Мифологизация как социальная традиция современного социума: региональный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Петров, Николай Валерьянович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат наук Петров, Николай Валерьянович
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Мифологизация и мифология как социальные 17 феномены
1.1 Интерпретация мифологизации и мифа в истории 17 социальной философии
1.2 Типология мифологизации: становление и развитие
1.3 Роль мифотворчества в социальной традиции 69 Глава 2. Трансформация базовых социальных ценностей в 89 мифологизаторской парадигме современности
2.1 Мифологизация в условиях социокультурных изменений 89 современного социума
2.2 Особенности мифологизации в современном социуме
2.3 Специфика чувашской мифологии в пространстве 126 регионального социума
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
МИФ КАК ФОРМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)2016 год, кандидат наук Цыганков Александр Сергеевич
Тенденции мифологизации современных коммуникативных практик2018 год, кандидат наук Береснева, Юлия Витальевна
Неомифологизм как этнорелигиозный феномен культуры Дальневосточного Зарубежья2014 год, кандидат наук Дябкин, Игорь Анатольевич
Мифологизация в романах Джанет Уинтерсон2016 год, кандидат наук Тега, Екатерина Владимировна
Социальное мифотворчество в современном российском медиапространстве2012 год, кандидат философских наук Каирова, Ирина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифологизация как социальная традиция современного социума: региональный аспект»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что миф в современном обществе становится одной из важнейших философских категорий, а неомифологическое сознание является одним из главных направлений культурной ментальности нашего времени. Рубеж второго и третьего тысячелетий, отмеченный возрастанием «катастрофичности» образа мира в обыденном сознании, активизировал и мифологические формы в познании общества, человека и мира. В российской действительности это воздействие сформировалось под влиянием ряда фактов социального развития. Исследователи, изучающие природу мифологического сознания в современном мире, отмечают социокультурную трансформацию мифа. Мифология обнаружила себя не только как генетический источник для развития художественного мышления, но и как его вечная модель и существенный элемент. В определенном смысле слова миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. В этой связи современное изучение мифологизации как социальной традиции продиктовано не только интересами разума, но и насущной потребностью человека разобраться в смысловых основаниях собственного бытия.
Полагаем необходимым пояснить также содержание понятий «миф» и «мифологизация». С точки зрения диссертанта, миф - это важный социальный феномен, особое осознание и объяснение мира и бытия человека в мире. Под мифологизацией мы понимаем «процесс (и результат означенного процесса) генерации художественного образа (вымысла) на базе реальных исторических событий (биографий) и т.п.».1
Одновременно миф служит связи индивида и его субъективного
1 Додолев Е. Ю. Мессии. Мифологизация религиозных вождей. [Электронный ресурс] /
Е.Ю. Додолев // Режим доступа: http://www.newlookmedia.ru/?p=4091#more-4091
3
познания с остальным человечеством через общественное сознание -непрерывный поток обмена информацией, коммуникации и координации. В мифе осуществляется непосредственная живая связь личного опыта с коллективным опытом и служит, тем самым, исторически опробованным средством преодоления ощущения личного одиночества.
В настоящее время проблема мифологизации общественного сознания широко обсуждается в научных кругах. Появились во многом новаторские сочинения таких авторов, как Р. Барт, Р. Бультман, А. Зубов, Э. Кассирер, Д. Кэмпбелл, В. Отто, Т. Якобсен, К. Хюбнер, М. Элиаде, и другие. Хотя на протяжении веков научное знание и пыталось выяснить иррационально-мифологические представления о мире, но мифологическое мировоззрение сохраняет свои прочные позиции в сознании современного индивида и общества. М. Элиаде подчеркивает, что «понимание мифа будет отнесено к наиболее полезным открытиям»2.
Мифологизация, базирующаяся на колоссальном социогенетическом, культурном, историческом опыте человечества, опосредует социальное поведение индивидуумов, следовательно, мифологизация сознания непосредственно влияет на формирование современной действительности, выступает как элемент всякого личностного сознания.
Исследование проблем мифологизации имеет такое широкое предметное поле, что практически должно охватить всю сферу социокультурных феноменов - от таких универсальных, как мифологии, базовые нарративы различных культур, ритуалы, до локальных обычаев и обрядовых практик, представляющих чисто этнографический интерес. Кроме того, само понятие мифологизации сразу предопределяет исторический ракурс анализа, поскольку в нем имплицитно заложена временная динамика, взаимоотношения настоящего и прошлого, а также перспектива будущего. В настоящее время в научной литературе достаточно широко рассматривается проблематика мифа. При этом можно отметить, что названные феномены
2 Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии / М. Элиаде - М., 1996. - С. 36.
4
исследуются в разных методологических аспектах: историческом, антропологическом, социологическом, филологическом, религиоведческом, политологическом, культурологическом, психологическом и т.д.
Поэтому мифологическое сознание существует ровно столько, сколько существует человек. Как заметил один из наиболее ярких исследователей мифа в XX веке философ и историк Мирча Элиаде, «мифологическое мышление может оставить позади свои прежние формы, может адаптироваться к новым культурным модам. Но оно не может исчезнуть окончательно»3. «Если бы даже удалось однажды обрезать все традиционные связи, то мифология и история религии вновь начались бы в следующем поколении людей» (К. Керени).4
Однако на пороге XXI века мы видим более сложную картину, чем в предыдущем столетии. Мозаичность социальной среды, превращение коллективной психологии в массовую, универсальную для всех культур, процессы глобализации и антиглобализации - все это ведет к тому, что сознание, предрасположенное к принятию мифологической системы, не находит опоры в культурной традиции. Обилие и разнообразие мифологических систем, угрожающая масса разрозненных мифов, в том числе и мифоподобных элементов, созданных с коммерческой целью на основе универсальных архаических мотивов, обостряет проблему мифа как социокультурного и психологического феномена. И особенно важны в этом ключе отношения мифа и сознания, так как одной из основных характеристик мифа является истинность, обретаемая им исключительно в сознании. Если сознание первобытного человека справедливо называть мифологическим ввиду его исключительного пребывания в мифе, то в отношении современного сознания более уместно определение «мифологизированное».
Пока ни одна наука не исследовала в достаточной мере вопрос об
3 Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М., 1996. - С. 128.
4 Цит. по Хюбнер К. Истина мифа / К. Хюбнер. - М.: Республика, 1998. - С.71.
