Музыкознание как открытая система: опыт постановки проблемы: на материале отечественной музыкальной науки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Корнелюк, Татьяна Александровна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 199
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Корнелюк, Татьяна Александровна
Введение.
Часть первая.
Глава I. Методология познания музыки как проблема исследования.
§ 1. Музыкознание и наука.
§ 2. Отечественное музыкознание конца XX века о возможных способах изучения музыки.
§ 3. Структурная лингвистика и музыкознание.
Глава II. К проблеме методологии системного познания мира.
§ 1. Методология системного познания мира и музыкознание.
§ 2. О соотношении понятий Целое-Полнота-Целостность.
§ 3. Герменевтика и музыкознание.
Часть вторая.
Глава III. Аналитические очерки.
§ 1. Феномен фуги в истории культуры.
§ 2. Л.Бетховен. Квартет ор. 132 III часть.
§ 3. П.Хиндемит. Симфония «Гармония мира».
§ 4. К.Штокхаузен. «Знаки Зодиака».
§ 5. «Аквариум» и Культура: «проект Великого Синтеза».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Идея музыкальной культуры и способы ее концептуализации в отечественной научной традиции советской и постсоветской эпох2012 год, доктор искусствоведения Букина, Татьяна Вадимовна
Методологические вопросы теоретического музыкознания1985 год, кандидат философских наук Кулапина, Ольга Ивановна
Ономафония как феномен имени собственного в музыке второй половины XX - начала XXI веков2011 год, кандидат искусствоведения Сурминова, Ольга Викторовна
Методологические и теоретические основы постижения гармонии в музыке XX века2006 год, кандидат искусствоведения Поздеева, Римма Петровна
Диалогические традиции современного отечественного инструментализма2002 год, доктор искусствоведения Демешко, Галина Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкознание как открытая система: опыт постановки проблемы: на материале отечественной музыкальной науки»
В.Набоков заметил: «.то, что полностью контролируемо, никогда не бывает вполне реальным, а то, что реально, никогда не бывает вполне контролируемым» [Цит. по: 142, 252]. Учитывая сказанное писателем, а также открытость - одно из свойств новой научной парадигмы синергетики, подразумевающую «.обмен веществом, энергией и информацией, происходящий в пространстве, времени и масштабе, причем обмен, не полностью контролируемый» [15, 92], отметим, что познание Мира есть процесс не являющийся контролируемым вполне, а потому являющийся бесконечным и всегда новым. Это и есть одна из тех проблем, о которых учитель философии Н.Бора Х.Хеффдинг говорил: «Решения проблем могут умирать, но сами проблемы всегда пребывают живыми (выделено мною Т.К.)» [54, 26]. В этой связи актуальность предлагаемой работы предопределена самой особенностью человеческого мышления: постоянным стремлением Человека к рефлексии над методологией познания.
Всплеском методологической рефлексии были отмечены разные периоды в истории Человечества. Один из них, начавшийся в эпоху Возрождения, продолжившийся в Новое время и далее, ознаменовал смену теоцентрической концепции мироздания на антропоцентрическую, суть которой ёмко выражена словами И.Канта: «Имей мужество пользоваться собственным умом» [52, 7].
Характерной чертой научной мысли конца XX - начала XXI веков стало стремление системно осмыслить различные явления человеческого знания. В отечественном музыкознании всплеск методологической рефлексии пришелся на последнее тридцатилетие XX века. В конце 70-х -начале 80-х годов прошлого столетия появляется ряд статей отечественных ученых, анализирующих и подвергающих критике ситуацию, сложившуюся в советском музыкознании. Очертим круг обсуждаемых учеными вопросов.
Первая проблема, с которой, по мнению И.Барсовой, столкнулось отечественное музыкознание того времени, связана с научно-технической революцией XX века, последствием которой стала вера в «.бесконечные возможности точной науки и техники и в их большую, по сравнению с гуманитарными, пользу» [20, 67]. Эта ситуация, как отмечает исследователь, помимо музыковедения пагубно сказалась на развитии гуманитарных наук в целом. Вторую проблему И.Барсова связывает с различными запретами советского времени. Последствиями этого явились: малая доступность для ученых СССР (даже в 60-70-е годы) новых западных книжных и нотных изданий, отсутствие систематических научных контактов с западными исследователями. Целая формация музыковедов выросла практически не слыша в студенческие годы Р.Вагнера, Г.Малера, К.Дебюсси, М.Равеля, И.Стравинского, перед поколением середины XX века история музыки предстала «деформированной и искусственно выкрученной» [См.: 20, 67]. В 40-е годы XX века история и теория музыки оказались полярно разведенными [См.: 20, 69]. В этой ситуации, по мнению И.Барсовой, «.ни о каком серьезном исследовании истоков явления, сути явления, связей (выделено автором - Т.К.) в которые оно поставлено [.] не могло быть и речи. Ряд идеологических табу, например табу на религиозную концепцию творчества, долгое время отвращал исследователей от подобных проблем» [20, 68]. Следствием всего этого, по мнению ученого, явилась ситуация когда ученые уходили в теорию музыки, «.ища в ней область, менее подверженную идеологическому зажиму [.] к тому же тогда представляющую собой благодатную почву для разработки в духе современных научных требований» [20, 69].
Эту же проблему в указанное время (80-е годы) обсуждала в своих статьях В.Конен. Следствием ситуации, сложившейся в СССР к середине XX века, исследователь считает глубокий консерватизм и узость кругозора советских ученых, а определяющим качеством специфики научного мышления отечественных музыковедов того времени - глубоко внедрившуюся «боязнь новизны» [См.: 78, 1]. В.Конен отмечает: ученый «.не может опираться только на технологический анализ. Он должен обладать широким обобщающим мышлением, в котором синтезированы разные аспекты изучаемого художественного явления [.] охватить не только внешние, но и внутренние, часто глубоко запрятанные связи между собственно музыкальными явлениями и духовной культурой породившей их эпохи» [122, 39].
К концу 80-х годов прошлого столетия отечественная музыкальная наука приходит к осознанию важности изучения феноменов музыкального искусства системно, к мысли о необходимости их изучения исходя из широкого культурного контекста. Утверждая, что ни одна из областей человеческой культуры не должна замыкаться в себе, В.Медушевский отмечает: «Каждая Наука должна мыслить себя не как территорию (тем более отгороженную), а как взгляд на целое с особой точки зрения. И помнить, что кроме ее конкретных целей - причинности, следствий, закономерности, - у нее есть еще духовная основа: любовь к истине, красоте и добру - сила, устремляющая ее к поискам» [108, 9].
Указанное веяние 80-х годов усилилось в последнее десятилетие XX века. В исследованиях ученых, в авторефератах диссертаций по музыкальному искусству в разделе о методологии исследования [См., например: 4; 191; 12; 76; 45] регулярно стали встречаться следующие понятия: системный подход, интерпретация, истолкование, семантическая интерпретация, метод междисциплинарного синтеза, музыкальная герменевтика, выявление глубинного имманентного смысла музыкального текста, задача комплексного подхода, структурно-системный и системно-исторический методы, подход к музыке как к коммуникативной семиотической системе, системное осмысление музыки. Следует подчеркнуть, что особенно часто среди вышеперечисленных понятий встречаются понятия системный подход и интерпретация музыки. Это связано с тем, что в конце XX века возникла потребность не только системно изучить еще неизученные явления музыкального искусства, но и по-новому взглянуть на изучавшееся ранее: в другом ракурсе, с иными методологическими принципами. Одним из показательных примеров в этой связи является раздел обоснования актуальности работы в исследовании Л.Кириллиной о классическом стиле в музыке. Автор отмечает, что появление нового исследования о классическом стиле в музыке XVIII -начала XIX веков обусловлено «.не столько неизученностью темы, сколько, наоборот, обилием накопившихся в этой сфере разноречивых суждений, а также стереотипов и клише, требующих нового научного рассмотрения данной проблемы (выделено мною - Т.К.)» [76, 3]. Л.Кириллина считает, что потребность в подобных исследованиях «.сейчас особенно велика, учитывая глубокие духовные перемены, совершившиеся в нашей стране - мы имеем ввиду не только освобождение от прежних идеологических догм, но и вообще стремление к новому или обновленному взгляду даже на самые известные явления (выделено мною - Т.К.)» [76, 3].
