Нравственные основания правосознания в социально неоднородном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат наук Назаров, Сергей Юрьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат наук Назаров, Сергей Юрьевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретико-методологические предпосылки
исследования правосознания в этике
1.1. Социально-политические и духовные условия
возникновения правосознания
1.2. Мораль и общественные нравы
как источники становления и развития правосознания
Глава 2. Правосознание как система
2.1. Понятие правосознания
2.2. Структура правосознания
Глава 3. Нравственно-этическое осмысление
принципов правосознания
3.1. Идея справедливости и идея равенства
как системообразующие принципы морально-правового сознания
3.2. Правовой нигилизм и правовой омнизм
в правосознании транзитивного российского общества
Заключение
Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина2009 год, кандидат философских наук Рюмин, Сергей Геннадьевич
Правосознание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях: социально-философский анализ2007 год, кандидат философских наук Асмандияров, Валерий Мухаматшинович
Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках: Социально-философский анализ2003 год, доктор философских наук Беляев, Георгий Георгиевич
Социально-философский анализ концепции правосознания И.А. Ильина2008 год, кандидат философских наук Чикин, Леонид Анатольевич
Соотношение морали и права в истории общественной мысли: этико-философский анализ2015 год, кандидат наук Большаков Евгений Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственные основания правосознания в социально неоднородном обществе»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование правосознания индивидов и социальных групп относится к числу важнейших задач дальнейшего развития современного российского общества, пораженного язвами преступности, социальной несправедливости, правового нигилизма, имморализма и социального экстремизма. В силу этого актуальность исследования проблемы нравственных оснований правосознания определяется обстоятельствами как общественно-практического, так и научно-теоретического характера. Современное человечество представляет собой совокупность модернизирующихся сообществ-государств, устойчивое и стабильное развитие которых во многом зависит от качества правосознания его членов. Глобализация и противодействующие ей тенденции локализации политико-юридических и нравственно-идеологических процессов с неизбежностью актуализирует проблему практико-юридического взаимодействия государств и диалога культур-цивилизаций в сфере правовой и нравственной форм сознания многообразных с о ц и а; I ь н о - и с то р и ч е с к и х субъектов.
Исследование вопроса о нравственных основаниях правосознания является особенно ценной в наши дни, когда низвергаются или подлежат трансформации многие образования моральной и правовой форм сознания общества. Среди современных исследователей нет сомнения в том, что вопрос о нравственных основаниях правосознания связан с проблемой осмысления тенденций развития общественной жизни. Стремление человека изменять природный и общественный мир издавна является предметом научного интереса. Теоретическое осмысление создаваемых человеком правил деятельности, нравственных принципов и юридических законов было актуальным во все исторические эпохи, таковым оно остается и сегодня.
Современная ситуация в России характеризуется существенными изменениями, происходящими в материально-производственной, политике-
3
управленческой, духовно-идеологической сферах общественной жизни. Под влиянием этих изменений происходит инволюция (свертывание) системы морально-правовых ценностей, что приводит к демонстрации малыми (семья, корпорация), средними (школьники, студенты) и большими (предприниматели, государственные служащие) социальными группами деструктивных способов поведения. Исследование своеобразия состояния современного российского общества и происходящих в нем изменений нуждается в аналитическом э т и к о - ф и.: I о с о ф с к о м обосновании. Концептуальное осмысление общественного развития, опирающееся на эмпирические исследования социальных фактов в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости, выявление процессов современной действительности и их объяснение, прогнозирование тенденций развития является важной задачей, стоящей перед научной общественностью.
Несомненно, что роль морали и права в жизни людей всегда была велика, а морально-правовые проблемы вызывали интерес, но изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления прежних представлений о соотношении морали и права, которое бы отражало объективность происходящих процессов внутри общества. Роль морали и роль права как ведущих социальных регуляторов, как средств упорядочения общественных отношений в новой российской действительности принципиально изменились. В современном российском обществе прежде принятые моральные нормы и принципы трансформируются в изменяющихся условиях жизни. Многие требования морали закреплены нормами права, но механизмы их реализации не всегда работают в реальных условиях российской действительности.
Темпы экономических, политических, духовно-идеологических
преобразований в России требуют нового теоретического анализа
механизмов морально-правового взаимодействия. Мораль и право -
взаимодополняющие регуляторы человеческой деятельности и поведения. От
их эффективного взаимодействия в значительной степени зависит не только
4
духовное состояние общества, но также и результаты его материально-производственной и политико-управленческой деятельности. В силу этого исследование проблемы взаимодействия морали и права в современных условиях выдвигается на передний план этической науки, так как только адекватное понимание изменений, происходящих в жизни общества, позволит обеспечить России длительное устойчивое развитие. Для этого духовно-идеологическая система российского общества должна быть организована таким образом, чтобы деятельность и повседневное поведение всех членов общества соответствовали традиционным принципам морали и юридическим законам, и при этом нравственная и правовая формы сознания человека становились бы духовной основой формирования гражданского общества и функционирования социально-государственных институтов в современной России.
