Музыкально-педагогические воззрения и деятельность Леонида Владимировича Николаева: 1878 - 1942 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Архангельская, Виктория Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат наук Архангельская, Виктория Дмитриевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л.В.НИКОЛАЕВА
1.1. Тенденции развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительского и педагогического искусства (Х1Х-ХХ вв.)
1.2. Характеристика понятия «музыкально-педагогическая деятельность»
1.2.1. Сравнительная характеристика понятий «деятельность», «педагогическая деятельность»
1.2.2. Музыкально-педагогическая деятельность педагога индивидуального исполнительского класса
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава II. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ВОЗЗРЕНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА Л.В. НИКОЛАЕВА
2.1. Становление музыкально-педагогических воззрений профессора Л.В. Николаева
2.2. Характерные черты музыкально-педагогической деятельности Л.В. Николаева
2.2.1. Педагогическое воздействие на индивидуальность ученика
2.2.2. Развитие интеллектуально-логического мышления обучаемого
2.2.3. Развитие творческого (композиторского) мышления обучаемого
2.2.4. Комплекс педагогических технологий обучения
2.2.5. Продуктивный стиль педагогического общения ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
з
17
17
34 46
73
74
102
103
116
121
126 131 134 139 147
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании2001 год, доктор педагогических наук Федорович, Елена Наримановна
Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике2000 год, кандидат педагогических наук Байдалинов, Сергей Николаевич
Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки2004 год, кандидат педагогических наук Хмунина, Татьяна Алексеевна
Интонационная культура начинающего пианиста: Теория и практика2003 год, кандидат искусствоведения Назарова, Елена Олеговна
Художественно-педагогические принципы М.И. Гринберг в контексте традиций отечественной фортепианной школы2018 год, кандидат наук Платонова Алина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-педагогические воззрения и деятельность Леонида Владимировича Николаева: 1878 - 1942»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Начиная с конца XX столетия, все более явственно наблюдается тенденция к снижению профессионального уровня подготовки отечественных педагогов-пианистов и исполнителей. На смену выдающимся музыкантам (Л.Н.Наумов, Д.А.Башкиров, Л.А.Баренбойм, Н.Л.Штаркман, С.Т.Рихтер, Э.Г.Гилельс, В.С.Горовиц, Н.Е.Перельман) не приходят столь же высококвалифицированные специалисты. Современные методики преподавания игры на фортепиано нацелены в основном на простое исполнение авторского текста без его внутреннего наполнения, что приводит к потере высокого художественного уровня трактовки исполняемого музыкального материала. Они отличаются однотипным набором слабо связанных между собой приемов и методов обучения, отсутствием комплексности и многофункциональности, что в недостаточной степени отвечает сегодняшним профессиональным педагогическим требованиям. Фактически не используется богатейший педагогический опыт выдающихся педагогов-музыкантов предыдущих столетий. Таким образом, одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами-музыкантами в учебных заведениях начального, среднего и высшего звена - детских музыкальных школ (школы искусств, студии), музыкальных колледжей, вузов - является непрерывное совершенствование теории и методики фортепианного исполнительского искусства.
В то же время дальнейшая разработка и внедрение новейших технологий в процесс обучения и воспитания молодых музыкантов, оптимизация практики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин предполагает органичное освоение педагогического опыта выдающихся пианистов-педагогов прошлого. Однако до сих пор не в полной мере выявлены, обобщены и сформулированы принципы работы известных педагогов-исполнителей фортепианного искусства. В определенной мере этот пробел восполняют фундаментальные исследования Н.М.Растопчиной, Д.Д.Благого,
з
С.Н.Байдалинова, Ю.В.Болотова, Т.Л.Беркман, С.М.Мальцева, С.М.Хентовой, Т.А.Хмуниной, Б.Л.Кременштейн, А.Д.Алексеева, Л.А.Баренбойма, в которых анализируются педагогические принципы Ф.М.Блуменфельда,
A.Б.Гольденвейзера, А.Н.Есиповой, Т.Лешетицкого, Я.И.Милыптейна, Г.Г.Нейгауза, Л.Н.Оборина, А.Г.Рубинштейна, Н.Г.Рубинштейна,
B.И.Сафонова.
Российская фортепианная педагогика опирается на прочные многовековые традиции, выработанные выдающимися музыкантами-педагогами. У истоков этих традиций стояли Дж.Фильд, М.И.Глинка, А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, Т.Лешетицкий, А.Н.Есипова, В.И.Сафонов, В.В.Пухальский, П.Л.Пабст, Ф.М.Блуменфельд и др. Наследниками и продолжателями этих традиций принято считать видных московских и ленинградских музыкантов, которые являются представителями отечественной исполнительской и музыкально-педагогической фортепианной школы XX века: К.Н.Игумнов, Л.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, СЕ.Фейнберг, Л.В.Николаев.
Вместе с тем до настоящего времени недостаточно исследованным остается музыкально-педагогический опыт этих выдающихся педагогов-музыкантов, наиболее ярким представителем которых был один из основателей Ленинградской (Петербургской) фортепианной школы Леонид Владимирович Николаев. Он занимал ведущее место среди профессоров Ленинградской консерватории, проработав в ней свыше тридцати лет. За этот период Л.В.Николаев оставил глубокий след в истории фортепианного исполнительства и педагогики, воспитал плеяду талантливых исполнителей, педагогов, имена которых широко известны в России и за рубежом: А.Д.Каменский, Н.Е.Перельман, В.Х.Разумовская, И.М.Рензин, П.А.Серебряков, В.В.Софроницкий, Д.Д.Шостакович, М.В.Юдина, С.И.Савшинский (свыше 120 человек). Это обстоятельство дает основание говорить о «школе Л. В. Николаева».
Обращение к имеющимся источникам о Л.В.Николаеве (книги, монографии, брошюры, диссертации, статьи, письма) показывает, что практически
4
весь материал посвящен различным сторонам жизни и деятельности его как педагога, композитора, исполнителя. Так, С.И.Савшинский, Л.А.Баренбойм, Н.Л.Фишман, К.Х.Аджемов, А.А.Алыпванг, Л.А.Баренбойм, С.М.Хентова, В.М.Богданов-Березовский, Я.И.Мильштейн, ЕЛЛиберман, Е.Н.Федорович раскрыли многие характерные черты фортепианной школы Л.В.Николаева. Однако целостное системное представление о музыкально-педагогической деятельности Л.В.Николаева до сих пор отсутствует. Приведенные факты убеждают в необходимости специального научного исследования, посвященного музыкально-педагогической деятельности профессора Ленинградской консерватории Леонида Владимировича Николаева, и позволяют выявить и сформулировать следующие противоречия:
- между необходимостью сохранения и продолжения традиций отечественной пианистической школы и фортепианной педагогики и малой изученностью музыкально-педагогической деятельности выдающихся представителей фортепианного искусства;
- между значительным вкладом Л.В.Николаева в отечественную музыкальную педагогику, с одной стороны, и недостаточной изученностью его музыкально-педагогической деятельности - с другой.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы историко-теоретические предпосылки и дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева? Это предопределило выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить историко-теоретические предпосылки и дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.
Объект исследования: развитие музыкально-педагогической теории и практики фортепианного исполнительского и педагогического искусства XIX -XX вв.
Предмет исследования: историко-теоретические предпосылки и дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.
Задачи исследования:
1. Обобщить тенденции развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительского и педагогического искусства (XIX - XX вв.) как исторические предпосылки становления музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.
2. Выявить и обосновать теоретические предпосылки анализа музыкально-педагогической деятельности Л.В.Николаева.
3. Определить историко-педагогические факторы становления профессора Л.В.Николаева как педагога индивидуального исполнительского класса.
4. Выявить дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.
Хронологические рамки исследования: период жизни и деятельности Л.В.Николаева (1878 - 1942). Вместе с тем логика исторического подхода, предписывающая анализировать этапы становления и развития теоретических основ развития музыкальной (фортепианной) педагогики, обусловила необходимость обращения к более ранним и поздним периодам зарубежной и отечественной истории музыкальной и общей педагогики. Наиболее пристально внимание концентрировалось на второй половине XIX в. и первой половине XX в.
