Развитие творческой активности старшеклассников в профильном художественно-эстетическом образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Новикова, Наталья Алексеевна

  • Новикова, Наталья Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 190
Новикова, Наталья Алексеевна. Развитие творческой активности старшеклассников в профильном художественно-эстетическом образовании: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2010. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Новикова, Наталья Алексеевна

Введение.:

Глава 1. Теоретические основания развития творческой активности учащихся в профильном художественно-эстетическом образовании.

1.1.Развитие творческой активности учащихся как педагогическая проблема.

1.2.0собенности организации и специфика преподавания предметов образовательной области «Искусства» в условиях профильного образования.

1.3 .Психолого-педагогическое обоснование условий развития творческой активности учащихся старших классов.

Выводы.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации и реализации педагогических условий развития творческой активности старшеклассников.

2.1. Полихудожественная интегрированная педагогическая'технология «Мастерская творческой деятельности» как условие для развития творческой активности старших школьников.

2.2. Формы и методы организации интегрированного полихудожественного образовательного процесса на занятиях в художественно-эстетических профильных классах.

2.3. Педагогические результаты развития творческой активности старшеклассников в условиях интегрированной полихудожественной технологии «Мастерская творческой деятельности».

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности старшеклассников в профильном художественно-эстетическом образовании»

В Проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2009 г.) подчеркивается, что для модернизации современного общества необходимо развитие таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения любой проблемы. Одним из направлений модернизации российского образования является профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, которое нацелено на решение задач индивидуализации образовательного процесса и активной социализации старшеклассников. Поставленные задачи определяются необходимостью дальнейшего самообразования личности и творческим подходом к профессии.

В учебном плане профильной школы достойное место получают предметы образовательной . области «Искусство», представленные в художественно-эстетическом профиле, такие как мировая художественная культура и специализированные элективные курсы, нацеленные на развитие творческой активности учащихся, целостного восприятия действительности и явлений культуры, а так же курсы, направленные на овладение начальной ступени профессиональной грамоты.

Принципиальной особенностью обучения в классах художественно-эстетического профиля является опора на взаимодействие чувств и интеллекта, на формирование образного мышления, и как следствие, на раскрытие творческого потенциала учащихся. Л.С.Выготский, Р.Архемер, К.Роджерс и др. утверждали, что «.творческие потенции присущи всей человеческой популяции на земле». Исходя из данного высказывания, можно сделать вывод о том, что развитие творчески активной личности способствует последующему развитию общества в целом.

Между тем педагогический опыт показывает, что на практике преподавание специальных предметов в классах художественно-эстетического профиля зачастую акцентируются на приобретение учениками профессиональных навыков в выбранной области искусств в ущерб развитию творческой активности и формированию ценностных ориентиров учащихся, необходимых им в будущей профессии. В результате ученики не способны точно определить глубину содержания своего творчества и раскрыть её в художественном продукте, что часто приводит к безвкусице и непрофессионализму. Данное противоречие позволило определить проблему исследования — каковы педагогические пути развитие творческой активности учащихся старших классов в профильном художественно-эстетическом образовании.

Гармонизация образовательного процесса в классах художественно-эстетического профиля, возможна при развитии творческой активности ученика, направленной на раскрытие его «творческих потенций» в продуктивной художественной деятельности. Достижению поставленных задач в современном образовании способствуют инновационные педагогические технологии, ориентированные на развитие уникальных способностей каждой личности и формирование её творческого потенциала.

Наше исследование направлено на построение педагогической технологии, основанной на педагогике искусства и психологии творчества, с применением интегрированного полихудожественного подхода, в который входит организация продуктивной художественной деятельности учащихся с целью развития творческой активности старшеклассников в условиях художественно-эстетического профильного образования.

Педагогические проблемы творческого и художественного развития, воспитания и образования подростков и молодежи в разные периоды истории становления российской школы изучали выдающиеся представители «педагогики искусства», такие как А.В.Бакушинский, П.П.Блонский,

B.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий, В.СЛЦербаков, Г.В.Лабунская, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, В.В.Медушевский, Б.М.Неменский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, К.Д.Упшнский, Б.П.Юсов и др. Значительный вклад в эту проблему внесли деятели искусства, среди которых Р.А.Быков,

C.А.Герасимов, С.А.Есенин, С.В.Образцов, Н.И.Сац, В.А.Фаворский и др.

Эстетические аспекты проблемы творческой деятельности представлены в работах ученых Б.И. Арбатова, H.A. Бердяева, М.М.Бахтина, А.И.Бурова, Г.Д.Гачева, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, С.Х.Раппопорта, в исследованиях психологов В.С.Выготского, П.Я. Гальперина, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенкова, А.Н.Леонтьева, А.А.Мелик-Пашаева, Б.М.Теплова и др.

В настоящее время учеными разработаны, апробированы и проанализированы различные психолого-педагогические методы, активизирующие творческий потенциал учащихся в различных областях знания, в том числе педагогические приемы, развивающие личность школьников через искусство. Анализ научных исследований в данной области за последние десятилетия позволяет констатировать, что эта проблема вызывает большой интерес у ученых: разработаны направления деятельности, нацеленные на воспитание у подростков и молодежи творческой активности (Л.ПЛечко, Т.И.Сухова, Е.М.Торшилова,); изучены педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала будущих учителей искусства и школьников (Бодина Е.А., Малюков А.Н., Е.А.Шамрина, Л.В. Школяр); исследованы проблемы проявления творческой активности детей младшего школьного возраста (С.И.Чистякова); осмыслены вопросы творческой активности учащихся старшего возраста на уроках литературы (О.В.Стукалова); разработаны педагогические условия интегрированного освоения искусства в условиях полихудожественного воспитания (Савенкова Л.Г.); раскрыты педагогические особенности проблемы обобщения и переноса информации (Кабкова Е.П.); обоснованы проблемы организации занятий художественно-эстетического профиля в условиях проектной деятельности (М.Г.Горбенко, Т.В.Селиванова, М.Н.Фоминова); выявлены условия развития культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании (Е.Ф.Командышко) и вопросы профилизации старшей школы с позиции художественного образования (Л.Л.Алексеева).

