Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чехонин, Александр Дмитриевич

  • Чехонин, Александр Дмитриевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 223
Чехонин, Александр Дмитриевич. Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Тюмень. 2010. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чехонин, Александр Дмитриевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКА.

1.1 Особенности нравственного развития личности подростка в исследованиях зарубежных и отечественных авторов.

1.2 Феноменология нравственного поведения подростков.

1.3 Психолого-педагогическая основа формирования нравственного поведения подростков.

1.4 ВЫВОДЫ.

Глава 2. НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАНЯТИЙ АЙКИДО.

2.1 Специфика айкидо в историческом аспекте.

2.3. Нравственные основания "я концепции" личности в айкидо.

2.4 ВЫВОДЫ.

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АЙКИДО НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА.

3.1 Организация и ход опытно-экспериментальной работы (ОЭР).

3.2 Мониторинг результатов ОЭР.

3.3 Результаты ОЭР и их интерпретация.

3.4. ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо»

Одной из важнейших задач современного психолого-педагогического исследования является отображение существующих в педагогической практике противоречий и поиск путей их продуктивного разрешения. Такое противоречие обнаруживается и в контексте подростковых занятий восточными единоборствами, в частности - айкидо. Оно существует между философским и смысловым содержанием боевых искусств Востока, их педагогическим потенциалом и его использованием на практике. Реально существующая проблема занятий айкидо в России заключается в отсутствии полноценной активизации возможностей этого боевого искусства в аспекте нравственного воспитания и личностного развития молодого поколения, увлекающимся данным боевым искусством, в отсутствии нравственно-ориентированного целеполагания в педагогической практике и его реализации.

На данный момент школьное физическое воспитание в традиционном понимании нередко рассматривается как средство оптимизации физического статуса человека в определенном противопоставлении интеллектуальному и духовному развитию. Сходное мнение высказывается и в отношении восточных единоборств, в том числе айкидо. В настоящее время айкидо, как показывает опыт, часто отождествляется с "экзотическим" видом физического воспитания с "еще одной" формой физкультуры, что обусловливает отсутствие интереса к анализу внутреннего содержания данного боевого искусства, его воспитательных возможностей. Поэтому, проблема активизации педагогического потенциала айкидо в контексте интеграции нравственного и физического развития подростка является на данный момент в полной мере не исследованной. Как следствие этого, нравственный потенциал айкидо на занятиях с подростками зачастую оказывается нереализованным, педагоги в общем случае "тренируют", а не воспитывают и за физическим воспитанием бывает невидимой возможность развития духовного и нравственного начала занимающихся.

Актуальность исследования возможностей занятий айкидо оказывать влияние на нравственное развитие подростка обусловлена с одной стороны известной спецификой подросткового периода - его нравственной неустойчивостью, активным и, подчас, неосмысленным усвоением поведенческих паттернов, диктуемых окружающим миром, и с другой стороны - сложностью современной социальной ситуации, массовой популяризацией безнравственного образа жизни, повышенной социальной агрессии, приматом материального над духовным, обилием нравственно разлагающих факторов и т.д. Думается, что необходимость для подростка в современной России духовно-нравственно ориентированной практики очевидна, поскольку подростковая восприимчивость, способность к реактивному усвоению безнравственного поведенческого стереотипа, может привести к появлению человека без «нравственного стержня», что не соотносится с тенденциями строительства гуманного общества, сохранением и развитием человеческого облика новых поколений, наследием общечеловеческих ценностей и добродетелей, всего того, что делает человека личностью, а не сугубо биологическим индивидом. Известно, что период пубертата часто окрашен агрессивным отношением подростка к миру, деструктивными тенденциями в поведении и т.д. Думается, что направление энергии подросткового возраста в физические занятия, помогающие осмыслить собственные настроения и повысить степень саморегуляции в поведении, способные привить дисциплину и нравственные начала, является перспективным направлением практической педагогики подросткового возраста, в том числе и сферы подростковой физической культуры и спорта. Вопрос нравственного воспитания подростка с давних пор ставится в педагогической теории, однако формирование нравственной личности в сфере занятий айкидо является практически не изученным, перспективным в психолого-педагогическом смысле и адекватным современным потребностям общества в практике такого рода. Актуальность диссертационного исследования обусловлена не только наличием противоречий между текущим уровнем преподавания айкидо и его потенциальными возможностями в воспитательном смысле. Панорамное видение занятий айкидо может дать преподавателю новые ориентиры в построении системы занятий, помочь увидеть перспективы собственного труда и развития личностей учеников, их технического мастерства и внутреннего совершенства. Планирование отдельно взятого занятия, несомненно, является важным элементом системы занятий, однако адекватное её построение невозможно без общего, концептуального планирования деятельности преподавателя айкидо. В случае воспитания нравственности мы неизбежно сталкиваемся с проблемой неопределенности и долгосрочности результатов, которые, к тому же, не являются гарантированными. Деятельность педагога в случае нравственного воспитания идет параллельно с извечной проблемой отслеживания результатов такого развития, выбора показателей мониторинга качественного изменения личности человека (в нашем случае - подростка). Кроме того, результаты нравственного воспитания всегда промежуточные, поскольку конечных итогов в данном случае быть не может, по причине того, что человек развивается и изменяется в течение всей жизни. Поэтому невозможность достижения конечной цели - получения «готового» нравственного человека, открывает безграничные возможности для оттачивания педагогического мастерства, вариативности подхода к ученикам, экспериментированию и всё более глубокому познанию учительского пути и взаимоотношений между учеником и педагогом, формированию педагогической мудрости.