Методологическая база исследования включает: деятелъностный, комплексный и личностный подходы как методологические основания для изучения сложных педагогических систем; системно-структурный подход, который позволил представить предмет исследования как единую систему и рассмотреть его с позиции целостности; аксиологический подход, основанный на предмете исследования с позиций общечеловеческих ценностей; гуманистический подход (личностно-ориентированный), предполагающий развитие внутреннего мира ученика-исполнителя как субъекта обучения и свободное
совместное творчество ученика и педагога; культурно-исторический и средо-
6
вой подходы изучения персоналий; перенос акцента с хронологии на типологию объекта исследования, что позволило выделить общее и частное в педагогическом опыте как закономерности историко-культурных и педагогических традиций.
Теоретической основой исследования служат:
- теория деятельности (Л.С.Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев); -теория развития личности в деятельности и общении (А.А.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов);
-теория творческой педагогической деятельности (Г.Л.Ильин, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, Ю.Л.Львова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.М.Митина, Н.Д.Никандров, В.В.Сериков, В.А.Сластенин);
- теория художественной педагогики (А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Н.Г.Тагильцева, Л.В.Школяр);
- педагогические и психологические проблемы музыкально-педагогической деятельности (А.Д.Алексеев, Б.В.Асафьев, Г.Н.Ахмеров, Л.А.Баренбойм, Л.Л.Бочкарев, Ю.Н.Бычков, А.Л.Готсдинер, Е.Б.Девяткина, Б.Я.Землянский, Б.Л.Кременштейн, Е.О.Кузнецова, М.Н.Курбатов, Е.Я.Либерман, Н.А.Любомудрова, Л.А.Мазель, С.М.Майкапар,
A.Н.Малюкова, А.Н.Молодов, Г.Г.Нейгауз, Л.П.Новикова, В.А.Петрушин,
B.М.Подуровский, С.И.Савшинский, Н.В.Суслова, О.В.Тулинова,
C.М.Хентова, Г.М.Цыпин, Р.Н.Эргашев).
Методы исследования в целом характерны для изучения истории музыкальной педагогики. Это комплекс общенаучных (анализ, синтез, систематизация, обобщение) и конкретных методов: сравнительно-сопоставительный и историко-ретроспективный; структурный и комплексный, историко-эстетический и аналитический, текстологический метод анализа изучаемого материала; методы обобщения, актуализации и систематизации опубликованных материалов в специализированной литературе, архивных данных, исторических фактов, что содействовало определению изученности проблемы, подведению поэтапных и общих итогов.
Источниковая база исследования представлена следующими группами материалов.
1. Источники: изданный лекционный материал Л.В.Николаева; его неизданный архивный рукописный материал (стенограммы лекций); опубликованные письма и воспоминания учеников, коллег, современников Л.В.Николаева; документы архивного фонда «Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки» (ГЦММК, Москва); документы Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга» (ЦГАЛИ).
2. Историография: исследования С.И.Савшинского и Л.А.Баренбойма (С.И.Савшинский «Леонид Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности». (Л., 1960), С.И.Савшинский «Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог». (Л.; М., 1950) и юбилейная книга, изданная к столетию со дня рождения Л.В.Николаева «Л.В.Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма», редакторами-составителями которой являются Л.А.Баренбойм и Н.Л.Фишман (Л., 1979)); работы теоретиков фортепианного исполнительства (К.Х.Аджемов, А.А.Алыпванг, Л.А.Баренбойм, В.М.Богданов-Березовский, Е.Я.Либерман, Я.И.Милыптейн, С.И.Савшинский, С.М.Хентова); труды, посвященные европейскому и отечественному фортепианному исполнительству и музыкальной педагогике; историко-педагогические сочинения по исследуемому периоду; труды современных авторов по проблемам истории музыкальной педагогики и общей педагогики.
Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 2006-2011 гг. в три этапа.
I этап (2006-2008) включал в себя поиск литературных источников и архивных документов, изучение и анализ информации по теме исследования, на основе чего систематизировался фактический материал, выстраивалась исходная теоретическая база исследования, формировался научный аппарат.
II этап (2008-2009) - осуществлялись анализ, обобщение и систематизация
всей источниковедческой базы, выявлялись особенности музыкально-
8
педагогической деятельности профессора Л.В .Николаева, разрабатывалось теоретическое обоснование положений диссертационного исследования, формулировались выводы, производилась предварительная литературная обработка текста и других материалов диссертационного исследования.
Ш этап (2009-2011) - завершение исследования, оформление текста диссертации и приложений, апробация основных положений диссертационного исследования в виде публикаций и выступлений на различных научно-практических мероприятиях, написание автореферата.
Научная новизна исследования:
1. Обобщены тенденции развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительского и педагогического мастерства (XIX - XX вв.), которые представлены в логико-историческом аспекте:
начало XIX в.: дифференцированный подход в профессиональном и общемузыкальном образовании; коллективная и индивидуальная формы обучения; развитие музыкальных способностей, элементарных навыков музицирования, формирование творческой активности и др.;
середина XIX в.: воспитание музыканта-исполнителя, отсутствие педагогической подготовки у выпускников музыкальных учебных заведений; формирование неповторимых черт русской композиторской школы, становление и укрепление национальной фортепианной школы как школы мирового значения, расцвет русской музыкальной критики (В.В.Стасов, А.Н.Серов, Ц.А.Кюи, Г.А.Ларош, Н.Д.Кашкин и др.);
вторая половина XIX в.: становление подготовки профессиональных педагогических кадров; разделение музыкальных профессий: педагогика, исполнительство и композиторское творчество; открытие отделений Русского музыкального общества с целью содействия развитию русской музыки и профессионального музыкального образования в России; формирование в начальный период деятельности первых русских консерваторий основ методики обучения игре на фортепиано и становление национальной русской
фортепианной школы (В.И.Сафонов, Т.Лешетицкий, А.Н.Есипова,
9
Ф.М.Блуменфельд, Л.В.Николаев, А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер и др.).
2. Выявлены и обоснованы теоретические предпосылки анализа музыкально-педагогической деятельности Л.В.Николаева:
• дано авторское определение понятия музыкально-педагогическая деятельность педагога индивидуального исполнительского класса - это творческая деятельность педагога-музыканта, направленная на музыкальное образование обучаемого посредством музыкального искусства, путем формирования и развития индивидуальных музыкальных способностей учащегося, овладения им профессиональными исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте;
• определен комплекс характеристик музыкально-педагогической деятельности, включающий цель, задачи, ее функциональные виды, педагогическое взаимодействие, стиль педагогического общения, педагогические технологию, приемы, особенности, методы, мастерство. В отличие от других исследователей (Л.Г.Арчажникова, Л.Л.Бочкарев, В.М.Подуровский, О.В.Тулинова, С.М.Хентова и др.), которые используют названные характеристики по отношению к подготовке учителя музыки, автор рассматривает суть этих характеристик применительно к подготовке музыканта-исполнителя.
3. Определены историко-педагогические факторы становления Л.В.Николаева как педагога индивидуального исполнительского класса (объективные: период зарождения музыкального образования в России - развитие деятельности Ленинградской консерватории - педагогическая преемственность - влияние великих деятелей искусства того времени - непосредственное общение с широким кругом людей, имеющих значительный социальный статус - признание авторитета Николаева в музыкальных кругах и в общественной жизни; субъективные: семейное окружение - музыкальные и творческие способности - разносторонние интересы - открытость в исполнительской и педагогической деятельности всему новому - общительность -
10
доброжелательность - работоспособность - одаренность - любовь к музыкальному искусству).
