Оперная трилогия Джона Адамса «Никсон в Китае» – «Смерть Клингхоффера» – «Доктор Атом» в контексте музыкального театра эпохи постминимализма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Ван Дунпин
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат наук Ван Дунпин
Введение
Глава первая. Политическая опера — новый вектор развития музыкального театра конца ХХ - начала XXI веков
1.1.Оперный театр второй половины ХХ века: взаимодействие музыки и текста
1.2. Проблема «опера и политика» в конце ХХ века
1.3.Оперный театр эпохи Новых-медиа: возникновение жанра СКЫ-оперы
1.4.Творческий путь Джона Адамса к документальному музыкальному театру эпохи постминимализма
Глава вторая. Опера Джона Адамса «Никсон в Китае» как образец политической оперы постмодернизма
2.1.«Никсон в Китае»: язык и смысл
2.2. Либретто и музыка оперы «Никсон в Китае»: трактовка политических событий и образов исторических персонажей
Глава третья. Опера «Смерть Клингхоффера»: CNN-опера в контексте театральной и ораториальной традиций
3.1.Постановки оперы «Смерть Клингхоффера» и общественный резонанс
3.2. Проблема стилизации и интертекстуальности в СКЫ-опере: жанровые и стилистические модели «Смерти Клингхоффера»
Глава четвертая. Опера «Доктор Атом»: CNN-опера как инструмент создания американской мифологии
4.1. Поэтика либретто: прозаическое, поэтическое, документальное
4.2. Проблема темпоральности и смысловые акценты оперы «Доктор
Атом
Заключение
Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Документальность в американском и западноевропейском оперном театре конца ХХ - начала XXI века2022 год, кандидат наук Шорникова Александра Владимировна
Документальный видеомузыкальный театр Стива Райха в контексте коммуникативных поисков минимализма2012 год, кандидат наук Бакуменко, Михаил Николаевич
Музыкальный театр Томаса Августина Арна2022 год, кандидат наук Привалова Анастасия Сергеевна
"Классическая фаза" американского музыкального минимализма2011 год, доктор искусствоведения Кром, Анна Евгеньевна
Французская большая опера как художественно-эстетическое и социально-политическое явление: 1820-1830-е годы2017 год, кандидат наук Жесткова, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оперная трилогия Джона Адамса «Никсон в Китае» – «Смерть Клингхоффера» – «Доктор Атом» в контексте музыкального театра эпохи постминимализма»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Творчество Джона Кулиджа Адамса (John Coolidge Adams, род. 1947) — американского композитора-постминималиста — представляет большой интерес для исследователей. Причина этого возрастающего внимания — не только ярко индивидуальная музыка композитора, но также необычная подача материала и новации в жанровой сфере, которые отличают его сочинения. Музыкальный минимализм и последовавший за ним постминимализм — влиятельные, охватывающие обширную аудиторию слушателей направления композиторского творчества второй половины XX века. Минимализм отчасти был реакцией на усложнение музыкального языка второй половины ХХ века, а именно — сериа-лизма, ставшего для 1950-1960-х годов настоящим мейнстримом музыкального авангарда. Постминимализм хотя и унаследовал черты минимализма, в наиболее значимых аспектах музыкального языка расходился с ним. Несмотря на то, что в отечественном музыкознании существует ряд работ, посвященных минимализму, в частности — диссертации А.Е. Кром и И.Ф. Двужильной — предложенные в настоящем исследовании аспекты исследования музыкального театра последующей эпохи постминимализма остаются не изученными. Так, в музыкальной американистике фигура Джона Адамса и его творчество, в частности, оперное, остаются до сих пор не освещенными, что делает обращение к ним весьма актуальным.
Оперное творчество композитора, оказавшееся в фокусе данного исследования — одна из наиболее инновационных областей его музыки. В контексте меняющейся социальной, политической и музыкальной среды конца ХХ века оперы Адамса открыли новую страницу в истории жанра.
На настоящий момент композитором создано восемь опер, среди которых особым образом выделяется трилогия, являющаяся предметом анализа в настоящей диссертации. Эти три образца оперного жанра — так называемые
политические оперы, или же, как их метко определил один из критиков — CNN-оперы1.
Для того, чтобы внести ясность в предложенные в работе определения, следует прежде всего конкретизировать и разграничить значения каждого из них:
- политическая опера — это опера на историко-политический сюжет. Этот термин в музыковедении фигурирует и раскрывается в качестве главной темы в исследовании Митчелла Коэна : на примере творчества Люлли, Рамо и Моцарта автор анализирует сюжетные линии, символы и музыкальный язык опер на политические сюжеты. В истории русской музыки пример политической оперы можно представить произведением «Начальное управление Олега» 1790 года: либретто, к которому написала сама государыня императрица Екатерина II, а авторами музыки стали три композитора — итальянцы Карло Каноббио и Джузеппе Сарти, а также Пашкевич. Это музыкально-театральное зрелище представлялось приуроченным к визиту австрийского посла Эстергази. В сюжете либретто не обошлось без политического намека, актуального для ситуации того времениЗ. Л. В. Кириллина прослеживает в этом произведении связь с так называемым «Греческим проектом» Екатерины II и идеологемой «Москва — Третий Рим». Таким образом, мы можем определить, что политическая опера — это особое преломление жанра, созданное на остро политические темы, содержащее в своем либретто актуальные политические вопросы и идеологемы.
- документальная опера — это возникший в ХХ веке феномен, связанный с именами таких композиторов, как Джон Адамс и Стив Райх, и характеризующийся тем, что основу либретто оперы составляют различные архив-
1 Germano W. Opera as News: Nixon in China and the Contemporary Operatic Subject // University of Toronto quarterly.2012. Vol. 81. № 4. Р.58-66.
2 Cohen М. The Politics of Opera: A History from Monteverdi to Mozart. Princeton: New Jersey Princeton University Press, 2017. 512 р.
3 Кириллина Л.В. Сарти, Еврипид и Третий Рим // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 1. С.12-41.
ные документы, а ее сюжет передает подлинные исторические события. CNN-опера — это жанровое определение, данное одним из критиков применительно к опере Адамса «Никсон в Китае» и представляющее собой ссылку на новостные передачи телекомпании CNN. Одним из немаловажных факторов CNN-оперы становится аспект зрелищности, сочетающийся с острополитическими темами, крайне актуальными в современном обществе. Зре-лищность в данном случае не предполагает какой-либо негативной коннотации: в фокусе всеобщего внимания оказываются важнейшие темы мировой политики, которые, так или иначе, влияют на судьбу каждого человека. Представление этих тем предполагает яркую визуализацию, а также доступную и одновременно оригинальную и современную музыкальную интерпретацию либретто.
Безусловно, определение «политическая опера», или же политический театр — значительно более широкое и относится не только к операм ХХ века, а и ко многим иным образцам жанра предшествующих столетий, опирающихся на исторические сюжеты. Это понятие также значительно шире словосочетания «документальная опера»4. Последнее, так же как и CNN-опера, составляет жанровый феномен, проявивший себя в полной мере в постминималистском оперном театре Джона Адамса и, в частности, в исследуемой трилогии.
