Оптимизация личностной адаптации первокурсников посредством актуализации их Я-концепции в художественно-творческой деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.03, кандидат психологических наук Лопаткова, Ирина Викторовна
- Специальность ВАК РФ19.00.03
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Лопаткова, Ирина Викторовна
Введение.
1. Глава 1. Проблемы личностной адаптации в трудах отечественных и зарубежных психологов.
1.1 .Концепции личностной адаптации.
1.2.0птимизация личностной профессиональной адаптации и актуализация Я концепции.
1.3.Особенности адаптации художественно творческой личности в отечественной и зарубежной психологической и специальной литературе.40 1.4. Выводы.
2. Глава 2. Эмпирическое исследование влияния определенных средств и свойств художественного творчества на оптимизацию личностной адаптации посредством актуализации Я - концепции.
2.1. Художественное творчество, как процесс активации адаптационных характеристик личности, продуцирования и актуализации Я — концепции.
2.2. Влияние художественного творчества на продуцирование и актуализацию концептуальных Я - образов.
2.3. Выводы.
3. Глава 3. Экспериментальное исследование путей применения художественно творческой деятельности первокурсников в целях оптимизации их адаптации.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», 19.00.03 шифр ВАК
Психологические основания и технология включения художественного творчества в процесс профессионального становления студентов2009 год, доктор психологических наук Лопаткова, Ирина Викторовна
Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности2008 год, доктор педагогических наук Бережная, Мария Сергеевна
Влияние творческой самореализации на психологическую адаптацию студентов2011 год, кандидат психологических наук Кулагина, Ирина Васильевна
Развитие мотивации творчества у студентов художественных вузов2006 год, кандидат психологических наук Филиппенко, Валентина Николаевна
Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров2011 год, кандидат психологических наук Галкина, Юлия Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимизация личностной адаптации первокурсников посредством актуализации их Я-концепции в художественно-творческой деятельности»
Актуальность проблемы исследования.
На современном этапе развития общества, с декларируемой и, по возможности, реализуемой ориентацией на гуманистические ценности, повышается социальная роль профессионалов гуманитариев.
Вместе с тем усложняется процесс их подготовки к профессиональной деятельности. Это комплексный, не только образовательный, но и личностный психологический процесс, в котором немаловажную роль играет активная творческая позиция самих студентов, что коренным образом связано с успешностью их адаптации.
Объем необходимой информации для качественной профессиональной подготовки так велик, что за период обучения можно овладеть лишь основами учебных дисциплин, многие из которых носят ярко выраженную творческую направленность и требуют от студентов не только определенного уровня внимания, памяти, интеллекта, других когнитивных способностей, но и творческого мышления, владения творческой деятельностью. От студентов современных гуманитарных вузов требуются способности к усвоению знаний, умений и навыков междисциплинарного и даже межпрофессионального характера.
Эффективность обучения в высшем учебном заведении и успешное решение основной задачи вуза - подготовки высококвалифицированных кадров - зависят от ряда взаимосвязанных факторов, так или иначе имеющих отношение к творчеству студента.
В связи с многоплановым содержанием образования студентов гуманитарных вузов, сложностью и насыщенностью учебных программ, при малом сроке, отведенном на адаптацию к обучению в вузе, а также с новой ролевой позицией студентов, сменой статуса выпускника школы на статус первокурсника, кризисным периодом продуцирования и актуализации многих концептуальных «Я - образов» (в том числе «Я — студент», «Я - творец своего профессиональ - с. ного становления», «Я - будущий профессионал»), наиболее остро встает вопрос о путях и средствах оптимизации адаптации студентов первокурсников, что, в свою очередь, требует научно -психологических разработок.
Объект исследования — процесс личностной адаптации студентов гуманитарных вузов к будущей профессиональной деятельности.
Предмет исследования — психологические условия и пути деятельности субъектов образовательного процесса по оптимизации личностной профессиональной адаптации студентов первокурсников посредством актуализации их Я - концепции в художественно - творческой деятельности.
Цель исследования - выявление возможностей специально спроектированной художественно - творческой деятельности студентов первого курса в актуализации их Я — концепции и оптимизации личностной профессиональной адаптации на этапе обучения в гуманитарном вузе.
