Онтологические и гносеологические аспекты функционирования языковой картины мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Ртищева, Оксана Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ртищева, Оксана Владимировна
Введение.
Глава 1. Язык как феномен бытия
§ 1. Онтологический подход как основа исследования языковых феноменов.
§ 2. Язык как форма выражения пространственно-временных отношений в философии.
§ 3. Картина мира в философии.
Глава 2. Языковая картина мира как репрезентант культурного бытия
§ 1. Языковая картина мира и научная картина мира сравнительный анализ).
§ 2. Типология отношений пространства-времени и ее представляемость в языковой картине мира.
§ 3. Функции языковой картины мира.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Время в русской языковой картине мира: лингвокультурологический аспект2004 год, доктор филологических наук Михеева, Любовь Николаевна
Национальный менталитет в языковой картине мира: на примере сопоставления русскоязычной и англоязычной картин мира2007 год, кандидат философских наук Казакова, Ольга Михайловна
Проблема понимания в межкультурной коммуникации: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Донченко, Олег Евгеньевич
Онтология языка: эволюция проблемы и её современное состояние2008 год, кандидат философских наук Обрезков, Андрей Анатольевич
Лексика, отражающая растительный мир в башкирском и английском языках1999 год, кандидат филологических наук Хизбуллина, Диля Ишбуловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологические и гносеологические аспекты функционирования языковой картины мира»
Актуальность темы исследования определяется теми социально-историческими изменениями, которые произошли в XX веке. Процессы демократизации, широко разветвленная сеть национальных и межнациональных коммуникаций, тенденции к культурной самоопределяемости народов и т. п. - все эти глобальные изменения повлияли на политическую, географическую, культурную карты мира. В этой ситуации весьма остро стоит вопрос о языке общения. Исторически сложилось так, что на роль языка международного общения в настоящее время претендует английский язык. Вместе с тем, роль и значение национальных языков не уменьшается, а в силу роста национального самосознания у многих народов значительно возрастает. Это проявляется в различных сферах жизнедеятельности людей - науке, искусстве, спорте и т. д. В силу этого национальные языки изменяются путем ассимиляции слов из других языков, развиваются в соответствии с развитием общества.
В каждой языковой сфере формируется своя языковая картина мира, обусловленная историей народа, его ролью в общественно-историческом процессе, его сознанием. Вместе с тем в науке с самого начала ее зарождения с XVII века формируются, сменяя друг друга, научные картины. Адекватная интерпретация научных картин мира требует от ученых разных стран трансляции ее содержания, основой которой выступает языковая трансляция.
Многие ранее часто употребляемые слова, такие как любовь, совесть, справедливость, доброта и т. д., вытесняются из словаря и на смену им приходят другие - крутой, продвинутый и др. Под запретом оказались слова, с помощью которых выражались идеи патриотизма, чувства любви к Родине. Огромное количество иностранных слов и неологизмов ведет к трансформации национального русского языка. Изменения в языке отражают изменения в сознании людей и способствуют дальнейшей трансформации сознания. А, как известно, именно родной язык формирует в человеке определенные качества его души и ума. Чем богаче духовный мир человека, тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи, и наоборот.
Человек с рождения овладевает родным языком и осваивает культуру, в которой он живет. Он пользуется языком как путеводителем. В результате язык выступает посредником между ним и объективной реальностью. В языке существуют, присущие данному языковому коллективу, готовые результаты конкретных актов познания мира, совершенных задолго до рождения конкретного носителя языка. Поэтому очень важно, чтобы усвоение языковой картины мира как первого акта познавательной деятельности человека, было ориентировано на духовное отношение к миру.
Сохранение чистоты национального языка поможет сохранить культурную самобытность нации. А это важно в условиях растущего взаимодействия культур, в межкультурной коммуникации.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. Фон Гумбольдта и неогумбо л ьдтианцев (Л. Вайсгербер и другие) о внутренней форме языка, с одной стороны, и к идеям американской этнолингвистики, в частности, так называемой гипотезе лингвистической относительности Э. Сепира, Б. Уорфа, с другой.
Учение В. фон Гумбольдта о внутренней форме языков было трансформировано в рамках неогумбольдтианства в теорию языковой картины мира. Последователем и сторонником идей В. фон Гумбольдта был Л. Вайсгербер. К разработке понятия языковой картины мира Л. Вайсгербер приступил в начале 30-х годов XX столетия. Научная эволюция Л. Вайсгербера в отношении концепции языковой картины мира шла в направлении от указания на ее объективно-универсальную основу к подчеркиванию ее субъективно-национальной природы. В решение вопроса о соотношении науки и языка Л. Вайсгербер не пошел по пути Э. Кассирера. Э. Кассирер признавал власть языка над научным сознанием. Позиция Л. Вайсгербера оказалась более близкой к той, которую занимал в решении этого вопроса Б. Уорф, хотя немецкий ученый не был здесь так прямолинеен, как американский. Б. Уорф выводил научную картину прямо из языковой, что неминуемо вело к их отождествлению. Л. Вайсгербер допускал частичное подчинение, и только там, где научная картина мира отстает от языковой.
