Концептуализация общественной морали в русской этической мысли конца XIX - начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат наук Барташевич, Татьяна Юрьевна

  • Барташевич, Татьяна Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 176
Барташевич, Татьяна Юрьевна. Концептуализация общественной морали в русской этической мысли конца XIX - начала XX веков: дис. кандидат наук: 09.00.05 - Этика. Санкт-Петербург. 2016. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Барташевич, Татьяна Юрьевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические и мировоззренческие предпосылки актуализации проблематики общественной морали в русской мысли конца XIX - начала XX веков

1.1. Общественная мораль в социально-этическом дискурсе: проблемы концептуализации

1.2. Русская «образованность» и «общественность»: формирование интеллектуальных традиций социально-этической мысли конца XIX - начала XX вв

1.3. Идейно-теоретические истоки русской общественной мысли рубежа XIX-XX вв

1.4. Предметное поле социальной этики в русской философии конца XIX -начала XX вв

Глава 2. Системообразующие концепты общественной морали в русской

мысли конца XIX - начала XX веков

2.1. Нравственное содержание «человеческих союзов»

2.2. Концептуализация этики добродетели и этики справедливости в русской философско-правовой мысли рубежа XIX - XX вв

2.3. Этос права. Концепт правосознания

2.4. Ценностные измерения общественной морали: солидарность и свобода

2.5. Общественный идеал и «принцип личности» в моральном сознании

общества

Заключение

Список источников и использованной литературы

158

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуализация общественной морали в русской этической мысли конца XIX - начала XX веков»

Введение

Актуальность

Тема диссертационного исследования была во многом инициирована интересом к проблематике общественной морали, который возник в этической мысли на рубеже XX - XXI вв. Этот интерес был вызван социальным запросом и связан с расширением сферы открытых моральных проблем и выходом современной этики непосредственно в пространство социальной реальности. В современной философско-этической, социально-политической мысли дискутируется вопрос о моральной целостности современного общества, праве общества на моральные суждения и оценки. Актуализация проблемы общественной морали объяснятся двумя крайними позициями, отражающими реальную социальную динамику -индивидуализацией морального субъекта, «социальной атомизацией», с одной стороны, и тенденцией к глобализации культуры и универсализации ценностей, с другой стороны. В этих условиях возникает необходимость проблематизации и концептуализации общественного морального сознания, изучения факторов его формирования и функционирования в обществе.

Об актуальности диссертационной темы свидетельствует направленность современной отечественной этической мысли на проблему общественной морали в исследовательских проектах и публикациях.

Обращение к русской философской мысли конца XIX - начала XX веков было обусловлено не только необходимостью включения в современный дискурс общественной морали достижений отечественной мысли и концептуального осмысления социальной этики, но также необходимостью учета социо-культурного и исторического опыта России в решении проблемы согласования личного и общественного в пространстве социального взаимодействия.

Выбор исторического периода неслучаен, поскольку вторая половина XIX века в русской культуре была отмечена ростом общественного самосознания, вернее сказать, это был период формирования общественного сознания, что нашло свое выражение в теоретико-мировоззренческих исканиях русской мысли. Общественное самосознание формировалось, прежде всего, в моральном сознании общества, в этическом осмыслении социальной реальности. Интерес русской мысли рубежа веков был направлен на анализ социальной реальности и общественного морального сознания.

В связи с этим целью диссертационного исследования является концептуальный анализ общественной морали в философско-этической мысли России конца XIX - начала XX веков. Исследовательская задача продиктована необходимостью включения в современный этический дискурс общественной морали разработок представителей отечественной мысли конца XIX - начала XX веков.

Цель определяет основные задачи исследования::

1. Проанализировать исторические и мировоззренческие предпосылки обращения к социально-этической проблематике в русской философской мысли рубежа XIX - XX веков.

2. Проанализировать идейно-теоретические истоки русской мысли рубежа XIX-XX веков.

3. Актуализировать проблему общественной морали в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков в контексте теоретического запроса.

4. На основе анализа этических воззрений отечественных философов рубежа XIX-XX веков выявить институциональные характеристики морали и концептуализировать нравственные основания социальных институтов.

5. Выделить системообразующие концепты общественной морали в русской мысли конца XIX - начала XX вв.

Объектом диссертационного исследования являются философско-этические воззрения русских философов конца XIX - начала XX веков, в сочинениях которых был представлен концептуальный анализ общественной морали.

Предметом выступает концепт общественной морали в сочинениях русских мыслителей данного периода.

Степень изученности проблемы

Исследования по данной проблеме можно разделить на два блока: первый - посвященный изучению русской философии и русской этической мысли, второй блок литературы - это исследования общественной морали.

В изучении русской философской мысли можно говорить о сложившейся традиции, в рамках которой четко разделяется ряд этапов: Первый этап - осмысление русской философии, которое принадлежит самим философам. Некоторые издания были опубликованы за рубежом и переизданы уже в наши дни. Это исследования Введенского А.И., Лосева А.Ф., Радлова Э.Л., Шпета Г.Г., Зеньковского В.В., Лосского Н.О. и др.

Существует сложившаяся петербургская школа изучения русской философской мысли, в русле которой выстраивается данное диссертационное исследование (Бродский А.И., Евлампиев И.И., Замалеев А.Ф., Осипов И.Д., Соколов А.М.)1.

1 Бродский А.И. В поисках действенного этоса. Обоснование морали в русской этической мысли XIX века.

СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета. 1999; Бродский А.И. Логика идеологий: Из истории русской

политической мысли XIX - XX веков. - СПб, 2006; Евлампиев И.И. Политическая философия Б.Н. Чичерина. Издательство С.-Петербургского университета, Санкт-Петербург, 2013; Евлампиев И.И.

Философские и правовые взгляды И. А. Ильина // Правоведение. -1992. - № 3. - С. 81 - 93; Евлампиев И.И. Философские и социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина // Чичерин Б.Н. Собственность и

5

С 70-х годов XX века в отечественной этике начинается изучение отечественной традиции. Одним из первых изданий по истории русской этической мысли были Очерки истории русской этической мысли. (М., Наука, 1976. 380 с.), подготовленные исследователями Института философии АН, следующее издание очерков было посвящено русской этической мысли конца XIX - начала XX века: Очерки этической мысли в России конца XIX -начала XX века. (М., Наука. 1985. 318 с.). В настоящее время история этической мысли в России представлена в обобщенном виде в учебных изданиях и научных публикациях В.Н. Назарова (Назаров В.Н. Российская этика. Основные тенденции развития // История этических учений. Учебник / Под общей ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003; Назаров В.Н. История русской этики. - М.: Гардарики, 2006.) в исследованиях А.И.Бродского (Бродский А.И. В поисках действенного этоса. Обоснование морали в русской этической мысли XIX века. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета. 1999г. 162 с.; Бродский А.И. Логика идеологий: Из истории русской политической мысли XIX - XX веков. - СПб, 2006. - 90с.)

