Мотивы русской мифологии и фольклора в лирике символистов 1900-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Молчанова, Надежда Александровна

  • Молчанова, Надежда Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Иваново
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 185
Молчанова, Надежда Александровна. Мотивы русской мифологии и фольклора в лирике символистов 1900-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Иваново. 1984. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Молчанова, Надежда Александровна

Введение.3

Глава I. "Художественный фольклоризм" в литературе

1900-х годов и "мифотворчество" символистов.,.11-52 •

Глава 2. Фольклорная стилизация в лирике символистов

1906-1907 годов .53

Глава 3. Лирика А.Блока 1901-1907 годов в ее связях с народно-поэтическим мышлением.96

Глава 4. Образ России в лирике А.Белого и А.Блока

1907-1910 годов.127

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотивы русской мифологии и фольклора в лирике символистов 1900-х годов»

Освоение поэзией русского символизма национальной фольклорной стихии - специфический и сравнительно мало изученный факт в истории этого литературного направления. Правда, вопросы фольклоризма творчества наиболее значительных поэтов-символистов рассмат

X 2 риваются в ряде исследований (Э.В.ПомеранцевойА, П.С.Выходцева , о

Э.С.Литвин и других). Однако на сегодняшнем этапе изучения советским литературоведением истоков символизма ощущается необходимость более широкого подхода к проблеме "символизм и фольклор". Этим мотивируется историко-литературный аспект актуальности темы, разработка которой, на наш взгляд, представляет интерес как в смысле обогащения понимания творчества отдельных поэтов-символистов, так и для уяснения некоторых черт национального своеобразия русского символизма начала века в целом.

Повышенное внимание современной науки к проблемам символа и мифа делает актуальным теоретический аспект темы диссертации. Обращение к национальному фольклору имело у символистов 1900-х годов сложный, философски окрашенный характер, было неразрывно связано с их ориентацией на миф. Опыт русского символизма имеет важное значение как предвосхищение некоторых более поздних эстетических теорий, ставших сейчас предметом острых идеологических споров, поэтому в его объективной оценке особенно необходима "мировоззренчет'

Померанцева Э.В.А,Блок и фольклор. - В кн.: Русский \ у ольклор. Материалы и исследования. Т.2. М.;Л., 1958, с.203-224. Выходцев П.С. Блок и народная художественная культура (к эволюции идейно-эстетических взглядов). - Русская литература, 1980, № 3, с.64-92. 3

Литвин Э.С. Брюсов и русское народное творчество. - Ясский фольклор. Кн.УП. 1962, с.136-152. т екая четкость, методологическая дисциплина мысли".

Для советского литературоведения не приемлем тот культ мифа, который сложился в современной западной эстетике, резко противопоставляющей категории "мифического" и "типического", стирающей грани между художественными произведениями разных исторических р эпох . В работах советских исследователей последнего десятилетия: монографиях Е.М.Мелетинского "Поэтика мифа" (1976), А.Ф.Лосева "Проблема символа и реалистическое искусство" (1976), М.И.Стебли-на-Каменского "Миф" (1976), статьях, вошедших в сборники "Литература и мифология" (Л., 1975), "Миф. Фольклор. Литература" (Л., 1978), вопросы мифологизма литературного процесса рассматриваются с позиций марксистской эстетики, т.е. конкретно-исторически, с учетом особенностей мировоззрения писателя и его творческой индивидуальности.

Критически оценивая концепции "мифологизма без берегов" в зарубежной науке и литературе, Е.М.Мелетинский вместе с тем приходит к обоснованному выводу, что "мифологизм XX века оказывается в чем-то шире модернизма, явлением более сложным и противоречи3 вым" . Изучение мифологических проекций иногда становится необходимым элементом литературоведческого анализа, так как углубляет •наше представление о творчестве ряда крупных .писателей. "Анализ т

Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.35. См.: Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на Западе. - Вопросы философии, 1971, № 7, с.163-171; Козлов A.C. Мифологическое направление в литературоведении США. М.: Высш. шк.,1984. 3

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976, с.9. отношения мифа к поэтическому творчеству в наши дни представляет собой серьезную историко-методологическую проблему"^, - отмечает Р.Вейман.

Определенным показателем усилившегося интереса к этой проблеме в советской литературе явились дискуссии 1978 года в "Литературной газете" (Проза: реальность и условность) и 1976-1978 гг. в "Вопросах литературы" (Современный литературный процесс и фольклор В ходе последней дискуссии В.Кубилюс высказал предположение, что обращение к мифу - этапное явление для всего современного литературного процесса, поскольку представляет собой "третий шаг литературы в фольклор". Это - крайняя точка зрения, по-видимому, права У.Б.Далгат, которая полагает, что "обращение к мифу следует рассматривать не как общее явление., а как частный, конкретный случай творческой реализации писателем его определенного художест4 венного замысла" .

Однако высказывая различные мнения по поводу места мифологических моделей в современной литературе, советские исследователи

Вейман Р. История литературы и мифология. Очерки по методологии и истории литературы. - М., 1975, с.264. ^См.:Кубилюс В. Формирование национальной литературы -подражательность или художественная трансформация (три шага литературы в фольклор). - Вопросы литературы, 1976, № 8, с.21-57; Джусойты И. Уходя от фольклора. - Вопросы литературы, 1977 № 6, с.83-96; Осетров Е. Апология фольклора. - Вопросы литературы, 1978, № 5, с.54-77; Энобаидзе А. .Не храм, а мастерская. - Вопросы литературы, 1978, № 5, с.78-104; Я к и м е н к о В. Границы и возможности (миф и притча в современной литературе). - Вопросы литературы, 1978, № II, с.82-105. ^Кубилюс В. Указанная работа, с.51-52. ^ Д а л г а т У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М., 1981, с.205. стоят на единой методологической платформе в понимании мифа как исторически обусловленной формы народного сознания, представляющей собой "выражение коллективного единства, всеобщности и целостности"^.

Необходимо также отметить усложнившийся характер методики современного исследования литературно-фольклорных связей. По мнению П.С.Выходцева, "исследователи вплотную подошли к изучению вопроса о взаимодействии фольклора и литературы как двух художествен-р ных систем".

