Взаимодействие искусств в образовательном пространстве школы искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ильина, Татьяна Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 344
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ильина, Татьяна Ивановна
Введение.
Глава 1. Историко-педагогические основания моделирования системы взаимодействия искусств в процессе художественного образования школьников.
1.1 .Историографические основания исследования.
1.2.Современные концепции взаимодействия искусств.
1.3.Феномен современной школы искусств.
Глава 2.Теоретические и практические аспекты системы взаимодействия искусств в художественном образовании.
2.1 .Базовые категории процесса взаимодействия искусств.
2.2.Интегрированные подходы к преподаванию предметов искусств.
2.3 .Искусство слова в системе искусств.
2.4.Взаимодействие музыки и изобразительного искусства.
2.5.Театр как синтез искусств.
Глава З.Опытно-эксперименталыюе исследование процесса интегрированного художественного образования в школе искусств.
3.1 .Содержание, формы и методы художественного обучения и воспитания с позиций взаимодействия искусств.
3.2. Программа «Диалог изобразительного искусства, музыки и слова».
3.3. Результаты экспериментальной работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование художественно-эстетической культуры школьников в условиях организованной парковой среды2008 год, кандидат педагогических наук Михеев, Андрей Валентинович
Художественное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: На материале школы искусств2000 год, кандидат педагогических наук Шишова, Ольга Анатольевна
Взаимодействие искусств как условие активизации педагогического творчества учителя изобразительного искусства2004 год, кандидат педагогических наук Ермолинская, Елена Александровна
Формирование творческой личности в интегрированной художественной деятельности учащихся2006 год, доктор педагогических наук Назарова, Светлана Ивановна
Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий2004 год, кандидат педагогических наук Радомская, Ольга Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие искусств в образовательном пространстве школы искусств»
Актуальность исследования обусловлена стратегией поворота системы образования к демократическим и гуманистическим ценностям, в соответствии с которыми на первый план выступает проблема развития личности ребенка. Важнейшим фактором личностного развития в школьном образовании выступают разные виды искусств, в которых содержится универсальный человеческий опыт.
На всем протяжении развития отечественной художественной педагогики велись поиски активизации учебного процесса средствами разных видов искусств. В начале XX в. возникло крупное научное направление, которое конкретизировалось в концепциях комплексного, а в последние десятилетия интегративного полихудожественного образования.
Педагогическая концепция как система взглядов, основанная на использовании возможностей разных видов искусств, опирается на философские воззрения (В.И. Вернадский, Г.Д. Гачев, JI.H. Гумилев, Д.С. Лихачев, Н.К. Рерих, Тейяр де Шарден, П.А. Флоренский), педагогические идеи (Ю.П. Азаров, К.Н. Абульханова-Славская, М.А. Верб, Н.А. Ветлугина, В.В. Давыдов, А.А. Мелик-Пашаев, O.JI. Некрасова-Каратеева, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Н.Н. Фомина, Д.Б. Эльконин) и на практико-ориентированные методические исследования (Е.А. Ермолинская, А.П. Ершова, Е.П. Кабкова, А.Н. Малюков, J1.M. Мун, В.В. Неверов, Т.Г. Пеня, J1.C. Савенкова, Г.П. Шевченко, Б.П. Юсов). С конца 1980-х гг. это направление получило адекватное решение в условиях общеобразовательных школ. Вместе с тем вне поля исследований оказались детские школы искусств с их богатыми традициями и возможностями полихудожественного образования. Лишь отдельные аспекты работы школ искусств изредка рассматривались в контексте становления и развития дополнительного образования.
Данное положение обусловило необходимость исследования образовательного пространства школы искусств, в котором существенная роль принадлежит диалогическому взаимодействию искусств, способному обеспечивать целостное развитие личности учащихся и формировать их общехудожественную и общекультурную компетентность.
Школы искусств эффективно противостоят дефициту гуманитарного образования, дефициту «потребления искусств», способствуют повышению уровня эмоциональной, интеллектуальной, нравственной культуры учащихся. Они способны решать главную задачу современной школы, которая как отмечается в Законе РФ «Об образовании» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающих поколений уровень культуры адекватный достижениям мировой цивилизации, приобщить школьников к общенациональным и общечеловеческим ценностям (статья 14).
В решении задач современной школы актуальное значение приобретает создание оптимальных педагогических моделей на основе взаимодействия искусств, направленных на целостное художественное обучение, воспитание и развитие учащихся.
Степень научной разработанности проблемы.
При разработке темы, заявленной в диссертации, изучена обширная библиография, включающая научные труды отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов и искусствоведов.
Гуманистические идеи раскрытия творческого потенциала личности характерны для традиций отечественной и зарубежной науки. Они содержаться в философско-религиозной литературе (Н.А. Бердяев, К.В. Ельницкий, С.А. Рачевский, и др.), в гуманистической психологии (J1.C.
Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.).
В педагогической литературе внимание проблемам формирования художественной культуры личности уделяли М.А. Верб, А.А. Мелик-Пашаев, П.С. Соболев, Г.П. Шевченко, развитию творческих способностей в деятельности - А.И. Буров, И.Я. Лернер, Л.П. Печко, М.Н. Скаткин, Б.А. Столяров.
Большая заслуга в выдвижении принципов комплексного преподавания искусств принадлежала теоретикам и практикам 1920-х гг. - А.В. Бакушинскому, П.П. Блонскому, С.Т. Шацкому, Ф.И. Шмиту и др.
Важное значение для разработки методики комплексного преподавания искусств имели исследования З.А. Митяевой (1967), (Ф.А. Нодель (1973), В.Н. Шацкой (1975), которые заложили определенный фундамент теоретической разработки взаимосвязей разных видов искусств в школьной практике. В 1970-е гг. был сделан значительный шаг в появлении качественно новых учебных программ по искусству (Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.М. Неменский, и др.), в которых выдвигались идеи объединения предметов музыки, литературы, изобразительного искусства и хореографии в крупные блоки.
Осознание недостаточности разобщенного и одностороннего подхода к многосторонне-целостному процессу художественного развития школьников стало основой для появления интегрированной дисциплины «Мировая художественная культура» (А.П. Валицкая, М.С. Каган, В.Г. Маранцман, Л.М. Мосолова, Л.М. Предтеченская, Г.К. Щедрина).
