Проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Рюмин, Сергей Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат философских наук Рюмин, Сергей Геннадьевич
Введение.
Глава I. Основы единства морали и права в философии И.А. Ильина.
1.1. Сходство и различия'в нормах и понятиях морали, права, религии.
1.2. Правосознание как фактор единства морали и права.
1.3. Религия как духовная основа единства морали и права.
Глава П. Проблемы единства морали и права в жизни общества.
2.1. Значение единства морали и права для правового государства и гражданского общества.
2.2. Роль семьи в воспитании правосознания.
2.3. Частная собственность с точки зрения единства морали и права.
Глава III. О сопротивлении злу в правовом государстве.
3.1. Проблема сопротивления злу через призму единства морали и права.
3.2. Решение проблемы сопротивления злу в концепции И.А. Ильина.
3.3. Актуальность идей И.А. Ильина.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Социально-философский анализ концепции правосознания И.А. Ильина2008 год, кандидат философских наук Чикин, Леонид Анатольевич
Философия государства и права в наследии И. А. Ильина2000 год, кандидат философских наук Рутковская, Марина Валерьевна
Правовая теория И. А. Ильина: Гносеологический аспект1998 год, кандидат юридических наук Жариков, Андрей Анатольевич
Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И.А. Ильина и А. Кожева2007 год, кандидат философских наук Целиков, Алексей Николаевич
Социально-философская антропология И.А. Ильина2006 год, кандидат философских наук Честнейшина, Диана Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина»
Актуальность исследования. Центральными проблемами в творческом наследии русского философа и правоведа И.А. Ильина являются проблемы соотношения морали и права, правосознания и его связи с жизнью государства, общества, семьи, а также сопротивления злу силой через призму соотношения морали и права. Особое значение И.А. Ильин придавал концепции правосознания, и можно сказать, он был одним из немногих в русской философии, кто уделил ей столь глубокое внимание в этике. Правосознание трактовалось обычно как знание законов, И.А. Ильин же раскрыл роль и значение правосознания в масштабном нормативном комплексе морали и права. Данные проблемы приобретают особую актуальность в переходную эпоху, которую переживает Россия на рубеже XX—XXI веков. Актуальность идей И.А. Ильина ощущают многие из тех, кто вовлечен в общественную жизнь, в том числе и политические деятели, публицисты, философы, педагоги, юристы. Отечественные идеологи разных направлений пытаются найти в трудах И.А. Ильина помощь и поддержку, а то и оправдание своим идейным построениям. В связи с этим возникает насущная потребность в критическом анализе философско-правового и этического наследия И.А. Ильина, в философско-правовом осмыслении отношений морали и права, правосознания, правового государства, гражданского общества и семьи в учении И.А. Ильина, а также его концепции сопротивления злу силою в контексте единства морали и права.
Степень разработанности темы. Тема исследования находится на пересечении этической, философско-правовой, философско-политической, юридической, психологической и педагогической проблематики. Соотношение морали и права — одна из важнейших проблем как этики, так и философии права, рассматривавшаяся уже в античные времена. Данной проблематике в творческом наследии И.А. Ильина со стороны исследователей не уделялось достаточно внимания. Необходимость учета возникающих в ходе исследования междисциплинарных коллизий приводит к рассмотрению работ исследователей творчества И.А. Ильина, хотя бы частично затрагивающих аспекты этической, философско-правовой, философско-политической, юридической, психологической и педагогической проблематики. Творчество И.А. Ильина изучали В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, Ю.В. Попов, В.А. Малинин, Н.П. Полторацкий, которые рассматривали его труды в философском, культурологическом и политологическом контексте, уделяя при этом значительное внимание его сочинениям,, посвященным анализу философии Гегеля, онтологическим проблемам, духовно-религиозным основам жизни1.
В исследованиях российских ученых интерес к наследию И.А. Ильина возрождается в 1990-х годах. Важной вехой в освоении творческого наследия И.А. Ильина является начавшаяся в 1993 году публикация первого в России собрания его сочинений в 10 томах (составление и комментарии Ю.Т. Лисицы). Произведения начала 1990-х годов, посвященные теоретическому наследию И.А. Ильина, представляют собой вступительные статьи, комментарии к его трудам. Ю.Т. Лисица, В.И. Ковалев, А.Г. Гузнов, Д.Б. Цыганков изучали различные аспекты его философии и трактовки государства и права, политической власти, проблем демократии и диктатуры2.
В концепции И.А. Ильина мораль и право связаны с проблемами государства и политики. Взгляды И.А. Ильина, касающиеся государственно-правовой проблематики, рассмотрены в диссертационных исследованиях таких авторов, как И.Н. Зернов, М.Б. Золина, А.В. Мальцева, К.Р. Постников, М.А Реныи, Д.И. Шаронов3.