4. Выявлены дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева:
1) педагогические принципы обучения педагога индивидуального исполнительского класса:
- педагогическое воздействие на индивидуальность ученика (демонстрация собственного профессионального исполнительского опыта; поддержка своеобразного индивидуального исполнительского типа; стремление не заслонять индивидуальность ученика личностью педагога; предоставление возможности ученику создать собственное музыкальное сочинение; установка на бесконечный творческий поиск, развитие критического отношения к собственному исполнительскому искусству; творческая трансформация форм и методов обучения в зависимости от индивидуальности ученика; развитие индивидуальности ученика без излишнего педагогического попечительства);
- развитие интеллектуально-логического мышления обучаемого (использование методов внутренней логики, первоначального анализа, осознания, ориентировки, углубления, общего охвата произведения, сравнения, обобщения, «отказа от эмоциональной игры», интуитивной находки);
- развитие творческого (композиторского) мышления обучаемого (сочинительский подход к музыкальному материалу, точное выполнение рекомендаций автора, проникновение в его замысел посредством обращения к другим видам искусства, «композиторский анализ», «собственное сочинение» музыкального произведения, видение подтекста авторского замысла, внутреннее представление музыки, детализированное освоение текста);
- развитие самостоятельности обучающегося как основное условие для дальнейшего совершенствования профессионального исполнительского и педагогического мастерства.
2) комплекс педагогических технологий обучения (поисковая беседа
на индивидуальном уроке; индивидуальный урок перед ученической аудито-
11
рией - мастер-класс; включенная в лекцию беседа; творческие беседы (беседа-отзыв)).
3) продуктивный стиль педагогического общения, обусловленный сочетанием требовательности и глубокого уважения к ученику; толерантностью; спокойным ровным тоном на уроке; демократическим отношением к ученикам; доступной формой объяснения материала; установкой на положительный результат; уважительным отношением к творчеству других педагогов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные педагогические принципы, методы, приемы, подходы и технологии, сложившиеся в опыте Л.В.Николаева, а также понятия и характеристики, уточненные автором применительно к музыкально-педагогической деятельности, играют значимую роль в развитии музыкальной педагогики и методики преподавания не только фортепианного исполнительского класса, но и любой исполнительской специальности. Для истории музыкальной педагогической мысли важными выступают выявленные факторы становления Л.В.Николаева как педагога, исполнителя и композитора, а также тенденции развития музыкального образования и музыкальной педагогики в период с начала XIX по XX в.
В научный оборот музыкальной педагогики введены ранее неизвестные архивные материалы, имеющие историческую ценность (изданный лекционный материал Л.В.Николаева; неизданный архивный рукописный материал (стенограммы лекций) Л.В.Николаева; опубликованные письма и воспоминания учеников, коллег, современников Л.В.Николаева; документы архивного фонда «Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки» (ГЦММК, Москва); документы Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга» (ЦГАЛИ)).
Практическая значимость исследования заключается:
1) е практическом применении принципов, педагогических технологий
и приемов педагогического общения, сложившихся в опыте Л.В.Николаева, в
12
музыкально-педагогической деятельности педагогов специального исполнительского класса для совершенствования исполнительской подготовки учащихся;
2) в разработке специальных, отражающих результаты исследования, лекционных курсов по «Истории фортепианного исполнительства», «Истории музыкального образования», «Музыкальной педагогике» и «Методике обучения игре на фортепиано» для консерваторий, музыкальных академий, институтов искусств, средних специальных музыкальных учебных заведений, курсов подготовки и переподготовки преподавателей исполнительских специальностей;
3) в возможности использования диссертационного материала для дальнейшего изучения эволюции отечественной музыкальной педагогики.
Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обусловлены:
анализом и историческим подходом к источниковой базе (рукописный архивный материал, литературные издания, научно-теоретические статьи), прошедшей объективную оценку временем;
апробацией основных положений исследования в научных публикациях;
включением результатов исследования в процесс образования на курсах повышения квалификации педагогических работников культуры и искусств и дополнительного образования.
Личный вклад соискателя в получение научных результатов заключается
в:
разработке содержания понятия «музыкально-педагогическая деятельность педагога индивидуального исполнительского класса»;
раскрытии тенденций развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительского и педагогического искусства (XIX - XX вв.);
определении предпосылок становления профессора Л.В.Николаева как педагога индивидуального исполнительского класса;
выявлении, анализе педагогических воззрений, принципов, методов и технологий Л.В.Николаева;
составлении систематизированного списка материалов о музыкально-педагогической деятельности Л.В.Николаева (статей, списка архивных материалов) из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ) и ЦГММК имени М.И.Глинки (Москва).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Тенденции развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительского и педагогического искусства (XIX XX вв.), представленные в логико-историческом аспекте как исторические предпосылки становления музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.
2. Авторское определение понятия и комплекс характеристик музыкально-педагогической деятельности педагога индивидуального исполнительского класса как теоретические предпосылки анализа музыкально-педагогической деятельности Л.В.Николаева.
3. Объективные и субъективные историко-педагогические факторы становления Л.В.Николаева как педагога индивидуального исполнительского класса.
4. Дидактические основы музыкально-педагогических воззрений (совокупность педагогических принципов обучения педагога индивидуального исполнительского класса) и деятельности (комплекс педагогических технологий обучения и продуктивный стиль педагогического общения) Л.В.Николаева.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Российского государственного университета имени И. Канта (2009-2010 гг., Калининград), на
обучающем семинаре «Особенности систематизации педагогического про-
14
цесса в индивидуальном исполнительском классе» для преподавателей детских музыкальных школ, детских школ искусств в рамках курсов повышения квалификации Областного образовательно-методического центра (2009 г., Советск); на лекциях для магистрантов Института современных образовательных технологий Российского государственного университета им. И. Канта (2009-2010 гг., Калининград); на конференциях, посвященных проблемам педагогики и художественного образования на базе высших музыкально-педагогических, гуманитарных и педагогических образовательных учреждений, проведенных с 2006 по 2011 г. (Красноярск, Москва, Екатеринбург, Чита, Тараз, Бийск, Волгоград, Казань); по материалам исследования опубликовано 16 работ; издана монография «Школа фортепианного педагогического мастерства Л.В.Николаева» (2009 г., Калининград), которая используется в практической деятельности преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ (Советск, Костанай, Калининград). Общий объем публикаций - 10,6 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (216 источников) и 13 приложений. В тексте имеются 15 рисунков, 9 таблиц.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены его предмет и объект, сформулированы цель и задачи, представлены методологическая основа и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Историко-теоретические предпосылки становления и анализа музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева» рассматриваются тенденции развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительского и педагогического искусства (XIX - XX вв.); характеристики музыкально-педагогической деятельности педагога индивидуального исполнительского класса.
Во второй главе «Анализ музыкально-педагогических воззрений и деятельности профессора Л.В.Николаева» анализируются историко-педагогические факторы становления профессора Л.В.Николаева как педагога индивидуального исполнительского класса; выявляются дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.
В приложении даны схемы и таблицы компонентов содержания музыкально-педагогической деятельности, систематизированный материал о музыкально-педагогической деятельности профессора Л.В.Николаева, фотоматериалы, перечень архивных материалов.
ГЛАВА I.
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л.В.НИКОЛАЕВА
Для того чтобы составить представление о теоретических основах музыкально-педагогической деятельности, важно обратиться к проблеме развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительского и педагогического мастерства, включающей ряд вопросов: предпосылки становления научно-методического направления в музыкальной педагогике по фортепианному искусству в России XIX - начала XX в., развитие музыкального образования по данной специальности в России в интересующий нас период, процесс становления профессии педагога индивидуального фортепианно-исполнительского класса в России, специфика деятельности педагога индивидуального фортепианно-исполнительского класса и другие. Это позволит нам выявить тенденции развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительского и педагогического мастерства (XIX - XX вв.), а также основу профессиональной деятельности педагога индивидуального фортепианно-исполнительского класса.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Традиции профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в классах камерного ансамбля Московской консерватории2012 год, кандидат искусствоведения Берлизов, Дмитрий Андреевич
Творческая деятельность С.Л. Доренского и традиции русской исполнительской школы2015 год, кандидат наук Перерва, Елена Ивановна
Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей: Из опыта работы фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского2000 год, кандидат искусствоведения Слуцкая, Лариса Евдокимовна
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств2001 год, кандидат педагогических наук Сударчикова, Лилия Геннадиевна
Педагогические принципы Я.В. Флиера в современной практике преподавания музыки2014 год, кандидат наук Каменева, Галина Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Архангельская, Виктория Дмитриевна, 2012 год
Список
сочинений JL В. Николаева [132. С. 276-282]
A. Для симфонического оркестра
1. Сюита ля мажор (соч. 1891, исп. 20 марта 1892, Киев, п/у Е. А. Рыб, рук.); 2. Скерцо до мажор (рук.); 3. Скерцо до минор (соч. до сентября 1897, рук.); 4. Скерцо соль минор (соч. 1897-1898, рук.); 5. Andante ми мажор (соч. 1899); 6. Симфония ля минор в 4-х частях (соч. 1901); 7. Скерцо си минор (соч. 1901); 8. Интермеццо и Мелодия из Сюиты для 2-х ф-п. си минор ор. 13 (соч. 1905-1908, авт. перелож. для орк., рук.); 9. Серенада ми-бемоль мажор (соч. 1910, исп. 28 июня 1914, Баку п/у Р. М. Глиэра, рук.); 10. Ноктюрн си мажор ор. 17 (соч. 1914, рук.); 11. Поэма ля-бемоль минор (соч. 1922, рук.); 12. Скерцо ля минор (соч. 1934).
