Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии: художественная обработка материалов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ефремов, Андрей Андреевич

  • Ефремов, Андрей Андреевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Орел
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 565
Ефремов, Андрей Андреевич. Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии: художественная обработка материалов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Орел. 2007. 565 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ефремов, Андрей Андреевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ - ВЫПУСКНИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ.

1.1. Обзор теоретических и организационно-методических особенностей проведения занятий по технологии в сельской малокомплектной школе.

1.2. Особенности освоения детьми содержания занятий по технологии под руководством учителя изобразительного искусства.

1.3. Социальные особенности в структуре школьного образования на селе.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧИТЕЛЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

2.1. Специфические особенности работы учителя - выпускника художественно-графического факультета в условиях сельской малокомплектной школы.

2.2. Психолого-педагогические проблемы проведения занятий по технологии при обучении детей обоих полов в одном классе.

2.3. Подготовка учащихся к выбору профессии в ходе освоения содержания занятий по технологии.

2.4. Учебная загруженность учителя изобразительного искусства и технологии в малокомплектных классах.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ МАТЕРИАЛОВ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ).

3.1. Предложения методики решения проблемы.

3.2. Критерии оценки работ школьников в ходе занятий по технологии.

3.3. Педагогический эксперимент (поисковый и констатирующий эксперимент).

3.4. Обучающий этап эксперимента и анализ полученных результатов.

3.5. Контрольный (сравнительный) этап эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии: художественная обработка материалов»

Проблема исследования и ее актуальность. В настоящее время в нашей стране возрастает интерес к традиционным народным ремеслам и промыслам, в связи с чем глубже изучается наследие декоративно-прикладного искусства. В целях сохранения духовной культуры подрастающего поколения особое внимание уделяется возрождению и развитию традиционных для Российской Федерации видов художественной обработки материалов.

Изучение в школе на уроках технологии основ народного художественного творчества регламентируется Федеральным компонентом стандарта общего образования по технологии (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 5.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

В обязательный минимум содержания основных образовательных программ включены разнообразные виды деятельности учащихся; изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов; традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России; изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремесел), распространенных в районе проживания учащихся; проектирование полезных изделий из конструкционных и поделочных материалов; оценка затрат на изготовление продукта и возможности его реализации на рынке товаров и услуг. Данный стандарт позволил активизироваться процессу освоения народных ремесел не только в домах творчества, но и в школьных учебных мастерских. Практика показывает, что в малокомплектных школах иногда ведутся отдельные блоки по различным направлениям художественной обработки материалов (инкрустация соломкой, плетение из соломы, работа с природными материалами, бисероплетение, вышивание, резьба по дереву и так далее). Это особенно важно и актуально внедрять в систему дополнительного образования в неурочное время (кружки, секции, факультативы).

Недостатком таких занятий является их единичный характер, а также то, что обучение основам народного ремесла ведется с отходом от местных традиций, что приводит к появлению чуждых, случайных работ. Поэтому в целях повышения эстетического и трудового воспитания сельских школьников весьма актуально эффективное и методически грамотное ведение художественной обработки материалов на занятиях по технологии.

В настоящее время декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в содержании курса технологии. Однако на основе проведённого исследования наблюдается недостаточность разработки научно-методических основ использования народного творчества в обучении школьников. Преподавание основ декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в сельской малокомплектной школе требует разработки содержания обучения, его научно-методического обоснования и практических рекомендаций, а также необходимых наглядных пособий, то есть необходимы новые методические подходы в обучении.

Сложность в обучении детей основам художественного ремесла в малокомплектных школах сводится к необходимости совмещать преподавание основ обслуживающего труда для девочек и производительного труда для мальчиков, что требует создания программ с практическими и теоретическими заданиями, приемлемыми для успешного овладения материалом детьми обоих полов. Следует отметить, что проблема обучения технологии одновременно детей обоих полов наиболее остро прослеживается именно в малокомплектных школах.

Данное научное исследование предполагает, что дети обоих полов на уроках технологии успешно справляются с заданиями, одинаково доступными и совмещающими методическую и технологическую подготовку последних, что создаёт условия для эффективного усвоения знаний. При этом образуется не просто количественное соединение элементов предметного цикла, а - новое качество в содержании учебного процесса. Важно отметить, что для ведения занятий по предлагаемой авторской экспериментальной программе: «Программа по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы» багажа знаний выпускника художественно-графического факультета вполне достаточно, так как большинство дисциплин декоративно-прикладного направления предусмотрены стандартом по специальности учитель изобразительного искусства и черчения.

Изучение научно-теоретических исследований показало, что в своей работе мы можем опираться на основополагающие труды в области основ учебно-воспитательного процесса таких учённых как С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластёнин.

В исследовании мы опирались также на труды ведущих ученых-педагогов в области теории и методики обучения и воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства: Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова, С.С. Булатова, В.Ф. Канева, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, В.П. Строкова, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.

В определении теоретических основ обучения и воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства как составной части общей системы эстетического воспитания и художественного образования учащихся имели больше значение труды ученых в области психолого-педагогических исследований: JI.C. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, JI.A. Венгера, Е.И. Игнатьева, А.Н. Люблинской, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, а в области дидактики - Ю.К. Бабанского, В.И. Зягвязинского, И.Я. Лернера и др.

При изучении истории и теории народного декоративно-прикладного искусства, его традиционности, коммуникативности, коллективного характера творчества, работы с доступным материалом и др., мы опирались на труды известных искусствоведов: А.В. Бакушинского, В.А. Барадулина, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова, А.К. Чекалова и др.

Учитывая специфику обучения и воспитания учащихся в условиях сельской школы, мы обращались к исследованиям в этой области ученых орловского региона: С.Н. Новикова, Н.В. Ефремичевой, Д.А. Хворостова.

Основополагающими трудами в области теории и практики обучения политехническим навыкам явились для нас исследования Л.П. Антонова, А.К. Бешенкова, Ю.К. Васильева, А.Г. Дубова, В.И. Качнева, М.П. Кутыловского, П.С. Моргулиса, А.И. Печнуренко, В.А Полякова и др.

В изучении методических основ формирования мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества мы опирались, в основном, на исследование К.А Скворцова.

Что касается вопросов становления художника-педагога, формирования его профессионального мастерства и подготовки в области специальных дисциплин, мы обращались к трудам И.В. Алексеевой, А.Д. Алёхина, К. Ералина, В.К. Лебедко, С.П. Ломова и др.

