Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Байдалинов, Сергей Николаевич

  • Байдалинов, Сергей Николаевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 184
Байдалинов, Сергей Николаевич. Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Байдалинов, Сергей Николаевич

Введение.

Глава I. Становление исполнительских и педагогических воззрений А.Н. Есиповой. Вехи творческой биографии.

1.1. На пути к мастерству. Педагогика Т. Лешетицкого.

1.2. Исполнительская деятельность и формирование собственных педагогических взглядов А.Н. Есиповой.

1.3. А.Н. Есипова - ансамблистка.

1.4. Занятия с начинающими пианистами.

Глава II. Педагогическая деятельность и воззрения

А.Н. Есиповой.

II. 1. Содержание занятий.

11.2. Методы и формы работы в классе.

11.2.1. Педагогический репертуар.

11.2.2. Работа над техникой.

11.2.3. Формы организации учебного процесса.

11.3. Формирование самостоятельности учащегося.

11.4. Методический труд «Фортепианная школа А.Н. Есиповой».

Глава III. Принципы А.Н. Есиповой и практика обучения студентов-пианистов в педагогическом ВУЗе. 132 III. 1. Методическая модель фортепианного обучения.

На основе педагогических воззрений А.Н. Есиповой). 132 III. 2. Опытно-экспериментальная проверка теоретических положений исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике»

Масштабные изменения в социально-культурной сфере, произошедшие в России в последнее десятилетие XX столетия, потребовали серьёзных корректив в организации и методике общего и профессионального образования. Это наиболее глубоко проявилось в изменении статусной роли учащегося в процессе обучения, развитии его личностных качеств, общих и профессиональных способностей. Совершенствование теории и методики преподавания является одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами-музыкантами. Однако дальнейшее совершенствование процессов обучения и воспитания молодых музыкантов, оптимизация практики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин предполагает органичное освоение педагогического опыта выдающихся музыкантов-педагогов прошлого, обращение к их методическому наследию, позволяющее почерпнуть всё лучшее, актуализировать наиболее ценные положения и принципы их деятельности.

Одним из таких выдающихся педагогов является Анна Николаевна Есипова (1851 - 1914). Первая российская пианистка, вслед за А.Г. Рубинштейном завоевавшая всемирную славу, А.Н. Есипова добилась европейской известности и в педагогике. Посвятив преподаванию в стенах Санкт-Петербургской консерватории более двадцати лет, она воспитала плеяду ярко талантливых пианистов. Многие из учеников А.Н. Есиповой успешно проявили себя не только на концертной эстраде, но и на педагогическом поприще, развивая лучшие традиции своего учителя. (И.А. Венгерова, В.Н. Дроздов, O.K. Калантарова, Л. Крейцер, М.В. Юдина и другие).

Педагогическое наследие А.Н. Есиповой многогранно. Она - автор незавершённого методического труда «Фортепианная школа А. Есиповой». Являясь плодом многолетней педагогической деятельности, этот труд и в существующем виде даёт интересный материал для характеристики её педагогических воззрений. Мало изучено и редакторское наследие А.Н. Есиповой, которое имеет несомненную инструктивно-педагогическую направленность, служит характеристикой её основных педагогических установок. Имеются многочисленные высказывания видных деятелей отечественного музыкознания, посвящённые А.Н. Есиповой, архивные материалы, воспоминания учеников, ряд из которых был опубликован (М.А. Бихтер, А.Д. Вирсаладзе, А.В. Зейлигер, Н.Н. Позняковская, С.С. Прокофьев, М.А. Скорульский), другие остались в рукописи (Е.П. Безменова, М.М. Воль-кенштейн, С. Зегжда, П.Н. Зимин).

