Новые формы и жанры театра во Франции на рубеже XIX-XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Кузовчикова, Татьяна Игоревна
- Специальность ВАК РФ17.00.01
- Количество страниц 224
Оглавление диссертации кандидат наук Кузовчикова, Татьяна Игоревна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КАБАРЕ
ГЛАВА И. ТЕАТР ТЕНЕЙ
ГЛАВА III. ТЕАТР КУКОЛ
ГЛАВА IV. ГРАН-ГИНЬОЛЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
С^
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Театральная концепция и режиссерско-сценографическая деятельность Адольфа Аппиа2009 год, кандидат искусствоведения Ульянова, Анна Борисовна
Французская труппа в Санкт-Петербурге: 1880-1890-е гг.2002 год, кандидат искусствоведения Попович, Марианна Борисовна
Музыкально-синтетическая концепция театра конца XIX - начала XX веков и театр М. И. Цветаевой2001 год, кандидат искусствоведения Кумукова, Джамиля Дмитриевна
Французский театр второй половины ХХ – начала ХХI веков: особенности взаимодействия сценического искусства и драматургии2021 год, кандидат наук Кувитанова Ольга Игоревна
Творчество Уильяма Поула и проблемы английской режиссуры первой трети XX века2013 год, кандидат искусствоведения Ефимова, Ирина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Новые формы и жанры театра во Франции на рубеже XIX-XX веков»
ВВЕДЕНИЕ.
Три десятилетия перед началом Первой мировой войны вошли в историю Франции под названием «Бель эпок» (Belle époque, Прекрасная эпоха). Исследователь Р. Шаттак назвал эти годы «эпохой пиршеств» (The Banquet years) или «эпохой карнавала» и в качестве эпиграфа к своей книге привел слова современника - писателя Шарля Пеги: «Со времен Иисуса Христа мир изменился меньше, чем за последние тридцать лет»1.
Резко менялись привычные представления о времени и пространстве. Появление электричества, изобретение автомобиля, начало масштабного строительства железных дорог заметно ускорили ритм жизни. Парижская Всемирная выставка 1889 года и приуроченное к ней открытие Эйфелевой башни продемонстрировали последние технические достижения человечества. Увеличился поток информации: закон о свободе печати от 29 июля 1881 года способствовал взлету прессы, применение новых технологий в литографии — открыло широкие возможности для развития афиши и плаката, возросла роль рекламы. В 1895 году прошел первый публичный сеанс «Синематографа» братьев Люмьер. В наследство от Второй Империи французская столица получила масштабную перепланировку, выполненную по проекту барона Османа, роскошное здание Гранд-onepá и Монмартр в статусе восемнадцатого муниципального округа. Там, в память о трагических днях Парижской коммуны, началось строительство базилики Сакре-Кёр. После всех исторических потрясений в стране, наконец, наступал период экономической стабильности. «В этой мифической картине возрождения Франции, примирения и единения человека с обществом и государством сам человек рассматривался как патриот, удовлетворенный своей жизнью и стремящийся только к обогащению и - к наслаждениям. Представление о патриотизме связывалось с этими потребностями: обогащая себя, человек обогащал
1 Цит. по: Shattuck R. Les primitifs de l'Avant-garde: (Henri Rousseau, Erik Satie, Alfred Jarry, Guillaume Apollinaire). (The Banquet years). Paris, 1974. P. 9.
Францию, наслаждаясь жизнью, он делал жизнь Франции праздником»1. Перемены коснулись не только внешней стороны жизни: «Дело не сводилось к трансформации непосредственно наблюдаемой картины мира. Менялась совокупность научных представлений о природе - умопостигаемая система мироздания»2.
Ч. Рерик замечает, что словосочетание «Бель эпок» вошло в употребление лишь после Второй мировой войны: «Французы, которые жили в ту эпоху, не воспринимали ее как "прекрасную" и не называли так. Как известно историкам, они слишком много о ней знали» . Помимо стремительного научно-технического прогресса, достижений искусства, колониальных захватов, укрепивших авторитет Франции в мире, 80-90 годы XIX века также остались в истории временем анархистских движений, религиозного нигилизма и волны ранних самоубийств. В Париже после пяти вечера негласно наступал «Зеленый час» - час абсента, который вскоре окрестили «Омнибусом в Шарантон»4, в ювелирных магазинах дамы могли приобрести золотые и серебряные шприцы для морфина, а в кафе подавали
1 Петрова Н.К. Театральное искусство Монмартра (Формирование театров малых форм во французской культуре конца XIX века). Дис. ...канд. искусствоведения. М., 1985. С. 5.
~ Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. (Франция, конец XIX -начало XX века). М., 1987. С. 9.
3 Rearick Ch. Pleasures of the Belle Epoque. New Haven; London, 1985. P. XI.
4 В Шарантоне находилась больница для умалишенных. Из-за неурожая винограда, который случился в 80-е годы, абсент стал дешевле вина и вскоре стал самым популярным напитком в Париже. Из-за большого процента туйона (ядовитого вещества, которое содержится в горькой полыни), привычного в то время для абсента, злоупотребление этим напитком оказывало разрушительное воздействие на головной мозг. Абсент был запрещен во Франции в 1915 г.
модный десерт - клубнику в эфире1. За десять лет до того, как Зигмунд Фрейд создал теорию психоанализа, в Великобритании Роберт Стивенсон опубликовал «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» (1886). Там же в конце 80-х появился вполне реальный Джек-Потрошитель, а в 1897 г. вышел легендарный роман Брэма Стокера «Дракула». В Париже в тот год был открыт «театр ужасов» Гран-Гиньоль". Его исследовательница Аньес Пьерон назвала рубеж веков «периодом невероятной хрупкости человеческой
о
психики» . При внешнем благополучии Третьей Республики, мировоззрение этого времени было выражено в интуитивизме Анри Бергсона и философии Фридриха Ницше, в трагически-напряженном искусстве символистов. Витализм и панэстетизм Прекрасной эпохи были оборотной стороной тревожного ожидания, страха перед неизвестностью конца века. Традиционные ценности и ориентиры теряли былую силу. «Вечность неожиданно оказывается поразительно близка - во всем. Не человек вглядывается в вечность, а вечность — в человека. Ежеминутное ощущение сущностного порождает страх, ощущение бездны, на пороге которой оказывается человек»4.
Мысль Ницше о том, что «бытие и мир получают оправдание только как эстетический феномен»5 лежит в основе Бель эпок. В 1892 г. ученый-психотерапевт Макс Нордау безапелляционно поставил этому времени диагноз: вырождение. С одной значительной поправкой: «Французы
1 См.: Бейкер Ф. Абсент. М., 2008. С. 59-78.
2 Несмотря на то, что название театра отсылает к традиционному персонажу французской кукольной комедии, Гран-Гиньоль не имел никакого отношения к театру кукол.
3 Pierron A. Le Grand Guignol: (le théâtre des peurs de la Belle Epoque). Paris, 1995. P. XX.
4 Максимов В.И. Век Антонена Арто. СПб., 2005. С. 53.
5 Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С. 245.
собственное свое старчество переносят на все столетие и говорят о "fin de siècle", когда вернее было бы говорить о "fin de race"»1. Перечислив в сплошном потоке все наиболее значимые художественные явления, Нордау описал саму эпоху, которая, в глазах обывателя, вероятно, выглядела именно так: «Очень в ходу история с привидениями — но непременно в научном облачении гипнотизма, телепатии, сомнамбулизма, - театр марионеток, в котором тертые калачи, придавая себе вид наивности, влагают в уста самых избитых героев речи малых ребят или людей помешанных, и эзотерические романы... Люди опьяняют себя туманным извержением слов символистов. Ибсен свергает Гёте с престола, Метерлинк сравнивается с Шекспиром, немецкие и даже французские критики признают Ницше первым писателем нашего времени... утонченные джентльмены признают уличные песенки Жуй, Брюана, МакНаба и Ксанрова "très distingué" по причине "бьющего в них теплого сострадания"... и светские люди, серьезно верящие только в биржу и игорный дом, совершают паломничество в Обераммергау для лицезрения христианских мистерий или плачут над стихами Верлена с его призывами к милосердию Пресвятой Девы»". Намекая на разрозненность современных ему эстетических школ, Нордау замечал, что «склонность образовывать кучки, встречающаяся у всех психопатов и истеричных, может принимать разные формы» .
