Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Татаренко, Оксана Владимировна
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Татаренко, Оксана Владимировна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивов благотворительной активности субъекта.
1.1. Благотворительная активность субъекта: концептуальные основы исследования.
1.2. Подходы к исследованию мотивов благотворительной активности субъекта.
Глава 2. Содержание субъективных систем значений в аспекте анализа мотивов благотворительной активности человека: теоретико-методологические основы.
2.1. Психология субъективной семантики и психосемантический подход к пониманию регуляции активности субъекта.
2.2. Мотивационные аспекты смысловой регуляции активности субъекта.
Глава 3. Экспериментальное исследование мотивационных компонентов благотворительной активности субъекта.
3.1. Организация и методы исследования.
3.2. Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта
3.2.1. Вариации проявления благотворительной активности.
3.2.2.Анализ содержания альтруистического и денежно-символического компонентов благотворительной активности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Антропология нищенства: этологические аспекты2009 год, кандидат исторических наук Дьяконов, Иван Юрьевич
Православно-христианская традиция благотворительности в России: философско-религиоведческий анализ2007 год, кандидат философских наук Капустина, Асият Малильевна
Социальная защита в российском социокультурном контексте1999 год, кандидат социологических наук Максимов, Игорь Сергеевич
История благотворительности на Кавказских Минеральных Водах в XIX - начале XX вв.: содержание и особенности2005 год, кандидат исторических наук Игнатьева, Марина Ивановна
Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ2007 год, кандидат экономических наук Чепуров, Федор Альбертович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта»
Актуальность исследования. Практика решения государством проблем, связанных с дополнительным финансированием социальных учреждений (детских домов, геронтологических центров, специализированных интернатов и т.п.) за счет средств благотворительных фондов и частных пожертвований широко распространена в современном мире. В нашей стране, с многовековой традицией оказания помощи нуждающимся, милосердием и отзывчивостью как чертами национального характера, ролью церкви в вопросах нравственности, благотворительность справедливо претендует на статус национальной идеи. В стремительно меняющемся мире, с появлением новых угроз физическому и социальному существованию человека только идея взаимовыручки и взаимоподдержки, пронизывающая общество, позволит культивировать чувство безопасности в каждом человеке, а, следовательно, и снизить уровень социальной напряженности.
Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной активности человека явно или подспудно проявляют многие гуманитарные науки. Идеи благотворительности широко изучаются в историческом, философском и, особенно, социологическом ракурсе, причем понятие «благотворительность» четко не дифференцируется от других проявлений просоциальной активности, таких как «филантропия», «меценатство», «милосердие», а определяется через эти понятия, теряя тем самым свою специфичность (Р.А. Апресян, А.Н. Боханов, П.В. Власов, Я.Н. Щапов, В.Н. Якимец, К.Ю. Котляров, М.В. Фирсов, А.А. Клецина, А.В. Орлова, О.А. Борисова, А.С. Борисов, М.В. Голомидова, Г.Н. Штинова и др.). Исследователи контекстно указывают на мотивы людей, занимающихся благотворительной деятельностью, однако их комплексное изучение не являлось целью конкретного научного исследования.
Психологическая наука приступала к осмыслению феномена благотворительности через призму анализа альтруизма как некоторой врожденной или приобретенной в процессе онтогенетического развития особенности человека, выражающейся в бескорыстном стремлении оказывать помощь другим людям, посредством механизмов эмпатии, сопереживания, сочувствия и морального долга (ответственности) (П.М. Якобсон, Т.Ю.Гаврилова, И.М. Юсупов, Я. Рейковский, Е.Е. Насиновская, В.Е. Ким, Э. Пайнс, К. Маслач, Дж.А. Пильявин, Д. Эванс, П. Калеро, Б. Латане, Дж. Дарли, Э. Брадли, Ф. Раштон, Д. Берковец, С. Шварц и др.). Акцент в понимании благотворительной активности субъекта и её мотивов ставится на готовности/неготовности оказать бескорыстную помощь другому человеку, тогда как спецификой благотворительности является ещё и отчуждение собственных материальных средств (в конечном итоге имеющих денежное выражение) в пользу другого. Иными словами, денежно-символическое опосредование благотворительной активности человека не рассматривалось исследователями в качестве её возможных мотивов.
