Чжуанская народная песня: жанрово-стилевые особенности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Лю, Ли -
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Лю, Ли -
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. О ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ
§ 1. К проблеме классификации китайской народной песни
§ 2. Хаоцзы, шаньгэ, сяодяо: жанрово-стилевые особенности
2.1. Хаоцзы — трудовые коллективные песни
2.2. Шаньгэ и ее разновидности
2.3. Сяодяо и ее разновидности
ГЛАВА 2. ЧЖУАНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ: ЭТНИЧЕСКИЙ И
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
§ 1. Чжуанский народ: территория, «имена», история
§2. О специфике чжуанского языка
§ 3. Классификация чжуанской народной песни: содержательный аспект
§ 4. Гэсюй как носитель чжуанской народной песни
ГЛАВА 3. ЧЖУАНСКАЯ ШАНЬГЭ: О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТЕКСТА И МУЗЫКИ
§ 1.' Чжуанская шаньгэ и специфика языка
§ 2. Хуань
§ 3. Би
§ 4. Цзя------------------------------------------------------------.-.
§ 5. Си
§ 6. Лунь
ГЛАВА 4. ЧЖУАНСКАЯ ШАНЬГЭ: ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
§ 1. Одноголосная шаньгэ в северо-западном районе северного региона Гуанси
§ 2. Одноголосная шаньгэ в северном районе северного региона
Гуанси
§ 3. Одноголосная шаньгэ в северо-восточном районе северного региона Гуанси—
§ 4. Двухголосная шаньгэ в северном регионе Гуанси
§ 5. Одноголосная и двухголосная шаньгэ в южном регионе
Гуанси
§ 6. Шаньгэ в среднем регионе Гуанси
ГЛАВА 5. ЧЖУАНСКАЯ СЯОДЯО И ФЭНСУГЕ: ЖАНРОВО-С ГИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
§ 1. Чжуанская сяодяо и ее разновидности
§ 2. Фэнсуге и ее ситуативные функции
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Певческое искусство старообрядцев Забайкалья - семейских: Опыт историко-музыковедческого исследования2003 год, кандидат искусствоведения Назарова, Венера Хушиновна
Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: Проблемы культурного контекста и традиционного мышления2000 год, кандидат искусствоведения Нуриева, Ирина Муртазовна
Исполнительский стиль Л.А. Руслановой в контексте художественной интерпретации народных песен2009 год, кандидат искусствоведения Егорова, Ирина Львовна
Адыгское народное многоголосие2005 год, доктор искусствоведения Ашхотов, Беслан Галимович
Калмыцкие протяжные песни, опыт структурно-типологического и историко-стилевого исследования2000 год, кандидат искусствоведения Дорджиева, Гиляна Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Чжуанская народная песня: жанрово-стилевые особенности»
Чжуапская народная песня, как и различные фольклорные песенные культуры, тесным образом связана с национальными традициями, географическими и природными условиями проживания чжуанов — коренной народности Южного Китая, вошедшей в состав пятидесяти шести этнических групп страны. Проживают чжуаны в провинции Гуанси, в основном в Гуян-си-Чжуанском автономном районе, занимающем достаточно обширную территорию. За многие тысячи лет у чжуанского народа сложились собственные обычаи и традиции в различных сферах социальной и культурной жизни: труд, быт, праздники, свадебные и похоронные обряды, религиозные ритуалы и др. Все они сопровождаются песнями, создававшимися в соответствующих традиции жанрах и отмеченных своими специфическими стилевыми особенностями.
Актуальность исследования. Чжуапская народная песня заслуживает внимания как феномен активно функционирующий в рамках современной культуры региона. Разнообразие, богатство и художественные достоинства значительного пласта чжуанских народных песен дают основания рассматривать их как часть китайской фольклорной традиции, и как самобытное явление, имеющее свою историю, языковую (диалектную) природу, содержательную и композиционную специфику, исполнительскую манеру. Таким образом, представляется несомненной необходимость исследования генезиса, истории и жанрово-стилевой специфики чжуанской народной песни (ладовых основ, форм интонирования, вокальной техники исполнителей) в едином этнокультурном комплексе. Данная работа является первой попьпкой обобщающего исследования столь уникального явления как чжуапская народная песня, что определяет ее актуальность.
Степень изученности проблемы. Древнейшие традиции народно-песенной культуры чжуанов сохранились до сегодняшнего дня, что является мощным стимулом для создания трудов, посвященных изучению данных традиций в разных аспектах. Несмотря на ряд работ посвященных изучению чжуанской народной песенной культуры, остаются малоисследованными проблемы жанрово-стилевой специфики данной традиции, особенностей структуры поэтического текста и его взаимодействия с музыкальным рядом, песенной строфики и мелодики, ладоинтонационной организации, фактуры и форм вокального интонирования. Отдельные аспекты феномена чжуанской народной песни, безусловно, изучались учеными, специализирующимися в различных областях современной пауки. Среди них — историки, филологи, этнологи, историки музыкальной культуры. Кратко представим основные направления в исследовании проблематики, актуальной для данной работы.
В первую очередь выделим чруды, акцентирующие внимание на рассмотрении особенностей социальной истории, традиций, нравов чжуанского народа, историко-географических особенностей региона Гуанси — территории проживания чжуанов, а также общей истории, культуры и искусства этой народности. Среди них: «Общая история чжуанского народа» Чжан Шэнчжэ-ня [130], «Чжуанский народ» Цинь Гошэна, Лан Тинвана, Вэй Синмина [127], «Чжуанские обычаи» Ляп Тинвана [56], «Общая история чжуанского народа» Хуан Сяньфаня, Хуан Цзэнцина, Чжан Имипя [116] и др. К наиболее значительным источникам по истории культуры чжуанов следует отнести работы Ху Чжунши [113], Хуан Цзансу [117], Чжан Шэнчжэня [130], Вэй Цилиия [33].