Исследование этих материалов позволило существенно расширить представления о личности А.Н. Есиповой как педагога. Это тем более необходимо, что после её кончины многие положения педагогики А.Н. Есиповой незаслуженно критиковались (Г.М. Коган, Л.В. Николаев), а методи ческое наследие было большей частью предано забвению. Более того, некоторые положения её педагогики неоправданно искажались, приобретали противоположное исходному значение; многие приёмы стали фактором, тормозящим развитие процесса обучения пианиста. В противовес свойственным педагогике А.Н. Есиповой: превосходно разработанной пальцевой технике, филигранному владению разнообразными оттенками звучания, отсутствию форсированного, тяжеловесного, жёсткого звукоиз-влечения, ее большому вниманию к деталям интерпретации и, естественно, тщательной их отделке, появляются (особенно в 20-е годы) иные пианистические приоритеты - чрезмерное увлечение монументально насыщенным звучанием инструмента, привнесение элементов ударности в зву коизвлечение, резко очерченные, эскизно-фресковые контуры фразы, зачастую отсутствие естественности и логики исполнения.

Несмотря на то, что А.Н. Есипова являлась, по сути, главой петербургской пианистической школы, занимала ведущее положение среди своих коллег по консерватории и оставила заметный след в фортепианном искусстве, её педагогические воззрения и принципы преподавания пока ещё не получили должного освещения в специальной литературе. Научных трудов, посвящённых педагогическому творчеству А.Н. Есиповой практически нет. Исключение составляют две небольшие книги Т.Л. Берк-ман и Н.В. Бертенсона, в большей части являющие собой очерки биографического плана и не претендующие на исчерпывающий анализ есипов-ской педагогики.

Таким образом, назрела необходимость обратиться к богатейшему педагогическому опыту А.Н. Есиповой и воссоздать те основополагающие подходы, которые способствовали успешному воспитанию в её классе пле яды молодых музыкантов и, опираясь на которые, можно улучшить качество обучения будущих педагогов-музыкантов в фортепианном классе. В этом заключается актуальность темы диссертационного исследования.

Цель данной работы: проанализировать и обобщить теоретические и методические аспекты деятельности Есиповой-педагога, которые не утратили своей актуальности для современного музыкально-педагогического образования.

Объектом исследования является педагогическая деятельность А.Н. Еси-повой.

Предметом исследования являются педагогические воззрения А.Н. Еси-повой и пути актуализации ее фундаментальных теоретико-методических положений в практике обучения в классах фортепиано на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов.

В основу исследования положена гипотеза о том, что: совершенствование процесса обучения педагога-музыканта в фортепианном классе педагогического ВУЗа должно не только учитывать инновационные поиски последнего времени, но и опираться на лучшие достижения предыдущих эпох, опыт выдающихся мастеров прошлого, одним из которых была А.Н.Есипова.

Улучшению качества подготовки педагога-исполнителя будет способствовать оптимизация разнообразных педагогических путей и средств, использованных в педагогической работе А.Н.Есиповой, призванных интенсифицировать процесс обучения и воспитания молодого музыканта. К ним относятся:

- комплексное развитие музыкально-интеллектуальных и профессионально-личностных качеств учащегося-пианиста,

- расширение его эрудиции и обогащение музыкально-слуховой сферы,

- органичное сочетание развития двигательно-технических и художественных сторон в становлении будущего педагога-музыканта,

- гибкое использование разнообразных форм и методов работы с учащимися-пианистами,

- совершенствование коммуникативных и волевых качеств учащегося, развитие его самостоятельности,

- широкая исполнительская практика.

Основные составляющие педагогической концепции А.Н. Есиповой могут быть успешно экстраполированы на практику работы со студентами-пианистами современных музыкально-педагогических ВУЗов.

Задачи диссертационного исследования:

1) Осветить основные этапы творческой биографии А.Н. Есиповой: её профессиональное становление в годы учения, в процессе исполнительской и педагогической деятельности;

2) Охарактеризовать особенности исполнительского стиля А.Н. Есиповой и показать их влияние на формирование её педагогических воззрений.

