Образование как процесс общественного воспроизводства личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лернер, Диана Анатольевна

  • Лернер, Диана Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 194
Лернер, Диана Анатольевна. Образование как процесс общественного воспроизводства личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2001. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лернер, Диана Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН.

§ 1. Проблема статуса образования в структуре человеческого бытия и формирование философии образования.

§ 2. Структура образования и понятие образовательных потоков.

ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ.

§ 1. Становление института образования. Исторические этапы его развития.

§ 2. Образование личности как социально-философская проблема.

§ 3. Проблема воспроизводства политической личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование как процесс общественного воспроизводства личности»

Актуальность темы исследования.

Образование как социальный феномен вовлекается в область научных исследований и испытывает на себе повышенное внимание не только со стороны философов, но и со стороны педагогов, социологов, историков, психологов.

Причина теоретической рефлексии над феноменом образования кроется в том факте, что именно в сфере образования завязан узел проблем современного общества, Построение различных образовательных концепций и педагогических теорий как в России, так и за рубежом, разработка программ и реформ в этой области - все это позволяет утверждать об актуальности философского осмысления образования.

Образование осуществляет «распредмечивание» культуры общества на каждом этапе его развития с целью последующего «опредмечивания» в виде конкретных областей знания, которые осваиваются человеком и воспроизводят в нем личность.

Поэтому становится актуальным знание об образовании как социальном пространстве, в котором функционируют социальные институты.

Воспроизводство личности - это не простое накопление ценностей, выработанных обществом, а глубокая переработка в сознании индивида как имеющихся культурных достижений общества, так и индивидуального опыта в процессе деятельности. Средством «вычленения» из всего культурного фонда той ее части, которая составит культуру индивида, является образование.

Проблема рассмотрения образования как процесса общественного воспроизводства личности важна потому, что личность не замкнута в себе, она осуществляет конкретно-исторический характер деятельности и, следовательно, влияет на мир, определяя бытие других.

Тема исследования приобретает актуальность в связи с трактовкой образования как области социального мира, представляющего собой систему человеческих взаимоотношений, посредством которых формируется способность человека быть общественным существом,

В мировом сообществе сложилась такая общественная действительность, которая порождает мобильность человека. Человек необычайно расширяет свои контакты с другими людьми. В современных условиях индивид сталкивается с новыми ситуациями, для действия в которых нет готовых норм. Социально мобильный человек должен не только быть привержен какой-то культурной традиции, но и уметь выходить за нее и создавать новую культурную традицию. В функциональном плане образование становится той субстанцией, внутри которой человек осуществляет выбор не только реалистического и гуманного мировоззрения, но и самого себя в качестве уникальной личности с бесконечными творческими возможностями и способностями. Так как ограниченное формально-информативным, операционально-техническим уровнем образование поставляет технократическое мировоззрение, усугубляя кризис современной цивилизации. Технократически ориентированное образование не только сводит индивида до статуса функционера, но также угрожает будущему всего человечества.

Необходимо перенесение внимания человека с истины бытия на бытие истины в человеке, а это предполагает смену ориентации образования с технологического уровня на культурно-содержательный уровень. Степень разработанности темы исследования. Фундаментальны м основанием для данного исследования являются труды классиков философии. В Западной Европе разработка философско-педагогических концепций связана с деятельностью софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана, А.Августина, Ф.Аквинского, Г.Сен-Викторского, М.Монтеня, Ф.Рабле, Дж.Локка.

В качестве историко-философской традиции исследования феномена образования были взяты основные положения Гегеля, Х.-Г.Гадамера, М.Хайдеггера, М.Шелера, М.Фуко, Дж.Дьюи, М.Бубера.

Анализу статуса философии образования в структуре философского знания посвящены работы западноевропейских и американских ученых, представителей таких направлений в философии образования, как: прогрессивизм (К.Вошберн, В.Х.Килпатрик, Х.Рагг и другие), перенниализм (Р.М.Хатчинз, М.Адпер и другие), эссенциализм (М.Смит, А.Бестор и другие).