За последнее десятилетие был защищен ряд кандидатских диссертаций по специальности научных работников 09.00.05 «Этика», посвященных анализу этических воззрений русских философов рубежа XIX -XX веков.

государство/ подготовка текста, вступ. ст. и коммент. И.И. Евлампиева. - С-Пб.: РХГА, 2005; Замалеев А.Ф. История русской культуры. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005; Осипов И.Д. Философия права И. А. Ильина / Вече: альманах русской философии и культуры. Вып. 16 / С.-Петерб. гос. ун-т, Филос. фак. ; [ред.-изд. А. Ф. Замалеев]. — СПб. : [Изд-во С.-Петерб. ун-та], 2004; Осипов И.Д. Патриарх русской государственной науки // Философия права / Б. Н. Чичерин. С-Пб., 1998; Осипов И.Д. Философия политики и права в России СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2014;0сипов И.Д. Философия права. СПб., 2000; Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX - начало XX в.). - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996; Осипов И.Д., Соколов А.М., Стребков А.И. Интеллектуальные интуиции евразийской философии права // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 51-58 и др.

Диссертационные исследование были выполнены в традициях московской и тульской этических научных школ2.

В последние десятилетия в отечественной науке сложилось несколько научных центров, изучающих традиции русской этической мысли. Это Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Сектор этики Института философии Российской Академии Наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Санкт-Петербургский государственный университет. За последние годы учеными была проделана большая работа по изучению и публикации текстов русских философов. Об интересе к этическому наследию русских философов свидетельствуют конференции, теоретические семинары, симпозиумы.

Проблематика общественной морали косвенно затрагивалась в

-5

отечественной этике советского периода. Так, Дробницкий О.Г. раскрывал фундаментальную неоднородность морали через проблему соотношения общественной и личностной сторон в морали. Большинство советских авторов обращались к анализу структуры морального сознания (Анисимов С.Ф. Мораль и поведение (1979); Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. 1972. №2; Кобляков В.П. Этическое сознание. (1979); Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания (1974)). Однако основное внимание при рассмотрении данной проблемы уделялось марксистской интерпретации морали как социального явления, имеющего четко очерченный классовый характер. Концепт общественной морали понимался ими преимущественно в социально-классовом смысле. Авторы советского периода в своих теоретических

2 Кацапова И.А. «Соотношение морали и права в философии П.И. Новгородцева» (Москва, 2003), Кривова Е.В. «Этика В.С. Соловьева» (Москва, 2005), Кокарева Ю.В. «Нравственный идеал в философии русского народничества: Н.Г. Чернышевский, Н.К. Михайловский» (Чита, 2007), Стукалов А.В. «Этика права Н.Н. Алексеева» (Тула, 2007), Олефиренко С.Г. «Этика права Б.А. Кистяковского» (Тула, 2008), Рязанцев С.В. «Духовно-нравственные основания правосознания в философии права И.А. Ильина» (Тула, 2008), Рюмин С.Г. «Проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина» (Москва, 2009), Фомина И.Р. «Этика права С.Л. Франка» (Тула 2010).

3 Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

построениях опирались на марксистско-ленинскую традицию русской мысли, не принимая к рассмотрению всю полноту наследия русских философов конца XIX - начала XX веков.

Лишь только в последнее десятилетие проблематика общественной морали стала предметом целенаправленного изучения. Исследовательский проект «Институализация нравственных регулятивов в профессиональных и прикладных этиках (этико-философский анализ)»4, публикация статей в Альманахе «Дискурсы этики», в журнале «Вопросы философии», дискуссии в секторе этики Института философии РАН5, публикация в 2009 году под редакцией Апресяна Р.Г. монографического исследования «Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы», в котором были сформулированы основные проблемы и методологические подходы к анализу феномена общественной морали, свидетельствуют об актуальности обращения к проблематике общественной морали и социальной этики.

Авторы обращаются к проблематике общественной морали, задавая исследовательские векторы в русле основных направлений западноевропейской мысли, тогда как наследие русских философов рубежа XIX - XX веков остается по-прежнему не востребованным. Это обстоятельство во многом определило постановку проблемы диссертационного исследования.

Анализ общественной морали представлен в докторской диссертации Прокофьева А.В. «Феномен общественной морали: философский анализ»

4 Проект «Институализация нравственных регулятивов в профессиональных и прикладных этиках (этико-философский анализ)» осуществлялся в 2012-2014 гг. при поддержке РГНФ под руководством Перова В.Ю. коллективом кафедры этики Санкт-Петербургского государственного университета (Овчинникова Е.А., Бондаренко Л. И., Положенцев А.М., Ларионов И.Ю., Щукин Д.А., Гусев Д.А.). Проект был посвящен научному изучению и теоретическому обоснованию процесса институализации моральных норм, а также правил их кодификации в формирующихся в современной России конкретных формах прикладных и профессиональных этик.

5 Речь идет, прежде всего, о дискуссии, организованной Сектором этики ИФ РАН в 2006-2007 гг. в рамках исследовательского проекта «Общественная мораль: методология исследования, нормативно-этические и прикладные проблемы».

(Москва, 2006) и в его монографии «Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов» (Великий Новгород, 2006), а также в трудах Гусейнова А.А., Апресяна Р.Г., Артемьевой О.В., Разина А.В., Капустина Б.Г., Кашникова Б.Н., исследователей из Белоруссии -Беляевой Е.В., Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С., Лаптенка А.С., и Украины -Мелкова Ю.А., Рогожи М.М.6

Диссертационное исследование опирается на современные исследовательские этические программы, ориентированные на изучение общественной морали, но ставит задачу реактуализации наследия русских мыслителей рубежа столетий, расширяющей горизонты исследования феномена общественной морали.

Методология и основные источники исследования

Методология исследования сформировалась под влиянием, с одной стороны, историко-философской исследовательской традиции, с другой стороны, под влиянием теоретических разработок отечественной этической мысли.