Б. Для солистов, хора и оркестра
13. «Манфред», опера по поэме Д. Байрона в 3-х действиях, посвящена матери, М. К- Николаевой (соч. 1889-1890, рук. - партитура с пометками П. И. Чайковского); 14. «Граф Габсбургский», кантата для тенора, баритона, хора и оркестра на сл. В. Жуковского (рук.); 15. «Жених в полуночи грядет», кантата для сопрано или тенора, мужского хора и оркестра на сл. K.P. (соч. 1901, рук.); 16. «Гимн духовной красоте», кантата для солистов, хора и оркестра на сл. П.Б.Шелли в переводе К.Бальмонта и в переработке Н.Маныкина-Невструева (соч. 1902, исп. 7 марта 1903, Москва, симфоническое собрание РМО, п/у
B.Сафонова при участии М.Дуловой, В.Севастьянова, В.Петрова, учащихся О.Пест, Л.Миловой-Мисаиловой, П.Иродова, М.Ржанова и хора консерватории, партитура с дирижерскими пометками В.Сафонова; арии тенора и сопрано изд. Юргенсоном); 17. «Дифирамб 15-й годовщине Октября» для солистов, хора и оркестра на сл. А.Маширова-Самобытника (соч. 1932, рук.); 18. «Я вечор в лугах гуляла» для голоса с оркестром на сл. Хованского (рук.); 19. Похоронная песня для сопрано и тенора в сопровождении оркестра на сл., заказанные Л.Поповой (рук., без текста); 20. «Гимн Октябрю» для солиста, хора и оркестра на сл. А,Прокофьева (соч. 1937, рук).
В. Для хора
Без сопровождения; 21-23. Три хора на сл. А. Фета. «Уж верба вся пушистая» (рук.), «Благовонная ночь» (соч. 1900, рук.), «Когда во след весенних бурь» (соч. 1900, рук.); С сопровождением: 24 «Нехай живе Кшвьска консерватория», ко дню ее 20-летнего юбилея, для хора и 2-х ф-п. в 8 рук (соч. 1933, рук.).
Г. Для солистов с оркестром
25. Концертное Allegro для ф-п. с оркестром соль минор (соч. 1897, исп 25 мая 1897, Киев, акт XVIII выпуска Музыкального училища Киевского отделения РМО, п/у А. Виноград-ского, солист - автор, рук.); 26. Концерт до минор для ф-п. с оркестром (соч. 1900, рук.); 27. Две мелодии для скрипки с оркестром (рук.; в перелож. для скрипки с ф-п. исп. 16 марта 1903, Киев, К. Сараджев и автор, изд. Юргенсоном).
Д. Для разных инструментов и ансамблей
28. Песня без слов для виолончели с ф-п. фа мажор (соч. 1890, рук.); 29. Две мелодии для скрипки и ф-п. ор. 3 We 1, 2 (изд. Юргенсоном); 30. Мелодия для скрипки и ф-п. соль мажор (рук.); 31. «Листок из альбома», дуэт для флейты и ф-п. ор. 5 (изд. Юргенсоном); 32. «Мечты» для струнного квартета и арфы ре минор (рук.); 33. Соната для скрипки и ф-п. соль минор ор. И (соч. 1899-1904, исп. 28 октября 1904, Москва, квартетное собрание РМО, И. Гржимали и автор, изд. Юргенсоном); 34. Соната для виолончели и ф-п. ре минор ор. 18 (соч. 1922, исп. 25 мая 1922, МзПг.Ф, Е. Вольф-Израэль и автор, рук.); 35. Трио для скрипки, виолончели и ф-п. фа-диез минор (соч. 1908, рук., эскизы I и II частей); 36. Струнный квартет фа мажор, I часть (соч. 1900-1901, рук.); 37. Струнный квартет № 1 ля мажор (соч. 1901, исп. 9 марта 1942, Ташкент, квартет им. Ауэра в составе: В. Шер, Б. Ратнер, Б. Левитин, Э. Фишман, изд. Музгизом); 38. Струнный квартет № 2 ре минор (соч. июнь 1941 - январь 1942, исп. (II часть) 9 марта 1942, Ташкент, квартет им. Ауэра, рук.).
Е. Для голоса с фортепиано
39. Ave María на сл. К. Николаева (рук.); 40. Ария для сопрано из кантаты «Гимн духовной красоте» ор. 6 (соч. 1902, исп. 16 декабря 1907, Москва, 76-е утро КЛРМ, А. Киселевская, изд. Юргенсоном совместно с арией тенора из того же сочинения); 41. «Будь со мною, как прежде бывала» на сл. М. Лермонтова ор. 17 № 3 (исп. 9 марта 1942, Ташкент, С. Апродов и автор, изд. Музсектором Госиздата); 42. «Весна» на сл. А. Майкова op. 16 № 1 (соч. 1909, исп. 25 мая 1922, МзПг.Ф, А. Даниэлян и автор, рук.); 43. «Весне» на сл. Анакреонта в переводе Л. Мея ор. 20 № 1 (соч. 1919, исп. 25 мая 1922, МзПг.Ф, А. Даниэлян и автор, рук.); 44. «Взгляни, мой друг, на небо голубое» на сл. В. Красова (рук.); 45. «Выйдем с тобой побродить» («В лунном сиянии») на сл. А. Фета (соч. 1901, исп. 26 октября 1901, Москва, 31-й вечер КЛРМ, Л. Собинов и автор, изд. Гутхейлем); 46. «Вперед без страха и сомнения» на сл. А. Плещеева ор. 10 № 5 (изд. Юргенсоном, 1908); 47. Гимн Кучеровского общества «Ихневмон» для голоса и ф-п. на сл. неизв. автора (рук.); 48. «Горные вершины» для сопрано, альта и баса на сл. М. Лермонтова (из И. Гёте) (соч. 1890, рук.); 49. «Горящие письма» на сл. Н. Некрасова, посвящается А. М. Керзину (соч. 1900, рук.); 50. Дуэт на сл. С. Надсона (соч. 1892, рук.); 51. «Еще в полях белеет снег» на сл. Ф. Тютчева (рук.); 52. «Заря прощается с землею» на сл. А. Фета (местонахожд. рук. неизв.); 53. «Зимняя дорога» на сл. А. Пушкина (исп. 9 марта 1942, Ташкент, С. Осколков и автор, рук.); 54. «Как тяжело сказать, прости», автор сл. неизв. (соч. 1891, рук.); 55. «Как хорошо ты, о море ночное» на сл. Ф. Тютчева ор. 4 (соч. 1901, исп. 4 февраля 1901, Москва, 29-е утро КЛРМ, М. Бочаров и автор, изд. Юргенсоном); 56. «Какая ночь» на сл. А. Фета (соч. 1899, исп. 4 февраля 1901, Москва, 29-е утро КЛРМ, С. Синицина и автор, изд. Идзиков-ским, Киев); 57. «К няне» на сл. А. Пушкина (исп. 9 марта 1942, Ташкент, С. Осколков и автор, рук.); 58. Колыбельная четырех нянюшек «Спи, младенец мой прекрасный», четырехголосный канон с двумя показателями для вокального квартета и ф-п. (по авт. помете на рук. соч. 1904-1905, Москва); 59. «Легенда о наше» на сл. С. Фруг ор. 9 (исп. 18 января 1908, Москва, 5-я «Музыкальная выставка», М. Дейша-Сионицкая и автор, изд. Юргенсоном); 60. «Лишь вам одной» на собств. сл. (соч. 1900, изд. в сб. Литературно-артистического общества, Киев); 61. «На балконе» на сл. К. Р. ор. 10 № 1 (соч. 1902, исп. 23 апреля 1907, Москва, 1-я «Музыкальная выставка», А. Богданович и Е. Богословский (ф-п.), изд. Юргенсоном); 62. «Наряды феи» на сл. К. Бальмонта ор. 20 № 2 (соч. 1920, исп. 25 мая 1922, МзПг.