Мифолого-игровой элемент в политическом сознании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Иванова, Татьяна Николаевна

  • Иванова, Татьяна Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 152
Иванова, Татьяна Николаевна. Мифолого-игровой элемент в политическом сознании: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чебоксары. 2006. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Иванова, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МИФ И ИГРА В ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ.

1.1. Проблемы интерпретации мифа, мифологического сознания в рамках истории философского рационального знания.

1.2. Соотношение мифа и игры в политическом сознании.

1.3. Мифологический и игровой элементы политического сознания в контексте проблемы манипуляции сознанием.

ГЛАВА II. МИФОЛОГО-ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ В СТРУКТУРЕ

ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

2.1. Политическое сознание в мифолого-игровой ситуации.

2.2. Миф, ритуал и игра в политической коммуникации и в конструировании современной политической реальности.

2.3. Мифолого-игровая характеристика сознания политического лидера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифолого-игровой элемент в политическом сознании»

Актуальность темы. Представленное диссертационное исследование посвящено теме мифолого-игрового элемента в политическом сознании. Данная тема исследуется в связи с формированием и функционированием механизмов этой формы общественного сознания.

Исследуемая тема, затрагивая весьма динамичные изменения политического сознания, сегодня все еще представляет широкое поле для изучения. Имея исторические корни, она приобретала многообразные формы, востребована для глубокого исследования в связи с функционированием политического сознания в России на современном этапе кризисного его состояния.

Функционирование мифа в политическом сознании характеризует наличие нестабильности в единстве рациональной и внерациональной (мифологической) его составляющими.

В связи со сложившейся социальной реальностью автор обращается к исследованию этой темы. Процесс, получивший описание в рамках кризиса классической рациональности, изменил представление о границах познаваемости политического сознания. Разочарование в разумных основаниях бытия, постигшее культуру теоретической мысли на рубеже XIX-XX вв., было связано с необходимостью создания мифологий в качестве досознательных или подсознательных структур сознания.

Достоверность происходящего в современной действительности сменяется ее имитацией. Разочарованное в прогрессе кризисное сознание восстаёт против гармонизирующего философского созидания с помощью рацио, бывшего идеала Просвещения. В XX веке миф становится продуктом субъективной рефлексии.

Информационные инфраструктуры стали играть ключевую роль в повседневном общении, в формировании современного общественного сознания. Современное информационное пространство способно формировать мифы. Но здесь можно говорить о мифах с элементом игры, так как в современной действительности нельзя вести речь о мифе в его первоначальном, архаическом значении.

Опираясь на важнейший компонент сознания - мифологический, политический миф воздействует на психологию индивида, его ментальность, поведенческие характеристики.

Актуальность исследования мифолого-игрового элемента в политическом сознании обусловлена современным состоянием российского общества, где политический миф остаётся важнейшим инструментом манипулирования массовым сознанием. Существует необходимость раскрыть соотношение мифа и игры в структуре политического сознания в целях формирования модели более адекватного восприятия современной политической действительности.

Анализ структур мифа, мифосознания привели автора диссертации к необходимости определить современные трактовки политического сознания, в котором функционирует миф.

Политическое сознание в структурном плане рассматривалось как определенная совокупность идеологических форм. Сознание, по существу, понималось исключительно как идеология. Идеология планировала все без исключения виды и формы современного сознания общества. Выделялись формы целостного общественного сознания: политическое и правовое, мораль, искусство, наука, философия и религия.

Своеобразная и новая точка зрения на структуру общественного сознания обнаружена при исследовании его в гносеологическом и социологическом планах. Сейчас наблюдается попытка понять сознание в его универсальности и в последовательном движении.

Гносеологический аспект раскрывает движение от объективной действительности к сознанию как отражение действительности, а социологический аспект - переход от сознания к действительности, выявляя реализацию идей.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на достижения в исследовании рассматриваемой темы, проблема функционирования мифолого-игрового элемента в политическом сознании недостаточно разработана. В историческом ракурсе можно отметить работы Платона [117], Аристотеля [117], Эвгемера [117], Ф.Бэкона [117], Д. Вико [31], Д.В. Шеллинга [186], И.Г. Гердера [117], Г.В. Гегеля [38], К. Маркса [117] и др. В XX веке, основываясь на опыте человечества, свидетельствующем о неискоренимой живучести мифа, философы Э. Кассирер [74] и А.Ф. Лосев [99] сделали миф предметом собственной философии. Э. Кассирер анализировал миф с позиций гносеологии и культурологии, а А.Ф. Лосев - с точки зрения диалектики. Оба мыслителя пытались укоренить миф в самом бытии. Подход к мифу М. Элиаде [203] представлен его функционированием в ритуалах. К. Юнг [207], К. Леви-Стросс [93] пришли к трактовке мифа как к коллективно-бессознательной деятельности. Однако К. Леви-Стросс допускал символизацию не столько предметов или состояний, сколько самих отношений между объектами и лицами. Л. Леви-Брюль [92] создал социологическую теорию мифологического мышления. Л. Леви-Брюль раскрыл основные характеристики первобытного мышления. Проблема мифолого-игрового элемента также исследовалась отечественными и зарубежными учёными. М.М. Бахтин [15] раскрыл содержание понятия хронотопа как элемента, который является рамкой существования каждого конкретного коммуникативного акта. В нашем случае это понятие было необходимо в связи с изучением хронотопа в политической коммуникации. Политический хронотоп исследовали такие отечественные учёные, как С.А. Шомова [192], Н.Г.Щербинина [199] и др. П.С. Гуревич [51] рассматривает миф как исторически обусловленную разновидность общественного сознания. Многими учёными миф понимается в качестве принимаемых на абсолютную веру стереотипов массового сознания (Р.И.Рубинштейн [140], A.M. Лобок [98], Г.В.Осипов [124] и др.). Е.И. Шейгал [185],' А.Н. Савельев [142] указывают на значимость мифа в политике, так как политика основана не столько на интеллектуальных концепциях, сколько на пропаганде. Игровой аспект в политическом сознании также исследовался отечественными и зарубежными учёными: Й. Хейзингой [179], Х.Г. Гадамером [33], В.В. Ученовой [160], Ю.А. Левадой [91], JI.T. Ретюнских [138], Э. Берном [24] и др. Проблема соотношения мифологического и игрового элементов на социально-культурном уровне общественного сознания также рассматривалась в работах Й. Хейзинги [179], М. Хайдеггера [177], П.А. Флоренского [169], О. Шпенглера [193] и др.

Мы опирались в своей работе на исследования сущности сознания и общественного сознания J1.A. Микешиной [115], Э.З. Феизова [128], А.В. Ерахтина [60], А.Н. Емухова [58], А.И. Арлычева [7], которые утверждают объективированность сознания в реальной действительности. Автора представленного исследования интересуют не проблемы сознания и общественного сознания как таковых, а их мифолого-игровое проявление. Важным для нашего исследования является вопрос о взаимосвязи сознания и языка. В связи с этим автор диссертации вслед за JI.A. Микешиной полагает, что влияние языка на мышление и познание не должно абсолютизироваться и трактоваться упрощенно.