Генезис образовательных концепций в России связан с трудами Иоанна Златоуста, Илариона, Владимира Мономаха, Сергия Радонежского. Огромный вклад в образовательную политику России внесла деятельность В.Н.Татищева.

Философское осмысление образования в русской философии отражено в работах Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, И.А.Ильина, В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского. Их труды предопределили развитие философии образования на современном этапе как институциализированной науки, имеющей методологический и мировоззренческий статус.

Исследование проблем образования, содержащих философскую проблематику, представляют труды советских ученых-педологов -П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.П.Пинкевича и других. Задачи педологии заключались в научно-теоретическом выявлении закономерностей развития ребенка, рассматриваемого как телесно-психический феномен.

Средй работ, посвященных анализу образования в контексте осмысления кризиса образования, следует отметить работы Э.В.Ильенкова, В.В.Давыдова, Б.С.Гершунского, О.В.Долженко, В.М.Розина, Н.Н.Пахомова, П.Г.Щедровицкого, В.Д.Шадрикова, Ф.Р.Фшшппова, Е.Д.Клементьева, В.Б.Миронова, Г.Е.Зборовского, Н.С.Розова, В.А.Дмитриенко, М.Л.Люрья и других.

На современном этапе развития философии образования имеются различные парадигмы исследования образования, отметим основные из них: парадигма анализа образования как внешнего процесса усвоения знаний, направленного на выработку целостного мировоззрения (В.С.Швырев, АЛ 1.Огурцов, М.И.Фишер); парадигма изучения образования как метафизического феномена, обнаруживающая в образовании глубинный смысл, а именно создание человеческого образа, обнаружение знаний в себе, существование в познавательном процессе как способ жизнедеятельности (В.М.Розин, Л.ПБуева, И.В.Бестужев-Лада, В.А.Лекторский); эзотерическая парадигма образовательного процесса, рассматривающая образование как средство приобщения человека к истине, которой невозможно научить, ее можно обнаружить через откровение, следуя указаниям наставника.

Цель и задачи исследования.

Целью данного исследования является анализ образования как процесса общественного воспроизводства личности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации выдвигаются следующие задачи: рассмотреть проблему статуса образования в структуре человеческого бытия; проследить формирование философии образования; исследовать определенные виды образования: семейное, религиозное, политическое образование как социальные институты, воспроизводящие личность; проследить исторические этапы развития института образования; исследовать проблему становления личности в социально-историческом контексте, определив бытийные основания личности.

Результаты исследования, выносимые на защиту.

Образование как социальный феномен имеет онтологический статус, так как формирует личность человека через изменение его способа бытия.

Посредством образования происходит становление структуры личности, построение ее экзистенции, обретение персоналистичности.

Образование трактуется как целостное явление, как категория бытия, но также из его структуры можно вычленить и отдельные виды: семейное, религиозное, политическое, правовое, нравственное, научное, эстетическое образование и т.д.

Социальная философия исследует общественное бытие в целом и его структурные элементы - политическое бытие, экономическое бытие, экологическое бытие и т.д. В рамках социальной философии философия образования предстает как одно из ее направлений, осуществляющее социальное познание - рассмотрение воспроизводства личности в контексте взаимодействия ее с социальными институтами: политикой, экономикой, религией и т.д.

Социальная философия познает личность в единстве ее взаимоотношений с социальным миром, так как личность многогранна и включена в различные сферы общественной жизни. Философия образования как отрасль социальной философии исследует формирование социальных способностей человека посредством образования, которое трактуется предельно обощенно, как многомерность и динамизм взаимодействия человека с окружающим миром, конструирование связей в процессе этого взаимодействия. Поэтому объект изучения философии образования - процесс усвоения человеком различных уровней реальности, воспроизводящих в нем личность.

