Совершенствование процесса кинопроекции оптимизацией частоты мельканий изображения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.11.18, кандидат технических наук Газеева, Ирина Варисовна
- Специальность ВАК РФ05.11.18
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат технических наук Газеева, Ирина Варисовна
Введение.
Глава 1. Поиск путей оптимизации параметров кииопроекци в кино- и кинотелевизионных системах.
1.1. Частота съёмки и проекции в кино и телевидении.
1.2. Частотный диапазон световых мельканий, воспринимаемых зрительным анализатором.
1.3. Физиологическое обоснование путей оптимизации параметров кинопроекции.
1.4. Методы оценки психофизиологического состояния зрителей.
1.5. Применение теории дискретизации к анализу временных и пространственно-временных преобразований изображения для оценки качества киноизображения.
Выводы.
Глава 2. Оценка влияния на психофизиологическое состояние зрителей частоты и коэффициента обтюрации световых мельканий, подаваемых на киноэкран.
2.1. Влияние частоты световых мельканий на субъективные показатели психофизиологического состояния зрителей.
2.2. Влияние световых мельканий с оптимальной частотой 77 + 2 Гц и различными коэффициентами обтюрации на утомление и связанные с ним показатели психофизиологического состояния зрителей.
Выводы.
Глава 3. Исследование изменений психофизиологического состояния зрителей после просмотра киноизображения с оптимальными для психофизиологического восприятия частотой мельканий 11 ±2 Гц, коэффициентом обтюрации 0,3 при различных яркостях экрана.
Выводы.
Глава 4. Обоснование перспективных путей реализации кинопроекции с оптимальными для психофизиологического восприятия зрителями параметрами.
4.1. Анализ искажений изображения, вызванных его дискретизацией по времени, при кинопоказе с оптимальными для психофизиологического восприятия зрителями параметрами проекции, реализованными различными способами.
4.2. Сравнительная оценка вариантов технической реализации кинопроекции с одно-, двух- и трёхкратной проекцией каждого кадра с частотой световых мельканий 77 + 2 Гц.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Приборы и методы преобразования изображений и звука», 05.11.18 шифр ВАК
Улучшение качества кинопоказа повышением яркости киноэкрана2003 год, кандидат технических наук Карпишин, Федор Иванович
Совершенствование процесса кинопроекции увеличением рабочего угла мальтийского механизма2002 год, кандидат технических наук Гусев, Владимир Валентинович
Разработка методов и устройств для уменьшения прогиба кадра и износа фильма при его нагреве в кинопроекторе1984 год, кандидат технических наук Бабарика, Михаил Федорович
Разработка методов и устройств для оценки и повышения резкости экранного изображения1984 год, кандидат технических наук Кулаков, Александр Кириллович
Методы и средства формирования объемных изображений в обучающих системах2006 год, доктор технических наук Овечкис, Юрий Натанович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование процесса кинопроекции оптимизацией частоты мельканий изображения»
В течение всего периода существования кинематографа непрерывно велись работы по повышению качества кинопоказа и оптимизации параметров кинопроекции.
Как в кинематографической, так и в кинотелевизионной системах конечным звеном, воспринимающим экранное изображение, является зрительный анализатор (ЗА) человека, под которым понимается не только глаз как оптическая система, но и мозг, который воспринимает и соответствующим образом усваивает сигналы, возникающие от временных колебаний яркости (мельканий). Причём незаметные световые мелькания, так же как неслышимый высокочастотный и низкочастотный звук, оказывают на человека воздействие, и даже могут вызывать сдвиги психофизиологического состояния (ПФС) [1,2]. Это объясняется тем, что верхняя граница частотного диапазона световых мельканий, в котором возможна реакция усвоения мозгом ритмов, по данным электроэнцефалограмм (ЭЭГ) превышает КЧСМ ЗА, и при стандартной яркости экрана 50 ±15 кд/м~ [3] может достигать 60-70 Гц, при высоких яркостях 100 кд/м2 и выше - 70-160 Гц [ 4-6].
Психофизические методы оценки качества изображения не позволяют оценить воздействие на зрителей незаметных световых мельканий. В связи с этим для оптимизации параметров кинопроекции предлагается использовать психофизиологические методы, с помощью которых оцениваются утомление и другие показатели ПФС зрителей до и после просмотра изображения (или световых мельканий). Психофизиологические методы при оптимизации параметров кинопроекции уже применялись ранее другими исследователями. Например, в работе D. Trumbell [7] с целью повышения реалистичности воспринимаемого изображения, в исследованиях А.В. Артишевского [8] с целью объективного контроля заметности мельканий при уменьшении холостой лопасти обтюратора кинопроекционного аппарата.