3 4

В работах А.А.Горелова , Д.Н.Медриша , статьях, включенных в коллективный труд "Русская литература и фольклор (вторая половина XIX века)" , намечаются интересные аспекты анализа "сознательного или бессознательного использования писателем фольклорной поэтики, вплоть до самых незаметных и опосредствованных форм" . г*-"— Понятия "миф", "мифологизм", "мифологема" прочно вошли в литературоведческий и фольклористический обиход. В.данной диссертации под термином "мифологизм" понимается сознательное обращение писателя к определенным национальным мифологическим образцам. В отличие от него "мифологизация" характеризуется как художествен-.

Кесседи К.Ф. Миф и его отношение к познанию, религии и художественному творчеству. - Вопросы философии, 1966, № 5, с.97. ^Выходцев П.С. Об исторических закономерностях взаимосвязей литературы и фольклора. - русская литература, 1977,№2, с.4. ^Горелов A.A. Насущные проблемы освоения культурного насле; ства (фольклористика). - русская литература, 1977, №4, с.33-49. ^Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов, 1980.

Русская литература и фольклор (Вторая половина XIX века). Л., Наука, 1982.

Егоров Б.Ф. Предисловие к названной монографии Д.Н.Медриша с. 5. ный прием, обусловленный непреднамеренной ориентацией на самые различные формы мифологического сознания. Как известно, "мифотворчество" - это утвердившееся в нереалистическом искусстве XX века стремление создать новые мифы, зачастую совершенно не связанные с фольклорными источниками. Поэтому применительно к эстетике модернизма целесообразно введение понятия"неомифологизм"которое используется в некоторых работах о русском символизме.

Неомифологизм символистов - явление полигенетичное, сложно соотнесенное с опытом русской и мировой реалистической, а в особенности, романтической литературы. Ориентация русских символистов на древние мифологические образцы, а также настойчивые попытки создать новые тексты-мифы мотивировались их стремлением осмыслить вечные трагические вопросы человеческого бытия, создать свой особый тип искусства^"Искусство не требует признания его произведет ний за действительность" , - писал В.И.Ленин в "Философских тетрадях". Символистское искусство 1900-х годов претендовало на такое признание, более того, оно выдвинуло концепцию "жизнетворчества", т.е. коренного переустройства мира и человека по законам искусства. Философские основы символистского понимания искусства-"жизне-творчества", как уже неоднократно отмечалось исследователями, восходят к Платону, Гегелю, Шеллингу, более непосредственно - к Р. Вагнеру и Ф.Ницше, а теургов - к Вл.Соловьеву. Идеалистическая эстетика русского символизма придавала мифу особую, внеисторическую значимость.К.Маркс, оценивая первобытный миф как "бессознательно художественную переработку природы", отмечал, что "всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, сле Л е н и н В.И. Философские тетради. - Полн. собр.соч.,т.£9,сЛ0£ довательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы"*. Писателям-символистам мифологическая фантазия, которая субстанциально "отождествляет идейную образность р вещей с вещами как таковыми , представлялась: вечным, универсальным образцом. Художественные искания русских поэтов-символистов 1900-х годов в области мифа и фольклора были весьма неравноценными и по своим исходным позициям и по результатам. Они имели разный социально-эстетический смысл как у различных школ внутри символизма, так и в непосредственной практике каждого отдельного поэта. Главная цель диссертации заключается в том, чтобы с помощьк конкретного анализа поэтических текстов "изнутри" раскрыть эстетическую неоднородность, многообразие русского символизма начала века. Этой целью определяются задачи: 10 показать индивидуальные способы освоения поэтами-символистами фольклорно-мифологического материала, 2) выделить определенные структурно-поэтические типы символистского неомифологизма.

В диссертации рассматриваются мотивы национальной мифологии и фольклора в лирике четырех поэтов: А.Блока, А.Белого, К.Бальмонта и раннего С.Городецкого. Хронологические рамки работы - первое десятилетие века, однако преимущественное внимание уделено 19061909 годам, т.е. периоду наивысшего развития и одновременно серьез ного кризиса в русском символизме.

Научная новизна диссертации состоит в следующем: I) В ней определено (применительно к эстетике символизма) содержание таких понятий,как "миф", "мифологизм", "мифологизация", "мифо М а р к с К. и Энгельс- Ф. Соч.,2 изд.,т.12, с.737. ^ Л о с е в А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976, с.167. творчество", "неомифологизм", "художественный фольклоризм".

2) В качестве материала привлечены первые издания поэтических сборников А.Блока, А.Белого, С.Городецкого и К.Бальмонта, выпущенные в 1900-е годы и ранее не являвшиеся предметом диссертационных исследований. Это позволяет внести некоторые коррективы в понимание индивидуального своеобразия названных поэтов и особенностей их эволюции.

3) Предложена классификация основных типов освоения лирикой символистов национальной мифологии и фольклора, отмечены в них как плодотворные, так и бесперспективные тенденции.

На защиту выносится положение о существовании трех способов художественного освоения русскими поэтами-символистами 1900-х годов национальной мифологии и фольклора: субъективно-лирического, объективно-мифотворческого и "полифонического",т.е. совмещающего в себе фольклорное и индивидуально-авторское начала. Каждый из этих способов получал конкретное идейно-стилистическое выражение на определенных этапах творчества рассматриваемых поэтов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Молчанова, Надежда Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Одной из существенных черт русской культуры XX века стало оживление интереса к мифу и национальному фольклору. Прямо или опосредованно связанный с подъемом освободительного движения в стране, интерес этот имел разный характер у писателей различных литературно-эстетических направлений. В творчестве А.М.Горького он был обусловлен последовательным становлением концепции героической личности. У молодого М.Пришвина в его фольклорно-собира-тельской деятельности и художественной практике рассматриваемая тенденция соприкасалась с ремизовскими поисками истоков русского национального характера. Для Н.Клюева обращение к фольклорной образности - излюбленный способ выражения лирического "я", осознаваемого как неотъемлемая часть коллективного, крестьянского "мы". Пролетарских поэтов (А.Богданова, Е.Тарасова, А.Гмырева и др.) привлекают в фольклоре ноты социального протеста. В эстетике русского символизма второй половины 1900-х годов ориентация на миф

и фольклор явилась следствием кризиса индивидуалистического сознания, тяготения к общезначимым, народным началам творчества.