Искусствовед Михаил Герман в своей монографии, посвященной модернизму, отталкивается от утверждения JI.C. Выготского: «Искусство -способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни»4. Говоря о явлениях, предваряющих грядущие
1 Нордау М. Вырождение // Нордау М. Вырождение. Современные французы. М., 1995. С. 23.
2 Там же. С. 31-32.
3 Там же. С. 41.
4 Выготский JI. Психология искусства. М., 1968. С. 38.
реформы, Герман заключает, что «искусство эволюционирует вместе с порождающей его жизнью и что стремительное изменение пластического языка — не столько дерзкий эксперимент, сколько исторически обусловленная, естественная (во многом и защитная) реакция на новые и совершенно непривычные реалии XX века»'. Происходящие перемены проще всего проследить по живописи: переходя от легкости, мимолетности полотен импрессионистов, ставших символом нового времени (первая выставка -1874), к цветовой экспрессии постимпрессионистов и, наконец, к стилизации и эстетизации модерна, искусство рубежа столетий еще остается в пространстве жизненного правдоподобия, но уже усиленно ищет способы его преодоления, создания новых художественных систем. В книге В.И. Божовича «Традиции и взаимодействие искусств (Франция конец XIX - начало XX века)» эта проблема является центральной: «В течение без малого четырех столетий европейское художественное сознание оставалось в рамках ренессансной системы, представлявшей собой рационализацию и универсализацию индивидуальной - антропоцентрической - точки зрения на мир. <...> Все традиционные искусства вступили в стадию коренной перестройки своих образных структур»". Художественные поиски рубежа веков можно рассматривать как этап, подготовивший переход от эпохи классического искусства к модернизму XX века, эпохе творческой автономии художника и «дегуманизации искусства».
«Вся история искусства рубежа Х1Х-ХХ вв. — борьба академических традиций и новаторских тенденций, консерватизма и модернизма, театра
1 Герман М. Модернизм: (Искусство первой половины XX века). СПб., 2008. С. 11.
" Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств (Франция, конец XIX -начало XX века). С. 4.
актерского и театра режиссерского, хорошо сделанной пьесы и новой драмы»1. Начало этой борьбы было положено сторонниками натурализма. Сформированный под влиянием философии позитивизма и достижений естественных наук, натурализм настаивал на объективном характере окружающего мира и уподоблял художника ученому. В теории натурализма, главным идеологом которого был Эмиль Золя, особое место уделяется социальной среде, наследственности, физиологии человека, которые в целом определяют его существование. Натурализм господствовал во французской культуре с середины 70-х годов; под влиянием его идей 30 марта 1887 года Андре Антуан открыл на Монмартре Театр Либр, который впоследствии дал начало общеевропейскому движению «свободных театров». Отказ от традиционных театральных эффектов (в освещении, в произношении текста, в построении мизансцен), камерность, приглашение актеров-любителей, стремление к ансамблю и созданию атмосферы, принцип «четвертой стены» -эти методы сценического натурализма, которые развивал в своем театре Антуан, способствовали ощущению подлинной жизни, реальности происходящего на сцене. Обратившись к новой драматургии, Антуан открыл французской публике X. Ибсена, Г. Гауптмана, А. Стриндберга, Л. Толстого; в Театр Либр также были поставлены произведения многих современных писателей-натуралистов.
Одновременно с этим, к началу 80-х во французской культуре «назрел самый настоящий бунт против позитивизма с его привязанностью ко всему "посюстороннему", к "вещам", с его... насмешливо-подозрительным отношением к таким понятиям, как "идеал", "абсолют", "душа"»". С 1880 г. в квартире Стефана Малларме каждый вторник собираются молодые поэты,
1 Максимов В.И. Театр рубежа XIX-XX веков // История зарубежного театра /Под ред. Л.И. Гительмана. СПб., 2005. С. 328.
" Косиков Г. Предисловие // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорода. М., 1993. С. 28.
обсуждая возможности новой поэзии. В 1884 году выходит эссе Поля Верлена «Проклятые поэты», в 1886 - манифест Жана Мореаса «Символисты». Существенное влияние на символизм оказала философия интуитивизма Анри Бергсона. Символисты первыми сумели преодолеть национальные предубеждения относительно фигуры Рихарда Вагнера, который в свое время нелестно отзывался о французах. С 1885 г. в Париже начинает издаваться «Ревю Вагнерьен», вагнеровские идеи получают широкое распространение. Идея синтеза искусств становится центральной в эстетике символизма. В отличие от натурализма, стремившегося к ощущению реальности происходящего на сцене, символизм исходит из того, что подлинная реальность — невыразима. Ответом на сценический натурализм и режиссерские опыты Антуана стало открытие в 1890-м году Театра д'Ар, который просуществовал всего два сезона, успев заложить основы новой сценической образности. «...Театр символистский использовал режиссерские принципы для создания небытовой атмосферы. Узнаваемые предметы теряли свою реальность и подразумевали иное значение. Происходящее на сцене являлось театральной реальностью, расшифровываемой для зрителя, но противопоставляемой ему»1. У Театра д'Ар были обширные репертуарные планы, включавшие пьесы елизаветинцев, романтиков, поэзию и драматургию символистов.
Однако и академизм, подвергшийся в это время активным нападкам, благополучно продолжал свое существование. Более того, его представляли величайшие актеры французского театра: Бенуа-Констан Коклен (Коклен-старший), Жан Муне-Сюлли, Сара Бернар. «Комеди Франсез словно саркастически надсмеялась над неумолимым требованием эпохи — обновить традиции, - писал Л.И. Гительман. - И в знак провозглашения их бессмертия выдвинула на свои подмостки "священных чудищ", как бы взращенных не в
1 Максимов В.И. Французский символизм - вступление в двадцатый век // Французский символизм. Драматургия и театр. СПб., 2000. С. 13.
бурях вечно меняющегося мира, а в скрытых глубинах некой закостенелой театральной неизменности. <...> Но "священные чудища" доказали величие традиций, пронесенных через века. Правда, они же доказали и другое: их анахронизм, их неминуемое перерождение в некую отвлеченную, хотя и блестящую форму...»1. В 1886 году вышла знаменитая книга Коклена «Искусство актера», в которой были сформулированы основные принципы актерской школы Франции. В 1898 г. открылся Театр Сары Бернар -«Божественной Сары», «самой знаменитой актрисы за всю историю» - как окрестили ее еще при жизни.
Годом раньше в Театре Порт-Сен-Мартен прошла премьера «Сирано де Бержерака» Э. Ростана с Кокленом в главной роли, ознаменовавшая триумф неоромантизма. Это художественное направление, возникшее на рубеже веков, было равно связано с эстетикой XIX века, с театральной концепцией романтизма, техникой «хорошо сделанной пьесы», и формирующейся театральной эстетикой века ХХ-го - неоромантизм не избежал влияния символизма, использовал принципы новой драмы: «Для неоромантиков было очень важно утвердить на сцене идеал героической личности, морально-этические ценности, показать опоэтизированную действительность»2. При этом, как в новой драме, здесь были смещены традиционные категории добра и зла, внутреннее действие преобладало над внешним: «...Неоромантикам была близка концепция неразделимости идеального и материального (повседневного), возвышенного и низменного начал» . Неоромантическая драма обращается к мифологическим и легендарным сюжетам, к философско-религиозной проблематике, теме двоемирия; создает обобщенные поэтические образы - более конкретные, чем в символизме, ближе не к символам, но к
1 Гительман Л.И. Традиции и «Традиции» // Памяти Льва Иосифовича Гительмана: Сб. статей. СПб., 2012. С. 13-14.
