Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мухаметшина, Резеда Фаилевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 214
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мухаметшина, Резеда Фаилевна
Введение.
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки изучения поэзии символистов в национальной школе.
1.1. Осмысление поэзии символистов русской критикой и литературоведением как основа изучения символистской лирики в национальной школе.
1.2. Особенности поэтики русского символизма.
1.3. Специфика восприятия учащимися национальной школы произведений русских поэтов.
Глава 2. Система изучения поэзии символистов в средних и старших классах национальной школы (опытно-экспериментальное обучение).:.
2.1. Состояние изучения поэзии символистов в методике и школьной практике.
2.2. Усвоение выразительности поэтического языка Д.Мережковского, К.Бальмонта, В.Брюсова, Ф.Сологуба, А.Блока, И.Анненского учащимися средних классов в процессе анализа лирического произведения.
2.3. Монографическое изучение творчества В.Брюсова на уроках литературы в выпускном классе.
2.4. Итоги опытно-экспериментального обучения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Изучение лирики Ф.И. Тютчева в контексте русского романтизма в школах Республики Татарстан2011 год, кандидат педагогических наук Сухая, Ольга Андреевна
Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана1997 год, кандидат педагогических наук Хакимова, Жанна Фуатовна
Формирование понятия о классицизме у старшеклассников на уроках русской литературы в процессе изучения лирики: На материале национальных школ Республики Татарстан2001 год, кандидат педагогических наук Галимуллина, Альфия Фоатовна
Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы1998 год, кандидат педагогических наук Якименко, Руслан Витальевич
Эстетика и поэтика символизма в лирике В.Я. Брюсова, 1892-1909 годы2003 год, кандидат филологических наук Казеева, Елена Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан»
Введение в программы высокохудожественных произведений, подлинных шедевров русской, родной, зарубежной литературы разных эпох, положило начало пересмотру всей системы школьного литературного образования.
Открытием нового художественного мира стала для школьника литература XX века. Особый интерес представляет поэзия "серебряного века", включенная в школьные программы по литературе.
Понятие "серебряный век" прежде всего связано с символизмом, литературно-художественным направлением конца XIX начала XX столетия. Творческое наследие символистов - примечательное явление не только русской, но и мировой культуры. Поэтические творения К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, А.Белого, В .Я Брюсова, Д.С. Мережковского, Ф.Сологуба и других символистов обладают высокой художественной ценностью: в них "при гуманистической устремленности и правдивости содержатся приобретения и открытия, воплощены глубокие обобщения человеческих отношений,характеров и судеб, всеобщезна-чимых психологических состояний и чувств" /8, 2/.
Поэзия символизма вобрала в себя лучшие достижения и открытия русского классического стиха: полифоничность и разнообразие форм, музыкальность и живописную пластичность слова, философское звучание и гуманизм. Символисты, по-новому решая вопросы метрики и ритмики, словесной инструментировки, строения и ритма образов, совершили переворот в истории русской поэзии XX века: «Именно символисты научили поэтов, писавших после них, открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла и тем самым способствовали обогащению современного стихотворного языка» /153,34/.
С новым материалом на занятия в школу приходят новое идейно-эстетическое содержание и словесно-выразительная образность, иное видение жизни, что способствует развитию эмоционально-духовных качеств учеников, формированию у них эстетического вкуса, воспитанию чувства прекрасного. Изучая поэзию символистов, школьники расширяют свои представления о картине развития искусства в сложнейшую эпоху рубежа XIX-XX веков, обогащают знания об образном богатстве поэзии, о «звукописи» и «цветописи» стиха, а также получают сведения об особенностях образа - символа.
Опыт показывает, что изучение поэзии символистов в школе сопряжено с определенными трудностями, которые можно объяснить своеобразием и сложностью теории и практики символистов, а также тем, что в школе еще не сложились традиции методического осмысления их творчества. Это определило выбор темы исследования и ее актуальность. В настоящее время назрела необходимость в специальном целенаправленном изучении закономерности преподавания, восприятия и усвоения поэтических произведений символистов учащимися национальной школы.
Эффективность поисков в этом направлении определяется достижениями литературоведческой науки по вопросам теории и практики поэтов-символистов /Вл. Н. Орлов, П.П.Громов, Л.А.Колобаева, В.В.Куприяновский, Е.В.Ермилова, М.Л.Гаспаров, А.В.Лавров, Д.Е.Максимов, З.Г.Минц, Ж.Нива, Л.К.Долгополов и др. /.
В трудах философов и эстетиков /А.И.Буров, М.С.Коган, Л.Н.Столович, Ю.Б.Борев, Н.К.Гей и др. / выявляются специфические черты процесса восприятия и делается важный вывод о том, что художественная деятельность, необходимая для восприятия искусства, аналогична процессу художественного творчества, а «структура личности реципиента . подобна личности художника» /198, 90/.
На основе изучения этапов восприятия, структурных элементов эстетического сознания человека, выражающего «его активное, действенное стремление к гармонии, совершенству, к идеалу прекрасного» /50, 30/, психологи /Л.С.Выготский, Л.Г.Жабицкая, О.И.Никифорова, Б.М.Теплов, и др. / приходят к выводу о том, что труд читателя носит творческий характер.
Творческое чтение, умение понимать поэтический язык литературы являются признаками литературного развития школьников. Проблемы литературного развития решаются в трудах методистов О.Ю.Богдановой, Т.Г.Браже, Г.Н.Ионина, Е.В.Квятковского, Т.Ф.Курдюмовой, Н.Д.Молдавской, Н.Н. Светловской и других.
В методической науке широко исследуются вопросы изучения поэтического текста /К.В.Мальцева, И.Х.Майорова, З.Я.Рез, Р.Д.Мадер/, разрабатываются проблемы изучения художественного произведения в национальной школе / М.Г.Ахметзянов, К.М.Нартов, С.М.Петрова Л.В.Тодоров М.В.Черкезова и др./; проблемы изучения поэтического слова в стихотворной речи рассматриваются в методических работах, посвященных формированию теоретико-литературных понятий /Г.И.Беленький, Н.И.Громов, О.А.Загаштокова, М.А.Зальдинер, А.А.Липаев, К.В.Мальцева, Н.И.Прокофьев З.С.Смелкова и др. /.