Еще одна группа трудов посвящена изучению и анализу литературных текстов чжуанских народных песен, не включающих нотные образцы. К ним относятся издания текстовых сборников песен либо без авторских комментариев, либо с минимальными комментариями, но, бесспорно, оказавшиеся полезными в нашей работе. Приведем труды подобного рода — «Сборник чжуанских народных песен» под редакцией Нон Итяня, Вэй Цилиня [80], «Народная песня Гуанси» под редакцией Вэй Чжибяо [62], «Материалы чжуанской народной песни» [59], «Сборник чжуанских песен Пайгэ» Хэ Шэнвэня,
Ли Шаоцзина [82], «Сборник старинных чжуанскмх народных песен: Любовные песни» под редакцией Чжан Шэнчжэня [77] и др.
Большое значение в контексте исследования жанровой специфики чжу-анской народной песни имело рассмотрение различных классификаций китайской народной песни, предегавлснных в трудах Фапь Цуипя [101, 103, 105, 106], Фэн Минина [109], Чжу Цзыцина [139], Люй Цзы [54], Чан Лиин [14].
Отдельные аспекты, связанные с особенностями стилистики чжуанской народной песни, отражены в трудах Ду Ясюна «Обзор народной музыки национальных меньшинств Китая» [38], Фань Цуиня «Обзор многоголосной песни Китая» [103], У Годуна «Народная музыка национальных меньшинств Китая» [93]. Кроме того, необходимо отметить ряд работ, где исследуются теоретические проблемы специфики лада, формы, фактуры. Среди них труды: Фань Цуиня «Обзор многоголосной песни Китая» [103], Ян Сючжао, Хэ Ху-на , Лу Кэгана «Лад и нотация народной песни Гуанси» [151], Суй Сяня «Две проблемы нотации народной песни» [86], «Рассуждение о мотиве: к проблеме стиля двухголосной песни чжуанского народа» Фэн Миняна [111] и др. Однако, в них материал о стиле чжуанской народной песни изложен обобщенно и отсутствует специальный музыковедческий анализ.
Несмотря на значительное количество и ценность приведённых трудов, работ о чжуанской фольклорной песне, (особенно в области жаирово-стилевой специфики), в настоящее время явно недостаточно. В связи с этим остается широкое поле для дальнейшего изучения историко-культурной и жанрово-стилевой проблематики чжуанской народной песни.
Объектом исследования является чжуапская народная песня как жанрово-стилевой феномен.
Предметом исследования является изучение проблем истории развития, жанрового состава, содержательной структуры, ладоинтонационных, метроритмических, фактурных, композиционных особенностей чжуанской народной песни.
Цель исследования: выявить общие и специфические жанрово-стилевые особенности чжуанской народной песни. Задачи исследования:
• рассмотреть представленные в исследованиях китайских ученых методы классификации китайской народной песни;
• дать характеристику одной из основных классификаций китайской народной песни саньфэнь фа, основанной на дифференциации песен по принципу их функционирования в традиционной культуре и представленной типами хаозцы, шаньгэ и сяодяо;
• определить общие жапрово-стилевые признаки китайских народных песен хаозцы, шаньгэ и сяодяо с привлечением анализа музыкального материала;
• обосновать классификацию чжуанской народной песни с точки зреьия жанрового и содержательного аспектов;
• рассмотреть специфику чжуанской шаньгэ в аспекте диалектной природы чжуанского языка;
• выявить принципы взаимодействия текста и напева в чжуанской шаньгэ;
• определить жапрово-стилевые особенности чжуанской шаньгэ северного, южного и среднего регионов провинции Гуанси;
• исследовать наиболее характерные черты многоголосной чжуанской песни;
• систематизировать жанрово-стилевые признаки чжуанской сяодяо и фэнсуге.
Методология исследования основывается на теоретической базе китайского этномузыкознания, при этом используются различные подходы, методики анализа, нотировки полевого экспедиционного материала. Концепция изучения китайской народной песни, представленная в трудах по истории музыки и фольклора Китая, оказала влияние на отдельные положения данной диссертационной работы.
Источниковедческую базу настоящего исследования составили публикации литературных и нотных сборников чжуанских народных песен, а также общих собраний музыкального фольклора, осуществленных китайскими исследователями; полевые аудио- и видеозаписи чжуанской песни, выполненные в различных районах провинции Гуанси с частичной расшифровкой автора по двум методикам — китайской и европейской. Основными источниками аналитических разделов работы явились сборники песен, представленные в китайской цифровой нотации. Большинство из них не имеет каких-либо аннотированных сопроводительных текстов, но ценность данных сборников бесспорна. Их создатели собрали обширный песенный материал из разных районов Гуанси. Выделим следующие издания: «Народная песня Гуанси» [62, 63], «Материалы чжуанской народной песни» [59], «Народные дуэтные песни Гуанси: 29 песен» [64], «Альбом чжуанских народных песен» [25], «Сборник китайских народных песен: одноголосная песня» (Т. «Гуанси» 1-П) [72] и аналогичный сборник двухголосных песен (Г. «Гуанси») [73], «Сто чжуанских народных песен» под редакцией Фань Симу [85], «Сборник народных песен Гуанси» [76], «Песни моря (альбом инсценированных народных песен)» [71], «Моя жизнь и чжуанская народная музыка» Фань Симу [96].
В работе с источниками песен в китайской цифровой нотации автором осуществлялся её перевод в общепринятую европейскую нотацию. В процессе исследования проделан анализ значительного объема чжуанских песен разных жанров, заимствованных как из уже опубликованных источников, так и записанных от носителей этой культуры (более 100 образцов).
Методы исследования: в диссертации использованы методы источниковедческого, историко-географического, историко-культурного, музыкально-теоретического анализа.
