Криминальный романтизм как явление культуры современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Катин, Виктор Ильич

  • Катин, Виктор Ильич
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2007, Саратов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 196
Катин, Виктор Ильич. Криминальный романтизм как явление культуры современной России: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саратов. 2007. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Катин, Виктор Ильич

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования особенностей романтизации криминальной деятельности.

1.1. Понятие «криминальный романтизм»: сущность и специфика.

1.2. Криминальная субкультура и ее влияние на массовую и народную культуру, молодежную субкультуру.

1.3. Социокультурная среда и ее значение для поддержания жизнедеятельности криминальной субкультуры, романтизации образа криминального мира.

Глава 2. Социокультурная онтология романтизации преступности.

2.1. Тенденции снижения культурно-нравственного уровня населения России и их генезис.

2.2. Современная криминальная субкультура и активизация ее функционирования в российском социуме.

2.3. Кризис российской культуры как фактор, способствующий романтизации преступной деятельности.

Глава 3. Пути преодоления архетипов криминальной субкультуры и ее романтизации.

3.1. Роль государства, общественных, религиозных, корпоративных объединений и других институтов общества в формировании гуманистических оснований культуры.

3.2. Увеличение вклада культуры в минимизацию нравственного ущерба, наносимого российскому обществу криминальным романтизмом.

3.3. Повышение роли семьи, ее влияния на аккумуляцию и усвоение духовно-нравственных ценностей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Криминальный романтизм как явление культуры современной России»

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране в течение неполных двух десятилетий, столкнули российское общество с культурными формами, которые были ему мало известны или информация о которых поступала ему в дозах, санкционированных специальными органами советского государства. В советском социуме они оценивались как очевидные свидетельства «загнивающего капитализма» или «наследия проклятого прошлого».

Сегодня рост криминальной субкультуры, романтизация ее образа стали социокультурной реальностью России. Активизировалась преступная идеология, в различные сферы социальной жизни внедряются нормы поведения криминальных сообществ - так называемые «понятия». Тревожным симптомом является распространение в обществе элементов преступной субкультуры. Из сленга преступников слова «отморозок», «крыша», «мочить», «наезд», «бабки», «баш на баш» и др. переместились в обыденную речь, публикации средств массовой информации, художественные произведения, они активно используются политиками, депутатами, деятелями культуры, руководителями различного уровня. С экранов телевизоров и кинотеатров «потоками льется человеческая кровь», прославляется культ насилия, жестокости, вседозволенности, моральной распущенности. «Блатные, или тюремные» песни («Русский шансон»), записанные на магнитные носители, свободно реализуются населению через предприятия торговли. То же самое происходит с эротическими и порнографическими произведениями. Компьютерные игры заполнены сценами насилия, их можно приобрести и получить возможность уничтожать виртуальные персонажи. Героями художественных произведений становятся представители уголовного мира, «бригадиры» и их пособники, возведенные немалой частью современной российской молодежи в ранг своих кумиров. Преступная деятельность бандитов творцами произведений романтизируется и преподносится населению как образец для подражания.

Такого масштаба распространения криминальной субкультуры, ее архетипов на российском культурном пространстве, глубины проникновения в социум и его культуру, усиления влияния на многие стороны жизни и деятельности страны, Россия не знала на протяжении всей своей многовековой истории культуры. Опасность дальнейшего проникновения криминальной идеологии в сознание российского народа, особенно молодежи, закрепления в нем как руководства к действию, как образа жизни и морали, сегодня поставлена в повестку дня российского многонационального государства и его культуры.

Несмотря на то, что криминальный романтизм стал очевидным феноменом современной отечественной культуры, культурология, одна из задач которой состоит в разработке научных основ культурной политики, в настоящее время практически не занимается изучением этого опасного социокультурного явления, которое фактически угрожает национальной безопасности страны, так как способствует росту преступности, рекрутируя в ее ряды новых преступников, увлеченных криминальной романтикой. Кроме того, криминальная субкультура и ее ментальность - это мир бездуховности, жестокости, агрессии, лжи и прочих человеческих пороков, что делает борьбу с ними актуальной во все времена. Сейчас, как никогда ранее, назрела необходимость срочной выработки и внедрения на уровне государства и всего общества мер по обузданию разгулявшейся стихии - криминальной субкультуры, развенчанию ее романтического образа.

Доказано, что при определенных условиях субкультура, включая криминальную, может эволюционировать в контркультуру, которая, как известно, способна при благоприятной обстановке ослабить, подорвать влияние официальной культуры и занять ее место.

В этом, на наш взгляд, состоит одна из сторон актуальности темы исследования. Другая сторона актуальности темы заключается в том, что одной констатации широкого проникновения криминальной субкультуры и ее идеологии в российское общество явно недостаточно. Требуется проведение научного анализа этого культурного явления, вскрытие причин и изучение последствий его влияния на российский социум, а самое главное - необходимо наметить пути по его преодолению, выработке научных практических рекомендаций по минимизации наносимого им духовно-нравственного ущерба. По нашему мнению, большая и исключительно важная роль в этом принадлежит российской культуре и ее научному авангарду - культурологии.

Степень разработанности проблемы. Как показали сбор, обработка и изучение имеющейся литературы по теме нашего исследования, понятие «криминальный романтизм» не нашел достаточно широкой разработки в научных исследованиях. Для исследователя, изучающего данный культурный феномен, несомненный интерес представляет попытка произвести его сравнительный анализ с другим художественным направлением, имевшим место в европейской культуре позднего Средневековья и Нового времени -Романтизмом, найти в них общее и особенное.

Ф.Л. Лукас [105] насчитал 11396 определений романтизма. Это направление в искусстве и культуре в целом достаточно глубоко разработано в научной литературе. Образ героя криминального романтизма - это социальный антипод романтического типажа. Он воплощает в себе практически те же качественные характеристики, что и романтик, но в отличие от него криминальный романтик - искаженное его зеркальное отображение, перевертыш.

Р.А. Будагов [19] указывает, что первым применил в эстетике термин «romantisch» (романтический) Фридрих Шлегель, а его брат Августин рассмотрел оппозицию: классицизм/романтизм. Согласно другим мнениям, термин происхождением связан с английской литературой конца XVIII века.

Джиллиан Спрагс [147] в своем исследовании раскрывает генезис мифологии о «доблести» и «бесстрашии» английских разбойников, попытался ответить на вопросы: существовал ли у английских «джентльменов удачи» определенный кодекс чести, как формировалась традиция романтизации подвигов» вооруженных грабителей в седле. Хотя исследование Дж. Спрагса не затрагивает истории культуры XX века, его выводы актуальны для нашей эпохи массовой культуры, героями которой чаще всего выступают крестные отцы мафии и преступники всех мастей.

Культурологический аспект дефиниции криминального романтизма коррелирует с такими философскими, этическими, эстетическими, правовыми, психологическими понятиями как «насилие», «зло», «низменное», «уродливое», «агрессия», «девиация», «дестурктивность», «делинквентность», «правовой нигилизм», «аномия» и др.

