МИФ КАК ФОРМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Цыганков Александр Сергеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат наук Цыганков Александр Сергеевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ
1.1. Мифологизация истории как объект философского исследования: подходы и оценки
1.2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ МИФА И СОБЫТИЙНОЙ ИСТОРИИ
1.3. Особенности и функциональное значение мифа как формы
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ
ГЛАВА 2. МИФОИСТОРИЯ КАК ФАКТОР ИСТОРИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА
2.1. Базовые мифологемы исторического сознания
2.2. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ РОССИЙСКОГО общества: изменение СОДЕРЖАНИЯ МИФОЛОГЕМ
2.3. РОССИЙСКАЯ МИФОИСТОРИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Процессы ремифологизации массового сознания в современном российском обществе2010 год, кандидат философских наук Кроливецкая, Ирина Евгеньевна
Мифологизация как социальная традиция современного социума: региональный аспект2017 год, кандидат наук Петров, Николай Валерьянович
Петр I в русском общественном сознании XVIII - первой половине XIX в.: конструирование и деконструкция мифологического образа2008 год, кандидат исторических наук Конанова, Евгения Игоревна
Религиозно-мифологический комплекс в российском общественном сознании: историко-социологическое исследование2006 год, доктор социологических наук Смирнов, Михаил Юрьевич
Неомиф в духовной культуре современной России: этнонациональный аспект2007 год, кандидат философских наук Воронова, Наталья Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «МИФ КАК ФОРМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью философского осмысления особенностей такой формы интерпретации исторического прошлого, как миф, а также важностью выявления сущности механизма мифологизации истории в современном историческом сознании общества.
Феномен ремифологизации общественного сознания, который активно начал проявлять себя уже в первой половине XX века, не перестает быть актуальным для современного философского знания. Особый интерес проблематика мифа как формы интерпретации истории представляет для социальной философии, одной из основных задач которой выступает выявление способа и специфики саморефлексии общества, формирующей историческое самосознание. Оно в свою очередь во многом определяет мировоззрение социума в целом. Особую остроту данная тематика приобретает в условиях развития глобализационных процессов, которые оказывают значительное влияние на историческое самосознание общества. Мифологизированные представления о прошлом открывают большие возможности для манипулирования сознанием социума, который, не зная действительного исторического прошлого, лишается тем самым объективного исторического опыта, что значительно увеличивает вероятность неточной оценки существующей исторической ситуации и, следовательно, осложняет выбор адекватной стратегии поведения в ней.
Важность философского анализа сущности, особенностей и функций мифа как формы интерпретации истории фундируется также тем, что мифологизированные представления о прошлом синтетически встроены в ткань повседневного бытия человека и общества. Миф о прошлом является наиболее знакомой и понятной формой его осмысления для общественного сознания, это позволяет говорить о том, что данный феномен обладает
богатым когнитивным потенциалом, способным предоставить существенную информацию о своем создателе.
Несмотря на то, что тема мифа привлекает большое внимание ученых, относящихся к разным отраслям социально-гуманитарного познания, степень изученности проблемы мифа как формы интерпретации истории с социально-философских позиций является пока недостаточной. Это связано с определенными трудностями, обусловленными прежде всего тем, что мифологизированные представления об историческом прошлом являются латентными, привычными и, следовательно, незаметными. Кроме того, социально-философский анализ осложняется многоаспектностью данного феномена общественного сознания. Указанные обстоятельства выступают основными причинами необходимости социально-философской проработки проблематики мифа как формы интерпретации истории.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема мифа как формы интерпретации истории попадает в поле философской рефлексии уже в период античности и имеет богатую историю своего изучения. При этом следует отметить, что редкие исследования, специально посвященные заявленной в заглавии диссертации теме, начинают появляться лишь в XX веке. На предшествующих этапах генезиса философского познания миф как форма интерпретации истории анализировался только в более широком контексте, осознание механизмов, телоса и причины мифологизации исторического прошлого не выступало самоцелью философского исследования.
В целом в генезисе философского учения о мифе как форме интерпретации истории следует выделить четыре этапа.
На первом этапе, приходящимся на период античности, формулируется концепция эвгемеризма, согласно которой мифологическая интерпретация истории есть результат искаженного отражения общественным сознанием деяний людей, оказавших значительное влияние на культуру социума.
Подобной концепции придерживались такие древнегреческие философы и историки, как Продик, Протагор, Ферекид, Эвгемер. Концепции эвгемеризма также приписывают идею о том, что миф как форма интерпретации истории является конструктом правящей элиты, направленным на более эффективное осуществление управления подвластным народом. Представителем данной точки зрения на природу мифа является Платон. Значимыми для нашей работы представляются философские воззрения на сущность мифа, которые были высказаны Аристотелем. В работах древнегреческого философа была впервые концептуализирована мысль о том, что причиной возникновения мифа является феномен удивления.
Второй этап характеризует попытка осмысления мифологизации истории через призму христианской средневековой философии. Трансформируется сложившаяся в период античности концепция эвгемеризма, происходит ее адаптация к религиозным представлениям Средних веков. Миф и мифоистория объявляются следствием незнания истинного Бога, познать истину становится возможным лишь в акте веры. Отсюда утверждение таких богословов, как Блаженный Августин, Климент Александрийский, Киприан Карфагенский, Лактаций, Евсевий Памфил, а также историков Саксона Грамматика, Снорри Стурлусона, о том, что причина мифологизации исторических событий и лиц кроется именно в «ложности веры», из которой автоматически следует неистинность знания.
На третьем этапе философского осмысления мифа как формы интерпретации истории ведущим основанием философской мысли выступает объективирующий Разум в качестве единственного средства, способного отразить истину. Мифологизация истории начинает пониматься как «ошибка» разума, допущенная по причине его неразвитости. Эта мысль артикулируется в трудах таких мыслителей, как Шарль де Бросс, Дж. Вико, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Гердер, Б. Фонтенель. Другой тенденцией в философском понимании феномена мифоистории, которая также генетически
взаимосвязана с данным периодом, является тенденция, зародившаяся в философии и литературе Романтизма. Согласно представлениям Г.Э. Лессинга, Новалиса, Ф.В.Й. Шеллинга, Ф. Шлегеля, Ф. Шиллера миф обладает атемпоральной природой и есть не рациональное, но интуитивное отражение истины бытия, которая может проявлять себя в исторической событийности.