Согласно исследованиям А. Шюца [194], П. Бергера [21], Т. Лукмана [21], результаты которых автор использовал в своей работе, каждый член общества конструирует социальную реальность как опыт обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции. Уверенность в знании общества любому человеку придается повседневным существованием в нем.

Как показали П. Бергер и Т. Лукман, теоретические определения реальности, будь они научные, философские или даже мифологические, не исчерпывают всего того, что является «реальным» для членов общества, что люди «знают» как «реальность» в их повседневной, не- или дотеоретической жизни. Это именно то «знание», представляющее собой фабрику значений, без которых не может существовать ни одно общество. В рамках российского национального дискурса социальных проблем важно раскрыть весь «запас» повседневного знания об обществе, социальное распределение знания между специализированными (в плане профессионального политического сознания) и неспециализированными слоями (в плане массового политического сознания), точки схождения и расхождения. Именно это и создает методологическую основу философского анализа социального знания и социального конструирования реальности.

По определению П. Бергера и Т. Лукмана, социальное конструирование реальности - это процессы, с помощью которых любая система «знания» становится социально признанной в качестве «реальности». П. Бергер и Т. Лукман выделили четыре способа и одновременно уровня социального конструирования реальности: хабитуализация, типизация, институционализация и легитимация.

Проблема исследования. Большинство исследований мифа и игры в политическом сознании посвящены изучению либо мифа, либо игры. Проблематику и содержание данного диссертационного исследования определяет ситуация перехода мифологических структур в игровые в современном политическом сознании.

Объектом исследования является мифолого-игровой элемент политического сознания.

Предметом исследования выступает функционально-деятельностное выражение мифолого-игрового элемента в определенных структурах политического сознания.

Целью диссертации является описание мифолого-игрового элемента в политическом сознании.

Для достижения этой цели в данной работе поставлены следующие задачи:

1. Определить границы понятий мифологического и игрового в рамках философского рационального знания;

2. Выявить соотношение мифа, ритуала и игры в политической коммуникации;

3. Смоделировать и практически раскрыть современную социальную реальность России в соответствии с мифолого-игровым элементом политического сознания;

4. Обосновать мифолого-игровой элемент сознания политического лидера.

Успешное достижение цели согласно намеченным задачам требует специфической методологии.

Методологическую основу исследования представляют четыре базовых принципа: принцип отражения; принцип единства исторического и логического; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; принцип системности.

Существенное влияние на выбор метода исследования оказала методология познания в гуманитарных науках, предложенная М.М. Бахтиным [16]. Им предложена методология участного мышления, исходящего из координации познания объекта с познанием исследующего объект субъекта. М.М. Бахтин предлагает метод познания в гуманитарных науках, особенно в философии, как понимание прошлого в его незавершимости, как диалог двух сознаний.

Автор диссертации использовал методологию социального конструирования реальности в условиях стабильности и в кризисные периоды, основоположниками которой являлись А. Шюц [194], П. Бергер [21] и Т. Лукман [21]. Представление о социальной реальности как единстве объективного (институционального) и субъективного (содержащегося в сознании людей) идет от А. Шюца, одного из влиятельных представителей феноменологической традиции в социальном познании. Он отверг натурализм, на веру принимающий социальную реальность как объективную данность.

Научная новизна полученных результатов:

1. Рассматривается мифолого-игровой элемент в единстве составляющих (мифа и игры), свидетельствующем о том, что у этого элемента существует свое уникальное бытие.

2. Выявляется соотношение мифа, ритуала и игры в сфере политической коммуникации.

3. Моделируется и практически раскрывается ситуация в политическом сознании, когда мифы существуют не как архаические (то есть с утратой веры в абсолютность их содержания), а игра также включается в политические процессы в качестве ее отдельных элементов.

4. Мифолого-игровой элемент рассматривается проявленным в сознании политического лидера.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Мифолого-игровой элемент представляет собой сложную понятийную конструкцию. Предлагается поэтапный анализ мифолого-игрового элемента, проявленный в политическом сознании. Основополагающими в рамках данной концепции о коренной взаимосвязи мифа и игры в политическом процессе являются следующие идеи: 1) историческая увязка игры и мифа через существование мифов о культурном герое и его антиподе (брате-близнеце); 2) самодовлеющий принцип игры без оглядки на проблему «серьезного» (существенным является ответ на вопрос, в какой степени сохраняется игровое качество в процессе развития и усложнения политической культуры).

2. Миф актуализируется через ритуал, ритуал поддерживается и обеспечивается мифом. Игра в политической коммуникации в современный момент в России связана с мифологизацией, а также ритуализацией новых политических процессов, в совершенность и определенность которых ещё не верят. Происходит переход от мифа, ритуала к игре, игровой интерпретации ещё не оформившегося мифологического содержания.

3. Мифолого-игровой элемент политического сознания проявляет себя и в конструировании современной социальной реальности, который начался в России с отрицания повседневности (советской) во имя будущей. Мифы современного политического сознания не имеют прочной основы для своего практического осуществления, так как сейчас, когда общество расколото, коллективные ценности (изначально считавшиеся мифологическими) теряют смысл. Современные мифы политического сознания сегодня разыгрываются, принимая различные формы.

4. В настоящий момент в России наблюдается процесс, когда, с одной стороны, множатся либеральные ценности, а, с другой стороны, стиль политического управления остается первозданно-архаическим. Эта ситуация создает предпосылки для того, чтобы миф переходил в игровые формы. В нашей стране очень сильны стереотипы сознания, которые подвергаются символико-культурным трансформациям. Политический лидер зачастую выступает в роли героя и антигероя.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическое достижение диссертационного исследования заключается в том, что автором дан системный анализ мифолого-игрового элемента в политическом сознании, так как именно в этом виде общественного сознания наблюдается в наиболее яркой форме взаимосвязь мифа и игры, что представлено:

- выявлением соотношения мифа, ритуала и игры в политической коммуникации с использованием примеров из современной политической ситуации в России;

- конструированием модели современной социальной и политической реальности России с акцентом на мифолого-игровой элемент.

Практическое значение полученных результатов заключается в следующем:

- выделенные коммуникационные игры (эрудиционные, поведенческие, «игра в молчанку», языковые) могут быть использованы современными политиками для активизации и оживления политического процесса;

- проанализированная ситуация перехода от мифа, ритуала к игре в ещё не сформировавшемся мифологическом политическом пространстве поможет современным политикам реально оценить ситуацию в отечественном политическом сознании.