Философия образования как отрасль научного знания и как научная дисциплина оформляется в потоке философско-педагогических концепций зарубежной философии и образовательных теорий русских философов и ученых-педологов.

История развития общества есть история развития образования, так как человек, находясь в системе общественных отношений, испытывает на себе различные формы социального воздействия, а значит образовывается.

Научная новизна исследования.

На основе историко-философского анализа понятия образования сформулировано определение понятия образования. Образование, являясь гносеологическим феноменом, имеет онтологический статус, представляющий имманентный способ бытия человека. Онтологический статус образования выступает предметом диссертационного исследования.

Введено в научный оборот понятие «образовательные потоки».

Прослежена эволюция статуса образования в структуре личности в философских концепциях различных эпох.

Выявлены и описаны бытийные основания личности в различных философских системах и течениях. Исследовано образование как бытийное основание личности.

Исследована проблема воспроизводства политической личности.

Теоретическую основу данного исследования составляют труды философов, содержащих философско-образовательную проблематику, а также работы современных философов и специалистов в области философии образования.

Методологической основой исследования является сравнительный исторический, ретроспективный и системный анализ, позволяющие сделать необходимые обобщения в изучении феномена образования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лернер, Диана Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование как процесс общественного воспроизводства личности выступает как онтологическая категория и представляет собой социальное пространство, внутри которого функционируют социальные институты (образовательные потоки).

Образовательные потоки - социальный институт или комплекс социальных институтов, воспроизводящих в человеке различные формы социальной активности. Образовательные потоки представляют собой систему человеческих взаимоотношений, посредством которой формируется способность человека быть общественным существом. Деятельность образовательных потоков направлена на раскрытие социальности в человеке, отвечающей потребностям того или иного общества и, тем самым, выполняет, так называемый, социальный заказ.

Наряду с социализиующей функцией, образовательные потоки выполняют функцию индивидуализации человека, основным и ведущим механизмом которой является воспроизведение индивидуальности во внешнем мире. Взаимодействие образовательных потоков и индивида направлено на развитие сущности человека, его личности в социуме.

По мере развития деятельного начала в себе, личность переосмысливает свое положение в обществе. Тогда одни образовательные потоки приобретают побочное значение, замещаясь доминирующими образовательными потоками, которые рассматриваются личностью как условия ее существования, и становятся ее достоянием. Поэтому функционирование в обществе личности и образовательных потоков -процесс взаимодетерминированный.

Образование является бытийным основанием личности, так как оно выступает для человека уникальным самосовершенствованием, построением его внутреннего бытия. Находиться в образовании - значит открывать путь в мир и одновременно путь к себе. Человек существует настолько, насколько осуществляет себя, и это осуществление обнаруживается в образовании, которое, по сути, и есть сама жизнь человека.

Образование существует для человека и воздействует на него пока существует сам человек, становясь «второй натурой», и формирует политическое, религиозное, экономическое, правовое, нравственное и другие способы мышления, свойственные тем или иным формам социальной деятельности: политической, религиозной, экономической, правовой и т.д. Освоение того или иного способа мышления в процессе жизни определяется личностными особенностями человека.

Образование становится состоянием человеческого духа, перманентно находясь в окружающем человека пространстве. Следовательно, образование существует всегда, постоянно наличиствует, так как познание вплетено в различные виды деятельности людей, оно слито с их потребностями и интересами. Образование выступает как отражение реального мира и бытия людей в различных формах познания.

В рамках социальной философии философия образования предстает как одно из ее направлений, осуществляющее социальное познание -рассмотрение воспроизводства личности в контексте взаимодействия ее с социальными институтами.

Социальная философия познает человека в единстве его взаимоотношений с социальным миром, так как личность многогранна и включена в различные сферы общественной жизни. Философия образования как составная часть социальной философии исследует формирование социальных способностей человека посредством образования, которое трактуется предельно обощенно, как многогранность и динамизм взаимодействия человека с окружающим миром, конструирование связей в процессе этого взаимодействия. Поэтому объект изучения философии

181 образования - процесс усвоения человеком различных уровней реальности, воспроизводящих в нем личность.