3) Ввести в научно-педагогический оборот теоретические и методические материалы, посвящённые А.Н. Есиповой (эпистолярное наследие, архивные источники, периодическая литература), и ранее недоступные для музыкально-педагогической общественности;

4) Проанализировать педагогические принципы, методы и формы работы в классе А.Н. Есиповой, обобщить ключевые методические положения её незавершённой «Фортепианной школы»; охарактеризовать педагогически значимые аспекты её редакторской работы над текстом исполняемых произведений;

5) Обобщить педагогические взгляды и воззрения А.Н.Есиповой в виде целостной методической концепции, которая могла бы быть адаптирована к современным условиям преподавания фортепиано на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов;

6) Проверить ведущие педагогические принципы, методы и формы работы А.Н. Есиповой в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой исследования стали работы, посвященные сущности музыки как вида искусства (В.В. Асафьев, А.Д. Алексеев), труды педагогов-пианистов, отражающие масштабные проблемы фортепианной педагогики и исполнительства (А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Ней-гауз, Л.В. Николаев, С.Е. Фейнберг, Г.М. Цыпин), работы, посвященные концептуальным вопросам музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Я.И. Миль-штейн, Л.А. Рапацкая, С.И. Савшинский), исследования по психологии искусства (Л.С. Выготский), раскрывающие проблемы музыкальной (Л.Л. Боч-карёв, Е.П. Крупник, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, В.В. Ражников) и общей психологии (В. В. Давыдов, А. А. Никольская и др.), а также обще дидактические исследования, посвящённые специфике учебной деятельности в современных условиях (Ю.К. Бабанский, И.Я. Аернер, М.Н. Скаткин).

Рассмотрение педагогической системы того или иного яркого музыканта, путём вычленения отдельных звеньев из единого методического комплекса малоэффективно. Поэтому, анализ отдельных составляющих педагогики А.Н. Есиповой опирается на принцип целостности аналитических и обобщающих методов, а также на принцип историзма.

Методы исследования:

1) Изучение литературы по истории музыкальной педагогики, музыковедению, работ по музыкальной психологии, общепедагогических трудов. Исследование научно-литературных источников, в том числе впервые введенных в научный оборот архивных материалов, писем, критических статей, рецензий, воспоминаний, связанных с исполнительской и педагогической деятельностью Есиповой.

2) Анализ основных положений теоретико-методического труда «Фортепианная школа А. Есиповой».

3) Реконструирование педагогических воззрений А.Н.Есиповой как целостной методической концепции, отражающей характерные особенности ее работы с учащимися.

4) Создание на ее базе методической модели, способной быть реализованной в современных условиях музыкально-педагогического образования.

5) Опытно-экспериментальная проверка данного подхода в практике обучения игре на фортепиано в высшем музыкально-педагогическом учебном заведении.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что: впервые в теории и методике обучения музыке предметом исследования стали педагогические воззрения выдающегося исполнителя и педагога России, одного из основателей санкт-петербургской фортепианной школы -А.Н.Есиповой, дошедшие до нас в виде незавершенного методического труда пианиста-исполнителя, а также отдельных идей, взглядов, комментариев, рекомендаций, аналитических характеристик, разбросанных по многочисленным документам, письмам, нотным изданиям, принадлежавших лично Есиповой или сохранившихся в воспоминаниях ее учеников и современников. Значительная часть этих документов впервые стала достоянием широкого круга педагогов-музыкантов.

В диссертационном исследовании с научно-методических позиций современной музыкальной педагогики рассмотрены принципиальные положения, содержание, методы и формы репетиционной и концертной работы с учащимися, использовавшиеся в фортепианной педагогике А.Н. Есиповой, проведён их системный анализ; на базе которых реконструирована целостная методическая концепция выдающегося исполнителя и педагога. Ее отличительной стороной стали комплексность подходов к обучению пианистов, в сочетании с гибкостью и индивидуальным характером путей и средств достижения художественно-технического уровня каждого исполнителя, формирование чувства уверенности на концертной эстраде.

В диссертации по итогам аналитического исследования представлена методическая модель обучения в классе фортепиано, базирующаяся на теоретико-методических установках наследия А.Н. Есиповой, адаптированная к реалиям современной действительности. Она успешно апробирована в практике учебной работы на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов.

