Развитие творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Коновалова, Светлана Александровна

  • Коновалова, Светлана Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 153
Коновалова, Светлана Александровна. Развитие творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2004. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Коновалова, Светлана Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Проблема развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования.

1.1. Психолого-педагогический анализ процесса развития творческой активности детей.

1.2. Сущность и специфика дополнительного образования детей.

1.3. Развитие творческой активности детей в системе музыкального образования.

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по развитию творческой активности младших школьников в условиях дополнительного образования.

2.1. Характер условий и организации опытно-поисковой работы по развитию творческой активности младших школьников. Содержание и результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

2.2. Реализация педагогической модели развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования.

2.3. Динамика развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования»

Актуальность проблемы и темы исследовании. Современный этап развития общества в России определяет новые подходы к обучению и образованию детей, обусловливает новые приоритеты воспитания личности. Среди последних - творческое развитие личности, необходимое для всех видов человеческой деятельности.

Развитие творческой активности ребенка происходит в процессе всего его обучения в разных образовательных институтах. 13 педагогической литературе представлены результаты исследований, посвященных различным аспектам развития детского творчества в системе основного образования (Ш.А.Амонашвили, А.И.Савенков, С.Д.Смирнов, и др.). Исследователями определена сущность педагогического творчества (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, и др.), отражены особенности процесса творческого развития (А.Ю.Козырева, А.И.Лук, Я.А.Пономарев, З^Л^иББ, А^.Ка^аге и др.), раскрыты возможности развития творческого потенциала ребенка (Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, Г.М.Цыпин, Е.Л.Яковлева и др.), обозначены основные компоненты творческой активности детей (М.М.Бахтин, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Т.Н.Щукина и др.).

Однако развитие творческой активности ребенка осуществляется не только в школьном обучении, но и в системе дополнительного образования, в разных видах и формах занятий, предлагаемых этой системой. Проблема развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования нашла свое отражение в работах В.А.Горского, П.А.Ковши., С.А.Шмакова, А.И.Щетинской и др. В исследованиях по проблеме дополнительного образования отражены особенности педагогического взаимодействия в условиях творческого процесса (О.С.Газман, Н.Б.Нвладова, Л.Г.Логинова и др.), определена сущность творческой деятельности детей (Э.И.Медведь, И.В.Соловьева, О.А.Шишова и др.), обозначены особенности индивидуального и коллективного детского творчества (А.Ф. Воловик, Т.С.Комарова и др.).

Дополнительное образование детей и России, удовлетворяющее актуальные потребности и интересы детей и содействующее развитию личности, осуществляется в разных видах учреждений. Эго - дворцы, дома или центры детского творчества, студии, специализированные школы, клубы и т.п. Дворцы, дома и центры детского творчества предоставляют условия для свободного выбора ребенком сферы творческой деятельности и обучения детей. Музыкально-художественное воспитание в данных видах учреждений наиболее востребовано детьми и их родителями. Различные его направления охватывают учащихся разных возрастных групп. При этом музыкальная деятельность детей, призванная развивать как художественную, так и музыкальную культуру ребенка, осуществляется в разных видах - в хоровом и сольном пенни, в исполнении на фортепиано музыкальных произведений и др.

В педагогике основного и допрофессионального музыкального образования широко освещается проблема развития творческой деятельности детей (Б.В.Асафьев, Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, М.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, К.В.Тарасова, Г.М.Цынин и др.), обозначаются психолого-педагогические условия творческого развития (В.И.Петрушин, В.Г.Ражников, Г.С.Тарасов и др.), выявляются методы развития творческой активности в условиях музыкальной деятельности (А.Н.Малюков, Г.С.Ригина, Л.В.Школяр и др.), обосновывается необходимость введения в учебно-воспитательный процесс творческих заданий и упражнений (Т.А.Боровик, Н.А.Горяева, П.РаБко и др.), раскрывается важность развития творческой инициативы детей (Л.А.Баренбойм, М.А.Котляревская, К.Орф, Б.М.ЕсКуагсЬ и др.), отражается специфика развития творческой активности на отдельных музыкальных занятиях (А.Д.Артоболевская, Е.Б.Лисянская, Б.И.Шеломов, Т.Б.Юдовина-Гальперина и др.).