1 Зеньковский В.В. История русской философии. — Л., 1991. — С. 129; Лосский Н.О. История русской философии. — М.,1991. — С. 516; Попов Ю.В. Ильин И.А. // Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С. 209; Малинин В.А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве // История философии в СССР: В 2 т.— М., 1971. — Т. 2. — С. 112; Полторацкий Н.П. И.А. Ильин: жизнь, труды и мировоззрение. — Лондон, 1989. — С. 255.
2 Лисица Ю.Т. И.А. Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1993. — Т. I — С. 5-36; Гузнов А.Г. И.А.Ильин о государстве и демократии // Советское государство и право. — 1991. — № 11. — С. 131-134; Цыганков Д.Е. Политическое завещание И.А. Ильина // Социальная философия Ивана Ильина: Сб. материалов российского семинара (9-10 апреля 1993 г.).-—СПб., 1993. — С. 14-19.
3 См.: Зернов И.Н. Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина.: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.03. — М., 1998. — 136 е.; Золина М.Б. Политическая философия И.А.Ильина: Дис. канд. политол. наук: 23.00.01. — М., 1996. — 182 е.; Мальцева А.В. Проблема институционализации политико-властных отношений в трудах И.А. Ильина. Дис. . канд. политол. наук: 23.00.02. — М., 1998. — 184 е.; Постников К.Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И.А. Ильина. Дис. . канд. филос. наук : 09.00.03 — М., 1996. — 182 е.; Реныи М.А., Идея государственности в социальной философии И.А.Ильина. Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. — М., 1997. — 181 е.; Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А. Ильина. Дис. канд. филос. наук: 23.00.03. — М„ 1994. — 152 с.
Педагогические аспекты воспитания правосознания в творчестве И.А. Ильина проанализированы в работе И.М. Коняевой1.
В концепции И.А. Ильина мораль и право тесно связаны с религией, поэтому рассматривается религиозный аспект в наследии И.А. Ильина, который изучали Д.П. Ерисов и С.М. Бабинцев .
И.И. Евлампиев констатировал влияние идеалистических концепций классической немецкой философии (в том числе учения Г.В.Ф. Гегеля) на И.А. Ильина и его убежденность в существовании фундаментального, невыводимого из эмпирической действительности единства всех людей в обществе, а также отмечал то значение, которое И.А. Ильин придавал правосознанию как непосредственному, интуитивному проникновению в высший духовный смысл правовых отношений3.
B.C. Нерсесянц, анализируя творчество И.А. Ильина с точки зрения философии права, делает вывод, что основная правоведческая проблематика у И.А. Ильина находится в сфере различения и соотношения права и закона. Правовые аспекты рассматривали А.А. Жариков, изучавший гносеологический аспект правовой теория И.А. Ильина, и А.Н. Окара, анализировавший учение И.А. Ильина о государстве и праве, и отмечавший, что И.А. Ильин пытался в философии права создать универсальную теорию, объединяющую проблематику личности, общества, права, государства, политики, власти и божественного начала в едином акте правосознания. А.Н. Окара рассматривает онтологическое назначение и аксиологическое значение права и правосознания в творчестве И.А. Ильина, акцентируя внимание на проблеме правосознания с точки зрения юриспруденции4.
1 Коняева И.М. Философско-педагогические идеи И.А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания. Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. — Рязань, 2002—187 с.
2 Ерисов Д.П. Религиозная философия И.А. Ильина. Дис. . канд. филос. наук: 09.00.06. — М., 1997 — 130 е.; Бабинцев С.М. Историософские идеи И.А. Ильина в контексте его религиозной метафизики Дис. . канд. филос. наук: 09.00.03. —М., 1996 —211 с.
3 Евлампиев И.И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Правоведение. — 1992. — № 3. — С. 81-93.
4 См.: Жариков А. А. Правовая теория И.А. Ильина. Гносеологический аспект. Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998 — 183 е.; Окара А. Н. Учение И.А.Ильина о государстве и праве. Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01, —М„ 1999 —142 с
Однако проблема правосознания весьма важна и с точки зрения этики. Специальных этических работ, посвященных проблеме соотношения морали и права в творчестве И.А. Ильина, практически нет. Для углубленного понимания проблемы соотношения морали и права, которое в своей реализации вынуждено прибегать к силе, большое значение имеет труд И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою». Проблему борьбы со злом, насилием в творчестве И.А. Ильина анализируют Е.В. Демидова, Д.А. Сысуев, В.А. Цвык. Особый интерес представляет точка зрения Е.В. Демидовой, которая отмечает, что проблему сопротивления злу силой И.А. Ильин рассматривает как одну из драматических проблем религиозного опыта человека на пути его духовного развития. При этом Е.В. Демидова констатирует, что хотя И.А. Ильин не употреблял термина «ненасилие», но его учение о сопротивляющейся злу силе можно рассматривать как учение о ненасильственно сопротивляющейся силе1.
Исходя из анализа перечисленных работ, становится очевидным, что, несмотря на несомненное научное достоинство данных трудов, проблема соотношения морали и права и значение концепции правосознания в творчестве И.А. Ильина не рассматривались в этическом аспекте в качестве самостоятельного предмета исследования.
Объект исследования - учение И.А. Ильина о морали и праве.