2. Специфической особенностью обращения к национальной фольклорной стихии писателей-символистов представляется его "космическая" окраска и синтетичность. В мотивах и образах русской мифологии и фольклора символистов привлекает прежде всего их обобщенно-универсальное значение, отголоски древних пантеистических воззрений на мир природы и человека. Художественное освоение фольклор' ного материала русскими символистами нередко сочеталось с иссле-довательско-филологической работой в этой области, получало теоретическое осмысление.

3. Неомифологизм поэтов-символистов 1900.гх годов был неоднородным по своей эстетической и стилистической природе.

4Ф Конкретный анализ художественной практики четырех поэтов: А.Блока, А.Белого, К.Бальмонта и раннего С.Городецкого показывает, что приобщение русских символистов к национальной мифологии и фольклору осуществлялось тремя основными способами:

I) Субъективно-лирический, когда народно-поэтический контекст использовался для выражения личностной авторской позиции. Этот способ получал своеобразное идейное наполнение в зависимости от мировоззрения каждого отдельного поэта. С точки зрения структуры он явился непосредственным продолжением романтической традиции русской лирики, однако у символистов он серьезно осложнялся попытками конструировать собственные, индивидуальные мифы на фолькло ной основе. Субъективно-мифотворческая тенденция особенно отчетливо проявилась в лирике К.Бальмонта эпохи первой русской революции, в оставшемся за пределами рассмотрения в данной диссертации творчестве Ф.Сологуба, отдельные ее элементы можно обнаружить у А.Блока и А.Белого. Стремление привлечь фольклорную образность в качестве "символа своих переживаний" не' всегда приводит поэтов-символистов к ощутимым творческим достижениям. Эклектическое соединение субъективно-импрессионистического стиля с народно-поэтическими традициями обрекает на неудачу сборник К.Бальмонта "Жар-птица. Свирель славянина".В ранней же лирике А.Блока возникает сложный, но внутренне цельный стилевой комплекс, в котором фольклорные мотивы, почти теряя свою первооснову, приобретают новое, мистико-мифологическое звучание♦ В 1910-е годы, после распада русского символизма как единого направления, субъективно-лирический принцип освоения фольклора получит наиболее плодотворное раз-

витие в творчестве крестьянских поэтов (Н.Клюева, С.Есенина, П.Орешина и др.)

2) Объективно-мифотворческий, предполагающий полное слияние личности творца с "психеей" народа. Последовательным теоретиком такого метода был Вяч.Иванов, создавший утопическую социально-эстетическую концепцию преодоления декадентства на путях "от символа к глифу", сфорь?улировавший принципы синтетического "реалистического символизма". Ивановская теория являлась исторически бесперспективной и поэтому не мосла быть реализована в лирике рассматриваемого периода, однако подобная тенденция существовала (у раннего С.Городецкого, переходного А.Блока в сборнике "Нечаянная Радость"). А.Блок и С.Городецкий, каждый по-своеь^у, в 19061907 годах "соприкоснулись" с мыслями Вяч.Иванова о "стихии фолькл ра" как непреходящем и вечном достоянии народной души и, преодолев их влияние, пошли далее другими, несхожими творческими путями. В историко-литературном плане концепция "мифотворчества" Вяч. Иванова подготовила почву для возникновения акмеизма, отдельные

ее положения позднее позаимствовали русские футуристы с ин лозунгом искусства-жизнестроения. Теоретические работы Вяч.Иванова -прямее предвосхищение некоторых западных модернистских учений, в частности, юнгианского понимания архетипа.

3) "Полифонический", т.е. представляющий равное "право голоса" народно-поэтическому и индивидуально-авторскому началам. К нему тяготеет в своей ориентации на живой, современный фольклор А.Белый в "Пепле", но в полной мере этот тип творческого освоения фольклора воплощается только в лирике А.Блока, проявившись в цикле "Родина", а впоследствии - в поэме "Двенадцать". Следует отметить, что обращение к народным истокам было связано с жанровым движе-

нием внутри символистской лирики, поисками выхода к эпическим формам мышления.

5. Опыт русских символистов показывает, что включение национальных фольклорных элементов в модернистскую эстетическую систему при всей неоднозначности и противоречивости этого процесса, при наличии в нем "общих мест" и творческих срывов, способно было нести в себе и позитивные тенденции, приводя к плодотворному художественному результату.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Молчанова, Надежда Александровна, 1984 год

1. Маркс К. Из экономических рукописей 1857-1858 годов. -Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения,2 изд., т.12,с.736-737.

2. Ленин В.И. Философские тетради. - Полн.собр.соч. Т.29. М.Политиздат,1977.

3. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года.-М.:Политиздат,1983.-80с.

4. Бальмонт К. Горные вершины. Художественные:впечатления /Статьи и мысли/. Кн.1.- М.:Гриф,1904.-210с.

5. Бальмонт К.Злые чары.Книга заклятий.-М.¡Золотое руно,1906.-116с.

6. Бальмонт К.Письмо Т.А.Полиэвктовой от I февраля 1906 года,-ЦГАЛИ,ф.57,оп.1,ед.хр.95,л.ЗО.

7. Бальмонт К.Письмо Т.А.Полиэвктовой от 10 августа 1906 года.-ЦГАЛИ,ф.57,оп.1,ед.хр.95,л.37.

8. Бальмонт К.Поэзия как волшебство.-М.-.Скорпион,1915.-93с.

9. Бальмонт К.Поэзия стихий.-В кн.:Белые зарницы.Мысли и впечатления. Спб.: М. В.Пирожко в 1908 с. 13-59.

10. Бальмонт К.Полн.собр.соч.в X томах.Т.У11.Жар-птица.Свирель славянина.-М.¡Скорпион,1907.-238 с.

11. Бальмонт К.Преображение жертвы/солнечная мысль/.-Весы,1908, Ш,с.66-67.>

12. Бальмонт К,Рубиновые крылья.-В кн.¡Морское свечение.Спб.: М.0.Вольф,1910,с.55-101.

13. Бальмонт К.Символизм народных поверий.-В кн.¡Белые зарницы. Мысли и впечатления.Спб.¡М.В.Пирожков,1908,с.165-173.

14. Белый А.Арабески.Книга статей.-М.¡Мусагет,1911.-508 с.

15. Белый А.Золото в лазури.Стихи.-М.¡Скорпион,1904.-260 с.