А.А. Гусейнов [36], Э. Фромм [189, 190], А.Я. Флиер [184], И.А. Ильин [62], О.А. Кармадонов [68], Я.И. Гилинский [26], О.С. Осипова [128], Р. Бэрон и Д. Ричардсон [21], В.В. Кривошеев [87], В.Г. Сафонов [153], В.Н. Гуляихин [33] исследовали в своих трудах вышеуказанные феномены.

Понятие насилия трактуется исследователями в зависимости от теоретической и методологической базы, на которые опираются их учение или научные разработки.

Так, Э. Фромм, положив в основу своих работ критерии психоанализа, выделяет в насилии несколько его видов: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное, архаическая жажда крови.

Известный русский философ И.А. Ильин в своих трудах отмечает, что зло присуще только роду человеческому, в остальной природе (вне человека) оно объективно отсутствует. С учетом определенных условий философ считает, что отвечать на зло насилием не только можно, но и нужно. По мнению И.А. Ильина, борьба со злом, в том числе и с преступностью, его преодоление достигается путем внутренних духовных усилий человека. Результатом таких усилий должно быть качественное перерождение его души.

А.Я. Флиер вводит понятие «культура насилия». Под культурой он понимает, прежде всего, некий социальный опыт, отрефлексированный в культурных текстах. По его мнению, культура насилия содержит набор допустимых норм совершения насильственных действий, а также семиотику форм, символизирующих их.

О.С. Осипова утверждает, что девиантный путь выбирают люди, не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется.

На наш взгляд, такая позиция может привести к оправданию преступного поведения людей, а за одно и криминальной романтики. Согласно данной теории, действия человека, склонного к девиантности, в том числе разрушительной направленности, заранее защищены. Объективно он попадает в условия, когда ничего другого предпринять не может, кроме как встать в оппозицию к обществу, тем самым создавая себе простор для выбора средств защиты, в том числе и противоправного характера.

Основным источником криминального романтизма является преступная субкультура (или криминальная, делинквентная субкультура), рост и распространение которой в свою очередь онтологически детерминирован социально-экономическими условиями, сложившимися в России в конце XX-начале XXI века.

Л.И. Фролова [187] интерпретирует криминальную субкультуру как культурную среду, в основе которой находится собственная социальность, нормы поведения и общения. Преступный мир во все времена демонстрировал свою адаптивность, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. Кроме того, одним из характерных качеств криминальной субкультуры, является склонность к экспансии.

Д. А. Ли [100] отмечает специфическую особенность преступной субкультуры, заключающуюся в том, что она, по его мнению, не располагает какими бы то ни было материальными носителями, кроме самих преступников и передается, как говорится - из уст в уста. Позволим не согласиться с таким категорическим утверждением. Так называемые «послания браткам», написанные от руки преступниками на бумаге или другом материале, с описанием их жизни по «понятиям», татуировки, поделки (стилизованное холодное оружие, украшения, ларцы и пр.), изготовленные в местах лишения свободы с характерными символами криминальной субкультуры, - это свидетельства, имеющие явные признаки материальных носителей.

Экспансия криминальной субкультуры и ее идеологии (криминальная романтика - один из ее видов) выражается в ее диффузии, прежде всего, в массовую культуру и молодежную субкультуру.

Н.А. Бусова [20], И.Б. Шубина [202], Е.Н. Шапинская [198], В.А. Луков [106], Й. Хейзинга [191] исследовали влияние массовой культуры на формирование стереотипов поведения человека, его эстетических установок и вкусов, мотиваций и т.д. Содержание культурных текстов, предназначенных для массовой культуры и молодежной субкультуры, их социальная среда зачастую совпадают с текстами криминальной субкультуры, имеют одних и тех же творцов и потребителей, психологически более адаптированы к последней. Криминальная субкультура, по справедливому замечанию В.Ф. Пирожкова [131], является основным механизмом криминализации молодежи, искажает или блокирует процесс социализации и инкультурации личности, стимулирует ее криминальное поведение.

Э. Донерстайн и Л. Берковиц [43] в своих исследованиях показывают роль одного из видов массового искусства, в частности, кинематорграфа, производящего фильмы агрессивно-эротического содержания, в совершении насилия над женщинами.

Л.Я. Косалс и Р.В. Рывкина [83], В.Э. Бойков [15] среди экономических причин, способствовавших росту преступности и ее влиянию на общество, отмечают бурное развитие в стране «теневой экономики». «Теневая» («серая») экономика, теснейшим образом связана с криминальной субкультурой.

Жизнедеятельность криминальной субкультуры поддерживают такие уродливые социокультурные явления как пьянство и алкоголизм, наркомания, ничем, порой, неоправданная жестокость, бездуховность, аморализм, исходящие от человека, проституция, беспризорность, бездомность, бедность и нищета, на наличие которых в российском обществе обращают внимание многие исследователи. Необходимо отметить, что некоторые из указанных выше явлений образуют сопутствующие и неотъемлемые элементы криминальной субкультуры, подвергаются романтизации в искусстве, СМИ, рекламной индустрии, то есть тех видах человеческой деятельности, которые составляют культурный пласт его жизни. Г.Г. Заиграев [54], И.П. Попова [135], Е.В. Садков [152], Н.М. Римашевская [146], JI.C. Алексеева [2] и др. на основе проведенных социологических исследований убедительно доказывают, что вышеуказанные социальные феномены, с которыми российское общество сталкивается постоянно в своем повседневном бытии, активно способствуют его криминализации. Маргинальность выступает благоприятной средой развития преступности. Криминализированный социум порождает криминальную идеологию, эстетизирует преступную среду, материально стимулирует для этого российскую культуру и виды искусства.

Ж.Т. Тощенко [174] выводит теорию парадоксальности общественного сознания, выражающейся в так называемой кентавр-проблеме. Разве не парадоксально то, что преступники становятся героями, а целомудрие, честность, трезвость, законопослушание и пр. благородные качества человека сегодня пребывают не в чести.

Вопросы социальной деградации российского общества наиболее фундаментально рассматриваются в трудах Т.И. Заславской [56, 57], М.Н. Руткевича [150]. Расширяющееся криминализированное социальное основание постепенно и неуклонно подтачивает моральные и правовые основы общественной жизни страны.

Сущность преступности и ее взаимосвязь с криминальной субкультурой, степень влияния криминальной романтики на формирование преступных (шаек) групп, психологию и поведение преступников разрабатывали в своих исследованиях Ф.М. Трэшер [176], В. Фокс [188], А.И. Гуров [34], А.А. Тайбаков [171], Д.А. Корецкий и В.В. Тулегенов [80], И.И. Мацкевич [113], Ю.К. Александров [1], В.Н. Кудрявцев [90].