Проблема развития творческой активности детей на музыкальных занятиях нашла свое отражение в работах исследователей и педагогов-практиков дополнительного образования. В них обосновывается значимость творческой активности детей для развития их музыкальных способностей, музыкальности и музыкальной культуры ('Г.Л.Жданова, Г.Г.Коломиец, И.Красильников, АЛ.Мальцев, М.Л.Фадеева и др.), выявляются психологические особенности развития музыкального творчества детей в процессе активной деятельности (Е.В.Леонова, Л.В.Поджарая), раскрывается роль творческой активности в культурном развитии детей (В.Л.Андреева, И.Е.Ьайтингер, Т.Л.Зайцева, А.И.Карманчиков, Е.Ю.Сафонова и др.), определяется влияние индивидуальных и творческих способностей на общее развитие ребенка и активное проявление творчества в музыкальной деятельности (Е.Вержуцкая, И.В.Еианеншикова и др.). Однако несмотря на интерес авторов к проблеме творческого развития детей на музыкальных занятиях, в их работах не прослеживается единый подход к развитию творческой активности детей в разных видах и формах музыкальной деятельности в условиях дополнительного образования, недостаточно обозначены принципы организации процесса развития творческой активности, не определены условия и методы, способствующие эффективному развитию творческой активности детей в разных видах и формах дополнительного образования. Налицо противоречия: между потребностью современного общества в личности, обладающей творческой активностью, и слабой разработанностью данной проблемы в педагогике, освещающей воспитательный процесс в условиях дополнительного образования;

- между необходимостью творческого развития личности ребенка в процессе музыкальных занятий и отсутствием единого педагогического подхода, значимого как для основного, так и для дополнительного образования;

- между необходимостью развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования и неразработанностью педагогической модели данного развития к практике дополнительного образования.

На основании анализа выявленных противоречий была определена проблема диссертационного исследования, которая состоит в развитии творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования (дворцы, дома и центры творчества).

Объект исследования - процесс развития творческой активности младших школьников в условиях дополнительного образования (дворцы, дома и центры творчества).

Предмет исследования - модель развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования (дворцы, дома и центры творчества).

Цель исследования - обоснование, разработка и опытно-экспериментальная проверка педагогической модели развития творческой активности младших школьников на музыкалыилх занятиях в условиях дополнительного образования (дворцы, дома и центры творчества).

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1. Развитие творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования возможно при реализации педагогической модели, состоящей из трех блоков: целевого, содержательно-деятельностного и организационно-деятельностного, - в основе которой заложен единый педагогический подход к организации и содержанию развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в разных видах музыкальной деятельности как в основном, так и в дополнительном образовании.

2. Основными показателями развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования, возможно, являются: мотивация к музыкально-творческой деятельности, навыки творческой деятельности и эмоциональная отзывчивость на произведения искусства.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития творческой активности детей в теории и практике дополнительного образования.

2. Уточнить определение «творческая активность детей».

3. Выявить основные показатели развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования.

4. Проверить результативность разработанной педагогической модели развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования (дворцы, дома и центры творчества).

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория творческой деятельности (Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Л.Н.Леонтьев,

С.Л.Рубинштейн и др.); концепция творческого развития детей (Д.Б.Богоявленская, П.К.Винокурова, А.А.Мелик-Пашаев, А.И.Савенков и др.); теоретические положения о сущности музыкально-творческой деятельности (В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, В.Г.Ражников, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин и др.); теория гуманистического подхода к воспитанию личности (Ш.А.Амонашвили, О.С.Газман, И.Я.Лернер, А.Маслоу, В.А.Сухомлинский и др.); концепция дополнительного образования (А.Ф.Воловик, В.А.Горский, Н.А.Коваль, Е.Н.Медынский, С.А.Шмаков, А.И.Щетинская и др.); теория творческого развития учащихся в процессе школьного музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев,

О.А.Аираксина, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр и др.).

В процессе исследования использонался комплекс методом: теоретические (изучение и анализ философской, исихолого-иедагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта, синтез, сравнение и моделирование), эмпирические (педагогическое наблюдение за музыкально-творческой деятельностью детей, методы исихолого-иедагогической диагностики — тестирование, анкетирование, беседы с детьми и родителями, опытно-поисковая работа, анализ документации, учебных занятий, программ, методических пособий, анализ учебных и творческих работ детей).

