Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Аристова, Ульяна Викторовна

  • Аристова, Ульяна Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 230
Аристова, Ульяна Викторовна. Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1999. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Аристова, Ульяна Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

1.2. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ И ВЛИЯНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ.

1.3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА.

1.4. СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ.

2.1. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

2.2. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

2.3. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК ОБЪЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ.

2.4. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО

КОСТЮМА.'.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО

ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА.

3.1. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА.

3.2. ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В

ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА.

3.3. ЭТАПЫ, АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников»

В настоящее время решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, которое представляет собой важный фактор нравственно-эмоционального, целостного воздействия на личность. Именно в народном декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение.

Обладая большими познавательными, воспитательными и развивающими возможностями, народное искусство активно участвует в процессе эстетического воспитания и развития личности учащихся.

Систематическое и целенаправленное приобщение детей к народному искусству служит более гармоническому развитию их личности, развивает их эстетические, морально-нравственные качества, формирует эмоционально-ценностное отношение к явлениям действительности, учит понимать и охранять культурное богатство нации. Чем раньше начинается такое приобщение, тем лучше его результат. Т.Я.Шпикалова подчеркивала: «История и жизнь народа, народные идеалы, народный характер находят отражение и в народном и в профессиональном искусстве. Народное чувство мира свойственно народному мастеру и профессиональному художнику. Но основу для восприятия культуры во всей ее полноте и подлинности дает рано начавшееся систематическое общение с искусст-вом».(263;с.220).

Эстетическое воспитание следует рассматривать в непосредственной связи не только с изучением народного искусства. Оно также связано с де-t коративно-творческой деятельностью в области народного художественного творчества. w

Специфика такой деятельности состоит в том, что посредством художественного труда школьники создают красивые и одновременно полезные вещи, развивая таким образом способности к творчеству. Кроме этого школьникам представляется возможность приобрести политехнические навыки по работе со всевозможными инструментами, приспособлениями и материалами.

Организуется такого рода деятельность в школе, которая остается главным звеном всей системы эстетического воспитания, а также в других учреждениях, функционирующих в границах образовательного пространства, для которых активно разрабатываются вариативные программы обучения.

Учебно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались еще в самом начале становления совет-«- ской школы такими педагогами как А.В.Бакушинский, Г.В.Лабунская, В.Е.

Пестель, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, В.Ф.Шехтель. Особенности образного языка народного искусства усиливают его эстетико-воспитательное воздействие. Все вместе позволяло, по их мнению, развивать эстетическую восприимчивость к явления и предметам окружающего мира.

Вопросы использования народного декоративно-прикладного искусства в обучении школьников рассматривали Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, О.С.Молотобарова, Р.А.Бардина,Т.Я.Шпикалова, В.С.Кузин,

A.С.Хворостов, П.В.Лосюк.

Значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали Ю.П.Желтоухов, П.В.Лосюк, Л.Н.Любарская, Ю.В.Максимов, Б.Ф.Сюзева, Т.Я.Шпикалова, А.С.Хворостов,

B.В .Корешков, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина.

Опыт эстетического воспитания в школах, расположенных в местах художественных промыслов, где народное искусство сохранилось в этнографической среде анализировали в своих исследованиях В.А.Барадулин, Ю.Б.Максимова, Л.К.Шевчук.

Вопросы общей и возрастной психологии освещены в трудах Л.С.Выготсокого, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Е.И.Игнатьева, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова,

A.Я.Понамарева, П.Н.Ракицкого, Д.В.Эльконина и др.

Наше исследование в педагогическом плане опирается на труды таких ученых и педагогов, как Н.К.Крупская, Э.М.Моносзон,

B.А.Сухомлинский, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий. А также на дидактические положения Ю.К.Бабанского, И.Д.Зверева, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В. Краевского.

Разносторонний анализ произведений народного изобразительно-пластического искусства производился П.Г.Богатыревым, НЯ.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Вороновым, М.А.Некрасовой,

Т.М.Разиной, Б.А.Рыбаковым, А.Б.Салтыковым, А.К.Чекаловым. Названные искусствоведы-исследователи рассматривали народное искусство с точки зрения философии и культуры, эстетики и этнографии, изучали его в психологическом, историко-краеведческом, нравственном аспектах.

Общие вопросы теории эстетического воспитания и художественного образования разрабатывались в трудах многих ученых, в том числе Г.В. Беды, ■ В.С.Кузина, Б.Г.Лихачева, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова.

Художественно-эстетическому развитию личности ребенка посвящены работы Д.М.Кабалевского, Б.В.Квятковского, В.А.Космянской, В.С.Мухиной, Б.М.Неменского, А.П.Сидельниковой, В.А.Сухомлинского, Б.М.Теплова, Н.Б.Халезовой, В.Н.Шацкого, Б.П.Юсова.

В последние годы вопросы методики эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства находят широкое отражение в трудах Н.Н.Ростовцева, Г.В.Беда, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной, Е.В.Шорохова, К.Е.Ералина и других ученых. С точки зрения настоящего исследования нас особенно интересовали диссертационные исследования А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, В.В.Корешкова, В.К.Лебедко, Р.М.Варцава, В.Д.Черкасова.

Но не смотря на наличие большого числа исследований по проблеме эстетического воспитания детей и использования декоративно-прикладного искусства в этом процессе перед образовательными учреждениями стоит проблема поиска путей его дальнейшего совершенствования.

Одним из средств решения этой задачи является использование в обучении и воспитании такого вида народного декоративно-прикладного искусства как русский народный костюм.

