Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития в процессе певческой деятельности в общеобразовательной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Пронина, Татьяна Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пронина, Татьяна Александровна
Введен ие
1.ГЛАВА. Теоретико-методологические проблемы развития способностей личности
1.1. Способности как предмет социально-философского знания
1.2. Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературе
1.3. Физиологические и психологические особенности младших школьников с разным уровнем развития
1.4. Хоровое пение как один из основных видов деятельности младших школьников на уроке музыки
Выводы по I главе
Н.ГЛАВА. Возможности развития музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем развития и подготовленности к певческой деятельности. (Использование дифференцированного подхода). Опытно-практическая часть
II. 1. Уровни развития и критерии оценки музыкально-творческих способностей у младших школьников. (Констатирующий эксперимент) 73 II.2. Разработка и внедрение в практику комплекса методов и приемов, способствующих развитию музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем развития и подготовленности к певческой деятельности. Использование дифференцированного подхода. (Формирующий эксперимент)
Выводы по II главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития2008 год, кандидат педагогических наук Тишина, Екатерина Юрьевна
Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста2011 год, кандидат педагогических наук Айкина, Любовь Павловна
Пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников (на материале уроков музыки в таджикских общеобразовательных школах)1984 год, кандидат педагогических наук Сизикова, Светлана Федоровна
Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности2009 год, кандидат педагогических наук Семячкина, Галина Алексеевна
Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения: На материале Башкортостана2002 год, кандидат педагогических наук Рахимова, Гульнара Наильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития в процессе певческой деятельности в общеобразовательной школе»
Музыка - не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника». Д.Б.Кабалевский.
Конец ХХ-го и начало XXI-го веков отмечены во всем мире усилением социальных конфликтов, межнациональными и религиозными войнами. Развитие цивилизации может быть перспективным лишь в том случае, если в центре внимания окажется человек с его духовно-нравственными и социальными потребностями, реализовавший свой творческий потенциал. Следовательно, задачей современной культуры и науки, в том числе педагогической, является раскрытие способностей каждой личности.
Гуманизация образования и переход к развивающему и проблемному обучению направлены на создание образовательных программ, которые помогали бы всестороннему и максимальному развитию способностей ребенка. Этому содействует усиление роли гуманитарного образования и подготовка коммуникабельных, ответственных специалистов, готовых к творческой деятельности и решению сложных задач. Обучение в этом случае должно не давать человеку готовых знаний, а учить его самостоятельно искать необходимую информацию, применять полученные умения и навыки на практике, в учебе, жизни и дальнейшей работе.
Одним из важнейших средств для достижения этой цели является искусство, все его виды. Надо заметить, что современная массовая культура, эстрада отличается в большинстве своем низким качеством, она оглушает человека, притупляет его чувства, мысли, затрудняет путь к познанию прекрасного, не позволяет отличить подлинные культурные ценности от суррогата. Говоря о гармоничном развитии личности, известный психолог
Л.С.Выготский в качестве одного из важнейших условий называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Древнегреческий философ Сократ считал, что в каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить. Именно духовная музыка призвана помочь светить внутреннему солнцу каждого ребенка.
По мнению В.Гюго только три фактора имеют решающее значение в успешном развитии каждого народа: это буква, цифра, нота.
У большинства младших школьников заметна тяга к творчеству, основанному на желании сделать что-то по-своему, по-другому. Наиболее благодатной почвой для развития личности является искусство, так как оно воспитывает в человеке творческое начало, которое ничем не может быть заменено. По своей способности вызывать в человеке фантазию, воображение творчество занимает одно из первых мест среди элементов, составляющих систему воспитания, поэтому в каждом ребенке надо обязательно поддерживать любое стремление к самовыражению, поощрять попытки, какими бы наивными и несовершенными были бы результаты. Ведь за всем этим кроются искренние устремления школьника проявить себя как личность, раскрываются подлинные проявления его чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Важнейшей задачей эстетического воспитания в школе является развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось. И здесь трудно переоценить важность эстетического, в частности музыкального, воспитания, которое является одной из основных составляющих эстетического воспитания в целом и играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Известно, что музыка глубоко воздействует на эмоциональную сферу человека, особенно в детском возрасте. По выражению Б.М.Теплова это - «эмоциональное познание».