В педагогике и дидактике /М.А.Данилов, Л.В.Занков, М.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин/ выявлены особенности обучения - традиционного и развивающего /И.Н.Скаткин/. Г.Д.Кириллова, Б.Н.Журавлев, М.И.Махмутов провели исследования в области форм организации деятельности учащихся; на современном этапе определена структура урока, обеспечивающего развитие способностей ученика /Г.Д.Кириллова/. б
Постановка проблемы исследования. В национальной школе сложились определенные противоречия между новыми задачами программ литературного образования и старыми подходами к преподаванию сложной, «металогической» поэзии символистов. Причиной тому стали:
1) отсутствие методических исследований, посвященных изучению поэзии символистов в школе;
2) незнание учителем путей изучения поэзии символистов, обес-• печивающих возможность полноценного художественного восприятия произведений.
Сформированная таким образом проблема исследования определяет необходимость преодоления указанных противоречий. Отсюда и цель исследования - теоретически обосновать и практически разработать систему изучения поэзии символизма с учетом его особенностей и специфики восприятия в курсе литературы национальной школы, определить содержание этапов и методику работы на каждом из них.
Объект исследования - процесс восприятия и изучения лирики учащимися национальной школы в курсе русской литературы.
Предмет исследования - методическая система изучения поэзии символистов в ее художественно-эстетической, нравственно-педагогической специфике.
На основе изучения трудов современных ученых и наблюдений практики школьного литературного образования была сформулирована концепция исследования, суть которой заключается в следующем: изучение поэзии символистов в школе требует системного подхода и целостной организации деятельности учащихся в процессе освоения символистской лирики во всем богатстве и сложности художественного своеобразия.
Исходные положения исследуемой темы:
1) Анализ предполагает определение особенностей поэтики символизма. К таким особенностям литературоведы относят крайнюю субъективность образа - символа, суггестивность, повышенную ассоциативность. металогичность, импрессионистичность, свободную комбинацию тем и образов и т.п. Необходимость учета специфических качеств символистской поэзии состоит в том, что учащиеся не только глубоко познают и осмысляют произведение, но и воспринимают его во всем богатстве содержания и художественной формы.
2) Понимание школьниками образного, эмоционально-оценочного, логико-понятийного начала поэзии символистов достигается лишь при системном подходе, когда учащиеся с V класса получают возможность приобщиться не только к русскому классическому стиху, но и к поэзии сложной, металогической, «берущей звуки со всех клавиатур и краски со всех палитр» /Т.Готье/. При таком подходе можно наблюдать творческие открытия и приобретения символизма, синтезирующего в себе все предшествующие методы, опыты и формы поэтического творчества в контексте как русской, так и мировой поэзии.
Эта теоретическая концепция формулируется в исследовании как рабочая гипотеза: восприятие поэзии русского символизма учащимися национальных школ будет полноценным, художественным, если осуществить принципы отбора символистских произведений с учетом их художественной ценности и возрастных особенностей школьников, если поэтические произведения символизма будут изучаться с учетом его типологических особенностей, если будет разработана методика работы над поэтическим словом на разных этапах системы изучения лирики символистов, если в процессе чтения, анализа, интерпретации будут учитываться особенности восприятия поэтических текстов учащимися национальной школы.
Исходя из постановки проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы были поставлены следующие задачи:
- изучить работы по теории и истории литературы, философии, педагогике, психологии, теории и методике обучения литературе, имеющие непосредственное отношение к проблеме исследования;
- обосновать возможность изучения поэзии символизма с учетом особенностей его поэтики;
- разработать и экспериментально проверить методическую модель системного изучения произведений поэтов-символистов в национальной школе.
Методическая модель предполагает:
1) распределение учебного материала от частного к общему: от изучения творчества отдельных поэтов-символистов к формированию общего представления о поэтике и эстетике русского символизма;
2) постепенное усложнение теоретико-литературного материала, углубление поэтического анализа;
3) соответствие принципов отбора и распределения материала эмоционально-познавательной деятельности учащихся, восприятию и осмыслению поэзии в национальной школе.
Основными методами исследования являются: а) теоретические: изучение трудов философов, эстетиков и литературоведов, в которых рассматривается проблема художественного восприятия поэтического произведения; анализ психологической, методической, учебной литературы, связанной с темой диссертации; теоретический анализ основных положений предлагаемой методики, на основе которых выдвинута гипотеза исследования; б) эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение и анализ уроков учителей- экспериментаторов, беседы с учителями и учащимися, анализ устных и письменных ответов учащихся, обобщение собственного опыта практической работы с учащимися национальной школы, обобщение опыта передовых учителей республики.
Научная база работы. Методологической основой исследования являются труды по философии, эстетике, психологии, методике, в которых рассматриваются проблемы художественного восприятия, интерпретации и анализа поэтического текста и работы ведущих литературоведов, освещающих в разных аспектах проблему теории и практики русского символизма.
Научная новизна исследования заключается в следующем: теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения поэтических произведений русского символизма с учетом особенностей его поэтики и особенностей восприятия этих произведений учащимися национальной школы; разработана методическая система, направленная на глубокое постижение символистской поэзии и развитие интереса к ней.
Теоретическое значение исследования состоит: 1) в научном обосновании необходимости системного, целенаправленного, последовательного изучения поэзии русского символизма; 2) в разработке научно-методической концепции организации этого процесса.
Практическая значимость исследования определяется современными задачами литературного образования и состоит в разработке учебной модели изучения произведений символистов в национальной школе на основе систематизации наиболее специфических качеств русской символистской поэзии.
Методическая модель, предлагаемая в исследовании, создает важные предпосылки для полноценного восприятия и повышения эффективности анализа поэтических творений символистов и лирических произведений вообще.
Результаты исследования используются при подготовке программ и учебных хрестоматий по русской литературе для национальных школ Республики Татарстан, а также методических пособий для учителей.
Предлагаемая система уроков может быть использована учителями литературы как национальной, так и русской школы при изучении творчества поэтов-символистов.