Степень научной разработанности проблемы» На протяжении всей
истории философии проблемы права и правосознания привлекали внимание
крупнейших мыслителей. Со времен античности исследуются различные
аспекты воздействия духовно-нравственных факторов на общественно-
исторические процессы. Так. в трудах Платона и Аристотеля представлена
нравственно ориентированная духовность, задающая рациональный порядок
в социальном мире. Принципы законности и справедливости, равенства всех
граждан перед законом, размышления о гносеологических и социальных
источниках правосознания обсуждаются в философских произведениях
Средневековья и эпохи Просвещения. Религиозно-нравственные аспекты
понимания духовности и ее регулятивной роли в жизни общества находят
свое отражение в трудах Августина Аврелия, Боэция, Фомы Аквинского и др.
Рационалистическое осмысление морально-правовой реальности и ее
влияния на деятельность человека и на его судьбу представлено в трудах Р.
Декарта, Б. Спинозы. Классики немецкой диалектической философии И.
Кант, И. Фихте, Г. Гегель особо подчеркивали историческую и логическую
взаимосвязь правовой и нравственной форм человеческого сознания, их
5
детерминированность разумом и образованием. Основоположники м ате р и ал и ст и ч ее ко го понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс диалектически анализировали теоретические аспекты взаимодействия права и морали, права и политики, государства и общества.
Большое значение для осмысления проблематики диссертации имеют работы русских мыслителей Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Б. А. Кист я ко вс ко го, М. М. Ковалевского, П. А. Кропоткина, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, а также зарубежных исследователей Дж. Роллза, П. А. Сорокина, М. Хайдеггера, О. Хеффе и др. Восстановление отечественной этико-философской традиции в разработке проблем социально-правовой реальности и соотнесение её с новейшими подходами зарубежной науки способно помочь современному исследователю в разрешении общих и частных проблем становления и развития правосознания трансформирующегося российского общества.
Проблемам содержания, структуры, функций правосознания, его связи с политическим сознанием и моральным сознанием, его деформации в современном российском обществе посвящены правоведческие исследования П. А. Белка нова. К). А. Дружки ной, 3. Н. Каландаришвили, А. И. Клименко, Д. Э. Марченко, В. Р. Петрова, Л. В. Сокольской и др.'
Вопросы формирования и развития правосознания отдельных социальных, возрастных, национальных групп рассматриваются в
Белкаиов Е. А. Структура и функции правосознания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1996; Марченко Д. Э. Деаксиологическое правовое сознание и его формы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2001; Каландаришвили 3. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления (Теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004; Клименко А. И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005; Дружкгша Ю. А. Религиозное правосознание: автореф. дис. ... канд. юрид. - Саратов, 2007.
диссертациях С. А. Батова, Н. Ю. Евпловой, Е. А, Певцовой, В. М. Сапогова, Я. В. Сандул, И. М. Хиль и др.2
В отечественной социальной психологии, социологии, культурологии, философии последних десятилетий диапазон исследования проблем права и
"X 4
морали , правовой и моральной форм сознания заметно расширился". Онтологическим, гносеологическим, культурно-историческим аспектам становления и развития правосознания посвящены диссертационные работы Р. С. Байниязова, И. П. Носова, А. А. Чупровой, и др."'
Вместе с тем в теории правосознания остается еще немало дискуссионных и нерешенных вопросов, к которым следует отнести , прежде всего, исследование нравственных оснований данного феномена, мировоззренческих детерминант его становления и развития. Проблема нравственных оснований правосознания в отдельных ее аспектах
2 Битов С. А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1989; Ев плов а //. Ю. Правовое сознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2004; Кочесоков 3. X. Национальные особенности правового сознания граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д.. 2004: Хиль И. М. Особенности формирования правового сознания студенческой молодёжи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2005; Певцова Е. А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи: теоретико-правовые аспекты: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2006 Сапогов В. М. Формирование правового сознания воспитанников интернатных учреждений: теоретико-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007; С ал дул Я. В. Развитие правового сознания студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2011.
3 Разуваев Н. В. Норма права как явление правовой культуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2001; Гриценко Г. Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2003.
4 Голынчык Е. О. Социальные представления о справедливости как составляющая правосознания: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004; Калясина Н. А. Взаимодействие морали и нрава в современном российском обществе: этический анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Шуя. 2008. Чикыи Л. А. Социально-философский анализ концепции правосознания И. А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Иваново, 2008.
5 Чупрова A.A. Становление духовного опыта российского правосознания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Иркутск, 2004; Носов И. П. Правосознание: духовные и мировоззренческие основания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 2006; Байныязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет России: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Саратов. 2006.
рассматривалась исследователями многих наук о человеке и обществе. В современных публикациях авторы обращаются к исследованию проблем правосознания в и с то р и ко - п ра во во м аспекте, в социально-психологическом аспекте, но не в этико-философском, что диктуется потребностями развивающейся социально-гуманитарной наук и политико-правовыми задачами развития современного российского общества.
Несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные авторы в трудах, посвященных исследованию философии и теории права, в той или иной степени рассматривали отдельные стороны проблемы правосознания, до сих пор проблема нравственных оснований правосознания не подучила должного освещения и не стала предметом специального философско-этического исследования.