Учеными рассмотрены, апробированы и проанализированы различные психолого-педагогические методы, активизирующие творческое развитие учащихся в различных областях знания, а также педагогические приемы, развивающие личность школьников через искусство. Между тем проблема развития творчески активной личности с применением методик, основанных на интеграции различных видов и художественной деятельности в условиях художественно-эстетического профиля, не исследовалась.

Актуальность поставленной проблемы определила формулировку темы исследования: «Развитие творческой активности старшеклассников в профильном художественно-эстетическом образовании».

Объект исследования: художественно-эстетическое образование в профильной школе.

Предмет исследования: развитие творческой активности школьников в процессе специальной подготовки в области различных видов искусства.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать пути активизации творческого потенциала старшеклассников в рамках профильного художественно-эстетического образования.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научно-теоретической и методической литературы выявить актуальные подходы к творческому развитию старшеклассников.

2. Раскрыть специфику интегрированного полихудожественного преподавания предметов образовательной области «Искусство» в условиях профильного обучения.

3. Выявить и педагогически обосновать адекватные методы и приемы развития творческой активности учащихся старших классов и проверить их в опытно-эксперименальной работе.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности учащихся старших классов художественно-эстетического профиля будет успешным если:

- будут внедрены в образовательный процесс интегрированные полихудожественные технологии; - учебный процесс будет выстроен системно и последовательно на основе тематических комплексов по искусству, способствующих продуктивной творческой деятельности учащихся;

- будут выделены закономерности и выявлены мотивирующие механизмы развития творческой активности старшеклассников, а основанные на них формы и методы обучения будут строиться по принципам целостности, образности, индивидуальности, художественности, что в свою очередь, будет способствовать созданию творческой образовательной среды.

Методологической основой исследования являются концепции и теоретико-методологические основы художественно-творческого развития детей и юношества А.В.Бакушинского, педагогика воспитания творческой деятельностью С.Т.Шацкого, концепция художественного образования Д.Б.Кабалевского и Б.М.Неменского, теория человекоцентрированного обучения К.Роджерса, теория интегрированного обучения и полихудожественного воспитания Б.П.Юсова, научные поиски в области теории психологии творческого процесса Г.Гельмгольца, С.Л. Рубинштейна, Я.А.Пономарева Л.С.Выготского, Б.М.Теплова и др., проблема развития креативности как способности к творчеству Дж. Гилфорда, Д.Б.Богоявленской, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, алгоритмичность педагогической деятельности как основа педагогической технологии Г.К.Селевко, теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования:

- метод теоретического анализа научных публикаций современных педагогов, психологов, философов в контексте данного исследования; историко-теоретический анализ развития идеи творчества в трудах зарубежных авторов;

- изучение и обобщение педагогического опыта; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта диссертанта в качестве преподавателя предметов художественно-эстетического цикла (19 лет);

- эксперимент и опытно-практическая проверка теоретических выводов и положений, разработанных технологий и методик;

- методы наблюдения, тестирования; социологические методы обработки экспериментальных данных (опрос, интервьюирование); статистический анализ итоговых данных.

Научная новизна исследования.

1. Уточнено понятие «творческая активность» в образовательной области «Искусство», применимое к старшеклассникам, которое определяется как особое состояние личности, выраженное в необходимости создавать новые художественные формы, наполненные внутренним содержанием, раскрывающимся в личностном отношении к искусству и понимании его роли в окружающей действительности и жизни каждого человека.

2. Научно раскрыты закономерности развития творческой активности, состоящие из следующих последовательных этапов: включение учащихся в процесс познания через художественный символ; активизация творческого потенциала каждого ученика на основе «мотивирующего конфликта»; эскизное решение новой художественной задачи; возвращение к первичному пониманию на новом уровне осмысления художественного образа и практическая материализация идеи в различных формах художественного творчества.

3. Определены критерии развития творческой активности старшеклассников: активное включение в продуктивную деятельность; ассоциативно-образное и целостное восприятие действительности и явлений культуры; вариативность и импровизационность создания художественного образа; оригинальность решения поставленной творческой задачи; овладение первичными основами профессиональной грамоты.

4. Впервые выявлены мотивирующие механизмы развития творческой активности старших подростков применительно к профильному художественно-эстетическому образованию: психическая и физиологическая зрелость; способность к продуктивному восприятию различных видов искусства; готовность к переосмыслению уже имеющегося опыта и знаний; профессиональная ориентированность.

Теоретическая значимость исследования:

- Теоретически обоснована структура комплексной организации занятий в художественно-эстетическом профиле старшей школы, включающая в себя три основные фазы творческого процесса: 1) организация «полихудожественного пространства» на основе интеграции различных видов искусства, нацеленная на выявление учениками противоречий, зафиксированных в первичном эскизе; 2) исследование путей и способов творческого решения данных противоречий, с помощью выразительных средств искусства; 3) реализация найденного решения в художественной выразительной форме, рефлексия, самоанализ и самооценка творческого опыта.

- Определены и раскрыты педагогические условия развития творческой активности старшеклассников в художественно-эстетическом профиле: организация занятий в виде тематических комплексов по искусству; внедрение проблемного и личностно-ориентированных подходов; создание форм и методов обучения, строящихся по принципам целостности, образности, вариативности, художественности, что способствует созданию творческой образовательной среды; ориентация на продуктивную творческую деятельность старших школьников.

