Методология оценки информации, воспринимаемой зрительным анализатором в кинематографе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.11.18, доктор технических наук Тихомирова, Галина Вениаминовна

  • Тихомирова, Галина Вениаминовна
  • доктор технических наукдоктор технических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ05.11.18
  • Количество страниц 257
Тихомирова, Галина Вениаминовна. Методология оценки информации, воспринимаемой зрительным анализатором в кинематографе: дис. доктор технических наук: 05.11.18 - Приборы и методы преобразования изображений и звука. Санкт-Петербург. 2005. 257 с.

Оглавление диссертации доктор технических наук Тихомирова, Галина Вениаминовна

Введение

1. Общие принципы получения зрительной информации

1.1. Сигналы зрительной информации

1.2. Преобразования, передача и запись сигналов информации

1.3. Восприятие зрительной информации

Выводы

2. Обобщенная физико-математическая модель зрительного анализатора

2.1. Модель зрительного анализатора

2.2. Восприятие двумерного неподвижного объекта

2.3. Восприятие изменений объекта во времени

Выводы

3. Количественная оценка информации, воспринимаемой зрительным анализатором

3.1. Информационная емкость системы и информационная плотность воспринимаемого сигнала

3.2. Двумерный неподвижный объект и его изображение

3.3. Изменяющийся во времени объект и его изображение

Выводы

4. Цветной объект

4.1. Восприятие цвета объекта

4.2. Количество воспринимаемой информации

Выводы

5. Трехмерный объект

5.1. Восприятие трехмерного объекта

5.2. Количество воспринимаемой информации

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Приборы и методы преобразования изображений и звука», 05.11.18 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методология оценки информации, воспринимаемой зрительным анализатором в кинематографе»

Человек получает извне информацию посредством своих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и т.п. Эта информация служит основой жизнедеятельности людей. Считается, что основную часть поступающей информации воспринимает орган зрения человека. Однако органы зрения не только получают зрительную информацию, но также служат для координации действий человека в пространстве при его перемещениях, взаимодействии с другими людьми, в процессе его трудовой деятельности и т.п.

С развитием цивилизации человек стал записывать информацию сначала в виде наскальных рисунков, а затем в виде письменности, книгопечатания, живописи. Запись и получение данной информации (исходящей от людей) осуществляется с использованием органов зрения человека.

В середине XIX века была изобретена фотография, а затем и кинематограф. Была создана техническая база для документальной записи зрительной информации, а также заложены основы фотографического и кинематографического видов искусств. С появлением телевидения началась эра передачи зрительной информации на расстояние.

Велика роль зрения также в информационно-измерительной технике. С целью увеличения зрительной информации воспринимаемой человеком в пространстве были созданы микроскоп, телескоп, стереотрубы и т.п. Для исследования изменений во времени и в пространстве быстропротекающих процессов начала широко использоваться высокоскоростная киносъемка и фоторегистрация. Данные приборы и методы позволяют значительно увеличить объем получаемой зрительной информации и тем самым повысить точность измерений изменений объектов изучения как в пространстве, так и во времени. Однако роль зрения не ограничена измерениями только объектов, воспринимаемых зрительно. Глаз человека практически является конечным звеном при измерениях любых параметров изучаемых процессов, веществ и явлений, будь то температура, давление, влажность, громкость звука и т.п. Это объясняется тем, что на выходе любого измерительного прибора результаты измерений выводятся на табло, дисплей, стрелочный прибор или другой индикатор, воспринимаемый органами зрения экспериментатора.

Конечно, требования к параметрам приборов и систем записи и передачи зрительной информации, измерительных приборов необходимо согласовывать со свойствами органов зрения человека, с их способностью получать, преобразовывать и воспринимать зрительную информацию.

С момента зарождения приборов записи и воспроизведения изображений (фотография, кинематограф, видеотехника) специалисты непрерывно вели работы по обоснованию требуемых параметров приборов с целью повышения качества воспринимаемого изображения, а также улучшения экономических и эргономических показателей систем.

Специалисты в области фотографии, кинематографа и телевидения выполнили серьезные работы по оценке качества изображения, воспроизводимого в системах записи и передачи зрительной информации. Эксперименты проводились с использованием методов психофизических исследований. В настоящее время существуют несколько концепций по оценке качества изображения.