Актуальность настоящего исследования связана с тем, что от нерешённости проблемы наличия одновременно в классах малокомплектной школы разных видов деятельности школьников-мальчиков и школьниц-девочек во многом страдает качество обучения, эстетического, нравственного, трудового и патриотического воспитания и развития художественно-творческих способностей учащихся.

Исходя из этого, проблемой данной работы является главный вопрос: каково должно быть содержание учебно-воспитательной деятельности учителя сельской малокомплектной школы и как методически грамотно организовать эту работу на занятиях по технологии в разделе художественной обработки материалов одновременно с детьми обоих полов на уроке, которая способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания молодежи, развития духовных потребностей, становления художественного вкуса, роста творческих способностей школьников.

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс и художественно-технологическая деятельность учащихся и учителя сельских малокомплектных школ на занятиях по технологии.

Предмет исследования: учебно-воспитательная деятельность учителя сельской малокомплектной школы на занятиях по художественной обработке материалов. Разработана экспериментальная проверка и научно-методически обоснованная деятельность учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии (художественная обработка материалов).

Гипотезой исследования является предположение о том, что если деятельность учителя на уроках технологии будет опираться на занятия народными художественными ремеслами, включающими:

• цели, задачи и содержание учебной дисциплины технология с элементами преподавания народных ремесел детям обоих полов (разработана авторская «Программа по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы»);

• общедидактические принципы организации учебных, воспитательных и развивающих процессов;

• различные формы и методы обучения и воспитания, нацеленные на развитие творческих способностей школьников;

• специально отобранные и адаптированные к современным условиям преподавания традиционные формы и приемы обучения народным ремеслам;

• педагогические средства обеспечения учебно-воспитательного процесса (наглядные пособия, ТСО и т.п.), то получим более высокие результаты учебно-воспитательного воздействия на школьников в условиях сельских малокомплектных школ в процессе художественной обработки материалов.

Учебно-воспитательный процесс при этом будет эффективен, так как предлагаемые занятия обладают следующими ценными качествами:

• содержанием, построенным на сохранении канонов и традиций как основополагающих принципов развития художественного ремесла;

• системным подходом при изучении ряда различных техник народного декоративно-прикладного искусства;

• использованием структурного анализа декоративных элементов и композиций при изучении художественных ремесел;

• тесной структурной связью теоретического обучения с практической деятельностью школьников, где ведущая роль отводится практике;

• нацеленностью на активизацию творческой деятельности детей обоих полов.

Задачи исследования:

• изучить и проанализировать существующий опыт учебно-воспитательной работы с детьми на селе с использованием занятий художественной обработки материалов на уроках технологии;

• изучить и проанализировать учебно-методическую литературу, а также материалы, собранные в экскурсиях и целевых походах по деревням Орловской области, программы преподавания различных ремесел в учебных заведениях Орловской области с целью научно-теоретического обоснования содержания обучения школьников;

• проанализировать и обобщить личный опыт преподавания основ декоративно-прикладного искусства одновременно школьникам обоих полов на уроках технологии;

• проанализировать исторически сложившиеся теории, методы обучения изобразительным и трудовым навыкам и обосновать возможность их оптимального использования одновременно для школьников обоих полов в условиях сельской малокомплектной школы;

• определить содержание и разработать экспериментальную программу по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектных школ (с элементами преподавания народных ремесел), содержащую конкретные практические работы по учебным блокам, предложить эффективные 9 методические приемы подготовки школьников к разработке самостоятельных проектов изделий с последующим исполнением в материале задуманного изделия;

• разработать критерии оценки и уровня сформированности художественно-эстетических знаний, умений и навыков школьников, позволяющих выявить динамику их развития;

• экспериментально проверить эффективность предполагаемого содержания и методики в системе обучения школьников основам декоративно-прикладного искусства на занятиях по технологии;

• определить и обосновать место и роль народных ремесел в системе эстетического и трудового воспитания школьников.

Теоретической основой исследования явились:

• философские концепции о всестороннем и гармоническом развитии личности;

• основополагающие положения педагогики, психологии, эстетики;

• научно-теоретические основы педагогики и методики художественно-эстетического образования и воспитания школьников;

• отечественный педагогический опыт использования занятий художественной обработки материалов с трудовым и эстетическим воспитанием школьников.

В методологию исследования положены:

• психолого-педагогические труды в области эстетического, художественного и трудового воспитания;

• исследования ведущих учёных, педагогов по предметам трудового и эстетического воспитания школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства;

• учение о народном искусстве, как части отечественной художественной культуры.

Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытноэкспериментальной работы были использованы различные методы исследования:

• изучение, анализ и обобщение литературы в области психологии, педагогики, методики и искусствоведения, связанной с темой исследования;

• анализ учебных программ по народному декоративно-прикладному искусству для учебных заведений различного уровня, как основного, так и дополнительного образования;

• наблюдение и анализ познавательной и творческой деятельности учащихся на занятиях по технологии в ходе художественной обработки материалов;

• проведение экспериментальной проверки по предлагаемым формам, методам и приёмам обучения с целью проверки эффективности предлагаемых педагогических условий;

• анализ продуктов деятельности школьников;

• анализ и проверка полученных результатов.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1997 по 2007 годы.

На первом этапе (1997-1999 годы) проводился поисковый эксперимент, шло изучение состояния художественно-технологического уровня подготовки школьников основам ДПИ, проводилось наблюдение за творческой деятельностью обучаемых различных классов (5-9классы), выявлялся уровень развития творческих способностей различными методами тестирования, проводилось интервьюирование школьных учителей. Опрашивалась потребность введения учебного курса изучения основ ДПИ на уроках технологии. Анализировалась философская, искусствоведческая, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Оценивалось современное состояние данной проблемы. Были разработаны критерии оценки творческой деятельности школьников. Создавалась

Программа по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы».

На втором (констатирующем) этапе (1999-2002 годы) проводились экспериментальные занятия, осуществлялась поисковая работа по различным сторонам исследуемой проблемы, продолжалось изучение истории и технологии освоения народных ремесел в рамках экспериментальной программы. Выявлялись эффективные формы, средства и методы обучения, выполнялся отбор содержания спецпрограмм по ДЛИ. Разрабатывались тестовые задания для проверки начального и приобретенного уровня развития творческих умений и навыков школьников. Формировалась рабочая гипотеза и определялись контрольные и экспериментальные группы.