интерсубъективности мифологизации - о механизме социализации индивидуального эмпирического опыта, его трансформации из индивидуального в коллективное сознание. Между тем именно в технологии этого процесса находится не только разгадка любого мифа, но и весь механизм мифотворчества, а значит - и ключ к формированию общественного сознания, общественного мнения и волеизъявления. Результатом мифологизации становится рождение в коллективной памяти устойчивого архетипа ситуации, истории, закодированной в символических образах.
В XXI веке мы видим более сложную картину: превращение коллективной психологии в массовую, универсальную для всех культур, процессы глобализации и антиглобализации - все это ведет к тому, что сознание, предрасположенное к принятию мифологической системы, не находит опоры в культурной традиции. Обилие и разнообразие мифологических систем, угрожающая масса разрозненных мифов, в том числе и мифоподобных элементов, созданных с коммерческой целью на основе универсальных архаических мотивов, обостряет проблему мифа как социокультурного и психологического феномена. И особенно важны в этом ключе отношения мифа и сознания, так как одной из основных характеристик мифа является истинность, обретаемая им исключительно в сознании. Если сознание первобытного человека справедливо называть мифологическим ввиду его исключительного пребывания в мифе, то в отношении современного сознания более уместно определение «мифологизированное». Мифологическое сознание первобытного человека преобразовывалось в мифологизированное сознание современного в течение нескольких тысячелетий. За это время логика и органы чувств человека практически не изменились - изменились объекты логических операций, нравственные установки, количество исторического опыта, социальная и материальная среда.
Таким образом, проблема исследования мифологизации имеет не только сугубо научную, но и практическую актуальность, поскольку без общей теоретической базы невозможно построение идеологии нового общества с устойчивым и мирным развитием во благо человека. И наоборот, отсутствие единой философской базы превращает мифотворчество в орудие деятельности непредсказуемых политических сил, разрушительную способность которых человечество уже не один раз испытало в XX веке.
Степень изученности проблемы. Исследованию мифа посвящено огромное количество работ зарубежных, а в последнее время и отечественных авторов. В этом море литературы можно выявить определенные тенденции и вычленить как разные концептуальные подходы к проблеме мифа вообще, так и интерес к какой-либо одной стороне или виду мифологии: литературной, изобразительной, исторической, национальной, религиозной, политической и т. д.
Разнообразные аспекты мифа - метафизический, телесный, социальный - были представлены еще в учениях философов Древнего мира о бытии мироздания. Это космический и лирический (индивидуального чувства) миры. Обе линии восходят к Гомеру и Гесиоду. У Гомера смысловая загруженность соответствует желанию, влечению, страсти, томлению, тоске. У Гесиода же самый древний из богов - созидатель мира Демиург. Специфка античной мифологии системно рассматривалась в трудах Платона и Аристотеля. Проблема мифологизации, занимающая особое место как в истории социальной философии в целом, так и истории науки в частности, имела широкий круг концептуальных разработок в дальнейшем ходе развития социо-гуманитарного знания.
Теме мифологизации и мифологии посвящена и колоссальная философская традиция, выраженная в трудах философов Средневековья, Возрождения, Нового и Новейшего времени: Августина, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Ж. Гусдорфа, И. Канта, М. Монтеня, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Т. С. Куна, А. Парандовского, А. Сови, где анализ процессов мифологизации
занимает значительное место. Все это позволяет говорить о непреходящем значении изысканий мифосферы как составляющей социальной реальности.
Среди исследователей новейшего времени по проблеме социально-нравственных аспектов следует выделить работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, Э. Кассирера, К. Мангейма и др. Анализируя социально-психологические проблемы феномена мифологизации, мы рассматривали публикации, посвященные и специфичным вопросам мифотворчества. Здесь можно отметить исследования Р. Барта, Э. Гидденса, К. Попера, Н. Смелзера, Э.Б. Тейлор, Э. Фромма, К. Хорни и др.
Подчеркнем, что XX век открыл новую страницу в истолковании проблем мифологизации социума. Основные теоретические принципы анализа проблем мифологизации были разработаны такими исследователями, как К. Леви-Строс, Б. Малиновский, Д. Фрезер. Согласно теории М. Элиаде, «открытый-скрытый» характер мифологии проявляется как напряжение между тем, что тот или иной миф означает (открывает) для сознания, и тем, что он означает (скрывает) за рамками непосредственной реальности. Наиболее видными представителями символической теории мифа являлись Э. Каут, С. Лангер, У. Урбан. Они подчеркивали универсальную роль символов в духовной культуре человечества, так как именно символическое творчество отличает человека от животного.
Русская философия, связанная с именами С. Булгакова, Вяч. Иванов, И. Ильина, Н. О. Лосского, В. Розанова, Вл. Соловьёва, рассматривала проблемы теоретических исследований мифа, соотношение мифологии и создаваемой мифологизацией социальной реальности.
В диссертации при анализе социально-философского аспекта ценностной специфики мифологизационных процессов акцентировалось особое внимание на работах В. В. Бычкова, А. Ф. Лосева, В. Я. Проппа, Ю. Б. Рюрикова, А. П. Скрипника, В. Н. Шердакова, Е. Н. Шульги и др.
Современная отечественная философская мысль в исследованиях социальной сущности мифологизации содержит ценные концептуальные
подходы в трудах таких ученых как Р. Г. Абдулатипов, И. Ю. Бубнов, Т. П. Девяткина, М. А. Елдин, И. В. Емелькина, С. Г. Кара-Мурза, Ф. Х. Кессиди, С. Э. Крапивенский, М. А. Маслин, Г. М. Матвеев, Е. В. Мочалов, В. М. Пивоев, В. М. Пигров А. К. Салмин, А. А. Тахо-Годи, Н. И. Учайкина, В. Г. Федотова, О. М. Фрейденберг, Л. В. Шукшина, Н. Г. Юрченкова и др.
Фундаментальные философско-социологические аспекты современного процесса мифологизации отражены в работах Л. С. Васильева, В. В. Ильина, Э. С. Крапивенского, В. Н. Кудрявцева, Е. А. Лукашевой, Н. И. Матузова, М. Т. Степанянц, И. Н. Полонской, В. Полосина. В начавшемся XXI столетии с проблемами мифологизации общество связыв ает основные мировоззренческие направления человеческого сознания и бытия в современности, поиск первоначала социальности, ее истоков и основ.
