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 1.С. 343-385.

61. Проскурникова Т. Образ человечества в драматургии Метерлинка // Метерлинк М. Избранные произведения / Пер. с фр.; Сост. и прим. О. Жданко; послесл. Т. Проскурниковой; Худож. А. Неровный. М.: Панорама, 1996. С. 367-382. (Библиотека «Лауреаты Нобелевской премии»).

62. Рахманинов С. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном / [Пер. с англ, послесл, коммент. В. Н. Чемберджи.] М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2008. 248 е.: ил.

63. Рахманинове. Литературное наследие: В 3 т. / Сост., ред., вступ. ст., комм, и указ. 3. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1978. Т. 1: Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. 648 с.

64. Рахманинов С. Литературное наследие: В 3 т. / Сост., ред., вступ. ст., комм, и указ. 3. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1980. Т. 2: Письма. 584 с.

65. Рахманинов С. Литературное наследие: В 3 т. / Сост., ред., вступ. ст., комм, и указ. 3. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1980. Т. 3: Письма. 574 с.

66. Рахманинова Н. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / [Сост., ред., пред., комм, и указ. 3. А. Апетян.] Изд. 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 2. С. 292-332.

67. Розенберг Р. М. Русская опера малой формы конца XIX — начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века: Статьи, сообщения, публикации / под общ. ред. М. К. Михайлова и Е. М. Орловой; ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. М.; Л.: Музыка, 1966. С. 111-128.

68. Ручъевская Е. А. «Война и мир». Роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева. СПб.: Композитор, 2010. 478 е.: нот. прим.

69. Ручъевская Е. А. Классическая музыкальная форма: учебник по анализу. СПб.: Композитор, 1998. 268 е.: нот. прим.

70. Ручъевская Е. А. Работы разных лет: Сб. статей: в 2 т. / Отв. ред. В. В. Горячих. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», 2011. Т. И. О вокальной музыке. 504 е.: нот. прим.

71. Ручъевская Е. А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова: Стиль. Драматургия. Слово и музыка. СПб.: Композитор, 2002. 395 е.: нот. прим.

72. Ручъевская Е. А. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен: К проблеме поэтики жанра. СПб.: Композитор, 2005. 387 с.: нот. прим.

73. Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. Л.: Искусство, 1971. 190 с. (Жизнь в

искусстве).

74. Савоскина Г. А. Ораториальный план как часть симфонической системы оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» // Савоскина Г. А. Оперная драматургия М. И. Глинки: Сб. статей. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2008. С. 43-61: нот. прим.

75. Сатина С. Записка о С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / [Сост., ред., пред, комм, и указ. 3. А. Апетян.] Изд. 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 1. С. 12-115.

76. Селицкий А. Я., Демина И. К. Основы музыкальной драматургии: [Учеб. пособие]. Изд. 2-е, доп. Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. 68 с. (Библиотека методической литературы).

77. Скафтьгмова Л. А. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и русская кантата начала XX века / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2009. 254 е.: нот. прим, портр.

78. Скафтымова Л. А. О мелодике Рахманинова // Страницы истории русской музыки: Ст. молодых музыковедов. Л.: Музыка, 1973. С. 103-122.

79. Скафтымова Л. А. Рахманинов и символизм // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему / Ред.-сост. А. М. Цукер. Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. С. 16-27.

80. Слонов Ю. М. От составителя II М. Слонов. Романсы и песни для голоса с фортепиано. М.: Музыка, 1969. С. 3. — Аннотация: [Биографические сведения о М. А. Слонове.]

81. Тараканов М. Русская опера в поисках новых форм // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М, 1997. С. 265-303.

82. Ферман В. Э. Основы оперной драматургии // Ферман В. Оперный театр. Статьи и исследования / Ред.-сост. Н. В. Туманина. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. С. 21-96.

83. Финкелыитейн Е. Л. Романтизм // Театральная энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. П. А. Марков. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т. 4. С. 643-651.

84. Цукер А. М. Размышления о рахманиновском «Скупом» // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции / Ред.-сост. А. М. Цукер. Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. С. 31-33.

