Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шипилкина, Татьяна Анатольевна

  • Шипилкина, Татьяна Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Пенза
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 167
Шипилкина, Татьяна Анатольевна. Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пенза. 2001. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шипилкина, Татьяна Анатольевна

ГЛАВА 1. Проблема организации учебной деятельности и развития творческой активности учащихся в педагогической теории и практике.

1.1. Проблема развития творческой активности младших школьников в психолого-педагогической литературе.

1.2. Психолого-педагогические основы развития творческой активности младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

1.3. Проблема использования различных форм учебной деятельности и их целесообразных сочетаний в психолого-педагогической литературе.

1 . • 1 N.

ГЛАВА 2. Развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки на основе сочетания форм учебной деятельности.

2.1. Музыкальная деятельность младших школьников в условиях индивидуальных, групповых и фронтальных форм.

2.2. Педагогический эксперимент по развитию творческой активности младших школьников на уроках музыки на основе сочетания форм учебной деятельности.

2.3. Педагогические условия реализации оптимального сочетания форм учебной деятельности, направленного на развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников»

В современной педагогической науке неуклонно возрастает интерес к проблеме развития творческой активности личности. Это связано с тем, что в новых социально-экономических условиях произошла переоценка представлений о наиболее желательных, социально значимых качествах личности: самостоятельности, инициативе, новаторстве, определяющих движение к прогрессу в жизни общества. Соответственно повышенное внимания к задачам творческого развития личности обрело особое значение и в общеобразовательной школе, где закладывается фундамент общей способности личности к творческому самовыражению. Поэтому задача всестороннего педагогического содействия саморазвитию и творческой самореализации учащихся должна оказаться в центре воспитательно-образовательной деятельности современной школы.

В связи с этим в современной педагогической теории должны происходить существенные изменения в определении условий, содержания и методов работы по активизации творческого потенциала личности младших школьников.

Философские и психолого-педагогические аспекты данной проблемы представлены в исследованиях Н.А.Бердяева, J1.С.Выготского, В.В.Давыдов, М.С.Когана, В.А.Кан-Калика, Я.А.Пономарева, С.JI.Рубинштейн, Г.И.Щукиной, Д.Б.Эльконина и др.

В контексте работ Е.А.Ануфриева, В.Г.Афанасьева, Л.П.Буевой, Г.М.Гака, Б.М.Кедрова, А.Г.Спиркина, Г.Н. Филонова и др. творческая активность выступает как высшая форма проявления активности личности.

Существенное значение для исследования проблемы представляют труды Б.Г.Ананьева, М.С.Бернштейна, Д.Б.Богоявленской, А.В.Брушлинского, П.Я.Гальперина, В.З.Когана, Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской, О.К.Тихомирова,

Т.И.Шамовой, М.Г.Ярошевского и др., в которых раскрыта сущность творческого процесса и установлены возможности развития творческой активности в различных видах деятельности: учебно-познавательной (Ш.А.Амонашвили, Н.А.Половникова, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицина, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.), художественной (Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, Б.М.Неменский, Б.М.Теплов и др.) и т.д. В исследованиях этих авторов особое значение придается активной деятельности, стимулированию способностей личности к творчеству, определяются качества творческой личности и раскрывается механизм творчества.

Развитие творческой активности личности в коллективе и коллективной деятельности изучалось Ю.П.Азаровым, В.А.Караковским, И.Б.Первиным, В.В.Полукаровым и др. Исследователи акцентируют внимание на том, что ориентация коллективной деятельности на интересы, способности и умения каждого члена коллектива способствуют формированию творческой индивидуальности личности.

Анализируя уровень теоретической разработанности проблемы в педагогической теории, нельзя не отметить большие достижения в области познания ее методологических основ. Однако следует согласиться с мнением Н.Б.Берхина, А.Н.Лука, О.В.Лобовой о том, что современные исследования в области творческой активности школьников имеют тенденцию повышенного интереса к формированию данного качества в процессе изучения естественно -научных дисциплин и значительно меньше - в области музыкального образования.

Проблема развития творческой активности младших школьников на уроках музыки явилась основным объектом внимания в данной диссертации.

Вопросы творческого развития личности, ее музыкально-эстетического воспитания в условиях массового музыкального образования решались на основе анализа научных трудов Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Б.В.Асафьева, Л.А.Баренбойма, Н.А.Ветлугиной, Н. Л. Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, Н.А.Терентьевой, В.Н.Шацкой, Л.В.Школяр и др. Конкретизируя задачи развития творческой активности учащихся на уроках музыки, авторы указывают на необходимость специального стимулирования у детей ассоциативного мышления, творческой фантазии, стремлений к импровизационной деятельности и продуктивному самовыражению.

Решение этих задач, на наш взгляд, необходимо начинать с младшего школьного возраста, который является наиболее благоприятным для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, активность.