В соответствии с целью и гипотезами решались следующие задачи:
1. На основе анализа научной литературы, соответствующей теме исследования, определить значение актуализации Я - концепции для оптимизации профессиональной адаптации на этапе обучения в гуманитарном вузе.
2. Выявить особенности художественно - творческой сферы личности, позитивно влияющие на процесс активации ее адаптационных характеристик, продуцирование Я - образов и актуализацию Я — концепции.
3. Выявить возможности художественного творчества в создании психологических условий продуцирования концептуальных Я — образов, влияющих на оптимизацию адаптации студентов и процесс их профессионального становления.
4. Выявить психологические условия и пути оптимизации профессиональной адаптации студентов - первокурсников посредством деятельности, направленной на продуцирование художественных образов.
5. Разработать экспериментальные программы и психологические модели художественно - творческой деятельности участников образовательного процесса, способствующие созданию системы оптимизации профессиональной адаптации первокурсников, посредством актуализации их Я — концепции в художественном образе.
Гипотезы, предпосланные исследованию:
1. Успешно адаптируются студенты с развитой и динамичной Я -концепцией, актуализированной в художественно - творческой деятельности.
2. Целенаправленно спроектированная педагогом художественно творческая деятельность студентов, направленная на процесс формирования художественных образов, максимально способствует актуализации их Я-концепции и продуцированию концептуального образа «Творческое Я», что оптимизирует их профессиональную адаптацию на этапе обучения в гуманитарном вузе.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили концептуальные положения ведущих отечественных и зарубежных психологов:
- о содержании и динамике процесса личностной адаптации (А.Д.Глоточкин, Л.Н.Божович, А.Г.Асмолов, И.А.Милославова, Ж.Пиаже и др.);
- об особенностях творческой личности (Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, А.Ю.Козырева, Д.Б.Богоявленская и др.);
- о формировании конкурентоспособной личности профессионала и о социально - психологическом обеспечении его деятельности (А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая и др.);
- о процессе художественного творчества, как средства для актуализации личности автора, его Я — концепции и мировоззрения (Л.С.Выготский, В.П.Бранский, К.С.Станиславский, М.П.Чехов, А.А.Мелик - Пашаев и др.);
- о содержании Я — концепции, процессе ее формирования и значении для адаптации личности (И.С.Кон, А.А.Налчаджан, Р.Бернс, Э.Эриксон, К.Роджерс и др.);
Для комплексного решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ научно - психологической и специальной литературы, соответствующей диссертационной проблематике; анализ продуктов деятельности; наблюдение; анкетный опрос; контент - анализ; количественный и качественный анализ эмпирических данных; проективный метод; методы психологии труда («профессиональные пробы», построение системы различных вариантов действий), серия экспериментов, разработанных диссертантом.
Эмпирическую базу диссертации составил фактический материал, полученный в результате разработки и апробации программы комплексного развития личности «Кладоискатели» (1995 — 2000 г.), серии экспериментов «Творческие лаборатории» (2001 - 2003 г.), программы «Природа конфликта» (2001 -2003 г.), программы учебной дисциплины «Креативная имиджелогия», а также деятельности коллективов, созданных диссертантом и работающих на базе лаборатории психологии и педагогики творчества СПГИ: психологического театра «Диалог», студии индивидуального творчества, программы интерактивных выставок и других авторских моделей создания психологических условий для художественной деятельности студентов, реализуемых в вузах и иных учреждениях образования Сергиева Посада.
Диссертационное исследование осуществлялось в течение четырех лет (09. 1999г. — 03. 2003 г.). В него было вовлечено более семисот студентов первых курсов трех вузов и двух колледжей Сергиева Посада, а также представители различных молодежных, творческих, художественных организаций.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается: в выявлении характеристик художественно - творческой сферы личности, позитивно влияющих на личностную профессиональную адаптацию; в обосновании роли ряда средств и видов художественного творчества в оптимизации личностной адаптации первокурсников; в исследовании возможностей художественной среды в создании психологических условий для актуализации Я — концепции и продуцирования «Творческого Я»; в определении роли способности к созданию художественных образов в продуцировании и актуализации образов Я - концепции; в разработке понятия «художественное поле самопроявления и коммуникации»; в осуществлении сравнительного анализа процессов продуцирования художественного образа и образа Я — концепции;
Личный вклад автора заключается в исследовании возможностей художественно - творческой деятельности и разработке психологических моделей ее использования для оптимизации личностной профессиональной адаптации студентов посредством актуализации их Я — концепции.