В современный период проблема взаимодействия искусств в условиях общеобразовательной школы исследуется целым рядом ученых (Е.Ф. Командышко, А.Н. Малюков, Л.Н. Мун, В.В. Неверов, Т.Г. Пеня, Л.С. Савенкова, Б.П. Юсов и др.). Проблеме взаимодействия искусств в условиях дополнительного образования уделили внимание Л.В. Остожьева, О.А. Шишова, Е.Е. Шувалова и др. В целом ряде работ изучались вопросы взаимосвязи отдельных искусств в эмоционально-чувственном, интеллектуальном и духовно-нравственном развитии личности.
Воздействие искусства слова и его универсальность в выстраивании полифонии чувств исследовали М.М. Бахтин, Е.В. Квятковский, В.Г. Маранцман. Проблемами литературно-живописной образности в разное время занимались Б.В. Асафьев, А. Визе, А.Ф. Лосев, А.А. Федоров-Давыдов. Взаимосвязи лирической поэзии и живописного произведения в художественной педагогике рассмотрены К.А. Григорян, Э.И. Гуткиной.
Проблеме взаимодействия музыки и живописи значительное место отведено в историко-искусствоведческих трудах А.Я. Гуревича, В.П. Даркевича, А. Шастеля, в искусствоведческих работах Д.К. Арган, В.В. Ванслова, Б.Р. Виппера. Психофизические свойства музыкальных и цветовых гармоний рассматривали Р. Арнхейм, В.А. Зайцев, В.В. Кандинский.
Интеграцию в художественной педагогике зрелищных искусств исследовали ученые В.М. Букатов, АЛО. Гончарук, П.М. Ершов, А.П. Ершова, Т.Г. Пеня, И.Н. Фузейникова и многие педагоги- практики - А.И. Емельянова, И.Л. Масандилова и др.
Анализ исследований явился теоретической основой разработки интегрированных программ художественного образования в условиях школы искусств и составил главную научную проблематику диссертации.
Объект исследования - взаимодействие искусств в художественном образовании школьников.
Предмет исследования - взаимодействие искусств в образовательном пространстве школы искусств.
Цель исследования - разработать модель целостного художественного образования детей на основе взаимодействия искусств в условиях школы искусств как института дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Многосторонне-целостное развитие школьников как эффективное средство художественного образования в условиях школы искусств - уникального института дополнительного образования должно опираться на диалогическую модель взаимодействия искусств в процессе художественного обучения и воспитания, что обеспечивается адекватным содержанием учебного материала и специальными методами и формами преподавания.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в диссертации поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть и проанализировать педагогическую проблему взаимодействия искусств в истории художественного образования XX века;
2. проанализировать современные концепции взаимодействия искусств в учебном процессе;
3. выявить особенности школы искусств как института дополнительного образования;
4. определить целесообразный учебный комплекс, способствующий эффективности целостного художественного развития личности на основе интегрированного преподавания разных видов искусств;
5. осуществить экспериментальную проверку предложенной педагогической модели взаимодействия искусств на основе практической реализации учебной программы «Диалог изобразительного искусства, музыки и слова».
Источники исследования: инновационные концепции, программы интегрированных курсов «Искусство»; статьи и монографии, отражающие основные идеи художественного образования в разных видах искусства, сложившихся на протяжении XX века в России.
В исследовании использованы материалы методических фондов Института художественного образования РАО, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея.
Методологическую основу исследования составили: идея гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, А.Т. Асмолов, В.П. Зинченко, Н.И. Киященко, И.Я. Лернер, А.А. Мелик-Пашаев, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский и др.);
- идея и принципы интеграции в школьном обучении (Б.В. Асафьев, Е.П. Кабкова, М.С. Каган, Б.М. Неменский, Л.П. Савенкова Л.В. Школяр, Б.П. Юсов и др.);
- концепции развивающего и воспитывающего обучения (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.П. Тряпицына и др.);
- деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
- культурологический подход к обучению (Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, B.C. Библер, А. П. Валицкая, М.А. Верб, JI.B. Горюнова, В.Г. Маранцман, J1.M. Мосолова, А.Н. Сохор, Г.К. Щедрина и др.);
- а также принципы преемственности, научности и доступности.
В качестве инструментария применены основные понятия: взаимодействие, полихудожественный подход, интеграция, синтез. Ключевыми для данного исследования явились такие категории искусствоведения и эстетики как: художественный стиль, художественный образ, художественное восприятие, художественная ценность, художественный вкус.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ философской, педагогической, психологической, дидактической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение документов об образовании; прогнозирование, моделирование, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические - прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом; интервьюирование и анкетирование, беседа и педагогический эксперимент.
3. Метод качественного и количественного анализа экспериментальных данных - анализ творческих работ учащихся; методы математической обработки количественных и качественных результатов исследования (табличное и графическое представление результатов); методическая интерпретация результатов исследования.
Научная новизна исследования:
- впервые в теории и методике художественного образования с научных позиций выявлены особенности школы искусств как специфического культурно-образовательного пространства и предложена педагогическая модель диалогического взаимодействия искусств, обеспечивающая многосторонне-целостное художественное развитие школьников как существенную составляющую общекультурной компетентности формирующейся личности;
- определены специальные условия художественного образования в школе искусств;
- выявлены специфические функции взаимодействия искусств в учреждении дополнительного образования;
- подчеркнуто базовое значение изобразительного искусства в художественном образовании;
- показано системообразующее значение смешанного интегративно-коррелятивного типа обучения в учебных программах по искусству;
- раскрыты возможности развивающего обучения на основе использования уникальных возможностей разных видов искусств в процессе формирования личностной культуры учащихся;
- разработана и экспериментально апробирована программа «Диалог изобразительного искусства, музыки и слова» на основе взаимодействия искусств, с применением различных методов и форм общехудожественного развития учащихся;
- проанализирована динамика изменения личностных качеств субъекта в процессе освоения целевой интегрированной программы.
