Образы преступника и криминальные субкультуры в культурно-цивилизационных системах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Гущин Эдуард Николаевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат наук Гущин Эдуард Николаевич
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗЫ ПРЕСТУПНИКА И ПРЕСТУПНЫЕ
СООБЩЕСТВА В ТРАДИЦИОННЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ 14
1.1. Философско-культурологическое понимание преступности
и преступных субкультур 14
1.2. Человек Древнего мира между героем и преступником 42
1.3. Образы преступника и преступные субкультуры Средневековья 58
ГЛАВА 2. ПРЕСТУПНИК И ПРЕСТУПНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ
В ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 84
2.1. Образы преступника и криминальные субкультуры в Новое время 84
2.2. Преступления и криминальные субкультуры
в позднем индустриализме 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
БИБЛИОГРАФИЯ 137
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Криминальная субкультура молодежи в современном российском обществе: тенденции формирования и распространения2012 год, кандидат наук Шпак, Сергей Валерьевич
Криминальный романтизм как явление культуры современной России2007 год, кандидат культурологии Катин, Виктор Ильич
Криминологический анализ культуры современного общества2003 год, кандидат юридических наук Минкина, Наталья Ильинична
Криминальная субкультура в современной России2010 год, кандидат юридических наук Шемякина, Вероника Владимировна
Криминальная субкультура и ее нейтрализация в исправительных учреждениях России1998 год, доктор юридических наук Анисимков, Валерий Михайлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы преступника и криминальные субкультуры в культурно-цивилизационных системах»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью осмысления социокультурной природы преступности и криминальных практик, сопровождающих человечество на всех этапах развития мировой культуры, а представителей криминального мира в качестве отдельной субкультуры, чаще всего противостоящей доминирующей, системной культуре.
В современном обществе присутствует тенденция размывания границ прежних, устойчивых моральных ценностей и ориентаций на личность, её потребности, что влечёт за собой неуловимое изменение отношения к преступности, миграцию понятия «преступление». Открытые громкие судебные процессы последних лет и европейские юридические практики обнаруживают парадоксальные казусы, с которыми человечество вынуждено соглашаться. Например, современное общество отказывается от традиционных мер наказания (смертная казнь), пресечения и профилактики преступности, находясь в поиске «гуманных и толерантных мер» воздействия на преступника.
Многое свидетельствует о глубоких ментальных и культурных трансформациях, направленных не на изоляцию и перевоспитание преступника, а на включение представителей криминала в обычное общество без попытки изменить (исправить) его личность. Известны примеры, когда такой культурный процесс лишь создаёт видимость гуманности, которая распространяется лишь на самого преступника, но ущемляет интересы всего общества и других людей либо полностью дегуманизирует ситуацию (лишение родительских прав в рамках «ювенальной юстиции» за стандартное наказание ребёнка, который становиться сиротой при живых родителях). Настораживает и проникновение криминальной ценностей в массовую культуру, что особенно проявилось в постсоветской России, когда происходила маргинализация культурных проектов, литературы и искусства.
На сегодняшний день важно проследить всё многообразие выражения преступных субкультур, их культурную трансформацию в различных обществах: европейской традиционалистской культуре, в обществе модерна и индустриальном мире, связанном с капиталом и практиками быстрого изменения моральных норм. Необходимо определить границы криминальной субкультуры, которая может маскировать себя под любые культурные формы, обозначить культурный код криминалитета, который активно цитирует современная массовая культура, исследовать причины такого заимствования.
Таким образом, актуальность темы диссертации вытекает из недостаточного исследования культурно-исторического генезиса криминальной субкультуры, их многообразия в традиционном обществе; специфики формирования личностной идентичности и жизненных стратегий преступника в современной социокультурной динамике.
Степень научной разработанности темы. В своё время ряд философов, писателей, общественных деятелей древности и современности высказывались по таким вопросам, как преступность и общество, причины преступления, личность преступника. Можно назвать авторов различных концепций и этических преставлений в этой предметной области: Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, М. Лютер, Т. Мор, Т. Кампанелла, Э.Г. Морелли, Ж. Мелье, Ш. Монтескьё, Ф. Вольтер, Ч. Беккариа, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и многие другие.
Разработка проблемы криминальной субкультуры началась в русле социологии и криминологии, как социальная и юридическая проблема: внимание исследователей привлекали такие вопросы, как причины роста преступности, природа преступления, личность преступника. Но, пожалуй, впервые попытался строго научно исследовать преступные сообщества и феномен преступности социолог Г. Тард: он классифицировал преступников
4
и выделил городской и деревенский типы преступника, различая морское и сухопутное разбойничество, описал жизнь итальянской мафии и других преступных сообществ. С ним вёл полемику другой классик социологии
3. Дюркгейм, а также криминолог Ч. Ламброзо. Преступность, преступление и преступник как объекты, входящие в эпистемологическое поле социологии, психологии, юриспруденции, проблемы юридической антропологии и антропологии права представлены работами таких зарубежных и отечественных авторов, как Р. Норбер, Е.А. Агафонова, В.В. Волков, Н. Рулан, А.И. Ковлер, Д.Ю. Некрасов, Н.И. Новикова, В.А. Тишков, В.С. Дробышевский, А.Ф. Калинин, Н.В. Разуваев, Л.А. Харитонов, А.Э. Черноков, А.Г. Кузнецов, В.Н. Ярская-Смирнова, А.А. Васильев, Е. Финешин, О.Р. Гулина, Н.С. Пилюгина и многие другие.
Проблемами девиантного поведения различных групп, имеющими значение и для понимания феноменов преступности, занимались такие отечественные авторы, как А.Ю. Аршавский, Е.Б. Балашов, В.В. Бахарев,
A.Я. Виякс, С.В. Волкова, В.К. Катушонок, И.П. Башкатов, Н.С. Данакин, Ю.А. Васильев, В.А. Васильева, С.А. Заврашин, О.В. Лапина,
B.Ф. Пирожков, Г.О. Петрова, Т.С. Сулимова, Т.Г. Татидивинова, Е.А. Глебова и другие.
Криминальная субкультура фактически не изучалась в дисциплинарном пространстве философии и культурологии, так как исследование самих субкультур в полной мере стало осуществляться лишь в XX веке за рубежом и с 70-х годов в России. Собственно субкультурные феномены начали исследоваться на Западе в связи с «молодежной революцией» 60/70-х годов прошлого столетия в трудах Д. Аусубеля, Р. Бергиуса, Г. Гризе, К. Дэвиса, К. Кенистона, В. Леонарда, М. Мид, Р. Мууса, Ф. Найдгардта,
4. Рейча, Т. Роззака, Л. Розенмайера, Ф. Тенбрукаа, Д. Френч, Е. Хурлока, Г. Шельского, С. Эйзенштадта и других.