Теоретическая значимость исследования: на основе научного обобщения существенно расширен круг уже известных и ранее не изученных источников, связанных с педагогической деятельностью А.Н. Есиповой. В исследовании с педагогических позиций рассматривается исполнительская деятельность, всесторонне проанализирована методика преподавания А.Н. Есиповой, подробно освещена педагогическая составляющая ансамблевого творчества и редакционного наследия.

С позиций современных достижений музыкальной педагогики конкретизированы комплексные педагогические подходы и установки А.Н. Есиповой в работе с учащимися, касающиеся музыкально-слухового обогащения впечатлений и совершенствования кругозора учащегося, пополнены представления о воззрениях А.Н. Есиповой на искусство фортепианного интонирования и педализации, уточнены концептуальные положения её методического наследия, касающееся двигательно-технического развития учащегося, раскрыты методические аспекты применения форм и методов работы, а также использование невербальных методов в обучении студентов.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в практической деятельности преподавателя фортепиано педагогического учебного заведения. Они позволяют оптимизировать занятия в классе фортепиано, интенсифицировать двигательно-техническое развитие учащегося, качественно улучшить профессионально-исполнительскую подготовку будущих учителей музыки; а также послужить опорой в дальнейшей разработке проблем истории и методики отечественной музыкальной педагогики. Исследуемые материалы могут быть использованы в содержании курса лекций по методике фортепианного обучения и истории отечественного фортепианно-исполнительского искусства. Предлагаемые методические рекомендации позволят существенно дополнить практику преподавания на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов и училищ.

Научная достоверность результатов исследования обусловлена обращением к широкому кругу источников, освещающих мировоззрение, эстетические предпочтения, исполнительскую деятельность и педагогические принципы А.Н. Есиповой, опорой на теоретико-методические труды по педагогике, психологии, дидактике, истории музыкальной педагогики и исполнительского искусства, музыкознанию; соответствием методов исследования природе и характеру исследуемого объекта; совокупностью опытно-экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту: 1) Педагогический опыт и воззрения А.Н. Есиповой, не дошедшие до нас в целостном виде и поэтому долгое время остававшиеся не востребованными в практике обучения, а порой и подвергавшиеся необоснованной критике за академизм и скрупулезность работы над вокальной природой фортепианного звучания, представляют собой целостную методику обучения игре на фортепиано в условиях ВУЗа. Её отличие заключается в самостоятельности поиска учащимися стилевых особенностей произведения и индивидуальном характере его исполнения, что в современных условиях личностно-ориентированной музыкальной педагогики приобретает актуальное значение, поскольку позволяет гармонично развивать индивидуально-личностные, художественно-творческие и двигательно-технические стороны учащегося-пианиста. Поскольку дальнейшее развитие методики фортепианного обучения проходило по различным направлениям, отдельные его стороны развивались неодинаково, порой за счет ослабления внимания к другим.

2) В педагогическом наследии А.Н. Есиповой наибольшую ценность представляет оптимизация многогранных задач и создаваемых для этого условий обучения и воспитания, включающих: а) комплексную методику, направленную на формирование профессионально-личностных качеств учащегося и совершенствование его двигательно-технических умений и навыков; б) гибкую организацию учебной деятельности и внеклассной работы студентов-пианистов; в) активную подготовку их к концертной деятельности.

3) Целостная методическая концепция, разработанная на основе анализа педагогических и исполнительских воззрений А.Н.Есиповой, позволяет не только реально представить и оценить ее значение, но и выявить ее удивительную практическую востребованность в современных условиях вузовского обучения. Методическая модель обучения в классе фортепиано вбирает в себя наиболее существенное из педагогики А.Н.Есиповой; она адаптирована к современным условиям и может успешно использоваться в практике подготовки педагогов-пианистов на музыкально-педагогических факультетах.

Результаты исследования апробировались в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой автором в 1996-2000 гг. на кафедре музыкальных инструментов музыкального факультета МПГУ; в выступлениях с докладами и сообщениями на научных и научно-практических конференциях, методических семинарах; путём опубликования статей и тезисов, содержащих основные положения диссертационного исследования; при обсуждении материалов диссертации на кафедре музыкальных инструментов МПГУ.