Однако в настоящее время нет диссертационных работ, посвященных этико-философскому анализу проблемы нравственных оснований правосознания, хотя потребность в ее осмыслении осознается авторами исследований, посвященных вопросам взаимодействия права и экономики, права и политики, права и морали6.
Исследования указанных авторов дали возможность осознать сложность и неоднозначность исследуемой проблемы, способствовали формулированию теоретической проблемы исследования и выбору теоретико-методологических оснований диссертационного исследования.
Исследование своеобразия состояния современного российского общества и происходящих в нем изменений нуждается в аналитическом этико-философском обоснован и и. Концептуальное осмысление общественного развития, опирающееся на эмпирических исследования социальных фактов в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости,
6 См.: Сокольская Л.В. Особенности взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности в посттоталитарном обществе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Алматы, 1995. - С. 4; Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2004. - С. 3-4.
выявление процессов современной действительности и их объяснение, прогнозирование тенденций развития, является важной задачей, стоящей перед научной общественностью.
Несомненно, что роль морали и права в жизни людей всегда была велика, а морально-правовые проблемы вызывали интерес, но изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления прежних представлений о соотношении морали и права, которое бы отражало объективность происходящих процессов внутри общества. Роль морали и роль права как ведущих социальных регуляторов, как средств упорядочения общественных отношений в новой российской действительности принципиально изменились. В современном российском обществе прежде принятые моральные нормы и принципы трансформируются в изменяющихся условиях жизни. Многие требования морали закреплены нормами права, но механизмы их реализации не работают в реальных условиях российской действительности.
Новые условия экономических, политических, духовно-идеологических преобразований в России требуют нового теоретического осмысления процессов морально-правового взаимодействия. Мораль и право - взаимодополняющие друг друга социальные образования. От эффективного взаимодействия этих регуляторов человеческой деятельности и общест венного поведения в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень правосознания и моральности общества.
Поэтому исследование проблемы взаимодействия морали и права в современных условиях выдвигается на передний план этической науки, так как только адекватное понимание изменений, происходящих в жизни общества, позволит обеспечить России сохранность и развитие ее культуры. Для своего совершенствования российская правовая система должна быть выстроена таким образом, чтобы она была востребована современным обществом, и при этом мораль и право в их взаимодействии становились основой формирования гражданского общества в современной России.
Проблема социально-нравственных оснований права и правового сознания решалась исследователями различных направлений философских и социально-гуманитарных наук. Однако в настоящее время нет диссертационных исследований, посвященных этико-философскому анализу проблемы нравственных оснований правосознания. В современных публикациях авторы обращаются к исследованию проблем правосознания в историко-правовом аспекте, в социально-психологическом аспекте, но не в этико-философском, что диктуется потребностями развивающейся социально-гуманитарной наук и политико-правовыми задачами развития современного российского общества. Исследования указанных авторов дали возможность осознать сложность и неоднозначность исследуемой проблемы, способствовали формулированию теоретической проблемы исследования и выбору теоретико-методологических оснований настоящего исследования.
Целью исследования является разработка целостной (системной) модели правосознания, в основание которой положены нравственно-правовые принципы исторически изменяющегося человеческого общества.
Объектом познания в данной работе является правосознание как изменяющееся общественно-историческое явление.
Предмет исследования - нравственные основания правосознания как системообразующего элемента сознания социально неоднородного общества.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- разработать м ею дол о ги ч ее к и е подходы к анализу феномена правосознания;
определить социально-политические и духовные условия возникновения правосознания;
- выявить и обосновать взаимосвязь морали и общественных нравов как источников становления и развития правосознания:
- раскрыть основные элементы системы «правосознание», выявляя их детерминированность базовой структурой человеческого сознания, «сознания общества»;
- обосновать единство идей справедливости и равенства как системообразующих принципов правосознания;
- обосновать взаимосвязь принципов правового нигилизма и правового омнизма как детерминаторов человеческого поведения в социально неоднородном обществе.
Методологическая основа исследования. Заявленная цель исследования предполагает применение методов фил ософс ко-эти чес ко го анализа проблемы. В основание методологии исследования положены диалектические идеи классиков :> г и ко- ф и л о с о фс ко и мысли - Платона и Аристотеля, Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля, Маркса и Энгельса. Главными методологическими принципами исследования являются историзм и системность. Философско-этический анализ правосознания в настоящей работе строится также с использованием методов структурно-функционального анализа, диалектики исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному.
Теоретической основой диссертации являются также фундаментальные исследования феномена сознания, права и морали, правовой и нравственной форм сознания общества, проведенные отечественными и зарубежными философами, этиками, правоведами С. Ф. Анисимовым, II. Бентамом, Н. Гартманом, А. А. Гусейновым, Г. Н. Гумницким, У. Джеймсом, О. Г. Дробпицким, Дж. Муром, В. С. Нерсесянцем, А. И. Гитаренко, В. А. Тумановым, К). Хабермасом и др.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что области этики впервые проведен системный анализ правосознания и его нравственных оснований. Основные положения научной новизны можно представить следующим образом:
1. Предложен и разработан новый аспект осмысления правосознания как главного элемента системы «сознание социально неоднородного общества».