Поскольку целью музыкального воспитания является воспитание человека музыкой, на первом месте должна стоять проблема становления личности ребенка, обогащения его духовного мира. Музыка дает ни с чем не сравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.
Основами музыкальной культуры, то есть способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы, каждый человек должен овладеть с раннего возраста, так как музыка непосредственно влияет на личность, будучи эмоциональной, по своей сути, по образному содержанию. То, что упущено в детстве, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Человек, не любящий и не понимающий музыку -эмоционально не развитый: он не способен глубоко почувствовать, понять переживания другого. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал, что «музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека», «без музыкального воспитания невозможно и полноценное умственное развитие ребенка» (171, с. 62, 64).
Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.
Наиболее эффективным видом деятельности, в котором дети могут проявить свои творческие способности является пение, так как каждый человек наделен от природы голосом. Почти все ребята, приходя в школу, хотят петь, поэтому очень важно не упустить этот момент, дать проявиться их способностям в пении, музыкальной игре, импровизации. Такие попытки всегда содействуют развитию музыкальных задатков учеников, помогают разнообразнее и свободнее использовать выразительные возможности голоса и, таким образом, помогают формированию творческой личности ребенка.
Именно с пением у детей связано первое пробуждение музыкальных впечатлений, эмоций. Кто впервые встретился с музыкой в детском хоре, тот на всю жизнь сохранит эти воспоминания, как одни из самых ярких. Пение развивает чувство изящного, пробуждает и укрепляет творческие силы, уравновешивает характеры школьников. Известно, что хорошо поющий класс часто лучше успевает и по другим предметам. Значит музыкальный отдых, разрядка, возбуждая, тонизируя деятельность нервов, положительно сказывается на всей учебной работе.
Проблема развития музыкально-творческих способностей интересовала и продолжает интересовать многих педагогов и методистов. Создано большое количество методик по их развитию, но до сих пор нет такой методики, которая в руках любого грамотного педагога гарантировала бы стопроцентный успех певческого воспитания. Вероятно, это просто невозможно, потому что хормейстер, используя чью-то чужую методику, может получить совсем не тот результат, который ожидает.
Не секрет, что популярность хорового пения падает, а сам урок музыки во многих школах считается второстепенным, хотя и нужным. Как приобщить детей к пению, как научить их петь красиво, правильно, так, чтобы пение доставляло им удовольствие и становилось духовной потребностью? Это очень серьезная проблема, так как эфир заполняют певцы, не умеющие петь, не владеющие вокальными навыками, а дети берут с них пример. И чем старше становятся школьники, тем острее встает этот вопрос.
Воспитание самостоятельного музыкального мышления, слуха, музыкально-творческих способностей в процессе певческой деятельности является актуальной и сложной проблемой, особенно в современных условиях на начальной стадии обучения. Детям нельзя отказывать во внимании к их пробуждающимся духовным силам. Важно дать ребенку возможность полноценно раскрыть свои задатки и развить качества, необходимые для того, чтобы реализовать творческие потребности в разных видах деятельности. Необходимо сформировать в учащихся способность не только слушать, но и слышать.
Ученику на уроке редко дают возможность думать и мыслить самому, учителю проще и быстрее дать сразу готовый ответ, нужную информацию и тем самым лишить школьника возможности проявления инициативы. В практике массовой общеобразовательной школы с необходимостью решения таких проблем, как индивидуальный подход, развитие творческой инициативы, пробуждение эмоционального отношения к музыке, учителя обычно соглашаются, но часто не имеют возможности или желания решать эти проблемы на практике, поскольку мало кто из родителей готов помогать своим детям развиваться, а все недостатки воспитания и развития списываются на школу.