Структура исследования: Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Байдалинов, Сергей Николаевич

Результаты работы проверялись на данном этапе эксперимента методом рейтинга - посредством прослушивания испытуемых компетентной комиссией, и оценивалось по специально разработанным критериям параметров исполнения:

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Байдалинов, Сергей Николаевич, 2000 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1988.

3. Алексеев А.Д. Клавирное искусство. М.-Л.: Музгиз, 1952.

4. Алексеев АД. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1961.

5. Алексеев АД. Русские пианисты. М.-Л.: Музгиз, 1948.

6. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. М.: Музыка, 1991.

7. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М., Просвещение, 1986.

8. Андрианкин А.Б. Мотивадионная функция музыкально-педагогического репертуара//Формирование музыкально-исполнительского мастерства. Сб. научных трудов. - М., 1981. - С. 63-72.

9. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

10. Асафьев Б.В. Вчера и сегодня Ленинградской консерватории//Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л.: Госмузиздат, 1962. -С. 77-80

11. Асафьев Б.В. Избранные труды. М., 1957. - Т. V.

12. Асафьев Б. В. Из моих бесед с А. Глазуновым//Ежегодник Института Истории Искусств. М., 1948.

13. Асафьев Б.В. Критические статьи и рецензии. М.-Л.: 1967.

14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.: Музыка, 1971.

15. Асафьев Б.В. А.Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников. М., 1929.

16. Ауэр Л. Среди музыкантов. М.: Изд. М. и О. Сабашниковых, 1927.

17. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. -М.: Музыка, 1965.

18. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.

19. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1972.

20. Баренбойм Л.А. А.Г. Рубинштейн. Л.: Музгиз, 1957. - Т. 1.

21. Баренбойм Л.А. Как исполнять Моцарта?//Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1972. - С. 255 - 367.

22. Баренбойм Л.А. Н.Г. Рубинштейн. М.: Музыка, 1982.

23. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М.: Музгиз, 1937. - Ч. 1.

24. Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л., 1925.

25. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. Л., 1961.

26. Беркман Т.Л. А.Н. Есипова. М.-Л.: Музгиз, 1948.

27. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964.

28. Бернгардт А. А.Н. Есипова и её педагогическая школа//Традиции отечественной фортепианной педагогики. Сборник трудов РАМ им. Гне-синых. - Вып. 132. - М., 1995. - С. 5-29.

29. Бертенсон Н.В. А. Есипова. Очерк жизни и деятельности. А.: Музгиз, 1960.

30. Бирмак А.В. Воспоминания о М.В. Юдиной//М.В. Юдина. Статьи, вос>поминания, материалы. М.: Сов. Композитор, 1978. - С. 35-36.

31. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. М.:Музыка, 1973.

32. Бихтер М.А. Листки из книги воспоминаний. (Телега жизни)//Советская Музыка. 1959. - № 9. - С. 121-134.

33. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИП РАН, 1997.

34. Бочкарёв Л.Л. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии//Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных. - Вып. 43. - М., 1979.

35. Бочкарёв Л.Л. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М., 1981.

36. Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия. 1917-1922. Л.: Сов. Композитор, 1984.

37. Вирсаладзе А.Д. Фортепианная педагогика в Грузии и традиции школы А.Н. Есиповой//Выдающиеся педагоги-пианисты о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. - С. 161-167.

38. Вольман Б.Л. С.М. Майкапар. Очерк жизни и творчества. Л.: Сов. Композитор, 1963.

39. Вопросы исполнительского искусства. Сб. трудов МГК им. П.И. Чайковского. - М., 1981.

40. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Под ред. Л. Гинзбурга. - Вып. 2. - М.: Музгиз, 1958.

41. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Ред.-сост. А.Ф. Малинковская. - М., 1961.

42. Вопросы музыкальной педагогики. Ред. - сост. В.А. Натансон. -Вып. 1.-М.: Музыка, 1979.

43. Вопросы фортепианного исполнительства/Очерки. Статьи. Под ред. М.Г. Соколова. - Вып. 4. - М.: Музыка, 1976.