Педагогической теорией и практикой доказано, что в младшем школьном возрасте сильное влияние на формирование личности оказывает музыкальное искусство (Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр и др.). В связи с этим встает задача поиска новых педагогических условий, способствующих развитию творческой активности младших школьников на уроках музыки. Одним из таких условий, на наш взгляд, является оптимальное сочетание форм учебной деятельности учащихся на уроках музыки.

Организационные формы учебной деятельности школьников в их взаимосвязи и взаимозависимости рассмотрены в трудах Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского, Х.Й.Лийметса, М.Н.Скаткина и др. Рядом авторов (Т.М.Николаева, В.П.Тарантей, И.М.Чередов и др.) раскрыт механизм взаимодействия форм учебной деятельности на материале учебных предметов 5-х-11-х классов. На примерах начальных классов проблему рассматривают В.А.Выхрущ, Т.В.Кружилина, ИН.Турро, Н.В.Тупарева, Э.А.Фарапонтова и др.

Вместе с тем вопросы сочетания форм учебной деятельности на уроках музыки решаются недостаточно эффективно, без учета индивидуальных музыкально-творческих способностей, интересов и склонностей учащихся; недостаточно исследованы возможности сочетания различных форм учебной деятельности в развитии творческой активности младших школьников на уроках музыки.

Анализ опыта работы учителей музыки г. Пензы и Пензенской области показал, что большинство из них используют на уроках в основном фронтальные и индивидуальные формы учебной деятельности. Многие учителя не могут обосновать выбор и отдать предпочтение той или иной форме обучения. В музыкально-педагогической литературе недостаточно разработаны педагогические возможности форм учебной деятельности и их сочетаний, неясны педагогические условия эффективности развития творческой активности младших школьников на уроках музыки.

Таким образом, назрело противоречие между потребностью школы в усилении развивающейся направленности уроков музыки, потребностью учащихся активно и деятельностно осваивать произведения искусства, с одной стороны, и отсутствием у педагогов навыков организации музыкальной деятельности, способствующей развитию творческой активности младших школьников, с другой стороны.

Актуальность данной проблемы, необходимость ее решения в условиях начальной школы определили выбор темы настоящего исследования: «Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников».

Цель исследования состоит в разработке педагогических условий эффективного развития творческой активности младших школьников на уроках музыки на основе сочетания форм учебной деятельности.

Объект исследования: творческая активность младших школьников в педагогически организованной учебной деятельности.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности младших школьников на уроках музыки.

Гипотеза исследования: оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки будет способствовать эффективному развитию творческой активности младших школьников, если:

- выявлены ведущие компоненты, показатели и уровни творческой активности младших школьников;

- реализована педагогическая модель развития творческой активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебной деятельности, включающая диагностический, организационный и формирующий "блоки" - этапы и обеспечивающая целенаправленную организацию процесса развития творческой активности младших школьников;

- выявлены и охарактеризованы педагогические условия эффективности сочетания различных форм учебно-музыкальной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить ведущие компоненты, показатели и уровни развития творческой активности младших школьников на уроках музыки.

3. Разработать педагогическую модель развития музыкально-творческой активности младших школьников и определить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.

4. Определить педагогические условия эффективного развития творческой активности на основе оптимального сочетания форм учебной деятельности на уроках музыки.

5. Разработать методические рекомендации для учителей музыки по развитию творческой активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют: положения современной философии о необходимости гуманизации педагогического процесса, субъектности всех его участников (Е.А.Ануфриев, В.П.Зинченко и др.); о деятельности как активной форме преобразований и о человеке как субъекте деятельности (Л.С.Выготский, А.НЛеонтьев, А.В.Петровский и др.); а также положения психологии, педагогики и искусствоведения, раскрывающие закономерности творческой деятельности младших школьников. Принципиальное значение для нашего исследования имели труды в области общей и специальной (музыкальной) психологии по проблеме творческого развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др.), теории обучения (Ю.К.Бабанский, Л.В.Занков, Х.ИЛийметс и др.), общие и частные вопросы музыкальной педагогики (Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, Н.А.Терентьева, Л.В.Школяр и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы и массового педагогического опыта, наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках музыки с целью изучения условий и средств развития творческой активности младших школьников в процессе различного сочетания форм учебной деятельности, анкетирование, тестирование, анализ музыкально-творческих работ учащихся, опытно-экспериментальная работа, обобщение собственного опыта работы в качестве учителя музыки и преподавателя вуза, статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных.

Исследование проводилось в течение 1993-2001 г.г. на базе школ №32, №72, № 58 г. Пензы и многопрофильной гимназии при ПГПУ им. В .Г. Белинского и включало три этапа:

Первый этап - поисковый (1993-1995г.г.). Изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение основных теоретических положений работы, анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике, определение темы исследования и формулировка научного аппарата, подготовка к проведению формирующего эксперимента.

