Народная песня как феномен китайской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Чан Лиин
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чан Лиин
Введение
Глава I. Истоки и основные этапы развития 9 китайской народной песни
Глава II. Проблемы классификации китайских 44 народных песен
Глава III. Особенности народных песен различных 80 провинций Китая
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая2010 год, кандидат искусствоведения Ян Сяо Сюй
Чжуанская народная песня: жанрово-стилевые особенности2012 год, кандидат искусствоведения Лю, Ли -
Народная песня ойратов в историческом контексте2008 год, кандидат искусствоведения Ван Гао Чао
Йодель в истории музыкальной культуры Швейцарии2011 год, кандидат искусствоведения Хангги Евген Карл
Фольклор башкир-катайцев: эпическое, лирическое и обрядовое творчество2013 год, кандидат филологических наук Алтынбаев, Ранис Раисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народная песня как феномен китайской культуры»
Актуальность исследования. Конец XX - начало XXI века - эпоха интенсивного сближения китайской и российской цивилизаций. Возникают и множатся контакты в политико-экономической, образовательной и культурной сферах, что подтверждается объявлением 2007 года «Годом Китая в России».
В этих условиях все больше возрастает интерес к двустороннему изучению художественно-творческого, в том числе и музыкального, наследия стран, постижению своеобразия национальных традиций и их истоков.
В связи с этим особую актуальность приобретает исследование «начала начал» китайской музыки - народной песни, являющейся основой как собственно музыкальных, так и многих жанров смежных видов искусств. Народная песня по праву считается настоящей сокровищницей культуры Китая. В народно-песенном творчестве как в зеркале отразилась история страны, думы и чаяния людей; из него во все времена черпали темы и сюжеты профессиональные композиторы, мастера поэтического и театрально-драматического искусства.
Вместе с тем, китайская народная песня заслуживает внимания не только лишь как «база» для формирования различных направлений в китайской культуре и искусстве. Разнообразие, богатство и художественные достоинства огромного пласта китайских народных песен дают основания рассматривать их и как важнейшее самостоятельное явление, имеющее свою историю, традиции, тенденции развития, структуру и особенности.
Таким образом, представляется несомненной насущная необходимость и актуальность трудов, посвященных изучению и систематизации китайского музыкального фольклора, обнаружению и постижению его генезиса, истории и жанровой специфики.
Степень изученности проблемы. Проблема целостного исследования народных песен в настоящее время еще не получила должного освещения. Несмотря на то, что в Китае существует множество изданных сборников национального музыкального фольклора и ряда посвященных ему научных трудов, в них, как правило, затрагиваются лишь исторические аспекты возникновения и формирования отдельных жанров народной песни. Эта проблематика становится основой работ Ван Чжэнь Я, Ван Юнь Си, Диан Мин Дунь, Дин Шань Де, Иуй Цы Чжен, Ма Кэ, Чжан Дон Дон, Чжоу Цин Цин и др. Вопросы современной народной песни рассматриваются в публикациях обзорного характера Лю Дин Чжи, Лиан Мао Чунь, Ван Юй Хе, Ся Е, У Гоу Дун и др. Попытки систематизации китайских народных песен по районам, годам возникновения, языковым особенностям, характеру исполнения предприняты Мяо Дин, Циао Цзань Чжон, Иуй Цы Чжен, Чжоу Цин Цин. Вместе с тем предлагаемые названными авторами подходы не охватывают проблематику классификации данной сферы культуры в комплексе.
В российском музыкознании существуют работы, посвященные музыкальной культуре Китая, в их числе - труды Г.Шнеерсона, И.Лисевича, Б.Друмевой, У Ген-Ира, Ф.Арзаманова, С.Серовой, Е.Васильченко, М. Кравцовой, В.Малявина и других авторов. Однако собственно народная песня как объект приложения научных интересов фигурирует лишь в филологических исследованиях И.Лисевича, Б.Друмевой, в качестве отдельного раздела в труде В. Малявина; несколько большее внимание ей уделяется в музыковедческой работе У Ген-Ира.