Ф, А. Даниэлян и автор, рук.); 63. «Настала ночь» на сл. А. Струве ор. 10. № 6 (исп. 16 января 1911, Москва, 102-е. утро КЛРМ, А. Секар-Рожанский и автор, изд. Юргенсоном); 64. «Не отходи от меня» на сл. А. Фета (местонахожд. рук. и дата исп. неизв.); 65. «О, ветер, плачущий уныло» на сл. П. Б. Шелли (рук.); 66. «О, дитя, под окошком твоим» на сл. К. Р. (изд. Идзиковским, Киев); 67. «О, долго буду я» на сл. А. Фета
186
(соч. 1899, исп. 13 января 1902, Киев, 1-е утро камерной музыки отделения РМО, 2-я серия, Л. Фрид-Гуревич и автор, изд. Идзиковским, Киев); 68. «Озеро чистое» на сл. К. Р. (соч. 1901, исп. 19 января 1903, Москва, 40-е утро КЛРМ, М. Дейша-Сионицкая, изд. Идзиковским, Киев); 69. «О, как бы я желал» на сл. К. Р. (соч. 1901, рук.); 70. «О, как легко» на сл. А. Струве ор. 10 № 7 (соч. 1907, исп. 23 апреля 1907, Москва, 1-я «Музыкальная выставка», А. Богданович, изд. Юргенсоном); 71. «Одно сияние красоты» на сл. Н. Маныки-на-Невструева (местонахожд. рук. и дата исп. неизв., изд.); 72. «Островок» на сл. П. Б. Шелли в пер. К. Бальмонта (соч. 1901, исп. 23 ноября 1903, Москва, 44-е утро КЛРМ, М. Дейша-Сионицкая; 13 и 23 марта 1909, Лондон, М. Венявская, рук.); 73. «Парус» («Белеет парус одинокий») на сл. М. Лермонтова ор. 17 № 1 (исп. 9 марта 1942, Ташкент, С. Апро-дов и автор, изд. Музсектором Госиздата); 74. «Песенка об острове Бимини» на сл. Г. Гейне в пер. А. Девет-Вознесенской ор. 16 № 2 (исп. 25 мая 1922, МзПг.Ф, А. Даниэлян и автор, рук.); 75. «Повеяло черемухой» на сл. К.Р. (соч. 1901, исп. 14 марта 1901, Москва, 30-й вечер КЛРМ, Н. Са- лина и автор, изд. Идзиковским, Киев); 76. «Под шум дождя» на сл. Д. Ратгауза ор. 12 № 3 (исп. 30 марта 1912, МзСПб.К, А. Сахновская и М. Дулов (ф-п.), 22 мая 1913, Париж, зал Плейель, А. Сахновская); 77. «Последние цветы» на сл. А. Пушкина (соч. 1901, рук.); 78. «Постой, здесь хорошо» на сл. А. Фета (соч. 1899-1901, исп. 13 декабря 1901, Москва, 33-й вечер КЛРМ, Л. Собинов и автор в присутствии И. А. Римского-Корсакова, изд. Гутхейлем; 8/21 февраля 1908, Мадрид, Л. Собинов (в пер. на франц. исп.); 79. «Поэтов нет» на сл. П. Якубовича ор. 10 № 3 (соч. 1902, исп. 5 ноября 1906, Москва, БзБл. собр., Л. Собинов и Е. Богословский (ф-п.), изд. Юргенсоном); 80. «Приди ко мне под нежный сумрак ночи» на сл. Д. Ратгаузаор. 12 № 4 (соч. 1904, исп. 23 апреля 1907, Москва, 1-я «Музыкальная выставка», А. Богданович и Е. Богословский (ф-п.), изд. Юргенсоном); 81. «Притча о сеятеле и семенах» на сл. А. Жемчужникова ор. 9 (соч. 19001906, исп. 18 января 1908, 5-я «Музыкальная выставка», М. Дейшя-Сионицкая и автор, изд. Юргенсоном); 82. «Прости, не помни дней паденья» на сл. Н. Некрасова ор. 10 № 4 (соч. 1904, исп. 16 декабря 1907, Москва, 76-е утро КЛРМ, И. Грызунов и автор, изд. Юргенсоном); 83. «Простой воспитанник природы» на сл. А. Пушкина (исп. 9 марта 1942, Ташкент, С. Осколков и автор, рук.); 84. «Ручьи сливаются с рекою» на сл. П. Б. Шелли в пер. К. Бальмонта (соч. 1901, рук.); 85. «Тихо луна выплывала» на сл. Д. Ратгауза ор. 12 № 2 (соч. 1902-1903, исп. 16 марта 1910, МзСПб.К, М. Дейша-Сионицкая и автор, изд. Юргенсоном); 86. «Тихой ночью, поздним летом» на сл. Ф. Тютчева ор. 4 (соч. 1900, исп. 14 марта 1901, Москва, 30-й вечер КЛРМ, Н. Салина и автор, изд. Юргенсоном); 87. «Только встречу улыбку твою» на сл. А. Фета (соч. 1901; исп. 13 января 1902, Киев, 1-е утро камерной музыки РМО, 2-я серия, Л. Фрид-Гуревич и автор; 17 февраля 1902, Москва, 35-е утро КЛРМ, С. Синицина и автор, изд. Гутхейлем); 88. «Только лишь греза» на сл. Д. Ратгауза ор. 12 № 5 (изд. Юргенсоном); 89. «Ты помнишь ли?» на сл. М. Лермонтова ор. 17 № 2 (соч. до 25 марта 1927, исп. 9 марта 1942, Ташкент, С. Апродов и автор, изд. Музсектором Госиздата); 90. «Чем тоске, и не знаю, помочь» на сл. А. Фета (соч. 1899 исп. 4 февраля 1901, Москва, 29-е утро КЛРМ, Л. Собинов и автор, изд. Идзиковским, Киев); 91. «Эти летние ночи» на сл. Д. Ратгауза ор. 12 № 1 (исп. 10 декабря 1906, Москва, 67-й вечер Грызунов и автор, изд. Юргенсоном); 92. «Я жду тебя в тиши уедигтеттт.<т^ ття <-тт
Вс. Соловьева (соч. 1899, рук.); 93. «Я долго стоял неподвижно» на сл. А. Фета (соч. 1899, исп. 14 марта 1901, Москва, 30-й вечер КЛРМ, Н. Салина и автор, изд. Гутхейлем); 94. «Я помню» на сл. А. Струве ор. 10 № 2 (соч. 1902, исп. 16 декабря 1907, Москва, 76-е утро КЛРМ. Л. Собинов и автор, изд. Юргенсоном).
Ж. Для фортепиано
95. Allegro соль минор (соч. 1900, рук.); 96. Allegretto (исп. 19 декабря 1901, Москва, вечер учащихся Моск. консерватории, уч-ца мл. курса Павленко, местонахожд. рук. неизв.); 97. Andante ля мажор (соч. 1910-1911. рук.); 98. Баркарола соль мажор (соч. 1890, рук.); 99.