16. Белый А.Кубок метелей.Четвертая симфония.-М.¡Скорпион,1908.-229 с.г - 165

17. Белый А.Луг зеленый.Книга статей.-М.¡Альциона,1910.-249 с.

18. Белый А.Между двух революций.Воспоминания.1905-1911.- Л.: изд-во писателей в Ленинграде,1934.- 503 с.

19. Белый А.Мысль и язык /философия языка Потебни/.-М. :Мусагет, 1910,с.241-258.

20. Белый А,Начало века.Мемуары.-М.;Л.:ГИХЛ,1933.-503 с.

21. Белый А.На рубеже двух столетий.Воспоминания*-М;Л.:ЗИФ,1930.-496 с.

22. Белый А.Пепел.Стихи.-Пб.¡Шиповник,1909.-224 с.

23. Белый А.Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития.-ЦГАЛИ,ф.53,оп.1,ед.хр.74,с.7.

24. Белый А.Серебряный голубь.-М.¡Скорпион,1910.-327 с.

25. Белый А.Символизм.Книга етатей*-М.¡Мусагет,1910.-638 е.

26. Блок А.Записные книжки.1901-1920.-М.¡Гослитиздат,1965.-664 с.

27. Блок А.Земля в снегу.Третий сборник стихов.-М.¡Золотое руно, 1908.-194 с.

28. Блок А.Нечаянная Радость.Второй сборник стихов.-М.¡Скорпион, 1907.-167 с.

29. Блок А.Ночные часы.Четвертый сборник стихов/1908-1910/.-М.¡ Мусагет,1911.- 143 с.

30. Блок А.Собрание сочинений в восьми томах.-М.;Л.:ГИХЯ,1960-1963.

31. Блок А.Собрание стихотворений.Тт.1-3.-М.¡Мусагет,1911-1912.

32. Блок А.Стихи о Прекрасной даме.-М.¿Гриф,1905.-139 с.

33. Городецкий С.М.Ближайшая задача русской литературы.-Золотое руно,1909,№4,с.71-73.

34. Городецкий С.М.Перун.Стихотворения лирические и лиро-эпические. -Пб.:0ры,1907.-123 с*

35. Городецкий С.М.Сказочные чудовища.-В кн.'.История русскойАлитературы /под.ред.Е.В,Аничкова/.Т.Х.М.:изд-во Т-ва Сытина, 1908,с.159-172.

36. Городецкий С.М.Ярь.Стихи лирические и лиро-эпические.-Пб.: Кружок молодых,1907,-127 с.

37. Иванов Вяч.Автобиография.-В кн.¡Русская литература XX века. Под ред.С.А.Венгерова.Т.З.М.:Мир,1916,с.81-96.

38. Иванов Вяч.Б.Бугаев и (1га£ога,. -Весы, 1908,№7,с.73-77.

39. Иванов Вяч.Вдохновение ужаса.-В кн.¡Родное и вселенское. Статьи. М.¡Г.А.Леман и С.И.Сахаров,1917,с.89-101.

40. Иванов Вяч.Две стихии в современном символизме.-В кн.:По-звездам.Статьи и афоризмы.Спб.:0ры,1909,с.247-290.

41. Иванов Вяч.Дионис и прадионисийство.-Баку,1923,-303 с.

42. Иванов Вяч.Достоевский и роман-трагедия.-В кн.¡Борозды и межи.Опыты эстетические и критические.М.¡Мусагет,1916,с.3-72.

43. Иванов Вяч.Древний ужас.-В кн.:По звездам.Статьи и афоризмы. Спб.;0ры,1909,с.393-424.

44. Иванов Вяч.Живое предание.-В кн.¡Родное и вселенское.Статьи. М.,1917,с.47-58.

45. Иванов Вяч.Заветы символизма.-В кн.¡Борозды и межи.Опыты эстетические и критические.М.¡Мусагет,1916,с.119-144.

46. Иванов Вяч.Копье Афины.-В кн.:По звездам.Статьи и афоризмы. Спб.,1909,с.43-53.

47. Иванов Вяч.Легион и соборность.-В кг.¡Родное и вселенское. Статьи.М.,1917,с.37-46.

48. Иванов Вяч.Ницше и Дионис.-В кн.¡По звездам.Статьи и афоризмы. Спб.:0ры,1909,с.1-20.

49. Иванов Вяч.О веселом ремесле и умном веселии.-В кн.¡По звездам.Статьи и афоризмы.Спб.¡Оры,1909,с.220-246.

50. Иванов Вяч. О русской идее. - В кн.: По звездам. Статьи и афоризмы. СПб.: Оры, 1909, с.309-337.

51. Иванов Вяч. Поэт и чернь. - В кн.: По звездам. Статьи и афоризмы. СПб., 1909, с.33-42.

52. Иванов Вяч. Предчувствия и предвестия. - В кн.: По звездам. Статьи и афоризмы. СПб., 1909, с.189-219.

53. Иванов Вяч. С.Городецкий.Ярь. СПб., 1907. - Критическое обозрение, 1907, № 2, с.47-49.

54. Иванов Вяч. Символика эстетических начал. - В кн.: По звездам. Статьи и афоризмы. СПб., 1909, с.21-32.

55. Иванов Вяч. Собрание сочинений. Под ред. Д.В.Иванова и О.Де-шарт. Т.1-3. - Брюссель, 1971-1979.

56. Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога. - Новый путь, 1904, № I, 2, 3, 5, 8.

57. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии. - Вопросы литературы, 1970,№ 3, с.113-144.

58. Аверинцев С.С. Поэзия Вяч.Иванова. - В кн.: Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1976, с.5-62.

59. Аверинцев С.С. Структура отношения к поэтическому слову б творчестве Вячеслава Иванова: Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество А.Блока и русская культура XX века". -Тарту, 1975, с.152-155.

60. Авраменко Л.А. Поэзия А.Белого: Автореф. дис. канд. филолог, наук. М., 1970. - 24 с.

61. Авраменко Л.А. Сборники "Золото в лазури" и "Пепел" А.Белого (к вопросу о традиционности и новаторстве в поэзии символизма). - Филологические науки, 1965, № 5, с.15-29.

62. Азадовский K.M. и Максимов Д.Е. Брюсов и "Весы" (к истории издания). - Литературное наследство. Т.85. М.: Наука, 1976, с,257-324.