В связи с рассматриваемой проблематикой, представляется необходимым остановиться на проблеме, также активно обсуждавшейся в 90-е годы прошлого столетия: концепции «классического» и «неклассического» музыкознания. М.Аркадьев говорит о наличие в музыкознании теорий, склонных к статическому описанию музыкальной формы и к процессуальному типу ее описания [См.: 12, 106]. Ученый проводит параллель с естествознанием и предлагает соотнести статический тип описания музыкальной формы с «классической» парадигмой, а процессуальный тип - с «неклассической» парадигмой. Исходя из этого утверждения, «классическим» М.Аркадьев называет «.аналитическое музыкознание, склонное к статическому описанию чистого музыкального объекта» [12, 106]. «Неклассическим» музыкознанием ученый предлагает называть «.такое исследование музыкального языка и музыкального произведения, которое склонно рассматривать музыку как процесс, как становление, как динамическую структуру» [12, 106].
С этой идеей корреспондирует концепция Л.Акопяна об анализе глубинной структуры музыкального текста. Согласно мнению ученого, предмет и цели музыковедческого анализа определяются двумя принципиально различными способами. Первый способ по своей сути связан со статическим описанием феномена музыкального искусства (с тем, что М.Аркадьев называет «классическим» музыкознанием). Второй - с процессуальным описанием («неклассическое» музыкознание). В своем исследовании Л.Акопян придерживается второго способа. Конечную цель своей аналитической концепции ученый видит в выявлении и интерпретации глубинного имманентного смысла музыкального текста. В этой связи ключевыми в концепции Л.Акопяна являются понятия: глубинная структура, поверхностная структура и смысл [См.: 4, 1-2].
Обобщая все сказанное выше, следует заметить, что «красной нитью» через все работы обсуждаемого периода проходит мысль об усовершенствовании и развитии методологии отечественной музыкальной науки: «.сейчас речь должна идти уже не о темах отдельных исследований, книг или статей, а о методе музыкознания в целом (выделено автором -Т.К.)» [122, 38].
Необходимостью осмысления методологического всплеска последнего тридцатилетия XX века и обусловлена предлагаемая работа. Следует отметить, что, несмотря на насущность обсуждаемой в диссертации проблемы, на сегодняшний день в отечественном музыкознании нет специальной работы, посвященной осмыслению указанных явлений отечественной музыкальной науки1.
1 В контексте насущности обсуждаемой проблемы следует указать, что в 2005 году была издана монография Т.Науменко «Музыковедение: стиль научного произведения (опыт постановки проблемы)», а в июне 2005 года защищена одноименная диссертация. Цель своего исследования автор определяет как изучение стиля «.музыковедческого произведения как особой формы научного высказывания, пребывающего в нерасторжимом единстве общего и особенного, канонического и индивидуального, чужого и своего» [132, 3]. В качестве материала исследования избраны труды отечественных музыковедов (монографии и статьи), созданные в последнее десятилетие XX - начала XXI веков (начало 1990-х - начало 2000-х годов) [См.: 132,4].
В этой связи цель работы - постановка проблемы осмысления и попытка изучения роли и места музыкознания в системе человеческого знания в контексте открытости методологии познания и самопознания в целом.
Следует отметить, что указанная цель реализуется на материале трудов ученых отечественной музыкальной науки и в целом на материале музыкознания композиторской традиции. В то же время мы не исключаем возможности применения основных положений исследования и в области методологии этномузыкознания.
Учитывая условность оппозиции открытый/закрытый, под открытостью понимаем готовность к любым взаимодействиям. Это связано с тем, что познание любого объекта есть процесс познания, прежде всего самого себя. В этой связи следует помнить, что «.Целое имеет такую же природу, как и Я, и что мы постигаем Целое путем всё более глубокого постижения Я» [Цит. по: 142, 25], а познание себя не получается при ограничении собой ни в предмете, ни в точке зрения [См.: 40, 32]. С предложенным пониманием открытости согласуется разрабатываемая в естествознании гипотеза бутстрапа (от англ. bootstrap - зашнуровка), согласно которой Вселенная рассматривается как сеть отношений [См.: 15, 95], а также одна из концепций экологии, согласно которой Человек понимается не как отдельный атом или частица, а «.как пульсирующее поле взаимодействий» [Цит. по: 15, 95].
В число исследовательских задач входило:
1) анализ методологических исканий отечественной музыкальной науки второй половины XX века;
2) изучение значения категории «система» и понятия «системный подход» применительно к методологии отечественной музыкальной науки; Особое внимание здесь было уделено осознанию сути понятия открытость и значению данного понятия для методологии музыкознания;
3) рассмотрение значения взаимодействий музыкознания и герменевтики. В данном случае мы видели свою задачу в выявлении причины возросшего к концу XX века в сфере отечественной музыкальной науки интереса к герменевтике и осмыслении сути и необходимости взаимодействий музыкознания и герменевтики.
4) анализ музыкальных произведений, имеющий целью показать новые возможности «прочтения» достаточно известных композиторских текстов.
Предметом исследования в диссертации является методология отечественной музыкальной науки XX века. Следует отметить, что нас интересовали, главным образом, мнения отечественных ученых о методологии отечественной музыкальной науки.
В этой связи материалом исследования стали труды отечественных музыковедов по проблемам методологии музыкознания, статьи по данному вопросу, напечатанные в журналах «Советская музыка» и «Музыкальная академия» за последние тридцать лет прошлого столетия: А.Акопяна, М.Арановского, М.Аркадьева, Б.Асафьева, И.Барсовой, В.Бобровского, Б.Гаспарова, А.Денисова, И.Земцовского, Б.Каца, Ю.Келдыша, В.Конен,
B.Лукьянова, Л.Мазеля, В.Медушевского, Е.Назайкинского, И.Рыжкина, А.Фарбштейна, Т.Чередниченко, Ю.Холопова, К.Южак и многих других исследователей, а также композиторское музыкальное творчество, в частности: И.С.Бах «Музыкальное приношение», В.А.Моцарт Фантазия и соната c-moll (К. № 475, К. № 457 - I часть), Соната C-dur (К. № 545 - Т часть), Л.Бетховен Квартет ор. 132 (III часть), П.Хиндемит Симфония «Гармония мира», К.Штокхаузен Инструментальный цикл «Знаки Зодиака», Б.Гребенщиков Альбом «Равноденствие».