Описания русской традиционной и праздничной одежды известны нам из обобщающих трудов дореволюционных ученых по истории России, ее духовный и материальной культуре, народном быте -Н.И.Костомарова, И.Е.Забелина, М.Забылина, А.Н.Афанасьева, П.В.Киреевского, П.В.Шейна, А.В.Терещенко.

В 20 - 30-е годы такие авторы И.Е. Лебедева, Н.П. Гринкова, Д.К. Куфтина изучали материал, порой, декор, орнаментику композиции русского крестьянского костюма ими была разработана типология русской и восточнославянской одежды, выяснялась история возникновения и развития ее отдельных элементов и форм.

Орнаментации крестьянской одежды были посвящены работы таких авторов как В.В.Стасов, В.А.Городцов, Л.А.Динцес, Б.А.Рыбаков, Г.С.Маслова и других, выполненные в разное время. Они рассматривали орнаментальные мотивы в качестве историко-этнографического источника, отражавшего сложность народного сознания. Г.С. Маслова также исследовала роль народно одежды в восточнославянских обычаях и обрядах.

Основные эстетические принципы народного искусства были сформированы В.С.Вороновым. П.Г.Богатырев определил в своих исследованиях функциональную природу народной одежды и представил народный костюм как многофункциональную знаковую систему. М.А.Некрасова исследовала специфику художественного образа в народном творчестве, установила всеобъемлющий принцип ансамблевости в народном искусстве.

Декоративное решение русской женской одежды Х1Х-нач.ХХ вв. изучала И.П.Работнова, Т.Н.Тропина рассматривала русский народный костюм в контексте народной художественной культуры. С.П. Исенко исследовала эстетику русского народного костюма и проблемы его сценического воплощения.

В области моделирования одежды выделяются работы Т.В.Козловой, которая исследовала русский народный костюм с точки зрения использования его конструктивной основы для создания современных конструкций одежды. Ф.М.Пармон предложил систему классификации предметов костюма, его конструкций и рассматривал его как художественно-конструкторский источник в творчестве художников-модельеров. Г.С.Горина также изучалала вопросы использования народных традиций в современном костюме, а Т.К.Стриженова рассмотрела этот вопрос в ходе развития отечественного моделирования

Т.Я.Шпикалова рассматривала участие в педагогическом процессе всего народного искусства как особого типа художественного творчества. В предложенной системе обучения и воспитания наряду с другими видами народного искусства предлагалось знакомить детей с русским народным костюмом.

Отдельные аспекты изучения костюма и использования в обучении художественно-проектной деятельности поднимались в исследованиях Е.В.Плотниковой, Т.В.Гановой, Ю.В.Коваленко, Л.М.Стратоновой, Е.В.Ковешниковой, которые предлагали с его помощью развивать эстетический вкус, дизайнерское и художественное мышление, активизировать творческий поиск обучаемых.

Вместе с тем на сегодняшний день не проводилось отдельного педагогического исследования по вопросу улучшения и совершенствования эстетического воспитания школьников посредством изучения русского народного костюма.

Одновременно в Базисном плане общеобразовательной школы предусмотрены образовательные области «Искусство», «Ознакомление с окружающим миром», «Технология», в составе которой находятся «Изобразительное искусство и художественный труд», «Обязательные занятия, занятия по выбору», «Факультативные занятия, индивидуальные и групповые занятия», каждая из которых включает изучение народного искусства, народного быта, существует необходимость более глубокого ознакомления с искусством народного костюма, как важной части материальной и духовной культуры русского народа. Это особенно актуально в связи с возрастающим интересом общества к истокам национальной культуры и искусства, историческому прошлого своего народа.

Учитывая изложенное, мы считаем, что проблема исследования состоит в поиске дополнительных учебно-воспитательных средств и методов, открывающихся с изучением такого вида народного творчества, как русский народный костюм, повышающих эффективность эстетического воспитания учащихся в процессе изучения народного искусства, что отвечает потребностям социальной и педагогической практики.

Цель исследования. Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования учащихся с учетом специфики национального декоративно-прикладного искусства России, в частности русского народного костюма в процессе их художественно-образовательной деятельности.

Объект исследования. Эстетическое воспитание учащихся среднего школьного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства (костюма).

Предметом исследования выступает система отношений и зависимости между занятиями по изучению народного декоративно-прикладного искусства (костюма) и эстетическим воспитание и развитием учащихся.

Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что эстетическое воспитание учащихся в средней школе и в учреждениях дополнительного образования может быть существенно улучшено, если:

- использовать специфику воспитательных возможностей познавательной и художественно-творческой деятельности школьников, связанной с изучением русской традиционной и праздничной одежды;

- использовать воспитательные и развивающие возможности искусства русского народного костюма как специфического средства эстетического воспитания;

- разработать необходимый методический и дидактический материал по проблеме исследования; то это послужит цели улучшения и совершенствования эстетического воспитания в школах и в других учебных учреждениях (дополнительного образования).