Исследования в области физиологии, проводимые в Институте физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук, показывают наличие оптимальной частоты 77 ±2 Гц и длительности импульсов 3,5 - 4 мс в случае воздействия прямоугольным электрическим сигналом на мозг человека при транскраниальной электростимуляции (ТЭС) [9-22]. Под воздействием электрических импульсов с указанными параметрами у людей происходит активация эндорфинных структур мозга и выброс j3 - эндорфина [19], что приводит к снижению утомления и улучшению связанных с ним показатели ПФС [15,20]. В настоящее время ТЭС применяется как физиотерапевтическое средство, используемое для обезболивания, снятия утомления и др. [21].
В связи с наличием оптимальных параметров воздействия на человека [9-22] появилась идея применить те же временные параметры к световым мельканиям в кинематографе и оценить: будет ли происходить улучшение ПФС зрителей под воздействием таких мельканий в условиях рассматривания изображения в кинематографе. Если эта идея верна, то, возможно, что в результате просмотра киноизображения, проецируемого с частотой мельканий 77±2 Гц, длительностью 3,5-4 мс у зрителей будет наблюдаться улучшение ПФС. Что в свою очередь позволит оптимизировать параметры кинопроекции с этих позиций.
В связи с вышеизложенным, целью настоящей диссертационной работы является оптимизация частоты мельканий изображения и других параметров кинопроекции на основании оценки психофизиологического состояния зрителей.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Выбрать методы оценки ПФС зрителей, применимые для оптимизации параметров кинопроекции.
2. Определить влияние частоты и длительности световых мельканий на киноэкране (в том числе с параметрами ТЭС) на ПФС зрителей при использовании психофизиологических методов оценки. 7
3. Исследовать изменения ПФС зрителей после просмотра киноизображения в условиях кинотеатра с оптимальными для психофизиологического восприятия частотой световых мельканий и коэффициентом обтюрации при различных яркостях экрана.
4. Обосновать перспективные пути реализации кинопроекции с оптимальными для психофизиологического восприятия зрителями параметрами.
1. ПОИСК ПУТЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ КИНОПРОЕКЦИИ В КИНО- И КИНОТЕЛЕВИЗИОННЫХ СИСТЕМАХ
Похожие диссертационные работы по специальности «Приборы и методы преобразования изображений и звука», 05.11.18 шифр ВАК
Совершенствование процесса создания кинофильма кинематографа высокого качества применением видеосредств2000 год, кандидат технических наук Макарова, Лариса Васильевна
Совершенствование системы кинематографа высокого качества применением импульсного источника света2002 год, кандидат технических наук Малюхова, Татьяна Владимировна
Методы и устройства для измерения частотно-временных параметров зрительной системы человека2004 год, кандидат технических наук Лежнина, Татьяна Александровна
Методология оценки информации, воспринимаемой зрительным анализатором в кинематографе2005 год, доктор технических наук Тихомирова, Галина Вениаминовна
Методы и средства контроля функционального состояния человека на основе временных характеристик зрительного анализатора2007 год, доктор технических наук Роженцов, Валерий Витальевич
Заключение диссертации по теме «Приборы и методы преобразования изображений и звука», Газеева, Ирина Варисовна
выводы
В результате анализа путей реализации кинопроекции с оптимальными для психофизиологического восприятия частотой световых мельканий 11 ±2 Гц, коэффициентом обтюрации 0,3, яркостью 160-200 кд/м2 - сделаны следующие выводы:
1) Кинопроекция с частотой 2X38,5 (2X37,5) кадр/с способствует уменьшению прерывистости движения и устраняет заметность дроблений движущихся изображений, однако практическая реализация такой системы не целесообразна из-за сложности перевода на эту частоту фильмокопий, снятых с частотой 24 кадр/с, и увеличения массы фильмокопий.
2) Кинопроекция с частотой 77(75) кадр/с позволяет устранить заметность дроблений движущихся изображений и является наиболее эффективной для уменьшения прерывистости движения. Кинематографическая система с частотой кинопроекции 77(75) кадр/с реализуется без увеличения массы, если применить непрерывное транспортирование киноленты на тонкой основе и импульсный источник света, однако в этих системах длительность светового импульса значительно меньше оптимальной для психофизиологического восприятия зрителями. Устранение этого недостатка в принципе возможно путём применения инерционных киноэкранов, однако для обоснования целесообразности реализации таких систем необходимы дополнительные исследования.