187
Баркарола op. 7 (соч. 1902, исп. 11 ноября 1902, Москва, М. Неменова-Лунц; 16 декабря 1907, Москва, 76-е утро КЛРМ, автор, изд. Юргенсоном); 100. Вальс си-бемоль мажор (соч. 1886, рук.); 101. Вариации ми мажор (соч. 1890, рук.); 102. В темпе вальса (исп. 19 декабря 1901, Москва, вечер учащихся Моск. консерватории, уч-ца мл. курса Павленко, местонахожд. рук. неизв.); 103. Гавот до минор (рук.); 104. Гавот до мажор (трио с двухтактным отрывком, написанным рукой С. И. Танеева, рук.); 105. Гавот до минор ор. 17 № 2 (соч. 1914 (?), вторая версия 12 сентября 1930, исп. 16 апреля 1938, БзЛФ, Т. Фидлер; 9 марта 1942, Ташкент, автор, рук. двух версий, изд. Музсектором Госиздата); 106. Маленький марш (изд. Идзиковским, Киев, местонахожд. рук. неизв.); 107. Менуэт соль мажор (изд. «Советским композитором», 1957); 108. Ноктюрн для левой руки соль-бемоль мажор (соч. 1900, Киев, рук.); 109. Ноктюрн си мажор ор. 17 № 1 (ф-п. версия орк. соч. 1914, исп. 7 февраля 1914, Петроград, автор, концерт современной музыки, изд. Музсектором Госиздата); 110. Прелюдия си-бемоль минор (соч. 1895, рук.); 111. Прелюдия си-бемоль минор (соч. 1896, рук.); 112. Прелюдия и Фуга (исп. 9 марта 1942, Ташкент, автор, местонахожд. рук. неизв.); 113. Пьеса ля-бемоль мажор (соч. 1892, рук.); 114. Пьеса си минор (соч. 18971898, изд. «Советским композитором», 1957, рук.); 115. Пьеса си-бемоль мажор (соч. 1899, рук.); 116. Пьеса соль мажор (соч. без года, рук. с одной поправкой С. И. Танеева); 117. Пьеса си-бемоль мажор (рук.); 118-119. Две пьесы (соч. 1922, рук.); 120. Пьеса ми мажор (местонахожд. рук. неизв.); 121. Рондо ре мажор (соч. 1900, рук.); 122. Рондо си-бемоль мажор (изд. «Советским композитором», 1957, рук.); 123. Соната ре мажор ор. 15 (соч. 1912-1924, исп. 8 марта 1924, Ленинград, квартира Л. В. Николаева, публ. - 29 марта 1926, конф.-зал ЛГК. Ассоциация современной музыки, оба исполнения - авторские, изд. Музсектором Госиздата); 124. Соната ми мажор в 3-х частях (соч. 1900); 125. Сонатина для очень маленьких детей соль мажор (отрывок); 126. Тарантелла ми мажор ор. 19 (соч. 1918, исп. 25 мая 1922, МзПг.Ф, автор, изд. Музсектором Госиздата, рук.); 127.Фуга ми мажор, двухголосная (соч. 1898, местонахожд. рук. неизв.); 128. Фуга (соч. 1898, февраль, место нахожд. рук. неизв.); 129. Фуга до мииор (соч. 1899, местонахожд. рук. неизв.); 130. Фуга фа минор, трехголосная (соч. 1899, рук.); 131. Фуга ми-бемоль минор (соч. 1899, исп. 14 марта 1901, Москва, 30-й вечер КЛРМ, автор, рук. восстановлена по звукозаписи Е. Славянским, 1934); 132. Фуга- ноктюрн ре-бемоль мажор (соч. 1899, исп. 14 марта 1901, Москва, 30-й вечер КЛРМ, автор, местонахожд. рук. неизв.); 133. Фуга до мажор (соч. 1924, рук. копия П. Рязанова); 134-135. Экспромт до-диез минор (соч. 1896, рук.) и Мазурка фа-диез мажор (соч. б/г. рук.); 136-140. Эскизы (5) ор. 8 (до минор (1902), фа-диез минор (1902), ре мажор (1905, рук.) си-бемоль мажор (1901 -1906, исп. 14 марта 1901, Москва, 30-й вечер КЛРМ, автор), ре мажор (1906); исп. (весь цикл) 16 декабря 1907, Москва, 76-е утро КЛРМ, автор, изд. Юргенсоном, местонахожд. рук. всего цикла неизв.); 141. Этюд фа мажор (местонахожд. рук. неизв.).
Для двух фортепиано
142. Вариации на тему из 4-х нот ля минор ор. 14, поев. 10-летию Керзинского КЛРМ (соч. 1906, исп. 4 мая 1906, Москва, в доме А. М. и М. С. Керзиных, автор и Е. Богословский, изд. Юргенсоном, рук.); 143. Сюита си минор ор. 13 (соч. 1905-1908, исп. 19 ноября 1906, Москва, 66-е утро КРЛМ, Е. Богословский и автор, изд. Юргенсоном); 144. Vivace (соч. 1933, рук.).
3. Переложения, транскрипции и редакции собственных сочинений и произведений других авторов
Для одного фортепиано
145. И. С. Бах - Бузони. Хоральные прелюдии (ред., изд. «Тритоном»); 146. И. Брамс. Колыбельная (обр. в свободном перелож., изд. Музгизом); 147. Д. Букстехуде. Органная
188
Прелюдия и Фуга фа-диез минор (свободное перелож. для ф-п., исп. 20 декабря 1910, БзСПб.К, автор; 3 июля 1921, МзПг.К, М.Юдина, выпускной акт, изд. Музсектором Госиздата); 148. В. Де- шевов. Этюд соль-бемоль мажор (1913) ор. 1, поев. JL В. Николаеву (ред. 1927, изд. «Тритоном»); 149-154. JI. Николаев. Скерцо для симфонического оркестра соль минор (перелож. для ф-п. в 4 руки, рук., см. № 4); Скерцо для симфонического оркестра си минор (перелож.. для ф-п. в 4 руки, рук., см. № 7); Скерцо для симфонического оркестра ля минор (перелож. для ф-п. в 4 руки, рук., см. № 12); Симфония ля минор в 4-х частях (перелож. для ф-п., см. № 6); Серенада ми-бемоль мажор (1910) для симфонического оркестра (перелож. для ф-п., рук., см. № 9); Ноктюрн си мажор (1914) для симфонического оркестра (перелож. для ф-п., рук., см. № 109); 155. И. Па- хельбель. Токката для органа фа мажор (свободное перелож. для ф-п., исп. 14 мая 1925, БзЛФ, В. Софроницкий, изд. Музсектором Госиздата); 156. И. Стравинский. «Русская» из сюиты «Петрушка» (транскрипция финала, соч. 31 марта 1930, рук.); 157. П. Чайковский. «Трепак» из балета «Щелкунчик» (транскрипция для ф-п., изд. Музгизом); 158. М. Штейнберг. Вступление из музыки к драме М. Метерлинка «Принцесса Мален» (перелож. для ф-п., исп. 8 марта 1924, Ленинград, автор перелож., рук.).
Для фортепиано с оркестром
159. Л. Бетховен. Четвертый концерт для ф-п. с оркестром соль мажор ор. 58. Каденция к III части (соч. 8 июня 1935, рук., изд. Музгизом); 160-161. И. Гайдн. Концерт для ф-п. с оркестром ре.мажор. Каденции к I и II частям (соч. 22 августа 1938, рук, изд. Музгизом);
162. Ф. Лист. Венгерская фантазия для ф-п. с оркестром (транскрипция фрагмента сольной партии, рук.).
Для двух фортепиано
163. А. Глазунов. Сюита из балета «Раймонда» (перелож. для 2-х ф-п., соч. 1925-1933, исп. 25 сентября 1925, Ленинград, квартира А. К. Глазунова, автор перелож. и И. Рензин, рук.; автограф Испанского танца, соч. 27 октября 1936, хранится в личн. архиве И. М. и В. И. Рензиных); 164. Л. Николаев. Величание на темы из 4, 5 и 7-й симфоний А. Глазунова (соч. 16 января 1926, исп. 26 апреля 1926, МзЛГК по случаю 20-летия пребывания А. К-Глазунова в качестве ректора (директора) Петерб.- Ленингр. консерватории, авторы сочинений и перелож.); 165. Величание на темы из 4-й симфонии А. Глазунова соч. 17 января 1926, исп. 26 апреля 1926, МзЛГК, Л. В. Николаев и А. К. Глазунов); 166. Л. Николаев Andante для симфонического оркестра ми мажор (перелож., рук., см. № 5); 167-168. Л. Николаев. Ноктюрн си мажор (1914) и Серенада ми-бемоль мажор (1910) для симфонического оркестра (перелож., рук., см. № 9-10).