44. Вопросы фортепианной педагогики. Сб. научных трудов под ред. Ю.М. Гохфельда. - М., 1980.

45. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 2. - М., 1961.

46. В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Сб. статей под ред. Л.А. Баренбойма. - Л., 1968.

47. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997.

48. Гельман Э. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано и способ её обозначения.- Под ред. В.А. Натансона.- М.: Музгиз, 1954.

49. Глазунов А.К. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. -Т. 1. Л.: Музгиз, 1959.

50. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: «Классика-ХХ1», 1998.

51. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Уч. пособие. -М.: Лабиринт, 1998.

52. Давыдов В.В. Обучение и развитие. М., 1966.

53. Дроздова М. Уроки Юдной. М.: Композитор, 1997.

54. Друскин М.С. Отрывки воспоминаний. (O.K. Калантарова, Л.С. Рабинович, И. И. Соллертинский) //Ленинградская консерватория в воспоминаниях. -Л.: Музыка, 1988. Т. 1. - С. 111-119.

55. Друскин М.С. История и современность. Статьи о музыке. Л., 1960.

56. Дюбюк М.А. Техника фортепианной игры. М.: Изд-во Юргенсон, 1886.

57. Есипова А.Н. Записные книжки//Архив ГЦММК им М.И. Глинки. -Ф. 456, ед. хр. 78.

58. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998.

59. Зегжда С. Мои воспоминания об А.Н. Есиповой. Рукопись. 22 сентября 1938. - Архив ГЦММК им М. И. Глинки. - Ф. 456, ед. хр. 14.

60. Зейлигер А.В. Годы учения у А.Н. Есиповой//Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862-1962. Л.: Госмузиздат, 1962. - с.40-44.

61. Зейлигер А.В. Несколько слов воспоминаний об А.Н. Есиповой. 5 декабря 1924. - Архив ГЦММК им. М. И. Глинки. - Ф. 456, ед. хр. 256.

62. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987.

63. Зенина Л., Бажанов Н. Значение профилирующего репертуара в развитии музыкально-ритмической способности студентов/ /Фортепианное обучение студентов разных специальностей в музыкальном Вузе. Сб. трудов. - М., 1987. - С. 51-60.

64. Зилоти А.И. Воспоминания и письма. Л.: Музгиз, 1963.

65. Зимин П.Н. Воспоминания об А.Н. Есиповой. 8 января 1945. - Архив ГЦММК им. М.И. Глинки. - Ф. 218, ед. хр. 757.

66. Ивановский В.Г. Теория пианизма. Киев, 1927.

67. Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы. 1862- 1917. Л.: Музыка, 1964.

68. Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете//Вопросы теории и истории фортепианной педагогики. Сб. трудов. -М., 1973.

69. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 Музыкальное образование. - М.: Флинта: Наука, 1999.

70. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

71. Каратыгин В.Г. А.Н. Есипова. Некролог//Речь 1914. - № 208. - С. 5.

72. Каратыгин В.Г. Памяти А.Н. Есиповой//Избранные статьи.- М.-Л.: Музыка, 1965. С.327-328

73. Каратыгин В.Г. Учение об основных элементах музыки. Введение// В.Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность, статьи, материалы. Л., 1927. - Т. 1.

74. Кашкин Н.Д. Русские консерватории и современные требования искусства. М., 1906.

75. Коган Г.М. Вопросы пианизма. М.: Сов. Композитор, 1968.

76. Коган Г.М. Избранные статьи. М.: Сов. Композитор, 1985 - Вып. 3.

77. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Госмузиздат, 1963.

78. Коган Г.М. Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции. М.: Гос. филармония, 1948.

79. Коган Г.М. Стенограмма лекций-докладов по истории пианизма/ / Архив ГЦММК им М.И. Глинки. Ф. 28, ед. хр. 155.

80. Коган Г.М. Ферруччо Бузони. М.: Музыка, 1964.

81. Корто А. О фортепианном искусстве. М., 1965.

82. Кременштейн Б.А. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М.: Музыка, 1984.