3) Наиболее перспективным способом проекции с частотой световых мельканий77±2 Гц - является кинопроекция обычных фильмокопий с частотой 25 кадр/с и тремя световыми импульсами на каждый кадр с применением импульсных источников света. Увеличение яркости в такой системе до 160-200 кд/м не вызовет роста заметности искажений, обусловленных его дискретизацией по времени, относительно традиционной кинематографической системы с частотой 2x24 кадр/с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого обзора литературы установлено, что незаметные световые мелькания оказывают воздействие на психофизиологическое состояние зрителей.
С целью согласования параметров кинопроекции с психофизиологическим восприятием зрителей в диссертационной работе:
- На основе предложенных и апробированных методов оценки психофизиологического состояния зрителей установлены оптимальные параметры кинопроекции для условий рассматривания изображения в кинематографе: частота мельканий 77 ±2 Гц, коэффициент обтюрации 0,3. Проведённые исследования полностью подтверждают данные физиологов о благотворности воздействия на человека сигнала с указанными параметрами.
- Показано, что при просмотре киноизображения с частотой 3x25 кадр/с (частота мельканий 75 Гц), коэффициентом обтюрации 0,3 у зрителей происходит улучшение показателей психофизиологического состояния, снижение утомления и увеличение концентрации внимания. Лучшие результаты получены при яркостях экранного изображения 160-200 кд/м2.
- Проанализированы три возможных способа технической реализации кинопроекции с частотой световых мельканий 77 ±2 Гц: с одним, двумя и тремя световыми импульсами на каждый кадр. Рекомендован к применению наиболее простой способ кинопроекции с частотой 25 кадр/с и трёхкратной проекцией каждого кадра с использованием импульсных источников света, позволяющий демонстрировать обычные фильмокопии.
- В результате анализа временных и пространственно-временных преобразований изображения показано, что повышение яркости экрана до 160-200 кд/м при кинопоказе с трёхкратной проекцией каждого кадра частотой 25 кадр/с не увеличивает заметность искажений изображения, вызванных его дискретизацией по времени.
Предложенный способ безобтюраторной кинопроекции с частотой 25 кадр/с и тремя световыми импульсами каждого кадра, коэффициентом обтюрации 0,3, яркостью 160-200 кд/м , способствующий улучшению психофизиологического состояния зрителей, может быть применён в кинотеатрах. Результаты работы могут быть полезны при разработке новых стандартов на кинопроекцию.
Научная новизна диссертационной работы.
Установлены оптимальные параметры кинопроекции путём применения психофизиологических методов на основе известных физиологических эффектов.
В результате анализа временных и пространственно-временных преобразований изображения в кинематографической системе с трёхкратной проекцией каждого кадра обосновано повышение яркости экрана без увеличения заметности искажений изображения, вызванных его дискретизацией по времени.
Практическая ценность.
Обоснованы новые оптимальные параметры кинопроекции - частота световых мельканий 11 ±2 Гц, коэффициент обтюрации 0,3 и яркость экрана 160-200 кд/м , способствующие снижению утомления и улучшению связанных с ним показателей психофизиологического состояния зрителей.
Рекомендован простой, не требующий специальных фильмокопий,
134 способ кинопроекции с оптимальными для психофизиологического воздействия параметрами - с частотой 25 кадр/с и трёхкратной проекцией каждого кадра с использованием импульсных источников света. Применение этого способа возможно и в телевидении.
Показано, что увеличение яркости экрана до 160-200 кд/м2 в случае кинопроекции с частотой 25 кадр/с и тремя световыми импульсами на каждый кадр не увеличивает заметность мельканий, прерывистости и дроблений движущихся изображений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Газеева, Ирина Варисовна, 2002 год
1. Jaschinski W., Bonacker M., Alshuth E. Accomodation, convergence pupil diameter and eye blinks at a CRT display flickering near fusion limit// Ergonomics. - 1996. - V.39. - 1. - P. 152-164.
2. Padmos P. Rewiew of Wilkins ewidence for harmful effects of fluorescent light flicker : TNO Report (C-22), TNO Institute of Perception. Soesterberg, 1990.
3. OCT 19-155-2000. Кинотеатры и киноустановки. Качество проецируемого изображения.
4. Ильянок В.А. Частотный диапазон реакций усвоения ритмов световых мельканий в коре головного мозга// Физиология человека. 1997. - Т. 23. -№1,-С. 33-38.