На третьем (2002-2007 годы) обучающем и контрольном этапе педагогического эксперимента проводилась проверка содержания средств, форм, методов и приёмов обучения. Для сбора экспериментальных данных использовались тесты, тестовые задания, осуществлялся анализ творческих работ школьников, наблюдался процесс их выполнения. Проводились срезы, выявляющие наличие приобретённых художественно-технических знаний, умений и навыков школьников контрольных и экспериментальных групп (КГ и Э Г).

С целью сравнения на контрольном этапе обучающего эксперимента (2004 -2007 годы), во всех группах школьники выполняли тестовые задания подобно тем, что были на обучающем этапе эксперимента. Обучение велось по одинаковой программе в ЭГ и КГ. Результативность усвоения экспериментального материала анализировалась не только по качеству выполненных изделий, но и по теоретическому усвоению программного материала.

С целью выявления успешности процесса обучения школьников ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента был проведен промежуточный срез, где тестировались результаты выполнения учащимися творческой композиции по текущим темам в программе.

Была выявлена результативность инновационной программы в 8-9 классах малокомплектной школы для дальнейшей жизни детей (профессиональной деятельности). Окончательно определилось оптимальное содержание занятий и их последовательность, а также были проанализированы итоговые результаты овладения школьниками обоих полов различными декоративными ремеслами.

Научная новизна исследования:

• решена значительная научно-педагогическая задача - дано научно-методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии (художественная обработка материалов), разработано содержание и методы учебно-воспитательной деятельности учителя на занятиях одновременно с детьми обоих полов в условиях малокомплектной школы (Программа по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы);

• определена образовательная, воспитательная и развивающая роль занятий художественной обработки материалов в сельской школе, ее влияние на формирование личностных качеств учащихся;

• дано обоснование того, что процесс обучения народному творчеству должен быть согласован со структурой, методами и средствами профессионального изучения техник ДЛИ с целью обеспечения целостности педагогического процесса, развития творческого потенциала школьников, а также формирования умений разрабатывать варианты изделий от идеи до ее воплощения в готовом виде;

• выявлено, что эффективное развитие творческих и эстетических способностей детей идет за счет межпредметных связей, таких как черчение, изобразительное искусство, технология, биология и т.д.;

• выявлена возможность использования занятий по технологии для приобщения сельских школьников к традиционной национальной народной культуре.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что:

• внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания - решена значительная научно-педагогическая задача - дано методическое обоснование деятельности учителя малокомплектной школы на занятиях по технологии (художественная обработка материалов);

• уточнены научно-методические аспекты учебно-воспитательной деятельности учителя сельской школы на занятиях по технологии в плане приобщения детей к основам народной культуры;

• разработаны критерии оценки творческой деятельности учащихся по художественной обработке материалов на занятиях по технологии;

• разработано содержание, формы и методы организации занятий по технологии с учетом региональных и общенациональных художественных традиций в области художественной обработки материалов и общепедагогических требований к эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использовать разработанное содержание, формы и методы учебно-воспитательной деятельности учителя на занятиях по технологии в сложных условиях сельской малокомплектной школы. Полученные научные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной работы с детьми с использованием художественной обработки материалов, доступных сельской школе, а также при совершенствовании учебных программ и при создании учебных пособий.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты современных достижений в области педагогики и психологии и данные проведенной опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования периодически докладывались и изучались на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета.

Экспериментальная работа с учащимися проводилась на базе Максимовской основной школы Урицкого района. В настоящее время по разработанной программе работают учителя технологии Парамоновской основной школы Корсаковского района, Черкасской средней школы Кромского района, Ильинской и Жугерской средних школ Хотынецкого района, Фатнеевской средней школы Волховского района Орловской области.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем основного текста - 219 страниц, в списке библиографии 220 работ, объем приложений - 321 страница.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ефремов, Андрей Андреевич

Выводы по третьей главе.

1. Для учителя технологии малокомплектной школы основным критерием является интерес учащихся, при этом для детей наиболее важным оказывается внешний вид изделия, то есть их заинтересованность в изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества, прежде всего, связана с эстетической стороной представляемого объекта.

2. Вооружая учащихся знаниями, умениями и навыками, учитель должен помнить о необходимости систематической проверки знаний, так как при изучении технологии это имеет большое учебно-воспитательное значение, при этом надо учитывать специфику предмета. Недопустимо выставление оценок только * за качество выполнения изделия декоративно-прикладного творчества. Необходим учет старания ученика, дисциплины, культуры и соблюдения правил безопасности труда, правильности выполнения отдельных операций, времени, затраченного на изготовление изделия, степени самостоятельности и многое другое.

3. Эксперимент, проводимый в малокомплектных школах, показал, что на первоначальном этапе освоения ремесла (5 класс) детьми лучше воспринимаются аксонометрические проекции - таблицы с цветными эскизами объектов труда в сочетании с идентичными чертежами. Значимо, что данный метод уже к третьему году обучения позволяет полностью отказаться от цветных. объемных изображений на технологических картах, тем более, что в дальнейшем, на уроках черчения в 7-9 классах, знания в подготовке чтения и применения чертежей классифицируются и выводятся на соответствующий уровень.

4. В ходе проведения эксперимента была выявлена потребность в исследовании эффективных методик обучения учащихся народным ремеслам. Контрольные работы детей показывали достоинства и недостатки методики преподавания спецзанятий. Грамотное поэлементное учение любого направления методики освоения народного творчества стало причиной возросшего интереса к нему со стороны школьников.

5. В ходе эксперимента была отмечена необходимость введения экспериментальной программы с блоками декоративно-прикладного искусства на уроках в сельской малокомплектной школе, а также выявлено, что народные ремесла позволяют в значительной степени повысить эстетический уровень самосознания школьников, что в значительной степени улучшило успеваемость детей по таким предметам как черчение, изобразительное искусство, история.

6. Обучение школьников станет более эффективным, если методическая система будет построена на интеграции художественно-технологической и методической подготовке с опорой на национальные особенности региона, сохранения канонов и традиций, как основополагающих принципов развития ремесла, а также тесной структурной связью теоретического обучения с практической деятельностью школьников, где ведущая роль отводится практике.

7. При составлении программы по технологии для 5-9-х классов малокомплектной школы автором' были подобраны практические и теоретические задания, одинаково или максимально одинаково приближенные к умственным и физическим способностям учащихся, независимо от пола.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе диссертационного исследования, анализа и обобщения полученных научных материалов мы можем сделать следующие выводы.

