Организация интегрированной деятельности подростков на уроках искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Атамалян, Татьяна Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 220
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Атамалян, Татьяна Ивановна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы интегрированной деятельности подростков.
1.1 .Исторические этапы развития интеграции в образовательной области «Искусства».
1.2. Методологические подходы к организации интегрированной деятельности подростков. Взаимосвязь интегрированного и деятельностного подходов в современном образовании.
1.3. Психофизиологические особенности подросткового возраста. Характеристика современного подростка.
1.4. Специфика интегрированной деятельности подростков на уроках искусства.
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по организации учителем интегрированной деятельности подростков на уроках искусства.
2.1.Разработка содержания и методов интегрированной деятельности подростков на уроках изобразительного искусства и МХК.
2.2.Формы организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства.
2.3.Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по организации интегрированной деятельности подростков.
Выводы по 2 главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством2005 год, доктор педагогических наук Шишлянникова, Нина Петровна
Взаимодействие искусств в образовательном пространстве школы искусств2007 год, кандидат педагогических наук Ильина, Татьяна Ивановна
Взаимодействие искусств как условие активизации педагогического творчества учителя изобразительного искусства2004 год, кандидат педагогических наук Ермолинская, Елена Александровна
Формирование мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства2006 год, кандидат педагогических наук Дмитриева, Татьяна Михайловна
Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах2000 год, кандидат педагогических наук Луцкане, Людмила Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организация интегрированной деятельности подростков на уроках искусства»
Актуальность исследования. Необратимые изменения, произошедшие во всех областях жизни современного российского общества, привели к развитию демократических устоев жизни, ориентации на общечеловеческие ценности в культуре и образовании. Особенностью современной образовательной ситуации стал пересмотр важнейших педагогических установок, в том числе, в формировании мировоззренческих позиций школьников.
Большое значение в этом контексте приобретают предметы искусства, в частности, интегрированный курс «Мировая художественная культура» (МХК). Его глубина и масштабность, проблемность содержания обуславливают трудности в преподавании, где устойчивые традиции пока еще только складываются. Особую значимость приобрело изучение МХК в столичных, школах, поскольку Москва - мировой культурный центр и огромный многонациональный мегаполис с поликультурной спецификой.
Педагогика искусства в настоящее время развивается по пути интеграции различных видов искусства и художественной деятельности. Многолетний опыт преподавания изобразительного искусства, истории искусств и МХК в специальных и общеобразовательных учебных заведениях, привел к необходимости теоретического осмысления педагогических условий организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства.1
Анализ специальной литературы показал, что в современной образовательной ситуации это весьма актуально и далеко не до конца разработано. Назовем наиболее значимые источники в сопредельных областях научного знания.
Теоретико-методологические принципы интегративного подхода к формированию личности содержатся в работах: Ю.К. Бабанского, З.И.
1 Под уроками искусства, в соответствии со стандартом основного общего образования по искусству, понимаются дисциплины: «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Музыка».
Васильевой, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.П. Подласного, М. Н. Скаткина, В.А. Сластенина и др.
Проблемы философии и педагогики искусства анализируются в работах: Р. Арнхейма, В.М. Букатова, А.И. Бурова, P.P. Валеевой, Е.Я. Голант, JI.B. Горюновой, М. А. Гузика, Л.Г. Емохоновой, А.П. Ершовой, Т.А. Ильиной, Д.Б. Кабалевского, М.С. Кагана, А.В. Копыловой, Д.К. Кирнарской, B.C. Кузина, Д.О. Лордкипанидзе, B.C. Леднева, Б.Т. Лихачева, В.Г. Маранцмана, Б.М. Неменского, Л.М. Предтеченской, Л.А. Рапацкой, Т. Я. Шпикаловой, П.А. Юхвидина и др.
Исторические пути развития интеграции в образовании отражены в трудах: П.Р. Атутова, П.П. Блонского, С.Я. Батышева, А.Я.Данилюк, И.Д. Зверева, И. Э. Кашековой, В.Л. Кондакова, Б.М. Кедрова, П.Г. Кулагина, Н.А. Лошкаревой, В.Н. Максимовой, А.А. Мелик-Пашаева, Е.А.Паладянц, Л. Г. Савенковой, Н.А. Сорокина, Г.Ф. Федорец, С.Т. Шацкого, Б.П. Юсова и др.
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста изучены: Б.Г. Ананьевым, Л.В. Благонадежиной, О.Ю. Богдановой, Дж. Бру-нером, Л.С. Выготским, М.С. Емельяновым, И.Ю.Кулагиной, И.Б. Котовой, А.Б. Леоновой, А.Е. Личко, A.M. Прихожан, В.Д. Шадриковым, Е.Н. Шияновым, Д.Б. Элькониным и др.
Теории и методике художественного образования подростков и юношества, посвящены работы: В.А. Айрапетовой, В.Л. Бенина, Е.А. Бондаренко, И.Ф. Исаева, В.В. Кузнецова, В.М. Лизинского, Б.Т. Лихачева, Б.С. Мейлах, Г.И. Ризз, С.Л. Рубинштейна, Ю.С. Рябцева, Г.Б. Скок, Э.В. Шаговой, Э. Шпрангера, М.Н.Фоминовой, Ю.У. Фохт-Бабушкина, С. Френе и др.