Исследование проводилось с 2000 по 2004 гг. и включало три этапа.

На нервом этане (2000 — 2001 гг.) проводился анализ философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, рассматривалось современное состояние теории и практики развития творческой активности детей и обобщался педагогический опыт в области дополнительного образования с целью выявления методологической основы и современных тенденций дополнительного образования. Определялись цели, задачи, гипотеза исследования и план опытно-поисковой работы. Проводилось констатирующее обследование развития творческой активности младших школьников и осуществлялась опытно-поисковая работа.

На втором этапе (2001 - 2003 гг.) уточнялся научно-теоретический аппарат исследования. Выявлялись основные показатели развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях, применимые к условиям дополнительного образования. Продолжалась опытно-поисковая работа, выявлялись методы и приемы воздействия педагога на учащихся, разрабатывался комплекс необходимых заданий, осуществлялась опытно-поисковая работа ио проверке степени их эффективности. Оформлялось основное содержание педагогической модели развития творческой активности детей.

На третьем этане (2003 - 2004 гг.) анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались полученные эмпирические данные, проверялись результаты исследования и осмысливалась теоретическая значимость опытно-поисковой работы. Осуществлялась онытно-поисковая работа по проверке эффективности разработанной педагогической модели. Формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление результатов работы.

Базой исследования явились учреждения дополнительного образования: Центр современного искусства (г. Екатеринбург), Дворцы и дома творчества учащихся (г. Екатеринбург, г. Курган, пос. городского типа Кетово Курганской обл.). В опытно-поисковой работе приняли участие 212 детей младшего школьного возраста указанных учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими позициями -соответствием содержания опытно-поисковой работы выдвинутой гипотезе и задачам исследования, применением теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных по содержанию задачам исследования; репрезентативностью результатов опытно-поисковой работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана педагогическая модель развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования, основу которой составляет единый педагогический подход к организации и содержанию развития детей в разных видах музыкальной деятельности как в основном, так и в дополнительном образовании.

2. Выявлена совокупность педагогических принципов, условий, методов и форм организации музЕЛкапьных занятий, обссЕЕечивающих эффективносп> развития творческой активности детей на музыкальЕЕЕ>Ех заЕ1ятиях в услоешях доееолееитсльееого образования.

3. Разработан комплекс творческих заданий, направленных на формирование мотивации детей к творческой деятельности и проявление творческой инициативы («Творческая головоломка»), па реализацию в музыкальной деятельности творческих задумок, идей и замыслов учащихся («Лаборатория творческих идей»), на развитие эмоционально-чувственной сферы детей («Коллаж эмоций, чувств и настроений»).

4. Выявлены показатели развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях, значимые в условиях дополнительного образования: мотивация к музыкально-творческой деятельности, навыки творческой деятельности и эмоциональная отзывчивость на произведения искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено определение творческой активности детей, обоснован единый подход к организации и содержанию процесса развития творческой активности детей на разных музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные программы и пособие но развитию творческой активности детей на музыкальных занятиях могут быть использованы специалистами в практике дополнительного музыкального образования и в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей музыки в высших и средних учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора, обсуждались на научно-практических конференциях: международных «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 2001), «Интеграция наук как методологический феномен художественного образования» (Воронеж, 2003); всероссийских «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 2000), «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2003),

Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» (Красноярск, 2003); межвузовских «Философия и наука» (Екатеринбург, 2002, 2003), а также конференциях студентов и молодых ученых УрГПУ «Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски» (Екатеринбург, 2002,2003, 2004).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая активность детей - это интегральное качество личности, представленное в творческой деятельности, стимулирующее потребность и инициативу ребенка в создании художественного продукта и включающее мотивацию, навыки творческой деятельности и эмоциональную отзывчивость.

2. Педагогическая модель развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования, основанная на едином педагогическом подходе к организации и содержанию развития детей в разных видах музыкальной деятельности как в основном, так и в дополнительном образовании, включает три блока: целевой, содержательно* деятельностныи и организационно-деятельностныи.

В первый блок входят основная цель и комплекс развивающих и формирующих задач.

