Космические образы в поэзии серебряного века: От символистов к футуристам тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Колобова, Ольга Леонидовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Колобова, Ольга Леонидовна
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ИДЕЯ КОСМИЗМА И СЛОВО В КУЛЬТУРНЫХ ИСКАНИЯХ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
§1. Русский космизм и философские источники космических образов символистов и футуристов
§2. Слово как "зиждительная сила" в поэзии символизма и
футуризма
ГЛАВА II: КОСМИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ РУБЕЖА
Х1Х-ХХ вв.
§1. Функции космической образности в лирике И.А.Бунина
творческой практике
§3. Космическая образность в стиле В.В.Маяковского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Русская лирика рубежа XIX-XX веков: поэтика запаха2011 год, доктор филологических наук Рогачева, Наталья Александровна
Особенности индивидуального стиля Леонида Мартынова2011 год, кандидат филологических наук Павлова, Наталия Дмитриевна
Трагедия "Владимир Маяковский" в историко-литературном контексте 1910-х годов2009 год, кандидат филологических наук Алфёрова, Светлана Викторовна
Русская поэзия первой трети XX в.: Художественная космогония. М. Цветаева и В. Маяковский2001 год, доктор филологических наук Полехина, Майя Мударрисовна
Софийность и ее коннотации в русской литературе XIX-начала ХХ веков (поэтика всеединства)2011 год, доктор филологических наук Крохина, Надежда Павловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Космические образы в поэзии серебряного века: От символистов к футуристам»
Введение
В России рубежа Х1Х-ХХ вв. ощущение апокалипсиса имело двойственную природу. С одной стороны, человечество практически во всех областях деятельности, в том числе и художественной, исчерпав прежние возможности, подошло к определенному этапу, рубежу. С другой стороны, очевидно, что в недрах русской культуры XIX века вызрели совершенно новые тенденции, которые были способны преобразовать представления современников о мире духовном и материальном, а также и общее представление о природе Слова.
Символизм явился направлением, аккумулирующим самые разнообразные художественные тенденции начала XX века. Не случайно из него впоследствии вышли такие писатели, как, с одной стороны, Вяч.Иванов, статья которого называлась "О зиждительной форме", а с другой стороны, А.Толстой с его крупномасштабной реалистической прозой ("Хождение по мукам", "Петр I"), или А.Белый с его лирикой и романами.
Символизм способствовал появлению направлений, кажущихся диаметрально противоположными - акмеизм, футуризм и т.д. Однако, что бы ни говорили современные исследователи, в центре спора с символистами всегда оказывалось Слово: его природа, его художественная функция, его жизнестроительная роль. Именно в недрах симводизма, в его пушкинском крыле (журнал "Аполлон"), появляется статья М.Кузьмина "О прекрасной ясности", давшая толчок к оформлению нового литературного направления - акмеизма. Не без активного наставления В.Хлебникова Вяч.Ивановым появляются многие экспериментаторские художественные произведения этого поэта. Понятно, что в полемике
"противоположности" сходятся. Конкретный анализ художественного материала, предпринятый нами в диссертационном исследовании, это убедительно подтверждает.
Надо отметить, что основные тенденции эпохи рубежа XIX-XX века особенно зримо проявились в творчестве наиболее ярких представителей символизма и футуризма - Вяч.Иванова и В.Маяковского. Характерной чертой этих литературных направлений было присутствие философии космизма в идеологии, что проявилось, в первую очередь, на постановке целей и задач творчества - преобразовать мир 9 помощью "нового" Слова.
Однако идеи космизма можно встретить и в творчестве писателей, принадлежащих к другому литературному течению -акмеизму, который декларативно их не выражал. Например, космизм характерен для творчества Н.Гумилева, который приходит в литературу, "ободренный" В.Брюсовым1, "декоративный" космизм можно встретить у О.Мандельштама.
Космическая образность является неотъемлемой чертой лирики И.А.Бунина, который не разделял экспериментаторских учений ни символистов, ни футуристов. В то же время, его творческая практика, его обращение со словом, были сродни символистам.
Теоретические изыскания в области природы Слова, предпринятые на рубеже Х1Х-ХХ вв., нашли свое выражение в литературном творчестве писателей этого периода через создание космических образов. Следовательно, космическую образность в поэзии серебряного века следует рассматривать как принадлежность культурного стиля эпохи.
1 См. Колосова С.Н. Николай Гумилев: прозаик и поэт: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1998. - 16 с.
В современном литературоведении наблюдается интерес к рассмотрению различных аспектов культурного стиля эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв. Монография Л.Долгополова1 посвящена рассмотрению трех проблем этого периода - личности писателя, героя литературы, литературного процесса. Художественный синтез как определяющая черта русской литературы рубежа XIX-XX вв. подробно рассматривается в работах И.Г.Минераловой2.
Философичность творчества И.А.Бунина, его обращение к вечным темам жизни и смерти, вопросам бытия, пантеистическое мироощущение отмечается как исследователями начала века3,
1 Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX -начала XX века. - Л.: Сов. писатель, 1985. - 352 с.
2 Минералова И.Г. Литература поисков и открытий.Жанровый синтез в русской литературе рубежа XIX-XX вв.- М.,1991. - 108 с.
Минералова И.Г. Русская литература серебряного века (Поэтика символизма).М., 1999. - 226 с.
ее же : Художественный синтез и "стиль эпохи" //Русский язык, культура, история: Сб.науч. трудов. - Москва, 1997. - Ч. I. - С. 135-137.
3 Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей.- М.: Научное слово, 1910. -Вып. III. - 138 с.
Мешков Н. Поэзия Ивана Бунина //Путь, 1912. - № 12. - С. 25-30. Соболев Ю. Любовь, смерть и вечность в творчестве Бунина //Рампа и жизнь. - 1912.-№44.-С. 3-5.
Чуковский К. Смерть, красота и любовь в творчестве И.А.Бунина //Нива. - 1914.-М49.-С.947-950.
Родзевич С. В поисках Атлантиды (Поэзия И.А.Бунина) //Аргонавты. Книга первая. - Киев: И.К.Самоненко, 1914. - С. 175, 169, 176.
так и современными литературоведами1.
Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к более детальному изучению творческого наследия И.А.Бунина. Работы Э.И.Денисовой2 и Т.А.Никоновой3 посвящены проблемам художественного времени в лирике Бунина. Лирико-философский характер бунинской концепции человека и природы подробно исследуется в статьях В.Свет4, В.Славецкого5, Л.Толкачевой6, в монографии Л.А.Колобаевой7. Г.В.Килганова рассматривает ориентализм в прозе И.А.Бунина "как совокупность религиозно-философского, историко-художественного, эстетического и психологического аспектов, мировоззрения писателя, сформированных под значительным
1 Михайлов О. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. - М.:Современник, 1976.-С. 116,117
Денисова Э.И. Природа в ранней лирике Бунина //Некоторые вопросы русской литературы XX века. - М., 1973. - С. 44. Малахов В. Бунин и Тютчев //Подъем. - 1979. - № 5. - С. 147.
2 Денисова Э.И. Лирика Бунина: концепция времени и особенности реализма //Проблемы реализма,- Вологда, 1975. - С. 105.
3 Никонова Т.А. Мир природы и мир человека в лирике Бунина //Проблемы реализма. - Вологда, 1978. - С. 134-140.
4 Свет В. Сопоставительный анализ стихотворения И.Бунина "Сатана богу" и древневосточного памятника //Сравнительное изучение национальных литератур. - Ташкент, 1986. - С. 28-32.
5 Славецкий В. "Мне кто-то должен сострадать..." //Лит. учеба. - 1986. - № 4.-С. 131-137.
6 Толкачева Л.И. Бунин и жанр сонета в русской поэзии Х1Х-ХХ вв. //Творчество писателя и литературный процесс. - Иваново, 1979. - С. 24.
7 Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 46-60.
влиянием Востока'4. Особым вкладом в изучение творческого наследия И.А.Бунина явилось исследование Р.С.Спивак. Выявляя натурфилософское начало в его лирике, автор приходит к выводу, что "новаторство Бунина связано с повышенным интересом XX столетия к духовной жизни личности и углублением историзма"2.
Можно сказать, однако, что изучение поэтического наследия И.А.Бунина сегодня только лишь начинается. Особенно нуждается в подробном рассмотрении функции космической образности в лирике И.А.Бунина.
Творчество Вяч.Иванова, как основоположника
символизма, является предметом рассмотрения современного исследователя М.Ю.Стояновского3. Его работа затрагивает проблему символа у Вяч.Иванова, выявляя его традиции и специфику. Различные аспекты творчества поэта нашли отражение в трудах С.С.Аверинцева4, З.Г.Минц5, Н.И.Харджиева6. Отношение Вяч.Иванова к формальному методу
1 Килганова Г.В. Ориентализм в прозе И.А.Бунина: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1997. - С. 1 и далее.
2 Спивак P.C. Русская философская лирика 1910 х годов: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук. (И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский) /Уральский гос. ун-т. - Екатеринбург, 1992. - С. 30.
3 Стояновский М.Ю. Символ у Вяч.Иванова: традиции и специфика: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1996. - 16 с.
4 Аверинцев С.С. Поэзия Вяч.Иванова //Вопросы литературы. - 1975. - № 8.-С. 145-192.
5 Минц З.Г., Обатнин Г.В. Символика зеркала в ранней поэзии Вяч.Иванова//Уч. зап. ТГУ. - Тарту, 1988. - Вып. 831. - С. 59-65.
6 Харджиев Н.И. Две эпиграммы Вяч.Иванова //Русская речь. - 1989. - № 5. - С. 27-29.
подробно анализируется в статьях Г.В.Обатнина1 и К.Ю.Постоутенко2. Мифопоэтическая сторона творчества поэта стала предметом рассмотрения исследователя Н.Доценко3. И.В.Корецкая4, анализируя эмоционально-образные средства выразительности в поэзии Вяч. Иванова, выявляет связь символики отдельных образов с общими символическими полями семантически близких образов. Значительным вкладом в изучение творческого наследия поэта стали публикации Ч.Г.Гусейнова5.
Однако приходится констатировать, что в работах современных исследователей ещё достаточно фрагментарно рассматриваются идеи космизма в теоретических исканиях Вяч.Иванова и его творческой практике.
Немало глубоких и интересных исследований посвящено русскому футуризму и творчеству его наиболее яркого представителя - В.В.Маяковского. Так, общетеоретические аспекты футуризма нашли отражение в работах отечественных и
1 Обатнин Г.В., Постоутенко К.Ю. Вяч.Иванов и формальный метод //Русская литература. - 1992. - № 1. - С. 180-188.
2 Постоутенко К.Ю. Вяч. Иванов. Три неизданные рецензии //Новое литературное обозрение. - 1994. - № 10. - С. 237-251.
3 Доценко С.Н. Два града: Миф о Петербурге в творчестве Вяч.Иванова //Анциферовские чтения. - JL, 1989. - С. 129-132.
4 Корецкая И.В. Метафора "арки" в поэзии Вяч.Иванова //Изв. РАН, отд. языка и лит-ры. - 1992. - Т. 51. - № 2. - С. 60-65.
5 Гусейнов Ч.Г. Примечания к публикации избранных глав из книги В.И.Иванова "Дионис и прадионисийство" //Эсхил: Трагедии. - М., 1989. -С. 585.
зарубежных исследователей: Г.Тастевена!, В.Брюсова2, К. Чуковского3, Ю.Тынянова4, С. Куликовой5, М.Г.Неклюдовой6,0. Петрочук7, Ж.-К.Ланна8.
Эстетику русского модернизма и двух его наиболее ярких разновидностей - младосимволизма и кубофутуризма рассматривает современный литературовед В.А.Сарычев9. Показывая сложность и неоднородность кубофутуризма, он практически не затрагивает творчество В.Маяковского.
Подробный анализ индивидуальных особенностей поэтики В.Маяковского предлагает классик литературоведения Р.Якобсон10. Можно согласиться с его основным положением, что
1 Тастевен Г. Футуризм (На пути к новому символизму). С приложением перевода главных футуристических манифестов Маринетти. - М.: Ирис, 1914.
2 Брюсов В. Новые течения в русской поэзии. Футуристы //Русская мысль. - 1913.-№3.-С. 124-139.
3 Чуковский К.И. Эгофутуристы и кубофутуристы. - СПб., 1914.
4 Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. - Л.: Прибой, 1929. - С. 553.
5 Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. - М.: Политиздат, 1974.
6 Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. - М.:Искусство, 1991.