При всей ценности трудов названных авторов нельзя не отметить, что остается широкое поле для исследования исторической, жанровой и региональной проблематики китайской народной песни.
Объектом исследования является китайская народная песня от истоков до наших дней.
Предметом исследования выступают проблемы генезиса, истории, развития, классификации и региональных особенностей китайской народной песни.
Цель работы: рассмотрение феномена китайской народной песни в его генетическом, историко-музыкальном, структурно-содержательном и региональном аспектах.
Задачи исследования:
• проанализировать историко-социальные условия возникновения народной песни;
• рассмотреть основные этапы ее эволюции в контексте общего культурно-исторического развития Китая;
• выявить темы, образы и жанры народной песни в каждый исторический период;
• обозначить имеющиеся в китайской науке принципы систематизации народной песни;
• на их основе обосновать необходимость классификации песни по инте-гративному принципу, включающему жанровые признаки, условия возникновения и географию функционирования;
• определить жанровые разновидности китайской народной песни и охарактеризовать их общие закономерности;
• исследовать региональные особенности, специфику возникновения, развития и бытования жанров народных песен в отдельных провинциях Китая.
Теоретико-методологической основой диссертации послужила концепция изучения китайской народной песни в контексте культуры и искусства страны, представленная в трудах по истории музыки Китая и его музыкального фольклора (Диан Мин Дунь, Ван Иао Хуа, Ван Юе Хуа, Дин Шань Де, Иуй Цы Чжен, Ли Чунь И, Ма Кэ, Мяо Дин, Циао Цзань Чжон, Сун Я Сюн, Хе Цзиань Янь, Чжен Цу Сиан, Ян Мэн Лю, Чжоу Цин Цин), в которых выкристаллизовались основные методы и направления исследования национальных, в том числе народно-песенных традиций.
Источниковедческую базу для настоящего исследования составили изданные в Китае сборники народных песен различных провинций, а также общие собрания музыкального фольклора.
При анализе конкретных образцов народно-песенного творчества автор опирался на методологию, разработанную в фундаментальных трудах Диан Мин Дунь, Мяо Дин, У Гоу Дун, Циао Цзань Чжон, Чжоу Цин Цин.
На формирование концепции диссертации также оказала влияние традиция понимания фольклора традиция понимания фольклора как развитой многокомпонентной системы, сложившаяся в российском этномузыкознании и представленная трудами А.Банина, Н.Владыкиной-Бачинской, Е.Гиппиус, Б.Ефименковой, Д.Зеленина, И.Земцовского, К. Квитки, М.Лобанова, Г.Науменко, Т.Поповой и других исследователей.
Методы исследования: в диссертации использованы методы исторического, историко-географического, источниковедческого, музыкально-теоретического, интонационного, сравнительного анализа. Основные положения, выносимые на защиту:
• Китайская народная песня в своем генезисе и последующей эволюции отражала историю страны, ее общественно-политический и художественный континуум. Социальные условия и культурный контекст обусловили содержательные и жанровые особенности народно-песенного творчества.
• Во все исторические эпохи народная песня служила основой формирования или стимулировала развитие как собственно музыкальных (опера), так и жанров смежных видов искусств (танец, поэзия, драма).
• Метод классификации песни по интегративному принципу, включающему жанровые признаки, условия возникновения и географию функционирования дает возможность целостного представления о китайском музыкальном фольклоре, его индивидуальном своеобразии.
• Основными жанрами народно-песенного творчества Китая, выкристаллизовавшимися в трудовой и общественной практике, являются хаоцзы, горские песни и бытовые песни. Указанные жанры и их разновидности характерны практически для всех провинций страны.