Основные положения, выносимые на защиту: о Художественно - творческая деятельность студентов, как процесс сознательно - бессознательной активации личности, способствуя развитию и актуализации Я - концепции, активно и позитивно содействует оптимизации адаптации первокурсников. о Специально спроектированное преподавателем (куратором, руководителем коллектива) художественное поле самопроявления и коммуникации, развивающее способность студентов к продуцированию и демонстрации художественных образов, является базой для создания необходимых психологических условий продуцирования, осознания и актуализации концептуальных я — образов. о Художественное восприятие, способность к сопереживанию и сотворчеству, артистичность, творческое мышление, интуиция, фантазия и другие психологические характеристики художественно - творческой личности позитивно влияют на личностную адаптацию студентов к обучению в гуманитарном вузе, так как способствуют развитию коммуникативности, активизации когнитивной и эмоционально — оценочной сфер Я - концепции, сознательно — бессознательной активации личности, реализации социогенных потребностей личности, таких, как стремление к самовыражению и самоактуализации. о Психологические условия построения специально спроектированной художественно - творческой среды («художественного поля самопроявления и коммуникации»).
Теоретическая значимость диссертации: полученные в ходе экспериментальных исследований результаты могут применяться в психологии труда, психологии и педагогике творчества, психологии самосознания. Они позволяют обосновать возможности художественного творчества в профессиональном становлении, адаптации и социализации личности, расширить представления об особенностях продуцирования концептуального образа «Творческое Я»; выявить взаимосвязь между продуцированием художественных образов и образов Я — концепции; обосновать позитивное влияние художественно - творческой деятельности на личностную профессиональную адаптацию и коррекцию дезадаптационных состояний.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации новых методик и психологических моделей деятельности педагогов по оптимизации личностной адаптации студентов посредством художественно - творческой деятельности; в разработке научно обоснованных рекомендаций по организации трудовой деятельности педагогов, кураторов, руководителей Центров практической психологии, руководителей художественных коллективов.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на фундаментальные положения психологической науки, применением в комплексе научно — обоснованных методов, качественным анализом полученных результатов, применением математико - статистической обработки материала.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав,
Похожие диссертационные работы по специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», 19.00.03 шифр ВАК
Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки2006 год, доктор педагогических наук Рыбакова, Надежда Алексеевна
Творческое мышление в структуре профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению "психология"2010 год, кандидат психологических наук Дьяченко, Елена Анатольевна
Представления о творческой личности и профессионале в юношеском возрасте2009 год, кандидат психологических наук Казарян, Мария Юрьевна
Профессионально-личностное становление учителя музыки в многоуровневой системе образования2006 год, доктор педагогических наук Петелин, Анатолий Степанович
Профессиональное самосознание будущих специалистов художественно-промышленного профиля0 год, кандидат педагогических наук Кузьмина, Ольга Борисовна
Заключение диссертации по теме «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», Лопаткова, Ирина Викторовна
Результаты исследования убеждают в целесообразности реализации следующих рекомендаций для преподавателей высшей школы, администрации, учебного управления, кураторов, руководителей студенческих научных и художественных творческих коллективов:
В связи с необходимостью оптимизации адаптации студентов первого курса, как начальной ступени их профессионального становления, целесообразно и необходимо:
- активизировать художественно — творческие компоненты проявления личностной активности в процессе образования;
- создавать специальные психологические модели организации художественно - творческой деятельности студентов не столько в виде традиционных клубов, студий, кружков, сколько в виде интегрированных с научными и социальными технологиями комплексных моделей; внедрять в практику преподавания в вузе технологии творчества, искусства, художественной деятельности, рекомендовать преподавателям использовать при объяснении материала психологические возможности различных видов художественного творчества, искусства; поощрять создание в вузах художественно - творческих структур, связанных с научной и профессионально - практической деятельностью студентов.