Материалы диссертации могут использоваться в лекционных курсах и спецкурсах по философии, социальной философии, истории философии, философии культуры, политологии, социологии.

Апробация работы.

Работа обсуждалась на кафедре социально-гуманитарных наук Самарского государственного архитектурно-строительного университета в рамках научно-методического семинара. Материалы диссертации используются при чтении курса философии для студентов Педагогического колледжа г. Орска. Результаты диссертационного исследования докладывались на кафедре гуманитарных дисциплин Педагогического колледжа г. Орска (2002, 2003, 2004, 2005, 2006гг.).

Публикации. По материалам данной диссертации были опубликованы девять статей.

Структура работы соответствует вышеуказанным целям и задачам.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Иванова, Татьяна Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема мифологического и игрового элементов общественного сознания в последнее время является достаточно перспективной для изучения. Но изучение данной проблемы затрагивало или мифологический или игровой элементы в данном виде общественного сознания. Большинство учёных отталкивается от того, что миф в политическом сознании часто тормозит развитие новых демократических процессов в нашей стране. Мифологизация отождествляется со стереотипизацией мышления граждан. Сейчас игровой элемент способен придать живость современным процессам в политической и эстетической сферах общественной жизни. Именно чувства напряжения и радости, эмоциональный подъём и азарт, творческое горение и стимуляция интереса к движению вперёд, неизменно сопровождающее игру, и делают её такой привлекательной для включения в разнообразные типы человеческого взаимодействия, в том числе в политические отношения.

Сейчас учёные говорят о псевдоигре, то есть об элементах игроизации, так как нередко наблюдаются нарушения в понимании игры: использование манипулирования общественным сознанием; не всегда соблюдающиеся параметры добровольности, свободы, искренности и партнёрства; использование не столько творческой, сколько коммуникативно-прагматической структуры.

Действительно, в современный период миф в архаическом своём значении утратил элемент веры, и всё больше наблюдается потребность в элементах игры, которые придают живость, яркость, динамизм жизни.

В диссертации мы выяснили, что понятие «игры» в современном общественном контексте включает в себя мифологический компонент. Это произошло потому, что игра сейчас в современных общественных отношениях более востребована, а миф в архаическом своём значении утратил свою силу (исчез первобытный элемент веры в истинность содержания мифа). Современная жизнь, полная динамизма, яркости, погоней за новым, требует элементов игры.

Мы также выяснили, что уже многие ученые ставят под сомнение абсолютную серьёзность мифа, так как рядом со всем, что выходит за границы логически выверяющего суждения, миф пребывает в области игры. При этом миф, играя, поднимается до высот, куда за ним не в силах последовать разум. По мере развития цивилизации из мифа исчезает элемент веры. Всё сильнее звучит игровой тон, который присутствует в нём с самого начала. Для того, чтобы остаться в почёте в качестве священного элемента культуры, миф должен либо получить мистическую интерпретацию, либо культивироваться исключительно как литература. Поэтому даже писатели-христиане описывают мифологические события в шутливом, юмористическом тоне. Функция олицетворения в мифе является игрой духа. Игровое пространство у святых и мистиков поднимается над сферой рационального мышления и недоступно мысли, привязанной к логическим понятиям. Понятия игры и святости постоянно соприкасаются. У человека есть склонность олицетворять вещи, с которыми человек имеет дело в своей жизни. И эта склонность коренится в игровом отношении, которая, вероятно, была задана уже в самые ранние времена. Игра является колыбелью всего нового в человеческом мире. Она многомерна, так как ей чужда линейная односторонность, в ней органично сочетаются и уживаются ценностное, эмоционально-волевое, интеллектуальное и действенное «измерения», реализуемые через игровую деятельность, игровое сознание и игровые отношения.

Многими учёными отмечается значимость мифа в политической коммуникации, которая связана с тем, что политика основана не столько на проработанных интеллектуальных концепциях, сколько на пропаганде, а пропаганда, в свою очередь, является элементом игровой культуры. Политические мифы действительно предназначены не только для сведущих в политике людей, творцами которых могут быть политические эксперты, но и для всех людей, так как люди изначально стремятся к мифу, преодолевая мучительные коллизии жизни.

Существование мифологического сознания в мышлении людей, наличие «готовых» мифологических конструкций могут определять развитие политической жизни общества. Исследователи обнаруживают в российской политической коммуникации отзвуки различных древних мифов.

Главным каналом передачи архаического мифа был ритуал. Но, в отличие от современного периода, он не ставился как театральная постановка, а воспроизводился в действительности. Когда в реальность мифа перестали верить, появилось понятие вымысла. Но политический миф жив и сейчас. В условиях политического перелома политические мифы вновь оживают. Они возникают спонтанно и существуют в бинарных оппозициях, где одно без другого не может существовать.

В диссертационном исследовании мы проанализировали современное понимание манипуляции общественным сознанием. Механизм манипуляции основан на недоверии и стереотипах самоидентификации. Все смыслы для мифа воспроизводятся через традицию, которая не предполагает никакого личного усилия. Высказывание лидера программирует массу, что является видимой стороной основ манипуляции сознанием. Манипуляцией мы обозначаем то воздействие, которое оказывается на объекты с определенными намерениями, требующее ловкости и сноровки при обращении с людьми, как с объектами, вещами.

Игра и миф связаны исторически через существование мифов о культурном герое и его антиподе (брате-близнеце). Действия культурного героя уравновешиваются, как правило, противодействием его брата-близнеца. Мифологическая пара «культурный герой - «трикстер» кладёт начало двум великим культурным традициям. Одна происходит от трикстера и ведёт к «игровой», «сме-ховой», «карнавальной» культуре. Другая традиция, происходящая от культурного героя, кладёт начало космогоническим (о происхождении Вселенной) и космологическим (об её устройстве) мифам.

В диссертации мы выявили, что сегодня человечество нуждается не только в повторяемых, устойчивых структурах сознания и поведения, выраженных в мифе и ритуале, но и в неожиданной, мобилизующей динамике развития событий. Эта динамика развития может быть основана на метафоре, ассоциации, театрализации, включённых в игровые приёмы. В политике используется игра как приём, как частная технология воздействия. В данном исследовании мы выделили следующие игры. В частности, языковая игра выполняет целый комплекс функций: от разрушения старой политической реальности до «карнавального» осмысления и переживания нового состояния общества.

К языковым приёмам политической игры можно отнести политический лозунг, неологизмы, рифму, каламбур, игры с заголовками, приёмы разворота политической темы и т.д. Политическая игра проявляется как испытание возможностей и лидера, и команды, и социальной основы в виде граждан. Игра в политической коммуникации в современный момент в России связана с мифологизацией, а точнее, ритуализацией новых политических процессов, в совершенность и определённость которых ещё не верят. И поэтому здесь легко происходит переход от мифа, ритуала к игре, игровой интерпретации ещё не оформившегося мифологического содержания.