Так, американский ученый Ф.М. Трэшер в 20-х годах XX века исследовал деятельность 1313 чикагский шаек и пришел к выводу о закономерности влияния криминальной романтики, транслирующейся через искусство, на преступные группировки подростков, которым «кинофильмы доставляют большое удовольствие тем нервным возбуждением, которое они способны дать. Было совершенно ясно, что эти подростки живут в мире приключений, который трудно понять ничего невидящему взрослому. Их воображаемые подвиги часто были бессмысленными для лишенного сочувствия аутсайдера, но исполненными смысла для подростка» [176, с. 238-239]. В. Фокс, наряду с изложением научных взглядов по ряду криминологических проблем, касается вопросов влияния средств массовой информации на рекламирование образа жизни преступников, создание вокруг них ореола благородных рыцарей, мужественных героев, что способствует привлекательности архетипов криминальной субкультуры.

А.И. Гуров [34] в начале 90-х годов прошлого века опубликовал монографию, в которой анализирует причины преступности, особенности криминальной субкультуры. Данная работа не потеряла своей актуальности до настоящего времени. Исследователь один из первых показал наличие в СССР организованной и профессиональной преступности, присущих им криминальной идеологи и атрибутов: жаргона, татуировок и т.д. А.И. Гуров в основу своего исследования положил марксистко-ленинскую методологию, по-другому в ту эпоху и не могло быть, поэтому работа несколько политизирована и выдержана в соответствующем идеологическом стиле. Но это нисколько не снижает ее научной ценности.

Д.А. Корецкий и В.В. Тулегенов [80] дают современную трактовку криминальной субкультуры, находят в русском народном творчестве мотивы сентиментального отношения к представителям преступного мира, оправдания их криминальной деятельности, приводят примеры литературно-художественного творчества осужденных и заключенных.

С позиций, близких к культурологическим, написана работа А.А. Тайбакова «Преступная субкультура» [171]. Автор исследует уровень воздействия криминальной субкультуры на население, каким образом его социальные слои получают информацию о ее содержании, как ее основные элементы (жаргон, стиль поведения, мифология) проникают в общество и закрепляются в сознании людей.

Доминирование криминальной субкультуры в современном обществе позволило выделить некоторым исследователям, в частности В.Е. Семенову [156], среди базовых российских менталитетов так называемый криминально-мафиозный менталитет (внизу вертикальной координаты). Этот менталитет существовал относительно всегда, в 1990-х годах он трансформировался в феномен «великой криминальной революции».

Особое значение для понимания сущности субкультур асоциальной направленности имеют работы зарубежных авторов: Р. Бергха [207], Г. Гесса и С. Шерера [211], К. Зессара [220], Л. Васковица [221], Г. Вебера [222], Г. Шельски [219] и др.

Фактором, способствующим свободному функционированию в обществе криминальной субкультуры и ее ментальности, служит продолжающийся кризис российской культуры. В.Н. Порус [137], О.А. Митрошенков [118], Ю.И. Минералов [116], А.Ю. Дроздов [45], С.Г. Михейкина [120], Л.Е. Гринин [30]., И.Ф. Кефели [70] анализируют причины и условия, которые привели отечественную культуру в современное кризисное состояние. В.Н. Порус отмечает, что наша культура находится в состоянии не кризиса, а катастрофы. С нашей точки зрения, это, конечно, весьма крайняя оценка. Тем не менее, кризис российской культуры имеет место и только в последнее время наметились едва уловимая санация.

С.И. Трунев [175] на конкретных примерах, взятых из произведений отечественной художественной литературы конца ХХ-начала XXI века, анализирует образы представителей преступного мира, стороны их криминальной деятельности, которые подвергаются наибольшей мифологизации и героизации. Подчеркивает, что навязываемые криминальными романами стереотипы поведения еще долго будут востребованы российским обществом.

И, тем не менее, несмотря на указанные работы, тема криминального романтизма исследована недостаточно глубоко.

Цель и задачи исследования. Изучить, проанализировать особенности становления и тенденции развития криминального романтизма как явления культуры современной России, сформулировать дефиницию и определить место данного феномена в культурной нише.

Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть в историко-культурном контексте особенности генезиса современного российского криминального романтизма, попытаться раскрыть сущность, специфику и сформулировать его дефиницию.

2. Определить роль криминальной субкультуры и взаимодействующих с ней культур и субкультур в формировании архетипов криминального романтизма, и связи с этим исследовать общие закономерности их функционирования.

3. Исследовать и выявить социокультурные факторы, способствующие активизации жизнедеятельности преступной субкультуры и ее ментальности в российском обществе.

4. Исследовать масштабы экспансии криминальной субкультуры и ее идеологии, продемонстрировать на конкретных примерах художественных произведений, средствах массовой информации способы романтизации преступной деятельности, ее трансляции в российскую массовую культуру.

5. Установить, синтезировать формы и методы деятельности государства, общественных, религиозных, корпоративных объединений и иных институтов (особенно культуры и семьи) по преодолению криминального романтизма, предложить конкретные рекомендации по ослаблению его влияния на российский социум.

Объектом исследования является феномен криминального романтизма, а предметом - закономерности его функционирования в современной российской культуре конца ХХ-начала XXI века.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили как традиционные методы историко-культурологического анализа, так и нетрадиционные методы, складывающиеся в рамках постнеклассической концепции единой картины мира.

В основу традиционных методов положен диахронический и онтологический подход, в силу которого культура изначально принимается в той или иной предметной определенности. Историзм позволил в ходе исследовательской работы, во-первых, уяснить понимание культуры как постоянно изменяющейся реальности; во-вторых, помог представить ее в реальных конкретных формах и разновидностях; в-третьих, охватить культурные процессы, отношения и явления в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии. В онтологическом дискурсе культура интерпретировалась как способ бытия человека в мире.

Системный подход характеризует культуру и ее формы с точки зрения организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов. Дополняет его динамический аспект. Данный подход в ходе нашего исследования позволил рассмотреть динамику системы и ее функции, проявляющуюся в процессах эволюции культуры в целом, перегруппировку ее элементов в новые системные структуры, трансформацию всей системы, в частности ее разрушение, фиксируемого нередко как кризис культуры.

В основу нетрадиционных методов положен синергетический подход, рассматривающий культуру как сложную самоорганизующуюся систему, а естественно-научные и гуманитарные знания как единую открытую систему. Это нелинейное мышление, составляющее основу современного мировидения.

Синергетическая модель в полной мере соответствует развитию культуры в эпоху постмодернизма, глобализации процессов, происходящих в ней.

Важное значение придавалось междисциплинарным научным знаниям. В работе использовалась информация, полученная из трудов ученых, разрабатывающих проблемы фундаментальных и прикладных наук: философии, социологии, этики, эстетики, религиоведения, искусствоведения, юриспруденции, криминологии, криминальной психологии, литературоведения, лингвистики, прикладной культурологии.

При разработке обозначенной в диссертации темы применялись конкретные эмпирические методы: наблюдения, социологические исследования (опрос, анкетирование, анализ документов), которые ставили цель получить объективно-достоверные данные об изучаемом явлении.