Для различных инструментов и ансамблей
169. Л. Бетховен. Четвертый концерт для ф-п. с оркестром соль мажор ор. 58 (перелож. для ф-п. и струнного квартета, фрагмент, рук.); 170. К-Вильбоа. «Моряки» (перелож. для двух голосов с акк. скрипки и виолончели, соч. 15 июля 1941, рук.); 171. С. Гулак-Артемовский. Ариозо Оксаны из оперы «Запорожец за Дунаем» (перелож. для голоса с акк. скрипки и виолончели, соч. 15 июля 1941, рук.); 172-173. И. Дунаевский. «Рыбацкая» из кинофильма «Искатели счастья» и Спортивный марш (перелож. для голоса с акк. скрипки и виолончели, соч. 15 июля 1941, рук.); 174. В. Моцарт. Концерт для ф-п. с оркестром ля мажор (перелож. для ф-п. и струнного квинтета, исп. 30 марта 1942, Ташкент, Н. Перельман, квартет им. Ауэра в составе: В. Шер, Б. Ратнер, Б. Левитин, Э. Фишман и В. Вятских, рук.); 175. Л. Николаев. Прелюдия и Фуга для ф-п., соч. 1916 (свободное перелож. для органа, изд. во Франции); 176. Р. Шуман. «Лунная ночь» (перелож. для квинтета
189
духовых инструментов, соч. 1891, рук.). И. Эскизы незавершенных сочинений
177. Вальс для оркестра си мажор (рук.); 178. Концерт для скрипки с оркестром си минор (рук.); 179. Вариации для гобоя и ф-п. ля мажор (рук-.); 180. Концертная пьеса для фагота и ф-п. до мажор (рук.); 181. Трио для скрипки, виолончели и ф-п. фа-диез-минор (соч. 1908, фрагменты I и II частей, рук.).
Список сочинений составлен как по изданным, так и по неопубликованным произведениям композитора, сохранившимся в фондах государственных архивов и у отдельных лиц: в ГЦММК (ф. Л. В. Николаева), ЦГАЛИ (ф. Л. В. Собинова, И. В. Грызунова), ОР ЛОЛГК (ф. Л. В. Николаева) и ГБЛ (ф. А. М. и М. С. Керзиных), ГДМЧ, а также у К. Ф. Гринасюка (около 50 единиц, из которых, помимо незавершенных эскизов и набросков, более 30 - рукописи законченных сочинений), И. 3. Шварца и других.
Когда датировка написания, первого исполнения или издания может быть установлена лишь с относительной точностью, она не находит отражения в Списке. Отсутствие ссылки на рукопись (в дальнейшем - рук.) или издание (изд.) означает, что произведение включено в Список либо по авторской версии для иного состава исполнителей, либо по установленному факту исполнения; наличие лишь первой из них (рук.), - что сочинение (до 1 июня 1977 г.) не издано. Переиздания особо не оговорены. Нумерация применена сквозная - единая для всех разделов Списка.
Список сочинений составлен В.И.Рензиным
СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ ПРОФ. Л. В. НИКОЛАЕВА
ГЦММК имени М. И. Глинки Ф. 129 инв. № 1134 п. № 9863. 1 л. Л., 1941 г., январь. Маш. коп. /по спец. форме/. 28, 3 + 19, 5
Форма № 3
Список научных трудов проф. НИКОЛАЕВА Леонида Владимировича
№№ п/п Наименование трудов Рукопись или пе-чат / если печати., то когда изданы Название издат. или журнала /№, год/ примечания
Ор. 11 Соната для скрипки и ф-п. соль-минор Напечат. Изд. Юргенсона
Ор. 13 Сюита для 2-х ф-п — —
Ор. 14 Вариации для 2-х ф-п —
Ор. 15 Соната для ф-п — Госиздат
Ор. 6 Кантата «Гимн духовной красоте» /напеч. 2 отрывка Изд. Юргенсона
Ор. 1,2, 4, 9, 10, 12 романсы — Изд. Юргенсона и Гутхейль
Ор. 7, 8, 18 Пьесы для ф-п — Изд. Юргенона и Госиздат
Соната для виолонч. и ф-п Рукопись
Струнный квартет —
Скерцо для оркестра —
романсы —
Пьесы для ф-п —
Статья «О работе пианистов над исполнением полифонии» с приложением редакции двух прелюдий и фуг И. С. Баха.
« » 1941 г. Л. Николаев
СПИСОК ПИАНИСТОВ, ОКОНЧИВШИХ ПЕТЕРБУРГСКУЮ -ЛЕНИНГРАДСКУЮ КОНСЕРВАТОРИЮ ПО КЛАССУ Л. В. НИКОЛАЕВА [132. С. 285-287]
1910 Кыштымова Анастасия Максимилиановна, р. 1883 (М. е.); Симонис Корнелия Георгиевна, р. 1877.
1911 Безродная Бася Соломоновна, р. 1887 (М. е.).
1912 Бирюкова (по мужу Лаврова) Маргарита Ивановна, р. 1888; Волынский Яков Моисеевич (Петрович), р. 1890; Каплан Мина Израилевна, р. 1890; Кочкина Александра Петровна, р. 1886; Крамарова (по мужу Патрина) Лидия Моисеевна (Александровна), р. 1882 (М. е.); Львова Анастасия Дмитриевна, р. 1882 (М. е.); Пестинская (по первому мужу Фор, по второму Блех) Елена Осиповна, р. 1879; Полячек (комп. псевдоним Самойлов) Абрам Сомойлович, р. 1889; Табиева (рожд. Берман) Ольга Израилевна, р. 1885; Эйзлер Лея (Луиза, Елизавета) Гуновна, р. 1882 (Б. е.); Якоби Таубе (Татьяна) Давыдовна, р. 1886 (М. е.).
1913 Браиловская Этель Александровна, р. 1886; Верлент Жанни Густавовна, р. 1882; Гиршгорн Чешка Сроловна, р. 1882; Гуревич Роза Григорьевна, р. 1883.
1914 Вельможин Александр Николаевич, р. 1882; Вейц Анна (Хана-Лота) Михайловна, р. 1890; Гончарова Наталия Ивановна, р. 1892; Зеликман Израиль Петрович, р. 1890; Кушелевская Геня Львовна, р. 1886; Фейертаг (по мужу Райц) Анна Германовна, р. 1889; Шехтман (по мужу Беркман) Тамара Львовна, р. 1890.
1915 Достоевская Татьяна Федоровна, р. 1886; Загорный (наст, фамилия Рейтман) Нестор Николаевич, р. 1887; Кедрова (рожд. Эбель) Александра (Алиса) Ивановна, р. 1880; Лейбова Ревекка Михайловна, р. 1883; Мазун Евдокия Петровна, р. 1884; На-дельман Рахиль Марковна, р. 1893; Ронина (по мужу Рубина) Малка (Мария) Самуиловна, р. 1890; Фанненштиль Людвиг Иосифович, р. 1886.
1916 Альтшулер Хиена Давидовна, р. 1892; Виноградова (по мужу Бик) Вера Павловна, р. 1892; Зильберберг Вера Марковна, р. 1892; Нахутин Бер (Борис) Орликович, р. 1892; Пилецкая Мария Ивановна, р. 1892; Савшинский Самарий Ильич, р. 1891; Якоби (по мужу Витлина) Ида Давидовна, р. 1893.
1917 Бунакова Ольга Александровна, р. 1891; Мацулевич Магда Францевна, р. 1897; Сноп Мариам Ильинична, р. 1892.
1918 Михайлов Александр Александрович, р. 1887; Симхович Бася, р. 1896.
1919 Бик Герман Леопольдович, р. 1896 (премия Совета старост им. А. К. Глазунова); Ельцин Сергей Витальевич, р. 1894; Шварц Иосиф Захарович, р. 1899; Юрман Иосиф Петрович, р. 1893.
1921 Кершнер Елена Михайловна, р. 1898; Славинский Евгений Викентьевич, р. 1897; Софроницкий Владимир Владимирович, р. 1901 (премия фирмы Шредер); Юдина Мария Вениаминовна, р. 1899 (премия фирмы Шредер).