Современные исследования языковой картины мира ведутся в двух направлениях. С одной стороны, на основании системного семантического анализа лексики определенного языка производится реконструкция цельной системы представлений, отраженной в данном языке, безотносительно к тому, является она специфичной для данного языка или универсальной (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, В. А. Маслова). С другой стороны, исследуются отдельные характерные для данного языка (лингвоспеци-фичные) концепты, обладающие двумя свойствами: они являются «ключевыми» для данной культуры (в том смысле, что дают «ключ» к ее пониманию) и одновременно соответствующие слова плохо переводятся на другие языки. Такие исследования можно встретить в работах А. Вежбицкой, А. Зализняк, И. Б. Левонтиной, А. Д. Шмелева, Е. С. Яковлевой, М. В. Пименовой.
Проблеме типологии пространственно-временных отношений в языке и языковой картине мира посвящены работы Б. Уорфа, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, В. Н. Топорова, А. Я. Гуревича, С. С. Аверинцева, Н. И. Толстого, Е. С. Яковлевой, Н. Д. Арутюновой, С. М. Толстой, Н. А. Потаенко, В. В. Жданова, Т.Е. Крейдлина, Б. А. Успенского, Е. М. Мелетинского, М. Ф. Мурьянова, Н. Н. Трубникова. Подход авторов раскрывает время и пространство в языке не как некий физико-геометрический прообраз. Ими отмечается тот факт, что носителями языка пространство мыслится как неоднородное, оно не является простым вместилищем объектов, а одушевлено человеческим присутствием. Языковое представление о времени объективизированное и соответствует историчности и всему, что связано с регистрацией фактов.
В развитии общества язык выполняет многообразные функции: онтологическую, семантическую, репрезентативную, социальную и коммуникативную. Тем самым, выражая проявленность сознания в социальных коммуникациях. Адекватность языковой коммуникации удостоверяет наличие языка, его существование в разнообразных формах и подтверждается практикой жизнедеятельности людей. Проблема заключается в том, на сколько языковые формы социальной коммуникации выражают сущность бытия и его репрезентацию в сознании, тем самым, формируя мировоззрение людей и социально-психологические установки их бытия.
Объектом исследования является язык как феномен бытия.
Предметом исследования являются особенности функционирования языка в науке и социальной практике.
Цель диссертационного исследования - определить взаимосвязь онтологического и гносеологического аспектов языков как составляющие процессы осознания этого феномена.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1. Изучение наличных концепций бытия в философии и лингвистике.
2. Исследование выражений пространственно-временных отношений в языке и философии.
3. Анализ концепта картина мира в философии.
4. Сравнительный анализ языковой и научной картин мира.
5. Выявление типологии отношений пространства и времени в языковой картине мира.
6. Определение функций языковой картины мира в познании и бытии.
Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование проводится с позиций взаимосвязи гносеологического и онтологического аспектов языка. Методологической базой в плане изучения концепций языкового бытия являются идеи И. Г. Гер дера, В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни, М. Хайдеггера, Г. Г. Гадамера, М. М. Бахтина, Г. Г. Шпета, Э. Сепира, Б. Уорфа, А. Ф. Лосева, Л. Фейербаха, Л. Витгенштейна. Помимо этого большое значение имеют труды, посвященные исследованию концепта картина мира в философии (Г. Герц, М. Планк, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, М. Вебер, В.
H. Михайловский, П. И. Дышлевый, Л. В. Яценко), научной картине мира (И. Ньютон, А. Эйнштейн, П. И. Дышлевый, П. В. Копнин, М. В. Мостепаненко, С. Т. Мелюхин, В. С. Готт, А. Д. Урсул, В. С. Степин, Л. А. Микешина), языковой картине мира (В. фон Гумбольдт, Л. Вайсгербер, Э. Сепир, Б. Уорф, О. А. Радченко, Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев, Е. С. Яковлева). Используется метод сравнительного анализа при рассмотрении различных концепций бытия и функциональный при определении языковой картины мира в познании и бытии, а также метод семантического анализа, феноменологического описания, историографический метод, метод аналогии, индуктивный метод.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
I. Выявлены и проанализированы различные формы бытия знака: природное, бытие смысла, практическое, социально-историческое бытие.
2. Обоснована самостоятельность бытия знака.
3. Аргументировано соответствие языковых представлений о пространстве -времени конкретно исторической и социальной эпохе формирования и функционирования языка.
4. Обосновано, что языковая картина мира обусловлена типом культуры.