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимым стало решение следующих задач:

Задачи исследования:

- определить возможности использования искусства русского народного костюма в системе эстетического воспитания и художественного образования;

- выявить психолого-педагогические факты, влияющие на улучшение эстетического воспитания в процессе изучения русского народного костюма;

- изучить историю особенности структуры декоративного и художественного решения, различные функции и образный язык русской традиционной и праздничной одежды;

- изучить и обобщить педагогический опыт преподавания вопросов народного декоративно-прикладного искусства, а также народного костюма;

- разработать и научно обосновать методику обучения, состоящую из заданий и упражнений по данной тематике;

- апробировать разработанную программу и экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенной методики в условиях средней школы;

- на основе экспериментальной программы разработать методические рекомендации для преподавателей, занимающихся эстетическим и художественным воспитанием.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;

- изучение нормативной и программно-методической документации;

- обобщение педагогического опыта по существующей проблеме;

- использование методов беседы, анкетирование интервьюирования учащихся, учителей школ и учреждений дополнительного образования;

- длительное педагогическое наблюдение по специально разработанным программам во время выполнения упражнений и заданий;

- анализ продуктов творческой деятельности учащихся (рисунки, зарисовки, эскизы);

- проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных;

Этапы исследования

Исследование проводилось с 1993 по 1999 год в четыре этапа.

На первом этапе (1993-1994 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической и философской литературы. Проводился поисковый эксперимент, позволивший построить структуру дальнейшего исследования.

Второй этап (1994-1995 гг.) включал в себя продолжение систематического анализа специальной литературы. Происходило изучение опыта преподавания различных аспектов народного декоративно-прикладного искусства в Русской исторической общеобразовательной школе № 167 САО г. Москвы, школах № 645, 656, 218 с целью обобщения исходных теоретических и практических положений преподавания. Продолжалось проведение поискового эксперимента.

На третьем этапе исследования (1995-1997 гг.) были разработаны и экспериментально проверены методы, пути и средства улучшения эстетического воспитания учащихся на занятиях по художественному освоению русского народного костюма, как одного из видов народного декоративно-прикладного искусства.

На четвертом этапе (1997-1999 гг.) обобщались и анализировались полученные данные, происходило написание текста исследования.

Эксперимент проводился на базе учреждения дополнительного образования в Художественной школе САО г. Москвы.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования определяется тем, что:

- разработана методика использования в учебно-воспитательном процессе материалов по русскому народному костюму и организации художественно-творческой деятельности, определены приемы, формы, методы работы в соответ вития школьников;

- научно обоснованы требования к планированию и организации занятий по изучению костюма и эстетическому воспитанию учащихся;

- созданы программы, подготовлены методические рекомендации;

- в нем раскрыты воспитательные и развивающие возможности русского народного костюма, входящего в состав народного искусства, как средства эстетического воспитания школьников.

Практическая значимость исследования заключается в:

- разработке и научном обосновании методики обучения, включающей систему заданий и упражнений, обеспечивающей формирование художественного вкуса, творческого отношения к работе, а также положительно влияющую на развитие личности национального самосознания учащихся;

- возможности использования его результатов для повышения эффективности эстетического воспитания учащихся.

Достоверность исследования обеспечена методологией исходных теоретических позиций, достижениями педагогической и психологической наук, искусствознания, культуры, а также разработанной методикой исследования и ее реализацией, адекватной задачам и логическим построением, выводами опытно-экспериментальной работы, проводимой с 1993 по 1999 гг., в которой было задействовано более 160 учащихся школ, 5 учителей школ, соразмерным сочетание качественного и количественного анализа собранных материалов.

Границы исследования.

Охватывают методику преподавания и суть работы школьников по изучению русского народного костюма, ее художественно-образовательную направленность и эстетического воздействия на учащихся в различных формах деятельности.

Апробация исследования. Основные выводы и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им. В.И. Ленина (1994 - 1999 гг.), на курсах повышения квалификации учителей 19931999гг. Экспериментальная работа с учащимися по теме исследования проводилась на базе Художественной школы С АО (1993 -1997 гг.).

Текст диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию и иллюстрированное приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Аристова, Ульяна Викторовна

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Проведенное экспериментальное и теоретическое исследование позволят сделать выводы о том, что:

- предлагаемое к изучению содержание образования может быть использовано для внедрения в учреждениях дополнительного образования, а также школах с этнокультурным компонентом во внеурочное время и фрагментарно - в учебное время с учетом материально-технической и методической базы;

- комплексное использование воспитательных возможностей, скрытых в искусстве русского народного костюма, возможностей познавательной и художественно-творческой деятельности, связанных с его изучением и созданием образцов совершенствует процесс эстетического воспитания и художественного образования учащихся;

- в целях повышения эффективности обучения необходимо соблюдение ряда методических условий, обеспечивающих методическую базу для изучения и создания русского народного костюма в основе которых:

1. соответствие содержания программы обучения требованиям оптимизации, гуманизации интенсификации учебного процесса;

2. материально-техническое оснащение, учитывающее требования программ и специфику работы учащихся;

3. методика принятия оптимальных решений о выборе методов обучения в соответствии с условиями протекания учебного процесса, возможностями учащихся и наличием времени для их использования;

4. соблюдение принципов построения творческого урока, обеспечивающих творческую направленность учебных занятий и способствующее творческому развитию учащихся;

5. личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя с учениками на всех этапах усвоения знаний, умений и навыков, постоянный контроль их сформированности, расширение сферы их практического применения;

- в результате анализа учебно-творческих работ учащихся было выявлено, что предложенные упражнения или задания могут быть использованы в разном качестве в зависимости от учебной ситуации: а) как творческая разминка на занятиях, б) для работы с основными понятиями и терминами, в) для микропроверки на понимание основных понятий и терминов, г) для закрепления полученных знаний, умений и навыков, д) для развития творческих способностей, .