Нельзя говорить об игре в общественных видах сознания в истинном смысле, но можно говорить об элементах игры или игроизации, которая тесно связана с жизнью современных политических мифов.

Миф актуализируется через ритуал, ритуал поддерживается и обеспечивается мифом, одно без другого в политическом сознании может потерять смысл. Ритуал часто служит для закрепления в массовом сознании мифологических представлений, и поэтому его активно используют для «оправдания» новых политических традиций.

Игровой элемент в ритуальных политических действиях используется для того, чтобы сделать их не только доступными массовому пониманию, но и воздействующими на интерес, эмоцию, мотивацию массового реципиента. Сегодня политическая коммуникация нуждается не только в повторяемых, устойчивых структурах сознания и поведения, выраженных в мифе и ритуале, но и в неожиданной, мобилизующей динамике развития событий. Эта динамика может быть основана на игровых приёмах, проанализированных в диссертационном исследовании.

Выделяются следующие игры в политической коммуникации: эрудици-онные, поведенческие, «игра в молчанку», языковые политические игры. Языковая игра, например, выполняет следующие функции: от разрушения старой политической реальности до «карнавального» осмысления и переживания нового состояния общества. Игра в политической коммуникации в современной России связана с мифологизацией, а точнее ритуализацией новых политических процессов, в совершенность и определённость которых ещё не верят. И поэтому здесь наблюдается переход от мифа, ритуала к игре в ещё не сформировавшемся мифологическом политическом пространстве.

Политический лидер в России выступает и в роли героя, и в роли антигероя. В политическом сознании закреплён миф борьбы лидера-героя со «змеем»-врагом. Мифологизированное сознание в России считает, что святость в русской власти есть антиномия эмоциональных категорий «суровости» и «ласковости». Псевдомифы возникают, потому что имиджмейкеры используют мифо-элементы для работы на уровне массового сознания.

В настоящий момент в России наблюдается процесс, когда, с одной стороны, множатся либеральные ценности, а с другой стороны, стиль политического управления остаётся первозданно-архаическим. Эта ситуация и создаёт предпосылки для того, чтобы миф переходил в игровые формы. В нашей стране очень сильны стереотипы сознания, которые подвергаются символико-культурным трансформациям.

Имеются две тенденции в символическом универсуме России:

1) нерасчленённость добра и зла в её политической символике вообще и актуализация феномена в современной ситуации;

2) тенденция к мифологизации образа современного политического лидера.

Карнавальный мир находится вне времени и не дифференцирует «свет» и «тьму». Высмеивание власти позволяет совершать «обряд перехода», ритуально закрепляющий иерархию ценностей.,

Игровая ситуация заключается в том, что, «посадив» на трон дурачка, сознание показывает нелепость, абсурдность антимира и провоцирует социум интернализировать самую упорядоченность как обновлённую ценность. С этим связана и ситуация «новичка» - двойника, копирующего граждан.

Выделяются три модели понимания мира, основанные на бинарных оппозициях:

1) переворачивание мира - оно необходимо для возвращения консервации и дальнейшего закрепления унитарного мира;

2) раскалывание мира - необходимо для поляризации социального мира на «мы» (друзей) и «они» (врагов);

3) дробление (фрагментирование) политического мира - необходимо для того, чтобы показать, что в мире, где манипулируют манипуляторами, теряются очертания и границы, и он фрагментируется.

На современном этапе можно говорить о псевдохаризматиках, так как в рациональном обществе верования в экстраординарные способности политического лидера практически исчезли, отсюда харизма возможна лишь в ранние эпохи. Однако некоторые харизматические черты продолжают существовать и поныне (в России правитель-мессия), но часто они также обыгрываются, становясь доступными массам.

Сейчас наблюдается обстановка, когда социально признанные значения рассредоточились по разным слоям общества, формируя противостоящие друг другу реальности и отсутствие прежних норм и ценностей.

Российская демократия находится в идеологической пустоте. Эта пустота заполняется сегодня простыми «идеями» обыденного сознания (например, «стать как все цивилизованные страны»). Положительным в плане «высокого морального содержания» является растущий в России с 1988 года в обществе авторитет Православия. Негативным, с нашей точки зрения, является культ псевдозвезд, сочиняющих «мифы» о собственной жизни.

На уровне политического сознания сейчас тоже создаются новые праздники, которые далеко не все в обществе поддерживаются (например, День Конституции («ельцинской»), День Всеобщего примирения). К этим праздникам, несущим в себе высокое, мифологическое содержание придумываются ритуалы (которые похожи на старые). И сами эти новые политические праздники воспринимаются массами в качестве «пира во время чумы», осмеиваются. Официоз современной политики, в том числе и официоз «вождизма» виднейших руководителей страны «снимается» с помощью различных шоу, развлекательных передач по телевидению; разнообразных рекламных трюков (например, во время выборов); информацией в газетах, журналах об их частной жизни и т. д.

Политические игры, замешанные только на собственных меркантильных интересах, не несут стране стабильности, заставляя народ бояться нового, держась за «старых» начальников, если даже политика «новых» более прогрессивна. Власть часто «играет» с народом, тем самым отдаляя его от себя и плодя все новые и новые мифы.

Пространство современного политического сознания находится в вакууме, и помочь ему выбраться из этой ситуации, на наш взгляд, сможет смелая, неоднозначная, глубокая, смоделированная в игровом ключе точка зрения, пропущенная через СМИ; подлинные, а не «игровые» отношения власти с массами; продолжающийся процесс «антивождизма» с использованием игровых форм.

Однако мифолого-игровой элемент проявляет себя в политическом сознании прежде всего в качестве преодоления хаоса современной общественной жизни, созданием космоса - гармоничной связи человека с природой, понятой в ее первозданном виде, и коллективом - народом, свято чтящим историческое прошлое и с надеждой смотрящим в будущее.

Дальнейшее развитие этой проблематики видится в применении принципа историзма в исследовании мифолого-игрового элемента не только в политическом сознании, но и в эстетическом, правовом и т. д. Также необходимо увеличить в последующих исследованиях данной проблематики особую программу мероприятий «игрового» плана, способствующих формированию в России лидера с «человеческим» лицом, то есть не закрытого никакими идеологическими масками.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Иванова, Татьяна Николаевна, 2006 год

1. Абельс, X. Интеракция, идентификация, презентация / X. Абельс. -Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. 272 с.

2. Аверинцев, С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. - № 3. - С. 114-140.

3. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аверинцев // Новый мир. 1998. - № 9. - С. 227, 230-232.

4. Алексеев, Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания/Н.Г. Алексеев//Вопросы методологии. 1991. -№ 3. - С. 3-8.

5. Антоновский, А.О. О специфике мифологической ориентации / А.О. Антоновский // Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования. М.: УРСС. - С. 100-111.