Излагаемые теоретические выкладки подтверждались конкретными примерами из художественных произведений, СМИ и др. источников, свидетельствующих о криминальном романтизме как явлении культуры современной России.

Важнейшую роль в анализе исследуемого феномена сыграли теоретические труды классиков философии, социологии и культурологии, послужившие в качестве методологичкской базы: Аристотеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, X. Ортега-и-Гассета, В.Г. Белинского, И.А. Ильина, Э. Фромма, К. Ясперса, М. Хайдеггера, М. К. Мамардашвили, Д.С. Лихачева, Э.О. Дюркгейма, Р. Мертона.

Научная новизна исследования, на наш взгляд, заключается в следующем:

1. Впервые криминальный романтизм исследован и определен как явление культуры современной России.

2. Впервые предпринята попытка сформулировать дефиницию этого культурного феномена применительно к социокультурным реалиям постсоветского российского социума.

3. Особо отмечается экспансия криминальной субкультуры и ее идеологии, проявляющаяся в криминальном романтизме.

4. Впервые исследована взаимосвязь криминальной субкультуры, ее ментальности с массовой культурой и молодежной субкультурой.

5. Впервые выявлена возможность трансформации криминальной субкультуры в контркультуру и в последующем переход ее в официальную, доминирующую культуру российского общества.

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Криминальный романтизм представляет собой специфический феномен, истоки которого уходят в историческое прошлое культуры страны и вписываются в общий контекст романтического направления развития европейской культуры, но имеющий в качестве образца героя асоциальной (криминальной) направленности. Криминальный романтизм на данном этапе своего развития прошел стадию становления, структурировался как явление культуры современной России и далее продолжает эволюционировать. Он имеет все признаки явления как сущности, онтологически детерминирован, обладает устойчивостью, протяженностью и транслируется в культурное пространство.

2. Исследование взаимосвязей криминальной субкультуры, массовой культуры и молодежной субкультуры в аспекте формирования и усвоения архетипов криминального романтизма позволяют выявить общность их ценностных ориентаций, творцов и потребителей, вместе они образуют некий симбиоз в части романтизации преступной деятельности.

3. В современной России сложились весьма благоприятные социокультурные условия для распространения криминальной субкультуры и криминального романтизма. Основными факторами, способствующими активизации функционирования криминальной субкультуры и ее ментальности в виде криминального романтизма, являются кризисное состояние современной российской культуры, снижение роли государства в ее управлении и материальной поддержке, рост преступности и ее элементов, социальная и духовная деградация населения страны.

4. Криминальный романтизм, имея в своем распоряжении специфические символы, атрибутику, язык, прикрываясь ложными идеями приключенчества, авантюры, воровского товарищества и рыцарства, умело играет на сознании людей, особенно молодежи. Преступная субкультура, криминальный романтизм проникают и в другие слои российского общества. В силу своего экспансионисткого характера, агрессивности, перманентного исповедания культа насилия и зла, они стремятся предъявить свои притязания по отношению к другим субкультурам, позиционировать себя как контркультура. В этом состоит их социокультурная опасность.

5. С учетом отмеченного выше, назрела острая необходимость в выработке и принятии государством, научными, общественными, корпоративными организациями, образовательными учреждениями с активным участием института семьи, религиозных конфессий страны скоординированных практических мер по преодолению на культурном пространстве современной России влияния криминальной субкультуры и развенчания ее романтизированного образа. Особая роль в преодолении влияния криминальной романтики и ее последствий принадлежит культуре и культурологии. Культура, обладая богатым социальным опытом, и культурология как научная дисциплина со свойственными ей методами и подходами, располагают огромным потенциалом в борьбе с этим социокультурным злом.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она является определенным вкладом в дальнейшее развитие теории влияния субкультур, их ментальности на доминирующую культуру и общество в целом, способствует более углубленному пониманию их гносеологии и онтологии, формированию взгляда на пути решения проблемы преодоления отрицательного влияния субкультур, имеющих асоциальную направленность, на различные социальные слои населения, особенно на молодую его генерацию. Материалы диссертации могут служить методологической базой для культурологических и социологических работ, а также могут быть использованы в курсах теории культуры, философии культуры, истории и философии науки, теории литературы, педагогики, криминологии, применены в практической культурологии, работе местных учреждений культуры. Материалы диссертации могут быть использованы средствами массовой информации для ознакомления общественности, властных структур страны с назревшей проблемой и ее обсуждения с целью принятия конкретных мер по преодолению вредного влияния криминального романтизма на российский социум.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором на VI Всероссийской научно-практической конференции «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание» (Пенза, 17-18 февраля 2006 г.), III Всероссийской научно-практической конференции «Нравственность и религия» (Пенза, 30-31 марта 2006 г.), VIII Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, июнь 2006 г.); опубликованы в международном сборнике научных трудов «Философия в XXI веке», выпуск 11 (Воронеж: ВГПУ, 2006), в международном сборнике научных трудов «Человечество и общество: на рубеже тысячелетий», выпуск XXXVI (Воронеж: ВГПУ, 2006), там же выпуск XXXVII (Воронеж: ВГПУ, 2007), в научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ: «Вопросы культурологии» (№ 7, июль 2007), «Социально-гуманитарные знания» (№ 5, октябрь 2007).

Структура работы обусловлена задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Главы работы разделены на 9 параграфов. Список использованной литературы содержит 223 работы отечественных и зарубежных авторов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Катин, Виктор Ильич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура как единый организм необычайно сложна, бесконечно многообразна, полна прямых и косвенных противоречий. В любой исторической эпохе наряду с магистральной, официально и политически поощряемой культурой существуют различные субкультуры, которые могут весьма существенно отличаться от ортодоксальных, то есть признаваемых правильными практик.

Субкультурные образования отражают социальные, этические, демографические особенности развития культуры. Они в достаточной мере устойчивы, автономны, закрыты и проявляются в языке, сознании, этических и эстетических представлениях. Субкультурные тенденции во многом обусловлены стремлением любой культуры, обладающей статусом официальности, заполнить собой все отсеки жизни, стать универсальностью и тотальностью. Любая же унификация всегда порождает альтернативу.

Субкультуры бывают различных видов. Одни определяются особенностями исторического развития, другие - способами и формами культурной идентификации конкретных людей.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей в силу различных причин начинают претендовать на некую универсальность, транслировать свои ценности и практические установки для широких социальных общностей.

Подобная ситуация в культурной жизни России сложилась в начале 90-х годов XX века, когда криминальная субкультура, выйдя из под контроля официальной доминирующей культуры, стала открыто претендовать на свое место «под солнцем», усиленно распространять свою идеологию в российском социуме. Одним из видов такой идеологи является криминальный романтизм, ставший явлением культуры современной России.