Предмет исследования - философско-этические аспекты соотношения морали и права в философии И.А. Ильина.
Цель исследования - анализ концепции соотношения морали и права в философии И.А. Ильина.
Задачи исследования: - выявить значение понятий «мораль» и «право» в философии И.А. Ильина, проанализировать соотношение морали и права, выявить сходство и различие моральных, правовых и религиозных норм;
1 См .-.Демидова Е.В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века. Книга И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой» и полемика вокруг нее. Дис. . канд. филос. наук: 09.00.05. — М., 1996 — 164 е.; СысуевД.А. Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И.А.Ильина. Дис. . канд. филос. наук: 09.00.05. — М., 1996 — 162 е.; ЦвыкВ.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина. Дис. канд. филос. наук: 09.00.05. — М., 1995 — 144 с.
- раскрыть роль правосознания в творчестве И. А. Ильина;
- показать понимание И.А. Ильиным значения религии в обеспечении единства морали и права;
- выявить роль правового государства и гражданского общества как фактора действительного функционального единства морали и права;
- показать понимание И.А. Ильиным роли семьи в развитии правосознания в процессе воспитания гражданина правового государства;
- раскрыть понимание И.А. Ильиным значения частной собственности, с точки зрения единства морали и права;
- проанализировать учение JI.H. Толстого о непротивлении злу насилием в соотнесении с концепцией единства морали и права в труде И.А. Ильина «О сопротивления злу силой»;
- выявить методы сопротивления злу в учении И.А. Ильина.
Методологические и теоретические основания исследования. Концепция И.А. Ильина исследуется на основе следующих его сочинений: «Взгляд в даль», «Мировые причины русской революции. Кризис правосознания», «Наши задачи», «Нравственное противоречие войны», «О грядущей России», «О монархии и республике», «О сопротивлении злу силой», «О сущности правосознания», «Общее учение о праве и государстве», «Понятие права и силы», «Поющее сердце. Книга тихих созерцании», «Путь духовного обновления», «Путь к очевидности», «Религиозный смысл философии. Три речи», «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «Шлейермахер и его речи о религии», «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий». Полемика вокруг книги «О сопротивлении злу силой» отражена в ряде статей, значительная часть которых была опубликована в пятом томе собрания сочинений И.А. Ильина.
Методологической и теоретической основой исследования послужили этические, философско-правовые, педагогические, политологические работы, так или иначе затрагивающие различные аспекты проблемы соотношения морали и права в философии И.А. Ильина.
Историко-философский подход применялся при исследовании этических, философско-правовых и религиозно-философских взглядов И.А. Ильина, реконструкции и анализе его учения. Реализация этого подхода требовала изучения тех этических, философско-правовых и религиозно-философских доктрин, в контексте рассмотрения которых И.А. Ильин развивал свое учение, и в полемике с которыми формулировал свои положения. Основу воззрений И.А. Ильина составляло христианское учение, поэтому для осмысления отношения И.А. Ильина к добру и злу, морали, праву и религии в этом контексте необходимым было обращение к текстам Евангелия, произведениям и житиям святителей Церкви и православных подвижников, трудам по нравственному богословию, в том числе св. Иоанна Златоуста, св. Игнатия Брянчанинова, св. Иоанна Кронштадского, архимандрита Платона, архиепископа Анастасия Иерусалимского, митрополита Антония, социальной концепции Русской Православной Церкви.
Анализ представлений о насилии и ненасилии тех, с кем соглашался или спорил И.А. Ильин, осуществлялся главным образом на материале трудов теоретиков и практиков ненасилия - JI.H. Толстого, М.К. Ганди, M.JI. Кинга, а также и самого И.А. Ильина.
Описательно-реконструктивный метод обусловил обращение к историко-философским трудам, в которых рассматривались либо идеи И.А. Ильина, либо учения, которые он развивал или оспаривал. К таким работам относятся произведения В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Н.П. Полторацкого.
Проблемно-теоретический подход позволил выявить этическое содержание в обсуждении различных аспектов соотношения морали и права, добра и зла, насилия и ненасилия. Этико-теоретическую и философскую базу в данной части исследования составили идеи, высказанные Р.Г. Апресяном, А.А. Гусейновым, О.Г. Дробницким, E.JI. Дубко, Ю.А. Шрейдером, которые отразили особенности исторического развития морали, анализировали проблему добра и зла, насилия и ненасилия, соотношения морали и права. Для выявления связи морали и права в контексте политической философии автор опирался на концепции B.C. Нерсесянца, А.В. Оболонского, В.В. Шелохаева, В.И. Ковалева, Ю.Т. Лисицы.
Диалектический метод, который применяли Г.В.Ф. Гегель, и И.А. Ильин, позволил рассмотреть характер взаимодействия между моралью и правом, естественным и позитивным правом и понять место и роль морали в этом процессе. Компаративный метод позволил сопоставить основные элементы философии права Г.В.Ф. Гегеля и И.А. Ильина. В исследовании применялся принцип единства морали и права, имеющий методологическое значение при рассмотрении проблем философии права. Этот принцип был использован в работе при рассмотрении анализа И.А. Ильиным учения J1.H. Толстого о морали.