Философия образования как отрасль научного знания оформляется в потоке философско-педагогических концепций зарубежной философии и образовательных теорий русских философов и ученых-педологов. Философия образования выполняет методологическую функцию по отношению к педагогике, это обуславливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире.

Представленный в диссертации анализ образования как процесса общественного воспроизводства личности не является исчерпывающим в разработке данной тематики.

За пределами диссертационного исследования остаются многие проблемы, связанные с анализом места философии образования в структуре философского знания, философско-образовательных оснований педагогической деятельности.

Интересной представляется также идея анализа соотношения специально-организованного и стихийного образования.

Заслуживает внимания проблема интеграции социокультурных и естественно-научных оснований содержания образования.

182

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лернер, Диана Анатольевна, 2001 год

1. Августин А. Исповедь: Пер.с лат. М.Е.Сергеенко. - М.: Ренессанс, 1991.-488 с.

2. Августин А. О граде Божьем: В 22-х кн. 4 т.: Пер. Т.1 [Репринт, изд.]. - М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам, ставро-пигиал. монастыря, 1994. - 394 с.

3. Аквинский Ф. Сумма против язычников. СПб., 1894. - 418 с.

4. Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

5. Антология педагогической мысли христианского средневековья: Пособие для уч-ся колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Т.2 /Сост., вступ.ст. и обгц.ред. В.Г.Безрогова, О.И.Варьяш. М.: Аспект-пресс, 1994.-352 с.

6. Арендт X. Vita activa, или о деятельной жизни /Пер.с нем. и англ. В.В.Бибихина; Под. ред. Д.М.Носова. СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.

7. Арендт X. Истоки тоталитаризма: Пер.с англ. М.: Центр Ком, 1996. -672 с.

8. Аристотель. Политика. // Сочинения: В 4-х т. Т.1. Под. ред. А.И.Доватура и Ф.Л.Кессиди. М.: Мысль, 1975.

9. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. В 4-х т. Т. 4. Под. ред. А.И. Доватура и Ф.Л, Кессиди М.; Мысль, 1975-1984.

10. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер.с фр.: А.И.Рычагов, В.А.Скиба /Под ред. П.С.Гуревича. М.: Изд. группа «Прогресс», 1992. - 608 с.

11. Аксельрод Р. Западный опыт создания сильной законодательной власти //США. Экономика. Политика. Идеология. 1991. №2.

12. Асмус В.Ф. Античная философия. /Уч. пособие для студентов и аспирантов филос. ф-тов и отделений ун-тов. / Изд-во 2-е. М., 1976. -543 с.

13. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 287 с.

14. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -220 с.

15. Бердяев H.A. Самопознание. М.: СП «ДЭМ»: Международные отношения, 1990. - 334 с.

16. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175 с.

17. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480 с.

18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

19. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.: В 2-х т. Т. 1. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 304 с.

20. Боэций. Утешение философией и другие трактаты: Пер. /Отв.ред., сост. и авт.ст. Г.Г.Майоров. -М.: Наука, 1990. 413 с.

21. Бубер М. Избранные произведения /Пер.с нем. Бартман Н. Вступ.ст. Н.Прата Репринт с изд. 1979. - Иерусалим.: Алия, 1989. - 345 с.

22. Бутов А.Ю. Образование в контексте цивилизации и культуры. М.: Педагогика, 1999. - 117 с.

23. Валицкая А.П. Образование в России: Стратегия выбора. СПб.: Образование, 1998. - 127 с.

24. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер.с нем. М,: Юрист, 1994. -704 с.

25. Вебер М. Политика как призвание и профессия. //Диалог. 1993. №5-6. С.42-58.

26. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. //Избранные произведения: Пер.с нем. /Сост., общ.ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; предисл. П.П.Гайденко. -М.: Прогресс, 1990. 808 с.