6 Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии, 2006, №5. С. 3-17; Апресян Р.Г. Понятие общественной морали: Послесловие к дискуссии // Вопросы философии, 2010, № 2. С. 63-75; Гусейнов А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. С. 36-49;.Капустн Б.Г. Заметки об «общественной морали» // Вопросы философии, 2006, №12. С. 141-148; Мелков Ю.А. Противоречие морали и этоса в контексте развития общественной морали // Сощальна етика: теоретичш та проблеми: матерiали Шжнар. наук.-практ. конф. - К., 2010; Рогожа М.М. Институционализация морали: теоретические предпосылки и праксеологические принципы // Сощальна етика: модуси вщповщальности. Збiрник наукових статей. - К., 2011; в монографии Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009 URL: http://iphras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/soc_eth.html (дата обращения 24.05.2016): Артемьева О.В. Социальная перспектива этики добродетели; Беляева Е.В. Исторические формы общественной морали; Кашников Б.Н. Прагматика общественной морали; Лаптенок А.С. Феномен общественной морали; Мишаткина Т.В. Общественная мораль в контексте гуманистической и авторитарной этики; Разин А.В. Структура морали; Яскевич Я.С. Динамика и институционализация общественной морали: от классики к современности.

Этической базой исследования послужили основные теоретические идеи, представленные в работах Апресяна Р.Г., Гусейнова А.А., Дробницкого О.Г., Назарова В.Н., Прокофьева А.В.з Разина А.В.

Историко-философской методологической базой стали работы представителей петербургской школы изучения русской философии. Это исследования Бродского А.И., Евлампиева И.И., Замалеева А.Ф., Осипова И.Д. В работе был применен историко-философский анализ, предполагающий рассмотрение проблематики общественной морали, представленной в концепциях русских мыслителей в широком историко-философском контексте.

Достижению заявленной в исследовании цели послужило применение концептуального анализа, позволившего дать целостное многогранное представление о феномене общественной морали в русской мысли рубежа XIX - XX веков.

Этико-категориальный анализ позволил выявить основные категории, конституирующие концепт общественной морали в сочинениях русских философов.

В диссертационном исследовании в результате применения многофакторного анализа морали были выявлены и проанализированы базовые факторы, оказавшие воздействие на формирование общественной морали в русском обществе второй половины XIX века.

На основании сравнительного метода было осуществлено сопоставление взглядов и позиций русских мыслителей рубежа веков по рассматриваемой проблеме. Метод компаративистики позволил расширить поле исследования за счет включения в анализ работ зарубежных представителей социальной и социально-экономической мысли этого периода (Вебер М., Веблен Т., Дюркгейм Э., Зиммель Г., Менгер К., Мизес Л.), в которых развивались идеи институционализма и социального взаимодействия внутри социальных систем.

Основными источниками исследования стали работы Алексеева Н.Н., Ильина И.А., Кавелина К.Д., Новгородцева П.И., Соловьева В.С., Трубецкого Е.Н., Франка С.Л., Чичерина Б.Н.

Научная новизна

В диссертационном исследовании впервые дана целостная модель концептуального осмысления общественной морали, представленная в русской мысли рубежа XIX - XX веков.

Научная новизна исследования состоит также в выявлении основных концептов общественной морали в философско-этической мысли конца XIX - начала XX веков и их актуализации применительно к теоретическим и практическим запросам современной этической науки.

Ряд источников введен в исследовательский оборот впервые в контексте поставленных в диссертации целей и задач.

Положения, выносимые на защиту.

1. Вторая половина XIX века в русской культуре характеризуется формированием общественного самосознания, что нашло свое выражение в теоретико-мировоззренческих исканиях русской мысли. Общественное самосознание формировалось, прежде всего, в моральном сознании общества, в этическом осмыслении социальной реальности, конкретно-исторических событий.

2. Проведенный анализ философско-этического наследи отечественной мысли рубежа XIX - XX веков позволил выявить две сущностные характеристики общественной морали: институциональность и социальную природу нравственности. Концептуальными нравственными основаниями социальных институтов выступают органицизм как сущностная характеристика человеческих союзов, индивидуальное и общественное

11

сотрудничество в рамках общего целого, принципы «ориентации на другого», служения, принцип солидарности, конституирующий общественное взаимодействие, развитое правосознание, традиция.

3. Проблема индивидуального и общественного в морали была концептуализирована русскими мыслителями в теоретических моделях этики добродетели и этика справедливости и концептов солидарности и свободы.

4. Своеобразие постановки проблемы соотношения права и морали в общественной нравственности в этико-правовой отечественной мысли рубежа XIX - XX веков отразилось в формировании концептов этоса права и правосознания. Этос права представлен как форма бытования морально -правового сознания в практике нравственно-правовых отношений.

5. Системообразующим концептом общественной морали в сочинениях русских мыслителей рубежа веков является концепт общественного идеала. Его осмысление лежит в области проблемного поля, связанного с вопросами интеграции общественного и индивидуального начал, гармонизации абсолютного и относительного измерения идеал, общественных целей, нравственного прогресса общества и общественного быта как стремления к реализации этого идеала.

6. Анализ теоретического наследия русской мысли позволяет представить концептуальную модель общественного морального сознания, в рамках которой можно выделить структурные элементы (нормы, принципы, идеалы и ценности) и основные уровни: обыденный, идеологический и теоретический.

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая значимость исследования определятся тем, что основные выводы и результаты диссертации открывают определенные перспективы исследования институциональных оснований морали, проблем

12

правосознания, солидарности и общественного идеала. Результаты исследования могут быть востребованы для разработки как теоретических этических моделей, так и фундаментальных направлений прикладной этики, прежде всего социальной этики и этики права.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке лекционных курсов по социальной философии, социальной этике, истории русской этической мысли, при разработке спецкурсов по проблематике диссертации для студентов, осваивающих основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки «Философия», «Прикладная этика», «Практическая философия».

Степень достоверности и апробация результатов исследования

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в следующих работах автора:

1. Барташевич Т.Ю. Предметное поле социальной этики в русской философско-правовой мысли конца XIX - начала XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. — № 2 (64). С. 42-44.

2. Барташевич Т.Ю. Нравственное содержание «человеческих союзов» в русской мысли конца XIX - начала XX в. // Вестник СПбГУ, серия 17, вып. 1, 2016. С. 5-12.