Основные положения, выносимые на защиту: • Чжуанская народная песня в своем генезисе и последующей эволюции отразила историю страны. Существенные содержательные и жанрово-стилевые признаки чжуанской народной песни обусловлены как взаимосвязыо с общими традициями китайской народной песни, так и с географической, этнической, языковой спецификой народности чжуанов.
• На основе анализа практики функционирования и жанрово-стилевой специфики предлагается следующая типология чжуанской песни: шаньгэ, сяодяо и фэнсуге. В чжуанском фольклоре особое значение в связи с бытованием песен в горной местности приобрела традиция шаньгэ.
• На основе типологии чжуанской народной песни по содержательному признаку, разработанной в трудах китайских ученых Хуан Гэ, Мэн Гу-анчао, Вэй Вэпьцзюня, Цинь Хой, в диссертации предлагается типология песенных жанров, предполагающая деление на семь типов: трудовые песни, сюйши гэ, фэнсугэ, песни этического содержания, семейно-бытовые, революционные, песни о любви и браке.
• Особенности пяти жанрово-стилевых разновидностей шаньгэ —хуаиь, бы, си, цзя, лунь определяются диалектной спецификой языка и структурой текстов.
• Одноголосная и многоголосная шаньгэ дифференцируется в зависимости от региона функционирования и практики бытования [1а северную, южную и среднюю песенные традиции. Жанрово-стилевые особенности чжуанской шаньгэ характеризуются как общими для китайской народной песни закономерностями, так и индивидуальными. Специфика шаньгэ северного, южного и среднего регионов определяется своеобразием интонационной, ладовой, метроритмической, композиционной структуры.
• Чжуанская народная песня сяодяо и фэнсуге обладает, в отличие от аналогичных жанров других регионов Китая, специфическими содержательными и композиционными параметрами, обусловленными практикой их функционирования в культуре.
Научная новизна. Настоящая работа явилась первым опытом обращения к песенному фольклору чжуанов, где осуществляется попытка совмсстить всё многообразие различных ветвей чжуанской песни в географическом, историческом и жанрово-стилевом аспектах проблемы:
• впервые введен в научный обиход российского музыкознания ранее неизученный пласт чжуанского музыкального фольклора;
• впервые предпринята попытка рассмотреть чжуанскую народную песню как региональный жанрово-стилевой феномен в рамках представленной в работе типологии — шаньгэ, сяодяо, фэпсуге;
• впервые предлагается метод сравнительного анализа чжуанской народной песни, основанный на выявлении закономерностей взаимодействия слова (диалектной структуры языка, принципов рифмообразова-ния, строфики) и музыки (ритмоиитонационной, ладовой, композиционной структуры);
• впервые последовательно выявляется жанровый состав народных песен чжуанского региона: определяются как общие, гак и специфические жанрово-стилевые особенности;
• впервые в российское музыкознание введены китайские источники по этнической истории и музыкальному фольклору чжуанов;
• впервые в научный оборот введены переводы отдельных первоисточников с китайского языка (тексты песен), а также переводы значительного объема песен с цифровой китайской нотации в европейскую.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:
• выявлены основные жанровые разновидности чжуанской народной песни;
• разработан и апробирован метод сравнительного анализа текста и музыки чжуанских народных песен;
• раскрыты региональные жанрово-стилевые особенности чжуанской народной песни.
Практическая значимость заключается в том, что основные положения и результаты исследования направлены на изучение чжуанской народной песни в контексте жанрово-стилевого анализа. Материалы диссертации могут быть включены в содержание учебных дисциплин «Народное музыкальное творчество», «Музыкальный фольклор стран Востока», «История музыки стран Востока» и использованы в научных работах, семинарах, при составлении учебных программ.
Апробация результатов исследования проводилась па заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Приложений и Списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество: Вопросы классификации2005 год, кандидат филологических наук Ахметгалеева, Галия Батыровна
Народная песня ойратов в историческом контексте2008 год, кандидат искусствоведения Ван Гао Чао
Татарская народно-песенная культура Нового времени: Проблемы традиционного мышления и жанровой атрибуции2004 год, кандидат искусствоведения Каюмова, Эльмира Ринатовна
Лирические песни Северо-Запада России: проблемы жанра и музыкального стиля2002 год, кандидат искусствоведения Королькова, Инга Владимировна
Народная песня как феномен китайской культуры2007 год, кандидат искусствоведения Чан Лиин
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Лю, Ли -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чжуанская народная песня — явление неоднородное, исторически, географически и стилистически многослойное. Развитие чжуанской песни во многом обусловлено географическими и природными условиями района Гу-анси, а также диалектной спецификой чжуанского языка. Представленный в диссертации жанрово-стилевой анализ чжуанской народной песни через призму бытования в культуре дает возможность выявить специфику лада, ритма, фактуры, композиции, формы интонирования, особенности вокальной техники исполнителей, и в целом — обратить внимание на уникальность такого явления как чжуанская народная песня.
Исследование проблемы жанрово-стилевой специфики чжуанской народной песни как важнейшей составляющей китайской национальной культуры позволяет сделать следующие выводы:
1. Представленные в работе классификации китайской народной песни, разработанные в трудах исследовагелей, свидетельствует о неоднозначности и сложности методологии ее анализа. Дифференциация подходов к изучению китайской народной песни основана на принципах ее бытования в различной природной, социальной и культурной среде, специфике содержания литературных текстов, жанрово-стплевых особенностей и исполнительских практик.
2. Наиболее распространенная в китайской науке классификация китайской народной песни сапьфэнь фа, основанная на дифференциации песен по принципу их функционирования в традиционной культуре, представлена типами хаозцы, шаньгэ и сяодяо. Каждый из этих пластов китайской песенной традиции в свою очередь дифференцируется на жанровые подвиды, отличающиеся содержательной и стилевой спецификой.