Методологические принципы работы сложились под влиянием трудов отечественных музыковедов: М.Арановского, М.Аркадьева, Б.Асафьева, И.Барсовой, Л.Березовчук, И.Земцовского, Б.Каца, В.Конен,
C.Лупиноса, В.Медушевского, Е.Назайкинского, Т.Чередниченко,
О.Шушковой и других исследователей. В частности, принципиально важными для формирования нашей концепции явились следующие идеи отечественных ученых: идеи И.Земцовского о синтетической парадигме и смысле музыковедческого анализа; идеи В.Медушевского о системности знания и антропоморфности интонации; идея Б.Каца о культурологическом анализе. Остановимся на каждой из указанных идей.
И.Земцовский считает, что в научном знании постепенно должна произойти смена парадигм: «.на смену парадигме, основанной на предпочтении той или иной методической модели, должна прийти некая синтетическая парадигма (выделено мною - Т.К.), основанная на сосуществовании разнокачественных позиций» [65, 3]. Компонентами, составляющими синтетическую парадигму, по мнению исследователя, являются понятия текст - культура - человек. Как отмечает ученый эти составляющие новой парадигмы «.не просто оппозиционны, и не просто линейно отражают историческую последовательность смены научных взглядов, но - на современном этапе - позволяют увидеть друг друга как бы заново: через толщу культуры, через всю многослойность текста, через всю полимодальность человека (выделено мною - Т.К.)» [65, 4]. Исследователь отмечает, что указанные компоненты присутствовали и в старой парадигме, но там они были или обособлены друг от друга или сочетались оппозиционно. В новой - синтетической парадигме они соотносятся по принципу дополнительности. Это связано с тем, что синтетическая парадигма, по мнению ученого, ничего не отрицает. Она «.принципиально открыта для все новых точек зрения, для все новых позиций, направленных не на другие позиции, а на сам предмет» [65, 4]. В этой связи И.Земцовский считает, что проблема текста в музыке - это всегда проблема культуры и проблема человека. Среди трех компонентов синтетической парадигмы особую роль И.Земцовский отводит компоненте человек: «Человек выступает не только как творец - исполнитель - слушатель, но и как медиатор (выделено автором - Т.К.) между людьми, между поколениями, между человечеством и природой, человечеством и космосом, и если угодно, между человечеством и Богом. Творчество и восприятие Человека Музицирующего затрагивает в момент вдохновения не только звучащее для всех, но и слышимое ему одному, - словно некто свыше "диктует" ему, посылает необходимую информацию, открывает внутренние глаза» [65, 6].
В этой связи приведем следующую мысль В.Медушевского оказавшуюся методологически важной для нашего исследования: «Стремление науки осознать целостность человека, увязать в единый узел проблемы его сущности, истоков жизненной активности, его потенций и реального становления, духовного общения с современниками и творческого диалога с культурой, коллективным опытом человечества - наталкивается на значительную неравномерность наших знаний. Рациональная сторона человека до сих пор нам понятнее, чем интуитивная. Показательно, что о важнейших для целостного человека "музических" (по выражению А.Р.Лурии) функциях правого полушария мозга наука узнала только в последние десятилетия (XX века - Т.К.). Именно к нему, как это удостоверено в десятках исследований, в первую очередь адресуется колоссальный мировоззренческий опыт, накопленный музыкой. Как это осуществляется? Здесь открываются удивительные механизмы художественного отражения мира [.] Музыка при таком подходе может оказаться своеобразным ключом к человеку, для музыковедения же открывается волнующая возможность еще дальше продвинуться к тайнам своего искусства (выделено мною - Т.К.)» [111, 39]. В этой связи важным для методологии музыкознания и концепции диссертации представляется замечание В.Медушевского о том, что «.секрет органичности музыки состоит в принципиальной антропоморфности всех видов интонации: за ней всегда стоит человек» [111, 44]. В связи с этим одной из ведущих идей предлагаемой в диссертации концепции является идея о предмете исследования в музыкознании: музыкознание через познание музыкального языка изучает музыкальное мышление Человека и восприятие Человеком мира в разные эпохи2.
В определении цели музыковедческого анализа путеводной звездой для нас стали высказывания И.Земцовского о назначении и сущности анализа музыкальных текстов. В качестве методологически важных мы приняли: идею о необходимости «.возлюбить текст как феномен культуры (выделено автором - Т.К.)» [61, 101], не просто анализировать текст, а оэюивлятъ музыку своим аналитическим исполнением. Эти идеи обусловлены тем, что, по мнению ученого, «анализируемый текст - это всегда твой (выделено автором - Т.К.) текст, лично тебе подаренный судьбой в аналитическое овладение» [61, 103]. «Анализ текста - это наслаждение от прочтения [.] как текста, так и подтекста и контекста культуры, его породившей» [61, 103]. Понимание этих фактов, как замечает И.Земцовский, «.способствует анализу текста как живого существа (выделено автором - Т.К.)» [61, 103].
Важной для нашего исследования явилась также идея культурологического анализа Б.Каца согласно которой, любой художественный текст является ценным источником информации о культуре той или иной эпохи, в связи с чем данные анализа музыкальных произведений должны быть поняты и объяснены как культурные феномены [См.: 74, 39]. Б.Кац отмечает, что культурологический анализ дает возможность выйти за пределы текста, проанализировать культурные контексты создания и бытования произведения, освободить анализ от «замкнутости на себя», от узкотехнологической ограниченности [См.: 74, 39].
На формирование изложенной в исследовании концепции, помимо музыковедческих трудов, оказали влияние идеи, изложенные в работах
2 Следует отметить, что к концу XX - началу XXI веков в науке усилилась антропологическая направленность исследований. В музыкознании в указанном русле выполнены работы, например: Е.Алкон «Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное» (антропоцентристский подход), Г.Демешко «Диалогические традиции современного отечественного инстументализма», О.Шушкова «Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма» (антропологическая направленность) [См.: 8; 55; 201]. ученых из области философии, культурологии, естествознания: идеи А.Аверьянова, Р.Баранцева, М.Бахтина, Г.Гадамера (герменевтика), Г.Гачева, Э.Гуссерля (феноменология), М.Мамардашвили, И.Пригожина, Ф. де Соссюра (структурализм). В частности, особую методологическую важность для нас приобрели: идея М.Бахтина о диалогической природе гуманитарного знания [См.: 23], идея Г.Гачева о доминантности «ургийного» начала немецкой ментальное™ [См.: 41], идеи Р.Баранцева о сущности понятия «метод» [См.: 16].
Научная новизна работы заключается в предлагаемой постановке проблемы «Музыкознание как открытая система» и предмете исследования; в анализе понятия «система» через феномен значения, предложенного в словаре А.Вейсмана; в гипотезе о том, что цель как фактор системообразования связана с категорией культуры; в выстраивании цепочки Целое-Полнота-Целостность и рассмотрении сущности и значимости этих категорий для музыкознания как гуманитарной науки; в предложенном графическом изображении категорий Целое и Целостность (Целое/Круг, Целостность/Спираль).
Применение идей структурализма, герменевтики и феноменологии позволило предложить свою интерпретацию достаточно известных в музыковедческой практике явлений музыкальной культуры и композиторских опусов. В частности, предлагается авторское понимание феномена фуги в истории западноевропейской культуры; предложена новая интерпретация темы из «Музыкального приношения» И.С.Баха; проведена аналогия между сочинением «Музыкальное приношение» И.С.Баха и сонатами В.А.Моцарта [Сонатой c-moll (К. № 457), фантазией c-moll (К. № 475) и сонатой C-dur (К. № 545)]; через третий закон диалектики (закон отрицания отрицания) предложена интерпретация сочинения К.Штокхаузена «Знаки Зодиака»; на основе симфонии П.Хиндемита «Гармония мира» раскрыт сформировавшийся в XX веке новый вариант структурно-семантического канона жанра симфонии, основой которого является трехмастный цикл, где третья часть репрезентирует образ Человека Верующего; через идеи естественнонаучных концепций (теории самоорганизации и теории глобального эволюционизма) предложен новый взгляд на творчество группы «Аквариум».
