Формирование познавательных интересов школьников в процессе освоения курса "Мировая художественная культура" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ценкова, Елена Николаевна

  • Ценкова, Елена Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 158
Ценкова, Елена Николаевна. Формирование познавательных интересов школьников в процессе освоения курса "Мировая художественная культура": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2001. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ценкова, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава первая. Теоретические предпосылки формирования познавательных интересов школьников в процессе освоения курса «Мировая художественная культура».

1.1 .Феномен художественной культуры и его интерпретация в содержании курса "Мировая художественная культура".

1.2.Категория познавательного интереса в контексте задач освоения курса «Мировая художественная культура».

1.3.Педагогические условия формирования познавательных интересов школьников-подростков в процессе изучения курса "Мировая художественная культура".

Глава вторая. Опытно-экспериментальное исследование развития познавательных интересов школьников на уроках "Мировой художественной культуры".

2.1. Формы и методы развития познавательных интересов школьников в условиях культурологической подготовки.

2.2. Задачи, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных интересов школьников-подростков на уроках «Мировой художественной культуры».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование познавательных интересов школьников в процессе освоения курса "Мировая художественная культура"»

Актуальность исследования. Система образования в России за два последних десятилетия пережила большие изменения. В Законе Российской федерации об образовании указывается, что его содержание и направленность является одним из наиболее существенных факторов общественного развития, обеспечивающих создание условий для самореализации личности в новых социальных условиях жизни. Образование должно соответствовать мировому уровню, не снижая требований к традиционным сферам отечественной средней и высшей школы, что будет способствовать интеграции подрастающего поколения в контексте мировой культуры.

Наиболее важной составляющей отечественного образования всегда являлись предметы гуманитарного цикла, в том числе дисциплины, содержание которых связано с искусством. Художественное воспитание рассматривалось отечественной наукой как целенаправленный процесс, обеспечивающий формирование у учащихся развитого эстетического сознания, вкусов, потребностей, интересов к художественному творчеству. Осваивая мир художественных образов, ребенок способен научиться воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей жизни, человеческих отношениях. Он приобретает возможность ценить добро и красоту в их неразрывном единстве, творить "по законам красоты". Приобретенное в школе эстетическое восприятие действительности поможет в дальнейшем тянуться к прекрасному, духовному, возвышенному как в своей семейной или профессиональной жизни, так и по отношению к окружающей действительности.

Вопросы художественного воспитания в школе неразрывно связаны с проблемой познавательного интереса, поскольку не секрет, сколь неоднозначно воспринимают современные школьники, в особенности школьники-подростки, серьезное классическое искусство, будь то поэзия, музыка или живопись. Активно интересуясь любой эстетической деятельностью дошкольном и младшем школьном возрасте (все малыши любят петь, танцевать, лепить, рисовать, слушать и читать стихи, участвовать в любительских спектаклях и др.), школьники позднее нередко утрачивают интерес к урокам музыки, изобразительного искусства, даже литературы, о чем свидетельствуют опросы работающих учителей и наши собственные наблюдения. Погружение в телевизионный мир рок-музыки и "попсы" также препятствует формированию устойчивых потребностей в общении с высоким искусством. Все это заставляет искать новые формы и методы художественного воспитания подростков, способствующие развитию познавательных интересов в области предметов эстетического цикла.

Известно, что последние два десятилетия во многих школах России преподается курс "Мировая художественная культура", рассчитанный, в основном, на старшеклассников. Однако за последнее время все более заметно продвижение данной дисциплины "по ступенькам вниз", к младшим и средним классам. Подобное нововведение вряд ли можно объяснить стремлением "потеснить" такие традиционные предметы, как "Музыка" или "Изобразительное искусство". Скорее наоборот: учителя-практики и администрация многих школ озабочена малой эффективностью указанных традиционных предметов в деле эстетического воспитания детей, начиная с V класса. Вероятно, современный школьник не может удовлетворяться только практической изобразительной или музыкальной деятельностью. Для большей эффективности воспитания необходим такой предмет, как "Мировая художественная культура", имеющий изначально мировоззренческий воспитательный характер. При этом методика преподавания "Мировой художественной культуры" для школьников-подростков остается малоразработанной. Все сказанное определяет актуальность изучения проблемы формирования познавательных интересов учащихся на уроках "Мировой художественной культуры".