" Семенова М.Б. Последняя пьеса Эдмона Ростана // Ростан Э. Последняя ночь Дон Жуана. СПб., 2009. С. 45.
3 Там же. С. 46.
аллегориям.
Безусловно, следует учитывать, что каждое из художественных направлений рубежа веков претерпевало эволюцию; несмотря на внешнее противостояние, они неизбежно взаимодействовали друг с другом: так, в творчестве Коклена соединяются академизм и мироощущение неоромантиков, Сара Бернар разрушает систему амплуа, «соединив академическую традицию с мироощущением декаданса»1, становится музой модерна; Антуан обращается к открытиям символистов, экспериментирует с освещением, первым ставит «Дикую утку» Ибсена, а в 1894 году покидает Театр Либр, чтобы перенести принципы режиссерского театра в Одеон, национальный театр Франции; после эпохальной премьеры «Короля Убю» А. Жарри (10 декабря 1896), в которой были переосмыслены границы театральной условности, Люнье-По разворачивает творческие поиски символистского Театра Эвр в сторону модерна.
В подобном контексте во Франции возник значительный пласт альтернативной театральной культуры, который отразил и дополнил реформу драматического искусства. В 1894 году в Париже вышла книга театрального критика Адольфа Адере под названием «Le Théâtre à côté»", что можно перевести как «театр по соседству» или «театр на обочине». Подразумевая под этим определением любительские театральные кружки и сообщества, «где молодые люди, актеры и авторы, посвятившие себя драматической карьере, могли набить руку в своем ремесле» , Адере относит рождение «театра на обочине» к концу XVIII века. Франсиск Capee в предисловии к книге писал, что рядом с профессиональным театром всегда существовал параллельный творческий процесс; он замечал, что из любительской среды нередко выходили
1 Максимов В.И. Театр рубежа XIX-XX веков // История зарубежного театра /Под ред. Л.И. Гительмана. С. 336.
2 Aderer A. Le Théâtre à côté. Paris, 1894.
3 Ibidem. P. 6-7.
знаменитые впоследствии актеры (к примеру, Фирмен и Дежазе), а также вспоминал свою театральную юность: «...Мне нравилось, что молодые люди в те времена... никогда не претендовали на лавры реформаторов или проповедников. Они хотели только развлекаться и развлекать своих друзей»1. В начинаниях рубежа веков Capee, известный своими консервативными взглядами, видел много торжественности и энтузиазма, попиравших основы классической французской культуры и искусства.
Адере, переходя к современной ему ситуации, отмечал небывалый рост частных театральных инициатив и задавался риторическим вопросом: «Есть ли польза драматическому искусству от этих добавочных представлений, которым не стало числа? Кружки и частные сообщества - это вред или благо для развития и будущего драматического искусства?»**. Сам автор не ставил цели определить роль того или иного явления и рассматривал «театр на обочине» как временный этап на пути в профессиональный мир. В целом книга Адере носила информативный характер, однако здесь впервые была предпринята попытка объединить разрозненные явления «околотеатрального» процесса. Характерно, что Адере оставил в стороне Театр Либр и только что созданный Театр Эвр, оговаривая, что уделяет внимание только маленьким сообществам .
На рубеже XIX-XX веков «театр на обочине» выходит за рамки определения Адере, переходит из категории «добавочного» в самостоятельный художественный феномен, в котором эстетический эклектизм этого периода претворяется в тесной взаимосвязи разрозненных художественных направлений, переплетении и очевидном сходстве их творческих поисков, связанных с процессом становления режиссерского театра и направленных на переосмысление понятия театральности. Исходя из этого, в диссертации «театр на обочине» будет рассматриваться как совокупность новых форм и
1 Sarcey F. Préface // Aderer A. Le Théâtre à côté. P. XII.
2 Aderer A. Le Théâtre à côté. P. 5.
3 См.: Ibidem. P. 6.
жанров, которые возникли в ходе любительских экспериментов и частных инициатив и содержали в себе новые театральные модели, переосмысляющие принципы драматургии, существования актера, оформления спектакля. Не примыкая ни к одному из художественных направлений, альтернативная театральная культура Бель эпок стала реакцией на их многообразие, способствовала смещению жанровых и видовых границ, расширила эстетику натурализма, символизма, модерна. Если режиссерский театр утверждался именно в такой последовательности, то «театр на обочине» его буквально отзеркаливал: заявив о себе созданием кабаре, возникшем под влиянием модерна, он соприкоснулся с символизмом (театр теней, театр кукол) и, наконец, пришел к крайнему натурализму, пересмотрев его выразительные возможности («театр ужасов» Гран-Гиньоль). Театр кукол, театр теней, театр масок, кафе-концерт и массовая зрелищная культура уже имели свою многовековую историю либо глубокие предпосылки в аналогичных явлениях прошлого. Развивавшиеся всегда обособленно, в тени драматического театра, на рубеже Х1Х-ХХ веков они уравниваются с ним в правах, первыми реагируют на реалии времени и с легкостью взаимодействуют между собой, решая проблемы театрального языка XX века.
Традиционно рубеж Х1Х-ХХ веков во Франции принято рассматривать как время становления режиссерского театра. Программное утверждение на сцене натурализма и символизма, театральная практика Андре Антуана, Поля Фора, Орельена-Мари Люнье-По, их вклад в развитие мирового театра - на сегодняшний день довольно подробно изучены как отечественным театроведением - в работах Т.И. Бачелис, Л.И. Гительмана, В.И. Максимова1,
1 См.: Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М., 1983; Гительман Л.И. Русская классика на французской сцене. Л., 1978; Гительман Л.И. Идейно-творческие поиски французской режиссуры XX века. Л., 1988; Искусство режиссуры за рубежом: (Первая половина XX века): Хрестоматия. СПб., 2004; Французский
12
так и зарубежным (Д. Ноулс, Ж. Робише, С. Домм, Д. Бабле и др.'). Стремление к естественности, жизненной правде противопоставлялось театру метафорическому, условному, но в целом и Театр Либр, и Театр д'Ар, и Театр Эвр были нацелены на преодоление театральной модели XIX века, традиций актерского театра. Такая потребность во многом была обусловлена появлением новой драмы, которая, отказываясь от внешнесобытийного ряда (концепция «статичного театра» М. Метерлинка), привычного понимания героя и драматического конфликта, требовала режиссерского осмысления и предъявляла новые требования к театру в целом и к актерской технике в частности.
Театр во Франции на рубеже веков занимал особое место в ряду других искусств; в саму повседневность жизни была внесена театральность: экстравагантность моды, жизнетворческие акции, поведенческие модели -характерные приметы времени. Экспансия театра привела с одной стороны, к расширению, а в конечном счете, относительности его границ, с другой - к попытке самоопределения, переосмысления основных категорий. Немаловажную роль в этом сыграло возникновение кабаре, которое само по себе не было театром, но утверждало театральность как основу жизни и сценического творчества. Преображение жизни при помощи искусства, перенос искусства в жизнь - основа эстетики модерна, формирование которого
символизм. Драматургия и театр. СПб., 2000; Максимов В.И. Век Антонена Арто. СПб., 2005.
1 См.: Knowles D. La Réaction idéaliste au théâtre depuis 1890. Paris, 1934; Robichez J. Le Symbolisme au théâtre: Lugné-Poe et les débuts de l'OEuvre. Paris, 1957; Dhomme S. La mise en scène contemporaine D'André Antoine à Bertolt Brecht. Paris, 1959; Pruner F. Les luttes d'Antoine: Au Théâtre Libre. T. 1. Paris, 1964; Bablet D. La Mise en scène contemporaine: (1887-1917). Paris, 1968; Sanders J.B. André Antoine, directeur à l'Odéon: Dernière étape d'une odyssée. Paris, 1978.