Материалы диссертации могут быть использованы в качестве спецкурса для студентов педвузов, а также в курсе методики преподавания русской литературы в национальной школе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение поэзии символизма с учетом особенностей его поэтики способствует художественному восприятию поэтических произведений, развивает воображение и мышление, обогащает духовный мир учеников.
2. Включение анализа произведений символистов в многоступенчатую систему изучения лирики в средней школе позволяет сформировать целостное представление учащихся о поэтике и эстетике символизма.
3. Чтение, анализ, интерпретация лирических произведений символистов требует учета особенностей восприятия и изучения русской поэзии в национальной школе.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1989-1991 г.г. - наблюдение за преподаванием поэзии в школе, изучение и обобщение собственного педагогического опыта; опрос учителей и учащихся.
1991-1992 г.г. - начало экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента, анкетирование учителей и учеников, изучение письменных работ учеников по литературе; анализ трудов психологов, дидактов, литературоведов, методистов, теоретическое осмысление исследуемой проблемы, выдвижение рабочей гипотезы исследования.
1992-1994 г.г. - продолжение экспериментальной работы, реализация поискового и формирующего этапов эксперимента; теоретическое осмысление экспериментальных данных; уточнение выдвинутой гипотезы.
1994-1996 г.г. - завершение экспериментального исследования, корректировка и уточнение отдельных результатов формирующего эксперимента; начало работы по внедрению экспериментально-теоретических результатов исследования, оформление проделанной экспериментальной работы.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие учителя сельских школ Арского, Высокогорского, Зеленодольского, Мензелин-ского районов, городов Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска: заслуженный учитель школы РТ Нураева Ф.Н.; заслуженный учитель школы РСФСР Абракитова Г.А. - Арская средняя школа № 2; учитель-методист Абдуллина. С.Г.- Арская средняя школа № 3; старший учитель Накирова А.А. - Наратбашская средняя школа; учитель-методист Билялова Э.И. - Чепчуговская средняя школа; ведущий учитель Сидорова Э.С. - татарская гимназия № 5 г. Казани и др.
Внедрение результатов исследования в практику и их апробация. Основные положения и рекомендации по изучению поэзии символистов вошли в практику школ Республики Татарстан на основе программы и учебников, подготовленных кафедрой литературы Казанского государственного педагогического университета и методических публикаций диссертанта.
Апробация основных положений диссертации осуществлялась в докладах на «Голубковских чтениях» (Москва, 1997), на научных конференциях литературоведов Поволжья (Казань, 1992 г.), на педагогических чтениях, посвященных памяти,Я. А.Ротковича (г. Самара, 1995 г.), республиканской конференции молодых ученых и специалистов (г. Казань, 1996 г.), на конференциях молодых ученых Казанского педу-ниверситета.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма2005 год, кандидат филологических наук Хетагурова, Дзерасса Казбековна
Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой2000 год, кандидат педагогических наук Бурцева, Светлана Семеновна
Восприятие Ш. Бодлера во Франции, Бельгии и России в эпоху символизма2009 год, кандидат филологических наук Фонова, Евгения Геннадьевна
Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы: На материале произведений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета2003 год, кандидат педагогических наук Бессонова, Валентина Прокопьевна
Изучение поэтики лирики Б.Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы2004 год, кандидат педагогических наук Лукашенко, Александра Викторовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мухаметшина, Резеда Фаилевна
Выводы по второй главе
Программа символизма требует "творческого соучастия" читателя, его эрудиции и высокой культуры. Поэзия символистов с ее осложненной ассоциативностью, повышенной метафоричностью, философской насыщенностью сложна для восприятия школьников национальной школы.
Наблюдения и эксперименты показали, что система изучения лирики поэтов-символистов в школе на основе установок на художественное восприятие позволяет сформировать представление учащихся о теории и практике символизма, развить литературоведческие знания и навыки анализа поэтического текста. Анализ произведений символизма с учетом особенностей его поэтики способствует повышению уровня восприятия лирики, ее тончайших образов.
Учащиеся средних классов, работая над выразительностью поэтического языка Д.Мережковского, Ф.Сологуба, К.Бальмонта, В.Брюсова и других, овладевают трудным языком ассоциаций, системой метафорического мышления, подходят к пониманию образа-символа. В процессе чтения и анализа стихотворений учащимися рассматриваются такие особенности поэтики символизма, как "субъективация" изображения, суггестивность, музыкальность стиха, онтологизм, стремление к стилизации и т.д. Изучение творчества отдельных поэтов-символистов, работа над поэтикой отобранных программой лирических произведений подготавливают учащихся к восприятию и осмыслению теории и практики символизма в 11 классе.
Монографическая тема-изучение биографии В.Брюсова и текстуальный анализ отдельных его стихотворений завершают систему изучения поэзии символистов в национальной школе. При изучении монографической темы широко используются биографические, исторические, литературные, мемуарные материалы, которые способствуют постижению личности Брюсова, его мировоззрения, эстетических принципов. Создание культурологического фона помогает учащимся уяснить концепцию символизма, сформировать образ эпохи "русского ренессанса", "серебряного века".
При анализе стихотворения поэта-символиста особое внимание уделяется формированию и закреплению теоретико-литературных знаний учащихся.
В соответствии с возможностями поэтического материала и возрастом школьников применяются разнообразные методы и приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, устное словесное рисование, сопоставительный анализ стихотворений в разных планах, составление мультисценария и т.д.
Решение исследовательских задач помогает учащимся национальной школы насладиться эстетическим совершенством лирики символистов, увидеть в ней неотделимое стремление к добру и свету, счастью, обновлению лика земли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое наследие символистов - примечательное явление не только русской, но и мировой культуры. Лирические творения А.Блока, А.Белого, В.Брюсова, К.Бальмонта и других символистов обладают высшей художественной ценностью и являются подлинными шедеврами русской поэзии.
Изучение лирики поэтов-символистов в школе - важное и необходимое звено в системе литературного образования учащихся. Трудности изучения символистской поэзии, требующей активного сотворчества читателя, определяются восприятием учащихся поэтической мысли в ее внеобразном, внеконтекстном выражении, отсутствием у них навыков анализа текста как художественной ценности.