Исследование подтвердило, что более высокие результаты учебно-воспитательного воздействия на детей в условиях сельских малокомплектных школ в процессе художественной обработки материалов получаются в том случае, если деятельность учителя технологии будет опираться на занятия народными художественными ремёслами. При этом учебно-воспитательный процесс будет более эффективен, так как в предлагаемой системе занятий учтены следующие положения:

• построение содержания на основе сохранения и дальнейшего развития традиций народного декоративно-прикладного искусства;

• применение системного подхода при изучении различных техник, присущих народному декоративно-прикладному искусству;

• использование структурного анализа декоративных элементов и композиций при изучении детьми художественных ремёсел;

• прочная структурная связь теоретического материала с практической деятельностью школьников;

• нацеленность на активизацию творческой деятельности детей обоих полов, объединённых в одном классе.

Проведённое диссертационное исследование позволило решить следующие задачи:

• была изучена и проанализирована не только учебно-методическая и научная литература по исследуемой проблеме, но и существующая практика и педагогический опыт использования занятий декоративно-прикладным искусством на уроках по технологии не только в сельских, но и в городских общеобразовательных школах; вместе с тем диссертанту удалось обобщить и использовать в качестве методических рекомендаций личный опыт преподавания основ декоративно-прикладного искусства школьникам обоих полов на обобщённых уроках технологии в сельской малокомплектной школе;

• было определено содержание занятий с учащимися каждого из 5-9 классов малокомплектных школ, что позволило предложить и экспериментально проверить программу для занятий с детьми, содержащую конкретные практические работы по учебным блокам (с элементами преподавания народных ремёсел);

• предложены эффективные методические приёмы подготовки школьников к самостоятельной разработке эскизов и проектов изделий с последующим их изложением в материале;

• была осуществлена экспериментальная проверка эффективности предлагаемого содержания и методов учебно-воспитательного воздействия на школьников с использованием на занятиях по технологии элементов декоративно-прикладного искусства. Внесены соответствующие корректировки там, где экспериментальные занятия позволили обнаружить более ощутимые учебно-воспитательные результаты;

• определены и научно-обоснованы место и роль занятий художественными ремёслами в общей системе эстетического и трудового воспитания школьников.

В данном исследовании получены следующие результаты:

1. С учетом социально-экономических предпосылок и психологических основ, опираясь на исторический анализ методов передачи опыта изобразительных и трудовых навыков подрастающему поколению, было обосновано содержание обучения школьников на уроках технологии на материале распространенных и доступных в освоении декоративных техник, разработана методическая система, развивающая основа которой заложена в художественных традициях и канонах ремесла.

2. Был отобран и систематизирован необходимый материал для учебных занятий со школьниками по спецкурсу.

3. В ходе исследования были научно обоснованы и апробированы формы, методы и приёмы, базирующиеся на основных дидактических принципах, которые обеспечивают наиболее эффективное решение задач подготовки не только школьников (мальчиков и девочек на одном занятии), но и являются хорошим подспорьем в подготовке учителя к ведению занятий по основам ДПИ.

4. Прошла апробацию экспериментальная программа обучения детей декоративному творчеству народов России и зарубежья, которая сопровождена иллюстрированным учебным планом, содержащим примеры практических работ, адаптированных для обучения в разных классах (5-9 классы) и методическими рекомендациями к ним. Полученные результаты говорят о её эффективности. Повысился уровень художественно-технологической подготовки и творческой активности обучаемых. Интеграция технологической и методической подготовки способствовала росту уровня профессиональной подготовки и мотивации к приобретению навыков ремесла.

5. Были разработаны тестовые задания для начального, промежуточного и итогового срезов, выявляющие уровень сформированности знаний, умений и навыков в различных возрастных группах (5-9 классах).

6. Выполнен анализ ошибок, допускаемых школьниками обоих полов, выявлены причины низкого качества изготовляемых изделий и даны практические рекомендации по корректировке и устранению подобного явления.

Также в исследовании были рассмотрены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителю малокомплектной школы на уроке. Проанализированы этапы развития села в целом с момента перестройки и до настоящего времени. Даны практические рекомендации по успешной организации учебно-воспитательного процесса начинающему преподавателю -выпускнику художественно-графического факультета педвуза.

Проведенный анализ позволил сделать ряд важных выводов:

• системный подход, включающий одновременное изучение нескольких традиционных ремёсел в конкретной возрастной группе, обоснован общностью их художественно-технологических особенностей, а также доступностью в изучении детьми обоих полов;

• в методических разработках некоторых видов ДПИ (аппликация песком, мозаика из камня, инкрустация) слабо используется структурная основа декоративных элементов и их композиций, причём такой подход благоприятно отражается на качестве обучения и активизации творческой деятельности обучаемых:

• методические подходы в обучении основам ДПИ на уроках технологии должны базироваться на исторически достоверных фактах изучения ремесла и правильном понимании художественной традиции и канона в его развитии.

С целью обоснования содержания обучения детей на уроках технологии декоративному творчеству были изучены исторически существовавшие приемы освоения различных ремёсел. Некоторое технологическое и художественное сходство в декоре старинной церковной утвари, внешней и внутренней отделки построек с современным состоянием направлений резьбы (кудринская, контурная, прорезная, геометрическая) и филиграни (оклады икон) позволило расширить область для педагогического анализа. Общий интерес вызвало следующее:

• обучение разметке и резьбе азбучных элементов строилось на копировании с древнерусских прялок XVII-XVIII веков;

• предметный метод обучения, при котором, начиная с копирования прялочных донцев, обучаемый постепенно переходил к самостоятельному творчеству;

• копирование растительных орнаментов с окладов икон позднего периода, выполненных в филигранной технике;

• подбор цветовой гаммы эмалей, использованных в орнаментике окладов;

• разделение трудовых операций между мальчиками и девочками с целью ускорения процесса изготовления филигранных композиций;

• методическая последовательность от простого к сложному, включающая скручивание проволоки, гибку элементов прямолинейной формы, гибку элементов сложной криволинейной формы, заливку вначале малых объёмов (элементов композиции) холодной эмалью, а затем больших (фона композиции);

• исследование ювелирных техник объёмной и кованой скани в отделке шкатулок и ларцов.

Следует отметить, что образцы ДЛИ являются не просто наглядным материалом, а ведущим источником информации, поэтому без их копирования на начальном этапе обучения ремеслу не обойтись. Опыт преподавания в школе показал, что бессмысленное копирование учит владеть инструментом, вырабатывает графические и координационные умения и навыки, но слабо развивает чувство формы, пластику движений, не придаёт осмысленности практическим действиям. Поэтому орнаменты должны не просто срисовываться, а изучаться на базе использования структурной основы декоративных элементов, их связи и композиции в целом. Это особенно важно, так как большинство направлений ДЛИ, использованных в экспериментальной программе, имеют графическую основу.