пришлось на 1880-е годы. И если символом Бель эпок стал Монмартр, приют молодой артистической богемы, «свободный город», государство в государстве, живущее по своим законам, в согласии с эстетическим вкусом и художественной логикой, то символом Монмартра стало кабаре, нацеленное на то, чтобы замаскировать «трагедию повседневности» праздничной театральностью.
Рассматривать кабаре как новую форму театральности впервые предложил М.М. Бонч-Томашевский в статье 1913 года «Театр пародии и гримасы»: «Действуя иными, необычными приемами, отыскивая в архиве старины позабытые методы, кабаре психологически обусловило многое, на чем зиждутся искания нового театра»1. Среди этого: замена принципа сценической рампы на принцип атмосферы зрелища, выход действия в зал, импровизация и гротеск как составляющие исполнительского стиля, «универсальность» актера, создание маски как необходимое условие существования на сцене, отрицание и осмеяние как основа творческой природы кабаре. Попытка универсализировать эти принципы, распространить их на все искусство Монмартра, а сам Монмартр представить как особый театральный организм была предпринята в диссертации Н.К. Петровой 1985 года «Театральное искусство Монмартра (Формирование театров малых форм во французской театральной культуре конца XIX века)»2.
Отдельными главами здесь представлены артистические кабаре (на примере Ша Нуар), искусство монмартрских шансонье, «стихийный» театр конца XIX века (к нему автор относит балы Монмартра, ставшие «центрами
1 Бонч-Томашевский М.М. Театр пародии и гримасы. (Кабаре) // Маски. 1912— 1913. №5. С. 21.
2 Петрова Н.К. Театральное искусство Монмартра (Формирование театров малых форм во французской культуре конца XIX века). Дис. ...канд. искусствоведения. М., 1985.
развлечения и бедных и богатых парижан»1, к примеру, Мулен де ля Галетт). Петрова исследует не только кабаре, но монмартрскую действительность в целом; рассматривает искусство Монмартра как отражение социокультурных перемен и следствие свойственной времени театрализации жизни. Автор дает определение абстрактного «актера Монмартра», который «играл прежде всего самого себя, создавал свой, неповторимый сценический облик»". «Отсюда возникало многообразие сценических социальных типов - общество, представленное сверху донизу. Достоверность лежала в глубине каждого характера. <...> Актер Монмартра превращался в своего героя и таким воспринимался публикой»3.
Несмотря на неоспоримую историческую ценность исследования (в частности - описания эпохи, разнообразия представленных явлений, новизну материала), в тексте много довольно абстрактных характеристик; каждое зрелищное явление причисляется к театру, а каждое представление к спектаклю, что не всегда обосновано и не всегда подтверждено документально. В первую очередь это касается описания спектаклей Ша Нуар'. С общим театральным процессом кабаре и зрелищная культура Монмартра соотносятся в самом финале: «Открытое действие в публике или превращение зала в сцену — эти свойства рождаются в театрах малых форм и именно из кабаре переносятся на сцену режиссерского театра. Таким образом, театры Монмартра становятся первой современной экспериментальной ареной всевозможных самых разносторонних отношений сцены и зала, разнообразных
Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Музыкальный театр Рихарда Штрауса и новые формы городской демократической культуры второй половины ХIХ - начала ХХ века1998 год, кандидат искусствоведения Борог, Ольга Владимировна
Театральные концепции модернизма и система Антонена Арто2001 год, доктор искусствоведения Максимов, Вадим Игоревич
Французские театральные словари XVIII века и предпосылки формирования науки о театре2019 год, кандидат наук Усаченко Наталья Алексеевна
Театральность в художественной системе французского сюрреализма2008 год, доктор филологических наук Гальцова, Елена Дмитриевна
Религиозная драма в театре Западной Европы XVI - XVII вв.2014 год, кандидат наук Некрасова, Инна Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кузовчикова, Татьяна Игоревна, 2014 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
I
1. Аппиньянези, Л. Кабаре. - М. : Новое литературное обозрение, 2010. - 287 с.
2. Бачелис, Т. И. Шекспир и Крэг. - М.: Наука, 1983. - 351 с.
3. Бейкер, Ф. Абсент. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. - 284 с.
4. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии, его природа, замыслы и судьбы // Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - СПб. : Азбука-классика, 2001. -С. 7-144.
5. Бодлер, Ш. Об искусстве. - М. : Искусство, 1986. - 422 с.
6. Божович, В. И. Традиции и взаимодействие искусств : (Франция, конец XIX - начало XX века). - М. : Наука, 1987. - 320 с.
7. Бродский, В. Е. Японское классическое искусство : (Живопись. Графика). — М. : Искусство, 1969.-285 с.
8. Вагнер, Р. Избранные работы / Сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова, вступит, ст. А. Ф. Лосева. - М. : Искусство, 1978. - 695 с.
9. Введение в театроведение / Сост. и отв. ред. Ю. М. Барбой. - СПб. : СПбГАТИ, 2011.-366 с.
10. Гагеман, К. Игры народов. Вып. 3. Китай, Африка. - Л. : Academia, 1924. -110 с.
11. Гальцова, Е. Д. «Записки из подполья» в парижском театре ужасов Гран-Гиньоль // От текста - к сцене : Российско-французские театральные взаимодействия XIX-XX веков : Сб. статей. -М.: ОГИ, 2006. - С. 29^17.
12. Герман, М. Модернизм : (Искусство первой половины XX века). - СПб. : Азбука-классика, 2008. - 477 с.
13. Гительман, Л. И. Идейно-творческие поиски французской режиссуры XX века. - Л. : ЛГИТМиК, 1988. - 74 с.
14. Гительман, Л. И. Русская классика на французской сцене. - Л. : Искусство, 1978.- 175 с.
15. Гительман, Л. И. Традиции и «традиции» // Памяти Льва Иосифовича Гительмана. - СПб. : СПбГАТИ, 2012. - С. 10-33.
16. Голдовский, Б. П. История драматургии театра кукол. - М. : Дизайн Хаус, 2007.-328 с.
17. Голдовский, Б. П. Куклы : энциклопедия. - М. : Время, 2004. - 496 с.
18. Горфункель, Е. И. Вокруг Сары Бернар // Бернар С. Моя двойная жизнь : мемуары. - СПб. : Северо-Запад, 1995. - С. 5-18.
19. Дельнов, А. А. Франция : Большой исторический путеводитель. - М. : Алгоритм ; Эксмо, 2008. - 864 с.
20. Джурова, Т. С. Концепция театральности в творчестве H. Н. Евреинова. -СПб. : СПбГАТИ, 2010. - 158 с.
21. Дорошевич, В. Иветта Гильбер (К нынешним гастролям) // Театральная критика Власа Дорошевича. - Минск : Харвест, 2004. - С. 460-463.
22. Евреинов, H. Н. Демон театральности / Сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. М. ; СПб. : Летний сад, 2002. 535 с.
23. Жарри, А. О бесполезности театра для театра // Как всегда - об авангарде : (Антология французского театрального авангарда). — М. : ГИТИС, 1992. - С. 15-20.
24. 3. В. [Венгерова, 3. А.] Бушор // Энциклопедический словарь. - СПб. : Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1891. - Т. 5 (9). - С. 132.
25. 3. В. [Венгерова, 3. А.] Ришпэн // Энциклопедический словарь. - СПб. : Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1899. - Т. 26 (52). - С. 843-844.
26. Иванова, А. А. Содержательность традиционных форм театра кукол // Петербургские записки о театре. - СПб. : СПбГАТИ, 2003. - С. 32-56.
27. Иванова-Брашинская, А. А. Театр кукол // Введение в театроведение / Сост. и отв. ред. Ю. М. Барбой. - СПб. : СПбГАТИ, 2011. - С. 355-362.
28. Искусство режиссуры за рубежом : (Первая половина XX века) : Хрестоматия. - СПб. : СПбГАТИ, 2004. - 319 с.
29. История зарубежного театра : Учебник / Под ред. Л. И. Гительмана. - СПб. : Искусство-СПб, 2005. - 575 с.