Несмотря на очевидную АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы развития музыкально-творческих способностей через пение, на существование множества методик и методических разработок, занимающихся данной проблемой, нам представляется, что она недостаточно полно находит свое практическое применение в рамках традиционного преподавания урока «Музыки» в общеобразовательной школе.
Полноценное развитие творческой личности ребенка невозможно без взаимосвязи изучаемых предметов, дифференцированного подхода к определению уровня музыкально-творческих способностей и степени их сформированности. Связано это с тем, что в настоящее время в общеобразовательных школах наметился индивидуально-личностный подход в обучении, что дало возможность открывать классы различного типа (гимназические, общеобразовательные, коррекционно-развивающего обучения) для работы с детьми, имеющими разный уровень интеллектуального развития.
Одним из важных педагогических условий их развития у детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках целого класса, а также использование проблемного обучения, поисковых ситуаций на уроке, которые должны представлять диалог учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно находиться в единстве с содержанием других компонентов.
Еще одним необходимым педагогическим условием развития музыкально-творческих способностей у младших школьников можно назвать комплексный подход, выраженный через обеспечение единства целей, задач, содержания и методов обучения; организацию систематического и последовательного воздействия на все сферы личности ученика (интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую). При решении задач комплексного подхода необходимо создание целостной системы педагогических воздействий, которая предусматривала бы взаимосвязь содержания и методов обучения, направляя их на оптимальное овладение учащимися системой современных знаний и развитие познавательных и музыкально-творческих способностей. Все это послужило основой для изучения проблемы развития музыкального-творческих способностей младших школьников в процессе певческой деятельности в общеобразовательной школе.
Исходя из вышеизложенного, ЦЕЛЬ данной работы заключается в научном обосновании и разработке комплексной методической системы (включающей дифференцированный подход) по развитию музыкально-творческих способностей у младших школьников в процессе певческой деятельности на уроке музыки.
ОБЪЕКТОМ исследования является певческая деятельность младших школьников на уроках музыки в ГОУ ЦО №1631 г. Москвы.
ПРЕДМЕТ исследования - комплексная методическая система по развитию музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития в процессе певческой деятельности.
ГИПОТЕЗА исследования. В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что успешному развитию музыкально-творческих способностей у детей с разным уровнем общего, психического развития и подготовленности к певческой деятельности будет способствовать разработанная нами система методических средств, приемов и условий, включающая в себя:
- дифференцированный подход в определении уровня музыкально-творческих способностей у детей и возможность их развития в зависимости от ряда факторов, включая социальный и медицинский (социальная запущенность, различные заболевания); специально организованное комплексное обучение детей, предусматривающее участие их в разных видах певческой деятельности;
- использование эффективных методов обучения и развития, в том числе проблемного, развивающего и интенсивного обучения; методов игры и вокальной импровизации, стимулирующих развитие музыкально-творческих способностей;
- создание оптимальных педагогических условий, содействующих развитию у младших школьников музыкально-творческих способностей в процессе певческой деятельности (систематичность, последовательность и возможная индивидуализация обучения каждого ребенка в рамках всего класса; комплексный подход, выраженный через единство целей, задач, содержания и методов обучения).
Определение объекта, предмета и гипотезы позволяют сформулировать ЗАДАЧИ исследования:
1. Изучить проблему развития музыкально-творческих способностей младших школьников с точки зрения философии, общей и музыкальной педагогики и психологии, методики музыкального воспитания.
2. Дать исторический обзор методик преподавания хорового пения в России.
3. Выявить особенности и значение дифференцированного подхода при работе с детьми, имеющими разный уровень интеллектуального развития и подготовленности к певческой деятельности и проверить возможность развития музыкально-творческих способностей у всех школьников в процессе урока музыки.
4. Определить и проверить педагогические условия, способствующие развитию у младших школьников музыкально-творческих способностей в процессе певческой деятельности.
5. Разработать критериальный аппарат и диагностический инструментарий для определения уровня развития исследуемых способностей у младших школьников.
