Формирование мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дмитриева, Татьяна Михайловна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 272
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дмитриева, Татьяна Михайловна
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования мировоззрения подростка
1.1 1.2 1.3 Раскрытие сущности понятия мировоззрение. Мировоззрение как новообразование подросткового возраста. Использование ценностного потенциала изобразительного искусства в формировании мировоззрения подростков.
1.4 Подходы, используемые на уроках изобразительного искусства для формирования мировоззрения подростков: 1.4.1 Личностно-ориентированный подход. 1.4.2 Аксиологический подход.
1.4.3 Культурологический подход.
Глава II. 2.1 2.2 2.3 Формирование мировоззрения подростка в процессе обучения изобразительному искусству Модель формирования мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства.
Специфические особенности изобразительного искусства. Концепция программы изобразительного искусства для учащихся 5 - 8-х классов общеобразовательной школы.
2.4 2.5 Опытно - экспериментальное исследование путей формирования мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства-Результаты экспериментального исследования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Калмыкия2003 год, кандидат педагогических наук Артаева, Гиляна Владимировна
Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств2008 год, кандидат педагогических наук Зайцева, Лариса Николаевна
Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе2008 год, кандидат педагогических наук Ряхов, Дмитрий Геннадьевич
Передача замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов: На примере иллюстрирования сказок2002 год, кандидат педагогических наук Кулакова, Ольга Викторовна
Формирование художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности2007 год, кандидат педагогических наук Дарчиева, Алена Тимофеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства»
Актуальность исследования. Актуальность формирования мировоззрения учащейся молодежи определяется сегодня прежде всего масштабом изменений нашего общества на всех уровнях, требующих перестройки сознания. Формирование мировоззрения подростка является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики.
Успешное решение этой задачи имеет значение как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время особенно нуждается в инициативных людях с активной социальной позицией, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.
Большое значение в формировании мировоззрения подростков имеет изобразительное искусство. Многими исследователями признается тот факт, что оно является эффективным средством развития детей. Изобразительное 'искусство является одним из предметов учебного плана, который с точки зрения его воспитательных возможностей аккумулирует духовный, культурный и социальный опыт. Актуальные задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных школьников предполагают развитие у них чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
В современных условиях особенно важно обосновать механизм формирования мировоззрения у молодежи: свобода слова, гласность, политический и интеллектуальный плюрализм, популярность религии приобретают порой гипертрофированные формы. Чтобы общество было в состоянии противостоять указанным негативным явлениям, необходимо повышение престижа науки, научной интеллигенции, совершенствование системы образования.
В связи с этим для оптимизации процесса обучения, повышения интеллектуального потенциала школьников, освоения тех областей знаний, которые в недавнем прошлом не имели существенного значения для выпускников образовательных учреждений, возникает потребность в обновлении содержания и освоении новых технологий образования.
Одной из важных задач развития современного общества, как уже отмечалось, является формирование нового человека, главным жизненным ориентиром которого, должно быть подлинно научное мировоззрение.
Актуальность данной проблемы отмечена в документах Национальной доктрины образования, Законе «Об образовании» и определяется рядом факторов, наиболее существенным из которых можно назвать неуклонный рост удельного веса молодежи в обществе.
Актуальным представляется анализ закономерностей формирования мировоззрения учащихся общеобразовательных школ, формирования у них правильного понимания своего предназначения и своего места в жизни.
Анализируя данную проблему, ученые акцентируют внимание на интегрирующей роли диалектико-материалистической философии и ее центральном месте в формировании мировоззрения.
В работах, обращенных непосредственно к сущности и специфике научного мировоззрения, исследуется его состав, черты, функции, практически ориентирующие на значимость в социальной действительности (В.И.Загвязинский, Г.Е. Залесский, Н.П. Морозова, М.Н. Скаткин и др.)
Освещению проблемы формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ посвящены работы В.Н.Мезанского, B.C. Шубинского, А.П. Филоновской и др.; системный подход к формированию мировоззрения исследовался А.Н Афанасьевым, Г.А. Садовским и др. По различным аспектам этой проблемы защищен ряд диссертаций (И.В Суколеновым, A.B. Присяжным и др.).
Несмотря на достаточно серьезное освещение проблемы формирования мировоззрения и развития у подростков ценностных ориентаций средствами изобразительного искусства, не все возможности предмета используются в полной мере, например, региональный компонент. Отсюда вытекают следующие противоречия:
• между признанием значимости проблемы формирования мировоззрения подростка в современных социокультурных условиях и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне;
• готовностью подростков к формированию мировоззрения и недостаточным осознанием значимости этого процесса педагогами.
• имеющимися развивающими и воспитательными возможностями гуманитарного художественно-эстетического образования и недостаточным их использованием в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;
В связи с этим проблема, решение которой позволит устранить данные противоречия, может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие эффективному формированию мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства?
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы нашего исследования: «Формирование мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства».
Цель исследования - определить организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования - формирование мировоззрения подростка в процессе обучения изобразительному искусству.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия, при которых процесс формирования мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства будет эффективным.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе будет успешным, если:
-выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный потенциал художественно-эстетического образования;
-учтены специфические особенности изобразительного искусства на материале историко-культурного наследия древнего и современного г. Углича;
-разработано программно-методическое обеспечение процесса формирования мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства;
-обеспечена интеграция теории и практики в процессе обучения и воспитания по формированию мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства;
-использованы межпредметные связи (литература, музыка, история и др.) с учетом специфики и основных тенденций педагогического взаимодействия в процессе формирования мировоззрения подростка.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Определить ценностный потенциал предмета «Изобразительное искусство» в формировании мировоззрения подростка.
2. Рассмотреть процесс формирования мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства на основе личностно-ориентированного, аксиологического и культурологического подходов. .
3. Определить критерии сформированное™ мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства.
4. Выявить эффективные организационно-педагогические условия учебно-воспитательного процесса, способствующие формированию мировоззрения подростков.