Не менее важным для данной диссертации представляется термин «постминималистский», который необходимо конкретизировать относительно широко используемого словосочетания «американский минимализм».
Впервые этот термин («постминимализм») появился в пластических искусствах — его ввел Роберт Пинкус-Виттен, назвав постминимализмом период американского искусства между 1966-1976 годами. Он утверждает, что
4 Приведем в качестве яркого примера созданную на основе исторических документов оперу М. П. Мусоргского «Хованщина».
это, прежде всего стиль, который «активно отвергает формалистический культ безличности»5.
В музыкальном минимализме формальные, предельно структурированные процессы, выраженные в репетитивности, противопоставлялись невероятно усложненной стилистике и технике сериализма. В центре минималистской эстетики были максимумы «новой простоты» и ограничения в выразительных средствах.
Дебаты о музыкальном минимализме и постминимализме велись уже в 1970-е годы, но в композиторской практике последний утвердился значительно позже, в 1980-х годах. Понятие постминимализма в музыке изначально ассоциировалось с творчеством Джона Адамса и было применено для описания его эклектичного стиля, в котором аскетичный минимализм сменяется, по выражению Р.Шварца, «романтической страстностью»: «можно справедливо заметить, что в музыке Адамса минимализм становится лишь одним из стилей среди прочих»6 — замечает исследователь.
Таким образом, можно утверждать, что в постминимализме имеет место множество общих траекторий с постмодернизмом, которые проявляют себя как сложный стилистический сплав цитат и аллюзий, усиливающих постмодернистскую смысловую игру интертекстов.
С точки зрения оперной драматургии, минималистская опера и такие ее классические образцы, как «Сатьяграха» и «Эйнштейн на берегу» Филипа Гласса имеет смысловые связи в либретто довольно слабые, которые подчиняются логике музыкального языка, прежде всего — музыкальной репетитивности. Сюжет статичен и, в сущности, не развивается. В постминималистской драматургии опер Адамса и либретто, и действие обладают первостепенной важностью, а музыка существует в тесной взаимосвязи с ними. Постминималистская оперная трилогия Джона Адамса включает в себя три оперы:
- «Никсон в Китае» (1987), сюжетом которой стала история визита Ричарда Никсона, президента США, в Китай в 1972 году;
- «Смерть Клингхоффера» (1991), сюжет которой — история захвата организацией «Освобождение Палестины» пассажирского лайнера «Ахилл Лауро»;
- «Доктор Атом» (2005) — опера на сюжет истории Дж. Роберта Оп-пенгеймера о его работе в Манхэттенском проекте по созданию первой атомной бомбы.
Термин «опера CNN» отсылает к Cable News Network — телевизионному каналу CNN. Он утвердился в исследовательской литературе, несмотря на то, что изначально представлял собой нечто ироническое и в какой-то степени даже уничижительное. Сам Адамс отвергал определения «документальная опера» и «опера CNN», публично заявив, что, по его мнению, применение подобных терминов — это навешивание ярлыков людьми, которые «не могут справиться со всеми темами, которые современная опера способна затронуть» . В настоящем исследовании применяется весь спектр терминологии, относящейся к данному явлению музыкального театра эпохи постминимализма. Тем не менее, видится целесообразным рассматривать «Никсона в Китае» как первую в ряду этого нового жанрового вектора, среди опер, которые избирают в качестве отправной точки сюжета и действия недавние важные исторические моменты, медиа-события или историко-политических персонажей современности. Необходимо упомянуть также те оперы, которые появились после первых двух опер трилогии Адамса. Они были созданы в аналогичном ключе, это оперы: «Джеки О» Майкла Догерти (1997), «Анна Николь» Марка-Энтони Тернэджа (2011). В отличие от специфики объектив-
7 Germano W. Opera as News: Nixon in China and the Contemporary Operatic Subject // University of Toronto quarterly.2012. Vol. 81 № 4. P.59.
ной подачи новостной информации, эти оперы подчеркивают «действие,
о
эмоции, чувства и мотивации, выраженные в опере через музыку» .
Политические оперы или CNN-оперы не только отражают меняющиеся взгляды на американскую идентичность, но и в определенной степени влияют на сознание той части публики — в основном представителей правящих классов, интеллектуальной элиты и интеллигенции, — которая их смотрит, воспринимает, обсуждает. С этой точки зрения оперы Адамса отражают и определенные стереотипы коллективного американского сознания, что с особенной убедительностью ощущается в сюжете «Никсона в Китае» в противопоставлении двух политических элит — американской и китайской, «свободной Америки» и «тоталитарного Китая». Подобный упрощенный взгляд на китайский мир — в том числе не что иное, как оружие политического толка, инструмент «вброса» стереотипов (и оперный жанр как никакой другой обладает мощным для этого ресурсом слова и эмоциональной составляющей музыки), и в этом плане термин «политическая опера» вполне себя оправдывает.
В CNN-опере возрастает влияние либретто и литературного текста. В творческих союзах «композитор-либреттист-режиссер» увеличивается «авторский вес» последних двух. Подобный коллективный подход к авторству, предпринятый в оперной трилогии Адамса, выходит за рамки обычной линии отношений композитора и либреттиста — это один из отличительных принципов, который стал яркой характеристикой оперного искусства конца ХХ века. За исключением оперы «Цветущее дерево», оперные сюжеты других семи опер Адамса либо взяты непосредственно из американской истории ХХ-го века, либо в них чередуются традиционные повествования с современными сценами из американской жизни, как например, в опере «Эль-Ниньо» или в «Евангелии от другой Марии». Многие музыкальные критики указывали на
8 Germano W. Opera as News: Nixon in China and the Contemporary Operatic Subject // University of Toronto quarterly.2012. Vol. 81 № 4. Р.61.
очевидное пристрастие Адамса к современной американской тематике, утверждая, что музыкально-драматическая атмосфера в его операх придает их темам «вневременность и двусмысленность мифа»9.
Сюжет оперы «Доктор Атом» критики связали с мифологией напрямую, заключив, что апокалипсическая тема побудила композитора и его соавтора режиссера Питера Селларса создать своего рода «Götterdämmerung» [нем. — «Сумерки богов» — Д.В.] нашего времени» 10.
Уже знакомый с несколькими пьесами Адамса Селларс предложил композитору сотрудничество в создании оперы под названием «Никсон в Китае», которая была поставлена в Хьюстонской Гранд Опера в 1987 году. Адамс, понимая драматический потенциал истории визита Никсона и важность создания мифологии их собственной культуры, в конце концов согласился с его идеей. Позже Селларс предложил тему своей второй оперы, «Смерть Клингхоффера», и нашел талантливого либреттиста в лице Элис Гудман. Помимо постановки всех сценических работ Адамса, она также работала либреттистом в фильмах Адамса «Эль-Ниньо», «Доктор Атом», «Цветущее дерево» (2006) и «Евангелие от другой Марии» (2012).