- качественное улучшение показателей эстетически воспитанной личности (эстетическое отношение, эстетический вкус и т.д.) происходит за счет формирования и развития положительных качеств личности в соответствии с основными требованиями по воспитанию подрастающего поколения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемая концепция изучения и создания русского народного костюма опирается на положения и выводы, сделанные в результате анализа научно-творческих и практических материалов, подтверждающих, что эстетическое воспитание учащихся в средней школе и в учреждениях дополнительного образования становится более эффективным в том случае, когда:

- в полной мере используются воспитательные и развивающие возможности искусства русского народного костюма как специфического средства эстетического воспитания, выражающиеся в его принадлежности к народному искусству, в единстве утилитарных и эстетических качеств, в особенности образного содержания, в традиционных эстетических принципах;

- организуется учебно-творческая деятельность, объектом которой является русский народный костюм. Такая деятельность позволяет решать целый ряд учебно-воспитательных задач, так как через нее школьники получают возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью различных художественных материалов;

- в содержание образования включается методический и практический материал, состоящий из теоретического обоснования и системы учебно-творческих заданий по изучению и созданию русского народного костюма.

Результатом анализа психолого-педагогической и специальной литературы, а также наблюдения за творческой деятельностью подростков стало определение научно-теоретических основ эстетического воспитания школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства, включающую педагогическое обоснование этого процесса и учет возрастных особенностей психофизического развития личности школьника, как его непосредственного участника.

Содержание образования, направленность и методический уровень занятий по изучению русского народного костюма определялись системно-комплексным подходом и соблюдением дидактических принципов, предъявляемых к любой педагогической деятельности.

Среду основных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование совокупности личностных качеств в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства были выделены:

- вовлечение подростков в такие виды деятельности по освоению народного искусства, которые будут максимально способствовать его активному личностному развитию;

- организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастающими возможностями воспитания, мышления, памяти;

- прикладной характер разнообразных знаний о народном искусстве, который предоставляет возможность использовать их в различных областях деятельности, что помогает поддерживать постоянный интерес к учебе;

- разработка и реализация системы учебно-дидактических мероприятий, направленных на развитие эстетического воспитания творческого мышления исторической памяти, художественного воображения.

В ходе исследования также было определено место русского народного костюма в системе формирования личности. На основании теоретического и практического изучения вопроса мы отмечаем, что изучение этого вида народного декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, воспитывает эстетические чувства, способствует развитию чувства меры и цветовой гармонии, воспитывает уважение к труду, расширяет знания в области национальной художественной культуры, прививает любовь к народному творчеству и историческому прошлому своего народа.

Положительный результат от использования этого вида искусства в художественно-творческой деятельности будет зависеть от того, насколько учащиеся:

1. используют традиционные художественно-конструктивные принципы оформления народной одежды и основные принципы народного художественного творчества,

2. знают образную природу народного костюма и средства достижения ее художественной выразительности.

В проведенном исследовании было изучено современное состояние изучения русского народного костюма, определенное базовыми и вариативными программами обучения. На основании этого выделены их достоинства и отдельные недостатки, что позволило разобрать содержание образования и методику преподавания такого вида народного декоративно-прикладного искусства как русский народный костюм, были определены отдельные методические условия, обеспечивающие эффективное протекание учебного процесса. Апробированная программа обучения соответствует общим требованиям к объему знаний и задачам художественного образования и эстетического воспитания, учитывает психофизические особенности учащихся, ее содержание определяет системно-комплексный подход, возможности использования русского народного костюма в качестве средства формирования личности и развития ее творческих способностей, а также тесные связи с национальными художественными традициями и этнопеда-гогикой.

В процессе исследования были экспериментально проверены содержание и структура учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях по изучению и созданию русского народного костюма для учреждений дополнительного образования и частично для средних учебных заведений. В его основе лежит соблюдение методических условий, связанных с поэтапной организацией изучения и практического закрепления учебного материала на уровне упражнений и творческих заданий, а также их самостоятельная творческая деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков узкоспециального и универсального характера и учитывающих возможности обучаемых.

Проведенное исследование не является исчерпывающим, оно помет послужить основой для дальнейшего развития и совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации в системе дополнительного образования и воспитания школьников, связанных с изучением народного декоративно-прикладного искусства как в комплексе, так и отдельных его разновидностей. Необходимо, в частности разобрать подробные методические рекомендации по изучению русского народного костюма применительно к местам его бытования, историческим, краеведческим и художественным традициям, а также по направленному использованию его в нравственном, трудовом и эстетическом воспитании учащихся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Аристова, Ульяна Викторовна, 1999 год

1. Агеев В.В. Проблема исследования управления поиском при групповом способе решения учебной задачи/ В сб.: Проблемы формирования творческого мышления учащихся. - Уфа: БашГПИ, 1987. - с.27-29.

2. Акимова Л.А. Декоративный ансамбль народного женского костюма русского Севера (семантические и знаковые аспекты). Автореф. на диссерт. на соиск.уч.степени канд.искусствоведения. М.: 1995. - 25 с.

3. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства. / Под ред. Б.И.Фоминых. М.: НИИ школ, 1975. -164 с.

4. Актуальность проблемы формирования личности на материале народной культуры. / Межвузовский сборник научных трудов. Шуя.: 1994. - 198 с.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1984. - 252 с.

6. Алиев Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Диссерт. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1992. - 190 с.

7. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. / Сов.археология, 1966, № 1. 87 с.

8. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы. М.: Наука, 1981. - 194 с.