Диссертация состоит из двух частей (трех глав), введения, заключения, списка литературы и трех приложений.
Первая глава посвящена анализу методологических исканий отечественной музыкальной науки второй половины XX века. Цель данной главы - осмысление аналитических процессов методологической рефлексии отечественной музыкальной науки прошлого столетия. Глава охватывает следующий круг проблем: музыкознание и наука (§ 1); полемика отечественных музыковедов конца XX века о способах изучения музыки (§ 2); взаимодействие музыкознания и структурной лингвистики (§ 3).
Вторая глава посвящена проблеме методологии системного познания мира. В главе обсуждается следующий круг вопросов: понятие «система» как философская категория и методология системного познания мира (§ 1); соотношение понятий Целое-Полнота-Целостность (§ 2) и взаимодействие музыкознания и герменевтики (§ 3). Цель второй главы осмыслить методологическую важность категории «система» в контексте активно развивающейся с конца 80-х годов XX века в отечественном музыкознании идеи о необходимости системного изучения феноменов музыкального искусства.
Цель третьей главы показать новые возможности «прочтения» достаточно известных композиторских текстов, учитывая предложенные в первой и второй главах рассуждения о возможных взаимодействиях музыкознания с другими областями знания. Глава содержит пять параграфов, каждый из которых посвящен какому-либо музыкальному сочинению или жанру.
Часть первая
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
"Мифологичное" в музыкальном наследии Клода Дебюсси2009 год, кандидат искусствоведения Перич, Олеся Валерьевна
Башкирская академическая музыка: Пути становления2004 год, доктор искусствоведения Скурко, Евгения Романовна
Экзистенциально-онтологическая концепция музыкального искусства в философии М. Хайдеггера2010 год, кандидат философских наук Яршак, Людмила Ильинична
Музыковедение: стиль научного произведения2005 год, доктор искусствоведения Науменко, Татьяна Ивановна
Гносеологические аспекты музыкальной реальности2007 год, кандидат философских наук Сечина, Инга Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Корнелюк, Татьяна Александровна
Заключение
Размышления о методе являются сущностной составляющей любой науки. Р.Баранцев определяет метод как «.способ воспроизведения изучаемого объекта в мышлении» [См.: 16]. Таким образом, занимаясь проблемой методологии, мы, по сути, пытаемся понять, как воспроизвести интересующий нас объект в мышлении (то есть изучить его)? Что лежит в основе этого способа воспроизведения-изучения? Какие компоненты составляют этот способ?
В данной работе была впервые предпринята попытка системно осмыслить методологические искания отечественной музыкальной науки XX века, попытка проанализировать и понять цель этих методологических исканий, их суть и результаты. Выводы работы в этой связи сгруппировались вокруг следующих четырех пунктов.
1. Проанализировав труды отечественных ученых по вопросам методологии отечественной музыкальной науки, мы пришли к выводу, что суть методологических исканий отечественного музыкознания последнего тридцатилетия XX века заключалась в рефлексии над методологией отечественной музыкальной науки с точки зрения ее системности, открытости и постоянного обновления. Указанный всплеск методологических исканий ознаменовал начало нового этапа отечественной музыкальной науки.
Вопросы методологии отечественного музыкознания стали объектом пристального внимания отечественных ученых начиная с 70-х годов XX века. Проблематика методологических исканий, на наш взгляд, сфокусировалась на трех методологических составляющих: системности, открытости и идее постоянного обновления. Центральным вопросом методологических исканий явился вопрос: Музыкальная наука: какой ей быть сегодня?
Рефлексия над методологией отечественной музыкальной науки с точки зрения системности проявилась в дискуссиях о важности рассмотрения музыкознания в системе человеческого знания в целом и рассмотрения музыкознания как гуманитарной науки, т.е. науки включенной в систему наук о человеке и человеческом обществе. В этой связи обсуждался вопрос о необходимости пересмотра методики в подходе к феномену музыкального искусства в целом (М.Арановский, В.Задерацкий, Ю.Келдыш, В.Конен, Е.Назайкинский, В.Цуккерман и другие исследователи).
Рефлексия с точки зрения открытости проявилась в контексте обсуждения проблематики интердисциплинарных контактов. Дискуссии по проблемам взаимодействия музыкознания с другими областями знания проводились в 70-е и 80-е годы на страницах журнала Советская музыка. Исследованиями в данной области занимались ученые: Б.Гаспаров (структурный метод в музыкознании [38; 39]), В.Гошовский, А.Фарбштейн (семиотика и музыкознание [46; 169]), Г.Орлов, И.Рудь, И.Цуккерман (теория информации и музыкознание [138; 148]), Б.Мейлах, Е.Назайкинский (комплексный подход и музыкознание [113; 130]), И.Земцовский (лингвистика и музыкознание [64]) и другие исследователи. Вопросы интердисциплинарных взаимодействий оказались настолько актуальны, что в 70-е годы XX века стали издаваться сборники «Музыкальное искусство и наука», основой которых явились статьи по проблемам взаимодействий музыкознания с другими областями знания. Сборники охватили различную тематику, в частности: вопросы применимости понятия наука к теории музыки (Е.Назайкинский [129]), семиотика и язык искусства (С.Раппопорт [144]), математика и музыкознание (М.Ройтерштейн [146]) и многое другое.
Осмысление методологии отечественного музыкознания с точки зрения открытости и системности обосновывалось важностью рефлексии над третьей методологической составляющей: принципом постоянного обновления. Необходимость понимания данной методологической составляющей обосновывалась обращением к теореме «о неполноте» К.Геделя (Г.Орлов [138]), свидетельствующей о том, что полное описание какой-либо системы «.достижимо лишь при условии выхода за ее пределы и рассмотрения ее в качестве элемента некоторой большей, более сложной метасистемы» [138,469].
Таким образом, всплеск методологических исканий последнего тридцатилетия XX века, на наш взгляд, ознаменовал начало нового этапа отечественной музыкальной науки: этапа осмысления методологии музыкознания с точки зрения системности, открытости и постоянного обновления. Ценность сформулированного в 80-е годы вопроса -«Музыкальная наука: какой ей быть сегодня?» - заключается в том, что его актуальность не подвержена времени. Априорные методологические составляющие - системность, открытость и постоянное обновление -указывают на непреходящую актуальность методологических исканий, что, как говорилось выше, обусловлено самой особенностью человеческого мышления: постоянным стремлением Человека к рефлексии над методологией познания.
2. Результатом произошедших изменений стало понимание того, что, будучи неотъемлемыми качествами методологии познания, системность, открытость и постоянное обновление в результате исследовательской рефлексии стали методологическим инструментарием отечественной музыкальной науки, приобрели функцию неотъемлемой составляющей исследовательского процесса.
В исследованиях отечественных ученых в разделах о методологии исследования регулярно встречаются следующие понятия: системный подход, метод междисциплинарного синтеза, комплексный подход, системное осмысление музыки. Данные понятия стали играть роль своего рода методологической установки, «путеводной звезды» направляющей исследования в русло системности, открытости и постоянного обновления избираемых подходов к изучению феноменов музыкального искусства.