Теоретической базой исследования является анализ научной литературы, где большое внимание особенностям мировоззрения как феномена духовной жизни человека уделяют такие ученые, как А.П. Алексеев, П.Е. Астафьев, В.И. Вернадский, JI.C. Выготский, Д. Гудинг, Дж. Леннокс, Г.Е. Залесский, B.C. Кузин, И.Б Котов, Б.Т. Лихачев, Б.Ф. Ломов, В.П. Морозова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, C.B. Франк, 3. Фрейд, E.H. Шиянов и др.
Основной вклад в разработку нашей проблемы в области возрастной и педагогической психологии внесли ученые: Г.С. Абрамов, К.А. Абульханова - Славская, А.Д. Алферов, Б.Г Ананьев, Л.И. Божович,
A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, B.B. Давыдов, Г.Е. Залесский, Е.И. Игнатьев, И.С. Кон, B.C. Кузин, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, В.А. Мазилов, А. Маслоу, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др., - которые рассматривают развитие познавательной активности, интеллектуальные и творческие способности подростка; внутренние изменения различных позиций подростков, проявляющих повышенный интерес к собственным переживаниям и самостоятельности; вопросы нравственности и духовности.
В плане нашего исследования особый интерес представляют труды известных ученых, педагогов, психологов, деятелей государства, практиков-новаторов, русских художников и педагогов XIX - начала XX века Д. Беда, Д.Н. Кардовского, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, А.П. Сапожникова, К.Д. Ушинского, П.П. Чистякова, К. Юнона и др. Вопросы организации и постановки эстетического воспитания учащихся нашли отражение в работах известных ученых И.Н. Бахтина, Н.Я. Брюсова, П.П. Блонского, 10. Бонди, A.C. Макаренко, H.H. Саца, Г.Л. Рошаля, С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой, Н.С. Шера и мн. др.
Значительное влияние на разработку проблем художественного и эстетического воспитания . дошкольников и школьников оказали исследования И.Л. Люблинского, В.А. Сухомлинского, В.И. Шацкой и др.
Принципиальное значение для решения проблемы формирования мировоззрения учащихся имеют труды педагогов, философов и психологов П.В. Алексеева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Вернадского, М.А. Верба, Н.И. Волкова, Д. Гудинга, Ю.Б. Гиппенрейтор, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Е.И. Игнатьева, К.Н. Корнилова, B.C. Кузина,
В.Е. Кириенко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, A.A. Люблинской, М.В. Ломоносова, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейна, В.К. Скатерщикова, Б.М. Теплова, К.Д. Ушинского, Д.Н. Узнадзе, П. Фресса, У. Фохта, Е.В. Шорохова, Д.Б. Эльконина, Л.Г. Юлдашева, П.М. Якобсона, В.Г. Яковлева, М.Г. Ярошевского и др.
В своей работе мы также опирались на научные исследования в области методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства А.Д. Алехина, H.H. Анисимова, С.Ф. Абдулаева, Ю.К. Бабанского, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова, С.С. Булатова, И.Н. Волкова, Э.Ю. Кубышкиной, B.C. Кузина, Т.С. Комаровой, H.H. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Р.Х. Хасанова и др.
Попытки освещения, проблемы формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ уже были сделаны Б. Зиямухамедовым, В.Н. Мезанским, B.C. Шубинским, А.П. Шептулиным, С.А. Шапоринским, А.П. Филоновской, Ж.И. Яхшиликовым и другими; системный подход к формированию мировоззрения исследовался Афанасьевым, Блаубергом, Садовским, Юдиным. По различным аспектам этой проблемы защищен ряд диссертаций P.A. Арцишевским, А. В.Бубновичем, К.Ш. Гогеадзе, A.B. Присяжным, И.В. Суколеновым и др.
Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых в области педагогики, психологии, философии, аксиологии, культурологии, художественного образования и роли изобразительного искусства в формировании мировоззрения подростка; труды известных специалистов о роли методики преподавания изобразительного искусства в развитии творческой активности овладения изобразительной грамотой и средствами художественной выразительности; работы по эстетике и искусствоведению.
Педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ и системы дополнительного образования рассматривались с позиций педагогических идей П.Ф. Каптерева, В.Ю. Кричевского, В.Ф. Кривошеева, B.C. Лазарева,
A.C. Макаренко, В.И. Рыбакова, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, Е.А. Ямбурга и др.
Настоящее исследование опирается на труды видных ученых в области личностно-ориентированного обучения: Г.С. Абрамовой, Е.В. Бондаревской, В.И. Данильчука, И.А. Колесниковой, B.C. Ледневым и др.; аксиологии и культурологии В.Г. Ананьева, А.И. Арнольдова, Q Л.И. Божович, H.A. Бердяева, А.Б. Есина, К.Ф. Завершинского
B.А. Караковского, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, А. Маслоу,
A. Уайтхеда, Э. Фромма, В. Окуня, И.М. Осмоловской и др., а также раскрывающих сущность категории мировоззрения и ее научности
B.C. Кузиным, А.П. Алексеевым, В.Н. Вернадским, А.Н. Леонтьевым, Э.И. Моносзон, В.А. Сухомлинским, А.Г. Спиркиным, М.Н. Скаткиным и многими другими.
Первостепенное значение для осмысления проблемы нашего исследования имеют труды учёных в области теории и методики преподавания изобразительного искусства, таких, как А.Д. Алёхин, H.H. Анисимов, Н.С. Боголюбов, В.В. Корешкова, Э.И. Кубышкина, B.C. Кузин, Д.Н. Кардовский, Б.Ф. Ломов, H.H. Ростовцев, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикалова и другие. Выдвинутые отечественной педагогикой принципы: единство обучения, воспитания и развития, комплексный подход к обучению и воспитанию - легли в основу системы работы над диссертационным исследованием.
В качестве необходимых источников для раскрытия образа древнего и современного Углича мы использовали архивные материалы Угличского Кремля и библиотечный фонд музея угличских учёных, педагогов-новаторов, художников-педагогов, писателей и общественных деятелей, искусствоведов: П.Д. Бучкина, А.Н. Горстки, C.B. Горстки, В.В. Денисова, В.И. Ерохина, Б.М. Кирикова, В.А. Калгановой и многих других, - для более глубокого понимания рассматриваемой нами проблемы формирования мировоззрения подростка, что значительно дополняет эксперимент.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение теории и анализ научных трудов по проблеме исследования; анализ реального педагогического процесса; моделирование учебного процесса; констатирующий и формирующий эксперимент; анкетирование, тестирование, собеседование; анализ процесса и продуктов художественно-творческой деятельности-подростков, направленных на формирование мировоззрения.