1922 Гольдфельд (по мужу Карова) Евгения Марковна, р. 1897; Штейнберг Елизавета Максимилиановна, р. 1899; Юшкова (по мужу Залеская) Мария Константиновна, р. 1884.
1923 Каменский Александр Данилович; р. 1900; Рензин Исай Михайлович, р. 1903; Скрябина (по мужу Софроницкая) Елена Александровна, р. 1900; Столяр Клара Ефимовна, р. 1897; Шведерская (по мужу Ухтомская) Эмилия Эмильевна, р. 1899; Шмидт Константин Григорьевич, р. 1897; Шостакович Дмитрий Дмитриевич, р. 1906.
1924 Бронникова Надежда Дмитриевна, р. 1902; Гаврилова (по первому мужу Тарнов-ская, по второму Гюнтер) Елена ихайловна, р. 1905; Галанина Нина Николаевна, р. 1902; Граменицкая Мариана Федоровна, р. 1904.
1925 Акопова Виргиния, р. 1898; Барвиш Берта Яковлевна, р. 1902; Бражников Максим Викторович, р. 1904; Шапиро Вениамин Борисович, р. 1902.
1926 Гейман Евгения Юльевна, р. 1895; Слонимская Сусанна Иосифовна, р. 1905;
1928 Городинский Борис Маркович, р. 1903;
1929 Рафалович Ольга Владимировна, р. 1897;
1930 Баумштейн Михаил Ильич, р. 1906; Браиловский Моисей Аронович, р. 1904; Бреннер Майор Рафаилович, р. 1907; Бруштейн Эмилия Михайловна, р. 1902; Бузе Григорий Михайлович, р. 1909; Гашкевич Николай Николаевич, р. 1911; Голицин Владимир Николаевич, р. 1907; Городинский Виктор Маркович, р. 1902; Дидерихс Леонид Федорович, р. 1907; Дукаревич Адольф Соломонович, р. 1909; Казанцева Ирина Владимировна, р. 1903; Кессельман Семен Сомойлович, р. 1906; Крахмаль-ников Ананий Аркадьевич, р. 1907; Перельман Натан Ефимович, р. 1906; Пирадов Левон Васильевич, р. 1903; Попов Гавриил Николаевич, р. 1904; Разумовская Вера Харитоновна, р. 1904; Руппе Адам Павлович, р. 1909; Серебряков Павел Алексеевич, р. 1909; Фельдт Павел Эмильевич, р. 1905.
1931 Долгопольская Либа Цодиковна, р. 1908; Иссерсон Тамара Давыдовна, р. 1909; Розанов Александр Семенович, р. 1910; Серебреников Михаил Александрович, р. 1907; Фишман Натан Львович, р. 1909; Хазин Лев Соломонович, р. 1909; Шульгина Валентина Михайловна, р. 1910.
1932 Стеркин Теодор Абрамович, р. 1911; Шифман Михаил Ефимович, р. 1911.
1933 Бергер Моисей Аронович, р. 1909; Жарковский Евгений Эммануилович, р. 1906; Романович Рахиль (Роза) Моисеевна, р. 1910; Рябова Татьяна Давыдовна, р. 1912; Ямпольский Вольф (Владимир) Ефимович, р. 1905.
1935 Андриасян (Андриасов) Роберт Христофорович, р. 1912; Бубликов Юрий (Георгий) Леонидович, р. 1914; Иванова Вероника Петровна, р. 1914.
1936 Геронимус Александр Ефимович, р. 1915; Гринасюк Казимир Францевич, р. 1912.
1937 Гинце Алексей Алексеевич, р. 1913; Соковнин Александр Львович, р. 1912; Фидлер Тамара Лазаревна, р. 1916; Якубович Моисей Вениаминович (?), р. 1916 (?).
1938 Голыд Борис Григорьевич, р. 1913; Корн Савелий Наумович (?), р. 1914.
1939 Самойлович Тамара Самойловна, р. 1914.
1941 Ержемский (наст, фамилия Рафалович) Георгий Львович, р. 1918 Певзнер Любовь Михайловна, р. 1916.
1942 Шахин Марк Борисович, р. 1917.
Список составлен по материалам ЛГИА (ф. 361, разл. оп. и ед. хр, - до 1917 г.), ЛГАЛИ (ф.
7441, разл. оп. и ед. хр. - с 1918 г.), ОР ЛОЛГК, по собственноручным записям Л. В. Николаева, озаглавленным «Мой класс» и хранящимся в IЦММК (ф. 129, № 680, 19091938 гг.), а также по другим документам и источникам (1939-1942 гг.).
Перечень статей в периодических изданиях, связанных с характеристикой школы Л. В.Николаева
Автор Название статьи Издание Год
Гримих К. (Г. М. Коган) Концерт ленинградских пианистов школы Л.В. Николаева Музыка и революция № 4 (16), с. 31. (нет по MB А) 1927
Коган Г. Современные проблемы теории пианизма Пролетарский музыкант 1930, №6, 7-8; № 1. 1929
Дельсон В. Л. В. Николаев (К 25-летию музыкально-педагогической деятельности) Советская музыка № 7-8, с. 111-113 1935
Николаев Л. Несколько слов об исполнительстве Советская музыка № 7-8, с. 112-113. 1935
Алынванг А. Школа Леонида Николаева Советская музыка № 7, с. 44, 49. 1939
Николаев А. А. Московская школа пианизма Советская музыка № 4, с. 75-80. 1947
Равичер Я. В. И. Сафонов. К 100-летию со дня рождения Советская музыка № 2, с. 85-87. 1952
Шостакович Д. Д. Автобиография «Думы о пройденном пути» Советская музыка № 9. 1956
Рабинович Д. Большой путь советского пианизма Советская музыка №11, с. 78-82 1957
Савшинскнй С., Пе-рельман Н., Серебряков П., Шостакович Д. Письмо в редакцию Советская музыка № 8, с. 140. 1961
Шостакович Д. Д. Моя альма матер. (К 100-летию Ленинградской консерватории) Советская музыка № 9. 1962
Шостакович, Д. Д. Автобиография Советская музыка № 9. 1966
Мазель Л. О типах творческого замысла Советская музыка № 5, с. 19. 1976
Список музыкальных произведений, используемых Л. В. Николаевым в педагогической деятельности с учениками
Николаев Л. В. Тетрадь с педагогическими и др. записями
ГЦММК имени М. И. Глинки ф . 129 инв . № 133 п. № 3797. 12 л. Б. Д. Рукоп. каранд. и чернила (бумаги общественной деятельности)
Программа студентов
7 лист
Шопен этюд 16, до диез минор
Полонез до минор
Бетховен Сон 23
Чайковский
Лист Либестраум
Тарантелла
Бах Партита ми минор
Бетховен Сон. Ор 5 1 фа миинор
Лист Тарантелла
Вебер Блестящее рондо
Кабалевский Сонатина
Лядов Баркаролла
Лист 12 Рапсодия
Мендельсон Соната ре мажор для виол и фп Шопен Концерт ми минор 2 и 3 части самост.
8 лист
Дебюссии Ноктюрн Лист Легенда Хачатурян Токката Дебюссии Менестрели, вальс Шуман Токката (самост. разб.) Бах-Бузони Чакона Скрябин Этюд 10, 11, 12 ор 8
9 лист
Моцарт Вариации ля мажор
Шопен Мазурки ля минор, до диез минор, соль диез иминор
Скрябин ор. 11 Прелюдии, 2 поэмы ор. 32
Шуман Симфонические этюды
Скрябин Мазурка
Ревуцкий Песня
Лядов Караван
Франк Соната
Ник
10 лист
Николаев Прел, и фуга ми бемоль минор Скрябин 2 соната
Николаев Скрипичная соната соль минор
Куперен
Пуленк
11 лист
Шуман карнавал Куперен 2 пьесы
Класс № 10 имени Л. В. Николаева Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
■
-¿ I
• ■ . ' i
: : ¡
¿M-ЧЩЛфй: . Jfesi
ЖАЩ4;- #1. ■
■•'i
___
*
r
I w
■
: i » ••
I
И ни
I I ;
¡8 ¿........
i
'iffí
1 '/y ■
t||v .-г; II шШщ- 1!
т.- -.p- щ ¡ illfpsil*
fe' ' ^ Ж ijlfeT- *;
В
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.