3. Чжуанская народная песня теснейшим образом связана как с китайской фольклорной традицией, так и с особенностями истории, традиций и культуры своего региона. В связи с природными, этническими и географическими особенностями региона Гуанси, повлиявшими на историю формирования чжуанского фольклора, а также с практикой его функционирования в культуре, песни типа хаозцы в чжуанской традиции отсутствуют. Также материал чжуанской песни «сопротивляется» и не укладывается в рамки различных типологических схем китайской народной песни, представленных в трудах китайских исследователей. Па основе анализа практики функционирования и жанрово-стилевой специфики чжуанской песни в диссертации предлагается следующая типология: шаньгэ, сяодяо и фэнсуге. В чжуанском фольклоре особое значение в связи с бытованием песен в горной местности приобрела традиция шаньгэ.
4. На основе типологии китайской народной песни по содержательному признаку, разработанной в трудах китайских, в диссертации предлагается более точная типология песенных жанров чжуанского региона, предполагающая деление на семь типов: трудовые песни, сюйши гэ, фэнсугэ, песни этического содержания, семейно-бьповые, революционные песни, песни о любви и браке. Таким образом, создается наиболее целостная характеристика содержательного аспекта чжуанской народной песни.
5. На основании классификации песен шаньгэ по принципу их функционирования в провинции Гуанси сделаны выводы о точной географии распространения шаньгэ в районах, городах, уездах Гуанси, а также о функционировании в той или иной местности одноголосных и многоголосных песен. Так, в северном и южном регионах Гуанси носителями чжуанской песенной культуры на характерных для данных регионов диалектах чжуанского языка исполняется одноголосная и двухголосная шаньгэ, а в среднем на дналекгах данного региона — одноголосная, двухголосная и трехголосная шаньгэ.
6. Специфика поэтических текстов основных жанровых подвидов шаньгэ —хуаиь, би, си, цзя, лунь определяется диалектной природой языка и характерными принципами формообразования (строфы, строки, системы рифмообразоваиия). К наиболее распространенным видам шаньгэ, закрепившимся в практике функционирования чжуанской народной песни, относятся хуань и би.
7. В результате исследования проблемы взаимодействия поэтического текста и напева в чжуанской шаньгэ выявлены следующие принципы: а) на композиционном уровне структура напева соответствует определенной строфической и синтаксической структуре поэтического текста; распространенная композиционная схема песен — период, состоящий из двух или трех предложений, где второе и третье предложения свободно развивают первое, а структура напева на основе принципа квадратности делится на фразы, соответствующие строкам текста; б) взаимодействие текста и напева основано на принципе соответствия синтаксической структуры мелодии системе рифмо-образования: рифмующиеся слова разными способами (интонационно, ритмически) выделяются в структуре напева. На структуру напева также влияют характерные для поэтического текста чэньси, выступая в качестве дополнительного «толчка» к свободному развитию мелодии. При совпадении в целом синтаксической структуры текста и мелодии отмечается тенденция к свободному, импровизационному развитию напевов с характерной переменностью метра и разнообразием ритмического рисунка, с варьированием основного, заданного в начале песни мотива, и наличием богатой орнаментики.
8. Напевы указанных подвидов шаньгэ в устной форме передаются от поколения к поколению, но в аспекте содержания жестко не закрепляются за той или иной структурой поэтического текста. Содержание текстов в песнях хуань, би, си, цзя, лунь варьируется, а нередко и полностью меняется в рамках представленной формообразующей структуры поэтического текста в соответствии с желанием и творческой фантазией исполнителей.
9. К общим жанрово-стилевым признакам песен шаньгэ в северном, среднем и южном регионах провинции Гуанси относятся: звукоряды напевов, относящиеся к китайскому ладу ушэн — гун, шап, цзяо, чжн, юй; доминирование принципа чередования двудольных и трехдольных размеров при большей или меньшей развитости ритмического рисунка; плавное, поступательное, восходящее и нисходящее движение мелодии в сравнительно узком диапазоне; интонационная основа мелодии на четырех-, пятизвучных моделях с опорой на кварто-квинтовую интервалику; принцип варьирования основной ритмоинтонационной формулы; использование в исполнительской практике особого изобразительного и выразительного средства чэньси и чэпьцзюй, имеющего в чжуанском фольклоре свою специфику, обусловленную диалектной природой языка; соответствие структуры напевов структуре текста с четким делением па фразы и предложения, соответствующие количеству строк в строфе.
10. В северном регионе Гуанси наибольшее распространение получили напевы одноголосной и двухголосной шаньгэ на чжуанских диалектах хуань и би. Ладовая структура песен основывается па звукорядах чжи, но встречается в песнях лад гун, редко лад шан. В интонационной структуре напевов используются: редкие для других регионов ходы от III к VII ступени, VII ступень, восходящий и нисходящий скачки на интервал малой сексты и септимы, трехзвучпая основа напева, диапазон мелодии в объеме терции, септимы, обильная мелизматика, переменность размеров — 2/4+3/4, 3/8+5/8. В двухголосных песнях шаньгэ роль главной мелодии поручена нижнему голосу; в партии верхнего голоса варьируется основной напев, в результате взаимодействия нижнего и верхнего голосов создается гетерофонная фактура.
11. В южном регионе Гуанси наибольшее распространение получили напевгл одноголосной и двухголосной шаньгэ на чжуанских диалектах си, цзя или лунь. Большинство песен озвучиваются в ладах юй и шан, редко встречается лад гун. Ритмический рисунок основан на переменном метре: 2/4—3/4, 3/4—4/4, 3/8—4/8. Прихотливость мелодики создается благодаря сочетанию поступенного и скачкообразного движения с использованием мелизматики. Ритмоинтонационное движение мелодии также основано на варьировании основного мотива. В двухголосной песне с точки зрения самостоятельности голосов верхний и нижний голоса выполняют различные функции: в одних случаях они равнозначны и развиваются по принципу взаимодополняемоеги, в других, — верхний голос, чаще всего, является основным, а нижний выполняет аккомпанирующую функцию.