Положения, выносимые на защиту: 1. Педагогическая модель диалогического взаимодействия искусств в пространстве дополнительного образования, обеспечивает многосторонне-целостное художественное развитие школьников как существенную часть их общекультурной подготовки к жизни и творчеству, предполагает наличие:
1) доминантной функции ансамбля искусств в художественном обучении и воспитании;
2) высокого уровня специальной художественной подготовки преподавателей школы;
3) художественной среды и соответствующей творческой атмосферы;
4) определенных художественных потребностей и интересов у учащихся, а также эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, умения их понимать и оценивать;
5) диалогической системы субъект-субъектных отношений, предполагающую реализацию идей педагогики сотрудничества.
2. Системообразующее значение смешанного интегративно-коррелятивного типа взаимодействия искусств в художественном образовании школы искусств, который реализуется в разных формах (концерт-урок, концерт-лекция, концерт-композиция, театрализованное представление и др.) и методах обучения (метод проектирования, метод моделирования, метод творческих заданий, словесно-иллюстративный метод, метод сравнения и сопоставления, метод педагогического воздействия и общения).
3. Результаты апробации эффективности художественного образования на основе интегрированной программы «Диалог изобразительного искусства, музыки и слова», выраженные в изменении личностных качеств субъекта в процессе освоения программы.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что: • Разработана концептуальная модель художественного образования на основе взаимодействия искусств, направленная на целостное художественное развитие личности, которая может применяться для дальнейшей разработки идей интегрированного полихудожественного обучения и воспитания в различных учреждениях дополнительного образования.
• Охарактеризованы педагогические принципы, методы и формы учебного процесса на основе взаимодействия искусств, имеющих значение для развития педагогики искусств.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что материалы исследования могут быть востребованы педагогами для создания учебных программ и различных элективных курсов по художественному образованию на основе использования развивающих и воспитательных возможностей разных видов искусства, а также материалы могут быть использованы для чтения курсов по педагогике искусств в образовательном процессе высших и средних учебных заведений.
Апробация исследования. Основные положения исследования излагались на научно-практических конференциях преподавателей детских школ искусств, музыкальных и художественных школ Ленинградской области (2003, 2004, 2005 гг.); а также использовались в работе фестиваля искусств «Весенний ключ», организованного при содействии Законодательного собрания Ленинградской области. По теме диссертации опубликовано десять статей общим объемом 5,0 п.л. Содержание диссертации обсуждалось на теоретических семинарах и заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из двух томов. Первый том включает текст, состоящий из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 337 литературных источников отечественных и зарубежных авторов. Диссертацию дополняют два приложения. Первое представляет собой «Описание экспериментальных методик». Второе приложение, включенное во второй том, - альбом иллюстраций. Основная часть исследования с построчными примечаниями 216 с. Общий объем диссертации 247 с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством2005 год, доктор педагогических наук Шишлянникова, Нина Петровна
Педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе2001 год, доктор педагогических наук Савенкова, Любовь Григорьевна
Интеграция курсов искусств и предметов гуманитарного цикла в системе художественно-эстетического воспитания и образования школьников2005 год, доктор педагогических наук Спорышева, Елена Болеславовна
Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью подростка в формировании субъектного отношения к искусству2004 год, кандидат педагогических наук Большакова, Светлана Владимировна
Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования2008 год, доктор педагогических наук Надолинская, Татьяна Васильевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ильина, Татьяна Ивановна
Выводы по третьей главе
Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что процесс творческого развития детей в школе искусств обеспечивается при условии целенаправленной работы в соответствии с предложенной методикой художественного образования на основе взаимодействия искусств.
В основе методики лежит программа «Диалог изобразительного искусства, музыки и слова», важной особенностью которой является решение общекультурных, исполнительских и социально-педагогических задач. Общекультурные задачи решаются при взаимодействии искусств через освоение и познание основ теории художественной культуры, через систему образов, совокупность которых позволяет получить более целостное представление о мире.
Исполнительские задачи направлены на создание условий для включения учащихся в познавательно-творческую деятельность через восприятие, исследование, исполнение, что предполагает формирование определенных навыков и умений на основе общехудожественных знаний.
Социально-психологические задачи решаются в процессе совместной творческой деятельности участников образовательного процесса.
Содержание интегрированной программы реализуется через комплекс методов (проектирования, моделирования, словесно-иллюстративный метод, метод творческих заданий, метод сравнения и сопоставления, педагогического воздействия и общения), а также на основе индивидуально-коллективных форм обучения (концерт-урок, концерт-лекция, концерт-композиция, театрализованное представление).
216
Заключение.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме взаимодействия искусств в художественном образовании школьников позволило сделать следующие выводы:
1. Многосторонне-целостное развитие школьников в условиях школы искусств как уникального института дополнительного образования должно опираться на диалогическую модель взаимодействия искусств.
2. Теоретическую основу модели взаимодействия искусств составляет структурирование содержания образования на основе интегрированных подходов и программ, вовлекающих ребенка в разнообразные формы художественно-творческой деятельности.
3. Эффективности целостного художественного развития личности на основе интегрированного преподавания разных видов искусств соответствует разработанный комплекс специальных методов (метод проектирования, метод моделирования, словесно-иллюстративный метод, метод творческих заданий, метод педагогического воздействия и общения)
4. Предложенная методика художественного образования на основе практической реализации интегрированной программы «Диалог изобразительного искусства, музыки и слова» эффективно реализуется при реализуется при внедрении в учебный процесс индивидуально-коллективных форм обучения (концерт-урок, концерт-лекция, театрализованная композиция) на основе сотворчества педагогов и детей.
Полученные результаты и методические разработки могут быть использованы в реалиях дополнительного образования, определяющие пути модернизации школы. Перспективными направлениями развития данного исследования являются развитие и совершенствование идей межпредметной интеграции, составление программ и методических рекомендаций для элективных курсов.
217
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ильина, Татьяна Ивановна, 2007 год
1. Авров Д.Н. Спектакль и зритель. - М.: Просвещение, 1985. - 95 с.
2. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-399 с.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательство «Дом Шалвы Амреашвили», 2001. - 463 с.
5. Арган Д.К. История итальянского искусства. Античность. Средневековье. -М: Радуга, 2000.-319 с.