В проблемном поле отечественной теории субкультур можно выделить работы таких исследователей, как С.В. Алещенок, С.М. Артюхов,
5
B.П. Бабинцев, А.М. Байчоров, В.А. Бобахо, В.Н. Боряз, В.М. Быков, А.П. Герасименко, А.С. Грачев, Ю.Н. Давыдов, А.С. Запесоцкий, А.Н. Ильин, И.М. Ильинский, С.М. Климова, Е.И. Косенко, И.С. Кон, Е.Л. Левашова,
C.И. Левикова, В.А. Луков, А.Л. Маршак, В.В. Молчанов, К.Г. Мяло, Е.Л. Омельченко, Ю.В. Осокина, О.Н. Римская, В.П. Римский, И.Б. Роднянская, К.Б. Соколова, М.Х. Титма, Т.Б. Щепанская и другие. Маргинальность и маргинальные субкультуры исследованы в работах Э. Парка, Э. Хьюза, Т. Шибутани, С.Л. Скорынина, Л.И. Кемалова, Ю.Д. Парунова, И.М. Прибыткова, Д.С. Жукова, С.К. Лямина,
A.В. Пестрикова, И.В. Могдалева, С.П. Гурина, О.Н. Галсанамжилова и других.
Криминальная субкультура не была сразу «распознана» гуманитарными науками как явление культуры и до сих пор мало исследуется собственно философами. Тюремную и криминальную субкультуру исследовали Ю.К. Александров, С.Ш. Арасланов, Ю.М. Антонян, В.А. Верещагин, В.В. Гаврилюк, Д.Г. Донских, Г.Б. Калманов, И.В. Костерина, И.В. Лысак, А.Н. Олейник, В.Ф. Пирожков,
B.А. Радзиевский, А.А. Тайбаков, Н.В. Тищенко, И.В. Туровский, Н.Д. Узлов, Л.И. Фролова, Ю.Ю. Черкасова, В.В. Шемякина, Т.Б. Щепанская и другие. Философские проблемы преступления представлены работами И. Мамедгасан-оглы Рагимова, Э.А. Позднякова и некоторых других. Насилие, экстремизм и терроризм в их криминальном измерении получили философскую категоризацию в работах А.В. Артюха, С.Н. Борисова,
C.В. Резника и других белгородских авторов.
Лишь в последнее время стала утверждаться точка зрения, что
феномены субкультурности (в том числе и преступные субкультуры) не
являются продуктом лишь общества модерна, но субкультурная
стратификация имела место и в исторической динамике культурно-
цивизационных систем. Поэтому, несмотря на большое количество работ,
посвященных теме преступности и преступных сообществ, назрела
6
необходимость философско-культурологического осмысления криминальной субкультуры в различные исторические периоды и в разных цивилизационных условиях (в античном, средневековом, модернистском и постсовременном мире).
Объект диссертационного исследования: преступность как исторический культурно-цивилизационный феномен.
Предметом исследования являются механизмы развития и практики презентации преступника и криминальной субкультуры в историческом и социокультурном контексте.
Цель диссертационной работы: реконструкция и описание культурно-исторического генезиса, образов преступника и эволюции преступных субкультур в традиционном обществе и современной социокультурной динамике.
Задачи диссертационного исследования:
- философско-культурологическое определение феномена «преступник» и интерпретация культурно-исторического генезиса преступных субкультур;
- описание культурно-антропологических образов преступника и преступных сообществ в Древнем мире;
- реконструкция образов преступника и преступных субкультур в христианском Средневековье;
- исследование социокультурного генезиса и транзита криминальных субкультур в классической индустриальной цивилизации Европы;
- выявление специфики поведения, практик и стратегий преступника в постсовременных криминальных субкультурах.
Теоретико-методологические основы исследования. Сложность изучаемой культурно-исторической предметности потребовала использования сравнительно-исторического и культурно-антропологического методов, опоры на герменевтическое прочтение культурных текстов и
символов. В понимании криминальных субкультур мы исходили из деятельностной и аксиологической трактовки культуры в их единстве.
В изложении материала и построении логики исследования мы отталкивались от таких принципов диалектики, как единство исторического и логического, единичного, особенного и конкретно-всеобщего, основывались на системной методологии.
В методологические и философско-теоретические основания диссертации легли труды классиков философии, культурологии и других социально-гуманитарных наук, работы современных авторов.
Научная новизна исследования:
- философско-культурологическое понимание преступности показало, что понятие «субкультура» эпистемологически эффективно и применимо в исследовании культурно-исторической динамики и эволюции преступности и криминальных сообществ, как «скрывающегося» явления социокультурной реальности;
- описание культурно-антропологических образов преступника и преступных сообществ в Древнем мире делает возможным утверждать, что феномен преступника и криминальных субкультур в Античности складывался под давлением синкретических культурных практик первичных классовых обществ, занимающихся профилактикой изгнания преступивших закон людей, отличных от основного полисного большинства («многих»);
- реконструкция образов преступника и преступных субкультур в христианском Средневековье позволила установить, что здесь реализуется аксиологическое отношение к преступности и криминальной субкультуре в координатах «искупления греха», но этические императивы оценки преступности не были устойчивыми и самосознательными даже под давлением господствующей христианской морали;
- исследование образов преступника и социокультурного транзита
криминальных субкультур в классической индустриальной цивилизации
привело к новому понимаю того факта, что в культуре модерна сопрягаются
8
криминальная и интеллектуальная субкультуры, которые в своеобразном симбиозе одинаково стремятся к лидерским позициям во власти и статусным позициям, постоянно игнорируя закон и права гражданского общества;
- выявление специфики преступного поведения человека в постсовременных криминальных субкультурах дало новое прочтение глубоких ментальных и культурных трансформаций, направленных не на изоляцию преступника, а на включение представителя криминальной субкультуры в обычное общество без попытки изменить (исправить) его личность, что лишь создает видимость гуманности и ущемляет интересы всего общества.
Положения на защиту:
1. Мы считаем понятие «криминальная субкультура» эффективным в понимании специфики преступности и её феноменологии в конкретно -исторических культурно-цивилизационных системах, в которых она возникает и существует на правах антисистемы. При таком понимании криминальная субкультура выступает в качестве контркультуры, поскольку представители криминалитета, как правило, противопоставляют себя обществу (хотя могут и разделять ценности доминирующей культуры), формируют антисистемные, чаще всего организованные сообщества, действующие против установившегося порядка и закона, что подтверждают многовековые практики существования криминала в разных обществах и государствах. Понятие «криминальная субкультура» позволяет реконструировать образы (модели) преступника через описание феноменов преступности в различных культурно-исторической эпохах и цивилизациях.
2. Интерпретация античных мифов и их литературных версий показала,
что образы преступника и протокриминальная субкультура присутствуют
уже в архаических культурах. Реакция древних обществ на преступление и
практики изгнания преступников за пределы «общества» порождают
организацию архаичных преступных сообществ. Здесь имели место образ
преступника-героя и сакрализация преступности, которая исправлялась через
сложные обряды и ритуалы очищения, но «безболезненнее» проходила в криминальных сообществах, где преступник жил среди «своих» обычной для себя жизнью, не замечая личной инаковости, так как менялась экзистенциальная «система координат» культурной среды. Криминальная субкультура прошлого сформировала устойчивые первичные архетипы и социокоды: героизация и оправдание преступников и преступлений; жертвенная репрезентация и самопрезентация преступника; ложные и мнимые смысложизненные стратегии; псевдоромантический ореол преступника; антисистемное поведение в социальной среде; квазикультурная символика; и т.п.