12. В среднем регионе Гуанси шаньгэ представлены типами хуаиь и би, исполняемых на диалектах северной диалектной группы, а также си и цзя, — на диалектах южной. В связи с этим шаньгэ обладает уникальным стилем, совмещая признаки песенных традиций северного и южного районов. На уровне ладовой организации происходит пересечение ладов чжи и гуп, «доставшиеся в наследство» от северной традиции, а также юй и шан — от южной, что придает песням особый колорит. Характерны: разнообразие переменных размеров (например, сочетание метров 4/4— 3/4— 2/4 или 3/8— 4/8) и ритмического рисунка с включением синкопированных оборотов, длительным распеванием отдельных слов; развитие мелодии в широком диапазоне, ее интонационное разнообразие; манера исполнения в высоком регистре (фальцетом в мужских песнях, и фистульной формы пения в женских). В двухголосных песнях нижний голос выполняет роль устойчивого баса, а верхний — мелодический, достаточно развит в интонационном и ритмическом отношении. В трехголосных песнях верхний голос в высоком регистре исполняется певцом-солистом, обладающим хорошим, сильным голосом (нередко поется фальцетом). Функция среднего голоса заключается в варьировании отдельных слов или фраз текста основной партии. Тексты нижнего басового голоса нередко исполняются закрытым ртом.
13. Чжуанская сяодяо в зависимости от содержательного аспекта песен, условий и практики исполнения, дифференцируется на: сюйши сяодяо, саиь-цюй цзядяо, гэу сяодяо, эргэ, яоэргэ, застольные песни. Стилевые особенности сяодяо заключаются в достаточно простом напеве неширокого диапазона, в устойчивом соотношении текста и мелодии, где текст характеризуется определенной синтаксической структурой (пятисловным или семисловным четверостишием), наличием (в определенных случаях) инструментального сопровождения баинь. Сяодяо — «маленькие», «короткие» (в отличие от протяженных и «протяжных» шаньгэ) песни с простым лапидарным ритмом и композицией, основанной на принципе квадратности.
14. Песни фэисугэ сопровождают различного рода обряды, дифференцируясь по условиям исполнения и ситуативным функциям в ритуале: фэисугэ трудовые, фэисугэ колдовства, фэисугэ свадебного, похоронного обрядов и др.
15. Обряд магуай (поклонение Лягушке) как феномен чжуанской культуры, развиваясь на протяжении длительного исторического этапа, сохранил до сегодняшнего дня следующую структуру: «приглашение вапо», «пение вапо», «траур по вапо», «погребение вапо». В соответствии с содержанием каждой части обряда, сопровождавшие его песни делятся на две группы: песни о магуай и пение магуай. Песни выполняют в структуре обряда определенные ситуативные функции: песни о магуай, отражающие основной смысл легенд о богине Грома и Лягушке, соответствуют первой, третьей и четвертой частям обряда; песни магуай — второй и четвертой частям обряда.
16. Песни, ставшие неотъемлемой частью обряда магуай, характеризуются следующими жанрово-стилевыми особенностями: а) одноголосные песни, исполняемые одним певцом (соло) или несколькими (в унисон); б) напевы песен о магуай передаются от поколения к поколению, в целом сохраняясь без изменений или с незначительными вариантами; напевы песен магуай фиксированы, а тексты варьируются, импровизируется; в) для структуры напевов характерно плавное восходящее и нисходящее движение в узком диапазоне, редкое использование широких интервалов, переменность метра, принцип квадратности в композиции песен.
17. Ритуал поклонения Лягушке сегодня завершается народным праздником магуай, что способствует обогащению национальной культурной жизни людей чжуапского региона. Песни магуай в современной культуре являются вполне отчётливым культурным символом чжуанского народа.
18. Песни фэисугэ с инструментальным сопровождением выполняют определенные ситуативные роли в обрядах поклонения волам как символу урожая, процветания и благоденствия народа, свадебного ритуала (песни-плачи), связанного с исторически сложившейся традицией института брака.
Отмечается, что первоначальный смысл исполнения песен-плачей сегодня изменился: они стали лишь отражением ритуала чжуанского народа, его напоминанием, культурным кодом.
Полученные в ходе диссертационного труда результаты могут стать основанием для дальнейших исследований в области чжуанской народной песни.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Лю, Ли -, 2012 год
1. На русском языке:
2. Алендер И. Музыкальные инструменты Китая. — М.: Искусство, 1958.
3. Быков Ф. Китай // Музыкальная эстетика стран Востока / Ред. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1967. — С. 140—149.
4. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX XXI веков. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусств. — СПб: РГПУ, 2009.
5. Ван Цюн. Национально-культурные традиции в вокально-сценическом искусстве (на примере пекинской музыкальной драмы и русского оперного театра). Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, канд. искусств. — СПб: РГПУ, 2008.
6. Васнльченко Е. Музыкальные культуры мира. — М.: Издательство российского университета дружбы народов, 2001.
7. Гиршман Я. Пентатоническая гекса- и гептатоника // Советская музыка. — 1986. — №7— С. 97—100.
8. Исаева М. Музыкально-теоретическая система люй и методологический аппарат традиционной китайской историографии // История и культура Восточной и юго-Восточной Азии. — М.: Музыка, 1986.
9. Музыкальная эстетика стран Востока / ред. Шестаков В. — Л.: Музыка, 1967.
10. Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межреспубликанской научной конференции. — Казань, 1995.
11. Пэн Чэн. Китайская традиционная ладовая система и ее применение в XX веке: Исследование. — М., МГПУ, 2006.