Научная новизна исследования состоит в том, что предметом исследования стала проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина. К новым результатам можно отнести то, что реконструировано целостное определение морали в трудах И.А. Ильина. Обоснована необходимость изучения в творчестве И.А. Ильина концепции единства морали и права в спецификации соотношения морали и права в отличие от традиционной для отечественной этической литературы парадигмы изучения различий между моралью и правом. Новизну исследования определяет и то, что раскрыто значение правосознания для достижения единства морали и права. Проанализирована взаимосвязь в творчестве И.А. Ильина правосознания, нравственности (выраженной через государство, гражданское общество, семью) и абстрактного права, при этом анализируется снятие противопоставления интересов личности и государства с позиций концепции единства морали и права. Новым является взгляд на проблему сопротивления злу силой через призму единства морали и права.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мораль, определяемая на основе предложенной И.А. Ильиным характеристики норм морали, интерпретируется как совокупность определенных норм, задаваемых таким источником, как голос совести, который самостоятельно воспринимается и формулируется каждым человеком, контролируется укорами совести и чувством вины. При этом мораль требует всеобщего признания своих норм, которыми связываются только те, кто добровольно признал их, искренне убедившись в них. Мораль предписывает добровольное признание требований совести, определенное внутреннее поведение, основанное на внутреннем отношении ко всему живому, в том числе к человеку, и на внутренней доброте.
2. В понимании И.А. Ильина разделены «мораль» и «нравственность». Нравственность, то есть сфера практической свободы коллективного индивидуума, проявленная через семью, гражданское общество, государство, выше морали отдельного индивидуума как совокупности неписанных норм. Мораль может перейти к более высокой ступени — к нравственности, которая возможна благодаря единству морали и права.
3. Правосознание в учении И.А. Ильина имеет особое значение, объединяя и чувство, и волю, и воображение, и мысль. С точки зрения концепции единства морали и права, правосознание связывает мораль и право воедино, способствуя переходу морали в нравственность.
4. Правосознание способствует гармоничному развитию единства морали и права в государстве, гражданском обществе, семье, позволяет подойти к проблеме собственности не только как правовой проблеме, но и как к аспекту приобретения гармонии в отношениях человека и общества.
5. В контексте единства морали и права важен аспект применения силы. Право без применения силы оказывается беспомощной декларацией. В то же время правовое принуждение вне моральных рамок оказывается бесплодным и ведущим к насилию. Мораль без строгих рамок права оказывается субъективной, скатывается к морализаторству, открывающему дорогу злу. Поэтому концепция И.А. Ильина о сопротивлении злу силой имеет особое значение для единства морали и права.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что его положения и выводы являются вкладом в развитие проблематики соотношения морали и права, могут послужить дальнейшему комплексному изучению творческого наследия И.А. Ильина, интерпретации его идеи о единстве морали и права в контексте современной политической и культурной ситуации как в России, так и в мире, поскольку проблемы правосознания, нравственного и правового воспитания являются актуальными и в XXI веке.
Факты, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут стать частью курса по этике, явиться основой спецкурса по истории философии права в России, а также использоваться в учебной и воспитательной работе.
Апробация и внедрение в практику. Предварительные результаты исследования были опубликованы в научных статьях и были изложены в докладах на научно-практических конференциях «Россия на пути к правовому государству: диалектика становления» (Рязань: АПУ ФСИН, 2004 г.), «Тенденции развития отечественной философской мысли в XXI веке и перспективы регионального обществоведения» (Рязань: РГПУ, 2004), на международных фило-софско-культурологических симпозиумах «Человек в мире культуры: проблемы исследования» (Рязань: РГПУ, 2005) и «Человек в мире культуры: вызовы современности» (Рязань: РГУ, 2008).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина2010 год, кандидат философских наук Симонишвили, Елена Николаевна
Социальная философия И. А. Ильина1995 год, кандидат философских наук Булгак, Инга Борисовна
Право и правосознание в учении И. А. Ильина1998 год, кандидат юридических наук Сазонова, Татьяна Борисовна
Проблема устойчивости социального бытия в философии И. А. Ильина2002 год, кандидат философских наук Ковалевская, Милослава Глебовна
Религиозная философия Ивана Александровича Ильина1997 год, кандидат философских наук Ерисов, Дмитрий Павлович
Заключение диссертации по теме «Этика», Рюмин, Сергей Геннадьевич
Заключение
Перемены, происходящие в правовой и политической жизни России, дают возможность объективно рассмотреть бывшие долгие годы под запретом труды русских мыслителей начала XX века. Обратиться к ним следует не только как к важному для истории этических учений и философии права теоретическому материалу, но и как к живому нравственному и правовому опыту, способному оказать помощь в решении современных проблем. Важную роль в развитии философской и юридической мысли в России играл И.А. Ильин, соединивший в своих трудах опыт Запада с традициями отечественной философии. Исследование его трудов представляет особый интерес для современного процесса правотворчества, является ценным для нравственного и правового воспитания.