9. Андреева А.Г. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви. М.: КОИЗ, 1960.- 131 е., илл.

10. Ю.Анисимов Н.Н. Основы рисования. М.: Просвещение, 1977. - 167 с.11 .Аникина Н.А. Донской народный костюм: о создании сценического костюма на основе донской народной одежды. Ростов: 1986. - 120 с.

11. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии./ Сборник «Художественное творчество». Л.: Наука, 1983. - с. 259-262.

12. Арнхейнм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Наука, 1977. - 184 с.

13. Астахов И.В. Эстетика. М.: Московский рабочий. 1971. - 440 с.

14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 188 с.

15. Баженова А.А. "Русская эстетическая мысль и современность" М.: Знание, 1960. - 144 с.

16. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-351 с.

17. Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. М.: Просвещение, 1993, - 160 с илл.

18. БедаГ.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. -192 е., илл.

19. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры: Учебное по собие, Часть 1. М.: Издательство МГУК, 1995. - 112 е., илл.

20. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры: Учебное по собие, Часть П. М.: Издательство МГУК, 1995. - 112 е., илл.

21. Бескова А.И. Как возможно творческое мышление? М.: РАН ИФ,23.- 196 с.

22. Беспалъко В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. - 160 с.

23. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье. М.: Легкая промышленность, 1982, - 176 е., илл.

24. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 287 с.

25. Боголюбов Н.С. Развивающее обучение в изобретательном искусстве. / В сб. науч. трудов: Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. М.: МПГУ, 1990.

26. Болотина Л.А. Методика кружковой работы: Методические рекомендации для студентов художественно-графических факультетов, педагогических институтов. М.: Прометей МПГУ им.В.И.Ленина, 1990. - 35 с.

27. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. - 133 е., илл.

28. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. -М.: Педагогическое общество России, 1998, 147 с.

29. Быков А.В. Народный костюм Вологодской области. Вологда, Газета, 1990, 50 с.

30. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966. - 120 с.

31. Вариативные педагогические системы. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.- 162 с.

32. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977, -464 е., илл.

33. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М.: Советский художник. 1974. - 249 с.

34. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

35. Вопросы теории эстетического воспитания. / Под ред. Г.З.Апресяна / -М.: Издательство Московского Университета, 1970. 112 с.

36. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М.: 1972. - 350 с.

37. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.

38. Выготский JI.C. Лекции по психологии . СПб.: Союз, 1997. - 96

39. Выготский Л.С. Психология искусства. / Под ред. М.Г.Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.

40. Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма. Диссер.на соиск. учен, степени канд. педагог, наук. М.: 1996. - 298 с.

41. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство М.: Дет.лит., 1980. - 143 с.

42. Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с.

43. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления. / Вопросы психологии. 1985, № 5. - с. 20-24.

44. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М., РИО Мос-облупрполиграфиздата. 1994 - 176 с.

45. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. 1993. - 192 е., илл.

46. Гильман Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей. Автореф. диссер. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1986. - 17 с.

47. Годфруа Ж. Что такое психология в 2-х томах, т.2. М.: Мир, 1992.

48. ГордееваВ.И. Русская народная одежда. Альбом. М.: Изобразительное искусство. 1974. - 56 с.

49. Горина Г.С. Моделирование костюма на основе народных традиций. -М.:МТИ. 1978.-21 с.

50. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды.- М.: Легкая индустрия. 1981.- 190 е., илл.

51. Горина Г.С. Традиции и модный костюм. М.: ДИ СССР, № 3.1967. - 27 с.

52. Горина Г.С. Народное искусство в моделировании одежды.- М: Легкая индустрия, 1974. -182 с.: илл.

53. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы Кн. для учителя. М.: просвещение. 1991 - 159 е., ил.

54. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников, Учеб.пособие для студентов учеб .заведений. М.: Издательский центр Академия. -1997. - 272 с.

55. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение. 1986. - 249 с.

56. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. - 451 с.

57. Гуревич А.Я. Ментальность / 50/50. Опыт словаря гвардия. 1991. 451 с.

58. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство. Ленинг.отд. 1990. - 224 е., илл.

59. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. - 70 с.

60. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы / Под ред. Т.Я.Шпикаловой. М.: 1973. - 95 с.

61. Дидактика современной школы. Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М.Н.Скаткина. М.:Просвещение, 1982. - 319 с.

62. Дмитриева Н.А. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды. Д.: Сталкер, 1998. - 464 е., илл.

63. Добрых рук мастерство. / Сост. И.Я.Богуславская Ленинградское отделение изд-ва Искусства, 1976. - 212 с.

64. Егоров А. Проблема эстетики М.: Советский писатель, 1974. - 397 с.

65. Ермаш Г.А. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. - 277 с.

66. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема творческих способностей детей ( по материалам зарубежных исследований). / Вопросы психологии. № 5 - 1975. - с. 165-176.

67. Ершова М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов. Диссер. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1988. - 189 с.

68. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов. Диссер. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1995. - 230 с.

69. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.: Изд-во АЦТОПАН, 1993. - 132 с.

70. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1967. - 228 с.

71. Изергина Н.Э. Методы активизации пространственного воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Автореф.диссер. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1994. - 16 с.

72. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-1У кл. кн. для учителя / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина и др. М.: Просвещение, 1991.-192 е., илл.