5. Ильянок В.А. Влияние интенсивности и длительности отдельных вспышек ритмического света на изменение гармонического состава реакции усвоения ритма мозгом человека// Проблемы физиологической оптики. 1966. -Т. 13.-С. 67.
6. Ильянок В.А. Влияние интенсивности и глубины пульсации мелькающего света на электрическую активность мозга человека// Биофизика. Т. 6. -Вып. 1. - 1961.
7. Trumbell D. Showscan Filmischer Realismus Total//Film und TV Kameramann. - 1984. - V. 33. - № 9. - P. 604-606.
8. Артишевский А.В. Некоторые пути увеличения полезного светового потока в кинопроекционной аппаратуре: Дис. . канд. техн. наук. Л., 1968.
9. Айрапетов Л.Н., Зайчик А.Н., Трухманов Н.С. и др. Об изменении уровня бэтаэндорфина в мозге и в спинномозговой жидкости при транскраниальной электроанальгезии // Физиологический журнал СССР им. ИМ. Сеченова.-1985.- Т.71.-№ 1,- С. 56-64.
10. Акимов Г.А., Заболотных В.А., Лебедев В.П. и др. Транскраниальное воздействие в лечении вегетососудистой дистонии// Журнал невропатологии и психиатрии. 1991. - Т. 91.- №. 7. - С. 75-78.
11. Ильинский О.Б., Лебедев В.П., Савченко А.Б. и др. Влияние транскраниального неинвазивного раздражения антиноцицептивной системы на процессы репарации/'/Физиологический журнал СССР им. И.М.Сеченова, -1987. Т.73. - № 1-2. - С.223-229.
12. Лебедев В.П. Транскраниальная электростимуляция: Новый подход/ Транскраниальная электростимуляция/ Под редакцией Д.П. Дворецкого.-СПб, 1998. -С.22-38.
13. Лебедев В.П., Савченко А.Б., Кацнельсон Я.С. и др. Об опиатном механизме транскраниальной электроанальгезии./Транскраниальная электростимуляция/ Под ред. Д.П. Дворецкого. СПб., 1998. С. 91-105.
14. Лебедев В.П., Савченко А.Б., Отеллин В.А. и др. Значение серотонинер-гической системы мозга для развития транскраниальной электроанальгезии// Физиологический журнал СССР им. И.М.Сеченова. 1995. - Т. 81. -№ 10. -С.36-43.
15. Шмонин А.В. Применение транскраниального электрообезболивания в условиях районной больницы. Оценка оптимальности применяемых частот/ Транскраниальная электростимуляция/ Под редакцией Д.П. Дворецкого. -СПб.-1998.-С. 378-379.
16. Кузин М.И., Авруцкий М.Я., Шлозников Б.М. и др. Влияние чрескожной трансцеребральной электростимуляции в режиме электроанестезии на содержание бетаэндорфина в спинномозговой жидкости и плазме крови//Бюлл. эксп. биол. и мед. 1984. - № 5. - С. 515- 516.
17. Ковалевский А.В., Гайсина А.В. Влияние транскраниальной электростимуляции на утомление и другие показатели психофизиологического состояния человека: Тезисы конференции молодых исследователей «Человек и его здоровье». СПб, - 1999. - С. 34.
18. Лебедев В.П., Ковалевский А.В., Борд Э.И. Визуальная аналогово-дискретная шкала для интегральной экспресс-оценки субъективного утомления человека//Прикладная психология. 2000. - №5. - С. 39-47.
19. Безрукова В.Н., Королёв А.В., Ляпунов В.Н., Новаковская О.С. Выбор параметров систем телевидения высокой визуальной чёткости и качества// Техника кино и телевидения. -1985.- №10. С. 3-9.
20. Володько В.А, Соколов А.В., Троицкая М.Я. Экспериментальное исследование кинематографа высокого качества//Техника кино и телевидения.1989. -№10.-С. 7-9.
21. Володько В.А., Троицкая М.Я., Нечаев И.К. Исследования восприятия дробления изображений зрительным анализатором//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа.1990.-Вып. 2. С. 64-69.
22. Володько В.А. Влияние яркости киноэкрана на величину критической частоты восприятия мельканий//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа. 1989.- Вып. L-C.74-78.
23. Володько В.А. Временная частотная характеристика для повышенной яркости экрана//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа. 1991. - Вып. 3. - С. 33-38.
24. Голдовский Е.М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1979. - 295 с.
25. Голдовский Е.М. Введение в кинотехнику. М.: Искусство, 1974.
26. Голдовский Е.М. Физические основы кинотехники. М.: Госкиноиздат, 1939.-223 с.