27. Виндельбанд В. История древней философии: Авториз. пер. с нем. М.М.Рубинштейна. М., 1911. - 397 с.

28. Винничук J1. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. / Пер. с польск. В. К. Ронина. М.: Высш. школа, 1988. - 496 с.

29. Выготский Л.С. Лекции по педагогике. М.: Педагогика, 1991. - 249 с.

30. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме Критика философских концепций М.Хайдеггера и К.Ясперса. М.: Наука, 1972.-222 с.

31. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Пер.с нем./Общ.ред. и вст. ст. Б.Н.Бессонова. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

32. Галицкая И.А. Атеизм и религия как феномены культуры и воспитания. //Педагогика. 1991. №4. С. 14-26.

33. Гегель Г. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. - 567 с.

34. Гегель Г. Философия права: Пер.с нем. Б.Г.Столпнера и М.И.Левиной /Ред.и сост. Д.А.Керимов и В.С.Нерсесянц; авт.вступ.ст. и прим. В.С.Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

35. Гегель Г. Философская пропедевтика. //Работы разных лет: В 2-х т. Т.2 Сост., общ.ред. и вступ.ст. А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1973. - 630 с.

36. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. Т.1. Наука логики. Пер.вступ.ст. и примеч. Е.П.Ситковского. М.: Мысль, 1975. - 452 с.

37. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. Т.З. Философия духа. Пер.вступ.ст. и примеч. Е.П.Ситковского. М.: Мысль, 1975. 471 с.

38. Гербарт И. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981 .-315 с.

39. Герцен А.И. Избранные педагогические высказывания /Сост. и вступ.ст. М.Ф.Шабаевой. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1951. -468 с.

40. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

41. Гоббс Т. Сочинения: В 2-х т.: Пер. с лат. и англ. /Сост., ред.изд., авт.вступ.ст. и прим. В.В.Соколов. -М.: Мысль, 1991. 735 с.

42. Грякалов A.A. Структурализм в эстетике: (Критич. анализ). Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 173 с.

43. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Наука, 1994. - 286 с.

44. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. //Вопросы философии. 1986. №3.

45. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -289 с.

46. Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: ИНТОР, 1994. - 128 с.

47. Декарт Р. Избранные произведения. Пер.с фран. и латин. Ред. и вступ. ст. В.В.Соколова. -М.: Политиздат, 1950. 712 с.

48. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: 1993. - 418 с.

49. Дильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Введение в науки о духе. / Под ред. А. В. Михайлова и Н. С. Плотникова. Пер. с нем. под. ред. В. С. Малахова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 768 с.

50. Дмитриенко В.А., Люрья М.А. Образование как социальный институт.- К.: Изд-во Краснояр.ун-та, 1989. 169 с.

51. Добролюбов H.A. Избранные педагогические сочинения /Вступ.ст. В.Ф.Козьмина, -М.: Педагогика, 1986. 346 с.

52. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Компания Кворум: Промо-медиа, 1995. -239 с.

53. Древняя Русь в X-XIII веках. -М.: Мысль, 1990. 287 с.

54. Дьюи Д. Демократия и образование. Пер.с англ. Ю.И.Турчаниной и др.- М.: Педагогика-Пресс, 2000. 382 с.

55. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер.с англ. М.Н.Никольской. -М.: Лабиринт, 1999. 186 с.

56. Дьюи Д. Школа и ребенок. Пер.с англ. Л.А.Заревич. Изд-во 2-е. М,-ПГ.: Гос.изд., 1923.-60 с.

57. Дьюи Д. Школы будущего. Пер.с англ. Р.Ландсберг. Изд-во 2-е. -Берлин: Гос.изд. РСФСР, 1992. 179 с.

58. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с фр., сост., послелс. и прим. Л. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. - 352 с.

59. Европейская педагогика от античности до нового времени: Исследования и материалы: Сб. науч. тр.: В 3-х ч. 4.1 /Под ред. В.Г.Безрогова. -М.: ИТПИМИО, 1993.-244 с.