6. Арендт, X. Массы и тоталитаризм / X. Арендт // Вопросы Социологии.- 1992.- №2.- Т. 1.- С. 27.

7. Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание / А.Н. Арлы-чев // РАН / Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока: Дальневосточное отделение. СПб.: Наука, 1992. - 146 с.

8. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М. : Текст, 1993.254 с.

9. Барабан : журнал юных пионеров. 1926. - № 6 (53). - С. 23

10. Барт, Р. Основы семиологии // Структурализм : «за» и «против». -М.: Наука.-С. 110.

11. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.-616 с.

12. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. М.: Изд-во им. Себашниковых, 2000. - 320 с.

13. Барт, Р. Семиотика как приключение. Arbor mund / Мировое дерево. - 1993. - №2.-с. 82-83.

14. Барыгин, Г.С. Миф о качественной социологии / Г.С. Барыгин, И.Ф. Девятко // Социологический журнал. 1994. -№ 2. - С. 30-35.

15. Бахтин, М.М. Дополнения и изменения к «Рабле» / Собрание сочинений : в 6 т. / М.М. Бахтин. М.: Русские словари, 1996. - Т. 5. - С. 112.

16. Бахтин, М.М. К философским основам гуманитарных наук / Собрание сочинений: в 6 т. / М.М. Бахтин. М.: Русские словари, 1996. - Т. 5. - С. 7-10.

17. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М. : Советская Россия, 1979. - 318 с.

18. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1965. -525 с.

19. Бауман, 3. Мыслить социологически / 3. Бауман. М. : Аспект-Пресс, 1996.-255 с.

20. Березкина, Э.И. Математика древнего Китая. М. : Наука, 1980.311с.

21. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман; пер. Е. Руткевич. СПб : Медиум, 1995. - 334 с.

22. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М. : Канон, 1994.-384 с.

23. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. М. : Мысль, 1990.176 с.

24. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. Л.: Литур, 1992. - 320 с.

25. Боброва, С.П. Мифологическое сознание / С.П. Боброва // Методологические проблемы исслед. семиотич. компонента: дисс. канд. фил. наук. -Иваново, 1997.- 199 с.

26. Бодрайяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Ж. Бодрайяр. Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. -С. 12-17.

27. Бультман, Р. Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия / Р. Бультман // Вопросы философии. 1992. -№ 11.-С. 54-70.

28. Бурдье, П. Социальное пространство и генезис «классов» / П. Бурдье // Вопросы социологии. 1992. -№ 1. - Т. 1. - С. 20.

29. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. М. : Социо-логос, 1973.-336 с.

30. Вебер, М. Избранные работы / М. Вебер. М. : Университетская книга, 1990.-880 с.

31. Вико, Д. Основания новой науки об общей природе нации / Д. Вико. J1.: Художественная литература, 1940. - 150 с.

32. Витгенштейн, JI. Избранные работы. Пер. с англ. В. Руднева. М. : Территория будущего, 2005. - 440 с.

33. Гадам ер, Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 280 с.

34. Гаджиев, Н.С. Политическая идеология: концептуальный аспект / Н.С. Гаджиев // Вопросы философии. 1998. - № 12. - С. 19-24.

35. Гайденко, П.П. История и рациональность / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. М.: Изд-во политической литературы, 1991. - 228 с.

36. Гак, Г.М. Диалектика коллективности и индивидуальности. Языки русской культуры / Г.М. Гак. М.: Мысль, 1967. - 467 с.

37. Гак, Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания / Г.М. Гак. М.: Изд-во ВПШ АОН, 1960. - 200 с.

38. Гегель, Г.В. Феноменология духа / Г.В. Гегель. СПб. : Наука, 1992. -445 с.

39. Голосовкёр, Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1986. - 216 с.

40. Голосовкёр, Я.Э. Миф моей жизни (Автобиография). Интересное // Вопросы философии. 1989. - №2. - с. 106-142.

41. Голубчиков, В.В. Основания игротехники: о людях и машинах / В.В. Голубчиков // Управленческие нововведения и игропрактика: сборник. -М.: АН СССР: Институт социологии, 1990. С. 53-69.

42. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. - 304 с.

43. Грейвз, Р. Мифы древней Греции / Р. Грейвз; пер. с англ. М.: Прогресс, 1999.-432 с.

44. Григорьев, Л.Г. Социология повседневности А. Шюца / Л.Г. Григорьев // Социологические исследования. 1998. - № 2. - С. 17-18.

45. Грушин, Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы / Б.А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. - 367 с.

46. Грушин, Б.А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии и исследования общественного мнения / Б.А. Грушин. М. : Политиздат, 1967. -400 с.

47. Губман, Б.Л. Западная философия культуры XX века / Б.Л. Губман. -Тверь: Леан, 1997. -288 с.

48. Гулыга, А.В. Миф как философская проблема / А.В. Гулыга // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. - 344 с.

49. Гуревич, А.Я. Народная магия и церковный ритуал / А.Я. Гуревич // Механизм культуры. М.: Искусство, 1990. - С. 6-7.

50. Гуревич, П.С. Мифология наших дней / П.С Гуревич // Свободная мысль.- 1992.-№11.-С. 43.

51. Гуревич, П.С. Социальные мифы / П.С. Гуревич // Реклама: внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход. Самара : Самарский университет, 2001. - 369 с.

52. Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия / А.Б. Демидов. М. : Экономпресс, 1999. - 180 с.

53. Демин, М.В. Анализ структуры сознания / М.В. Демин. М. : МГУ, 1980.-38 с.

54. Дильтей, В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. 1988. - № 4. - С. 135-152.

55. Древняя Китайская философия: в 2 т. М. : Мысль, 1973. - Т. 2.129 с.

56. Дубинин, И.И. Динамика обыденного сознания / И.И. Дубинин, Л.Г. Гуслякова. Минск : Изд-во Университетское, 1985. - 135 с.

57. Евгеньева, Т.В. Предисловие / Т.В. Евгеньева // Формирование и функции политических мифов в постсоветских обществах. М.: Полис, 1998. -С. 8.

58. Емухов, А.Н. Познание и миф / А.Н. Емухов. Минск : Мысль, 1984. -С. 5-11.

59. Ерахтин, А.В. Диалектика становления мышления и сознания /

60. A.В. Ерахтин. Свердловск : Изд-во УГУ, 1984. - 150 с.

61. Ерахтин, А.В. Проблема мышления и сознания в философии и научном познании / А.В. Ерахтин. Иваново : Ивановский государственный университет, 1990. - 94 с.

62. Ерахтин, А.В. Структура индивидуального сознания / А.В. Ерахтин // Природа общественного и индивидуального сознания: межвузов, сб. научн. тр-в / под ред. Г.Н. Гумницкого. Иваново : ИвГУ, 1989. - 124 с.