Изучение специальной литературы выявило противоречия между: • необходимостью организации интегрированной деятельности подростков для повышения ее эффективности на уроках искусства и слабой разработанностью этого вопроса в специальной литературе и практике преподавания искусства в школе;
• потребностями подростков в интегрированном знании и неразработанностью содержания уроков искусства, удовлетворяющих эти потребности;
• между личностной нестабильностью подростка и традиционным методом преподавания искусства в общеобразовательной школе, не учитывающим эту возрастную особенность.
Указанные противоречия обусловили проблему исследования, заключающуюся в выявлении педагогических условий эффективной организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства, и определили его тему.
Объект исследования - интегрированная деятельность подростков в учебно-воспитательном процессе школы.
Предмет исследования - педагогические условия организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и практически апробировать педагогические условия организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства, выявить содержание, методы и формы, обеспечивающие ее эффективность.
Гипотеза исследования: организация интегрированной деятельности подростков на уроках искусства будет эффективной при следующих педагогических условиях:
• масштабная и многоаспектная проблематизация содержания искусства на основе интереса подростков к слову, факту, а также постижению «диалога» предметов искусства;
• углубление практико - ориентированного характера деятельности учащихся, закрепляющей интегрированное освоение искусства, его духовное постижение;
• применение соответствующих методов: «линии времени», творческих версий, подачи исторически достоверной информации в специально разработанном проблемном контексте;
• разработка и внедрение эффективных форм организации интегрированной деятельности учащихся: самостоятельных исследовательских работ, специального комплекса творческих заданий и упражнений, творческих проектов с использованием современных информационных технологий.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
• определить исторические этапы развития интеграции в образовании и сформулировать теоретико-методологические основания интегрированного обучения в образовательной области «Искусство»;
• раскрыть психофизиологические особенности подростков и специфику их интегрированной деятельности на уроках искусства;
• разработать содержание, методы и формы интегрированной деятельности подростков, проверить их экспериментально;
• обобщить результаты опытно - экспериментальной работы, дать их научную интерпретацию.
Методологическая основа исследования: деятельностный и ценностный подходы к организации учебно-воспитательного процесса ( А.И.
Леонтьев, Л.Н.Столович, А.И.Щербаков и др.). Концепции: детского творчества Л.С. Выготского; интегрированного освоения искусства Л.Г. Савенковой; полихудожественного развития школьников Б.П. Юсова; развивающего художественного образования В.В. Давыдова - Л.В. Школяр; личностно-ориентированного подхода к образованию Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской; идеи художественного развития учащихся А.Н. Малюкова, А.А. Мелик - Пашаева, З.Н. Новлянской, Г.Н.Кудиной; эстетического воспитания школьников - Н.И. Киященко, И.Э. Кошековой, Л.М. Предтеченской, И.А. Химик, М. Холлингсворт; теория творческого сотрудничества подростков на уроках искусства A.M. Вачьянц.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по теме исследования (философия, эстетика, педагогика, психология, культурология, искусствоведение); синтез и обобщение информации; изучение программ и учебно-методических пособий по предметам искусства для общеобразовательной школы; обобщение передового педагогического опыта в области преподавания искусства в школе; осмысление собственного опыта; анализ творческих работ учащихся, включая условия их подготовки и экспонирования на международных, региональных и отраслевых выставках, конкурсах, олимпиадах; педагогическое наблюдение; опрос; анкетирование; тестирование; опытно -экспериментальная работа и математическая обработка ее результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• проведен исторический анализ развития интеграции искусств в отечественном образовании, на основании которого уточнена периодизация с 1917 года по настоящее время;
• определены сущность и содержание принципа интеграции как методологической и дидактической основ в образовательной области «Искусство»;
• разработан авторский подход к преподаванию МХК с опорой на интегрированную деятельность, технологии эмоционального насыщения и активизации художественно - творческого самовыражения подростков на уроках искусства;
• обосновано значение и условия применения комплекса авторских методов («линии времени», творческих версий, подачи исторически достоверной информации в специально разработанном проблемном контексте) для организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства.
Теоретическая значимость:
• уточнены понятия интегрированной деятельности на уроках искусства и интегрированного образовательного пространства;
• сформулированы основные принципы интегрированного преподавания искусства;
• разработаны методы и формы организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства в школе, а также внеклассных занятиях в музее, на выставке, экскурсии и т.д.;
• теоретически обоснованы и конкретизированы педагогические условия организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства;
Практическая значимость исследования. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы с позиции влияния интегрированной деятельности подростков на их личностное развитие, творческую самореализацию, эффективность учебно-воспитательного процесса в целом. Результаты исследования могут быть применены в образовательных учебных учреждениях различного типа (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, школы с художественно-эстетическим уклоном); в специализированных училищах и колледжах, в вузах - в ходе профессиональной подготовки студентов - будущих учителей изобразительного искусства, музыки и МХК; в курсах методологии, истории, теории и методики художественного образования, культурологии, истории искусств и др., в процессе переподготовки и повышения квалификации учителей и других работников образования.