Говоря об актуальности исследования, стоит отметить, что наряду с теми метаморфозами, которые происходят в современной России на глобальном социальном уровне, развитие психолого-педагогического знания не может не быть актуальным для сферы воспитательного процесса. Знания о проблемах, целях и методиках нравственного воспитания молодежи являются важным элементом также и в сфере преподавания восточных единоборств. На фоне всеобщей интеграции образовательных и воспитательных усилий, происходящей во имя поддержки воспитания достойного нового поколения, растущего в сложных условиях современной действительности, возникает необходимость изучения возможности, действенности и эффективности нравственного воспитания подростка на занятиях айкидо. В настоящеевремя необходима теоретическая проработка и обоснование соответствующих психолого-педагогических условий совершенствования личности подростков занимающихся айкидо, системность и осмысленность данного вида практики воспитания, отражение концептуальной рефлексивной педагогической модели построения системы занятий айкидо, позволяющей преподавателю единоборства активизировать педагогический потенциал искусства айкидо, корректировать свою деятельность, добиваться продуктивного воспитания молодежи. Существенными по значимости направлениями исследования данной научной проблемы может являться разработка психологической модели личности педагога с учетом специфики боевых искусств (педагогическая компетенция, знания, навыки, педагогический такт и т.д.), разработка концепции эффективного педагогического общения в контексте воспитания нравственной культуры подростка на занятиях айкидо и др.

Анализ современного уровня теоретической разработанности возможностей и потенциала занятий айкидо как сферы нравственного воспитания подростка выявил основное противоречие между потребностью в эффективных системах его физического и нравственного развития и недостаточной теоретической и практической разработанностью форм построения процесса занятий физической культурой в аспекте интеграции физического и нравственного воспитания в едином педагогическом конструкте. Обозначенное противоречие определило проблему раскрытия и использования воспитательного потенциала занятий айкидо, поиска способов их организации с ориентацией на задачи интеграции нравственного воспитания подростка и его физического развития. Проблема исследования, его актуальность и практическая значимость определили тему: «Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо».

Объект: воспитательный процесс на занятиях айкидо с подростками.

Предмет исследования: ценностное содержание искусства айкидо, условия и особенности организации занятий айкидо.

Цель исследования - выявить механизм оспособления подростком нравственно-развивающего потенциала айкидо и разработать реализующий его алгоритм.