6. Аристотель. Поэтика. СПб.: Азбука ,2000. - 398 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -386 с.
8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.
9. Арто А. Театр и его двойник. М.: Мартис, 1993. - 136 с.
10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. M.-JL: Музыка, 1965. - 151 с.
11. Асафьев Б.В. (Глебов Игорь). Русская живопись. Мысли и думы. М.: Музыка, 1968.- 198 с.
12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
13. Базарный В.Ф. Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение. -Новосибирск: Наука, 1991. 138 с.
14. Баженова JI.M. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов подростков. Методические рекомендации. М.: МП СССР, 1981.-31 с.
15. Батракова С.Н. Методология становления педагогического процесса // Педагогика. М., 2003. №3.
16. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
17. Бакушинский А.В. Музейно-эстетические экскурсии. М.: Госиздат, 1919.
18. Бакушинский А.В. Художественное восприятие // Избранные искусствоведческие труды. -М.: Советская культура, 1981.
19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М.: Художественная литература, 1965. -527 с.
20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. - 58 с.
21. Бахтин М.М. К философии поступка // Социология и история науки, техники. Ежегодник, 1984. М.: Наука, 1985. - 108 с.
22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.
23. Бахтин М.М. К философским вопросам гуманитарных наук // В сб. Бахтин Михаил. Автор и герой. СПб.: Азбука, 2000. - 228 с.
24. Бегак Б. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. - 94 с.
25. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13 т.т. М.: Академия наук СССР, 1953.-Т.3.-434 с.
26. Бердяев Н. Русская идея. Самопознание. Харьков: Изд.-во Фолио, 1999.-624 с.
27. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии. 1994. №4. - С. 114-128.
28. Библер B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии, 1986. №6.
29. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философское размышление о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. - 62 с.
30. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Изд.-во полит лит-ры, 1991.-412 с.
31. Блонский П.П. Очерк научной психологии. -М.: ГИЗ, 1921.-96 с.
32. Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени.// Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961. - С. 225-286.
33. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695 с.
34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
35. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 175 с.
36. Бычков В.В. Некоторые проблемы художественной интерпретации мифологического текста в древнерусской живописи // Литература и живопись.-Л.: Наука, 1982.-С. 112-127.
37. Валицкая А.П. Образование в России. Стратегия выбора. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 127 с.
38. Валицкая А.П. Российское образование. Модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. №7. - С.
39. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1983.-232 с.
40. Вельфин Г. Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. M.-JL: Академия, 1930. - 290 с.
41. Вельфин Г. Основные понятия истории искусств. -М.: Издательство В. Шевчук, 2002. 282 с.
42. Вернадский В.И. Мысли и замечания о литературе и искусстве // Пути в незнаемое: писатели рассказывают о науке. М., I960. - 431 с.
43. Взаимодействие и синтез искусств / Под ред. Д.Д. Благого, Б.Ф. Егорова и др. Л.: Наука, 1978. - 269 с.
44. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Отв. ред. Н.А. Яковлева. Л.: Ленинградский педагогический институт, 1989. - 156 с.
45. Виды искусств в социалистической художественной культуре / Отв. ред. А.Я. Зись. М.: Искусство, 1984. - 256 с.
46. Воробьев В.П. Воспитательное воздействие на личность: многоуровневая модель. Пенза: Пегас, 1998. - 49 с.
47. Воронова Е.М. Методология анализа полихудожественного текста в интерпретации Р. Барта // Тезисы 1 международной конференции «Литература в системе искусств»: Методология междисциплинарных исследований. СПб., 2000. - С. 20-24.
48. Врангель Н.Н. Старые усадьбы. СПб.: УТД «Летний сад», 1999. - 319с.
49. Вульфсон Б.П. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. / Педагогика. 2002. №10. - С.
50. Вульфсон Б.П. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд. УРАО, 1999. - 207 с.
51. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс. В 2-х т.т. Т.2. М.: Искусство, 1977.-243 с.
52. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 284 с.
53. Выготский J1.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
54. Выготский JI.C. Собр. соч. В 6-ти т.т. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. -487с.
55. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96 с.
56. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. Пер. с нем. М.: Искусство, 1991.-367 с.
57. Галлеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. -М.: Знание, 1982. -64 с.
58. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.,1959. - 599 с.
59. Гачев Г.Д. Жизнь, творчество, искусство. М.: Детская литература, 1980.- 143 с.
60. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1983. -448 с.
61. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2-х т.т. Т.1. СПб.: Наука, 1990. -621 с.
62. Гегель Г.В.Ф. Наука логики в 3-х т.т. Т. 1. СПб.: Наука, 1997. - 799 с.
63. Герцман Е.В. Музыкальная боэциана. СПб.: Глаголь, 1995. - 479 с.
64. Гершунский Б.С. Философия образования М.: Флинта, 1998. - 428 с.
65. Гете И.-В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - 623 с.
66. Гирц К. Влияние концепций культуры на концепцию человека. СПб.: Университетская книга, 1997. - 230 с.
67. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.: Наука, 1971.-551 с.
68. Горбунов-Посадов И.И. Освобождение школы и народного воспитания. Какой школа не должна быть. М., 1918. - 95 с.
69. Горницкая Н.С. Поле как образ Родины в русском искусстве XIX XX века // Тезисы I международной конференции «Литература в системе искусств»: методология междисциплинарных исследований. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 89-91.
70. Горюнова Л.В. Говорить языком своего предмета. Теоретические основы учебника «Музыка»: Пособие для учителей. М.: НИИ шк., 1989. -143 с.
71. Григорян К.Н. Пейзаж в русской живописи и поэзии // Литература и живопись. Л.: Наука, 1982. - С. 128-146.
72. Громов Н.Н., Тарасов В.И. Звук и зримый образ // Проблемы сценической речи. Л.: ЛГИТМиК, 1979. - С. 70-81.
73. Гуманизация образования. Психолого-педагогический международный журнал.- 1998.№1.-С. 80.
74. Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии // Логос, 1994. №1.-С. 13-26.
75. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Избранные труды. В 2-х т.т. Т.2. М., СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999. - 559 с.