- Научно проанализированы и обобщены педагогические технологии творческого развития: «Педагогические мастерские» (Французская группа нового воспитания ОРЕЫ), «Критическое мышление» (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), а также различные виды педагогических технологий, основанных на творческих подходах в образовании. Разработан, обоснован и апробирован алгоритм интегрированной полихудожественной технологии «Мастерская творческой деятельности».

Практическая значимость исследования:

- создана структура комплексной организации занятий по искусству, являющаяся основой для интегрированной полихудожественной технологии «Мастерская творческой деятельности»;

- раскрыт алгоритм построения творческого урока в условиях взаимодействия разных видов искусства, с целью активизации потенциальных возможностей учеников.

- разработаны элективные полихудожественные курсы, направленные на удовлетворение познавательных интересов старшеклассников, расширяющие их предметные знания, общий и художественный кругозор.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для проведения занятий в классах художественно-эстетического профиля, а также в системе высшего художественно-педагогического образования, в том числе на курсах повышения квалификации учителей художественно-эстетического профиля.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Творческая активность учащихся старших классов художественно-эстетического профиля проявляется в готовности к самореализации в продуктивной деятельности, выраженной в необходимости создания новых художественных форм, наполненных глубоким содержанием, выстроенных по законам искусства: художественности, целостности, образности, раскрытии личностного отношения к окружающему миру и искусству.

2. Структура комплексной организации занятий в художественно-эстетическом профиле базируется на психологии творчества и педагогике искусства. Целью данных занятий является: организация «полихудожественного пространства» на основе интеграции различных видов искусства, направленная на выявление учениками противоречия в решении предлагаемой задачи и фиксация его в эскизах; исследование путей и способов творческого разрешения найденных противоречий с помощью выразительных средств искусства; практическая материализация идеи в различных формах; рефлексия, самоанализ и самооценка творческого опыта.

3. Алгоритм построения творческого процесса состоит из последовательных этапов: включение учащихся в процесс познания через художественный символ; активизация творческого потенциала каждого школьника на основе «мотивирующего конфликта»; эскизное решение художественной задачи; возвращение к первичному пониманию на новом уровне осмысления художественного образа.

4. Творчески активному старшекласснику характерны такие качества, как ассоциативность и целостность восприятия, оригинальность мышления, вариативность и импровизационность создания художественного образа, а так же коммуникативные проявления, такие как, потребность в творческой самореализации, активное включение в продуктивную деятельность, способность к самостоятельной творческой деятельности, оценка и самооценка результата творчества.

База исследования. Исследовательская работа осуществлялась в процессе опытно-экспериментального внедрения в практику авторской программы «Мир. Искусство. Человек» в общеобразовательных учебных заведениях: ЦО «Дельта», ДХШ «Солнцево», ГОУ СОШ № 2002, ЦО № 1455 г. Москвы, а также в рамках педагогической практики студентов Российского государственного социального университета и проведения занятий на курсах повышения квалификации работников образования. Экспериментальным исследованием были охвачены 560 учащихся общеобразовательных школ, 150 студентов вузов, 312 педагогов.

Эксперимент, проводился в четыре этапа:

Поисковый этап (2000-2004 гг.) — построение межпредметных связей в рамках гуманитарного цикла уроков в 5-9 классах средней общеобразовательной школы (история, литература, мировая художественная культура и изобразительное искусство) на базе Центра образования «Дельта» г. Москвы.

Констатирующий этап (2004-2006 гг.) — изучение специфики дополнительного образования с позиции профилизации старшего звена общеобразовательной школы. Апробация педагогических приемов активизации творческого потенциала учащихся проводилась в условиях специализированного образовательного учреждения Детской художественной школы «Солнцево» г. Москвы и Ц О «Дельта» г. Москвы.

Формирующим этапом (2004-2006 гг.) явилась разработка и экспериментальная проверка полихудожественной интегрированной технологии «Мастерская творческой деятельности» на базе средней общеобразовательной школы № 2002 г. Москвы. В этот период были проведены теоретическое обоснование, апробация и корреляция элективного курса «Мир глазами художника» для профильных художественных классов.

Контрольный этап (2009-2010 гг.) - определение результатов экспериментальной работы, их анализ и коррекция. Работа проводилась на базе учебных учреждений г. Москвы: Ц О № 1455, ГОУ СОШ №875 г. Москвы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Новикова, Наталья Алексеевна

Выводы по второй главе. Опытно-экспериментальная работа по апробации и реализации педагогических условий развития творческой активности старшеклассников.

Педагогические условия развития творческой активности старшеклассников в художественно-эстетическом профиле предполагают: организацию занятий в виде тематических комплексов по искусству; внедрение проблемного и личностно-ориентированных подходов; создание продуктивных форм и методов обучения, строящихся по принципам: целостности, образности, вариативности, художественности, что способствует созданию творческой образовательной среды; ориентацию старшеклассников на продуктивную творческую деятельность.

Творческая активность учащихся старших классов художественно-эстетического профиля проявляется в готовности к самореализации в продуктивной деятельности, выраженной в необходимости создания новых художественных форм, наполненных глубоким содержанием, выстроенных по законам искусства: художественности, целостности, образности, раскрытии личностного отношения к окружающему миру и искусству.

Развитие творческой активности старшеклассников определяется: активностью включения в продуктивную деятельность; ассоциативно-образным и целостным восприятием действительности; способностью к вариативности и импровизационное™ создания художественного образа; оригинальностью решения поставленной творческой задачи; овладением основами профессиональной грамоты.

- Творческое занятие основывается на алгоритме последовательных этапов: включение учащихся в процесс познания через художественный символ; активизация творческого потенциала каждого ученика на основе «мотивирующего конфликта»; эскизное решение художественной задачи; возвращение к первичному пониманию на новом уровне осмысления художественного образа; последующая материализация идеи в различных формах искусства.