3. В Средневековье, как и в греко-римской Древности, в образах преступника сохраняется сакральная героизация, хотя она уже трактуется иначе в связи с христианским пониманием «греха». Несмотря на ясно выраженную позицию христианской практической идеологии в отношении преступлений, средневековый человек оправдывал чужие страдания и смерть, использовал библейские образы в легитимации преступлений. Организованная преступность Средневековья и криминальные сообщества проникали во все поры общества и властные структуры, выражали классовые и групповые конфликты в преступном насилии (грабежи, войны, заговоры и т.п.). Криминальной субкультуре Средневековья присуща символическая и функциональная амбивалентность: сочетание смеха с циничностью; веселье на фоне преступления и преступление на фоне веселья; осуждение и сострадательное отношение к преступнику; размывание закона и справедливости; двойственность в понимании греха и правды.
4. В эпоху Возрождения, Реформации и раннего Нового времени в
условиях первоначального накопления капитала и процессов первичной
секуляризации постепенно расплывается в своих границах понятие греха.
Литература европейского Возрождения изобилует криминальными сюжетами
и образами преступников. Здесь впервые после долгого перерыва (Древний
Рим и реальные преступления ради развлечения и досуга на аренах цирков),
10
наступает практика иллюзорного воссоздания преступления в искусстве для развлечения «масс». XX век открыл новые механизмы вхождения криминала в интеллектуальные круги и во власть в силу возросшей доступности образования, формирования новых форм символической власти, информационного и мифологического манипулирования сознанием и т.п.
5. Человек в XX веке «бежал» от свободы в «уютность тоталитаризма», ценность свободы к его концу заменяется ценностью власти, криминализированной и эфемерной, властью бюрократии, сросшейся с криминалом. Поздний капитализм и постмодерн меняет ценностную систему и вектор развития криминальных субкультур. Криминальные сообщества постмодерна выстраиваются на сетевых принципах подвижной иерархии, сочетая «вертикальную» центрированность и «горизонтальную» динамику. Криминальные субкультуры включают в себя различные «мигрирующие» группы людей, размывая социальные границы и статусы. К концу XX века криминальные ценности проникают и в массовую, и в элитарную культуру, маргинализируют искусство, часто претендуя на доминирующее положение (особенно ярко этот процесс был представлен в России девяностых годов прошлого века).
Теоретическая значимость обоснована тем, что в исследовании представлены основные механизмы генезиса и репрезентации криминальной субкультуры, что полнее раскрывает сущность этого феномена в историческом, социальном и культурном аспектах. Это позволяет уточнить теорию субкультурных групп, определить границы понятий «криминал», «преступление», «преступник», способствовать выработке эффективных культурных воздействий на явление преступного мира в современном обществе, формированию иммунитета общества по отношению к криминальным ценностям.
Практическая значимость исследования. Результаты
диссертационной работы могут быть положены в основу курсов высшей
школы для различных направлений подготовки («Философия», «Философия
11
права», «Культурология», «История политических и правовых учений», «Теория государства и права», «Юридическая психология», «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права» и т.д.). Новые положения и выводы позволят улучшить методологию выработки и реализации проектов профилактики правонарушений, в том числе в молодёжных сообществах.
Личный вклад автора диссертационной работы состоит в философско-культурологическом обосновании методологического потенциала понятия «криминальная субкультура», в реконструкции амбивалентных образов преступника и динамики в эволюции преступных сообществ в различных культурно-цивилизационных системах. Обосновано авторское понимание специфики криминальных антропологических феноменов и сообществ в мире классического модерна и в постмодерне. Личный вклад проявился в определении задач, целей и принципов исследования, формулировке новизны и положений, выносимых на защиту, подготовке научных публикаций, отражающих ход и результаты исследования, в обосновании и авторском понимании применяемых методов.
Апробация результатов исследования. Автор изложил основные
результаты исследования в выступлениях на научных конференциях разного
уровня, в том числе: VI Всероссийская научная конференция молодых
учёных, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх
барьеров: Нации и этнокультурная идентичность в современном мире»
(Белгород, апрель 2011); VII Всероссийская научная конференция молодых
учёных, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх
барьеров: Свобода и творчество в современном мире» (Белгород, апрель
2012); VIII Всероссийская научная конференция молодых учёных,
докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров:
Социально-антропологический кризис современной культуры» (Белгород,
апрель 2013); Международная научная конференция «XXIX Петровские
чтения. Наследие М.К. Петрова: история философии, культурология,
12
науковедение и регионалистика» (21 апреля 2016 г., Ростов-на-Дону - 25-26 апреля 2016 г. Белгород); Всероссийская научно-практическая конференция «Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики» (Белгород, февраля 2016); Международная научная конференция «Субъективное и объективное в историческом процессе» (Донецк, апрель 2017) и другие.
По теме диссертационного исследования автором опубликовано 12 научных работ общим объемом 4,7 п.л. (в том числе 3 статьи в журналах из списка ВАК РФ).
Диссертационная работа обсуждена на заседаниях кафедры философии и истории науки Белгородского государственного института искусств и культуры и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1.
ОБРАЗЫ ПРЕСТУПНИКА И ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА В ТРАДИЦИОННЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ
Основной задачей данной главы мы видим реконструкцию эволюции преступности и криминальных субкультур от античности и Средневековья к развитым формам в эпоху модерна, а также образов преступника в истории европейской цивилизации. Мы исходим из понимания того, что криминальная субкультура - весьма архаичный феномен.
Прежде чем рассмотреть специфику преступности и преступных сообществ в культурно-исторической ретроспективе, мы должны определиться с собственной философско-методологической позицией. Поэтому основному содержанию данной главы, затрагивающему образы преступника и эволюцию преступных сообществ в античности, европейском средневековье и культуре индустриализма, предшествует параграф, в котором выясняются основные понятия, используемые в исследовании: культура, субкультуры, субкультурная стратификация, культурно-цивилизационные системы, преступность, преступные субкультуры и т.д.
1.1. Философско-культурологическое понимание преступности и преступных субкультур
Основной задачей первого параграфа нашей диссертации является
выяснение философско-методологического смысла и значений применяемых
понятий, что позволяет нам дать собственные философско-
культурологические интерпретации феномена «преступник» и специфики
культурно-исторического генезиса «преступных субкультур». Поэтому здесь
мы первоначально на основе интерпретации классических текстов
Аристотеля, Спинозы, Канта и Гегеля рассмотрим предпосылки
философского понимания преступности и преступника и проследим, как в
14
философии происходило разведение сфер морали, религии, права и политики, что способствовало пониманию преступности исключительно в правовом пространстве гражданского общества и государства.
В данном параграфе мы затем пытаемся реализовать характеристику образов и определить понятие преступника, выявить специфику криминальных субкультур. Конечно, такая характеристика будет носить условный характер, поскольку невозможно создать абсолютно точный портрет человека, принадлежащего той или иной эпохе; можно лишь говорить о «собирательном образе». Именно такая обобщённая характеристика открывает философско-культурологический аспект развития криминальной субкультуры, помогает суммировать и ощутить те социокультурные условия, которые отразились во множестве частных случаев преступления и наказания.