Эта проблема органически связана с развитием у учащихся национальной школы способности художественного восприятия русской поэзии и на этой основе формирования у них мировоззрения, идеалов, эстетических вкусов.
Проблема изучения лирики поэтов-символистов рассматривается в исследовании в теоретическом и экспериментальном аспектах. В связи с темой исследования была намечена цель: теоретически и практически разработать систему изучения поэзии символистов в ее специфике в курсе литературы 5-8 и 11 классов национальной школы, определить содержание этапов и методику работы на каждом из них.
Гипотеза и цель исследования выдвинули необходимость решения задач, которые заключаются в том, чтобы теоретически обосновать возможность изучения поэзии символистов в ее специфике; разработать методическую модель системного изучения поэтических творений русского символизма; экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной учебной модели.
Теоретический анализ работ по философии, эстетике, литературоведению, психологии, педагогике, методике, связанных с темой исследования, а также результатов экспериментальной работы позволяет прийти к следующим выводам:
1. Изучение поэзии символизма с учетом особенностей его поэтики способствует повышению уровня восприятия лирических произведений учащимися и развитию у них глубоких литературоведческих знаний.
2. Многоступенчатая система изучения лирики поэтов-символистов в школе позволяет сформировать целостное представление учащихся о теории и практике символизма и постоянно совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
3. Чтение, анализ, интерпретация лирических произведений символистов требует учета особенностей восприятия и изучения русской поэзии в национальной школе.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердили правильность предложенной нами методики и выдвинутой гипотезы.
Проведенное методическое исследование представляет собой попытку создания учебной модели и на ее основе рекомендаций по изучению поэзии символистов в национальной школе. Многоаспектность решаемой проблемы не вызывает сомнений. Нуждается в специальном исследовании проблема взаимосвязи искусств в процессе преподавания литературы "серебряного века", изучения и методического осмысления творчества И.Ф.Анненского как великого лирика XX столетия.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мухаметшина, Резеда Фаилевна, 1997 год
1. Айхенвальд Ю.И. Валерий Брюсов. /Опыт литературной характеристики. - М.: Заря, 1910. - 32 с.
2. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М.: Мир, 1917. - 229 с.
3. Анализ одного стихотворения: Межвуз. сб. /Под ред. В.Е.Холшевникова. Л.: ЛГУ, 1985. - 248 с.
4. Анализ литературного произведения /Под ред. Л.И.Емельянова и А.Н.Незуитова. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1976. - 235 с.
5. Асмус В.Ф. Философия и эстетика русского символизма //Литературное наследство. 1937. - T.27-28.-C.1-54.
6. Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. - 672 с.
7. Анненский И.Ф. Лирика /Вступ. ст. и примеч. А.В.Федорова. -Л.: Худож. лит., 1979. 364 с.
8. Ахметзянов М.Г. Формирование художественно-эстетических ориентаций старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы: На материале национальных школ Республики Татарстан /Дис. .докт. пед. наук. Казань, 1995. - 412 с.
9. Бальмонт К. Горные вершины: Сб.статей. М.: Гриф, 1904. -210 с.
10. Бальмонт К.Д. Собр.соч.: В 2 т. Можайск: ТОО "Можайск -Терра", 1994.
11. Банников Н. На рубеже веков //Серебряный век русской поэзии. М.: Просвещение, 1993. - С. 3-15.
12. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века. Веле-мир Хлебников. Федор Сологуб. Анна Ахматова. Александр Блок. Алексей Ремизов. Вячеслав Иванов /Предисл. Н.В.Котрелева. М.: Прогресс. Универс., 1993.-367 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-429 с.
14. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: /Раздумья о преподавании литературы в шк./ М.: Просвещение, 1990. - 188 с.
15. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии //Весы. 1905. - №4. -С. 10-25.
16. Белый А. Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911. - 504с.
17. Белый А. На рубеже двух столетий /Вступ.ст. и коммент. А.В.Лаврова. М.: Худож.лит., 1989. - 542 с.
18. Белый А. О символизме //Труды и дни. 1912.-№1-3. - С. 1024.
19. Белый А. Поэзия слова. Петербург: Эпоха, 1922. - С.27-31.
20. Белый А. Символизм. М.: Мусагет, 1910. - 635 с.
21. Белый А. Сочинения: в 2 т. /Сост.вступ.ст. В.Пискунова М.: Худож.лит., 1990.
22. Благой Д. Мир как красота. О "Вечерних огнях" Фета. М.: Худож.лит., 1975. - 111 с.
23. Благой Д.Д. Три века. Из истории русской поэзии XVIII, XIX, XX вв. М.: Сов.лит., 1933. - 375 с.
24. Блок А.А. Записные книжки. 1901-1920. М.: Худож.лит., 1965.-663 с.
25. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. /Под общ. ред. В.Н.Орлова М. -Л.: Гослитиздат, Ленингр. отд-ние, 1960.
26. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. М.: МГПИ им.В .И.Ленина. 1979. - 74 с.
27. Борев Ю.Б. Природа и структура метода литературоведения /интерпретация и оценка произведения/ //Методология современного литературоведения. Проблемы историзма: Сб.ст. М.: Наука, 1978. - С. - 34-69.
28. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд.доп. - М.: Политиздат, 1988. -496 с.
29. Борисова Л.М. Проблема художественного синтеза в теории русских символистов. //Науч.докл.высш.шк.филол.науки. М.: 1990. -№5.-С. 12-21.
30. Брюсов В. Дневники 1891-1910. М.: Изд-во М.: Сабашниковы, 1927. - 203 с.
31. Брюс.сб-к. I-IV Ред.коллегия: Дронов B.C. /отв.ред./ и др. -Ставрополь, 1962-1974.
32. Брюсов В.Я. Среди стихов, 1894-1924: Манифесты. Статьи. Рецензии //Вступ.ст. и коммент. Н.А.Богомолова/ М.: Сов.писатель, 1990.-720 с.
33. Брюсов В. Стихотворения и поэмы /Под ред. В.Н.Орлова. Л.: Сов.писатель, 1961. - 910 с.
34. Буров А.И. Эстетика: Проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 175 с.
35. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л.: Наука, Ленингр.отд-е, 1974. - 135 с.
36. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. - 228 с.
37. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
38. Валерий Брюсов и его корреспонденты: /Сборник: в 2 кн./ /Рос. А.Н. Ин-т мировой лит.им.М.Горького; Отв.ред. Н.А.Трифонов. -М.: Наука,. /Лит.наследство/ Ред. Ф.Ф.Кузнецов/ гл.ред./ и др.; т.98, 1991-1994.
39. Ванслов В. Модернизм кризис искусства. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М.: Искусство, 1987. - С. 9-28.
40. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Наука, 1990. - 628 с.
41. Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. /Отв.ред.акад. М.П.Алексеев М.:Наука, 1976. - 511 с.
42. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -2-е изд., доп. М.: Искусство, 1988. - 253 с.
43. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, Ленингр.отд-е, 1988. - 848 с.
44. Волынский А.Л. Борьба за идеализм: Критические статьи. -Спб.: Типография М.Меркушева, 1900. 543 с.
45. Вопросы поэтики художественного\троизедения в современном литературном образовании /Голубковские чтения/: Сб.материалов и тезисов конференции./ Сост. и ред. О.Ю.Богданова М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1995. - 106 с.
46. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе: Пособие для учителя /Л.В.Тодоров, М.Г.Ахметзянов, Н.Г.Агапова, и др. Л.: Просвещение, 1981. - 296 с.
47. Воспоминания о серебряном веке /Сост., вступ.ст., коммент. В.Крейд. М.: Республика, 1993. - 559 с.
48. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа /Под ред. А.М.Докусова. М.: Просвещение, 1974. - 192 с.
49. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986.-573 с.
50. Гаспаров М.Л. Поэтика "серебряного века" //Русская поэзия серебряного века 1890-1917: Антология. М.: Наука, 1993. - С. 5-44.
51. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. - 477 с.
52. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд.,доп. - Л.: Сов.писатель, Ле-нингр.отд-е, 1974. - 408 с.
53. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1962. - 495 с.
54. Горбачев Г. Очерки современной русской литературы. -Л. Госиздат, 1924. 180 с.
55. Горбов Д. Поиски Галатеи. Статьи о литературе. М.: Федерация, 1929.-297 с.
56. Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. //Литературное наследство. 1965. - т.72. - 630 с.
57. Горюхина Э.Н. Живопись, музыка, театральное искусство на уроках литературы и на внеклассных занятиях как одно из средств повышения уровня эстетического воспитания в старших классах средней школы: Дис.канд.пед.наук. Новосибирск, 1962. - 190 с.
58. Гофман В. Язык символистов //Литературное наследство. -1937. -т.37-38.-С. 54-105.
59. Григорьев А.Л. Мифы в поэзии и прозе русских символистов //Литература и мифология: Сб. научных трудов. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1975.-С. 56-79.
60. Громов П.П. Блок, его предшественники и современники. М. - Л.: Сов.писатель, Ленингр.отд-е, 1965. - 569 с.
61. Гудзий Н.К. Из истории раннего русского символизма: Московские сборники "Русские символисты", Искусство. 1927. - №4. - С. 180-218.
62. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М. - Л.: Просвещение, 1966.-268 с.
63. Гуткина А. Поэзия в чтении детей 10-11 лет //Книги детям. -М.: Детгиз, 1982. - С. 65-93.
64. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово: КГУ, 1983.- 104 с.
65. Дардмэнд. Стихи. Перевод с татарского. Казань: Каз.книж.изд-во, 1970. - 95 с.
66. Демяшева Е.Д. Привлечение музыки как средства активизации преподавания литературы: 4-10 классы: Дис. .кан.пед.наук. М.: 1981. - 163 с.
67. Дмитриев В. Поэтика: Этюды о символизме. Спб: филиал журнала "Юность", - 1993. - С. 129-151.
68. Долгополов JI.K. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX начала XX века.-Д.: Сов.писатель, 1977. 367 с.
69. Долгополов JI.K. Поэзия русского символизма. //История русской поэзии, т.2. Д.: Наука, Ленингр.отд-е, 1969. С. 253-329.
70. Ермилова Е.В. Метафоризация мира в поэзии XX века. В кн.: Контекст - 1976. - М.: Наука, 1977, С. 160-177.
71. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. -М.: Наука, 1989.- 176 с.
72. Ермилова Л.Я. Психология творчества поэтов-лириков Тютчева и Фета. М.: Изд-во МГПИ, 1979. - 85 с.
73. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность: Литературное развитие в юности. -Кишинев: Штиинца, 1974.- 134 с.
74. Жирмунский В. Брюсов и наследие Пушкина: Опыт сравнительно-стилистического исследования. Пб.: "Эльзевир", 1922. - 104 с.
75. Жирмунский В. Вопросы теории литературы. Л.: Изд-во "Akademia", 1928. - 326 с.
76. Иванов Вяч.И. По звездам: Статьи и афоризмы. Спб: Оры, 1909.-438 с.
77. Иванов Вяч.И. Две стихии в современном символизме //Русские философы: конец XIX середина XX века/. Антология. Вып. 1.- М.: Кн.палата, 1993. С. 219-243.
78. Иванов Вяч.И. Родное и вселенское: Статьи /1914-1916/. Приложение /1917/. М.: Изд-во Г.А.Лемане и С.И.Сахарова, 1918.-205 с.
79. Иванов Вяч.И. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. М.: Мусагет, 1916.-351 с.
80. Иванов-Разумник Р.В. Русская литература XX века. 1890-1915.- Пд.: Колос, 1920. 39 с.
81. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение. Л.: Просвещение, 1986.-72 с.
82. История русской литературы: В 4 т. /Гл.ред.Н.И.Пруцков. Л.: Наука, 1989. - 176 с.
83. История русской литературы: XX век: Серебряный век /Под ред. Ж.Нива, И.Сермана и др. М.: Изд.группа "Прогресс" - "Литера", 1995.-704 с.
84. Калачева С.В. Принципы анализа лирического произведения. //Принципы анализа литературного произведения: Сб.статей /Под ред. П.А.Николаева, А.Я.Эсалнек. М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 147-171.
85. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учеб.пособие для студентов пед.институтов. М.: Просвещение, 1988. - 225 с.