Гипотеза исследования: наряду с физическим воспитанием подростка занятия айкидо будут эффективными и в отношении его нравственного воспитания, если:

1. воспитательный процесс в айкидо будет основан не только на физических упражнениях и изучении технической стороны айкидо, но и на использовании педагогического потенциала этого искусства, обращении к идеалу нравственного человека в айкидо;

2. смысловым ядром нравственно и физически развивающих занятий айкидо с подростками станет концепция «Я-достоинство» (самоуважение, толерантность, дисциплина, ответственность) реализуемая через показ и объяснение нравственной семантики техники этого единоборства (траекторий движений, которые позволяют нейтрализовать атаку с минимальным ущербом для соперника), раскрытие смысла системы поясов как символов личностного совершенствования подростка (усиление уровня ответственности и самодисциплины, более глубокое и проверяемое Учителем знание техники и понимание идей айкидо, его этикета и др.), смысла интернализованной соревновательности искусства айкидо (т.е. направленной на себя, самоизменение на основе принципа - «не навреди сопернику»), личный пример, убеждения, беседы, рассказы на темы философии и нравственных основ айкидо;

3. воспитательный процесс в айкидо будет построен на механизме оспособления подростком нравственно-развивающего потенциала айкидо, а его практическая реализация осуществлена в форме алгоритма действий субъектов воспитательного процесса в айкидо, суть которого заключается в создании ситуаций резонансного взаимодействия и «со-бытия» учителя и ученика в освоении техники и идеалов нравственности айкидо;

4. основанием для своевременной и адресной коррекции воспитательного процесса явятся результаты замеров изменений уровня общей и специальной физической подготовленности подростка и лонгитюдного отслеживания (педагогическое наблюдение, психологические тесты, беседы, сочинения и др.) его качественных личностных изменений (самоуважения, честности, справедливости, ответственности и др.).

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать отечественные и зарубежные теории нравственного развития подростков; найти способы и условия интеграции f нравственного воспитания с физическим.

2. Провести историко-теоретический анализ педагогического потенциала айкидо (в том числе - в сравнении с различными стилями восточных единоборств), определить особенности его адаптации к российским условиям.

3. Сформулировать смысловое ядро и принципы организации нравственно и физически развивающих занятий айкидо.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по верификации исходных теоретических положений диссертационного исследования.

5. Разработать рекомендации для преподавателей айкидо по построению занятий подростков с акцентом на их нравственное воспитание.

На защиту выносятся следующие положения.

1) Педагогика айкидо, в отличие от спортивной ориентации воспитания в других видах единоборств, является направлением нравственно-физического воспитания подростков, базирующимся на философии айкидо, нравственный смысл которой выявляется через раскрытие ценностно-смыслового содержания техники айкидо, подкрепляемого беседами о сути айкидо как боевого искусства, положительным личным примером учителя, а также системой поясов как символов личностного совершенствования подростка.

2) Идеи педагогики айкидо необходимо реализовывать через интеграцию ценностно-смыслового содержания техники айкидо и физического воспитания (общей и специальной физической подготовки с регулярной отработкой техник и одновременным пониманием движений айкидо как идеомоторной модели конфликта, который, через использование огибающих атаку траекторий, разрешается с минимальными потерями для обеих его сторон), способствующего формированию широкого спектра двигательных навыков и осмыслению на этой основе семантики идеомоторной активности подростка. Нравственное воспитание подростка в системе занятий айкидо, в свою очередь, базируется на концепции "Я-достоинство" личности (самоуважение, дисциплина, дружелюбие, ответственность).

3) Основой проведения эффективных нравственно и физически развивающих занятий по айкидо с подростками является резонансное взаимодействие субъектов воспитательного процесса, суть которого заключается во взаимо-со-действии, со-переживании в педагогической нравственно-воспитывающей ситуации, совместном постижении философии нравственности айкидо, соучастии в процессе личностного и физического самосовершенствования, в отличие от широко распространенного авторитарного стиля подготовки отечественных единоборцев.

Научная новизна:

1) Выявлена специфика единоборства айкидо, которая заключается в интеграции основ нравственности и миролюбия с техническим арсеналом, который, в свою очередь, является не только видом физических движений, но и уникальным перцептивно-кинестетическим транслятором философии мира и толерантности.

2) Определен педагогический потенциал искусства айкидо, включающий в себя философию и технику айкидо, соединенных в идеомоторный конструкт, который, раскрываясь в этикете айкидо, в системе поясов как «феноменологических фиксаторах» совершенствования личности подростка, является эффективной основой процесса интеграции нравственного и физического воспитания.

3) Определены способы интеграции нравственного и физического воспитания подростка, заключающиеся в сочетании техники физических упражнений с нравственным их содержанием, обусловленным философией миролюбия, толерантности, сохранения человеческого достоинства, а также использованием элементов "внешней атрибутики" (пояс-символ) как своеобразных "меток" личностного совершенствования подростка.