85. Цукер А. М. «Скупой рыцарь» в творчестве Рахманинова и в контексте художественных исканий начала XX века // Цукер А. М. Единый мир музыки: избранные статьи / [ред. А. Я. Селицкий]. Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2003. С. 58-90.

86. Шкунаева И. Д. Театр Метерлинка в начале XX века: «Монна Ванна» // Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка и до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973. С. 108-129.

87. Штейнпресс Б. С. Оперные премьеры XX века. 1901-1940. Словарь. М.: Советский композитор, 1983. 470 с.

88. ЭпштейнЕ. Разрешите представить — «Монна Ванна»: (Фестиваль в честь Рахманинова) // Культура. 1998. № 16. С. 4.

89. Эткинд Е. Г. Метерлинк // История западноевропейского театра: В 8 т. / Под общ. ред Г. Н. Бояджиева и Е. JI. Филькенштейн. М.: Искусство, 1970. Т. 5. С. 132-153.

90. Яголим Б. С. Рахманинов и театр (Библиография и нотография) // С. В. Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Ф. Бэлза. М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1947. С. 191-197.

91. Яковлев В. В. Рахманинов и оперный театр // С. В. Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Ф. Бэлза. М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1947. С. 101-172.

92. Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики. М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. 404 е.: нот. прим.

93. Bertensson S. and Leyda J. Sergei Rachmaninoff: A Lifetime in Music. New York: University Press, 1956. 464 p.

94. Buketoffl Rachmaninow, Monna Vanna, und das Vierte Klavierkonzert / Uebersetzung: R. M. Wendel // S. Rachmaninoff. Monna Vanna. Piano Concerto №4: Booklet. Chandos Records Ltd, CD Chan 8987. London, 1991. P. 9-15

95. Crutchfield W. Rachmaninoff s 'Monna Vanna' fragment // The New York Times [Электронный ресурс]. Электрон, газ. [New York], 13 August 1984. Режим доступа: http://www.nytimes.eom/l 984/08/13/arts/opera-rachmaninoff-s-monna-vanna-fragment.html, свободный. Загл. с экрана. Яз. англ.

96. Martyn В. Monna Vanna // Martyn В. Rachmaninoff: Composer, Pianist, Conductor. Hampshire: Scolar Press, 1990. P. 194-203.

97. Norris G. Rachmaninoff. 2nd ed. London: J.M. Dent & Sons Ltd, 1993.

98. Threlfall R. and Norris G. Монна Ванна (Monna Vanna): Unfinished opera // Threlfall R. and Norris G. A Catalogue of the Compositions of S. Rachmaninoff. London: Scolar Press, [1982]. P. 181.

АРХИВНО-РУКОПИСНЫЕ ИСТОЧНИКИ

99. СвободинМ.П. Письмо Н.С.Морозову от 14 апреля 1906 года // ГЦММК. Ф. 18. Ед. хр. 319. 1 л.

100. Слонов М. А. Либретто (черновое) оперы «Саламбо» — по одноимённому роману Г. Флобера // ГЦММК. Ф. 18. Ед. хр. 334, п. 1915. 17 л.

101. Слонов М. А. Тетрадь различных черновых записей // ГЦММК. Ф. 269. Ед. хр. 84. 130 л.

102. Слонов М. А. Тетрадь различных черновых записей // ГЦММК. Ф. 269. Ед. хр. 85. 37 л. + 2 л. обл.

103. Слонов М. А. Тетрадь с различными записями // ГЦММК. Ф. 269. Ед. хр. 86. 56 л. + 23 л. + 2 л. обл.

104. Слонов М. А. Тетрадь черновых записей // ГЦММК. Ф. 269. Ед. хр. 82. 99 л. + 9 вкл. л. + 2 л. обл.

105. Слонов М. А. Черновики Саламбо [Черновые наброски либретто оперы «Саламбо» по одноименному роману Г.Флобера] // ГЦММК. Ф. 18. Ед. хр. 335. П. 1915. 81 л. + 2 л. обл.

106. Слонов М. А. Черновики Саламбо [Черновые наброски либретто оперы «Саламбо» по одноименному роману Г.Флобера] // ГЦММК. Ф. 18. Ед. хр. 336. П. 1915. 7 л. + 2 л. обл.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.