63. Жирмунский, В.М. Немецкий романтизм и современная мистика /

64. B.М. Жирмунский. СПб.: АХЮМА, 1996. - 232 с.

65. Зенкин, С.Н. Ролан Барт теоретик и практик мифологии / С. Зенкин // Мифологии / Р. Барт. - М.: Изд-во им. Себашниковых, 2000. - С. 5-53.

66. Иванов, В.В. Заметки о типологическом и сравнительно-историческом исследовании и индоевропейской мифологии / В.В. Иванов // Теория знаковых систем. Вып. IV. - 1969. - С. 44-75.

67. Ионин, Л.Г. Альфред Шюц и социология повседневности / Л.Г. Ио-нин // Американская социология. М.: Наука, 1994. - 460 с.

68. Ионин, Л.Г. Понимающая социология / Л.Г. Ионин. М. : Наука, 1999.-500 с.

69. Ионин, Л.Г. Феноменологическая социология / Л.Г. Ионин // Критика современной буржуазной теоретической социологии. М. : Наука, 2003. -450 с.

70. Ионов, И.Н. Мифы в политической истории России / И.Н. Ионов. -М.: Наука, 1999.-С. 99.

71. Каган, М.С. Человек. Деятельность. Опыт системного анализа / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

72. Калугин, О.А. Механизмы элитообразования в регионе. На историческом опыте формирования калужских административных групп / О.А. Калугин//Полис.- 1998.-№4.-С. 144-147.

73. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти. М.: Прогресс, 1997. - 300 с.

74. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. М. : Алгоритм, 2001.501 с.

75. Карцева, Н.Е. Общество, лишенное мифов (изложение доклада проф. Мичиганского ун-та В.Э. Шляпентоха в ин-те социологии АН СССР) / Н.Е. Карцева//Социологические исследования. 1991.-№ 1.-С. 156-158.

76. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке: введение в человеческую культуру / Э. Кассирер // Проблема человека в западноевропейской философии. М.: Гардарики, 1998. - 779 с.

77. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета. Серия 7. 1990. - №2. - С. 63.

78. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. М. : Мысль, 1972. -С. 41-50.

79. Клочков, И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время / И.С. Клочков // Очерки. М.: Наука, 1983. - 207 с.

80. Кон, И.С. Психология предрассудка / И.С. Кон // Новый мир. 1996. - № 9. - С. 6-7.

81. Кон, И.С. Социологическая психология / И.С. Кон // Избр. психологические труды / Акад. пед. и соц. наук. М.: МПСИД999. - 554 с.

82. Конев, В.А. Критика способности быть / В.А. Конев. Самара : Самарский Университет, 2000. - 174 с.

83. Косарев, А.Ф. Философия мифа / А.Ф. Косарев. М. : Университетская книга, 2000. - 304 с.

84. Кошелюк, М.Е. Выборы: Магия игры. Технологии победы / М.Е. Кошелюк. -М.: Макцентр, 2000. 192 с.

85. Козлова, Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей / Н.Н. Козлова // Общественные науки и современность. 1992. - № 3. -С. 15-30.

86. Кравченко, И.И. Модернизация и сегодняшняя Россия. Выход из кризиса / И.И. Кравченко // Вопросы философии. 2000. - № 9. - С. 12-15.

87. Кравченко, И.И. Политическая мифология: вечность и современность / И.И. Кравченко // Вопросы философии. 1998. -№ 12. - С. 8-12.

88. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е.Ф. Губского М. : Прогресс, 1994.-576 с.

89. Куприянычева, Э.Б. Особенности политической элиты Самарской области / Э.Б. Куприянычева // Полис. 1999. -№ 3. - С. 114-117.

90. Кэмпбелл, Д. Герой с тысячью лицами / Д. Кэмпбелл. Киев : София, 1997.-336 с.

91. Кэрролл, J1. Логическая игра. М.: Наука, 1991. - 192 с.

92. Леббок, Д. Начало цивилизации: Умственное и общественное состояние дикарей. Пер. с англ. СПб.: Изд. ж-ла «Знание», 1976. - 350 с.

93. Левада, Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия / Ю.А. Левада // Системные исследования. М., 1984. - 278 с.

94. Леви-Брюлль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюлль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 602 с.

95. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. М. : Республика, 1994.-382 с.

96. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М. : Наука, 1985.-535 с.

97. Ленк, X. Спорт как современный миф? / X. Ленк // Религия, магия, миф: современные философские исследования: сборник. М. : УРСС, 1997. -С. 156-179.

98. Лиотар, Ф. Переписать современность / Ф. Лиотар // Ступени: философский журнал. 1994. - № 2. - С. 50-60.

99. Лихачёв, Д.С. Смех как мировоззрение / Д.С. Лихачев // Историческая поэтика русской литературы / Д. С. Лихачев. СПб. : Наука, 1997. -С. 369-370.

100. Лобок, A.M. Антропология мифа / A.M. Лобок. Екатеринбург : Банк культурной информации, 1997. - 688 с.

101. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев // Из ранних произведений / А.Ф. Лосев. М.: Правда, 1990. - 260 с.

102. Лосев, А.Ф. Теория мифического мышления у Э. Кассирера / А.Ф. Лосев // Опыт о человеке / Э. Кассирер. М.: Правда, 1990. - С. 3-30.

103. Лосев, А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев. -М.: МГУ, 1990.-269 с.

104. Лотман, Ю.М. О динамике культуры / Ю.М. Лотман // Семиотика. История трудов по знаковым системам. Вып. XXV. - 1992. - С. 21.

105. Лотман, IO.M. Миф имя - культура / Ю.М. Лотман, Б.А Успенский // Теория знаковых систем. - Вып. VI. - 1973. - С. 293.

106. Лукашева, Е.А. Право, законность, нравственность / Е.А. Лукашева,

107. B.А. Лекторский // Вопросы философии. 2003. - № 11. - С. 19-24.

108. Лурье, С.В. Армянская политическая мифология и её влияние на формирование политики Нагорного Карабаха / С.В. Лурье. Ереван : SVION, 2002.- 120 с.

109. Малиновский, Б.К. Магия, наука и религия // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. - С. 84-127.

110. Мамлеев, Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. - №10.1. C.169-182.

111. Маршал, А. Люди незапамятных времен. Пер. с англ. М.: Гослитиздат, 1958.- 155 с.

112. Матье, М.Э. Древнеегипетские мифы. М.: Наука, 1956. - 173 с.

113. Манин, Ю.И. «Мифологический плут» по данным психологии и культуры / Ю.И. Манин // Природа. 1987. - № 7. - С. 42.

114. Мелетинский, Е.М. Мифологические теории XX века / Е.М. Меле-тинский // Культурология XX век: энциклопедия. - СПб. : Университетская книга, 1998. - Т. 2. - С. 55-60.

115. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа: энциклопедия: в 2 т. / Е.М. Мелетинский. М.: РАН, 1991-1992.-500 с.