73. Изобразительное искусство и художественный труд У-УШ классы. Кн.для учителя / Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева, Н.А.Гореева и др. Сост. Н.Н.Фомина. М.: Просвещение АО Учебная литература, 1995 - 272 е., илл.

74. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М. Знание, 1985. - 80 с.

75. Исенко С.П. Эстетика русского народного костюма и проблема его современного сценического воплощения Диссер.на соиск. уч. степени канд. наук искусствоведения. М.: 1993. - с.

76. Искусство и творческая деятельность / Отв. ред. В.И.Мазена. Киев: Наукова думка. - 1979. - 314 с.

77. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. / Под ред. В.Г.Кисунько. М.: Наука, 1981. - 335 с.

78. Искусство и школа. / Сост. А.К.Василевский. М.: Просвещение 1981. -223 с.93 .Искусство художественных промыслов на современном этапе. / Сб.наус.тр.НИИЗМ отв.ред. Т.М.Разина. М.: 1982. - 173 с.94 .Исследование проблем психологии творчества. / Под ред.

79. A.Я.Пономарева. М.: Наука, 1983. - 336 с.

80. Карпов П.И. Бытовое эмоциональное творчество в древнерусском искусстве. М.: Государственный исторический музей, 1928. - 112 с.

81. Каплан Н.И., Метлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. -М.: Высш.школа. 1980. 176 с. илл.

82. КирееваЕ.В. История костюма. М.: Просвещение. 1976. - 176 е., илл.

83. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: 1992. - 176 с. 99 .Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии. / Под ред. Морозовой Т.С.,

84. B.Д.Синюкова. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. 383 е.: илл.

85. Климова Н.Т. Русский народный женский костюм Горьковской области XIX XX вв. / В сб.

86. Ключевский В.О. Курс русской истории. / Соч. в 9 т. М.: 1987. Т.1, с. 83-84.

87. Козлов В.Н. основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 264 е., илл.103 .Козлова Т.В. Культура современного костюма. М.: Легкая индустрия, 1977. - 143 с.

88. Козлова Т.В. Основная терминология в теории костюма. М.: 1979.

89. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Российское педагогическое агентство. 1998. - 106 е., илл. Юб.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО Столетие. 1994. 144 с.

90. Кон И.С. Технология старшеклассника. М.: Просвещение. 1982. - 205 с.

91. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс. 1997. 687 с.

92. Копович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР М.: Высш.школа, 1990. 208 е., илл.

93. ПО.Копцева Т.А. Изобразительное искусство и мир интересов человека. -М.: Центр ХКЛ, 1994. 140 с.

94. Корешков В.В Диалектическое единство и взаимодействие содержания и формы в искусстве. / В ст.науч.тр. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. М.: МПГУ им. В.И.Ленина. 1990. - с. 78-91.

95. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды./ Диссер. на соиск.уч.степени доктора пед.наук. М.: 1994. - 311 с.

96. Корешков В.В. Формирование личности в процессе декоративной деятельности. /В сб. науч.тр. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования.- М.: Прометей МПГУ им. В.И.Ленина. 1995. с. 3-7.

97. Королева И.А., Преферансова М.Ф. Давай учиться рисовать. М.: ЗНЧИ. 1993. - 72 с.

98. Короткова М.Р. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово. 1998. - 256 е., илл.

99. Косарева Е.А. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. / Уч.пособие. Л.: Инженерно-строительный институт. 1978.-81е., илл.

100. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. -М.: Экономика. 400 с.

101. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно- графического факультета в гражданской деятельности. / М.: 1994. - 34 с.

102. Краткий педагогический словарь пропагандиста. / Сост. М.Н.Комчанова и В.С.Сурков.- М.: 1994. 34 с.

103. КрюковаИ. О природе декоративного искусства. / В сб. Советское декоративное искусство 73/74 сост. М.С.Степанец. М.: Советский художник. - 1975.- 154 с.

104. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение. 1987. - 187 е., илл.

105. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа. 1982. - 256 с, илл.

106. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение. 1980. - 305 с.

107. Крутецкий В.А. основы педагогической психологии. М.: Просвещение. 1972. - с.ЗЗ

108. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка.- М.: Просвещение. 1965. 169 с.

109. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология старшего подростка. М.: Просвещение. 1976. - 303 с.

110. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 1983.-223 с.

111. Ламанова Н.П. Доклад на 1 Всероссийской конференции по художественной промышленности. 1919 г. М.: Легпромиздат, 1920. - 26 с.

112. Лармин О.В. Искусство и молодежь. М.: Молодая Гвардия, 1980. - 191 с.

113. Лейзеров H.JI. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знание, № 5, 1973. - 48 с.

114. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972.- 182 с. .

115. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

116. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. - 528 с.

117. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

118. Макаренко А.С. О воспитании./ Сост. и авт. вступ.ст. В.С.Хелемендинс. М.6 Политиздат, 1988. - 256 с.

119. Маленко Л.И. Искусство костюма. / Методическое пособие для художников модельеров. Минск: 1983. - 88 е., илл.

120. Малышев Ю. Мысли вслух об эстетическом воспитании. М.: Музыка, 1969.- 137 с.

121. Маслова Г.С. Русская народная вышивка. М.: Просвещение, 1978. -127 е., илл.

122. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно- славянских традиционных обычаях и обрядах XIX нач. XX в. - М.: Наука, 1984. - с.

123. Маслоу А. Самоактуализация. / В сб.: Психология личности: Тексты. -Под ред. Ю.Б.Гйнненрейтер. М.: МТУ, 198

124. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972 - 208 с.

125. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Про свещение, 1977. - 239 с.

126. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М. 1975.-367 с.

127. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. М.: Искусство, 1985. - 318 с.

128. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. . М.: Знание, 1981.-96 с.

129. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972. - 119 с.

130. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая Гвардия, 1988. -222 е., илл.

131. Миловский А.С. Скачи добрый единорог. Очерки. М.: Детская литература, 1982. - 191 с.

132. Моляко В.Д. Психология решения школьниками творческих задач. -Киев: Рад. школа, 1983. 94 с.

133. Морозова М.Г. Традиционный костюм народов Прикамья. М.: Союз-рекламкультура, 1990. - 17 с. илл.

134. Московский региональный учебный базисный план. / Примерные учебные планы общеобразовательных учебных заведений./ /Серия Нормативно-правовое содержание в Москве/ М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. -64 с.

135. МухинаВ.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр " Академия", - 456 с.

136. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 177 е., илл.

137. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С.Комаровой. -М.: 1997.-210 с.

138. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. Из опыта работы школ России. / Сост. Коровина В.Я., Кучер Н.И. -М.: Мин-во образования РСФСР. Институт общего образования, 1991. 378 с.

139. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. / Под ред. М.А.Некрасовой, К.А.Макаровой. М.: 1991 -378 с.

140. Народное искусство России, традиции и стиль. / Отв.ред. С.Г.Жижина. -М.: 1995. 172 с.

141. Народные основы искусства художественных промыслов. / Сб. науч.тр. НИИХП.//Отв.ред. Н.В.Черкасова. М.: НИИХП, 1981. - 126 с.

142. Народные художественные промыслы и современная культура. / Сб.тр. НИИХП под ред. Н.В.Черкасовой. М.: НИИХП, 1980. - 199 с.

143. Некрасов А.И. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизна./ Проблемы народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1982. - с. 17.

144. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 334 е., илл.

145. Невзорова Н.К. Формирование у учащихся знаний, умений, навыков по художественно-прикладным видам работ в процессе трудового обучения в 1У-У1 классах. / Диссер. на сосик.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1985. -170 с.

146. Неменский Б.М. Культура. Искусство. Образование. Цикл бесед, М.:. Центр ХКО. - 79 с.

147. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: просвещение, 1987. - 322 е., илл.

148. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец ХУШ начало XX века - 2-е изд.доп. - JL: Искусство, 1988. -215 с.

149. Никифоров О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. - 153 с.

150. Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. -78 с. / АПН СССР выпуск № 2.

151. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АПО РАО, 1998. - 136 с.

152. Новоселова C.JI. Развивающая предметная сфера в педагогике, М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. - 64 с.170.0всянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение. 1988. - 189 с.

153. В.А.Барадулина и О.В.Танкус 2-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1986 -240 е., ил.

154. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство детям - М.: Просвещение, 1976. - 212 е., ил.

155. Пармон Ф.М. Рисунок и графика костюма М.: Легпромбытиздат 1987.- 208 с.

156. Ш.Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества Моногр М.: Легпромбытиздат 1994.- 272 с.

157. Педагогическая теория идеи и проблемы / Сб. научных трудов Рос академия образования Институт теоретич. Исслед. в образовании М.: РОСТ ИТП и МИО РАО, 1992. 160 с.

158. Петров В.М., Киселев И.Н. Информационный анализ иерархии процесса художественного творчества / Сб. Исследование проблем психологии творчества .- М.: Наука, 1983. 226 с.

159. Петров Л.В. Мода как общественное явление.- Л.: Знание, 1979. 32 с.

160. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.- М.: Педагогика, 1980. 240 с.

161. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий ДПИ в общеобразовательной школе Диссер. на соиск. уч. степени канд. пед. наук.- М.: 1975. 173 с.

162. Пластические искусства Краткий терминологический словарь. М.: Пассим, 1994. - 160 с.

163. Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма Диссер на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М.: 1995. - 190 с.

164. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: МИРОС 1995. - 80 с.

165. Программы для средних общеобразовательных заведений Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы Министерство образования Российской Федерации. М.: Просвещение, 1992. - 160 с.

166. Программы средней общеобразовательной школы Изобразительное искусство 5-8 классы Министерство образования РСФСР. М.: Просвещение, 1991.- 126 с.

167. Программа для общеобразовательных учебных заведений Художественное вязание 9-10 классы Художественная вышивка 8 класс факультативные курсы Министерство образования РСФСР. М.: Просвещение, 1994. -30 с.

168. Программа общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы с краткими методическими рекомендациями Министерство образования РСФСР. М.: Просвещение, 1994. -175 с.

169. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. JL: Наука, 1963. - 286 с.203 .Психология личности тесты опросники методики /Авторы сост. к п н доцент Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова, -М.: Гелигон, 1995. -236 с.

170. Психология личности Тесты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейген А.А.Пузырея.- М.: Изд- во Моск. ун-та, 1982. 288 с.

171. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448 е., ил.

172. Психология эмоций Тесты. /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.

173. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвузовский сборник трудов. /Под ред. Н.Н.Ростовцева. М.: МПГУ им.В.И.Ленина, 1983. - 173 с.

174. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: 1985.

175. Рисунок. Живопись. Композиция.: Хрестоматия. / Сост.Н.Н.Ростовцев и др. М.: Просвещение. 1989. - 207 с.

176. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. - 206 с. илл.

177. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984. - 240 с. илл.

178. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1976. - 237 е., ил.

179. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Просвещение, 1987. - 176 е., ил.

180. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: 3-е изд. доп. и перераб. М.: АГАР, 1998. - 256 е., ил.

181. Русский костюм. Буклет ГИМ. М.: Внешторгиздат, изд.№ 50 - 60 е., ил.

182. Русский народный костюм. Альбом. М.: Советская Россия, 1989.- 312 с.

183. Русский традиционный костюм.: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Н.Соснина, И.Шангина. СПб.: Искусство - СПб, 1998. - 400 е., ил.

184. Русский фольклор. Аннотированный библиографический указатель 1991 год. М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 1994. -104 с.

185. Рыбаков Б.А. Искусство о древних славян. История русского искусства /Под ред. И.Е. Грабаря, В.И.Лазарева. М.: 1953. - T.I. - с. 64-65.

186. Рытвинская Л.В. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера. М.: Московский текстильный институт, 1982. - 32 с.

187. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХУШ-Х1Х вв.: Учебное пособие. М.: Гумманитарный изд. центр ВААДОС. 1997. - 432 е., илл.

188. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.) Диссер. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. - М.-215 с.

189. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Советский художник, 1977.-245 с.

190. Сборник учебно-методических материалов по этнокультурному (национальному) компоненту образования. / Отв.ред. Кузнецов Г. Д. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - 208 с.

191. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

192. Системный подход к отбору содержания, методов, организационных форм и средств обучения. Сост. К.п.н. Фальковская А.Ю. М.: Министерство образования РСФСР .Институт профессионального образования. Кафедра педагогических технологий, 1991. - 38 с.

193. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак. 1995.-416 с.

194. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 5: Традиционные формы досуга: история и современность. М.: МК РФ РАН, Госуд. республиканский центр русского фольклора, 1994. - 188 с.

195. Степучев Р.А., Бесчастнов Н.П. Методы графической подачи моделей одежды. М.: МТИ, 1985.-256 с.

196. Стратонова Л.М. Графическая деятельность на занятиях по моделированию одежды как средство формирования художественного мышления. -Диссерт. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М.: 1991. - 160 с.

197. Стриженова Т.К. Развитие искусства советского костюма. (1917-1967). -Диссерт. на соик. уч. степени канд. искусствоведения.-237 с.

198. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы: (Научно-теоретическая концепция НИИ художественного воспитания АПН СССР). М.: 1980. - 35 с.

199. Сюзева В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа). Диссер. на соиск. уч. степени канд. педагог, наук. М.: 1971. - 300 е.: илл.

200. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М.: Издательство ГИТИС 1994. - 160 е.: илл.

201. Теоретические и прикладные аспекты научно-педагогических исследований / Авторы сост. В.К.Кирилов, Б.Л.Алексеев, Т.В.Кирилова,

202. А.Б.Алексеева Чебоксары, 1994. 287 с.

203. Теория и практика педагогического эксперимента. Куйбышев: 1974. / Отв. ред. А.Г.Грекулова, В.А.Бетев, К.А.Малыгин. 236 с.

204. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И.Пискунова, Т.В.Воробьева. М.: Педагогика 1979. - 208 с.

205. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М. Л: Известия АПН РСФСР 1974, № И. - с. 75.243 .Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. I. М.: Русская школа, 1997. -288 с.

206. Традиции народной одежды и искусство современного костюма// Под ред. Н.В.Черкасовой. М.: НИИХП, 1983. - 150 с.

207. Тропина Т.Н. Русский народный костюм в контексте народной художественной культуры. Диссер. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. -М.: 1988. 152 е.: прил., ил.-290 с.

208. Трубникова Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе. Диссерт. на соиск. уч степени кан. педагог, наук. Ростов-на-Дону: 1996. -226.: ил.

209. Фадеев В.А., Приступа Г.Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пособие Рязань: Из-во РГПУ, 1993. - 140 с.

210. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982. - 112 с.

211. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 288 е.: ил.

212. Цукерман А.К. Психология саморазвития. М.: Интерпранс, 1994. - 160 с. 255Лекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. -М.: Изд-во АХ СССР. 1962. - 68 с.

213. Человек, предмет, Среда: Сборник статей / Сост. В.Н.Толстой. М.; Изобразительное искусство. 1980. - 256 е.: 56 ил.

214. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М.: Гумманит. изд. центр Владос, 1997. - 432 е.: илл.

215. Шипов П. Русская народная одежда. СПб., 1902.

216. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. - 210 с.

217. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

218. Шпикалова Т.Я. Методические рекомендации к несброппорованному альбому "Русское народное искусство XVEI-XX вв." Пособие для учителей средней школы. М.: Советский художник, 1986.

219. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособия для учителя. М.: Просвещение, 1974. - 159 е.: илл.

220. Шпикалова Т.Я Национальное и общечеловеческое. "Народное творчество" № 5-6 1993. с. 8-9.

221. Шрагина Л.И. Логика воображения. Одесса: Полис, 1995. - 111 е.: илл.

222. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблема руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. - 271 е.: илл.

223. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -447 с.273 .Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников. М.: 1973. - 4 т. с. 65.

224. ЯзыковаЕ.В. Творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -144 с.

225. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-46 с.

226. Guilford J.P.Aisychometric approach to creativity. University of Southern California, 1986.

227. Torrance E.P. The nature of creafivity as manifest in its testinq. The blazinq drive: The creative perso 174278.ality Buffalo, NY: Bearly Limited, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.