Опытно-экспериментальная база исследования. Теоретическую ; базу исследования составили публикации философов, педагогов и психологов по изучаемой проблеме. Практической базой исследования явились муниципальные общеобразовательные средние школы № 2, 3, 7 города Углича и Дивногорская, Ильинская, Ниноровская школы Угличского района Ярославской области.
Основные этапы исследования: На первом этапе (1993-1997) изучалась проблема формирования мировоззрения подростков, ее актуальность; определилась тема, проблема, гипотеза исследования, предмет, цели и задачи.
На втором этапе (1998-2001) выдвигалась гипотеза исследования, разработка структуры диссертации, проведение опытной работы и обобщение ее результатов.
На третьем этапе (2001-2004) осуществлялись обобщение и систематизация результатов исследования, их апробация и оформление кандидатской диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов проведённого исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы, в соответствии с задачами исследования, использованием современных достижений педагогики, психологии, искусствознания, философии, эстетики, культурологии, аксиологии и методики преподавания изобразительного искусства. Достоверность проведённого исследования гарантируется полнотой и качеством собранных в процессе экспериментальной работы материалов, их репрезентативностью, а также методами научного анализа результатов эксперимента.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в« следующем:
- выделены приоритетные направления в содержании, формах и методах урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающие моделирование и коммуникативно-ориентированное обучение изобразительному искусству и оптимизацию формирования мировоззрения подростков;
- разработана и апробирована концептуальная модель дифференцированного формирования мировоззрения подростков в процессе обучения изобразительному искусству;
- исследованы эффективные возможности аксиологического, культурологического и личностно-ориентированного подходов в процессе формирования мировоззрения подростков;
- выявлены место и роль историко-культурного наследия г. Углича в системе художественно-эстетического развития подростков, направленной на формирование их мировоззрения;
- определены специфические особенности и современные тенденции изобразительного искусства в системе формирования мировоззрения подростков в общеобразовательной школе;
- определены критерии эффективности формирования мировоззрения подростков на основе интеграции теории и практики в процессе обучения изобразительному искусству.
Теоретическая значимость исследования: определены современные организационно-педагогические условия формирования мировоззрения учащихся (методика отбора содержания материала на основе историко-культурного наследия г. Углича) на уроках изобразительного искусства; уточнены принципы и подходы ' к формированию методической и содержательной основы образовательного процесса.
Практическая значимость исследования определяется тем, что
- на основе регионального многообразия историко-культурного наследия древнего и современного Углича при обучении изобразительному искусству разработаны специальные программы образовательного и воспитательного характера по формированию мировоззрения подростка;
- на основе ценностного потенциала предмета изобразительное искусство и историко-культурного наследия древнего и современного Углича разработана система урочных и внеурочных занятий по изобразительному искусству; теоретические положения, результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и др. в системе курсов повышения квалификации.
Личный вклад автора в исследование заключается в разработке программно-методического обеспечения по формированию мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства; в разработке и внедрении в практику концептуальной модели образовательного процесса в общеобразовательных школах; в разработке критериев по проведению процедуры контроля сформированности мировоззрения у подростков на уроках изобразительного искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование мировоззрения подростков в условиях общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства осуществляется на основе возможностей планомерного систематического использования специально отобранных средств и использования в структуре знаний на каждой ступени обучения мировоззренчески - ценностных идей.
2. Формирование мировоззрения подростков осуществляется на основе личностно-ориентированного, аксиологического, культурологического подходов и концептуальной модели, содержащей теоретико-методологический блок, блок организационно-педагогических условий, содержательный и результативный, позволяющие эффективно решать задачи по формированию мировоззрения.
3. Условия эффективности, способствующие формированию мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства: внутренние (условия организации учебно-воспитательного процесса; условия организации воспитательного процесса; условия методического обеспечения работы, общешкольные организационные условия, кружки и факультативы) и внешние (наличие социального заказа со стороны учащихся и их родителей; готовность учащихся к процессу формирования мировоззрения; наличие внешней социальной среды; дополнительные образовательные учреждения).
4. Критериями сформированное™ мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства являются когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством отражения результатов исследования в публикациях автора; в выступлении на научно-практической конференции на тему «Школа-2000 г.» Углич, 2000 г.; в выступлении на областном конкурсе «Учитель года - 96»; в выступлении на соискание губернаторской премии по научным работам среди учителей школ, преподавателей техникумов и вузов (с представлением авторской программы «Искусство в школе» 5-8 класс) (Ярославль, 2001); в выступлении на международной конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» в ЯГПУ (Ярославль, 2005).
По теме диссертации разработаны пять курсов повышения квалификации учителей 1-8 классов по изобразительному искусству.
Структура диссертации. Выполненное диссертационное исследование имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза научного поиска, раскрыты методологический и методический аппарат диссертации, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приведены сведения об апробации результатов исследования, изложены положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Теоретические основы формирования мировоззрения подростка» - проанализированы проблемы; формирования мировоззрения подростков, обобщены теоретические изыскания, представленные в психолого-педагогической литературе по ?; данной проблеме, определена сущность понятия «мировоззрение» и обосновано обращение к подростковому возрасту, показаны возможности использования ценностного потенциала изобразительного искусства в формировании мировоззрения подростков; проанализирован процесс формирования мировоззрения подростков при обучении изобразительному искусству на основе личностно-ориентированного, аксиологического, культурологического подходов.
Во второй главе - «Формирование мировоззрения подростков в процессе обучения изобразительному искусству» - представлена модифицированная модель учебного процесса; программно-методическое обеспечение; организационно - педагогические условия; дано обоснование использования историко-культурного наследия родного города, способствующего формированию мировоззрения подростков. Определены критерии сформированное™ мировоззрения у учащихся на уроках изобразительного искусства.