Достоверность полученных результатов обеспечена широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии, эстетики, культурологии и искусствоведения, применением соответствующих методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; проведением масштабной апробации авторского подхода к преподаванию МХК в процессе многолетней педагогической деятельности диссертанта в образовательных учреждениях разного типа; непротиворечивостью и преемственностью результатов исследования, статистической значимостью полученных экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе выступлений на научно-практических конференциях аспирантов и преподавателей МГПУ (2005-2006гт), выступлении на получении Гранта Москвы в 2006 г. (Московский институт открытого образования), в процессе многолетней (26 лет) педагогической деятельности автора в общеобразовательной школе и других образовательных учреждениях, где давались открытые интегрированные уроки . по различным темам. Теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории и теории музыки и музыкального образования музыкально-педагогического факультета, кафедре методики начального образования факультета начальных классов МГПУ. В 2006,2008,2009 годах в Московском институте открытого образования прошли апробацию творческие работы учащихся в конкурсе проектов по МХК «Культура XXI века: между прошлым и будущим». Творческие работы учащихся были также представлены на выставке инновационных образовательных технологий города Москвы (северо-восточный административный округ) и в Международном независимом эколого-политологического университете на конкурсе проектов « Ты - человек! И ты за все в ответе». В 2007г. рефераты и проекты учеников экспонировались на ВВЦ в павильоне «Образование в России». Концепция интегрированной деятельности в схемах и тезисах была апробирована в экспозиции Учебно-методического центра Северо-восточного округа департамента образования города Москвы на ВВЦ в 2008 году. Материалы исследования отражены в семи публикациях, включая рекомендованные ВАК.
Исследование проводилось в три этапа с 2003- по 2009 гг.
Первый этап (2003-2005гг.) состоял в сборе, изучении и систематизации философско-эстетических, психолого-педагогических, культурологических, искусствоведческих материалов по теме исследования.
В ходе данного этапа были определены: тема, цель, задачи, рабочая гипотеза и методологическая основа исследования, разработан план и сформулированы авторские методы организации интегрированной деятельности учащихся на уроках искусства.
Второй этап (2005-2007гг.) заключался в проведении опытно -экспериментальной апробации авторской методики, позволившей выявить уровень интереса к предметам искусства у учащихся 6-9 классов, а также проанализировать эффективность их интегрированной деятельности на уроках искусства.
Третий этап (2007-2009гг.) - завершающий. Посвящен обобщению результатов опытно- экспериментальной работы; формулировке выводов исследования; литературному оформлению текста диссертации.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Доминирующая направленность личности подростка на самопознание и самоопределение в социуме способствует развитию интегрированных качеств личности, обеспечивающих освоение социокультурной среды. В свою очередь, интегрированные качества личности подростка требуют применения соответствующих интегрированных средств в процессе образовательной деятельности.
2. Наиболее адекватным интегрированной природе искусства и природе подростка является метод интегрированной деятельности на уроках искусства, заключающийся не только в изучении мировой художественной культуры как филогенетического прошлого человечества, но и практическом освоении искусства, форм художественно - творческой деятельности, направленных, на онтогенетическое развитие личности современного ребенка.
3.Педагогическими условиями организации интегрированной деятельности подростка на уроках искусства являются: масштабная и многоаспектная проблематизация содержания искусства; углубление практико - ориентированного характера деятельности учащихся; применение методов: «линии времени», творческих версий, подачи исторически достоверной информации в специально разработанном проблемном контексте.
4. Наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий, мотивированного видеолюбительства, урока - инсценировки (художественный салон и аукцион), « погружения в эпоху», «вхождения в картину», урока в городе -музее и др.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий2004 год, кандидат педагогических наук Радомская, Ольга Игоревна
Художественное развитие учащихся 5-7 классов в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства2006 год, кандидат педагогических наук Кропина, Регина Александровна
Развитие творческой активности старшеклассников в профильном художественно-эстетическом образовании2010 год, кандидат педагогических наук Новикова, Наталья Алексеевна
Формирование познавательных интересов школьников в процессе освоения курса "Мировая художественная культура"2001 год, кандидат педагогических наук Ценкова, Елена Николаевна
Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства2002 год, кандидат педагогических наук Бурая, Людмила Владимировна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Атамалян, Татьяна Ивановна
Выводы ко 2 главе
На основании результатов проведенного нами исследования, мы можем сделать следующие выводы
1. Подросток, в силу своего возрастного развития склонен к интегрированной деятельности. Это сказывается на свойствах памяти, внимания, мышления, а в совокупности направлено на необходимость интегрирования в социум и окружающую среду. Отсюда - жизненные устремления подростка, его потребности имеют интегрированный характер, обусловленный психофизиологической природой и особенностями личностного развития ребенка.
2. С точки зрения интегрированного содержания наиболее органичным является курс «Мировая художественная культура», поскольку он вбирает в себя многообразные явления художественной жизни общества и художественного творчества в их непосредственной взаимосвязи и в динамике исторического развития. Опытно - экспериментальная работа показала, что интегрированное изучение филогенетического развития искусства в дальнейшем трансформируется в интегрированное онтогенетическое развитие личности подростка, обеспечивая ему практическое поле деятельности в освоении социокультурного и жизненного пространства.
3. Положительная динамика результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует об устойчивой тенденции повышения эффективности содержания, методов и форм интегрированного обучения, что способствует духовному становлению подростков, развитию их интереса и потребности в освоении культуры, продвижению к формированию «человека-культуры».
Заключение.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили динамику развития личности подростков в процессе интегрированной деятельности на уроках искусства и позволили сделать следующие выводы.
1. Анализ интеграции искусств в отечественном образовании XX в. привел к определению 6 исторических этапов, которые отразили интегративные процессы в общественной жизни и определили последовательную смену педагогической парадигмы: от взаимосвязи эстетического образования и труда - к реализации межпредметных связей, затем — полихудожественному развитию личности школьника и, наконец - к масштабной интеграции искусств, которая является условием гармоничного развития личности подростка.