6. Разработать комплекс методов и приемов дифференцированного развития музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе певческой деятельности и проверить действие его в ходе опытно-экспериментальной работы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составляют работы по философии, музыкознанию и эстетике (Б.В.Асафьев, Ю.Б.Борев, АЛ.Зись, Н.И.Киященко, Е.В.Назайкинский, Л.А.Рапацкая, А.Н.Сохор и др.); психологические работы по проблемам формирования и развития способностей, в том числе музыкальных и творческих (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Я.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.); психологические исследования по проблеме деятельности (Л.Л.Бочкарев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); исследования в области коррекционной психологии (А.Бине, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, Т.Симон и др.); педагогические исследования о роли методов в процессе обучения, развивающем и проблемном обучении (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.); по методике образования и обучения музыке (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, ОЛ.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова, Г.М.Цыпин и др.).
Для решения поставленных задач и обобщения результатов исследования использовались такие МЕТОДЫ, как:
1 Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкальной и методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение, анализ и обобщение передового педагогического и собственного опыта по данной проблеме.
3. Монографическое изучение учащихся.
4. Методы эмпирического исследования (наблюдение, беседа, прослушивание, опрос, анкетирование и др.)
5. Опытно-экспериментальная работа с учащимися, включающая констатирующий, обучающий этапы, промежуточные срезы и пр.
6. Анализ опытно-экспериментальных данных.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первый этап (2000 - 2001гг.) - теоретическое изучение проблемы, анализ философской, психолого-педагогической, музыкальной и методической литературы, определение темы, цели, объекта, гипотезы, задач исследования, теоретическое изучение проблемы и выявление состояния ее исследования в педагогической науке и практике, разработка критериев оценки уровня развития исследуемых музыкально-творческих способностей младших школьников.
Второй этап (2001 - 2002гг.) - констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в проведении предварительных опытов по определению первоначального уровня развития музыкально-творческих способностей младших школьников с помощью специально разработанных диагностических заданий, проведение анкетирования первоклассников и их родителей, а также учителей музыки г. Москвы.
Третий этап (2002 - 2004г.) - проведение обучающего эксперимента с промежуточным срезом в 2002-2003гг, цель которого заключалась в апробации и проверке на практике разработанного методического комплекса, направленного на развитие музыкально-творческих способностей у младших школьников с разным интеллектуальным уровнем в процессе певческой деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Четвертый этап (2004 - 2005гг.) - заключительный: обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, выводы исследования, составление методических рекомендаций, оформление диссертации.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе государственного образовательного учреждения (ГОУ ЦО) № 1631 Северного административного округа г. Москвы в течение трех учебных лет и включала в себя два этапа: констатирующий и обучающий с промежуточным срезом. В эксперименте было задействовано 66 школьников, разделенных на три экспериментальные группы - «А», «Б», «В» и участвовавших во всех этапах эксперимента (анкетировано 74). Сравнение результатов двух этапов эксперимента дало возможность определить динамику в развитии музыкально-творческих способностях ребят.
Всего экспериментом было охвачено более 400 учащихся начальных классов, а также 30 учителей музыки г. Москвы.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА
1. Обосновано значение и возможность развития музыкально-творческих способностей у младших школьников с разным уровнем подготовленности к певческой деятельности.
2. Разработан критериальный аппарат и диагностический инструментарий, а также задания для определения уровня сформированности музыкально-творческих способностей младших школьников.
3. Разработана и научно обоснована методическая система развития музыкально-творческих способностей у младших школьников с учетом дифференцированного подхода к уровню их развития и подготовки к певческой деятельности. Эта система предусматривает использование наиболее эффективных методов развивающего, игрового и проблемного обучения, а также форм работы, обеспечивающих интенсивное развитие музыкально-творческих способностей у детей.
4. Доказана возможность развития музыкально-творческих способностей младших школьников в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО).