В заключении обобщены результаты теоретического и опытного изучения процесса формирования мировоззрения у учащихся на уроках изобразительного искусства, изложены выводы исследования, обозначены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В приложениях представлена программа поурочного планирования для учащихся 5-8-х классов «Изобразительное искусство в школе» для общеобразовательных средних школ, анкеты, тесты и практические задания для осуществления процедуры проверки и контроля сформированности мировоззрения подростков.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы2006 год, кандидат педагогических наук Ерков, Сергей Александрович
Эстетическое воспитание школьников 1-7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладной композиции2006 год, кандидат педагогических наук Мальцева, Людмила Валентиновна
Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству Расула Гамзатова2011 год, кандидат педагогических наук Мухидинова, Баху Шамиловна
Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах2000 год, кандидат педагогических наук Луцкане, Людмила Ивановна
Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания1997 год, доктор педагогических наук Сокольникова, Наталья Михайловна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дмитриева, Татьяна Михайловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашего исследования было определение организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного формирования мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства.
В общеобразовательной школе используются далеко не все возможности для оптимизации процесса по формированию мировоззрения подростка. Необходимо критически пересмотреть имеющийся арсенал педагогических приемов.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, изучение педагогического опыта позволили определить сущность процесса формирования мировоззрения подростка. В своем исследовании мы опирались на следующее содержание понятия мировоззрение - это система представлений о мире, нас самих и обществе - как осознанных, так и неосознанных; оно представляет собой большое полотно, куда мы вписываем самые разнообразные события и факты. Его можно также уподобить объективу, через который мы пытаемся смотреть на мир, чтобы его понять. Основная специфика мировоззрения объективно- истинное, диалектико-материалистическое отражение мира. Эти основные составляющие являются результатом сформированности мировоззрения личности.
Ведущими подходами в формировании мировоззрения подростков являются: личностно-ориентированный, как механизм развития и саморазвития личности; аксиологический, выступающий в качестве методологии личностно-развивающего обучения; культурологический, способствующий активному включению подростка в самые разные пласты национальной и мировой культуры. Это ключевые подходы, ориентируемые на утверждение сущностного личностного начала в человеке.
Одним из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовного и творческого потенциала является художественное образование. В условиях идеологического вакуума, считается, что именно искусство передает духовный опыт человечества, способствует восстановлению связей между поколениями. Именно через искусство передаются духовные традиции народа, знание и понимание которых является непременным условием воспитания.
Успех воспитания во всех названных подходах зависит от ряда факторов.
Во-первых, ни один из этих подходов не может осуществляться в изоляции от других; каждый подход должен выступать как компонент единой системы.
Во-вторых, воспитание должно быть организовано так, чтобы учащиеся не были его пассивным объектом. Лишь в результате организации активной деятельности самих учащихся достигается их4 развитие - и умственное, и нравственное, и физическое.
В-третьих, педагог должен опираться на возможности не только , школы, но и других источников получения знаний (средства массовой информации, театры, музеи), городские и специализированные библиотеки, дома творчества и т.п.
Наряду с факторами, способствующими формированию мировоззрения, педагог часто сталкивается с противоположными тенденциями -отрицательным влиянием микросреды, окружающей учащегося, навязыванием чужой культуры, неуважительным отношением к труду и т.п. Формирование стойкого иммунитета к негативным явлениям, составляет важную часть формирования мировоззрения учащихся.
Общие требования, осуществление которых позволит школе повысить эффективность формирования у подростков научного мировоззрения, таковы:
- фундамент мировоззренческих знаний должен закладываться уже в подростковом возрасте, с тем, чтобы уже в старших классах учащийся мог самостоятельно разбираться в их сущности и применять знания на практике;
- приобретаемые на уроках знания, должны получать закрепление и расширение в кружках, факультативах и т.д. Иными словами, формирование мировоззренческих знаний должно идти не по прямой, а по спирали;
- внедряя проблемность в обучение, необходимо ставить перед учащимися проблемы и учить их определять пути решения («от внешней стороны явления - к раскрытию сущности, от следствий - к причинам»).
Наряду с требованиями по формированию у учащихся мировоззренческих знаний необходимо учитывать требования по формированию духовной нравственности - патриотизма, гражданственности, любви к людям:
- раскрывать учащимся красоту природы, людей, добрых дел и чувств;
- воспитывать высокий нравственный идеал гражданина, патриота, интернационалиста;
- добиваться у учащихся единства слова и дела;
- вырабатывать умение применять теоретические знания, нравственные принципы на деле - в труде, в общественно - полезной деятельности в школе и вне ее.
Введение регионального компонента, использование личностно-ориентированного, аксиологического и культурологического подходов в образовательном процессе способствуют формированию у подростка потребности в самосовершенствовании. Отсюда понятна необходимость выработки авторских программ развития на разных уровнях. . К эффективным педагогическим условиям относятся:
- учет индивидуальных, психолого-возрастных особенностей и психических процессов подростков. Основы научного мировоззрения учащихся закладываются в основном в старших классах. Этот возраст наиболее благоприятен для создания фундамента научного мировоззрения;
- программно-методическое обеспечение должно осуществляться на материале регионального компонента с учетом личностно-ориентированного, аксиологиеского и культурологического подходов;
- реализация принципов научности и доступности при проектировании процесса обучения;
- интеграция теории и практики;
-стимулирование развития психических процессов, связанных с творческой изобразительной деятельностью;
-организация самостоятельной творческой работы учащихся, индивидуальной и коллективной;
- межпредметные связи (литература, история, музыка, природоведение);
- формирование ценностных ориентиров и установок у подростков; -формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, интеллектуальных, мировоззренчески - ценностных и нравственно-волевых сфер личности;
-поднимая уровень духовного развития подростка, педагог может предотвратить нравственные сбои в развитии личности при систематической работе с ними.
Примерная концептуальная модель формирования мировоззрения подростка, разработанная в диссертации, позволяет объединить разнохарактерные виды занятий нравственными и философскими идеями, наполнить их теоретическими знаниями и нравственными убеждениями.