116. Мириманов, В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира/ В.Б. Мириманов. М.: Согласие, 1997. - 327 с.

117. Мисюков, Д.А. Политическая символика: между идеологией и рекламой /Д. А. Мисюков//Полис.- 1999.-№ 1. С. 168-173.

118. Микешина, Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного знания. М.: ВЛАДОС, 1990. - 240 с.

119. Мошджян, К.Х. Социум. Общество. История / К.Х. Мошджян. -М.: Мысль, 1994. -324 с.

120. Найдыш, В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма / В.М. Найдыш. М.: Гардарики, 2002. - 554 с.

121. Нарахно, К. Песни просвещения / К. Нарахно. СПб. : Университетская книга, 1997. - 58 с.

122. Ницше, Ф. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1997. - Т. 2. - 829 с.

123. Нечаев, В.Д. Региональный миф в процессе становления российского федерализма / В.Д. Нечаев // Политика. 1999. - № 1. - С. 53-54.

124. Новикова-Грундт, М.В. «Свои» и «чужие», маркеры референтной группы в политическом дискурсе / М.В. Новикова-Грундт // Полис. 2000. -№4.-С. 92.

125. Носов, Н.С. Психологические виртуальные реальности / Н.С. Носов. М.: РАН. Институт человека; Лаборатория виртуалистики, 1994. - 196 с.

126. Оксфордский словарь английского языка. М.: Локад, 2001. - 1020с.

127. Осипов, Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика / Г.В. Осипов. М.: Норма, 2000. - 543 с.

128. Паптыкина, М.И. Взаимосвязь символа и социального опыта: дисс. канд. фил. наук / М.И. Паптыкина. Самара : СамГУ, 1996. - 186 с.

129. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. М. : Просвещение, 1927. - Т. 2. - С. 380.

130. Песни о Сталине. М.: Художественная литература, 1945. - 32 с.

131. Петров, Ю.А., Феизов, Э.З. Методология научного познания. Чебоксары : Чебоксарский государственный университет, 2001. - 590 с.

132. Пивоев, В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира: дисс. д-ра филос. наук / В.М. Пивоев. Петрозаводск, 1993. - 280 с.

133. Пирогова, Ю.К. Языковая игра в коммерческой рекламе. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю.К. Пирогова. М. :Издательский дом Гребенникова, 2000. - С. 171,190.

134. Пивоварова, JI.M. Общественная палата // Аргументы и факты. -2005.-№12.-С. 2.

135. Потебня, А.А. Из записок по теории словесности. Мышления поэтическое и мифическое. Слово и миф / А.А. Потебня. М. : Правда, 1989. -С. 236-244.

136. Политология / под ред. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2001. - 392 с.

137. Полосин, B.C. Миф. Религия. Государство / B.C. Полосин. М. : Ла-домир, 1999.-С. 169,170.

138. Плюханова, М.Б. Сюжеты и символы московского царства / М.Б. Плюханова. СПб : Акрополь, 1995. - С. 14.

139. Померанц, Г.С. Проблема Воланда / Г. Померанц // Померанц Г. Выход из транса / Г.С. Померанц. М.: Юристъ, 1995. - С. 149-150.

140. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. М. : Наука, 1998.512 с.

141. Ретюнских, Л.Т. Философия игры / Л.Т. Ретюнских. М.: Вузовская книга, 2002.-255 с.

142. Риккерт, Г. Философия истории. Введение / Г. Риккерт; пер. с нем. -СПб : Университетская книга, 1908. С. 2.

143. Рубинштейн, Р.И. Древнеегипетская литература / Р.И. Рубинштейн // Сказки и повести древнего Египта. Л.: Наука, 1979. - 150 с.

144. Рыбаков, О.Ю. Политическое творчество и игра / 0.10. Рыбаков // Общество. Право. Саратов, 2001. - Вып. 3. - С. 42.

145. Савельев, А.Н. Образ врага в политической теории / А.Н. Савельев // Политический маркетинг. 2000. - № 2. - С. 39,42.

146. Самосознание европейской культуры XX века / под ред. Р. А. Галь-цева. М.: Изд-во политической литературы, 1991. - 366 с.

147. Сартр, Ж.П. Очерк теории эмоций / Ж.П. Сартр // Психология эмоций. Тексты. М.: Издательство Московского университета, 1984. - С. 20-38.

148. Свасьян, К.А. Проблема символа в современной философии. Критика и анализ / К.А. Свасьян. Ереван : АНАРМ ССР, 1980. - 226 с.

149. Серов, Ю.М. Общественное и индивидуальное сознание / Ю.М. Серов. М.: Мысль, 1964. - 92 с.

150. Серов, Н.В. Хроматизм мифа / Н.В. Серов. JI. : Васильевский остров, 1990. - 140 с.

151. Соколов, А.В. Метатеория социальной коммуникации / А.В. Соколов. СПб : РНБ, 2001. - С. 26-27.

152. Соловьев, А.И. Культура власти российской элиты: искушение конституционализмом / А.И. Соловьев // Полис. 1999. - № 2. - С. 64-69.

153. Стеблин-Каменский, М.И. Миф / М.И. Стеблин-Каменский. JI. : Наука, 1976.- 104 с.

154. Тавризян, Г.М. Hoto Ludens. Культура игра / Г.М. Тавризян // Две концепции кризиса культуры / Г.М. Тавризян, О. Шпенглер, Й. Хейзинга. -М.: Искусство, 1989. - С. 220-270.

155. Тард, Г. Мнение и толпа / Г. Тард // Психология толпы. М.: Институт психологии РАН, 1998. - 188 с.

156. Ташевский, С. Белые против неопределённости / С. Ташевский // Большой бизнес. 2003. - Август. - С. 112.

157. Тимофеев, Т.Т. Становление и развитие концепции культуры мира / Т.Т. Тимофеев // Полис. 1998. - № 5. - С. 96-97.

158. Топоров, В.Н. О ритуале. Введение в проблему / В.Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и ранних литературных памятниках. М. : Главная редакция восточной литературы, 1988. - С. 120-200.

159. Тэйлор, Э. Первобытная культура / Э. Тейлор. М. : Соцэкгиз, 1939. -570 с.

160. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. - С. 81-84.

161. Угланов, А. Выборы. Скандалы. Загадки «Единой России» / А. Угланов. Аргументы и факты. - 2005. - Март. - № 12. - С. 2.

162. Уледов, А.К. Структура общественного сознания / А.К. Уледов. М. : Мысль, 1968.-310 с.

163. Учёнова, В.В. «Философский камешек» рекламного творчества. Культурология и гносеология рекламы / В.В. Ученова, М.И. Старуш. М. : Максима, 1996. - 106 с.

164. Учёнова, В.В. Полифония текстов в культуре / В.В. Ученова, С.А. Шомова. М.: Омега-Л, 2003. - 392 с.