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1. Выделены условия развития музыкально-творческих способностей у младших школьников. К ним автор относит: систематичность, последовательность и возможную индивидуализацию обучения каждого ребенка в рамках всего класса; комплексный подход, выраженный через единство целей, задач, содержания и методов обучения.
2. Дополнены представления о возможности развития музыкально-творческих способностей у детей с разным уровнем интеллектуального развития и подготовленности к певческой деятельности.
3. Внесен вклад в разработку и определение возможности развития музыкально-творческих способностей и самостоятельности у учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (КРО).
4. Выявлена взаимосвязь между интенсивностью развития музыкально творческих способностей детей и певческой культурой семьи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что разработанная система методов дифференцированного подхода к развитию музыкально-творческих способностей у младших школьников дает возможность педагогам повысить уровень музыкального и интеллектуально-личностного развития учащихся в зависимости от степени их общего и психического развития. Такой подход позволяет дополнить содержание курсов «Методики музыкального образования» в различных образовательных учреждениях.
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ результатов исследования.
Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основаны на разнообразии методов исследования и достаточном фактическом материале, полученном в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена анализом полученных данных.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы в ГОУ ЦО №1631, а также в процессе практической работы с участниками любительских хоровых коллективов. Результаты исследований докладывались на заседаниях М/О в ГОУ ЦО №1631, заседаниях кафедры «Культурологи и методологии музыкального образования» МГОПУ им. М.Шолохова (2000-2005). Практическое применение методического комплекса демонстрировалось на окружном этапе конкурса «Учитель года» 2002-2003гг., результаты исследования нашли свое отражение в ряде статей и публикаций.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1. Развитие комплекса музыкально-творческих способностей младших школьников наиболее эффективно протекает в условиях разнообразной певческой деятельности. Для успешного определения и развития способностей детей необходим дифференцированный подход, связанный с разным уровнем их интеллектуального развития и певческой подготовки.
2. В процессе певческой деятельности, предусматривающей вокальную импровизацию, исполнение песен, фрагментов инструментальной музыки, музыкальные игры с пением, а также вокальные упражнения, проводимые вместе с педагогом и самостоятельно, происходит наиболее активное развитие музыкальных способностей. Преимущество разнообразной певческой деятельности заключается в том, что она опирается не только на обычные формы и методы работы, но в первую очередь, на игровую деятельность и импровизацию, в ходе которой ярче всего проявляется весь комплекс музыкально-творческих способностей учащихся.
3. Активизации процесса развития музыкально-творческих способностей средствами комплексной певческой деятельности способствуют: система методов и приемов, включающая развивающее, проблемное и игровое обучение, импровизацию; методы систематического и целенаправленного развития вокально-хоровых навыков, дыхания и дикции, влияющих на развитие музыкального слуха; целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее развитие всего комплекса музыкально-творческих способностей детей и предполагающее сотворчество учителя и учащихся на уроке.
СТРУКТУРА ДИСЕРТАЦИИ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, таблиц и приложений, где представлены образцы анкет для учителей музыки, учащихся и их родителей, монографическое изучение развития музыкально-творческих способностей учащихся, критерии оценки уровней развития и сформированности исследуемых способностей, примерные задания.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе2001 год, кандидат педагогических наук Алексеева, Лариса Леонидовна
Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы2006 год, кандидат педагогических наук Наринская, Наталья Борисовна
Формирование художественно-творческих способностей младших школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе2007 год, кандидат педагогических наук Волосатова, Ирина Юрьевна
Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности2011 год, кандидат педагогических наук Новикова, Наталья Владимировна
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Райцева, Татьяна Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Пронина, Татьяна Александровна
Выводы по II главе.
В 2003-2004гг. с учащимися 3-го класса был проведен контрольный срез формирующего этапа эксперимента, результаты которого также представлены в Приложении (Таблицы № 10, 11). На этом срезе было отмечено Г продолжение процесса развития музыкально-творческих способностей детей, здесь наибольший процент составили учащиеся с высоким (51,5%) и средним (44%) уровнем развития музыкально-творческих способностей.