Второй этап - опытно-экспериментальный (1995-1999г.г.). В ходе опытно-экспериментальной работы определялись содержание, структура, специфика творческой активности младших школьников и особенности ее формирования и развития на уроках музыки; проводился констатирующий эксперимент с целью выявления у детей уровней творческой активности и динамики ее изменения в процессе различного сочетания форм учебной деятельности на уроках музыки; проверялась гипотеза исследования, проводился формирующий эксперимент.

Третий этап - обобщающий (1999-2001 г.г.). Завершение формирующего эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение его результатов, уточнение основных выводов и методических рекомендаций, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: уточнено понятие творческой активности младших школьников в процессе музыкальной деятельности; раскрыты основные компоненты, показатели и уровни развития музыкально-творческой активности младших школьников на уроках музыки; разработана и экспериментально проверена педагогическая модель развития творческой музыкальной активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебной деятельности; определены педагогические условия реализации оптимального сочетания форм учебной деятельности, направленных на развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями определены, экспериментально проверены и подтверждены в практике учебно-воспитательной работы педагогические условия развития творческой активности младших школьников на уроках музыки. Исследование сочеталось с разработкой научно-методических рекомендаций для учителей музыки, студентов педагогических вузов по развитию творческой активности младших школьников на уроках музыки. Создана и прошла опытную проверку программа спецкурса, в которой нашли отражение теоретические выводы и рекомендации автора.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе теории и методики музыкального образования преподавателями педагогических вузов и колледжей.

Достоверность научных результатов исследования определяется современным методологическим подходом при определении исходных теоретических позиций; применением системы методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам, логике исследования; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций; подтверждением результатов в ходе их апробации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры педагогики и кафедры музыки и методики ее преподавания Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, на научно-практической конференции, посвященной 60-летию Пензенского государственного педагогического университета (1999г), на межвузовской научной конференции, посвященной 25-летию факультета начальных классов 111 НУ им. В.Г.Белинского (2000г.), на Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века» (С.-Петербург, 2001 г).

Материалы исследования внедрены в практику учебно-воспитательного процесса средних школ №32, 72, 58 г. Пензы, многопрофильной гимназии при ПГПУ им. В.Г.Белинского; использовались при чтении спецкурса и курса теории и методики музыкального образования на факультете начальных классов ПГПУ им. В.Г. Белинского.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностная характеристика творческой активности младших школьников в процессе музыкальной деятельности.

2. Компоненты, показатели и уровни развития творческой активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебно-музыкальной деятельности.

3. Педагогическая модель развития творческой активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебно-музыкальной деятельности.

4. Педагогические условия эффективного развития творческой активности младших школьников на основе оптимального сочетания форм учебно-музыкальной деятельности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шипилкина, Татьяна Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования по изучению эффективности влияния оптимального сочетания форм учебной деятельности на развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки позволили решить поставленные задачи и доказать выдвинутую гипотезу.

Анализ сформированное™ у детей младшего школьного возраста творческой активности позволяет констатировать, что дети этого возраста на доступном для них уровне проявляют данное качество.

Вместе с тем результаты проведенного исследования показывают, что музыкально-творческая активность у большинства младших школьников характеризуется относительно низким уровнем ее развития. Это проявляется, в частности, в несформированности эмоционально-положительного отношения к творческой деятельности, недостаточном владении навыками творческой деятельности, отсутствии направленности на собственно-творческую музыкальную деятельность.

В исследовании вместе с тем показано, что существует реальная возможность развития более высокого уровня музыкально-творческой активности у младших школьников. Это положение подтверждается, в частности, выявленным в исследовании целенаправленно повышенным уровнем развития творческой активности у некоторой части детей этого возраста. Об этом же свидетельствуют и результаты других исследований по данной проблеме.

Творческая активность младших школьников в музыкальной деятельности рассматривается в исследовании как качество, присущее самой личности, и как характеристика ее деятельности. Музыкально-творческая активность понимается нами как формирующаяся интегративная деятельная черта личности, характеризующаяся творческими проявлениями и выражающаяся в повышенном эмоциональном интересе к музыкальной деятельности, проявлении художественно-образного воображения; стремлении к самостоятельности и поиску нового в решении музыкально-творческих задач; в направленности на поиск нового в исполнительской деятельности, в процессе слушания музыки; в направленности на собственно-творческую музыкальную деятельность.

Процесс развития музыкально-творческой активности детей в условиях оптимального сочетания форм учебной деятельности характеризуется мотива-ционным и содержательно-операционным компонентами.

Мотивационный компонент включает в себя систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к музыкально-творческой деятельности школьников и предполагает наличие у них направленности на творческую деятельность, которая выражается в любознательности, потребности личности в знаниях, желании овладеть новыми способами деятельности, предпочитаемом виде деятельности, активности, инициативности, самостоятельности при выполнении заданий творческого характера.