27. Гребенников О.Ф. Устранение искажений вызванных дискретизацией изображения в кинематографе//Техника кино и телевидения. 1987. - №1. -С. 12-19.
28. Гребенников О.Ф. Кинематограф высокого качества//Техника кино и телевидения. 1988. - №4. - С. 3-7.
29. Гребенников О.Ф. Искажения, вызванные дискретизацией изображения в кинематографе/УТехника кино и телевидения. 1977. - №8. - С. 3-13.
30. Гребенников О.Ф., Соколов А.В., Тихомирова Г.В. КВК кинематограф будущего? // Киномеханик. - 1996. - № 4. - С. 22-23.
31. Гусев В.В. Яркость киноизображения в кинематографе высокого качест-ва//Сборник научных трудов СПИКиТ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа.- 1998. Вып. 8. - С. 36-39.
32. Гусев В.В. Экспериментальное исследование искажений второго рода в кинематографе высокого качества. //Сборник научных трудов СПИКиТ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа. 1998.- Вып. 8.- С. 32-36.
33. Ирский Г.Л. Широкое применение ксенонового осветителя важный фактор повышения эффективности и качества кинопроекции//Техника кино и телевидения. - 1981. - №4. - С. 3-10.
34. Ирский Г.Л. Современный кинотеатр. М.: Искусство, 1982.
35. Карипиди С.Д., Нельский Е.Л., Дарий Е.И. Стандарты и качество кинопоказа. М.: Искусство, 1980. - 215 с.
36. Кривошеев М.И., Хлебородов В.А. Историческое решение для мирового телевидения, кинематографии и компьютерной индустрии//Техника кино и телевидения. 1999. - С. 3-17.
37. Майров С.В. Обтюраторы кинопроекторов. М.: Искусство, 1956. - 84 с.
38. Мясникевич В.Л., Нечаев И.К., Соколов А.В. Применение метода парных сравнений для шкалирования восприятия яркости киноизображения //Техника кино и телевидения. 1986. - №7. - С. 13-15.
39. Новаковский С.В., Хамди М.Х. Экспериментальное исследование замет-ности мерцания яркости на экране кинескопа телевизора//Техника кино и телевидения. 1994. - №6.- С. 42-46.
40. Петров В.В. Качество кинопроекции. М.: Искусство, 1982. - 222 с.
41. Премьера ТВЧ в Европе//Техника кино и телевидения 1992. - №9.-С. 25.
42. Проблемы кинематографа высокого качества/ЛГехника кино и телевидения. 1988. - №2. - С. 79.
43. Проект перехода к частоте проекции 30 к/с //Техника кино и телевидения.- 1987. №8.-С. 72-73.
44. Росселевич И.А., Ляпунов В.Н., Борисов А.А., Королёв С.В., Новаковский С.В., В.Н. Безруков, Полосин Л.Л. Перспективные параметры системы телевидения высокого разрешения// Техника кино и телевидения.- 1987. -№1,-С. 5-11.
45. Тихомирова Г.В. Временная амплитудная чувствительность зрительного анализатора//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа.- 1979. Вып. 34. - С. 122-132.
46. Тихомирова Г.В. Временная частотная характеристика зрительного анализатора и оценка его линейности//Техника кино и телевидения. 1979. -№10. - С. 3-9.
47. Тихомирова Г.В. Временная частотная характеристика зрительного анали-затора//Техника кино и телевидения. 1979. - №10. - С. 3-9.
48. Тихомирова Г.В. Исследование искажений вызванных дискретизацией изображения в кинематографической системе : Дис. канд. техн. наук. Л., ЛИКИ, 1980. - 208 с.
49. Троицкая М.Я. Математическая модель восприятия дробления изображения зрительным анализатором/ЛГехника кино и телевидения. 1990. -№4.-С. 16-21.
50. Хлебородов В.А. На пути к единому мировому стандарту ТВЧ// Техника кино и телевидения. 1988. - №2. - С. 37.
51. CCIR. Documents (1982-1986) 11/304 Е/ France. New Experimental in the Measurement of Perception of Flickering, 19 June, 1985.
52. Lecture/Demonstration: 30 Frames per second? At The National Film Theatre Sunday 31 August 2.00 Eyepiece, 1986. - 7. - №4. Release. NFT.
53. Mark Y.A. Statistical Comparison of 24 and 30 fps// Image Technology. 1987. - V. 69. - №8,- P. 352-357.
54. SMPTE to Study Standardization of 30 Frame Film for Distribution of Theatrical and Television Prints// BKSTS J. -1986. V. 68. - № 2. - P. 90.