83. Кремлёв Ю.А. Ленинградская Государственная Консерватория. 1862-1937. М., 1938.

84. Кремлёв Ю.А. Фредерик Шопен. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1971.

85. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста. Дисс. . докт. психолог, наук. М., 1995.

86. Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899.

87. Кюи Ц.А. Избранные статьи об исполнителях. М.: Музгиз, 1957.

88. Ленинградская консерватория в воспоминаниях 1862-1962. Л.: Госмузиздат, 1962.

89. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л.: Музыка, 1988. - В 2-х тт.

90. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

91. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, особенности и метод правильного развития. Изд. 2-е. - Пг., 1915.

92. Майкапар С.М. Годы учения. М.-Л.: Искусство, 1938.

93. Майкапар С.М. Значение творчества Бетховена для нашей современности. М., 1927.

94. Майкапар С.М. Как работать на рояле. М.: Музгиз, 1963.

95. Майкапар С.М. Моя музыкально-педагогическая исповедь//Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л.: Музыка, 1988. - Т. 2. -С. 35-40

96. Макуренкова Е.П. Работа Мартинсена «Индивидуальная фортепианная техника» и русская фортепианная педагогика конца XIX века//Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 7. - М., 1968. - С. 65-82

97. Малинковская А.Ф. Фортепианно-исполнительское интонирование -М.: Музыка, 1995.

98. Малюков А.Н. Психология переживания и художественое развитие личности. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1999.

99. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966.

100. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 1977.

101. Мартинсен К. К методике фортепианного обучения//Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. -С. 184-207.

102. Мастера советской пианистической школы. Сб. статей под ред. А.Д. Алексеева. - М.: Госмузиздат, 1961.

103. Месснер Вал. Аппликатура в фортепианных сонатах Бетховена. М., 1962.

104. Методические записки по вопросам музыкального образования//Музыкальное училище при МГК им. П.И. Чайковского. М., 1966. - Вып 1.

105. Милынтейн Я.И. К.Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики//Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1965. - С. 141-166.

106. Милынтейн Я.И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987.

107. Михальчи А.Е. Некоторые вопросы фразировки и редактирования фортепианного репертуара//Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М., 1961. - С. 40-61.

108. Музалевский В.И. Записки музыканта. Л.: Музыка, 1969.

109. Музыкальное развитие учащихся//Вопросы теории и методики фортепианного обучения. Сб. трудов. - М., 1973.

110. На уроках Антона Рубинштейна. Под ред. Л.А. Баренбойма. - М.-Л.: Музыка, 1964.

111. Нейгауз Г.Г. Воспоминания, письма, материалы. Ред.-сост. Е. Рихтер. - М.: 1992.

112. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музгиз, 1961.

113. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Под ред. Я.И. Мильштейна. - М., 1975.

114. Нейман В. Из истории русского музыкального образования//Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. - М., 1971. - С. 317- 332

115. Николаев Л. Статьи и воспоминания современников. Письма / Сост. В.И. Рензин. Л., 1979.

116. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна: Изд. центр «Феникс», - 1995.

117. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Музгиз, 1956.

118. Оссовский А.В. А.К. Глазунов. Его жизнь и творчество//Музыкаль-но-критические статьи. М.: Музыка, 1973. - С. 317-343.

119. Оссовский А.В. Великая русская пианистка. К 100-летию со дня рождения А.Н. Есиповой//Музыкальные Кадры. 1951. - №5.

120. Оссовский А.В. А.Н. Есипова. Музыкальный портрет//Воспоминания, исследования. Л.: Музыка, 1968. - С. 352-363.

121. Оссовский А.В. Русская музыка за границей//Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1971. - С. 163-165.

122. Оссовский А.В. Не вериться!//Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1971. - С. 270-272.

123. Оссовский А.В. Концерт Г.И. Романовского//Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1970. - С.273-275.

124. Оссовский А.В. Честное служение родному искусству//Музыкальные Кадры. 1947. - №6.

125. Очерки по методике обучения игре на фортепиано; МГК им. П.И. Чайковского. Под ред. А. Николаева. - М., 1950.

126. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Владос, 1997.

127. Позняковская Н.Н. О некоторых исполнительских и педагогических принципах школы А.Н. Есиповой//Научно-методические записки Уральской Государственной Консерватории. Вып. 1. - Свердловск, 1957. -С. 79-89

128. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя. М.: Изд-во АПН СССР, 1956.

129. Прокофьев С.С. Юные годы//Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862-1962. Л.: Госмузиздат., 1962. - С. 60-68.

130. Равичер Я. В.И. Сафонов. М., 1959.

131. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.

132. Рензин В.И. В начале пути. (Годы учения М.В. Юдиной. 1812-1921)// М.В. Юдина. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов. Композитор, 1978.

133. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. М.: Музыка, 1983. - Т. 1.

134. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. М.: Музыка, 1986. - Т. 3.

135. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. М., 1923.

136. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. Композитор, 1961.

137. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.:Музыка, 1964.

138. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968.

139. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1965.

140. Серов А.Н. Избранные статьи. М.-Л., 1950. - Т. I.

141. Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика/ / Избранные статьи. М.-Л., 1957. - Т. И.

142. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.

143. Скорульский М. Воспоминания, письма, материалы. Сост. P.M. Ско-рульская. - Киев: Музична Украина, 1988.

144. Стенограмма Музыкального собрания, посвященного творчеству А.Н. Есиповой, ГЦММК им М.И. Глинки. 8 января 1945. Архив ГЦММК им. М.И. Глинки. - Ф. 218, ед. хр. 754-755.

145. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. В кн.: Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - С. 39-251.

146. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. М.: Музыка, 1978.

147. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969.

148. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Кн. 1. - М.: Сов. Композитор, 1988.

149. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.

150. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. - М., 1975.

151. Цыпин Г.М. Развитие музыкального слуха и чувства ритма у учащегося//Музыкальное развитие учащихся. Вопросы теории и методики фортепианного обучения. Сб. трудов. - М., 1975. - С. 62 - 183.

152. Цыпин Г.М. Шопен и русская пианистическая традиция. М.: Музыка, 1990.

153. Чайковский П.И. Воспоминания и письма. Под ред. Б. Асафьева. -Пг., 1924.

154. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. А.: Музыка, 1986.

155. Черепнин Н.И. Воспоминания музыканта. Л., 1976.

156. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.: Музыка, 1996.

157. Шнабель А. Моя жизнь и музыка//Исполнительское искусство зарубежных стран. М.: 1967. - Вып. 3. - С. 63-192.

158. Шнабель А. «Ты никогда не будешь пианистом.'» М.: «Классика-ХХ1», 1999.

159. Шнеерсон Г. Бернард Шоу музыкальный критик/ / Советское Искусство. - 1938. - 12 августа.

160. Шоу Б. О музыке и музыкантах. М.: Музыка, 1965.

161. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М.: 1968.

162. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Сов. Россия, 1960.

163. Щапов А.П. Этюды о фортепианной педагогике. М.: Музгиз, 1934.

164. Ямпольский А.И. Б.В. Асафьев о музыкальном исполнительстве// Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2. - М., 1958. -С. 508-527.

165. Коган Г.М. Гловш напрямки в фортеп1яновш педагоНщ. Популярш нариси. 1. Школа Лешетицького. Музика, 1925, №1.

166. Скорульський М. А. Елементарш основи фортешанно! техшки в шко-ли Г.М. €сипово1. Кшв: Музична Украша, 1970.

167. Вгёе М. Die Grundlage der Methode Leschetizky. Mainz, 1903.

168. Chasins A. Speaking of Pianists. N.-Y., 1958.

169. Newman E. From the World of Music. Esseys from «The Sanday Times». -L., 1956.

170. Paderewski I. J. The Paderewski Memoirs. L., 1939.

171. Potocka A. Theodore Leschetizky. N.-Y., 1908.

172. Prentner M. Glowne zasady metody professora Teodora Leszetyckiego. -Warsaw, 1905.

173. Schnabel A. My Life and Music. L., 1960.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.