Заключение

На основе анализа научно-теоретической и методической литературы выявлена актуальность проблемы развития творческой активности учащихся в художественно-эстетическом профильном образовании. Это подтверждается тем, что преподавание специальных предметов в классах данного профиля зачастую акцентируется на приобретение учениками профессиональных навыков в ущерб развитию творческой активности и формированию ценностных ориентиров учащихся, что в дальнейшем приводит к безвкусице и непрофессионализму.

Раскрыта специфика преподавания в художественно-эстетических профильных классах старшей школы, которая позволяет формировать творчески активную личность, способную создавать содержательные художественные образы и находить выразительные средства в изобразительной технике исполнения. Впервые выявлены мотивирующие механизмы развития творческой активности старших подростков применительно к профильному художественно-эстетическому образованию: психическая и физиологическая зрелость; способность к продуктивному восприятию различных видов искусства; готовность к переосмыслению уже имеющегося опыта и знаний; профессиональная ориентированность.

Разработана интегрированная полихудожественная технология «Мастерская творческой деятельности» и определены формы, методы и приемы активизации творческого потенциала учащихся в профильном художественно-эстетическом образовании. Раскрыты закономерности развития творческой активности, состоящие из последовательных этапов: включение учащихся в процесс познания через художественный символ; активизация творческого потенциала каждого ученика на основе «мотивирующего конфликта»; эскизное решение новой художественной задачи; возвращение к первичному пониманию на новом уровне осмысления художественного образа и практическая материализация идеи в различных формах художественного творчества.

Разработана структура комплексной организации занятий в художественно-эстетическом профиле, базирующаяся на психологии творчества и педагогике искусства. Целью данных занятий является: организация «полихудожественного пространства» на основе интеграции различных видов искусства, направленная на выявление учениками противоречия в решении предлагаемой задачи и фиксация его в эскизах; исследование путей и способов творческого разрешения найденных противоречий с помощью выразительных средств искусства; практическая материализация идеи в различных формах; рефлексия, самоанализ и самооценка творческого опыта.

Выявлены особенности методики преподавания художественного цикла в старшей профильной школе, базирующейся на двуедином процессе обучения. На базе изученных материалов по психологии и педагогике сформированы методы «ассоциативного перевода», основой которых являются педагогические приемы, направленные на пробуждение ассоциативного восприятия ученика с целью активизации образного мышления. Определены методы и способы активизации творческого потенциала учащихся в профильном художественно-эстетическом направлении старшей школы.

Определены и педагогически обоснованы критерии развития творческой активности старшеклассников такие, как ассоциативность и целостность восприятия, оригинальность мышления, вариативность и импровизационность создания художественного образа, а так же коммуникативные проявления, такие как, потребность в творческой самореализации, п активное включение в продуктивную деятельность, способность к самостоятельной творческой деятельности, оценка и самооценка результата творчества.

Исследование показало, что творческая активность ученика зависит от эмоционального, психологического, физиологического состояния, поэтому проявление творческой активности учащихся на уроке может быть непредсказуемым. Но, как показал эксперимент, систематические творческие уроки позволяют постепенно накапливать опыт и в дальнейшем формируют творчески активную личность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Новикова, Наталья Алексеевна, 2010 год

1. Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. 557с.

2. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности и средневековья Из истории культуры средних веков и возрождения. М., 1976. с. 27

3. Адаскина А.А.Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности Вопросы психологии. 1999. № 6. 156 с.

4. Айзерман JI.C. Дар души и дар глагола. М.: Педагогика, 1990. 160с.

5. Актуальные проблемы художественного образования /по материалам диссертационных исследований/. Выпуск П. Под ред. Л.Г.Савенковой. М., 2006. 216 с.

6. Алексеев В.В. Что такое искусство. М.,: Советский художник, 1991.231 с.

7. Алексеева Л. Ф. Активность в жизнедеятельности человека. Томск, 2000. 115 с.

8. Алексеева Л.Л. К проблеме профильного образования в современной российской школе Актуальные проблемы художественного образования. М.: Асенкур, 2006. 214 с.

9. Алексеева Л.Л. Теория и практика художественно-эстетического образования в профильной школе Монография. М.: Спутник+, 2008. 286 с.

10. Амонашвили Ш.А. Педагогическая система. 4.1, Екатеринбург, 1992-1993. 204с.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: В 2 томах, т.1 М.; Педагогика, 1980. 178 с.

12. Аникеев Н.М. Гармония как понятие социального мышления. — Ростов-на-Дону, 1986. 254с.

13. Анри Матисс. Статьи об искусстве. Переписка. М.: Искусство, 1993. 461 с.

14. Антология мировой философии: В 2 томах, т.1. М., 2005. 205 с.

15. Артемьев А. Казанские гимназии в ХУШ столетии. СПб., 1874. 158с.

16. Археймер Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 391 с.

17. Археймер Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.

18. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 237 с.

19. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2003. 389 с.

20. Бабанский Ю.К. Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса, 2-е изд. Киев: Веща школа, 1982. 198 с.

21. Багалей Д.И. Опыт истории Харьковского университета. Т. П, Харьков, 1904. 86 с.

22. Бакушинский А. В. Музейно-эстетические экскурсии. М.: Госиздат, 1919. 20 с.

23. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М: Союз художников, 11981.352 с.

24. Бакушинский А.В. Об освоении пространства. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. 240 с.

25. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. 45 с.

26. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе . Эпос 1 роман. СПб.: Азбука, 2000. 304 с.

27. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и возрождения. М.: Художественная литература, 1965. 98 с.

28. Бачалдин И. Ученик-читатель Русская школа № 3., 1912. 131 с.

29. Безбородова Л. А. Межпредметные связи в формировании музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1982. 142 с.

30. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. M.: 1 Просвещение, 1976. 222 с.

31. Белова H.A. Урок-мастерская: приглашение к поиску частная школа.1997.№1. 125 с.

32. Белый А. О смысле познания. Минск: Полифакт, 1991. 63 с. 25. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.487 с.

33. Бердяев H.A. Смысл творчества. М.: ЭКСМО-пресс; Харьков: 4 Фолио, 2001.796 с.

34. Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: Мысль, 1916. 200 с.

35. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. 445 с.

36. Березина Т.Н. Чувствование как экзистенциальная функция интеграции себя и другого Мир психологии, 2001, № 3

37. Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества. Монография. М., 2007. 257 с.

38. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988. 67 с.

39. Беспредметное творчество и супрематизм А.Родченко: беспредметная живопись: Советское искусство за 15 лнт. М. JI.: ОГИЗ, 1933.

40. Бехтерев Н.Б. Специфика искусства. М.: Искусство, 1984. 90 с.

41. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат. 1975. 399с.

42. Блонсский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 томах./Под ред. А.В.Петровского. М.: педагогика, 1979. т. 1. — 334 е., т.2-399 с. 1

43. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. М., 1981. 25 с.

44. Бодина Е.А. Содержание и механизмы нравственного культуроосвоение Формирование творческого мышления ипрофессиональных компетенций обучения в условиях многоуровневой системы художественного образования России. Самара.: Офорт, 2007. 338 с.

45. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества Вопросы психологии. М.,1999. 34 с.

46. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 128 с.

47. Боно Э. Латеральное мышление Э. де. Боно Пер. с англ.П.А.Самсонов. — Мн.: Попурри, 2005. 384 с.

48. Бос Э. Как развивать креативность. — Ростов н /Д., 2008. 189 с.

49. Боякова Е.В. Результаты диагностики развития эстетического мировосприятия у детей старшего дошкольного возраста Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп. М., 2007. 152 с.

50. Букатов В.М. Театральные технологии в ретроспективе векового развития теории практики отечественной педагогики. История художественного образования в России. М.; Издательский дом РАО, 2003. 412 с.

51. Брунер Дж. Психология познания. М.: Педагогика, 1971. -392 с.

52. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства Проблемы и споры. М., 1980. 290 с.

53. Буров А.И. Эстетическая функция искусства. М.: Искусство, 195626 с.

54. Бурлина Е.Я. Город. Страна. Планета. Модели гуманизма в художественной культуре. Самара: Самарский дом печати, 1995.148 с.

55. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989. 94 с.

56. Бычков В.В. Эстетика. Изд. «Проект». М., 2003. 380 с.

57. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1963. 111 с.

58. Васильева Е.К. Пернатьев Ю.С. «100 знаменитых мудрецов» Харьков: Фолио, 2003.

59. Вачьянц A.M. Основы искусствознания. 5 кл. М. Издательский центр.1996 г.

60. Вернадский В.И. философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.

61. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественом развитии школьников: Сборник научных трудов, под ред. Б.П.Юсова -Луганск: Просвещение, 1990. 200 с.

62. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе Сб. по учебно-методическим вопросам. — JI., 1988.

63. Взаимодействие искусств: Советское изобразительное искусство в контексте художественной культуры Сб. статей ВНПИ искусствознание. — М., 1989. 33 с.

64. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека М., 1990. 12 с.

65. Виппер Б.Р. введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. 31 с.

66. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 263 с.

67. Волохова Е. Шестое чувство. Художественная педагогика. Кострома: ДИАРТ, 1999. 87 с.

68. Выготский JI. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. — М., 1999. 11 с.

69. Выготский JI. С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998.480 с.

70. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк 3 изд. М., 1991. 69 с.

71. Галеев Б.М. содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание,1982.11 с.

72. Галкиной Т. и Лоарера Э. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Галкиной Т. М., 1997. 39 с.

73. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения в поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии. М., 1966,358 с.

74. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления. Деятельность и психологические процессы Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. М.: 1977,155 с.

75. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм, эпос, лирика, театр. М.: Просвещение, 1968. 303 с.

76. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. Писат., 1988. 209с.

77. Гете И.В. Об искусстве и литературе Собр. Соч. М.,1980, т.10.511с.

78. Глазичев В.Л. Включение художественной деятельности в системе проектирования Искусство и научно-технический прогресс. М.,1936. 98 с.

79. Гумилев Н.С. Этносфера истории людей и истории природы. М.: Экопрос, 1993. 544 с.66 .Гузеев В.В. Журнал. «Педагогические технологии» №2. М., 2007.144 с.

80. Гусев Д.А. Краткая история философии. М.,2003. 222 с.

81. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544с.

82. Даниэль С.М. Искусство видеть: Отворческих способностях восприятия, о языке линий и красоты в восприятии зрителя. Л., 1990. 221 с.

83. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб., 2006.

84. Демин В.П. Работа студента-режиссера над собой в процессе обучения. Хабаровск, 1970, 148 с.

85. Дудель С.Н. Соотношение плана и импровизации Слово лектора, 1979, №4.

86. Дьюи Дж. Школа и общество. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971. 562 с.

87. Ермолаева — Томина.Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2003.302 с.

88. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. — Изд. 2-е перераб. И доп. М.,1998.

89. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. 178с.

90. Зинченко В.П. Живое знание. Изд. 2-е.Самара, 1998. 246 с.

91. Зинченко В.П.Современный психологический словарь. С.- П; Прайм — Еврознак, 2006.475 с.

92. Зись А.Я. Современный синтез искусств Виды культуры в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1948. 66 с.

93. Золотников A.C. Личность в структуре педагогического общения. — Ростов н\Ц, 1979.156 с.