Во второй - педагогические принципы (общедоступности, интереса, педагогической поддержки и природосообразности), содержание (задания, направленные на формирование мотивации детей к творческой деятельности и проявление творческой инициативы «Творческая головоломка», на реализацию в музыкальной деятельности творческих задумок, идей и замыслов учащихся «Лаборатория творческих идей», на развитие эмоционально-чувственной сферы детей «Коллаж эмоций, чувств и настроений»), методы (обобщение и размышление о музыке, сопоставление собственных жизненных эмоций с ♦ художественными, пластическое интонирование, моделирование художественно-творческого процесса).

В третий блок включены педагогические условия (добровольный выбор ребенком вида деятельности, создание на занятиях ситуации успеха), формы организации музыкальных занятий (уроки-игры, сказки, путешествия, творческие беседы, концерты, конкурсы, фестивали).

3. Основными показателями развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования являются: мотивация к музыкально-творческой деятельности, навыки творческой деятельности и эмоциональная отзывчивость на произведения искусства.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 173 источника, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Коновалова, Светлана Александровна

Выводы по материалам второй главы

1. Развитие творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования осуществляется в разных видах музыкально-исполнительской деятельности (хоровое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах и др.).

2. Сравнительная диагностика уровня развития творческой активности на начальном и итоговом срезах показала положительную динамику развития как в поисковой, так и в контрольной группе. Однако по результатам качественного и количественного анализа уровень развития творческой активности детей в поисковой и контрольной группах различен. Результаты развития творческой активности участников поисковой группы на итоговом этапе опытно-поисковой работы значительно выше, чем в контрольной группе, несмотря на то, что начальный уровень развития детей в контрольной группе но некоторым показателям был выше. Таким образом, значительная положительная динамика развития творческой активности детей поисковой группы подтверждает эффективность разработанной нами педагогической модели, которая использовалась в учебно-воспитательном процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы.

3. Педагогическая модель развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования, основанная на едином педагогическом подходе к организации и содержанию развития детей в разных видах музыкальной деятельности как в основном, так и в дополнительном образовании, включает три блока: целевой, содержательно-деятельностный и организационно-деятельностный.

В первый блок входят основная цель и комплекс развивающих и формирующих задач.

Во второй - педагогические принципы (общедоступности, интереса, педагогической поддержки и нриродосообразности), содержание (задания, направленные на формирование мотивации детей к творческой деятельности и проявление творческой инициативы «Творческая головоломка», на реализацию в музыкальной деятельности творческих задумок, идей и замыслов учащихся «Лаборатория творческих идей», на развитие эмоционально-чувственной сферы детей «Коллаж эмоций, чувств и настроений»), методы (обобщение и размышление о музыке, сопоставление собственных жизненных эмоций с художественными, пластическое интонирование, моделирование художественно-творческого процесса).

В третий блок включены педагогические условия (добровольшлй выбор ребенком вида деятельности, создание на занятиях ситуации успеха), формы организации музыкальных занятий (уроки-игры, сказки, путешествия, творческие беседы, концерты, конкурсы, фестивали).

133

Заключение

Теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Изучение состояния проблемы развития творческой активности детей в теории и практике общего образования позволило выявить необходимость создания педагогической модели, основанной на едином подходе к организации и содержанию процесса развития творческой активности детей в разных видах музыкальной деятельности.

2. Творческая активность детей - это интегральное качество личности, представленное в творческой деятельности, стимулирующее потребность и инициативу ребенка в создании художественного продукта и включающее мотивацию, навыки творческой деятельности и эмоциональную отзывчивость.

3. Педагогическая модель развития творческой активности детей на музыкальных занятиях, основанная на едином педагогическом подходе к организации и содержанию процесса развития творческой активности детей в разных видах музыкальной деятельности как в основном, так и в дополнительном образовании, включает три блока: целевой, содержательно-деятельностный и организационно-деятельностный.

В первый блок входят основная цель и комплекс развивающих и формирующих задач.

Во второй - педагогические принципы (общедоступности, интереса, педагогической поддержки и природосообразности), содержание (задания, направленные на формирование мотивации детей к творческой деятельности и проявление творческой инициативы «Творческая головоломка», на реализацию в музыкальной деятельности творческих задумок, идей и замыслов учащихся «Лаборатория творческих идей», на развитие эмоционально-чувственной сферы детей «Коллаж эмоций, чувств и настроений»), методы (обобщение и размышление о музыке, сопоставление собственных жизненных эмоций с художественными, пластическое интонирование, моделирование художественно-творческого процесса).