12. Пэн Чэн. Ладовая система китайской музыки и ее претворение в творчестве композиторов XX века. Дис. па соискание степени канд. искусст. — Нижний Новгород, 2011.
13. Ройтерштейп М. И. Искусственные лады. — М.: Прометей, 2006.
14. Сисаури В. Китайская ритуальная музыка и кризис конфуцианских музыкальных концепций в эпоху Тан // Музыкальная коммуникация. Вып. 8. — СПб.: РИИИ, 1998.
15. Чан Лиин. Народная песня как феномен китайской музыкальной культуры: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. — СПб., 2007.
16. Шицзин. Книга песен и гимнов / Пер. с китайского А. Штукина. — М.: Художественная литература, 1987.
17. Шульгина Е. Звуковысотная организация китайской музыки XII — XIII веков. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусств. — Новосибирск: НГК, 2005.
18. Шнеерсон Г. Музыкальная культура Китая. — М.: Госмузиздатель-ство, 1952. С. 17—31.
19. На китайском языке (в переводе на русский язык);.
20. Альбом китайских народных песен. Т. 1-П. — Шанхай: Изд-во литературы и искусства, 1959.
21. Альбом китайских народных песен. — Пекин: Народная музыка, 1984.
22. Альбом народных песен Гуанси / Отделение Гуанси Ассоциации китайских писателей. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1979.
23. Альбом народных песен Напо. — Пекин, 1981.
24. Альбом народных песен района Наньнин. — Наньнин, 1987.
25. Альбом национальной фольклорной музыки. — Юньнань, 1983.
26. Альбом песен народов Гуанси. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1978.
27. Альбом чжуанских народных песен / Отдел фольклора Гуанси. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1972.
28. Атлас транспорта и географии Гуанси-Чжуанского автономного района / Ред. Лю Яшу. — Гуанчжоу: Картографическое изд-во Гуандун, 1988.
29. Большая китайская энциклопедии. Т. Народы / Ред. Фу Маоцзи. — Пекин: Большая китайская энциклопедия, 1998.
30. Ван Сипин. Сборник фольклорных песен. В 2-х томах. — Пекин: Изд-во водных ресурсов и гидроэнергетики Китая, 2005.
31. Ван Сиянь. Народная инструментальная музыка. — Цзинань, 1992.
32. Ван Чжэнья. Пентатоника и её гармония. — Пекин, 1949.
33. Ван Яохуа, Ду Ясюн. Обзор традиционной музыки Китая. — Фуч-жоу, 2004.
34. Вэй Сын. Китайская народная песня. — Пекин: Китайская молодёжь, 1997.
35. Вэй Цылинь. Народное творчество чжуанского народа. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1988.
36. Вэнь Ин. Альбом китайских народных песен. Т. IV. — Пекин: ОАО «Изд-во федерации искусств», 1984.
37. Гэ Чжаошэн. Сборник избранных народных песен. — Тяньцзинь: Народное изд-во, 1997.
38. Дин Ланфу. Сборник китайской фольклорной песни. — Пекин: Цзиньчэн, 2005.
39. Ду Ясюн. Музыка национальных меньшинств Китая // Музыкальный справочник. — Пекин: Вэньлянь, 1991.
40. Ду Ясюн. Обзор народной музыки национальных меньшинств Китая. — Пекин: Народная музыка, 1993.
41. Ду Ясюн, Цинь Дэсян. Китайская теория музыки. — Шанхай, 2002.
42. Дун Шипин, Ян Шуцин. Избранные китайские народные песни. — Пекин: Труд, 1992.
43. Дэн Гуанхуа. Китайская народная музыка. — Пекин, 2002.
44. Дэн Жуцзинъ. Чжуанский фестиваль песни. — Пекин, 1992.
45. Записки о народной многоголосной песне: Сб. статей / Под ред. Люй Цзы. — Наньнин: Отделение Гуанси Ассоциации китайских музыкантов, 1982.
46. Записки о чжуанском народе / Ред. Фань Хунгуй, Гу Иоши. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1989.
47. Китайская народная песня. — Пекин: Музыка, 1959.
48. Китайская народная песня. Т. 1-1У. — Шанхай: Изд-во литературы и искусства, 1980.
49. Краткая история чжуанского народа / Ред. Хуан Сяньфань. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1980.
50. Лап Фуцзи. Особенности лада чжуанской многоголосной песни. — Наньнин: Художественная литература, 1997.
51. Лань Хунэнь. Эссе о народной литературе в Гуанси. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1981.
52. Ли Фангуй. Тяньбао Тугэ // Альманах института этнологии Цеп-трального института национальностей. — Тайбэй. — 1970. —№ XXX. — С. 32—47.
53. Линвай Чжуанцу. Хойкао / Ред. Се Цихуан, Го Цзайчжун, Мо Цзюньцин, Лу Хунмэй. — Наньнин: Национальное изд-во Гуанси, 1989.
54. Лу Бохуа. Гармоническое голосоведение в дуэтной песне чжуанского народа. — Пекин, 1986.
55. Лю Чжэнмин. Четыреста китайских народных песен. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1989.
56. Люй Цзы. Народная песня Хэбэй. — Пекин: Народная музыка, 1950.
57. Лян Тинван. Зарождение и развитие чжуанского гэсюй // Народная литература Гуанси. — 1982. — № 6. — С. 34—56.
58. Лян Тинван. Чжуанские обычаи. — Пекин: Изд-во Центрального института национальностей, 1987.
59. Ляо Чжэнчэн. География Гуанси-Чжуанского автономного района. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1988.
60. Ма Хуа. О полемике по поводу классификации китайской народной песни. — Пекин: Народная музыка, 1951.
61. Материалы чжуаиской народной песни. Т. МП / Отдел редакции истории чжуанской литературы. — Наньнин, 1959.
62. Мо Цзюньцин. Краткая история чжуанского народа. — Пекин, 1980.