94. Ильенков Э.В. Философия культуры. М.: Издат. Полит, литературы, 1991.464 с.

95. Ильин В.Н. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986. 178 с.

96. Ильин В.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. М.: просвещение, 1988.224 с.

97. Иоханнес Иттен. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. М., Издательство Д.Аронов 2004. 53 с.

98. Интегрированные педагогические технологии. Взаимодействие искусств в образовательном пространстве школы. Под редакцией Е.А. Ермолинской. М., 2006. 32 с.

99. Интеграция знаний как способоптимизации начального общего образования. — Челябинск, 1996. 421 с.

100. Кабалевский Д.М. Воспоминание ума и сердца. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. 120 с.

101. Каган Л.Н. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л., 1989. 324 с.

102. Каган Л.Н. Системный подход к комплексному изучению искусства //Методологические проблемы современного искусства. Вып. 3, Л., 1980. 123 с.

103. Каменская Е. «Основы психологии» Ростов-на-Дону. Феникс, 2005.43 с.

104. Кандинский В.В. Перевод Козиной Е. Точка и линяя на плоскости. С-П; 2004. 236 с.

105. Кандинский В.В. О духовно в искусстве. М.: Творчество, 1982.78 с.

106. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3.

107. Карл Роджерс, Джером Фрейберг. Свобода учиться. М., «Смысл» 2002. 104 с.

108. Кабкова Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе Монография. М., 2005. 252 с.

109. Кедров Б.М. О синтезе наук Вопросы философии, №3, 1973. 81 с.

110. Киященко Н.И. Программы. Мировая художественная культура. М. «Просвещение» 1995. 99 с.

111. Киященко Н.И., Рапацкая Л. А. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М. «Дрофа», 2000. 78 с.

112. Командышко Е.Ф. инновационный процесс развития творческого воображения учащейся молодежи в условиях общения с искусством. Актуальные проблемы художественного образования. М. «Асенкур», 2006. 214 с.

113. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 1т. М., 1982. 679 с.

114. Копылова A.B. Планирование уроков по мировой художественной культуре. М. МСК Издательство «Аз» 1999.42 с.

115. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. С-П., 2003.321 с.

116. Копытин А.И. Арт-терапия в эпоху постмодерна. Санкт-Петербург. «Речь», 2002. 31 с.

117. Кошмина И.В. Программа и методические материалы 6-9 классы. М., Владос. 2001г.

118. Кузин B.C. Психология живописи. Издание 4-е. М.: Оникс, 2005. 303 с.

119. Латышина Д. И. История педагогики и образования. М.: Гардарики, 2007. 510 с.

120. Лабунская Г.В. В помощь маленьким художникам. М. — Л.: Искусство, 1938. 75 с.

121. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994, 384с.

122. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий. «Речь». Санкт — Петербург, 2007. 254 с.

123. Лем. П. CREATTVE или как создать себя и изменить окружающих / П. Лем. М., 2006. 243 с.

124. Ш.Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции А. Н. Леонтьев. М., 1971.

125. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

126. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования В. Г. Леонтьев. Новосибирск, 2002. 512 с.

127. Лернер И.Я. Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М., 1993. 230 с.

128. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 54 с.

129. Лихачев Б.Т.Педагогика курс лекций. М.: Юрайт, 1999. 500 с.

130. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль. Российский открытый университет, 1993. 850 с.

131. Маклаков А.Г. Особенности развития когнитивной сферы подростка Психология подростка. Под редакцией Реан A.A. М., 2004. 408 с.

132. Матюгин И. Рыбникова И. Методика развития памяти, образного мышления, воображения. Волгоград «Учитель» 2000. 176 с.

133. Маслоу А. Мотивация и личность А. Маслоу. СПб., 2005. 204 с.

134. Маца И. Творческий метод и художественное наследство. М.: изогиз, 1933. 33 с. й

135. Мейлах Б.С. процесс творчества и художественное воспитание. М.: Искусство, 1985. 316 с.124: Мелик-Пашаев .A.A. Новлянская.З.Н. Ступеньки, к творчеству. М., «Искусство в школе». 1995.143 с.

136. Мелик-Пашаев A.A. Новлянская.З.Н. Художественная одаренность её выявление и развитие. Изд. «Феникс+». Дубна, 2006. 108 с.126: .Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.,1981. 96 с.

137. Методика преподавания предметов художественно-эстетического цикла на профильном и предпрофильном уровнях. Под ред. Е.С. Медковой. М., 2008. 110 с.

138. Мирская Л.А. Философы XX века. Карл Рустов Юнг. М., 2006.109 с.

139. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. М.: Искусство, 1985. 316 с.

140. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. Под ред. Ю.Н.Кулюткина. М.: Педагогика, 1981.120 с.

141. Морозов А.Б. Диагностика креативности. Монография. М., 2001.143 с.

142. Морозов A.B. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М., Академический Проект, 2004. 559 с.

143. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка // Центр Монтессори. М., 1993.242 с.

144. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. 160 с.

145. Мурина Е. Проблемы синтеза протранственных искусств. М.: Искусство, 1982.133 с.

146. Рыжов В.Н. «Дидактика». М. 2004. 154 с.

147. Научные школы в педагогике искусства. / Под ред. Л.Г.Савенковой. РАО. М., 2008. 166 с.

148. Неменский. Б.М. Образовательная область «Искусство». М., 1997.201 с.

149. Неменский. Б.М. Познание искусством. М., 2000. 186 с.

150. Немирович-Данченко В.И. Избранные письма в 2-х томах (18791943), М.: Искусство, 1978, т.1 608 с, т.2 - 742 с.

151. Неменский. Б.М. Педагогика искусства. «Просвещение». М., 2007.253 с.

152. Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // советская педагогика., 1982. №4. 90-92 с.