Деньги как сакральные, символические, мистифицированные объекты, не предназначенные для функционального использования, рассматриваются многими исследователями в качестве фактора, определяющего типы человеческих взаимоотношений (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, В.Д. Рубинштейн, О.С.Дейнека, А.Б. Фенько, Капустин, Т. Вайсман, А. Фарнем, Т. Танг, К. Ямамучи, Д. Темпер, Н. Goldberg, R. Lewis и др.). Символически деньги, в целом, выражают отношения власти, любви и привязанности, свободы, безопасности. В современной социально-экономической реальности России деньги, безусловно, несут в себе указанную символическую нагрузку, что не позволяет нам игнорировать их как источник и фактор, обуславливающий проявления благотворительной активности.
Анализ опыта деятельности некоммерческих организаций осуществляющих благотворительные функции указывает на недостаточную эффективность зарубежных моделей организации благотворительной деятельности, что обусловлено их несоответствием российской ментальности. На наш взгляд, восстановить это несоответствие возможно исследуя альтруистический и денежно-символический мотивационные компоненты оказания материальной помощи нуждающимся в социокультурной реальности России.
В определении актуальности диссертационного исследования нами были выделены практические и теоретические противоречия.
Практическое противоречие состоит в том, что деятельность некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительные функции посредством благотворительных акций и стратегий, имеет невысокую эффективность в связи с тем, что в ней не учитываются психологические знания о мотивах благотворительной активности человека в социокультурной реальности России.
Теоретическое противоречие заключается в понятийном и феноменологическом отождествлении благотворительности с другими, близкими, но не эквивалентными проявлениями просоциальной активности субъекта. Это приводит к несоответствию между содержательными характеристиками благотворительности, выражающей отношение к себе и другому в системе субъективных значений и традиционно приписываемыми ей мотивами, характерными для филантропии, милосердия, меценатства.
На основании выявленных противоречий мы сформулировали проблему исследования: в чем специфика содержания субъективной системы значений, мотивирующей тот или иной тип благотворительной активности субъекта.
Цель исследования: на основе анализа мотивационных компонентов благотворительной активности выделить и охарактеризовать типы мотивации благотворительной активности
Объект: благотворительная активность субъекта. Предмет: альтруистический и денежно-символический мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта
Гипотеза: 1. Благотворительная активность субъекта мотивационно опосредована спецификой взаимосвязи двух критериев:
- соотношением субъективно осознаваемой потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и мотива, сформированного на основе её «опредмечивания» в конкретном акте благотворительности;
- соотношением содержательных характеристик альтруистического и денежно-символического мотивационных компонентов благотворительной активности в субъективном пространстве значений.
2. Указанные критерии определяют тип мотивации благотворительной активности.
Задачи исследования:
1. С позиции гуманитарных наук, исследующих благотворительную активность человека и психологической науки, обозначить концептуальные подходы к определению и пониманию благотворительности, ее природы и мотивов.
2. На основе анализа психологических исследований обосновать связь системы субъективных значений с мотивами активности субъекта.
3. Исследовать мотивационные компоненты благотворительной активности (альтруистический и денежно-символический) в группах респондентов с различным соотношением субъективно осознаваемой потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и мотива, сформированного на основе её «опредмечивания» в конкретном акте благотворительности;
4. На основе экспериментального исследования мотивационных компонентов благотворительной активности человека обосновать и описать типы мотивации благотворителей.
Теоретические и методологические основы исследования.
В качестве теоретической основы исследования выступают базовые общепсихологические принципы: историзма - в анализе концептуальных подходов к пониманию природы благотворительной активности человека; детерминизма - в раскрытии причинной обусловленности мотивов активности человека спецификой содержания его субъективной системы значений; системности - в понимании и рассмотрении благотворительности как единицы, феномена общественной, социальной и личностной сфер, а так же в раскрытии содержания благотворительной активности: взаимообусловленности её компонентов. Теоретические и концептуальные положения: о мотивационной составляющей субъективной системы значений и личностных смыслов (C.JT. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, Б.А. Сосновский, В.Ф. Петренко, И.Л. Соломин); об активности субъекта в рамках субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий), психология субъективной семантики и психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания (Е.Ю. Артемьева, Ч. Осгуд, В.П. Серкин, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, И.Л. Соломин, Е.В. Улыбина и др.); о смыслообразующих мотивах альтруистического поведения (Я. Рейковский, Е.Е. Насиновская, В.Е. Ким); о сакральном, символической значении денег (Т. Вайсман, А. Фарнем, Т. Танг, К. Ямамучи, Д. Темпер, Н. Goldberg, R. Lewis, А.Б. Фенько).