30. Каминская, Ю. Из жизни «десятой музы», или Цирк для мозга // Поэты немецкого литературного кабаре / Сост. Г. В. Снежинская. - СПб. : Наука, 2008. - С. 5-27.
31. Карская, Т. Я. Французский ярмарочный театр. - Л. ; М. : Искусство, 1948. -231 с.
32. Кириченко, И. Е. Модерн. К вопросу об истоках и типологии // Советское искусствознание'78. - Вып. 1. - М. : Советский художник, 1979. - С. 249283.
33. Клейст, Г. О театре марионеток // Клейст Г. Избранное. Драмы. Новеллы. Статьи. -М. : Худож. лит., 1977. - С. 512-518.
34. Клитин, С. С. История искусства эстрады. - СПб. : СПбГАТИ, 2008. - 472 с.
35. Креспель, Ж.-П. Жизнь Монпарнаса в великую эпоху. (1905-1930). - М. : Молодая гвардия, 2000. - 201 с.
36. Креспель, Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. (1900-1910). - М. : Молодая гвардия, 2000. - 246 с.
37. Кривуля, Н. Г. Ожившие тени волшебного фонаря. - Краснодар : Аметист, 2006. - 504 с.
38. Крэг, Э. Г. Актер и сверхмарионетка // Крэг Э. Г. Воспоминания, статьи, письма. - М. : Искусство, 1988. - С. 212-233.
39. Крэг, Э. Г. Воспоминания, статьи, письма. -М. : Искусство, 1988. - 398 с.
40. Кузнецова, Э. Искусство силуэта. - Л. : Художник РСФСР, 1970. - 130 с.
41. Кузовлева Т., Максимов В. Театральный модерн : Париж - Петербург // Пермский ежегодник-96. (Хореография). - Пермь : Арабеск, 1996. - С. 2443.
42. Кулиш, А. П. Театр кукол в России XIX века : События и факты. - СПб. : СПбГАТИ, 2007. - 360 с.
43. Ланглад, Ж. де. Оскар Уайльд, или Правда масок. - М. : Молодая гвардия ; Палимпсест, 2006. - 325 с.
44. Люнье-По, О.-М. Парад. Театральные воспоминания и впечатления // Французский символизм. Драматургия и театр. - СПб. : Гиперион, 2000. - С. 165-222.
45. Максимов, В. И. Век Антонена Арто. - СПб. : Лики России, 2005. - 380 с.
46. Максимов, В. И. Символистский театр Франции (Художественные поиски театра д'Ар и Театра Эвр) : автореф. дисс. ...канд. искусствоведения : 17.00.01. - СПб.: СПбГИТМиК, 1992. - 17 с.
47. Максимов, В. И. Философия театра Николая Евреинова // Евреинов Н. Н. Демон театральности. / Сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. - М.; СПб. : Летний сад, 2002. - С. 5-28.
48. Максимов, В. И. Французский символизм - вступление в двадцатый век // Французский символизм. Драматургия и театр. - СПб. : Гиперион, 2000. - С. 5-52.
49. Маркова, Е. В. Кабаре // Театральные термины и понятия : Материалы к словарю. - Вып. 2. - СПб. : РИИИ, 2010. - С. 98-99.
50. Мерварт, Л. А. Малайский театр // Восточный театр : Сб. статей. - Вып. 1. -Л. : Academia, 1929.-С. 112-195.
51. Мильчина, В. А. Вступительная статья // Эстетика раннего французского классицизма. - М. : Искусство, 1982. - С. 7-32.
52. Молодцова, М. М. Комедия дель арте : (История и современная судьба). - Л. : ЛГИТМиК, 1990.-218 с.
53. Молодцова, М. М. Футуризм // Искусство режиссуры за рубежом : (Первая половина XX века) : Хрестоматия. - СПб. : СПбГАТИ, 2004. - С. 118-121.
54. Некрылова, А. Ф. Куклы и Петербург // Кукольники в Петербурге : Сб. статей. - СПб.: СПГАТИ, 1995. - С. 7-26.
55. Нордау, М. Вырождение. Современные французы. - М. : Республика, 1995. -400 с.
57. Петрова, Н. К. Театральное искусство Монмартра (Формирование театров малых форм во французской культуре конца XIX века). - Дис. ...канд. искусствоведения. -М. : ВНИИ Искусствознания, 1985. - 155 с.
58. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорода. - М. : МГУ, 1993.-512 с.
59. Раздольская, В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. - Л. : Искусство, 1981. - 318 с.
60. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. 4. (От романтизма до наших дней). - СПб.: Петрополис, 1997. - 880 с.
61. Рудницкий, К. Л. Режиссер Мейерхольд. - М. : Наука, 1969. - 525 с.
62. С - въ А. [Сомов, А. И.]. Силуэт // Энциклопедический словарь. — Т. 58. -СПб. : Ф. А. Брокгауз и А. И. Ефрон, 1900. - С. 886.
63. Садуль, Ж. Всеобщая история кино : В 6 т. - М. : Искусство, 1958. - Т. 1. -610 с.
64. Сарабьянов, Д. В. Модерн : История стиля. - М. : Галарт, 2001. - 343 с.
65. Семенова, М. Б. Последняя пьеса Эдмона Ростана // Ростан Э. Последняя ночь Дон Жуана. - СПб. : КОСТА, 2009. - С. 45-48.
66. Симонович-Ефимова, Н. Я. Теневой театр // Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. - Л. : Искусство, 1980. - С. 207-234.
67. Соломоник, И. Н. Традиционный театр кукол Востока : основные виды театра плоских изображений. - М. : Наука, 1983. - 183 с.
68. Театр теней : Искусство светотени. - М. : ACT ; Донецк : Сталкер, 2005. -221 с.
69. Титова, Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская : модерн на пути к Условному театру. - СПб. : СПбГАТИ, 2006. - 176 с.
70. Тихвинская, Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века : (Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917). - М. : Молодая гвардия, 2005. - 527 с.
71. Уварова, Е. Д. Эстрадный театр : Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917- 1945).-М. : Искусство, 1983.-320 с.
72. Ульянова, А. Б. Адольф Аппиа : театр пространства и света. - СПб. : СПбГАТИ, 2011.-272 с.
73. Федотов, А. Я. Ожившие силуэты : (Театр теней). - М. : Молодая гвардия, 1961.-96 с.
74. Франс, А. Гросвита в театре марионеток // Франс А. Собр. соч. : В 8 т. - М., 1960.-Т. 8.-С. 175-182.
75. Французский символизм. Драматургия и театр. - СПб. : Гиперион, Гуманитарная Академия, 2000. - 480 с.
76. Фукс, Г. Революция театра : История Мюнхенского Художественного театра. - СПб. : Грядущий день, 1911.- 287 с.
77. Эткинд, А. Эрос невозможного : (История психоанализа в России). - СПб. : Медуза, 1993.-424 с.
78. Aderer, A. Le Théâtre à côté. - Paris : Librairies-Imprimeries réunies, 1894. - 269 P-
79. Albert, M. Les théâtres des boulevards : (1789-1848). - Paris, 1902.
80. Allais, A. Autour du Chat Noir : ("Francisque Sarcey" et contes inédits du Chat Noir). - Paris : Les quatre jeudis, 1955. - 272 p.
81. Allegri, L. De l'acteur romantique au mythe de la marionnette. (Hypothèse pour une modélisation) // Le Spectaculaire dans les arts de la scène : Du romantisme à la Belle époque. - Paris : CNRS, 2006. - P. 230-238.
82. Arrivé, M. Peintures, gravures et dessins d'Alfred Jarry. - Paris : Collège de Pataphysique, s. d. - 125 p.
83. Art Nouveau : (1890-1914). - London : V&A Publications, 2000.-464 p.
84. Aslan, O. L'Acteur au XX siècle : (éthique et technique). - Vic-la-Gardiole : PEntretemps, 2005.-488 p.
85. Astre, A. Les cabarets littéraires et artistiques // Les spectacles à travers les ages : (Théâtre. Cirque. Music-Hall. Café-concerts. Cabarets artistiques). - Paris : Les éditions du cygne, s.a. - T. 1. - P. 327-364.