153. Никандров Н.Д Российская национальная идея — основа воспитания // Известия РАО, 1999, №2, 13-23 с.

154. Никитина А.Б. Образовательные программы. Игровые уроки. М.: ВЦХТ, 2001. 341 с.

155. Ноосфера и художественное творчество М.: Наука, 1991.231 с.

156. Ожогов С.И. Словарь русского языка. М., 2007. 1327 с.

157. Орлова. O.B. Педагогические мастерские. История отечества XX век. С. П., 2003. 190 с.

158. Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. 4.1,2,3./ Под ред. Е.Ф.Командышко. М.: ИХО РАО, 2007. 666 с.

159. Перминова JI.M. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии. Санкт-Петербург, 2004. 387 с.

160. Печко Л.П. Особенности творческого воображения как эстетико-педагогического феномена. //Эстетический опыт как источник воображения в художественном образовании. //Сб. научных трудов. М., 2006. 134 с.

161. Печко Л.П., Торшилова Е.М. Воспитание у подростков и молодежи творческой активности. М., 1986. 50 с.

162. Платон. Собр. соч. в 3-х томах. М., 1968-1971. 1-т 345 с. 2-т 376 с. 3-т231 с.

163. Плеханов Г.В. Письма. — соч. т.14. М ., 1925. 324 с.

164. Подласый И.П. Педагогика. М., «Владос-пресс» 2003. 248 с.

165. Пономарев Я.А. Психология творения. (Психология творчества. Перспективы развития) / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 2006. 303 с.

166. Пономарев Я. А. Фазы творчества и структурные уровни ее организации. М.; Воронеж, 1999. 363 с.

167. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М., 1987. 1598 с.

168. Потемкина О.Ф. Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. Сан — Питер., 2006. 523 с.

169. Пушкин A.C. Об искусстве в 2 томах. М.: Икусство, 1990.1-т 378 с.

170. Рабинович Р., Фохт-Бабушкин Ю., Кулликова К. Театр и школьник. Театр и зритель // Под ред. Антоненко, С. Вульфева и др. М., 1973. 59-90 с.

171. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программы курса 5-9 классы. М. «Владос» 2001. 159 с.

172. Ражников В.Г. Новая профессия детский арт-психолог. М., 2006.166 с.

173. Ражников В.К. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении. — Дис. На сосиск. Уч. Ст. д. псих. Н. М., 1993.69 с.

174. Ражников В.К. О программе эмоционально-эстетического развития детей. «Маленький ЭМО» \\ Дошкольное воспитание, 1996. №9, 165 с.

175. Раппопорт А. Стиль и среда// Декоративное искусство, 1989. 95 с.

176. Реан A.A. Психология подростка // под редакцией А. А. Реана. — М., 2004. 480 с.

177. Рогов P.M. Воспитание потенциала учебного процесса: ресурсы образовательных стандартов по гуманитарным предметам. М., 2006. 118 с.

178. Роджерс К. Джером Фрейберг. Свобода учиться. М., 2002. 526 с.

179. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М., 2006. 160 с.

180. Рождественская Н.В. Креативность: пути развития и тренинги. М., 2006. 133 с.

181. Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике. М.: «Дидакт»,1991.116 с.

182. Рубинштейн М.М. Проблемы учителя. М. JL, 1927. 175 с.

183. Рувинского Л.И. Учителю о педагогической технике. М., «Педагогика» 1987. 154 с.

184. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. Т.1. М., 1981. 241 с.

185. Рыжов В.Н. Дидактика. М., 2004. 318 с.

186. Саблин B.C. Психология человека. М., 2005. 740 с.

187. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. «Ось-89». М., 2006. 480 с.

188. Савенкова Л.Г. Пространство и среда — как средство полихудожественного развития детей \\ Когда все искусства вместе. Мурманск, 1995,250 с.

189. Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование и здоровьесберегающие технологии в художественном воспитании. М., 2007. 129 с.

190. Савенкова Л.Г. Научные школы в педагогике искусства. М., 2008. 166 с. . .

191. Савенкова Л.Г. Особенности интегрированного обучения.// Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений. Сб. науч. Статей./Ред. — сост. Е.П.Кабкова М.: ИХО РАО; 2005. 351 с.

192. Савенкова Л.Г. Проблемы дидактики образовательной области « Искусство». М., 2006. 235 с.

193. Савенкова Л.Г. Интегрированный полихудожественый подход к прцессу освоения изобразительного искусства в школе. Сб. . науч. Трудов \\ Симпозиум «Художественное образование: состояние и перспектива (20-21 октября, 1998г.) М., 1998. 250 с.

194. Савенкова Л.Г. Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений.// В сб. Особенности интегрированного образования. М., 2005. 352 с.

195. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. М., «Владос-пресс», 2003. 254 с.

196. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 2004. 509 с.

197. Смирнов П.В. Ершов П.М. Вяземский Ю.П. происхождение духовности. М.,Наука, 1987. 352 с.

198. Сборник научных статей. Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества// Под общей ред., Л.Г.Савенковой. М.: ИХО РАО, Арзамас: Ai НИ им. А.П.Гайдара, 2009. 381с.

199. Сборник научных трудов. Эстетический опыт личности как условия освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. / Под редакцией Л.П.Печко. М., 2003. 204 с.

200. Сборник научных статей. Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных группУ Под общей ред., Е.МТоршиловой. М., 2007.152 с.

201. Сборник научных статей. Художественное образование в парадигме современной культуры. // Под общей ред., Е.М.Торшиловой М., 2006. 206 с.

202. Селевко. Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М; 2006. Т. 1.816 с.

203. Современные образовательные технологии в практике учителя мировой художественной культуры. МИОО. М., 2003. 255 с.

204. Солодовников Ю.А. Предтеченская Л.М. Сборник программ и методических материалов 6-11 классы. М. «Владос» 2001.112 с.

205. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки М.: Просвещение, 1976. 160 с.

206. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа Пресс, 1995. 385 с.

207. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1980.431 с.

208. Стеранова Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987. 39 с.

209. Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Л: Искусство, 1971. 414 с.

210. Сухова Т.И. Литературно-творческое развитие. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990, 150 с.

211. Сухомлинский В.А. Сто Советов учителю Киев. Разянская школа, 1984. 254 с.

212. Творческое наследие В.Э.Мейерхольда: Сб. М.: ВТО, 1978. 488 с.

213. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПИ РСАХ, 1947. 337 с.

214. Терентий М.А. Интеграция концепция прикладной системы школьных социально-гуманитарных предметов // Интеграция как методологический феномен художественной педагогики развивающейся России., СБ.н.т., 2001. 350 с.

215. Толстой JI.H. Педаогические сочинения. М.,1989. 336 с.

216. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе М.: сов. Писатель, 1958 — т.2. 574 с.

217. Торшилова Е.М. Эстетическая компетентность: содержание и смыслы. «Феникс». Дубна, 2008. 101 с.

218. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему: программа и методика эстетического развития школьников. М., 1998. 220 с.

219. Усов Ю.Н. Концепция Художественного образования на материале кино, телевидения, видео, медиа, компьютерного экрана // Симпозиум художественного образования. 20-21 октября 1998г. М., 1999. 196-201 с.

220. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945. 133 с.

221. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Искусство, 1986.212 с.

222. Флоренская Т.А. Катарсис как осознание. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под ред. A.C. Прангишвили и др. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 569 с.

223. Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях//Декоративно-прикладное искусство, 1980, № 7, 24-29 с.

224. Флоренский П.А. СОБР. Соч. в 4-х томах, т.2, 1996. 340 с.

225. Фомина. H.H. История художественного образования в России. М., 2003. 412 с.

226. Фоминова М.А., Кошмина И.В. Модели профильного обучения в образовательной области «Искусство». Сборник программ элективных курсов профильного художественного образования. М., 2009. 15с.

227. Фоминова М.А. Методические материалы по предметам: «Музыка», «Мировая художественная культура», «Театр». М., 2001. 271 с.

228. Форман И.П. Воображение в структуре познания. Монография. М., 1994. 189 с.

229. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982. 219 с.

230. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1993. 445 с.

231. Ханнафорд К. Мудрое движение. М., 1999. 273 с.

232. Ханнафорд. К. Мы учимся не только головай. М. «Вдохновение» 1998. 229 с.

233. Хогарт У. Анализ красоты, Л.: Искусство, 1987. 256 с.

234. Художественная культура и развитие личности /Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушкина. М.: Наука, 1987. 310 с.

235. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н.А., М.: Педагогика, 1972. 287 с.

236. Человек: деятельность, творчество, стиль мышления // Сб.н.т. Симферополь, 1987. 272 с.

237. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Автореф. Д.п.н., Ростов н/Д, 1995.36 с.

238. Шацкий С.Т. Опыт педагогической деятельности. «Педагогика» М., 1979.118 с.

239. Шацкий С.Т. Среда воспитатель и проблема детского сада. М., 1925.251 с.

240. Школяр Л.В., Школяр В.А. Научная школа Д.Б.Кабалевского.// Научные школы в педагогике искусства, под ред. Л.Г.Савенковой. М.,2008. 165 с.

241. Щукин Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1977. 203 с.

242. Щусев A.B. Архитектурная бионика / Под ред. Ю.С.Лебедев. М.: Стройиздат, 1990.273 с.

243. Эдвардсон Б. «Открой в себе Художника». Попурри, Минск, 2004.239 с.

244. Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа // Избранные произведения, М., 1964. 187 с.

245. Эльконин Д.Б. Психология игры, М., 1974. 304 с.

246. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск.1990. 291 с.

247. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурных факторов в формировании современного художественно мышления учителя образовательной области «Искусство». М., 2004. 252 с.

248. Юсов Б.П. Виды искусства и их взаимодействие / Юсов Б.П. Кабкова Е.П. Мун Л.Н., Радомская О.И., Стукалова О.В., Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Гриневич Н.Г. М.: ИХО РАО, 2001. 211 с.

249. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе// под общ. ред. Юсов Б.П. Мурманск, 1995. 120 с.

250. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (о периодах возрастной актуальности занятиями различными видами искусств). Теория эстетического воспитания. М., 1975. 415 с.

251. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. 48 с.

252. Anderson N.N. (ed) Creativity and its Cultivation. N.Y., 1959. 435 c.

253. Andrew Wright. Art and craftc with children. Oxford University Press 2001. 164 c.

254. Cultural Patterns and Technical Change. Unesco. P., 1953. 347 c.

255. The shool in American Culture. Harvar University Press. Cambridge, Mass, 1951. 257 c.

256. Tickle L. Learning Teaching, teaching, teaching . L., the Falmer press, 1987. 214 c.1. Интернет ресурсы.

257. Бузина E.B. Методы и приемы обучения по литературе // http://schools.omskreg.ru/schools/sl40.

258. Богданова О.Ю. Теоретические проблемы современной методической HayKn//http ://vv ww.slovesnik.ru/Tbooks/bogdl.phtml.

259. Пути профилизации старшей школы в образовательной области «Искусство» http: //www.websib.ru/noos/mhk/profilO 1 .php.

260. РАО. Концепция профильного обучения. М., 2002. http://academv.odoportal.ru/documents/akadem/seminar4/profil.htm.

261. Сайт Министерства образования РФ. http://www/ed.gov.ru/ob-edu/ noc/rub/standart/945/.

262. Фоминова М.А. Модель единства. http://art. 1 september.ru/articlef.php?ID=200700209.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.