55. Tupner G.E. Showscan: Doug Trumbell's new 70 mm Format//American cinematographer. 1984. - 65. - №8. - P. 113 - 114.
56. Луизов A.B. Глаз и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1983. - 140 с.
57. Луизов А.В. Инерция зрения. М.: Оборонгиз, 1961.
58. Гусев В.В., Куклин С.В., Соколов А.В. Отчёт по НИР «Разработка кинопроектора нового поколения». СПбГУКиТ, 1998.
59. Гусев В.В., Гусев В.П. Исследование износа межперфорационных перемычек//Сборник научных трудов СПбГУКиТ. -Проблемы развития техники и технологии кинематографа.- 1999. Вып. 11. С. 18-22.
60. Гусев В.В., Гусев В.П., Соколов А.В. Зависимость износа перфораций киноленты от времени её продёргивания в фильмовом канале: Тезисы международной конференции «Кинотеатр XXI». СПб., 1999. - С.37.
61. Белоусов А.А., Гребенников О.Ф., Кузнецов С.А., Лапшин В.А., Малюхова Т.В., Соколов А.В., Тихомирова Г.В. Кинематограф будущего: Тезисы международной конференции «Кинотеатр XXI». СПб., 2000.
62. Белоусов А.А., Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Перспективы дальнейшего развития техники театрального кинематографа// Техника кино и телевидения. 2001. - №1. - С. 10.
63. Белоусов А.А., Гребенников О.Ф., Кузнецов С.А., Лапшин В.А., Малюхова Т.В. О принципах функционирования новой кинематографической системы КВК-М//Техника кино и телевидения. 2001. - №7.-С. 35.
64. Макарова Л.В Совершенствование процесса создания кинофильма кинематографа высокого качества применением видеосредств: Автореферат дис. канд. техн. наук. СПб., 2000. - 143 с.
65. Kelly D.N. Visual Signal generator//The Review of Scientific Instruments. -1961. -V. 32. P. 50-55.
66. Kelly D.N. Visual Responses to time Dependent Stimule.I. Amplitude Sensitivity measurements// J. of the Opt. Soc. of America- 1961.- V.51.-P. 422-429.
67. Kelly D.N. Visual Responses to time Dependent Stimule.II. Single - channel Model of the Photopic Visual System//J. of the Opt. Soc. of America. - 1961. -V. 51.-P. 422-429.
68. H. De Lange Dzn. Research into the Dynamic Nature of the Human Fovea Cortex Systems with Intermittent and Modulated Light// J. Of the Opt. Soc. Of America. 1958. - V. 48. - P. 777-784.
69. H. De Lange Dzn. Eye's Response at Flicker Fusion to Square Wave
70. Modulation of a Test Field Surrounded by a Large Steady Field of Equal Mean Luminance/Л. Of the Opt. Soc. Of America.-1961. V. 51. - P. 415-421.
71. OCT 19-155-84. Кинотеатры и киноустановки. Светотехнические параметры изображения.
72. РТМ 19-77-94. Развитие и техническое оснащение сети.
73. Лапшин В.А., Лобач Н.Г., Шарманов С.В. Источники питания для безобтюраторной проекции/УТехника кино и телевидения.-1999.- №7.- С. 51-53.
74. Макаров И.О. Практикум по физиологии и биофизике органов чувств анализаторов. -М.: Высшая школа, 1973.
75. Мешков В.В., Матвеев А.Б. Основы светотехники. М.: Энергомашиздат, 1989.-415 с.
76. Мешков В.В., Матвеев А.Б. Осветительные установки,- М.: Госэнергоиз-дат, 1947.
77. Berman S.M., Greenhouse D.S., Bailey I.L. et al. Human electroretinogram responses to video displays, fluorescent lighting, and other high frequency sources // Optometry and Vision Science. 1991. V. 68. - P. 645-662.
78. Chauhan K., Charman W.N., Hainan A.M. et al. Time-aweraged accomodation response to flickering stimuli // Ophtalmic and Physiological Optics. -1992. -V. 12.-P. 327-334.
79. Sternheim C.E., Cavonius C.R. Sensitivity of the human ERG and VECP to sinusoidally modulated light/VVision Research. -1972. V. 12.-P. 1685-1695.
80. Owens D.A., Wolfe J.M. Accomodation for flickering stimuli// Ophthalmic and Physiological Optics. 1985. - V. 5. - P. 291-296.
81. Iwasaki Т., Kurimoto S. Influence of visible and invisible flicker on «floating accomodation»//Proceedings of the International Conference Work With Display Units. Stockholm. 1986. - P. 387-390.