63. Азадовский K.M. Олонецкая деревня после первой русской революции (статья Н.Клюева "С родного берега"). - Русский фольклор. Т.15. М^Л., изд-во АН СССР, 1975, с.202-205.

64. Азадовский K.M. Путь Александра Добролюбова. - В кн.: Творчество А.А.Блока и русская культура XX века. Блоковский сбор-ник-3. Тарту, 1979, с.121-147.

65. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.2. М., 1963. - Гл. Русская фольклористика конца XIX-начала XX века, с.253-323.

66. Александр Блок в воспоминаниях современников. Тт.1-2. М.: Художественная литература, 1980. Т.1-552, е.,Т.2-527 с.

67. Александр Блок. Новые материалы и исследования. - Литературное наследство. Т.92, кн.1. М.: Наука, 1980. - 564 с.

68. Александр Блок. Новые материалы и исследования. - Литературное наследство. Т.92, кн.2. М.: Наука, 1981. - 414 с.

69. Александр Блок, Новые материалы и исследования. - Литературное наследство. Т.92, кн.З. М.: Наука, 1982. - 860 с.

70. Альфонсов В.Н. Тема России с лирике А.А.Блока I905-I9I6 гг. -Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1957, т.164, ч.1, с.З-39.

71. Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. СПб.: тип. имп. АН., 1903. - 4.1. От обряда к песне, с.З-392.

72. Аничков Е.В. Народная поэзия и древние верования славян.

73. В кн.: История русской литературы. T.I. М.: изд. Т-ва Сытина, 1908, с.48-80. ^

74. Аничков Е.В. Поэты "Скорпиона",- В кн.: Литературные образы и мнения. СПб., 1904, с.143-184.

75. Аничков Е.В. Реализм и новые веяния. - Пб., Освобождение, 1909. - 87 с.

76. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. - СПб.: тип М.М.Стасю-левича. 1914. - 386 с.

77. Анненский И.Ф. Античный миф в современной французской поэзии (оттиск из журнала "Гермес"). СПб., 1908, с.5-39.

78. Анненский И.Ф. Книга отражений. - СПб.: бр.Башмаковы, 1906. -213 с.

79. Асмус В. Философия и эстетика русского символизма. - Литературное наследство. Т.27-28. М.: Наука, 1937, с.1-161.

80. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982. - 464 с.

81. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. ТД. М., 1865.

82. Базанов В.Г. "Гремел мой прадед Аввакум" (Аввакум, Клюев. Блок). - В кн.: Культурное наследие Древней Руси. М.: Наука, 1967, с.334-348.

83. Басин Е.А. Семантическая философия искусства (критический анализ). - М.: Мысль, 1973. - 216 с.

84. Бахтин М.М. Из лекций по истории русской литературы. Вячеслав Иванов. - В кн.: Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1979, с.374-383.

85. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. - 318 с.

86. Беленький М.С. 0 мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977. - 167 с.

87. Белый А. Блок А. Нечаянная Радость. - Перевал, 1907, № 4, с.51-59.

88. Белый А. Вяч.Иванов. - В кн.: Русская литература XX века (Под ред. С.А.Венгерова). Т.З. М.: Мир, 1916, с.114-140.

89. Белый А. Ремизов А. Посолонь. - Критическое обозрение, 1907, № I, с.34-36.

90. Белый А, Сирин ученого варварства (По поводу книги Вяч.Иванова "Родное и вселенское"). - Берлин: Скифы,1922. - 24 с.»

91. Белькинд Е.А. Белый и А.А.Потебня (к постановке вопроса): Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество А.А.Блокаи русская жультура XX века". Тарту: изд-во ТГУ, 1975, с.160-165.

92. Белькинд Е. Блок и Вяч. Иванов. - В кн.: Блоковский сбор-ник-2. Труды второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А.Блока. Тарту, 1972, с.365-384.

93. Блоковский сборник. Труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А.Блока, май 1962 года. - Тарту: изд-во ТГУ, 1964. - 574 с.

94. Блоковский сборник - 2. Труды Второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А.Блока. - Тарту: изд-во ТГУ, 1972.- 590 с.

95. Блоковский сборник-3. Творчество А.А.Блока и русская культур ра XX века. - Тарту: изд-во ТГУ, 1979. - 168 с.

96. Блоковский сборник-4. Наследие А.Блока и актуальные проблемы поэтики. - Тарту: изд-во ТГУ, 1981. - 277 с.

97. Бочаров А. Свойство, а не жупел. - Вопросы литературы, 1977, № 5, с.65-108.

98. Брюсов В.Я. Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. М.: Скорпион, 1912. - 214 с.

99. Брюсов В.Я. К.Бальмонт. Злые чары. - Весы, 1907, № I, с.69-71.

100. Брюсов В.Я. Новые сборники стихов. - Весы, 1907, if« 10, с.45-53.

101. Брюсов В.Я. Городецкий. Ярь. - Весы, 1907, № 2, с.83-84.

102. Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта северного края. T.I. СПб.: тип Брокгауз-Ефрон, 1902. T.I. - 348 е., т.2-250 е., т.3-346 с.

103. Бутырин K.M. Проблема поэтического символа в русском литературоведении. - В кн.: Исследования по поэтике и стилистике. Л.: Наука, 1972, с.248-260.

104. Вейман Р. История литературы и мифология. Очерки по методологии и истории литературы. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1975. -344 с.

105. Венгров Н. Путь Александра Блока, М.: изд-во АН СССР, 1963. - 415 с.

106. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. - В серии: Сборники отделения русского языка и словесности имп. АН. Т.46, № 6. СПб., 1889. - 106 с.

107. Веселовский А.Н. Собрание сочинений. T.I СПб., изд-во Отделения русского языка и словесности имп. АН. 1913. -622 с.

108. Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова (Из истории мысли). - Варшава, 1902. - 529 с.

109. Виноградов И.И. "Вторая реальность" искусства и современная эстетическая мифология. - Вопросы философии, 1966, № 3,с.51-63, № 4, 76-87.

110. НО. Вольпе Ц. О поэзии А.Белого. - В кн.: А.Белый. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1940, с.3-52.

111. Выходцев П.С. Блок и народная художественная культура (к эволюции идейно-эстетических взглядов). - Русская литература, 1980, № 3, с.64-92.