Содержательно-операционный компонент призван обеспечить реализацию побуждений к музыкально-творческой деятельности школьников. Если мо-пгивационная сфера личности является своего рода стартовым механизмом музыкально-творческой активности, то ее фундаментом являются творческие способности - комплекс индивидуально-психологических особенностей, которые являются субъективными условиями выполнения творческой деятельности.

Для целенаправленного развития творческой активности младших школьников в процессе организации учебно-музыкальной деятельности в условиях оптимального сочетания ее форм в исследовании выделены показатели проявления названного качества. Это: эмоциональная отзывчивость на музыку; художественно-образное воображение; самостоятельность в музыкально-поисковой деятельности; направленность на собственно-творческую деятельность.

Анализ поведения детей по выделенным показателям позволил выявить качественную характеристику музыкально-творческой деятельности детей, имеющих разный уровень творческой активности.

Низкий" уровень музыкально-творческой активности характеризуется неярко выраженным характером эмоциональной отзывчивости и художественно-образного воображения, способностью осуществлять музыкально-поисковую деятельность лишь с активной помощью учителя и отсутствием направленности на собственно-творческую деятельность.

Средний" уровень: у учащихся широкие, но неустойчивые музыкальные интересы, яркий характер эмоциональной отзывчивости и художественно-образного воображения в отдельных видах музыкальной деятельности, способность сравнительно самостоятельно осуществлять музыкально-поисковую деятельность и определенная доля активности в собственно-творческой музыкальной деятельности.

Высокий" уровень музыкально-творческой активности характеризуется высокими показателями по всем выше обозначенным параметрам: у учащихся, обладающих данным уровнем, высоко развито воображение, эмоционально-образное выражение чувств и настроений, проявляется самостоятельность в выполнении заданий, увлеченность творческим процессом и его продуктивностью.

Объединение детей для совместной музыкальной деятельности должно происходить на основе уровня творческой активности. Комплектовать группы следует таким образом, чтобы в них входили дети с различным уровнем творческой активности, но при этом музыкально-творческие умения, которые проявляет ученик более высокого уровня творческой активности, были в зоне ближайшего развития школьника, имеющего более низкий уровень творческой активности. Состав группы не должен быть стабильным, так как у ребят возникает стереотип в отношениях. Если ребенок начинает достигать определенных результатов на каком-то этапе деятельности, то при организации нового творческого задания его следует включать в такую группу, в которой это качество проявится более ярко, ребенок сможет занять новую для него, более активную позицию.

Оптимальное сочетание форм и видов музыкальной деятельности определяется конкретным уровнем общих и музыкальных способностей учащихся, их интересами, потребностями, параметрами нового и известного в содержании урока музыки.

Опытно-экспериментальная работа показала, что помимо традиционных видов музыкальной деятельности, реализуемых в основных формах учебной работы, музыкально-ролевая игра, инсценировка и игра-драматизация, включающие в себя наиболее гибкое сочетание различных форм учебной деятельности, способствуют эффективному проявлению музыкально-творческой активности школьников. Именно в условиях такой организации урока у детей эффективно развивается эмоциональная отзывчивость, художественно-образное воображение, самостоятельность и увлеченность музыкально-творческим процессом.

В результате исследования представлена специально разработанная педагогическая модель, состоящая из трех «блоков»-этапов: диагностического, организационного, формирующего и обеспечивающая практическую реализацию оптимального сочетания форм учебной деятельности на уроках музыки как условия эффективного развития музыкально-творческой активности младших школьников.

В соответствии с этой моделью оправдала себя последовательность, в которой происходило развитие музыкально-творческой активности младших школьников на уроках музыки: 1) формирование у младших школьников положительного отношения к музыкально-творческой деятельности, музыкально-творческим ситуациям через организацию коллективной творческой деятельноста - ориентадионный этап; 2) формирование умений и навыков, необходимых для творческого решения эмоционально-образных проблемных ситуаций, творческих задач, поставленных в процессе музыкальной деятельности; приобретение опыта творческой деятельности через организацию на уроке групповых и индивидуальных форм приобщения детей к музыке - поисковый этап; 3) формирование творческой активности в процессе индивидуальной музыкально-творческой деятельности - творческий этап.

Было выявлено, что при выборе вариантов комбинирования различных форм учебно-музыкальной деятельности на уроке учителю необходимо: знание индивидуальных музыкальных особенностей, музыкального опыта каждого учащегося, их художественных интересов и предпочтений; понимание специфики учебного, в первую очередь музыкального, материала и направленность его содержания на творческое развитие личности учащегося; учет условий эффективности применения различных форм учебной деятельности в соответствии с художественно-дидактической целью и методами, средствами организации музыкального обучения и воспитания, которые применяются в данном конкретном классе.