Отчасти благодаря интересу Селларса к вопросам национальной идентичности, драматические произведения Адамса продолжают американскую авангардную практику коллективного исследования современной политики сквозь призму мифологии. В «Евангелии от другой Марии» отражены современные социальные проблемы — современные тексты и исторические события ХХ века сопоставляются с библейскими повествованиями. Обоюдный интерес Адамса и Селларса к американской тематике объединял их, несмотря на их различные позиции в отношении роли искусства и оперы в достижении социальных, моральных или политических изменений. Именно этот художественный союз привел к созданию нового вектора оперного жанра. Вы-
9Gurewitsch М. The Opera That Chooses the Nuclear Option. New York Times, 25 September 2005. URL: https://www.nytimes.com/2005/09/25/arts/music-the-opera-that-chooses-the-nuclear-option.html (дата обращения: 01.12.2021).
10 May Т. The John Adams Reader: Essential Writings on an American Composer. N.J.: Amadeus, 2006. Р.56.
9
явление специфики этого нового направления в области музыкального театра через анализ оперной трилогии Адамса становится в работе одной из ключевых проблем.
С середины 1980-х годов Джон Адамс, Селларс и Элис Гудман затронули в опере актуальные темы, которые слишком были спорными и возможно даже неразрешимыми, чтобы представлять их на оперной сцене. Эти темы — одни из самых острых геополитических вызовов нашего времени: конфликт идеологий в опере «Никсон в Китае» (1987), тема терроризма в «Смерти Клингхоффера» (1991), ядерная угроза в «Докторе Атоме». (2005). Оперные премьеры вызвали жаркие споры в обществе, разгоравшиеся вновь и вновь при каждой постановке.
Научная разработанность проблемы.
В настоящий момент существует ряд русскоязычных диссертаций, посвященных проблемам американского и британского музыкального минимализма. Первые публикации появились в начале 1990-х годов на волне интереса к этому новому явлению. В журнале «Советская музыка» была опубликована статья К. Байера «Репетитивная музыка: История и эстетика ''минимальной музыки''»11. Необходимо также упомянуть и публикацию П. Поспе-
12
лова «Минимализм и репетитивная техника» в журнале «Музыкальная академия». Не менее важной стала книга Е. Дубинец «Made in USA: Музыка —
13
это все, что звучит вокруг» . Статьи о минимализме существуют в энциклопедическом словаре Л.О. Акопяна «Музыка ХХ века»14. Представленные автором очерки снабжены не только развернутыми списками литературы по данной проблематике, но и перечнем сочинений композиторов-минималистов. Важным источником для данного исследования стала диссер-
11 Байер К. Репетитивная музыка: История и эстетика «минимальной музыки» // Советская музыка. 1991. №1. С. 106-111.
12 Поспелов П. Минимализм и репетитивная техника// Музыкальная академия. 1992. №4. С. 74-82.
13 Дубинец Е. А. Made in USA: Музыка - это все, что звучит вокруг. М.: Композитор, 2006. 416 с.
14 Акопян Л. О. Музыка ХХ века: Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. 855 с.
тация М.Н.Бакуменко «Документальный видеомузыкальный театр Стива Райха в контексте коммуникативных поисков минимализма»15.
Следующим значительным шагом в изучении американской музыки и минимализма в частности, стала книга О.Б. Манулкиной «От Айвза до Адам-са: американская музыка ХХ века»16. По тематике минимализма существует
17 1819
ряд диссертаций: А.Е. Кром (а также отдельные статьи данного автора) ,
20
И. В. Крапивиной , работа А.Ю.Алексеевой о британском минимализме
21
Майкла Наймана .
На иностранных языках изданий и теоретических работ, посвященных минимализму, множество. Среди наиболее значимых необходимо упомянуть труд Пауля Гриффитса22 о послевоенной западноевропейской музыке, в котором, наряду с анализом минимализма, раскрывается широкая ретроспектива послевоенной европейской музыки. Стоит также назвать и многочисленные диссертационные исследования и монографии о минимализме:
Л-5 ЛД ЛС
У. Мертенса , Р.Шварца, Э. Стриклэнда , Д. Сузуки, М. Беннетта, К.
15 Бакуменко М. Н. Документальный видеомузыкальный театр Стива Райха в контексте коммуникативных поисков минимализма: дисс. ...канд. иск.: 17.00.02. Новосибирск, 2012. 247 с.
16 Манулкина О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 с.
17 Кром А. Е. «Классическая фаза» американского музыкального минимализма: дисс. доктора иск. Саратов, 2011. 477с .
18 Кром А.Е. «Слова без музыки»: американская история Филипа Гласса// Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020. № 5.С. 110-125.
19 Кром А.Е. Музыкальное время и принципы его организации в искусстве американского минимализма // Музыковедение. 2015. № 7. С. 21-25.
20 Крапивина И.В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме : дисс ... канд. иск.: 17.00.02. Новосибирск, 2003. 328 с.
21 Алексеева А. Ю. Композиторская техника Майкла Наймана: дисс. ...канд.иск.: 17.00.02. Петрозаводск, 2021. 211 с.
22 Griffiths P. Modern Music and After. 3d Edition. Oxford: Oxford University Press, 2010. 456 p.
23 Mertens W. American Minimal Music. L.: Kahn & Averill, 1983. 128 p.
24 Schwartz R. K. Minimalists. L.: Phaidon Press, 1996. 239 p.
25 Strickland E. Minimalism: Origins. Bloomington: Indiana University Press, 1993. 312 p.
Шварца, Л. Алекса26, Й. Роквела27 и других авторов. Известны и работы са-
28 29
мих композиторов: Стива Райха , Филипа Гласса .
В качестве наиболее важных для настоящей работы источников следует упомянуть шеститомное издание Ричарда Тарускина «Оксфордская история
•5Л
западной музыки» (Oxford History of Western Music) , а также его отдельные
31 32
статьи о минимализме , в частности об операх Адамса .
Отдельный вектор исследований, посвященных как проблематике современного оперного театра, так и социальным проблемам музыки минимализма, может быть представлен работами Роберта Финка. В его монографии
33
«Музыка американского минимализма как культурная практика» минимализм связан с развитием популярной музыки и восприятием через более широкую перспективу массовой культуры. Существуют также и другие работы
34
этого музыковеда, посвященные опере в целом .
Важной для данной диссертации стала работа Кейт Поттер о Ла Монте
35
Янге, Глассе, Райхе и Райли , состоящая из пяти частей. Первая часть посвящена влиянию минимализма с исторической и региональной точки зрения, а также ключевым произведениям конца 1960-х годов таких композиторов, как Стив Райх и Филип Гласс. Пять других частей исследования посвящены анализу специфики постминимализма.
26 Lubet Alex J. Indeterminate Origins: A Cultural Theory of American Experimental Music// Perspective on American Music since 1950/ Ed. by James R. Heintze. New-York: Garland Publishing Inc, 1999. Р. 95-140.