Осуществление принципа единства воспитания, обучения и развития, комплексный подход к формированию мировоззрения подростка предъявляют большие требования к повышению эффективности работы с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности.
Изобразительное искусство неразрывно связано с творческими поисками и глубокими переживаниями. Оно является хорошей школой для учащихся в формировании высших морально-эстетических чувств, нравственных норм, вкусов и способностей.
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о том, что разработанная нами методика преподавания изобразительного искусства в 5 - 8-ых классах дает положительный эффект и способствует более успешному решению задач нравственно-эстетического воспитания, и формированию мировоззренческих качеств подростка.
Обучение учащихся по предложенной нами концептуальной методике преподавания позволяет не только поднять уровень их. нравственной и эстетической воспитанности, но и обогащает, формирует художественный вкус, способствует овладению суммой знаний, развивает графические навыки и трудовые умения, создает психологический комфорт, что в совокупности формирует мировоззрение.
В результате проведенного исследования нами сформулированы следующие выводы:
1. Ведущими средствами формирования мировоззрения подростка выступают ценностный потенциал изобразительного искусства (виды, стили и жанры изобразительного искусства), внедрение в образовательный процесс историко-культурного наследия г.Углича, а также межпредметные связи.
2. Разработанная нами система педагогических условий (учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей формирования мировоззренческих качеств личности на уроках изобразительного искусства) обеспечивает успешность реализации формирования мировоззренческих качеств личности.
3. Проведенная опытно-экспериментальная апробация разработанной в исследовании методической системы, включающей постепенное усложнение содержания, методов и средств педагогического процесса, показала эффективность предлагаемого обучения на уроках изобразительного искусства в формировании мировоззрения подростка.
4. Разработанные критерии когнитивный, эмоционально-волевой и дея-тельностный позволяют определить уровень сформированности мировоззренческих качеств подростка, охарактеризовать индивидуально-типологические особенности проявлений учащимися этих качеств и проанализировать и объективно оценить качество продуктов их" творческой деятельности по изображению художественного образа.
5. Реализация процесса формирования мировоззрения подростка средствами изобразительного искусства на основе модели, структурными элементами которой являются теоретико-методологический блок, блок педагогических условий, содержательный блок, результативно-оценочный, позволила сформировать ведущие качества, характеризующие направленность личности подростка. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о высокой эффективности организованной деятельности.
6.Нами отмечена положительная динамика формирования мировоззренческих качеств подростков в экспериментальных классах по сравнению с контрольными. Отмечен более высокий рост сформированности знаний (различия составили 50%); сформированности навыков и умений изобразительной деятельности (различия составили 37%). Нами выявлены существенные различия в чувственном восприятии окружающего мира у подростков экспериментальных и контрольных классов (различия составили 47%). Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности разработанных нами программ и предлагаемых нами рекомендаций по организации процесса формирования мировоззрения подростка.
Данное диссертационное исследование не может раскрыть всех аспектов проблемы формирования мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства, оно имеет перспективы дальнейшего развития.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дмитриева, Татьяна Михайловна, 2006 год
1. «О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях» /№ 1398/14-12 от 14.11.97/. МОП образования РФ.
2. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, -1984. -34с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. -4-е изд-ие, стереотип. М. Издательство центр «Академия».-1999.-672с.
4. Абрамова Г.Т. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студ. вузов. М.: Изд-во центр «Академия». -1998. -320с.
5. Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М. Наука. -1980. -151с
6. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000
7. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М. -2002.
8. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение. -1984.-160с.
9. Алферов А.Д. Психология развития школьника. М. -2000
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1 -1980.
11. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение. -1968. -334с.
12. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды. /Под ред. A.A. Бодалева. -Москва Воронеж. -1996.-384с.
13. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР.-1960.-486с.
14. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Полтиздат. -1980.-255с.
15. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Учеб. Пос. М.: Народная Академия Культуры и общечеловеческих ценностей, 1993,-352 с.
16. Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения.- М., 2000.
17. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. /Состав. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика. -1989. - 860с.
18. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство. -1980. -384с.
19. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.
20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986.- 77с.
21. Беда В.Г. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение. -1969.
22. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М. -1956.
23. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. Мышление. М.: Правда. -1969.
24. Бердяев H.A. Философия творчества культуры и искусства,1. В 2т.-М., 1994
25. Библер B.C. Цивилизация и культура: Размышления в канун XXI века. М., 1993.
26. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // /Педагогика. -1996. -№5.
27. Блинников JI.B. Великие философы. Учебный словарь. М.: Логос. - 1997.
28. Боголюбов Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве /Сборник научных статей. М.: Прометей. - 1990.- 3-9с.
29. Бодалев A.A. Воспитание и понимание человека человеком. -М.: Мысль.-1986. -269с.
30. Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. -/Академия пед. Наук СССР. М.: Педагогика. -1983. - 272с.
31. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва -Воронеж: НПО «МОДЭК». -1997. - 352с.
32. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва -Воронеж: НПО «МОДЭК». -1997. - 412с.
33. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: «Знание». -1979. - 96с.
34. Божович Л.И. Этапы формирования личности. М., Воронеж, 1995.
35. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону. -1991.
36. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностпо-ориентированного образования /Педагогика. 1997. -№4.
37. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Педагогика. -1995. -№4. -29-36с.
38. Бондаревская Е.В. Школьное образование в контексте культуры. -М. -1999.
39. Бродский И.И. Репин педагог. - М., 1960.
40. Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической теории /Психол. Журнал. 1991. - № 12
41. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. (Материалы «круглого» стола) /Вопросы философии. 1996. -№2.
42. Бучкин П.О. О том, что в памяти. Записки художника. JL, 1962.
43. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Советский художник. 1966. - 118с.
44. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М., Изобразительное искусство. - М.: «3нание».-1983. - 440с.
45. Венгер A.A. Педагогика способностей. М.: «Знание». -1973. -117с. (Народный университет Педагогический факультет).
46. Вернадский В.И. Очерки и речи. Выписки. /Петербург. 1922.
47. Вернадский В.И. Природа и общество. М., 1968
48. Виноградов Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. М.: Просвещение. -1980. - 133с.