Осознание указанных качеств методологии музыкознания в качестве методологического инструментария, неотъемлемой составляющей исследовательского процесса приводит к обновленному пониманию категории анализ. Исследователь сосредоточивает свое внимание на своего рода сверхзадаче, заключенной в этимологии слова анализ (от греч. -разрешать задачу, нечто трудное): сверхзадаче совершить «художественное открытие» (понятие Л.Мазеля) [См.: 183]. Понимание творческой доминанты категории анализа позволяет полнее осознать, что независимо от выбора типа анализа конечная цель любого исследования заключается именно в раскрытии того «неповторимого, индивидуально-своеобразного» (выражение В.Цуккермана) в изучаемом [См.: 183], что в конечном итоге составляет основу «художественного открытия» в исследовании.
Анализ значения категории «система», понятия «системный подход» позволил сделать следующий вывод: Музыка как Изучаемое и Музыкознание как Изучающее представляют собой системы, где музыка есть семиотическая система, а музыкознание - система понятий, гипотез и теорий о музыке. С предложенным пониманием музыкознания как Развивающейся системы согласуется высказанная в работе гипотеза о том, что цель как фактор системообразования связана с категорией культуры. В этой связи категория культуры раскрывает и смысл системного познания мира, сутью которого является постоянное «возделывание» себя и всего вокруг.
3. Предмет исследования в музыкознании определяется принадлежностью этой науки к гуманитарной области знания: музыкознание через познание музыкального языка изучает музыкальное мышление Человека и восприятие Человеком мира в разные эпохи.
Музыкальный язык - это искусственная система, созданная Человеком для отражения его понимания мира средствами музыкального искусства. Данное утверждение обосновывается через обращение к определениям музыкального языка («.многоуровневая порождающая система, которая обладает необходимым набором моделей единиц и правил их сочетания, предназначенных для построения музыкального текста» [10, 46]) и музыкального мышления («.процесс выбора решения, протекающий посредством оперирования элементами музыкальной материи, цель которого состоит в ее организации и означивании» [10, 340]), данных М.Арановским.
Процесс выбора решения осуществляется Человеком, протекает посредством оперирования системой (музыкальный язык), создателем которой является Человек, организация и означивание элементов музыкальной материи зависят, по меньшей мере, от двух особенностей: эпохи, в которую живет Человек, и индивидуального видения-восприятия-понимания мира Человеком. Функция музыкального языка - это порождение текста. Текст в свою очередь является результатом музыкального мышления, «продуктом» организации и означивания элементов музыкальной материи. Таким образом, утверждение - музыкознание через познание музыкального языка изучает музыкальное мышление Человека и восприятие Человеком мира в разные эпохи, возможно понимать следующим образом: музыкознание через познание музыкального языка изучает созданные Человеком музыкальные тексты, отражающие музыкальное мышление Человека и восприятие человеком мира в разные эпохи.
4. Музыкознание как гуманитарная наука в качестве неотъемлемой методологической составляющей априори содержит герменевтическую проблематику. Герменевтическая проблематика понимается в диссертации как сущностная характеристика гуманитарного познания, порождающая возможности: а) изучения каких-либо явлений с разных точек зрения и б) наличия множества точек зрения на один и тот же предмет исследования.
Особенность музыкознания содержать в качестве неотъемлемой методологической составляющей герменевтическую проблематику заключается в принадлежности музыкознания к гуманитарной области знания. Герменевтика и гуманитарное познание имеют одинаковую природу - текстовую. Инструментом изучения этой природы является интерпретация. Возможность изучения каких-либо явлений в музыкознании с разных сторон и наличие множества точек зрения на один и тот же предмет исследования подтверждается в диссертации через следующее утверждение В.Кузнецова: множественность различных интерпретаций одного и того же гуманитарного факта является реальным и нормальным состоянием научного знания. Плюрализм мнений в гуманитарных науках является объективным фактором, зависящим от предмета и специфики гуманитарных наук» [84, 144]. Предложенная в работе в этой связи цепочка: текст - ситуация непонимания - интерпретация - понимание - текст1, является своеобразной моделью интерпретации и отражает ее механизм.
Методологическая априорность герменевтической проблематики музыкознания объясняется также тем, что любой тип анализа представляет собой, по сути, понимание и как следствие интерпретацию какого-либо произведения музыкального искусства.
Как было отмечено выше, открытость в работе понимается как возможность взаимодействовать и рассматривается в двух значениях: широком и узком. В широком значении открытость означает возможность междисциплинарных взаимодействий, которые могут проявляться как в лице одного исследователя, так и во взаимодействии ученых из разных областей знания. В узком значении понятие «открытость» означает свободный выбор и свободное взаимодействие разных типов анализа. В этой связи «открытость» означает, по сути, необязательность поиска какого-либо одного, универсального музыковедческого типа анализа, так как любое музыкальное произведение есть составная часть музыкальной культуры как системы и в целом гуманитарной культуры как системы и отрасли знания, предметом изучения которой является Человек, в связи с чем очевидным фактом является невозможность абсолютной формализации аналитического аппарата музыкознания, являющегося в свою очередь «живым», постоянно растущим организмом. Осознание качества открытости в указанном ключе создает для музыкознания возможность быть Развивающимся, Творимым и потому всегда Обновляющимся.
Согласно всему сказанному выше, а также идее о том, что «.история есть продолжение сотворения мира» [15, 97], в качестве генерализующей фразы нашей работы предлагаем следующие слова Р.Баранцева, в данном контексте структурирующие диссертацию по принципу разомкнутой концовки: «.сотворение мира продолжается.» [16].
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Корнелюк, Татьяна Александровна, 2007 год
1. Аберт Г. В.А.Моцарт. Часто вторая, книга первая/ Пер. с нем., коммент. К.К.Саквы. 2-е изд. - М.: Музыка, 1989. - 496 е., нот.
2. Аверьянов А. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
3. Акопян JI. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995.-256 с.
4. Акопян JI. Анализ глубинной структуры музыкального текста: Автореферат дис. д-ра иск. М., 1996. - 35 с.
5. Акопян JI. О точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией// Музыкальная академия. -1999.-№ 1,- С. 206-212.
6. Акопян JT. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий// Музыкальная академия. 1997. - № 1. - С. 181-189.
7. Акопян JT. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий (окончание)// Музыкальная академия. 1997. - № 2, -СЛ10-123.
8. Алкон Е. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: Автореферат дис. . д-ра иск. Владивосток, 2002. - 43 с.
9. Арановский М. Интонация, знак и «новые методы»// Советская музыка. 1980,-№ 10.-С. 99-109.
10. Арановский М. Музыкальный текст: Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. - 343 с.
11. Арановский М. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: Исследовательские очерки. JL: Советский композитор, 1979. - 286 с.
12. Аркадьев М. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. Изд. 2-е, доп. - М.: Библос, 1992.- 168 с.
13. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963. - 378 с.
14. Баранцев Р. Где границы целого// Культура XXI века: Человек и среда обитания. Материалы второй конференции. Владивосток, 1997. - С. 29-31.
15. Баранцев Р. Имманентные проблемы синергетики// Вопросы философии. 2002.-№ 9. - С. 91-101.
16. Баранцев Р. Лекции, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточном государственном техническом университете 26 и 28 сентября 2001 г.: конспект лекций.
17. Баранцев Р. Становление тринитарного мышления. М.-Ижевск: НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, 2005. - 124 с.