При всей своей «популярности» в современном общественном мнении
и массовой культуре «образа» преступника и «преступных сообществ»,
можно с уверенностью сказать, что до сих пор нет чёткого теоретического, а
тем более философского «понятия» и понимания преступника и
преступности. Э.А. Поздняков пишет о сложности понятийного определения
преступника и преступности: ««Преступление», «преступность»,
«преступник» - понятия столь привычные и распространенные, особенно в
наше время, что их используют в разговоре сплошь и рядом, не задумываясь
о правомерности их применения в каждом отдельном случае. Они давно
стали понятиями расхожими, обиходными. Впрочем, обиходность вовсе не
означает, что они не верны. Они могут быть не совсем точными с
юридической, например, точки зрения, но в то же время быть верными по
своей сути. Язык редко ошибается. В этом смысле русский язык прекрасно
выражает эту суть: преступник, преступление и т.д. Основу всех этих слов
составляет глагол преступать: преступать какую-то черту, правило, норму,
закон и т.п. Если для юриста преступление всегда связано с нарушением
закона, то для широкой публики оно часто означает всякое нарушение
15
признанных правил поведения, пусть даже неподсудное, но оскорбляющее и возмущающее чувства людей»1. Особенно эта понятийная неопределённость имеет место в отечественной науке и философии.
Хотя в классической философии - от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля - мы встречаем вполне текстуальный дискурс о преступности в государстве и обществе, о причинах и видах преступлений, о личности преступника. Однако в комментаторской научной, историко-философской литературе философское понимание преступника и преступности чаще всего увязано с этическими преставлениями тех или иных мыслителей, высказывавших компетентные суждения о преступлениях, преступнике и феномене преступности.
Прежде чем перейти к обзорному анализу классического философского дискурса о преступнике и преступности, обратимся к этимологии самих терминов в обиходном языковом употреблении. В.И. Даль так расшифровывает словоупотребление терминологического ряда «преступности» в русском языке: «Преступление, самое дело, проступок и грех; беззаконие, злодеяние; поступок противный закону. Проступок есть легкое нарушение закона, а преступление - более важное. За проступки полагаются взыскания распорядительные, а за преступления предают суду. Преступный, составляющий собой преступление; соделавший преступление». А преступник в его словаре интерпретируется как «нарушитель закона, совершивший преступление, виновный перед законами в важном нарушении их»2. Такое понимание в позапрошлом веке чётко разделяет «преступление» и «проступок», связывая «преступление» и «преступника» с нарушением «закона». При этом не раскрывается, что имеется в виду под таковыми: законы нравственности или права, религии или политики.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Противодействие криминальной субкультуре в среде несовершеннолетних2023 год, кандидат наук Бабанина Дарья Васильевна
Социокультурные основы ресоциализации преступников2001 год, доктор юридических наук Багреева, Елена Геннадиевна
Субкультура осужденных и ее влияние на их поведение в условиях изоляции2016 год, кандидат наук Анфиногенов Василий Анатольевич
Тюремная субкультура в пространстве культурных практик2013 год, доктор культурологии Тищенко, Наталья Викторовна
Криминологическое исследование вовлечения рецидивистами несовершеннолетних в преступную деятельность2004 год, кандидат юридических наук Билык, Леонид Николаевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гущин Эдуард Николаевич, 2019 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аббасов, Р.Г. Великая Русская революция: модернизация Модерна? / Р.Г. Аббасов, О.С. Борисова, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - № 24 (273). - Вып. 42. Белгород, 2017. - С. 78-87.
2. Агамбен, Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2011. - 256 с.
3. Акройд, П. Шекспир. Биография / П. Акройд [Электронный ресурс]. - URL: http://knizhnik.org/piter-akrojd/shekspir-biografija/14 (Дата обращения: 01.04.2016).
4. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры / Ю.К. Александров. - М.: «Права человека», 2002. - 152 с.
5. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М.: Канон-пресс-Ц», 2001.
- 288 с.
6. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред.
A. И. Доватура. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
7. Арендт, Х. О насилии / X. Арендт; пер. с англ. Г.М. Дашевского.
- М.: Новое издательство, 2014. - 148 с.
8. Бабинцев, В.П., Римский, В.П. Бюрократизация вуза как антиинтеллектуальный процесс / В.П. Бабинцев, В.П. Римский// Наука. Культура. Искусство. Рецензируемый научный журнал БГИИК. - 2014. - №4.
- С. 5-17.
9. Бабинцев, В.П., Римский, В.П. Матрица русофобии и ментально-антропологические типы русской интеллигенции / В.П. Бабинцев,
B.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. - 2013. - №16 (159). Вып. 25. - С. 16-28.
10. Бадью, А. Этика. Очерк о сознании Зла / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2006. - 126 с.
11. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.
12. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. -М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. - 702 с.
13. Белов, Г. Городской строй и городская жизнь в Средневековой Германии / Г. Белов; под ред. Д. Петрушевского; пер. с нем. Е.Петрушевской. - М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1912. - 292 с.
14. Белоусова М.М. Антропологические основания и знаково-символические формы молодежной культуры: Автореферат дисс... к. филос. н. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. - 30 с.
15. Белоусова, М.М. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках (на примере молодежной культуры). Статья 1. Культура и субкультура / М.М. Белоусова, Ю.М. Мельник, О.Н. Римская,
B.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. - 2009. - №8 (63). Вып. 8. - С. 30-41.
16. Белоусова, М.М. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках. Статья 2. Генезис и эволюция субкультур детства и юности / М.М. Белоусова, О.В. Ковальчук, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №8 (79). - Вып. 12. - Белгород, 2010. - С. 30-40.
17. Белоусова, М.М. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках. Статья 3. Культурно-исторические образы субкультур детства и юности (античность и средние века) / М.М. Белоусова, О.В. Ковальчук, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №14 (85). Вып. 13. - Белгород, 2010. -
C. 50-59.
18. Бельцер, А. А. Барон и разбойники: Лорд Томас Дакр и жители Тайндейла и Риддесдейла. / А.А. Бельцер // Известия Саратовского
университета. Серия История. Международные отношения. - 2015. - Т. 15. -Вып. 1. - С. 57-61.
19. Бергер, П. Капиталистическая революция: 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе: [пер. с англ.] / П. Бергер. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 320 с.
20. Бибик, О.Н. Культурологический подход в криминологии / О.Н. Бибик // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2010. -№ 3 (24). - С. 179-190.
21. Биллингтон, Д.Х. Икона и топор / Джеймс Х. Биллингтон. - М.: «Рудомино», 2001. - 880 с.
22. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок. -М.: Наука, 1986. - 256 с.
23. Блок, М. Феодальное общество / М. Блок. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 502 с.
24. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
25. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 258 с.
26. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. -М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
27. Бодрийяр, Ж. Совершенное преступление / Ж. Бодрийяр [Электронный ресурс]. - ШЬ: www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/Sov_Prest.php. (Дата обращения: 01.04.2016).
28. Боннар, А. Греческая цивилизация. Т.1. От Илиады до Парфенона / А. Боннар. - М.: Искусство, 1992. - 269 с.
29. Борисов, С.Н. Интеллектуальные субкультуры в средние века и эпоху Возрождения / С.Н. Борисов, Е.А. Бондаренко, В.П. Римский // Наука. Культура. Искусство. Рецензируемый научный журнал БГИИК. - №4. -Белгород, 2014. - С. 178-190.