Философское понимание мифа как формы интерпретации истории на четвертом этапе взаимосвязано с кризисом классической рациональности и попытками выхода из него. Анализ и понимание феномена мифологизации истории обусловливался различными подходами к сущности человека и способу его существования. Одной из основных концепций, которые были выработаны на данном этапе, является учение о мифе как о форме коллективных представлений общества, впервые разработанное Э. Дюркгеймом и развитое в трудах Б. Малиновского и М. Мосса.
Иначе понимали сущность мифоистории представители психоанализа, которые возводили причину ее возникновения к коллективному бессознательному, архетипам, в нем содержащимся. Значительный вклад в осмысление мифологизации истории внесли такие мыслители, как Ш. Бодуэн, К. Кереньи, К.Г. Юнг.
Еще один подход к интерпретации мифоистории был выработан представителями феноменологии религии, утверждающими в качестве метафизического основания, предопределяющего появление любого мифа, наличие феномена нуменозного, сакрального. К основным философам, работавшим в данном направлении, следует отнести Й. Ваха, Г. ван дер Леу, Р. Отто, Ф. Хайлера, К. Хюбнера. Большое значение для нашей работы имеют труды М. Элиаде, уделившего много внимания философскому осмыслению механизма создания мифологизированных представлений о прошлом. На феноменологическом подходе основывается философское
понимание мифа, предложенное М.К. Мамардашвили, в котором миф выступает одной из форм человеческой памяти.
С философской позиции, в рамках которой человек видится как «символическое животное», осуществляется анализ природы мифа и мифологизации истории в работах С. Лангера, Э. Кассирера и У.М. Урбана. Отдельное место в ряду символических теорий занимает концепция, развитая отечественным философом А.Ф. Лосевым, который синтезировал феноменологический и диалектический методы в познании сущности мифа.
С точки зрения структурализма, миф как форма интерпретации истории исследовался такими мыслителями, как К. Армстронг, Р. Барт, А. Дандес, К. Леви-Стросс, Дж. Фишер. Среди отечественных ученых методику, близкую структуралистской, в своем анализе сказки применил В.Я. Пропп.
Говоря о российских исследованиях общеметодологического плана, посвященных проблематике мифа в целом, следует выделить работы П.С. Гуревича, Э.Я. Голосовкера, С.Е. Мелетинского, В.М. Найдыша, В.М. Пивоева, Н.В. Топорова. Отдельные аспекты бытия мифа были проанализированы в трудах В.К. Кантора, Д.П. Козолупенко, Н.А. Кряжевой, Т.М. Очневой, А.И. Пигалева, О.В. Силичевой, З.У. Цораева.
Важным для диссертационного исследования представляется также обращение к достижениям современной отечественной философии истории, занимающейся анализом исторического самосознания и особенностей научной и философской интерпретации исторического прошлого. Среди специалистов в области философского осмысления бытия истории и специфики научно-исторического познания необходимо выделить Ф.Н. Блюхера, А.И. Гобозова, А.А. Кара-Мурзу, В.Н. Сырова.
В ходе анализа генезиса философских учений о мифе как форме интерпретации истории было выявлено, что до настоящего времени в зарубежной и отечественной философской мысли не уделялось должного внимания рассмотрению специфики мифологизации исторического
прошлого общественным сознанием. Недостаточно проработана тематика роли и функций мифа как формы интерпретации истории. В целом слабо представлено социально-философское измерение проблематики мифологизации исторического прошлого сознанием социума. Исходя из этого, необходимо заключить, что проблематика, рассматриваемая в диссертационной работе, на данный момент не является достаточно изученной, что открывает широкие возможности для исследовательской деятельности и социально-философской рефлексии.
Объектом исследования выступает миф как форма интерпретации истории.
Предмет исследования - становление мифоистории в историческом сознании общества.
Цель работы - выявление механизма мифологизации исторического прошлого с позиций социальной философии.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. проследить генезис философских представлений о мифе как форме интерпретации истории;
2. выявить взаимоотношение мифа и событийной истории;
3. проанализировать особенности и функциональное значение мифологической интерпретации истории;
4. определить базовые мифологемы мифоистории и основание, на котором конституируется их содержание;
5. исследовать изменения в содержании мифологем, происходившие в историческом сознании российского общества;
6. охарактеризовать специфику существования мифологической интерпретации истории в постсоветский период.
Теоретико-методологические основы исследования. Методология диссертационного исследования обусловлена заявленной целью и задачами, а
также спецификой проблематики мифологизации истории, ее инклюзивностью широкому спектру исследовательских интересов, что подразумевает необходимость осуществления критического осмысления классической и современной философской традиции.
Проблема мифоистории, механизма ее построения, причин, целей и способа функционирования в сознании социума анализировалась автором посредством обращения к символической теории мифа, разработанной отечественным мыслителем А.Ф. Лосевым, а также концепции коллективного бессознательного, которая была сформулирована в работах К.Г. Юнга.
Методологически значимыми при анализе природы мифа как формы интерпретации истории оказались также историко-философский и диалектический методы. Историко-философский метод дал возможность разобраться в подходах, которые складывались в генезисе учения философской мысли о мифологической интерпретации истории. Диалектический метод позволил рассматривать феномен мифа как формы интерпретации истории не как статичную, но как постоянно трансформирующуюся реальность.
Кроме того, нами были использованы такие методы, как компаративный анализ, синтез и восхождение от абстрактного к конкретному. При проведении исследования также был применен феноменологический метод познания человеческого бытия, впервые предложенный Э. Гуссерлем и трансформированный М. Хайдеггером. Данный метод предоставил возможность проанализировать феномен событийной истории, а также эксплицировать специфику его взаимоотношений с мифом.