82. Wilkins A.J., Nimmo-Smith I., Slater A.I. et al. Fluorescent lighting, headaches and eyestrain // Lighting Research and Technology.-1989.-V.21.-P. 11-18.
83. Kennedy A., Brysbaert M., Murray W. S. The effects of intermittentillumination on a visual inspection task//The Quarterly J. of Experimental Psychology. 1998,- V. 51.-№ 1. - P.135-151.
84. Kennedy A., Murray W.S. The effects of flicker on eye movement control// The Quarterly J. of Experimental Psychology. 1991. - V. 43 A.- P.79-99.
85. Kennedy A., Murray W.S. «Flicker» on VDU screens // Nature. 1993.-V. 365.-P. 213.
86. Macknik S.L., Fisher B.D., Bridgeman B. Flicker distorts visual space constancy // Vision Research. 1991. V.31. - P. 2057-2064.
87. Грюссер О.Й., Грюссер-Корнельс У. Зрение/Физиология человека/ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996. - С. 235-276.
88. Кравков С.В. Глаз и его работа. М.-Л.: АН СССР, 1950.
89. Tyler C.W. Analysis of visual modulation sensitivity I. Two components in flicker perception// Vision research. -1975. V. 15. - P. 843 -848.
90. Tyler C.W. Analysis of visual modulation sensitivity II. Peripheral retina and the role of photoreceptor dimensions//!. Opt. Soc. Am.-1985.- V.A2.- P.393-398.
91. Tyler C.W. Analysis of visual modulation sensitivity Ш. Peripheral retina and the role of photoreceptor dimensions// J. Opt. Soc. Am.-1987. -V. A4.- P. 16121619.
92. Brundrett G.W. Human sensitivity to flicker//Lighting Research and Technology. 1974. - V. 6. - P. 127-143.
93. Lindner H. Astenopische Beschwerden bei Beleuchtung mit Gasentladungslampen (GEL) // Ophthalmologe. 1994. - V. 91. - P. 201-211.
94. Lindner H., Kropf S. Astenopic complaints associated with fluorescent lamp illumination (FLI): the role of individual disposition//Lighting Research and Technology. -1993. V. 25. - P. 59-69.
95. Rey P., Rey J.P. Les effects compares de deux eclairages fluorescents sur une tache visuelle et des tests de «fatigue»//Ergonomics.-1963.- V.6. -P.393-401.
96. Wilkins A. J. Intermittent illumination from visual display units and fluorescentlighting affects movements of the eyes across text // Human Factors. 1986. -V. 28.-P. 75-81.
97. Zaccaria A., Bitterman M.E. The effect of fluorescent flicker on visual effeciency //J. of Applied Psychology. 1952. - V. 36. - P.413-416.
98. Laubli Т., Gyr S., Nishiyama K. et al. Effects of refresh rates of a stimulated CRT display with bright characters on a dark screen//Intern. J. of Industrial Ergonomics. 1986. - V.l. - P. 9-20.
99. Nishiyama K., Brauninger U., DeBoer H. et al. Physiological effects of intermittently illuminated textual displays//Ergonomics.-1986.-V.29.-P.l 1431154.
100. Takeda Т., Fukui Y., Iida T. Influence of CRT refresh rates on accomodation aftereffects // Work with Display Units 86 / Knave В., Wideback P.-G. (eds.). Elsevier, Amsterdam, 1987. P. 474-482.
101. Воронов Ю.А. Развитие представлений школы Введенского-Ухтомского о проблемах раздражимости и об основных нервных процессах: Дис. . докт. биол. наук,- JI., 1975.
102. Воронов Ю.А. Примум, оптимум, пессимум: Труды Всесоюзной конференции памяти Н.Е. Введенского. М, 1962.
103. Cur М., Zeevi V. Frequency domain analysis of the human electroretinogram// J. Opt. Soc. Am. A. - 1980. - V. 70. - №l. - p. 53-59.
104. Jasper H. Electrical sing of cortical activity// Psyhol. Bull. 1937. - V. 34. -№7. - P. 411.
105. Thiry S. Contribution a l'entrainement photique//Archives internationales de physiologie. 1951. - V. 59. - № 1. - P. 10.
106. Shuang Wu, Stephen A Burns. Analysis of retinal light adaptation with the flicker electroretimogram//J. Opt. Soc. Am. A. 1996. -V.13. - №3. - P. 649657.