27 Rockwell J. Philip Glass: The Orient, the Visual Arts and the Evolution of Minimalism // Rockwell J. All American Music: Composition in the Late Twentieth Century. New York: Vintage Books. A Division of Random House, 1984. Р. 109-122.
28 Reich S. Writings about Music. Halifax. Press of Nova Scotia College of Art and Design; New York : New York University Press,1974. 78 р.
29 Гласс Ф. Слова без музыки: Воспоминания /Пер. с англ. С. Силаковой. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. 472 с.
30 Taruskin R. The Oxford History of Western Music. Vol. VI: Resources : chronology, bibliography, master index. Oxford: Oxford University Press, 2005. 329 р.
31 Taruskin R. A Harmonious Avant-Garde? Minimalism: Young, Riley, Reich, Glass; Their European Emulators / R. Taruskin Oxford History of Western Music. Vol. 5. Oxford: Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 351-411.
32 Taruskin R. Sacred Entertainments// Cambridge Opera Journal. Vol. 15. 2003. No. 2. Р. 109-126.
33 Fink R. Repeating Ourselves: American minimal music as cultural practice. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2006. 297 p.
34 Fink R. After the Canon// The Oxford Handbook of Opera/ Ed. Helen M. Greenwal. New York: Oxford University Press, 2014. 1066 р.
35 Potter К. Four Musical Minimalists: La Monte Young, Terry Riley, Steve Reich, Philip Glass. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 390 р.
Творчество самого Джона Адамса исследовано довольно подробно в
англоязычной литературе — наиболее значима работа Джона Капусты «Самоактуализация Джона Адамса»36, а также исследования Алекса Росса37, Джошуа Космана38, Машара Рено39, Мэя Томаса40, Даниэля Колварда41, Дэвида Шварца42, Элис Миллер-Котер43.
Необходимо отдельно сказать о мемуарах самого Адамса «Hallelujah Junction» (2008), которые можно назвать мемуарами лишь отчасти — скорее это описание и объяснение творческого процесса и взгляд на музыкально -исторический ландшафт глазами композитора-постминималиста44. «Hallelujah Junction» — не только автобиография. Это также самоанализ, сконцентрированный вокруг оперной трилогии, описание видения социальных и политических проблем сквозь призму этих опер, что оказалось одним из основных источников анализа в диссертации.
В значимой для настоящего исследования работе Йоанны Миклашевской «Американская политическая опера в ХХ веке»45 автор анализирует вклад американских композиторов в развитие оперы ХХ века. В исследовании использован метод интегральной интерпретации Мечислава Томашев-ского. Оперы, анализируемые в этой монографии, написаны начиная с 1976 года — периода, представляющего собой переломный момент в американ-
36 Kapusta J. The Self-Actualization of John Adams// Journal of the Society for American Music. 2018. no. 3 . Р. 317-344.
37 Ross A. The Harmonist// The John Adams Reader: Essential Readings on an American Composer/ Ed. by Thomas May. Pompton Plains, New Jersey: Amadeus Press, 2006. Р. 29-44.
38 Kosman J. Voice of America: Composer John Adams Speaks for the Nation// The John Adams Reader: Essential Writings on an American Composer/ Ed. by Thomas May. Pompton Plains, New Jersey: Amadeus Press, 2006. Р. 59-62.
39 Machart R. Aspects of John Adams's Music: Floating Elegies and Music Boxes// The John Adams Reader: Essential Writings on an American Composer/ Ed. by Thomas May. Pompton Plains, New Jersey: Amadeus Press, 2006. Р. 386-395.
40 May T. John Adams Reflects on His Career // The John Adams Reader: Essential Writings on an American Composer/ Ed. by Thomas May. Pompton Plains, New Jersey: Amadeus Press, 2006. Р. 2-28.
41 Colvard D. John Adams Discusses On the Transmigration of Souls// The John Adams Reader: Essential Writings on an American Composer/ Ed. by Thomas May. Pompton Plains, New Jersey: Amadeus Press, 2006. Р. 196-204.
42 Schwarz D. Postmodernism, the Subject, and the Real in John Adams's 'Nixon in China'// Indiana Theory Review, 13. 1992. no. 2. URL: http://www.jstor.org/stable/24046021 (дата обращения: 27.10.2020).
43 Miller C. A. Sketches of Grief: Genesis, Compositional Practice, and Revision in the Operas of John Adams. Princeton, NJ : Princeton University, 2016. URL: http://arks.princeton.edu/ark:/88435/dsp01sq87bx032 (дата обращения 12.11.2021).
44 Adams J. Hallelujah Junction: Composing an American Life. New York: Picador, 2008. 179 р.
45 Miklaszewska J. American Political Opera in the Twentieth Century. New York: Peter Lang, 2019. 206 p.
ском оперном театре ХХ века. Он характеризуется тремя основными аспектами: во-первых, созданием видео-оперы, представленной произведениями Стива Райха, во-вторых, созданием новой политической оперы Джона Адам-са, и, наконец, введением нового жанра портретной оперы, характерной для творчества Филипа Гласса.
Ключевой работой для диссертации также стала монография Тимоти А. Джонсона46, в которой исследуются музыкальное содержание и драматургическая специфика оперы Адамса «Никсон в Китае». В своем анализе Джонсон опирается на свидетельства Ричарда и Пэт Никсонов, Генри Киссинджера (в тот период — Советника США по национальной безопасности), а также на дневники и размышления Мао Цзэ-дуна и его заместителя Чжоу Энь-лая. Косвенными источниками информации (материалом) служат биографические отчеты и исторические повествования о событии, а также обширные исследования, которые предшествовали созданию оперы. Джонсон утверждает, что этот уровень исследований — наиболее объективный. Внимание Джонсона к музыкальным деталям необычайно. Вместе с хорошо изученными политическими анекдотами он дает другой взгляд на историческое событие — через музыкальный анализ. Этот труд внес существенный вклад в исследования об Адамсе, позволил услышать «Никсона в Китае» по-новому.
Следует также упомянуть работу Тима Пэйджа, в которой автор анализирует оформленную к периоду создания оперы стилистику Адамса. 47
Интерес к творчеству Адамса постепенно начинает проявляться и среди отечественных исследователей, однако, на данный момент существуют лишь отдельные статьи об операх композитора. Упомянем статью В.О. Петрова
48
«Историческая тематика в операх Джона Адамса» , а также работу А. В.
46 Johnson T. A. John Adams's Nixon in China Musical Analysis, Historical and Ро1Шса1 Perspectives. Farnham: Ashgate Press, 2011. 278p.
47 Page T. Nixon in China (Newsday, 28 March 1988)// The John Adams Reader: Essential Writings on an American Composer. P. 294-96.
48Петров В. О. Историческая тематика в операх Джона Адамса// Музыка. Искусство, наука, практика. 2016. № 3 (15). С. 35-41.
Шорниковой о документальной опере Адамса49, которая намечает наиболее важные аспекты, связанные с исследованием творчества композитора.