49. Власова Н.В.Система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством. Автореф. на соиск. уч. ст к.п.н. Курский пед. инст. -М.-2001.-16с
50. Волков Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание. -1976. -64с.
51. Волков H.H. Восприятие картины. Пособие для учителей. М.: Просвещение. -1976. -32с.
52. Волков H.H. Цвет живописи. М.: Искусство. -1965. - 213с.
53. Восприятие и действие. /Под ред. A.B. Запорожца. Изд-во «Просвещение». М. -1967. -321с
54. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд-ие 3-е. М.: Просвещение. -1991. -94с.
55. Выготский JI.C. Педагогическая психология. /Сочинения в 6 т. Т1.-М. -1995. -487с.
56. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика. -1987. -344с.
57. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во 3-е. -М.: Просвещение. -1991. -94с.
58. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. /Психологические личностные тексты. М., 1982.
59. Выщеславцев Б.П. Русский национальный характер. НВО. 1995, №6
60. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.-1985.
61. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. -М.: изд-во МГУ.-1978.-118с.
62. Гершунский Б.С. Философско-методологическая основа стратегии развития образования в России. М. -1993. -17с.
63. Гессен С.Н. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. /Отв. ред. и сост. Т.А. Алексеев. М.: Школа-пресс. -1995.-448с.
64. Гете И. Избранные сочинения по естествознанию. М. - Л. -1957.
65. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. М. -Л.-1940.
66. Гиппенрейтор Б.Ю. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т.1. М. -1975.
67. Гиппенрейтор Б.Ю. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Педагогика. -1996. -336с.
68. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М: Изд-во Эксмо, 2005. - 848с.
69. Гоноболин Ф. В мире мыслей и чувств для старшего школьного возраста. Минск. -1965. -240с.
70. Гончаров И.Ф. Эстетическое восприятие школьными средствами искусства и действительности. М. Педагогика. -1986. -126с.
71. Государственный образовательный стандарт общего образования. /Под ред. В.В. Фирсова (к.п.н.) М. -2002.
72. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей. /Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Новосибирск: изд-во Новосибирского университета. -1997. -171с.
73. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. М. -1997. -198с.
74. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат. -1987. -286с.
75. Грушевицкая, Т. Гидр. Словарь по мировой художественной культуре: Учебное пособие для студ. сред, и высш. пед. уч. зав.
76. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: Для чего мы живем и какого наше место в мире. Перевод с английского. /Под общ. ред. Т.В. Барчуновой. Ярославль: ТФ «Народ». -2001. -384с.
77. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. В кн.: «Проблемы общей возрастной и педагогической психологии». - М.: Педагогика. 1978. - 180-203с.
78. Денисов В.В. Монастыри Угличского Верхневолжья как историко-культурные центры: Комплексное изучение и перспективное использование. /Вторая половина ХУ-ХХ в.в. М. -1998.-24с.
79. Денисов В.В. Угличское уездное (городское) училище. /Статья от 14 июля 1990. -Местное изд-во газеты «Авангард». №84 (6035).
80. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. Автореф. к.п.н. СПб. -1995. - 18с
81. Дидактика современной школы: Пособие для учителей. /Б.С. Кобзарь, Г.Ф. Кумарина, Ю.А. Кусый и др. /Под ред. В.А. Онищука. К.: Рад. шк. -1987. - 351с.
82. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. /Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд-е перераб. и доп. М.: Просвещение. -1982.
83. Дмитриева Н. А. О прекрасном. М.: Искусство, 1964.-314с.
84. Додонов В.А. Духовность художественного творчества, нравственности (Материалы «круглого» стола). Вопросы философии. М. -1996. -№2.
85. Документальные собрания Углича (статьи, публикации) «Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья. Вып. 5. -Углич: УИХМ. 1998. - 134с.
86. Ерохин В.И. Углич. Иллюстративный путеводитель по городу и окрестностям. М.: Северный паломник. -2002. - 248с.: ил.
87. Есин А.Б. Введение в культурологию. Учеб. пос. для студ. высш. уч. заведений. М.: Издат. центр "Академия", 1999. - 216 с.
88. Завершинский К.Ф. Культурология в жизни общества. Научно-практический и методический журнал, №2, Яр. - 2006
89. Закон Российской Федерации об «Образовании» /Учительская газета М. - 1992. - 8-11с., №28.
90. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждения личности. М. -1994.
91. Зверев Д.Д. Беседы об искусстве на уроках рисования. М.: Учпедизд.-1958.-115с.
92. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа ( исследование деятельности зрительной системы). М.: изд-во МГУ.-1969.- 106с.
93. Злобин В.И. Формирование у школьников системы наглядно-образных представлений о средствах и методах изображения. Автореф. к.п.н. /АПН СССР НИИ художественного воспитания. -М.-1987.-16с.
94. Есин А.Б. Введение в культурологию. Учебн. пособ. для студ. Высш.учебн.заведений.-М.; Изд. центр «Академия», 1999. -216с.
95. Иванов В.П. Человеческая деятельность, познание, искусство. -Киев.-1977.-201с.
96. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Психология рисунка и живописи. -М. -1954
97. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М. 1954.
98. Ильин В. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2-х т. -М.: Искусство.-1973. - 368с.
99. Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей. /Сост. Т.Г. Браже. М.: Просвещение. -1971. - 240с.
100. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Собрание научных трудов АПН СССР НИИ общей педагогики. /Под ред. Ю.У. Фохт Бабушкина, Е.К. Чухман. - М. -1980. - 240с.
101. Калинин М.И. Избранные произведения. Т. 3. Гос. изд-во полит, литературы. М. -1962. - 562с.
102. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник. М. -2000.
103. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980
104. Кант И. Критика эстетической способности суждения. Соч. т.5 -М.: Морено, 1994
105. Кубышкина Э.И. История изобразительного искусства. М.: Просвещение. - 1992.
106. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. /Педагогика. М. -1994.-№6.
107. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М. 1993. -122с.
108. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М. -1960.
109. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М. -1959
110. Кириков Б.М. Углич. Изд-во «Художник РСФСР» JL, 1984. -212с.