• Бытование народных песен в различных провинциях Китая характеризуется как общими для этого феномена закономерностями, так и специфическими. Общие закономерности заключаются в функционировании на всей территории Китая триады вышеназванных жанров. Специфика определяется, во-первых, сосуществованием наряду с универсальными (хаоцзы, горские песни и бытовые песни) региональных жанровых разновидностей (янгэ, хуа эр, синтянью, хуагу и другие), во-вторых, их взаимопроникновением и взаимовлиянием и, в-третьих, ладовым своеобразием народно-песенного творчества каждой провинции.
Научная новизна заключается в том, что:
• впервые проведено целостное исследование китайской народной песни в историко-социальном и культурном контекстах;
• введен в научный обиход российского музыкознания ранее неизученный пласт китайского музыкального фольклора;
• предложен подход к классификации народной песни по новому принципу, основанному на совмещении таких параметров, как жанровые признаки, условия возникновения, география функционирования;
• предпринята попытка выявить общее и индивидуальное в народно-песенном творчестве различных провинций Китая.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:
• выявлены особенности эволюции китайского народно-песенного творчества в контексте истории и культуры страны;
• обоснована новая классификация народных песен по интегративному признаку;
• раскрыты общие черты и региональные особенности китайских народных песен.
Практическая значимость заключается в том, что основные положения и результаты исследования направлены на уточнение аппарата систематизации китайского музыкального фольклора, на прояснение его многообразных связей с социокультурным континуумом: Материалы диссертации могут стать базой для дальнейшего изучения феномена песенного творчества не только Китая, но и других восточных государств.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть включены в содержание учебных дисциплин «Народное музыкальное творчество», «Музыкальный фольклор стран Востока», «История музыки стран Востока», использованы в научных работах, семинарах, при составлении учебных программ.
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество: Вопросы классификации2005 год, кандидат филологических наук Ахметгалеева, Галия Батыровна
Современный песенный фольклор славян: сущность, структура, функции1984 год, доктор филологических наук Шумада, Наталия Сергеевна
Исполнительский стиль Л.А. Руслановой в контексте художественной интерпретации народных песен2009 год, кандидат искусствоведения Егорова, Ирина Львовна
Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий2012 год, кандидат исторических наук Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович
Русские лирические протяжные песни Забайкалья: региональная традиция: Вторая половина XX века2000 год, кандидат филологических наук Судакова, Оксана Николаевна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Чан Лиин
Результаты работы могут быть использованы как основа для дальнейшего изучения проблемы, а также в учебном процессе в вузах Китая, России и других стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Системный анализ китайской народной песни как важнейшей составляющей китайской национальной культуры, позволяет сделать следующие выводы.
1.Народная песня как форма искусства теснейшим образом связана с историей страны. В различные эпохи народная песня отражает все перипетии развития государства, уровень его культуры. Отзывчивость и чуткость народной песни к переменам в общественно-политическом устройстве доказываются появлением в разные времена соответствующих историко-культурной ситуации тем, образов, жанров и кристаллизации отличительных стилистических особенностей китайского музыкального фольклора.
2.Вместе с тем, народная песня и сама явилась фактором, продуцирующим развитие как музыкальной, так и общей культуры Китая. Образцы национального песенно-поэтического творчества всегда служили живительным и неисчерпаемым источником для формирования различных направлений в китайской поэзии, драме, опере и других видах искусства, что позволяет расценивать народную песню как настоящий феномен китайской цивилизации.
3.Интегративный принцип, учитывающий рассмотрение таких существеннейших параметров, как жанровые признаки, условия и география возникновения и бытования народной песни, позволяет систематизировать все богатство и многообразие материала, накопленного веками развития китайского музыкального фольклора. Соблюдение этого подхода дает возможность всестороннего и целостного исследования народных песен.
4.Специфика народно-песенного творчества, заключающаяся в одновременном процессе создания и исполнения, определяется зависимостью возникновения жанровых разновидностей от трудовой и общественной практики, а также от местности, в которой рождается песня. На основании этого выделяются несколько существующих в Китае жанров песни: хаоцзы, горская песня, трудовая песня. Каждый из указанных жанров характеризуется своими неповторимыми поэтическими чертами, тематическим и образным кругом, особенностями функционирования и музыкальными закономерностями.