30. Борисов, С.Н. Концепт насилия в современном российском самосознании // Проблемы российского самосознания: патриотизм, гражданственность и отечественная культура (к 200-летию со дня рождения Н.В. Станкевича) : материалы 10-й Международной научной конференции (Москва, 3 октября 2013 г., Белгород, 8-10 октября 2013 г.) ; под общ. ред. С.А. Никольского / Ин-т филос. Рос. акад. наук, Белгородский гос. нац.-исслед. ун-т. - М. : Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - С. 98105.
31. Борисов, С.Н. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 1 / С.Н. Борисов, Е.А. Бондаренко, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - № 9 (180). - Вып. 28. - Белгород, 2014. -С. 5-19.
32. Борисов, С.Н. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 2 / С.Н. Борисов, Е.А. Бондаренко, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №16 (187). - Вып. 29. - Белгород, 2014. - С. 5-11.
33. Борисов С.Н. Философское понимание насилия: смыслы и коннотации / С.Н. Борисов, В.П. Римский // Дискурсы власти: коллективная монография / Н.А. Меркурьева, А.В. Овсянников, А.Г. Пастухов (отв. ред.). -Орёл: Орловский гос. институт культуры, ООО «Горизонт», 2015. - С. 73106.
34. Бояджиев, Г.Н. Театр эпохи становления и расцвета феодализма / Г.Н. Бояджиев // История западноевропейского театра в 8-ми т. - Т. 1. - [Эл. ресурс]. - URL: http://teatrsemya.ru/lib/teatr/mokulskij_s-istorija_zapadnoevropejskogo_teatra-to.pdf. (Дата обращения: 01.03.2016).
35. Бродель, Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-
XVIII вв. - Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1986. - 622 с.
36. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVШ вв. - Т. 2. Игры обмена / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1988. - 632 с.
37. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVШ вв. - Т. 3. Время мира / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1992. - 679 с.
38. Буассонад, П. От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе / П. Буассонад; пер. с англ. И.А. Петровской. - М. : ЗАО Издательство Центрполиграф, 2010.
39. Будянская, Л.А. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Л.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №2(97). -Вып. 15. - Белгород, 2011. - С. 5-16.
40. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
41. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.
42. Волков, В.В. От преступных группировок - к региональным бизнес-группам / В.В. Волков // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М. : МВШСЭН, 2002. - С. 108-120.
43. Гаврилюк, В.В. Гопники как феномен в среде молодёжи / В.В. Гаврилюк // Социс. - 2010. - №. 1. - С. 126-131.
44. Галсанамжилова, О.Л. К вопросу о структурной маргинальности в российском обществе / О.Л. Галсанамжилова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - Т. 9. - № 4. - С. 160-169.
45. Гегель, Г. Кто мыслит абстрактно? / Г.В.Ф. Гегель // Гегель Г. Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая ред. и вступит, статья А.В. Гулыги. М.: «Мысль», 1970. - С. 386-394.
46. Гегель, Г. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. -
526 с.
47. Генис, А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени / А. Генис. Эссе. - М..: «Независимая газета», 1997. - 256 с.
48. Гессен С.И. Философия наказания // Гессен, С.И. Избранное / С.И. Гессен; [сост., автор вступ. ст., Е. Л. Петренко, авторы коммент. М. И. Иванов, Т. В. Иванова]. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 960 с. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века). - С. 254-504.
49. Гоббс, Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т. 2. / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 1991. - 731 с. - С. 5-285.
50. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. - М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1987. - 218 с.
51. Горецкий, Д. Гуманитариат, или о месте интеллектуалов в социальном пространстве / Д. Горецкий, А. Юров [Электронный ресурс]. -URL: http://www.pgpalata.ru/reshr/ap_01.shtml. (Дата обращения: 02.02.2016).
52. Грегоровиус, Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия) (Полное издание в одном томе) / Ф. Грегоровиус / Пер. с нем.
- М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008. - 1282 с.
53. Грамши, А. Тюремные тетради. Т. 3. / А. Грамши - М.: Политиздат, 1991. - 559 с.
54. Громов, И.А. Западная теоретическая социология. Формальная социология Г. Зиммеля / И.А.Громов, А.Ю. Мацкевич [Электронный ресурс].
- URL: society.polbu.ru/gromov_sociology/ch16_all.html. (Дата обращения 04.03.2016).
55. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич.
- М.: Искусство, 1984. - 350 с.
56. Гуревич, А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А.Я Гуревич. - М.: Искусство, 1989. - 368 с.
57. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1981. - 359 с.
58. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1990. - 396 с.
59. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2003. - 280 с.
60. Гусев, М.В. Проблема распространения криминальной субкультуры в России / М.В. Гусев // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2007. - №5. - С. 112-115.
61. Гусейнов, А.А. Античная этика / А.А. Гусейнов. - М.: Гардарики, 2003. - 270 с.
62. Гусейнов, Г. Древнегреческие мифы об обществе [Электронный ресурс]. - ШЬ: http://postnauka.ru/video/46427. (Дата обращения: 04.04.2016).
63. Гусейнов, А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. - 2004. - № 3. - С. 19-28.
64. Гущин, Э.Н. Интеллектуальная и преступная субкультура модерна: между знанием и тюрьмой / Э.Н. Гущин, М.В. Новак // Научные ведомости БелГУ. Сер. «Философия. Социология. Право». - № 14 (211). Вып. 33. - Белгород, 2015. - С. 67-76.
65. Гущин, Э.Н. Тёмный человек мрачного тысячелетия: образ преступника европейского Средневековья / Э.Н. Гущин // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. - № 20 (217). Вып. 34. - Белгород, 2015. - С. 133-141.
66. Гущин, Э.Н. Философско-культурологическое понимание преступности и преступных субкультур / Э.Н. Гущин // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. - № 3 (224). - Выпуск 35. -Белгород, 2016. - С. 169-173.
67. Давыдов, Ю.Н. Любовь и свобода: избранные сочинения / Ю.Н. Давыдов // сост. В.В. Сапов.- М.: Астрель, 2008. - 576 с.
68. Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии / Ю.Н. Давыдов. - М.: Молодая гвардия, 1982. -287 с.
69. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. Т. I. А - З. М.: Русский язык, 1981 (репринтное воспроизводство издания 1980-1882 гг.). - 699 с.
70. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. Т. III. П. - М.: Русский язык, 1982 (репринтное воспроизводство издания 1980-1882 гг.). - 555 с.
71. Делёз, Ж., Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.
72. Денисович, В.В. Криминологическое значение криминальной субкультуры / В.В. Денисович// Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. - 2014.- № 20 (349). Вып. 40. - С. 62-65.
73. Джохадзе, И. Массовое общество и демократический тоталитаризм: свобода без выбора / И. Джохадзе. // Логос» - №5-6. -2001 (31). - С. 36-48.
74. Дрёмин, В.Н. Глобализация информационных систем как фактор глобализации преступности / В.Н. Дрёмин // 1нформацшш технологи та безпека. Вип. 1. Кшв, 2002.