Обоснованию требуемых параметров приборов записи и воспроизведения изображений посвящены работы Эдисона, Айвса, Портера, Шейда, Тальбота, Туна, Трамбела и других зарубежных специалистов. В нашей стране подобные работы велись Е.М.Голдовским, М.В.Антипиным, В.Г.Комаром, С.М.Проворновым, О.Ф.Гребенниковым, Л.Л.Полосиным, Л.Ф.Артюшиным,

Н.К.Игнатьевым, А.В.Луизовым, В.В.Петровым и другими учеными.

Основное внимание исследователей было направлено на обоснование параметров приборов, обеспечивающих заданное значение важнейшего субъективного показателя качества изображения - его четкости (резкости). Различными специалистами в качестве одного из основных параметров приборов принята разрешающая способность, критическая пространственная частота, площадь ограниченная пространственной частотной характеристикой и т.п. Все эти параметры косвенно влияют на информационную емкость систем, т.е. на количество получаемой зрительной информации. Однако различный подход к определению требуемых параметров в значительной степени затрудняет сопоставление полученных результатов и особенно обоснование требований к параметрам новых систем.

Рядом авторов (Роуз, И.И.Цуккерман, А.В.Луизов, О.Ф.Гребенников и др.) предложено принять в качестве параметра систем непосредственно количество зрительной информации, получаемой зрителем при восприятии изображения. Данный путь действительно представляется наиболее перспективным, поскольку учитывает свойства не только приборов записи и воспроизведения изображений, но и зрительного анализатора человека. Однако он затруднен тем, что природа создала совершенный, но чрезвычайно сложный орган зрения человека. Работами ученых вскрыты многие психофизиологические и физические процессы, происходящие в зрительной системе человека. Однако до полного понимания всего механизма зрительного восприятия окружающей среды человеком еще очень далеко.

Решение проблемы нахождения количества получаемой зрителем информации при рассматривании воспроизводимых изображений наиболее актуально в настоящее время в связи с проведением интенсивных работ, направленных на создание новых систем записи и воспроизведения изображения (электронный кинематограф, цифровая фотография и т.п.), а также на совершенствование существующих приборов и систем. Обоснованию требуемых параметров данных приборов и систем вновь уделяется большое внимание и посвящено множество опубликованных работ.

В настоящей работе ставится задача создания на базе обобщенной физико-математической модели зрительного анализатора методологии количественной оценки воспринимаемой зрительной информации с целью оптимизации параметров приборов записи и воспроизведения изображений. С этой целью в первой главе рассматриваются общие физические процессы, сопровождающие получение человеком зрительной информации. Во второй главе делается попытка разработки обобщенной физико-математической модели восприятия зрительной информации, позволяющей находить аналитическими методами зрительные образы, воспринимаемой человеком действительности. В третьей главе разрабатывается методика количественной оценки воспринимаемой человеком зрительной информации при наблюдении как реальных объектов, так и их изображений на экранах кинотеатров или кинескопов. Четвертая и пятая главы посвящены рассмотрению особенностей восприятия цветных и трехмерных объектов и их изображений.

Для того чтобы не перегружать изложение материала громоздкими математическими и арифметическими преобразованиями при общем анализе систем допускаются некоторые упрощения. Например, зрительный анализатор считается достаточно линейной системой, оптическая система глаза рассматривается как бесконечно тонкая линза, широко используются аппроксимации функциями удобными для математических преобразований и т.п. Эти упрощения не влияют на конечный результат при общем анализе систем. Главная задача работы показать общую методологию анализа преобразования сигналов в зрительном анализаторе, которая в случае надобности может быть применена для анализа конкретных систем с использованием уточненных параметров зрительного анализатора, а также систем записи и воспроизведения изображений (частотных характеристик, импульсных реакций, спектральных характеристик и т.п.).

Разработанная методология апробирована автором при решении задач по нахождению оптимальной яркости киноэкрана, параметров фотографического и электронного кинематографов, обеспечивающих отличную четкость изображения, требуемой частоты кинопроекции в системе кинематографа высокого качества, принципа построения кинопроектора нового поколения и др.