На основании анализа научной литературы, проведенных собственных наблюдений и исследований, касающихся обозначенной темы, изложив в диссертационной работе некоторые свои взгляды и идеи по изучаемой проблеме, мы пришли к следующим выводам:

1. Полагаем, что криминальный романтизм на данном этапе своего развития прошел стадию становления, структурализировался и далее продолжает эволюционировать как явление культуры современной России. Он имеет все признаки явления, онтологически детерминирован, обладает устойчивость, протяженностью, распространяется в культурном пространстве и времени.

2. Основными источниками криминального романтизма являются: собственно криминальная субкультура, которая производит, воспроизводит и транслирует свою идеологию, традиции, обычаи, ритуалы, атрибутику, тюремную этику и эстетику, а также современная массовая культура, отдельные субкультуры (особенно молодежная).

3. Криминальная романтика как сумма специфических духовно-нравственных ценностей, психологических состояний, сочувствий преступному миру, мифологизация и героизация асоциального поведения преступников находила и находит свое отражение в сознании различных слоев населения страны.

Примеры этого мелодраматического сочувствия к преступности и ее представителям встречаются на бытовом уровне, в литературно-художественном творчестве, кинематографе, других видах искусства, средствах массовой информации, рекламе, компьютерных играх.

4. За последние десятилетия в российском искусстве, в средствах массовой информации, рекламной индустрии произошла эстетизация криминальной среды, сформировался гламурный образ преступного мира, который творцами произведений преподносится как архетип, достойный для подражания.

5. В современной России сложились весьма благоприятные социокультурные условия для доминирования криминальной субкультуры и ее ментальности: кризисные явления в экономике и культуре, образовательной системе, падение нравов, рост преступности, изменение ценностных ориентаций, перестройка индивидуального и общественного сознания в сторону прагматизма, непродуманная коммерциализация работы досуговых учреждений и пр. стали своеобразным «питательным бульоном», в котором развились и продолжают успешно развиваться бациллы этого страшного «заболевания», поражая все новых и новых реципиентов.

6. Основными причинами романтизации криминальной деятельности служат:

6.1. Государственная политика по отношению к российской культуре: недостаточное финансирование культуры, уход государства из управления некоторыми ее сферами, из идеологической ниши и, как следствие, коммерциализация творчества.

6.2. Ложное (субъективное), понимание со стороны некоторых слоев населения процессов, происходящих в криминальном мире, незнание их подлинной сути; привлекательность криминальной субкультуры, ее идеологии, символики, отдельных поведенческих мотивов.

6.3. Относительно низкий культурный уровень реципиентов, попадающих под влияние криминальной романтики, потворствование с целью получения коммерческой выгоды части представителей российской культуры низкопробным вкусам публики или выполнение ими социального заказа криминальных структур.

6.4. Отсутствие целенаправленной работы государственных, общественных, образовательных учреждений и иных институтов российского общества по развенчанию культа насилия, жестокости, криминальной романтики, преодолению их негативного влияния на духовно-нравственные устои молодого поколения.

6.5. Специфика, присущая криминальному романтизму, позволяет сформулировать культурологическую дефиницию этого культурного феномена современной России.

7. Криминальный романтизм, как явление, имея в своем арсенале специфические символы, атрибутику, жаргон, исповедуя ложные идеи приключенчества, авантюры, воровской дружбы, товарищества и рыцарства, умело играет на сознании людей, способствует созданию резерва для пополнения рядов преступников. Криминальная субкультура и ее идеология, подстраиваясь под протестное движение, легко проникает в молодежную субкультуру. В этом состоит ее социокультурная опасность.

8. Криминальная субкультура не является каким-то строго изолированным феноменом, она функционирует в обществе. В силу своего наступательного характера, агрессивности, жестокости, деструктивности и девиантности, она стремиться предъявить свои гегемонистские притязания по отношению к другим субкультурам, позиционировать себя как контркультура.

9. С учетом отмеченного выше, назрела острая необходимость в выработке и принятии государством, общественными организациями, с активным участием семьи, социально-ориентированного бизнеса, религиозных объединений и других институтов общества практических мер по преодолению на культурном пространстве России влияния криминальной субкультуры и развенчания ее романтизированного образа.

10. Особая роль в преодолении криминальной романтики и ее последствий принадлежит культуре и культурологии. Культура, обладая богатым социальным опытом и культурология, как научная дисциплина со свойственными ей методами и подходами, располагают огромными потенциалом в борьбе с этим социокультурным злом. Их возможности в этом далеко не исчерпаны.

Культура выступает как совокупность материальных и духовных условий, способствующих дальнейшему развитию, совершенствованию человеческой природы, разума, чувства человека, его способности понимать себя, других, свое место в мире. Выполнение этих функций требует от общества, деятелей культуры, культурологов напряжения всех сил, особенно в условиях кризисных ситуаций.

Неимоверную трудность выполнения задач культуры образно выразил современный поэт:

Слой человека в нас чуть-чуть, Наслоен зыбко и тревожно. Легко в скотину нас вернуть, Поднять обратно очень сложно» [32, с. 32].

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Катин, Виктор Ильич, 2007 год

1. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры http://yurpsy.by.ru/biblio/alex/alex.htm

2. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социологические исследования, 2003, № 9. С. 52-61.

3. Алихаджиева И.С. Общественное мнение о проституции и мерах по ее предупреждению // Социологические исследования, 2006, № 5. С. 82-86.

4. Анисимков В.М. Криминальная субкультура и ее нейтрализация в исправительных учреждениях России: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М.: Академия управления МВД РФ, 1998.

5. Анисимков В.М. Тюрьма и ее законы. Саратов: СГАП, 1998.

6. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования, 2002, № 8. С. 97-105.

7. Аристотель. Соч.: в 4 томах. Поэтика. Т. 4. М., 1975.

8. Балдаев Д.С. Словарь блатного воровского жаргона. В 2-х томах. Т. 1 от А до П. М.: «Кампана», 1997. 368 с.

9. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

10. Бачинин В.А. Криминография Ф.М. Достоевского // Государство и право, 2000, № 2. С. 104-112.

11. Белинский В.Г. Собр. соч. в 13 томах. Т. 1. М., 1955.

12. Беспредел в колонии № 4 // Правда.ги (интернет-версия), 2004, 26 февраля.

13. Блох И. История проституции / Пер. с нем. СПб.: Фирма «РИД», Издательство «АСТ-ПРЕСС», 1994. 544 с.

14. Блохин Ю.И. Организационно-правовые меры нейтрализации негативного влияния групп осужденных отрицательной направленности в тюрьмах: Автореферат. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов н/Д: РЮИ МВД РФ, 1999.

15. Бойков В.Э. «Серая» экономика: масштабы развития и влияния на массовое сознание // Социологические исследования, 2001, № 11. С. 2935.

16. Бондаренко JI.B. Сельская Россия в начале XXI века (социальный аспект) // Социологические исследования, 2005, № 11. С. 69-77.

17. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УрСС, 1999.

18. Бронников А.Г. Татуировки осужденных. Их классификация и криминалистическое значение: Альбом. М.: Издательство ЦС «Динамо», 1980.