5. Зафиксированы и проанализированы результаты сравнительного анализа языковой и научной картин. Выявлены общие признаки: единые структуры пространства и времени; отражение одного и того же мира материальных объектов, но в разных аспектах; одна и та же роль как посредника между субъектом и объектом познания. И специфические признаки: различная степень универсальности. Влияние природных географических, национальных факторов на языковую картину мира. Степень универсальности предполагает смену научных картин мира в истории познания. Взаимосвязь языковой и научной картин может осуществляться посредством метафор как способе трансляции смыслов из языковой в научную картину, и наоборот.
6. Разработана и аргументирована классификация функций языковой картины мира на основе мировоззренческого критерия, включающая в себя следующие элементы: онтологический, репрезентативный, семантический, социальный и коммуникативный.
На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:
1. Онтологический подход исследования языковых феноменов позволяет рассмотреть человеческое сознание, символы, язык в качестве существующих и имеющих определенную специфику существования. Онтологический подход предполагает экспликацию бытия-в-мире знака через исторически развивающиеся язык и знание. Онтологизация языка тяготеет к тому, чтобы раскрыть язык как деятельность, основывающаяся на самой себе и влияющая на другие явления. Язык раскрывается в качестве феномена. Например, не только язык - средство общения; как орудие (язык как орудие мысли); продукт (язык как продукт развития высшей нервной деятельности), а анализируется как самостоятельный феномен культуры, который существует в мире и через который мир выражает себя.
2. Время и пространство в языке не сводится к физико-геометрическому прообразу. Носителями языка пространство мыслится как неоднородное, оно не является простым вместилищем объектов и одушевлено человеческим присутствием. Языковое представление о времени объективизированное и соответствует историчности и всему, что связано с регистрацией фактов. Человеческому обществу присущи определенные категории и нормы поведения, которые складываются на основании данного понимания времени. Пространство в языке тесно связано с такими категориями мышления как время и материя, которые обусловлены лингвистически.
3. Общая картина мира выражена языком, который служит посредником при общении индивидов и обеспечивает их взаимопонимание, так как в общей картине мира лежат общие представления и образы. Общая картина мира -это единство множества образов разных сторон и проекций действительности, раскрывающихся в ходе общественно-исторического развития. Это продукт совокупной практической и познавательной деятельности. В каждую историческую эпоху формируется конкретная картина мира в соответствии с особенностями практического познания и определенным вкладом научных и вненаучных типов познания.
4. Языковая и научная картины мира взаимосвязаны и взаимодействуют. Основой взаимосвязи выступают общие и специфические признаки языковой и научных картин мира. Взаимодействие этих картин мира в мышлении человека детерминируется наличием процессов коммуникации -социальных и индивидуальных, а также необходимостью реализовать общественные потребности в процессе освоения природных и социальных явлений. Процессы коммуникации и деятельность людей составляют основу трансляции смыслов из языковой в научную, и наоборот.
5. Пространство и время являются категориями языковой картины мира. Они взаимосвязаны между собой и этот тип отношений отражен в языковой картине мира, так как в языке имеются языковые средства, соотносящие реальность с ее языковыми выражениями пространственно-временных отношений. Пространство формируется посредством аналитической, абстрактной формы мышления на основе научной практики и рефлексии социальных, психологических и других явлений. Время - посредством чувственно-конкретного образного восприятия окружающего мира данного в формах практической деятельности и его осмысление в философских, конкретно-научных и обыденных понятиях. Для интерпретации пространства и времени в языке существуют модели пространства и времени, содержащиеся в семантике слов - носителей модели.
6. На основе анализа были выявлены следующие функции языковой картины мира: онтологическая, семантическая, репрезентативная, социальная и коммуникативная. Все эти функции взаимосвязаны между собой в рамках одной языковой картины мира. Но любая из них выражается по-разному в языковых картинах мира разных народов. Это связано, прежде всего, с мировоззрением народа, которое отразилось в его языке.
Теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в том, что сравнительный анализ научной и языковой картин мира позволяет конкретизировать их место в концепциях познания и бытия и тем самым расширить проблемное поле философии, лингвистики, истории, культурологии. Анализ типологии пространственно-временных отношений создает теоретико-философскую основу в исследовании природы языковых явлений, что позволяет глубже понять взаимосвязь сознания и языка в истории культуры и общества.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в высших и специальных учебных заведениях естественнонаучного и гуманитарного профиля. Материал диссертационного исследования может служить основой для курсов лекций и семинаров в преподавании дисциплин социально-гуманитарного курса: философии, культурологии, лингвистики и логики.
Апробация работы. Основные положения настоящего диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межрегиональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей, преподавателей и сотрудников «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2005 - 2006), на I научной конференции аспирантов и соискателей (Кемерово, 2002), на II научной конференции аспирантов и соискателей «Методология и методы гуманитарных и социальных исследований» (Кемерово, 2003), на III научной конференции аспирантов и соискателей «Категория проблемности в научном исследовании» (Кемерово, 2004), а также обсуждались на методологических и аспирантских семинарах Кемеровского государственного института культуры и искусств.
Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии КемГУКИ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Морально-этический концепт "совесть" в кумыкской и русской языковых картинах мира: на материале фразеологических и паремиологических единиц2008 год, кандидат филологических наук Шахманова, Бурлият Гебековна
Отражение английской языковой картины мира в концептах "home", "freedom", "privacy", "common sense"2007 год, кандидат филологических наук Богачёв, Роман Евгеньевич
Культурологические основания лингвоментальных структур этнического самосознания2010 год, кандидат философских наук Юркина, Татьяна Валерьевна
Языковые реализации особенностей национальной картины мира в художественном тексте: на материале романов Э. Тан2009 год, кандидат филологических наук Корнеева, Татьяна Анатольевна
Культурологические аспекты функционирования языковой картины мира2008 год, кандидат культурологии Василькова, Елена Васильевна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Ртищева, Оксана Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленное диссертационное исследование преследовало цель систематизировать и обобщить существующие онтологические исследования языка, выявить взаимосвязь онтологического и гносеологического подходов к языку как составляющих процессы осознания этого феномена и подкрепить конкретным эмпирическим материалом положения неогумбольдтианской теории языковой картины мира с учетом современного состояния языковой картины мира. Для этого были проанализированы и сопоставлены различные концепции, оперирующие идиоэтническими методами, опирающиеся на существование уникальной картины мира в каждом языке. Выявлены теоретические положения, дающие право рассматривать языковую картину мира как присущую всем носителям данного языка, определяющую видение мира и дальнейшее участие в процессе его познания. Сравнительный анализ языковой и научной картины мира позволил конкретизировать их место в концепциях познания и бытия и, тем самым, расширил проблемное поле философии, лингвистики, истории, культурологии. Анализ типологии пространственно-временных отношений создал теоретико-философскую основу в исследовании природы языковых явлений, что позволило глубже понять взаимосвязь сознания и языка в истории культуры и общества.
В результате исследования было продемонстрировано на языковом материале, отражающем внутренние механизмы концептуализации окружающего мира то, что языковая картина мира является результатом непрерывного процесса воссоздания мира посредством слова, идущего в данном языковом сообществе. В конкретном виде она предстает как система систем, включающая лексические ресурсы языка (результаты уникальной концептуализации мира силами данного языкового сообщества), фразеологические средства (отражающие этническую логику и фантазию, присущие членам данного сообщества), синтагматические возможности (словообразовательные ресурсы языка как потенциал его дальнейшего развития и расширения, синтаксические модели как закрепленный в сознании носителей языка каталог жизненных ситуаций).
В диссертационном исследовании классифицированы функции языковой картины мира, позволяющие раскрыть языковую картину мира как ядро культуры и особый тип формирования отношения человека к миру.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ртищева, Оксана Владимировна, 2006 год
1. Аксенов, Г. П. Причина времени Текст. / Г. П. Аксенов. - М.: Этиториал, 2001.-304 с.
2. Александров, А. Д. Пространство и время в современной физике в свете философских идей В.И. Ленина Текст. / А. Д. Александров // Вопросы философии. 1971. № 3. - С.49 - 52.
3. Антонов, Н. П. Биологическое и социальное в развитии сознания Текст. / Н. П. Антонов, В. И. Пернацкий // Как формируется и функционирует сознание. Сб. ст. М.: Знание, 1985. - 64 с.
4. Апресян, Ю. Д. Значение и употребление Текст. / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 2001. - № 4. - С. 3-23.
5. Апресян, Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания Текст. / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1995. - № 1. -С. 37-67.
6. Аронов, Р. А. К проблеме универсальности пространства и времени Текст. / Р. А. Аронов // Вопросы философии. 1974. - № 2. - С. 127-138.
7. Аронов, Р. А. Существуют ли нефизические формы пространства и времени Текст. / Р. А. Аронов, В. В. Терентьев // Вопросы философии. 1988. -№ 1.-С. 71-84.
8. Арутюнова, Н. Д. Время: модели и метафоры Текст. / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Сб. ст. / под ред. Н.Д. Арутюновой. М., 1997. -352 с.
9. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1998.- 895 с.
10. Ю.Ахиезер, А. И. Современная физическая картина мира Текст. / А. И. Ахиезер, М. П. Рекало. -М.: Знание, 1980. 64 с.
11. П.Ахундов, М. Д. Концепция пространства и времени Текст. / М. Д. Ахундов.-М., 1982.-222 с.
12. Балабанов, П. И. Техническая картина мира как составляющая проектировочного мышления Текст. / П. И. Балабанов // Закономерности научного познания. Сб. статей; под ред. А. К. Сухотина. Томск: Изд-во Томск. Унта, 1982.-С. 135-141.
13. Бахтин, М. М. Введение в литературоведение: формы времени и хронотопа в романе: очерки по истории поэтики Текст. / М. М. Бахтин; под ред. П. А. Николаева. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1997. - 350 с.
14. Белл, Р. Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы Текст. / Р. Т. Белл. М.: Международные отношения, 1980. - 320 с.