4) Выделен и обоснован механизм оспособления и "со-бытийного" освоения учеником ценностно-смыслового содержания айкидо, суть которого заключается в рефлексии ценностно-смысловых оснований поведения, возникающей в процессе познания и «проживания» в движении нравственных основ философии айкидо и резонансном взаимодействии учителя и ученика.

5) Разработан алгоритм реализации данного механизма с ориентацией на особенности российского менталитета и интеграцию физического и нравственного самосовершенствования подростка через освоение им двигательных навыков и «проживание» с учителем и другими учениками смысла философии айкидо в ситуациях «со-бытия», создаваемых педагогом.

6) Определены особенности адаптации нравственного потенциала айкидо к условиям российской действительности (необходимость объяснения философии айкидо, показа идеомоторной семантики движений и раскрытия идей «со-бытия» в динамических формах, совместного развития учителя и ученика, парной отработки техник с постоянной сменой партнеров и «индивидуальной настройкой» на каждого, проговариванием смыслов отдельных движений, принципов гуманного взаимодействия друг с другом, важности ответственности и самодисциплины), учитывающие специфику современного менталитета российского подростка (преимущественная ориентация на субкультурные ценности, отказ от безоговорочного почитания старших, но в то же время, ориентированность на духовность, соборность, коллективизм, свойственные российскому архетипу личности), нашедшие отражение в разработанном алгоритме действий субъектов воспитательного процесса в айкидо.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Доказано, что айкидо в своей философской и технической базе содержит образы нравственности, которые могут выступать системообразующими ориентирами в процессе его преподавания, понимаемого как практики нравственного воспитания подростка в сфере физической культуры, что обогащает педагогические представления о потенциале восточных единоборств как систем интеграции нравственного и физического воспитания человека.

2. В педагогическую науку введено понятие "педагогика айкидо", отличающееся от классического спортивного подхода в воспитании единоборцев тем, что в нём раскрыты основы нравственного воспитания подростков через оспособление ими ценностно-смыслового содержания техники айкидо, идей миролюбия философии айкидо, отраженной в высказываниях его основателя, рефлексию символики поясов как феноменологической фиксации" единства личностного и физического совершенствования.

3. Определено ядро личностного совершенствования подростка в айкидо -"Я-достоинство" (самоуважение, дисциплина, ответственность, толерантность), выступающее целевым ориентиром организации занятий, интегрирующих его нравственное и физическое воспитание.

4. Разработаны специфические принципы «педагогики айкидо»: сохранения и передачи нравственного содержания практики, интеграции нравственного и физического воспитания, «со-бытийного» развития, определяющие нормы организации нравственно и физически развивающих занятий айкидо.

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по построению нравственно и физически развивающих занятий айкидо с подростками, которые могут быть использованы при проведении семинаров, повышении квалификации инструкторов айкидо в России.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чехонин, Александр Дмитриевич

3.4. ВЫВОДЫ

На основании полученных данных были сделаны следующие выводы:

1. Исходный уровень психической саморегуляции, эмпатийности, ригидности, эмоционально-личностных характеристик, в том числе агрессии, а также нравственных черт у подростков экспериментальной и контрольной группы не различался, что подтвердили результаты математической статистики.

2. На этапе опытно-экспериментальной работы была реализована модель нравственного воспитания подростка на занятиях айкидо. Структурными элементами данной модели являются:

• качества воспитываемой личности: самоуважение, дисциплина, дружелюбие, ответственность

• общие методы воспитания : беседа, одобрение/критика, разъяснение, похвала, приучение, требование, убеждение-внушение, наказание/похвала, награждение, личный пример

• специфические методы воспитания : показ и объяснение образов и идей нравственности в технике айкидо, обсуждение изречений О'сенсея, объяснение значения пояса, изучение этикета айкидо, оценивание и награждение в системе поясов-символов личностного роста

3. Результаты контрольного этапа ОЭР свидетельствуют о том, что у подростков экспериментальной группы (по сравнению с контрольной группой) достоверно выше общий уровень саморегуляции, уровень эмпатии, показатели трудолюбия, коллективизма, самокритичности, достоверно ниже уровень незащищенности, недоверия к себе, чувства неполноценности, конфликтности, уровень агрессии.