75. Дрязгунов, К.В. Состав управленческого штаба наместника и участие легионеров в управлении провинциями / Политика, государство и право. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.roman-glory.com/dryazgunov-shtab-namestnika - (Дата обращения: 10.04.2016)
76. Дьяков, А.В. Открытая философия: Фуко и Ницше / А.В. Дьяков // Хюра. - 2007. - №1/2. - С. 61-68.
77. Дьяков, А.В. Мишель Фуко в пространстве клиники / А.В. Дьяков, О.А. Власова // Хюра. - 2008. - №1. - С. 50-62.
144
78. Дюби, Ж. Европа в средние века / Ж. Дюби. - Смоленск, «Полиграмма», 1994. - 320 с.
79. Жижек, С. О насилии / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2010. - 184 с.
80. Жирар, Р. Козел отпущения / Р. Жирар. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - 336 с.
81. Жирар, Р. Насилие и священное / Р. Жирар. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 448 с.
82. Жмуров, Д.В. Криминология в схемах и таблицах (общая часть) / Д.В. Жмуров. - Иркутск : Репро-центр, 2012. - 131 с.
83. Иванов, В.В. Из научного наследия В.Е. Майера (6.12.191810.02.1985) / В.В. Иванов // Вестник Удмуртского университета. - 2008. -Вып. 2. - С. 164-165.
84. Ильин, А.Н. Массовая культура и субкультуры современного общества: специфика соотношения / А.Н. Ильин // Общественные науки и современность. - 2011. - №4. - С. 167-176.
85. Ильин, И.А. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа) / И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4. - М.: Русская книга, 1994. - С. 6-44.
86. Исаев, А.А. Философские размышления о преступности и путях борьбы с ней / А.А. Исаев. - Тамбов : Грамота, 2012. - № 7 (21): в 3-х ч. Ч. III. - С. 69-73.
87. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кайуа. - М.: ОГИ, 2003. - 296 с.
88. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант // Сочинения. В 8-ми тт. Т. 8. - М.: Чоро, 1994. - 718 с.
89. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант // Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 4. - Издательство «Чоро», 1994. -С. 373-565.
90. Кант, И. Метафизика нравов / И. Кант // Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. - Издательство «Чоро», 1994. - С. 224-567.
91. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2001. - 528 с.
92. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Великой Победы до наших дней / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. - 768 с.
93. Кащенко, С.Г. Суд и судопроизводство в Древнееврейском государстве / С.Г. Кащенко, П.Е. Таран // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. -2015. - № 1. - С. 45-53.
94. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1972. - 312 с.
95. Комарова, В. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира [Электронный ресурс]. - URL: http://www.w-shakespeare.ru/library/metafori-i-allegorii-v-proizvedeniyah-shekspira19.html (Дата обращения: 10.04.2016).
96. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
97. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
98. Корсак, К.В. Современные науки о способности Homo Sapiens к выживанию и нооразвитию / К.В. Корсак, Ю.К. Корсак // Science and Education a New Dimension: Humanities and Social Science. - 2013.- Vol. 6. -P. 8-11.
99. Костерина, И.В. Конструкты и практики маскулинности в провинциальном городе: габитус «нормальных пацанов» /И.В. Костерина// Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. - Том XI. № 4. -С. 122-140.
100. Кропоткин, П.А. Этика: Избранные труды / П.А. Кропоткин. -М.: Политиздат, 1991. - 496 с.
101. Крупина, М.А. Исторические аспекты становления понятия латентной преступности. / М.А. Крупина // Криминология. Вчера, сегодня, завтра. - 2011. - №1 (20). - С. 40-43.
102. Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцова. Т.1. - М.: Наука, 1985. - 432 с.
103. Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцова. Т.2. - М.: Наука, 1985. - 400 с.
104. Культурология. ХХ век. Словарь / Гл. ред. серии А.Я. Левит. -СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.
105. Куренной, В.А. Мерцающая диктатура: диалектика политической системы современной России / В.А. Куренной // Левая политика. - 2007. -№ 1. - С. 17-24.
106. Леви-Строс, К. Мифологики. В 4-х тт. Т. 1. Сырое и приготовленное / К. Леви-Строс. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. -406 с.
107. Леви-Строс, К. Мифологики. В 4-х тт. Т. 2. От меда к пеплу / К. Леви-Строс. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 442 с.
108. Леви-Строс, К. Мифологики. В 4-х тт. Т. 3. Происхождение застольных обычаев / К. Леви-Строс. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 461 с.
109. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. - М.: Наука, 1983. -536 с.
110. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. -М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.
111. Лебедев, С. Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность: учебное пособие / С. Я. Лебедев. - Омск : ВШМ МВД СССР, 1989. - 72 с.
112. Ленин, В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма / В.И. Ленин // Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Изд. 5-е. - Т. 27. - М.: Политиздат, 1962. - С. 299-426.
113. Ленин, В.И. Партийная организация и партийная литература /В.И. Ленин // Новая жизнь. - 1905. - №12.
114. Лихачев, Д.С., Панченко, А.М., Понырко, Н.В. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. - Л.: Наука, 1984. -295 с.
115. Ли Хёну Наконечники метательных орудий и их назначение /Ли Хёну // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2010. - № 3 (43). -С.41
116. Лосев, А.Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев. - М.: Наука, 1977. - 207 с.
117. Луман, Н. Власть / Н. Луман. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.
118. Лунеев, В.В. Особенности современной преступности в России / Куда пришла Россия? Итоги социальной трансформации / под об. ред. Т.И. Заславской. - М. : МВШСЭН, 2003 . - С. 263-271.
119. Лысак, И.В. Методологические проблемы исследования тюремной субкультуры / И.В. Лысак, Ю.Ю. Черкасова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. - С. 81-85.
120. Лысак, И.В. Тюремная субкультура в России / И.В. Лысак, Ю.Ю. Черкасова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 112 с.
121. Лютер, М. Против разбойных и кровожадных шаек крестьян [Электронный ресурс]. - URL: vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XVI/15201540/Luther_Martin/text1.phtml ?id=13041. - (Дата обращения: 06.04.2016).
122. Макиавелли, Н. Государь. Сочинения / Н. Макиавелли. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 2001. - 656 с.
123. Маркс, К. Население, преступность и пауперизм / К. Маркс // New-York Daily Tribune. - 1859. - № 5741.
124. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества / Г. Маркузе. - М.: «REFL-book», 1994. - 368 с.
125. Маховский, Я. История морского пиратства / Я. Маховский. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1972. - 288 с.
126. Мацкевич, И. М. Мифы преступного мира / И. М. Мацкевич. -М.: Проспект, 2015. - 368 с.
127. Мелешко, Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого / Е.Д. Мелешко; Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2006. - 309 с.
128. Мельничук, Т. Некоторые проблемы криминологического изучения беловоротничковой преступности в период постмодерна / Т. Мельничук // Юридичний вюник. -2014. - №4. - С. 185-190.
129. Миловидов, В. Криминальный круг: эволюция гангстерского кино и образ мафиози на большом экране [Эл. ресурс]. - ШЬ: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/160253-gangster-movies (Дата обращения: 05.03.2016).
130. Минна, Р. Мафия против закона / Р. Минна; под ред. и с вступ, ст. Ф.М. Решетникова. - М. : Прогресс, 1988.- 344 с.
131. Мифологии древнего мира. Пер. с англ. / Под ред. В.А. Якобсона.