15. Берке, У. Пространство, время, геометрия, космология Текст. / У. Берке. -М.: Мир, 1985.-411 с.
16. Бибихин, В. В. Язык философии Текст. / В. В. Бибихин. М.: Прогресс, 1993.-407 с.
17. Блюценкранц, М. Время анти-истории. Картина мира Текст. / М. Блю-ценкранц//Вопросы философии. 2004. - № 11. - С. 181-184.
18. Бляхер, Е. Д. Соотношение общей картины мира и картины мира частных наук Текст. / Е. Д. Бляхер, Л. М. Волынская // Научная картина мира (логико-гносеологический аспект) / под ред. П. С. Дышлевого. Киев: Науко-ва думка, 1983.-С. 43-51.
19. Булыгина, Т. В. Языковая концептуализация мира (на примере русской грамматики) Текст. / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. М.: Языки русской культуры, 1997. - 574 с.
20. Бюлер, К. Теория языка: репрезентативная функция Текст. / К. Бюлер. -М.: Прогресс, 2000. 528 с.
21. В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество Текст. / под ред. О. К. Румянцевой. М., 2005. - 524 с.
22. Вайсгербер, Й. JI. Родной язык и формирование духа Текст. / Й. Л. Вайс-гербер; пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О. А. Радченко. М.: МГУ, 1993. - 223 с.
23. Вайсгербер, Й. Л. Язык и философия Текст. / Й. Л. Вайсгербер // Вопросы языкознания. 1993. - № 2. - С. 114-124.
24. Васильева, С. В. К вопросу об изучении русской языковой картины мира Текст. / С. В. Васильева //Концепт и культура: материалы II Международной научной конференции. Кемерово, 30-31 марта 2006. Прокопьевск: Полиграф-Центр, 2006. - С. 186-190.
25. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков Текст. / А. Вежбицкая. М.: Языки русской культуры, 1999. -777 с.
26. Вежбицкая, А. Язык, культура, познание Текст. / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1996. - 411 с.
27. Вендина, Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (микрокосм) Текст. / Т. И. Вендина. М.: Индрик, 1998. - 236 с.
28. Верещагин, Е. М. Лингвострановедческая теория слова Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М., 1973. - 214.
29. Власова, С. А. К вопросу о национальной языковой картине мира Текст. / С. А. Власова // Концепт и культура: материалы II Международной научной конференции. Кемерово, 30-31 марта 2006. Прокопьевск: Полиграф-Центр, 2006.-С. 191-196.
30. Влияние социальных факторов на функции и развитие языка Текст.: сб. ст. М, 1988. - 198 с.
31. Всемирная энциклопедия: философия Текст.: энциклопедия. Минск: Харвест, 2001. - 1311 с.
32. Гадамер, Г. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики Текст. / Г. Г. Гадамер; под ред. Б. Н. Бессонова М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
33. Гачев, Г. Д. Национальная картина мира Текст. / Г. Д. Гачев // Народы Азии и Африки. 1967. - № 1. - С. 7-15.
34. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества Текст. / И. Г. Гер-дер. М., 1977. - 703 с.
35. Гукина, Л. В. Единицы измерения времени и пространства в английском языке Текст. / Л. В. Гукина // Языковая картина мира: материалы Всероссийской конференции / под ред. проф. Н.В. Феоктистовой. Кемерово, 1995. - С. 35-37.
36. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры Текст. / В. Фон Гумбольдт; под ред. А. В. Гулыги, Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1985. -451 с.
37. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры Текст. / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1972. - 317 с.
38. Гусейнов, Г. Пространство Текст. / Г. Гусейнов // Отечественные записки. 2002.-№ 6. - С. 37-47.
39. Давыдов, Ю. Н. Картина мира и типы рациональности Текст. / Ю. Н. Давыдов // Вопросы философии. 1989. - № 8. - С. 150-163.
40. Диалектика материального мира Текст. / под. ред. В. В. Ильина.- Ленинград, 1985.-303 с.
41. Димчикова, Д. Б. Языковая картина мира и фразеология Текст. / Д. Б. Димчикова // Язык. Мир. Этнокультура. Проблемы лингвокультурологии / под ред. Л. А. Шариковой. Кемерово, 2003. - С. 132 - 133.
42. Дубровский, В. Н. Концепции пространства и времени (физические и философские аспекты) Текст. / В. Н. Дубровский. М.: Наука, 1991. - 168 с.
43. Дышлевый, П. И. Что такое общая картина мира Текст. / П. И. Дышле-вый, Л. В. Яценко. М.: Знание, 1984. - 63 с.
44. Дышлевый, П. С. Диалектический материализм и естественно- научная картина мира Текст. / П. С. Дышлевый, В. М. Найдыш. Киев: Наукова думка, 1976. - 390 с.
45. Ефремов, Н. Н. Языковая картина мира Текст. / Н. Н. Ефремов. М., 2000. - 25 с.