19. Будагов Р.А. Из истории слов «романтический» и «романтизм» // Известия ОЛЯ АН СССР, 1968. Вып. 3.

20. Бусова Н.А. Homo publicus герой нашего времени // Социологические исследования, 1998, № 4. - С. 108-111.

21. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб, 1997.

22. Виктор Сухоруков: жизнь мимо Шарикова // Суть, 2007, № 8, 20 февраля

23. Вот такие цифры // Шмель, 2007, № 9, 28 февраля.

24. Высоцкий B.C. Спасите наши души!: Песни, стихотворения. М., Издательство ЭКСМО, 2006. 416 с.

25. Галич А.А. Когда я вернусь.: Фрунзе: Ала-Тоо, 1989. 106 с.

26. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования, 1991, № 4.

27. Говорухин С.С. Великая криминальная революция // Огни Балаково, 1994, №№ 55-65.

28. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998.

29. Горшкова Е. Театр в ТЮЗе // Аргументы и факты-Саратов, 2006, № 47, ноябрь.

30. Гринин Л.Е. «Люди известности» новый социальный слой? // Социологические исследования, 2004, № 12. - С. 46-54.

31. Гройс Б. Философия и время // ЛОГОС. Л., 1991.

32. Губерман И. Гарики на каждый день. М., Эмиа, 1992.

33. Гуляихин В.Н. Формы правого нигилизма в России // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 3. С. 254-263.

34. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., Юрид. лит., 1990. 304 с.

35. Гуревич П. Без комплексов. Жизнь легка. Или убога? // Литературная газета, 2006, № 25-26, 28 июня-4 июля.

36. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии, 1994, № 6. С. 35-41.

37. Гутов Р., Назаров А. Бездомные в России: взгляд на проблему // Народонаселение, 2001, № 4.

38. Демидов В.Н. Социально-правовые исследования современных проблем преступности (Региональная научно-практическая конференция Казанского юридического института МВД России) // Государство и право, 2000, № 8. С. 108-109.

39. Денисов Б.П., Сакевич В.И. Динамика эпидемии ВИЧ/СПИД // Социологические исследования, 2004, № 1. С. 75-85.

40. Дети России образованы и здоровы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005.-320 с.

41. Дистеров Ю. Пресекать с упреждением // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2000, № 4.

42. Доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ на 2007-2009» // Вопросы культурологии, 2006, № 9. С. 5-16.

43. Донерстайн Э., Берковиц Л. Реакции жертвы в фильмах агрессивно-эротического содержания как фактор, влияющий на насилие над женщинами // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб, 2000.

44. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 томах. Л., 1972-1988. Т. 25.

45. Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования, 2001,№8.-С. 62-67.

46. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

47. Евангелие от Матфея, гл. 13, стих 22.

48. Егоров Р.И. Дао татуировки. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

49. Ельски А. Татуировки / Пер. с польск. Д.А. Подберезского. Минск: МЕТ, 1997.

50. Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Несовершеннолетние преступники в России. М.: Институт международного права и экономики права им. А.С. Грибоедова, 1999.

51. Есенин С. А. Собр. соч. в 5-ти томах. Т. 1. Издательство «Художественная литература». М., 1966. 416 с.

52. Журавлева J1.A. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования, 2000, № 6. С. 43-48.

53. Журавлев B.C. Почему агрессивны подростки? // Социологические исследования, 2001, № 2. С. 134-136.

54. Заиграев Г.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности // Социологические исследования, 2001, № 11. С. 69-76.

55. Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социально-гуманитарные знания, 2005, № 5. С. 173-183.

56. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность, 2004, № 5. — С. 515.

57. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность, 2004, № 6. С. 516.

58. Зубко И. Всеобщая легализация. Милиция посчитала «воров в законе» // Российская газета (интернет-версия), 2003, 17 декабря.

59. Зятьков Н. Владимир Познер: «Отчего страну пичкают развлекухой?» // Аргументы и факты, 2007, № 1-2, 10-16 января

60. Иванова В.А., Шубкин В.Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // Социологические исследования,2005, № 2. С. 22-28.

61. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989.

62. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / Почему мы верим в Россию: Сочинения. М.: ЭКСМО, 2006. 912 с.

63. Исмаилова А. Бандит Пантелеев стал Робин Гудом // Телесемь,2006, № 45, 30 октября-5 ноября.

64. История развития и становления Института техники, технологии и управления. Исторический очерк / Под общей ред. А.А. Землянского. Балаково, 2005. 185 с.

65. Исхакова Н.Р., Болтачев P.P. Музыкальные предпочтения молодежи // Социологические исследования, 2006, № 6. С. 103-106.

66. Калинкина И. В Клубе миллиардеров наш завод всерьез и надолго // Доброе дело, 2007, № 18, 25 мая.

67. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Политические исследования, 1995, № 4. С. 6-17.

68. Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 6. С. 148-160.

69. Карышев В.М. Александр Солоник киллер мафии. М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. - 432 с.

70. Кефели И.Ф. Отечественная культура на рубеже веков // Социально-гуманитарные знания, 2002, № 1. С. 71-80.

71. Кирилл, митрополит. Вызовы современной цивилизации. М., 2002.

72. Кобзон И., Агешин Ю. Исцеление культурой // Литературная газета, 2006, № 10, 15-21 марта.

73. Ковердяев В. Жертвы морали // Литературная газета, 2006, № 25-26, 28 июня-4 июля.

74. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

75. Коммерсантъ, 2005, № 138, 28 июля.

76. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березе. М.: ОГИ, 1977.

77. Кон И.С. Статую Афродиты привлекут за «аморалку» // Комсомольская правда, 1997, 12 марта.

78. Корецкий Д.А. Антикиллер 2: Роман. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

79. Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. СПб. Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. 243 с.

80. Коровицына Н.В. Духовная культура современного российского общества. Состояние и тенденция формирования. Отчет о «круглом столе» по проблемам духовной культуры. // Социологические исследования, 2005, № 10. С. 145-146.

81. Королева М.В. Преступность и дети // Государство и право, 1999, № 5. С. 122-124.

82. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтатеневой экономики в постсоветской России // Социологические исследования, 2002, № 2. С. 13-21.

83. Костиков В. О дворянах, кобелях и тараканах .II Аргументы и факты, 2007, № 3, 17-23 января.

84. Костомаров Н.И. Стенька Разин / Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: в 4-х томах. Т. 3. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. 576 с.

85. Краснова Т. Проституция класса «люкс»? // Аргументы и факты, 2007, № 3,17-23 января.

86. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социологические исследования, 2004, № 3. С. 93-97.

87. Крухмалиев А.Е., Москалева О.П. Интеллигенция в обществе риска. // Социологические исследования, 2003, № 9.

88. Крысин Л.П. Можно ли по речи узнать интеллигента? // Общественные науки и современность, 2004, № 5. С. 157-164.

89. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., Гардарики, 2002. 238 с.