60. Ерунов Б.А. Диалогичность политического мышления в социалистическом обществе. //Политический институты и процессы. -М.: Наука, 1986. С.88-95.

61. Жильсон Э. Разум и откровения в средние века. //Богословие и культура Средневековья. Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. - 383 с.

62. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. - 222 с.

63. Иларион. Слово о законе и благодати. //Идейное наследие Илариона Киевского: В 2-х ч. 4.1. М.: Мысль, 1986. - 311 с.

64. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

65. Ильин И.А. О монархии и республике /Под ред. Н.П.Полторацкого. -Нью Йорк: Содружество, 1979. 329 с.

66. Ильин И.А. Сочинения: В 10-ти т. Т.1. Путь духовного обновления. /Сост., вступ.ст. и коммент. Ю.Т.Лисицы. -М.: Русская книга, 1993. -400 с.

67. Ильин И.А. Сочинения: В 10-ти т. Т.7. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера. /Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1998. - 608 с.

68. История политических и правовых учений: Учебник для вузов /Под. ред. В.С.Нерсесянца. М.: Изд. группа Норма-Инфра, 1999. - 736 с.

69. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999. - 263 с.

70. Кант И. Критика способности суждения. /Вст.ст. А.В.Гулыга М.: Искусство, 1994. - 368 с.

71. Кант И. Метафизика нравов. //Избранные произведения. СПб.: Наука, 1995.-528 с.

72. Кант И. Основы метафизики нравственности. // Избранные произведения. СПб.: Наука, 1995. - 528 с.

73. Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Пер.с нем. М.: Мысль, 1963-1966.

74. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Под. ред. А.И. Пискунова. -М.: Педагогика, 1982.

75. Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.-576 с.

76. Косич И.В., Мишкенене Ю.Б. Ханна Арендт. Философия и политика. //Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1991. №6. С.79-92.

77. Костюк К. Н. Понятие политического в истории мысли и современной науки. // Социально-гуманитарные знания. 1997. № 3. С. 58-71

78. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола»), //Вопросы философии. 1997. №2. С.3-47.

79. Кун Т. Структура научных революций: Пер.с англ. И.З.Налетова /Общ.ред. и послесл. С.Р.Микулинского и Л.А.Марковой. М.: Прогресс, 1975. - 288 с,

80. Лейбниц Г. Сочинения: В 4-х т.: Т.1. Монадология. /Ред. и сост., авт. вступ. ст. и примеч. В.В.Соколов; пер. Я.И.Боровского и др. М.: Мысль, 1985. - 636 с.

81. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах //Полное собр. соч. Т.42. М.: Политиздат, 1963. - 504 с.

82. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи: Речь на Ш Всерос. съезде Рос. Ком. Союза Молодежи 2 окт. 1920г. М.: Молодая гвардия, 1990. - 30 с.

83. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 1-55.

84. Лобковиц М. Что такое «личность»? // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 54-64

85. Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении: Пер.с англ. / Под ред. М.Б. Митина. М.: Мысль, 1985. - 560 с.

86. Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. Т.З: Пер.с англ. /Под ред. М.Б.Митина. -М.: Мысль, 1985. 668 с.

87. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.З. Мысли о воспитании. Пер. с англ. и лат. / Ред. и сост., авт. примеч. А. Л. Суботин. М.: 1988. - 668 с.

88. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1969. - 715 с.

89. Лосев А.Ф. Терзания духа. М.: Политиздат, 1988. - 366 с.

90. Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. - 383 с.

91. Лосский И.О. Характер русского народа: В 2-х кн. Кн.1. Репринт, воспроизведение изд. 1957. - М.: Ключ, 1991. - 62 с.

92. Макарычев А. С., Сергунин А. А. Постмодернизм и западная политическая наука. // Социально-политический журнал. 1998. № 3. С. 151-169.

93. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве /Предисл., коммент. Е.И.Темнова. М.: Мысль, 1996.-639 с.

94. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. -368 с.

95. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. //К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 13. М.: Политиздат, 1959. - 741 с.

96. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Ком.партии //К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т.4. М.: Политиздат, 1955. - 615 с.

97. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. //Сочинения. Изд-во 2-е. Т.З. М.: Политиздат.

98. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд-во 2-е. Т.21. М.: Политиздат. -718 с.

99. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд-во 2-е. Т.23. М.: Политиздат. -907 с.

100. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд-во 2-е. Т.З. М.: Политиздат. -544 с.

101. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. - 177 с.

102. Митина В.И. Мир личности как мир культуры. //Вестник МУ. Серия 7. Философия. 1997. С. 51-64.

103. Митрохин JT.H. Философия религии. М.: Республика, 1993. - 414 с.

104. Мнацаканян М.О. Место протестантской этики в концепции капитализма М. Вебера// Социологические исследования. 1998. № 7.

105. Монтень М. О воспитании детей. //Опыты: В 3-х кн. Отв. ред. Ю. Б. Виппер. М.: Наука, 1981. - 230 с.

106. Монтескье Ш. Избранные произведения /Общ. ред. и вступ. ст. М.П.Баскина. Примеч. Р.С.Миндлиной. М.: Политиздат, 1955. - 800 с.

107. Моска Г. Основы политической науки. М.: Наука, 1994. - 213 с.

108. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи. // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107-115

109. Ю9.Найт Дж. Философия и образование. /Пер.с. англ. М.В.Бахтина. СПб.: Анима, 2000. - 45 с.

110. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. /Пер. Ю.М.Антоновского: Предисл. В.Бакусева. М.: Изд-во МГУ, 1990. -300 с.

111. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. СПб.: С.-Петерб.ун-т МВД России, 2000. - 347 с.

112. Новгородцев П.И. Сократ и Платон. М.: Изд-во студента И.Власова, 1901.-72 с.

113. Осипов A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования. Новгород: Изд-во НовГУ им.Ярослава Мудрого, 1998. -204 с.

114. Основы теории познания: Учебное пособие / Под. ред. Б. И. Липского. СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 2000. - 336 с.

115. Панарин A.C. Введение в политологию: Учеб. пособие для препод, сред, школы. М.: Новая школа, 1994. - 320 с.

116. Панарин A.C. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманит. Вузов. М.: Новая школа, 1996.-424 с.

117. Парето В. Трактат по общей социологии. М.: Наука, 1996. - 251 с.

118. Песталоцци И. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. В.А.Ротенберга. -М.: Педагогика, 1981. 332 с.

119. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: 1969.

120. Пинкевич А.П. Введение в педагогику. Изд. 2-е. М.: Работник просвещения, 1925. - 132 с.

121. Платон. Сочинения: В 3-х т. Т.2: Теэтэт: Пер.с древнегр. /Под ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса. М.: Мысль, 1970. - 611 с.

122. Платон. Сочинения: В 3-х т. Т.З. 4.1: Государство: Пер.с древнегр. /Под ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса. М.: Мысль, 1971. - 687 с.

123. Платон. Сочинения: В 3-х т. Т.З. 4.2: Законы: Пер.с древнегр. /Под ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса. М.: Мысль, 1972. - 678 с.

124. Платон. Сочинения: В 4-х т. Т.1. Менон. Пер. с древнегреч. / Общ. ред.

125. A.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1990. - 860 с.

126. Плеханов Г.В. Литература и эстетика: В 2-х т. Т.1. Теория искусства и история эстетической мысли. Вступ.ст. и коммент. Б.И.Бурсова. М.: Гослитиздат, 1958. - 614 с.

127. Политическая философия эпохи постмодерна. //Соц.-пол. журнал. 1997. №4. С.58-79.

128. Политология: Курс лекций /Под ред. М.Н.Марченко. М.: Изд-во МГУ, 1993.-255 с.

129. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль: Пер.с франц. H.H.Любимого -СПб.: Кристалл, 1998. 799 с.

130. Розанов В.В. Сумерки просвещения: Сборник /Сост. и авт. очерка о

131. B.В.Розанове В.Н.Щербаков. -М.: Педагогика, 1990. 620 с.

132. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденция мирового развития. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1992. 215 с.

133. Романенко И.Б. Принцип единства исторического и логического: эвристические возможности и тенденции развития. Л.: 1989.

134. Рубинштейн М.М. Платон-учитель. Иркутск, 1920. - 122 с.

135. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. Г.Н.Джибладзе. М.: Педагогика, 1981. - 274 с.

136. Руссо Ж.-Ж. Трактаты: Пер. с фр. /Под ред. А.З.Манфреда. -М.: Наука, 1969.-704 с.

137. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения /Сост., вст.ст. Н.И.Цимбаева. М.: Росспэн, 1996. - 605 с.

138. Сартр Ж. Экзистенциализм это гуманизм. //Сумерки богов. - М.: 1989.

139. Сморгунова В.Ю. Феномен политического знания. СПб.: Образование, 1996. - 432 с.

140. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Сочинения: В 2-х т. Т.1. /Сост., общ.ред. и вступ.ст. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. -М.: Мысль, 1988. 892 с.

141. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. спец-тей высш. учеб. заведений. Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.

142. Татищев В.Н. Собрание сочинений: В 8-ми т.: Т.8. Разговор двух друзей о пользе наук и училищ. М.: Мысль, 1994. - 717 с.

143. Толстых В.И. Сократ и мы: Разные очерки на одну и ту же тему. Изд-во 2-е. - М.: Политиздат, 1986. - 383 с.

144. Тэйлор И.Э. Первобытная культура. М.: 1939. - 507 с.

145. Федоров Е.В. Императорский Рим в лицах. М.: Мысль, 1979. - 656 с.

146. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. - 199 с.

147. Философия образования: Состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного «круглого стола»). //Вопросы философии. 1995. №11. С.3-38.

148. Философия образования: Социальный заказ (материалы «круглого стола»). //Альма-mater. 1991. №4. С.22-31.

149. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. -512 с.

150. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: 1992. - 289 с.

151. Фуко М. Археология знания: Пер.с фр. /Общ.ред. Бр.Левченко. К.: Ника-Центр, 1996.-208 с.

152. Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступл. /Сост., пер., вступ.ст., коммент. и указ. В.В.Бибихина. М.: Республика, 1993. - 447 с.

153. Хомяков A.C. О старом и новом: Статьи и очерки /Сост., вступ.ст. и коммент. Б.Ф.Егорова. -М.: Современник, 1988. -461 с.

154. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения /Под ред. и вступ.ст. А.В.Плеханова. -М.: Педагогика, 1983. 335 с.

155. Чичерин Б.Н. Философия права. //Избранные труды. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 555 с.

156. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исслед. центр пробл. качества подготовки спец-тов и др., 1993. -181 с.

157. Швырев B.C. Научное знание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.-232 с.

158. Шелер М. Положение человека в Космосе. //Проблема человека в западной философии: Сборник. Пер.с англ., нем., франц. /Сост. и послесл. П.С.Гуревича; общ.ред. Ю.Н.Попова. М.: Прогресс, 1988. -544 с.

159. Шелер М. Формы знания и образования //Избранные произведения: Пер.с нем. А.В.Денежкиной и др. / Сост. и науч.ред. А.В.Денежкина.1. М.:Гнозис, 1994. 413 с.

160. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Высшая школа, 1993. - 250 с.

161. Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. -703 с.

162. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. //К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т.21. М.: Политиздат, 1961. -745 с.

163. Юнг К.Г. Архетипы и символ: Перевод. M.: Renaissence JVEWOSD, 1991.-299 с.

164. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер.с нем. /Вступ. ст. П.П.Гайденко. -М.: Политиздат, 1991. 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.