- М.: Наука, 1977. - 455 с.
132. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х томах. Т.1. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: «Советская энциклопедия», 1980. - 672 с.
133. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х томах. Т.2. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: «Советская энциклопедия», 1982. - 720 с.
134. Могдалёва, И.В. Роль маргинала-интеллектуала в развитии общества / И.В. Могдалёва // Современные исследования социальных проблем (электр. научный журнал). - 2013. - №1 (21). - ЦЕЬ: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/64/0. - (Дата обращения: 01.04.2016).
135. Некрасов, А.П. Субкультура в местах лишения свободы и историческое её развитие / А.П. Некрасов, И.Н. Кондрат, И.Л. Третьяков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2005. - №4 (28).
- С. 251-253.
136. Неретина, С.С. Концепты политической культуры / С.С. Неретина, А.П. Огурцов. - М.: ИФРАН, 2011. - 279 с.
137. Нечаев, С.Г. «Катехизис революционера» Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / С.Г. Нечаев. - М.: Археографический центр, 1997. - 576 с.
138. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др. - М.: Культурная Революция, 2005. - 880 с.
139. Норт, Д. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / Д. Норт, Д. Уоллис, Б. Вайнгаст. - М.: Изд. Института Гайдара, 2011. - 480 с.
140. О жизни в тюрьме [Электронный ресурс]. - URL: http://zkinform.narod.ru/info/lifejail.html (Дата обращения: 05.12.2015).
141. Олейник, А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти / А.Н. Олейник. - М.: ИНФРА-М, 2001. -XIV, 418 с.
142. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко. - М.: Институ социологии РАН, 2000. - 264 с.
143. Онищенко, О.Р. Мошенничество. Бесконечный путь усовершенствования технологий обмана / О.Р. Онищенко // Коченовские чтения. Психология и право в современной России. Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. - М. : МГППУ. - 2012. - С. 29-31.
144. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2002. - 830 с.
145. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
146. Пастуро, М. Порядок и путаница в мире полосок / Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей / пер. с франц. О. Зубакиной. -М. : НЛО. - 2008. С. 7-40; 98-105 (прим.) [Электронный ресурс]. - URL: http://ec-dejavu.ru/s-2/Striped.html . - (Дата обращения: 05.04.2016)
150
147. Пастуро, М. Символическая история европейского Средневековья / М. Пастуро. - СПб. : Alexandria, 2012. - 448 c.
148. Петров, М.К. Античная культура / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1997. - 352 с.
149. Петров, М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1995. - 140 с.
150. Петров, М.К. Историко-философские исследования / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1996. - 510 с.
151. Петров, М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 2004. - 775 с.
152. Пирожков, В.Ф. Законы преступного мира молодёжи / В.Ф. Пирожков. - Тверь: Приз, 1994.
153. Платон. Апология Сократа // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1971. - С. 81-112.
154. Платон. Государство // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 3, ч I. - М.: Мысль, 1971. - С. 89-454.
155. Платон. Законы // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 3, ч. 2. - М.: Мысль, 1972. - С. 83-478.
156. Платон. Критон. - [Эл. ресурс]. - URL: http://grani.roerich.com/plato/txt/crito.htm (Дата обращения: 14.04.2016).
157. Поздняков, Э.А. Философия преступления / Э.А. Поздняков. -М.: Б.и., 2001. - 576 с.
158. Понятия и масти. История и философия. // Всё о жизни в тюрьме. (Форум). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forumtyurem.net/index.php?showtopic=677 (Дата обращения: 14.04.2016).
159. Постмодернизм. Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.
160. Преступность и общество: сб. науч. тр./ Всерос. науч.-исслед. инт; [редкол.: А. Л. Сутковский (отв. ред.) и др.]. - М., 2009. - 226 с.
151
161. Принс, А. Преступность и репрессия. Уголовно-юридический очерк. / под ред. В.В. Пржевальского. М.: Издание книжного магазина Гросман и Кнебель, 1898.
162. Рагимов, Ильгам Мамедгасан-оглы. Философия преступления и наказания / Ильгам Мамедгасан-оглы Рагимов. - СПб.: Издательский дом Р. Асланова «Юридический центр», 2013. - 288 с.
163. Рагунштейн, А.Г. Борьба за право свободного передвижения («чистого пути») в Новгородско-Ганзейских отношениях XII - XV вв. /
A.Г. Рагунштейн // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - № 3 (19). Т. 2. - URL: http://scientific-notes.ru/pdf/021-008.pdf/.
164. Римская, О.Н. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках. Статья 4. Конфигурации молодежных субкультур в пространстве российского региона / О.Н. Римская, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». -№20 (91). - Вып. 14. Белгород, 2010. - С. 70-78.
165. Римская, О.Н. Современное мифосознание и субкультурные религии / О.Н. Римская, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №8 (128). - Вып. 20. Белгород, 2012. -С. 67-74.
166. Римская, О.Н. Феномен субкультурных религий / О.Н. Римская,
B.П. Римский. - Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Akademik Publischinq GmbH&Co.KG, 2012. - 129 c.
167. Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В.П. Римский. - Белгород: БелГУ, 1997. - 199 с.
168. Римский, В.П. Культура и тоталитаризм: Учеб. пособие по спецкурсу / В.П. Римский. - Белгород: БелГУ, 1999. - 92 с.
169. Римский, В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий / В.П. Римский. - Белгород: Крестьянское дело, 2003. - 184 с.
170. Римский, В.П. Православие и русская культура в XXI столетии: опыт культурологического прогноза / В.П. Римский // Христианство и культура: Научно-богословский сборник / Под ред. В.П. Римского. Белгород: БелГУ, 2002. - С. 14-23
171. Римский, В.П. Системная методология исследования тоталитаризма и терроризма / В.П. Римский // Человек террористический: Методология исследования, культурно-антропологические парадигмы, повседневность, региональные угрозы: моногр. / под ред. проф. В.П. Римского. Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - С. 49-70.
172. Римский, В.П. Тоталитаризм как культурно-цивилизационный тип. Автореф. дисс... д-ра филос. наук: 24.00.01 / В.П. Римский. - Ростов-на-Дону, 1998. - 42 с.
173. Римский, В.П. Тоталитарный Космос и человек / В.П. Римский. -Белгород: БелГУ, 1998. - 126 с.
174. Рошак, Т. Истоки контркультуры / Теодор Рошак; пер. с англ. O.A. Мышаковой. Москва: ACT, 2014. - 380, [4] с. - (Новая философия).
175. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.
176. Сатерленд, Э. Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? / Э.Х. Сатерленд // Социология преступности. Современные буржуазные теории: сб. статей - The sociology of crime and delinquency: пер.с англ. Никифоров А. С., Яковлев А. М. / под ред.: Никифоров Б. С. вступ. ст.: Кудрявцев В.Н., Никифоров Б.С. - М.: Прогресс, 1966. - 368 c.
177. Сергеев, Е. Маргинальность / Е. Сергеев // Новая философская энциклопедия. Т. 2. - М., 2010. - С. 492-493.
178. Синдикат // Большой словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. - URL: http ://dic.academic.ru/dic. nsf/ dic_fwords/33322/%D0%A 1 %D0%98%D0%9D%D 0%94%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%A2 (Дата обращения: 14.04.2016).