5.В различных провинциях Китая бытование названных жанров отмечено своей спецификой, обусловленной географическими и климатическими обстоятельствами, социокультурным уровнем, степенью развития культуры. Наряду с особенными, свойственными только какому-либо региону качествами, в народно-песенном творчестве Китая присутствуют и общие черты:
• возникновение и развитие в социальной практике;
• коллективность, устная форма бытования, импровизационность;
• актуальность содержательной сферы;
• выразительность интонационного воплощения образов;
• опора на пятиступенную ладовую систему;
• простота формы;
• традиция сочинения новых текстов на основе известных напевов;
• взаимовлияние и взаимопроникновение различных жанров.
Раскрытие онто- и филогенеза народно-пессниой традиции, ее региональных особенностей, позволило обосновать специфику национального художественного мышления, так как именно народно-песенная культура является важнейшим источником профессионального композиторского творчества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чан Лиин, 2007 год
1. На русском языке:
2. Арзаманов Ф. О некоторых особенностях многоголосия в акитйской народной песне // Музыка народов Азии и Африки. М.: Советский композитор, 1967. Вып. 5. С. 235 -268.
3. Банин А. Трудовые артельные песни и припевки. М.: Музыка, 1971. -160 с.
4. Василъченко Е. Музицирование на цине и его место в китайской культуре // Музыкальные традиции стран Азии и Африки: Сборник научных трудов. М.: Музыка, 1986. С. 99 130.
5. Василъченко Е. Музыкальные культуры мира. М.: Композитор, 2001. -678 с.
6. Владыкина-Бачинская Н. Русское народное музыкальное творчество. М.: Музыка, 1965.-186 с.
7. Гиппиус Е. Русские народные песни. Л.: Искусство, 1943. 430 с.
8. Друмева Б. Древняя китайская народная песня («Шицзин»): Автореф.дис. .канд. фил. наук. М., 1964. 16 с.j
9. Ефименкова Б. Ритмика русской традиционной песни в свете структурно-типологических исследований // Музыкальная фольклористика. М.; Музыка, 1990.-С. 19-33.
10. Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М.: Музыка, 1991. -262 с. 10.Земцовский И. Русская протяжная песня. Л.: Музыка, 1967. 154 с.
11. Земцовский И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1967. -116 с.
12. Инь Фа-Лу Наши замечательные музыкальные традиции // О китайской музыке: Статьи китайских композиторов и музыковедов. Вып. 1. М.: Гос. Муз. Изд-во, 1958. С. 18-31.
13. Квитка К. Избранные труды: В 2-х т. М.: Советский Композитор, 1971 1973. Т.1. - 384 с. Т.2. - 423 с.
14. Китай. Япония. История и филология. М.: Изд-во восточной литературы, 1961.-334 с.
15. Китайские народные песни (Шанхай). М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. 96 с.
16. Конрад И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. 496 с.
17. Конфуций и его школа. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 176 с.
18. Кравцова М. История культуры Китая. СПб.: Алетейя, 1999. 214 с.
19. Лисевич И. Древнекитайская поэзия и народная песня. М.: Наука, 1969. -288 с.
20. Лобанов М. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1996. 112 с.
21. Малявин В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001.-632 с.
22. Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Советский композитор, 1967. -458 с.
23. Ма Кэ Китайская народная песня // О китайской музыке: Статьи китайских композиторов и музыковедов. Вып. 1. М.: Гос. Муз. Изд-во, 1958. С. 32-45.
24. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. М.: Музыка, 1988. 96 с.
25. Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. -266 с.
26. Серова С. Пекинская музыкальная драма (сер. XIX 40-е гг .XX в.). М.: Музыка, 1970. - 246 с.
27. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). СПб., 2005. 344 с.
28. Федоренко Т. Цюй Юань. Истоки и проблемы творчества. М.: Наука, 1986.- 146 с.