В третий блок включены педагогические условия (добровольный выбор ребенком вида деятельности, создание на занятиях ситуации успеха), формы организации музыкальных занятий (уроки-игры, сказки, путешествия, творческие беседы, концерты, конкурсы, фестивали).

4. Основными показателями развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования являются мотивация к музыкально-творческой деятелЕ.ности, навыки творческой деятельности и эмоциональная отзывчивость на произведения искусства.

5. Опытно-поисковая работа доказала, что предлагаемая педагогическая модель является эффективной для развития творческой активности детей на музыкальных занятиях.

Диссертационное исследование создает предпосылки дальнейшего изучения проблемы развития творческой активности детей в иных возрастных группах и не только в музыкальной, но и в других видах творческой деятельности в условиях дополнительного образования.

135

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Коновалова, Светлана Александровна, 2004 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. - 111 с.

2. Алиева Л.В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования // Внешкольник. 2004. -№ 4. — С. 5 — 8.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! М.: Просвещение, 1988. — 208 с.

4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования основанной на принципах гуманистической педагогики. М.: Изд-во Дома Шалвы Амонашвили, 1998. 75 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.

6. Апраксина O.A. О деятельности А.Л.Маслова // Из истории музыкального воспитания / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — С. 63 — 65.

7. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Просвещение, 1967. - 183 с.

8. Аристотель. Поэтика. М.: Гос. из-во худож. литературы, 1957. — 184 с.

9. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор, 1992.— 103 с.

10. Ю.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка 1973. - 144 с.

11. I.Acmojiob А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 151 с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект // Избр. пед. тр. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

13. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Советский композитор, 1979.- 352 с.

14. М.Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

15. Безбородова Л.Л., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М.: Академия, 2002. - 416 с.

16. Белкин A.C. Педагогика детства. (Основы возрастной педагогики). — Екатеринбург: Сократ, 1995.- 15 с.

17. П.Белкин A.C. Ситуация успеха. Книга для учителей. Екатеринбург. 1997. -185 с.

18. Бергсон А. Творческая революция. М.; СПб.: Русская мысль, 1914. -332 с.

19. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 446 с.

20. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. — М.: Искусство, 1994. Т. 1. 542 с.21 .Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 475 с.

21. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. - 189 с.

22. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. — 1976. — JVu 4. — С. 69-79.

23. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002. 320 с.

24. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.

25. Большакова Л.А. Развитие творчества (креативных способностей младших школьников) // Завуч начальной школы. 2001. - № 5. — С. 39 -42.

26. Борзова В.А., Борзов A.A. Развитие творческих способностей у детей. -Самара: Дом печати, 1994. 315 с.

27. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио в подготовительном, первом и втором классах детской музыкальной школ ел: Метод. рекомеЕЕдации. Минск, 1986. - 56 с.

28. Бруднов Л. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей // Воспитание школьников. 1994. - № 5. - С. 2 - 4.

29. Бурно М.Л. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-364 с.

30. ЗКБухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие для студентов факультетов начального образования. Урал. гос. иед. ун-т. — Екатеринбург, 2002. 106 с.

31. Вейс П.Ф. Музыкальный букварь. M.; JI.: Музыка, 1966. - 84 с.

32. Вендрова Т.Е. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. — 1993. — № 1. С. 61 — 64.

33. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: В 2 т. М., 1911.-231 с.

34. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -415 с.

35. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. — М.: Педагогический поиск, 1999.- 144 с.

36. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. 144 с.

37. Воротникова E.H. К оценке деятельности преподавателя учреждений дополнительного образования (на примере детской музыкальной школы) // Школьные технологии. 2003. -№ 2. - С. 211 - 216.

38. Воспитатели и дети: источники роста: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. / Под ред. В.А. Петровского. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 155 с.

39. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.-93 с.

40. Гавришина Г.В. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла: Автореф. дис. канд. иед. наук. Вологда, 2000. - 19 с.