В исследовании показано, что положительный педагогический эффект в развитии творческой активности младших школьников в процессе оптимального сочетания различных форм учебно-музыкальной деятельности дает соблюдение следующих педагогических условий:

- направленность содержания музыкальной деятельности на творческое развитие личности младшего школьника, выражающаяся в создании эмоционально-образных ситуаций;

- использование комплекса игровых форм, реализующих личностно-ориентированный подход;

- сочетание форм учебной деятельности, адекватных решению педагогических задач по развитию творческой активности младших школьников на уроках музыки в реальном педагогическом контексте;

- готовность и подготовленность учителей музыки к организации музыкальной деятельности в условиях оптимального сочетания различных форм учебной деятельности.

Вместе с тем в процессе опытно-экспериментальной работы возник ряд вопросов, непосредственно касающихся анализируемой проблемы и требующих дальнейшего изучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шипилкина, Татьяна Анатольевна, 2001 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М., 1983.-112с.

2. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста: Сб. научных трудов /Свердловский педагогический институт. Свердловск, 1984. -18с.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. -М., 2000. -336с. (Б-ка учителя музыки).

4. Алиев Ю.Б. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. -М.: АПНСССР, 1982. -272с.

5. Альбуханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии //Психология личности и образ жизни. М., 1987. - С. 10-14.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. -335с.

7. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.- Т.1. -320с.

8. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: изд-во Казанского университета, 1988. -238с.

9. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1975. Вып. 10, С. 20-26.

10. Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1978. Вып. 10, С. 66-76.

11. Аристова Л.П. Активность учения школьников. -М.: Просвещение, 1968. -139с.

12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. -Л.: Музыка, 1973. -142с.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс /Книга первая и вторая/. -2-е изд. Л.: Музыка, 1971. -736с.

14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. -190с.

15. Бабий В.И. Развитие творческой деятельности младших подростков на занятиях музыкой в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Киев, 1986. 20 с.

16. Баренбойм Л.А. Выдающиеся советские музыканты просветители и развитие их традиций // Музыкальное воспитание в современном мире. -М., 1973. -С.150-160.

17. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. -Л.: Сов. композитор, 1979. -352с.

18. Баянкина З.В. Познавательные игры в коллективе как средство развития творческой активности подростков. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1986.- 19с.

19. Белая Н.Л. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе индивидуального обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1985. -22с.

20. Беленький В. Активность народных масс. -Красноярск, 1973. -98с.

21. Белобородова В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников //Музыкальное восприятие школьников /Под ред. М.А.Румер. -М., 1975. С. 6-35.

22. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1991.-319с.

23. Бердяев Н.А. Смысл истории. -М., 1990. 200 с.

24. Беркман Т.Л. Исполнительское творчество в художественном воспитании детей. -Известия /АПН РСФСР: 1947. Вып.11. - С. 91-96.

25. Бернштейн М.С. Психология научного творчества //Вопросы психологии. -1965.-№3.-С.156-164.

26. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. -270с.

27. Блинова М. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1976. Вып.11. - С. 22-23.

28. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -J1.: Музыка, 1974. -144с.

29. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2т.т. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979.1. Т.1. 304с. Т.2. - 399с.

30. Богословский В.В. Психология воспитания школьника: Учебное пособие для педагогических институтов /Под ред. Л.И. Щербакова. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. -164с.

31. Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности //Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. - 200с.

32. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. /Отв. ред. Б.М.Кедров. -Ростов на -Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983. -176с.

33. Бодунов М.В. Исследования соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ параметрами //Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М., 1982. С.57-82.

34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464с.

35. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1985.- 150с.

36. Брандель С. Дифференцированное обучение пению в первом классе общеобразовательной школы /Музыкальное воспитание в школе. -М, 1970. -Вып.6.

37. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. -192с.

38. Брюсова Н.Я. Детское музыкальное творчество //Искусство в школе. 1929. -№6-7.- С. 18-25.

39. Брюсова Н.Я. Программы и планы //Музыка в школе. -М., 1921. С. 29-31.

40. Будда А.А. Оптимальное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на основе учета их познавательных возможностей (на материале обучения гуманитарным предметам в 4 классе): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Киев, 1978. -17с.

41. Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении. М., 1975. - С. 32-42.

42. Вайнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. -187с.

43. Василькевич Х.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Автореф. дис. . канд. псих. наук. Киев, 1982, 19с.

44. Венчеренко Н.А. Диалектика творчества и образования //Философия, социология, педагогика: Материалы науч. конф. /Отв. ред. Д.Ф.Козлов. -М., 1984.-С.91-101.

45. Ветлугина Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях // Художественное творчество в саду. -М., 1974. -168с.

46. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М.: Просвещение, 1967. -414с.

47. Винат. Колгар. Звучание времени и зримое пространство в когнитивных стилях //Когнитивные стили. -Таллин, 1986.

48. Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников (на материале внеклассных музыкальных занятий в условиях школ полного дня): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980. 16с.

49. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1989. -253с.

50. Волков И.Г. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1990. -159с.

51. Вопросы методики музыкального воспитания детей. -М.: Музыка, 1975. -128с.

52. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -93с.

53. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. -№6. - С.63-64.

54. Выготский JI.C. Психология искусства. -М., 1968. -420с.

55. Выхрущ В.А. Оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1986. -18с.

56. Гадалова И.М. Формирование элементов творческой музыкальной активности у младших школьников: Автореф. дис. . канд пед. наук. -Киев, 1983. -21с.

57. Гаспарян Г.С. Теоретический анализ проявления интуиции в музыкальном творчестве: Автореф. дис. канд. псих. наук. -Киев, 1985. -15с.

58. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта //Психология мышления. М., 1965. -С.433-456.

59. Глубокова Е.Н. Коллективная творческая деятельность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Автореферат дис. канд. пед. наук. -J1, 1989. -16с.

60. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2т. /Пер. с франц. /Под ред. Г.Г.Аракелова. -М.: Мир, 1992. т.1. - 491с.

61. Головекая К.В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания / Известия /АПН РСФСР. Отделение педагогики. 1947. Вып.11. -С.43-53.

62. Голык Г.Г. Развитие композиторского искусства студентов в процессе дирижекских занятий на музыкально-педагогическом факультете. //Науч. труды. Куйбышев: КГПИ, 1975. - С.18-23. -Вып. 9.

63. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд.2. М.: МГУ, 1977. -247с.

64. Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема //Творчество и социальное познание: Сб. ст. /Под ред. А.М.Коршунова, С.С.Гольдентрихта. -М., 1982. С. 48-49.

65. Горюнова JI.B. Воспитание музыкального вкуса и развитие восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1975.- Вып. 10.-С.16-26.

66. Горюнова JI.B. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1972. -Вып.8. - С.49-59.

67. Грачев Г. Творчество, жизнь, искусство. М.: Детская литература, 1980. -143с.

68. Гришанович Н.Н. Приглашение к творчеству //Проблемы реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе. -Минск, 1990.

69. Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77с.

70. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения //Сов. педагогика. -1961. -№8.- С.32-42.

71. Демин М.В. Проблемы теории личности. -М.: Просвещение, 1977. -200с.

72. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. -М.: Просвещение, 1982.-319с.

73. Диденко С.В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Киев, 1987.-16с.

74. Дмитриева Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания //Музыкальное воспитание в школе. М., 1976. - Вып. 11. -С. 71.

75. Дмитриева Л.Г. Некоторые пути активизации и развития творческих сил учащихся первых вторых классов на уроках музыки. //Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. -М., 1974. -С.89-118.

76. Дмитриева Л.Г. Система творческий заданий в музыкальном воспитании младших школьников (на примере 1 кл.): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1979. 19 с.

77. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1982. -С. 96-111.- Вып. 15.

78. Добронравова О.В. Развитие художественно-творческой активности младших школьников аудиовизуальными средствами: Автореферат дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. - 19с.

79. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989. -159с.

80. Дябло Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкальное развитие первоклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Одесса, 1978. -17с.

81. Ермолаева Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. - 1975. -№ 5. - С. 166-170.

82. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. -М., 1961.

83. Жданова Т. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. М., 1979. - С. 37-49. - Вып 14.

84. Жуганов А.В. Молодой специалист: Путь к творческой зрелости. М.: Молодая гвардия, 1987. - 206с.

85. Заринь Д.В. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: Авто реф. дис. . канд. пед. наук. М., 1986. -16с.

86. Иванов В.В. Способы управления учебной работой школьников в условиях индивидуально -дифференцированного подхода: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Л., 1977. 20 с.

87. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. -М.: Педагогика, 1989. -208с.

88. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя: Из опыта работы /А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. -М.: Просвещение, 1991. -128с.

89. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы //Советская музыка. -1976. -№1. -С.26.

90. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. -М.: Педагогика, 1986. -192с.

91. Каломина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: МГУ, 1983.- 168с.

92. Калмыкова З.И. Проблемы индивидуальных различий в обучаемости школьников //Сов. педагогика. -1968. -№6. -С. 105-117.

93. Канищенко А.П. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1985. -19с.

94. Карпенко Л.А. Влияние размера ученической группы на успешность совместной познавательной деятельности //Вопросы психологии. -1984. -№1. -С. 71-75.

95. Кириллова К.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. -159с.

96. Кириллова Н.Н. Творческая активность личности как целостный процесс //Проблемы развития целостной личности /Отв. ред. С.С. Батенин. -Л.: ЛГПИ, 1986. -С.100.

97. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф. дис. докт. пед. наук, Л., 1983. 40с.

98. Кирсанова Л.А. Развитие творческой активности учащихся //Сов. педагогика. -1981. -№7. С.64-67.

99. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе). -М.: Знание, 1984. -96с.

100. Коган В.З. Понятие активности личности как категории социальной психологии //Некоторые проблемы личности. М., 1977. - 128с.

101. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред. И.Б.Первина. -М.: Педагогика, 1985. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

102. Коломенский Я.JT. Психология взаимоотношений в маленьких группах. -Минск: Изд-во БГУ, 1976. -136с.

103. Кончев Ю.Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: -Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Л., 1970. -18с.

104. Корсакова Е.И. Развитие группы как коллектива в условиях совместной деятельности. -Рига: Изд-во МИПКСНХ Латв.ССР, 1984. -47с.

105. Котляровская М.А., Штуден Л.Л. Приобщение к творчеству. -Новосибирск: Кн. Издательство, 1987. -125с.

106. Критский Б.Д. Формирование музыкальной интонации детей в процессе пения на уроке музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1973. -28с.

107. Крупнов А.И., Прядин А.П. К вопросу о понятии "активность"// Личность и деятельность: Тезисы докладов к 5 Всесоюзному Съезду психологов СССР. -М., 1977. -С.23-25.

108. Куликовская О.Б. Развитие творческих способностей личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе: Методика "Детский оперно-хоровой театр": Автореф. дис. . канд. псих, наук.-М., 1999.-20 с.

109. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. -М.: Знание, 1987. -37с.

110. Лазарев Н.Е. Творческие способности личности. Их структура и диагностика //Творчество, творческие способности т творческие методы в педагогической деятельности. Методическая разработка (Отв. за выпуск Т.В.Удовиченко. -Сумы, 1990. -С. 14-25.

111. Лебедева Г. Об утомляемости учащихся на уроках музыки во втором классе // Музыкальное воспитание в школе. 1976. -С.53. Вып. 11.

112. Левин В.А. Воспитание творчества. -М.: Знание, 1977. -64с.

113. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1969. -230с.

114. Лейтес Н.С. О психофизиологических основах активности //Вопросы психофизиологии, активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975. -С. 14-36. -Вып. 1.

115. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -186с.

116. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975.

117. Литвиненко О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 18с.

118. Лобова О.В. Формирование творческой активности младших школьников в процессе музыкально-эстетического воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1998. - 20с.

119. Лозовая В.И. Познавательная активность школьников: Спецкурс по дидактике: Уч. пособие для пед. ин-тов на укр. языке. Харьков: Основа, 1990. - 89с.

120. Лук Л.Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976. -144с.

121. Лысина Н.И. Творческая деятельность в музыкальном воспитании старших школьников //Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991. - С. 72-77.

122. Мадель Л.О. О природе и средствах музыки. -М.: Музыка, 1983. -72с.

123. Матюшкин A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении //Проблемы способностей в советской психологии. -М., 1984. -С. 18-24.

124. Моляко В.А. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. - № 5. -С. 86.

125. Мудрик А.В. Общение школьников. -М., 1987.

126. Музыкальное восприятие школьников./Под ред. М.А. Румер. -М.: Педагогика, 1975. -159с.

127. Мырсабеков А.Ж. Роль психологических факторов при обучении музыке в начальных классах общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. психол. наук, -Тбилиси. 1987. -20 с.

128. Мясгацев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи //Проблемы способностей. -М., 1962.

129. Науменко С.И. Индивидуально-психические особенности музыкальности //Вопросы психологии. 1982. -№5.

130. Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1992. -18с.

131. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии //Вопросы психологии. 1971. -№ 6. - С.13-26.

132. Нейгауз Г.Г. Учитель и ученик: Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М., 1982.

133. Нехаев В.И. О движущих силах творчества: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1971. -190с.

134. Николаева Т.М. Групповая работа на уроке.//Народное образование. 1970. -№12. -С.40-41.

135. Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. -17с.

136. Одаренные дети: /Пер. с англ. Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376с.

137. Патяко Г.И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М, 1996. 19 с.

138. Педагогическая энциклопедия. М., 1964. -Т.1. - С.61.

139. Петрушин В.И. Формирование у подростков музыкального творчества на ладогармонической основе: Автореф. дис. канд. пед.наук. -М, 1976. -26с.

140. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. -М.: Педагогика, 1972. -184с.

141. Пиличаускас А.А. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования: Автореф. дис. . канд. искусствовед. -Вильнюс, 1973. -27с.

142. Платон. Федр //Сочинения в 3-х т. -М. 1970. - Т.2. -С. 157-222.

143. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -Волгоград: Перемена, 1995.

144. Полякова Е.С. Учет индивидуальных особенностей учащихся в системе дифференцированного обучения музыке //Дифференциация обучения учащихся в городских школах. -Минск, 1990.

145. Полукаров В.В. Теоретические основы организации клубной деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1994. -76с.

146. Пономарев Я.С. Психология творчества и педагогика. М., 1976. - 339с.

147. Попова А.И., Литвинская И.Г. Об организации коллективных занятий // Начальная школа. -1990. -№ 8. С.38-41.

148. Порляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников //Нач. школа. -1992. 11-12. -С.25-29.