2. Интегрированное освоение искусства является для подростка оптимальным, поскольку отвечает его природе и потребностям. Психофизиологическая природа подростка, в соответствии с принципами природосообразности и культуросообразности, требует адекватных интегрированных средств обучения, воспитания и развития. С точки зрения интегрированного содержания наиболее органичным и целостным является курс «Мировая художественная культура», поскольку он вбирает в себя многообразные явления художественной жизни общества и художественного творчества в их непосредственной взаимосвязи и динамике исторического развития.
3. Наиболее соответствующим интегрированной природе искусства и природе подростка является метод интегрированной деятельности на уроках искусства, посвященных не только изучению мировой художественной культуры, но и практическому освоению искусства, форм художественно творческой деятельности. Интегрированная деятельность представляет собой целостную по содержанию и комплексную по форме образовательную деятельность, удовлетворяющую требованиям целостного развития личности подростка. Интегрированная деятельность на уроках искусства способствует созданию в школе интегрированного образовательного пространства — целостной учебно-воспитательной среды на основе межпредметной и внутрипредметной интеграции, формирующей личность учащегося, способствующей его вхождению в социум и преобразующей его в человека культуры.
4,Одной из главных особенностей психофизиологического развития подростка является личностная нестабильность, а также чувство взрослости, которое связано с этическими нормами поведения, т.к. именно в это время оно активно усваивается детьми. Предметы искусства, дающие возможность подросткам на уроках рассуждать, сопоставлять, строить модели, создавать теории, ориентироваться во времени, способствуют внутренней организации подростка и его формированию как личности. Этому способствуют технологии эмоционального насыщения (создание проблемного поля деятельности, ее мотивация, а также поддержание и стимулирование эмоционального фона) и активизации художественно — творческого самовыражения (интегрированное восприятие, деятельность, внутрипредметные и межпредметное образовательное пространство).
5. Апробация авторского подхода к преподаванию МХК с опорой на интегрированную деятельность подростков показала, что наиболее эффективными педагогическими условиями организации интегрированной деятельности подростка на уроках искусства являются: масштабная и многоаспектная проблематизация содержания искусства; углубление практико - ориентированного характера деятельности учащихся; методы: «линии времени», творческих версий, подачи исторически достоверной информации в специально разработанном проблемном контексте.
6. Большое значение в этой связи приобретают инновационные формы интегрированной деятельности учащихся: самостоятельные исследовательские работы, а также выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий, упражнений и проектов с использованием современных информационных технологий, мотивированное видеолюбительство, урок инсценировка, художественный салон, «вхождение в картину» и др. Использование возможностей самовыражения, формирование эффективных способов работы с различными источниками учебной информации, создание ситуации успеха для каждого ученика, а также переход к инновационным индивидуальным и коллективным формам учебной деятельности служат стимулом к творческой самореализации личности и способствуют физическому и духовному здоровью подростка.
7.Интегрированная деятельность подростков на уроках искусства обеспечивает оптимальное, с точки зрения интересов общества, соотношение индивидуально и коллективно организованных и педагогически регулируемых форм духовного потребления и деятельности с целью выработки самостоятельной творческой позиции школьника в его отношении к культуре, освоения им «культурного диалога» как ведущего метода общения с искусством. В итоге культуросообразное воспитание постепенно формирует особую ментальность российского ученика, которая, в свою очередь, может составить стабильную основу ментальности российского гражданина.
Перспективные направления разработки избранной проблематики могут быть связаны с уточнением взаимосвязи и преемственности интегрированной деятельности учащихся в младшем, подростковом и старшем возрасте; адаптацией инновационных методов, предложенных в диссертации, к изучению других предметов гуманитарного цикла.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Атамалян, Татьяна Ивановна, 2010 год
1. Айрапетова В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре. Автореферат, дис. .к.п.н. СПб.,2005. — 25с.
2. Акимова М.А., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников.- М.: Наука, 2000. — 315 с.
3. Алексеева В.В. Что такое искусство. М.: Просвещение, 1979 — 62 с.
4. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл.,5-8кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. М.: 2004., 112 с.
5. Андреева М., Антонова А., Дмитриева О., Рассказы о трех искусствах. Ленинград, «Детская литература» 1975. — 65 с.
6. Андроникова М. И.Сколько лет кино? М.: Искусство, 1968. 218 с.
7. Антонов Н.С. Интегративная функция обучения М.: 1996.- 352 с.
8. Арнхейм Р.Искусство и визуальное восприятие. Архитектура С.-М.:2007.-393с.
9. Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. -М.: Воронеж. 1996. - 229 с.
10. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. 1961.№2.-56 с.
11. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся (В вопросах и ответах). Киев.: Радяньска школа, 1985,-256 с.
12. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика. 1998. - 558 с.
13. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982 192 с.
14. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985.- 208 с.
15. Баев С.Я., Петухов Н.И. Проблемы и направления интеграции педагогики профтехобразования //Теоретические основы подготовки рабочих высокой квалификации и широкого профиля в профтехучилищах: СПб.: Науч. тр.- Л. - ВНИИ профтехобразования. 1983. 198 с.
16. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. М.: Просвещение, 1992. -176 с.
17. Баженова Л.М. Использование видеокамеры в школе. Педагогика искусства в интеграции. — М.: РАО. 2001. 260 с.