Состояние научной разработанности проблемы художественного воспитания. Сложность и неоднозначность отношения научно-педагогической общественности к курсу «Мировая художественная культура» в IX классах средней школы, своеобразие развития познавательных интересов в процессе изучения данного предмета подростками, недостаточная обоснованность содержания самой учебной дисциплины потребовала от нас обратиться к изучению и осмыслению результатов, полученных в исследованиях смежных областей педагогической науки.

Прежде всего, рассматривая познавательные интересы, мы обратились к психолого-педагогическим работам, где данная категория исследована в контексте общепедагогических проблем. В числе авторов, оставивших заметный след в изучении проблемы познавательного интереса Л.С. Выготский, считающий интерес "ключом" к развитию подростка, интерес как направленность личности рассмотрен в работах М.И. Волынкина, JI. А. Гордона, Н.Ф. Добрынина, П.И. Иванова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова и др. Интерес как отношение учащегося к предмету изучения рассмотрен в трудах А.Г. Ковалева, В.Г. Максимова, В.Н. Мясищева, Г.С. Щукиной. Анализ указанной и близкой по предмету изучения научной литературы позволил углубить наше понимание сущности педагогического процесса, направленного на формирование личности учащегося-подростка. Не менее важное значение для разработки проблемы имел анализ литературы, рассматривающей круг вопросов эстетического и художественного воспитания.

В последние десятилетия XX века изучением проблем эстетического и художественного воспитания занимались такие ученые, как Т.И. Бакланова, А.И. Буров, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, B.C. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова. Познавательный интерес рассматривался в этих работах как одно из важнейших условий активизации познавательной деятельности и художественно-творческой активности учащихся.

Не менее существенную роль отводят познавательному интересу исследователи, работающие в сфере музыкальной педагогики и методики музыкального воспитания. В числе работ, затрагивающих интересующую нас область науки следует назвать труды Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Е.Я. Бурлиной, Н.Н. Гришанович, З.П. Морозовой, В.И. Петрушина, а также диссертационную работу А. А. Авдеевой.

Проблема формирования художественной культуры учащихся находится в поле зрения исследователей А.А. Милюкова, К.М. Багдасарян (активизация познавательной деятельности в процессе овладения изобразительным искусством), А.Н. Малюкова (формирование ценностных ориентаций учащихся), Т.И. Баклановой, JI.A. Рапацкой, Н.М. Сокольниковой (авторов программ и учебной литературы по курсу "Мировая художественная культура'). Методические разработки и методические рекомендации по данному курсу принадлежат В. Р. Маранцману, Ю.А. Солодовникову, JI.M. Предтеченской, Е.Н. Шапинской, М.Ю. Новицкой, И. А. Химик и др.

Вместе с тем очевидно, что указанные авторы не обращались к проблеме формирования познавательных интересов учащихся в процессе освоения культурологического содержания курса "Мировая художественная культура". Многие из них ограничивали изучение дисциплины рамками старших классов, что, безусловно, приходит в противоречие с требованиями времени. Все сказанное послужило основанием для выдвижения проблемы нашего исследования.

Следует также добавить, что при обилии учебной литературы по предмету, научных рекомендаций для его преподавания и методического обеспечения программ создано явно недостаточно.

Проблема исследования заключается в том, чтобы выявить: на основе каких концептуальных теоретических положений можно разработать систему методов, активизирующих развитие познавательных интересов учащихся при изучении курса "Мировая художественная культура".

Решение этой проблемы составило цель настоящей диссертации.

Объект исследования: процесс освоения курса "Мировая художественная культура" школьниками IX классов.

Предмет исследования: формирование познавательных интересов учащихся на уроках "Мировая художественная культура".

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что познавательные интересы школьников будут формироваться более успешно, если: актуализировать в курсе "Мировая художественная культура" духовно-нравственную проблематику при соблюдении ряда педагогических условий (опора на активную творческую мыслительную деятельность учащихся, создание на уроке доверительной эмоциональной атмосферы общения, учет возрастных особенностей и психологии восприятия подростков, осуществление межпредметных связей разных видов и др.); использовать на занятиях систему специальных методов, развивающих художественно-творческие способности школьников одновременно с опытом духовно-нравственных оценок произведений искусства; сочетать классную и внеклассную (внешкольную) формы работы в их взаимосвязи, что способствует развитию самостоятельности подростков в осмыслении культурных ценностей.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом кисследования, гипотезой работы, в ней были выдвинуты следующие задачи:

1. Исследовать познавательный интерес как научную категорию и рассмотреть ее в контексте освоения содержания курса "Мировая художественная культура";

2. Изучить современное состояние теории и практики преподавания курса "Мировая художественная культура", проанализировать учебную и методическую литературу, программное обеспечение дисциплины;

3. Исследовать педагогические условия, способствующие развитию познавательных интересов учащихся при изучении курса «Мировая художественная культура»; разработать систему методов, активизирующих освоение культурологического содержания указанного курса;

4. Экспериментально проверить разработанную методику и определить ее эффективность.