Заключение.
С усложнением и увеличением задач, стоящих перед высшим гуманитарным образованием в связи с повышением требований социума к профессиональному и личностному уровню специалиста - гуманитария, а также со смещением акцента в его оценке с уровня знаний и профессиональных навыков на способность личности к творческому действию, презентабельность, конкурентоспособность, толерантность к стрессовым и конфликтогенным факторам и ситуациям, в небывалой степени возросла необходимость в активизации формирования будущего профессионала и, в первую очередь, оптимизации его адаптации к обучению в вузе, как начальной фазе становления специалиста.
Среди множества факторов оптимизации личностной адаптации выделяется реализация потребности в актуализации Я - концепции, самовыражении, самопроявлении и самопознании, т.к. в этом процессе происходит развитие многих личностных качеств, относящихся к адаптивному комплексу: коммуникативности, многостороннего динамичного восприятия, эмпатичности, эмоциональной подвижности и заразительности, толерантности к стрессовым факторам, самоконтролю, интуиции, творческого мышления, а также, способностей к активной и конструктивной идентификации и персонификации, продуцированию пластичной, многогранной Я - концепции. Личность, целенаправленно и умело актуализирующая Я - концепцию в процессе творчества, не может быть не адаптированной, т.к. она сама создает удовлетворяющую ее ожидания и притязания среду. В наибольшей степени реализация творческого потенциала в этом направлении зависит от степени продуцирования и актуализации таких концептуальных образов, как «Я -творческое», «Я - творец своего профессионального становления». Именно поэтому необходимо создавать психологические условия для их активного продуцирования и актуализации в начальный период обучения в вузе.
Процесс продуцирования концептуальных Я — образов изучен в психологии недостаточно, несмотря на активный интерес, проявляемый к этой проблематике в последнее время. Обусловлено это, в большей степени, отсутствием экспериментальных и эмпирических технологий, позволяющих наблюдать и измерять процесс продуцирования я - образов. Так же, как мы можем осознавать только результаты мышления, но не сам процесс мышления, мы можем осознавать только результаты продуцирования я — образов, но не процесс их продуцирования. Исключение составляет только художественный образ, который мы продуцируем более осознанно. Следовательно, существует возможность тренинга способности к продуцированию образов Я на основе создания художественных образов и возможность актуализации Я - концепции в создаваемом художественном образе. Естественный молодости интерес к себе, связи Я и мира должен получать выход, реализовываться в социально приемлемых и личностно значимых, приносящих удовлетворение формах. Любознательность, непосредственность восприятия и выражения, излишний негативизм, эгоцентризм, смелость, амбициозность и многие другие качества, свойственные молодости, получают адекватное применение в художественном творчестве, что оказывает позитивное влияние на становление личности. С помощью художественного образа Я — концепция становится не только видимой, осязаемой, оцениваемой, но и создается прецедент для осознания процесса ее формирования.
Художественное творчество студентов, как свойственный юности и разнообразный в своих проявлениях вид творческой деятельности, не требующий больших специальных знаний, умений, навыков, как вид сознательно - бессознательной активности личности не ограничивающий строго «души прекрасные порывы» и сохраняющий многие виды психической энергии, может стать прекрасной базой для овладения навыками формирования и актуализации образа, как художественного, так и концептуального. Художественная деятельность не только предоставляет множество возможностей для установления степени тождественности «Я» с миром, самоопределения в системе жизненных ценностей и приоритетов, установления субъектности, развития способностей к идентификации, персонификации и, в конечном итоге, самоактуализации, но и является потенциальным источником психосоциальных новообразований, в том числе — образов Я — концепции. Природа продуцирования художественных образов и образов Я - концепции идентична, поэтому при целенаправленно и продуманно организованной художественной деятельности субъекта создается дополнительная возможность для тренинга личностных способностей, влияющих на актуализацию Я -концепции, оптимизацию адаптации. Художественное поле самопроявления и коммуникации (также являющееся психосоциальным новообразованием, существование и развитие которого зависит от творческого волеизъявления авторов) создает ситуацию для свободного самоузнавания, взаимопознания, перспективного преобразования себя и построения жизненных перспектив, личностных и профессиональных. Создаваемая в художественной деятельности возможность для снятия психологических барьеров в самопроявлении и коммуникации, несомненно, расширяет границы внутриличностных и межличностных контактов, увеличивает количество параметров восприятия, оптимизируя адаптацию и по скорости, и по успешности личностного самоопределения, и по результативности межличностных контактов.