Методы и методики исследования В исследовании использовался комплекс методов и методик: методика «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации», разработанная И.Л. Соломиным, предполагающая компьютерную обработку данных; результаты диагностики обрабатывались в программе STATISTICA 6.0 с применением процедуры кластеризации; для диагностики денежно-символического компонента благотворительной активности использовалась «Методика субъективного ранжирования типов символического отношения к деньгам», построенная нами на основе предложенной Н. Goldberg, R. Lewis типологии символического отношения к деньгам. В качестве диагностического инструментария, позволившего дифференцировать респондентов на основе осознанности/неосознанности потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и сформированности мотива, применялась разработанная нами самооценочная анкета.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2003-2004 гг.) — поисково-теоретический, включал выбор темы исследования, анализ её актуальности; изучение отечественной и зарубежной литературы по теме исследования с целью определения и осмысления её теоретико-методологической основы. Проведено пилотажное исследование в целях апробации и последующей доработки основного диагностического инструментария.
На втором этапе (2005 г.) осуществлялся сбор эмпирического материала и первичный анализ данных.
Третий этап исследования (2005-2006 гг.) - анализ, обобщение и интерпретация данных, оформление результатов и выводов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования:
Впервые изучен психосемантический аспект мотивации благотворительной активности человека.
Предложено определение благотворительности как полисмысловой и полимотивированной активности субъекта, направленной на оказание материальной помощи людям, выражающим в этом необходимость и не предполагающей общественного признания.
Эмпирически подтверждено и раскрыто содержание альтруистического и денежно-символического компонентов мотивации благотворительной активности.
Дана характеристика типов мотивации благотворительной активности. Теоретическая значимость исследования. Предложенное психологическое определение благотворительности как полисмысловой и полимотивированной активности субъекта, позволяет наполнить обобщенные «милосерднические» и «филантропские» её мотивы конкретно-психологическим содержанием. Данные, полученные в исследовании, позволяют использовать выраженность альтруистического (мотив эмпатии и мотив морального долга) и денежно-символического (деньги как символ власти, безопасности, любви, свободы) компонентов в качестве критериев выделения типов мотивации благотворительной активности.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основе установленных типов мотивации благотворительности возможно построение дифференцированных благотворительных стратегий и акций. Результаты исследования выступают основой для дальнейшего, углубленного изучения психосемантическими методами психологических мотивов и мотивации (процессуальной характеристики) благотворительной активности человека.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием методов и методик, адекватных поставленным задачам; объемом выборки (100 человек на этапе пилотажного исследования и 250 человек на этапе констатирующего эксперимента), качественным и количественным анализом результатов, их статистической обработкой.
Положения, выносимые на защиту У Благотворительность это полисмысловая и полимотивированная активность субъекта, направленная на оказание материальной помощи людям, выражающим в этом необходимость и не предполагающая общественного признания.
У Тип мотивации благотворительной активности определяется спецификой взаимосвязи двух критериев:
- соотношением субъективно осознаваемой потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и мотива, сформированного на основе её «опредмечивания» в конкретном акте благотворительности;
- соотношением содержательных характеристик альтруистического и денежно-символического мотивационных компонентов благотворительной активности в субъективном пространстве значений. Существуют достоверные различия в типах мотивации благотворительной активности в зависимости от возраста, пола и профессиональной (гуманитарная и техническая сферы) принадлежности.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы - 184 страниц, из них 166 страниц основного текста; библиографический список литературы включает 188 наименований. Работа содержит 4 рисунка, 13 таблиц и 10 приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Благотворительность в Российской империи, конец XVIII - начало XX века2006 год, доктор исторических наук Ульянова, Галина Николаевна
Социологические проблемы управления благотворительной деятельностью в мегаполисе2000 год, кандидат социологических наук Нурков, Валерий Михайлович
Благотворительность в российском обществе как социальный институт и вид социальной деятельности: На материалах Приморского края2005 год, кандидат социологических наук Костина, Елена Юрьевна
Благотворительные организации во второй половине ХIХ - начале ХХ вв.: На материалах Южного Урала2002 год, кандидат исторических наук Мокроносова, Оксана Михайловна
Конституционные вопросы благотворительности в Российской Федерации2009 год, кандидат юридических наук Журавлев, Владимир Иванович
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Татаренко, Оксана Владимировна
Выгода
Ответственность
Предложенные нами понятия позволят определить:
1. Отношение респондентов к себе (Я - видение себя (образ «Я»), определяемое близостью предлагаемых в опроснике понятий, Личная независимость, Признание окружающими, Достижение успеха.