111. Кларин A.C. Основы культурологии: Морфология культуры. -СПб.: изд-во «Лань». 1997. - 172с.
112. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание. - 1989.
113. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. - 1984.
114. Коган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). Изд-во политической литературы. - М.,1974
115. Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детскомсаду. М.: Педагогика. -1984. -120с.
116. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М. -1979.-35с.
117. Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): Учебное пособие для студ. Пед. институтов. М.: Просвещение. - 1979. - 175с.
118. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие -М.: Аспект пресс, 1997. 687с.
119. Костин В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. Изд-во «Знание».-М., 1978. 112с.
120. Конфуций и его школа. М.: Издат. дом Шэлво Амоношвили . -1996. -176с. (Аналогия гуманной педагогики).
121. Краевский В.В. Моделирование в педагогических исследованиях. /Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение. -1988.
122. Крамской И.Н. Письма, статьи. М. -1965-1966.
123. Краткий психологический словарь. /Сост. JI.A. Карпенко /Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат.' -1985.-431с.
124. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе: статьи, письма, высказывания. JI. - М.: Искусство. -1963. -284с.
125. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996
126. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 6-и томах. Т. 5. -М.: Педагогика. -1980. -243с.
127. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение. -1976. -303с.
128. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. 2-е изд-е., доп. М.: изд-во «Просвещение». -1965. - 315с.
129. Кузин B.C. Программа. Изобразительное искусство 1 9 классы. Учебное издание. Изд-во Агар. - М., 1996. - 160с.
130. Кузин B.C. «Быстрое» восприятие у школьников в процессе рисования с натуры. Вопросы психологии. -1971. -№2.
131. Кузин B.C. Некоторые особенности развития творческого воображения у школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. - Тбилиси. -1971.
132. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд-е, перераб. И доп. М.: АГАР. -1997. -304с.: ил.
133. Кулагина Н.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд-е. М. -1998. -176с.
134. Культурология: Христоматия. /Сост. проф. Гуревич П.С. М.: Гардарики, 2000., - 304с.
135. Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: «Знание». -1980. -208с.
136. Левяш И.Я. Культурология. 5изд., испр. и доп. - М.: Айрис -пресс, 2004. - 576 с.
137. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М. -1971с.
138. Леонтьев В.И. Проблемы развития психики. М.-1972.
139. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. -1975. -304с
140. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание. -1976. - 64с
141. Лернер И.Я. Психология восприятия объема форм (по изображениям). М.: изд-во МГУ. -1980. -136с.
142. Лихачев Д.С. Великое наследие. Избранные работы. Т. 3. -М., 1980.
143. Ломов Б.Ф. Методология и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука.-1984.-448с.
144. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М. -1959.
145. Ломов С.П. Формирование художественных потребностей учащихся 4-бкл. средствами изобразительного искусства. Автореф.на соиск. Уч.ст. к.п.н. /Моск. гос. пед.инст-т им. В.И.Ленина. -1986.-14с.
146. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.; Политиздат. - 1988.-366с. (Личность. Мораль. Воспитание)
147. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18-нач.19в.в.) СПб. - 1994. - с.8
148. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М. - 1992.
149. Люблинская A.A. Некоторые особенности учебной деятельности младших школьников. М. - 1969.
150. Мазилов В.А. Актуальные методологические проблемы современной психологии. М. - 2002. - 166с.
151. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI в.: методологические проблемы. Монография. М. - 2001. -112с.
152. Макаренко A.C. Сочинения. 2-е изд-е. М.-1958.
153. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. Соч. Т. 4. -М. -1957.
154. Мария Мактессори. Искусство в школе.-№3.-1999.-е. 11-12
155. Маслоу А. Психология. Мотивация и личность. М. - 1982.
156. Маслоу А. Самоактуализация. /Психология личности. Тексты. -М.- 1982.- 110с.
157. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш. пед. вузов. /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред.В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия». -2002. - 144с.
158. Морозова В.П. Организационно-педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях. Автореферат. М. - 2001. - 23с.
159. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд -ие «Стереотип». М.: изд. центр «Академия». - 1999. - 456с.
160. На переломе: Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. Сборник. /Сост. П.В. Алексеев. М.: Политиздат. -1990. - 527с.
161. Неменский Б.М. Мудрость красоты. (О проблемах эстетического воспитания.). М. -1981.162. .Неменский Б.М. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 класс. М.: Просвещение. -1997.
162. Никандров Н.Д. Методологические проблемы педагогики на современном этапе. /Современная педагогика. 1985. - №8.
163. Новик И.Б. Единство методологии и аксиологии как выражение синтеза знания. /Синтез современного научного знания. М. -1973.-626-631с.
164. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. -1983. -816с.
165. Оконь В. Введение в общую дидактику. /Пер. с польск. Л.Г. Кушнаревича, Н.Г. Гошина. М.: Высшая школа. -1990. -382с.
166. Пакряушис Е.П. Формирование эстетического вкуса у учащихся 4-6 кл. на уроках изобразительного искусства. Автореф. к.п.н. -Вильнюс. 1978. - 26с.
167. Петровский A.B. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности. /Вопросы психологии. -1987. -№1.
168. Петровский A.B. Общая психология. 3-е изд., перераб. и доп. -М. -1986.
169. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. -1969. (Концепция. Генетическая психология).
170. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. - JL: Учпедизд. -1932. -412с.
171. Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности. Книга для учителя. М.: Просвещение. -1989. -174с.
172. Понамарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М. -1967.-264с.
173. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. М.: Дрофа. -1999. -286с.
174. Психологический словарь. -М.: Педагогика. -1983. -448с.
175. Психология и педагогика. /Под ред. К.А. Абульханова, Н.В. Васиной, В. А. Сластенина. М.: «Совершенство».--1998. - 620с.
176. Психология познания в процессе обучения. /Межвузовский сборник трудов. JL: ЛГПИ им. А.Н. Герцена -1981. -124с.
177. Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна М. - 1987. - 240с.
178. Репин И.Е. Далекое близкое. 7-е изд. М. - 1969.