86. Bathille, P. Maurice Donnay : (Son oeuvre, portrait et autographe). - Paris : La nouvelle revue critique, 1932. - 84 p.
87. Beauchamp, H. La marionette, conscience critique et laboratoire du théâtre. Usages théorique et scénique de la marionnette entre les années 1890 et les années 1930. (Belgique, Espagne, France). — Thèse de doctorat en littérature comparée. -Paris IV - Sorbonne. - 2007.
88. Beaulieu, H. Les théâtres du Boulevard du Crime. - Paris, 1905. - 178 p.
89. Béhar, H. Jarry : le monstre et la marionnette. - Paris : Librairie Larousse, 1973. -271 p.
90. Bellaigue, C. Le Mystère de Noël // Bellaigue C. L'Année Musicale : Oct. 1890 à Oct. 1891. - Paris : Librairie Charles Delagrave, 1892. - P. 45-60.
91. Bellaigue, C. [La Légende de Sainte-Cécile] // Bellaigue C. L'Année musicale et dramatique (1892). - Paris : Librairie Charles Delagrave, 1893. - P. 76-90.
92. Bercy, L. Montmartre et ses Chansons. (Poètes et chansonniers). - Paris : H. Daragon, 1902.-280 p.
93. Blackham, O. Shadow puppets. - London, 1960. - 198 p.
94. Blumenthal, E. Puppetry and puppets. - London : Thames & Hudson, 2005. - 272 P-
95. Bordât D., Boucrot F. Les théâtres d'ombres : Histoire et techniques. - Paris : L'Arche, 1956.-203 p.
96. Bouchor, M. La Dévotion à Saint André. - Paris : Lecène, Oudin et C, 1892. - 47
P-
97. Bouchor, M. Les Mystères d'Eleusis. - Paris : Lecène, Oudin et C, 1894. - 106 p.
98. Bouchor, M. Les Symboles. - Paris : Librairie Alphonse Lemerre, 1923. - 220 p.
99. Bouchor, M. Théâtre du Petit Chaperon rouge. - Paris : Librairie Armand Colin, 1929.-308 p.
100. Bouchor, M. Tobie. - Paris : Ernest Kolb, 1889. - 113 p.
101. Bouchor, M. Vers la pensée et vers l'action. - Paris : Librairie Hachette et C, 1899.- 126 p.
102. Bruant, A. Chansons et monologues d'Aristide Bruant. - Paris : H. Geffroy, 1896-1897.-T. 1-3.- 1200 p.
103. Bruant, A. Dans la rue : (Chansons et monologues). - Paris : Auteur éditeur, 1889.-208 p.
104. Catalogue de la collection du Chat Noir. "Rodolphe Salis". (Dessins originaux, aquarelles, tableaux, lithographies, eaux-fortes). - Paris : Ménard et Chaufour, 1898.-95 p.
105. Chesnais, J. Histoire générale des marionettes. - Paris : Bordas, 1947. - 239 p.
106. Cook, O. Movement in Two Dimensions : (A study of the animated and projected pictures which preceded the dimension of cinematography). — London : Hutchinson, 1963.- 143 p.
107. Cramesnil, J. Guignol // Encyclopédie mondiale des Arts de la Marionnette. -Montpellier : l'Entretemps, 2009. - P. 327-328.
108. Currell, D. Shadow puppets and shadow play. - Wiltshire : The Crowood press, 2007.-208 p.
109. Donnay, M. Autour du Chat Noir. - Paris : Bernard Grasset, 1926. - 47 p.
110. Donnay M. Le Théâtre d'Ombres // L'esprit montmartrois : interviews et souvenirs / Par M. Donnay, D. Bonnaud, V. Hyspa. - Joinville-le-Pont, [1938].
111. Doumic, R. De Scribe à Ibsen : (Causerie sur le théâtre contemporain). - Paris : Librairie Paul Delaplane, 1893. - 352 p.
112. Faguet, E. [Noël, mystère de M. Maurice Bouchor] // Faguet E. Notes sur le Théâtre contemporain. - Paris : Librairie H. Lecène et H. Oudin, 1891. - 3-ème sér. (1890).-P. 382-397.
113. Feu Séraphin. Histoire de ce spectacle : Depuis son origine jusqu'à sa disparition. (1776-1870). - Lyon : N. Scheuring, 1875.-334 p.
114. Fields, A. Le Chat Noir : (A Montmartre Cabaret and Its Artists in Turn-of-the-Century Paris). - Santa Barbara : Santa Barbara Museum of Art, 1993. - 54 p.
115. Fields, A. Henri Rivière. - Paris : Éditions Hubschmid & Bouret, 1985.-94 p.
116. Fleury, R. Influence du spectacle populaire sur le théâtre de Paul Claudel. — Thèse de doctorat en littérature et civilization française. - Université Paris Sorbonne, 2008. - Vol. 1. - 454 p.
117. Fournel, V. Le Vieux Paris : Fêtes, Jeux et Spectacles. - Tours, 1887. - 526 p.
118. Fragerolle G., Rivière IT. L'enfant prodigue. - Paris : E. Flammarion, 1895. - 43 P-
119. Franc-Nohain. La mystique des marionnettes // Les mains de lumière : (Anthologie des écrits sur l'art de la marionnette) / Textes réunis et présentés par D. Plassard. — Charleville-Mézières : l'IIM, 1996. - P. 205-208.
120. France, A. Les marionnettes de M. Signoret // France A. La vie littéraire. 2-ème sér. - Paris : Calmann-Lévy, [1890]. - P. 145-150.
121. France, A. La Tempête // France A. La vie littéraire. 2-ème sér. - Paris : Calmann-Lévy, [1890]. - P. 292-300.
122. France, A. Hrotswitha aux marionnettes // France A. La vie littéraire. 3-ème sér. -Paris : Calmann-Lévy, [1891]. - P. 10-19.
123. France, A. M. Maurice Bouchor et l'histoire de Tobie // France A. La vie littéraire. 3-ème sér. - Paris : Calmann-Lévy, [1891]. — P. 218-232.
124. Geffroy, G. Yvette Guilbert. - Paris : s. éd., 1894.-20 p. : il.
125. Gervais, A.-Ch. Marionnettes et marionnettistes de France. - Paris : Bordas, 1947.-183 p.
126. Goetz, O. La chanson. "Spectacle" de la Belle Époque // Le Spectaculaire dans les arts de la scène : Du romantisme à la Belle époque. - Paris : CNRS, 2006. - P. 147-156.
127. Goudeau, E. Dix ans de Bohème. - Paris : Librairie illustrée, 1888. — 286 p.
128. Goudot, J. Pantomime et spectaculaire. (Sur le Boulevard du Crime) // Le Spectaculaire dans les arts de la scène : Du romantisme à la Belle époque. - Paris : CNRS, 2006. - P. 245-252.
129. Grand-Carteret, J. Vieux Papiers, Vieilles Images : (Carton d'un Collectionneur). -Paris, 1896.-543 p.
130. Greenhalgh, P. The Style and the Age // Art Nouveau : (1890-1914). - London : V&A Publications, 2000. - P. 14-35.
131. Groshens, M.-C. Les marionnettes du monde. - Paris : Éditions de la Réunion des musées nationaux, 2008. - 255 p.
132. Hamon, P. The literary Heritage // Art Nouveau : (1890-1914). - London : V&A Publications, 2000. - P. 92-99.
133. Hand R. J., Wilson M. Grand-Guignol : (The French theater of horror). - Exeter : University of Exeter, 2002. - 276 p.
134. Humbert-Mougin, S. La mise en scène du répertoire grec en France du Romantisme à la Belle Époque // Le Spectaculaire dans les arts de la scène: du Romantisme à la Belle Époque. - Paris : CNRS, 2006. - P. 196-204.