Анализ философских и правовых работ И.А. Ильина позволил вынести на защиту следующие положения:
1. Мораль, определяемая на основе предложенной И.А. Ильиным характеристики норм морали, интерпретируется как совокупность определенных норм, задаваемых таким источником, как голос совести, который самостоятельно воспринимается и формулируется каждым человеком, контролируется укорами совести и чувством вины. При этом мораль требует всеобщего признания своих норм, которыми связываются только те, кто добровольно признал их, искренне убедившись в них. Мораль предписывает добровольное признание требований совести, определенное внутреннее поведение, основанное на внутреннем отношении ко всему живому, в том числе к человеку, и на внутренней доброте.
2. В понимании И.А. Ильина разделены «мораль» и «нравственность». Нравственность, то есть сфера практической свободы коллективного индивидуума, проявленная через семью, гражданское общество, государство, выше морали отдельного индивидуума как совокупности неписанных норм. Мораль может перейти к более высокой ступени — к нравственности, которая возможна благодаря единству морали и права.
3. Правосознание в учении И.А. Ильина имеет особое значение, объединяя и чувство, и волю, и воображение, и мысль. С точки зрения концепции единства морали и права, правосознание связывает мораль и право воедино, способствуя переходу морали в нравственность.
4. Правосознание способствует гармоничному развитию единства морали и права в государстве, гражданском обществе, семье, позволяет подойти к проблеме собственности не только как правовой проблеме, но и как к аспекту приобретения гармонии в отношениях человека и общества.
5. В контексте единства морали и права важен аспект применения силы. Право без применения силы оказывается беспомощной декларацией. В то же время правовое принуждение вне моральных рамок оказывается бесплодным и ведущим к насилию. Мораль без строгих рамок права оказывается субъективной, скатывается к морализаторству, открывающему дорогу злу. Поэтому концепция И.А. Ильина о сопротивлении злу силой имеет особое значение для единства морали и права.
На первый взгляд отношение И.А. Ильина к морали кажется противоречивым: он и подчеркивает важность морали, и выступает с жесткой критикой превращения морали в высшую, самодовлеющую цель. Такой подход обусловлен тем, что И.А. Ильин вслед за Гегелем, различает понятия «мораль» и «нравственность», при этом подразумевается, что нравственность выше морали, а мораль есть необходимая ступень при восхождении от абстрактного права к нравственности.
Правильное соотношение между моралью и правом возможно тогда, когда право, оставаясь в своих формальных пределах, не только не противоречит указаниям морали, но и поддерживает ее. Такое возможно, когда право санкционирует такие правила поведения, которые могут быть одобрены совестью (служение общественному благу, уважение к чужой свободе, честность, готовность защищать родину и т.д.), и запрещает те поступки, которые ею осуждаются. В этом случае право поддерживает в обществе справедливый порядок.
Единство морали и права проявляется в правосознании, которое занимает особое место в концепции И.А. Ильина: оно не сводится только к сознанию, но объединяет и чувство, и волю, и воображение, и мысль. Правосознание — это естественное чувство права, через которое человек утверждает свою духовность и признает духовность других людей. Основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самоуправлению, взаимоуважение и доверие людей. Эти аксиомы учат человека свободе, солидарности. Право не может существовать вне живого правосознания, иначе оно не защитит ни человека, ни семью, ни государство.
В концепции И.А. Ильина мораль и право тесно связаны с религией, которой придается большое значение. При этом И.А. Ильин подчеркивал, что Церковь играет важную роль в жизни общества, но не является тоталитарным институтом, контролирующим все стороны жизни.
Государственное правосознание тесно связано с нравственным развитием личности, соответствует целям и задачам доброй воли. Отношения государства и гражданина в контексте единства морали и права характеризуются следующим образом: для гражданина государственный и его собственный интересы пребывают в состоянии неразрывного тождества, а государство защищает правопорядок, безопасность и личные свободы граждан.
Правосознание должно воспитываться в гражданах с детства, важную роль в этом играет семья — первооснова родины. В семье закладывают основы для развития нравственно здоровой личности, учат любви к родине, уважению к праву и собственности.
Правосознание связано с собственностью, их отношения могут гармонично развиваться лишь в правовом государстве, при единстве морали и права. Собственность делает человека свободным, хозяином самому себе и своему делу. Частная собственность есть не просто право, а нравственно обязывающее право, она воспитывает в человеке правосознание.
Большое значение имеет здоровое правосознание, позволяющее найти оптимальное решение проблемы сопротивления злу. Критика И.А. Ильиным в труде «О сопротивлении злу силой» учения JI.H. Толстого за отрыв морали от права обусловлена тем, что толстовская концепция рассматривается через призму единства морали и права. При таком подходе становится неприемлемым отторжение государства и права, характерные для толстовства.