7 Петрочук О. Футуризм //Модернизм. Анализ и критика основных направлений. -М., 1973.
8 Ланн Ж.-К. Русский футуризм //История русской литературы: XX век: Серебряный век. - М.: Прогресс-Литера, 1995. - С. 533.
9 Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема "жизнетворчества". - Воронеж, 1991.
10 Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы. - М.: Прогресс, 1987.
русские футуристы являются основоположниками поэзии Самовитого (самоценного) слова.
О космогонизме футуристического слова говорит в своей работе профессор Калифорнийского университета В.Ф.Марков1.
Различные аспекты поэтической системы В.Маяковского и специфика его новаторства освещаются в работах отечественных исследователей: З.Паперного2, Г.В.Филиппова3, А.И.Метченко4, К.Г.Петросова5, О.В.Перцова6, Л.Тимофеева7, Н.И.Харджиева и В. В. Тренина8, В. Н.Альфонсова9, Н.М.Киселевой10,
1 Марков В.Ф. О свободе в поэзии: Статьи, эссе, разное. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. - С. 18.
2 Паперный 3. О мастерстве Маяковского. - М.: Сов. писатель, 1953 - 352с.
3 Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия. Человек и природа.-Л., 1984.-207 с.
4 Метченко А.И. Избранные работы: В 2 т. - Т. 2. Маяковский: Очерк творчества. - М.: Художественная лит-ра, 1982. - 494 с.
5 Петросов К.Г. Творчество В.В.Маяковского: О русской поэтической традиции и новаторстве). - М.:Высш. шк., 1985. - 151 с.
6 Перцов О. В. Маяковский: Жизнь и творчество. - М., 1976. - Т. 3. - 462 с.
7 Тимофеев Л. Поэтика Маяковского. - М.: Сов. пис., 1941. - 104 с.
8 Харджиев Н.И., Тренин В.В. Поэтическая культура Маяковского. - М.: Искусство, 1970. - 328 с.
9 Альфонсов В.Н. Русская поэзия первой половины 20 века: Творческое миропонимание и поэтические системы (Маяковский и Пастернак; Блок, Хлебников, Заболоцкий): Дис. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук. -СПб.,1996.
10 Киселева Н.М. Город и природа в поэзии В.В. Маяковского: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кан. филол. наук. - М., 1978. - 16 с.
Т.А.Пономаревой1,Ю.А.Мешкова2, Л.Н.Никольской3, Р.С.Спи-вак4, Н.Стебаковой5.
Попытка проследить историю русского космизма и показать его место и роль в отечественном культурном наследии сделана в работах современных философов С.Г.Семеновой6 и Ф.И.Гиренка7. Монография В.Н.Дуденкова8 предлагает целостное представление о русском космизме. Автор рассматривает космизм в широком контексте духовной жизни России конца XIX- начала XX столетия.
На рубеже веков всегда возникал особый интерес к месту человека в рамках нации и даже "человеческого всеединства"
1 Пономарева Т.А. Становление творческого метода в поэзии раннего В.В.Маяковского (1912 -1917): Дис. на соск. уч. степ. кан. филол наук. -М., 1981. - 220 с.
2 Мешков Ю.А. Словесная изография в стихах раннего Маяковского. //Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX века: Сб. науч. трудов. - Тверь, 1994. - С. 14.
3 Никольская Л.Н. Человек и время в художественной концепции В.В.Маяковского: Автореферат дис. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук. -Киев, 1988. - С. 3 и далее.
4 Спивак P.C. Русская философская лирика 1910 х годов: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра филологич. наук. (И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский) /Уральский гос. ун-т. - Екатеринбург, 1992. - 34 с.
5 Стебакова Н. Концепция человека в поэзии В.В.Маяковского: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1970. - 16 с.
6 Семенова С.Г. Русский космизм //Свободная мысль. - 1992. - № 17. - С. 81
7 Гиренок Ф.И. Русские космисты /Из цикла "Страницы истории отечественной философской мысли"/.: Знание, 1990. - С. 12.
8 Дуденков В.Н. Русский космизм: Философия надежды и спасения. СПб.: Издательская компания "Синтез", 1992. - 231 с.
(В.С.Соловьев), но в пределах мироздания (романтическая эпоха начала XIX века, неоромантизм начала XX века, сегодняшний рубеж ХХ-ХХ1 века). В то же время особое внимание современных литературоведов к поэзии рубежа веков объясняется еще и недостаточной исследованностью в силу объективных причин.
Внимание к философским концепциям русского космизма начинает актуализироваться особенно сейчас, хотя интерес наблюдался уже в XIX веке (В.Ф.Одоевский, Э.Кабе, А.В.Сухово-Кобылин). Однако применительно к идее Слова данная проблема в том объеме, в котором предлагается нами, ранее не рассматривалась. Едва намечены к настоящему времени контуры понятия "космизм", "космический образ", практически не анализируется влияние идей филологов и философов-космистов начала XX века на творчество И.А.Бунина, Вяч.Иванова, В.В.Маяковского.
Теоретическое и практическое значение указанной проблемы обусловили выбор её в качестве предмета нашего исследования. Целью данной работы является анализ космической образности и определение её специфичности и функций в творчестве И.А.Бунина (лирика 1890-1916); Вяч.Иванова (первая книга лирики "Кормчие звезды" (1903) и другие произведения); В.В.Маяковского (ранняя лирика 1912-1917).
Работа преследует решение следующих конкретных задач:
1) показать общее и особенное в обращении со Словом с большой буквы в русской поэзии рубежа Х1Х-ХХ вв.;
2) проследить взаимовлияние и взаимоотражение теоретических философских посылов и художественной практики как символистов и футуристов, бравших на себя задачу преобразования материального мира, посредством Слова, так и
представителей русской поэтической школы, не принадлежащих ни к каким узким литературным группировкам;
3) выявить особенности функционирования космических образов в поэтических системах И.А.Бунина, Вяч.Иванова, В.В.Маяковского, проанализировав их метафорику, стиховую форму, поэтические жанры;
4) вскрыть характерные черты стиля эпохи серебряного века, проявившиеся в индивидуальных стилях названных художников.
Актуальность и научная новизна работы обусловлена предметом исследования - изучением космической образности в русской поэзии рубежа Х1Х-ХХ вв., в частности, в творчестве ярких представителей символизма (Вяч.Иванова), футуризма (В.В.Маяковского) и И.А.Бунина, являющегося, по словам А.Блока, очевидным наследником "священной русской литературы", и характером поставленных задач.