Полученные результаты подтверждены выполненными экспериментальными исследованиями. I

Похожие диссертационные работы по специальности «Приборы и методы преобразования изображений и звука», 05.11.18 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Приборы и методы преобразования изображений и звука», Тихомирова, Галина Вениаминовна

выводы

1. Воспринимаемый зрительным анализатором образ объекта в трехмерном пространстве определяется диспаратностью изображений на сетчатках глаз и определяемой ею стереоскопической разрешающей способностью зрительного анализатора и его ПЧХ, построенной вдоль оси z наблюдаемого пространства.

2. Бинокулярное зрение увеличивает количество получаемой информации о трехмерном объекте примерно в 2,5 раза по сравнению с монокулярным зрением, что обусловлено главным образом диспаратностью изображений на сетчатках правого и левого глаза.

3. Количество получаемой информации о третьем измерении в значительной степени зависит от времени рассматривания объекта в течение которого наблюдатель перемещая взор «обследует» рассматриваемую действительность; при неограниченном времени рассматривания количество получаемой информации об объекте увеличивается в зависимости от глубины объекта до 1000 раз по сравнению с кратковременным предъявлением объекта.

4. Широкому распространению стереоскопического кинематографа препятствуют неудобства связанные с необходимостью использования очков или других устройств при восприятии изображения, а также имеющие место в современных системах расхождение расстояния конвергенции и аккомодации глаз зрителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Получение зрительной информации человеком связано с чрезвычайно сложными психофизиологическими и физическими процессами преобразования сигнала изображения в зрительном анализаторе, что в значительной степени затрудняет создание модели зрительного анализатора, позволяющей решать многие практические задачи по обоснованию требований к системам преобразования, записи и передачи зрительной информации. Проблему предложено решить выделением изучения чисто физических процессов преобразования сигналов зрительной информации, происходящих в зрительном анализаторе.

Доказано, что разработанная обобщенная физико-математическая модель зрительного анализатора, построенная на основе допущения о достаточной линейности и пространственной инвариантности зрительного анализатора позволяет находить аналитическими методами воспринимаемый зрительным анализатором образ наблюдаемой человеком действительности, а следовательно достаточно точно оценить его возможности. Эта же модель пригодна для нахождения зрительного образа при наблюдении изображений, образованных в системах преобразований, записи и передачи зрительной информации, в том числе и в кинематографе.

Методика нахождения выходного образа объекта наблюдения на основе обобщенной физико-математической модели зрительного анализатора разработана с использованием основных положений теории линейных систем и теории дискретизации. На конкретных примерах показано, что эта же методика вполне пригодна для нахождения численными методами выходного образа объекта в реальном зрительном анализаторе с учетом его нелинейности и отклонений от условия пространственной инвариантности.

На основе обобщенной физико-математической модели с использованием основных положений теории информации разработана методика количественной оценки воспринимаемой зрительной информации, введены понятия информационная емкость зрительного анализатора и информационная плотность воспринимаемого зрительным анализатором светового сигнала. Данная методика пригодна для количественной оценки информации при восприятии объектов, расположенных в двумерном и трехмерном пространстве, черно-белых и цветных объектов, неподвижных и изменяющихся во времени объектов. Она дает основу для обоснования требований к системам преобразования, записи и передачи изображений.

Обобщенная физико-математическая модель зрительного анализатора апробирована при решении ряда важнейших практических задач:

- обоснования требований к яркости киноэкрана в кинематографе; установления норм на допустимые колебания яркости изображения в кинотеатре; при разработке и реализации кинопроекционного аппарата нового поколения с электронным управлением световым потоком, полностью устраняющего заметность мельканий изображения на киноэкране (получены два патента РФ на полезную модель);

- для обоснования и реализации системы кинематографа высокого качества, дающей резкий скачок в повышении качества кинопоказа, получившей распространение в США и других странах;

- при разработке и реализации кинопроекционного аппарата нового поколения для системы кинематографа высокого качества (получен патент РФ на полезную модель);

- для обоснования параметров систем фотографического и электронного кинематографов обеспечивающих воспроизведение отличного по четкости изображения.

При непосредственном участии и под руководством диссертанта выполнена серия экспериментальных исследований: по построению сенсорной характеристики зрительного анализатора на шкале категорий для коэффициента заметности мельканий изображения в кинематографе; по построению сенсорной характеристики зрительного анализатора на шкале категорий для яркости киноэкрана в кинематографе;

- по построению временной частотной характеристики зрительного анализатора;

- по оценке заметности искажений изображения и качества кинопоказа в системе кинематографа высокого качества;

- по оценке психофизиологического состояния кинозрителей при изменении частоты мельканий изображения в кинематографе.