В то же время учение JI.H. Толстого имеет свои положительные стороны, в том числе и указание на необходимость борьбы со злом прежде всего внутри человека. Само по себе применение силы еще не есть насилие, для отличения от насилия И.А. Ильин предлагал использовать термины «пресечение», «принуждение». Применение силы в концепции И.А. Ильина оправдано для защиты государства и права. Оно является обоснованным при соблюдении условий, не позволяющих тем, кто применяет силу против зла, скатиться до насилия.
Проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина до сих пор не рассматривалась подробно именно с точки зрения этики. В исследовании первые реконструировано целостное определение морали в трудах И.А. Ильина, обоснована необходимость изучения концепции единства морали и права в его трудах, раскрывается значение правосознания для достижения этого единства. Проблема сопротивления злу силой впервые подвергается анализу в контексте проблемы соотношения морали и права.
В результате исследования рассмотрены основные категории философии И.А. Ильина. Анализ нравственных, правовых и религиозно-философских аспектов его творчества позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемые им проблемы не потеряли своей актуальности. Знание факторов, влияющих на формирование государственного правосознания, позволит лучше ориентироваться в правовой сфере, осуществлять свои права и свободы, выполнять обязанности, возложенные государством на граждан. Понимание концепции И.А. Ильина, связывающей общечеловеческие ценности с патриотизмом и фактором национального самосознания, позволит формировать нравственный облик граждан России, обладающих здоровым правосознанием, способных обеспечить процветание Отечества.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи, по нашему мнению, в основном решены.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рюмин, Сергей Геннадьевич, 2009 год
1. Алексеев С.С. Лекции по общей теории права. — М.: Прогресс, 1960. — С. 24-108.
2. Артемьева О.В. Мораль в жизнеучении Льва Толстого // Этика: новые старые проблемы. — М.: Гардарики, 1999. — С. 149-168.
3. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции // Из глубины.— М.: Правда, 1991. — С. 209-248.
4. Бабаев В.К. Общая теория права. — М.: Юрист, 1994. — С. 76-284.
5. Баммелъ И.И. Ильин И.А. // Большая Советская Энциклопедия. В 65 т. — М.: ОГИЗ, 1933. — Т. 21. —С. 778.
6. Бердяев Н.А. Философия свободы. — М.: Мысль, 1989. — С. 123-192.
7. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Литературная учеба. — 1990. — №2. —С. 123-140.
8. Бердяев НА. Кошмар злого добра // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 5. — С. 378-392.
9. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX -начала XX в. — М.: ACT, 2002. — 615 с.
10. Бердяев Н.А. Судьба России. — М.: Правда, 1990. — 273 с.
11. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Соч. В 2 т. — М.: Искусство, 1994. — Т. 1. — С. 58-62.
12. Булгаков С.И. Трагедия философии. Соч. В 2 т. — М.: Наука, 1993. — Т. 1. —С. 488-489.
13. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Республика, 1990. — 694 с.
14. ГегельГ.В.Ф. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — 524 с.
15. Гиппиус З.Н. Меч и крест // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 5. — С. 403-423.
16. Гузнов А.Г. Ильин о государстве и демократии // Советское государство и право—1991. —№ 11. —С. 131-134.
17. Гусейнов А.А. Великие моралисты. — М.: «Республика», 1995. — 351 с.
18. Деборин A.M. Гегель и диалектический материализм // Гегель Г.В.Ф. Соч. В 4 т. — М.;Л.: Наука, 1929.— Т. 1. — С. 3-17.
19. Декларация прав человека и гражданина // Сб. нормативных актов международного права. — М.: Юрист, 1993.— С. 77-83.
20. Демидова Е.В. Ильин о противлении злу // Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. — М.: Аслан, 1996. — С. 265-280.
21. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: «Мысль», 1979. — 620 с.
22. Евлампиев И.Н. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Правоведение. — 1992. —№ 3. — С. 81-83.
23. Желтова В.И Энциклопедия философии права // БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 47.
24. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: Учеб. пособие для студ. вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та, 1999. — 307 с.
25. Зеньковский В.В. История русской философии. — М., 1989. — 470 с.
26. Изгоев А. С. Социализм, культура и большевизм. — М.: Правда, 1991. — С. 361-383.
27. Ильин И.А. Введение в философию права. — СПб.: Юрист, 1912. — 24 с.
28. Ильин И.А. Взгляд в даль. // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. —М.: Русская книга, 1993. — Т. 2. — 496 с.
29. Ильин И.А. Возрождение русской государственности // Новый путь. — 1968. —№7. —С. 63-69.
30. Ильин И.А. Духовная культура и ее национальные вожди. Памяти Кн. Евгения Трубецкого. — Прага: Русская мысль, 1923. — С. 262-274.
31. Ильин И.А. Духовный кризис русской интеллигенции. — Берлин, 1934. — 56 с.
32. Ильин И.А. Духовный смысл войны // Ильин И.А. Собр. соч. В Ют.— М.: Русская книга, 1993. — Т. 1. — С. 45-148.