Теоретической и методологической основой данного исследования явились труды по теории словесности А.А.Потебни ("Мысль и язык", "Эстетика и поэтика"), теории стиля П.Н.Сакулина ("Теория литературных стилей"), филологические работы А.Ф.Лосева ("Очерки античного символизма и мифологии", "Античный космос и современная наука", "Философия имени", "Диалектика художественной формы"), а также исследования в области теории поэтической речи и стиля Ю.И.Минералова ("Теория художественной словесности.Поэтика и индивидуальность").
В своей работе мы опираемся на семантический подход к определению понятия "поэзия", который подразумевает детальное рассмотрение содержательной стороны
художественного текста.
Заслуживает внимания точка зрения В.В.Виноградова на поэтику. Поэтика определяется им как наука "о формах, средствах и способах организации произведений словесно-художественного творчества, о структурных типах и жанрах литературных сочинении"1. По мнению В.В.Виноградова, поэтика не может не заниматься внутренним строением художественных произведений, литературными жанрами, их развитием, так же как и общими принципами творческого воплощения жизни. Главное внимание при этом уделяется формам и средствам организации произведения словесно-литературного творчества.
Сегодня особую актуальность приобретает филологическая концепция видного ученого конца XIX века А.А.Потебни. Подробному анализу его наследия посвящены труды современного исследователя Ю.И.Минералова. В монографии "Теория художественной словесности"2 автор предлагает свое понимание многих теоретических положений А.А.Потебни. Статья "Концепция А.А.Потебни и русский поэтический стиль"3 посвящена рассмотрению двух идей: о внутренней форме и об
1 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика,- М.: Изд-во АН СССР, 1963, - С. 184.
2 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М., 1997. - 256 с.
3 Минералов Ю.И. Концепция A.A. Потебни и русский поэтический стиль //Ученые записки Тартуского государственного университета. - Тарту, 1983. - Вып. 649. - С. 90-105. См. также: Минералов Ю.И. Филология и православное богословие о силе слова //Русский язык, культура, история: Сб. материалов II научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов. Часть I. - М., 1997. - С. 156-161.
образном "сгущении мысли". Анализируют эстетическую концепцию А.А.Потебни филологи И.Иваньо и А.Колодная
Как справедливо замечает Ю.И.Минералов, в литературоведении существует два понятия: "поэтика формы" и "поэтика внутренней формы". Первое подразумевает художественную форму "вообще", второе рассматривает конкретно "опредмеченный" объект. "Внутренняя форма как данность - созданный индивидуумом образ неких прообразов, неких исходных идей - присутствует во всех содержательно автономных, художественно целостных элементах словесного искусства (уже в слове, затем в определенных сочетаниях слов, главах и частях, произведениях как целом). А внутренняя форма как принцип составляет основу индивидуального стиля художника"2.
"В самом деле, поэтика стиля - продолжает размышлять исследователь, - (как и индивидуальный стиль в целом) есть творческий принцип создания "литературной реальности" (то есть произведений). Стиль - регулятор и организатор; он управляет созданием субстанции (текста произведения), но он несводим к самой этой субстанции (тексту произведения)"3.
В создании поэтики индивидуального стиля, по мнению Ю.И. Минералова, большое значение имеет мимесис парафразирование тех или иных конкретных реализаций "индивидуальных" средств поэтики в произведениях других художников. Отсюда высокая значимость для поэтики
1 Иваньо И., Колодная А. Эстетическая концепция А.Потебни // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - С. 17.
о
Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М., 1997. - С. 248.
3 Там же. - С. 248.
индивидуального стиля миметических категорий (вариация, стилизация, иллюзорное подобие, реминисценция, портретирование стиля и др.)1.
Миметические процессы в индивидуальных стилях (творческое подражание художников друг другу) приобретают особую значимость в связи с тем, что "они нацелены на создание "образа образов", "образа идей" - то есть на конденсацию в пространстве данного индивидуального стиля... сложнейших семантических и ассоциативных наслоений, возникавших и функционировавших в истории литературы, истории человеческой культуры заведомо порознь. Благодаря мимесису в "целокупном пространстве" данного индивидуального стиля удается провести типизацию, обобщение и синтез самых различных и априори непредсказуемых идейно-образных комплексов"2.
Ю.И.Минералов, утверждая, что "понятие "образа образов" синонимично термину "внутренняя форма" в том широком осмыслении последнего, которое придавал ему в русской филологии A.A. Потебня", приходит к выводу: "в настоящее время практически всюду в литературоведческих работах термин "внутренняя форма" у Потебни трактуется узко, и под ним понимается лишь этимологический образ в слове"; в то время, как "А.Ф. Лосев - один из немногих, кто указывает на ограниченность такого осмысления потебнианского термина.Между тем именно в широком смысле ("образ образов") Потебня заимствовал соответствующее понятие из античной
1 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М., 1997. - С. 250.
2 Там же. - С. 252..
эстетики, впервые обратившей внимание на важность проявлений миметического синтеза в искусстве"1.
Таким образом, исследовательский подход к произведению с точки зрения его внутренней формы нам кажется более плодотворным.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что её материалы могут быть использованы при изучении как вузовского курса русской литературы начала XX века, так и при проведении спецкурсов и спецсеминаров.
Структурно работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка используемой и цитируемой литературы.
1 Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М., 1997. - С. 252.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творчество раннего Пастернака и поэтика символизма2003 год, кандидат филологических наук Казмирчук, Ольга Юрьевна
Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века2012 год, доктор филологических наук Темиршина, Олеся Равильевна
Лексическая структура поэтического языка литераторов Серебряного века: опыт сопоставления2005 год, кандидат филологических наук Черных, Наталья Дмитриевна
Творчество В. Маяковского во взаимодействии с литературным процессом 1910-1920-х годов2007 год, доктор филологических наук Култышева, Ольга Михайловна
Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии2012 год, доктор филологических наук Колосова, Светлана Николаевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Колобова, Ольга Леонидовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая исследование поэзии серебряного века, в частности, лирики символистов, футуристов и представителей классического направления, остановились лишь на некоторых вопросах этой многогранной, малоизученной проблемы, сделав главным предметом исследования творчество таких ярких и талантливых поэтов, как И.А.Бунин, Вяч.Иванов, В.В.Маяковский. По нашему мнению, с ними были связаны наиболее интересные и плодотворные обретения русской литературы серебряного века.