Контрольный срез формирующего эксперимента 66 чел.Ш класс
Заключение.
Обзор современных концепций творчества, одаренности и развития способностей показал все разнообразие подходов к этому вопросу. Психологи не рефлексируют, что определение творчества по критерию создания нового — это определение творчества лишь по его проявлению. Однако феноменология творчества широка и неоднородна. Каждая из современных концепций показывает, что методы работы с одаренными детьми определяются стоящей за этим теорией.
В представленной экспериментальной работе был проанализирован ряд методов и приемов активизации и развития музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе певческой деятельности (певческие упражнения и распевания для развития вокально-хоровых навыков; методы дифференцированного развития музыкально-творческих способностей детей (работа с фальшиво поющими учащимися, использование индивидуально-групповой формы работы); элементы хорового сольфеджио (по Г.Струве); методы подбора репертуара и разучивания произведений; вокальная импровизация; музыкальная игра). Эти методы и приемы взаимно дополняют друг друга и составляют единый комплекс, направленный на развитие творческих способностей детей (с разным уровнем развития) в процессе певческой деятельности путем стимулирования слухового внимания, активности, сознательности, самостоятельности и учета индивидуальных качеств личности. Практика показывает, что если применять на практике данный методический комплекс, то у каждого здорового ребенка можно развить способность выражения себя в музыкальном творчестве независимо от индивидуальных возможностей, а настойчивость и устремленность помогут ребятам достичь хороших результатов. Все школьники должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Такие возможности должно обеспечивать не только песенное музицирование, так как в младших классах есть большое количество детей с «удовлетворительными» и даже с «неудовлетворительными» вокальными данными, со слабой координацией слуха и голоса, и для них процесс пения сопряжен с определенными трудностями. В целях активизации разносторонних музыкально-творческих проявлений младших школьников мы рекомендуем наряду с вокальной импровизацией включать в занятия устные импровизации в связи со слушанием музыки.
Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию; творчество связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями, навыками, применять их в новых видах практики и предполагает непременное условие - отказ от стереотипных представлений. Все, усвоенное таким способом, становится прочным достоянием школьников; процесс позна-* ния приобретает развивающий характер, а жизнь обогащается новыми чувствами.
Применяя методы творчества для развития музыкальных способностей младших школьников на уроке, автор исходил из специфики детской аудитории в общеобразовательной школе, многоплановости урока музыки, необходимости формирования творческих проявлений у всех учащихся. Этот вид деятельности учеников являлся познавательно-поисковой художественной практикой. Творчество учащихся отличалось от других типов работы на уроке тем, что они сами открывали что-то важное, ранее неизвестное им в мире музыки.
Доказано, что хоровое искусство способствует всестороннему развитию творческих способностей, оказывает исключительное влияние на формирование личности каждого ребенка. Музыка глубоко воздействует на его психику, художественное воображение, чуткость, способствует раскрытию эмоционально-творческих ресурсов каждого, воспитывает и формирует ху-Г дожественный вкус, развивает музыкальный слух, память, эмоциональную отзывчивость. Сам процесс освоения хорового произведения связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, развивает умение работать в коллективе.
При проведении опытно-экспериментальной работы было установлено, что воспитывающее воздействие музыки на ребенка происходит, главным образом, при условии акта сотворчества, когда ученик не формально воспринимает и воспроизводит произведение, а импровизирует, сочиняет и вносит что-то свое, переиначивает по-своему то, что известно. Определены и проверены педагогические условия, способствующие развитию музыкально-творческих способностей у младших школьников (систематичность, последовательность и возможная индивидуализация обучения каждого ребенка в рамках всего класса; комплексный подход, выраженный через единство целей, задач, содержания и методов обучения).
Были разработаны критерии уровня развития музыкально-творческих способностей и некоторых психических особенностей у младших школьников, которые смогут помочь определить динамику развития способностей каждого ребенка. Эти критерии включают в себя четыре компонента: 1) теоретический, 2) практический, 3) творческий, 4) самостоятельность при решении поставленных задач.