В диссертационном исследовании подтвердились предварившие его гипотезы о роли и возможностях художественно - творческой деятельности в оптимизации адаптации первокурсников посредством актуализации их Я -концепции и о влиянии степени продуцированности и актуализированное™ Я -концепции на оптимизацию адаптации. Результаты исследования привели к следующим теоретическим выводам:
1. Художественное - творческая деятельность студентов, как процесс сознательно - бессознательной активации личности не только способствует актуализации Я - концепции и позитивно содействует оптимизации адаптации первокурсников, но и способствует продуцированию комплекса профессионально важных качеств.
2. Психологические характеристики художественно - творческой личности позитивно влияют на личностную адаптацию, так как способствуют развитию коммуникативности, активизации когнитивных и познавательных процессов, расширению сферы интеллектуальной деятельности, реализации социогенных потребностей личности в самовыражении и самоактуализации.
3. В продуцировании Я - концепции значительную роль играет сознательно — подсознательная активность, которую возможно актуализировать только в художественных образах, создавая тем самым дополнительные условия для адекватного самовосприятия, самооценки, идентификации, персонификации и, следовательно, оптимизации адаптации.
4. Процесс адаптации, творческий по своей природе, так же, как и художественно - творческая деятельность, направлен на создание «произведения», творческого продукта в виде приобретенных индивидуальных возможностей для реализации желаний, высших потребностей, самореализации.
5. Художественная деятельность, как форма проекции личности, защищенная от страха неуспешности, ошибок и т.п., выступает в качестве тренинга для выработки профессионально важных качеств, умений и навыков, в особенности коммуникативных, перцептивных, личностных. Практические выводы:
1. Специально организованное художественное поле самопроявления и коммуникации, развивая способность студентов к продуцированию и актуализации я - образов, не только значительно сокращает время адаптации, но и помогает в их самоопределении, самореализации и ранней профессионализации.
2. Социальная нестабильность, конкуренция, необходимость в проявлении самостоятельной поисковой активности воспринимаются студентами, вовлеченными в художественную деятельность, как творческая ситуация, в которой каждый способен и должен создать поле для самоактуализации, используя и создавая внешние и внутренние условия, а, не преодолевая или сопротивляясь им.
3. Успешная реализация творческих способностей в художественной деятельности способствует коррекции самооценки, что влияет на успешность в других видах творчества (социальном, научном, профессиональном). Поэтому необходимо создавать в вузе специальные психологические условия для максимальной успешности художественной деятельности студентов. Занятия художественным творчеством вне такой среды не дает ощутимых результатов.
4. Интеграция средств науки и искусства в образовательном процессе оказывает положительное влияние на восприятие и усваивание информации, так как задействует в большей, чем обычно, степени эмоционально — аффективную сферу личности и подсознание.
5. Комплекс психологических моделей специально спроектированной художественно — творческой среды, включающий программы «Креативная имиджелогия», «Творческие лаборатории», психологический театр, интерактивные выставки и т.д., способствует не только оптимизации адаптации, но и раннему профессиональному определению и становлению студентов, продуцированию концептуальных образов «Я — творец своего профессионального становления», «Я — конкурентоспособное» и т.д.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Лопаткова, Ирина Викторовна, 2003 год
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. М.: Академический проект, 2001.
2. Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико методологические аспекты проблемы): Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 1994.
3. Абрамян Д.Н. Об особенностях художественного творчества. Ереван, 1979.
4. Абрамян Д.Н. Специфика художественного воображения и проблемы психологии личности. Ереван, 1985.
5. Ананьев Б. Г. Психология художественного творчества. // Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1999.
6. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. // Художественное творчество: Сборник. Л., 1982.
7. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1997.
8. Антонова И. В. Проблема личностной идентичности. М., 2001.