4. Анализ внутригрупповой динамики свидетельствует о статистически значимом повышении у подростков экспериментальной группы таких параметров саморегуляции, как моделирование, осознанность, реалистичность, а также общего уровня саморегуляции; социально-значимых и нравственных черт (активности, трудолюбия, ответственности, инициативности, организованности, коллективизма, уверенности в себе, умения рассчитывать на свои силы, стремления к успеху, смелости, решительности, авторитета в классе) о статистически значимом снижении уровня ригидности, незащищенности, тревожности, конфликтности, трудностей общения, депрессии, раздражения, вербальной агрессии и общего уровня агрессии.

В контрольной группе, в отличие от экспериментальной, выявлено статистически значимое повышение меньшего количества качеств: активности, инициативности, уверенности в себе, стремления к успеху, смелости, решительности, авторитета в классе, а также статистически значимое снижение уровня тревожности, трудностей общения и депрессии,

5. Применение в ходе опытно-экспериментальной работы модели нравственного воспитания подростка на занятиях айкидо обеспечивает действительную интеграцию нравственного и физического развития подростка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преобразование тренировок айкидо в занятия через раскрытие специфики искусства айкидо, отражение образа нравственности в технических движениях, изучение этикета айкидо и приучению к соблюдению предписываемых им поведенческих норм, обсуждение с подростками творческого наследия основателя айкидо и т.д. в экспериментальной группе позволило достичь эффекта большего резонанса работы педагога, нежели в контрольной группе. Такое видение и ведение занятий по айкидо позволило задеть большее количество "медиаторов нравственности" в экспериментальной группе и выявить в ней тенденцию к росту показателей, косвенным образом позволяющих говорить о действующей нравственно-развивающей среде на таких занятиях.

Как показывают данные экспериментальной группы, преобразование тренировок по айкидо с подростками в нравственно-ориентированные занятия может позволить им стать одним из реально действующих факторов их нравственного развития.

Проведенное исследование позволило доказать, что айкидо в своей философской и технической базе содержит образы нравственности, которые, при учете особенностей российского менталитета, могут выступать системообразующими ориентирами в процессе его преподавания, понимаемого как практики нравственного воспитания подростка на занятиях физической культурой.

Педагогика айкидо как особый раздел нравственно-физического воспитания подростков, базируется на философии айкидо, нравственном смысле техники и таких формах воспитательной работы, которые позволяют этот смысл раскрыть и передать - беседах, положительном личным примером учителя, системе поясов как «меток» совершенствования подростка. В воспитательном процессе основная идея педагогики айкидо реализуется через, интеграцию ценностно-смыслового содержания техники айкидо и физического развития (ОФП, отработку техники айкидо в ключе формирования широкого спектра двигательных навыков и осмыслению на этой основе семантики идеомоторной активности подростка на занятиях. Концепция "я-достоинства" личности (самоуважение, дисциплина, дружелюбие, ответственность) является содержательным ядром, сердцевиной целеполагающего вектора практики самосовершенствования в айкидо.

Резонансное взаимодействие субъектов воспитательного процесса, суть которого заключается во взаимо-со-действии, со-переживании в педагогической нравственно-воспитывающей ситуации, совместном постижении философии нравственности айкидо, соучастии в процессе личностного и физического самосовершенствования, является основой технологии организации эффективных нравственно и физически развивающих занятий айкидо с подростками.

Раскрытие потенциала такого вида единоборств, как айкидо на практике, является примером потенциальных нравственно-воспитывающих возможностей физической культуры в различных ее формах. Привлечение в процесс физического развития подростка «резонансного взаимодействия» реализует не только его физически-развивающий потенциал, но и потенциал личностно-формирующий, т.е. интегрирует физическое и нравственное воспитание в целостный процесс. Занятия различными видами физической культуры, в том числе - айкидо, можно рассматривать с общепедагогической точки зрения как потенциал всестороннего развития человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чехонин, Александр Дмитриевич, 2010 год

1. Аверин B.J1. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.- 379 с.

2. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии, 2000. № 6. - с. 112-123.

3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Трилогия. М: МЦР. 2002 г. 672 с.

4. Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? Антология гуманитарной педагогики. 2002 г. 32 с.

5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекопознания. М: МОДЭК, 2008 г., 432 с.

6. Аплетаев М.Н. Смыслообразующий феномен воспитания нравственности. Том 1. ОмГПУ, 2005 г., 400 с.

7. Архангельский JI. М. Социально-этические проблемы личности. М, 1974 г., 221 с.

8. Архангельский Jl. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М, 1987, 64 с.

9. Асташова Н.А. Учитель. Проблема выбора и формирование ценностей. М:МОДЭК. 2001 г., 272 с.

10. Бездухов В.П., Гуртовская Р.Н. Моральный выбор студента: теория и практика. М: Московский психолого-социальный институт. 2007 г., 198 с.

11. З.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979 г., 223 с.

12. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Издательство ростовского педагогического университета. 2000 г., 352 с.

13. Боссарт А. Б. Парадоксы возраста или воспитания?: Кн, для учителя. — М.: Просвещение, 1991 г., 80 с.

14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 г., 464 с.

15. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1978. № 4., с. 23-35;

16. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990 г., 144 с.

17. Брайент Дж.Кретти. Психология в современном спорте. Физкультура и спорт, 1978 г., 224 с.

18. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М, 1994 г., 96 с.

19. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект. Тюмень, 1999 г., 152 с.

20. Бердяев Н.А. Самопознание. Русская Идея. Эксмо. 2009 г., 704 с.

21. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 2006 - 349 с.

22. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии Физкультура и Спорт, 1991 г., 288 с.

23. Велитченко В. К. Физкультура без травм. М.'Просвещение, 1993 г., 128с.

24. Воронов И.А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев). Харвест, 2005 г., 432 с.

25. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб : СОЮЗ, 1997, 144 с.

26. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983 г., с. 153-165

27. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка/Психология личности. М, 1982 г., с. 161-165

28. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.31 .Гейдебранд К. О душевной сущности ребёнка. М.:ТПЦ «Полифакт», 1991 г., 80 с.

29. Главева Д.Г. Традиционная японская культура. М.: Вост. лит. 2003 г., 264 с.

30. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. Совершенство, 1998 г., 605 с.

31. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР, 1996, 544 с.

32. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М: Просвещение, 1985 г., 335 с.

33. Джеймс М. Вардаман, Митико С. Вардаман. Япония от А до Я. Раскрытые тайны повседневной жизни. ACT, Астрель, 2007 г., 128 с.

34. Драгунова Т. В. Подросток. М., 1976 г., 223 с.

35. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии, 2000 г., № 1. с.53-57.

36. Дубровина И. В., Круглов Б. С., Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов учащихся/ЛДенностные ориентации и интересы школьников. М, 1983, с. 27-36.

37. М. Н. Дудина. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. -Екатеринбург: Наука, УрО, 1998. 312 с.

38. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. Тюмень: издательство ТюмГУ, 2003. 216 с.

39. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. -М: Айрис-Пресс, 2007 г., 576 с.

40. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» — М.: Просвещение, 1987.—287 с.

41. Из истории общественной мысли Японии XVII— XIX вв — М : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.— 213с.

42. Кадол Ф. В. Нравственное развитие старшеклассников/Юткрытая школа. 2000. № 1., с.26-30.

43. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 336 с.

44. Карандашев В.Н., Носова Н.В., Щепелина О.Н. Педагогическая психология. Хрестоматия. Питер 2006 412 с.

45. Кадзуми Табата. Секреты тактики Уроки великих мастеров.Москва-Санкт-Петербугрг. ДИЛЯ. 2006, - 128 с.

46. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Омега 2006 - 368 с.

47. Козловский Ю.Б. Проблема личностного-индивидуального в духовно-культурной традиции народов Дальнего Востока/электронная публикация.

48. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. Эксмо, 2005 432 с.

49. Комарова Т. К., Кондратьева С. В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности//Психологический журнал. 1991. Т. 12. №3.-С. 30-37.

50. Кон И. С. Психология современного подростка. М, 1987 г., 240 с.

51. Конникова Т. Е. Организация коллектива учащихся в школе. М., 1957 г., 400 с.

52. Коч Л. А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. М. .'Воронеж, 2000 г., 192 с.

53. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 640 с.

54. Клири Томас. Кодекс самурая. Феникс 2001. 224 с.

55. Лебедева Н.Н. Гармонизация педагогической системы ценностного самоопределения старших школьников. М.: Изд-во «Наука», Изд-во «Флинта», 2005. - 352 с.

56. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М: Академия, 2005 г, 352 с.

57. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. М: Физкультура и спорт, 1987, 358 с.

58. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. — М: МОДЭК, 2005. 416 с.

59. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. М, 1978 г., 64 с.

60. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М, 1999 г., 523 с.

61. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). Москва, издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. 272 с.

62. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Academia, 2004. 237 с.

63. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. М, 1983- 1985.

64. Марьенко И. С. Основные источники нравственного развития личности школьника//Советская педагогика. 1970. № 6. С. 32-43

65. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М, 1980., 183 с.

66. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 1997- 176 с.

67. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании. Т.: ТГУ, 2005, 207 с.

68. Митчелл Д. Боевые искусства. ACT, Астрель, 2003 г., 64 с.

69. Маслов А. А. Тайные коды боевых искусств Японии. Феникс, 2006 г., 400 с.

70. Маслов А. А. Бусидо. Кодекс чести самурая. Феникс, 2006 г., 288 с.

71. Монахов Н.И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1980 г., 383 с.

72. Мораль и этическая теория/Под ред. О. П. Целиковой. М, 1974. с. 3849.

73. Морихеи Уешиба. БУДО. Учение основателя айкидо. Феникс, 1999 -224 с.

74. Менчинская Н. А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения/УПсихология формирования и развития личности. М, 1981 г., с. 306-320

75. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка//Психологи-ческий журнал. 1980. № 5., с.43-53

76. Нагата X. История философской мысли Японии. М. Прогресс, 1991 г., 416 с.

77. Начала христианской психологии. М, 1995 г., 236 с.

78. Немов Р. С. Психология. В 3 т. М, 1995. Т. 2., 576 с.

79. Нестеркин С.П. Проблема индивидуального «Я» в средневековом Чань-буддизме // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск,1991. С. 51.

80. Николаев Ю.М. Теретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. СПб., 1998., 217 с.

81. Нравственное воспитание: социологические и управленческие аспекты (Бакштановский В.И, Ганжин В.Т., Согомонов Ю.В.). Тюменский индустриальный институт ленинского комсомола, 1980 г. 119 с.

82. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.— М.:

83. Тривола, 1996.—360 с. 96.0сницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии, 1994. № 3. - С. 61- 68.

84. Подросток на перекрестке эпох/Под ред. С. В. Кривцовой. М, 1997., 288 с.

85. Попов А. Л Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 152 с.

86. Попов Л. А. Нравственное воспитание и религия//Педагогика. 1999. № 6., С.109-114.

87. Прихожан А. М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте/УВоспитание, обучение и психическое развитие. М, 1983. Ч. 3. С.76-88.

88. Пермяков А. А. Внешкольное физическое воспитание подростков; К.: Рад. шк. 1989., 152 с.

89. Психическое развитие младших школьников. Под редакцией В.В. Давыдова М.: Педагогика, 1990., 160 с.

90. Психология физического воспитания и спорта / Н. П. Гуменюк, В, В, Клименко. —К. 1985., 311 с.

91. Психология Подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией А. А. Реана СПб., 2003 г., 128 с.

92. Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. 1987., 240 с.

93. Пупышев В.Н. «Не-Я» в буддийской теории и практике // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991. С. 34.

94. Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб: Питер, 2000. - 320 с.

95. Развитие нравственных убеждений школьников/ Под ред. М. И. Боришевского. Киев, 1986., 179 с.

96. Ратти О., Уэстбрук. А. Тайны древних цивилизаций. Самураи. Эксмо 2004 640 с.

97. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии, 1992. -№5. -С. 35-40.

98. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии.- СПб., 2002., 720 с.

99. Рувинский JI. И. Нравственное воспитание личности. М., 1981., 184 с.

100. Сафин Р.С. Формирование личности учителя физической культуры в процесса профессиональной подготовки Рязань, 1991., 94 с.