46. Жданов, В. В. Проблема времени в древнегреческой мысли Текст. / В. В. Жданов // Вопросы философии. 2003. - № 2. - С. 150-162.
47. Жоль, К. К. Язык как практическое сознание Текст. / К. К. Жоль. Киев: Выща школа, 1990. - 283 с.51 .Жуков, Н. И. Проблема сознания Текст. / Н. И. Жуков. Минск: Университетское, 1987. - 207 с.
48. Зализняк, А. А. Феномен многозначности и способы его описания Текст. / А. А. Зализняк // Вопросы языкознания. 2004. - № 2. - С. 20-45.
49. Исследование национального характера и картины мира Текст.: справка // Отечественные записки. 2002. - № 3. - С. 52-58.
50. Казарян, В. П. Понятие времени в структуре научного знания Текст. / В. П. Казарян. М.: МГУ, 1980. - 175 с.
51. Камнин, Е. Личное пространство и менталитет народа Текст. / Е. Камнин, М. В. Пименова // Этногерменевтика: фрагменты языковой картины мира. -Кемерово, 1999. С. 41-45.
52. Карнап, Р. Философские основания физики Текст. / Р. Карнап. М.: Прогресс, 1971.-391 с.
53. Клековкин, Н. М. Сущность пространства и времени Текст. / Н. М. Кле-ковкин. Киров, 1994. - 17 с.
54. Книгин, А. Н. Философские проблемы сознания Текст. / А. Н. Книгин. -Томск: Томский университет, 1999. 338 с.
55. Колшанский, Г. В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. - 109 с.
56. Комлев, Н. Г. Слово, денотация и картина мира Текст. / Н. Г. Комлев // Вопросы философии. -1981. № 11. - С. 25-37.
57. Кондаков, И. В. «Образ мира в слове явленный»: волны литературоцен-тризма в истории русской культуры Текст. / И. В. Кондаков // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве. М.: Наука, 2004. - 232 с.
58. Корнилов, О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов Текст. / О. А. Корнилов. М.: МГУ, 1999. - 342 с.
59. Кортава, В. В. К вопросу о ценностной детерминации сознания Текст. / В. В. Кортава. Тбилиси, 1987. - 63 с.
60. Красных, В. В. О чем говорит человек говорящий? Текст. / В. В. Красных // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации / под ред. В. В. Красных, А. И. Изотова. М., 1997. - С. 81-91.
61. Кузнецов, Л. Ф. Картина мира и ее функции в научном познании Текст. / Л. Ф. Кузнецов. Минск: Университетское, 1984. - 142 с.
62. Кукушкина, Е. И. Познание, язык, культура: некоторые гносеологические и социологические аспекты проблемы Текст. / Е. И. Кукушкина. М.: МГУ, 1984.-263 с.
63. Культура, человек и картина мира Текст. /под ред. В. А. Кругликовой. -М.: Наука, 1987.-350 с.
64. Кум, М. X. Проблема онтологии в западногерманской герменевтике Текст. / М. X. Кум // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / под ред. Т. А. Кузьмина. Рига, 1988. - С. 226-240.
65. Кунин, А. В. Англо-русский словарь Текст.: словарь / А. В. Кунин М.: Русский язык, 1984. - 944 с.
66. Кучевский, В. Б. Философское учение о бытии и субстанции Текст. / В. Б. Кучевский. М., 1993.- 127 с.
67. Левонтина, И. Б. Речь уб язык в современном русском языке Текст. / И. Б. Левонтина // Язык о языке / под ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 271-189.
68. Литературный энциклопедический словарь Текст.: словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.
69. Лосев, А. Ф. Философия имени Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 269 с.
70. Лурия, А. Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-416 с.
71. Маковский, М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: образ мира и миры образов Текст. / М. М. Маковский. М.: ВЛАДОС, 1996. - 416 с.
72. Максапетян, А. Г. Языки описания и модели мира (постановка вопроса) Текст. / А. Г. Максапетян // Вопросы философии. 2003. - № 3. - С. 53-65.
73. Манфред, Ю. Социолингвистика Текст. / Ю. Манфред. Киев, 1987. - 197 с.
74. Микешина, Л. А. Научная картина мира как мировоззренческая форма знания Текст. / Л. А. Микешина // Научная картина мира / под ред. П. С. Дышлевого. ~ Киев: Наукова думка, 1983. С. 61-66.
75. Мир человека и мир языка Текст. / под ред. М. В. Пименовой. Кемерово, 1999.-375 с.
76. Мир человека и мир языка: коллективная монография. Концептуальные исследования Текст. / под ред. М. В. Пименовой. Кемерово, 2003. - 375 с.
77. Михайлов, А. А. Современная философская герменевтика: критический анализ Текст. / А. А. Михайлов. Минск: Университетское, 1984. - 191 с.
78. Михайловский, В. Н. Диалектика формирования современной научной картины мира Текст. / В. Н. Михайловский, Г. Н. Хон. -Л.: ЛГУ, 1989. -125 с.