Методологическую базу исследования составили труды в области психологии и педагогики, рассматривающие категорию познавательного интереса (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); выводы культурологии о ментальной природе художественной культуры; положения философов (Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, И.В. Кондаков и др.) о феноменологических особенностях русского искусства и художественного мышления; исследования педагогов об особенностях подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, В.И. Петрушин, А.А. Пиличяускас и др.), а также концепции и научные направления, возникшие на пересечении педагогики, психологии и культурологии.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ изучаемой проблемы; выявление, изучение и обобщение новых педагогических технологий и передовой педагогической практики; целенаправленное наблюдение за процессом формирования познавательных интересов школьников на занятиях по курсу "Мировая художественная культура"; беседы с преподавателями, их анкетирование; констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; анализ результатов учебной деятельности учащихся, включенных в экспериментальную работу.

При работе над диссертацией анализировалась литература по различным областям знаний: философии, культурологии, педагогике, психологии, искусствознанию, музыкознанию, в том числе учебники, учебные пособия, программы и методические материалы по курсу "Мировая художественная культура".

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1995 - 1997) - поисково-теоретический. Был посвящен изучению теоретической литературы и определению основных направлений исследования. Большое внимание на этом этапе уделялось анализу существующих учебных программ по курсу "Мировая художественная культура".

Второй этап (1997 - 1999) - опытно-экспериментальный. В течение указанного времени проводился эксперимент по проверке разработанных методов обучения.

Третий этап (1999 - 2001) - заключительный. На данном этапе мы систематизировали и обобщили накопленный опыт и привели его в соответствие с выдвинутыми теоретическими положениями.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что: развитие познавательных интересов учащихся впервые связывается с культурологическим содержанием художественного воспитания и образования, которое локализуется на стьпсе культурологической и духовно-нравственной проблематики в их единстве; обоснована сущность познавательного интереса как особого качества личности и как основополагающего фактора учебной деятельности, направленной на формирование духовно-нравственного мира учащихся в процессе освоения курса "Мировая художественная культура"; выявлены педагогические условия, способствующие формированию познавательных интересов школьников средствами разных видов искусств ( опора на активную творческую деятельность, создание на уроке эмоциональной атмосферы общения, учет возрастных особенностей подростков, реализация межпредметных связей); определены и экспериментально проверены творческие методы обучения, обеспечивающие развитие познавательных интересов учащихся в условиях классной и внеклассной форм работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и научно-обоснованные методы развития познавательных интересов учащихся могут быть использованы не только на занятиях по "Мировой художественной культуре", но и на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства. Материал диссертации может быть полезен при разработке вариативных программ курса разной степени сложности и для различных категорий учащихся. Выводы исследования, связанные с содержанием культурологической проблематики курса, помогут тем авторам, которые создают учебную и учебно-методическую литературу для общеобразовательных школ и педагогических вузов.

Достоверность результатов диссертации обеспечивается адекватностью методики исследования поставленным в нем задачам, экспериментальной работой, основанной на многолетнем педагогическом опыте автора, ее достаточной репрезентативностью, продуманным анализом творческих заданий, анкет, срезов, карт оценки учебных работ школьников и другого эмпирического материала.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась различными путями. Это - публикация научных статей, выступления на научно-практических конференциях (г. Москва, 1999, 2000, 2001), а также доклады на кафедре музыкальных инструментов МГОПУ при обсуждении диссертационной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие познавательных интересов учащихся IX классов при освоении курса "Мировая художественная культура" обусловлено целью предмета, направленного на формирование высоких духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Приоритет духовно-нравственного компонента в педагогической интерпретации художественной культуры предопределяет содержание, формы и методы обучения, их общую воспитательную направленность.

2. Категория познавательного интереса в контексте задач "Мировой художественной культуры" может рассматриваться как особое качество личности, позволяющее ей постигать художественные ценности человечества, и как основополагающий фактор учебной деятельности, направленной на становление духовно-нравственного мира учащихся. Данная категория предполагает несколько уровней развития и имеет такие качественные показатели, как осознанность, устойчивость, творческий характер, сочетание эмоционального, волевого и интеллектуального компонентов.