63. Мэн Гуанчао, Вэй Вэньцзюнь, ЦиньХой. Шаньгэ как образец чжуанского гэсюй. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1985.
64. Народная песня Гуанси. Т. I / Под ред. Вэй Чжибяо. — Шанхай: Изд-во культуры Шанхая, 1956.
65. Народная песня Гуанси. Т. II / Под ред. Ши Сяньчунь, Цэн Сяопин.
66. Шанхай: Изд-во культуры Шанхая, 1956.
67. Народные дуэтные песни Гуанси: 29 песен / Ред. Ли Чжишу. — Шанхай: Изд-во литературы и искусства, 1962.
68. Нун Гуаньпинь, Цао Яньвэй. Сборник чжуанских народных сказок.
69. Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1982.
70. Нун Сюэгуань. Происхождение и развитие чжуанского гэсюй // Вестник национального института Гуанси. — 1981. — № 2. — С. 56—63.
71. Обзор народной музыки национальных меньшинств Китая. — Пекин, 1993.
72. Обычаи и ритуальные практики чжуанского народа / Под. ред. Хуан Цюань, Чэнь До, Хуан Гэ, Го Вэй. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1991.
73. Оуянь Жосю, Чжоу Цзоцю, Хуан Шаоцинъ, Цзэн Цюцюань. История чжуанской литературы. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1986.
74. Пань Цисюй. Исследование чжуанского праздника песни гэсюй. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1991.
75. Песни моря (альбом инсценированных народных песен) // Департамент культуры Гуанси-Чжуанского автономного района. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1979.
76. Сборник китайских народных песен. Т. «Гуанси»: одноголоснаяпесня. Т. I-II. — Наньнин, 1959.
77. Сборник китайских народных песен. Т. «Гуанси»: двухголосная песня.— Наньнин, 1959.
78. Сборник китайских народных песен. Т. «Гуанси» / Главный ред. Чжоу Минчжэн.— Пекин: ISBN Китая, 1995.
79. Сборник материалов о чжуанской опере / Отдел драмы Гуанси-Чжуанского автономного района. — Наньнин, 1981.
80. Сборник народных песен Гуанси / Отделение Гуанси Ассоциации китайских музыкантов. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1962.
81. Сборник старинных чжуанских народных песен: Любовные песни / Ред. Чжаи Шэнчжэнь.— Пекин, 1993.
82. Сборник статей о народной музыке. — Пекин: Народная музыка, 1988.
83. Сборник статей о народной музыке / Под ред. Тянь Ляньтао. — Пекин: Народная музыка, 1993.
84. Сборник чжуанских народных песен / Ред. Нон Итянь, Вэй Цилинь.1. Пекин, 1957.
85. Сборник чжуанских народных песен. — Пекин: Народное изд-во, 1958.
86. Сборник чжуанских песен Пайгэ / Ред. Хэ Шэнвэнь, Ли Шаоцзин.1. Пекин, 1982.
87. Сун Даиэн. Общая теория китайской народной песни. — Пекин: Народная музыка, 1979.
88. Сто чжуанских народных песен / Ред. Фань Симу. — Наньнин: Национальное изд-во Гуанси, 2009.
89. Суй Сянь. Две проблемы нотации народной песни. — Наньнин: Народное искусство, 1986.
90. Сюй Жункунъ. Избранные китайские народные песни. — Тяньцзинь: Байхуа Вэньи, 2005.
91. Сяо Лэн. Избранные народные песни: сольные и дуэтные. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1980.
92. Сяо Чанвэй. Введение в музыку китайских этносов. — Чунцин, 2010.
93. Толковый словарь китайской музыки / Под ред. Кан Оу. — Тайбэй: Даньцин, 1986.
94. У Году н. Китайская народная музыка. — Ханчжоу, 1995.
95. У Годун. Общая теория народной музыки. — Пекин: Народная музыка, 2003.
96. У Годун. Народная музыка национальных меньшинств Китая. — Пекин: Народная музыка, 2005.
97. У Сюмин. Искусство китайской народной песни. — Пекин: Высшее образование, 2000.
98. Фань Мяоин. Введение в народную музыку. Пекин, 1964.
99. Фань Симу. Моя жизнь и чжуанская народная музыка. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 2006.
100. Фань Симу. Особенности фольклорной многоголосной песни в приморском районе юго-востока Китая. — Пекин: Музыкальное исследование, 1991.
101. Фань Цуинь. Сравнительное исследование чжуанской и буйийской многоголосной песни. — Пекин: Музыкальное изд-во, 1987.
102. Фань Цуинь. Формы и практики исполнения китайской многоголосной песни. — Пекин: Музыкальное изд-во, 1990.
103. Фань Цуинь. О методе анализа многоголосной народной песни Китая // Журнал Центральной музыкальной консерватории. — Пекин, 1991.
104. Фань Цуинь. Сорок лет: исследование многоголосной народной песни. // Китайская музыка. — Пекин, 1993.
105. Фань Цуинь. Рассуждение о многоголосных песнях народов чжуано-дунской группы // Журнал Центральной музыкальной консерватории.— Пекин, 1994.
106. Фань Цуинь. Обзор многоголосной песни Китая. — Пекин: Народная музыка, 1994.
107. Фань Цуинь. Предварительные наблюдения о первичных формах фольклорной музыки народов чжуано-дунской группы. -— Наньнин: Художественная литература, 1996.
108. Фань Цуинь. Общая теория народной музыки. — Пекин: Изд-во литературы и искусства, 2002.
109. Фан Цуинь. Народное музыкальное многоголосие Китая. — Пекин, 2004.
110. Фу Сянсянь. Музыка в свадебных ритуалах народов чжуано-дунской группы. — Пекин: Народное искусство, 1996.
111. Фэн Булин. Искусство китайской народной песни. — Чжэнчжоу: Изд-во Хэнаньского университета, 1989.