18. Баранцев Р. Тринитарный смысл культуры// Культура XXI века: Человек, общество, космос: Материалы первой конференции, Центр Культуры «Живая Этика», Приморское отделение Петровской Академии наук и искусств, 1994. С. 64-66.
19. Барсова И. Опыт этимологического анализа// Советская музыка. -1985,-№9.-С. 59-66.
20. Барсова И. Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня// Советская музыка. 1988. - № 9. - С. 66-70.
21. Бать Н. Полифонические формы в симфоническом творчестве П.Хиндемита// Вопросы музыкальной формы: Сб. статей; Вып. 2. М.: Музыка, 1972.-С. 268-311.
22. Бах И.С. Музыкальное приношение: Urtext. М.: Музыка, 1991. - 63 с.
23. Бахтин М. К методологии гуманитарных наук// Бахтин М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С.Г.Бочаров. М.: Искусство, 1986. - С. 381-393.
24. Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках// Бахтин М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С.Г.Бочаров. М.: Искусство, 1986. - С. 297-325.
25. Березовчук Л. Проблема аналитического описания произведения в рок-музыке: Соотношение текста и контекста// Молодежь и проблемы современной художественной культуры: Сборник научных трудов. -Л.: ЛГИТМиК, 1990. С. 29-56.
26. Бетховен Л. Квартеты: Партитура. М.: Музыка, 1976. - 135 с.
27. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./ Общ. ред. и иредисл. Свенцицкой И.С. М.: Республика, 1996. - 335 с.
28. Бикбаева Н. Герменевтика музыкального текста: (На примере оперы «Дитя и волшебство» Мориса Равеля), (http ://www. ihtik.lib.ru/ philosarticles)
29. Биневский А. Философия в истории ее идей и концепций: 2. Философия Запада: Античность. Средние века. Новое время/ Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. - 160 с.
30. Блауберг И., Юдин Б. Часть и целое// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 735-736.
31. Блауберг И., Юдин Э. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-273 с.
32. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1977. - 332 е., нот.
33. Бонфельд М. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 е.: ноты.
34. Бонфельд М. Музыкальная герменевтика и проблемы понимания музыки// Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сборник научных трудов; Вып. 1. Вологда: Русь, 2000. - С. 31-41.
35. Вейсман А. Греческо-русский словарь. Репринт V-ro издания, СПб.: Издание автора, 1899. - 1991. - 1373 с.
36. Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем./ Общ. ред. и вступит, ст. Б.Н.Бессонова. М.: Прогресс, 1988. -734 с.
37. Гайденко П. Герменевтика// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 119-120.
38. Гаспаров Б. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка// Труды по знаковым системам; Вып. 236. Тарту, 1969. - С. 174-203.
39. Гаспаров Б. Структурный метод в музыкознании// Советская музыка. -1972.-№2.-С. 42-51.
40. Гачев Г. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. - 272 с.
41. Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432 с.
42. Герцман Е. Музыкальная боэциана. СПб.: Глаголь, 1995. - 480 с.
43. Гервер Л. Полифонические этюды: I. Моцартовская фуга до минор. Опыт аналитической интерпретации. II. Еще раз об «узах законного брака» между западной полифонической традицией и «условиями нашей музыки»// Музыкальная академия. 2002. - № 1. - С. 123-131.
44. Гессе Г. Степной волк. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. Перевод с немецкого С.Апта. СПб.: Северо-Запад, 1994.-415 с.
45. Горячкина Е. Творческая интерпретация космоса в музыке XX века: Автореферат дис. канд. иск. М., 1995. - 14 с.
46. Гошовский В. Семиотика в помощь фольклористике// Советская музыка. 1966. - № 11. - С. 100-106.
47. Гребенщиков Б. http://www.aquarium.ru /documents/FAQ, part 2.ht
48. Гребенщиков Б. http://www.aquarium.ru /documents/FAQ, part 3.ht
49. Гребенщиков Б. http://www.aquarium.ru /documents/FAQ, part 4.ht
50. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов.композитор, 1989. - 208 с.
51. Грешем Мейчен Дж. Учебник греческого языка Нового завета/ Пер. на рус.яз. и адаптация текста А.А.Руденко. М.: Российское библейское общество, 1995.-236 с.
52. Гулыга А. Кант. 3-е изд. - М.: Соратник, 1994. - 304 с.
53. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 752 с.
54. Данин Д. Нильс Бор. М.: Молодая гвардия, 1978. - 560 с. с ил., портр.
55. Демешко Г. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма: Автореферат дис. . д-ра иск- Новосибирск, 2002.-48 с.
56. Демешко Г. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма. Новосибирск, НГК им. М.И.Глинки, 2002. - 343 с.
57. Денисов А. К проблеме семиотики музыки// Музыкальная академия. -2000. -№ 1. С. 211-217.
58. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Т. 1. Л.: Искусство, 1957. -227 с.
59. Ерохин В. De musica instrumentalis: Германия. 1960-1990 -Аналитические очерки. - М.: Музыка, 1997. - 400 е., нот.
60. Захаров Ю. Истолкование музыки: Семиотический и герменевтический аспекты: Автореферат дис. . канд. иск. М., 1999. -27 с.
61. Земцовский И. Апология текста// Музыкальная академия. 2002. - № 4.-С. 100-110.
62. Земцовский И. Нужна ли музыкознанию семасиология// Советская музыка, 1972.-№1.-С. 28-35.
63. Земцовский И. О методологической сущности интонационного анализа// Советская музыка. 1979. - № 3. - С. 24-29.
64. Земцовский И. Семасиология музыкального фольклора (методологические предпосылки)// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974 - С. 177-206.
65. Земцовский И. Текст Культура - Человек: Опыт синтетической парадигмы// Музыкальная академия. - 1992. - № 4. - С. 3-6.
66. Исаев В. Общая теория систем: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.- 140 с.
67. История полифонии: Вып. 3: Западноевропейская музыка XVII -первой четверти XIX в./ Вл. Протопопов. М.: Музыка, 1985. - 494 е., нот.
68. Кандыба В. Лекции по истории искусств, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств в 2000-2001 гг.: конспект лекций.
69. Кант И. Критика чистого разума/ Пер. с нем. Н.Лосского. М.: Мысль, 1994.-591 с.
70. Кармин А. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.-512 с.
71. Каротина О. Лекции по введению в теорию межкультурных коммуникаций, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточном государственном техническом университете с февраля по июнь 2002 г.: конспект лекций.
72. Кац Б. Актуальные проблемы// Советская музыка. 1974. - № 11. - С. 101-104.
73. Кац Б. К реконструкции замысла «Музыкального приношения»// Советская музыка. 1985. - № 6. - С. 67-75.
74. Кац Б. О культурологических аспектах анализа// Советская музыка. -1978. № 1.-С. 37-43.
75. Келдыш Ю. Музыковедение// Музыкальная энциклопедия. Т.З./ Гл. ред. Ю.В.Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1976. - С. 806-830.
76. Кириллина JL Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика: Автореферат дис. . д-ра иск. - М., 1996.-40 с.
77. Кирнарская Д. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта. М.: Слово/ SLOVO, 1997.-272 е., илл.
78. Конен В. «Теории» и свобода творчества// Музыкальная жизнь. 1988. -№ 5. - С. 1-2.
79. Кони Ф. Фридрих Великий. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 544 с.
80. Конов В. Исторические истоки симфонизма Хиндемита// Теоретические проблемы классической и современной зарубежной музыки: Сб. науч. трудов ГМПИ им. Гнесиных; Вып. 35. М., 1977. -С. 109-129.