165. Федяев, Д.М. Духовное творчество: типы субъективности / Д.М. Фе-дяев // Становление человека как субъекта социального творчества. Омск : Омский университет, 1997. - С. 105.

166. Феизов, Э.З., Милюхин, К.В. Опережающее отражение саморегуляции личности. Чебоксары : Изд-во Чувашского государственного университета, 2003.-44 с.

167. Филатов, В.П. Современная западная философия /В.П. Филатов; под ред. B.C. Малахова. М.: Остасье, 1998. - Т. 6. - 542 с.

168. Филатов, С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ/С.Б. Филатов//Полис. 1999.-№ 1.-С. 138-141.

169. Филиппова, НЛО. Мифологизация массового сознания: дисс. канд. фил. наук / И.Ю. Филатов. Ставрополь, 2002. - 142 с.

170. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

171. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия / Э. Финк // Проблемы человека в Западной философии. М.: Прогресс, 1988. - 520 с.

172. Флоренский, П.А. Священник Павел Флоренский: сочинения: в 4 т. / П.А. Флоренский. М.: Мысль, 1994. - Т. 1. - 797 с.

173. Франке, Г. Манипулируемый человек / Г. Франке. М. : Мысль, 1964.- 190 с.

174. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа. -М.: Наука, 1998. 173 с.

175. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: ACT, 1992. - 430 с.

176. Фромм, Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому психоанализу / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. - М. : Минск, 1990.-С. 470-500.

177. Фрэзер, Д. Золотая ветвь / Д. Фрэзер. М.: Политиздат, 1980. - 831с.

178. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия / Ю. Хабермас // Вестник МГУ. Сер. 7. - № 6. - С. 62.

179. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайеггер. М.: Республика, 1997. - 302 с.

180. Хайдеггер, М. Искусство и пространство / М. Хайдеггер // Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. - С. 3-103.

181. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1989. -№ 9 - С. 116-163.

182. Хейзинга, Й. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга // Homo Ludens -М.: ACT, 2004. 539 с.

183. Хоружий, С.С. Арьергардный бой и миф Алексея Лосева // Вопросы философии.- 1992.-№10.-С. 12-30.

184. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т.В. Адорно. М.: Мысль, 1997. - 280 с.

185. Хюбнер, К. Истина мифа / К. Хюбнер. М. Республика, 1996. - 250 с.

186. Цепляев, В. Золотая середина / В. Цепляев // Аргументы и факты. -Ноябрь, 2004.-№44.-С. 4.

187. Цуладзе, А. Большая манипулятивная игра / А. Цуладзе. М. : Алгоритм, 2000. - 336 с.

188. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И. Шейгал. -Волгоград : Волгоградский университет, 2000. 148 с.

189. Шеллинг, Ф.В. Введение в философию мифологии : сочинения : в 2 т. / Ф.В. Шеллинг. М.: Мысль, 1989. - Т.2. - 636 с.

190. Шестов, Н.И. Мифологический фактор российского политического процесса / Н.И. Шестов. Саратов : Издательство Саратовского университета, 1999.- 148 с.

191. Шиллер, Ф. О возвышенном / Собрание сочинений: в 7 т. / Ф. Шиллер. М.: Гослитиздат, 1957. - Т. 6. - 217 с.

192. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. М. : Мысль, 1980.-655 с.

193. Шестопал, Е.Б. Восприятие образов двенадцати ведущих политиков России / Е.Б. Шестопал, М.В. Новикова-Грунд // Полис. 1996. - № 5. - С. 1520.

194. Шмитт, К. Понятие политического / К. Шмитт // Вопросы социологии. М.: Адапт, 1992. - Т. 1.-С. 40.

195. Шомова, С.А. Политические шахматы / С.А. Шомова. М.: Рипхол-динг, 2003.-214 с.

196. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер // Самосознание европейской культуры XX века. М. : Изд-во политической литературы, 1991. - С. 2354.

197. Шюц, А. Социология: классическая и современная парадигмы / А. Шюц. М.: АМИКИЛ, 1998. - 248 с.

198. Шюц, А. Социология повседневности / А. Шюц // Социологические исследования. 1998. - № 2. - С. 19-22.

199. Щербинин, А.И. Тоталитарная индсщринация: у истоков системы. Политические праздники и игры / А.И. Щербинин // Полис. 1990. - № 5.• 197. Щербинина, Н.Г. Герой и антигерой в политике России / Н.Г. Щербинина. М.: Весь мир, 2002. - 115 с.

200. Щербинина, Н.Г. «Герой» воспетый. Политологический анализ песен о Сталине / Н.Г. Щербинина // Полис. 1998. -№ 6. - С. 103-112.

201. Щербинина, Н.Г. Политика и миф / Н.Г. Щербинина // Вестник МГУ. Сер. 12. - (Политические науки). - 1998. - № 2. - С. 45.

202. Щукин, В.Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа) / В.Г. Щукин // Вопросы философии. 1998. -№ 11. - С. 19-22.

203. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М. : Инвест-111II1, 1996.240 с.

204. Элиаде, М. Космос и история : избранные труды : пер. с франц. / М. Элиаде. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.

205. Элиаде, М. Мифы. Сновидения. Мистерии / М. Элиаде. Киев : Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 160 с.

206. Юм, Д. Естественная история религии: сочинения: в 2 т. / Д. Юм. -М.: Мысль, 1965. Т. 2. - С. 369-443.

207. Юнг, К.Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. СПб : Наука, 1994.-240 с.

208. Юнг, К.Г. Психология бессознательного. Пер. с нем. М. : Канон, 1994.-319 с.

209. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг; пер. с нем. М.: Ренессанс, 1991.-297 с.

210. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг. Киев : Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

211. Юнг, К.Г. О современных мифах / К.Г. Юнг. М.: Практика, 1994.252 с.

212. Юнг, К. Г. Психология нацизма / К. Г. Юнг // О современных мифах / К. Г. Юнг. -М.: Практика, 1994. С. 214-251 .

213. Юнг, К.Г. Современный миф о «небесных знамениях» / К.Г. Юнг. -М.: Практика, 1994-С. 19-210.

214. Юркевич, П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия. Из науки о человеческом духе // Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. - С. 69-192.

215. Якуба, Е.А. Общественное сознание и его структура / Е.А. Якуба, А.И. Бурдина // Философские науки. 1972. - № 2. - С. 5-9.

216. Gaillios R. Man, Play and Games. L., 1962. - P. 8-9

217. Huserl, E. Die Krisis der europnischen Wissenschaften und die tran-szendentale Phenomenology / E. Huserl. Hamburg, 1977.

218. Piaget J. Play, Dreams and Imitation. -L., 1951. -P. 90.

219. Schutz, A. Phenomenology and the Social Sciences. L., 1970. - P. 125.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.