135. Jackson, A. Orient and Occident // Art Nouveau : (1890-1914). - London : V&A Publications, 2000. - P. 100-113.
136. Jarry, A. Conférence sur les Pantins // Les mains de lumière : (Anthologie des écrits sur l'art de la marionnette) / Textes réunis et présentés par D. Plassard. -Charleville-Mézières : l'IIM, 1996. - P. 202-205.
137. Jarry, A. Ubu roi, Ubu cocu, Ubu enchaîné, Ubu sur la Butte. - Paris : Gallimard, 2004. - 533 p.
138. Jeanne, P. Les théâtres d'ombres à Montmartre de 1887 à 1923. (Chat Noir, Quat'z'arts, Lune Rousse). - Paris : Les éditions des presses modems au Palais-Royal, 1937.- 173 p. : il.
139. Jurkowski, H. Actor w roli demiurga. - Warsawa : Academia Teatralna, 2006. -317s.
140. Jurkowski, H. Dzieje teatru lalek : (Od romantizmu do wielkiej reformy teatru). -Warsawa : Panstwowy Institut Wydawniczy, 1976. - T. 2. - 305 s.
141. Jurkowski, H. A History of European puppetry : From its origins to the end of the 19th century. - Lewinston, New York; Queenston, Ontario; Dyfed, Wales, 1996. -427 p.
143. Larousse, P. Chinoises (ombres) // Larousse P. Grand dictionnaire universel du XIX siecle. - Paris, s.a. - T. 4. - P. 139.
144. Le Chat Noir : (1881-1897). Les dossiers du Musée d'Orsay. - Paris : Réunion des Musées Nationaux, 1992. - 70 p.
145. Le Grand Guignol. Le Théâtre des peurs de la Belle Époque / Éd. Établie par A. Pierron. - Paris : Robert Laffont, 1995. - 1435 p.
146. Le Japonisme. - Paris : Réunion des musées nationaux, 1988. -341 p.
147. Le Spectaculaire dans les arts de la scène. (Du romantisme à la Belle époque). -Paris : CNRS, 2006. - 325 p.
148. Lecucq, E. Bouchor // Encyclopédie mondiale des Arts de la Marionnette. -Montpellier : l'Entretemps, 2009. - P. 113.
149. Lecucq A., Lucucq E. France // Ibidem. - P. 285-292.
150. Lecucq, A. Polichinelle // Ibidem. - P. 549.
151. Lemaitre, J. Jean Richepin // Lemaitre J. Les Contemporains: études et portraits littéraires. - Paris : Librairie II. Lecène et H. Oudin, 1887. - 3-ème sér. - P. 315338.
152. Lemaitre, J. Le Chat Noir // Lemaitre J. Impressions de théâtre. - Paris : H. Lecène et H. Oudin, 1888. - 2-ème série. - P. 319-343.
153. Lemaitre, J. Le Chat Noir // Lemaitre J. Impressions de théâtre. - Paris, 1891. 5-ème série. — P. 347-354.
154. Lemaitre, J. Le Chat Noir // Lemaitre J. Impressions de théâtre. - Paris, 1892. -6- ème série. - P. 345-354.
155. Lemaitre, J. Le Chat Noir. (Préface) // Les Gaîtés du Chat Noir. - Paris : Librairie Paul Ollendorff, 1910. - P. 5-6.
156. Lemaitre, J. Le Mysticisme au théâtre // Noël E., Stoullig E. Les Annales du Théâtre et de la musique. (1892). - Paris : Bibliothèque-Charpentier, 1893. - P. I-IX.
158. Lemaitre, J. Maurice Bouchor (Théâtre des Marionnettes: Noël ou le Mystère de la Nativité) // Lemaitre J. Impressions de théâtre. - Paris : Société Française d'Imprimerie et de Librairie, 1898. - 6-ème sér. - P. 375-387.
159. Lemaitre, J. Maurice Bouchor (Petit Théâtre: La dévotion à saint André. Le Songe de Khèyam) // Lemaitre J. Impressions de théâtre. - Paris : Société Française d'Imprimerie et de Librairie, 1901. - 7-ème sér. - P. 375-380.
160. Lemaitre, J. Maurice Bouchor (Les Mystères d'Eleusis) // Lemaitre J. Impressions de théâtre. - Paris : Société Française d'Imprimerie et de Librairie, s. a.-8-ème sér.-P. 331-343.
161. Lemercier de Neuville, L. Histoire anecdotique des marionnettes modernes. -Paris : Calmann Lévy, 1892. - 306 p.
162. L'esprit montmartrois : interviews et souvenirs / Par M. Donnay, D. Bonnaud, V. Hyspa. - Joinville-le-Pont : Laboratoire Carlier, [1938]. - 237 p.
163. Les Gaîtés du Chat Noir. - Paris : Librairie Paul Ollendorff, 1910. — 176 p.
164. Les ombres du Chat Noir : du 8 décembre 1996 au 28 février 1997. [Catalogue de l'exposition]. - Lyon : Musée Gadagne, 1996. - 17 p.
165. Les Poètes du Chat Noir / Prés, et choix d'A. Velter. - Paris : Gallimard, 1996. -505 p.
166. Lotte, R. Shadow theatres and shadow films. - London : B. T. Batsford ; New York : Watson-Guptill, 1970. - 128 p.
167. Lucet, S. Tentation des ombres à l'époque symboliste. (L'attraction du Chat Noir) // Le Spectaculaire dans les arts de la scène : Du romantisme à la Belle époque. -Paris : CNRS, 2006. - P. 138-146.
168. Maeterlinck, M. Menus propos. - Le théâtre // Les mains de lumière : (Anthologie des écrits sur l'art de la marionnette) / Textes réunis et présentés par D. Plassard. - Charleville-Mézières : l'IIM, 1996.-P. 196-201.
169. Magnin, Ch. Histoire des marionettes en Europe : Depuis l'Antiquité jusqu'à nos jours. - Paris, 1862. - 346 p.
170. Maindron, E. Marionnettes et Guignols : Les poupées agissantes et parlantes à travers les âges. - Paris, 1900. - 381 p.
171. Mannoni, L. Trois siècles de cinema : de la lantern magique au Cinématographe. -Paris :RMN, 1995.-271 p.
172. Margueritte, P. Le Petit Théâtre (Théâtre de Marionnettes). - Paris : Librairie illustrée, 1888.- 15 p.
173. Martinez, A. La pantomime, théâtre en mineur. Etudes des experiences pantomimiques (drames, spectacles, traits) dans le théâtre français, de la fin de siècle à 1945). - Thèse de doctorat. - Université de Paris III — Sorbonne Nouvelle. 2006.-Vol. 1.-604 p.
174. McCormick J., Pratasik B. Popular puppet theatre in Europe : 1800-1914. -Cambridge ; New York, 1998. - 254 p.
175. Méténier, O. Le Chansonnier populaire Aristide Bruant. - Paris : Le Mirliton, 1893.-56 p.
176. Milner, J. The studios of Paris : (The capital of art in the late nineteenth century). - New Haven ; London : Yale University, 1988. - 248 p.
177. Montmartre and the making of mass culture. - New Brunswick ; New Jersey ; London: Rutgers University Press, 2001. - 296 p.
178. Neuville, L. de. Les pupazzi noirs. Ombres animée de Lemercier de Neuville. -Paris : Charles Mendel, s.a. - 303 p.
179. Oberthur, M. Le cabaret du Chat Noir à Montmartre (1881-1897). - Genève : Éditions Slatkine, 2007. - 280 p.
180. Petite, J. M. Guignols et Marionnettes : Leur Histoire. - Paris, 1911.- 224 p.
181. Philpott, A. R. Séraphin, Dominique // Philpott A. R. Dictionary of puppetry. -Boston, 1969.-P. 233.
182. Pierron, A. Petite scène à grands effets au Grand-Guignol // Le Spectaculaire dans les arts de la scène : du Romantisme à la Belle Époque. - Paris : CNRS, 2006. -P. 134-137.