Последнее понимается нами в соответствии с классификацией потребностей Г. Мюррея (Н. Murray) - стремление выполнять нечто трудное, управляя, манипулируя, организовывая как физические объекты, так и людей, делать это по возможности быстро и самостоятельно, реализовывать таланты и тем повышать самоуважение [156, С. 191-232];
2. Базовые потребности (Моё увлечение - маркер устойчивых и значимых потребностей). Предполагается, что любой человек характеризуется наличием тех или иных увлечений, к которым он относится, безусловно, позитивно. Поэтому, те понятия, которые ассоциируются с увлечениями, так же воспринимаются как увлекательные. Как указывает автор методики И.Л. Соломин, в том случае, если данное понятие не связано с какими бы то ни было потребностями, отношениями или видами деятельности, можно предположить у испытуемого депрессивное состояние;
3. Актуальные потребности в настоящем (Моё настоящее);
4. Отношение к прошлому (Моё прошлое - показатель рефлексивности субъекта, а так же возможной конфликтной нагруженности опыта, в случае близости с блоком понятий «Источники стресса»);
5. Отношение к будущему (Моё будущее - определяется потребностями, отношениями с людьми, эмоциональными переживаниями, попадающими с ним в один кластер);
6. Отношение к людям, занимающимся благотворительной деятельностью (Благотворитель);
7. Отношение к меценатам (Меценат);
8. Отношение к людям, подающим милостыню (Подающий милостыню);
9. Значимость для респондентов родственных и дружеских отношений как показатель способности к близости с людьми (Моя семья, Моя мать, Мой отец, Мои друзья, Общение с людьми). Мы полагаем, что субъективно переживаемое отношение близких людей к человеку, являясь проекцией на образы данных людей в семантическом пространстве сознания, так же оказывает существенное влияние на благотворительную активность человека, так как основы эмпатии, сопереживания, а так же способы разрешения внутриличностные конфликтов вырабатываются во взаимодействии прежде всего с близкими людьми;
10. Потребность в материальном благополучии как стимул к активности (Моё материальное благополучие - показатель отношения человека к собственным материальным средствам, важный в силу того, что спецификой благотворительной деятельности является отчуждение материальных средств в пользу другого человека (других людей);
11. Источники стресса (Неудача, Неприятности, Угроза, Болезнь);
12. Непосредственные мотивы благотворительной деятельности, обозначенные на этапе пилотажного исследования в другой выборке респондентов (Жалость, Выгода, Власть, Просьба о помощи (имеется в виду часто встречаемое нами в пилотажных анкетах выражение людей «дает тот, кто сам всегда просит»)).
Данные пункты, взятые нами за единицы анализа, позволят обрисовать контуры «портретов» людей, с различной степенью благотворительной активности.
В рамках пилотажа, проведенного на случайно подобранной выборке из 100 человек, возрастной состав от 16 до 65 лет, респондентам были предложены две анкеты. Одна, разработанная нами, содержала вопросы о мотивах благотворительной деятельности человека и подразумевала ответы в свободной форме. Разрабатывая анкету и включая её в пилотажное исследование, мы ставили перед собой цель выявить круг приписываемых человеку мотивов благотворительной деятельности, для того, чтобы самые распространенные из них включить в основное исследование в виде гипотезы.
Основные группы мотивов, приписываемые респондентами человеку, занимающемуся благотворительностью:
1) личностные (характерологические) черты (58 % из числа опрошенных) - жалость, доброта, отзывчивость, человеколюбие, религиозность и проч;
2) корыстные мотивы (30% респондентов) - выгода, признание окружающими, власть и т.п.;
3) пережитый тяжелый опыт, обозначаемый респондентами как «когда-то оказался в тяжелом положении», «бывший большой грешник», «так же был обижен судьбой» и т.п. (12% опрошенных).