41. Газман О.С. Педагогика свободы: пути в гуманистическую цивилизацию XXI в.: Новые ценности образования. М., 1996. - № 6. - С. 29.

42. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу — с игрой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.-96 с.

43. Гаустов P.A., Лобейко Ю.А., Трухачев В.И. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии. М.: Илскса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 544 с.

44. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. — Т. 3. - 621 с.

45. Герасимова Н.Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии: Автореф. дис. канд. иед. наук. М., 2000. - 18 с.

46. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. под общ. ред. Ю.П.Адлера. М.: Прогресс, 1976. -495 с.

47. Голованов В.П. Сущность, функции, тенденции развития в дополнительном образовании детей //Дополнительное образование. -2004.- №5. с. 12-16.

48. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование.-2003. №2.-С. 29-34.

49. Горский В.А., Ходунова Л.Н. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Дополнительное образование. 2003. - №3. - С. 20 - 29.

50. Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики: Учеб. пособие. -Екатеринбург: УрГПУ, 2003. 305 с.

51. Данилов М.Л. Основы дидактики / Под ред. Б.П. Есииова. М.: АПН РСФСР, 1967.- 367 с.

52. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. -СПб.: Речь, 2002.-176 с.

53. Диагностика детской одаренности и развитие творческих способностей у детей / Сост. Д.Б. Годовиков. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, Учебно-методическое объединение, 1995. — 15 с.

54. Диагностика музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста: Метод. матер, к спецкурсу «Одаренные дети». Сост. С.Д.Давыдова / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. - 35 с.

55. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.

56. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. - 240 с.

57. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1990. 399 с.

58. Доиолнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. М.: Владос, 2000. - 256 с.

59. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -368 с.

60. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Владос, 2003. - 192 с.

61. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова H.H. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Владос, 2002. - 352 с.

62. Епанишникова И.В. Развитие творческих способностей детей в музыкальном объединении «Гармония» //Дополнительное образование. -2004.-№7. с. 34-35.

63. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

64. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.69.3анков Л.В. Сотрудничество ученого и учителя. М.: Просвещение, 1991. -212с.

65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

66. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990. - 608 с.

67. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

68. Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1966. - Т. 5. - 564 с.

69. Караманчиков А.И. Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности учащихся // Дополнительное образование. 2004. - № 7. - С. 5 - 8.

70. Кашекова И. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания // Искусство в школе. 2004. - № 5. - С. 7 - 10.

71. Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан, ун-т, 1982. - 224 с.

72. Кирюшин В. Сказка о длинной и глупой жирафе, октаве и других интервалах. М.: Библиотека музыкального мифа, 1992.-21 с.

73. Коваль H.A. Педагогика внешкольного образования. Оренбург, 1993. -61 с.

74. Комарова Т.С., Савенков Л.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

75. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 84 с.

76. Котляревская М.А., Штуден JI.JI. Приобщение к творчеству. -Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1987. 128 с.

77. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980.-272 с.

78. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии / Сост. Ю.Н. Олейник. -М.: Наука, 1997.-446 с.

79. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,1975.-304 с.

80. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

81. Лиипс Т. Самосознание. М.: Мысль, 1989. - 503 с.

82. Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. - 210 с.

83. Лобова А.Ф., Дмитриев В.А. Развитие творческой направленности детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. - 162 с.

84. Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М.: Политиздат, 1989. 366 с.

85. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

86. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М.: Просвещение,1976.- 173 с.

87. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. — Чебоксары: Клио, 1996.-46 с.

88. Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса: В 7 т. М.: Просвещение, 1958. - Т.5. - 354 с.

89. Макарова Е.Г. Освободите слона (Воспитание средствами искусства). -М.: Знание, 1985.-80 с.

90. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999.-256 с.

91. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

92. Маркова М.К., Матис Т.Л., Орлов Л.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 191с.

93. Маслоу Л. Мотивация и личность / Пер. с англ. Л.М. Титлыбаевои. — М.: Евразия, 1999.-478 с.

94. Матюшкин Л.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33.

95. Матюшкин Л.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 208 с.

96. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учеб. пособие. М.: Центр гуманистической литературы «РОИ», 2002. — 48 с.

97. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — 254 с.

98. Медынский E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М., 1918.-288 с.