Анализ данной проблемы позволяет острее ощутить и глубже понять всю сложность процесса культурного развития России рубежа Х1Х-ХХ вв. В целом, а также творчества И.А.Бунина, Вяч.Иванова, В.В.Маяковского, в частности, проникнуть в смысл их поисков, оценить созданное ими.
Предпринятое нами исследование лирического наследия наиболее ярких представителей символизма и футуризма -Вяч.Иванова и В.В.Маяковского, а также И.А.Бунина позволяет говорить о космической образности как об одной из составляющих культурного стиля эпохи.
Характерной чертой наиболее значительных литературных направлений начала века - символизма и футуризма, было присутствие философии космизма в идеологии, что проявилось, в первую очередь, на постановке целей и задач творчества -преобразовать мир с помощью "нового" Слова.
Космическая образность является неотъемлемой чертой лирики И.А.Бунина, который не разделял экспериментаторских учений ни символистов, ни футуристов. В то же время его творческая практика, его обращение со словом, были сродни символистам.
Бунина занимает мысль о включенности человека, земли в космическое пространство, причем, происходит это с помощью целой системы образов. Слово (образ), созданное поэтом, характеризует как мгновение жизни одного человека, так и вбирает в себя происходящее в Мирозданье.
В лирической системе И.А.Бунина образы Звезд характеризуются многогранной семантической наполненностью и выполняют разнообразные функции, в том числе, не только перевода событий в инобытийный план, или обращения к христианской тематике и проблематике (Рождество Иисуса Христа, его смерть, катарсис, Апокалипсис), но формируя как бы церковное пространство души лирического героя: душа - храм -Поднебесная. Образы Звезд сосредоточивают в себе огромное количество идей "духовного" космоса и являются тем мостиком, который соединяет их с миром человеческой души.
Однако эти образы не единственные в лирике И.А.Бунина. Во многих произведениях автора фигурируют образы Месяца (Луны), Неба, Облаков, Солнца, Ночи, наполняя их особым смыслом, соотносимым с натурфилософским и пейзажным началом в русской поэзии, а, с другой стороны, - лирико-литургичееким, м истер иальным, иногда отсылающим к фольклорной традиции.
Космические образы в лирике И.А.Бунина, концентрируя, "сгущая" мысль, играют смыслообразующую роль в развитии лирического сюжета. Вместе с тем, они являются жанрообразующими элементами, например, "сжимая" роман до размеров лирического стихотворения. Так, деталь, подробность вырастает в общекультурный символ.
Анализ первой части книги Вяч.Иванова "Кормчие звезды" доказывает, что космические образы, которыми изобилует
анализируемый материал, также становятся смыслообразущим центром поэтических произведений.
Использование космических образов у Вяч.Иванова полифункционально, однако определяющим является стремление выразить характерные философские, религиозные, художественные тенденции рубежа Х1Х-ХХ веков, а ими были соборность, литургический синтез, идея апостольства, а также идея соположения Слова - Человека - Мироздания.
В произведениях Вяч.Иванова лирический герой предстает как апостол, теург, творец, посредник между миром иных, неземных сущностей и земным. Он прежде всего пассивный проводник Божественного глагола, звучащего свыше.
Космические образы в поэтической системе Вяч.Иванова формируют мистериальный образ всемирного действа, обнимающего мир горний и дольний, Землю и Небеса, образуя новое, неоромантическое духовное пространство. Сфера переживаний лирического героя Иванова обращена к космическому. Мизерно малый человек подобен безмерно-огромному Мирозданию. Это художественно-философское по-своему преломляется в поэтике, в наборе художественных средств и приемов. Отсюда - диалог земного и небесного ("камень" -"звезда", "слеза" - "звезда"), анимализация, одухотворение неживой природы (Звезды, Солнце, Небо), особое внимание к таким жанрам, стихотворным формам, как сонет, венок сонетов, подтверждающих идею "живого" слова, воплощающегося в человеке и расширяющегося до масштабов Мировой Души. Именно поэтому и тема Любви в творчестве Вяч.Иванова приобретает мировые очертания.
Своеобразным ответом на вечный вопрос о бытии человека и Вселенной стала концепция Человека и Мира, предложенная В.В.Маяковским. Поэт воспринимал действительность, мир
(макрокосм), в нерасторжимой связи с Человеком (микрокосмом), что созвучно мысли П.А.Флоренского о подобии и внутреннем единстве человека и Вселенной.
Своеобразие поэтического метода раннего Маяковского проявляется в активном использовании космических образов, фигурирующих в поэзии символистов и позволяющих осмыслить Человека как микрокосм, а Вселенную как макрокосм, понять их взаимосвязь.
В концепции поэта оригинально интерпретируются многие идеи русских философов-космистов. Так, Любовь (Эрос -А.Ф.Лосев) для символистов и футуристов явления равнозначные. Она является не только смыслообразующей в жизни человека, но и образующей мир как таковой. Но, в отличие от символистов, воспринимавших и осознававших Любовь как феномен в соответствии с трактовкой античных философов (Платон), футуризм и Маяковский, как ярчайший его представитель, идет от социально-нравственной антитезы Человеческого, Одухотворенного и, с другой стороны, пошлого, бездуховного, мертвенного, где Любовь - единственное мерило человечности. Таким образом, В.В.Маяковский идет от земного, банального, тривиального, почти от штампа, в осмыслении Любви, к тому высокому, космическому, без которого не мыслил себя серебряный век вообще.
Литургическое актуализируется поэзией начала XX в. не только у символистов, но и у представителей других школ и направлений. На сей раз не просто происходит эксплуатация церковно-славянизмов, образности православного богослужения. Это воссоздание жизни человеческой как акта, в котором Божественный промысел есть первопричина всего.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Колобова, Ольга Леонидовна, 1999 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверинцев С.С. Поэзия Вяч.Иванова //Вопросы литературы. - 1975. - № 8. - С. 145-192.
2. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей,- М.: Научное слово, 1910. -Вып. III. - 138 с.
3. Альтман М.С. Из бесед с поэтом Вячеславом Ивановичем Ивановым //Уч. зап. Т ГУ. Вып. 209. - Тарту, 1968. - С. 318.
4. Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни //В поэтическом мире Маяковского. - JL: Сов. писатель, 1983. - С. 14.
5. Альфонсов В.Н. Русская поэзия первой половины 20 века: Творческое миропонимание и поэтические системы (Маяковский и Пастернак; Блок, Хлебников, Заболоцкий): Дис.... д-ра филол. наук. - СПб., 1996.
6. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. - М.: Современник, 1982.-464 е..
7. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. - М.:: Индрик, 1994.-Т. 2.-784 с.
8. Бабореко А.К. И.А. Бунин: Материалы дня биографии (с 1870 по 1917 г.). - М.: Худож. лит., 1983. - С. 165.
9. Барзах A.E. Материя смысла //Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. - СПб.: Академический проект, 1995. - С. 5-60.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -С. 383.
11. Белый А. Магия слов //Белый Андрей. Символизм. М., 1911. - С. 498.
12. Белый А. Русская литература XX в. (1890-1917): В 3-х т. /Под ред. С. Венгерова. - М., 1914. - Т. 1. - С. 116.
13. Белый А. Символизм:Книга статей. - М., 1910. - С. 147.
14. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. -525 с. - (Мыслители 20 века).
15. Бердяев Н. А. Кризис искусства. - М., 1990. - С. 10.
16. Бердяев Н. Очарование отраженных культур (В. И. Иванов) // Собр. соч.: В 4 т. - Paris, 1989. - Т. 3. - С. 518.
17. Бердяев Н. А. Русская идея //О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990. - С, 258.
18. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Гл.II. Человек.. Макрокосм и микрокосм //Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 171.
19. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. Человек. Микрокосм и макрокосм //Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 169-176.
20. Блок А. О современном состоянии русского символизма //"Аполлон". -1910.-№8.-С. 22.
21. Брюсов В. Новые течения в русской поэзии. Футуристы //Русская мысль. - 1913. - № 3. - С. 124-139.
22. Бычков В. В. Византийская эстетика. - М., 1977. - С. 138.
23. Васильев С.А. Поэтический стиль В. Хлебникова. Словесно-звуковая образность: Автореф. дис. ... кан. филол. наук. - М., 1997. - 16 с.
24. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 184
25. Виноградов И.И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 214 с.
26. Гегель. Эстетика. - М., 1969. - Т. 2. - С. 14-15.
27. Гиренок Ф.И. Русские космисгы /Из цикла "Страницы истории отечественной философской мысли"/.: Знание, 1990. - С. 12.
28. Грёзы о Земле и небе: Антология русского космизма /Сост., вступ. ст., коммент. O.A. Карчевцева; худож. М.Волкова. - СПб.: Худож. лит., 1995. - 528 с.
29. Гусейнов Ч.Г. Примечания к публикации избранных глав из книги В.И.Иванова "Дионис и прадионисийство" //Эсхил: Трагедии. - М., 1989. -С.585.
30. Денисова Э.И. Лирика Бунина: концепция времени и особенности реализма //Проблемы реализма,- Вологда, 1975. - С. 105.
31. Денисова Э.И. Природа в ранней лирике Бунина //Некоторые вопросы русской литературы XX века. - М.,1973. - С.44.
32. Долгополое Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX -начала XX века. - Л.: Сов. писатель, 1985. - 352 с.
33. Доценко С.Н. Два града: Миф о Петербурге в творчестве Вяч.Иванова //Анциферовские чтения. - Л., 1989. - С. 129-132.
34.Дуденков В.Н. Русский космизм: Философия надежды и спасения. СПб.: Издательская компания "Синтез", 1992. - 231 с.
35. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избран, труды. - Л.: Наука, 1977. - 404 с.
36. Иванов A.B. Принципы формирования культурного космоса //Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. - 1994. - № 2. - С.24.
37. Иванов Вяч. Борозды и межи: опыты эстетические и критические. - М., 1916. - С. 140.
38. Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме. Миф, Хор и теургия // Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - С. 39, 184.
39. Иванов В.И. Заветы символизма //"Аполлон". - 1910. - № 8. - С. 9, 10, И, 16.
40. Иванов Вяч. По звездам. Статьи и афоризмы. - СПб.: "Орлы", 1909. -438 с.
41. Иванов В.И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - 428 с. -(Мыслители 20 века).
42. Иваньо И., Колодная А. Эстетическая концепция А.Потебни // Потебня A.A. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - С. 17.
43. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки //Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - С. 31.
44. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. - Новосибирск: Наука, 1991. - С. 64.
45. Килганова Г.В. Ориентализм в прозе И.А.Бунина: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1997. - С.1 и далее.
46. Киселева Н.М. Город и природа в поэзии В.В.Маяковского: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кан. филол. наук. - М., 1978. - 16 с.
47. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С.46-60.
48. Колосова С.Н. Николай Гумилев: прозаик и поэт: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1998. - 16 с.
49. Корецкая И.В. Метафора "арки" в поэзии Вяч.Иванова //Изв. РАН, отд. языка и лит-ры. - 1992. - Т. 51. - № 2. - С. 60-65.
50. Кронштадтский Иоанн. Моя жизнь во Христе. - СПб., 1893. - Т. I. - С. 133.
51. Крученых А. Тайные пороки академиков. - М., 1915. - С. 16.
52. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. - М.: Политиздат, 1974.
53. ЛаннЖ.-К. Русский футуризм //История русской литературы: XX век: Серебряный век. - М.: Прогресс-Литера, 1995. - С.533.
54. Литературные манифесты от символизма к Октябрю. Сборник материалов. - М.: Федерация, 1929. - С. 78-79.
55. Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
56. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука //'Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. - М.: Мысль, 1993. - С. 61-612.
57. Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. /Сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993. - 958 с.
58. Лосев А.Ф. В поисках смысла //Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. - М.: Сов. писатель, 1990. - С. 45.
59. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993.-959 с.
60. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1976.
61. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. - М.: Сов. писатель, 1990. - 320 с.
62. Лосев А.Ф. Учение Платона об идеях в его систематическом развитии: Типологический анализ //Очерки античного символизма и мифологии. -М.: Мысль, 1993.-С. 621.
63. Лосев А.Ф. Учение Платона об идеях в его систематическом развитии: Учение о функциях космического ума //Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993. - С. 577-580.