29. ЗХ.Чалоян В. Восток Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. М.: Наука, 1979. - 216 с.
30. Шицзин: Избранные песни / Пер. с кит. А.А. Штукина, ред. Н.И. Конрада. М.: Государственное Издательство Художественной литературы, 1957.-300с.
31. Шнеерсон Г. Музыкальная культура Китая. М.: Музыка, 1953. 456 с.
32. ЗА.Щербатской Ф. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988.
33. Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяопин Китайская культура. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2004. 110 с.1. На китайском языке:
34. Ань Пиань Чень Шелковый путь китайской музыки. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1988. -217 с.
35. Ван Иао Хуа Традиции китайской музыки: Общий очерк. Хэй Тан: Изд-во «Культура», 1990. 368 с.
36. Ван Чжэнъ ^Старинная китайская песня. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1983. 55 с.
37. Ван Юе Хуа Введение в традиционную китайскую музыку. Фучжоу: Просветительское изд-во провинции Фуцзянь, 1989. 186 с.
38. Ван Юй Хе Музыка современного Китая. Пекин: Изд-во «Хуа Вэнь», 1991. -292 с.41 .Ван Юнъ Си Юэфу и народная песня. Шанхай: Изд-во «Классическая литература», 1957. 183 с.
39. Го Най Ань Документы по истории музыки: В 2-х т. Пекин: Изд-во «Культура и искусство»,!985. Том 1-156 е., Том II 112 с.
40. Ди Лианъ Кан Музыка династий Цинь и Хань: исторические материалы. Шанхай: Изд-во «Искусство», 1981. 206 с.
41. Диан Мин Дунь Введение в китайскую народную музыку. Шанхай: Литература и искусство, 1982. -326 с.45.,Циан Мин Дунь Народная песня нации Хань: Общий очерк. Шанхай: Издательство «Искусство», 1982. 438 с.
42. Дин Шанъ Де Китайская народная песня. Шанхай: Музыкальное издательство, 1957. -250 с.
43. Динъ (Ким) Вэй Да Древняя китайская музыкальная история. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1994. -468 с.
44. Е Дон Национальные музыкальные инструменты: виды и происхождение. Шанхай: Музыкальное изд-во, 1983. 134 с.
45. Иан Ин Лю Очерк по истории музыки Китая. Шанхай: Изд-во «Ван Е», 1952.- 125 с.
46. Иуй Цы Чжен Рассуждения о вокальном музыкальном образовании. Чон Цин: Юго-Западный педагогический университет, 2000. 256 с.
47. Китайская народная песня. Пекин: Народное музыкальное издательство, 2005.- 168 с.
48. Китайская народная песня: Избранные произведения. Пекин: Китайский культурный союз, 1984. 211 с.
49. Китайская народная песня: Избранные произведения. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1981. -97 с.
50. Ли Ин Хай Сольная народная песня. Шанхай: Издательство «Новое знание», 1955. 124 с.
51. Ли Чунь И Древние раскопки китайских музыкальных инструментов. Пекин: Изд-во «Памятники культуры», 1996. 182 с.
52. Ли Чунь И История музыки Древнего Китая. Пекин: Музыкальное изд-во, 1964.-188 с.
53. JIu Чунь И Музыка в первобытном обществе: Опыт исследования. Пекин: Музыкальное изд-во, 1957. 203 с.
54. Лиан Жон Лин Китайская народная песня: сто напевов. Тэй Бэй: Издательство «Тиань Тон», 1973. 206 с.
55. Лиан Мао Чунь Современная китайская музыка (1949 1989). Пекин: Народное музыкальное издательство, 1993. - 183 с.
56. Лиао Фу Шу Музыка в Древнем Китае. Пекин: Музыкальное изд-во, 1963.- 125 с.
57. Луньюй. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1997. 192 с.
58. Луо Сиань Диунъ, Ли Пинъ Сунь, Сюй Лан Сборник вокальных произведений: В 3-х вып. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1985. Вып. 1. 156 е.; Вып. 2 - 128 е.; Вып. 3 - 134 с.