86. Каплан И.Е. Изучение языка художественных произведений в старших классах национальной школы. //Гулакян Б.С., Каплан И.Е. Вопросы методики обучения русскому языку и литературе в национальной школе. М.:Педагогика, 1978. - С. 99-178.
87. Карсалова Е.В. "Стихи живые сами говорят.": Кн.для учителя: Из опыта работы. М.:Просвещение, 1990. - 208 с.
88. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шапавалова Ю.М. "Серебряный век русской поэзии": Пособие для учителей. М.: Интерпракс, 1994. -192 с.
89. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И.Тютчева. -Саратов: Изд-во Сарат.унив.-та, 1969. 256 с.
90. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
91. Квятковский Е.В. Формирование творческой личности на уроках литературы. //Эстетическое воспитание школьной молодежи. М.: Педагогика, 1981. С. 97-108.
92. Киреева А.Ф. Александр Блок в школьном изучении. Саратов: Сарат. ГПИ, 1974. 64 с.
93. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: М.: Просвещение, 1980. 159 с.
94. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе XIX-XX вв. М.: МГУ - 1990. - 333 с.
95. Конева Л. А. Философия В л. Соловьева как явление символизма //Философия культуры. Самара, 1993. - С. 116-126.
96. Комаров Н. Александр Блок /Методические рекомендации в помощь учителю. Казань, 1971. - 30 с.
97. Константин Бальмонт. Марина Цветаева и художественные искания XX века. Иваново: Иванов.пединститут, 1993. - 206 с.
98. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М.: Наука, 1986. - 252 с.
99. Крохина М.П. Миф и символ в романтической традиции: /В русской поэзии и эстетике нач. XX в./ Дис. .канд.филол.наук. М., 1990.- 198 с.
100. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М.: Мысль, 1980. - 309 с.
101. Кудина К.Н., А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. -79 с.
102. Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 190 с.
103. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы: О формировании исторического подхода к художественной литературе. -М.: Просвещение, 1974. 174 с.
104. Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Методическое пособие /А.Г.Кутузов, А.Г.Гутов, Л.В.Колосс; Под ред.А.Г.Кутузова, М.: Дрофа, 1995. - 112 с.
105. Лавров А.В. Брюсов и литературное движение 1900-х годов: /К вопросу о роли Брюсова в самоопределении русского символизма/: Дис. .канд.филол.наук. Л. 1985., - 210 с.
106. Лавров А.В. Мифотворчество аргонавтов. //Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978. - С. 137-171.
107. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
108. Лившиц Б.К. Полутораглазый стрелец: Воспоминания /Вступ.ст. М.Гаспарова. М.: Худож.лит., 1991. - 250 с.
109. Литературное произведение и читательское восприятие: Межвуз.темат.сб. Калинин: КГУ, 1982. - 161 с.
110. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX -начала XX века /Отв.ред. Б.А.Бялик. М.:Наука, 1975. - 416 с.
111. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX -начала XX века 1890-1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издания /Отв.ред. В.А.Бялик. М.: Наука, 1982. - 372 с.
112. Лисовский A.M. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. Киев: "Радянська школа", 1987. - 192 с.
113. Локшина Б.С. Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении /Под ред. М.Г.Качурина. Л.: Просвещение, Ленингр.отд-е,1978.- 159 с.А
114. Лосев А. Владимир Соловьев и его время /Послесл. А.Тнхо-Годи. М.: Прогресс, 1990. - 720 с.
115. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1976. 367 с.
116. Лосский И.О. Русская философия в XX веке //Б.В.Емельников, А.И.Новиков. Русская философия серебряного века. Екатеринбург: Изд. Уральского ун., 1995. - С. 253-282.
117. Лотман Ю.Н. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. - 263 с.
118. Лотман Ю.М. Художественный текст и изучение неродного языка //Русский язык в национальной школе. 1968. - №1. - С. 17-19.
119. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы: Из опыта работы учителя в старших классах. М.: Просвещение,1979. 94 с.
120. Мазаев A.M. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992. - 325 с.
121. Майман P.P. Обучение школьников выразительному чтению на занятиях по литературе: Методическое пособие. Хабаровск, 1972. -172 с.
122. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М.: Просвещение, 1972.-206 с.
123. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л.: Сов.писатель, Ленингр.отд-е, 1969. - 240 с.
124. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века: Очерки. Л.: Сов.писатель, 1986. - 408 с.
125. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: Метод.пособие. Л.: ЛГПИ, 1974. -176 с.
126. Машбиц-Веров И.М. Русский символизм и путь Ал.Блока. -Куйбышев: Куйбыш.книжное изд. 1969. - 348 с.
127. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М.: Просвещение, 1985.-207 с.
128. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художетсвенное восприятие: Комплексный подход /опыт, поиски, перспективы/ М.:Искусство, 1985.-317 с.
129. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.- М.:Наука, 1976.-406 с.
130. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.-Спб.: Изд-во Б.Вольфа, 1893.- 192 с.
131. Мережковский Д.С. Собрание сочинений: В 4 т./Под ред.О.Н.Михайлова.-М.: Правда, 1990.
132. Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов. /Под ред. Богдановой О.Ю.,Маранцмана В.Г.- В 2-х ч.-М. Просвещение, ВЛАДОС, 1994-1995.
133. Методика преподавания русской литературы в национальной школе: Пособие для студентов нац.отд.пед.ин-тов./А.Д.Жижина, Д.А.Клумбите, Т.Ф.Курдюмова и др./ Под ред. М.В.Черкезовой и А.Д.Жижиной. -2-е изд.дораб.Спб.отд-е изд-ва "Просвещение" ,1992.-416 с.
134. Миллер-Будницкая Р.З. Символика цвета и синэстетизм. -Симферополь: Крым. гос. изд-во, 1930. 81 с.
135. Минц З.Г. Об эволюции русского символизма. //Ученые записки Тартуского университета, 1986, - Вып. 735: Блок.сб.7,-С.7-24.
136. Митяева З.А. Активизация изучения литературы в старших классах средней школы с помощью изобразительного искусства и музыки: Дис. .канд.пед.наук.-М., 1967.- 167 с.
137. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.-М.:Педагогика, 1976.-224 с.
138. Мочульский К.В. Андрей Белый.-Томск: Изд-во "Водолей", 1997.-256 с.
139. Мухаметшина Р.Ф. и др. Русская литература: Учебная хрестоматия для V класса татарской школы. Казань: Магариф, - 1997.336 с. /В соавторстве/.
140. Мухаметшина Р.Ф. и др. Русская литература: Учебная хрестоматия для VI класса татарской школы. Казань: Магариф, - 1997.303 с. /В соавторстве/.
141. Мухаметшина Р.Ф. и др. Русская литература: Учебная хрестоматия для VII класса татарской школы. Казань: Магариф, - 1997.463 с. /В соавторстве/.
142. Мухаметшина Р.Ф. и др. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии V класса татарской школы. Казань: Магариф, -1997.-С.67-78. /В соавторстве/.
143. Мухаметшина Р.Ф. "Золотая рыбка" К.Д.Бальмонта в V классе. /Опыт анализа стихотворения/ /Казань: Магариф, - 1994.-№11,-С.29-31.
144. Науман М. Литературное произведение и история литературы: Сб.избр. работ.-М.: Радуга, 1984.-423 с.
145. Нигматуллина Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного творчества.-Казань: КГУ, 1983.-104 с.
146. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала.-Казань:КГУ, 1970.-210 с.
147. Нижеборский А.К.Проблема символа в гносеологии русского символизма./В.Брюсов и А.Белый/: Дис. .канд.филол.наук.М.,1982,-209 с.
148. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.-М.:Книга, 1972.-152 с.150.0всянико-Куликовский Н.Д. Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве //Собр.соч. в 9 т. Спб., 1913.-Т.6.-С.60-82.
149. Овсянико-Куликовский Н.Д. Лирика как особый вид творчества. //Вопросы теории и психологии творчества, т.1, изд-во 2, Харьков, 1911.-315 с.
150. Одоевцева И.В. На берегах Невы: Воспоминания /Вступ.ст.К.Кедрова.-М. :Худож.лит., 1989.-ЗЗЗс.
151. Орлов Вл. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века.-М.:Худож. лит., 1976.-367 с.
152. Поспелов Г.Н.Лирика среди литературных родов.-М.:Изд-во МГУ, 1976.-208 с.
153. Проблемы комплексного изучения восприятия литературы. Сб.научных тр. Калинин: КГУ,1984.-166 с.
154. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Литература. Средняя школа.-М.:Просвещение, 1994.-134 с.
155. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы.-М.:Просвещение, 1995.-139 с.
156. Прозоров В.В.О читательской направленности художественного произведения.//Литературное произведение и читательское вос-приятие:Межвуз.темат.сб.-Калинин:КГУ, 1982.-С.3-15.
157. Радлов Э.Л.Эстетика Вл.Соловьева //Вестник Европы. Спб.,-т. 1,кн. 1.-С.90-120.
158. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции.-2-е изд.-М.: Музыка, 1972.-168 с.
159. Рез.З.Я.Изучение лирических произведений в школе./IV-VII классы/: Пособие для учителя.-Л.: Просвещение, Ленингр.отд-е, -1968.-173 с.
160. Рез.З.Я.Лирика Блока в школьном изучении. Методические рекомендации.Л.:Изд-во Ленингр.гос.пед.ин-та, 1975.-96 с.
161. Русова Н.Ю. Шевцов В.А. Читаем русскую лирику. Хрестоматия с пояснениями.-Н.Новгород:Изд-во "ДЕКОМ", 1996.-250 с.
162. Русская литература XX века: Материалы для учащихся старших классов.-Часть 2-я. /Сост.Г.С.Меркин.-Смоленск:ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994.-361 с.
163. Русская литература XX века: Направления и течения /Сб.науч.трудов.-Екатеринбург, 1992.-Вып. 1.-168 с.
164. Русская литература XX века: Очерки.Портреты,Эссе.Кн.для учащихся 11 кл. средн.шк. В 2-х ч. Ч. 1 /Л.А.Смирнова, А.М.Турков, А.М.Марченко и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под.ред.Ф.Ф.Кузнецова.-М.:Просвещение, 1991.-352 с.
165. Русская литература XX века /Под ред. С.А.Венгерова. М.: Мир, 1903. - 697 с.
166. Русская литература конца XIX начала XX века. Девяностые годы /Отв.ред. Б.А.Бялик. - М.: Наука, 1968. - 502 с.
167. Русская литература конца XIX начала XX века. 1901-1907 /Отв.ред. Б.А.Бялик. - М.: Наука, 1971. - 592 с.
168. Русская литература XIX начала XX века. 1908-1917 /Отв. ред. Б.А.Бялик. - М.: Наука, 1972. - 736 с.
169. Русская литература и журналистика начала XX века. 19051917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания /Отв.ред. Б.А.Бялик. М.: Наука, 1984. - 367 с.
170. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 423 с.
171. Рыбникова М.А. Изучение родного языка: /Заметки и задачи/ М.: Госиздат, 1921. - 104 с.
172. Рыбникой%1.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. 4-е изд.испр. М.: Просвещение, 1985. - 288 с.
173. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема "жизнетворчества". Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1991. - 316 с.
174. Саянов Вис. Очерки истории русской поэзии XX века. Л.: Красная Газета, 1929. - 140 с.
175. Саяпова A.M. Поэзия Дардменда и символизм. Казань: Изд-воКГПУ, 1997.-210 с.
176. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. М.: "NB Магистр", 1993.- 180 с.
177. Сербии П.К. Изучение творчества Александра Блока: Пособие для учителей. Киев: Рад.школа, 1980. - 112 с.
178. Серебряный век: Мемуары /Сост. Т.Дублинская-Джалилова; Предисл. Н.Богомолова. М.: Известия, 1990. - 670 с.
179. Серебряный век в России. Избранные страницы. М.: Радикс, 1983.-340 с.
180. Серебряный век русской поэзии: Пособие для учителей /Сост. Карсалова Е.В. и др. М.: Интерпракс, 1994. - С. 176-187.
181. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л.: 1977. - 224 с.