9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
10. Ю.Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М., 1986.11 .Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. - Москва - Воронеж, 1996.
11. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002.
12. Ахматова А. Сочинения. Том 2. Проза. Переводы. М.: Художественная литература, 1986.
13. Базеян Г.А. О психологических особенностях художественного сознания. // Вопросы психологии 2001, №4.
14. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. -М.: Аспект Пресс, 2001.
15. Балл Г. А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности. // Вопросы психологии, 1989, № 1. с. 43 - 48.
16. Батищев Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
17. Березин М.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1998.
18. Берне Р. Развитие Я — концепции и ее воспитание. М., 1986.
19. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М, 1966.
20. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.
21. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество. // Художественное творчество и психология: Сборник. М.: Наука, 1991.
22. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002 г.
23. Богоявленская Д. Б. Путь к творчеству. М., 1981.
24. Богоявленская Д. Б. Субъект деятельности в проблематике творчества. // Вопросы психологии, 1999. №2. с. 17-23.
25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1986.
26. Булгаков М. Романы. -М.: Современник, 1987.
27. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 2000.
28. Василюк В. Е. Структура образа.// Вопросы психологии, 1993. № 5. с. 1215.
29. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986.
30. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
31. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, 1978.
32. Глоточкин А. Д. Социальная психология и практика (избранные публикации). Уфа, 2001.
33. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1999.
34. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991.
35. Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция. // Психология художественного творчества: Хрестоматия Минск: Харвест, 1999. — с. 296 — 320.
36. Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002.
37. Грузенберг С. О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества. JI., 1924.
38. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.
39. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА — М, 1997.
40. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические особенности готовности к деятельности. Минск, 1976.
41. Ершова JL, Букатов В. Актерская грамота подросткам. Ивантеевка, 1994.
42. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально -психологической адаптации личности. // Психологические механизмы регуляции социального поведения: Хрестоматия. М., 1979. - с. 112-117.
43. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. // Бессознательное: Сборник. Новочеркасск, 1994. - с. 53 — 68.
44. Иванов О., . Кривицкий К. Вахтангов и вахтанговцы. М.: Московский рабочий, 1984.
45. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. Москва -Воронеж: МОДЭК, 2002.
46. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.
47. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
48. Качанов Ю. JI. Социальная идентификация. М., 1993.
49. Киронос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.
50. Клименко Ю. Г. Театр как практическая психология. // Катарсис: Альманах. -М., 1994.-с. 86-115.
51. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.5 8.Климов Е. А. Психология профессионала. Москва - Воронеж: МОДЭК, 1996.
52. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
53. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
54. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
55. Корогодский 3. Я. Первый год. Начало. М.: Советская Россия, 1973.
56. Корогодский 3. Я. Первый год. Продолжение. М.: Советская Россия, 1974.
57. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. Новосибирск, 1979.
58. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
59. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
60. Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
61. Лапина Е.А. Роль психологии в изучении «неевропейских» форм художественного творчества. // Исследование проблем психологии творчества: Сборник. М., 1983. - с. 14 - 23.
62. Локарева Г. Структура художественно эстетической информации произведения искусства. // Искусство и образование. 2002. № 1 (19). - с. 23 -27.
63. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
64. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
65. Макарова Е. Преодолеть страх или искусствотерапия. М.: Школа - Пресс, 1996.
66. Марков М. Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М., 1970.
67. Марков М.Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970.
68. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
69. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1997.
70. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
71. Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности: Тексты. М.: 1982.
72. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии, 1982. № 4. с. 5 — 17.
73. Мейлах Б. С. Пути комплексного изучения художественного творчества // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968.
74. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. // Бессознательное: Сборник. Новочеркасск, 1994.
75. Мелик Пашаев А. А. Психология искусства и творческие способности. -М., 1981.
76. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. -Москва Воронеж: МОДЭК, 1996.
77. Методические материалы по психолого педагогическому обеспечению процесса адаптации. / Сост. Е. А. Осипова - Минск, 1998.
78. Митина JI. М. Психология развития конкурентоспособной личности. -Москва Воронеж: МОДЭК, 2002.