3. Эффективность развития познавательных интересов при освоении курса "Мировая художественная культура" зависит от педагогических условий, предполагающих опору на активную творческую и мыслительную деятельность, создание на уроке доверительной эмоциональной атмосферы общения, учет возрастных особенностей психики школьников-подростков, осуществление межпредметных связей разных видов искусств с целью решения общих проблем духовно-нравственного характера.

4. Познавательные интересы школьников при изучении курса "Мировая художественная культура" развиваются более успешно, если сочетать классную и внеклассную (внешкольную) самостоятельную формы работы, а также применять систему творческих методов, способствующих освоению культурологического содержания данной дисциплины во взаимосвязи с воспитательной целью обучения.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, библиографии, содержит таблицы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ценкова, Елена Николаевна

Результаты исследования контрольной группы

Критерии Процент ответов Средний Оценочсформированности познавательных интересов «5» «4» «3» «2» балл ный средний балл

Освоение основополагающих культурологческих знаний 15 40 45 0 3,7

Владение умениями анализа художественных произведений 10 50 40 0 3,7 3,65

Творческая активность и самостоятельность 10 40 45 5 3,55

Полученные результаты свидетельствуют о наибольшей динамике роста познавательных интересов в первой экспериментальной группе, что подтверждает нашу гипотезу о значении контролируемой внеклассной работы и досуга в формировании познавательных интересов учащихся. Следовательно, эффективность методики обеспечивается лишь при условии ее завершенности и полноты.

Для сравнения качественных показателей сформированное™ познавательных интересов мы свели результаты в общую таблицу.

Ждана!

Сравнительная характеристика уровня познавательных интересов учащихся до и после обучающего эксперимента

Первая экспериментальная группа Вторая экспериментальная группа Контрольная группа

1-ый «срез» 2-ой «срез» 1-ый «срез» 2-ой «срез» 1-ый «срез» 2-ой «срез»

2,63 4,52 2,69 4,1 2,87 3,65

Как видно из таблицы, опытно-экспериментальная работа подтвердила теоретические выводы исследования и показала эффективность форм и методов развития познавательных интересов учащихся в процессе изучения курса "Мировая художественная культура".

Резюме: определены цель и задачи опытно-экспериментального исследования, разработаны базовые требования к учащимся, соответствующие уровням развития познавательных интересов; проанализированы результаты констатирующего и обучающего эксперимента.

Краткие выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила наше предположение о том, что развитие познавательных интересов школьников-подростков на уроках "Мировой художественной культуры" протекает более успешно, если разработанная методика используется во всей ее полноте, в сочетании педагогических условий с формами и методами обучения.

1. Основными эффективными формами освоения курса "Мировая художественная культура" являются: а) аудиторное занятие (урок), в котором сочетаются лекционная часть и свободное общение (форма лекции-беседы); б) внеаудиторное учебное мероприятие (посещение музеев, концертов, экскурсии с конкретной целью изучения архитектурных памятников, посещение художественных выставок и др.), содержание которого тесно связано с изучаемым в классе материалом; в) внеурочные занятия какой-либо художественно-творческой деятельностью (музицирование, игра в школьном театре, занятия в танцевальном кружке, лепка, рисование и др.); г) контролируемый досуг (самостоятельное общение с произведениями искусства, результаты которого становятся предметом осмысления и анализа в "Дневнике художественных впечатлений".

2. Основными методами развития познавательных интересов школьников при изучении данной дисциплины являются те, что основаны на проблемных ситуациях духовно-нравственного смысла. Среди них такие творческие методы, как "погружение в культуру", постановка духовно-нравственной проблемы, осознание личностного смысла произведения искусства, сопоставления художественных образов по принципу общности и контраста, эмоциональной драматургии и др.

3. Сделанные в ходе опытно-экспериментальной работы "срезы" выявили динамику развития познавательных интересов учащихся. Полученные данные свидетельствуют, что более высоких показателей (высокий уровень сформированности познавательных интересов) добились школьники первой группы, в работе с которой использовались все разработанные формы и методы обучения и соблюдались педагогические условия (опора на активную мыслительную и творческую деятельность подростков, создание на уроке доверительной атмосферы общения, осуществление межпредметных связей, учет возрастных особенностей психологии подростков и др.). Таким образом, итоговые данные подтвердили гипотезу исследования и основополагающие теоретические положения диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью, задачами, гипотезой и общим замыслом диссертации нами были выявлены теоретические предпосылки развития познавательных интересов школьников-подростков в условиях освоения курса «Мировая художественная культура». Мы выяснили, что данная проблема является малоразработанной в педагогике художественного образования.