18. Балакина Т.И. История русской культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных вузов. Издательский центр A3 Москва М.: 1996. - 213 с.
19. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
20. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация. — Екатеринбург, 1996 344 с.
21. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций (материалы) Уральский гос. пед. ин-та. Екатеринбург, 1993. — 212 с.
22. Белкин А.С Основы возрастной педагогики: в 2 ч.: Материалы экспериментального курса.ч. 1/1.Уральский гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992.-73 с.
23. Бенин В.Л. Педагогическая культура: её содержание и специфика. -Уфа: БашГПИ, 1994. 190 с.
24. Бенин В.Л. Педагогическая культура: постановка проблемы // Человек-общество-культура —Екатеринбург.: 1993. с.20-23.
25. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ.- Уфа: БашГПИ, 1997. 131с.
26. Бенин B.JI. Теоретико методологические основы формирования и развития педагогической культуры. Автореф. . докт. пед. наук. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996. - 40 с.
27. Березовская Л.Г., Берлякова Н.П. Практикум по истории русской культуры 10-20 в. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2002. — 111с.
28. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: 1968.-110 с.
29. Бойко Н. История знаменитых полотен. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.-312 с.
30. Благонадежина Л.В. Психологические вопросы организации учебной деятельности школьников. М.: 1969. - 145 с.
31. Блонский П.П. Трудовая школа и вопросы политехнического образования // Избранные педагогические произведения. М.: 1961. - 297 с.
32. Блонский П.П. О мышлении подростка. «Возрастная и педагогическая психология» М.: Просвещение, 2001. — 336 с.
33. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. — Омск.: 2000. 72 с.
34. Бондаренко Е.А. Основы экранной культуры. Программа для 5-6 классов в сб. Основы экранной культуры (под ред. Ю.Н.Усова). М.: Просвещение, 1994. — 112 с.
35. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для 5-6 кл. -М.: Аргус, 1994.-98 с.
36. Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков через новые учебные технологии.- М.: Педагогика искусства и интеграции. 2000. -320 с.
37. Букатов В., Ершова А. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения-М.: Первое сентября, 2001. 143 с.
38. Бурая J1.B. Творческая самореализация школьников в системе интегрированных уроков искусства. Автореферат дис. . к.п.н. Белгород.: 2002. - 35 с.
39. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю. Мировая художественная культура. Век Просвещения // Рабочая тетрадь для 9 класса СПб.: СМИО -Пресс, 1999.- 132 с.
40. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление М.: Просвещение, 1980. — 113 с.
41. Вачьянц A.M. Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе. Автореферат дис. к.п.н. — Москва.: 2001. 31 с.
42. Вачьянц A.M. Ренессанс «Вариации прекрасного». М.: Айрис-пресс, 2004. - 128 с.
43. Вачьянц A.M. «Вариации прекрасного» введение в мировую художественную культуру. — М.: МСК издательство «Книголюб», 2000. 121 с.
44. Введение в культурологию. Теория и история мировой и отечественной культуры. Под общей редакцией д.ф.н. профессора В.А.Сапрыкина. -М.: Просвещение, 1995. 110 с.
45. Видеозапись в школе. Сборник статей под ред. Л.П. Прессмана. -М.: Институт средств обучения РАО. 1993. 210 с.
46. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991 -62 с.
47. Выготский JI.C. Педология подростка // собр. сочинений В 6 томах. -М.: 1984. Т.4.-329 с.
48. Воображение и творчество подростка. Возрастная и педагогическая психология. М.: 2001. — 275 с.
49. Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии // Проблема деятельности в советской психологии. Тезисы доклада к V Всесоюзному съезду Общества психологов. Часть 1. М.: 1974 — 228 с. — с.90-103.
50. Гендина Н.И. Кризис системы образования и проблемы формирования информационной культуры личности. — Новосибирск.: 2001. — 55 с.
51. Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры // Информационно-технологическая революция в подготовке кадров в США. М.: 1992. - 113 с.
52. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. — М.: РИО Мособлупрполиграфиздат. 1994. -258 с.
53. Горюнова Л.В. Принципы педагогического искусства. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. С.: Прометей, 1991г.
54. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой -М.: НПО Образование, 1995. 120 с.
55. Гриневич М.Г. Образовательная роль культуры и искусства в полихудожественного развития личности общеобразовательной и высшей школы // Проблемы правовой информатизации. — М.: 2007. 123 с.
56. Гузик М.А., Кузьменко Е.М. Культура средневековья; занимательные игры. Учебный путеводитель по МХК: 6-9 классы. М.: Просвещение, 1999. - 60 с.
57. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. - 451 с.
58. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. Учебник. -М.: Интерпракс, 1995. 211 с.
59. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: 1996. - 544 с.
60. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону.: 2000. с. 13, 35,67,70.
61. Даниэль С.М. Искусство видеть. JL: 1990. - 188с.
62. Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: материалы российско-французского семинара, проходившего 6.10.92 г. в Москве (под общей редакцией А.В Шарикова). М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. - с.44-46.
63. Дидактика средней школы под ред. М.Н. Скаткина М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
64. Дидактические основы использования средств обучения и воспитания. Сборник научных трудов (Под ред. Л.П. Прессмана и Л. Коубы) -М., АПН СССР, 1982.
65. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств М.: 1988. - 149 с.
66. Донин А.Н. Введение в искусствознание. Нижний Новгород.: 1996. 153с.