3. Барташевич Т.Ю. Концептуализация этики добродетели в русской философии права конца XIX - начала XX века (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) // Вестник СПбГУ, серия 6, вып. 4, 2014. С. 21-26.

4. Барташевич Т.Ю., Овчинникова Е.А. Институциализация общественной морали в современном обществе // В сборнике: Дискурсы

этики. Альманах. Под редакцией В.Ю. Перова. Вып.1. Санкт-Петербург, 2012. С. 46-54.

Результаты исследования были представлены в докладах на российских и международных конференциях:

1. Юбилейные конференции «Философия и образование в процессе трансформации культуры» (14-15 декабря 2011 года) и «Философия и парадигмы современной науки» (15-16 декабря 2011 года), проходившие в Москве, МГУ им. М.В. Ломоносова. Доклад «Институциализация моральных регулятивов. К постановке проблемы».

2. Международный симпозиум «Философия и современное международное право», состоявшийся 13-14 мая 2013 года в Санкт-Петербурге, СПбГУ. Доклад на тему «Концептуализация общественной морали в русской философии права (конца XIX - начала XX вв.)» в рамках секции «Моральные ценности и правовые нормы в контексте международного права» (в соавт. с Е.А. Овчинниковой).

3. Российско-германский семинар «Семен Людвигович Франк: немецкий контекст русской философии», проходивший 10-11 октября 2013 года в Санкт-Петербурге, СПбГУ. Доклад на тему «Концептуализация "общественной морали" в учении С.Л. Франка». Обзор конференции представлен в альманахе «Дискурсы этики», СПб: РХГА, 2013, вып.3.

4. VI международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы 2014», состоявшаяся 20-22 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге, СПбГУ. Доклад на тему «Концептуализация этики добродетели в русской философии права конца XIX - начала XX веков».

5. VII международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы-2015», состоявшаяся 29-31 октября 2015 года. Доклад на тему «Понятийное поле общественной морали в русской философии права конца XIX - начала XX вв.».

Результаты диссертационного исследования были использованы при разработке (совместно с Е.А. Овчинниковой) программ курсов и ведении практических занятий по курсам «Общественная мораль» для студентов, осваивающих основные образовательные программы бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная этика» и магистратуры по направлениям подготовки «Прикладная этика» и «Практическая философия», и «История этики в России» для студентов, осваивающих основные образовательные программы бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная этика».

Структура исследования

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 202 наименования.

Глава 1. Теоретические и мировоззренческие предпосылки актуализации этической проблематики в русской мысли конца XIX -начала XX вв.

1.1. Русская мысль рубежа веков в контексте современного дискурса общественной морали.

Социальный вектор русской мысли рубежа XIX-XX вв., как и ее повышенный интерес к моральной проблематике, своеобразный «панморализм», отмеченный В. Зеньковским в качестве характерной черты русского философствования, были в центре внимания многих исследователей русской философии. Тем не менее, как нам представляется, область «социальной этики» в сочинениях русских мыслителей остается и по сей день еще мало изученной. Проблемное поле социальной этики в России, ее целостный концептуальный анализ не становились предметом специального рассмотрения в современных этических исследованиях, за исключением ряда диссертационных работ, посвященных, прежде всего, русской религиозной мысли . Однако следует отметить, что социальная этика, ее определение, проблемное поле и понятийный аппарат выступают сегодня предметом теоретических дискуссий. Проблематика социальной этики актуализируется в современных этических исследованиях, как в России, так и за рубежом. При всей неоднозначности трактовок и определений социальной этики она рассматривается как одно из значимых направлений этических исследований (как в теоретическом отношении, так и практическом). Русская философская мысль была ориентирована на поиски моральных оснований социальной

7 В этом аспекте следует упомянуть диссертационные исследования Попова Б.А. Феномен социальной этики (на материале русской философии XIX -XX в.). Автореф. диссер. на соискание ученой степени кандидата филос. наук. Тула, 2009; Черноусовой И.Д. Ценность свободы в социальной этике православия. Автореф. диссер. на соискание ученой степени кандидата филос. наук. Воронеж, 2005. Следует заметить, что основной акцент в исследованиях был сделан на анализе русской религиозной мысли. В диссертации Попова Б.А. основное внимание уделено социальной доктрине Л.Н. Толстого. Диссертация Черноусовой И.Д. по специальности 09.00.11 (социальная философия) посвящена анализу религиозной составляющей социально-этических концепций русского религиозного Ренессанса.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Барташевич, Татьяна Юрьевна, 2016 год

Список источников и использованной литературы

1. Аверин Н.М., Кокарев А.С. Научное наследие Б. Н. Чичерина: история и современность. // Журнал социологии и социальной антропологии. -1998. Том I, выпуск 4. URL: http://www.jourssa.ru/1998/4/averin.html (дата обращения 23.03.2017).

2. Акулинин В.Н., Самылов О.В. Философское общество при С.-Петербургском университете (1897 - 1923). Новосибирск, 1994. - 40 с.

3. Алексеев Н.Н. Науки общественным и естественным в историческом взаимоотношении их методов: очерки по истории и методологии общественных наук / Ученые записки Императорскаго московскаго университета. Отдел юридический. Вып.38: Механическая теория общества. Исторический материализм. - М.: Тип. Императорскаго московскаго ун-та, 1912. - XVIII, 270 с.

4. Алексеев Н.Н. Основы философии права. С-Пб., 1999. -252 с.

5. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Вып.1. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. - М.: Московское науч. изд-во, 1919. - 208 с.

6. Алексеев Н.Н. Русский гегельянец Б.Н. Чичерин // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Кн.1. 1911. 251 с. С. 193-220.

7. Алексеев Н.Н. Философия марксизма. Новейшая литература. // Критическое обозрение. 1908. Вып. VI (XI), с. 5-15. (Обзор 12 книг и статей, вышедших в 1908 г.)

8. Алексеев Н.Н. Современное положение науки о государстве и ее ближайшие задачи // Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: «Аграф», 1998. 640 с. С. 386-625.

9. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М: Мысль, 1979 - 141 с.

10. Анчел Е. Этос и история. М.: Прогресс, 1988. - 130 с.

11. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии, 2006, № 5. С. 3-17.

12. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали: Послесловие к дискуссии // Вопросы философии, 2010, № 2. С. 63-75.