Анализ работ по заявленной теме дает основание сделать следующие выводы:
а) несмотря на ряд трудов, посвященных различным аспектам миологической сферы, мифологизация изучается вне зависимости от модели мира, в которой она реализуется;
б) проблема мифологизации остается слабоизученной в системе философских интерпретаций: космической модели мира и универсалистской модели социума;
в) имеет место необходимость анализа роли мифологизации с учетом типа общества, регионального аспекта.
г) представляет интерес исследование мифологизации в рамках функционирования структуралистской, консервативной и традиционалистской теорий.
В то же время рассмотрению социального значения феномена мифологизации в научной литературе современности не уделено достаточно большого внимания.
Объектом исследования выступает мифологизация как социальный феномен, средство постижения мира и конструирования социальной реальности.
Предмет исследования состоит в социально-философском анализе мифологизации как социальной традиции современного социума с учетом регионального аспекта.
Цель и задачи исследования заключаются в социально-философском рассмотрении процесса мифологизации как социального феномена.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
• рассмотреть в исторической ретроспективе социальную природу мифологизации и мифа; проследить эволюцию представлений о природе мифа и мифологизации в истории социальной философии;
• предложить и обосновать типологию видов мифологизации как онтологической реальности в конструировании социальной картины мира;
• исследовать теоретические и социально-философские основания мифологизации в формировании традиций современного общества на региональном уровне;
• выявить социальную сущность мифологизации, проявляющуюся в выработке трансформирующих общественное сознание мифологем, которые охватывают своим влиянием как общество в целом. так и отдельные регионы;
• определить специфику современного процесса мифологизации на основе исследования «неомифологизма» в русской социальной философии;
• выявить особенности воздействия мифологизации как социальной реальности на общественные в условиях современной и архаической социокультурной региональной трансформации общности на примере Республики Чувашия.
Методологические основания. В основу работы было положено
теоретическое положение материалистической диалектики о рассмотрении
10
предмета в его развитии, в динамике его связи и взаимодействии с окружающим миром, необходимости изучения всех его сторон.
Важным методологическим основанием в данном исследовании стали философские концепции мифа, обосновывающие универсальный характер данного феномена и рассматривающие миф в качестве необходимого структурного элемента бытия культуры. Это работы В. С. Барулина, Н. И. Ворониной, И. А. Гобозова, П. С. Гуревича, Е. М. Мелетинского, К. Х. Момдчжяна, Е. В. Мочалова, В. С. Полосина, Н. С. Савкина, А. А. Сычева, Н. Г. Юрченковой, Р. Барта, Б. Малиновского, М. Элиаде, К. Г. Юнга, и др.
Диссертационное исследование проведено в рамках социофилософского подхода. Автором использовался комплекс основных методов исследования проблем мифологизации, традиционно относящихся к аппарату исследований, реализуемых в процессе изучения электоральной культуры (системным, сущностным, деятельностным, структурно-функциональным и др.), и общенаучных методов (анализа, синтеза, индукции, дедукции, идеализации, сравнения и др.). При проведении данного научного исследования диссертант руководствовался результатами, положениями и выводами, изложенными в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Научная новизна состоит в следующем:
1. Проанализированы основные подходы в понимании мифологизации как социальной традиции.
2. Исследована роль мифологизации в современном социуме с выделением психологических, культурологических, символических, ритуалистических, функциональных, структуралистских подходов к мифологии. 3. Доказано, что мифологизация представляет собой логически необходимый этап в процессе возникновения сознания. Генезис мифа и сознания обуславливают друг друга.
4. Изучены функциональные основания мифологизации, заключающиеся в перенесении человеком на окружающий мир собственного ощущения жизни, в восприятии окружающего мира субъектом через призму индуцированных идей, мыслей и настроений.
5. Установлено, что с мифологизацией связаны основные проблемы человеческого сознания и бытия, поиск первоначала культуры, ее истоков и основ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Становление мифологии связано с социальной организацией процесса мифологизации, структурированием системы социальной регуляции. В философии мифология понималась с различных точек зрения: символической, лингвистической, фольклорной, антропологической, социокультурной. Мифологизация же понималась как продукт социально значимого конструирования необходимых мифологизируемых концептов в обществе, который на первой стадии истории общества носил полисемантичный, но прежде всего легитимизирующий характер, исчезающий при последующем его развитии и замене его на вновь возникающий фактор общественного сознания через посредство мифологии.
2. В социальной философии проблема мифологизации рассматривается при исследовании социальной роли мифа, создаются целостные теории мифологизационных процессов. Мифологизация в них понимается как процессуальный феномен, который характерен не только для раннего этапа становления человеческого общества, но и присущ всем остальным этапам развития человечества. Каждая эпоха порождала свои мифологизированные основания общественного бытия, т. к. мифологизационные процессы всегда выражали ее социокультурный опыт. С течением времени он подвергается трансформации, видоизменяется, сохраняя свои формальные характеристики. Указанные формы мифологизации в социальной философии выражаются не только как морально-психологические феномены, но и как социальные, этнокультурные и динамичные, глобализированные.
3. Мифологизация как неизбежный и важный момент функционирования общественного сознания представляет его особенную форму и логически необходимый этап в процессе его развития - этап перехода сознания от образа к мысли. Важнейшей особенностью мифологизации сознания является то, что субъект не обладает способностью соотносить себя с объектом отражения. Мифологизированное сознание характеризуется: 1) неразличением объекта и его образа в сознании субъекта; 2) мифологический образ не осознается как субъективная реальность и выносится вовне, в окружающий мир, т.е. проецируется.
4. Мифы - архетипы, заполненные эмпирическими образами-символами; они несут важнейшую функцию сохранения социального опыта в коллективной памяти, они соотносят «желаемое» с опытом и задают тем самым алгоритм всего общественного развития. Поскольку социальный опыт - результат определенного взаимодействия различных объектов, коллективная память должна содержать, помимо их отдельных цельных образов, и совокупный зрительный образ некой истории, эмпирически фиксирующей данное взаимодействие. Образ такой истории в ее иносказательно-символическом выражении мы, собственно, и назвали мифом.