2. Предложена и обоснована ф и л ософс ко- л и ч ее кая концепция правосознания как главного звена в ряду основных форм сознания в социально неоднородном обществе (нравственное сознание, правовое сознание, политическое сознание).
3. Обоснована трехчастная модель содержания и структуры правосознания.
4. Осуществлен анализ идей справедливости и равенства как системообразующих элементов правосознания.
5. Предложена и обоснована концепция нравственных оснований правового нигилизма и правового омнизма.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что привлекается внимание ученых и широкой общественности к необходимости развития теории взаимодействия права и морали в современном обществе, таким образом, ставится проблема значимая и перспективная в научном плане. Диссертационное исследование имеет особое теоретическое значение в аспекте развития прикладных этических исследований - таких, в первую очередь, направлений, как юридическая этика и политическая этика.
Практическая значимость исследования состоит в возможности
использования выводов и материалов диссертации в научно-
исследовательской работе. Некоторые положения исследования могут быть
полезными при проведении просветительской работы среди студентов,
школьников в целях повышения нравственной и правовой культуры
современного российского общества, формирования единого морально-
правового сознания как регулятора социально приемлемого поведения
субъектов исторического процесса. Практическая значимость исследования
заключается также в том, что содержание и выводы диссертации могут быть
использованы в учебном процессе при разработке и реализации учебных
12
курсов истории этики, прикладной этики, истории философской мысли, а также в преподавании таких учебных дисциплин, как этика, социология, политология, социальная философия, правоведение.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты,
полученные в ходе диссертационного исследования, обсуждались на
заседании научно-исследовательской лаборатории поствузовского
образования ФГБОУ В ПО «Шуйский государственный педагогический
университет», заседании кафедры философии и религиоведения, прошли
апробацию в выступлениях на Международной научно-практической
конференции «Духовность как онтологическое основание бытия человека»
(Ставрополь, 2009); Всероссийских научных 3ворыкинеких чтениях (Муром,
февраль 2010); Всероссийской заочной научной конференции «Образование
в XXI веке» (Тверь, 2010); Межвузовской научно-практической конференции
«Философское осмысление естественнонаучных, технических и социально-
экономических проблем» (Волгоград, 2010); Всероссийской научной
конференции студентов и молодых ученых «Ду ховно-нра вствен н ые
ре гул яти вы профессиональной деятельности человека» (Йошкар-Ола, 13-14
мая 2010 г.); М ежре г и о н ал ь н о й (с международным участием) студенческой
научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного
российскою общества и роль образования в их разрешении» (Нижнекамск,
16 мая 2010 г.); Шуйской сессии студентов, аспирантов, молодых ученых III
Межвузовской научной конференции (Москва-Шуя, 2010); 11 Всероссийской
научно-11рактической конференции «Социальная онтология в структурах
теоретического знания» (Ижевск, 28-29 мая 2010); Международной научно-
практической конференции «Мировоззренческие и поведенческие стратегии
социализации молодежи в глобальном мире» (Саратов, октябрь 2010 г.);
Международной молодежной научно-практической конференции «Научно-
практические исследования и проблемы современной молодежи» (Елабуга,
23-24 декабря 2010 г.); Научной конференции студентов, аспирантов,
молодых ученых «Философия и литература как источник рефлексии над
13
макрокультурным кризисом» (ГОУ ВГЮ «ШГПУ», 23 марта 20! 1 г.); 1 Международной научно-практической конференции «Наука и просвещение» (Ломоносовский научный центр, г. Санкт-Петербург, май 2011 г.) и др.
Основное содержание диссертации отражено в 24 публикациях, две из их числа напечатаны в журналах, включенных в список изданий, рекомендуемых ВАК МОиН РФ.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Правосознание представляет собой центральный элемент в системе «сознание общества». Реалии современной жизни выдвигают на первый план необходимость учета правовых, нравственных и политических принципов, лежащих в основе деятельности общественно-исторических субъектов.
2. Правосознание общественно-исторических субъектов играет решающую роль в организации деятельности людей и саморегуляции их поведения в социально неоднородном обществе. Основными детерминаторами правосознания являются общественные нравы, мораль и право. Принятие с о ц и ал ь н о -з н а ч и м ы х решений осуществляется человеком с опорой на моральные принципы и с учетом норм действующего права.
3. Правосознание представляет собой совокупность трех составляющих - правовой психики (переживание юридических законов как справедливых или несправедливых), правовой идеологии (субъективно групповая оценка места и роли позитивного права в функционировании и развитии общества) и правовой науки (объективно истинное объяснение и понимание права).
4. Системообразующими принципами правосознания являются идеи справедливости и равенства, порождаемые исторически имманентными общественными противоречиями и социальными конфликтами социально неоднородного общества.
5. Характерным признаком правосознания современного российского общества является правовой нигилизм, способствующий возникновению различных форм социального экстремизма, разрушающего связи государства и общества, этнокультурную целостность современной России.