101. Сапожникова JI. С. Самооценка подростков один из показателей их нравственного развития//Советская педагогика. — 1979. № 9. С. 84-88.

102. Соловцова Е. Нравственные представления младших подростков //Воспитание школьников. 2000. № 1. с. 10-11.

103. Сингер Р. Н. Мифы и реальность в психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980.— 152 с.

104. Семенюк Л.М. Психологические особенности "агрессивного повеления подростков и условия его коррекции. М.; Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. 96 с.

105. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. Краткий курс. Питер, 2006 224 с.

106. Синто путь японских богов. Тексты синто. Гиперион, 2002 г., 496 с.

107. Стрелков A.M. Буддийская педагогика современному светскому образованию. Перемены, 2003, №2, с. 55-59

108. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983., 284 с.

109. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры. Вопросы философии, 1988, № 4, с. 78-92.

110. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников//Вопросы психологии. 1983. № 4. С.29-38.

111. Сулейманов И.И. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие.-Омск: Изд-во ОГИФК, 1991.- 45 с.

112. Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры. Учеб. пособие. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 1999.- 16 с.

113. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М, 1971., 336 с.

114. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М, 1981., 528 с.

115. Тедеев Д.Ю. Айкидо и оружие. Харвест, 2004 752 с.

116. Телегин М.В. Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Нач. школа: плюс- до и после, 2002, № 12, С. 17-22.

117. Узнадзе Д.Н. Общая психология. Питер, 2004 413 с.

118. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 8 т. М, 1990.

119. Уэстбрук. А., Рати О. Айкидо и динамическая сфера. Астрель 2006-383 с.

120. Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов/ЛТсихологический журнал. 1992. №1. С.107-117.

121. Фрейд Анна. Теория и практика дестского психоаналитика Пер. с англ. -М.: Апрель Пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1999.— 400 с. (Серия «Психологическая коллекция»). Том 1

122. Фрейд Анна Теория и практика дестского психоаналитика Пер. с англ. -М.: Апрель Пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1999.— 384 с. (Серия «Психологическая коллекция»). Том 2

123. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта 1999.- 672 с.

124. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. М., 1978. 54 с.

125. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.-М, 1989. 208 с.

126. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И. В. Дубровиной. М, 1987., 178 с.

127. Франсуаза Дольто. На стороне ребенка. СПб., Издательство «Петербург—XXI век», 1997. 279 с.

128. Формирование образа «Я» и проблемы фиэвоспитания: Сб.науч.тр./Под ред. П.А.Жорова. М. изд. АПН СССР, 1990. - 96 с.

129. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980-208 с.

130. Харчев А. Г, Алексеева Д. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. -М, 1977., 143 с.

131. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977., 142 с.

132. Чудновский В. Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности//Вопросы психологии. 1978. № 2. с. 23-34.

133. Чудновский В. И. Нравственная устойчивость личности. М, 1981., 208 с.

134. Шаграева О. Л. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб, пособие для студ, высш. учеб, заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.

135. Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. Москва. Физкультура и спорт, 1987 112 с.

136. Шевандрин Н. Социальная психология в образовании. М. 1995., 544 с.

137. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М. Педагогика 1982 г., 104 с.

138. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассни-ка. М, 1979., 152 с.

139. Штернер Е.С. феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990, с. 164-191.

140. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы/ Авт. предисловия Ю. В. Перов.—Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990.— 288 с.1.

141. Экман П. Почему дети лгут? М, 1993.272 с.

142. Эльконин Д. Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М, 1960, 328 с.

143. Японские самурайские сказания. Северо-Запад Пресс, 2002 г., 688 с.

144. Японская мифология: энциклопедия. Эксмо 2006 464 с.

145. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М, 1984., 145 с.

146. Коити Тохэй. "Книга КИ" http://ki-moscow.narod.m/litra/bi.htm

147. Морихей Уесиба . "Высказывания"-Ьцр://к1-moscow.narod.ru/litra/bi.htm

148. Морихей Уесиба. "Мемуары" http://ki-moscow.narod.ru/litra/bi.htm

149. СаотомэМицуги ."Значение обучения"-1шр:/Л<л-moscow.narod.ru/litra/bi.htm

150. СиодоГодзо. "Динамическое айкидо"-Ьйр://к1 moscow.narod.ru/litra/bi.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.