Научная новизна исследования заключается в следующем: - исследован внутренний механизм генезиса учения о мифе как форме интерпретации истории, в основании которого в разные историко -
философские периоды лежали нетождественные представления о способах достижения истинного знания;
- проанализирован феномен исторической событийности в его взаимосвязи с мифом, выявлены глубинно-психологические истоки мифологизации истории - архетипы «Рая», «линейного» и «циклического» времени, эксплицированы и охарактеризованы исторические события, наиболее предрасположенные к мифологизации, что было концептуализировано в понятии «знаковые исторические события»;
- выявлены основные функции мифа в историческом сознании социума, задающие вектор и определяющие особенности социальной практики, существование которой, помимо прочих факторов, обусловлено феноменом мифологизации истории (мифоистории);
- эксплицированы базовые мифологемы, играющие существенную роль в историческом самосознании, и охарактеризована их универсальная детерминанта, представляющая собой онтологическое различие между бытием и сущим, имманентно присущее историческому сознанию общества;
- исследован процесс изменения содержания базовых мифологем, реализующийся в историческом сознании российского социума, определена его специфика на различных этапах отечественной истории;
- выявлена и описана специфика мифологической интерпретации истории России в постсоветский период, взаимосвязанная с феноменами кризиса исторического линейного времени, потерей советской идентичности, «ускорением времени», а также с процессом демократизации общественных отношений.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В генезисе учения о мифе как форме интерпретации истории выделяются четыре этапа эволюции философских представлений о мифе, каждый из которых обусловлен различным пониманием природы истины и путей ее постижения. Первый развертывается в логике античной мысли,
которая понимала под основной причиной мифологизации истории неспособность к истинному мышлению. Второй характеризуется возведением причин мифоистории к феномену неверия в истинного Бога. Третий ознаменован доминированием двух альтернативных тенденций: первая редуцирует причину мифологизации истории к слабой развитости человеческого разума и соотносится с представлением о том, что лишь разум способен на постижение истины; вторая полагает наличие истинного, трансцендентного смысла исторических событий, вскрываемого через миф, и опирается на мысль о возможности нерационального, чувственного постижения истины. На четвертом наблюдается увеличение разнообразия концепций, выявляющих основания возникновения мифоистории, что обусловлено кризисом рационалистического понимания природы истины. К подобным основаниям относят коллективные представления, атемпоральные структуры мышления, архетипические слои бессознательного, символическую функцию сознания, феномен сакрального.
2. Взаимоотношение мифа и событийной истории фундируется наличием архетипической составляющей человеческой психики, представленной архетипом «Рая» и архетипами времени, проявляющихся в мифологемах. Мифоистория возникает в результате процесса интерпретации исторического факта из содержания мифологем. Исторический факт, подвергающийся мифологизации, есть запечатленный общественным сознанием образ знакового исторического события, которое является необыденным и удивляющим, что актуализирует архетипические пласты человеческого сознания и, следовательно, мифологемы, порождая мифологическую интерпретацию событийной истории.
3. К основным функциям мифа как формы интерпретации истории относятся гносеологическая, этиологическая и аксиологическая, отражающие разные аспекты интеграции исторического факта в историческое сознание общества посредством его мифологической интерпретации, а также
социальную практику, существование которой возможно на основании целостного представления о прошлом, во многом задаваемого мифом. В отличие от науки миф не стремится к объективности знания. В сравнении с философией он не ищет метафизических оснований исторического процесса. Для конституирования мифоистории нет необходимости наличия веры в сверхъестественное, которая присуща религии.
4. К базовым мифологемам, которые фундируют собой возникновение мифоистории, следует отнести мифологемы «идеального общества» и «идеального человека». Основанием, задающим их содержание, выступает онтологическая нетождественность, несовпадение сущего и должного, имманентно присущая сознанию социума. Выделение указанных мифологем в качестве основных обусловлено их глубоким влиянием на интерпретацию исторического прошлого. Они имплицитно присутствуют в большинстве мифоисторических представлений, задавая целостность исторического самосознания человека и общества.
5. Изменения содержания мифологем исторического сознания российского социума генетически связаны с основными этапами его развития. В период Московского царства в содержании мифологем доминирует представление о том, что русское государство является единственно истинным, настоящее и прошлое понимается из идеи «Москвы -Третьего Рима», которая уже реализовалась. Петровская Россия постулирует в качестве «идеального» западноевропейский социум и начинает интерпретировать прошлое исходя из новых представлений об идеальном будущем. Содержание мифологем в очередной раз изменяется с началом правления Николая I, ознаменованного возвращением к представлениям об эксклюзивности России. В советский период наблюдается синтез идеальных представлений об избранности России и интерпретации исторической событийности из мифологем, помещенных в будущее. «Избранность» задается не на основании исторического прошлого, а из мифологического
будущего. В исторические периоды модернизации в содержание мифологем инкорпорируется представление об отсталости российского общества по сравнению с западным, но в период общественно-политической консервации содержание мифологем наполняется образами самобытности.
6. Мифологическая интерпретация истории в России в постсоветский период взаимосвязана с общим кризисом модели линейного исторического времени, представлений об исторической истине, обусловлена отходом от советской социальной идентичности, а также отсутствием национальной идеи, на горизонте которой возможно осмысление истории. Большое влияние на современную мифоисторию оказывает такой фактор, как «ускорение времени», лежащий в основе быстрого отдаления от прошлого, в ходе которого последнее становится все более непонятным и малоизвестным, что компенсируется его мифологическим конструированием, гарантирующим целостность исторического самосознания. Потеря существовавших до распада СССР ориентиров в понимании истории привела к необходимости поисков «нового» исторического прошлого, иной интерпретации имеющихся исторических фактов, осуществляющейся зачастую на основании мифологем, которые могут быть различными для разных социальных групп.
Научно-практическая значимость исследования. Основные положения и выводы работы дают возможность осуществить на их основании разработку вузовских курсов по социальной философии, религиоведению и культурологии. Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы при подготовке спецкурсов гуманитарного цикла. Практическое значение диссертационного исследования заключается в возможности применения полученных результатов для прогнозирования особенностей интерпретации общественным сознанием своего исторического прошлого.
Апробация исследования. Отдельные теоретические положения и выводы были представлены в 19 публикациях диссертанта, в том числе 7 - в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. Общий объем опубликованных работ составляет 6,2 п.л.
Результаты работы были апробированы в ходе выступлений на 11 международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и участия в научных школах. Международные конференции: XVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2011» (Москва 2011), VIII Международная научно-практическая конференция «Традиционное общество: неизвестное прошлое» (Челябинск 2012), XIX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2012» (Москва 2012), XXI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2014» (Москва 2014), Международная научная конференция «Дни науки философского факультета» (Киев 2014), XXII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2015» (Москва 2015), XIV Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Векторы развития современной России: „Война миров" научное знание/прагматика жизни» (Москва 2015), X Международный философско-культурологический симпозиум «Человек в мире культуры: культурное описание территории» (Рязань 2015), Конференция Международного совета музеев, ИКОМ, IC MEMO 2015 CONFERENCE «Form-Architecture-Memory» (Мюнхен 2015).