6. Идеологическим концепциям и социально-практическим устремлениям индивидуумов и социальных групп, направленным на разрушение отдельных сторон общественного устройства, институты социального управления (государство, церковь, школа, семья) могут и должны противопоставить нравственно-мировоззренческую концепцию правового омнизма, утверждающего духовную ценность и п раки 1 ко-политическую пользу разумного юридического закона и справедливого правосудия.
Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, заключения и библиографического списка, содержащего 175 наименований.
Глава 1
Теоретико-методологические предпосылки исследования правосознания в этике
1.1. Социально-политические и духовные условия возникновения правосознания
Правосознание как совокупность представлений различных субъектов исторического процесса (индивидов, социальных групп, народов) об окружающей их социально-правовой реальности традиционно рассматривается в этико-философских исследованиях как общественный феномен, тесно взаимодействующий с такими феноменами сознания, как политическое, нравственное, религиозное и т. д. В современных правоведческих исследованиях присутствует необоснованно расширительное понимание права, частью которого оказываются не только юридические нормы, но также и правовые отношения, и правовое сознание. «Употребляя понятие «принципы права», - заявляет, например, отечественный правовед, -мы чаще всего подразумеваем феномен права в целом, то есть рассматриваем его и как систему правовых норм, и как правосознание, и как реально
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие: Социально-философский анализ2003 год, кандидат философских наук Кортунов, Вячеслав Николаевич
Концептуализация общественной морали в русской этической мысли конца XIX - начала XX веков2016 год, кандидат наук Барташевич, Татьяна Юрьевна
Влияние социально-экономической политики государства на формирование правосознания сельского населения (на материалах Центрально-Черноземной области 1928-1934 гг.)2008 год, доктор юридических наук Мигущенко, Олег Николаевич
Вопросы права в работах русских религиозных философов конца XIX - первой половины XX2010 год, кандидат юридических наук Жданов, Павел Сергеевич
Правовая культура подрастающего поколения: социально-философский анализ2004 год, доктор философских наук Муслумова, Татьяна Васильевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Назаров, Сергей Юрьевич, 2011 год
Библиографический список
1. Агошков А. В. Социальная справедливость: история и методология исследований // Вопросы культурологии. - 2007. - № 11. - С. 21-26.
2. Александров В. И. В поисках философии будущего: Всеобщая взаимосвязь мира. - М., 2009.
3. Алексеева Т. А. Джон Роулс и его теория справедливости /У Вопросы философии. - 1994. -№ 10. - С. 26-37.
4. Алексеев Н. Н. Основы философии права. - СПб.: Юридический ин-т, 1998.-256 с.
5. Алексеев С. С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1995. - 320
с.
6. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - 712 с.
7. Ангелов С. Марксистская этика как наука / Пер. с бол г. - М. : Прогресс, 1973. -264 с.
8. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. -М.: Мысль. 1985. - 1 54 с.
9. Аристотель. Большая этика // Сочинения: В 4-х т. Т.4. - М.: Мысль. 1984. С. 295-374.
10. Аристотель. Политика // Сочинения: В 4-х т.- М.: Мысль, 1984. -Т. 4.-С. 374-644.
11. Артемов В. М. Правопорядок в современном российском обществе. - М., 1998. - 145 с.
12. Атоян А. И. Маргинальность и право // Социально-политический журнал. - 1984. - № 7-8. - С. 158-161.
13. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). - М.: Политиздат, 1968. - 384 с.
14. Афанасьев В. Г. Управление // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. -М., 1989. -С. 674.
15. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. - М.: РОССПЭН, 1998. - 416 с.
16. Бердяев Н. А. Анархизм // Русская мысль. 1907. - № 1. - С. 26-45.
17. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. -М., 1993.
18. Блауберг И. В. Проблема целостности в марксистской философии. - М.: Высш. шк., 1964. - 98 с.
19. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. -270 с.
20. Богомолов А. С. Диалектический логос. - М., 1982.
21. Боровский М. И. Детерминизм и нравственное поведение личности. - Мн., 1974. - 222 с.
22. Букреев В. И., Римская И. Н. Этика права. От истоков этики права к мировоззрению. - М.: Юрайт, 1998. - 336 с.
23. Борисов С. Н. О некоторых аспектах изучения терроризма средствами дискурсивной теории // Социальная онтология в структурах теоретического знания. - Ижевск, 2010.
24. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи; Интеллигенция в России Сб. ст. - М.: Мол. гвардия, 1991. - С. 43-84.
25. Василенко В. А. Мораль и общественная практика. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 176 с.
26. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. - М., 1990.
27. Водовозова Е. Н. На заре жизни. В 2 т. - М., 1964. - Т. 2.
28. Возилов В. В., Назаров Ю. Н. Философия интеллигенции. Разум как революционная сила истории. - Иваново: Издат. дом «Референт», 2002. -362 с.
29. Воплем ко Н. 11. Правосознание и правовая культура. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.-51 с.