179. Рогов Е.И. Психология человека. Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС». М. -1999. - 320с. (Азбука психологии).
180. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление личности. -М.: Прогресс. -1994.
181. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. Русская и Советская школа рисунка. М.: Просвещение. -1982. -239с.
182. Ростовцев H.H. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: АГАР. - 1998. - 250с.
183. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Учебное пособие. (Схемы с коментариями). Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1994. - 63с.
184. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР. -1958. 147с
185. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М. -1946.
186. Рубинштейн C.JI. Самосознание личности и ее жизненный путь. /Психология личности. Тексты. М. -1982.
187. Семейное воспитание: Краткий словарь. /Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М.: Политиздат. - 1990. - 319с.
188. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издат. корпорация «Логос». - 1999. - 272с.
189. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М. - 1995. - 48с.
190. Скляднева В.В. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Автореф. на соиск.Уч. ст. к.п.н. -М. 2003. - 24с.
191. Славская К.А. Мысль в действии (Психология мышления). М. -1968.
192. Сластенин В.А. Развитие, воспитание и формирование личности. //Педагогика. /Авт.с.П. Баранов, Л.Р. Болтина, Т.В.Воликова, В.А.Сластенин. М.: Просвещение. -1981. -28-42с.
193. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство в школе. Композиция. Живопись. Рисунок. Обнинск. - 1996. - 80с.
194. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Автореф. дисс.на соиск. доктора пед. наук. М. - 1997. - 43с.
195. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл. В. 4-х.ч. 4.4. Краткий словарь художественных терминов. -Обнинск: Титул,-1996. 80с.
196. Сокольская М.В. Влияние художественно -изобразительной деятельности на ценностные ориентации подростков. Автореф.на соиск.уч.ст. к.п.н. -СПб. 1999. - 18с.
197. Соловьев В. Сочинение. В 2-х т. Т.1. М. - 1988.
198. Скаткин М.Н. Профессиональные способности, педагога: Аксиология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. - 1998. - 368с.
199. Сухомлинский В.В. О воспитании. /Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик / Изд.2 М.; Политиздат, - 1975.-272с.
200. Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1 и 2. М.: Просвещение. -1985.- 328с.
201. Тихомирова Л.Ф. Отбор учащихся в классы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин.- Ярославль.- ЯИРО -1998. -30с.
202. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика.-1993. -431с.
203. Трубецкой Е.В. Смысл жизни. М., 1994
204. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М. -1990. -306с.
205. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М. -1990. -560с.
206. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии. Установки. Тбилиси: АН Груз. СС. - 1961. - 210с
207. Уманский C.JI. Психологическая организация деятельности школьников. М. -1980. -160с.
208. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. -М. -1953.
209. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11-й т. Т. 9. М. - 1948 -1952.- 117с.
210. Ушинский К.Ф. «Человек как предмет воспитания». Собрание педагогических сочинений. Т. 1. М. - 1953.
211. Ушинский К.Ф. Родное слово. Собр. соч-ий. Т. 6 М.- Л., - 1950. - 252с.
212. Франк С.Л. Смысл жизни. /Вопросы философии. 1996. -№6.
213. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М. - 1975
214. Фрейд 3. О мировоззрении. / Фрейд 3. Введение в психоанализ. -М. 1989
215. Фромм Э. Революция надежды. В книге: Психоанализ и этика. -М.- 1993.-420с.
216. Фромм Э. Человек для себя. Мн. - 1992
217. Ципин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М. - 1994.
218. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. -М.: Высшая школа. -1999. 703с.
219. Чернов В.Б. Первые строчки судьбы. М.: Молодая гвардия. -1989. - 222с. (Наедине с самим собой).
220. Чеснокова H.H. Проблема самосознания в психологии. М. -1977.
221. Шадриков В.Д. Одаренность. М.: ИЧП Изд-во «Магистр» -1998.- 17с.
222. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX в. Курс лекций. 1998.
223. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности (Материалы «круглого» стола). /Вопросы философии. -1996. -№2.
224. Шиянов Е.И. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Дис. д-ра пед. наук. М. - 1991. -400с.
225. Шиянов E.H., Котов Н.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Издат. центр «Академия». -1999. -288с.
226. Шорохова Е.В., Каганов В.М. Философские проблемы психологии. В книге Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М. - 1963.
227. Щпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в школе. М., Мозаика - Синтез. - 1997.
228. Щербинин В.А. Научное мировоззрение и проблемы активизации человеческого фактора.- М.: Высшая школа. 1989.
229. Щуркова Н.Е. Воспитание новый взгляд с позиции культуры. -М.- 1998.
230. Эльконин Д.Б. Детская психология. М. - 1960.
231. Элькопин Д.Б. Избранные психологические труды. /Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика. - 1989. -560с.
232. Эстетическое воспитание в школе. / Вопросы системного подхода (Под ред. Б.Ф. Лихачева М. - 1980.)
233. Юон К.Ф. Об искусстве. М. - 1959.
234. Якобсон П.М. Психология чувств. 2-е изд. М. - 1958.
235. Яковлева Е.Л. Психология развития потенциала личности. М. -1997.
236. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы эстетического развития детей. П.: Педагогика. - 1984. - 143с.
237. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX в. М. - 1997.
238. Дмитриева Татьяна Михайловна
239. Изобразительное искусство в школе»5.8 классы
240. Авторская программа для общеобразовательной средней школы №3 г. Углича Ярославской области.1. Углич 1995г1. СОДЕРЖАНИЕ
241. Рецензия Кубышкиной Э.И. Заслуженного учителя России, к.п.н. ИООМО РФ. 12. Пояснительная записка. 2
242. Блочно-тематическое планирование. 5
243. Отражение развития изобразительного искусства России ХУП-ХХ вв. в памятниках культуры города Углича 8 класс-
244. Тематическое планирование. 8
245. Поурочное планирование 5.1 «Изобразительное искусство в школе» 5 класс. 5.2 «Изобразительное искусство в школе» 6 класс. 5.3 «Изобразительное искусство в школе» 7 класс. 5.4 «Изобразительное искусство в школе» 8 класс. 9 24 39 56
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.