182. Символизм как миропонимание /Сост.вступ.ст. и прим. Л.А.Сугай. М.: Республика, 1994. - 528 с.
183. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
184. Сквозников В.Д. Лирика. //Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры.- М.: Наука. -1964. С. 173-237.
185. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии.- М.: Наука, 1975.-368 с.
186. Соколов А.Н. От романтизма к реализму. Из курса лекций по истории русской литературы XIX в. М.: МГУ, 1957. - 233 с.
187. Соловьев B.C. Собрание сочинений: В 10-ти т. /Под ред. и с примеч. С.М.Соловьева и Э.Л.Радлова. 2-е изд. - Спб.: Просвещение, 1911-1914.
188. Соловьев Вл.С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика /Вступит.ст., коммент. А.В.Котрелева. М.: Книга, 1990. - 573 с.
189. Сологуб Ф. Искусство наших дней //Русская мысль. 1915. -№12.-С. 3-62.
190. Сологуб Ф.К. Стихотворения /Вступ.ст. и примеч. М.И.Дикман Л.: Сов.писатель, 1978. - 679 с.
191. Смелкова З.С. Слово о художественном тексте. М.: Педагогика, 1980. - 157 с.
192. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М.: Флинта, Наука, 1997. - 280 с.
193. Сосновская И.В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики: Дис. .канд.пед.наук. М., 1994. -232 с.
194. Спроге Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А.Блока и проблемы циклообразования у русских символистов: Дис. .канд.пед.наук. Рига, 1994. - 232 с.
195. Стернин Л.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М.: Искусство, 1976. - 222 с.
196. Столович В.Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художе-ственнси^цеятельности. М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
197. Тарабукин Н.М. Михаил Александрович Врубель. М.: Искусство, 1974. 174 с.
198. Теория и история русской литературы: Сборник статей /Под ред.проф. А.И.Ревякина. М., изд-во МГПИ, 1963. - 203 с.
199. Тодоров Л.В. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальной школе РСФСР: Дис. .докт.пед.наук. М., 1988. - 770 с.
200. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. М.: Просвещение, 1965.- 182 с.
201. Томашевский Б.В. Стилистика в стихосложении. Д.: Учпедгиз, Ленингр.отд-е, 1959. - 535 с.
202. Топорков A.JI. Из мифологии русского символизма. Городское освещение. //Учен.записи Тарт.ун-та 1985. - Вып. 657. - С. 101112.
203. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ.: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изд.группа "Прогресс"-"Культура", 1995. - 624 с.
204. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. Статьи. М.: Сов.писатель, 1965. - 301 с.
205. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-С. 425.
206. Файн С.В. Поль Верлен и поэзия русского символизма: /И.Анненский, В.Брюсов, Ф.Сологуб/: Дис. .канд.филол.наук. М., 1994. 204 с.
207. Федоров А.В. Иннокентий Анненский: Личность и творчество. Л.: Худож.лит., Ленингр.отд-е, 1984. - 255 с.
208. Фомин А.Ю. Античные мотивы в поэзии Брюсова: /К вопросу о месте античности в идейно-эстетической системе русского символизма/: Дис. .канд.филол.наук. М., 1992. - 210 с.
209. Фохт У.Р. Становление активного романтизма и критического реализма в русской литературе. М.: Наука, 1966. 87 с.
210. Фриндлер Г.М. Методологические проблемы литературоведения. Л.: Наука, 1984. 238 с.
211. Хализев В.Е. Интерпретация и литературная критика. //Проблемы теории литературной критики. М.: Изд-во МГУ, 1980. -С. 49-93.
212. Хангулян С.А. Античность в поэтическом творчестве В.Брюсова: /Доокт.период/: Дис. .канд.филол.наук. Тбилиси, 1990. -220 с.
213. Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоминания. М.: Сов.писатель: Агентство "Олимп", 1991. 188 с.
214. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л.: ЛГУ, 1991. -256 с.
215. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность и развитие литературы. М.: Сов.писатель, 1975. - 360 с.
216. Художественное восприятие: Основные термины и понятия: Словарь-источник /Ред. М.В.Строганов. Тверь: Твер.гос.ун-т, 1991. -90 с.
217. Художественное восприятие: Сб.ст. под ред. Б.С.Мейлаха. -Л.: Наука, 1971.-387 с.
218. Черкезова М.В. Литературное образование и культура в национальной школе //Литература в школе. 1993. - № 5. - С. 36-42.
219. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе: Принцип общности и нац. своеобразия лит. народов СССР в процессе преподавания рус. лит. М.: Педагогика, 1981. - 152 с.
220. Шаповалов М.А. Валерий Брюсов: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1992. - 160 с.
221. Цветаева М. Сочинения: В 2 т. М.: Худож.лит., 1984.
222. Эйхенбаум Б. Сквозь литературу. Сб. статей. Л.: Изд-во "Academia", 1924. - 279 с.
223. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко/; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. -554 с.
224. Эллис /Кобылинский JI.JI./ Русские символисты. Томск: "Водолей", 1996. - 288 с.
225. Эстетическое сознание и процесс его формирования /Ред. коллег. А.Я.Зись, Н.И.Киященко и др. М.: Искусство, 1981. - 265 с.
226. Эткинд Е.Г. Об искусстве быть читателем. Д.: Знание, 1964. -50 с.
227. Эткинд Е.Г. Русская поэзия XX века как единый процесс //Вопросы литературы. 1988. - № 10. - С. 189-211.
228. Юркина Л.А. Символ и его художественные функции: /На материале русской литературы рубежа XIX-XX вв./ Дис. .канд.филол.наук. М., 1989. - 174 с.
229. Якобсон П.М. Психология худ. восприятия. М.: Искусство, 1964. - 85 с.
230. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. М.: Просвещение, 1970. - 286 с.
231. Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы. /Сост. и общ.ред.
232. М.Л.Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. - 464 с.* *
233. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 367 с.
234. Краткая литературная энциклопедия. Гл.ред. А.А.Супков. -М.: Сов. энциклопедия, 1975.
235. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учащихся /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
236. Литературный энциклопедический словарь /Под общ.ред. В. М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 752 с.
237. Словарь литературоведческих терминов /Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.