79. Михайловский, В. Н. Мировоззрение и современная научная картина мира Текст. / В. Н. Михайловский, Ю. В. Светов. Л.: Знание, 1986. - 40 с.
80. Молчанов, Ю. Б. Проблема времени в современной науке Текст. / Ю. Б. Молчанов. М., 1990. - 132 с.
81. Мостепаненко, M. В. Пространство и время в макро-, мега-, и микромире Текст. / А. М. Мостепаненко. М., 1974. - 240 с.
82. Научая картина мира Текст. / под ред. П. С. Дышлевого. Киев: Наукова думка, 1983.-270 с.
83. Никулин Д. В. Пространство и время в метафизике XVII в. Текст. / Д. В. Никулин. Новосибирск: Наука, 1993. - 258 с.
84. Осипов, А. И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности Текст. / А. И. Осипов. Минск: Наука и техника, 1989. - 220 с.
85. Отражение русской языковой картины мира в лексике и грамматике Текст.: сб. ст. Новосибирск: НГПУ, 1999. - 286 с.
86. Пахомов, Б. JI. Современные физические картины мира Текст. / Б. JI. Па-хомов. Вопросы философии. - 1989. - № 4. - С. 111-125.
87. Перспективы метафизики Текст. / под ред. Г. JI. Тульчинского. С.- Петербург: Алетейя, 2001. - 415 с.
88. Пименова, М. В. Этногерменевтика языковой наивной картины внутреннего мира человека Текст. / М. В. Пименова. Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 1999. - 262 с.
89. Подольный, Р. Г. Освоение времени Текст. / Р. Г. Подольный. -М.: Политиздат, 1989. 141 с.
90. Портнов, А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX в. в. Текст. / А. Н. Портнов. Иваново, 1994. - 370 с.
91. Постовалова, В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст. / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.: Наука, 1988. - С. 8-69.
92. Потаенко, Н. А. Время в языке (опыт комплексного описания) Текст. / Н. А. Потаенко // Логический анализ языка (язык и время) / под ред. Н. Д. Арутюновой. М., 1997. - С. 113-127.
93. Потебня, А. А. Мысль и язык Текст. / А. А. Потебня // Слово и миф. -М., 1989. 622 с.
94. Потемкин, В. К. Пространство в структуре времени Текст. / В. К. Потемкин. Новосибирск: Наука, 1990. - 174 с.
95. Принципы описания языков мира Текст. / под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Наука, 1976. - 343 с.
96. Радченко, О. А. Лингвофилософские опыты В. фон Гумбольдта и по-стгумбольдтианства Текст. / О. А. Радченко // Вопросы языкознания. -2001. -№3.- С. 96-125.
97. Радченко, О. А. Лингвофилософские опыты В. фон Гумбольдта и по-стгумбольдтианства Текст. / О. А. Радченко // Вопросы языкознания. -2001.-№3.-С. 96-125.
98. Радченко, О. А. Язык как миросозидание. Лингвистические основы не-огумбольдтианства Текст.: в 2 т. / O.A. Радченко. М.: Метатекст, 1997.
99. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней Текст.: в 4 т. Т. 4. От романтизма до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. С.Петербург: Петрополис, 1997. - 880 с.
100. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Академия наук, 1957. - 327 с.
101. Рубинштейн, С. Л. Избранные философско-психологические труды Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. - 463 с.
102. Рут, М. Э. К вопросу о русской народной астрономике Текст. / М. Э. Рут // Вопросы ономастики / сб. ст. Свердловск, 1974. - № 8 - 9.
103. Рут, М. Э. Русская народная астрономия Текст. / М. Э. Рут. Свердловск: УРГУ, 1987. - 67 с.
104. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии Текст. / Ж. П. Сартр. М.: Изд-во Республика, 2000. - 639 с.
105. Семантическая специфика национальных языковых систем Текст.: сб. ст. Воронеж, Изд-во ВГУ, 1985.- 164 с.
106. Сепир, Э. Грамматист и его язык Текст. / Э. Сепир // Языки как образ мира. М.: Изд-во ACT, 2003. - С. 139-156.
107. Сепир, Э. Статус лингвистики как науки Текст. / Э. Сепир // Языки как образ мира. М.: Изд-во ACT, 2003. - С. 127-138.
108. Сепир, Э. Язык и среда Текст. / Э. Сепир // Избранные труды по языкознанию и культурологии / Пер. с англ., под ред. и предисл. проф. А. Е. Кибрика. М.: Прогресс, Универс, 1993. - С. 270-285.
109. Серебренников, Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира Текст. / Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. - 216 с.
110. Скурту, Н. П. Искусство и картина мира Текст. / Н. П. Скурту. Кишинев, 1990. - 84 с.
111. Степанов, Ю. С. В трехмерном пространстве языка Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1985. - 335 с.
112. Степин, В. С. Теоретическое знание Текст. / В. С. Степин. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.