Таким образом, структура мифа состоит из:
1) архетипа, логической схемы ситуации или истории («если... то...»), многократно возникающей в общественной жизни и зафиксированной в общественном (под)сознании;
2) смыслового содержания, эмпирически извлеченного из социального опыта;
3) системы образов, функциональная символика которых соотносит конкретный опыт с соответствующим ему архетипом
5. Человек современности переносит на природу социальных отношений собственные ощущения мифологемы в сторону еще большей ее рационализации. Переход от образа к мысли характеризуется становлением
двухуровневой когнитивной системы. Становление двухуровневой сознательной системы (от мифа к логосу по А. Ф. Лосеву) представляет трансформацию мифологической традиции в развитии социума.
6. Мифологизация является результатом развития регионального этносоциального сознания. Существенным механизмом мифологизации в регионе является сопоставление субъекта и объекта в социально-историческом контексте развития, проецирование на окружающий мир собственного ощущения жизни. В процессе трансформаций мифосферы социума важны роль соотнесения изменений ценностей и приоритетов в представлениях о мифологии как традиции современного общества и отражение этих изменений в сознании российских граждан.
7. «Народная память с трудом удерживает «индивидуальные» события и «подлинные» лица. В своем функционировании она опирается на отличные от истории структуры: использует категории вместо событий, архетипы вместо исторических персонажей. Историческое лицо ассимилируется со своей мифической моделью (героем и т. п.), а событие интегрируется в категорию мифических действий (борьба с чудовищем, братом, ставшим врагом, и т. д.)».Данное описание можно считать механизмом социализации исторического мифа, т.е. мифа, в основе которого лежит реальная история, совершенная реальными персонажами. Однако социальный опыт охватывает не только такие события, но и внутренние переживания человека, его эмоции, связанные с повседневной жизнью, бытом, хозяйственными делами, политикой. Трансформация такого рода индивидуального опыта в обобщенный, коллективный базируется уже не на мифологизации реальной истории, а скорее на рациональной типизации частных мифов.
8. Изменение формата действия мифологии в Чувашии происходило в процессе познания человеком социально-исторического контекста реальности, что представляет собой мысленное движение от субъекта к объекту, процесс «переноса» внутреннего образа вещи из сознания на внешний мир. Благодаря активности сознания субъективный образ объекта и
сам объект отождествляются субъектом. Спецификой мифологизированных трансформаций мировоззрения чувашей, отраженной в их мифологии, является ее гилеморфизм и иерархичность социальных представлений, утвердившихся в ее парадигмах сакральности, традиционности, стремления «удревнить» генезис этносов. Мифологизация социальных традиций чувашей в формах сознания - это, прежде всего, образная объективация, проекция духовных трансформаций российского социума, его проекция в региональном измерении.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что она вносит определенный вклад в разработку философского исследования мифологии, раскрывает основные аспекты этой проблемы на современном этапе развития общества.
Разработанный в диссертации мировоззренческий подход по проблеме мифологизации может быть использован в исследованиях данной проблемы в социальной философии, психологии, социологии, этнологии, истории и культурологии. Результаты исследования могут стать материалом творческого обсуждения проблем мифологии на методических семинарах по данным дисциплинам.
Теоретические обобщения и выводы диссертационной работы могут быть применены при чтении лекций и проведении семинарских занятий для студентов по курсу «Философия», «Социальная философия», «История социальной философии» при рассмотрении темы «Мифологическое мировоззрение».
Апробация исследования. Основные идеи, развиваемые автором в диссертации, были изложены на международной научно-практической конференции «Методологические проблемы этнофилософии» (г. Чебоксары, 2010), международной научно-практической конференции «Наука и инновации» (г. Новочебоксарск, 2011). Положения диссертационного исследования излагались и обсуждались на открытых семинарах по
философии на кафедре философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.
Основные положения автора нашли свое отражение в 5 научных статьях ВАК РФ, 2 публикациях в зарубежных журналах и 16 публикациях из списка РИНЦ.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.
Структура диссертации. В соответствии с общим замыслом и конкретными задачами исследования сложилась структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 202 наименования.
Общий объем диссертации составляет 185 с.
Глава 1. Мифологизация и мифология как социальные феномены
На уровне религиозно-мифологических представлений о нерушимости мифологий осознание изменений социосферы происходит достаточно слабо. Указанный традиционализм носит бессистемный характер в плане его конструктивного сохранения в области последовательного направления общественной мысли.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Роль политической мифологии в формировании сознания россиян в 80-90-е годы XX столетия2003 год, кандидат политических наук Борисенко, Марина Владимировна
Процессы ремифологизации массового сознания в современном российском обществе2010 год, кандидат философских наук Кроливецкая, Ирина Евгеньевна
Социальная мифология и ее роль в развитии общества2017 год, кандидат наук Иванов, Андрей Геннадиевич
Мифопоэтика в современном кино: на примере творчества Эмира Кустурицы2010 год, кандидат философских наук Починина, Наталья Евгеньевна
Социальная мифология в коммуникационном пространстве современного общества2009 год, доктор философских наук Тихонова, Софья Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Петров, Николай Валерьянович, 2017 год
Список использованной литературы
1. Абдулатипов Р. Г. Этнополитическое многообразие российского духа: о наших корнях / Р. Г. Абдулатипов // Жизнь национальностей. 2005. № 1. - С. 11 - 12.
2. Аверьянов В. В. Традиция и динамический консерватизм / В. В. Аверьянов // (Издательская серия ИДК). - М. : Институт динамического консерватизма, Центральный издательский дом, 2012. - 696 с.
3. Агнес Р. Мифология в древнем Египте / Р. Агнес // Мифологии древнего мира. - М. : Изд-во полит. литературы, 2005. - С.15-32.
4. Андреев А. А. Российский социум как «другая» Европа /
A.А. Андреев // Общественные науки и современность. - 2013, №3. - С. 7079.
5. Антология мировой философии. В 4-х тт. / ред. коллегия:
B.В. Соколов (редактор-составитель и автор вступит. статьи), В. Ф. Асмус, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман и др. - М. : Мысль, 1969. - Т.1. - 936 с.
6. Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий / Е. Г. Балагушкин. - М.: ИФРАН, 2003. - 218с.
7. Балакин В. Д. Творцы Священной Римской империи / В. Д. Балакин. - М. : Мол. гвардия, 2004. -356 с.
8. Баляев С. И. Этническая идентичность эрзян и мокшан: опыт этнопсихологического анализа: монография / С.И. Баляев. - Саранск : Изд-во Мордов ун-та, 2013. - 108 с.