В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась: была обоснована и доказана эффективность представленного методического комплекса, направленного на развитие музыкально-творческих способностей у детей с различным уровнем подготовленности к певческой деятельности. Доказано также, что при дифференцированном подходе к уровню и развитию музыкально-творческих способностей дети становятся активнее, их способности развиваются быстрее. Выявлена взаимосвязь между интенсивностью развития музыкально-творческих способностей младших школьников и певческой культурой семьи.
Ць
Нами доказано, что при использовании данного комплекса методов, музыкально-творческие способности развиваются у детей с разными интеллектуальным уровнем и подготовленностью к певческой деятельности.
Составлены и внедрены в практику методические рекомендации по развитию музыкально-творческих способностей младших школьников.
Универсальность предлагаемого методического комплекса, направленного на развитие музыкально-творческих способностей младших школьников свидетельствует о возможности более широкого внедрения его в практику учебных заведений различного типа (педагогические институты, училища и колледжи; гимназии, спецшколы; система дополнительного образования). Однако эта многогранная педагогическая и методическая проблема не исчерпывается проведенным исследованием и является перспективой для ее дальнейшей разработки.
Методические рекомендации.
Творческие проявления детей на уроках должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер, поэтому необходим разнообразный комплекс педагогических воздействий, которые выражаются в следующем:
1. В особом принципе подхода к отбору музыкального материала для урока, то есть выборе из программы произведений, которые могут стать основой для формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать общепринятым дидактическим требованиям; подборе дополнительного материала, служащего для учащихся образцом творческих действий.
2. В использовании специальных форм работы, способствующих созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности (игра, сказка).
3. В выборе приемов демонстрации образцов творчества в связи с различными видами музыкальной деятельности школьников на уроке.
4. В разнообразной музыкально-художественной импровизации самого »" педагога, которой на уроке должно быть не меньше, чем импровизации учащихся.
5. В разработке серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их постановки перед детьми.
6. В поиске возможности вводить детское творчество в урок, не перегружая его, при соответствующем усложнении творческих заданий от занятия к занятию.
7. В установлении наиболее рациональных путей внутреннего взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя, из основной темы занятия.
8. В составлении творческих заданий с учетом всех видов деятельности, применяемых на уроке, таких, как: оперирование музыкально-слуховыми представлениями лада, ритма, формы; использование средств музыкальной выразительности; развитие навыка переноса знаний из одной области в другую.
9. В использовании на занятиях простейших музыкальных инструментов.
10. В использовании технических средств обучения на уроке, в первую очередь - звукозаписывающей аппаратуры.
10. Применение метода детского творчества не исключает из урока объяснение, рассказ, иллюстрацию и т.д.
140
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пронина, Татьяна Александровна, 2005 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: «Просвещение», 1983 г. - 112с.
2. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие. -М.: «Просвещение», 1982 г. — 134с.
3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы. М.: «Просвещение», 1978 г. — 175с.
4. Алиев Ю.Б. Когда запоют в наших школах. // «Музыка в школе» №2, М.: «Просвещение», 1989 г., с.35-41.
5. Адищев В.И. Из истории музыкального воспитания в Перми. Певческие курсы А.Д.Городцова. В кн. «Музыкальное воспитание в школе», вып. №12. - М.: «Музыка», 1977г., с. 62-74.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: «Университетское», 1990г. - 560с.
7. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. В кн. «О проблемах современного человекознания». М., 1977г. -379с.
8. Ананьев Б.Г. «Человек как предмет познания». М., 2000г. 351с.
9. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи (по данным фонетической лаборатории Института художественного воспитания АПН). // В кн. «Развитие детского голоса». М., 1963 г. с. 18-27.
10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. М.: «Просвещение», 1989 г.-224с.
11. Апраксина О.А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе. В кн. «Музыкальное воспитание в школе», вып. №15. М.: «Музыка», 1982г., с.5-31.12.15,16.17,18
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.