149. Психология процессов художественного творчества. -Л.: Наука, 1980. -285с.

150. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1978. -16с.

151. Рабунский Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1989. -50 с.

152. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991.

153. Ракова Г.Г. Формирование активности младших школьников в познавательно-музыкальной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 1999.

154. Ригина Г.С. Вокальная импровизация в 1 классе // Музыкальное воспитание в школе. М., 1978. - С.82-91. - Вып. 13.

155. Ригина Г.С. Музыкальное импровизирование как вид самостоятельной деятельности младших школьников. / Эстетическое воспитание в современной школе. -М., 1979. -С.91-98.

156. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. /Под ред. JI.B. Занкова. -М.: Просвещение, 1979. -159с.

157. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1940. - 596с.

158. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976. -416с.

159. Румер М. Активизация мышления на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе. -М., 1972. С.86-95. - Вып. 8.

160. Садоян Н.А. О некоторых наблюдениях над музыкальной импровизацией младших школьников. // Музыкальное воспитание в школе. М., 1976.- С.58. -Вып. 11.

161. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии //Дошк. восп. 1993. - № 10. - С. 69-72.

162. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М., 1980. С. 14-15.

163. Смирнов И. Познай себя в творчестве. -М.: Молодая гвардия, 1982. -175с.

164. Смыковская Т.К. Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера: Автореф. дис. . канд. пед.наук. Волгоград, 1994. -17с.

165. Содружество ученого и учителя: Л.В.Занков. Беседы с учителями; Работаем по системе Л.В.Занкова: Книга для учителя /Сост. М.В.Зверева, Н.К.Индик. -М.: Просвещение, 1991. 272с.

166. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: функции художественной деятельности. -М.: Просвещение, 1985. - 415с.

167. Суворова Г.Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке //Начальная школа. -1987. -№4. -С.54-59.

168. Сургаутайте В. И. Использование музыкальных инструментов на уроке //Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1971. -Вып.7.

169. Сухомлинский В.А. Человек неповторим // Избранные произведения. -Киев, 1960. Т.5. -С.94.

170. Сэт Э.К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета пед. института: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973. -21с.

171. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (На материале музыкального восприятия) М.: Наука, 1979. - 190с.

172. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др.-2-е изд. -М.: Флинта: Наука, 1999. -336с.

173. Теория эстетического воспитания /Отв. ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров. -М.: Искусство, 1979. -255с.

174. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М., 1985. - Т.1. - 335 с.

175. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания //Вопросы художественного воспитания. -М. -Л.,1947. -С. 16-19.

176. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств. М.: Прометей, 1990. - 184с.

177. Тихомиров O.K. Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975. 253с.

178. Тряпицина Л.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников /Науч. ред. И.Я.Лапина. -Л.: Издательство ЛГПИ,1989. -92с.

179. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика,1990. -192с.

180. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л.Ф.Ильчев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. -С.382, 640.

181. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающим / Пер. с англ. / Общая ред. и предисл. М.С.Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, - 1992. -511с.

182. Фоменко Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 16с.

183. Харламов И.Ф. Педагогика. -М.: Высшая школа, 1990. -576с.

184. Ходькова А.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6-7лет: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1974. -30с.

185. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. /Сост. О.А.Апраксина. -М.: Просвещение, 1987. -272с.

186. Художественное творчество и ребенок /Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1972. -287с.

187. Чередов И.М. О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках. -Омск, 1973. -136с.

188. Чередов И.М. Система форм организации обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1987. -152с.

189. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -160с.

190. Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности // Музыкальное воспитание в школе. -М., 1979. -Вып. 14.

191. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. -208с.

192. Шацкий С.Т. Что такое клуб? //Избр. пед. соч. в 2т.т., T.l. -М., 1980.

193. Штепенко В.В. Формирование творческой активности подростков в трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 17с.

194. Шевченко Г.П. Развитие творчески эстетической активности подростков //Сов. пед. -1985. -№2.-С.24-28.

195. Шевченко Т.И. Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1985. -16с.

196. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся //Педагогика и психология. -1988. -№ 8. 80 с. (Сер. «Знание»).

197. Щербаков Ю.И. Педагогическое руководство познавательной деятельностью младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980. -19с.

198. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988. 208с.

199. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству /Азбука музыкально-творческого саморазвития/Серия: У тебя получится/.-М.: Аквариум, 1997. -272с.

200. Яворский Б.Л. Из истории советского музыкального образования: Сб. материалов и документов. 1917-1927г.г. -М., 1969. С. 44.

201. Яворский Б Л. Статьи, воспоминания, переписка. -М.: Сов. композитор, 1972.-Т.1.-711с.

202. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971. -48с.

203. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. - 64с.

204. Якобсон СЛ. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969. -317с.

205. Яцыневич Л.А. Индивидуально дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся: Автореф. дис. . канд пед. наук. -Казань, 1981. - 21с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.