При разработке исторической системы обучения детей обоих полов основам ДПИ были использованы следующие положения: при копировании образцов следует проникать в суть увиденного (понимать структурную основу декоративного изображения); работать не от частей, а от общей формы; новое задание обучаемый должен получать только после усвоения предыдущего; метод упрощения формы способствует анализу натуры; переходить от повтора к самостоятельному творчеству; вариативность упражнений и другие требования к ним; широко использовать метод наглядности, практического показа, упражнения и художественные промыслы.

Особый интерес вызвали элементы «геометрического» метода рисования по клеткам (по точкам), в которых геометрические фигуры лежали в основе изображения (геометрическая резьба), присутствовали вспомогательные пропорциональные деления, структурная основа и базовые точки в изображении. Геометрическая основа свойственна декоративным элементам различных направлений народного творчества. Использование геометрических фигур, например, для построения древнерусского орнамента в технике скани, помогает понять художественную форму отдельных элементов, мысленно воссоздать его структурную основу.

В диссертации рассмотрены особенности фронтальной организации учебной деятельности и традиционный для трудового обучения метод инструктирования, отмечены отличительные особенности оценки работ на занятиях эскизированием и трудом, в первом случае - это коллективные просмотры, в другом - балловая оценка, имеющая чётко выраженные критерии, а также выставка работ учащихся и защита проекта.

Обучение должно начинаться с учебных заданий по образцам, затем учащиеся могут работать над созданием творческих композиций. Важны промежуточные и итоговые просмотры, экскурсии в музеи и центры народных промыслов, а также возникает необходимость в учёте интереса обучаемых благодаря самостоятельному выбору объекта труда. Учитель должен уметь исправлять ошибки, допущенные учениками и координировать временную неравномерность при выполнении учебных работ.

Являясь основой сохранения и развития ремесла, художественная традиция и канон влияют на содержание и методику обучения основам ДЛИ. Разработка нашей методической системы опиралась на следующие положения: «канон» -определяется свойствами самого материала, живёт благодаря своей технологичности и высокой обобщённости художественного образца. Это канва, поняв и освоив которую, можно видеть и чувствовать художественное ремесло, постигнув изнутри язык различных направлений народного мастерства, получив возможность творческого самовыражения. «Традиция» -есть действующий процесс освоения, варьирования и развития художественного опыта в новых исторических условиях. Она динамична и обладает оценочным компонентом. Главный смысл заключается в том, что традиция - это эстетически верное направление развития творческого подхода в освоении декоративных ремёсел. Канон в них сохраняется и живёт именно благодаря традиции, как вектора движения в развитии промысла.

В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы и личного опыта работы со школьниками были отмечены характерные для среднего школьного возраста черты, положительно влияющие на процесс подготовки учащихся разных полов к дальнейшей профессиональной деятельности, владеющих техникой выполнения различных ремёсел. В этот возрастной период начинается процесс формирования многих профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, так как физические свойства и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства проходят период бурного развития. Более того, дан сравнительный анализ особенностей психологических и физиологических сходств и различий в становлении подростков двух полов (мальчиков и девочек). Это отвечает интеграции художественно-технологической и методической подготовки учащихся в рамках освоения промыслов.

В освоении любого ДЛИ лежит деятельностный подход, поэтому в работе рассмотрена структура художественно-технологической деятельности. Принцип поэтапности исполнения элементов различных орнаментов, эскизы декоративной композиции, технологии изготовления и оформления изделия отражают основу процесса деятельности, состоящую из отдельных практических действий и операций.

На основе научно-теоретического анализа была разработана методическая система подготовки школьников двух полов к освоению различных ремёсел на уроках технологии, которая опирается на общедидактические принципы, предложенную классификацию средств обучения и включает специально отобранные эффективные формы и методы организации учебной деятельности подростков. Исторически обоснована индивидуальная форма подготовки, хорошо зарекомендовавшая себя в условиях малой наполняемости классов возможностью более тщательного подхода к детям, непосредственной помощи, исправления ошибок со стороны преподавателя на уроках технологии.

В работе рассматриваются лишь ведущие методы обучения различным направлениям ДПИ, которые имеют глубокие исторические корни и обоснованы выводами выполненного научно-теоретического анализа:

• метод упражнения;

• работа с репродукциями, фотографиями и объектами ДПИ;

• практические работы;

• метод демонстрации; метод художественного просмотра (выставка работ учащихся).

• познавательная игра, так как знакомство школьников с игровыми формами проведения занятий по промыслам имеет историческое обоснование.

Предложенные специальные методические приёмы обучения школьников базируются на художественно-технологических особенностях народных ремёсел нашей страны. При их разработке учитывалось, что основной состав обучаемых в малокомплектных школах (по результатам тестирования) не обладает высоким уровнем развития художественных способностей. Этим была обусловлена необходимость подбора методических приёмов, дающих возможность не только повысить эффективность, но и доступность обучения ремеслу. Приёмы опирались на особенности зрительного восприятия декоративных элементов и композиций. Было установлено, что изучение структурной основы элементов позволяет детям быстрее переходить от воспроизводящей деятельности (на основе копирования образцов) к творческому процессу создания композиций и декорированию сувенирных изделий. Опыт показал, что полезно учить школьников «читать» элемент, то есть видеть не только внешний контур изображения, но и его внутреннюю конструкцию, которая построена в большинстве случаев на основе сакральных (в глубокой древности) преобразований (трансформаций, декорирования) художественных форм. Для этого в диссертации дан краткий сравнительный анализ зарождения и развития декоративных элементов разных эпох и народов, так или иначе оказавших влияние на мировую, в том числе и российскую, орнаментику (позднего периода). В связи с этим разработанные методические приёмы нацелены на то, чтобы обучаемые умели не просто смотреть на образец росписи, а учились художественно осмысливать увиденное.

Развитие у школьников умения целостного видения достигалось с помощью композиционных схем старинных образцов предметов быта (прялок, туесков, шкатулок, ларцов, кубков, кружек, ковшей и т.д.)

Проведённый художественный анализ традиционных образцов народного творчества выявил высокую вариативность декоративных композиций, которая образуется в результате симметричности и ассимметричности основных (базовых) элементов различных народных ремесел, а также благодаря образованию различных новых декоративных единиц на основе группирования элементов узора по принципу подобия. Внимание школьников обращалось на пропорциональные отношения в элементах, особенности ритмического порядка и условную (динамическую) симметрию в растительных мотивах.