Курс «Мировая художественная культура», являясь достаточно молодой школьной дисциплиной, отразил в процессе своего становления как сильные, так и слабые стороны тех изменений, что произошли за последнее время в отечественной педагогической науке. Многообразие часто противоречащих друг другу подходов к содержанию этого предмета (о чем свидетельствуют охарактеризованные нами позиции исследователей условно выделенных «московской» и «санкт-петербургской» школ) затрудняют работу учителя и создают препятствия в успешном внедрении дисциплины в учебный процесс. Теория развития познавательных интересов в сочетании с опорой на воспитательный духовно-нравственный потенциал данной культурологической дисциплины позволяет, на наш взгляд, успешно решать проблему содержания, форм и методов ее преподавания. Данная диссертационная работа является одной из первых попыток внести определенные коррективны в методику развития познавательных интересов учащихся-подростков средствами художественной культуры.

В диссертации представлена сущностная характеристика познавательных интересов, как качества личности, позволяющего постигать ценности художественной культуры и служащей основополагающим фактором учебной деятельности, связанной с развитием духовно-нравственного мира подростков на основе восприятия и У анализа произведений искусства. Данная методологическая посылка определила теоретическое и экспериментальное изучение проблемы, результатом которого стали следующие выводы:

1. Исследование категории познавательного интереса в контексте задач освоения курса "Мировая художественная культура" позволило выделить их качественные характеристики:

- освоение основополагающих культурологических знаний;

- владение умениями анализа художественных произведений,

- творческая активность и самостоятельность

2. Развитие познавательных интересов зависит от педагогических условий, в числе которых: создание на уроке доверительной эмоциональной атмосферы общения при сочетании репродуктивной и творческой деятельности учащихся; опора на развитие творческого мышления; осуществление межпредметных связей разных видов искусства; учет психологических особенностей школьников-подростков в период взросления.

3. Эффективность учебного процесса, направленного на развитие познавательных интересов учащихся, зависит от применения специальных методов обучения, направленных на выявление духовно-нравственного смысла произведений искусства ("погружение в культуру", постановка духовно-нравственной проблемы, осознание личностного смысла художественного образа, сопоставление произведений искусства по принципу общности и контраста, эмоциональной драматургии и др.) в сочетании с формами учебной и внеучебной самостоятельной работы в их взаимосвязи (лекция-беседа, внеаудиторное мероприятие, внеурочные занятия художественным творчеством, контролируемый досуг).

4. Опытно-экспериментальное исследование, в течение которого были апробированы основные формы и методы обучения, содействующий формированию познавательных интересов учащихся в области мировой художественной культуры, подтвердило гипотезу и теоретические положения диссертации. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся достигло высокого уровня развития познавательных интересов, а низкий уровень не отмечен ни у одного школьника.

5. Определенные успехи, достигнутые при проведении диссертационного исследования, не исчерпывают всех проблем, связанных с преподаванием интегративного курса "Мировая художественная культура", который все интенсивнее внедряется в практику работы школ России. На наш взгляд, в дальнейшем перспективными могут быть такие исследования, которые позволят актуализировать в рамках данной дисциплины материал, связанный с отечественной художественной культурой, с содержанием, формами и методами ее освоения в разных образовательных учреждениях (ДМШ, УВК, ДШИ, педагогические колледжи и др.).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ценкова, Елена Николаевна, 2001 год

1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М., 1983.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Сб. статей/Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.

4. Амонашвили Ш.А. Основание педагогики сотрудничества. Новое педагогическое мышление. /Под ред. А.В. Петровскокго. М., 1989.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1977.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. ~М., 1983.

9. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М., 1974. Ю.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании. Л., 197Э.

10. П.Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.

11. Баженова Л.М. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов подростков. Методические рекомендации. М., 1981.

12. Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода. // Античная культура и современная наука. М., 1985.

13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исслед. разных лет. -М., 1975.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986.

15. Бергер Л.Г. Соответствие полифонического и гомофонного музыкального стилей пространственным концепциям искусства. // Театральное пространство. М., 1979.

16. Библер B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М., 1975.

17. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Эстетические беседы с подростками. М., 1984.

18. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., I960.

19. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.

20. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

21. Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. -М., 1981.

22. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

23. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М., 1975.

24. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. 2-е изд.-Л., 1983.

25. Взаимодействие и синтез искусств. / Ред.: Д.Д. Благой, Б.Ф. Егоров и др. Л., 1978.

26. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. / Отв. ред. Н.А. Яковлева. Л., 1989.

27. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. 2-ое изд., испр., доп. М., 1989.

28. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981.

29. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа.-М., 1976.

30. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926. Возрастная и педагогическая психология /Под. ред. А.В. Петровского. - М., 1973.

31. Выготский Л.С. Психология подростка. М., Л., 1931.

32. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

33. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусства. М., 1982.

34. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника: (Пробл. синестезии в искусстве). Казань, 1987.

35. Гачев Г.Д Творчество, жизнь, искусство. М., 1980.

36. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. -М., 1970.

37. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986.

38. Гордон Л.А. Потребности и интересы. // Советская педагогика. 1939, №№ 8-9.

39. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства. // Музыка в школе. 1988, № 2.

40. Готсдинер А. Л., Луковников Н.Н. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания: Учеб. пособие. Калинин, 1985.

41. Грибанов В.П. Очерки психологии личности. -М., 1973.

42. Гринфельд О. «Молодежная культура» в освещении британских социологов. М., 1985.

43. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969.

44. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М., 1987.

45. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1992.

46. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М., 1980.

47. Дидактика средней школы./ Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

48. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

49. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М., 1982.

50. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. -М., 1984.

51. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте. Сб. статей. М., 1987.

52. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М., 1985.

53. Искусство в мире духовной культуры. / Отв. ред. Е.П. Щудря. -Киев., 1985.

54. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты. / Отв. ред. Г. А. Праздников. Л., 1981.

55. Искусство в системе культуры. / Сост. и отв. ред. М.С. Каган. Л.,1987.

56. Искусство и творческая деятельность. / Отв. ред. В.И. Мазепа. -Киев, 1979.

57. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. / Отв. ред. В.Г. Кисунько. М., 1981.

58. Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников. Сб. науч. тр. / Под ред. К.Е Чухман. - М. 1986.

59. Кабалевский Д.В. Воспитание ума и сердца. М., 1986.

60. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 13 классы. -М., 1981.

61. Кабалевский Д.В. Педагогические размышления. М., 1986.

62. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973.

63. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., 1962.

64. Каган М.С. Мир общения: Пробл. межсубъективных отношений. -М., 1988.

65. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части I, П, Ш. Л., 1972.

66. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. // Музыка в школе. 1987, № 4.

67. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978.

68. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М., 1974.

69. Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса: Генезис чувственной культуры. Киев, 1982.

70. Качество знаний учащихся и пут его совершенствования. / Под ред. М.Н, Скаткина и В.В. Краевского. М., 1978.

71. Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьной молодежи. // Сов. педагогика, 1989, № 8.

72. Киященко Н.И., Рапацкая Л.А., Шалинская Е.Н., Сокольникова Н.М. "Мировая художественная культура. Программа для IX класса общеобразовательных учреждений. М., 1999.

73. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М., 1981.

74. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1969.

75. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

76. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. Вопросы теории и практики. Екатеринбург, 1995.

77. Краковский А.П. О подростках. М., 1976.

78. Крутецкий В.А. Психология. М., 1980.

79. Кудина Г.И., Мелик-Пашаев А.А. Новоявленская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988.

80. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.,1981.

81. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. / Отв. ред. Л.Н. Каган. -М., 1981.95 .Курс общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. М.В. Гамезо. Вып. 2. М., 1982.

82. Курышева Т.А. Театральность в музыке. М., 1984.

83. Лановенко О.П. Художественное восприятие: Опыт построения общетеорет. модели. Киев, 1987.

84. Леонтьев А.Н. Деятельность, созидание, личность. М., 1975.

85. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

86. Лернер ИЛ. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

87. Лернер ИЛ. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

88. Лернер ИЛ. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики. // Сов. педагогика. 1989, №11.103 .Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. // Психологический журнал. 1981, т.2, № 1.

89. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

90. Ю5.Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1971.

91. Ю6.Максимов В.Г. Сущность профессионального педагогического интереса: В сб.: Пути повышения эффективности учебно-воспитательной работы в начальных классах. М., 1975.

92. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., 1984.

93. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М., 1984.