67. Дьюи Дж. Школа и общество. — М.: 1925.-127с.
68. Емельянов М.С. Роль интеграции в литературе и истории в школьном преподавании: Дис. . канд. пед. наук. Самара. 2003.-177с.
69. Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. 364с.
70. Женщина и визуальные знаки. Сборник статей под общ. редакцией А. Альчук М.: Идея-Пресс, 2000. - 216 с.
71. Журавлева Е.Е. Современные тенденции в разработке проблемы самосовершенствования личности средствами эстетического воспитания в британских психолого- педагогических исследованиях: Автореферат дис. . к.п.н. Казань, 1993. — 28 с.
72. Загвязинский В.И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания // Советская педагогика, 1984. №12. с. 45-50.
73. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений — М.: 2001. 192 с.
74. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-424 с.
75. Запорожец А.А. Избранные психологические труды.т.1. М.:1986.-296с.
76. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.:1981. 160с.
77. Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. ООО «Фирма МХК» М.: 2001,55 с.
78. Инновационное движение в российском школьном образовании (сборник научных статей под ред. Э. Днепрова, А. Капспаржака, А. Пинского). М.: Парсифаль, 1997.
79. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1984.795 с.
80. Интегративные процессы в педагогической науке и практики коммунистического воспитания и образования. Сборник научных трудов. -М.Т983. 57с.
81. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.У. Фохт-Бабушкина и Е.К. Чухман, -М.: 1980.-122с.
82. Кабкова Е.П. Художественное обобщение на уроках искусства М.:ИХО РАО,2004.-261 с.
83. Кабкова Е.П. История Древнего Мира в художественных образах. Программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств-М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1991.-12 с.
84. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд-во Ленинградского университета, 1971. 768 с.
85. Кашекова И.Э. От античности до модерна. Стили в художественной культуре, М.: Просвещение, 2000. - 144 с.
86. Кашекова И. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания. Искусство в школе №4, 2001.- 7с.
87. Коммуникативное обучение иноязычной культуре: Сборник научных трудов. Выпуск №4, Липецк. 1993.
88. Копыл А.Н. Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе. Дис. . к.п.н. Ставрополь. 1999.- 142с.
89. Копцева Т. Изобразительное искусство и мир интересов человека. Методика проведения уроков в 6 классе. Московский центр художественной культуры и образования. Пособие для учителей, М.: 1994.- 140 с.
90. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1917-1920). М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 551 с.
91. Красило А.И.Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии. 1998. -136 с.
92. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.З. М.: 1959. - 544 с.
93. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М.: 1990. 176 с.
94. Культурология, под ред. Драч Г.В. — Ростов.: Издательство «Феникс», 1998. 105 с.
95. Кустов Ю.А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и технических вузах. Автореферат, дис. . д.п.н. Казань, 1990. с. 14,45
96. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: 2001. - 448с.
97. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: 1983, в 2-х т., т.2.-269 с.
98. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1975. - 431с.
99. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981-185с.
100. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. -М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1999.x т., Т. 2. 269 с.
101. Лихачев Б.Т. Педагогика. Лек. 11. Воспитание как общественное явление и воспитательный процесс. Курс лекций. М.,1998.- 464с.
102. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. -М:Просвещение, 1985.- 175с.
103. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: «Юрайт», 1998.- 464 с.
104. Личко А.Е. Социологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения. Возрастная и педагогическая психология. М.: 2001. - 260 с.
105. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков, 1995. 392с.
106. Малкина-Пых И. Г. Кризис подросткового возраста. Справочник практического психолога. -М.: ЭКСМО, 2004. 384с.
107. Ш.Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.:1988. 191с.
108. И2.Махмутов М.И., Шакирзянов А.З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в ПТУ: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1985. - 207 с.
109. НЗ.Медиаобразование, интегрированное с базовым (Сб. статей. Выпуск 2).-М.: 1999.
110. Мейлах Б. С. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества. — М.: «Вопросы литературы», 1964. с.1 — 3.
111. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: 1981 -246 с.
112. И7.Мелик-Пашаев А. А. Проблемы эстетического воспитания и педагогика творчества. Сборник статей. М.: 1989.
113. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., Искусство в школе, 1995.- 144 с.
114. Методическое письмо по преподаванию базовых предметов образовательной области «Искусство» МИОО Москва 2002
115. Методическое письмо по преподаванию образовательной области «Искусство» в 2005-2006 учебном году Москва 2005г. Проблемы формирования социокультурной компетентности учащихся в процессе освоения знаний «Искусство». 2006.
116. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М.: Наука, 1981. с. 129,13 0,3 60.
117. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно воспитательной работе СПТУ /Сост. Ю.С. Тюнников/ - М.: Изд-во АПН СССР, 1986.- 46 с.
118. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Просвещения. М.: Просвещение, 1996. - 224с.
119. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. М.: Титул, 1996. с. 156-158.
120. Мировая художественная культура. Программа для 9 класса под ред. Н.И. Киященко. М.: Просвещение, 1995.
121. Мировая художественная культура. Программа составлена под руководством В.Г. Марацмана. — М.: Издательство «Интербук» 1998г.
122. Московский региональный базисный учебный план: методические рекомендации. М.: 2000, - 100 с.