Итоги выполненных экспериментов полностью согласуются с результатами теоретических исследований.

Таким образом предложенная и разработанная обобщенная физико-математическая модель зрительного анализатора в достаточной степени подтверждена работами по ее апробации и экспериментальными исследованиями.

В настоящее время в СПбГУКиТ под руководством автора проводится большая научно-исследовательская работа по заданию Министерства культуры РФ по обоснованию на базе выполненной диссертационной работы требований к параметрам системы электронного кинематографа для оснащения киносети РФ. Таким образом, результаты выполненной работы позволяют решать серьезные народно-хозяйственные задачи.

Список литературы диссертационного исследования доктор технических наук Тихомирова, Галина Вениаминовна, 2005 год

1. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Основы записи и воспроизведения информации. СПб,: СПбГУКиТ, 2002.

2. Schade О. Optical and Photoelectric Analog of the Eye // J. Opt. Soc. Am., 1956, 46, 721.

3. Lowry E. Some Experiments with Binocular and Monocular Vision //J. Opt. Soc. Am., 1929, 18, 29, Comm. 380.

4. Луизов А.В., Федорова H.C. Число градаций яркости различимое глазом // ОМП, 1973, №10.

5. Травникова Н.П. Визуальное обнаружение протяженных объектов // ОМП, 1977, №3.

6. Тихомирова Г.В. Временная амплитудная чувствительность зрительного анализатора // ТКТ, 1979, №7.

7. Тихомирова Г.В. Временная частотная характеристика зрительного анализатора и оценка его линейности // ТКТ, 1979, №10.

8. Тихомирова Г.В., Гребенников О.Ф., Кулаков А.К. Установка для исследования временной частотной характеристики зрительного анализатора, авт.свид.№805994, 1980.

9. Ives Н.Е. Critical Frequence Relations in Scotipic Vision// Journ.Of the Opt. Soc. of America.-1922.-V.6.

10. Ives H.E. A theory of Intermittent Vision// Journ. Of the Opt. Soc. of America.-1922.-6.

11. Кравков С.В. Глаз и его работа, М.-Л.: АН СССР, 1950.

12. Луизов А.В. Инерция зрения, М.: Оборонгиз, 1961.

13. Луизов А.В. Физика зрения, М.: Знание, 1976.

14. Луизов А.В., Глаз и свет, Энергоатомиздат, Л.,1983.

15. Алиев М.А., Ершов К.Г., Смирнов Б.А., Усачев Н.Н., Кинотеатры и видеозалы, С.Пб, 1996.

16. Тихомирова Г.В., Лапшин В.А., Карпишин Ф.И. Пути устранения заметности мельканий изображения в кинематографе // ТКТ. 2002. №4.

17. Тихомирова Г.В., Карпишин Ф.И. Оценка колебаний яркости изображения в кинематографе// Сборник научных трудов СПбГУКиТ. 2002. Вып.14.

18. Газеева И.В., Карпишин Ф.И., Тихомирова Г.В. Экспериментальное исследование заметности мельканий изображения в кинематографе. Труды СПбГУКиТ, 2002. Вып. 14.

19. Тихомирова Г.В. Кинопроектор нового поколения //ТКТ 2000, №8.

20. Белоусов А.А., Тихомирова Г.В., Газеева И.В., Карпишин Ф.И. Безобтюраторный кинопроектор. Патент №34764 РФ на полезную модель от 21.07.2003.

21. Белоусов А.А., Тихомирова Г.В., Карпишин Ф.И. Кинопроектор. Патент №34529 РФ на полезную модель от 21.07.2003.

22. Тихомирова Г.В., Газеева И.В., Лебедев В.П., Ковалевский А.В. Обоснование параметров кинопроекции на основе методов психофизиологических исследований // ТКТ, 2001, №12.

23. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Пространственно-временные преобразования изображения в кинематографе // ТКТ, 1981,№7.

24. Мешков В.В. Основы светотехники, M.-JL: Госэнергоиздат,1961.

25. Русинов М.М. Инженерная фотограмметрия // «Недра» -М.,1966.

26. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Изд-во иностр.лит.,1963

27. Тихомирова Г.В., Карпишин Ф.И. Информационная плотность светового сигнала, воспринимаемого зрительным анализатором, Труды СПбГУКиТ, 2001. Вып. 12.

28. Тихомирова Г.В., Карпишин Ф.И. К оценке резкости изображения // Труды СПбГУКиТ. 2001. Вып. 12.

29. Комар В.Г. О резкости изображения в кинематографе// ТКТ,1962, №10.

30. Комар В.Г. Количественные критерии качества изображения для оценки кинемато графических систем // ТКТ, 2000, №10.

31. Комар В.Г. Сравнительная оценка качества изображения кинопленочной и электронной систем кинематографа // ТКТ, 2002, №8.

32. Комар В.Г. Критерий резкости изображения и ее оценка в различных системах кинематографа. Успехи научной фотографии, т.Х, изд.«Наука»,М.-Л.,1964.

33. Белоусов А.А., Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Перспективы дальнейшего развития техники театрального кинематографа // ТКТ, 2001,№1.

34. Белоусов А.А., Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Еще раз о перспективах развития театрального кинематографа // ТКТ, 2003, №1.

35. Белоусов А.А., Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Повышение качества кинопоказа // ТКТ, 2004, №8.

36. Тихомирова Г.В., Карпишин Ф.И. Оценка качества изображения в электронном и фотографическом кинематографах // ТКТ, 2003, №12.

37. Тихомирова Г.В., Карпишин Ф.И. К вопросу о частоте кинопроекции в кинематографе высокого качества // ТКТ. 2002. 13.

38. Showscan Filmischer Realismus total // Film und TV kameraman, 1984, 33, N9.

39. Kodak and Showscan will devolop digital sound for teateres // BKSTS J., 1986, 68, N2.

40. Turner G. Showscan: Doug Trumbulls new 70-mm Format // Amer. Cinematogr., 1984, 65, N8.

41. Способ проекции кинофильма. Авт.свид. №1788505 ЛИКИ, от 15.09.1992.

42. Миз К., Джеймс Т. Теория фотографического процесса, Л.:Химия», 1973.

43. Борн М., Вольф Э. Основы оптики, М.:Наука, 1970.

44. Игнатьев Н.К. Дискретизация и ее приложения, М.: Связь, 1980.

45. Голдовский Е.М. Избранные статьи, М.: Искусство, 1979.

46. Антипин М.В. Интегральная оценка качества телевизионного изображения, Л.: Наука, 1970.

47. Голдовский Е.М. Физические основы кинотехники, М.:Госкиноиздат, 1939.

48. Рыфтин Я.А., Тремор глаз и характеристики зрения// ТКТ, 1987, №4.

49. Кривошеев М.И.,Хлебородов В.А., Историческое решение для мирового телевидения, кинематографии и компьютерной индустрии // ТКТ, 1999, №9.

50. Kelly D.H. Visual Sygnal Generator // The Review of Scientific Instruments, 32, 1961.

51. Robson J.G. Spatial and Temporal Contrast-Sensitivity Functions of the Visual System // JOSA, 56, 1966.

52. Редько А.В. Основы фотографических процессов, СПб: «Лань», 1999.

53. Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. О квалиметрии.- М.: Изд-во стандартов, 1973.

54. Артюшин Л.Ф. Основы воспроизведения цвета.- М.: Искусство, 1970.

55. Бейтмен Г., Эрдейи А. Таблицы интегральных преобразований.- М.: Наука, 1969.

56. Бехтер X., Эпперлейн И., Ельцов А.В. Современные системы регистрации информации,- СПб.: Синтез, 1992.

57. Вавилов С.И. Глаз и солнце,- М.:Наука, 1976.

58. Валюс Н.А. Стереоскопия.- М.: Изд-во АН СССР, 1962.

59. Глезер В.Д., Цуккерман И.И. Информация и зрение.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

60. Гудмен Дж. Введение в Фурье-оптику.- М.:Мир, 1970.

61. Гуревич М.М. Цвет и его измерение,- М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1950.

62. Денисюк Ю.Н. Оптическая голография.-Л.:Наука, 1978.

63. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике.- М.:Мир, 1978.