94. Ю9.Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., 1987.

95. Ю.Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев,1984.

96. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982.

97. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. (Логико-методологический анализ). М., 1983.

98. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.

99. И4.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М., 1977.

100. И5.Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.-М., 1975.

101. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

102. И7.Медушевский В.В. Музыка в семье искусств. // Музыка в школе. -1984, № 1.

103. Медушевский В.В. Музыковедение: проблемы духовности. // Сов. музыка. М., 1988, № 5.

104. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.

105. Мейлах Б.С. Философия искусства и «художественная картина мира». // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. -Л., 1986.

106. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплекс, подход: опыт, поиски перспективы. М., 1985.

107. Мелик-Пашаев А.А. Личность и эстетическое отношение к действительности. // Коммунист, 1984, № 3.

108. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

109. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. // Вопр. психологии. 1989, № 1.

110. Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская З.Н. К проблеме «общего» и «специального» в художественно-творческой одаренности человека. // Искусствознание и психология творчества. М., 1988.

111. Мелькумова Э.И. Формирование у подростков потребности в музыкальном самообразовании. Ташкент, 1991.

112. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для учителя. /Под науч. ред. Л.М. Предтеченской и общ., ред. Л.В. Пешиковой. — М., 2000.

113. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М., 1986.

114. Мировая художественная культура. Программы общеобразовательных учреждений. Под рук. В.Г. Маранцмана. М., 1998.

115. Мировая художественная культура. 8-10 классы: Прогр. средней общеобразовательной шк. / М-во Просвещения РСФСР, Предтеченская Л.М.-М., 1988.

116. Мир детства: Подросток./ Под ред. А.Г. Хрипкова. М., 1982.

117. Миронова Н.А. Комплексные учебные курсы. История и современность. // Актуальные проблемы музыкального образования. -Киев, 1986.

118. Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств. Киев,1984.

119. Методика преподавания мировой художественной культуры в классе: Пособие для учителя. / Авт.: Предтеченская Л.М., Щербаков Н.Ю. -М., 1987.

120. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

121. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М., 1986.

122. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979.

123. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. -М., 1982.

124. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.

125. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М., 1977.

126. Недошвин Г.А. Взаимодействие искусств и всестороннее развитие личности. // Литература, искусство и формирование личности в социалистическом обществе. М., 1974.

127. Неменский Б.М. Искусство школа - формирование личности. // Формирование коммунистического мировоззрения учащихся средствами искусства. - М., 1983.

128. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н.А. Кушаева. М., 1986.

129. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.

130. Педагогическая теория. Идеи и проблемы. Сб. статей. М., 1992.

131. Пешикова JI.B. Минимум содержания образования по предмету МХК. Рекомендации по аттестации учителей МХК. М., 2000.

132. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-эксперимент. исследование. М., 1980.

133. Пилячкаускас А. А. Познание музыки как педагогическая проблема: Музыка в школе. 1989, № 1.

134. Пиличяускас А.А. Проблемы музыкальной педагогики: уровень, решения, декларативность. // Методологические проблемы музыкальной педагогики. М., 1991.

135. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.,1982.

136. Платонов К.К. Структура и развитие личности. / Отв. ред. А.Д. Глоточкин. М., 1986.

137. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

138. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.,1967.

139. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

140. Прасолова ЕЛ. В союзе с красотой: (Эстет, воспитание учащихся во внекласс. работе): Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1987.

141. Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников.к1. Сб. статей. -М., 1990.

142. Проблема художественного развития личности. (Социально-педагогические аспекты приобщения к искусству). / Под ред. Ю.Н. Петровой. М., 1982.

143. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе./ Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1989.

144. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе./ Ред. Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверев, Э.И. Моносзон. М., 1980.163 .Проблемы эстетического воспитания в современном обществе. / Отв. ред. Долгов К.М. -М., 1988.

145. Проблемы эстетического воспитания подростков. Сб. статей. -М, 1994.165 .Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / Под ред. А. Коссаковски и др. М., 1981.

146. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.,1983.

147. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.

148. Пути и средства эстетического воспитания / Отв. ред.: Киященко Н.И., Коников И.А. М., 1989.

149. Развитие мотивационно-познавательной сферы личности школьника в условиях учебной деятельности. Сб. статей. Волгоград, 1985.

150. Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Сб. статей. М., 1977.

151. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.

152. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. М., 1996.

153. Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников: Учебное пособие. М., 1992.