123. Неменский Б.М. Искусство. Культура. Образование. Цикл бесед. -М.: 1993.-23 с.129.0лесина Е. Использование педагогических ситуаций в преподавании МХК. М.: 1 сентября. 2005. №18
124. Паладянц Е.А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции. Автореферат дис. . к.п.н., Ставрополь 1999.-28 с.
125. Панченко А. О русской истории и культуре. СПб.: Издательство «Азбука» 2000. - 464 с.
126. Пашков Б. Г. Русь Россия - Российская империя. Хроника событий 1862 -1917 гг. -М.: Центр. Ком., 1994. - 572 с.
127. Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация: Метод, разработка /Сост. B.C. Безрукова/ М.: Просвещение. 1987. с.27-30
128. Педагогика /Под редакцией Ю.К. Бабанского/ М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
129. Педагогика /под редакцией П.И. Пидкасистого/ М.: Роспедагенство, 1996. - 604 с.
130. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. - 283 с.
131. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. М.: 1963. Т.П.-175 с.
132. Пидкасистый П.И. Портнов M.J1. Искусство преподавания. М.: Педагогическое общество России, 1999 . -176с.
133. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение - ВЛАДОС, 1996. - 630 с.
134. Предтеченская Л.М. Формирование эстетического идеала школьников на уроках МХК. Сб. статей.- М.: 1989. 118 с.
135. Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. Мировая художественная культура. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры 10 класс. Пособие для учителей. Международный союз книголюбов. -М.: 2001. 400 с.
136. Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. Мировая художественная культура. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для учителей. ООО «Фирма МХК» М.: 2001.-344с.
137. Прихожан A.M. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития. «Возрастная и педагогическая психология» М.: - 2001. - 368с.
138. Проблема интеграции языкового образовательного пространства в коммуникативное пространство. Коллективная монография. Под ред. Н.Е. Буланкиной. Новосибирск.: 1999. - 120 с.
139. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Научно-методическая межвузовая конференция 17-19 февраля 1998г. Тезисы докладов. СПб.: 1998.
140. Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-8 классы под редакцией Кабковой Е.П. М.: Просвещение, 2007.-225 с.
141. Психологии юношеского возраста (1924. русский перевод в сборнике «Педология юности», 1931).
142. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. -М.: Просвещение. 2006. — 154 с.
143. Радомская О .Я. Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегративных технологий. Дис. . к.п.н. М.: 2004. - 34 с.
144. Рапацкая JI. Мировая художественная культура. Программы курса. 5-9 классы, 10-11 классы. — М.: Издательство «Владос», 2008. 95с.
145. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии, в 2-х томах. Т.1-М.: Педагогика, 1989. 485с.
146. Рубцов А.В., Юдин Б.Г. Новые ориентиры гуманитарного образования. М.: Человек. 1995. №2, 3, 4.
147. Рябова С.В. Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе. Автореф. . к.п.н. — Уфа.: 2001. -164с.
148. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и быт 18-19 вв. М.: Владос, 1998. 431с.
149. Рябцев Ю.С. Методическое пособие для учителя по курсу «История русской культуры. Х-ХХ вв. Программа. Методические рекомендации. М.: «Владос», 2002. - 647с.
150. Рябцев Ю.С. История русской культуры 18-19 в. — М.: «Владос», 2002.- 432 с.
151. Рябцев Ю.С. История русской культуры 11-17 в. М.: «Владос», 2002. - 336с.
152. Савенкова Л.Г. Когда все искусства вместе. Взаимодействие предметов художественного цикла. — М.: Искусство, №4 (16) / 2007.
153. Савенкова Л.Г. Интегрированный подход к процессу освоения искусства в школе как одно из важных направлений современной художественной педагогики. Институт художественного образования РАО. — М.: 2008.
154. Савенкова Л.Г. Интегрированное полихудожественное развитие школьников. История художественного образования в России проблема культуры XX века. - М.: 2002. с.301-305.
155. Савенкова Л.Г. Светлой памяти ученого. Современные тенденции в художественном образовании российских регионов. Самара.: 2004. с.З - 4.
156. Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Научи себя учиться. М.: «Народное образование», 2001. - 132 с.
157. Семенов А.Л. Образование. Информатика. Компьютеры. М.:
158. Информатика и образование» № 5, 1995.
159. Система эстетического воспитания школьников/Б.Т. Лихачев, Е.В. Квятковский, А.И. Буров и др./ М.: Просвещение, 1983.- 264с.
160. Современный словарь-справочник по искусству (научный редактор и составитель Мелик-Пашаев А.А). -М.: Олимп, 1999. 136с.
161. Содержание, формы и методы медиаобразования в СССР (аннотированный библиографический указатель). М.: АПН СССР, 1991 -284 с.
162. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. - 150с.
163. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. — М.: «Юнити», 1999. -406с.
164. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Учебное пособие для преподавателей. -М.: 1998. 135 с.
165. Столичное образование. Московская целевая городская программа развития образования. — М.: 2001.
166. Срабова О.Ю. Новое время. Западная Европа 17-19 в. Учебное пособие. СПб. «Корона принт». 2004. - 428с.
167. Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка (под общей редакцией А.В. Шарикова) М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.
168. Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития детей и подростков, лекции. -М.: 2005.- 48с.
169. Теория эстетического воспитания /АН СССР, Ин-т философии; Отв.ред. Н.И. Киященко, Н.Л.Лейзеров/. М.: Искусство, 1979. - 255 с.
170. Телышева Н.Н. Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования. Дис. . к.п.н. М.: 2006. - 43 с.