153
179. Соколова К.Б. Искусство, социальная память и ее мифологизация / К.Б. Соколова, Ю.В. Осокин // Вестник культуры и искусств. 2018. - С. 5865.
180. Соловьев, Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры) / Э.Ю. Соловьев. - М.: Политиздат, 1991. - 432 с.
181. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. - СПб.: Алетейя, 2000. - 1056 с.
182. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Спиноза Б. Избранные произведения. В двух томах. Том первый. - М.: Гос. изд. политической литературы, 1957. - С. 359-618.
183. Старков, О. В. Криминальная субкультура: спецкурс / О.В. Старков. - М. : Волтерс Клувер, 2010. - 240 с.
184. Сташко, Е.К. Социологические подходы в теории отклоняющегося поведения / Е.К. Сташко, А.И. Хребтович // Военная психология XXI века: теория, практика, перспективы. Опыт подготовки военных психологов : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Минск, 2013.
185. Сухов, С.В. Исторический аспект возникновения преступных лидеров / С.В. Сухов, А.А. Тирских, // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2009. - №3(50). - С. 62-70.
186. Сычёва, А.В. Социальная мотивация преступного поведения /
A.В. Сычёва // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - № 1. - С. 180-185.
187. Тайбаков, А.А. Преступная субкультура / А. А. Тайбаков // Социологические исследования. - 2001. - №3. - С. 90-93.
188. Тард, Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы / Г. Тард; сост. и предисл.
B.С. Овчинского. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 391 с. - (Библиотека криминолога).
189. Тард, Габриэль. Преступник и толпа : [перевод с французского] / Габриэль Тард. / Г. Тард. - Москва : Алгоритм, 2016. - 432 с. - (Человек преступный. Классика криминальной психологии).
190. Тищенко, Н.В. Тюремная субкультура в пространстве культурных практик. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора культур. / Н.В. Тищенко. - Саратов, 2013. - 42 с.
191. Торвальд, Ю. Век криминалистики / Ю. Торвальд. - М., 1991.
192. Тулегенов, В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / В.В. Тулегенов. - Ростов-на-Дону, 2003. - 24 с.
193. Узлов, Н.Д. Жизнестойкость и психологическое благополучие заключённых в соответствии с их тюремной иерархией / Н.Д. Узлов, С.Ш. Арасланов // Психология и право. - 2012. - №2 [Электронный ресурс]. ШЬ: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52066.shtml (дата обращения: 16.04.2019).
194. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала: моногр. / [В. П. Римский и др.]; под ред. В.П. Римского. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. - 456 с.
195. Фашизм и антифашизм в молодежных движениях и субкультурах [Электронный ресурс]. - ШЬ: http://www.galaxy.orc.ru/igel/n9/disc/htm.
196. Фатенков, А.Н. К онтологическим истокам идеи подвижной иерархии / А.Н. Фатенков // Вопросы философии. - 2008. - №5. - С. 47-57.
197. Федорова, А. Н. Виды правонарушений по судебнику 1497 г. / А.Н. Федорова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2011. - № 6 (12): в 3-х ч. Ч. II. С. 176-179.- [Эл. ресурс]. -ШЬ: www.gramota.net/materials/3/2011/6-2/49.html. (Дата обращения: 04.04.2016)
198. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. -М.: Академический проект, 2000. - 496 с.
155
199. Фоссье, Р. Люди средневековья / пер. с франц. А.Ю. Карачинского, М.Ю. Некрасова, И.А. Эгипти. - СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2010. - 352 с.
200. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.
201. Фуко, М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. / М. Фуко. -СПб.: Наука, 2011. - 544 с.
202. Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2007. -677 с.
203. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. - М.: Праксис, 2005. - Ч. 1. -320 с.
204. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. - М.: Праксис, 2005. - Ч. 2. -320 с.
205. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. - М.: Праксис, 2006. - Ч. 3. -320 с.
206. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. -СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.
207. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. -М.: «Ад. Матует», 1999. - 480 с.
208. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. - СПб.: А-саё, 1994. - 408 с.
209. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. - 1990. - № 3. - С. 134-148.
210. Хабермас, Ю. Модерн - незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С. 40-52.
211. Хайек, Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Ф.А. Хайек. - М.: Изд-во «Новость» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. -304 с.
212. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Политические исследования, 1994. - № 1. - С. 33-48.
213. Хисамутдинов, Ф.Р., Шалагин, А.Е. Криминальная субкультура и её предупреждение /Ф.Р. Хисамутдинов // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 2(20). - С. 46-52.
214. Шемякина, В.В. Исторический аспект возникновения, становления и развития криминальной субкультуры / В.В. Шемякина// Вестник Челябинского государственного университета. Право. - 2009. -№ 7 (145). - Вып. 18.
215. Шемякина, В.В. Социально-правовая и культурологическая характеристика организованной преступности / В.В. Шемякина // Вестник Челябинского государственного университета. Право. - 2009. - Вып. 19. -№ 15 (153). - С. 102-105.
216. Шемякина, В.В. Криминальная субкультура в современной России. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / В.В. Шемякина. -Челябинск, 2010. - 24 с.
217. Шемякина, В.В. Криминологическое значение тюремной субкультуры в местах лишения свободы для несовершеннолетних. / В.В. Шемякина // Вестник Челябинского государственного университета. Право.- 2008. - Вып.16. - № 22 (123). - С. 122-130.
218. Шкуратов, В.А. Историческая психология. / В.А. Шкуратов. - М.: Смысл, 1997. - 505 с.
219. Шпак, С.И. Криминальная субкультура как социальный феномен / С.И. Шпак // Общество и право. - 2012. - № 2 (39). - С. 271-275.
220. Шпренгер, Я. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис. - Спб.: Амфора, 2001. - 525 с.
221. Щепанская, Т.Б. Антропология молодежного активизма / Т.Б. Щепанская // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. - СПб., 1999. - С. 262-302.
222. Щепанская, Т.Б. Молодёжные сообщества / Т.Б. Щепанская // Современный городской фольклор. - М.: РГГУ, 2003. - С. 34-85.
223. Щепанская, Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы / Т.Б. Щепанская. - СПб.: Наука. Санкт-Петербург. изд. фирма, 1993. - 340 с.
224. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. - М.: ОГИ, 2004. - 286 с.
225. Щепанская, Т.Б. Традиции городских субкультур / Т.Б. Щепанская // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. -С. 27-33.
226. Юнг, К.Г. Архетипы и символ / К.Г. Юнг. - М.: Наука, 1991. -
492 с.
227. Яницкий, О.Н. Социология риска: ключевые идеи / О.Н. Яницкий // Мир России. - 2003.- № 1. - С. 25-26.
228. Rimskiy V.P. Epistemological Models in Understanding Cultural and Civilizational Specificity / Victor P. Rimskiy, Galina N. Kalinina, Tamara I. Lipich, Inna M. Nevleva, Vladimir A. Noskov, Sergey V. Reznik. // Helix -Vol. 8 (1): 2593-2596. - Received: 21st October 2017. Accepted: 16th November 2017, Published: 31st December 2017. DOI 10.29042/2018-2593-2596.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.