33. Ильин И.А. Идея личности в учении Штирнера: опыт по истории индивидуализма // Вопросы философии и психологии. — 1911. — №22. — С. 5593.
34. Ильин И.А. Кризис субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа. — М.: Медиум, 1977. — С. 290-344.
35. Ильин И.А. Мировые причины русской революции. Кризис правосознания // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 8. — С. 96-102.
36. Ильин И.А. Наши задачи // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 2. — 496 с.
37. Ильин И.А. О возрождении гегельянства. Соч.: В 2 т. — М.: Медиум, 1997. —С. 46-53.
38. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 1. — С. 45-148.
39. Ильин И.А. О монархии и республике // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 4. — С. 415-576.
40. Ильин И.А. О принятии права. — СПб.: Юрист, 1925. — 213 с.
41. Ильин И.А. О революции // Русское возрождение. — 1983. — № 23. — С. 45-119.
42. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 5. — С. 17-88.43 .Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 4. — С. 149-414.
43. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 4. — С. 45-148.
44. Ильин И.А. Основное нравственное противоречие войны // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 5. — С.5-30.
45. Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России. — Прага: Русская мысль, 1922. — С. 162-188.
46. Ильин И.А. Памяти Врангеля // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 2. — С. 289-296.
47. Ильин И.А. Понятие права и силы // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. —М.: Русская книга, 1993. — Т. 1. — С. 5^4.
48. Ильин И.А. Причины русской революции // Русское возрождение. — 1983. —№23. —С. 33-44.
49. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч. В Ют. —М.: Русская книга, 1993. —Т. 1. —С. 39-284.
50. Ильин И.А. Путь к очевидности // Ильин И.А. Собр. соч. В Ют. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 3. — С. 381-560.
51. Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 3. — С.17-88.
52. Ильин И.А. Учение о смысле человеческой жизни // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 7. — С. 332-364.
53. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — СПб.: Наука, 1994. — 541 с.
54. Ильин ИЛ. Философия Фихте как религия совести. Соч. В 2 т. — М.: Медиум, 1993. — С. 54-69.
55. Ильин ИЛ. Черносотенство — проклятие и гибель России // Вопросы философии. — 1994. — № 9. — С. 177-183.
56. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. — М.: Юрист, 1961. —60 с.
57. Исаев И.А. История политических и правовых учений в России. XI-XX вв. — М.: Юрист, 1995. — 378 с.
58. Кавелин К.Д. Избранные работы. — М.: Правда, 1989. — С. 54-72.
59. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. — 2-е изд., доп. и испр. — М., 1995. — 312 с.
60. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. — СПб., 1894. — 19 с.
61. Кузнецов Э. В. Философия права в России. — М.: Юрист, 1989. — С. 48— 125.
62. Ленин В.И. Государство и революция. — М.: ГИПЛ, 1959. — 142 с.
63. Лисица Ю.Т Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 1. — С. 5-36.
64. Лисица Ю.Т Философия Ильина и проблема правосознания граждан в России // Русь державная. — 1994. — № 5. — С. 54-75.
65. ЛисицаЮ.Т Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. — 1991. — № 5. — С. 21-42.
66. Лосев А. Ф. Русская философия // Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления. — М.: Республика, 1990. — С. 74-85.
67. ЛосскийН.О. Достоевский и его христианское миропонимание. — М.: ' Республика, 1994. — С. 11-241.
68. ЛосскийИ.О. История русской философии. — М.: Высшая школа, 1991. —516 с.
69. Любимов Б.К. Поющее сердце // Театральная жизнь. — 1989. — № 19. — С. 24-25.
70. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. — М.: Мысль, 1983.—240 с.
71. Малинин В. А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве // История философии в СССР. В 2 т. — М., 1971. — Т. 2. —С. 112.
72. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. — М.: Политиздат, 1973. — 63 с.
73. Марченко A.M. Теория государства и права: Курс лекций. — М.: Высшая школа, 1994. —288 с.
74. Михайловский Н. К. Собр. соч. В 4 т. Т. 3. — М.: Прогресс, 1972. — 904 с.
75. Ненасилие: философия, этика, политика. — М.: Наука, 1993. — 188 с.
76. НерсесянцB.C. Теория государства и права. — М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — 570 с.
77. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. — М. Юрист, 1998. — 350 с.
78. Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник для вузов / Ин-т гос-ва и права РАН. — М. Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — 652 с.
79. Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности — М.: Б.и., 1993. — 16 с.83 .Новгородцев П.И. Об общественном идеале. — М.: Правда, 1991. — С. 102-139.
80. Новгородцев П.И. Демократия на распутье. — М.: Правда, 1991. — С. 540-559.
81. Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки / Под ред. Р.Г. Апресяна. — М.: Аслан, 1996. — 288 с.
82. Пивоваров Ю. С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? // Вопросы философии. — 1991. — №6. — С. 13-24.
83. Полторацкий Н.П. Иван Ильин: жизнь, труды и мировоззрение. — Лондон, 1989. — С. 255-408.
84. Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 5. — С.479-528.
85. Поляков А.А. Ильин: историко-биографический очерк // Философия права. — М.: Юрист, 1992.— С. 3-8.
86. Попов Ю.В. Ильин И.А. // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 209.
87. Постников К.Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И. Ильина: автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1996. — С. 11—25.
88. Раев М.И. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919- 1939 гг. — М.: Прогресс-Академия, 1994. — 296 с.
89. Ребенщикова И.Г. И. Ильин о национальных особенностях русского способа постижения мира // Социальная философия И. Ильина: сб. В 2 ч.— СПб., 1993. — Ч. 2. — С. 35-40.
90. Россман КМ. Философия истории. — Рязань: Изд-во РЗИ (ф) МГУКИ, 2004. —224 с.
91. Самохина А.А. Проблема человека в произведениях И. Ильина доэмигрантского периода: автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1996. — С. 13-25.
92. Семенов В.И. Право и государственность в работе И.А. Ильина «Монархия и республика» // Социальная философия И. Ильина: сб. В 2 ч. — СПб., 1993. — Ч. 2. — С. 41-65.
93. Симаков Н.К. Ильин о путях возрождение национального государства в России // Социальная философия И. Ильина: сб. В 2 ч.— СПб., 1993.— 4.2. — С. 9-13.
94. Смирнов И.Н. О путях возрождения России // Московский литератор. — 1991. —№7. —С. 64.
95. Струве П.Б. Из истории русской зарубежной печати // Русская литература в эмиграции. — Питсбург, 1972. — С. 339-402.
96. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Из глубины. — М.: Правда, 1991. — С. 459-478.
97. Сысуев Д. А. Проблема насилия и справедливости в нравственной философии И.А.Ильина: автореф. дис. канд. филос. наук. — Саранск, 1997. —С. 7-19.
98. Тимофеев А.И. И. Ильин: право, сила, мораль // Социальная философия И. Ильина: сб. В 2 ч. — СПб., 1993. — Ч. 2. — С.3-6.
99. Тихомиров Н.П. Основы философии права. — М.: Юрист, 1993. — С. 53-102.
100. Тихонравов Ю.В. Основы права. — М.: Юрист, 1987. — С. 105-261.
101. Толстой JI.H. Закон насилия и закон любви // Толстой JI.H. Полн. собр. соч. В 91 т. —М., 1957. —Т. 37. —С. 149-221.
102. Толстой JI.H. Круг чтения: Избр., собр. и располож. на каждый день JI. Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. — 879 с.
103. Толстой JI.H. Путь жизни. — М.: Республика, 1993. — 400 с.
104. Толстой JI.H. Так что же нам делать? // Толстой JI.H. Собр. соч. В 22 т.
105. М.: Художественная литература, 1983. — Т. 16. — С. 160-415.
106. Толстой JI.H. Царство Божье внутри нас // Толстой JI.H. Поли. собр. соч. В 91 т. —М, 1957. —Т. 28. —С. 149-221.
107. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. — М.: Юридическая мысль, 1918. — С. 78-81.
108. Федоров С.А. Необходимость авторитарного правления в посткоммунистической России по Ильину // Социальная философия И. Ильина: сб. В 2 ч.— СПб., 1993. — Ч. 2. — С. 21-24.
109. ФедотовГ.П. Святые Древней Руси. — М.: Моск. рабочий, 1990. — 268с.
110. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Собр. соч. В 2 т. — М.: Прогресс, 1992. —Т.1. —289 с.
111. Франк C.JI. Из размышлений о русской революции // Новый мир — 1990. — № 4. — С. 238-243.
112. ХейфеО. Политика, право, справедливость: основоположение критической философии права и государства. — М.: Юрист, 1994. — С. 73-127.
113. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. — СПб.: Юрист, 1991. — 362 с.
114. Цыганков Д.Б. Политическое завещание Ильина // Социальная философия И. Ильина: сб. В 2 ч. — СПб., 1993. — Ч. 2. — С. 16-19.
115. Чубукова Е.Н. Проблема государственного устройства в учении И. Ильина // Социальная философия И. Ильина: сб. В 2 ч. — СПб., 1993. — Ч. 2.1. С. 40^6.
116. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А. Ильина: авто-реф. дис. канд. филос. наук. — М., 1994. — 24 с.
117. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. — М.: Юридическая мысль, 1911.—336 с.
118. Шестов Л.И. Добро в учении JI. Толстого и Ф. Ницше. — М.: Искусство, 1977. —218 с.
119. Шпенглер О. Закат Европы. — М.: Мысль, 2000. — 606 с.
120. Штаммер Р. Общая теория философии права. — М.: Юрист, 1994. — 228 с.
121. Эрн В.Ф. Избранные работы. — СПб., 1915. — С. 158-274.
122. Этика: новые старые проблемы. К 60-летию А.А. Гусейнова / Отв. ред. Р.Г. Апресян. —М.: Гардарики, 1999. — 255 с.
123. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.