171. Теория содержания общего среднего образования и пути ее построения. Сб. науч. ст. /Под ред. В.В. Краевского/. М.: «Высшая школа», 1978.108 с.
172. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Известия АПН. - Вып. И, 1947. - 7-26 с.
173. Требования к уровню подготовки выпускников. М.: 2001- 43 с.
174. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: Гранд, 1999. - 187 с.
175. Тягунов С.И. Понимание в структуре познавательной деятельности, дисс. . к.ф.н. Ленинград.: 1990. - 149 с.
176. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Дис. . д.п.н. М.: 1988. - 447 с.
177. Усов Ю.Н. О формировании аудиовизуальной грамотности, навыков вербального типа мышления. Сб. Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников. Тбилиси, 1980 .- 32. с.
178. Ушинский К.Д. Сочинения. М.: 1948. -178 с.
179. Угринович Н.Д., Морозов В.В. Основы Интернет. М.: ЗАО «Московские учебники» СИД пресс, 1999. - 154 с.
180. Фомина Н.Н. Штрихи к портрету Б.П. Юсова. Современные тенденции в художественном образовании российских регионов. Самара.: 2004.- 206с.
181. Фомина Н.Н. Подросткам о художниках. М.: Московский центр художественной культуры. 1993.-150с.
182. Фомина Н.Н. Педагогика искусства как область научного знания: Науч. докл. // В сб. науч.тр.: Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Часть 1. М.: Институт художественного образования РАО, 2007.
183. Фоминова М.Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. Автореф. . дис. к.п.н. М.: 2001.- 18с.
184. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека (об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. — 164 с.
185. Фохт-Бабушкин Ю.У. Изучение художественных предпочтений школьников. М.: 1967 — 167 с.
186. Фохт-Бабушкин Ю.У. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: 1982- 336с.
187. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: 1987-223 с.
188. Фохт-Бабушкин Ю.У.Эффективность интересов школьников к различным видам искусства и художественной деятельности // Эстетическое воспитание школьной молодежи. М. 1981.
189. Фрейлих С. Золотое сечение экрана. М.: Искусство, 1976.- 360 с.
190. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990. - 115 с.
191. Харламова Т.И., Дмитриев JI.B., Максимовских JI.B. Конспекты по истории русской культуры. М.: 2001 216 с.
192. Хоруженко К.Г. Структурно-логические схемы по мировой художественной культуре. — М.: «Владос», 1999. — 170 с.
193. Художественная культура Древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения. Программа для 6-8 классов. (Ю.С. Солодовников, под ред. JI.M. Предтеченской). — М.: Просвещение. 244 с.
194. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции. Автореф. дисс. . д.п.н. Уральского государственного проф. -педагогического университета. Екатеринбург.: 1998.- 37 с.
195. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996.- 160с.
196. Шагова Э.В. Взаимодействие результативности и методика воспитательной деятельности, дис. . к.п.н. СПб.: 1998. - 183 с.
197. Шадриков В.Д. Способности человека. Воронеж.: 1997. - 187 с.
198. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. — М.: 2002. 160с.
199. Шариков А.В. Концепция медиаобразования во II ступени средней общеобразовательной школы. М.: АПН СССР, 1991. - 137 с.
200. Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: АПНСССР, 1991. - 194 с.
201. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории. М.: ВГТРК, 1997.79 с.
202. Шариков А.В. Возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников: Автореферат.дис.канд.пед.наук.М., 1989. -16с.
203. Шариков А.В. Массовая коммуникация // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.1. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — с. 547-549.
204. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт .М.: Академия педагогических наук , 1990 60 с.
205. Шариков А.В. Подростки телекоммуникаторы: новый феномен национального телевидения России // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка / Под общ. Ред. А.В. Шарикова, - М.: Изд-во ЮНПРЕСС, 1994. -11-14с.
206. Шариков А.В. О движении «визуальной грамотности» в современной педагогике США // Эстетическое воспитание учащейся молодежи задачи, теория, практика, перспективы. - М.: 1988. - 120-121с.
207. Шариков А.В. Об исследовании возрастной динамики значимости телевизионных функций для школьников//Средства массовой коммуникации в воспитательной системе школы. М.: 1988.- 46-48с.
208. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. Методы работы. М.: 1980. Т.2. - 416 с.
209. Шимбирев П.Н. Огородников И.Т. Педагогика. М.: 1954. - 129 с.
210. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. «Развитие личности в обучении». М.: 1999.-288с.
211. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: ТОО ТК Петрополис, 1998. - 370 с.
212. Эльконин Д.Б. Учебная деятельность в подростковом возрасте. «Возрастная и педагогическая психология». М.: Просвещение. 2001, — 231 с.
213. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение. 1989, - 324 с.
214. Энциклопедия знаний. Искусство. — М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT». 2001.- с.82-117.
215. Эстетическое воспитание школьников /Под ред. А.И. Бурова/ М.: 1974. 303 с.
216. Юдин Э.Г. Понятие деятельности как методологическая проблема // Методологическая проблема исследования деятельности. Эргономика. М.: Просвещение. 1976. - 119 с.
217. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА1. МОСКВЫ
218. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ1. УНИВЕРСИТЕТ»042.01 0 5 6520 "1. Атамалян Татьяна Ивановна
219. Организация интегрированной деятельности подростков на уроках искусства1. Специальность 13.00.01 —общая педагогика, история педагогики и образования
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.