76. Гуткина Э.Д. Дидактические принципы работы с лирикой в начальной школе // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. М.: ИХО РАО, 2003. - 274 с.
77. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования.// Планирование и организация деятельности начальной школы: Сб. ст. 4.1. -М.: Педагогика, 1997. С. 3-17.
78. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1998. -С. 49-56.
79. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX XVI вв. - М.: Наука, 1988. - 341 с.
80. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. -276 с.
81. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии / «Классики психологии» -М.: Совершенство, 1998. 160 с.
82. Диалектика средней школы / Под ред. М.Н. Скатника. М.: Педагогика, 1982.-144 с.
83. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. Пособие для преподавателей. М.: Интепрокс, 1994. - 241 с.
84. Доусон К.К. Миф. Религия. Культура. СПб., 2000.
85. Ермолинская Е.А. Педагогические аспекты интегрированного преподавания уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе // Инновационные технологии образовательной области «Искусство». М.: ИХО РАО, 2002. - С. 180-189.
86. Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1985. - 220 с.
87. Ершов П.М. Технология актерского искусства. Т.: ТОО «Горбунок», 1992.-285 с.
88. Ершов П.М., Ершова А.П. Потребностно-информационный подход к проблемам воспитания // Педагогическое образование. М.: Прометей, 1994. Вып.№8.-С. 94-103.
89. Ершов П.М. Искусство толкования. В 2-х ч. 4.1. Дубна: «Феникс», 1997.-344 с.
90. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. М.: ИХО РАО, 2002. - С. 41-56.
91. Журавлев В.В. Мир художественной культуры.-М.: Мысль, 1987- 239 с.
92. Жуков А. Уроки игры // Искусство в школе. 1995. №3. - С. 15-21.
93. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. -М.: Искусство, 1986. 158 с.
94. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 159 с.
95. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Свято-Владимирское Братство, 1993. - 222 с.
96. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: ИЦ Академия, 1995.
97. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. №2.-С. 15-36.
98. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979. 128 с.
99. Зись АЛ. Искусство Система искусств - Художественная культура // Советская музыка, 1983. №12. - С. 27-35.
100. Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL: Наука, 1974. - 297 с.
101. Иванов С.А. Дополнительное образование в макроструктуре непрерывной образовательной системы // Образование и искусство в формировании целостной личности. М., 2002. - С. 56-73.
102. Иванов С.А., Киященко Н.И. Образование и искусство в формировании целостной личности. М., 2002. - С. 23.
103. Ildiko Ember. Musik in der Malerei. Budapest, 1984. - 37 s.
104. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984.-349 с.
105. Ильин И.К. Путь к очевидности. -М.: Экслеопресс. 1998. 909 с.
106. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. JL: Ленизогиз, 1993. - 568 с.
107. Искусство и школа: Книга для учителя / Сост. А.К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.-288 с.
108. История зарубежного театра. / Под ред. Г.Н. Бояджиева, А.Г. Образцовой. -М.: Просвещение, 1981.-333 с.
109. История художественного образования в России. М.: Издательский дом РАО, 2003.-412 с.
110. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-336 с.
111. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. -М.: Педагогика, 1984. 124 с.
112. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. -206 с.
113. Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни / Сост. Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев. М.: Искусство в школе, 1995. - 296 с.
114. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части 1, 2, 3. JL: Искусство, 1972. - 440 с.
115. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе, 1987. №4. С. 28-32.
116. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений. -М.: Политиздат, 1988.-315 с.
117. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996. -416 с.
118. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: «Ut», 1996. - 232 с.
119. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.
120. Каган М.С. Искусство слова в мире искусств // Тезисы I международной конференции «Литература в системе искусств»:методология междисциплинарных исследований. СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2000. - С. 10-11.
121. Кант И. Критика способностей суждения. -М.: Искусство, 1994 367 с.
122. Кандинский В.А. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. - 109с.
123. Кантор A.M. Театральность и живописность в исторической живописи XIX века // Театральное пространство. М.: Советский художник, 1979. -С. 256-263.
124. Квятковский Е.В., Неверов В.В. Комплексное использование искусств в обучении и воспитании старших классов // Советская педагогика, 1979. №12. С. 33-39.
125. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. -М.: Искусство, 1971. 160с.
126. Колокольные звоны России. Сост. B.C. Мартышин. М.: Советская Россия, 1990,- 112 с.
127. Козлова И.С. Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитательного и образовательного компонента на уроке и во внеурочной деятельности / Инновационные технологии образовательной области «Искусство». М.: ИХО РАО, 2002. - С. 115-122.
128. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.т.Т.1. -М.: Педагогика, 1982. 656 с.
129. Короленко В.Г. Повести и рассказы. В 2-х т.т. Т.2. Слепой музыкант. -М.: Художественная литература, 1966. 470 с.
130. Кощекова И.Э. От античности до модерна. Стиль в художественной культуре. М.: Просвещение, 2000. - 144 с.
131. Краковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание.Воспитание!: Теория и практика школьной воспитательной системы. М.: Новая школа, 1996. - 155 с.
132. Красильникова М.С. Восприятие музыкального образа школьниками. // Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сб. науч. тр. / Ред. Г.С. Тарасов. М., 1981. - С. 43-52.
133. Краткая философская энциклопедия. -М.: Прогресс, 1994. 576 с.
134. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя. / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М., 1983.
135. Кржевский Б.А. Данте и музыка. СПб.: Гос. филармония. - 64с.
136. Кристофанелли Р. Дневник Микеланджело Неистового. М.: Прогресс, 1980.-382 с.
137. Крючкова В.А. Живопись театр - кино. О взаимодействии художественных форм в искусстве XX века // Художественные модели мироздания. - М.: Наука, 1999. - С. 139-174.
138. Кулаев А.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. М.: Знание, 1986.-64 с.
139. Лапина О. А. Взаимодействие театра и школы. / Синтез познавательного и прекрасного в образовании. СПб.: Левша, 2001. - 177с.
140. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-277 с.
141. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьника. М.: ИЦ «Академия», 2000. - 320 с.