99. Медынский E.H. Энциклопедия внешкольного образования: В 2 т. — М., 1923. -Т.1. 138 с.

100. Медынский E.H. Энциклопедия внешкольного образования: В 2 т.-М., 1923. Т. 1. — 151 с.

101. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.

102. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская 3.11. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. — М.: Педагогика, 1987.— 144 с.

103. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Что такое художественные способности? // Семья и школа. 1982. - № 10. - С. 39 - 42.

104. Милынтейн Я.И. К.Н.Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка, 1965. — С. 141 — 166.

105. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л.Яворского и его учеников // Из истории музыкального воспитания / Сост. O.A. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990.-С. 113-120.

106. Мудрик A.B. Воспитание учащихся общеобразовательной школы средствами дополнительного образования // Материалы городской научно-практической конференции «Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования». — М., 1996. — С. 56 63.

107. Мудрик A.B. Социализация и воспитание. М.: Педагогика, 1997. -273 с.

108. ИЗ. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. нед. учеб. заведений / Под ред. Л.В.Школяр. — М.: Академия, 2001. -232 с.

109. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.-84 с.

110. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1967. -298 с.

111. Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой. М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 296 с.

112. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. -СПб.: Азбука, 1996.-333 с.

113. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Метод, рекомендации. -М.: ЛРКТИ, 2002.-224 с.

114. О состоянии и перспективах развития дополнительного образования детей в Российской Федерации в 1993-1996гг. // Воспитание школьников. 1994.- № 1.-С. 61-63.

115. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Лзъ, 1994.-928 с.

116. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. В 2 т. - М.: Педагогика, 1981. -Т.2.-486 с.

117. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

118. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. -384 с.

119. Платон. Сочинения в 3-х томах. М.: Мысль, 1970. — Т.2. 611с.

120. Поджарая A.B. Психолог-музыкант педагогу-музыканту // Дополнительное образование. - 2004. - № 1. - С. 52 -53.

121. Покотило O.A. Жизнь музыки: музыкальный процесс как целостное образование. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. — 152 с.

122. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

123. Проблемы диагностики умственной активности учащихся / Под. ред. З.Н.Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. - 207 с.

124. Программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов /Ред. Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова, Б.П.Юсов. М.: Искусство, 2001. - 40 с.

125. Психология музыкальной деятельггости: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпииа. М.: Академия, 2003. - 368 с.

126. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / Под ред. О.П.Радыновой. М.: Просвещение: Владос, 1994.-223 с.

127. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.-96 с.

128. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. - 181с.

129. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. — М.: Прогресс, 1997.-480 с.

130. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая Российская педагогическая энциклопедия, 1993. — Т.1.-Л.-М.

131. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.

132. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве // Из истории музыкального воспитания / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — С. 109-113.

133. Руссо Ж.Ж. Избранное: главы и отрывки из сочинений / Сост. И.Верцман. М.: Детская литература, 1976. - 190 с.

134. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.

135. Савенкова Л.Г. Интеграция в художественной педагогике ИЗО // Искусство в школе. 2004. - № 5. - С. 4 - 7.

136. Самакаева М.Ю. Эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений как метод развития осознанного восприятия музыки у старшеклассников: Метод, рекомендации / Сверд. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1981. 17 с.

137. Сафонова ЕЛО. Вместе с детьми но ступенькам творческого роста //Дополнительное образование. 2004. - № 7. - С. 36 - 40.

138. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. нед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 128 с.

139. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. — 304с.

140. Совершенствование процесса дополнительного образования детей в современных условиях / Под ред. С.В.Сальцевой, А.И.Щетинской. -Оренбург, 1997.- 101 с.

141. Соловейчик СЛ. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. М.: Детская литература, 1989. — 367 с.

142. Степанов В. Дополнительное образование в системе единого образовательного пространства // Детское творчество. 2004. - № 2. - С. 2-5.

143. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 269 с.

144. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рядянская школа, 1969.-247 с.

145. Тагильцева П.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. - 62 с.

146. Тагильцева Н.Г. Развитие самосознания младших школьников на уроках музыки / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. - 67 с.

147. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: (педагогическая наука реформе школы) / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. -176 с.

148. Творческий процесс и художественное восприятие. JI.: Наука, 1978.- 163 с.

149. Теплов Б.Н. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947.-335 с.

150. Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. - 184 с.

151. Толстой JI.H. Педагогические сочинения / Сост. И.В. Вейкшан. — М.: Педагогика, 1989. 544 с.

152. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. /Редкол.: М.И.Кондаков и др. - М.: Педагогика, 1988.

153. Федорович E.H. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов: Учеб. пособие /Урал. гос. иед. ун-т. -Екатеринбург, 1998. 80 с.

154. Фшнелева А.И. Развитие творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях но курсу «Художественная культура Урала»: Автореф. дис. канд. иед. наук. Екатеринбург4, 2001. — 20 с.

155. Фрейд 3. Психоанализ и культура Леонардо до Винчи. — СПб.: Алетейя, 2000. 296 с.

156. Ходырева Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении: Автореф. дис. канд. иед. наук. Киров, 1998.- 21 с.

157. Хуторской A.B. Развитие одаренных школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Владос, 2000. — 320 с.

158. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.

159. Шеломов Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе: Метод, пособие для педагогов музыкальных школ. — СПб.: Композитор, 2000.-224 с.

160. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. М.: Педагогика, 1998. -64 с.

161. Шопенгауэр Л. Мир как воля и представление. — Минск: Литература, 1998.- 1408 с.

162. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979.- 160 с.

163. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов. М.: Аквариум ЛТД, 1999. -272 с.

164. Юдовина Гальперина Т.Б. За роялем без слез или Я — детский педагог. - СПб.: Союз художников, 2002. - 240 с.

165. Яковлева EJI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. — 1994. -№5.-С. 37-42.

166. Sandra W. Russ and Astrida Seja Kaugars. Emotion in Children's Play and Creative Problem Solving // Creativiti Research Journal. 2000-2001. -№2.- P. 211 -219.

167. Play//Social Contexts of Development. 1998. P. - 480 - 505.

168. Daniel Fasko. Education and Creativity // Creativiti Research Journal. -2000-2001.- №3.- P. 317-327.1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

169. Ваше образование (среднее, высшее и т.д.).

170. В детстве Вы посещали учреждения дополнительного образования (музыкальные школы, школы искусств, клубы, дома и Дворцы творчества и т.д.),

171. Как Вы думаете, располагают ли музыкальные занятия к творческой деятельности детей а) да б) не всегда в) трудно сказать г) пег

172. Музыкально-творческая деятельность помогает раскрытию индивидуальных качеств ребенка:а) да б) трудно сказан» н) пег

173. Музыкальные занятия способствуют развитию (отметьте важные качества на Ваш взгляд): а) интеллектуальной сферы личности б) духовной сферы личностив) эмоциональной сферы личности г) нравственной сферы личностид) личностных качеств ребенка

174. Считаете ли Вы, что музыкально-творческая деятельность детей влияет на развитие мышления, памяти, воображения и др.а) да б) трудно сказать в) пег

175. Развитие творческой активности ребенка, по вашему мнению, должно осуществляться:а) и общеобразовательной школеб) в учреждениях дополнительного образованияв) в семье

176. Любите ли Вы заниматься творческой деятельностью имеете с детьми:а) да б) не всегда в) трудно сказал» г) нет

177. Какой творческой деятельностью вместе с ребенком Вы занимаетесь: (перечислите)

178. Считаете ли Вы, что на музыкальных занятиях должен присутствовать творческий подход:а) да б) не всегда в) трудно сказать г) нет

179. Считаете ли Вы, что использование творческих заданий мешает эффективному усвоению нового материала:а) да б) не всегда в) трудно сказать г) нет1. Анкета для учащихся1. Каков твой возраст?.

180. Сколько лет ты занимаешься в учреждениях дополнительного образования (дворцы, дома и центры творчества)?.

181. Любишь ли ты заниматься творческой деятельностью на музыкальных занятиях?а) да б) не всегда в) трудно сказать г) нет

182. Любишь ли ты, когда на занятиях используются творческие задания?а) да б) не всегда в) трудно сказать г) нет

183. Любишь ли ты участвовать в творческой деятельности и выполнять творческие задания (дай ответ и обоснуй его):

184. Какой предмет (хор, фортепиано, сольфеджио, вокал и др.) ты любишь посещать больше всего (дай ответ и обоснуй его):

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.