59. Лю Дин Чжи Музыкальная история Нового Китая: Общий очерк. Хан Кан: Изд-во Ханканского университета исследования Азии, 1986. -271.
60. Лю Дин Чжи Очерки по музыкальной истории Нового Китая (1920 -1945). Хан Кан: Изд-во Ханканского университета исследования Азии, 1988.-397 с.65 .Лю Дун Шэн Краткая история китайской музыки. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1987. 112 с.
61. Мяо Дин, Циао Цзанъ Чжон Рассуждения о классификации народной песни нации Хань. Пекин: Изд-во «Культура и искусство», 1987. -130 с.
62. Народная песня нации Хань. Пекин: Народное музыкальное издательство, 2005.-351 с.
63. Проблемы китайской музыкальной истории. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1963. 56 с.
64. Сун Я Сюн Введение в изучение национальной музыки. Пекин: Изд-во «Культура и искусство», 2002. 224 с.
65. Сунь Суанъ Лин, Лю Дон Шен Китайские древние песни. Пекин: народное музыкальное изд-во, 1990. 171 с.71 .Сюе Лян Справочник по национальной музыке. Пекин: Изд-во «Культура и искусство», 1994. -96 с.
66. Сюй Лан, Ианъ Хой Сиань Китайские вокальные произведения. Шанхай: Музыкальное изд-во, 1992. 126 с.
67. Ся Е Китайская музыкальная история. Шанхай: Издательство «Высшее образование», 1991. 350 с.
68. У Гоу Дун Китайская народная музыка. Гуанчжоу: Изд-во «Образование», 1995.-260 с.
69. У Гоу Дун Введение в изучение национальной музыки. Шанхай: Народное музыкальное изд-во, 1997. 178 с.
70. У Чжао, Лю Дон Шен Обзор китайской музыкальной истории. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1983. 179 с.
71. У Чо Дон Древняя китайская музыка. Пекин: Коммерческое изд-во, 1997.-346с.1%.Хе Си Чжин Народные песни и танцы. Пекин: Изд-во консерватории, 1985. -56 с.
72. Хе Цзиань Янь Музыка и танцы нации Хань. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1981. 219 с.
73. Цзинь Вэнь Да Музыка Древнего Китая. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1994. 160 с.81 .Цяо Цзянъ Цзун Китайская музыка. Пекин: Изд-во «Культура и искусство», 1999.-346 с.
74. Чжан Дин Вэй Новая эпоха музыки Китая: исторические материалы (1840 1919). Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1998. - 315 с.
75. Чжан Дон Дон Народные песни. Чань Чунь: Изд-во Чаньчуньского педагогического института, 1996. 118 с.
76. ЪА.Чжан Ши Бинь Рассуждения о китайской музыкальной истории Пекин: Научное Изд-во «Ю-лянь», 1972. 256 с.
77. Шаньсиская народная песня: В 6 вып. Тайюань: Издательство Китайского музыкального союза (Шаньсиский филиал), 1979. Вып. 1 161 е.; Вып. 2 - 171 е.; Вып. 3 - 167 е.; Вып. 4 - 188 е.; Вып. 5 - 188 е.; Вып. 6 - 165 с.
78. Шенъ Чжи Бэй Очерк по китайской музыкальной истории. Шанхай: Издательство «Искусство», 1982. -252 с.91 .Юань Цзинъ Фан Народные музыкальные инструменты. Пекин: народное музыкальное изд-во, 1987. 187 с.
79. Юньнаньская народная песня: Избранные произведения. Кунь Мин: Юньнаньское народное издательство, 1980. 252 с.
80. Ян Мин Кан Китайские народные песни и танцы. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1996. 146 с.
81. Ян Мэн Лю Китайская народная музыка. Шанхай: Изд-во «Культура и искусство», 1979. 478 с.1.ternet ресурсы:www.sohu.com.cn
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.