90. Кузьмичева М. Евгений Малкин отметил 20-летие на «Зоне» // Экспресс, 2006, № 33, август.

91. Куликов В. Тюрьма семейного типа // Российская газета, 2006, № 250, 8 ноября.

92. Культ криминальной романтикиhttp : www.babr.n^news/prmt.php?IDE=: 12919

93. Лазорева О. Я порнозвезда. М.: Издатель Быстров, 2006. - 416 с.

94. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России //Социологические исследования, 2003, № 6. — С. 78-87.

95. Лебедев С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступников. Омск: ВШМ МВД СССР, 1989.

96. Левикова С.И. Две модели ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопросы философии, 2006, № 4. С. 71-79

97. Левин А. Гееполитика. Гей-парад: бомба или праздник? // Человек и закон, 2006, № 11.

98. Ленке Л. Алкоголь и преступность. Стокгольм, 1990.

99. Ли Д.А. Преступность как социальное явление. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997.

100. Лилиана. «Среда-424» шанс изменить себя // Свободная газета, 2006, №91, 17 ноября.

101. Лисаускене М.В. Поколение next прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социологические исследования,2006, №4.-С. 111-115.

102. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Вопросы культурологии,2006, №8.-С. 5-8.

103. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.

104. Лукас Ф.Л. Упадок и крушение романтического идеала. М., 1948.

105. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования, 2002, № 10. С. 79-87.

106. Лучшие шутки! «Камеди Клаб» / М.: ACT; СПб.: Астрель-СПб,2007.- 174 с.

107. Мамардашвили М.К. Если осмелиться быть. / Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

108. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

109. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8.

110. Массовая культура. Учебное пособие. Рук. авт. коллектива Н.И. Киященко. М., Альфа-М, ИНФРА-М, 2004. 304 с.

111. Мауленов Г.С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних. Караганда: ВШ МВД СССР, 1990.

112. Мацкевич И.М. Криминальная субкультура /Российское право в Интернете http ://rli. consultant.ru/magazine/2005/01/criminologi/artl/

113. Мертон P. Социальная структура и аномия // Социология преступности: Современные буржуазные теории. М., 1966.

114. Мильяненков Jl.А. По ту сторону закона: Энциклопедия преступного мира / СПб.: Редакция журнала «Дамы и господа», 1992. -118с.

115. Минералов Ю.И. История русской литературы 90-е годы XX века. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. 200 с.

116. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев, 1987.

117. Митрошенков О.А. Духовная культура и власть (социологический анализ) // Личность. Культура. Общество. 2005. Вып. 4. С. 129-150.

118. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре // Социологические исследования, 1998, № 4.- С. 3-16.

119. Михейкина С.Г. Замутить по журавлей. О некоторых заголовках в печати // Русская речь, 2006, № 2, март-апрель. С. 125-127.

120. Модестов Н.С. Москва бандитская-2. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 1998. 392 с.

121. Мэр станцевал стриптиз и уволил недовольных factnews.ru

122. Наркотики и культура // Санкт-Петербургский университет http.V/www.spbumag.nw.ru/2005/1 l/2.shtml

123. Областная целевая программа «Развитие культуры на 2006-2008 годы». Постановление Саратовской Областной Думы от 14 декабря 2005 № 47-1908 / Приложение к постановлению, с. 3-33.

124. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-ое изд., дополнительное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.126. Окна, 2007, № 2.

125. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии, 1989, № 4.

126. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования, 1998, № 9. С. 106-109.

127. Первое заседание Общественной палаты. Информационное сообщение // Вопросы культурологии, 2006, № 3. С. 76-77.

128. Пионеры нашего времени // Свободная газета, 2006, № 45, 9 июня

129. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП «Приз», 1994.

130. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции. Кн. 1. Изд-во ОСЬ-89. М., 1998.

131. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции. Кн. 2-я. М.: Изд-во ОСЬ-89. М., 1998.

132. Подлесских Г., Терешонок А. Воры в законе: бросок к власти. М.,1994.

133. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования, 1999, № 7. С. 62-71.

134. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования, 1999, № 6. С. 96-99.

135. Порус В.Н. Обжить катастрофу. Современные заметки о духовной культуре России // Вопросы философии, 2005, № 11. С. 24-36.

136. Порядок на улице разбитых фонарей. Интервью Министра внутренних дел РФ Нургалиева Р.Г. // Российская газета, 2007, № 28, 9 февраля.

137. Послание апостола Павла к римлянам, гл. 7, стих 14.

138. Преснякова JL Человек читающий // Доминанты. Поле мнений, 2002, №3 http:bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2002/467.1610/ 1141.1628/3812.1629/d023329

139. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2004.

140. Про секс только за деньги // Свободная газета, 2006, № 64, 15 августа.

141. Пуляев В.Т. Размышления о семье российской // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 6. С. 128-147.

142. Пушкин А.С. Узник. Полн. собр. соч. в 17 томах. Т. 2 (кн. 1). Напеч. по расп. АН СССР. М.: Воскресенье, 1994.

143. Разинкин В., Тарабрин А. Цветная масть: элита преступного мира. М., Вече-Act, 1998.

144. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования, 2004, № 4. С. 33-44.

145. Романтики с большой дороги http://www.langust.ru/etc/romantic.shtml

146. Российская газета, 2006, № 292, 27 декабря.

147. Русский Робин Гуд грабил итальянцев //Шмель, 2007, № 25, 19 июня.

148. Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологичекие исследования, 1998, № 6. С. 3-12.

149. Савельева П. Мартовские тезисы о наркобизнесе // Суть, 2007, № 12, 20 марта.

150. Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социологические исследования, 2000, № 4. С. 43-47.

151. Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право, 2004, № 12.-С. 65-69.

152. Сборник тезисов Международной конференции «Подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения)». М.: Красная Звезда. 2001.

153. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации пордростков // Социологические исследования, 2001, № 2. С. 87-92.

154. Семенов В.Е. Российское искусство как выражение российской полиментальности // Материалы Международного конгресса по креативности и психологии искусства. Пермь.: Смысл, 2005.

155. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладное проблемы). Волгоград: Волгоградский юридический институт ВВДИ МВД рРссии' I998

156. Сидоров А.А. Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга первая (1917-1940). Ростов н/Д: МарТ, 1999.

157. Силласте Г.Г. Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодежи // Социологические исследования, 2004, № 12. С. 95-102.

158. Сколько стоит Дарья Донцова? // Шмель, 2007, № 8, 21 февраля.

159. Славин Б.Ф. Какая идеология нужна России? // Социально-гуманитарные знания, 2004, № 4. С. 3-21.

160. Соборное послание апостола Иакова, гл. 3, стих 2.

161. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича: Рассказы 60-х годов. СПб.: Издательство «Азбука», 2000.

162. Соснина М. Священника убили за три часа до Рождества // Комсомольская правда-Саратов, 2007, №1,9 января.