Всероссийские конференции: XXXI Всероссийская конференция студентов, аспирантов, и молодых ученых «Курбатовские чтения» (Санкт-Петербург 2012).
Региональные конференции: XVIII Региональная конференция молодых ученых Волгоградской области (Волгоград 2013).
Научные школы: летняя философская школа «Философия русской истории» (Белгород 2014), зимняя научная школа «Уроки XX столетия: память о тоталитаризме в музеях, мемориалах, архивах и современных медиа в России и Германии» (Пермь 2014).
Материалы диссертационного исследования использованы в реализации теоретико-методологической части гранта Президента РФ № МД-104.2013.6 по теме «Светское и религиозное образование: этика конфликта в условиях социального многообразия».
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Волгоградского государственного социально -педагогического университета 03.09.2015 года (протокол № 1).
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и списка литературы. Работа изложена на 176 страницах, список литературы включает 170 наименований.
Глава 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ
1.1. Мифологизация истории как объект философского исследования:
подходы и оценки
Изучение феномена мифа обладает длинной историей в философском дискурсе. Он становится объектом исследования уже на самых ранних этапах становления философского знания и не теряет своей актуальности по настоящее время. Однако, несмотря на столь долгую историю изучения, миф продолжает скрывать в себе множество оставленных без ответов вопросов, среди которых необходимо выделить специфику мифологической интерпретации исторической действительности. Следует отметить, что сама тематика мифа как формы интерпретации истории практически не подвергалась историографическому анализу. В большинстве исследований эта проблема рассматривается в первом приближении и не получает своей дальнейшей разработки. Подобная ситуация не дает должным образом осуществить возможность социально-философского анализа мифа как формы интерпретации истории, так как не позволяет обратиться к уже сложившимся в философском знании подходам и оценкам феномена мифоистории. Для успешного исследования указанной проблематики необходимо проанализировать основные подходы к феномену мифа как формы интерпретации истории, эксплицировать их генезис в истории философского знания, определить его основные этапы.
Миф как форма интерпретации истории начинает выступать объектом философского анализа уже на самых ранних исторических этапах развертывания ее дискурса. Первоначально попытки осмыслить
мифологизацию исторических событий были предприняты в Древней Греции и породили так называемую концепцию эвгемеризма.
Если попытаться передать основной смысл концепции эвгемеризма в нескольких словах, то получится, что боги есть люди. Однако это не «обычные» люди, но такие, которые принесли своему народу большую пользу, так называемые культурные герои, причем подобные герои могут быть обожествлены как при жизни, так и после смерти.
Учитывая то, что до наших дней не сохранились произведения самого Эвгемера, для иллюстрации его воззрений на природу мифа как формы интерпретации истории прибегнем к описанию, сделанному Диодором Сицилийским в пятой книги труда, носящего имя «Историческая библиотека»: «Затем Эвгемер сообщает, что первым царем был Уран - муж справедливый, благодетельный и ученый, [исследовавший] движения звезд. От супруги Гестии у него было два сына Титан и Крон, а также дочери Рея и Деметра. После Урана царем стал Крон, который женился на Рее и имел детей Зевса, Геру и Посейдона. Наследовавший царскую власть Зевс взял в жены Геру, Деметру и Фемиду, и первая родила ему куретов, вторая -Персефону, а третья - Афину. [Зевс] отправился в Вавилон... Оттуда он отправился через Сирию к [правившему] тогда властелину Касию, от которого получила название гора Касий. Прибыв в Киликию, он одолел в битве местного правителя Килика, а также посетил большинство народов, которые стали почитать его и объявили богом1. Следовательно, социумом обожествляются, т.е. мифологизируются такие исторические личности, которые принесли ему наибольше пользы, т.е. повлияли, трансформировали его таким образом, что социальная реальность была изменена.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Неомифологизм как этнорелигиозный феномен культуры Дальневосточного Зарубежья2014 год, кандидат наук Дябкин, Игорь Анатольевич
Миф в советской истории и культуре2001 год, доктор философских наук Коновалова, Жаннетта Федоровна
Онтологические основания мифа и мифотворчества2008 год, кандидат философских наук Арапов, Олег Геннадьевич
Социальная мифология в динамике современного общества2011 год, кандидат философских наук Боброва, Наталья Викторовна
Философско-культурологические интерпретации мифологики2005 год, кандидат философских наук Климов, Юрий Евгеньевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цыганков Александр Сергеевич, 2016 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абрамов Р. Музеефикация советского: историческая травма или ностальгия? [Электронный ресурс] / Р. Абрамов // Гефтер - Режим доступа: http://gefter.ru/archive/11132 (дата обращения: 25.05.2014)
2. Августин. О Граде Божьем. Гл. III. [Электронный ресурс] / Августин - Режим доступа: http://www.reformed.org.Ua/2/454/18/Augustine (дата обращения: 04.10.2013)
3. Августин. О порядке [Электронный ресурс] / Августин - Режим доступа: http://dugward.ru/library/avgustin/avgustin o poradke.html (дата обращения: 12.01.2014)
4. Августин. Об истинной религии. Теологический трактат [Электронный ресурс] / Августин - Режим доступа: http://qame.ru/book/christianity/true religion/ (дата обращения: 23.12.2013)
5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма [Текст]/ Б. Андерсон - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. - 288 с.
6. Аристотель. Метафизика [Текст] / Аристотель // Сочинения в 4-х Т. Т.1. - М.: Мысль, 1975. - 550 с.
7. Аристотель. Физика [Электронный ресурс] / Аристотель - Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/physic.txt (дата обращения:
03.02.2014)
8. Ассман А. Рефреймируя память. Между индивидуальными и коллективными формами конструирования прошлого[Электронный ресурс]/ А. Ассман - Режим доступа: gefter.ru/archive/11839(дата обращения:
20.06.2015)
9. Бауман З. Идентичность в глобализирующемся мире [Электронный ресурс]/З. Бауман - [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://tovievich.ru/book/meropriatiya/5585-zbauman-identichnost-v globaliziruyushchemsya-mire.html (дата обращения: 01.05.2015)
10. Бранский В.П. История и философия [Текст] / В.П. Брянский -М.: Янтарный сказ, 1999. - 704 с.
11. Бибихин В.В. Мир [Текст] / В.В. Бибихин // Мир. СПб.: Наука, 2007. - 392 с.
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями [Текст] / Библия - М.: Никея, 2013. - 1600 с.
13. Бросс де Ш. О фетишизме [Текст] / Ш. де Бросс - М.: Мысль, 1973. - 207 с.