30. Вундт В. Введение в философию / Пер. с нем. под ред. Э. Л. Радлова. - СПб., 1903. - 342 с.
31. Гайворонская Я. В. Концепция нормативности права в отечественном правоведении: Советский и постсоветский периоды: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2001. - 24 с.
32. Гегель Г. В. Ф. Философия права. - М.: Мысль. 1990. - 524 с.
33. Гегель. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа. - М., 1956.
34. Гершензон М. О. Творческое самосознание // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. ----- М.: Мол. гвардия, 1991. - С. 85108.
35. Г обозов И. А. И11 тел л е к ту а:! ь н ы й кризис общества // Философия и общест во. - 2010. - № 3. - С. 5-21.
36. Годинер Э. С. Политическая антропология о происхождении государства // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения / Отв. ред. С.Я. Козлов, I I.И. Пучков. - М.: Паука, 1991.
37. Годынчик Г. О. Социальные представления о справедливости как составляющая правосознания: автореф. дис. ... канд. пси ход. наук. - М., 2004.-22 с.
38. Горохов 11. А. Социальная природа правового нигилизма. -Оренбург, 1998.
39. Гринин Л. Е. Генезис государства как составная часть процесса перехода от первобытности к цивилизации (Общий контекст социальной эволюции при образовании раннего государства) // Философия и общество. -2004. -№ 1.
40. Гул я кип В. Н. Правовой нигилизм в России. - Волгоград, 2005.
41. Гумницкий Г. И. Основные проблемы теории морали. - Иваново: ИвГУ, 1972,- 195 с.
42. Гумницкий Г. Ы. Методологические проблемы морального сознания: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1978. - 42 с.
43. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 62 с.
44. Гусейнов А. А. Моральная демагогия как форма апологи насилия // Вопр. философии, 1995. - № 5. - С. 35-41.
45. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания / Пер. с бол г. ----- М.: Прогресс, 1982. - 312 с.
46. Демидов А. И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. - 1992. - № 4.
47. Демин М. В. Диализ структуры сознания. - М.: Изд-во МГУ, 1980,- 158 с.
48. Джеймс У. Прагматизм. Этическая философия и моральная жизнь // Джеймс У. Воля к вере. - М., 1997.
49. Дробницкий О. Г. I [онятис морали. - М., 1974.
50. Дробницкий О. Нравственное сознание // Философская энциклопедия. Т . 3. М„ 1967. - С. 100-102.
5 1. Дробницкий О. Г. Мораль // Философский э н ци кл о п ед и ч ее к и й словарь. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 378-379.
52. Дробницкий О. Г. Моральная философия. М., 2002.
53. Дроздов А. В. Человек и общественные отношения. - Л., 1966.
54. Дудин Л. П. Диалектика правоотношения. - Саратов, 1983.
55. Желтова В. П. Философия и буржуазное правосознание. - М.: Наука, 1977,- 104 с.
56. Жуков Н. И. Философские основания кибернетики. - М., 1985.
57. Зорькин В. Д. Стандарт справедливости // Российская газета. -2007.- 8 мая. С. 13.
58. Иконникова Г. П., Ляшенко В. П. Основы философии права. - М..
59. Ильин И. А. О сущности правосознания // Соч. в 2-х г. Т. 1. - М., 1993.-С. 73-300.
60. Йеринг Р. Борьба за право. - М.: Феникс, 1991.-64 с.
61. Калясина Н. А. Взаимодействие морали и права в современном российском обществе: этический анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Шуя, 2008. - 22 с.
62. Кант И. Критика практического разума // Соч. - М., 1965. - Т.4,
ч.1.
63. Карпов А. С. Правовая идеология русского консерватизма. - М.: ООО «Издат центр науч. и учеб. программ», 1999 - 224 с.
64. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Курс историческою материализма. 2-е изд. — М., Высш. шк., 1969.
65. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функцни, проблемы философии права). 2-е изд. - М.: Аванта+, 2001. - 560 с.
66. Кистяковский Б. А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи: Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. - М.: Мол. гвардия, 1991. С. 136-152.
67. Клейберг К). А. Социальные нормы и отклонения. - М.: АВита-Прогесс, 1997.- 140 с.
68. Кленнер Г. От права природы к природе права. - М.: прогресс, 1988.-317 с.
69. Комаров С. А. Теория государства и права: Учебник. - СПб.,
2004.
70. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник. 3-е изд. -Волгоград: Комитет по печати, 1996. -352 с.
71. Ковалевский М. М. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. -М.: Мол. гвардия, 1991. - С, 269-293.
72. Кожу ш ко Е. Современный терроризм: Анализ основных направлений. - Мн., 2000.
73. Ко и ie.ii ев М. И. Социальный экстремум: Философско-социологический анализ. - М.: Горизонт, 2000. - 200 с.
74. Кропоткин П. Государство, его роль в истории // П. Кропоткин. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.-С. 128-158.
75. Кропоткин П. А. Записки революционера. - М, 1990.
76. Кропоткин I I. Нравственные основы анархизма // П. Кропоткин. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКС МО-Пресс. 1999. ~ С. 792-841.