112. Выходцев П.С. Об исторических закономерностях взаимодействия литературы и фольклора. - Русская литература, 1977,№ 2, с.3-20.

113. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. М.;Л.: изд-во АН СССР, 1963. - 549 с.

114. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд. Л.: Советский писатель, 1974. - 407 с.

115. Гиппиус 3. Стихи о Прекрасной Даме. - Новый путь, 1904, № 12, с.271-280.

116. Горелов A.A. Насущные проблемы освоения культурного наследства (фольклористика). - Русская литература, 1977, № 4,с.33-49.

117. Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом. А.Блок. Л.: Советский писатель, 1970. - 511 с.

118. Городецкий С.М. Ремизов Ал. Посолонь. - Перевал, 1907, № 4, с.61-62.

119. Городецкий С.М. Тень прочтенной книги (К.Бальмонт. Жар-птица).- Весы, 1907, № 8, с.5-64.

120. Гофман В. Язык символистов. - Литературное наследство. Т.27-28. М.: Наука,.1937, с,54-105.

121. Гофман М. Романтизм, символизм и декаденство. - В кн.: Книга о русских поэтах последнего десятилетия. Под ред. М.Гофмана, СПб.; М.:М.О.Вольф, 1909, с.4-32.

122. Гофман M.С. Городецкий. - В кн.: Книга о русских поэтах последнего десятилетия. Под ред. М.Гофмана. Шб.-М., 1909, с.333-342.

123. Григорьев А.Л. Мифы в поэзии и прозе русских символистов. -В сб.: Литература и мифология. Сборник научных трудов. Л.: изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1975, с.56-78.

124. Громов П. А.Блок. Его предшественники и современники. М.-Л.: Советский писатель, 1966. - 568 с.

125. Грякалова Н.Б. Фольклорные мотивы в творчестве А.Ахматовой. -русская литература, 1982, № I, с.47-64.

126. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. - Пг.: Мысль, 1923. -224 с.

127. Гуревич Л. Заметки о современной литературе. - Русская мысль, 1910, № I, отд.2, с.64-65.

128. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М.: Наука, 1981. - 303 с.

129. Дикман М. Поэтическое творчество Федора Сологуба. - В кн.: Федор Сологуб. Стихотворения* Л.: Советский писатель, 1975, с.5-47.

130. Долгополов Л.К. В поисках самого себя: к 100-летию со дня рождения А.Белого. - Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка, 1980, т.39, № 6, с.499-511.

131. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX-начала XX вв. - Л.: Советский писатель, 1977. - 366 с.

132. Долгополов Л.К. Неизведанный материк (заметки о Белом). -Вопросы литературы, 1982, № 3, с.100-139.

133. Долгополов Л.К, Поэзия русского символизма. - В кн.: История русской поэзии. Т.2. Л.: Наука, 1969, с.253-329.

134. Долгополов Л. К. Поэмы А.Блока и русская поэма конца XIX-начала XX веков. М.;-Л.: Наука, 1964. - 189 с.

135. Дорошевич А. Миф в литературе XX века. - Вопросы литературы, 1970, № 2, с.122-141.

136. Дьяконов И.М. Введение. - В кн.: Мифология древнего мира. Пер с анг. М.: Наука, 1977, с.5-54.

137. Евреинова H.H. Цикл стихов А.Блока "На поле Куликовом" и его источники в древнерусской литературе. - В кн.: ^сскаясо советская поэзия и стиховедение (Материалы межвузовской конференции). - М., 1969, с.151-172.

138. Ермилова Е.В. Поэзия "теургов" и принцип "верности вещам". -В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX-начала XX в. М.: Наука, 1975, с.187-206.

139. Жирмунский В.М. Поэзия А.Блока. - Пб.: Картонный домик, 1922. - 103 с.

140. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.I1. Л.: Наука, 1977. - 407 с.

141. Замотин И.И. А.В.Кольцов и русские модернисты. - Русский филологический вестник, 1909, № 3-4, с.312-334.

142. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып.1. Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 19X6. - 312 с.

143. Зелинский Ф.Ф. Вячеслав Иванов. - В кн.: Русская литература XX века. Под ред. С.А.Венгерова. Т.З, кн.УШ. М.: Мир, 1916, c.I0I-II3.

144. Иванов А.И. Верования крестьян Орловской губернии. - Этнографическое обозрение, 1900, №4, с.68-119.

145. Иванов Вяч. А.Белый. Пепел. СПб., 1909. - Критическое обозрение, 1909, № 2, с.44-48.

146. Иванов-Разумник P.A.Белый. - В кн.: Русская литература XX века. Под ред. С.А.Венгерова. Т.З. М.: Мир, 1916, с.13-64.

147. Иванова Е.В. Самоопределение раннего символизма. - В кн.:\

148. Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х-нача-ла XX вв. М.: Наука, 1975, с.171-186.

149. Измайлов A.A. Помрачение божков и новые кумиры (Новые- веяния в литературе). М., 1910. - 251 с.

150. Кагаров Е. Очерк современного состояния мифологической науки. Типологическое развитие религиозно-мифологического творчества. - В кн.: Вопросы теории и психологии творчества. Т.5. Харьков, 1914, с.293-416.

151. Кагаров Е. Религия древних славян. М.: Практические знания, 1918. - 72 с.

152. Казаркин А. Художественная перспектива в цикле А.Блока "На поле Куликовом". - В кн.: Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1976, вып.1, с.79-90.

153. Кесседи -Ф.Х. Миф и его отношение к познанию, религии и художественному творчеству. - Вопросы философии, 1966, № 5, с.96-106.

154. Кирпичников А.И. Очерки мифологии XX века. - Этнографическое обозрение, 1899, № 4, с.1-42.

155. Козлов A.C. Мифологическое направление в литературоведении США. М.: 'Высшая школа, 1984. - 175 с.

156. Колобаева Л.А. Человек и его мир в художественной системе А.Белого. - Филологические науки, 1980, № 5, с.12-20.

157. Кондратьев Ал. С.Городецкий. Ярь. - Перевал, 1907, № 3, с.57-58.

158. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма. - В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX-начала XX вв. М.: Наука, 1975, с.207-251.