81. Коннов В. Симфония Хиндемита «Гармония мира», ее философские и эстетические предпосылки// Критика и музыкознание: Сб. статей. М.: Музыка, 1975.-С. 153-173.
82. Коннов В. Шостакович и Хиндемит (К вопросу о философском характере симфонического жанра)// Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей; Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. - С. 127-141.
83. Кузин В. Стоит ли музыкознанию быть научным?// Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, НГК им. М.И.Глинки, 2000. - С. 26-39.
84. Кузнецов В. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991. -192 с.
85. Куликова Е. Лекции по философии, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств в 2001-2002 гг.: конспект лекций.
86. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
87. Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. - 80 с.
88. Латинско-русский словарь. Изд-е второе, переработ, и доп. М.: Русский язык, 1976. - 1096 с.
89. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит: Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974.-448 с.
90. Лейзер Д. Создавая картину Вселенной: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием С.П.Грищука. -М.: Мир, 1988. 324 с.
91. Либман М. Дюрер и его эпоха: Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М.: Искусство, 1972. - 239 с.
92. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл.ред. В.Н.Ярцева, -М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 е.: ил.
93. Лукьянов В. Совершенствовать методологию// Советская музыка. -1981. -№ 4. С. 63-64.
94. Лупинос С. Канон как принцип функционирования музыкального наследия в свете проблем коэволюции и синергетики// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад; Вып. 5. -Владивосток: ДВГИИ, 1999. - С. 69-80.
95. Лупинос С. О единстве принципов квартовой и терцовой индукции в фактурном каноне музыки Востока и Запада: Опыт постановки проблемы// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток -Запад; Вып. 6-7. Владивосток: ДВГАИ, 2000. - С. 125-130.
96. Лупинос С. Проблема глубинной структуры в каноне музыкального интонирования// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад; Вып. 8. - Владивосток: ДВГАИ, 2002. - С. 235-242.
97. Лупинос С., Шушкова О. Становление концепции единства мировой культуры и творческое наследие Г.В.Лейбница// Культура Дальнего
98. Востока России и стран АТР: Восток Запад; Вып. 3-4. - Владивосток: ДВГИИ, 1997.-С. 4-33.
99. Мазель JI. Концепция Асафьева и целостный анализ// Советская музыка. 1987. - № 3. - С. 76-82.
100. Мазель Я. Новое слово в анализе музыки// Советская музыка. 1987. -№ 7. - С. 87-89.
101. Мазель JL Музыкознание и достижения других наук// Советская музыка. 1974. -№ 4. - С. 24-35.
102. Мазель JL Целостный анализ жанр преимущественно устный и учебный// Музыкальная академия. - 2000. - № 4. - С. 132-135.
103. Мальцев С. Если конкретизировать спор.// Советская музыка. -1980.-№9.-С. 48-50.
104. Мамардашвили М. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997. -320 с.
105. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс; Культура, 1993.-352 с.
106. Медушевский В. Интонационная теория в исторической перспективе// Советская музыка. 1985. - № 7. - С. 66-73.
107. Медушевский В. Какая наука нужна музыкальной культуре// Советская музыка. 1977. - №> 12. - С. 78-84.
108. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект// Советская музыка. 1979. - № 3. - С. 30-39.
109. Медушевский В. Музыковедение: проблема духовности// Советская музыка. 1988. - № 5. - С. 6-15.
110. Медушевский В. О содержании понятия «адекватное восприятие»// Восприятие музыки: Сб. статей. М.: Музыка, 1980. - С. 141-155.
111. Медушевский В. Таинственные энергии музыки// Музыкальная академия. 1992. -№ 3. - С. 54-57.
112. Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы// Советская музыка. 1980. - № 9. - С. 39-48.
113. Медушевский В. Этимология культуры// Музыкальная академия. 1993. -№3,- С. 3-10.
114. Мейлах Б. Комплексное изучение творчества и музыковедение// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974. -С. 9-28.
115. Милка А. О четырех тактах из «Музыкального приношения» Баха// Музыкальная академия. 1998. - №№ 3-4. - С. 272-273.
116. Михайленко А. Фуга как категория музыкознания// Теория фуги. Сб. науч. трудов. Л.: ЛОЛГК, 1986. - С. 10-35.
117. Михайлов А. Языки культуры: Учебное пособие по культурологи. М.: Языки русской культуры, 1997. - 912 с.
118. Моцарт В. Сонаты для фортепиано: Редакция А.ГольденвейзераМ.: Музыка, 1964.-340 с.
119. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Заочный «круглый стол» редакции: Т.Бершадская, В.Медушевский, О.Соколов, И.Земцовский, Ю.Кон, В.Девуцкий// Советская музыка. 1988. - № 11. -С. 83-91.
120. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Говорят молодые музыковеды: М.Сторожко, Д.Кирнарская, Р.Султанова, Е.Польдяева// Советскя музыка. 1989. - № 1. - С. 71-77.
121. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Заочный «круглый стол» редакции: М.Арановский, Н.Герасимова-Персидская, А.Юсфин// Советская музыка. 1989. - № 2. - С. 38-43.
122. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? Е.Назайкинский. От редакции// Советская музыка. 1989. - № 8. - С. 48-55.
123. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука: В.Конен. Задача первостепенной важности. Д.Житомирский. Спорные вопросы анализа// Советская музыка. - 1977. - № 5. - С. 36-48.
124. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука (продолжение): В.Цуккерман, С.Раппопорт, Е.Фейнберг, А.Кандинский// Советская музыка. 1977. -№ 6. - С. 62-73.
125. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука (продолжение): В.Васина-Гроссман, Ю.Давыдов, И.Нестьев// Советская музыка. 1977. - № 7. - С. 52-62.
126. Музыкознание как социальная, гуманитарная наука (окончание): Е.Назайкинский; От редакции// Советская музыка. 1977. - № 10. - С. 98-109.
127. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения/ Ред. В.П.Шестакова. М.: Музыка, 1966. - 571 с.
128. Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабалистической и розенкрейцеровской символической философии/ Пер. с англ. И предисловие. В.В.Целищева. СПб: Спикс, 1994.-794 с.
129. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.
130. Назайкинский Е. Искусство и наука в деятельности музыковеда// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей; Вып. 2. М.: Музыка, 1973.-С. 3-16.
131. Назайкинский Е. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей; Вып. 3. М.: Музыка, 1978. - С. 3-12.
132. Найдыш В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. - 476 с.
133. Науменко Т. Музыковедение: Стиль научного произведения: Автореферат дис. д-ра иск. М., 2005. - 54 с.
134. Немецко-русский словарь. 80 000 слов./ Под ред. А.А.Лепинга и Н.П.Страховой. Изд. 5-е, стереотип. М.: Советская энциклопедия, 1968.-991 с.
135. Немилов А. Грюневальд. Жизнь и творчество мастера Матиса Нитхарта-Готхарта. М.: Искусство, 1972. - 109 с.
136. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Сочинения в 2-х томах. Т.2/ Пер. с нем. Ю.М.Антоновского, Н.Пелилова, К.А.Свасьяна, В.А.Флеровой. М.: Мысль, 1990. - 829 с.
137. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. - 1456 е., ил.
138. Носина В. Символика музыки И.С.Баха. М.: Классика - XXI, 2004. - 56 с.
139. Орлов Г. Семантика музыки// Проблемы музыкальной науки: Сб. статей; Вып. 2. М.: Советский композитор, 1973. - С.434-479.