64. Лосев А.Ф. Философия имени //Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. - М.: Мысль, 1993.-С. 613-801.
65. Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Бытие - имя - космос. - М.: Мысль, 1993. -С. 31-60.
66. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970.
67. Малахов В. Бунин и Тютчев //Подъем. - 1979. - № 5. - С. 147.
68. Мандельштам О. Письмо Вяч. Иванову от 13 авг. 1909 г. //Мандельштам О. Камень. - Л.: Наука, 1990. - С. 206.
69. Манифесты и программы русских футуристов. - Мюнхен, 1967. - С. 89.
70. Марков В.Ф. О свободе в поэзии: Статьи, эссе, разное. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1994.-С. 18.
71. Метченко А.И. Избранные работы: В 2 т. - Т. 2. Маяковский: Очерк творчества. - М.: Худож. лит., 1982. - 494 с.
72. Мешков Н. Поэзия Ивана Бунина //Путь, 1912. - № 12. - С. 25-30.
73. Мешков Ю.А. Словесная изография в стихах раннего Маяковского. //Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX века: Сб. науч. трудов. - Тверь, 1994. - С. 14.
74. Минералов Ю.И. Концепция A.A. Потебни и русский поэтический стиль //Ученые записки Тартуского государственного университета. -Тарту, 1983. - Вып. 649. - С. 90-105.
75. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М., 1997. - 256 с.
76. Минералов Ю.И. Филология и православное богословие о силе слова //Русский язык, культура, история: Сб. материалов II научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов. Часть I. -М., 1997. - С. 156-161.
77. Минералова И.Г. Литература поисков и открытий.Жанровый синтез в русской литературе рубежа XIX-XX вв.- М., 1991. - 108 с.
78. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века (Поэтика символизма). - М., 1999. - 226 с.
79. Минералова И.Г. Художественный синтез в русской литературе XX века: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук. - М., 1994. - 31 с.
80. Минералова И.Г. Художественный синтез в русской литературе XX века: Дис. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук. - М.,1994. - 367 с.
81. Минералова И.Г. Художественный синтез и "стиль эпохи" //Русский язык, культура, история: Сб. науч. трудов. - Москва, 1997. - Ч. I. - С. 135-137.
82. Минц З.Г., Обатнин Г.В. Символика зеркала в ранней поэзии Вяч.Иванова //Уч. зап. ТГУ. - Тарту, 1988. - Вып. 831. - С. 59-65.
83. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. - М.: Сов. энциклопедия, 1992. - Т. 1. - С. 298.
84. Михайлов О. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. - М. Современник, 1976. - С.116,117
85. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. - М.:Искусство, 1991.
86. Нива Ж. Русский символизм // История русской литературы: XX век: Серебряный век. - М.: Изд. группа "Прогресс" - "Литера", 1995. -С. 105.
87. НикоЛЪсШя JI.H. Человек и время в художественной концепции В.В.Маяковского: Автореферат дис. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук. - Киев, 1988. - С. 3, 22.
88. Никольская Л.Н. Человек и время в художественной концепции В.Маяковского. - Львов: "Вища школа", 1983. - С. 4,16, 66.
89. Никонова Т.А. Мир природы и мир человека в лирике Бунина //Проблемы реализма. - Вологда, 1978. - С. 134-140.
90. Обатнин Г.В., Постоутенко К.Ю. Вяч.Иванов и формальный метод //Русская литература. - 1992. - № 1. - С. 180-188.
91. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1992.-С. 303.
92. Павлович Н.В. Образование образных парадигм. /'/Проблемы структурной лингвистики. 1983. - М., 1986. - С. 85.
93. Паперный 3. О мастерстве Маяковского. - М.: Сов. писатель, 1953. -352 с.
94. Перцов О. В. Маяковский: Жизнь и творчество. - М., 1976. - Т. 3. -352с.
95. Петросов К.Г. Творчество В.В.Маяковского: (О русской поэтической традиции и новаторстве). - М.:Высш. шк., 1985. - 151 с.
96. Петрочук О. Футуризм //Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М.,1973.
97. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т.-М., 1992.-Т. 1.-С. 297-298.
98. Пономарева Т.А. Становление творческого метода в поэзии раннего В.В.Маяковского (1912 - 1917): Дис. на соиск. уч. степ, кандидата филол. наук. - М.: 1981. - 220 л.
99. Постоутенко К.Ю. Вяч. Иванов. Три неизданные рецензии //Новое литературное обозрение. - 1994. - № 10. - С. 237-251.
100. Потебня A.A. Теоретическая поэтика /Сост., вступ. ст., коммент. А.Б.Муратова. - М.: Высш. шк., 1990. - 344 с. - (Классика литературной науки).
101. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - 614 с.
102. Пресняков О.П. Поэтика познания и творчества: Теория словесности A.A. Потебни. - М.: Худож. лит., 1980.
103. Родзееич С. В поисках Атлантиды (Поэзия И.А.Бунина) //Аргонавты. Книга первая. - Киев: И.К.Самоненко, 1914. - С. 175, 169, 176.
104. Роднянская И.Б., Кожинов В.В. Образ художественный /Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. A.A. Сурков. - М.: Сов. энциклопедия, 1968. - С.363-369.
105. Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.
106. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. - М., 1925. - С. 250-252.
107. Садок судей II //Журавль. - М., 1914. - С.2.
108. Сакулин П.Н. Филология и культурология /Вступ. ст., сост. и коммент. Ю.И. Минералова. - М.: Высш. шк., 1990. - 240 с. - (Классика литературной науки).
109. Самохин В. Искусство и образное мышление. //Искусство. - 1976. - № 9. - С.41-44.
110. Сарычев В. А. Маяковский: нравственные искания. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984. - С. 35.
111. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема "жизнетворчества". - Воронеж, 1991.
112. Сеет В. Сопоставительный анализ стихотворения И.Бунина "Сатана богу" и древневосточного памятника //Сравнительное изучение национальных литератур. - Ташкент, 1986. - С. 28-32.
113. Святогор А. "Доктрина отцов" и анархизм-биокосмизм //Биокосмизм: Материалы № 2: Креаторий биокосмистов. - С. 15.
114. Секриеру А.Е. Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина: Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. -М., 1999. - 16 с.
115. Семенова С.Г. Русский космизм //Свободная мысль. - 1992. - № 17. -С. 81
116. Славиньский Я. К теории поэтического языка //Структурализм: "за" и "против". - М., 1975. - С. 274.