9. Баринов А. В. Сакральный объект и его статус в мифологическом сознании / Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого . № 4-1 (87), 2015. - С. 98-101.
10. Барт Р. Миф сегодня / Р. Барт. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М., 1989. - С. 72-130.
11. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент.: С. Зенкин / Р. Барт. - М. : Академический проект, 2008. - 351 с.
12. Барт Р. Основы семиологии / Р. Барт // Структурализм «за» и «против». -М., 1975. - С. 114-163.
13. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии / В.С. Барулин. -М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 455 с.
14. Барулин В. С. Социальная философия Ч. 1 / В.С. Барулин.- М.: Изд-во МГУ, 1993. - 336 с.
15. Баткин Л. М. Ренессансный миф о человеке / С. М. Баткин // Вопросы литературы. - 1971. - №9. - С. 112-133.
16. Бахтин М. М. Эстетика современного творчества. - М. : «Искусство», 1986.- 460 с.
17. Бахтин М. М. и гуманитарное мышление на пороге XXI века / Тезисы III Саранских международных Бахтинских чтений: В 2 ч. Ч.2. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - С.56-62.
18. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. -М. : Худож. лит, 1986.- 512 с.
19. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. - М. : Наука, 1990. - 222с.
20. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. / В. С. Библер // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. - М. : Прогресс, 1990. - С. 16-57.
21. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени / Ю. Бохеньский // Вопросы философии, 1993. - №3. - С. 94-98.
22. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего мира. - Саранск. : Изд-во Мордов ун-та, 1996. - 148 с.
23. Бубнов Ю. А. К вопросу о философском образовании в России XVII-XVIII вв. // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2010. - Т. 6. - № 4. - С. 102-106.
24. Бубнов Ю. А. Особенности становления русской просветительской философии // Философские традиции России и современность: материалы Международной научной конференции. 18 ноября
2011 года. - Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012.
- С. 38-42.
25. Бубнов Ю. А, Радугина О. А. Секуляризация как духовное явление европейской культуры / Ю. А. Бубнов, О. А. Радугина // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Социально-политические науки. Выпуск 4(8), 2015. - С.74-77
26. Васильев Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. - М. : Высш. шк., 1988. - 414 с.
27. Вебер М. Аграрная история древнего мира / М. Вебер. Пер. с нем.
- М. : КРОН-ПРЕСС, 2001. -558 с.
28. Вейнберг И. Осевое время человечества / И. Вейнберг // Наука и религия. - № 9. - 1990. - С.12- 15.
29. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Исслед. центр «Религия в современном о-ве»; [М. П. Мчедлов и др.].- М. : Культурная революция, 2007.- 367с.
30. Воеводина Л. Н. Миф как объект культурологического анализа: эволюция понятийно-смысловой реконструкции мифа / Л.Н. Воеводина.
- М. : МГУК, 1995. - 40 с.
31. Воеводина Л.Н. Мифология и культура / Л.Н. Воеводина. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 384 с.
32. Воронина Н. И. Аксиология Саранска. Этнокультурные процессы в Мордовии: история и современность: материалы республиканской науч.-практ конференции / ред. Н. И. Воронина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - С. 17 - 20.
33. Гагаев А. А. Теория и методология субстратного подхода в материальной диалектике / А. А. Гагаев. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1991. - 308 с.
34. Гачев Г. Д. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии, 1994. - № 12. - С. 59- 78.
35. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. - Т. 3:
Философия духа / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1977. - 471 с.
36. Герцен А. И. Общественная мысль в России в 19 в. / А. И. Герцен // Герцен А. И. Собр. соч. : в 30 т. / А. И. Герцен ; ред. В. П. Волгин. - М. : Акад. Наук СССР, 1960. - Т. 19. - С. 3-570.
37. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.
38. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / П. Гиро. - СПб.: Изд. Поповой, 1993. - 100 с.
39. Гобозов И. А. Кому нужна такая философия?!: От поиска истины к постмодернистскому трепу / И. А. Гобозов. - М. : Изд-во: Книжный дом «Либроком», 2011. - 200 с.
40. Гобозов И. А. Сосуществование культур: история и современность / И. А. Гобозов // Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. - М., 2004 - С. 308-334
41. Грыжанкова М. Ю. Ранний византинизм как феномен средневековой культуры: (Опыт социально-философского анализа.) / М. Ю. Грыжанкова. - Саранск, 2002. - 148 с.
42. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - М. : Искусство,1972, - с.269.
43. Гуревич П.С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования / П.С. Гуревич. - М. : Политиздат, 1978. - 159 с.
44. Гуревич П.С. Социальная мифология / П. С. Гуревич. - М.: Наука, 1983. - 175 с.
45. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности / А.А. Гусейнов. - М. : Изд- во МГУ,1974. - 158 с.
46. Дмитриева Т. Б. Психическое здоровье россиян / Т. Б. Дмитриева // Человек. - 2002. - №8. - С. 21-31.
47. Добреньков В. И. Социология / В.И. Добреньков. - М. : Инфра-М, 2001. - 624 с.
48. Додолев Е. Ю. Мессии. Мифологизация религиозных вождей.
[Электронный ресурс] / Е.Ю. Додолев // Режим доступа: http: //www.newlookmedia.ru/?p=4091#more-4091
49. Дробницкий О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. - М. : Наука, 1974. - 388 с.
50. Екимова О. В., Курочкина Л. Я. Мифотворчество: особенности проявления в системе современных ценностей / О. В. Екимова, Л. Я. Курочкина // Вестник Воронежского государственного технического университета. № 7 (том 5), 2009. - С. 36-38.
51. Елдин М. А. Судьбы русского религиозного традиционализма в пространстве российского общества / М. А. Елдин. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 162 с.
52. Ельмеев В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика / В. Я. Ельмеев. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1995. -144 с.
53. Ельмеев В. Я., Овсянникова В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии / В. Я. Ельмеев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 296 с.
54. Ерасов Б. С. Социальная культурология : в 2 ч.: Ч.2/ Б.С. Ерасов. - М. : АО Аспект- Пресс, 1994. - 240с.
55. Западно-европейская социология XIX - начала ХХ веков. - М. : Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996. -520с.
56. Ильин В. В. Россия в сообществе мировых цивилизации: [монография]./ В.В. Ильин. - М. : КДУ, 2009. - 200 с.