13. Артемов Г.П. Особенности лигитимации ценностных приоритетов в профессиональных сообществах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. № 4. С. 113-120.

14. Артемов Г.П. Социология морали: курс лекций. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское об-во, 2011. - 295 с.

15. Артемов Г.П. Структура ценностных приоритетов социальных групп // В сборнике: Дискурсы этики Альманах. Под редакцией В. Ю. Перова. Санкт-Петербург, 2012. С. 92-115.

16. Артемов Г.П. Факторы ценностной поляризации // Конфликтология. 2014. №S. С. 335-338.

17. Артемьева О.В. Социальная перспектива этики добродетели // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М: Альфа-М., 2009. С.81-92.

18. Артемьева О.В. Теоретические основания этики добродетели // Философия и этика. Сборник научных трудов к 70-летию академика РАН А.А. Гусейнова. М.: Альфа-М, 2009. URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/SK/artemieva.html (дата обращения 24.05.2016).

19. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика и этос воспитания: социодинамика контекстов. Тюмень: Центр прикладной этики; НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2002. - 256 с.

20. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этос среднего класса: нормативная модель и отечественные реалии / Под ред. Г.С. Батыгина. Тюмень: Центр прикладной этики; НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2000. - 272 с.

21. Балицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века // Вопросы философии, 1991. № 8. С. 25-40.

22. Беляева Е.В. Исторические формы общественной морали // Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009 URL: http://iphras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/soc_eth.html (дата обращения 24.05.2016)

23. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Миросозерцание Достоевского. Константин Леонтьев. (Собрание сочинений. Т. V.) Париж: YMCA-Press, 1997. 578 с.

24. Бердяев Н.А. Н.А. Бердяев о русской философии. Сб.: в 2 ч. Свердловск: Издательство Урал. ун-та, 1991. - 527 с.

25. Библиографический справочник С. 335, 371-372, 387 / Философия в Санкт-Петербурге (1703-2003). Справочно-энциклопедическое издание. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - 400с.

26. Богданова М.В. Этос современного отечественного университета (как возможна социология этоса) / Отв. ред. В.И. Бакштановский. Тюмень: НИИ прикладной этики. ТюмГНГУ, 2010. - 220 с.

27. Бродский А.И. В поисках действенного этоса. Обоснование морали в русской этической мысли XIX века. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета. 1999г. 162 с.

28. Бродский А.И. Логика идеологий: Из истории русской политической мысли XIX - XX веков. Учебное пособие. - СПб, 2006. - 90с.

29. Брубейкер Р. Этничность без групп. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.

30. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века // Вопросы философии, 1991. № 8. С.25-40.

31. Валицкий А. Философия права русского либерализма / Анджей Валицкий; пер. с англ. О.В. Овчинниковой, О.Р. Пазухиной, С.Л. Чижкова, Н.А. Чистяковой под науч. ред. С.Л. Чижкова. — Москва: Мысль, 2012. 567 с.

32. Васильев Б.В. Понимание соотношения права и нравственности в русской неолиберальной философии права // Философия права в России: Теоретические принципы и нравственные основания: сб. статей. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. - 220с. С. 180-185.

33. Введенский А.И. Судьбы философии в России. С. 314-354 // Вопросы философии и психологии: Книга 42(2). Под редакцией: под профессора Н.Я. Грота и Л.М. Лопатина. М.: Типо-литография Высочайше утвержденного Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1898. 174 с.

34. Введенский А.И. Судьбы философии в России// Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии/ Сост., вступит. Ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н.Любутина. -Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991 - 592 с.

35. Вебер М. Предварительные замечания; Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808с. С. 44-272.

36. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.

37. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Из глубины. Сборник статей о русской революции / Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии». - М.: Издательство «Правда», 1991. - 608 с.

38. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: КомКнига, 2006. 368 с.

39. Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М.: Мысль, 1990.

40. Гофман А.Б. Солидарность или правило, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции // Социологический ежегодник 2012. Сб. научных трудов. Ред. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ ВШЭ, 2013. С.97-167.

41. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. - М.: ГУ ВШЭ, 1999.137 с.

42. Грот Н.Я. От редакции // Вопросы философии психологии. Кн. 1, 1890, С.3-8.

43. Гусейнов A.A. Понятие морали // Этическая мысль: Ежегодник. - Вып. 4. - М.: ИФ РАН, 2003. С.3-13.

44. Гусейнов А.А. Марксизм и этика // Карл Маркс и современная философия. Сборник материало научной конференции к 180-летию со дня рождения К.Маркса. ИФ РАН, М. - 1999. - 381 с.

45. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 157 с.

46. Гусейнов А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. С. 36-49.

47. Добродеева И.Ю. Мифологемы сознания русского интеллигента // Научный поиск. 2015, № 4. С. 31-36.

48. Добродеева И.Ю. Повседневность как формирующий фактор моральной регуляции жизни общества // Научный поиск. 2012, № 4. С.14-16.

49. Дробницкий О.Г. Моральная философия. М.: Гардарики, 2002. 523 с.

50. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. 1972. №2. - С. 31-42.

51. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк / Моральная философия: избр. труды. - М.: Гардарики, 2002. - 523 с. С. 11-342.

52. Дудник С.И., Осипов И.Д. Историко-культурное своеобразие русской философии права // Философия права в России: Теоретические принципы и нравственные основания: сб. статей. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. - 220с. С. 133-145.

53. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Пер. с фр. и послесловие Л.Б. Гофмана. — М.: Наука, 1991. — 576 с.

54. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. №2. С. 106-114.

55. Евлампиев И.И. Политическая философия Б.Н. Чичерина. Издательство С.-Петербургского университета, Санкт-Петербург, 2013. 226 стр.

56. Евлампиев И.И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина // Правоведение. -1992. - № 3. - С. 81 - 93.

57. Евлампиев И.И. Философские и социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина // Чичерин Б.Н. Собственность и государство/ подготовка текста, вступ. ст. и коммент. И.И. Евлампиева. - С-Пб.: РХГА, 2005.

58. Емельянов Б.В. Борис Чичерин: интеллектуальная биография и политическая философия. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003. 352 с.

59. Емельянов Б.В. Русская философия права: История становления и развития. Екатеринбург, 2005.148 с.

60. Емельянов Б.В., Лицук А.А., Русаков В.М. Русская философия права: становление, взаимодействия, особенности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. - 2008. Вып.8. С. 79-93.