Вторая предложенная респондентам анкета представляет собой бланковый вариант Методики предельных смыслов (МПС), разработанной Д.А. Леонтьевым и предназначенной для диагностики «таких трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые образования» [74, стр.3]. Сразу обозначим, что методика проводилась нами с отступлением от основного условия её проведения -индивидуального по форме и диалогичного по технике проведения. Так в соответствии с методикой, процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Вопросы, задаваемые экспериментатором, имеют вид: «Зачем люди делают то-то?» и предполагают ответ, начинающийся со слов «чтобы.». Затем к полученному ответу экспериментатор вновь обращается с вопросом «Зачем, делать то, что предполагает ответ?». Цепь кончается при выявлении предельного смысла, дальше которого испытуемый уже не в состоянии ответить на вопрос «Зачем?», а приводит либо тавтологичную фразу, либо ссылается на устройство мира, или человеческую природу. Таким образом, выявляется предельный смысл интересующего экспериментатора понятия, явления.
Мы же попробовали операционализировать данную методику с тем, чтобы опросить большее количество респондентов, и составили анкету с ключевым вопросом «Зачем люди занимаются благотворительностью?».
Несмотря на то, что большую часть анкет нам пришлось «отбраковать» по причинам как непонятой четко инструкции, так и сложности в самоотчетности при её заполнении, некоторые анкеты все же указывали на то, что респонденты вышли на предельный смысл задаваемого вопроса. Он формулируется следующим образом: оказание материальной помощи другим людям удовлетворяет внутренней потребности человека и является разрешением некоторого внутриличностного конфликта. В данном случае предельный смысл респонденты заключали в фразы типа «чтобы самому легче было», «чтобы самому дающему спокойно жилось» и т.п.
Мы проанализировали данные обеих анкет, а именно выделили основные обозначенные респондентами мотивы благотворительной активности и учли факт разрешения некоторых личностных конфликтов посредством благотворительной деятельности. По результатам данного анализа в анкету основного констатирующего эксперимента были включены следующие понятия (вторая группа): неудача, жалость, власть, признание окружающими, неприятности, угроза, болезнь, выгода.
Шкалы (признаки, качества), по которым респондентам предлагалось выразить свое отношение к понятиям (объектам) соответствуют предложенным в стандартизированной методике И.Л. Соломина. Из множества шкал, предложенных Ч. Осгудом автор методики «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» выбрал 18, с наибольшим весом входящих в факторы ценности, потенции и активности (ЕРА - Evaluation - Potency - Activity) (по 6 шкал на каждый фактор). В бланке предложенной нами анкеты мы добавили шкалу «правдивый -лживый», относящуюся к фактору ценности для расширения возможностей качественной интерпретации полученных данных, что однако никак не влияет на количественные процедуры обработки данных [127].
Маркерами альтруистического мотивационного компонента благотворительной активности будут выступать статистически значимые связи следующих понятий: 1) мотив эмпатии, сочувствия, сопереживания -«Просящий милостыню», «Просьба о помощи», «Я», «Жалость», «Моё прошлое», «Моя семья», «Моя мать»; 2) мотив морального долга (ответственности) - «Личная независимость», «Признание окружающими», «Меценат», «Власть», «Мои друзья», «Я», «Мой отец», «Ответственность».
Маркером денежно-символического компонента будут выступать статистически достоверные связи понятия «Моё материальное благополучие» со всеми остальными понятиями.
Методика субъективного ранжирования типов символического отношения к деньгам» представляет собой перечень утверждений, построенных на основе характеристик данных типов, предложенных Н. Goldberg, R. Lewis после серии экспериментальных исследований.
Так, деньги как символ безопасности раскрываются в утверждениях 1, 2, 3, 4 и описывают поведенческие типы: «Скряги», «Подвижники», «Охотники за скидками», «Коллекционеры-фанатики» соответственно.
Деньги как символ любви и привязанности раскрываются в утверждениях 8, 9, 10, характеризуя соответственно типы «Покупатели любви», «Продавцы любви», «Похитители любви».
Символ власти, его олицетворение в деньгах, подразумевается в утверждениях 5, 6, 7 и характеризует, соответственно, следующие типы: «Манипулятор», «Строитель империи», «Крестный отец».