112. Фэн Минян. Музыкальная культура чжуанского народа. — Наньнин, 1978.
113. Фэн Минян. Рассуждение о цзянкоу // Пекин. — 1987. — № 4. ■— С. 17.
114. Фэн Минян. Рассуждение о мотиве: к проблеме стиля двухголосной песни чжуанского народа. — Пекин: Музыкальная литература, 1987.
115. Фэн Минян. Музыка в культуре Байюэ. — Пекин: Китайское музыковедение, 1988.
116. Ху Чжунши. Общая теория чжуанской литературы. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1982.
117. Хуан Гэ. Чжуанская народная песня — жемчужина искусствачжуанского народа. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1990
118. Хуан Жуньбо. Исследование образа жизни чжуанского народа в Лунцзи. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 2008.1 16. Хуан Сяньфань, Хан Цзэнцин, Чжан Иминь. Общая история чжуанского народа. — Наньнин: Национальное изд-во Гуанси, 1988.
119. Хуан Цзансу. История и современная жизнь чжуанского народа Гуанси. — Пекин: Национальное изд-во, 1958.
120. Хуан Цзэнмин. Гетерофонная фактура многоголосной народьой песни чжуанского народа. — Наньнин: Художественная литература, 1988.
121. Хуан Цининь. Философия и идеология чжуанского народа. — Наньнин: Национальное изд-во Гуанси, 1996.
122. Хуан Юнша. Общая теория чжуанской народной песни. — Наньнин: Национальное изд-во Гуанси, 1983.
123. Хуан Юнша. Собрание народных песен. — Пекин: Изд-во народной литературы и искусства Китая, 1983.
124. Хэ Сяобин. Китайская народная песня. — Пекин: Университет средств массовой информации, 2008.
125. Цзян Миндунъ. Общая теория ханьской народной песни. — Шанхай: Изд-во литературы и искусства Шанхая, 1982.
126. Цзян Миндунь. Искусство китайской народной музыки. — Шанхай: Высшее образование, 1991.
127. Ци Ся. Роль династии Сун в истории Китая // Историческое знание. — Пекин, 1985, —С. 78—101.
128. Цинь Гошэн. Общая теория чжуанского языка. — Наньнин: Национальное изд-во Гуанси, 1998.
129. Цинь Гошэн, Лан Тинван, Вэй Синмин. Чжуанский народ. — Пекин: Национальное изд-во, 1984.
130. Цяо Цзяньч.жун. Искусство китайской народной песни. Т. I, II. — Шанхай: Музыка, 2002.
131. Чжан Айлшнь, Чжэнь Янь. Введение в китайскую народную и фольклорную музыку. — Сиань, 2010.
132. Чжан Шэнчжэнь. Общая история чжуанского народа. — Пекин: Национальное изд-во, 1997.
133. Чжао И. Исследование чжуанской традиции Чжан Магуай: о соотношении музыки и народных обычаев // Народное искусство (Пекин). — 1990. — № 4. — С. 34—43.
134. Чжао И. Юэхай Таошэн: Очерки народной музыки. — Пекин: Изд-во Цзинхуа, 2001.
135. Чжоу Сяоцюань. Триста китайских народных песен. Т. I. Хань-ская народная песня. — Пекин: Народная музыка, 2005.
136. Чжоу Сяоцюань. Триста китайских народных песен. Т. П. Народная песня национальных меньшинств. — Пекин: Народная музыка, 2005.
137. Чжоу Цзоцю. Обсуждение вопроса о чжуанском гэсюй // Вестник Гуансийского педагогического университета. — 1985. — № 4. — С. 56.
138. Чжоу Цинцин. Китайская народная песня. — Пекин: Народная музыка, 1993.
139. Чжоу Цинцин. Искусство китайской народной песни. — Сиань: Изд-во просвещения Шаньси, 1997.
140. Чжоу Цинцин. Общая теория китайской народной музыки. — Пекин: Народная музыка, 2003.
141. Чжу Цзыцин. Китайская народная песня. — Пекин: Писатель, 1957.
142. Чжу Чуаньди. Сборник китайских народных фэнсугэ. — Ухань: Изд-во технического университета геодезии и картографии, 1992.
143. Чжуанская литература в Гуанси. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1961.
144. Чжуанский народ сегодня / Ред. Юань Шаофэнь. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1989.
145. Чжэн Чаосюн. Эстетика и идеология чжуанского народа. — Наньнин: Народное изд-во Гуанси, 1991.
146. Чэнъ Лян. Альбом китайских народных песен. Т. III. — Пекин: ОАО «Издательство федерации искусства», 1984.
147. Энциклопедия чжуанского народа / Отв. ред. Пань Цисюй. — Наньнин, 1993.
148. Юань Бинчан, Юй Шухуа, Гэн Шэнлянь. Народная песня национальных меньшинств Китая. — Пекин: Народная музыка, 1993.
149. Ян Минькан. Китайская народная песня и сельские общества. — Чанчунь: Образование Цзилинь, 1992.
150. Ян Минькан. Китайская народная песснно-танцевальная музыка. — Пекин, 2002.
151. Ян Сючжао. Музыкальная культура народов чжуано-дунской группы. — Наньнин: Художественная литература, 1996.
152. Ян Сючжао. Статьи о народной музыке. — Наньнин, 1999.
153. Ян Сючжао, Лу Кэган, Хэ Хун. Лад и нотация народной песни Гуанси. — Наньнин: Народное искусство, 1986.
154. Ян Сючжао, Лу Кэган, Хэ Хун. Рассуждение о нейтральном тоне и ладе в народной музыке Гуанси. — Наньнин: Художественная литература, 1987.
155. Feng Mingyang. Theory of Qiangkou // Music Reaserch. Beijing: People's Music Publishing House. — 1987. — № 4 (47). — P. 16.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.