79. Михайлов М. А.Н. Скрябин. JL: Музыка, 1982.
80. Мухина В. С. Изобразительное искусство, как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
81. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, 1995.
82. Образцов С. По ступенькам памяти. М.: Советский писатель, 1987.
83. Одаренные дети. / Под общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого: пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
84. Основы психологии: Практикум. / Ред. сост. Л.Д. Столяренко. - Р - н/Д: Прогресс, 1991.92,Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. -Р-н/Д: Феникс, 2000.
85. Пастернак Е. Борис Пастернак. Биография. М.: Цитадель, 1997.
86. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Р н/Д: Феникс, 1996.
87. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет, 1992.
88. Платонов К. К. Личность, как объект социальной психологии.// Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1975.
89. Покровский Б. М. Андрей Миронов. М.: Искусство, 1991.
90. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика творчества. М.: 1976.
91. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: 1973.
92. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. / Под общ. ред. М. Р. Битяновой СПб.: Питер, 2002.
93. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001.
94. Психология развивающейся личности. Москва - Воронеж: МОДЭК, 1996.
95. Психология самосознания: Хрестоматия. / Редактор сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах - М, 2000.
96. Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок. Минск.: Харвест, 1999.
97. Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997.
98. Раппопорт С. X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978.
99. Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 года. М.: Книга, 1990.
100. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1991.
101. Родионова Е. А. Формирование представлений о личности и социальных механизмах регуляции поведения: культурно исторический аспект. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979.
102. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. // Художественное творчество: Сборник. Л., 1983. - с. 283 -296.
103. Розет И.М. Психология фантазии. Мн., 1991.
104. Романова Е. С. Графические методы в психологической диагностике. -М., 1992.
105. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества. // Художественное творчество: Сборник. JL, 1982. - с. 569 - 594.
106. Рубин Б.М. Психология импровизации. // Психология процессов художественного творчества: Сборник. JL, 1980. с. - 45 — 57.
107. Рунин Б. М. О психологии импровизации.// Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 1999. - с. 626 - 642.
108. Сабуров А.С. Психология: Курс лекций. Киев, 1996.
109. Салямон JI. О физиологии эмоционально — эстетических процессов.// Содружество наук и тайны творчества: Сборник. М., 1968.
110. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
111. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
112. Современная психология: Справочное руководство. / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: Инфра - М, 1999.
113. Соколов Б. Энциклопедия Булгаковская. М.: Локид-Миф, 1998.
114. Соловьев А. В. Зрелая личность: понятийный анализ. // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция: Сборник. М., 1992.
115. Станиславский К. С. Из записных книжек. Т.1 1888 - 1911. - М.: Всероссийское театральное общество, 1986.
116. Столович Л. Н. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности. - М., 1985.
117. Тагильцева Н. Искусство в развитии самосознания детей // Искусство и образование, 2002. № 1 (19). с. 14-18.
118. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. Москва - Воронеж: МОДЭК, 1966.
119. Узнадзе Д. Н. Теории установки. / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. — Москва Воронеж: МОДЭК, 1996.
120. Фельдштейн. Д. И. Психология развивающейся личности. Москва — Воронеж: МОДЭК, 1996.
121. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
122. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1987.
123. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
124. Хараш А. У. «Другой» и его функции в развитии «Я». // Общение и развитие психики: Сб. научных трудов. М., 1987.
125. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000.
126. Чурюмова Е. Ю. Развитие адаптационного потенциала личности как аспект становления ее субъектности. М., 2002.
127. Шведерский А.С. Можно ли научить тому, чему нельзя научить? // Диагностика и развитие художественной одаренности: Сборник. СПб., 1992.
128. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 1999.
129. Шмальгаузен И. И. Пути и закономерности эволюционного процесса: Избранные труды. М., 1983.
130. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Москва — Воронеж: МОДЭК, 1996.
131. Щеглов А. Раневская. Фрагменты жизни. М.: Захаров, 1998.
132. Эдвард де Боно. Латеральное мышление. СПб.: ПИТЕР, 1997.
133. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
134. Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996.
135. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, 1985, № 6. — с. 34 37.
136. Taifel H., Turner J. С. The social identity theory of intergroup behavior// Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.