61. Жданова Г.В. Идеальные основы права в философии права Н.Н. Алексеева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 1.

62. Жданова Г.В. Методологические истоки философии права Алексеева Н.Н. // Социально-политические науки. - 2012. - №2. С. 6973.

63. Жуков В.Н. Русская философия права: естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001. 237 с.

64. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб, СПбГУ, 2001.- 398 с.

65. Замалеев А.Ф. Биотекстологический словарь. Выбранные места из сочинений русских мыслителей ХУ1-ХХ вв. С. 235-236, 267, 332-333 / Замалеев А.Ф. Учебник русской политологии. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2002. - 352 с.

66. Замалеев А.Ф. История русской культуры. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. - 262 с.

67. Замалеев А.Ф. Фазисы русской нравственности // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX века. СПб, 1995. - 346 с.

68. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т. СПб., 1991. Т. II., ч.1 - 256 с., ч.2 - 270.

69. Зорин Г.В. Вклад австрийской экономической школы в социальное познание // Макс Вебер и современная социология: Памяти Риммы Павловны Шлаковой / Под общ. ред. А.О. Бороноева, Н.Г. Скворцова. СПб. Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. 235 с. С. 127-141.

70. Зорькин В.Д. Прощание с мифами: (Мысли вслух) // Наш современник. -1994. - № 9.

71. Ильин И.А. О сущности правосознания. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990.

72. Ильин И.А. Учение Гегеля о морали и нравственности. // Вопросы философии и психологии: Книга 139-140(4,5).Под редакцией: под редакцией профессора Н.Я. Грота и Л.М. Лопатина. 1917. 323 с. С. 151227.

73. Ильин И.А. О правосознании. Собр. соч. в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. 400 с.

74. Кавелин К.Д. Задачи этики / Собрание сочинений К.Д. Кавелина. Том третий. Наука, философия и литература. СПб, Типография М.М. Стасюлевича, 1899. 1256 с. Задачи этики С. 897-1018.

75. Кавелин К.Д. Письмо Ф.М. Достоевскому / Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. -М., Правда, 1989. 656 с.

76. Кавелин К.Д. По поводу губернских и уездных земских учреждений («11-го февр. (30-го янв.) 1864 г. С.-Петербургские Ведомости, 1864, №№49, 51 и 53») / Кавелин К.Д. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2 Публицистика. С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1898. С. 735-778.

77. Кавелин, К. Д., Чичерин Б.Н. Письмо к издателю // Голоса из России: Сборники А.И. Герцена и Н.П. Огарева. В 4 выпусках. М., 1974 - 1976. Вып. 1.

78. Кант и философия в России. М., 1994. - 286 с.

79. Кант И. Метафизика нравов в двух частях (1797) / Кант И. Сочинения в 6 томах. М., «Мысль», 1965. (Философ. наследие). - Т. 4. Ч. 2.- 478 с. -С.107-438.

80. Кант И. Лекции по этике. М., Наука. 2000. - 431 с.

81. Кант И. Крика практического разума. СПб. - Наука - 524 с.

82. Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русской ментальности. М., 2007.

83. Капустин Б.Г. Заметки об «общественной морали» // Вопросы философии, 2006, № 12. 141-148.

84. Катенина Н.В. Закон нравственный и закон юридический в философско-правовом учении Б.Н. Чичерина // Вопросы философии. 2011. №2. С. 139-150.

85. Катенина Н.В. Личность как основа политико-правовой философии Б.Н. Чичерина // Философские науки. 2012. №2. С. 70-81.

86. Кацапова И.А. Философия права П.И. Новгородцева. М., ИФ РАН. -2005. - 188 с.

87. Кацапова И.А. Философское мировоззрение П.И. Новгородцева / И.А. Кацапова, С.И. Бажов; под. общ. ред. И. А. Кацаповой; Рос. акад. Наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2007. 182 с.

88. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л., 1979.

89. Кобляков В.П. Этическое сознание: Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 223 с.

90. Ковалевский М.М. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности // Вехи: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 1998. - 856 с. -(Русский путь). С. 610-633.

91. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908. С. 233.

92. Корольков А.К. Одухотворенная наука о праве // Русская философия права. Антология. СПб., 1999.456 с.

93. Котляревский С. Учение Б. Н. Чичерина о сущности и смысле права. // Вопросы философии и психологии: Книга 80(5).Под редакцией: под редакцией профессора Н.Я. Грота и Л.М. Лопатина. 1905. 248 с. С. 382396.

94. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. - 208 с.

95. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант - Гегель - Вл. Соловьев. - М.: ИФРАН, 1996. - 305 с.

96. Лаптенок А.С. Феномен общественной морали // Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009 URL: http://iphras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/soc_eth.html (дата обращения 24.05.2016).

97. Лобеева В.М. Философия права Б.Н. Чичерина: проблема нравственных оснований права // Философия права в России: Теоретические принципы и нравственные основания: сб. статей. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. унта, 2008. - 220с. С. 199-217.

98. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 559 с.

99. Макинтайр А. После добродетели. М.: Академический проект; Екатеринбург, 2000. 384 с.

100. Марксистская этическая мысль в СССР (20-е - первая половина 30-х годов). Очерки / Под ред. О.П. Целиковой и Р.В. Петропавловского. М., 1989. 400 с.

101. Мачкарина О.Д. Русско-немецкий философский диалог // Вестник МГТУ, 2000. № 3.Т. 3. С. 413-430.

102. Мелков Ю.А. Противоречие морали и этоса в контексте развития общественной морали // Сощальна етика: теоретичш та проблеми: матерiали Мiжнар. наук.-практ. конф. - К., 2010. С. 77-87.

103. Милль Дж.Ст. О Свободе // О Свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). - М., 2000.

104. Михайловский И.В., Радлов, Э. Л. Философия права и политики Бориса Чичерина // Наука и религия / Б. Н. Чичерин. М., 1999.

105. Мишаткина Т.В. Общественная мораль в контексте гуманистической и авторитарной этики // Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009 URL: http://iphras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/soc_eth.html (дата обращения 24.05.2016).

106. Мотрошилова Н.В. Юрген Хабермас о кризисе Европейского Союза и понятии солидарности (2011-2013 гг.) // Вопросы философии. 2013. №10. С. 22-38.

107. Назаров В.Н. Российская этика. Основные тенденции развития // История этических учений. Учебник / Под общей ред. А.А. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2003.