Обращение к оперному театру потребовало также привлечения широкого корпуса литературы философско-культурологического и социокультурного направлений: социологии музыки Т. Адорно50, теории искусства в эпоху его технической воспроизводимости В. Беньямина51, философии постструктурализма Ж.-Ф. Лиотара5253 и Ж. Делеза5455.
Анализ оркестровой стилистики Адамса в контексте эстетики постминимализма потребовал обращения к исследованиям в области инструменто-ведения и оркестровых стилей. Важными для данной диссертации стали работы Г.И.Благодатова, Ю.А.Фортунатова, А.Карса, И.А.Барсовой и Л. Берн-стайна.
Материалом для исследования послужили оперные либретто, а также нотные издания (клавир и партитура) трилогии Джона Адамса. 56
Научная новизна исследования:
Во-первых, в данной работе впервые в российском музыкознании столь масштабно представлено оперное творчество Джона Адамса;
Во-вторых, для анализа предлагается новое с позиции отечественного музыкознания явление — жанр политической (документальной) CNN-оперы в творчестве Джона Адамса;
49 Шорникова А. В. Художественное и документальное в современном музыкальном театре (на примере творчества Джона Адамса и Стива Райха) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С. 26-33. В настоящее время готовится защита А.В.Шорниковой диссертации на соискание кандидата искусствоведения на тему «Документальность в американском и западноевропейском оперном театре конца ХХ-начала XXI века» URL: https://rostcons.ru/assets/disser/2022/shornikova-dis.pdf (дата обращения 03.04.2022).
50Адорно Т. Избранное: социология музыки. UR L: https://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ Adorno/_05.php
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Оперы Кайи Саариахо 2000-х гг.: художественные идеи, музыкальная драматургия, композиционная техника2021 год, кандидат наук Саамишвили Наталья Николаевна
Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века: на материале произведений по пьесам Уильяма Шекспира2013 год, кандидат искусствоведения Перевалова, Алина Владимировна
Франц Шуберт и венский музыкальный театр2018 год, кандидат наук Пилипенко, Нина Владимировна
Опера semiseria в европейском музыкальном театре первой половины XIX века: генезис и поэтика жанра2017 год, кандидат наук Коровина, Анастасия Федоровна
Опера seria: Генезис и поэтика жанра2000 год, доктор искусствоведения Сусидко, Ирина Петровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Дунпин, 2022 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Адорно, Т. Опера// Избранное: Социология музыки / Адорно Т. — URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/adorno-teodor-v/izbrannoe-sociologiya-muziki/7 (дата обращения 12.01.2021).
2. Адорно, Т. Избранное: Социология музыки/ Адорно Т. — URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Adorno/_05.php (дата обращения 24.06.2021).
3. Акопян, Л. О. Музыка ХХ века: Энциклопедический словарь/ Л.О.Акопян. — М.: Практика, 2010. — 855 с.
4. Алексеева, А.Ю. Композиторская техника Майкла Наймана: дисс. ... канд. иск.: 17.00.02/ А.Ю.Алексеева. — Петрозаводск: ПГК им.А.К.Глазунова, 2021. — 211 с.
5. Байер, К. Репетитивная музыка: История и эстетика «минимальной музыки»/ К.Байер// Советская музыка. — 1991. — №1. — С. 106-111.
6. Бакуменко. М.Н. О творческом методе Стива Райха: документализм и нарративность / М.Н.Бакуменко// Идеи и идеалы. — 2010. — №1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-tvorcheskom-metode-stiva-rayha-dokumentalizm (дата обращения 30.03.2022).
7. Бакуменко, М.Н. Документальный видеомузыкальный театр Стива Райха в контексте коммуникативных поисков минимализма»: дисс. канд. иск.: 17.00.02./ М.Н.Бакуменко — Новосибирск: НГК им.М.И.Глинки, 2012. — 247 с.
8. Барсова, И.А. Книга об оркестре/ И.А. Барсова — 2-е изд. — Москва: Музыка, 1978. — 206 с.
9. Барсова, И.А. Очерки по истории партитурной нотации: (XVI - первая половина XVIII века)/ И.А.Барсова. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. — 413с.
10.Благодатов Г.И. История симфонического оркестра/ Г. И.Благодатов. — Л.: «Музыка», 1969. — 312 с.
11. Ван, Д. «Никсон в Китае» Джона Адамса как образец оперы постмодернистской эпохи/ Дунпин Ван// Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. — 2021. — № 2. — С. 120-134.
12. Ван, Д. История создания оперы Джона Адамса «Доктор Атом»: либретто и музыка/ Дунпин Ван// Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. — 2021. — № 4. — С. 72-84.
13. Ван, Д. «Доктор Атом» в контексте жанрового вектора политической оперы/ Дунпин Ван// Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2021. — Вып. 3 (48). — С. 151-158.
14. Ван, Д. Минимализм и постмодерн в опере Джона Адамса «Никсон в Китае»/ Дунпин Ван// PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2022. — № 2. — С. 1-10.
15. Ван, Д Жанр CNN-оперы в творчестве Джона Адамса на примере оперы «Никсон в Китае»/ Дунпин Ван// Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб.ст. по матер. L международной научно-практической. Конференции. — №9 (42). — Новосибирск: СибАК, 2021. — С.4-15.
16. Ван, Д. Полистилистические и полиязыковые тенденции в опере Джона Адамса «Никсон в Китае»/ Дунпин Ван// XI Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. — Вып. 34. — Саратов: НОО «Цифровая наука», 2021. — С.446-458.
17. Ван, Д. Стилистические особенности оперы Джона Адамса «Никсон в Китае»: минимализм и постмодернистская ирония / Дунпин Ван// XI Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. — Вып. 34. — Саратов: НОО «Цифровая наука», 2021. — С.459-471.
18. Гласс Ф. Слова без музыки: Воспоминания/ Филипп Гласс/ Пер. с англ. С. Силаковой. — СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. — 472 с.
19. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука /
150
Эдмунд Гуссерль. — М.: ACT, 2000. — (Классическая философская мысль) — 752 с.
20. Делёз, Ж. Логика смысла / Жиль Делез / Пер. с фр. Я. Свирского. — М.: Академический проект, 2011. — 272 с.
21. Делёз, Ж. Различие и повторение/ Жиль Делез. Пер. с фр. Н. Маньковской и Э. Юровской. — СПб: Петрополис, 1998. — 284 с.
22. Денисов, А. В. Античные мифологические оперные сюжеты в контексте культуры первой половины XX века — семантический анализ: автореф.
дисс.....док. иск.: 24.00.01/ А.В.Денисов, РГПУ. — СПб.: РГПУ
им.А.И.Герцена, 2008. — 37 с.
23. Дубинец, Е. А. Made in USA: Музыка — это все, что звучит вокруг / Е.А.Дубинец. — М.: Композитор, 2006. — 322 с.
24. Крапивина, И.В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме: дисс.. канд. иск. (17.00.02.)./ И.В.Крапивина, НГК. — Новосибирск: НГК им.М.И.Глинки, 2003. — 328 с.
25. Кром, А. Е. «Классическая фаза» американского музыкального минимализма: дисс. д-ра иск.:17.00.02 / А.Е.Кром — Саратов, 2011. — 457 с.