163. Сошникова Т.А. Правовые проблемы повышения роли профессиональных союзов в управлении государственными и общественными делами, защите трудовых прав работников // Государство и право, 2005, № 4. С. 37-41.

164. Справка о результатах работы подразделения по делам несовершеннолетних УВД гор. Балаково и Балаковского района за 4 месяца 2006 года. Дело № 3 ПДН УВД, Балаково, 2006. С. 1-4.

165. Список региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории Саратовской области в соответствии с ФЗ «О политических партиях», имеющих право участвовать в выборах // Саратовские вести, 2005, № 192, 21 декабря.

166. Субботин А. Закон для дружины // Российская газета, 2007, № 12, 23 января.

167. Суслова Е. Камера пыток // Российская газета, 2006, № 291, 26 декабря.

168. Таболов А. Водяра. Роман: Издательская компания «Подвиг», 2006, №2.-С. 4-217.

169. Тайбаков А.А. Преступная субкультура // Социологические исследования, 2001, № 3. С. 90-93.

170. Тапилина B.C. Сколько пьет Россия? Объем, динамика, дифференциация потребления алкоголя // Социологические исследования, 2006, № 2. С. 85-94.

171. Теплиц Е. Кино и телевидение США. М., 1966.

172. Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания // Вопросы философии, 2002, № 6. С. 29-37.

173. Трунев С.И. Криминальная Россия в художественной литературе конца ХХ-начала XXI века // Мир России в зеркале новейшей художественной литературы. Саратов:Изд-во СГУ, 2004. С. 212-217.

174. Трэшер Ф.М. Шайка: исследование 1313 шаек Чикаго / Пер. с англ. В.Г. Николаева// Личность. Культура. Общество. 2003. Том V. Вып. 3-4.-С. 237-244.

175. Тыняная А. Как это по-русски? // Российская газета, 2007, № 12, 23 января.

176. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. М., 1999.

177. Фатхелисламова А.Ф. Феноменология детского нищенства// Социологические исследования, 2001, № 2. С. 127-129.

178. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» // Российская газета, 2005, № 294, 29 декабря.

179. Федеральная целевая программа «Культура России» (2006-2010 годы) // Впросы культурологии, 2006, № 1, январь. С. 5-11.

180. Федотов А.А. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь // Личность. Культура. Общество. 2005. Вып.

181. Филимонов М.А. Буйнов мечтал стать гинекологом // Экспресс, 2006, № 37, август.

182. Флиер А.Я. Культура насилия // Личность. Культура. Общество. 2004.1. Вып. 4.-С. 202-210.

183. Франс А. Собр. соч. Т.1. М., 1958.

184. Фриденберг В.Ф. Внутрисемейные отношения и их влияние на воспитание детей и подростков. М., 1991.

185. Фролова Л.И. Социально-психологические механизмы экспансии криминальной субкультуры // Преступность и культура: Сборник статей / Под ред. А.И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1999.

186. Фокс В. / Пер. с англ., под ред. проф. Б.С. Никифорова. Введение в криминологию. М., 1985. 310 с.

187. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э.М. Телятникова, Т.В. Панфилова. Мн.: ООО «Попурри», 1999.- 624 с.

188. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998.- 664 с.

189. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

190. Ходанов М. Свободны даже в тюрьме // Человек и закон, 2006, № 10.

191. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М.: Юрид. лит., 1991.

192. Чалидзе В. Уголовная Россия. М.: Издательский центр «ТЕРРА», 1990.

193. Чванов В.Ф. Сенсаций не будет. М., 2003.

194. Черкасова Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике // Социологические исследования, 2004, № 3. -С. 104-106.

195. Шаламов В.Т. Несколько моих жизней: Проза. Поэзия. Эссе / Сост. и прим. И.П. Сиротинской. М.: Республика, 1996.

196. Шапинская Е.Н. Массовая культура в теоретических исследованиях // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М., 2003.

197. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркомания, проституция. М., 2001.

198. Шигарева Ю. Детоубийцы. Почему мы так жестоки к нашим детям? // Аргументы и факты, 2007, № 15.

199. Шикина О. Ребенок ругается матом! // Шмель, 2007, № 22, 30 мая.

200. Шубина И.Б. Сущность зрелища в концепции массовой культуры // Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов / под ред.проф.О.И.Кирикова. Вып. 11. Воронеж: ВГПУ, 2006 142 с.

201. Щербакова Е.М. Нарконашествие в России. О чем говорит статистика// Социологические исследования, 2004, № 1. С. 70-75.

202. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Вопросы культурологии, 2006, № 10.-С. 17-24.

203. Bauer Giinter. Moderne Verbrechensbekampfung. Liibek. 1970. Bd 1,2,3.

204. Benjamin W. Passagen Werk. Aufzeichnungen und Materialen // Benjamin W. Gesammelte Schriften. Band 5.

205. Bergh R. Uber Tatawierung bei Frauenzimmern der offentlichen und geheimen Prostitution. Monatsheft f.prakt. Dermat, 1902. Bd. 3.

206. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. T. 2 Das mythische Denken. Berlin, 1925.

207. Heidegger M. Vortrage und Aufsatze. Pfullingen, 1954.

208. Haacke B.V. Angat machen // Wirtschaftswoche. Dilsseldorf, 2000.

209. Hess H., Scheerer S. Was ist Kriminalitat? // Krim. Journ. 1997. Heft 2.

210. Kreuzer A. Kriminologische Dunkelfeldforschung // Neue Zeitschrift fuer Strafrecht, 1994.

211. Kunz K.-L. Kriminologie: eine Grundlegung. Bern; Stuttgart; Wien, 1994.

212. Lenz A. Grundriss der Kriminalbiologie. Wien, 1927.

213. Luderssen К. Das Elend der kritischen Kriminologie // Kritische Justiz. № 30. 1997.

214. Merger A. Die Kriminologie: eine systematische Darstellung. Miinchen, 1995.

215. Often S., Mummendey A. Agressive Interaktionen und soziale Diskriminierung: Zur Rolle perspekiven- und kontextspezifischer Legitimationsprozesse // Zeitschrift fuer Sozialpsychologie. 1999. 30 (2/3).

216. Ricke E. Das Tatauierungswesen in Heutigen Europa. Jena, verl. Gustav Fischer, 1925.

217. Schelsky H. Die skeptische Generation. Sociologie der Deutschen Jugend. Koln, 1958.

218. Sessar K. Zu einer Kriminologie ohne Taeter (Oder auch: Die kriminogene Tat) // Monatsschrift fuer Kriminologie und Strafrechtsreform. 1997. 80 Jhargang. Heft 1. Februar.

219. Vaskovics L. Marginalitat // Worterbuch der Sociologie / Ferdinand Enke Verlag, Stuttgart, 1989. В 2.

220. Weber H. Aerger und Agression // Zeitschrift fuer Sozialpsichologie.1999. 30 (2/3).

221. Wensel M. Soziale Kategorisierung // Bereich distributiver Gerechtigkeit. Muenster: Waxmann, 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.