14. Боков М.Б. Российская элита о месте и роли России в мире [Текст] / М.Б.Боков // Мониторинг общественного мнения - 2008. - №2. - С. 4-17.
15. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций [Текст] / Дж. Вико - Л.: Художественная литература, 1940. - 656 с.
16. Вортман Р. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века / Р.Вортман // РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3. (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII -начало XX века. - М.: ОГИ, 1999 - С. 233-244.
17. «В поисках Святой Руси». Интервью с замдекана философского факультета МГУ А. Козыревым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://platf.info/materials/v-poiskakh-svyatoj-rysi (дата обращения: 10.07.2014)
18. Гарбузов Д.В. Антропологическая концепция времени [Текст]: Автореферат докторской диссертации / Д.В. Гарбузов - Волгоград.,2011. - 50 с.
19. Гвардини Р. Конец нового времени [Текст] // Р.Гвардини / Вопросы философии - 1990. - № 4. - С. 131.
20. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа [Текст]/ Г.В.Ф. Гегель - СПб.: Наука, 1992. - 444 с.
21. Гегель Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель // Эстетика. Соч. в 4-х тт. Т.2. - М.: Искусство, 1969. - 326 с.
22. Гречко П.К Идентичность - современные перспективы [Текст]//П.К. Гречко// Ценности и смысл. - 2009. - №2. - С. 38-53.
23. Гринин Л.Е., Коротаев, А.В. История и макроэволюция [Текст] / Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев // Историческая психология и социология истории - 2008. - №2. - С.59-86.
24. Гиндилис Н.Л. Аналитическая психология К.Г. Юнга: к вопросу понимания самости [Текст] / Н.Л. Гиндилис // Вопросы психологии. - 1997. -№6. - С. 89-95.
25. Глинчикова А. Раскол или срыв «русской Реформации»? [Текст]/ А. Глинчикова - М.: Культурная революция, 2008. - 384 с.
26. Гобозов И.А. Постмодернизм как зеркало кризиса современного общества [Электронный ресурс] / И.А. Гобозов // Политическое просвещение
- Режим доступа: http: //www.politpros.com/j ournal/read/?ID=143&j ournal=68 (дата обращения: 12.07.2014)
27. Гуляихин В.Н. Функциональное значение правового надсознательного [Текст] / В.Н. Гуляихин // Право и политика. - 2010. - № 4.
- С. 770-775.
28. Гуссерль Э. Картезианские размышления [Текст] / Э. Гуссерль -СПб.: Наука, 1998. - 315 с.
29. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология [Текст] / Э. Гуссерль - СПб.: Наука, 2013 - 493 с.
30. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия [Текст] / Э. Гуссерль // Вопросы философии. - 1986. - №3. - С. 101-116.
31. Давидович В.Е. Теория идеала [Текст] / В.Е. Давыдович - Ростов-на-Дону.: РГУ, 1983. - 184 с.
32. Делез Ж. Логика смысла [Текст] / Ж. Делез - М.: Раритет, 1998. -
474 с.
33. Декарт Р. Первоначала философии [Текст] / Р.Декарт // Соч. в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1989. - 659 с.
34. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга VI (фрагменты) [Электронный ресурс] / Диодор Сицилийский - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/diodoros/diod06-f.htm (дата обращения: 03.09.2013)
35. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни [Электронный ресурс] / Э. Дюркгейм - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/durkgeym elementarnie/ (дата обращения:
11.10.2013)
36. Жукова О.А. О мифологических соблазнах русской истории и культуры [Текст] /О.А. Жукова // Вопросы философии - 2010. - №10. - С. 110-123.
37. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях [Текст] / И.Е. Забелин // Т. 1. Ч. 1. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. - 1056 с.
38. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: Духовное движение семнадцатого века [Текст]/С.А. Зеньквский - М.: «Церковь», 1995. - 527 с.
39. Зиммель Г. Проблема исторического времени// [Текст] Г. Зиммель// Избранное в 2-х т. Т. 1. Философия культуры - М.: Юристъ, 1996. - С. 517-530.
40. Зорин А. Public history как дисциплина [Электронный ресурс] / А.Зорин - Режим доступа: http://postnauka.ru/video/18165 (дата обращения:
23.05.2014)
41. Зорин А. Кормя двуглавого орла... Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII-XIX века [Текст]/ А. Зорин - М.: Новое литературное обозрения, 2001. - 416 с.
42. Иванова Ю. Категория мифологического времени в современном романе-мифе (на примере романа Джеймса Джойса «Улисс») [Электронный ресурс] / Ю. Иванова. - Режим доступа: http://www.james-joyce.ru/articles/kategoriya-mifologicheskogo-vremeni6.htm (дата обращения: 13.11.2013)
43. Иван IV Грозный. Сочинения [Электронный ресурс] / Иван IV Грозный - Режим доступа: http://www.hrono.ru/dokum/1500dok/15770709.php (дата обращения: 24.04.2014)
44. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры [Текст] / Ильин И.А. // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн.2. - М.: Русская книга, 1996. - 672 с.
45. Историческое самосознание и национальный менталитет россиян // Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. РАН Институт социологии. - М.: РАН Ин-т социологии,2007. - 299 с.
46. Кавыкин О.И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России [Текст] / О.И. Кавыкин - М.:РАН Ин-т Африки, 2007. -119 с.
47. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира [Текст] / И. Кант // Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2 - М.: Мысль, 1963. - 510 с.
48. Кант И. Критика чистого разума [Текст] /И.Кант - М.: Мысль, 1994. - 592 с.
49. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане [Текст] / И.Кант // Сочинения в шести томах. Т. 6. - М.: Мысль, 1966. - 564 с.
50. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде [Текст] / А.Камю // Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 398.
51. Карамзин Н.М. История государства Российского [Текст] / Н.М. Карамзин // История государства Российского Том. 5. - М.: Ренессанс 2009. - 698 с.
52. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях [Текст] / Н.М. Карамзин - М.: Наука, 1991. - 125 с.
53. Кассирер Э. Философия символических форм / Э. Кассирер // Философия символических форм в 3-х т. - М.: Университетская книга, 2001.280 с.
54. Кереньи К. Дионис: прообраз неиссякаемой жизни [Текст] / К. Кереньи - М.: Ладомир,2007. - 416 с.