26. Кром, А. Е. Музыкальное время и принципы его организации в искусстве американского минимализма / А.Е.Кром // Музыковедение. — 2015. — № 7. — С. 21-25.
27. Кром, А. Е. «Слова без музыки»: американская история Филипа Гласса / А.Е.Кром// Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2020. — № 5. — С. 110 -125.
28. Кром, А. Е. Философия и практика американского музыкального минимализма: Стив Райх / А.Е. Кром. — Нижний Новгород: Гладкова, 2004. — 223 с.
29. Лиотар, Ж.-Ф. Заметки на полях повествований/ Ж.-Ф. Лиотар // Комментарии. — 1997. — № 11. — С. 215.
30. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПБ: Алетейя, 1998. — 159 с.
151
31.Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэти-ки):Монография / М.Н.Липовецкий. — Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 1997. — 317 с.
32.Манулкина, О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века/ О.Б.Манулкина. — СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. — 784 c.
33.Музыка США: вопросы истории и теории. Музыкальные пейзажи Америки / Ред.-сост. М.В.Переверзев. — М.: МГК, 2008. — 394 с.
34.Павлишин, С.С. Американьска музика. / С.С.Павлишин. — Львiв: БаК, 2007. — 316 с.
35. Петров, В. О. Историческая тематика в операх Джона Адамса / В.О. Петров // Музыка. Искусство, наука, практика. — 2016. — № 3 (15). — С. 3541.
36.Поспелов, П.Г. Минимализм и репетитивная техника / П.Г. Поспелов// Музыкальная академия. — 1992. — №4. — С. 74-82.
37.Росс, А. Дальше — шум. Слушая XX век/ А.Росс / Пер. с англ. М. Калужский, А. Гиндина. — М.: Изд-во Corpus, 2012. — 560 с.
38.Салливан, Г. Интерперсональная теория в психиатрии/ Г. Салливан. — СПБ: Восточно-Европейский институт Психоанализа, 1999. — 198 с.
39. Соколов, А. С. Введение в музыкальную композицию ХХ века: учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» / А.С.Соколов. — М.: Владос, 2004. — 231 с.
40.Спурна, Х. Документальные оперы об эпохе сталинизма в Чехословакии, или Милада Горакова / Х.Спруна // Либреттология. Восьмая нота в гамме: сборник статей: учебное пособие/ сост. Ю. Димитрин, А. Стеценко. — СПб: Лань, Планета музыки, 2020. — 336 с.
41.Тарнопольский, В. Г. Что после Дальхауза? От литературной оперы к новому музыкальному Театру / В.Г. Тарнопольский // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Международной научной конференции, 11-15 ноября 2019 г. / ред-сост. И. Сусидко. — Том 2. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. — С.55-65.
152
42. Тимошенко, А. А. Американский музыкальный экспериментализм первой половины ХХ века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции (Г.Коуэлл, Дж.Кейдж, Л.Хэррисон):автореферат дисс. ... канд. иск.: 17.00.02./ А.А.Тимошенко, РИИИ. — СПб.:РИИИ, 2004. — 28 с.
43. Уитмен, У. «Заживатель ран», в «Листьях травы» (Бостон: Тайер и Элд-ридж, 1860). / У.Уитмен. — URL: https://whitmanarchive. org/published/LG/1881 /poems/169. (дата обращения 14.11.2021).
44. Фортунатов, Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей// Воспоминания о Ю. А. Фортунатове / Ю.А.Фортунатов / сост., расшифровка текста лекций, примеч. Е. И. Гординой, ред. Е. И. Гордина, О. В. Лосева. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2004. — 384 с.
45.Шорникова, А. В. Художественное и документальное в современном музыкальном театре (на примере творчества Джона Адамса и Стива Райха) / А.В.Шорникова// Южно-Российский музыкальный альманах. — 2019. — № 4. — С. 26-33.
Литература на китайском языке
46.Дуан, И. Художественные особенности оперы Адамса «Никсон в Китае» / И.Дуан// Море искусства. — 2012. — № 12. — С. 43-44.
Ш^ШШ^даФИШ^Ж^Йт. ^&,2012(12):43-44]
47. Тан, С. Символизм и его структурная функция в творчестве Джона Адамса / С.Тан// Вестник Центральной консерватории музыки. — 2011. — № 4. —
С. 20-28. [Ш'ЬШ.
48.Тан, С. Теория и техника современной музыки / С. Тан.- Гуанчжоу: Изд-во Цзинаньского университета, 2019. — 206 с. [^/bfe
ткшш^ш&т. гм : 2019^. 206Щ
153
49. Се, Ч. «Никсон в Китае» — «реконструкция» истории / Ч.Се// Опера. — 2011. — № 3. — С. 22-23. [ ШШШ. (ШЖЙФШ
М],2011(3):22-23.]
50. Сун, Ц. Записи с Симпозиума по современной музыке / Ц. Сун// Народная музыка. — 1998. — № 12. — С. 24-27.
1998, 12:24-27].
51.Сяо, X. Адамс и опера «Никсон в Китае» / Х.Сяо// Народная музыка. — 2007. — № 11. — С. 82-84. [ЙМ. Ш^ШЙЖШШЙФЙФШр].
(ШШ, 2007 (11):82-84].
52.Сяо, X. Наследие и развитие музыки минимализма — Анализ стиля постминимализма Джона Адамса / X. Сяо// Вестник Ляочэнского университета. — 2008. — № 2. — С. 115-116. [ЙМ. ШЬХЁ&МШт^-ЖШ—
2008(2): 115-116].
53.Чжан, Ц. Творчество оперы Джона Адамса «Никсон в Китае» / Ц. Чжан// Сычуаньская опера. — 2015. — № 6. — С. 150-153. [ЗШ^.
ЕШП Ш\, 2015(6): 150153].
54.Чжао, Л. Техники «деконструкции» в музыке постминимализма — художественные характеристики оперы Джона Адамса «Никсон в Китае» / Л.
Чжао// Симфония. — 2015. — № 34 (3). — С. 154-158. [ШШШ. ^•Ш^ШЖШШЙФЙФШЮЙ&^ЩЛ]. 2015,34(3):154-158].
55.Чжуан, Т. Письменный словарь / Т. Чжуан. — Шанхай: Изд-во Китайский словарь, 1992. — 1221 с. [&Ш. ±Ш:
1992^. 122Щ].
56.Чжун, Ц. Обзор западной современной музыки/ Ц. Чжуан. — Пекин: Изд-во «Народная музыка», 2016. — 217 с.
: 2016^. 217Ш].
57.Чэнь, Х. Исследование современного западного музыкального творчества/ Х. Чэнь. — Пекин: Изд-во «Народная музыка», 2018. — 560 с.
В^Ш^^ШЯ^М. : 2018^. 560Ш].
58.Шэнь А., Шэнь Ч. Американская опера «Никсон в Китае» и ее автор / А. Шэнь, Ч. Шэнь // Музыкальное искусство, 1988. — № 4. — C. 88-89.