57. Ильин И. А. О воспитании русского народа к справедливости / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 - 1954 годов : в 2 т. / подготовка текста и вступит. статья И. Н. Смирнова. - М. : Papor, 1992. - Т. 1. - С. 189 - 194.
58. История Чувашской АССР. - Т. 1. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1983. - 283 с.
59. Кантор В. К. Российская ментальность / В.К. Кантор // Вопросы философии, 1994. - № 1. - С. 40- 51.
60. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием век ХХ1/ С.Г. Кара-
Мурза. - М. : Алгоритм, 2015. - 464 с.
61. Кассирер Э. Индивид и космос / Э. Кассирер. - М. : Инвест ППП, 2000. - 654 с.
62. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 т.: Т.2. -Мифологическое мышление. / Э. Кассирер. - СПБ. : Терра, 2002.-280с.
63. Кевбрин Б. Ф. Социализирующая роль Русской православной церкви / Б. Ф. Кевбрин, Ф. А. Айзятов, В. В. Бобров. - Саранск : Кооп. Ин-т, РУК, Саранск, 2009. - 136 с.
64. Киселев Г. С. Кризис нашего времени как проблема человека / Г.С. Киселев // Вопросы философии. - 2000. № 1. - С. 12 - 18.
65. Кожинов В. В. Победы и беды России / В.В. Кожинов. - М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. - 512 с.
66. Козлов В. И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос / В. И. Козлов // Отечеств. история. -1993. - № 2. - С. 44 - 64.
67. Козловски П. Культура постмодерна / П. Козловски. - М. : Республика, 1997. - 240 с.
68. Коломыц Д. Н. Явление мифологизации как закономерность сознания / Д. Н. Коломыц // Вестник Казанского университета культуры и искусств. № 4-2, 2014. - С. 30-34.
69. Кон И. С. Сексуальность. Нравственность. Культура / И.С. Кон // Этическая мысль. - М. : Республика, 1990. - 480 с.
70. Константинова С. С. Этнология. Конспект лекций. - Ростов н / Д. : Фенникс, 2005.-176 с.
71. Корм Ж. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна / Ж. Корм. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - С. 33.
72. Косарев А. Философия мифа / А. Косарев. - М. : ПЕР СЭ, 2000. - 304 с.
73. Коскеллло А. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма / А. Коскеллло // Религия и
глобализация на просторах Евразии / под. ред. А. Малашенко и С. Филатова. -2-е изд.- М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009. - С.295-329.
74. Краткий философский словарь / ред. А. П. Алексеева. - М. : Проспект, 2001. - 496 с.
75. Кроливецкая И. Е. Мифологизация сознания в России / И. Е. Кроливецкая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 23. - С. 17-21. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56384.htm.
76. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами / Д. Кэмпбелл. София, Ltd., 1997. - С. 21-23
77. Ланг Э. Мифология. Происхождение и распространение мифов / Э. Ланг. - М. : Либроком, 2012. - 216 с.
78. Лапин Н. И. Ценности в кризисном социуме / Н. И. Лапин // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н. И. Лапин. - М. : ИФАН, 1991. - 256 с.
79. Леви-Стросс К. Первобытное мышление: миф и ритуал / К. Леви- тросс. - М. : Республика, 1994. - 384 с
80. Леонтьев К. Н. Избранное / К.Н. Леонтьев. - М. : Московский рабочий, Рапогъ, 1993 - 400 с.
81. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб. : СПбГУП, 2000. - 137с.
82. Лихачев Д. С. О национальном характере русских / Д. С. Лихачев // Вопросы философии, 1990. - № 4. - С.3-6.
83. Лосев А. Ф. Бытие - Имя - Космос / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1993. - 958 с.
84. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. - СПб. : Азбука; Азбука аттикус, 2014. - 320 с.
85. Лосев А. Ф. История античной эстетики : итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн.Кн.2 / А. Ф. Лосев.- М. : Искусство, 1994. - 604 с.
86. Лосев А. Ф. Очерки античной мифологии и символизма /
А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1993. - 959с.
87. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев.
- М. : Политиздат, 1994. - 524с.
88. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1982. - 623с.
89. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. -М. : Сов. Писатель, 1991. - 480с.
90. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа / Н. О. Лосский. - М. : Политиздат, 1991. - 368 с.
91. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история / Ю. М. Лотман. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 464 с.
92. Лымарь А. А. Миф и мифологизация: история и проблемы концептуализации / А. А. Лымарь // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Выпуск № 10 , 2014. - С. 68-75
93. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. -М. : Наука, 1998. -389 с.
94. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. - М. : Прогресс, 1990. - 283с.
95. Манхейм К. Консервативная мысль // Диагноз нашего времени.
- М., 1994. - С. 615 - 616.
96. Матвеев Г. М. Мифоязыческая картина мира / Г. М. Матвеев. -Чебоксары, 2012. - 572 с .
97. Мелетинский Е. М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е. М. Мелетинский // Вопросы философии, 1991. - № 10. - С.41-47.
98. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - М .: Наука, 1976. - 407 с.
99. Момджян К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. - М . : Высшая школа, КД «Университет», 1997. - 448 с.
100. Момджян К. Х. К вопросу об объекте социальной философии / К.Х. Момджан // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. 12, № 1.
- С. 121-125.
101. Мордовское устно-поэтическое творчество. Очерки. - Саранск : Морд. кн. изд-во, 1975. - 432 с.
102. Мочалов Е. В. Антропологические темы в философии всеединства в России Х1Х-ХХ вв. / Е. В. Мочалов.- Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2002. - 303 с.
103. Мочалов Е. В. Российский менталитет в социально-философском и историко-культурном осмыслении / Е. В. Мочалов, И. В. Загороднова.
- Саранск: «Красный Октябрь», 2008. - 196 с.
104. Народы Поволжья и Приуралья. - М. : Наука, 1985. - 310 с.
105. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. - М. : Искусство, 1991.- 465 с.
106. Павленок П. Д. Социология: Избранные работы 1991-2000 гг. / П. Д. Павленок.- М. : Дашков и К., 2003. - 584 с.
107. Пайпс Р. Собственность и свобода / Р. Пайпс. - М. : Моск. шк. полит. исслед., 2000.- 416 с.