55. Киприан Карфагенский. О суете идолов [Электронный ресурс] / Киприан Карфагенский - Режим доступа: http: //aleteia. narod.ru/kipr/idol .htm (дата обращения: 02.10.2013)
56. Киреевский И. В. Критика и эстетика [Текст] / И.В. Киреевский -М.: Искусство, 1979. - 439 с.
57. Кирилл Белозерский. Изложение пасхалии седмыя тысяща последнее сто [Электронный ресурс] / Кирилл Белозерский - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ws/Html/Ru/2.htm (дата обращения:25.04.2014)
58. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах [Текст] / В.О. Ключевский // Русская история. Полный курс лекций в трех книгах Т.2. - М.: Мысль, 1993. - 593 с.
59. Козолупенко Д.П. Миф на гранях культуры [Текст]/Д.П. Козолупенко - М.: Канон +, 2005. - 212 с.
60. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография [Текст] / Р.Дж. Коллингувд - М.: Наука, 1980. - 488 с.
61. Комова Н. Б. Идеологема «Москва - Третий Рим» в контексте развития русской монархии XVI века: доктринально-правовое и историческое измерения [Текст] / Н.Б. Комова // Философия права. - 2010. -№ 5. - С. 73 - 76
62. Коновалова Н.И. Мифологема как свернутый сакральный текст [Текст] / Н.И.Коновалова // Политическая лингвистика. - 2013. - №4. - С. 209-215.
63. Кьеркегор С. Страх и трепет [Текст] / С. Кьеркегор - М.: Республика, 1993. - 488 с.
64. Кэмбелл Дж. Тысячеликий герой [Текст] / Дж. Кэмбелл - М.: АСТ, 1997. - 384 с.
65. Леви-Стросс К. Мифологики: Сырое и приготовленное [Текст] / К. Леви-Стросс // Мифологики в 4-х тт. Т. 1. - М.: ИД «Флюид», 2006. - 784 с.
66. Леви-Стросс К. Обратная сторона Луны / К. Леви-Стросс - М.: Текст, 2013. - 157 с.
67. Левинас Э. Ракурсы. След другого [Текст] / Э. Левинас // Избранное. Тотальность и Бесконечное. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 416 с.
68. Леонтьева О.Б. Историческая память и образ прошлого в культуре пореформенной России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/history/istoricheskaj a_pamat_i_obraz_prosЫogo_v_k ulture_poreformennoj_rossii_2014-06-30.htm (дата обращения: 15.09.2014)
69. Лейбниц Г.В. Начала природы и благодати, основанные на разуме [Текст] / Г.В.Лейбниц // Соч. в 4-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1982. - 636 с.
70. Летняков Д.Э. К вопросу о генеалогии имперского сознания в России [Текст]/ Д.Э. Летняков// Философский журнал - 2015 - №2 - С. 112128.
71. Литературный манифест западноевропейских романтиков [Текст] - М.: Московский университет, 1980. - 630 с.
72. Лосев А.Ф. История античной эстетики [Текст] / А.Ф. Лосев // Т.1. Ранняя классика - М.: Высшая школа, 1963. - 443 с.
73. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии [Текст] / А.Ф. Лосев - М.: Наука, 1993. - 960 с.
74. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Текст] / А.Ф. Лосев - М.: Искусство, 1995. - 320 с.
75. Лосев А.Ф. Диалектика мифа [Текст] / А.Ф. Лосев - М.: Академический проект, 2008. - 303 с.
76. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении [Текст] / А.Ф. Лосев - М.: Искусство, 1992. - 192 с.
77. Макаров А.И. Понятие надындивидуальной памяти: философские аспекты [Текст] / А.И. Макаров // Вестник ВолГУ - 2008. - №1. - С. 32-37.
78. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии [Текст] / М.К. Мамардашвили - СПб.: Азбука, 2012. - 320 с.
79. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Сознание и символ. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке [Текст] / М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский - М.: Языки русской культуры, 1997. -224 с.
80. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен [Текст] / М. Мамардашвили - СПб.: Азбука, 2000. - 400 с.
81. Мамардашвили М.К. Вильнюсские лекции по социальной философии: (Опыт физической метафизики) [Текст] / М.К. Мамардашвили -СПб.: Азбука, 2012. - 320 с.
82. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию [Текст] // М.К. Мамардашвили / Вестник высшей школы - 1989. - №2 - С. 80-87.
83. Маркс К. К критике гегелевской философии права [Электронный ресурс] / К. Маркс - Режим доступа: https://www.marxists.Org/russkij/marx/1844/philosophy_right/01 .htm (дата обращения: 04.06.2015).
84. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. [Электронный ресурс] / К. Маркс - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/marxk01/txt07.htm (дата обращения: 04.06.2015).
85. Марей А., Тесли А. Научный профессионализм и мифотворчество: пассии [Электронный ресурс] / А. Марей, А. Тесли // Гефтер - Режим доступа: http://gefter.ru/archive/12499 (дата обращения: 20.05.2014)
86. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа [Текст] / Е.М. Мелетинский -М.: Академический проект,2012.
87. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия [Текст] / М. Мерло-Понти - СПб.: Ювента, 1999. - 605 с.
88. Миллер А. Роль экспертных сообществ в политике памяти в России [Текст]/А. Миллер// Полития - 2013 - №4. - С. 114-126.
89. Миронов В.В. Философия как событие [Текст] / В.В. Миронов // Вестник МГУ - 2012 - № 1. С. 5-27.
90. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер [Текст]/ И.А. Михайлов - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 284 с.
91. Мосс М. Социальные функции священного [Текст] / М. Мосс // Избр. произведения - СПб.: Евразия, 2000. - 488 с.
92. Найдыш В.М. Мифология [Текст] / В.М. Найдыш - М.: Конкурс,2009. - 432 с.
93. Никольский С.А. Андрей Платонов: жизнь в смерти [Электронный ресурс] / С.А. Никольский - Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/literature/3619#disqus thread (дата обращения: 02.05.2014)
94. Новалис. Гимны к ночи [Текст] / Новалис - М.: Энигма, 1996. -
192 с.
95. Нора П. Всемирное торжество памяти [Электронный ресурс] / П.Нора - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (дата обращения: 21.05.2014)
96. Отто Р. Священное [Текст] /Р. Отто - СПб.: Из-во Санкт-петербургского университета, 2008. - 272 с.
97. Памфил Евсевий. История Церкви [Текст] / Евсевий Памфил -М.: Богословские труды,1982. - 336 с.