183. Plassard, D. L'acteur en effigie : (Figures de l'homme artificiel dans le théâtre
A
184. Plassard, D. Jarry // Encyclopédie mondiale des Arts de la Marionnette. -Montpellier : l'Entretemps, 2009. - P. 390-392.
185. Rearick, Ch. Pleasures of the Belle Epoque. - New Haven ; London : Yale University Press, 1985.-243 p.
186. Remise J., Remise P., Regis W. van de. Magie lumineuse (du théâtre d'ombres à la lanterne magique). - Paris : Ballande, 1979. -313 p.
187. Richepin, J. Les Blasphèmes. - Paris : Bibliothèque-Charpentier, 1916. - 343 p.
188. Rivière F., Wittkop G. Grand Guignol. - Paris : Henry Veyrier, 1979. - 141 p.
189. Roberts-Jones, P. De Daumier à Lautrec : (Essai sur l'histoire de la caricature française entre 1860 et 1890). - Paris : Les beaux-arts, 1960. - 195 p.
190. Robichez, J. Le symbolisme au théâtre : (Lugné-Poe et les débuts de l'Oeuvre). -Paris : L'Arche, 1957. - 568 p.
191. Rykner, A. Spasmes fin-de-siècle. Le spectaculaire hors texte de la pantomime // Le Spectaculaire dans les arts de la scène : Du romantisme à la Belle époque. -Paris : CNRS, 2006. - P. 253-261.
192. Saint-Marc, B. Les chroniques du Palais-Royal. - Paris, s.a. - 349 p.
193. Sarcey, F. Le théâtre (Paris vivant). - Paris : Société artistique du livre illustré, 1893.-63 p.
194. Seconde Mystère de Noël : (d'après Les Noëls célèbres des derniers siècles). -Grenoble : Breynat et C, s. a. - 61 p.
195. Segel, H. B. Turn-of-the-century cabaret. (Paris, Barcelona, Berlin, Munich, Vienna, Cracow, Moscow, St. Petersburg, Zurich). - New York : Columbia University Press, 1987. - 418 p.
196. Seigel, J. Paris Bohème : (Culture et politique aux marges de la vie bourgeoise, 1830-1930). - Paris : Gallimard, 1991. - 419 p.
197. Shattuck, R. Les primitives de l'avant-garde. (Henri Rousseau, Erik Satie, Alfred Jarry, Guillaume Apollinaire). - Paris : Flammarion, 1974.-402 p.
198. Signoret, H. Les noces fantastiques. - Paris : C. Marpon et E. Flammarion, 1880. -337 p.
199. Tailhade, L. Plâtres et marbres. - Paris : Athéna, 1922. - 269 p.
200. Théâtre de Séraphin, ou des ombres chinoises : Historiquement dialogué, commenté, abrégé pour les enfants. - T. 1-2. - Paris, 1810.
201. Toudouze, G. Henri Rivière : Peintre et Imagier. - Paris, 1907. - 176 p.
202. Tribble, K. An introduction to symbolist marionette theater // Marionette Theater of the Symbolist Era. - NY ; Ontario : The Edwin Mellen Press, 2002. - P. 1-24.
203. Tribble, K. The Rod Puppet in the Symbolist Era // Ibidem. P. 65-86.
204. Valbel, H. Les Chansonniers et les Cabarets artistiques. - Paris : E. Dentu, s. a. -336 p.
205. Whanslaw, H. W. Shadow play. - London, s. a. - 154 p.
206. Wood, G. The Age of Paper// Art Nouveau : (1890-1914). - London : V&A Publications, 2000.-P. 148-163.
207. Wood G., Greenhalgh P. Symbols of the Sacred and Profane // Art Nouveau : ( 1890-1914). - London : V&A Publications, 2000. - P. 72-91.
II
208. Норвежский, О. Cabaret // Театр и искусство. - 1910. -№10. - С. 213-216.
209. Бонч-Томашевский, M. М. Театр пародии и гримасы. (Кабаре) // Маски. -1912-1913.-№ 5.-С. 20-38.
210. Слонимская, Ю. JT. Марионетка//Аполлон. - 1916. -№ 3. - С. 1—45.
211. Трофименко, Г. ИветтГильбер // Театр. - 1974. -№ 6. - С. 113-115.
212. Гильбер, И. Искусство петь песню // Там же. С. 115-126.
213. Петровский, М. Ярмарка тщеславия, или что есть кабаре // Московский наблюдатель. - 1992. - № 9. - С. 14-18.
214. Тихвинская, Л. И. Русское кабаре // Московский наблюдатель. - 1992. - №9. -С. 35-41.
215. Зоркая, Н. Искусство кино - дитя модерна // Театр. - 1993. - № 5. - С. 148154.
217. Docteur Néophobus [Nodier, Ch.] Les marionnettes // Revue de Paris. - 1842. -nov.-T. 11.-P. 5-19.
218. Docteur Néophobus [Nodier, Ch.] Les marionnettes // Revue de Paris. - 1843. -mai.-T. 17.-P. 221-242.
219. Talmeyr, M. La foule en scène (A propos de l'Épopée de Caran d'Ache) // La Revue d'Art dramatique. - 1887. - 15 janv. - P. 75-78.
220. Saint-Vel, U. Shakespeare et les marionnettes // Revue d'art dramatique. - 1888. - T. XII. - oct.-déc. - P. 288-290.
221. Saint-Vel, U. La Bible et les marionnettes // Revue d'art dramatique. - 1889. -oct.-déc. - T. XVI. - P. 361-362.
222. Bouchor, M. Le Petit Théâtre des Marionnettes : [Conférence] // Revue bleue. -1890. - № 26. - 28 juin. - P. 802-808.
223. Bauër, H. Les Grands Guignols (Le Petit Théâtre des Marionnettes) // L'Echo de Paris. - 1890.-2 déc.
224. Saint-Vel, U. Un Salon dramatique // Revue d'art dramatique. - 1890. - 15 avr. -P. 94-102.
225. Saint-Vel, U. Au Petit Théâtre // Revue d'art dramatique. - 1891. - T. XXI. -janv.-mars. - P. 37-40.
226. Saint-Vel, U. Un Salon dramatique // Revue d'art dramatique. - 1891. - T. XXII. - avr.-juin. - P. 93-107.
227. Pigeon, A. Le Petit Théâtre des Marionnettes et le poète Maurice Bouchor // L'Art et l'idée. - 1892.-№ l.-P. 12-22.
228. Gausseron, B.-H. La bibliographie trois degrés // L'Art et l'idée. - 1892. - № 1. -P. 42-55.
229. Guillemot, J. Shakespeare sur la scène française // Revue bleue. - 1892. - № 6. -6 fév. - P. 176-182.
230. Tillet, J. Théâtre : [Petit Théâtre; La Légende de Sainte-Cécile] // Revue bleue. -1892. -№6.-6 fév. -P. 187-189.
231. Remacle, A. Petit Théâtre (Le Songe de Khéyam; La Dévotion à Saint André) // Mercure de France. - 1892. - avr. - P. 355-356.
232. Le Goffic, Ch. Le Petit Théâtre des Marionnettes // La Revue encyclopédique. -1894.- 15 juin.-P. 253-259.
233. Deffoux, L. Mort de Maurice Bouchor // Le Mercure de France. - 1929. - 1 fév. -№ 735.-P. 756-757.
234. Eruli, B. Ubu et l'Homme à la tête de bois // PUCK. Édition de l'IIM. - №1. -1988.-P. 8-10.
235. Lucet, S. Prospero au Parnasse : Shakespeare in, Shakespeare off // Revue d'histoire du théâtre. - № 1. - 2003. - P. 45-64.
236. Millot, G. L'imagerie du cabaret "Le Chat Noir" // Le Vieux Papier. - 2004. -№374.-P. 161-171.
237. Jurkowski, H. Teatr wyrafinowany // Teatr lalek. - 2010. - № 4 (102). - P. 2-5.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.