108. Петрухин А. И. Мировоззрение и фольклор / А. М. Петрухин. -Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1971. - 224 с.;
109. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В. М. Пивоев. - Петрозаводск : Карелия, 1991. - 109 с.
110. Пивоев В. М. Философия надежды, или Мифология / В. М. Пивоев. - М. : Директ-Медиа. 2013.- 108 с.
111. Пигров К. С. Еще раз о предмете социальной философии / К. С. Пигров // Личность. Культура. Общество. - 2003. - Вып. 1-2. - С. 57-68.
112. Пигров К. С. Инновации и образование / К. С. Пигров // Мировоззренческие и методологические проблемы разработки философии образования для XXI века : сб. материалов конф. Серия «Symposium», вып. 29. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2003.
- С. 11-15.
113. Платон. Избранное: Пер. с древнегреч. / Платон. - М., 2004. -С. 322 - 323.
114. Платон. Сочинения: в 4 т. - Т. 3 / Платон. - М. : Мысль, 1944. -
654 с.
115. Платонов Ю. П. Этнический фактор. Геополитика и психология / Ю. П. Платонов. - СПб. : Речь, 2002. - 520 с.
116. Полонская И. Н. Традиция: от сакральных оснований к современности / Полонская И.Н. - Ростов-н/Д : Изд-во Рост. гос. ун-та, 2006.
- 272 с.
117. Полосин В. С. Миф. Религия. Государство / В. С. Полосин. - М. : Ладомир, 1999. - 440 с.
118. Поппер К. Р. Нищета историцизма / К. Р. Поппер. - М. : Издательская группа Прогресс - VIA, 1993. - 186 с.
119. Поппер К. Предположения и опровержения // Поппер К. Логика и рост научного знания. - М. : Прогресс, 1983, - C. 240 -248
120. Потебня Л. А. Слово и миф / Л. А. Потебня. - М. : Правда, 1989. -
622 с.
121. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. - М.: Высшая школа, 2001. - 704 с.
122. Почепцов Г.Г. Русская семиотика / Г. Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, 2001. - 768 с.
123. Пропп В. Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. - М.: Академия, 1999. - 640 с.
124. Рассел Б. История западной философии: В 2Т/ Б. Рассел. - М.: МИФ. -1993. -Т.1. -509 с. - Т.2. - 445с.
125. Рассел Б. Мудрость Запада: историческое исследование западной философии в свете с общественными и политическими обстоятельствами: Пер. с англ. / Б. Рассел. - М. : Республика, 1998. - 479с.
126. Рикер П. Торжество языка над насилием. Герменевтический
подход к философии права / П. Рикер // Вопросы философии, 1996, -N4.
- С.27-36.
127. Родина М. В. К вопросу о сущности мифа и подходах к его интерпретации / М. В. Родина // Уникальные исследования XXI века. Выпуск № 3 (3) , 2015. - С. 26-40
128. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. - М. : Наука, 1981. - 607с.
129. Рябов Н. В. Традиции людей и прикладного искусства в контексте художественного образования (на примере резьбы по дереву с. Подлесная Тавла) / Н. В. Рябов // Интеграция образования, 2014. - № 3. -с.136.
130. Савкин Н. С. Прикладная философия: монография / Н.С. Савкин. - Саранск. : Изд-во Мордов ун-та, 2011. -116 с.
131. Салмин А. К. Система верований чувашей / А. К. Салмин. -Чебоксары : Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2004. - 206 с.
132. Семенов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. - № 3/4. Весна - 2005. - С. 74-78.
133. Сербиненко В. В. Русская философия. Курс лекций / В. В. Сербиненко. - М. : Омега-Л. - 2005. - 464 с.
134. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 Т. / В.С. Соловьев. - М. : Мысль, 1988. - т. 1. - 892 с.
135. Сорина Г. В. Пространство абсурда: особенности коммуникации / Г. В. Сорина // Пространство и время. - № 2 (16). 2014. - С. 103-110.
136. Сорокин П. А. Кризис нашего времени / П. А. Сорокин // Человек, цивилизация, общество. - М. : Политиздат, 1992. - С. 427-488.
137. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А.Сорокин.
- М.: Политиздат, 1992. - 443с.
138. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России // Вопросы экономики, 1998. - № 6. - С. 14-39.
139. Тахо-Годи А. А. Жизнь как сценическая игра в представление
древних греков / А. А. Тахо-Годи // Искусство слова. - М. : Наука, 1973. - С.310-318.
140. Тахо-Годи А. А. Миф у Платона как действительное и воображаемое / А. А. Тахо-Годи // Платон и его эпоха. - М., 1979. - С. 80120.
141. Тощенко Ж. Б. Государство как субъект теократии / Ж. Б. Тощенко // Социологические исследования. - 2007. - № 2 - С. 3-14.
142. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / Под редакцией А. Б. Гофмана. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 543 с.
143. Уледов А. К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологического исследования / А.К. Уледов. - М.: Мысль, 1980. - 271с.
144. Учайкина Н. И. Утопия и образ альтернативного мира. - М. : Прометей, 2001. -156 с.
145. Учайкина Н. И. Утопия и утопическое сознание в русской культуре XVIII - первой половины XIX вв. - М. : Прометей, 2001. - 256 с.
146. Федотов Г. П. Судьба и грехи России / Г. П. Федотов. - М. : ДАРЪ, 2005. - 496 с.
147. Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности / В. Г. Федотова. - М. : Наука, 1992. - 136 с.
148. Фейерабенд П. Методология научного познания // Современная эпистемология. - Новосибирск, 2002. - С. 77-78.
149. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: А. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М. : Сов. энц., 1983. - 840 с.
150. Франк С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 511 с.
151. Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию / С. Л. Франк. - М. : Мысль, 2000. - 800 с.
152. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете / Д. Фрезер. - М. :
Политиздат, 1990. - 524с.
153. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг. - М. : Наука, 1978. - 605 с.
154. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М.: Республика, 1993. - 415 с.
155. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии.
- 1990. -№3. - С. 134-148.
156. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления: пер с нем. / М. Хайдеггер. - М. : Республика, 1993. - 447с.
157. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. - 1989. - №9. -С.24-34.
158. Хайруллин А. Историческая судьба / А. Хайруллин // Наука и религия. -№ 1, - 1990. - С. 11-12.
159. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология / Пер с фр. А. Т. Бикбова, Н. А. Шматко; отв. ред., послес. А.Т. Бикбов; сост. биограф. Очерк В. Карди / М. Хальбвакс. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПБ. : Алетейя, 2000. - 509 с.
160. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самуэль Хантингтон; пер. с англ. Т. Велимеева. - М. : АСТ: Астрель, 2011. - 511 с.
161. Хархордин О. История понятий как метод истории практик / О. Хархордин // Эволюция понятий в свете истории русской культуры / отв. ред. В. М. Живов, Ю. В. Кагарлицкий. М., 2012. С. 7-23.
162. Хвостова К. В. Византийская цивилизация / К. В. Хвостова // Вопросы истории. - № 9. - 1995. - С. 128 - 136.
163. Хобсбаум Э. Изобретение традиций / Э. Хобсбаум // Вестник Евразии. - 2000. - № 1. - С. 47- 68.
164. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. - М.; СПб. : Медиум ; Ювента, 1997.
- 312 с.
165. Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции /
С. С. Хоружий. - М. : Парад, 2005. - 448 с.
166. Хоружий С. С. Путем зерна: русская религиозная философия / С. С. Хоружий. // Вопросы философии, 1999. - № 9. - С.139- 147.
167. Хоружий, С. С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. - СПб. : Алетейя, 1994. - 446 с.
168. Христианство и ислам: вечное противостояние или диалог // Наука и религия,1984. - № 5. - С. 42- 44.
169. Чалоян В. К. Восток-Запад: преемственность в философии античного и средневекового общества / В. К. Чалоян. - М. : Наука, 1979. -216 с.
170. Чуваши: современные этнокультурные процессы. - М. : Наука, 1988. - 240 с.
171. Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П. В., Панин А. В.
- М.: Проспект, 2001. - 576 с.
172. Хюбнер К. Истина мифа / К. Хюбнер. - М. : Республика, 1998.
- 448 с.
173. Шапошников Л. Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли ХГХ-ХХ веков. / Л. Е. Шапошников.
- Н. Новгород. : Изд-во Нижегор. гос. пед. ун-та. 1999. - 278 с.
174. Шеллинг Ф. В. Введение в философию мифологии / Ф. В. Шеллинг // Сочинения. - М. : Мысль, 1998. - С. 103-131.
175. Шукшина Л. В. Социальные иллюзии: генезис и технологии создания. (Монография.) / Л. В. Шукшина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 128 с.
176. Шукшина Л. В. Социально-психологические составляющие социальных иллюзий. Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций. Материалы VI Международной научно-практич. конференции, 10 ноября 2011 г. / Л. В. Шукшина. - Тамбов: ТГУ им Г. Р. Державина. - С. 96-102.
177. Элиаде М. Аспекты мифа. / М. Элиаде. Пер. с фр. - М. : Инвест
ППП, 1996, - 240 с.
178. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. / М. Элиаде; пер. с фр. - М.: Критернон, 2002. - Т. 3. От Магомета до Реформации. - 352 с.
179. Элиаде М. Миф о вечном возвращении . [Электронный ресурс]. URL: ttp://modernlib.ru/books/eliade_mircha/mif_o_vechnom_vozvraschenii/read
180. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде. -М.: Ладомир, 1999. - 488с.
181. Этноистория и этнокультура восточных финно - угров: Материалы международной научно-практической конференции. В2-х ч. Ч.1./ Сб. - Саранск: Тип. Красный Октябрь, 2003. - 208с.
182. Юнг К. Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. - СПб., 1994.
183. Юнг К. Г. Божественный ребенок: пер. с нем / К. Г. Юнг. - М. : Республика, 1997. - 400 с.
184. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. / К. Г. Юнг. - К. : Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.
185. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. - М. : Прогресс; Универсум, 1994. - 121 с.
186. Юрченкова Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н.Г. Юрченкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 156 с.
187. Юрченкова Н. Г. Мифология мордовского этноса: генезис и трансформации / Н. Г. Юрченкова. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2009. - 412 с.
188. Юхма М. Н. Легенды и мифы Древней Чувашии / М. Н. Юхма. - Чебоксары: Чувашия, 1966. - 226 с.
189. Чйваш халах пултарулйхе: ваттисен сймахесем [Чувашское народное творчество: пословицы и поговорки]. - Шупашкар : Чйваш кенеке изд-ви: 2007. - 188 с.
190. Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии / Л. А. Чухина. - Рига, 1980. - 231 с.
191. Щеглов Г., Арчер В. Мифологический словарь / Г. Щеглов, В. Арчер. - М. : Астрель. 2006. - 368 с.
192. Ягафова, Е. А. (2012) Чуваши и мордва в Урало-Поволжье: межкультурное взаимодействие в XVIII-XX веках // Чуваши и их соседи: этнокультурный диалог в пространственно-временном континууме: материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 15-16 ноября 2011 г.) / сост. и отв. ред. В. П. Иванов.
- Чебоксары : ЧГИГН., 2012.- С. 18-32.
193. Яковлев И. Я. Моя жизнь: Воспоминания / И. Я. Яковлев / Вступ. ст. Л. П. Куракова. - М. : Газета Республика, 1997. -696 с.
194. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем./ К. Ясперс.
- М. : Республика, 1994. - 527с.
195. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Hrsg. von H.W. Roscher.. Leipzig, 1884 - 1937. Стереотипное переиздание: 2 Aufl., Bd 1 - 7, Hildesheim, 1965.
196. Baur F. C. Symbolik und Mythologie: Oder die Naturreligion des Altertums / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1825 года (издательство «J. B. Metzler»), 2011. - 850 S.
197. Gusdorf G. Mythe et metaphysi gue. - Paris, 1953. -295 s.
198. Kimmo Kaariainen. Religion in Russia after Collapse of Communism / Kimmo Kaariainen. - The Edwin Mellen Press. USA. - 2004. - Р. 119 - 122.
199. Postmodernism: The key figures / Edited by Hans Bertens and Joseph Natoli. Blackwell publishers, 2002. - 384 p.
200. Richard H. Wilkinson Die Welt der Götter im Alten Ägypten. Glaube
- Macht - Mythologie. Theis Verlag, Stuttgart 2003, S. 169.
201. Sauvy A. Mythologie de notre temps. Paris, 1966. - 279 s.
202. Smith A. Myth and memories of nation. New York, 1999. - 288 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.