113. Тарланов, 3. К. Язык. Этнос. Время Текст. / 3. К. Тарланов. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1993. - С. 5-17.
114. Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты Текст. / В. Н. Телия. М.: Языки русской культуры, 1996. - 284 с.
115. Теоретические проблемы социальной лингвистики Текст. / под ред. Ю. Д. Дешериева. М.: Наука, 1981. - 365 с.
116. Толстая, С. М. Время как инструмент магии: компрессия и растягивание времени в славянской народной традиции Текст. / С. М. Толстая // Логический анализ языка (язык и время) / под ред. Н. Д. Арутюновой. -М., 1997.-С. 28-35.
117. Толстой, Н. И. Времени магический круг Текст. / Н. И. Толстой // Логический анализ языка (язык и время) / под ред. Н. Д. Арутюновой. М., 1997.-С. 17-27.
118. Турбина, О. А. Пространство и время в языковом сознании: к вопросу о структуре французских предлогов Текст. / О. А. Турбина // Языковая картина мира. Материалы Всероссийской конференции; под ред. проф. Н. В. Феоктистовой. Кемерово, 1995. - С. 164-167.
119. Уорф, Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку Текст. / Б. Л. Уорф // Языки как образ мира. М.: Изд-во ACT, 2003. - С. 157-219.
120. Фейербах, Л. К критике философии Гегеля Текст.: в 2 т. Т. 1 / Л. Фейербах. М.: Наука, 1995. - С. 23-55.
121. Фейнман, Р. Фейнмановские лекции по физике Текст. / Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. М.: Мир, 1977. - 439 с.
122. Философия, логика, язык Текст. / под ред. Д. П. Горского. М.: Прогресс, 1987.-313 с.
123. Философский энциклопедический словарь Текст.: словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев, С. М. и др. М.: Советская энциклопедия. 1989.- 815 с.
124. Фразеологический словарь Текст.: словарь / под ред. Т. Н. Гурьевой. -М.: Мир книги, 2005. 384 с.
125. Фразеологический словарь русского литературного языка конца XIX -XX в.в. Текст.: словарь / под ред. А. И. Федоровой. М.: Топикал, 1995. -608 с.
126. Фразеологический словарь русского языка Текст.: словарь / под ред. А. И. Молотковой. 3-е стереотип, изд. М.: Русский язык, 1978. - 543 с.
127. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге Текст. / М. Хайдеггер. -М.: Высшая школа, 1991. 192 с.
128. Швейцер, А. Д. Введение в социолингвистику Текст. / А. Д. Швейцер, J1. Б. Никольский. М.: Наука, 1973. - 279 с.
129. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1974. - С. 25-30.
130. Этногерменевтика и антропология Текст. / под ред. М. В. Пименовой. Кемерово, 2004. - 642 с.
131. Этногерменевтика и языковая картина мира: теория и практика: тезисы докладов и сообщений первой Международной конференции (27-28 июня) Текст. / под. ред. Е. А. Пименова. Кемерово, 1998. - 106 с.
132. Этнокультурная специфика языкового сознания Текст. / под ред. Н. В. Уфимцевой. М.: РАН, 1996. - 226 с.
133. Юрченко, В. С. Реальное время и структура языка Текст. / В. С. Юр-ченко // Вопросы языкознания. 1993. - № 3. - С. 36-47.
134. Язык и культура в Евразийском пространстве Текст.: сб. статей. -Томск, 2004.-511 с.
135. Язык и культура. Взаимопонимание Текст. / материалы Международной научной конференции. СПб: СПб ГЧЭФ, 1999. - 150 с.
136. Язык и общество Текст.: сб. статей. Саратов, 1986. - 154 с.
137. Язык, сознание, этнос, культура Текст. / XI Всероссийский симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1994. - 214 с.
138. Язык. Миф. Этнокультура Текст. / под ред. Л. А. Шариковой. Кемерово, 2003. - 308 с.
139. Языки культуры и проблемы переводимости Текст. / под ред. Б. А. Успенского. М.: Наука, 1987. 252 с.
140. Языковая картина мира Текст. / под ред. проф. Н. В. Феоктистовой.-Кемерово, 1995. 202 с.
141. Яковлева, Е. С. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира Текст. / Е. С. Яковлева // Вопросы языкознания. 1995. -№ 4, - С. 48-62.
142. Яковлева, Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) Текст. / Е. С. Яковлева. М.: Гно-зис, 1994.-344 с.
143. Яранцев, Р. И. Русская фразеология Текст.: словарь / Р. И. Яранцев. -М.: Русский язык, 1997. 845 с.
144. Ярцева, В. Н. Языки и диалекты мира Текст. / В. Н. Ярцева. -М.: Наука, 1982. 208 с.
145. Ярцева, В. Н. Языки мира Текст. / В. Н. Ярцева // Проблема языковой вариативности. М.: Наука, 1990. - 212 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.