64. Дженкинс Г., Ватте Д. Спектральный анализ и его приложения.-М.:Мир, 1971.

65. Джеймс Т. Теория фотографического процесса.-М.,1980.

66. Дубовик А.С. Фотографическая регистрация быстропротекающих процессов.- М.:Наука, 1984.

67. Котельников В.А. О пропускной способности «эфира» и проволоки в электросвязи.-М.: Изд-во управления связи РККА, 1933.

68. Красильников Н.Н. Теория передачи и восприятия изображения.-М.: Связь, 1986.

69. Кулаков А.К. Пространственная частотная характеристика зрительного анализатора как звена кинематографической системы //Труды ЛИКИ.-1979.- Вып.34.

70. Лебедев Д.С., Цуккерман И.И. Телевидение и теория информации.-М.-Л.: Энергия, 1965.

71. Мирошников М.М. Теоретические основы оптико-электронных приборов.- Л.Машиностроение, 1983.

72. Нюберг Н.Д. Теоретические основы цветной репродукции.-М.:Сов.наука, 1947.

73. Нюберг Н.Д. Теория цветопередачи.- В кн.Клейн А. Цветная кинематография.- М.: Госкиноиздат, 1939.

74. Островская М.А. Частотно-контрастная характеристика глаза //Оптико-механическая промышленность.- 1969.- №2.

75. Папулис А. Теория систем и преобразований в оптике.-М.:Мир, 1971.

76. Роуз А. Зрение человека и электронное зрение.- М.:Мир, 1977.

77. Строук Дж. Введение в когерентную оптику и голографию.-М.:Мир, 1967.

78. Харкевич А.А. Спектры и анализ.- М.: ГИТТЛ, 1957.

79. Чибисов К.В. Общая фотография.- М.:Искусство, 1984.

80. Цифровая обработка телевизионных и компьютерных изображений/ Под ред.Ю.Б. Зубарева и В.П. Дворковича.- М., 1997.

81. Чуриловский В.Н. Теория оптических приборов.- M.-JI.: Машиностроение, 1966.

82. Шульман М.Я. Измерение передаточных функций оптических систем.- JL: Машиностроение, 1980.

83. Юстова Е.Н. Спектральная чувствительность приемников глаза.//ДАН.- 1950.- Т.74.

84. Гребенников О.Ф., Кулаков А.К., Тихомирова Г.В. Контрастная чувствительность зрительного анализатора при восприятии пространственных и временных сигналов изображения// ТКТ, 1980, №11.

85. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В., Соколов А.В. КВК -кинематограф будущего?//Киномеханик, 1996, №4.

86. Гребенников О.Ф., Гусев В.П., Девойно Е.Г, Кулаков А.К, Тихомирова Г.В. Воспроизводящие свойства высокоскоростных кинематографических систем// Труды Международного конгресса по высокоскоростной фотографии, Москва, 1982.

87. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Пространственно-временные преобразования изображения при киносъемке//

88. Тезисы докладов Всесоюзной научно-технической конференции «Кинотехнические средства в изобразительном решении фильма», Москва, 1979.

89. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В., Троицкая М.Я. Сопоставление качества изображения в современных 16- и 35мм кинематографических системах. Тезисы докладов Всесоюзной научно-технической конференции «Техника фильмопроизводства», Москва, 1985.

90. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В., Способ получения фильмокопии, Авт.свид. №1377812, 1987.

91. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В., Метод устранения искажений изображения 1-го рода, вызванных дискретизацией изображения в кинематографе высокого качества (КВК)// Труды СПИКиТ, вып.8, С.-Пб. 1998.

92. Белоусов А.А, Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В., Кузнецов С.А., Лапшин В.А., Малюхова Т.В., Соколов А.В. Кинематограф будущего. Материалы Международной выставки-конференции «Кинотеатр XXI». С.-Пб.,1999.

93. Белоусов А.А, Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Перспективы дальнейшего развития кинотехники. Материалы Международной выставки-конференции «Кинотеатр XXI». С.-Пб.,2000.

94. Тихомирова Г.В. Физические основы получения зрительной информации. СПб,: СПбГУКиТ, 2005.

95. Клейн А. Цветная кинематография. М. Госкиноиздат, 1939.

96. Тихомирова Г.В. Электронный кинематограф высокого качества. ТКТ 2005, №1-2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.