117. Славецкий В. "Мне кто-то должен сострадать..." //Лит. учеба. - 1986. -№4. - С. 131-137.
118. Соболев Ю. Любовь, смерть и вечность в творчестве Бунина //Рампа и жизнь. - 1912. - № 44. - С. 3-5.
119. Соловьев В. С. Избранное. - М.: Сов. Россия, 1990. - 491 с.
120. Соловьев В. С. Собр. соч.: В 16 т. - Т. VI. - Брюссель, 1966-1970. - С. 46.
121. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т.- М.: Правда, 1990. - Т. 2. - С. 131 - 422..
122. Спивак P.C. Русская философская лирика 1910 х годов: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра филологич. наук. (И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский) /Уральский гос. ун-т. - Екатеринбург, 1992. - 34 с.
123. Спивак P.C. Русская философская лирика 1910-х годов: Дис. ... доктора филол. наук. (И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский). Пермский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. А.М.Горького. - Екатеринбург, 1992. - 484 с.
124. Стебакова Н. Концепция человека в поэзии В.В.Маяковского:: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1970.
125. Стояновский М.Ю. Символ у Вяч.Иванова: традиции и специфика: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1996. - 16 с.
126. Сухово-Кобылин A.B. Философия духа или социология (учение Всемира). Первый набросок социологии как философии истории в его трехмоментном теллурическом человечестве, солярном и сидерическом //Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 52-63.
127. Тастевен Г. Футуризм (На пути к новому символизму). С приложением перевода главных футуристических манифестов Маринетти. - М.: Ирис, 1914.
128. Тимофеев Л. Поэтика Маяковского. - М.: Сов. лис., 1941. - 104 с.
129. Толкачева JIM. Бунин и жанр сонета в русской поэзии XIX-XX вв. //Творчество писателя и литературный процесс. - Иваново, 1979. - С. 24.
130. Тренин В., Харджиее Н. Маяковский и "сатириконская" поэзия //Харджиев Н.И., Тренин В.В. Поэтическая культура Маяковского. -М.: Искусство, 1970. - С. 73-95.
131. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. - JL: Прибой, 1929. - С. 553.
132. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.- 574 с.
133. Угринович Д.М. Искусство и религия. - М.: Издательство политической литературы, 1982. - С. 125.
134. Ударцев С. Биокосмизм: предчувствие космической эры //Простор.-1992. -№ 4. - С. 160-162.
135. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982. - С.402 - 501.
136. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Н. Ф. Федорова /Изд. под ред. В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона. -Верный, 1913.-Т. И.-С. 455.
137. Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия. Человек и природа. - Д.: Изд-во ЛГУ, 1984.
138. Флоренский /7./4.Макрокосм и микрокосм //Богословские труды: Сб. ХХ!У. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1983. - С. 233.
139. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. - М., 1922. - С. 47.
140. Флоренский П.А. Соч.: В 2 т. - М„ 1990. - С. 233.
141. Флоренский П.А. Сочинения в 4т. Т.1 /Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С.Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. - М.: Мысль, 1994. - 797с. - (Философское наследие).
142. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. - М.: Правда, 1990. - Т.2. -С.187
143. Харджиев Н.И. Две эпиграммы Вяч.Иванова //Русская речь. - 1989. -M 5. - С. 27-29.
144. Харджиев Н. Заметки о Маяковском. Небесный пейзаж //Харджиев Н.И., Тренин В.В. Поэтическая культура Маяковского. - М.: Искусство, 1970. - С. 192-193.
145. Харджиее Н.И., Тренин В.В. Поэтическая культура Маяковского. -М.: Искусство, 1970. - 328 с.
146. Чернышов С.И. Макрокосм и микрокосм в метафоре поэтов -урбанистов //Вестник СПб. ун-та. - Серия 2. - История. Языкознание. Литературоведение. - 1994. - Вып. 2. - С. 92.
147. Чуковский К. Смерть, красота и любовь в творчестве И.А.Бунина //Нива. - 1914. - № 49. - С.947-950.
148. Чуковский К.И. Эгофутуристы и кубофутуристы. - СПб., 1914. - С. 61 -62.
149. Широков В. Чародей русского стиха //Иванов Вяч. И. Эрос. - М.: "Книга", 1990.
150. Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы. - М.: Прогресс, 1987.
ЛИТЕРА ТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
151. Библия. Откровение Иоанна Богослова.
152. Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. - Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892-1909. - М.: Худож. лит., 1973. - С. 341-342.
153. Бунин И.А. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Худож. лит., 1987. - Т.1.- 687 с.
154. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1965. - Т. 1. - С. 298.
155. Бунин И. Холодная весна. Стихотворения. /Сост. Козловский А. А. -Можайск, 1994. - 350 с.
156. Иванов Вяч. Собр. соч.: В 3 т. - Брюссель, 1979, - Т. 3. - С. 714.
157. Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. - СПб.: Академический проект, 1995. - Т. 1. - 480 с.
158. Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. - СПб.: Академический проект, 1995. - Т. 2. - 432 с.
159. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 2 т. - М.: Правда, 1988. - Т. 1.
160. Маяковский В.В. Поли. собр. соч.: В 13 т. - М., 1955. - Т. 1. - 463 с.
161. Маяковский В.В. Соч.: В 2 т. - М.: Правда, 1988. - Т. 2. - 768 с.
162. Пастернак Б. Л. Доктор Живаго: Роман. - М.: Кн. палата, 1989. - С. 401.
163. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. - М.: Худож. лит., 1982. - Т. 2. - С. 556.
164. Пушкин A.C. Поли. собр. соч.: В 10 т. - Л.: Наука, 1978. - Т. V. - С. 3940.
165. Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10 т. - М.: Правда, 1981. - Т. 2. - С. 86-87.
166. Слово о полку Игореве. - М.: Книга, 1988. - С. 203.
167. Тютчев Ф. И. Стихотворения . - М.: Худож. лит., 1990. - 287 с.
168. Фет A.A. Полн. собр. стих. - Л.: Сов. писатель, 1959. - 900 с.
169. Хлебников В.Творения. - М.: Сов. писатель, 1986. - С. 627.
170. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. - М„ 1974-1982. - Т. 1. - С. 220.
171. Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. - М.: Искусство, 1959. - Т. 5. - С. 153.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.