98. Петров Аввакум. Из книги толкований [Текст]/ Аввакум Петров// Пустозерская проза: Сборник. Л.: Наука, 1975. - 263 с.
99. Пигалев А.И. Культура как бытие: истоки и границы парадигмы в контексте динамики цивилизации / А.И. Пигалев // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. - М., 2003. - С. 148-194.
100. Пигалев А.И. Эсхатология в «сценариях будущего» [Текст] /А.И. Пигалев // Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса / отв. ред. Д.Л. Спивак. - М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - 2009. - С. 237-248.
101. Платон. Государство [Текст] / Платон // Полное собрание сочинений в одном томе. - М.: Альфа-Книга, 2013. - 1311 с.
102. Погодин М. П. Суд над царевичем Алексеем Петровичем [Электронный ресурс] / М.П. Погодин - Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/126/1259367.pdf (дата обращения: 16.09.2014)
103. Порус В.Н. Русская софиология в контексте кризиса культуры [Текст] / В.Н. Порус // Вторая Навигация: Альманах. - Харьков.: Права людини, 2009. - 267 с.
104. Понеделков А, Старостин А. Современные российские элиты [Электронный ресурс] / А. Понеделков, А. Старостин - Режим доступа: http://polit.ru/article/2004/03/24/polit_studies/#_ftn3(дата обращения: 23.05.2014)
105. Прокопович Ф. «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей уставом державнейшего Государя нашего Петра Великого, отца Отечества» [Текст]/ Ф.Прокопович - М.: Московская типография, 1722. - 63 с.
106. Проект Федерального закона «О противодействии реабилитации в новых независимых государствах на территории бывшего Союза ССР нацизма, нацистских преступников и их пособников» [Электронный ресурс]/ Информационное агентство Regnum - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1153517.html (дата обращения: 10.07.2014).
107. Савельева И. Социальные представления о прошлом [Электронный ресурс] / И. Савельева - Режим доступа: http://postnauka.ru/faq/25297 (дата обращения: 08.07.2014)
108. Саксон Грамматик. Деяния данов [Электронный ресурс] / Саксон Грамматик - Режим доступа: http://norse.ulver.com/person/tild/dd01 .html#_ftn8 (дата обращения: 04.01.2014).
109. Свасьян К.А. Проблема человека в философии Э. Кассирера [Электронный ресурс] / К.А. Свасьян - Режим доступа: http://anthropology.rchgi.spb.ru/kassirer/kassirer i1.htm (дата обращения: 12.10.2013)
110. Священник Булгаков Н. Бог правду видит, да нескоро скажет. Как протоирей Василий Швец приоткрыл нам тайну Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / Н.Булгаков - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/smi/45816.htm (дата обращения: 07.06.2014)
111. Священная война. Беседа с д.ист. н. Вадимом Якуниным о взаимоотношениях Церкви и советского государства в годы Великой отечественной войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=27&article=13893 (дата обращения: 07.07.2014)
112. Севильский Э. Этимологии или Начала [Текст]/ Исидор Севильский - СПб.: Евразия, 2006. - 352 с.
113. Семевский М. И. Тайная служба Петра I: Документальные повести [Текст] / М.И. Семевский - М.: Беларусь, 1996. - 624 с.
114. Семегин Г.Ю. Идеология [Электронный ресурс]/Г.Ю. Семегин//Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/1185.html (дата обращения: 21.06.2015)
115. Смолина Н.С. Тема «советского» в социально-философском дискурсе 2000-х: проблематизация коллективной идентичности постсоветского человека [Текст] / Н.С. Смолина // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - 2009. -№ 97. - С. 154-160.
116. Сперанский Н.С. (Велемир). Книга природной веры [Электронный ресурс] / Н.С. Сперанский - Режим доступа: http://slavya.ru/trad/velimir/kpv11 15.htm (дата обращения: 26.05.2014)
117. Соловьев В.С. Несколько слов в защиту Петра Великого [Текст]//Национальный вопрос в России/ В.С. Соловьев - М.: АСТ, 2007. -505 с.
118. Стенограмма встречи президента и премьера с пенсионерами и ветеранами [Электронный ресурс]/ Российская газета - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/17/stenogramma-site.html (дата обращения: 10.07.2014)
119. Стризое А.Л. Фальсификация истории Великой Отечественной войны и поиск ее нового метанарратива [Текст] / А.Л. Стризое // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 1. - С. 155-161.
120. Стурлусон С. Младшая Эдда [Текст] /С. Стурлусон - М.: Наука,1970. - 30 с.
121. Уваров С.С. Письмо Николаю I [Электронный ресурс]/ С.С. Уваров - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2010/09/20/pravoslavie samoderzhavie narodnost/ (дата обращения: 25.04.2014)
122. Ужанков А.Н. «Русь» и «Русская земля» в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. [Электронный ресурс] / А.Н. Ужанков -Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/268.htm (Дата обращения: 09.01.2014)
123. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. N 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» [Электронный ресурс]/ Российская газета - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/05/20/komissia-dok.html (дата обращения: 10.07.2014).
124. Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва-Третий Рим» в идеологии Петра Перового [Текст] / Б.А. Успенский // Избранные труды. Том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М.: Гнозис, 1994. - 608 с.
125. Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого [Текст] / Н.Г. Устрялов // История царствования Петра Великого Т. 6: Царевич Алексей Петрович - СПб.: Тип. II-го Отделения Собств. Его Имп. Вел. Канцелярии, 1859. - 670 с.
126. Флоровский Г. Пути русского богословия [Текст]/Г. Флоровский - Минск.: Издательство Белорусской православной церкви, 2006. - 848 с.
127. Фонтенель Б. О происхождении мифов [Текст] / Б. Фонтенель // Рассуждение о религии, природе и разуме - М.: Мысль, 1979. - 305 с.
128. Фрагменты Гераклита [Электронный ресурс] / Гераклит - Режим доступа: http://geraklit.moy.su/publ/5-1 -0-6 (дата обращения: 14.11.2013)
129. Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии [Текст] / С.Л. Франк // Сочинения - М.: АСТ, 2000. -800 с.
130. Фукуяма Ф. Конец истории? [Электронный ресурс] / Ф. Фукуяма - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Бикв/НМогу/ЛгйЫе/ Бик ЕпёЫ.рИр (дата обращения: 25.05.2014)
131. Хайдеггер М. Время картины мира [Текст] / М.Хайдеггер // Время и бытие. Статьи и выступления - СПб.: Наука, 2007. - 621 с.