Ш®#/^Р£^Ш988(4):88-89].
На других иностранных языках:
59. Abbate, С. Unsung Voices: Opera and Musical Narrative in the Nineteenth Century / С. Abbate. — Princeton. NJ: Princeton University Press, 1991. — 304 р.
60.Adams, J. An Interview with John Adams / J. Adams// The Opera Quarterly. Ed. by Daines, Matthew. Durham. — NC: Duke University Press, 1994. — 18 p.
61.Adams, J. Hallelujah Junction: Composing an American Life / J. Adams — New York: Picador, 2008. — 179 p.
62.Adams, J. Nixon in China: An Opera in Three Acts, libretto by Alice Goodman. Vocal Score / J. Adams. — New York: Hedon Music, Inc., a Boosey & Hawkes company, 1999. — 211 p.
63.Adams, J. Atomic Sounds / J. Adams. — URL: http: //www.metoperafamily.org/metopera/news/dr_atomic/detail .aspx? id=5596 >; Internet. (дата обращения 06.03..2021).
64.Adams, J. Hallelujah Junction. Composing an American Life / J. Adams. — New York: Farrar, Straus and Giroux, 2009. - 352 p.
65. Adams, J. Biography John Adams / J. Adams. — URL: https://www.earbox.com/john-adams-biography/=; Internet. (дата обращения 03.01.2021).
66.Agamben, G. The Idea of Language: Some Difficulties in Speaking about Language / Agamben G. // Graduate Faculty Philosophy Journal — 10:1. — 1984. № 1. — P. 141-149.
67. Atkinson, S. Aspects of Otherness in John Adams's Nixon in China / S. Atkinson // Dutch journal of music theory. — Vol. 18. — 2013. — № 3.
68.Bauer, A. Phonetic Organization in the Vocal Music of Dieter Schnebel, Brian Ferneyhough, and Georges Aperghis / A. Bauer // Vocal Music and Contemporary Identities: Unlimited Voices in East Asia and the West/ Ed. by C. Utz and F. Lau. — Abingdon: Routledge, 2013. — P. 175-197.
69.Benjamin W. The Paris of the Second Empire / W. Benjamin// The Writer of Modern Life: Essays on Charles Baudelaire/ Ed. by M. W. Jennings, T. H. Eiland, E. Jephcott, R. Livingston and H. Zohn. — Cambridg: The Belknap Press of Harvard University Press, 2006. — P. 46-133.
70.Bermbach, U. Opera a politika. Aspekty jednoho komplikovaneho vztahu / U. Bermbach// Spurna H. Hudebni divadlo jako vyzva. Interdisciplinary texty. — Praha: Narodni divadlo, 2004. — C. 409.
71.Brecht, В. On the Experimental Theatre / B.Brecht // The Tulane Drama Review. — 1961. — № 6/1. — P. 35-49.
72.Brecht, В. The Modern Theater is Epic Theater: Notes to the Opera Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny / B.Brecht// Brecht on Theatre: The Development of an Aesthetic/ Ed. and trans. by John Willett. — London: Methuen, 1964. — Р. 33-42.
73.Cohen, M. The Politics of Opera: A History from Monteverdi to Mozart / М. Cohen. — Princeton: Princeton University Press, 2017. — 512 p.
74.Colvard, D. John Adams Discusses On the Transmigration of Souls / D. Colvard // John Adams Reader: Essential Readings on an American Composer. Ed. by Thomas May. — Pompton Plains, New Jersey: Amadeus Press, 2006. — P. 196-204.
75.Composer John Adams Discusses his Operatic Works / J. Adams. — URL: http://www.youtube.com/ watch? V = JQ1fDUHb3LQ; Internet. (дата обращения 15.03.2022).
76.Daines, M. Telling the Truth about Nixon: Parody, Cultural Representation, and Gender Politics in John Adams's Opera Nixon in China: Ph.D. dissertation / M. Daines. — Davis: University of California, 1995. — 146 р.
77.Distress at Sea, and Offstage// The New York Times 'The Death of Kling-hoffer,' at the Metropolitan Opera / The New York Times. — URL: https : //www. nytimes.com/2014/10/22/arts/music/j ohn-adams-death-of-klinghoffer-metropolitan-opera-debut.html (дата обращения 03.02.2021).
78.Durney, D. 'Quelques repères d'analyse pour les récitations de Georges Aperghis'/ D. Durney. — Musurgia 2, 1995. — № 1. P. 52-60.
79.Ebright, R.S. Echoes of the Avant-garde in American Minimalist Opera: Phd thesis / R.S. Ebright. — Hill: University of North Carolina at Chapel, 2014. — 273 p.
80. Fink, R. Klinghoffer in Brooklyn Heights / R. Fink// Cambridge Opera Journal. — Cambridge University Press, 2005. — №17 (2). — P. 173-213.
81.Fink, R. After the Canon / R. Fink// The Oxford Handbook of Opera / Ed. by Helen M. Greenwald. — New York: Oxford University Press, 2014. — 1066 p.
82.Fink, R. Repeating Ourselves: American Minimal Music as Cultural Practice / R. Fink. — Los Angeles London: University of California Press Berkeley,
2005. — 297 p.
83.Germano, W. Opera as News: Nixon in China and the Contemporary Operatic Subject / Germano, W.// University of Toronto quarterly. — Vol. 81. — 2012. — №4 —. P. 58-66.
84.Goodman, A. History is Our Mother: Three Libretti: Nixon in China, The Death of Klinghoffer, The Magic Flute / A. Goodman. — New York: New York Review of Books, 2017. — 160 p.
85.Griffiths, P. Modern Music and After / P. Griffiths. — 3d Ed. — Oxford: Oxford University Press, 2010. — 456 p.
86.Gurewitsch, М. The Opera that Chooses the Nuclear Option / М. Gurewitsch. // New York Times, 25 September, 2005. — URL: https://www.nytimes.com/2005/09/25/arts/music-the-opera-that-chooses-the-nuclear-option.html (дата обращения: 01.12.2021).
87. Heile, В. The Music of Mauricio Kagel / B. Heile. — Aldershot: Ashgate,
2006. — 209 p.
88.John Adams on Slonimky's Earbox. — URL: http://www.earbox.com/slonimsky-s-earbox/ (дата обращения 12.09.2021).
89. John Adams speaks out about art in a Time of War / Interview by E. Park / J. Adams // Andante. — 2001. — № 11. — URL: http://www.andante. com.tr/en/13/Previous-issues. (дата обращения: 05.12.2021).
90.Johnson, T. John Adams's Nixon in China / T. Johnson// Musical Analysis, Historical and Political Perspectives. — Burlington, VT: Ashgate, 2011. — 278 р.
91.Kapusta, J. The Self-Actualization of John Adams / J. Kapusta// Journal of the Society for American Music. —Vol. 12. — 2008. — № 3. — P. 317-344.