108. Назаров В.Н. История русской этики. - М.: Гардарики, 2006. - 319 с.

109. Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов: Механическая теория общества. Исторический материализм. Очерки по истории и методологии общественных наук: Ученые записки Императорского Московского университета: Отдел юридический: Вып. 38. Ч. 1 / Алексеев Н.Н. - М.: Тип. Имп. Моск. ун-та, 1912. - 294 с.

110. Национальная идентичность в русской культуре./ Под ред Саймона Франклина и Эммы Уиддис. Пер. с англ. М., РОССПЭН, 201. - 254 с.

111. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типичных построения в области философии права. М.: Унив. типография, 1901. 245 с.

112. Новгородцев П.И. Борис Николаевич Чичерин // Научное слово. - 1904. -№ 3. URL http://www.liberalism.ru/ (дата обращения 12.02. 2016)

113. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. РАН. Ин-т государства и права. М.: Наука, 1996. 269 с.

114. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева // Вопросы философии и психологии: Книга 56(1). 1901. 210с. С. 112-129.

115. Новгородцев П.И. К вопросу о современных философских исканиях (Ответ Л.П. Петражицкому) // Вопросы философии и психологии. Кн. 66 (I), 1903

116. Новгородцев П.И. Кант как моралист / Кант: pro et contra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции. Антология. Серия «Русский путь». СПб: Изд-во РХГА, 2005. С.542-554.

117. Новгородцев П.И. Мораль и познание // Вопросы философии и психологии: Книга 64(4).Под редакцией: под редакцией профессора Н.Я. Грота и Л.М. Лопатина. 1902. 272 с. С. 824-838.

118. Новгородцев П.И. Науки общественные и естественные. (Несколько замечаний по поводу книги Н. Н. Алексеева). // Вопросы философии и психологии: Книга 120(5).Под редакцией: под редакцией профессора Н.Я. Грота и Л.М. Лопатина. 1913. 282 с. С. 716-722.

119. Новгородцев П.И. Нравственная проблема в философии Канта // Вопросы философии и психологии. - М., 1901. Год XII, кН. 57 (II). - С. 279-314.

120. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции. Москва -Петроград. Книгоиздательство «Русская Мысль», 1918 // Из глубины: Сборник статей о русской революции С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева, С.А. Булгакова и др.— M.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.—298 с. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. М., 2001.304с.

121. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. - 640 с.

122. Новгородцев П.И. Общественный идеал в свете современный исканий. // Вопросы философии и психологии: Книга 103(3).Под редакцией: под редакцией профессора Н.Я. Грота и Л.М. Лопатина. 1910. 221 с. С. 331339.

123. Новгородцев П.И. Право и нравственность // Сборник по общественно-юридическим наукам. Вып. 1. СПб., 1899.

124. Новгородцев П.И. Учение Канта о праве и государстве / Кант: pro et contra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции. Антология. Серия «Русский путь». СПб: Изд-во РХГА, 2005. С.505-541.

125. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Thesis. Т.1. Вып.2. М., 1993. С.69-91.

126. Овчинникова Е.А. Этика и идеология: сценарии взаимодействия в русской культуре (XVIII - первая половина XIX века) // Новое литературное обозрение. 2015, № 133. С.76-85.

127. Овчинникова Е.А. Немецкая философская традиция в становлении теоретической этики в России // Дискурсы этики. Альманах. 2013 Вып.1. - СПб: Изд-во РХГА. С.18-27.

128. Осипов И.Д. Патриарх русской государственной науки // Философия права / Б. Н. Чичерин. С-Пб., 1998. с. 3-21.

129. Осипов И.Д. Философия политики и права в России СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. - 259 с.

130. Осипов И.Д. Философия права И. А. Ильина / Вече: альманах русской философии и культуры. Вып. 16 / С.-Петерб. гос. ун-т, Филос. фак. ; [ред.-изд. А. Ф. Замалеев]. — СПб. : [Изд-во С.-Петерб. ун-та], 2004. — 309 с.

131. Осипов И.Д. Философия права. СПб., 2000. 61 с.

132. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX - начало XX в.). -СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. 192 с.

133. Осипов И.Д., Соколов А.М., Стребков А.И. Интеллектуальные интуиции евразийской философии права // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 51 -58.

134. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследование по истории морали. - М.: Прогресс, 1987. - 528 с.

135. Очерки истории русской этической мысли. М., Наука, 1976. 380 с.

136. Очерки этической мысли в России конца XIX - начала XX века. М., Наука. 1985. 318 с.

137. Перов В.Ю. Проблема рациональной легитимации дискурсов справедливости // Россия и Грузия: диалог и родство культур. / Материалы международного симпозиума (Тбилиси, 3-6 сентября 2003 г.) Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.284-291.

138. Перов В.Ю. Проблемы моральной легитимации в современной этике // В сборнике: Дискурсы этики. Альманах. Под редакцией В.Ю. Перова. Вып.5. Санкт-Петербург, 2013. С. 90-103.

139. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Серия: «Классики русской философии права». - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 606 с.

140. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. -704 с.

141. Поляков А. В. Б.Н. Чичерин как историк политико-правовой мысли // Политические мыслители древнего и нового мира / Б. Н. Чичерин. СПб., 1999.

142. Прокофьев А.В. Концептуализация понятия «общественная мораль»: некоторые проблемы и трудности // Вопросы философии, 2008. № 3. С. 51- 61.

143. Прокофьев А.В. Логика меньшего зла (к вопросу о характеристиках общественной морали) // Сощальна етика: теоретичш та проблеми: матерiали Мiжнар. наук.-практ. конф. - К., 2010. С. 99-114.

144. Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. - Великий Новгород, 2006. - 284 с.

145. Прокофьев А.В. Моральный выбор и коллективная субъектность // Ведомости. Вып. 30. Тюмень: НИИ ПЭ,2007. С. 25-27.

146. Прокофьев А.В. Феномен общественной морали // Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006. С. 9-56.

147. Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России: Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб.: Изд-во РХГА, 2003. - 702 с.

148. Разин А.В. Исторические тенденции развития морали и проблема ее обоснования // Этика. Новые старые проблемы. К шестидесятилетию Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова / Отв. ред. Р.Г.Апресян. М.: Гардарики, 1999. - 256 с.

149. Разин А.В. Структура морали // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. С. 119-136.