77. Кропоткин П. Справедливость и нравственность // П. Кропоткин. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. --- М.: ЗАО Изд-во ЭКС МО-Пресс. 1999.-С. 128-158.
78. Кудрявцев В. П., Керимов Д. А. Право и государство (опыт философско-правового анализа). - М.: Манускрипт , 1993. 91 с.
79. Лармин И. В. О структуре общественных отношений // Очерки методологии социальных явлений. - М., 1970.
80. Липатов Э. Г. Нормативность правовых явлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1996. — 24 с.
81. Ли I виненко Н. Концепция справедливости Джона Рол за // Логос. - 2006. - № 1. С. 26-34.
82. Локк Дж. Избранные философские произведения в двух томах. Т.П. - М.: Мысль, 1960.
83. Макайвер Р. Реальность социальной эволюции / Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: МГУ, 1994.
84. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали / Пер. с англ. В.В. Целищева - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
85. Максимов Л. В. Очерк современной метаэтики // Вопросы философии. - 1998. - № 10. - С. 39-54.
86. Марков M. Теория социального управления / Пер. с болг. - М.: Прогресс, 1978.-477 с.
87. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф.Соч.-Т. 13.-С. 1-167.
88. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. I. - С. 1 -508.
89. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Г. 3. - С. 7-454.
90. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Ком му н неги ческой партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 4. - С. 443.
91. Мальцев Г. В. Понимание права: подходы и проблемы. - М.: Прометей, 1999.-419 с.
92. Мату зов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение, 1994. - № 2.
93. Магу зов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. - М..
2004.
94. Мокроносов Г. В. M стодол о ги ч ее к и е проблемы исследования общественных отношении. - Свердловск, 1972.
95. Мораль и право // Словарь по этике. - M.. 1981. - С. 192.
96. Мур Д/К. Природа моральной философии. - М.: Республика, 1999.
..... 350 с.
97. Мусаелян Л. А. Юридическая правда: содержание и сущность концепта // Философия и общество. - 2011. - № 2. - С. 75-104.
98. Назаров К). Н. Русское мировоззрение: мифология, философия, идеология. - I I 1уя : Изд-во Шуйского ун-та, 1998. - 186 с.
99. Нерсееянц В. С. Философия права. - М.: Изд. группа ИИФРА; НОРМА. 1997.- 652 с.
100. Ницше Ф. К генеалогии морали. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. M., 1990.
101. Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - СПб.: Наука, 1996. - 269 с.
102. Носов И. П. Правосознание: духовные и мировоззренческие основания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2006. - 22 с.
103. Нравы // Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. - М., 1981. - С.
216.
104. Омаров А. М. Социальное управление: некоторые теории и практики. - М.: Мысль, 1980. - 269 с.
105. Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. - М.,
1969.
1 06. Отражение // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 454.
107. Павлов А. А. Гуго Гроций: право и государство. - Иваново, 1998.
108. Пеньков Е. М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. - М., 1972.
109. Перл Р. О новом понимании терроризма // Вестник Московской школы политических исследований. - 2003. - № 4 (27). - С. 44-46.
110. Петражицкий JI. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. - СПб., 1908. - 269 с.
111. Петропавловский Р. В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности. -М., 1978.
1 12. 11ион i кевич Л. К). Проблема справедливости в социальной философии // Философия и общество. - 2009. - № 2. - С. 100-109.
1 13. Платон. Законы // Соч.: В 3 т. - М: Мысль. 1968-1972. - Т. 3. Ч. 2. - С. 83-478.
114. Идет ни ко в К). К. Общественное бытие и общественное сознание // Исторический материализм как наука. - М., 1974.
115. Равенство социальное // Краткий словарь по социологии. -- М., 1988.-С. 269.
116. Разуваев Н. В. Норма права как явление правовой культуры: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2001. http://www.dissercat.com/conteiit/iioiiTia~ ргауа-как -> ;ту {ете-ргауоуоькикигу
117. Ракитская И. Ф. Теория государства. - СПб., 1999.
118. Розанов В. В. Сочинения. - Л., 1990.
119. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новоеиб. ун-та, 1995. - 535 с.=2-е изд. Изд-во ЛКИ, 2010. - 536 с.
120. Равенство социальное // Краткий словарь по социологии. - М., 1988.-С. 269.
121. Рыбакова Н. В. Моральные отношения и их структура. - Л., 1974.
122. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Трактаты. - М., 1969.
123. Савчук В. Истоки современного терроризма. - Режим доступа: М1р://згТопёес11п.ш/пеш/аёт1п/рпп1.рЬр?1(1::=1164197905&агсЫуе=Т 164199726
124. Сагаговский В. I I. О предмете и функциях философского знания // Марксистско-ленинская философия и общественный прогресс. — Изд-во Моск. ун-та. 1969. - С. 32-38.
125. Семашко И. М. I лобальный терроризм и современные реалии // Социальная онтология в структурах теоретического знания. - Ижевск, 2010. -С. 146-150.
126. Семенов К). И. Общество как целостная система // Социальная философия: Учебник / Под ред. И. А. Гобозова. - М., 2003. --- С. 61-79.