Анализ ошибок, допускаемых детьми при изображении декоративных элементов в различных направлениях ДПИ, позволил обнаружить, что среди наиболее типичных - нарушение пластичности формы и использование синтезирующего контура. Школьники быстрее и качественнее начинают рисовать и воплощать в материале декоративное изображение, если они знакомятся со структурностью отдельных элементов. Условно-выделенные опорные точки в элементе несут большую визуальную информацию и позволяют понять развитие его формы.

Использование структурного анализа декоративных элементов и композиций в обучении закладывает базу для самостоятельного и творческого развития подростков. Он связан с подготовкой школьников к восприятию изобразительного наследства мастеров прошлого, развитием у обучаемых художественных умений и навыков.

В результате научно-теоретического и методического анализа по проблеме исследования была разработана экспериментальная программа обучения детей малокомплектных школ: «Программа по технологии для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы», ведущее место в которой отводится практике. В работе рассматриваются цели и содержание теоретических и практических занятий, даны подробные методические рекомендации к их проведению. Содержание практических работ по курсу наглядно отображено в иллюстрированном учебном плане. Программа включает изучение элементов методики преподавания различных ремёсел (обработка древесины и металла, аппликация песком, проектирование шкатулки, работа с берестой, инкрустация соломкой, филигрань, мозаика из камня, керамика, токарная обработка древесины и металла, включающая проектирование изделий, инкрустация дерева металлом, контурная, прорезная, геометрическая, кудринская резьба, проектирование ларца, проектирование корпуса для часов, проектирование изделий из бересты) в процессе непосредственного освоения их художественно-технологических особенностей, что способствует повышению уровня профессиональной подготовки и росту творческой активности школьников.

Эффективность разработанной методической системы была проверена экспериментальным путем.

Данное научное исследование может служить подспорьем в дальнейшей разработке программ и методик обучения народным ремеслам на уроках технологии и кружковых занятиях в условиях сельских школ, а разработанные в комплексе материалы стать основой соответствующих занятий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ефремов, Андрей Андреевич, 2007 год

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1.60.-468 с.

2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: Изд-во ВЛАПОС-ПРЕСС, 2002.- 176 с.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 160 е.: ил.

4. Алехин А.Д. Когда начинается художник: кн. для учащихся. М.: Просвещение, Владос, 1994. - 160 е., 8 л. ил.: ил.

5. Алферов Л.Г. Технологии росписи: Дерево. Металл. Керамика. Ткани. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.-352 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Изд. «Прогресс», 1974.-392 е.: ил.

7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 367 с.

8. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. СПб.: Издательский дом «Литера», 1999. - 192 с.

9. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игры и фокусы с бумагой. СПб.: Химия, 1994. - 64 с: ил.

10. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами в вашем доме. М.: Ленпромбытиздат, 1994.-96 е.: ил.

11. В.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. СПб.: Химия, 1994. - 64 е.: ил.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

13. Бадаев B.C. Народное искусство в содержании художественного образования в школе. -М.: Издательство «Прометей» Ml И У, 2003.—176с.

14. Базарный В.Ф. А где же мальчик?// Литературная газета. 2004, № 42.

15. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925.-240 с.

16. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. - 112 с.

17. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование, 2002.112 с.

18. Белов А.А., Гвоздев Е.М. Композиция в декоративно-прикладном искусстве. С-Пб.: Образование, 1992. - 88с.

19. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. т.1 / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 304 с.

20. Боголюбов Н.С. Преподавание с учетом инновационных процессов // Декоративно-прикладное искусство в школе. Сборник статей / Отв. ред. Демчев П.Г., Черемных Г.В. М.: Век книги. - с. 3-7.

21. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар: Центр педагогической инноватики, 1992. - 27 с.

22. Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития приемов мышления и активности учащихся. // Вопросы психологии. -1962.- №4. с. 74-82

23. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. JL: Советский художник, 1968. - 160 е.: ил.2 8.Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. - 256 е.: ил.

24. Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельской школы. М.: Арктик, 2000.- 136 с.

25. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 е., 8 с. ил.: ил.

26. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. Рига: Авотс, 1981. - 139 с.

27. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М.: Сов. художник, 1974. - 294 е.: ил.

28. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-320 с.

29. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в образовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. - 144 с.

30. Витальева А. Урок истории в двух вариантах // Учительская газета. -2004, №11.

31. Вишневская В.М., Каплан Н.И., Буданов С.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.: Коиз, 1956. - 258 е.: ил.

32. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Т.Я Шпикалова., М.А Некрасова, Г.А Покровская, Н.Д Бордюг; Под ред. Т.Я Шпикаловой, Г.А Покровской. -М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2000. 272 е.: ил.

33. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г.Г. Горелова, JI.M. Орлова. М.: Пед. общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999. - 272 с.

34. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук и др.; под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984.256 с.

35. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. - 88 с.

36. Воронов B.C. Крестьянское искусство. -М.: Гос изд-во, 1924. 140 е.: ил.

37. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения / Т.Н. Мальковская, И.Д. Аванесян, Т.С.Буторина и др.; Сост. Л.И.Маленкова; Под ред. Т.Н. Мальковской. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 е.: ил.

38. Выгонов В.В. Мир оригами 1-2.-М.: Новая школа, 1996.-56 е.: ил.

39. Выготский Л.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1986. - 342 с.

40. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 326 с.

41. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова,-М.: Педагогика, 1991. 479 с.

42. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

43. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985. -187с.

44. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. Т.1. - 1959. - с. 441-469.

45. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. -М.: Изд. МГУ, 1968. 135с.

46. Гальперин П.Я., Решетова З.А., Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. М.: Изд. МГУ, 1966 - 39 с.

47. Генецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М.: Логос, 1994.-213 с.

48. Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках М: «Издательство народное творчество», Издатель И.В. Балабанов, Издательство «Искона», 1999. - 280 с: ил.

49. Горский В.А, Комский Д.М, Раздымарин И.Ф. Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству. М., 1985.-176 с.

50. Горский В.А. Техническое конструирование. М: ДОСААФ, 1977. - 128 с.

51. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического развития. М.: Педагогика, 1986.240 с.

52. Данюшенков B.C., Гилязова О.Г., Зайкин М.И. Технологические подходы к обучению учащихся в сельской школе.// Киров, 2000. с. 97 105.

53. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. М.: Высшая школа, 1972.- 248 е.: ил.

54. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной; НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

55. Диалектика и теория творчества / Под ред. С.С. Гольдентриха, A.M. Коршунова. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 200 с.

56. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина.- М.: Просвещение, 1982.-319 с.

57. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.

58. Дубов А.Г. Практические занятия в учебных мастерских: Метод, пособие для препод, труда V- VII классов. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1957.-204 е., приложение.

59. Евланова В. Обучение: совместное или раздельное? //Медицинская газета. 2006, № 26.

60. Вятское кн. изд-во, 1990. 143 с. 76.3инченко В.П., Величковский Б.М., Бучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. - М.: Изд. МГУ, 1980. - 271 с.

61. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. М.: Педагогика, 1989. - 208 е.: ил.

62. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 26 с.

63. Избранные психологические произведения / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский; Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. - т.2. - 318 с.

64. Исследование проблем психологии творчества / Я.А. Пономарёв, И.Н. Семёнов, В.К. Зарецкий и др.; Под ред. Я.А. Пономарёва. М.: Наука, 1983.-336 с.

65. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1962.-376 с.

66. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.

67. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. - 288 с.

68. Казанский Н.Г., Назарова П.С. Дидактика: Начальные классы,- М.: Просвещение, 1978. 224 с.

69. Канев В.Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства.: Дис. на соиск. ученой степени доктора пед. наук. М., 1995. - 234 с.

70. Катханова Ю.Ф. Оригами. Читай, думай, складывай, рисуй: Пособие для учащихся младших классов. М.: «Владос», ИЗД-ВО «Аким», 1994. - 64 е.: ил.

71. Качнев В.И. Дидактические системы трудового обучения школьников // Трудовая подготовка уч-ся образовательных школ СССР и ВНР / Сборник научных трудов / Отв. ред. П.Р. Атутов. М.: Изд-во АПН СССР, 1985.-92 с.

72. Коваль Е. Работы по металлу: Пособие для начинающего мастера. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 320 с.

73. Козлов В.М. Плетение из ивового прута. М.: Культура и традиции, 2001.-352 е.: ил.

74. Коменский Я.А. Великая дидактика. Изб. пед. Соч. - М., 1955.

75. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М. Просвещение, 1989. 256 с.

76. Кон И.С. Психология старшеклассника. -М.: Педагогика, 1980. 325 с.

77. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - 5-е. изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 е., ил.

78. Косоножкин И.М. Сельские школы Российской Федерации: перспектива развития //Советская педагогика, 1986, №1,-с. 10-14.

79. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Дисс. на соиск. учёной степени докт. пед. наук, М., 1994. - 371 с.

80. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 992 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

81. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование, 1996. - 344 е.: ил.

82. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: Правила и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1974. - 303 с.

83. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. - 256 е.: ил.

84. Кулагина И.Ю., Колоцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.

85. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 232 с.

86. Левашов A.M. Технология дифференцированного обучения физике в классах с малой наполняемостью: Методическое пособие. Арзамас: АГПИ, 1998.-61 с.

87. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. - 584 с.

88. Леонтьев А.Н. Психология обучения. М., 1997. 390 с.

89. Лернер Г.И. Психология восприятия объёмных форм (по изображениям). -М.: изд-во Московского ун-та, 1980. 135 е.: ил.

90. Лихонин А.С. Ковка и чеканка. Н.Новгород: «Времена», 1998. -224 е.: ил.

91. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Полит, литература, 1976. -144 с.

92. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.

93. Ляукина М.В. Бисер.-М.: ACT-ПРЕСС, 1999. 176 е.: ил.

94. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1977.

95. Маленькие чудеса: очерки / Составитель Н.В. Тарановская. Рис. А. Аземши; Оформл. Б. Зайончека. Л.: Дет. лит., 1981.-207 е.: ил.

96. Малокомплектная школа: содержание, технологии образования, управление, развитие / Сост., авт. рекомендаций В.А. Кишеев. Калуга: Издательство Н. Бочкарёвой, 1988. - 88 с.

97. Масленицын С.И. Положительный опыт работы художника-профессионала с мастерами народных промыслов // Проблемы народного искусства / Под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. М.: Изобр. искусство, 1982. - с. 82-93.

98. Масленицын С.И. Ученичество в народном искусстве // Проблемы народного искусства / Под ред. М.А. Макарова. М.: Изобр. искусство, 1982.-е. 101-112.

99. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву: Учебник для сред. проф. техн. училищ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. Школа, 1981. - 80 е.: ил.

100. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

101. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. М.: Педагогия, 1981.-191 с.

102. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 77с.: ил.

103. Минаков С.Т. Введение в историю мировой культуры. Орёл: Издательство социально-образовательного центра, 1995. - 150 с.

104. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978.-27 с.

105. Моррис Д. Зима в Неаполе. М.: Наука, 1966. - 184 с.

106. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.

107. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.2. Детство: Отрочество / Сост., подгот. текстов, вступ. статья и коммент. В. Аникина; Подбор ил. В. Жигулёвой; Фотограф А. Рязанцев. М.: Худож. лит., 1994.-525 е.: ил.

108. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

109. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. -М.: Изобразительное искусство, 1983. 344 е.: ил.

110. Новиков С.Н., Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Русские резные узоры: Учебные композиции для кружковых занятий / Под ред. А.С. Хворостова. Орел: комитет по печати, полиграфии и СМИ администрации Орловской области, 1996. - 122 с.

111. Обучение профильных групп учащихся сельских школ на основе внутриклассной дифференциации / Сост. Зайкин М.И., Алексеева С.В.,

112. Левашов A.M., Фролов И.В., Шкильменская Н.А. Арзамас: АГПИ, 2003. -178 с.

113. Оригами и аппликация / Авт. сост.: Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В .П. - СПб.: ООО « Издательский Дом "Кристалл"» , 2001.304 е.: ил.

114. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе. / Под ред. П.Т. Фролова.- М.: Просвещение, 1991.- 159 с.

115. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. М.: Дрофа, 2000. -256 с.

116. Павлов И.П. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1951. — 583 с.

117. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 576 с.

118. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: книга для учащихся и социального педагога. М.: Новая школа. - 112 с.

119. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения: В 3 Т.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961-1965.- т.1328 с.

120. Петров Н.А. Домовая резьба: 60 трафаретов проррезной резьбы карнизов, наличников, причелин. Книга 1,- М.: Изд-во «Нива России», 2000. 64 с.