150. Рих А. Хозяйственная этика / Пер. с нем. Е.М. Довгань, отв. ред. В.В. Сапов. - М.: Посев, 1996. 809 с.

151. Рогожа М.М. Институционализация морали: теоретические предпосылки и праксеологические принципы // Сощальна етика: модуси вщповщальности. Збiрник наукових статей. - К., 2011.

152. Рогожа М.М. Сощальна мораль: тмзи мiнiмалiзму. Монографiя. - К.: Вид. ПАРАПАН, 2009. - 216 с.

153. Россман И.М., Рюмин С.Г. И.А. Ильин о роли правосознания в развитии общества // Человек в мире культуры: национальная культура и современность (Материалы пятого международного философско-культурологического симпозиума 29-30 января 2009 года). — Рязань: РГУ «Рельеф-Принт», 2009. — С. 106-114.

154. Россман И.М., Рюмин С.Г. Проблема сопротивления злу через призму единства морали и права в полемике И.А. Ильина с Л.Н. Толстым // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2007. — № 12. — С. 8-10.

155. Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. - Питтсбург: Отдел славянских языков и литератур Питтсбургского университета, 1975.- 414 с.

156. Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Алгоритм, 2007. - 736с.

157. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 119 с.

158. Серл Дж. Что такое институт? // Вопросы экономики. 2007. N8. С. 5-27.

159. Соловьев В. С. Гегель // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. VIII. (Кн. 15). СПб., 1892, стр. 217-227.

160. Соловьев В. С. Гегельянская школа // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. VIII. (Кн. 15). СПб., 1892, стр. 227-228.

161. Соловьев В.С. Мнимая критика (ответ Чичерину) // Вопросы философии и психологии: Книга 39(4).Под редакцией: под редакцией профессора Н.Я. Грота и Л.М. Лопатина. 1897. 403 с. С.645-694.

162. Соловьев В.С. Нравственная организация человечества // Вопросы философии и психологии: Книга 34(4).Под редакцией: под редакцией профессора Н.Я. Грота и Л.М. Лопатина. 1896. 445 с. С.579-608.

163. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия / Собр. соч. в 10 т. Т.8. 1894-1897. Второе издание. Под ред. и с примечаниями С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. - СПб: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1914. 754 с. (М., 1996)

164. Соловьев Вл. Кант / Кант: pro et contra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции. Антология. Серия «Русский путь». СПб: Изд-во РХГА, 2005. С.329-366.

165. Соловьев В.С. Право и нравственность: Очерки из прикладной этики. СПб: Изд. Я. Канторовича, 1897. 187 с.

166. Струве П. Б. О мере и границах либерального консерватизма // Политические исследования. - 1994. - № 3.

167. Струве П.Б. Б.Н. Чичерин и его место в русской образованности и общественности // Patriótica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. 527 с. С. 451-460.

168. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания (Опыт этико-философского исследования). М.: Мысль, 1974. - 280 с.

169. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1909. (СПб, 2001).

170. Трубецкой Е.Н. Новые исследования о философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии: Книга 61(1). - М.: Типолитография Высочайше утвержденного Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко. 1902. С. 581-605.

171. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. С-Пб., 2001.

172. Трубецкой Е.Н. Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права. // Вопросы философии и психологии: Книга 80(5). С. 353-381.

173. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. М., Издательство: Товарищество скоропеч. А.А. Ливенсон, 1908. 225 с.

174. Философия в Санкт-Петербурге (1703-2003). Справочно-энциклопедическое издание. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. 400 с.

175. Философский словарь Вл. Соловьева. Р-н-Д. 2000.

176. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. — 848 с.

177. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Второе издание. - YMCA-РКЕ88/(Париж, 1981).

178. Франк С. - обзор книги: П. Струве. На разные темы. (1893-1901 гг.). Сборник статей. Спб. 1902 // Вопросы философии и психологии: Книга 66(1). 1903. С. 96-102.

179. Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. 440 с. С. 243-434.

180. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. (репр. изд. 1909 г.). М.: Новое время, 1990. 214 с. С. 150184.

181. Хомяков A.C. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988. 461 с.

182. Чичерин Б.Н. Вступительная лекция по государству и праву, читанная в Московском университете 28 октября 1861 г. // Философия права / Чичерин Б. Н. С-Пб., 1998. -с. 372 - 384.

183. Чичерин Б.Н. Москва сороковых годов. М., 1997.

184. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.

185. Чичерин Б.Н. Несколько слов по поводу ответа г. Соловьева // Вопросы философии и психологии: Книга 40(5). 1897. С. 772-783.

186. Чичерин Б.Н. О началах этики // Вопросы философии и психологии: Книга 39(4). 1897. С. 586-701.

187. Чичерин Б.Н. О началах этики // Философские науки. - 1990.- № 1.

188. Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII в. - М.: Тип. Александра Семена, 1856. - 606 с.

189. Чичерин Б.Н. Общее государственное право. М., 2006.

190. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Несколько современных вопросов / Б.Н. Чичерин. М., 2002.

191. Чичерин Б.Н. Собственность и государство / 2 ч. Ч.1. Право. - М.: тип. Мартынова, 1882. 932 с.

192. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. - 656 с.

193. Чижевский Д.И. Гегель в России. - СПб: Наука. - 2007. - 411 с.

194. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии,1990. № 6. С.132-140.

195. Шершеневич Г.Ф. История философии права. Изд. 2-е. СПб., 1907. 589 с.

196. Шпакова Р.П. Стоицизм в поворотное время. Фердинанд Теннис и Макс Вебер // Макс Вебер и современная социология: Памяти Риммы Павловны Шпаковой / Под общ. ред. А.О. Бороноева, Н.Г. Скворцова. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. 235 с. - С. 37-46.

197. Этика: Энциклопедический словарь / Под общ. ред Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 672 с.

198. Яскевич Я.С. Динамика и институционализация общественной морали: от классики к современности // Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М.: АльфаМ, 2009 URL: http://iphras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/soc_eth.html (дата обращения 24.05.2016)

199. Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права. СПб., 1999.

200. Copleston, Frederick C. Philosophy in Russia, From Herzen to Lenin and Berdyaev , Notre Dame, 1986.

201. Goerdt, W. Russische Philosophie: Zugaenge und Durchblicke Freiburg/Muenchen, 1984.

202. Svetlana Boym. Common Places: Mythologies of Everyday Life in Russia. Cfmbridge. MA 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.