92.Kosman, J. Voice of America: Composer John Adams Speaks for the Nation / J. Kosman// The John Adams Reader: Essential Writings on an American Com-
poser/ Ed. by T. May, P. Plains. — New Jersey: Amadeus Press, 2006. — P. 59-62.
93.Lecercle, J.-J. Philosophy through the Looking-Glass: Language, Nonsense, Desire / J.-J. Lecercle — La Salle, IL: Open Court, 1985. — 206 р.
94.Lubet, J. Indeterminate Origins: A Cultural Theory of American Experimental Music / J. Lubet // Perspective on American Music since 1950/ Ed. by James R. — Heintze. New-York: Garland Publishing Inc, 1999. — Р. 95-140.
95.Machart, R. Aspects of John Adams's Music: Floating Elegies and Music Boxes / R. Machart// The John Adams Reader: Essential Readings on an American Composer/ Ed. by T. May. — Pompton Plains, New Jersey: Amadeus Press, 2006. — P. 386-395.
96.May, T. John Adams Reflects on His Career// The John Adams Reader: Essential Readings on an American Composer. / T.May. — Pompton Plains, New Jersey: Amadeus Press, 2006. — P. 2-28.
97.May, T. The Passion and Play of John Adams Monday: The Legendary American Composer is Taking More Risks than Ever, says Thomas May (March 2013) / T.May //Gramohpone. — 2017. — February, 13. — URL: https://www.gramophone.co .uk / features / article / the-passion-and-play-of-john-adams-1 (дата обращения 20.09.2021).
98.May, Т. The John Adams Reader: Essential Writings on an American Compose. / T.May . — New Jersey: Amadeus Press, 2006. — 113 p.
99.Mertens, W. American Minimal Music / W.Mertens. - London: Kahn & Averill, 1983. — 128 p.
100. Midgette, A. The New Librettist of 'The New Prince' / A. Midgette// Washington Post. — May 8, — 2015. — P. 5-11.
101. Miklaszewska, J. American Political Opera in the Twentieth Century / J. Miklaszewska. — New York: Peter Lang, 2019. — 206 p.
102. Miller, C. Sketches of Grief: Genesis, Compositional Practice, and Revision in the Operas of John Adams / C. Miller. — Princeton, NJ: Princeton Universi-
ty, 2016. — URL: http://arks.princeton.edu/ark:/88435/dsp01sq87bx032. (дата обращения 15.01.2022).
103. Morfakis, К. Doctor Atomic: Science Communication in Modern Opera / K. Morfakis// 14-th International Public Communication of Science and Technology (PCST) Conference «Science communication in a digital age». — Istanbul, Turkey, 26-28 April 2016. — URL: http://pcst.co/archive/ (дата обращения 23.03.2022).
104. Page, T. Doctor Atomic: Unleasing Powerful Forces// The Washington Post.
— 3 October, 2005. — P. 33-39.
105. Pagе, T. Nixon in China (Newsday, 28 March 1988)/ T.Page // The John Adams Reader: Essential Writings on an American Composer./ Ed. by Th. May.
— Pompton Plains, NJ: Amadeus Plains. — P. 94-96.
106. Parch, H. Genesis of a Music / H.Parch. 2-th Ed. — N.-Y.: Da Capo Press. — 1974. 517 p.
107. Pincus-Witten, R. Postminimalism into Maximalism. /R. Pincus-Witten. — Ann Arbor: UMI Research Press, 1987. — 260 р.
108. Potter К. Four Musical Minimalists: La Monte Young, Terry Riley, Steve Reich, Philip Glass/ K.Potter. — Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — 390 р.
109. Rockwell, J. Philip Glass: The Orient, the Visual Arts and the Evolution of Minimalism/ J.Rockwell // All American Music: Composition in the Late Twentieth Century. — New York: Vintage Books. A Division of Random House, 1984. — Р. 109-122.
110. Ross, A. The Harmonist / A. Ross //The John Adams Reader: Essential Readings on an American Composer / Ed. by Th. May. — Pompton Plains, New Jersey: Amadeus Press, 2006. — P. 29-44.
111. Ross, A. Long Wake «The Death of Klinghoffer» at the Met / A. Ross // The New Yorker October 22, 2014.
112. Sanchez-Behar, А. Counterpoint and Polyphony in Recent Instrumental
Works of John Adams / А. Sanchez-Behar. — PhD diss. Florida State Universi-
160
ty, 2007. — URL:http://purl.flvc.org/fsu/fd/FSU_migr_etd-2091 Дата обращения 13.12.2021.
113. Schwartz, R. K. Minimalists / R.K. Schwartz. — London: Phaidon Press, 1996. — 239 p.
114. Schwarz, D. Postmodernism, the Subject, and the Real in John Adams's 'Nixon in China'/ D.Schwarz // Indiana Theory Review. — Vol. 13. — 1992. — № 2. — URL: http://www.jstor.org/stable/24046021 Дата обращения: 27.10.2020.
115. Steinberg, М. The Death of Klinghoffer (1990-91) / M. Steinberg // The John Adams Reader: Essential Readings on an American Composer/ Ed. by Th. May.
— Pompton Plains, New Jersey: Amadeus Press, 2006. — P. 176-188.
116. Strickland, E. American Composers: Dialogues on Contemporary Music. / Е. Strickland. — Bloomington, IN: Indiana University Press, 1991. — 220 р.
117. Strickland, E. Minimalism: Origins. / Е. Strickland. — Bloomington: Indiana University Press, 1993. — 312 р.
118. Swan, C. Perceptible Processes: Minimalism and the Baroque./ С. Swan. — Eos Music Inc. 1997. — 85 р.
119. Swed, M. Nixon in China is Neglected no Longer / М. Swed // Los Angeles Times — 2010. — March 7. — URL: http://articles. latimes.com/2010/mar/07/entertainment/la-ca-nixon-china7-2010mar07. (дата обращения 27.01.2022).
120. Taruskin, R. The Oxford History of Western Music. / R.Taruskin. — Vol. VI: Resources : chronology, bibliography, master index. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — 329 р.
121. Taruskin, R. Sacred Entertainments / R.Taruskin.// Cambridge Opera Journal.
— Vol. 15. — 2003. — No. 2. — Р. 109-126.
122. Taruskin, R. The Danger of Music and Other Anti-Utopian Essays, Fink,
Robert. "'Klinghoffer' in Brooklyn Heights." / R. Taruskin // Cambridge Opera
Journal. — Vol. 17. — 2005. — №. 2. — P. 173-213. — URL:
www.jstor.org/stable/3878259. (дата обращения 15.08.2021).
161
123. Taruskin, R. A Harmonious Avant-Garde? Minimalism: Young, Riley, Reich, Glass; Their European Emulators / R. Taruskin. Oxford History of Western Music. —Vol. 5. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — P. 351411.
124. Taruskin, R. "MUSIC; Music's Dangers and the Case for Control." / R. Taruskin. The New York Times. — 2000. — 9 December. — URL: http://www.nytimes.com/2001/12/09/arts/musicmusic-s-dangers-and-the-case-for-control.html?pagewanted=all. (дата обращения 19.01.2021).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.