142. Лернер И.Я., Журавлева И.И. Прогностическая концепция целей и содержания образования. М.: Ротапринт ИТП и МИО РАО, 1994. - С. 7475.
143. Лессинг Г. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957. -89 с.
144. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: ИЗОГИЗ, 1934. - 384с.
145. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка 17-18 вв. в ряду других искусств. М., 1977.-496 с.
146. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
147. Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3-х т.т. Т.1 Л.: Художественная литература, 1987. - 653 с.
148. Лобова А.Ф. Уроки самовыражения в школе. Екатеринбург, 1992. -С. 23-24.
149. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. -М.: Музыка, 1960.-303 с.
150. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. - 623 с.
151. Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. Л.: Наука, 1982.-С. 31-65.
152. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд-во Московского университета, 1982.
153. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М.: Политиздат, 1988. 336 с.
154. Лотман Б.Ф. Театральный язык и живопись (к проблеме иконической риторики) // Театральное пространство. М.: Советский художник, 1979. -С. 238-251.
155. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т.1 Таллинн: Александра, 1992.-479 с.
156. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров.-СПб.: Искусство, 2001.-703 с.
157. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
158. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 125 с.
159. Лук А.Н. Эмоции и личность. -М.: Политиздат, 1982. 175 с.
160. Лурия А.Р. Курс общей психологии. Психология ощущения и восприятия. -М.: МГУ. 1971.- 134 с.
161. Лурия А.Р. Ощущения и восприятия. -М.: МГУ, 1975. 112 с.
162. Любинский И. Театр и школа / Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981.-287 с.
163. Маймин Е.А. Искусство мыслить образами. М., 1977. - 119 с.
164. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 7-ми т.т. Т.4. М.: Изд-во АПН, 1958.-583 с.
165. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
166. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. - 258 с.
167. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М.: Прогресс, 1990. -414 с.
168. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - 555 с.
169. Манин В. Куинджи. -М.: Искусство, 1976. 102 с.
170. Маслова Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки // Диссертация.к. пед. н.-М., 1994.- 192 с.
171. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
172. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
173. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, - 1981. - 190 с.
174. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.
175. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-265 с.
176. Мейерхольд В. Статьи, речи, письма, беседы. М.: Искусство, 1968. -350 с.
177. Мейлах Б.С., Высочина Е.И. Проблема комплексного подхода к изучению художественного творчества. М.: Просвещение, 1980. - 40 с.
178. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
179. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме общего и «специального» в художественно-творческой одаренности человека. М.: Наука, 1988.-С. 307-320.
180. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка // Эстетическое воспитание и экология культуры. М., 1988.
181. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. №1.
182. Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможно будущем нашей педагогики искусства // Искусство в школе. 1999. №4. - С. 80.
183. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / Пер. с англ. Ю.А. Асеева. -М.: Наука, 1988.-429 с.
184. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М.: Просвещение, 1975. - 127 с.
185. Морено Дж.Л. Психодрама. В 2-х т. Т.1. -М., 1972. С. 157.
186. Морозова Н.А. Дополнительное образование в современной России. Педагогика, 2003. №8. С. 18-29.
187. Морозова Т.В. Развитие воображения в системе эстетического воспитания детей // Искусство и образование. 2001. №1. - С. 44-47.
188. Мосолова JI.M., Щедрина Г.К. Слово и изображение в истории культуры // Тезисы I международной конференции «литература в системе искусств»: методология междисциплинарных исследований. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 42-43.
189. Мудрик А.Л. Воспитание учащихся общеобразовательной школы средствами дополнительного образования. М.: Мирос, 1997.-207 с.
190. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Сост. А.Г. Костюк. Киев: Муз. Украина, 1986. - 126 с.
191. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966.-С. 108.
192. Музыкальная эстетика западной Европы 17-18вв. -М., 1971. 342с.
193. Мун Л.И. Интегрированные технологии в образовательных заведениях // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. М.: ИХО РАО, 2003. - С. 53 - 67.
194. Назарова С.В. Таинственная сила искусства. СПб, 1994. - 280 с.
195. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. -М.: Музыка, 1988. 256 с.
196. Назайкинский Е.В. Некоторые проблемы музыкознания на исходе XX века. // Преподаватель. М.: Ваклер, 1995. - 305 с.
197. Наука о развивающемся ребенке: Хрестоматия по педологии: тексты в 2-х книгах / Л.В. Горюнова, О.А. Литвина. М.: Прометей, 1990. - Кн. 1. -213 с.
198. Негневицкая Е., Шахнович А. Язык и дети. М.: Наука, 1981. С. 50-51.
199. Неменский Б.М. Искусство школа - формирование личности. - М.: Центр ХКО, 1993.-79 с.
200. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Молодая гвардия, 1987. -253с.
201. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление.-М., 1989.- 130 с.
202. Немировская Е.М. Новая теория музыки. К критике семантической концепции искусства Сусанны К. Лангер. // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей. -М.: Музыка, 1973. Вып.2. С. 206-214.
203. Нестьев И.В. Импрессионизм // Музыкальная энциклопедия. Т.2. М., 1974.-507 с.
204. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. М: Музыка, 1981. - 89 с.
205. Ожогов С.И. Словарь русского языка. М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей, 1963. - 900 с.
206. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Музичина Украина, 1975. - 199 с.
207. Остроменский В.Д. Формирование музыкального познания. -Кишинев: Музыка, 1988. 154 с.
208. Огородников Ю.А. Художественная культура человека. М., 1990. -27с.
209. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. - 326 с.
210. Панов В.И. Центр творчества детей и юношества, как субъект развивающего образования. Сб. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. М.: Мирос, 1997. - 207 с.
211. Панофски Э. IDEA. СПб.: Андрей Наследников, 2002. - 231 с.
212. Педагогика. / Под ред. И.А. Каирова. М., 1939. - 481 с.
213. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, 1983. -369с.
214. Педагогика эстетической среды: теория и опыт: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.П. Печко, Н.Н. Яковлевой. Минск: НИО, 2002. - 172 с.
215. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности // Искусство и образование. 2001. №1. - С. 23-27.
216. Петрова Ю.Н. Динамика эстетического развития личности в процессе ее общения с искусством. // Искусство и эстетическое воспитание молодежи.- 1981. С. 59-72.