Деньги как символ свободы раскрываются в утверждениях 11 и 12 и характеризуют, соответственно, типы «Покупатели свободы» и «Борцы за свободу».
Сопоставляя выявленные с помощью данной анкеты символики денег и с помощью «Психосемантической диагностики скрытой мотивации» ценностные отношения к собственным материальным средствам (деньгам) у респондентов с различными уровнями проявления благотворительной активности мы получили данные, характеризующие денежно-символический мотивационный компонент благотворительной активности человека.
Оценка достоверности. Показателями, свидетельствующими о нарушении достоверности полученных результатов по методике «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» являются следующие признаки: * наличие понятий, которые испытуемый оценивает по всем шкалам четырьмя баллами; * наличие понятий, которые оцениваются по всем шкалам только единицами или семерками; * большое количество понятий, характеризующихся стандартными отклонениями факторных оценок равными 0; * большое количество понятий, характеризующихся стандартными отклонениями оценок по двум или более факторам более 1.5.
Причиной такого оценивания может быть как отказ испытуемого от искренних ответов, неспособность его к точной оценке понятий в силу индивидуальных особенностей, так и чрезмерная эмоциогенность понятия [127].
Оценка достоверности проводилась нами непосредственно после получения заполненных респондентами бланков анкет и после получения результатов по каждому испытуемому. Не соответствующие критерию достоверности тестовые данные были отбракованы.
3.2 Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта
3.2.1. Вариации проявления благотворительной активности
Констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление конкретно-содержательных характеристик альтруистического и денежно-символического мотивационных компонентов благотворительной активности человека проводился с 2004 по 2005 год на случайной выборке из 250 человек. Возрастной состав респондентов - от 14 до 88 лет, причем нижняя граница возраста была определена нами с момента достижения дееспособности (юридический критерий). Начиная с этого возраста человек на законных основаниях может сам зарабатывать материальные средства. К сожалению, мы не обнаружили исследовательские работы, раскрывающие отношения детей разного возраста к материальным средствам, а именно осознания ценности денег, что позволило бы нам, в свою очередь, опереться на психологический критерий при определении нижний возрастной границы выборки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благотворительность это полисмысловая и полимотивированная активность субъекта, направленная на оказание материальной помощи людям, выражающим в этом необходимость и не предполагающая общественного признания
Взаимоотношений мотива и смысла предмета как «единицы мира» (Василюк В.Ф.), позволили рассмотреть их в двух плоскостях: личностный смысл и значение предмета в условно «активной» позиции регулирует, определяет «реализацию избранной тенденции» - мотива; личностный смысл и значение предмета в условно «пассивной» позиции «образуются» посредством мотивов, то есть функцией потребностей и мотивов субъекта является смыслообразование. Мотивационно-смысловое опосредование предстает как единое в анализе благотворительной активности.
Основами проявления благотворительной активности выступают вариации соотношений двух показателей: субъективно осознаваемой потребности в оказании материальной помощи людям и мотива (удовлетворения указанной потребности в конкретном акте благотворительности), наличие которого как «опредмеченной» потребности оценивалось нами по конечному поведенческому выражению («делаю или не делаю»).
В соответствии с этим, выделяются четыре группы респондентов: 1) испытывающие потребность в оказании материальной помощи людям и делающие это (117 человек, 46,8 %); 2) испытывающие потребность в оказании материальной помощи людям, но не делающие этого (80 человек, 32 %); 3) респонденты не испытывающие потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и не делающие этого (30 человек, 12 %); 4) респонденты, не испытывающие указанной потребности, но оказывающими материальную помощь людям, выражающим в этом необходимость (23 человека, 9,2 %).
На основе специфики мотивационных компонентов, выделены типы мотивации благотворительной активности. В качестве критериев выступают:
- вариации соотношения двух показателей: субъективно осознаваемой потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и сформированного на основе её «опредмечивания» в конкретном акте благотворительности мотива;
- соотношение содержательных характеристик альтруистического и денежно-символического мотивационных компонентов благотворительной активности.
Первый тип характеризуется осознанием потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и её выражением на практике; доминантной выраженностью мотива эмпатии (альтруистический мотивационный компонент). Доминирующим типом отношений в рамках денежно-символического компонента является субъективное значение денег как выразителей власти и средства манипулирования.