121. Печи и камины / Составитель Линь В.В., редактор Левадный А.В., Художник Пономарев Я.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1976. -485 с.

122. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур.-М.: И.Л., 1963.-513с.

123. Пиаже Ж., Инельдер Б. Память и интеллект. М.: И.Л., 1969. - 680 с.

124. Пидкастый П.И. Педагогика: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003.- 608 с.

125. Пичугина Г.В., Гурьянова М.П. Трудовая подготовка сельских школьников: цифры и факты // Школа и производство, 1999, №5.-с. 10-12.

126. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / состав. Л.В.Куликов.- С.- Пет., 2000.- 395 с.

127. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

128. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология 1-4, 5-11 классы / Под ред. Ю.Л Хотунцева., В.Д. Симоненко.- М.: Просвещение, 1996.-224 с.

129. Рапацевич Е.С. Формирование технических способностей у школьников: Кн. для учителя.- Минск, 1987.- 96 с.

130. Речицский В.И. Профессия изобретатель. - М.: Просвещение, 1988.-157 с.

131. Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах.- М.: Просвещение, 1982.- 240 е.: ил.

132. Рисунок. Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. A.M. Серова. М.: Просвещение, 1975. - 271 е.: ил.

133. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001.-2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1988.- 240 е.: ил.

134. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей нач. классов. -М.: Просвещение, 1979. 183 с: ил.

135. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 144 е.: ил., 8л. ил.

136. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - т.1. - 608 е.: ил.

137. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: «Просвещение» , 1973.- 303 е.: ил.

138. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 е.: ил.

139. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АН СССР, 1958.-147 с.

140. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2-х томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-485 с.

141. Русецкая О.А. Прикосновение к истокам: Очерки о народных художественных промыслах России. М.: «Молодая гвардия», 1987. -64с.

142. Руссо Ж.Ж. Эмиль / Пер. Перова, 1896.

143. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьника. М.: АПН РСФСР, 1962. - 504 с.

144. Самоделки из бумаги: легко и просто. Пер. с анг. М.: Дрофа, 1995. -112 е.: ил.

145. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968. -296 е.: ил.

146. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

147. Сеченов И.М. Избранные произведения. В 2-х томах, т.1. М.: Изд. АН СССР, 1952.-771 с.

148. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.

149. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-206 с.

150. Славина JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 214 с.

151. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.-423 с.

152. Соколов М.В. Художественная обработка металла: Азы филиграни: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 144 е., 8 с. ил.: ил.

153. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. -Обнинск: Изд-во «Титул», 1996. 80 е.: ил.

154. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск: Изд-во «Титул», 1996.-95 е.: ил.

155. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-672 с.

156. Суворова Г.Ф. Урок в малокомплектной школе // Советская педагогика. 1986, №. 12.-е. 10-13.

157. Сухомлинский В.А. О воспитании /сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с.

158. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Изб. пед. соч. М.: 1979,т.1.-с. 303-319.

159. Талызина Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М: Знание, 1986. -108 с.

160. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд. МГУ, 1969. - 133 с.

161. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд. МГУ, 1977.-237 с.

162. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М.: Просвещение, 2003. - 159 е.: ил.

163. Тенищева М.К. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991. -287с.

164. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология. М., 1948. -184 с.

165. Технология обучения в малочисленных классах: Сб. стат. Арзамас -Н. Новгород, 1997.-83 с.

166. Технология обучения в классах с малой наполняемостью сельских школ: Из опыта работы учителей нижегородской области (Сборник методических статей) / Сост. и научной ред. М.И. Зайкин. АГПИ им. А.П. Гайдара. Арзамас. - Н.Новгород, 1995. - 84 с.

167. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953.

168. Турро И.Н. Коллективная работа учащихся по рисованию. M.-JI.: Просвещение, 1965.- 77 с.

169. Тюрина Н.Е. Чудо-кожа: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 199.-112 е.: ил.

170. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

171. Ушинский К.Д. Сочинения. Изд-во АПН РСФСР, т.2. 500 с.

172. Федотов Г.Я. Когда оживает камень: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 144 е.: ил.

173. Федотов Г.Я. Лесная пластика: Основы художественного ремесла. -М.: АСТ-ПРЕСС, 200. 176 е.: ил.

174. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 144 е.: ил.

175. Федотов Г.Я. Секреты бондарного ремесла. М.: Экология, 1991. -287 с.: ил.

176. Федотов Г.Я. Сухие травы: Основа художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 208 е.: ил.

177. Фролов И.В. Вариативное образование на селе: состояние и перспектива // Наука школа, 1999, №5. с. 60-64.

178. Фролов И.В. Профильное обучение в условиях сельской школы: состояние, проблемы// Наука и школа, 2000, №3. с.48-54.

179. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 351 е.: ил.

180. Халемский Г.А. Подготовка молодежи к рационализаторской и изобретательской деятельности. М.: Высшая школа, 1991. - 157 с.

181. Хворостов А.С. Вернуть на село художественные ремесла //По материалам Всероссийской научно-практической конференции

182. Концепция многоукладности образовательного пространства сельского социума: содержание и направления реализации» / Под ред. Авдеева Ф.С. / ОГУ. Орел, 2003. - с. 124-125.

183. Хворостов А.С. Декоративные работы по дереву. «Орелиздат», 1996.-120 е.: ил.

184. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1991. - 175 е., ил.: 16л. ил.

185. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Домовая резьба: Учебная программа. М.: Родникъ, 1997. - 24 с.

186. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Просечной металл: Учебная программа. М.: Родникъ, 1997. - 16 с.

187. Хворостов А.С. Эмаль и скань: Практические приемы работы. Учебно методическое пособие. - М.: ВЦХТ, 1997,- 136 е.: ил.

188. Чекалова А.К., Полунина В.Н. Русское народное декоративно-прикладное искусство. М. Просвещение, 1973. - 16 е.: 56 таблиц.

189. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-160 е.: ил.

190. Шавир П.А. Преемственность профессионального самоопределения студентов и старшеклассников // Советская педагогика. 1983, №1. - с. 62-67.

191. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. Пособие. М.: Логос, 1996. - 320 с.

192. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1997. - 112 с.

193. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

194. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

195. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.

196. Я и моя профессиональная карьера: Учебное пособие для школьников / Под ред. С.Н. Чистяковой. Ярославль: ЯТТГУ им. К.Д. Ушинского, 1994. - 52 с.

197. Якубин Н.Д. Учебное издание по труду для программированного обучения: 7 кл.: Дидакт. материал. М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. - 160 е.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.