217. Платон. Соб. соч. В 4-х т.т. Т.2. М.: Мысль, 1993. - 526 с.
218. Потебня А. Мысль и язык. М.: Искусство, 1976. - 614 с.
219. Поэзия Микеланджело. М.: Искусство, 1992 - 142 с.
220. Проблемы синтеза в художественной культуре / Отв. ред.В. Раушенбах -М.: Наука, 1985.-286 с.
221. Проблемы эстетического воспитания в современном обществе. / Отв. ред. К.М. Долгов М.: ИФ АН СССР, 1998. - 124 с.
222. Психодрама: вдохновение и творчество / Под ред. П. Холмса и М. Карп. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 310 с.
223. Психология процессов художественного творчества. / Отв. ред. Б.С. Мейлах и Н.А. Хренов. Л.: Наука, 1980. - 285 с.
224. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96с.
225. Ражников В.Г. Школа настроения методика развития художественного сознания детей. // Искусство в школе, 1993. №1. - С. 2943.
226. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования. -М.: Прометей, 1991.-137 с.
227. Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников (вопросы теории и методики). М.: МГОПИ, 1992.-46 с.
228. Революция искусство - дети. Материалы и документы / Сост. Н.П. Старосельцева. - М.: Просвещение, 1966.
229. Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки. СПб., 1911. -216с.
230. Ротенберг B.C. Психофизические аспекты изучения творчества // Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: Магистр, 1998.-С. 91-103.
231. Ротенберг Е.И. Искусство Италии 16-17 веков: Микеланджело, Тициан, Караваджо. М.: Советский художник, 1989. - 223 с.
232. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. М.: Искусство, 2001. -135 с.
233. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423с.
234. Рыбаков С. Церковный звон в России. СПб., 1896. - 156 с.
235. Рыданова И.Н. Культура речевого поведения учителя. М., 2000. -114с.
236. Савенкова Л.Г. Интеграция в педагогике искусств. // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. М.: ИХО РАО, 2003.-274 с.
237. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. Л., 1947. - 80 с.
238. Синтез познавательного и прекрасного в образовании. / Под ред. Яковлевой Н.А. СПб.: «Левша», 2001. - 177 с.
239. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
240. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
241. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. СПб.: Союз, 2002.-182 с.
242. Сластенин. Общая педагогика в 2-х т. Т 1. М.: Владос, 2002. - 286 с.
243. Слитинекая Л.И. Бессознательное психическое и творческий процесс. // Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: Магистр, 1998.-С. 115-124.
244. Словарь иностранных слов. / Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. -М.: Гос. Изд.-во иностранных и национальных словарей, 1955. 853 с.
245. Смолин О. Воспитание в контексте Федеральной образовательной политики, некоторые идеологические и нормативные аспекты. // Народное образование. 2003. №2. - С. 37-49.
246. Собкин B.C. Гуманизация образования./ Динамика художественных предпочтений старшеклассников. -М.: Педагогика, 1992. 79 с.
247. Соболев П.В. Художественная культура личности. Л., 1986. - 32 с.
248. Соболев П.В. Нравственно-эстетический смысл изучения художественной культуры // Основы теории художественной культуры / Под ред. Л.М. Мосоловой. СПб.: «Лань», 2001. - С. 45-60.
249. Современный мир и эстетическое развитие человека. М.: Прометей, 1993.-109 с.
250. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. М.: Академия, 1999. - 361 с.
251. Сохор A.M. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 192 с.
252. Степанов Г.П. Синтез искусств. Л.: Знание, 1976. - 32 с,
253. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: функции художественной деятельности. -М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
254. Сухомлинский В. О воспитании. М., 1973. - 272 с.
255. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т.т. -М.: Педагогика, 1979-1981.
256. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 239 с.
257. Тендрякова М.В. Игра и расширение смыслового пространства // Мир психологии, 2000. №3. С. 115-128.
258. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.метод. пособие / Школяр JI.B., Красильников М.С., Критская Е.Д. и др. М.: Флинта, 1999.-336 с.
259. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избранные труды. В 2-х т.т. Т.1.-М.: Педагогика, 1935.-329 с.
260. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Советская педагогика, 1946. №6. С. 96-112.
261. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1961.-536 с.
262. Толстой JI.H. Избранное. Л.: Лениздат, 1983. - 429 с.
263. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т.т. Т.2. М.: Художественная литература, 1982. - 503 с.
264. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - 576с.
265. Управление воспитательной системой: проблемы и решения. / Под ред. В.А. Краковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 264 с.
266. Учреждения дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель (учебно-методическое пособие) // Ассоциация социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации, 1996. 70 с.
267. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 6-ти т.т. Т.1 -М.: Педагогика, 1988.-414 с.
268. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVII начала XIX века. - М.: Искусство, 1953. - 583 с.
269. Философская энциклопедия. -М: ИНФРА, 1998. 575 с.
270. Фомина А.Б., Буйлова JI.H., Фомина Н.Н. Организационно-педагогические основы развития учреждения дополнительного образования детей. Уч. метод, пособие. М.: Педагогика, 1998. - 86 с.
271. Фомина Н.Н. История художественного образования в России. М.: Издательский дом РАО, 2003. - 412 с.
272. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников. / Ред. Г.Н. Филонов. М.: Педагогика, 1983. -256с.
273. Фохт-Бабушкин. Ю.У. Искусство в жизни людей. СПб.: Алтея, 2001. -305 с.
274. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. -М.: Наука, 1986.-237 с.
275. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: ООО «Попурри», 1998. - 608 с.
276. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - 238 с.
277. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ACT, 1998. - 566 с.
278. Фузейникова И.Н. Самосознание и самоопределение своего «Я» через театральный процесс // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. -М.: ИХО РАО, 2003. С. 180-184.
279. Исследования художественных интересов. М.: Педагогика, 1983. -159 с.
280. Халабузарь П.В. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства. // Искусство в школе. 1999. №5, №6.
281. Халабузарь П.В. Формы и методы пропаганды музыкального искусства: Конспект лекций для руководителей музыкальных школ и школ искусств. -М., 1981.-32 с.