107. Shuang Wu, Stephen A Burns, Ann Eisner. Effects of flicker Adaptation and Temporal Gain Control on the flicker ERG// Vision. Res. 1995. - V. 35.21.-P. 2943-2953.
108. Семеновский E.H., Зарецкая Р.Б. Усвоение светового ритма сетчаткой и корой головного мозга при раздражении глаз прерывистым све-том//Проблемы физиологической оптики. 1958. - Т. 12.- С. 377.
109. Mundy-Castle А.С. Analysis of cerebral responses to photic Stimulation in normal adults// EEG and Cline. Neurophysiol. 1953. - V. 5. - №1. - P. 26.
110. Walter V.I., Walter W.G. The central effects of rhytmic sensory stimulation// EEG and Cline. Neurophysiol. 1949. - V. 1. - №1. - P. 57.
111. Ernst Niebur, Christof Koch, Christopher Rosin. An Oscillation-Based Model for The Neuronal Basis of Attention//Vision Res. 1993. - V. 33. - №18. -P. 2789-2802.
112. Murthy V.N., Fetz E.E. Coherent 23 to 35 Hz oscillations in the sensorimotor cortex of awake behaving monkey// Proc. of the Nat. Acad, of Science USA. -1992. -V. 89. P.5670-5674.
113. Ярбус A.Jl. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.
114. Peter A. Shell. An Introduction to the Experimental Study of Visual Fatigue//SMPTE. 1991. - N1. P. 33-41.
115. Jaschinski-Kruza W. Visual strain during VDT work: The effect of viewing distance and dark focus// Ergonomics. 1988. - V. 31. - P. 1449- 1465.
116. Murata K., Araki S., Yokoyama K, Yamashita K. Accumulation of VDT work-related visual evoked potential near point distance and critical flicker fusion//Industrial Health. 1996. - V. 34. - №2. - P. 61-69.
117. Трифонов E.B. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. СПб, 1996.
118. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.Н. и др. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния//Вопросы психологии. 1973. -№ 6. - С. 141-145.
119. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М.:МГУ, 1984.
120. Сысоев В.Н. Методика диагностики работоспособности. Тест Ландольта. СПб, 1996.
121. Гребенников О.Ф. Основы записи и воспроизведения изображения. М=: Искусство, 1982.-239 с.
122. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Пространственно-временные преобразования изображения в кинематографической системе//Техника кино и телевидения. -1981. №7. - С. 8-15.
123. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Нужен ли угол раскрытия в 172,8°? //Сборник научных трудов ЛИКИ.- 1983. С. 8.
124. Игнатьев Н.К. Дискретизация и её приложение. М.: Связь, 1980.
125. Игнатьев Н.К. Эквивалентная схема кинематографического воспроизведения движения при сопроводительном движении//Техника кино и телевидения. 1992. - №9. - С. 35 -37.
126. Кулаков А.К. Разработка методов и устройств для оценки и повышения резкости экранного изображения: Дис. канд. техн. наук. Л., 1984.
127. Тихомирова Г.В., Тарасов Б.Н. Преобразование сигнала изображения в кинематографических системах. / Под редакцией О.Ф. Гребенникова. Л., ЛИКИ, 1985.
128. Паспорт к универсальному фотометру ТКА 04/3.
129. Лампа ксеноновая высокой интенсивности безозонная типа ДКСШ 3000-5 3.374.198 ТУ.
130. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера.- СПб, 1995.
131. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
132. Плохинский Н.А. Математические методы в биологии. Учебнометодиче-ское пособие. М.: Московский университет, 1978.
133. Глезер В.Д. Зрение и мышление. СПб: Наука, 1993.
134. Глезер В.Д., Цуккерман И.И. Информация и зрение. СПб.:1471. АН СССР, 1961.
135. Глезер В.Д., Цуккерман И.И., Цыкунова Т.М. О пропускной способности зрения// Техника кино и телевидения. 1961. - № 3. - С. 27.
136. Введенский Н.Е. О соотношении между раздражением и возбуждением при тетанусе. СПб, 1886.
137. Баевский P.M., Кириллов О.И., Клёцкин С.З. Математический анализ измерений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. -141 с.
138. Куховаренко О.Ю. Расчёт допустимых скоростей панаромирования при киносъёмке//Техника кино и телевидения. 1968. - №10. - С. 15-17.
139. Мелик-Степанян A.M., Проворнов С.М. Детали и механизмы киноаппаратуры. Л.:ЛЖИ, 1980.
140. Бараусова Н.С., Макаров О.П. Расчёт и конструирование мальтийских механизмов. Методические указания. Л.: ЛИКИ, 1975.148
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.