159. Корецкая И.В. 0 "солнечном" цикле Вяч.Иванова. - Изв. Ан СССР, отд. литературы и языка. Т.37, № I, 1978, с.54-60.

160. Краснова Л. Поэтика Александра Блока. Очерки. Львов: изд-во Львовского ун-та, 1973, - 230 с.

161. Крук И.Т. Поэзия Александра Блока. - М. : Просвещение, 1970.263 с.

162. Кубилюс В. Формирование национальной литературы - подражательность или художественная трансформация (три шага литературы в фольклор). - Вопросы литературы, 1976, № 8, с.21-57.

163. Кузьмин М. О прекрасной ясности. - Аппллон, 1910, № 4, с.5-10.

164. Куприяновский П.В. Из истории раннего русского символизма. -В кн.: Сквозь время. Статьи о литературе. Ярославль: Верх-не-Волжское книжное изд-во, 1972, с.7-37.

165. Лавров A.B. Мифотворчество "аргонавтов". - В кн.: Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978, с.137-171.

166. Левинтон Г.А. Заметки о фольклоризме А.Блока. - В кн.: Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978, с.171-186.

167. Левинтон Г.А., Смирнов И.П. "На поле Цуликовом" Блока и памятники Куликовского цикла. - В кн.: Куликовская битваи подъем национального самосознания. Л.: Наука, 1979, с.72-95.

168. Леви-Стросс. Структура мифов. - Вопросы философии, 1970, № 7, с.152-164.

169. Лекции по истории русской литературы, читанные профессором

170. Шляпкиным. Народная словесность (1902-1903 уч.год). - Пб.: литография Богданова, 1903. - 176 с.

171. Литвин 3.G. Брюсов и русское народное творчество. - русский фольклор. Кн.УП, 1962, с.136-152.

172. Лифшиц М. Критические заметки к современной теории мифа. -Вопросы философии, 1973, № 8, с.143-153, № 10, с.138-152.171» Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М.: изд-во МГУ, 1982. - 470 с.

173. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.- 367 с.

174. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура. - Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып.308. Тарту, 1973. Труды по знаковым системам. У1, с.282-303.

175. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. - Тарту: изд-во ун-та, 1973. - 95 с.

176. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л.: Советский писатель, 1969. - 240 с.

177. Максимов Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока. -В кн.: Творчество А.А.Блока и русская культура XX века. Тарту, 1979, с.3-34.

178. Максимов Д.Е. О том, как я видел и слышал Андрея Белого: Зарисовки издали. - Звезда, Ï982, № 7, с.167-178.

179. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал.Блока. Л.: Советский писатель, 1981. - 551 с.

180. Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1903. - 526 с.

181. Мандельштам 0. О поэзии. Сборник статей. Л. : Aecuà/nia,^ 1928. - 99 с.

182. Махлин B.C. Неопубликованное письмо А.Блока к Т.Н.Гиппиус. -В кн.: Филологический сборник, вып.5. Алма-Ата, 1966,с.47-53.

183. Махлин B.C. Фольклорные мотивы в ранней лирике А.Блока. -В кн.: Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава. Павлодар, 1967, с. 7375.

184. Машбиц-Веров И. Русский символизм и путь А.Блока. - Куйбышев: книжное изд-во, 1969. - 349 с.

185. Машинский С.И. Вступительная статья к кн.: С.Городецкий. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1974, с.5-52.

186. Машкин А.С. Материалы по этнографии Курской губернии, ч.З. -Курский сборник, вып.1У. Курск: губ. стат. ком., 1903. -117 с.

187. Медведев П. Творческий путь А.Блока. - В кн.: Памяти Блока. Пб.: Полярная звезда, 1922, с.9-71.

188. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики.- Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1980. -295 с.

189. Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на Западе. -Вопросы философии, 1971, № 7, с.163-171.

190. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

191. Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной литературы. - Полн. собр. соч. Т.ХУП. М.: изд-во Сытина, 1914, с.214-216.

192. Минц З.Г. Блок и русский символизм. - Литературное наследство. Новые материалы и исследования. Т.92, кн.1. М.: Наука,- 1980, с.98-173.

193. Минц З.Г. Из поэтической мифологии "третьего тома": Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество А.А.Блока и русская культура XX века". - Тарту, 1975, с.47-53.

194. Минц З.Г., Пустыгина Н. "Миф о пути" и эволюция писателей-символистов: Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество A.A.Блока и русская культура XX века". - Тарту, 1975, с.147-152.

195. Минц З.Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов. - В кн.: Творчество А.А.Блока и русская культура XX века. Тарту, 1979, с.76-121.

196. Минц З.Г. Функции реминисценций б поэтике А.Блока. - Учнные записки Тартуского ун-та, вып.308. Труды по знаковым системам. У1. Тарту, 1973, с.387-417.

197. Минц З.Г. Частотный словарь "Стихов о Прекрасной Даме" А.Блока и некоторые замечания о структуре цикла. - Ученые записки Тартуского ун-та, 1967, вып.198. Труды по знаковым системам-3, с.209-211.

198. Мирза-Авакян M.JI. Из истории поэзии русского модернизма 90-900-х годов (вопросы становления поэтических школ): Автореф. дис. на соискание уч. степени доктора филолог, наук. - Ереван, 1975. - 25 с.

199. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. - М.: Советская энциклопедия. T.I. 1980. - 671 с. Т.2. 1982. - 718 с.

200. Михайловский Б.В. Символизм. - В кн.: Русская литература конца XIX-начала XX вв. I90I-I907. М.: Наука, 1971, с.229-318.

201. Молдавский Дм. Из писем С.Городецкого (Воспоминания о поэте). Нева, 1969, № 7, с.180-182.201202203204205206207208209210211212213214

202. Неизданная глава из "Исторической поэтики" А.Веселовского. Публикация В.М.Жирмунского. - Русская литература, 1959, № 2-3, сЛ75-191, с.89-124.

203. Неизданные статьи А.Белого (публ. А.В.Лаврова). - Русская литература, 1980, № 4, с.160-176.

204. Никитина Е.П. Русская поэзия на рубеже двух эпох. Под ред. проф. Е.И.Покусаева. 4.1. - Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1970. - 205 с.

205. Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 г. Т.2 М.; Л., 1950.