127. Смоленнев К). М. Мораль и правы: диалектика взаимодействия. -М., 1989.
128. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. -303 с.
129. Спиркин А. Г. Мировоззрение // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М., 1989. - С. 367.
130. Справедливость // Новейший философский словарь. Росгов-на-Дону, 2006. - С. 524.
131. Соловьев В. С. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990.
132. Сорокин П. А. Социализм и социальное равенство // П.А. Сорокин. Заметки социолога. Социологическая публицистика. - СПб., 2000.
133. Справедливость // Новейший философский словарь. -Ростов-на-Дону, 2006. С. 524.
134. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник. - М., 2004.
135. Теория государства и права: экзаменационные ответы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
136. Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. - М., 2001.
137. Титаренко А. И. Мораль как особый способ освоения мира /7 Социальная сущность и функции нравственности / Под ред. Руднева H.A.. Куделько И.Б. - М.: Изд-во МГУ.,1975. - С. 3-24.
138. Тихонравов К). В. Основы философии права. - М., 1997. — 430 с.
139. Тугаринов В. П. Философия сознания. - М.: Мысль, 1971. - 190 с.
140. Туманов В. А. Правосознание // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. — С. 502.
141. Туманов В. А. Правовой нигилизм в истори ко- и деол о ги ч ее ком ракурсе // Государство и право. - 1993. -№ 8.
142. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978.-272 с.
143. Уледов А. К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологи исследования. - М.: Мысль, 1980. - 271 с/
144. Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Соч.: В 2 т. - СПб.: Мифрил, 1993. -Т. 1.-С. 65-337.
145. Формы общественного сознания // Краткий словарь по философии. - М.: Политиздат, 1966. - С. 319.
146. Франк С. Л. Этика нигилизма. ~~ Вехи; Интеллигенция в России. Сб. ст. 1909-1910. -М.: Мол. гвардия, 1991.-С. 153-184.
147. Франк С. Л. Духовные основы общества. М. 1992. - 511 с.
148. Фурман А. Е. Исторический материализм (курс лекций). - Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 371 с.
149. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Пер. с нем. -М.: Наука, 1992.-3 76 с.
150. Хабермас Ю. Расколотый Запад. - М.: Весь мир, 2008. - 192 с.
151. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. - М.: республика, 1993.
152. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. -1990. -№ 7.
153. Хевеши М. А. Нигилизм, его роль и влияние в XX веке // Философские науки. 1998. -№ 1.
154. Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2004. - 44 с.
155. Чагин Б. А. Структура и закономерности общественного сознания. - Л., 1982.
156. Чикин Л. А. Социально-философский анализ концепции правосознания И.А. Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Иваново, 2008.-22 с.
157. Чупрова А. А. Становление духовного оныга российского правосознания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Иркутск, 2004. - 22 с.
158. Штирнер М. Единственный и его собственность / Перевод Б. В. Гиммельфарба и М. Л. Гохшиллера. - СПб., 1909. - Ч. 2.
159. Штудниц фон Э.-И. Диалог культур в мире завтрашнего дня // Вестник Московской школы политических исследований. - 2002. -№ 1 (20).
160. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 21. - С. 23-178.
161. Юм Д. Исследование о принципах морали // Соч. в 2 т. - М.: Мысль, 1996.-Т. 2.-С. 189-198.
162. Юрьев А. И. Политическая психология терроризма. Доклад на форуме. - СПб., 2004. http;//psvfactor.org/lib/terror3.htm
163. Anscombe G. E. M. Modern Moral Philosophy. - Philosophy. - 1958. N33:-P. 1-19.
164. Bayles M. D. Principles of Law: A Normative Analysis. - D. Reidel Publishers Company, 1990. - 388 p.
165. Brandt R. The Theory of the Good and the Right. - Oxford, 1979. -
201 p.
166. Donagan A. The Theory of Morality. - Chicago, 1977.
167. D work in R. Law's empire. - London: Fontana Press, 1986. --- XIII,
470 p.
168. Creenawah K. Conflicts of law and morality. - N.-Y.: Oxford: Oxford univ. press, 1989. - 383 p.
169. Fa Ik R. Revolutionaries and functionaries. The dual face of terrorism. -New York, 1989.-222 p.
170. Noz.ick R. Anarchy, State, and Utopia. - N.Y., Bacic Books, 1974. -
368 p.
171. 0"Manique J. The Origins of Justice: The Evolution of Morality,
I luman Rights and Law. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2003........
206 p.
172. Peczenik A. On Law and Reason. - Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1989.-456 p.
I 73. Perry M. J. Morality, politics, and law. - New York; Oxford: Oxford univ. press, 1990. - 323 p.
174. Poland J. M. Understanding terrorism: Groups, strategies and responses. - Englewood Cliffs (N. J.): Prentice Hall, 1988. - XV, 265 p.
1 75. Raw Is J. Two concepts of rules // Philosophy of punishment / Ed. by R. M. Baird, S. E. Rosenbaum. - Buffalo (N. Y.): Prometheus books, 1988. - P. 37-45.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.