140. Пелипенко А., Яковенко И. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. - 376 с.
141. Платон Филеб. Государство. Тимей. Критий/ Пер. с древнегреч./ Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.А.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. -656 с.
142. Преображенский Б. Эфирная вихревая космология В.П.Смирнова. Владивосток, 1999. - 324 е., ил.
143. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1999.-268 с.
144. Развивать и совершенствовать научный аппарат// Советская музыка. 1976. - № 11. - С. 72-83.
145. Раппопорт С. Семиотика и язык искусства// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей; Вып. 2. М.: Музыка, 1973. - С. 17-58.
146. Ровинский Р. Самоорганизация как фактор направленного развития// Вопросы философии. 2002. - № 5. - С. 67-77.
147. Ройтерштейн М. Граф и матрица как инструменты ладового анализа// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей; Вып. 2. М.: Музыка, 1973.-С. 175-189.
148. Роллан Р. Жизнь Бетховена. М.: Музыка, 1964. - 95 с.
149. Рудь И., Цуккерман И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974,- С. 207-229.
150. Рыжкин И. Историзм постижения музыки// Советская музыка. -1978. -№10. -С. 60-69.
151. Рыжкин И. О вкладе Л.А.Мазеля в музыкознание XX века // Музыкальная академия. 2001. -№ 4. - С. 116-120.
152. Садовский В. Система// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 584-585.
153. Серов А. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика// Избранные статьи. Т.2/ Под общ. ред. со вступ. статьей и примечаниями Г.Н.Хубова. -М.: Музыка, 1957. С.187-216.
154. Советский энциклопедический словарь/ Ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1979. 1600 с.
155. Современная буржуазная философия: Учеб. пособие/ Под ред. А.С.Богомолова, Ю.К.Мельвиля, И.С.Нарского. М.: Высшая школа, 1978.-582 с.
156. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. - 230 е., нот.
157. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры; Аквариум Зеркало русской революции (http://www.aciuarium.ru /The History of The Blessed Times - 2.ht)
158. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры; Поэзия Аквариума (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 7.ht)
159. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры; Прекрасный Дилетант (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 8.ht)
160. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры; Равноденствие (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 55.ht)
161. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры; Теодицея (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 11 .ht)
162. Соловьев-Спасский В. История светлых времён: Аквариум в контексте мировой культуры; Христианство (http://www.aquarium.ru /The History of The Blessed Times 11 .ht)
163. Степин В. Наука// Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. -С. 661-663.
164. Тельчарова Р. Введение в феноменологию музыки. М.: Институт философии АН СССР, 1991. - 214 с.
165. Толстоброва М. Инструменты Иеронима// Старинная музыка. -2000.-№ 1.-С. 22-28.
166. Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 73-е, 80-е. М.: Искусство, 1991.-207 е., илл.
167. Урманцев Ю. О формах постижения бытия// Вопросы философии. 1993.-№4.-С. 89-105.
168. Фарбштейн А. Музыкальная эстетика и семиотика// Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974. - С. 75-89.
169. Фарбштейн А. Некоторые тенденции современной философии музыки// Советская музыка. 1979. - № 1. - С. 114-123.
170. Фейнберг Е. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. - 251 с.
171. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
172. Фицуильямова вёрджинельная книга: Избранные пьесы/ Отбор и ред. Н.А.Копчевского. М.: Музыка. - 1988. - 255 с.
173. Фраенов В. Фуга// Музыкальная энциклопедия/ Гл.ред. Ю.В.Келдыш. Т.5. М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 975-993.
174. Хайдеггер М. Что это такое философия?// Вопросы философии. - 1993,-№8.-С. 113-123.
175. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неусточивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. - 423 е., ил.
176. Хасаншин А. Вопрос стиля в музыке: Суждение, феномен, ноумен// Музыкальная академия. 2000. - № 4. - С. 135-143.
177. Хиндемит П. Гармония мира: Партитура. М.: Музыка, 1968. -141 с.
178. Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа// Проблемы музыкальной науки: Сб. статей; Вып. 6. М.: Советский композитор, 1985.-С. 130-152.
179. Холопов Ю. Ладовый ритм// Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. -С. 291-292.
180. Холопов Ю. О формах постижения музыкального бытия// Вопросы философии. 1993. - № 4. - С. 106-114.
181. Христов Дим. Теоретические основы мелодики: Опыт описания аналитического подхода к отдельной мелодии: Исслед./ Пер. с болг. вступит, статья и коммент. Е.Абызовой. М.: Музыка, 1980. - 256 е., нот., схем.
182. Цуккерман В. Виды целостного анализа// Советская музыка. -1967.-№4.-С. 100-106.
183. Цыбульский В. Календари и хронологии стран мира. М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
184. Чаплыгина М. Музыкально-теоретическая система К.Штокхаузена. Лекция по курсам: Музыкально-теоретические системы. Современная гармония. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. - 96 с.
185. Чередниченко Т. Общая теория искусства и перспективы искусствоведческих исследований// Советская музыка. 1985. - № 12. -С. 100-106.
186. Чередниченко Т. Принцип историзма и современная музыка// Советская музыка. 1987. - № 9. - С. 36-41.
187. Четыркина Л. Арт-рок: (К проблеме культурного синтеза в массовых музыкальных жанрах XX века): Рукопись. Владивосток, 2001.-21 с.
188. Четыркина Л. Массовые музыкальные жанры: Учебно-методическое пособие. Владивосток, 1999. - 74 с.
189. Чинаев В. Карлхайнц Штокхаузен суперзвезда// Музыкальная жизнь. - 1991,-№5.-С. 12-14.
190. Шаймухаметова Л. Семантические процессы в музыкальной теме: Автореферат дис. . д-ра иск. М., 2000. - 44 с.
191. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах/ Пер. с немец. Я.С.Друскина. -М.: Музыка, 1965.-725 с.
192. Шестаков В. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. - 358 с.
193. Шинкарева М. Время и место музыковедения XXI века// Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2003. - С. 28-33.
194. Шри Ауробиндо. Час бога. Йога и её цель. Мать. Мысли озарения/ Пер. с англ. В.Г.Баранова, А.А.Шевченко, А.А.Чеха. JI.: Институт эволюционных исследований «Савитри», 1991. - 94 с.
195. Штокхаузен К. Дышать воздухом иных планет// Советская музыка. 1990. - № 10. - С. 58-65.
196. Штокхаузен К. Когда-нибудь жизнь станет пением//Музыкальная жизнь. 1993. -№№ 15-16. - С. 24-26.
197. Штокхаузен К. Подобно свободной естественной науке// Советская музыка. 1990. - № 10. - С. 65-68.
198. Шушкова О. Лекции по анализу музыкальных произведений, прочитанные в г. Владивостоке в Дальневосточной государственной академии искусств в 1999-2001 годах.: конспект лекций.
199. Шушкова О. О понятиях картина мира и модель мира// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад; Вып.8. -Владивосток: ДВГАИ, 2002. - С. 162-166.
200. Шушкова О. Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма: Автореферат дис. . д-ра иск. -Новосибирск, 2002. 42 с.
201. Юдин Э. Сциентизм// Большая советская энциклопедия (в 30 томах). Гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 3-е. М.: Сов.энциклопедия, 1976. -т. 25.-С. 127-128.
202. Южак К. О природе и специфике полифонического мышления// Полифония. Сб. статей. М.: Музыка, 1975. - С. 6-62.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.