206. Орлов В.Н. А.Блок и А.Белый в 1907 г. - Литературное наследство. Т.27-28. М.: Наука, 1937, с.371-403. Орлов В.Н. Александр Блок. Очерк творчества. М.: ГИХЛ, 1956. - 261 с.

207. Орлов В.Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л.: Советский писатель, 1980. - 728 с.

208. Пискунов В. Тема о России (Россия и революция в литературе начала XX века). М.: Советский писатель, 1983. - 375 с. Письма Александра Блока к родным. Т.1-2.Л. '.ДсасЛг^иа, 1927-1932.

209. Померанцева З.В. Блок и фольклор. - В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования. Т.Н. М.»Л. : изд-во АН СССР, 1958, с.203-224.

210. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М.:Наука, 1975. - 191 с.

211. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое. Приложение. - Харьков: изд-во М.В.Потебни, 1905, - 652 с.

212. Потебня A.A. Мысль и язык. Изд.3-е Харьков: тип. Мирный труд, 1913. - 225 с.

213. Правдина И. Из истории формирования третьего тома лирики

214. А.Блока: Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество A.A.

215. Блока и русская культура XX века". Тарту, 1975, с.38-43.

216. Привалов Н.И. Очерки славянской мифологии по различным источникам. Пг.: Т-во худож. печати, 1916. - 19 с.

217. Пустыгина Н. К изучению эволюции русского символизма: Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество А,А.Блока и русская культура XX века". Тарту, 1975, с,143-147.

218. Пяст В. А.Белый. - В кн.: Книга о русских поэтах последнего десятилетия. Под ред. М.Гофмана. M., 1909, с.139-150.

219. Пяст В. Вяч.Иванов. - В кн.: Книга оррусских поэтах последнего десятилетия. Под ред. М.Гофмана. - Пб.: М. О.Вольф, 1909, с.265-275.225226227228229230231232233234235236237238

220. Ремизов A.M. Луг духовный. Пб.: Оры, 1907. - 133 с. Ремизов A.M. Посолонь. Сказки с рис. Н.П.Крымова. М.: Золотое руно, 1907. - 78 с.

221. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.: изд-во АН СССР, 1963. - 361 с.

222. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. -607 с.

223. Русская литература XX века. Т.1-3. Под ред. С.А.Венгерова. М.: Мир, I9I4-I9I8.

224. Русская литература XIX-начала XX вв. М.: Наука, 1972. -Гл.4 Модернистские течения в поэзии межреволюционного десятилетия, с.215-371.

225. Садовской Б. Жар-птица. К.Бальмонт. - Русская мысль, 1907, № II, с.215-216.

226. Сборник Кирши Данилова. СПб.: тип имп. АН, 1901. - 284 с. Северные сказки (под ред. Н.Е.Ончукова). СПб.: тип А.С.Суворина, 1909. - 646 с.

227. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Собранные И.П.Сахаровым. СПб., 1836. 4.1. Сказания русского народа о чернокнижии.- 201 с.

228. Селиванов Ф.М. Сюжет и композиция былин о Вольге. - Вестник МГУ, 1969, № 3, с.30-39.

229. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. - М.: Наука, 1977. - 203 с.

230. Саймонов А.Д. Борьба за передовые традиции народного поэтического творчества в русской науке и искусстве конца XIX в.: Автореф. дис. канд. филолог наук. Л,, 1958. - 20 с.

231. Соловьев Б. Поэт и его подвиг.Творческий путь А.Блока. М.: Советский писатель, 1965, - 696 с.

232. Соловьев B.C. Мифологический процесс в древнем язычестве. -Православное обозрение, 1873, № II, с.635-665.

233. Соловьев B.C. Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки (1890). - Собр. соч. Т.6 (1886-1897). СПб., 1904, с.166-214.

234. Соловьев С.А. Белый. Пепел. СПб., 1909. - Весы, 1909, № I, с.82-86.

235. Соловьев С.С. Городецкий.Ярь. СПб., 1907. - Золотое руно, 1907, № 2, с.88-89.

236. Сперанский М.Н, История русской литературы. Под ред. Е.В. Аничкова. T.I. - Критическое обозрение, 1909, вып.1, с.36-38.

237. Станкеева З.В. Национальное своеобразие поэзии А.Блока, -Пермь: изд-во Пермского гос. ун-та, 1981. - 84 с.

238. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1976. - 104 с.

239. Степанов Н. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. М.: Советский писатель, 1975. - 280 с.

240. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М.: Искусство, 1970. - 293 с.

241. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М.: Искусство, 1976. - 222 с.!!

242. Тимофеев Л.И. Творчество А.Блока. М.: изд-во АН СССР, 1963. -199 с.

243. Тарасенков С. Тема России в поэзии А.Блока. - Ученые записки Краснодарского пед. ин-та, 1961, вып.24, с.52-84.

244. Франк С.Л, Артистическое народничество (Вяч.Иванов. По звездам). - Русская мысль, 1910, № I, отд.2, е.27-38.

245. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. - 605 с.

246. Харциев В. Мифотворчество, поэзия и наука. - В кн.: Вопросы теории и психологии творчества. Т.У. Теория творчества и мифотворчество. Харьков, 1914, с.310-357.

247. Хмельницкая Т.Б. Поэзия А.Белого. - В кн.: А.Белый. Стихотворения и поэмы. М.;-Л.: Советский писатель, 1966, с.5-66.

248. Цветаева М. Пленный дух. - Москва, 1967, № 4, с.113-147.

249. Цветник Ор. Кошница первая. Сборник лирический и драматический. СПб., 1907.

250. Чистякова Э.И. Эстетико-философские взгляды А.Белого: Авто-реф. дис. канд. филолог, наук. М., 1979. - 25 с.

251. Чулков Г.О. О мистическом анархизме. Со вступительнойстатьей Вяч.Иванова о нерриятии мира. - Пб.: Факелы, 1906. • 81 с.

252. Шестов Л. Вячеслав Великолепный (К характеристике русского упадничества). - Русская мысль, 1916, № 10, отд.2, с.80-110

253. Зллис. Русские символисты. М.: Мусагет, 1910. - 338 с.

254. Якименко В. Границы и возможности (миф и притча в современной литературе). - Вопросы литературы, 1978, № II, с. 82105.

255. James West.A stady of Vacheslav Jvanov andlj. the Russ.ian sumbol.ist.ic aesthetic.London. J970. 250 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.