132. Хайдеггер М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер - М.: Академический проект, 2013. - 460 с.
133. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики [Текст] / М.Хайдеггер // Что такое метафизика - М.: Академический проект, 2013. -277 с.
134. Хайдеггер М. О существе основания [Текст] / М.Хайдеггер // Что такое метафизика - М.: Академический проект, 2013. - 277 с.
135. Хайдеггер М. Искусство и пространство [Текст] / М.Хайдеггер // Время и бытие. Статьи и выступления - СПб.: Наука, 2007. - 621 с.
136. Хайдеггер М. Что такое метафизика [Текст] / М.Хайдеггер // Что такое метафизика - М.: Академический проект, 2013. - 277 с.
137. Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика» [Текст] / М.Хайдеггер // Что такое метафизика - М.: Академический проект, 2013. -277 с.
138. Хомяков А. С. Рецензия на оперу Глинки «Жизнь царя» [Текст] / А.С. Хомяков // ПСС: В 8 т. Т. 1. - М.: Университетская типография, 1878. -408 с.
139. Цораев З.У. Миф и эпос как феномены сознания и социокультурной деятельности [Текст]: диссертация на соискание ученого звания доктора филос. наук / З.У. Цораев - СПб., 2010. - 38 с.
140. Цыганков А.С. Особенности и функциональное значение мифологической интерпретации событийной истории [Текст] / А.С. Цыганков // Философия и общество. - Москва: Изд-во Учитель, 2014. - № 1.
- С. 135-145.
141. Цыганков А.С. Феномен мифологизации событийной истории [Текст] / А.С. Цыганков // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Культурология. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2014. - № 32. - С. 21- 27.
142. Цыганков А.С. Архетипические начала мифоистории: «идеальное общество» в циклических и линейных моделях исторического времени [Текст] / А.С. Цыганков, С.А. Линченко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - № 2. - С. 28-34.
143. Цыганков А.С. Мифологемы в историческом познании: мифологическое должное vs. исторического сущего [Текст] / А.С. Цыганков, С.А. Линченко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. - № 5. - С. 19-28.
144. Швец В.Г. Россия перед вторым пришествием [Текст] / В.Г.Швец
- М.: К свету,1994. - 137 с.
145. Шлегель Ф. Эстетика. Философия [Текст] / Ф. Шлегель // Критика. В 2-х т. Т.1. - М.: Искусство, 1983. - 479 с.
146. Щеглова Л.В. Судьбы российского самопознания (П.Я. Чаадаев и Н.В. Гоголь) [Текст] / Л.В. Щеглова - Волгоград., 2000. - 314 с.
147. Щеглова Л.В. Значение этики в эпоху эстетизма [Текст] / Л.В. Щеглова // Известия ВГПУ - 2003. - №2. С. 3-9.
148. Элиаде М. Аспекты мифа [Электронный ресурс] / М. Элиаде -Режим доступа: Ь11р://шшш.е-геаё1п^.те/сЬар1ег.рЬр/86078/6/Е11аёе -_Aspekty_mifa.html (дата обращения: 09.10.2013)
149. Элиаде М. Ностальгия по истокам [Текст] / М. Элиаде - М.: ИОИ, 2012. - 216 с.
150. Элиаде М. Миф о вечном возвращении [Электронный ресурс] / М. Элиаде - Режим доступа: http://nz-biblio.narod.ru/html/eliade1/retoir1.htm (дата обращения: 09.10.2013)
151. Эмпирик С. Сочинения в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1976. - 424 с.
152. Эко У. История уродства [Текст] / У. Эко - М.: Слово, 2007. - 456
с.
153. Юнг К.Г. Психология и литература [Текст] / К.Г. Юнг // Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М.: Рефл-бук, 1996. - 304 с.
154. Юнг К.Г. Трансцендентальная функция [Текст] / К.Г. Юнг // Избранное. - М.: Попурри. 1998. - 448 с.
155. Юнг К.Г. Архетип и символ [Текст] / К.Г. Юнг - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
156. Юнг К.Г. Aion. Исследование феноменологии самости. [Текст] / К.Г. Юнг - Киев.: Рефл-Бук, 1997. - 88 с.
157. Юнг К.Г. Ответ Иову [Текст] / К.Г. Юнг - М.: Канон, 1995. - 352
с.
158. Юнг К.Г. Психология бессознательного [Текст] / К.Г. Юнг - М.: Канон, 1994. - 253 с.
159. Юнг К.Г. Отношение между Я и бессознательным [Текст] / К.Г. Юнг - М.: Канон, 2003. - 295 с.
160. Ясперс К. Истоки истории и ее цель [Текст] / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. - М.: Республика,1994. - 528 с.
161. Dilthey W. Das Erlebnis und die Dichtung [Текст] / W. Dilthey -Leipzig, 1906. - 446 S.
162. Heiler F. Die Religion der Menschheit: Vergangenheit und Gegenwart [Текст] / F. Heiler - Stuttgart, 1959. - 154 S.
163. Kerenyi K. Wessen und Gegenwärtigkeit des Mythos [Текст] / K. Kerenyi // Die Eröffnung des Zugangs zum Mythos - Darmstadt, 1967. - 250 S.
164. Kozyrev I. Moskau - das dritte Rom: eine politische Theorie mit ihren Auswirkungen auf die Identität der Russen und die russische Politik [Текст] / I. Kozyrev - Göttingen, 2011. - 289 S.
165. Leeuw G. van der. Einführung in die Phänomenologie der Religion [Текст] / G. van der. Leeuw - Darmstadt,1961. - 125 S.
166. Leeuw G. van der. Phänomenologie der Religion [Текст] / G. van der. Leeuw - Tübingen,1970. - 808 S.
167. Sloterdijk P. Die schrecklichen Kinder der Neuzeit [Текст]/ P. Sloterdijk - Berlin.: Suhrkamp, 2014. - 489 S.
168. Wach J. Vergleichende Religionsforschung [Текст] / J. Wach -Berlin, 1969. - 160 S.
169. Wach J. Religionssoziologie [Текст] /J. Wach - Tübingen, 1951. -
213 S.
170. Zizek S. Event: Philosophy in Transit [Электронный ресурс] / S. Zizek - Режим доступа: http://simongros.com/text/books/slavoj-zizek/english/event-philosophy-transit/event-book-contents/stop-3-buddhism-naturalized/ (дата обращения: 24.05.2014)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.