282. Хан Х.И. Мистицизм звука. М.: Сфера, 1997. - 336 с.
283. Хангельдиева И.Г. Взаимодействие и синтез искусств. М.: Знание, 1982.-62 с.
284. Селиванова Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе. М.: Просвещение, 1982.-71 с.
285. Хлебников В. Неизданные произведения. В 2-х т.т. М.: Гослитиздат, 1940.-491 с.
286. Хейзинга Й. Функция поэтического формообразования // Самопознание европейской культуры XX века: Сб. ст. М.: Политическая литература, 1991. - С. 90.
287. Хрестоматия по истории педагогики. В 2-х ч. Часть 1. -М., 1949.-122 с.
288. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск: Министерство культуры РСФСР, АПН СССР, Новосиб. гос. консерватория, 1989.-С. 19-21.
289. Художественные модели мироздания. В 2-х т.т. Т.1. М.: НИИ PAX, 1997.-399 с.
290. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. / Отв. ред. Б.С. Мейлах. JL: Наука, 1983. - 279 с.
291. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Человек Природа - Искусство. - Л.: Наука, 1986. - 271 с.
292. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. -СПб.: Питер Пресс, 2000.-608 с.
293. Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. М.- СПб.: Университетская книга, 2001. - 621 с.
294. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
295. Шацкая В.Н., Фомичев А.П. Общие вопросы эстетического воспитания в школе.-М., 1995.-184 с.
296. Шацкий С.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.т. Т.1. / Под. Ред. Н.П. Кузина. М.: Педагогика, 1980. - 304 с.
297. Шевченко Г.П. Духовное развитие учащихся. / Советская педагогика. -М., 1989.№8,-С. 26-30.
298. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 с.
299. Шестаков В.П. Проблемы эстетического воспитания. М.: Высшая школа, 1962. - 120 с.
300. Шестаков В.Г. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. - 351 с.
301. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков: ЦК КСМУ, 1923.-64 с.
302. Шмит Ф.И. Зачем и почему рисуют дети. М.: ГИЗ, 1924. - 197 с.
303. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М.: МУЗГИЗ, 1956. -400 с.
304. Щедрина Г.К. Художественная культура и эстетика. СПб.: Ступени, 1999.- 184 с.
305. Щедрина Г.К. Пространственно-временные искусства в системе художественной культуры // Основы теории художественной культуры. -СПб.: Лань, 2001.-287 с.
306. Шиллер Ф. Полное собрание сочинений. В 7-ми т.т. T.l. -М.: Гослитиздат, 1955. 780 с.
307. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти т.т. Т.4. М.: Искусство, 1964.-791 с.
308. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1987.-415 с.
309. Эстетическое воспитание в школе./ Под ред. А.И. Бурова, и Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 303 с.
310. Эстетическое воспитание в школе искусств: Книга для учителя: Из опыта работы / Сост. П.В. Халабузарь. М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
311. Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. -М.: НИИОП, 1981. 159 с.
312. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990.
313. Юсов Б.П. Эстетическое развитие как интегральный фактор духовного развития личности // Комплексное полихудожественное развитие школьников. -М.: ИХО РАО, 1994. С. 8-28.
314. Юсов Б.П. Космос театра // Сборник программ интегрированных курсов. М.: Просвещение, 1995. - 223 с.
315. Юсов Б.П. Законы вселенной и законы культуры. Педагогика и интеграция. // Материалы международной конференции «Интеграция как методический феномен художественного образования в изменившейся России». М.: ИХО РАО, 2001.
316. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. №6. - С. 14-25.1. Авторефераты
317. Байрамова С.Б. Художественная культура как средство гуманизации молодежи: Автореф. дис. .канд. фил. наук: М., 1991. - С. 17.
318. Волынкин В.И. Формирование художественных потребностей старшеклассников в процессе занятий по искусству: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.
319. Ивасив Б.И. Воспитание эстетического вкуса учащихся начальных классов в процессе комплексного воздействия искусств: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1983.- 16 с.
320. Кайзер Гунтер. Принципы анализа сценического оформления. Автореф. дис. .канд. искусствоведения / Ин-т жив., скульпт. и арх-ры. -Л., 1977.-24 с.
321. Кравчунас Б.К. Изобразительное творчество ребенка как явление художественной культуры: специфика, проблемы развития: Автореф. дис. канд. искусствоведения / Гос. Эрмитаж. СПб., 1995. - 23 с.
322. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Рос. акад. образования, НИИ теорет. Педагогики и международ, исслед. В образовании. М., 1994. - 19 с.
323. Литвененко Л.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1977. —.15 с.
324. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореф. дис. . .д-ра пед. наук. МГПУ им В.И. Ленина. - 40 с.
325. Митяева З.А. Активизация изучения литературы в старших классах средней школы с помощью изобразительного искусства и музыки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1967. -23 с.
326. Нодель Ф.А. Комплексное использование искусства при изучении литературы в средней школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1973. -29с.
327. Остожьева Л.В. Эстетическое воспитание учащихся детских школ искусств в процессе изучения музыкальной литературы во взаимосвязи сизобразительным искусством: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ташкент, 1991.-21 с.
328. Пеня Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984.- 19 с.
329. Петров В.М. Методологические и методические проблемы комплексного исследования приобщения человека к искусству: Автореф. дис. д-ра философских наук. М., 1993. - 52 с.
330. Токина А.А. Тема музыки в голландской живописи XVII века: Автореф. дис. .канд. истор. наук. СПб., 1998. - 19 с.
331. Цыпина Н.А. Формирование эстетического восприятия произведений литературы и музыки в их взаимосвязи в процессе преподавания: Автореф. дис. канд. пед наук. М,, 1966. - 18 с.
332. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Киев, 1986. - 48 с.
333. Шишова О.А. Художественное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования (на материале школы искусств): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000. - 26 с.
334. Шувалова Е.Е. Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1995. 18 с.
335. Шервашидзе Г.А. Искусство и проблема формирования нового человека: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1989.
336. Шульга Р.П. Роль художественной культуры в формировании ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1985.- 16 с.
337. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис. .д-рапед. наук. -М, 1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.