154. Рапацкая Л. А- Проблемы подготовки учителя музыки к эстетической работе со старшеклассниками. // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. М., 1985.

155. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

156. Раппопорт С.Х. Как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978.

157. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. / Сост. А.Л. Готсдинер. М., 1980.

158. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

159. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

160. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1981.

161. Семенов О.С. Взаимоотношения автора, произведения и зрителя (читателя, слушателя) в искусстве. // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3: Сб. статей.-М., 1978.

162. Система эстетического воспитания школьников. / Под ред. С.А. Герасимова. М., 1983.

163. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.

164. Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения. VI VIII классы. Мировая художественная культура. DC - XI классы. Программы для общеобразовательных учреждений. - М., 1994.

165. А. Солодовников Ю.А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в мировой художественной культуре». М.,1. V1. Просвещение, 2000.

166. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. М.,1974.

167. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев., 1973.

168. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М., 1979.

169. Творческий процесс и художественное восприятие. / Отв. ред. Б.Ф.Егоров. JL, 1978.

170. Тельчарова Р. А. Уроки музыкальной культуры. М., 1991.

171. Теплов В.М. Психология музыкальных способностей. Избр. труды в 2-х тт. М., 1985

172. Ткачев А.П. Опыт изучения предметной направленности познавательных интересов школьников. // Советская педагогика, 1978, № 12.

173. Учителям и родителям о психологии подростков. / Под ред. Г.Г. Аракелова. М., 1990.

174. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения сочременного подростка. // Вопросы философии, 1983, №1.

175. Формирование учебной деятельности школьников. / Ред. В.В. Давыдов, И. Ломишиер, А.К. Маркова. М., 1982.

176. Фохт-Бабушкин Ю.У. Человек в мире художественной культуры. -М., 1982.

177. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986.

178. Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. М., 1990.

179. Химик И. А. Как преподавать мировую художественную культуру. М., 1994.

180. Художественное восприятие. / Отв. ред. Б.С. Мейнлах. Л., 1972.

181. Художественная культура в докапиталистических формациях. Структурно-типологическое исследование. / Научн. ред. М.С. Каган. Л., 1984.

182. Художественная культура и гармоническое развитие личности. / Отв. ред. Н.В. Гончаренко. Киев, 1982.

183. Художественная культура и развитие личности. / Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М., 1987.

184. Художественная культура и развитие личности. / Ред.: Ю.А. лукин. -М., 1978.

185. Художественная культура и эстетическое развитие личности. / Отв. ред. Мазепа В.И. Киев, 1989.

186. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. / Отв. ред. Б.С. Мейнлах. JL, 1982.

187. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.

188. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975.

189. Шевченко Г.П. Духовное развитие учащихся. // Сов. педагогика, 1989, № 8.209.1Цукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., 1979.

190. Ю.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.

191. Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса в процессе обучения. М., 1962.

192. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. / Под ред. Б.Г. Лихачева М., 1988.

193. Эстетическое воспитание школьной молодежи. / Под ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмана. М., 1981.к

194. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.,1964.

195. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.

196. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1987.

197. Безбородова JI.A. Музыкально-познавательные задания как средство формирования слушательской культуры старшеклассников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1981.

198. Волынкин В.И. Формирование художественных потребностей старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М, 1989.

199. Гордеева Т.О. Особенности переживаний подростков при восприятии музыки. Автореф. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1992.

200. Кукушкин М.А. Художественные потребности и культурная социализация молодежи. Автореф. лис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. М., 1990.

201. Лысина Н.И. Принцип взаимодействия музыки и литературы в процессе формирования музыкальных интересов старших школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М, 1982.

202. Малюков А.Н. Художественное воспитания младших подростков. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М, 1980.

203. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М, 1979.

204. Никольский Л. А. Место искусства в структуре интересовксовременных школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М, 1973.

205. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени. Автореф. дис. на соиск. учен.степ, д-ра пед. наук. М, 1989.

206. Платонова Н.М. Стимулирование самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся-подростков. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Л., 1991.

207. Рапацкая Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования. -М., 1991.

208. Рахматуллина А.М. Активизация личности в сфере самодеятельного художественного творчества. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. М, 1989.

209. Савкина Г.П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М, 1993.

210. Тельчарова Р.А. Музыкальная культура личности как предмет философского анализа. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра философ, наук. М, 1992.

211. Ярулина Л.А. Подготовка подростков к выбору художественных ценностей во внеучебной деятельности. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Казань, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.