Второй тип мотивации благотворительной активности характеризуется не осознанностью потребности в оказании материальной помощи нуждающимся, но оказание таковой на практике; доминантной выраженностью и мотива эмпатии и мотива ответственности, при чем последний основан на представлениях о субъективной ответственности за достижение успеха и отстаивание личной независимости, а не ориентирован на осознание морального долга и ответственности перед другими людьми; доминирующим типом символического отношения к деньгам - как к источнику и условию безопасности.
Третий тип благотворителей, не осознающих потребности в оказании материальной помощи нуждающимся, но на практике реализующим такого рода помощь, характеризуется доминированием по альтруистическому мотивационному компоненту является мотива морального долга (ответственности), а не мотив эмпатии. Они стремятся сохранить эмоциональную дистанцию в целях поддержания личной независимости, субъективно ощущаемой как динамичной, но при этом осознают то, что оказывать помощь - это долг. В глазах окружающих такое «долженствование», согласно представлениям субъекта, вызывает уважение и любовь к нему (деньги - символ любви), и при этом позволяет сохранить ощущение собственной независимости, уверенности в своих силах (деньги -символ власти).
Четвертый тип мотивации благотворительной активности, при котором не выражена (отсутствует) потребность и мотив оказания материальной помощи нуждающимся характеризуется влиянием оценки собственного материального благополучия, опосредующей сферу межличностных отношений вообще и сферу отношений со значимыми близкими. В субъективном пространстве значений респондентов в основе доминирующего мотива морального долга - представление о необходимости быть независимым от окружающих. В этом контексте осознанное отрицание потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и соответствующее ей поведение, отвечает данному представлению.
Специфическое отношение к деньгам как к символу свободы и независимости, субъективное переживание потери которой может быть вызвано как эмпатической близостью с человеком, нуждающимся в помощи, так и признанием своего морального долга (ответственности) перед ним, так как ответственность всегда чревата обязательствами, согласуется с обозначенными представлениями и является субъективно выгодной.
Выделенные типы проявления благотворительной активности являются лишь доминантными и не в коей мере не предполагают окончательного и неизменного осознанного/неосознанного поведения в ситуации обращения нуждающегося за помощью. По нашему убеждению, сложившемуся так же и в ходе анализа и интерпретации данных, все четыре типа мотивации благотворительной активности так или иначе присутствуют в каждом человеке: сегодня он «дорожит» деньгами, так как по субъективным ощущениям в них (точнее в их сохранном количестве) -безопасность. Однако «назавтра» ситуация как субъективная, так и объективная может поменяться, в частности, деньги могут «изменить» свой символический смысл для субъекта. «Насегодня» убежденный «эгоист» (которого быть может слишком мало/много слушали и понимали), не умеющий или боящийся прикоснуться к переживаниям другого - просящего твердо убежден, что просящие милостыню - «актеры» (что, конечно, имеет место) или что государство или семья (большой и малые родители, соответственно) сами должны опекать действительно попавших в беду: детей-сирот, людей, с ограниченными возможностями (тем более, что «налоги итак взимаются»). Быть может убеждения человека, не склонного сопереживать, рассыплются по буквам от эмпатических чувств другого, в тот момент, когда они особо дороги.
Мы обозначили лишь два варианта движения «по типам» - их же множество. К благотворительности и от неё.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Татаренко, Оксана Владимировна, 2006 год
1. Адлер, А. Психология власти /Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. Самара: «БАХРАХ», 1999. Т. 2, стр.233-239;
2. Алишев, Б.С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): Автореферат дис. .д-ра психол.наук: Казань, 2002;
3. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, JI.A. Зарубежная социальная психология 20 столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. - 288 е.;
4. Анисимов, А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. M.-JL, 1966;
5. Антилогова, JI.H. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Автореферат дис. .канд. психол. наук. Новосибирск, 1999;
6. Апресян, Р.Г. Диллемы благотворительности /Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования СПб.: «Лики России», 2001.-848 е.;
7. Апресян, Р.Г. Функциональные особенности филантропии / Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования СПб.: «Лики России», 2001 - 848 е.;
8. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики М.: Изд-во МГУ, 1980. - 126 е.;
9. Артемьева, Е.Ю. Основы субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 342 е.;
10. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996 - 234 е.;12
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.